Что такое традиционный тип общества. Традиционное общество и его особенности

Главная / Бывшие

1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации.

2) Характерные признаки традиционных обществ:

а) аграрный характер экономики;

б) сращивание власти и собственности;

в) патриархальный характер общества и государства;

г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;

д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.

3) Основные разновидности традиционных обществ:

а) общества древнего средневекового Востока;

б) античные общества Греции и Рима;

в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;

г) древнерусское и средневековое российское общество.

4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ:

а) кастовый или сословный строй;

б) преобладание предписанных статусов;

в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;

г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.

5) Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.

8.Информационное общество и его особенности .

1) Понятие об информационном обществе / Информационное общество – современный этап истории человечества.

2) Предпосылки рождения информационного общества:

а) научно-техническая революция;

б) формирование новой научной картины мира;

в) микропроцессорная революция.

3) Характерные признаки информационного общества:

а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;

б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;

в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;

г) признание приоритетности прав и свобод человека.

д) изменение социальной структуры общества.

4) Противоречивый характер информационной цивилизации:

а) вытеснение человека из целого ряда сфер;

б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;

в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;

г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.

5) Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.

9.Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности.

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Причины возникновения международного терроризма:

б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;

в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.

4) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;

в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;

г) использование религиозных и социокультурных программных установок.

5) Основные направления деятельности международных террористов:

а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;

б) подготовка и проведение террористических актов;

в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.

6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе.

10.Социально-демографические проблемы современности.

1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. / Сущность социально-демографических проблем современного человечества.

2) Причины возникновения социально-демографических проблем:

а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;

б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху;

в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке.

3) Основные проявления глобальных проблем:

а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей;

б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости;

в) высокий уровень смертности вследствие недостаточного развития системы здравоохранения и низкого уровня жизни.

4) Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) укрепление семьи, традиционных семейных устоев;

б) повышение уровня жизни населения в развивающихся странах;

в) проведение целостной миграционной политики с учетом интересов стран с различными демографическими проблемами;

г) совершенствование и развитие системы здравоохранение и социального обеспечения..

5) Специфика социально-демографических проблем в РФ.

11.Процесс глобализации и его противоречия .

1) Понятие о глобализации. / Глобализация – процесс формирования единого человечества.

2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:

а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));

б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);

в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);

г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).

3) Основные положительные последствия глобализации:

а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;

б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;

в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;

г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.

4) Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:

а) угроза ряду отраслей национальных экономик;

б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;

в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;

г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.

5) Участие РФ в процессах глобализации.

Избирательные системы

1. Понятие избирательных систем (Что такое политическая система?)

2. Компоненты избирательных систем

а) избирательное право

б) избирательный процесс

3. Принципы демократичного избирательного права

а) равенство

б) всеобщность

г) свобода выборов

4. Типы избирательной системы:

а) мажоритарная

б) пропорциональная

в) смешанная

1.Понятие налоги

2.Виды налогов

б)косвенные

3.Функции налогов

4.Типы налогов

а)федеральный

б)региональные

в)местные

5.Налогоплатильщики

Экономика и ее роль в жизни общества

1.Понятие экономика

а)экономика как наука

б)экономика как хоз-во

2.Типы экономических систем. а)традиционная б)командно-админ в)рыночная 2.Проблемы экономики

3.Макро и микроэкономика

4.Экономическая деятельность

5.Измерители экономич. деятельности

6.Роль экономики в жизни общества

Экономический рост

1.Понятие экономического роста

2.Измерение экономич. роста

3.Факторы экономич. роста

в)капитал

4.Пути достижения экономич. роста

а)интенсивный

б)экстенсивный

5.Новое качество экономич. Роста

1.Определение денег.

2.Требования к деньгам.

а)редкость в природе

б)устойчивость к износу

в)деньги должны делиться

3.Функции денег в обществе.

а)средство обращения, мера стоимости

б)средство платежей

в)средство накоплений

4.Современные виды денег.

5.Процессы связ. с деньгами.

Экономика и государство.

1.Состав экономич. политики государства

а)финансовая

б)инвестиционная, научно-техн.

в)внешнеэкономическая, аграрная

г)банковская, социальная

2.Экономические функции государства

а)стабилизация экономики

б)защита прав собственности

в)перераспределение доходов

г)регулирования денежного обращения

3.Общие экономические цели государства

4.Механизмы гос.регулир. экономикой

5.Качественно новые функц.гос. в пост-индустр. общ.

Инфляция

1.Определение

2.Виды инфляции

а)ползущая

б)галопирующая

в)гиперинфляция

3.Причины инфляции

4.Влияние инфляции на эконом.

5.Антикризисная политика гос.

Право в системе соц.норм.

1.Определение соц.норм и права

2.Признаки права

а)общеобязательные нормы

б)формально-определены

в)установленные государством

г)охраняемые силами гос.принуждения

д)системность норм

3.Структура права, отрасли права

а)конституционное право

б)административное

в)уголовное

г)гражданское

д)трудовое

е)семейное

4.Источники права

5.Правовые институты

Юридическая ответственность

1.Виды правонарушений

а) проступки (дисциплинарные, гражданские, административные);

б) преступления;

2.Понятие юр.отв.

3.Виды юр.ответсвености

а)уголовная

б)административная

в)гражданско-правовая

г)дисциплинарная

д)конституционная

3.Основания и условия наступления

4.Освобождение от ответственности

5.Особенности Юр.отв.несовершеннолетних

Социальная роль

1. Понятие «Социальная роль»

2. Ролевой набор

а) основные роли

б) ситуационные роли

3. Структура социальной роли

4. Виды ролевых конфликтов

а)межролевые

б)личностно ролевые

в)внутреролевые


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Инструкция

Жизнедеятельность традиционного общества основана на натуральном (сельском) хозяйстве с применением экстенсивных технологий, а также примитивном ремесле. Такой общественный уклад характерен для периода древности и эпохи Средневековья. Считается, что любое , которое существовало в период от первобытной общины вплоть до начала промышленного переворота, относится к традиционному виду.

В этот период использовались ручные орудия труда. Их усовершенствование и модернизация происходили крайне медленными, почти незаметными темпами естественной эволюции. Экономическая система основывалась на применении природных ресурсов, в ней преобладало , добывающие промыслы, торговля, строительство. Люди вели в основном оседлый образ жизни.

Социальная система традиционного общества - сословно-корпоративная. Она отличается стабильностью, сохраняемой столетиями. Существует несколько разных сословий, которые не изменяются на протяжении долгого времени, сохраняя неизменный характер жизни и статичность. Многим обществам традиционного вида товарные отношения или вообще не свойственны, или развиты настолько слабо, что они ориентированы только на удовлетворение потребностей малочисленных представителей социальной элиты.

Традиционное общество имеет следующие признаки. Оно характеризуется тотальным господством религии в духовной сфере. Человеческая жизнь считается осуществлением промысла Бога. Важнейшим качеством члена такого общества является дух коллективизма, чувство принадлежности к своему роду и классу, а также тесная связь с землей, где он появился на свет. Индивидуализм людям в этот период не свойственен. Духовная жизнь для них была более значима, чем материальные блага.

Правила сосуществования с соседями, жизни в , отношение к определялись устоявшимися традициями. Человек приобретал свой статус уже . Общественное устройство трактовалось только с точки зрения религии, а потому роль правительства в обществе объяснялась народу как божественное предназначение. Глава государства пользовался непререкаемым авторитетом и играл важнейшую роль в жизни общества.

Традиционное общество в демографическом отношении характеризуется высокой , высокой смертностью и достаточно низкой продолжительностью жизни. Примерами такого вида сегодня являются уклады многих стран Северо-Восточной и Северной Африки (Алжир, Эфиопия), юго-восточной Азии (в частности, Вьетнам). В России общество этого типа существовало до середины XIX века. Несмотря на это, уже к началу нового столетия она была одной из самых влиятельных и крупных стран мира, обладала статусом великой державы.

Главные духовные ценности, которые отличает - культура предков. Культурная жизнь преимущественно была ориентирована на прошлое: уважение своих предков, преклонение перед произведениями и памятниками предыдущих эпох. Культуре свойственна гомогенность (однородность), на свои собственные традиции и достаточно категоричное неприятие культур других народов.

Как считают многие исследователи, традиционное общество характеризуется отсутствием выбора в духовном и культурном плане. Доминирующее в таком обществе мировоззрение и устойчивые традиции предоставляют человеку готовую и четкую систему духовных ориентиров и ценностей. А потому мир кажется человеку понятным, не вызывающим лишних вопросов.

Традиционное общество -- общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество -- аграрное общество.

Общая характеристика

Для традиционного общества, как правило, характерны:

традиционная экономика

преобладание аграрного уклада;

стабильность структуры;

сословная организация;

низкая мобильность;

высокая смертность;

низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены -- нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению / обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например, деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры -- первобытный синкретизм, т. е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым -- все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу «око за око, зуб за зуб», внутри же рода господствует принцип табу -- система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т. д.), а также важных для продолжения жизни частей тела. Вместе с усложнением производственной

деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт,

формируйся иные представления об окружающей действительности,

совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований

заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т. д.

Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется «верхушка» и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кемеровский государственный университет

Факультет истории и международных отношений

Кафедра экономической теории и государственного управления

Традиционное общество и его характеристики

Выполнила:

студентка 2 курса

группы И-137

Половникова Кристина

Кемерово 2014

Традиционное общество - тип жизненного уклада, социальных взаимоотношений, ценностей, основанный на жестких традициях. Экономическую основу традиционного общества составляет аграрное (сельское) хозяйство, и именно поэтому традиционным называется общество аграрное или доиндустриальное. К другим видам общества, кроме традиционного, относятся индустриальное и постиндустриальное (нетрадиционные типы).

В обществознании и социологии для понятия традиционного общества характерно обязательное наличие расслоения среди населения. В традиционном обществе преобладает индивидуализм высшего класса, который стоит у власти. Но даже внутри этого класса существовало строгое следование установленным традициям и основанное на этом неравенство между различными категориями людей. В этом проявляется патриархальность традиционного общества, жесткая иерархическая структура.

Характеристики:

Традиционное общество и его план представляют собой совокупность нескольких обществ, укладов, стоящих на самых разных ступенях развития. При этом такая социальная структура традиционного общества строго контролируется со стороны власть имущих. Любое желание выступить за его пределы воспринималось, как бунт, и жестко подавлялась или, по крайней мере, осуждалось всеми.

Таким образом, одной из характеристик традиционного общества является наличие социальных групп. В древнерусском традиционном обществе, к примеру, это князь или лидер, стоящий у власти. Далее, согласно иерархическим признакам традиционного общества, следуют его родственники, затем представители военной прослойки, а в самом низу - крестьяне и батраки. В традиционном обществе России более позднего периода появились и другие слои населения. Это является признаком развития традиционного общества, при котором разделение между слоями населения становится еще более четким, а пропасть между высшими классами и низшими - еще более глубокой.

Развитие в ходе истории:

На самом деле, черты традиционного общества с веками существенно менялись. Так, своими особенностями обладало традиционное общество племенного типа или аграрного типа или феодального типа. Восточное традиционное общество и условия его формирования имели значительные отличия от традиционного общества в Европе. Поэтому социологи стараются избегать этого понятия в широком его смысле, считая его спорным применительно к различным типам общества.

Однако социальные институты, власть и политическая жизнь во всех традиционных обществах во многом сходны. История традиционных обществ длилась веками, и отдельному человеку, живущему в то время, показалось бы, что за одно поколение в жизни совершенно ничего не изменилось. Одной из функций традиционного общества являлось поддержание этой статичности. Для социализации в традиционном обществе характерная авторитарность, т.е. подавление всяких признаков социальной мобильности. Социальные отношения в традиционном обществе строились в виде строжайшего подчинения вековым традициям - никакого индивидуализма. Человек в традиционном обществе не смел выходить за установленные рамки - любые попытки сразу же пресекались, как в высшем, так и в низшем его слоях.

Роль религии:

Естественно, что личность в традиционном обществе определялась происхождением человека. Любой индивидуум подчинялся семье - в традиционном обществе это была одна из главенствующих единиц социального уклада. Наука и образование в традиционном обществе, соответственно вековым устоям, были доступны высшим сословиям, преимущественно представителям мужского пола. Прерогативой остальных была религия - в традиционном обществе роль религии была особенно важна. В культуре традиционных обществ это была единственная доступная абсолютно всем ценность, которая позволяла вышестоящим кланам управлять нижестоящими.

Однако духовная жизнь традиционного общества была, не пример современному укладу жизни, гораздо более глубокой и важной для сознания каждой личности. На этом строилось отношение к природе в традиционном обществе, к семье, близким. Такие ценности, при сравнении традиционного и индустриального общества, их плюсов и минусов, несомненно, выдвигают традиции на первое место. В традиционном обществе преобладают семьи с крепкими взаимоотношения между супругами и детьми. Этические семейные ценности, а также этика делового общения в традиционном обществе отличается известным благородством и благоразумием, хотя в большей части это относится к образованной, высшей прослойке населения.

общество социальный население

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение разных определений общества - определенной группы людей, объединившейся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Традиционное (аграрное) и индустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

    реферат , добавлен 14.12.2010

    Сущность и характерные черты общества как социальной системы, его типология. Особенности детерминистского и функционалистского подхода к обществу. Основные функциональные требования для обеспечения стабильного существования общества как системы.

    реферат , добавлен 24.08.2010

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    "Общество потребления", его основные характеристики. Формирование "общества потребления" в контексте советских взаимоотношений человека и вещи, критика накопительства, развенчание "культа вещей". Фарца как аморальный элемент тлетворного влияния Запада.

    доклад , добавлен 10.02.2010

    Неравенство между слоями общества. Социальная дифференциация общества. Разделение общества на социальные группы, которые занимают разное положение в обществе. Социальное неравенство в роли стимулятора человека к саморазвитию и достижению своих целей.

    реферат , добавлен 27.01.2016

    Основные категории системного анализа, социологическое понятие "общество" и его качественные характеристики. Структура и исторические типы обществ, различные подходы к анализу общества. Формы развития общества, социологическая теория трех стадий.

    презентация , добавлен 11.04.2013

    Современная социология - наука о социальных системах (отношениях, процессах, субъектах), их функциях и законах. Предмет и объект; деятельность и взаимодействие социальных систем - общество, организация, семья. Личность, статус, роль - основы предмета.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2011

    Характеристика формирования различных концептуальных подходов к определению общества. Изучение основных разновидностей социальных общностей и организаций. Анализ влияния современного информационно-технологического общества на культуру самого человека.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Виды массовых коммуникаций. Исторические этапы развития. Массовые коммуникации в различных типах общества. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Средства массовых коммуникаций. Результаты воздействия массовых коммуникаций.

    реферат , добавлен 14.02.2007

    Понятие и исторические типы социальной стратификации. Социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни. Понятия "закрытое общество" и "открытое общество". Три шкалы стратификации - доход, образование и власть.

] Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    История. Введение. От традиционного общества к индустриальному. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

    Япония в эпоху правления династии Токугава

    Константин Асмолов об особенностях традиционных обществ

    Субтитры

Общая характеристика

Для традиционного общества характерны:

  • традиционная экономика , или преобладание аграрного уклада (аграрное общество),
  • стабильность структуры,
  • сословная организация,
  • низкая мобильность,

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное , священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

Согласно сформулированной в 1910–1920 гг. Л. Леви-Брюлем концепцией, людям традиционных обществ присуще дологическое («prelogique») мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими переживаниями сопричастия («participation») .

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. Как отмечают, Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» показал, что в обществах механической солидарности (примитивных, традиционных), индивидуальное сознание целиком находится вне «Я».

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена , а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом .

"В течение десятков тысяч лет жизнь подавляющего большинства взрослых людей была подчинена задачам выживания и потому оставляла для творчества и неутилитарного познания еще меньше места, чем для игры. Жизнь держалась на традиции, враждебной любым новшествам, всякое серьезное отступление от заданных норм поведения несло угрозу всему коллективу", - пишет Л. Я. Жмудь .

Трансформация традиционного общества

Традиционное общество представляется чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский , «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом .

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции . К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование . При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма .

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом . Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам профессора А. Назаретяна , для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры