Главные мужчины в жизни Айседоры Дункан.
Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей.
В 13 лет Айседора бросила школу, и серьезно занялась музыкой и танцами. Как самостоятельная танцовщица Дункан впервые выступила в Будапеште в 1903 году, после чего, в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Первую свою школу танцев она открыла вместе со старшей сестрой Элизабет в 1904 году в Германии в городе Грюневальде. В Россию она приехала впервые 10 января 1905 года. В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В то время она подружилась со Станиславским. 16 апреля 1915 года состоялось первое представление второй части "Патетической симфонии" Чайковского. В июле 1921 Дункан приехала в Советскую Россию по приглашению А.В.Луначарского и Л.Б.Красина, и организовала в Москве для детей рабочих хореографическую школу (особняк на ул. Пречистенка, 20), куда было принято около 60 девочек в возрасте от 4 до 10 лет. Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в дни празднования четвертой годовщины Октября. Находясь в России (1921-24), вышла замуж за поэта С.Есенина и вместе с ним выезжала в США (1922-23). В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Её последние выступления в Нью-Йорке состоялись 13 и 15 января 1923 года в Карнеги-холл. После развода с Сергеем Есениным, в 1925 году, возвратилась в США, где подвергалась травле как “большевистская шпионка”. Была лишена гражданства США за ведение “красной пропаганды”. В результате была вынуждена переехать во Францию, где и оставалась до последних дней жизни. В 1925 школа, основанная Дункан в России, была лишена государственного финансирования, тем не менее школа и студия просуществовали до 1949 года. После отъезда Дункан студией руководила её приёмная дочь Ирма. Школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Однако, за Дункан последовали «пластички-босоножки» Л.Н.Алексеева и С.Д.Руднева, которые создали студии пластики и музыкального движения, продолжающие работать и до настоящего времени. В России изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930).
Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).
Между 1906-1912
To seek in nature the fairest forms and to find the movement which expresses the soul in these forms—this is the art of the dancer. ... My inspiration has been drawn from trees, from waves, from clouds, from the sympathies that exist between passion and the storm."
«Искать в природе самые красивые формы и найти такое движение, которое выразит душу в этих формах — это - искусство танцора.... Мое вдохновение вызвано деревьями, волнами, облаками, той общностью, которая существует в страсти и шторме.»
А. Дункан танцует в театре Диониса, Афины, 1903 г.
ROBERT EDMOND JONES: "Come away! her dancing says. Come out into the splendid perilous world! Come up on the mountain-top where the great wind blows! Learn to be young always! Learn to be incessantly renewed! Learn to live in the intemperate careless land of song and rhythm and rapture! Say farewell to the world you know and join the passionate spirits of the world’s history! Storm through into your dreams! Give yourself up to the frenzy that is in the heart of life, and never look back, and never regret!"
«Встаньте!» -говорит ее танец. Выйдите наружу в этот ослепительный и опасный мир! Поднимитесь на горную вершину, где дует сильный ветер! Учитесь быть молодыми всегда! Учитесь постоянно возрождаться! Учитесь жить на суровой беззаботной земле песен, и ритма, и восторга! Скажите «прощай» миру, который вы знаете, и присоединяетесь к страстной душе мировой истории! Пусть стихия войдет в Ваши мечты! Посвятите себя неистовству, которое находится в сердце жизни, и никогда не оглядывайтесь назад, и никогда не сожалейте!"
Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, её нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной.
Мери Фентон Робертс
Айседора и ее ученицы, 1908 г. (фотограф Paul Berger )
В Венеции, 1903 г.
Фотографии Arnold Genthe, сделанные в Нью-Йорке в 1915-18 гг. во время визита А. Дункан в Америку:
Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация.
Максимилиан Волошин
CARL SANDBURG ("Isadora Duncan"): "The wind? I am the wind. The sea and the moon? I am the sea and the moon. Tears, pain, love, bird-flights? I am all of them. I dance what I am. Sin, prayer, flight, the light that never was on land or sea? I dance what I am."
"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."
SHAEMAS O’SHEEL: "What glorious things she makes the soul remember! Once we were young, and the leaping blades of our desire striking the granite facts of life lit lively fires of wonder. We were simple, so that when the moving beauty of nature and the joy of each other’s company stirred us to ecstasies, we sought free and natural expression; we danced—we danced as the movements of waves and branches, and as the exquisite beauties of our own bodies suggested. Such memories she evokes by her subtle gestures and movements. … The morning of time dawns on our spirits again, and once more we have a sense that hears the gods."
"Какие великолепные вещи она заставляет душу вспомнить! Когда мы были молодыми, нетерпеливые клинки нашего желания вонзались в гранитные факты жизни и зажигали живые огни удивления. Мы были проще, и когда движущаяся красота природы и радость общения друг с другом вызывали в нас экстаз, мы искали свободное и естественное выражение чувств; мы танцевали — танцевали, повторяя движения волн и веток, так, как изящная красота наших собственных тел это предполагала. Такие воспоминания она вызывает своими изящными жестами и движениями. … Утро времени наступает в наших душах опять, и еще раз у нас появляется интуитивная способность слышать богов."
Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. 1922 г.
Ок. 1923 г.
1923 г.
С. Есенин и А.Дункан
Добропорядочные люди... Добропорядочные люди – это попросту те, кто не подвергался достаточно сильному искушению… Внутри нас таится нарушитель всех законов, готовый выскочить наружу при первой возможности…
Асейдора Дункан.
«Моя жизнь».
...И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою
.
Сергей Есенин,
«Чёрный человек».
«Трагическая смерть Айседоры Дункан после столь же трагической кончины Сергея Есенина, изощренную жестокость которой невозможно забыть, снова напомнила мне, в какой драматической атмосфере постоянно жила эта чудовищно парадоксальная чета», - так писал через месяц после гибели Дункан в парижской газете бельгийский поэт и переводчик Элленс, который несколько лет в тесной близости наблюдал взаимоотношения этой супружеской пары.
«Шок - это по-нашему!» - такие слова могли быть девизом короткой совместной жизни Дункан и Есенина.
Ко времени знакомства ей было 44 года, а ему 26... Она никогда по принципиальным соображениям не вступала в «законный брак», а он к тому времени был уже дважды женат. Она потеряла троих детей: в 1913 двое погибли в автокатастрофе, в 1914 она родила сына, который прожил всего несколько часов. У Есенина же трое детей (есть версия, что четверо). Она не знала русского языка, но стремилась общаться по-русски.
А он не знал ни одного иностранного языка и не хотел учить.
Все его многочисленные друзья и приятели ненавидели её, называли «старухой». Её же окружение презрительно называло его «дикарём», «табунщиком», «альфонсом». Никто никогда не знал и не узнает, какими они были на самом деле. Потому что правды нет. Есть оценки, мнения друзей и врагов, есть мемуары.
Но, согласитесь, ведь это тоже интересно.
Подруга Айседоры, Мэри Дести, вспоминает: «День перед отъездом в Россию выдался для нас в высшей мере беспокойным, но всё же мы нашли время посетить гадалку...» Гадалка рассказала, что Айседора едет в длительное путешествие, что у нее будет много неприятностей и злоключений. Айседора только смеялась: «Само собой, я еду в страну, где идёт гражданская война, а я ничего не боюсь. Русские меня ждут, моё искусство им нужно». Но когда гадалка сказала: «Вы выйдите замуж, и года не пройдет», Айседора разозлилась: «Чушь! Мне 44 года, я не была замужем и не буду!»
Нужно сказать, что вызывает удивление восторженность зрелой женщины в отношении предстоящей поездки в новую Россию. Перед отъездом она дала множество интервью европейским и американским газетам. Вот, что она заявила французским репортерам: «Я ищу духовного убежища. Я не могу больше работать в Париже. Советы - единственная власть, которая в наше время проявляет заботу об искусстве и о детях. Я горю желанием убедиться, что в мире есть место, где не ставят коммерцию выше, чем духовное и физическое развитие детей».
Ей говорили, что в России после Гражданской войны остались беспризорными десятки тысяч детей, что многие из них были свидетелями гибели и унижения своих отцов и матерей: «О какой школе античного танца вы мечтаете? Это утопия!» Её ответ был таким: «Вы русских не любите и не понимаете. Может быть, им есть нечего, но они богаты духовной пищей».
Вот в таком настроении летом 1921 г. всемирно известная танцовщица приезжает в Россию. Да, на Западе у неё были проблемы, но никто и никогда не осуждал её за то, что она делает. Обвиняли её только в том, что она говорит.
Советское правительство, как ни странно, не очень было готово к открытию школы. Предсказание гадалки сбывалось. В конце концов, для работы Дункан был выделен экспроприированный у знаменитой русской балерины особняк. Школа античного танца открылась. Правда, Дункан мечтала о тысяче девочек, а правительство выделило деньги только на 25. Да и отапливать классы дров не было. Айседора постепенно переходила на систему самообеспечения. Она нервничала, худела, но не сдавалась: была полна замыслов и энергии. Занятия начинались и заканчивались пением Интернационала. Она стала самой модной женщиной Москвы 1921 г.
Фото: Американская танцовщица и хореограф Айседора Дункан с ученицами, одна из которых её дочь, во время урока танцев.
Дункан, выступая перед правительственной элитой, удивлялась: «И зачем только они затевали такую кровавую революцию? Отобрали у дворян дворцы и бриллианты. Поселились во дворцах сами, бриллианты носят их неэлегантные женщины. Получилось всё то же, что было. Только хуже».
Айседоре было гораздо интереснее с людьми искусства. Она с удовольствием окунулась в богемную жизнь, каждый вечер где-нибудь танцевала в тунике с шарфом и босиком. Такой и увидел её Сергей Есенин в первый раз. Вспоминает Анатолий Мариенгоф: «Красный, мягкими складками льющийся хитон, красные с отблеском меди волосы, большое тело, ступающее легко и мягко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине.
Маленький нежный рот её улыбнулся. Изадора легла на диван, а Есенин у её ног. Она окунула руку в его кудри и сказала:
- Solotaja golova! - Потом поцеловала его в губы». Под утро они уехали вместе.
Есенин поселился в студии Айседоры. Через несколько месяцев она стала его законной женой. Брак был зарегистрирован в Москве, супруги Дункан-Есенины сразу отбыли в Германию.
Айседора хотела, вероятно, показать своему юному мужу настоящую жизнь. Думала, что Есенин будет изумлен и счастлив, попав из дикой России в прекрасную Европу. Она мечтала показать ему музеи и театры, а он сбегал с друзьями и пускался в загул по злачным местам или скрывался в маленьких пансионатах. Она разыскивала его.
Он друзьям говорил: «Пристала. Надоела, - и тут же, - она очень добрая баба, моя Изадора, только чудная. Не пойму я её».
Скандалы начались ещё в России. В её окружении почти все считали Есенина сумасшедшим, но хитрым сумасшедшим: он пользуется любовью, добротой и деньгами наивной богатой женщины.
Фото: commons.wikimedia.org/public domain
Больно читать воспоминания Горького о встрече с четой Дункан-Есениных в Берлине в 1922 г.: «Эта знаменитая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, тонких ценителей пластики, рядом с маленьким, как подросток, изумительным рязанским поэтом являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно… Когда она плясала, он, сидя за столом, пил вино и, краем глаза посматривая на неё, морщился. Может быть, именно в эту минуту у него сложились в строку стиха слова сострадания: „Излюбили тебя, измызгали…“
И можно было подумать, что он смотрит на свою подругу, как на кошмар, который уже привычен, не пугает, но всё-таки давит…
Потом Дункан, утомлённая, припала на колени, глядя в лицо поэта с вялой, нетрезвой улыбкой. Есенин положил руку на плечо ей, но резко отвернулся».
Почему-то никто из современников не верил, что Есенин питает какие-то искренние чувства к Айседоре, но вот, что она его любит - видели все. Правда, оценивали её любовь к Есенину по-разному: одни с презрением и насмешкой (Горький, Мариенгоф), а другие...
«Я имел также возможность с некоторым смущением наблюдать этот союз молодого русского поэта и уже клонившейся к закату танцовщицы, показавшийся мне сначала, как я уже говорил, почти чудовищным. Я думаю, что ни одна женщина на свете не понимала свою роль вдохновительницы более по-матерински, чем Айседора.
Она увезла Есенина в Европу, она, дав ему возможность покинуть Россию, предложила ему жениться на ней. Это был поистине самоотверженный поступок, ибо он был чреват для нее жертвой и болью.
У неё не было никаких иллюзий, она знала, что время тревожного счастья будет недолгим, что ей предстоит пережить драматические потрясения, что рано или поздно маленький дикарь, которого она хотела воспитать, снова станет самим собой и сбросит с себя, быть может, жестоко и грубо тот род любовной опеки, которой ей так хотелось его окружить.
Айседора страстно любила юношу-поэта, и я понял, что эта любовь с самого начала была отчаянием», - представляет нам Айседору уже после её гибели вышеупомянутый бельгийский поэт Ф. Элленс.
Несомненно, Айседоре не давал покоя её неутолённый материнский инстинкт. Потеряв своих детей, она стремилась нести добро, красоту и гармонию в мир детства. Не надо быть знатоком трудов Зигмунда Фрейда, чтобы догадаться, что solotaja golova Есенина напоминала ей кудри её погибшего сына Патрика. Поэтому она любила погружать свои пальцы в волны светлых волос Сергея. Поэтому многое могла простить ему, когда Есенин вёл себя как хулиган-подросток.
Пожалуй, самые трогательные воспоминания о встрече с этой «парадоксальной четой» оставила русская поэтесса, экс-супруга Алексея Толстого, мать его детей, Наталья Крандиевская-Толстая: «Она еле скользнула по мне сиреневыми глазами и остановила их на Никите, которого я вела за руку. Долго, пристально, как бы с ужасом, смотрела она на моего пятилетнего сына, и постепенно расширенные атропином глаза её ширились всё больше, наливаясь слезами.
Сидора! - тормошил ее Есенин. - Сидора, что ты?
Oh, - простонала она, наконец, не отрывая глаз от Никиты. - Oh, oh!.. - И опустилась на колени перед ним, прямо на тротуар.
Перепуганный Никита волчонком глядел на неё. Я же поняла всё. Я старалась поднять её. Есенин помогал мне. Любопытные столпились вокруг. Айседора встала и, отстранив меня от Есенина, закрыв голову шарфом, пошла по улицам, не оборачиваясь, не видя перед собой никого, - фигура из трагедий Софокла. Есенин бежал за нею в своем глупом цилиндре, растерянный.
Сидора, - кричал он, - подожди! Сидора, что случилось?
Никита горько плакал, уткнувшись в мои колени. Я знала трагедию Айседоры Дункан. Её дети, мальчик и девочка, погибли в Париже, в автомобильной катастрофе, много лет тому назад. В дождливый день они ехали с гувернанткой в машине через Сену. Шофёр затормозил на мосту, машину занесло на скользких торцах и перебросило через перила в реку. Никто не спасся.
Мальчик был любимцем Айседоры... Его портрет на знаменитой рекламе английского мыла известен всему миру. Белокурый голый младенец улыбается, весь в мыльной пене. Говорили, что он похож на Никиту, но в какой мере он был похож на Никиту, знать могла одна Айседора. И она это узнала, бедная...»
Бесконечные скандалы, в которых Айседора престала уступать Есенину в экстравагантности и темпераменте, измотали обоих.
Их не хотели принимать в дорогих отелях, так как уже знали: эти симпатичные господа за два-три вечера перебьют столько посуды и зеркал, сломают столько мебели, что гостиницу придётся закрыть на капитальный ремонт. Пусть даже мадам всё оплатит, всё равно не хочется. И не все жильцы любят слушать оглушительный русский мат даже в английском исполнении. Особенно по ночам.
Супруги устали друг от друга, и каждый для себя решил, что покинет «свою половину», как только они вернутся в Москву. В 1923 г. Дункан-Есенины вернулись в Россию и расстались.
Айседора узнала о смерти Сергея Есенина в декабре 1925 года. Это известие ввергло её в состояние шока. Она писала подруге: «Бедный Серёженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слёз». Она отправила в Россию матери Есенина телеграмму со словами скорби и сочувствия.
Айседора Дункан трагически погибла 14 сентября 1927 г. в Ницце. Её шарф попал в нижнее колесо гоночного автомобиля и после нескольких оборотов затянулся на шеё несчастной женщины в смертельную петлю.
Странно, но причина её смерти и причина смерти Есенина определяется одним словом - «асфиксия» (удушение).
Лариса Михайлова
Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?
У Айседоры Дункан с детства было ощущение, что в ее биографиии все предначертано. Она предчувствовала свою мировую славу и знала: за признание и талант ей придется заплатить страшную цену.
Судьба словно наказывала ее за успех, отбирая самых дорогих людей. Айседора много раз любила и готова была отдать всю себя, но избранники, как правило, бросали ее. Ей пришлось пережить самое страшное для любой матери - смерть собственных детей. Последней насмешкой судьбы стала нелепая гибель самой танцовщицы.
Айседора Дункан - детство: Дочь Терпсихоры
В детстве она любила танцевать на берегу моря; позже Айседора рассказывала, что необычному стилю ее научили волны и ветер. Она танцевала босая - просто потому, что в семье не было денег на балетные туфли. Эта привычка осталась с ней на всю жизнь, став одной из «изюминок» образа ее биографии.
Младшую дочь семейства Дункан окружающие считали немного странной, не от мира сего. Учителя часто жаловались, что девочка витает в облаках, вместо того чтобы думать об уроках. Ее мать только отмахивалась: она осталась одна с четырьмя детьми, ей было не до причуд дочери. Сыта, здорова - и хорошо. В 13 лет Айседора без сожаления бросила школу и присоединилась к гастролирующей труппе. Она хотела заниматься только танцами, и никто не мог ее остановить.
Через несколько лет в Чикаго появилась необычная танцовщица, которая стала главной сенсацией сезона. Она выступала в короткой тунике, надетой практически на голое тело, без привычного в те времена гимнастического трико. Ее танцевальная манера была уникальной и ни на что не похожей. Сама «босоножка» называла себя наследницей древнегреческих традиций.
Ужасное пророчество
Эротизм ее танцев воспламенял мужские сердца, у Айседоры появились толпы пылких поклонников. Тем не менее до 25 лет она оставалась девственницей: считала, что истинная служительница муз должна хранить целомудрие и не растрачивать себя на плотские наслаждения. Правда, ее сердце не всегда подчинялось разуму: еще в Чикаго Айседора впервые влюбилась в 45-летнего художника польского происхождения Ивана Мироцкого. Он трогательно ухаживал за ней, предложил руку и сердце. А потом девушка узнала, что в Польше у него осталась законная супруга...
Залечивать душевные раны Айседора уехала в Европу, где ее выступления произвели настоящий фурор. В Париже, городе любви, она встретила того, кто пробудил ее чувственность. Оскар Бережи, с которым Айседора познакомилась на гастролях в Будапеште, был никому не известным актером, но Дункан видела в нем благородного рыцаря, непризнанного гения. Однако Оскар, которому быстро надоело быть тенью «божественной Айседоры», оставил ее.
Вскоре танцовщица встретила новую любовь -режиссера Гордона Крэга. Они не просто встречались, а жили вместе. Через год Айседора родила дочь. Материнство преобразило ее настолько, что она была готова оставить карьеру ради семьи. Но счастье длилось недолго. Крэг, который так и не стал официально мужем Айседоры, вернулся к своей бывшей любовнице.
Айседора, погрузившаяся в пучины мрака и депрессии, отправилась к известному прорицателю. То, что она узнала, отнюдь не облегчило ее состояния. Хиромант сказал, что ее ждут всемирная слава и успех, но ей предстоит потерять двух самых любимых людей.
Предсказание сбывается
Утешение можно было найти только в работе, и Айседора вновь окунулась в мир танца. Она постоянно придумывала что-то новое и неизменно вызывала восторг у самой искушенной публики. Миллионеру Пэрису Юджину Зингеру, наследнику огромной империи по производству швейных машин, пришлось потратить немало сил, чтобы покорить ее сердце. Он дарил Айседоре меха и бриллианты, ежедневно присылал роскошные букеты. Весь мир он готов был бросить к ее ногам.
Зингер и Дункан прожили вместе несколько лет, у них родился сын -очаровательный мальчик, в котором оба души не чаяли. Но семейная жизнь снова не сложилась. Зингер изнывал от ревности: он хотел запереть Айседору дома, чтобы она принадлежала ему одному, а Дункан не могла жить без сцены. И хотя чувства еще не остыли, пара рассталась.
Айседора отправилась на гастроли в Россию. Всю дорогу ее мучили самые мрачные предчувствия, она постоянно вспоминала предсказание хироманта. Однажды по дороге с очередного концерта ее посетило видение: два детских гробика в снегу. Сердце охватил леденящий ужас. Она поспешила в Париж, где остались дети и жил Зингер. Айседора решила помириться с ним в надежде, что у них будет полноценная семья. Но все ее надежды рухнули в один миг.
Отправив детей с няней на автомобильную прогулку, Айседора ждала возлюбленного для серьезного разговора. Он вбежал в комнату со страшным известием: машина, в которой ехали дети, упала с моста в Сену. Дверцы в воде заклинило, выбраться не удалось никому.
Роковой шарф Айседоры Дункан
Айседора слегла в горячке. Она не хотела жить, силы постепенно покидали ее. Врачи отправили безутешную мать на курорт и прописали полный покой.
Она была безразлична ко всему, с утра до вечера оплакивая погибших малышей. Однажды она брела по пляжу и увидела невдалеке две детские фигурки. Это были они, ее дети! Они шли среди волн, и Айседора бросилась к ним. Обезумевшая женщина наверняка утонула бы, если бы ее не вытащил проходивший мимо молодой итальянский офицер. «Спасите меня, спасите мой рассудок, подарите мне ребенка!» -прошептала Айседора... Он стал ее любовником, и танцовщица снова забеременела. Но последовала новая трагедия: мальчик умер всего через несколько часов после появления на свет.
После этого Айседора поняла, что ей не суждено быть счастливой, что ее удел - одиночество. Отныне работа - единственное, что удерживает ее в этой жизни. В сценическом образе танцовщицы появилась новая деталь - длинный красный шарф, выделявшийся на фоне белой туники, как кровавая рана. Он и символизировал незаживающую рану - в ее сердце.
Айседора Дункан и Сергей Есенин
Айседора Дункан пережила еще один яркий роман - с русским поэтом . Он был на 18 лет моложе, они говорили на разных языках, но устоять перед его напором и обаянием она не смогла. Ей было безразлично мнение окружающих: влюбленная, как девчонка, Айседора расцвела, ей снова захотелось жить... Но Есенин не вписался в европейское общество. Пока они жили в России, отношения складывались прекрасно, но за границей он не смог писать, начал пить, а больше всего его раздражало, что здесь никто не знал поэта Есенина. Его называли «мужем Айседоры»! Есенин бросил все и уехал на родину. А спустя два года пришло известие о его самоубийстве.
Айседора Дункан - человек искусства, американская танцовщица, одна из родоначальниц (вместе с Лои Фуллер) танцевального стиля «модерн», или свободного танца. Эта женщина также была женой выдающегося русского поэта Сергея Есенина. Перед вами биография Айседоры Дункан, изложенная кратко.
Краткая биография
Кто такая эта странная женщина? Итак, Дора Анжела Дункан родилась в мае 1877 года в городе Сан-Франциско, штат Калифорния. Её семья была интеллигентной и творческой.
Всего в семье было четверо детей. Юная Дора рано пошла в школу, но и бросила её рано - в 13 лет, так как, по её мнению, американская система образования была бесполезна для жизни. По другой версии, это произошло из-за крайней бедности семьи, и девочка вынуждена была зарабатывать себе на хлеб уроками танцев.
Именно в этом возрасте Айседора всерьёз заинтересовалась музыкой и танцами. Не только она - все её братья и сёстры тоже хорошо пели и танцевали.
В 18 лет Дункан совершила смелый поступок, который предопределил её дальнейшую судьбу. Она переехала в Чикаго, где познакомилась с танцовщицей Лои Фуллер. Они выступали вместе, и их стиль - свободный, пластический танец - сразу полюбился зрителям. Образ Айседоры был действительно экстравагантен: например, выступала она в греческом хитоне и босиком (или в лёгких сандалиях).
Айседора Дункан была знакома с такими выдающимися русскими деятелями искусства и политики, как:
- Константин Станиславский (театральный режиссёр и педагог).
- Анатолий Луначарский (нарком просвещения).
- Сергей Есенин (поэт).
Судьба Айседоры Дункан неразрывно связана с судьбой России. Когда она приезжала сюда в первый раз, то познакомилась с Константином Сергеевичем Станиславским, великим русским режиссёром театра и педагогом.
Во второй раз в Россию её позвал Анатолий Васильевич Луначарский. Мужчина предложил ей открыть в юной Советской Республике школу танцев. В 1921 году Айседора приехала в РСФСР. Бытовые условия были достаточно тяжелыми, однако Дункан вдохновенно работала.
Тогда же молодая танцовщица познакомилась с Сергеем Есениным и вскоре стала его супругой – в том же году они поженились. Их история любви невероятно романтична, а вот брак был непростым и продлился всего три года. Есенин и Айседора Дункан не смогли построить счастливую семью: в 1924 две творческие натуры расстались из-за накопившихся противоречий во взглядах.
Танцовщице не суждено было стать счастливой женой и матерью. Через несколько лет после развода бывший муж Айседоры и любовь всей её жизни умер, и спустя какое-то время после его трагической гибели последовала за ним в Вечность и она. Как оказалось, в любви не важна национальность...
У Айседоры Дункан было трое детей от разных мужчин, но все они погибли в раннем возрасте. Зато шесть учениц великой танцовщицы выросли и продолжили её дело совершенствования танцевального искусства. В Википедии есть статьи о нескольких из них.
Айседора Дункан погибла в Ницце в 1927 году при достаточно трагических обстоятельствах. Она ехала на автомобиле, и её длинный красивый шарф попал в ось колеса. Великая танцовщица умерла от удушения собственным красивым аксессуаром. Ей было тогда всего пятьдесят лет. Смерть этой женщины стала невосполнимой потерей для всего танцевального мира.
Айседора Дункан была похоронена на кладбище в Париже.
Вклад в искусство
Вся творческая деятельность великой танцовщицы была направлена на формирование нового типа человека - человека будущего, женщины, не обременённой устаревшими стереотипами и условностями. На становление идеалов Айседоры Дункан большое влияние оказал немецкий философ и мыслитель Ницше, одержимый идеей воспитания нового, более совершенного и интеллектуального поколения людей.
Творчество этой великой танцовщицы проповедовало свободу от условностей и надуманной красоты. По мнению Айседоры, танец абсолютно не представляет собой истинного искусства, если не несёт душевной боли, мечты и одухотворённости. Линия не является прекрасной сама по себе - в ней должен быть глубокий смысл, иначе это просто линия.
Значительное место в жизни Дункан занимала борьба за права женщин, за и свободу женщины быть самой собой.
Танец Айседоры Дункан во многом наследует традиции греческой классической школы. Античные танцы привлекали её ещё с ранней юности. В творчестве этой танцовщицы основными чертами можно считать следующие:
- Импровизация и свобода движения.
- Искреннее выражение мыслей и чувств.
- Отсутствие надуманности, кокетливости, фальши.
Чтобы закрепить свои идеи в истории танцевального искусства, Айседора Дункан написала книгу, вышедшую в свет под названием «Танец будущего».
В 2016 году на экраны вышел фильм «Танцовщица» о Дункан, где главные роли сыграли Лили Роуз-Депп и Луи Гаррель.
Как у любого великого человека, у Айседоры Дункан было то, за что её называли странной, даже сумасшедшей. Читателю будет интересно узнать, что знаменитая танцовщица была:
- Бисексуальной ориентации.
- Атеисткой.
- Новатором.
Она всей душой поддержала Великую Октябрьскую революцию, не побоявшись поехать в послевоенный Петроград организовывать танцевальную школу. Нужно отдать должное смелости, которую ежедневно проявляла Айседора Дункан.
Например, доподлинно известно, что в последние годы жизни, в Нью-Йорке, танцовщица не скрывала того, что она «красная», и даже гордилась этим. И это несмотря на то, что к советской России американцы в то время относились не особенно хорошо.
Одни люди называли Айседору сумасшедшей, другие - великой. И те, и те были правы, ведь каждый гений немного сумасшедший… Но с её смертью мир потерял человека, готового бросить всё на алтарь искусства.
Айседору Дункан по праву можно назвать великим художником танца. Её вклад в современное искусство сложно переоценить. Исключительно благодаря таким преданным своему делу мастерам творческая мысль продолжает развиваться, постепенно выводя человечество на новые и новые ступени развития. Автор: Ирина Шумилова
Айседора Дункан - выдающая американская танцовщица, создавшая новую концепцию танца, предложившая уникальный стиль танца. Это не только великий теоретик, но и непревзойденный практик танцевального искусства. Родилась Айседора 26 мая 1878 года.
Биография Айседоры Дункан - яркая история талантливой и сильной женщины . Она никогда не опускала рук, никогда не сдавалась и несмотря ни на что верила в любовь. Даже ее последними словами, прежде чем она села в тот злосчастный автомобиль, намотавший на колесо ее шарф, были: «Я иду к любви!»
Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго. Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец . Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.
Танец Айседоры Дункан
Ее считали гениальной танцовщицей . Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.
Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца . Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковывающих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создаласобственную школу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России , где у нее было множество почитателей.
Айседора и Сергей Есенин
Именно в России Дункан встретила его - своего единственного официального супруга, поэта Сергея Есенина . Их отношения были яркими, страстными, порой скандальными, но тем не менее оба благотворно влияли на творчество друг друга. Брак продлился недолго - спустя два года Есенин вернулся в Москву, а спустя еще два года - покончил с собой.
Но неудавшийся брак или несчастливые романы не были единственными трагедиями в жизни Дункан. Еще до встречи Есенина и Дункан танцовщица потеряла двоих детей - водитель машины, в которой находились дети и их няня, вышел из нее, чтобы запустить двигатель, иавтомобиль скатился по набережной в Сену . Спустя год у Дункан родился сын, но скончался уже через несколько часов. После гибели детей Дункан удочерила двух девочек, Ирму и Анну, которые также, как и их приемная мать, занимались танцами.
Причина смерти
Смерть Айседоры Дункан была мгновенной и трагической. Причиной смерти Дункан стало удушение собственным шарфом, намотавшимся на колесо автомобиля . Похороны Айседоры Дункан прошли в Париже, могила Айседоры Дункан (она была кремирована) находится в колумбарии кладбища Пер-Лашез.