Живопись современные европейские художники натюрморт. Известные натюрморты

Главная / Развод

Отношение к натюрморту в разные эпохи менялось, иногда о нем практически забывали, а иногда он был самым популярным жанром живописи. Как самостоятельный жанр живописи он появился в творчестве голландских художников в 17 веке. В России долгое время к натюрморту относились как к низшему жанру, и только в начале 20 века стал полноценным жанром. За четырех вековую историю художниками было создано очень большое количество натюрмортов, но и среди этого количества можно выделить наиболее известные и значимые работы для жанра.

«Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649) Виллем Клас Хеда (1594-1682).

Голландский художник был признанным мастером натюрморта, но именно эта картина выделяется в его творчестве. Здесь заметно виртуозное мастерство Хеды в передаче повседневных предметов быта - создаётся ощущение реальности каждого из них. На столе, покрытом богатой скатертью, стоит янтарный лимон, кусок свежей ветчины и столовое серебро. Завтра только что окончен, поэтому на столе заметен небольшой беспорядок, что делает картину еще более реальной. Как и у большинства голландских натюрмортов этого периода, здесь каждый предмет несет какую-то смысловую нагрузку. Так, серебряная посуда говорит о земном богатстве, ветчина обозначает чувственные радости, а лимон - внешнюю красоту, скрывающую внутреннюю горечь. Через эти символы художник напоминает нам, что следует думать больше о душе, а не только о теле. Картина выполнена в единой коричнево-серой гамме, характерной для всей голландской живописи этой эпохи. Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника.

«Персики и груши» (1895) Поль Сезанн (1830-1906).

Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным. Поэтому практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн . Он считал, что живопись должна объективно передавать действительность, а картины должны быть основаны на закономерностях природы. Сезанн стремился передать не изменчивые, а постоянные качества предмета, через синтез формы и цвета, объединение формы и пространства. И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения. Так стол мы видим сверху, фрукты и скатерть - сбоку, маленький столик - снизу, а кувшин вообще одновременно с разных сторон. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) - отступающими в глубь. Поэтому форма предметов на его натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной. Именно поэтому Сезанна выглядят монументальными.

«Голубая скатерть» (1909) Анри Матисс (1869-1954) .

Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.

Блез Паскаль

И правда, задерживал ли Ты когда-нибудь взгляд на фруктах из кухонного стола? Ну... разве что, когда был голоден, правда? А вот картиной с фруктовой композицией или роскошным букетом цветов можно любоваться часами. Именно в этом - особая магия натюрморта.

В переводе с французского языка натюрморт означает «мертвая природа» (nature morte). Однако это лишь дословный перевод.

На самом деле натюрморт - это изображение неподвижных, застывших предметов (цветов, овощей, фруктов, мебели, ковров и т. д.). Первые натюрморты встречаются на фресках Древней Греции и Древнего Рима.

Натюрморт (фреска из Помпей) 63-79 г., Неаполь, Национальная галерея Каподимонте. Автор неизвестен.

Когда в гости к римлянину приходил друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозяин дома показал лучшее из своей серебряной посуды. Эту традицию ярко отражает натюрморт из гробницы Вестория Приска в Помпеях.

В центре композиции - сосуд для смешивания вина и воды, воплощение бога плодородия Диониса-Либера. По обе стороны на золотом столе симметрично расставлены кувшины, черпаки, рога для вина.

Однако натюрморт - это не только фрукты, овощи и цветы, но и... человеческий череп, призванный отразить быстротечность человеческой жизни. Именно так представляли натюрморт сторонники жанра «Ванитас», представители ранней стадии развития натюрморта.

Выдающийся пример - аллегорический натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды , где рядом с черепом изображена трубка - символ неуловимости земных наслаждений, стеклянный сосуд - отражение хрупкости жизни, ключи - символ власти домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож символизирует уязвимость жизни, а жаровня, в которой едва теплятся угли, значит ее угасание.

Суета сует. Ванитас, 1628, Виллем Клас Хеда.

Виллема Хеду по праву называют «мастером завтраков». С помощью интересной расстановки пищи, посуды и кухонных принадлежностей художник удивительно точно передавал настроение картин. А его мастерство изображать блики света на идеально гладких поверхностях серебряных чаш и стеклянных кубков поражала даже именитых современников художника.

Невероятно, насколько точно и деликатно Хеда умел передавать каждую мелочь: игру света, особенности формы, цвета предметов. Во всех картинах голландца - таинственность, поэтичность, искреннее восхищение миром предметов.

Натюрморты известных художников

Натюрмортом часто увлекались знаменитые художники. Именно о мастерах кисти и об их восхитительных произведениях я расскажу Тебе дальше.

Пабло Пикассо - самый дорогой художник мира

Уникальный и неподражаемый - именно так называют выдающегося испанского художника ХХ в. Пабло Пикассо. Каждая работа автора - тандем оригинального замысла и гениальности.

Натюрморт с букетом цветов, 1908 г.

Натюрморт с луковицами, 1908 г.

Кроме традиционно совершенных реалистичных, наполненных света и ярких красок, или же мрачных, выполненных в голубовато-серых тонах натюрмортов, Пикассо увлекался кубизмом . Художник раскладывал предметы или героев своих картин на мелкие геометрические фигуры.

И хотя искусствоведы не признали кубизм Пикассо, сейчас его работы прекрасно продаются и принадлежат самым богатым коллекционерам мира.

Гитара и ноты, 1918 г.

Эксцентричный Винсент Ван Гог

Наряду со знаменитой «Звездной ночью» серия картин с подсолнухами стала уникальным символом творчества Ван Гога. Художник планировал украсить подсолнухами свой дом в Арле к приезду друга Поля Гогена.

«Небеса - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов из картин Вермеера Делфтского... Я не могу написать что-то столь прекрасное...» - обреченно говорил Ван Гог. Возможно, именно поэтому художник рисовал подсолнухи бесчисленное количество раз.

Ваза с 12 подсолнухами, 1889 г.

Несчастная любовь, бедность и непринятие его творчества побуждают художника к безумным поступкам и изрядно подрывают здоровье. Но о живописи талантливый художник упорно писал: «Даже если я упаду девяносто девять раз, я все равно поднимусь в сотый раз».

Натюрморт с красными маками и ромашками. Овер, июнь 1890 г .

Ирисы. Сен-Реми, май 1890 г.

Всеохватывающие натюрморты Поля Сезанна

«Я хочу вернуть природе вечность», - любил повторять великий французский художник Поль Сезанн. Художник изображал не случайную игру света и тени, не меняющиеся, а постоянные характеристики предметов.

Стремясь показать предметы со всех сторон, он описывает их так, что зритель любуется натюрмортом, словно под разными углами. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты - сбоку, ящик в столе - снизу, а кувшин - с разных сторон одновременно.

Персики и груши, 1895 г.

Натюрморт с вишнями и персиками, 1883-1887 гг.

Натюрморты современных художников

Палитра цветов и самых разнообразных оттенков позволяет нынешним мастерам натюрморта достичь невероятной реалистичности и красоты. Хочешь полюбоваться впечатляющими картинами талантливых современников?

Британец Сесил Кеннеди

От картин этого художника невозможно оторвать взгляд - настолько чарует его разнотравье! М-м-м… Кажется, я уже чувствую запах этих удивительно красивых цветов. А Ты?

Сесила Кеннеди по праву считают самым выдающимся британским художником современности. Обладатель нескольких престижных премий и любимец многих «сильных мира сего», Кеннеди все же стал известным, только когда ему исполнилось далеко за 40.

Бельгийский художник Джулиан Стапперс

Сведения о жизни бельгийского художника Джулиана Стапперса скудны, чего не скажешь о его картинах. Жизнерадостные натюрморты художника - в коллекциях самых богатых людей мира.

Грегори Ван Раальте

Современный американский художник Грегори Ван Раальте особое внимание обращает на игру света и тени. Художник убежден, что свет должен падать не прямо, а через лес, листья деревьев, лепестки цветов, или отображаться от поверхности воды.

Талантливый художник живет в Нью-Йорке. Увлекается рисованием натюрмортов в технике акварель.

Иранский художник Али Акбар Садехи

Ali Akbar Sadeghi - один из самых успешных иранских художников. В своих работах он искусно сочетает композиции традиционных иранских картин, персидские культурные мифы с иконописью и искусством витража.

Натюрморты современных украинских художников

Что ни говори, а в украинских мастеров кисти - свое, уникальное видение его величества натюрморта. И сейчас я Тебе это докажу.

Сергей Шаповалов

Картины Сергея Шаповалова пестрят солнечными зайчиками. Каждый его шедевр наполнен светом, добром и любовью к родной земле. А родился художник в селе Ингуло-Каменка Новгородковского района Кировоградской области.

Сергей Шаповалов – заслуженный художник Украины, член Национального союза художников.

Игорь Деркачев

Украинский художник Игорь Деркачев родился в 1945 году в Днепропетровске, где проживает и сейчас. Двадцать пять лет посещал художественную студию Дома культуры студентов им. Ю. Гагарина, сначала как студиец, а потом в качестве преподавателя.

Картины художника пронзены теплом,любовью к родным традициям и дарам природы. Эта особая теплота через картины автора передается и всем поклонникам его творчества.

Виктор Довбенко

По словам автора, его натюрморты - зеркало собственных чувств и настроений. В букетах роз, в россыпях васильков, астр и георгинов, в «душистых» лесных картинах - неповторимый летний аромат и бесценные дары богатющей природы Украины.

Натюрморт (фр. nature morte - «мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Русские натюрмористы

  • Хруцкий Иван Фомич (1810-1885)
  • Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)
  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
  • Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956)
  • Альберти Петр Филиппович (1913-1994)
  • Антипова Евгения Петровна (1917-2009)
  • Захаров Сергей Ефимович (1900-1993)
  • Копытцева Майя Кузьминична (1924-2005)
  • Котьянц Геворк Вартанович (1906-1996)
  • Крестовский Ярослав Игоревич (1925-2003)
  • Осипов Сергей Иванович (1915-1985)
  • Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978)
  • Румянцева Капитолина Алексеевна (1925-2002)
  • Скуинь Елена Петровна (1909-1986)
  • Тетерин Виктор Кузьмич (1922-1991)
  • Шаманов Борис Иванович (1931-2008)

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи окончательно оформился в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников.

До этого времени он не являлся самостоятельным жанром, а лишь включался в другие жанры в качестве обрамления других картин (например, цветочными гирляндами), украшения мебели, интерьера и т.д.

Термин

Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Цветы в вазе – это натюрморт; те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. В широком смысле натюрморт – это художественное изображение неодушевлённых предметов: растений, дичи, посуды и т.д. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу.
Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).

Разновидности натюрморта

Ванитас

Майкл Конрад Хирт. Ванитас
Ванитас – аллегорический натюрморт. Обычно на нём, среди прочего, изображается череп. Такой натюрморт предназначен для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти – раздумий над смыслом человеческого существования. Термин взят из стиха из Библии: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!». По-латински это звучало так: «Vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas ». Более подробно о ванитас можно прочитать .

Голландский натюрморт

Нидерландский натюрморт, оформившийся в XVII в. как самостоятельный жанр, оказал влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. Оказывается, обычные предметы также живут, но жизнь их тиха и незаметна для человека. В этом есть какая-то тайна. Видимо, поэтому жанр натюрморта стал популярным и сохранился до наших дней. Иногда натюрморт притягивает взгляд, волнует чувства, от него невозможно оторваться – возникают какие-то ассоциации, мимолётные воспоминания...

Цветочный натюрморт

Этот вид натюрморта, пожалуй, самый распространённый и самый первый, выделившийся в отдельный жанр.

Ян Давидс де Хем (1606-1684). Натюрморт с цветочной вазой (около 1645). Национальная галерея искусства (Вашингтон)
Традиционно в Нидерландах выращивалось много цветов, разводились сады, поэтому цветочные натюрморты были естественным продолжением жизни общества. Самыми первыми художниками этого жанра были Амброзиус Босхарт Старший (1573-1621) и Бальтасар ван дер Аст (1593-1657).

Амброзиус Босхарт Старший «Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе» (около 1619). Масло на меди

Учёный натюрморт

Наиболее интеллектуальный вид натюрморта. В таких натюрмортах предполагалось размышление над изображённым, а для этого – знание Библии и другие познания о мире. В эту категорию можно отнести и ванитас, но учёный натюрморт по тематике шире: в нём присутствуют книги, музыкальные инструменты и т.д.

Мария ван Остервейк. Натюрморт

Д. Анненков «Размышления с Бодлером»

Натюрморт в русской живописи

В России натюрморт как самостоятельный жанр появился в начале XVIII в. Но некоторое время (почти до конца XIX в.) натюрморт считался низшим жанром и изображал только цветы и фрукты.
Известным художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий.

И. Хруцкий. Натюрморт с вазой (1832)

И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)
В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться.
Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.

Е. Скуинь «Пионы и вишня» (1956)

В. Стожаров. Натюрморт с рябиной (1969)

Натюрморт в различных стилях и направлениях искусства

Рубеж XIX-XX вв. известен экспериментами в области художественного творчества. Натюрморт также не избежал этой участи. Первыми начали экспериментировать с натюрмортом Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри Матисс и др.

П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой (1889). Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Смело экспериментировал кубист П. Пикассо.

П. Пикассо «Кувшин, бокал и книга» (1908)
Ж. Брак также работал в стиле кубизма.

Ж. Брак «Музыкальные инструменты» (1908)
Кубофутуристы работали в поисках нового пространственно-временного измерения.

К. Малевич «Корова и скрипка» (1913). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Его «... интуитивное чувство нашло в вещах энергию диссонансов, полученных от встречи двух противоположных форм» (К. Малевич «От кубизма и футуризма к супрематизму»).
В метафизических натюрмортах Джорджо Моранди (1890-1964) предметы прижимаются друг к другу, образуя плотные группы, словно стремясь сохранить тепло, страшась внешнего холода и агрессии.

Джорджо Моранди. Natura Morta (1956)
Самый известный представитель сюрреализма Сальвадор Дали в своей знаменитой работе «Постоянство памяти», являющейся по сути аллегорическим натюрмортом, размышляет об относительности времени.

С. Дали «Постоянство памяти» (1931)
Коммерческая реклама второй половины XX в. воспитала в людях алчное отношение к вещам и ненасытимое потребление. Налицо фетишизация предмета. Элементы натюрмортного жанра начинают преобразовываться из искусства в источник потребления.

Энди Уорхол «Банка с супом Кэмпбелл» (1968)
Дмитрий Краснопевцев представляет русское «неофициальное» искусство, хотя имеет вполне официальное классическое художественное образование (окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова).

Д. Краснопевцев. Натюрморт
Основной жанр Краснопевцева – близкий к сюрреализму «метафизический натюрморт» с простой, часто побитой керамикой, сухими растениями и раковинами. Эти работы, написанные в пепельных тонах, развивают мотив бренности и ирреальности мира.
А вот картины-натюрморты современного художника Дмитрия Анненкова вполне «одушевлённые». Они разные: радостные, грустные, смешные, но вполне живые. Их хочется потрогать. Глядя на эти натюрморты, невозможно удержаться от доброй улыбки.

Д. Анненков «Натюрморт с кофемолкой»

Д. Анненков «Весеннее солнце»

Д. Анненков «Воспоминания о лете»

Опубликовано: Январь 16, 2018

Натюрморт - это жанр, который приобрёл известность в западном искусстве к концу XVI века и с тех пор остается важным жанром. Натюрморт классифицируются по изображению обычных предметов, которые могут быть натуральными, как например, цветы, фрукты и т. д. или искусственными, как например, очки, музыкальные инструменты и т. д. Ниже представлен список 10 самых знаменитых натюрмортов известных художников включая Шардена, Поля Сезанна, Ван Гога и Джорджио Моранди.

№10 Серия натюрмортов, Художник Том Вессельман

Движение поп-арт возникло в 50-х годах XX века, и использует узнаваемые образы из популярной культуры. Среди самых популярных произведений поп-арта находится серия натюрмортов Тома Вессельмана. Его натюрморты изображают элементы современного мира, а не фрукты и овощи предыдущего поколения художников этого жанра. Эта работа (Натюрморт #30) представляет собой сочетание живописи, скульптуры и коллажа торговых знаков, которые Том увидел на улице.

№9 Ванитас со скрипкой и стеклянным шаром

Художник: Питер Клас



От: ,  

Питер Клас- один из передовых художников-живописцев натюрморта своего времени. Его ванитас со скрипкой и стеклянным шаром, на котором изображено много предметов, в том числе и череп, но особенно привлекает внимание стеклянный шар, в котором отражается сам художник перед мольбертом. В этом чувствуется мистика. "Корзина фруктов" Караваджо очень натуральна, на фруктах даже видны червоточины. И непонятно, то ли мастер изобразил то что видел, или в испорченных плодах кроется более глубокий смысл. Безусловно

хорош натюрморт с подсолнухами ван Гога.



Представленный рейтинг натюрмортов прекрасно показывает, насколько разнообразны могут быть картины этого жанра. Очень "советская" (или пролетарская) работа Вессельмана, хотя не изображает атрибутов СССР, кроме красной звезды. Портрет Линкольна настолько не вписывется в натюрморт, странно смотрится между виски, фруктами, комнатным цветком, котом и снова фруктами, что непроизвольно ассоциируется с изображениями генеральных секретарей, которые в свое время были непременным атрибутом любой обстановки.

Две бутылки виски кажутся пивом, производят впечатление повседневного, дежурного напитка, который не требует особой закуски. Белый дом на картине почти полностью скрыт фруктами, что намекает на то, что это просто незначительная деталь интерьера. Яркие краски придают композиции явный характер 60-х гг и облегчают восприятие красной звезды рядом с Линкольном. Ярко контрастирует Ванитас со скрипкой, который резко отличается элегантностью, изысканностью, более сдержанными цветами и набором предметов из противоположного мира, относительно картины Вессельмана. Корзина же фруктов Караваджо является примером классического натюрморта, очень стильного, лаконичного, который всегда приятно видеть. Интересна палитра, которая не отличается многообразием цветов, но укладывается в определенную гамму естественных оттенков. А работа Моранди настолько проста, эссенциальна и чиста, что невозможно устать смотреть на нее. Минимум цвета, несколько предметов, составляющих композицию, никаких узоров, разнообразия объектов, простые, за исключением вазы, формы. Тем не менее натюрморт хочется рассматривать, находить различные нюансы в кажущейся простоте. Полотна Сезанна - праздник жизни, изобилия, незатейливых радостей - свежие фрукты, домашнее вино, самодельный десерт, предназначенных для съедания, а не для создания канонической композиции. Натюрморт с лимонами очень стильный, с выгодным цветовым сочетанием черного и желтого, а тарелка, корзина и кофейная пара создают некий "видеоряд", придают динамичности. Скат на картине Шардена сразу привлекает внимание, эффектно выделяет полотно на фоне любых других, хотя по сути это достаточно классический, традиционный натюрморт. Кубическая, геометрическая работа Брака демонстрирует, что жанр натюрморта возможен и в этом стиле. Ну а подсолнухи Ван Гога - солнечная, радостная, лучезарная, теплая работа, но не уверена, что поместила бы ее на первое место.




- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры