Хорошие добрые русские сказки. Русские народные сказки – мудрость великого народа
– это одна из древнейших форм повествования, которая в самой простой и игровой форме рассказывает детям не только об окружающем его мире, но и о проявлениях как самого хорошего, так и самого безобразного. Общая статистика говорит нам о том, что русские народные сказки интересуют детей только до школьного возраста, но именно эти сказки мы проносим в своих сердцах и пусть в немного измененной форме мы передаем их уже своим детям. Ведь невозможно забыть о Маше и Медведе, курочке Рябе или Сером Волке, все эти образы помогают нам учиться и понимать окружающую нас реальность. Читать русские народные сказки онлайн и слушать аудиосказки вы можете бесплатно на нашем сайте.
Название сказки | Источник | Рейтинг |
---|---|---|
Василиса Прекрасная | Русская народная | 393371 |
Морозко | Русская народная | 262405 |
Каша из топора | Русская народная | 295555 |
Теремок | Русская народная | 445338 |
Лиса и журавль | Русская народная | 233296 |
Сивка-Бурка | Русская народная | 211495 |
Журавль и Цапля | Русская народная | 34090 |
Кот, петух и лиса | Русская народная | 144539 |
Курочка Ряба | Русская народная | 362402 |
Лиса и рак | Русская народная | 95871 |
Лисичка-сестричка и волк | Русская народная | 93582 |
Маша и медведь | Русская народная | 300667 |
Морской царь и Василиса премудрая | Русская народная | 98882 |
Снегурочка | Русская народная | 60583 |
Три поросенка | Русская народная | 2048527 |
Баба-Яга | Русская народная | 139892 |
Волшебная дудочка | Русская народная | 143149 |
Волшебное кольцо | Русская народная | 172488 |
Горе | Русская народная | 23959 |
Гуси Лебеди | Русская народная | 98826 |
Дочь и падчерица | Русская народная | 25449 |
Иван-царевич и серый волк | Русская народная | 77411 |
Клад | Русская народная | 52269 |
Колобок | Русская народная | 180903 |
Марья Моревна | Русская народная | 54278 |
Диво дивное, чудо чудное | Русская народная | 46937 |
Два мороза | Русская народная | 43763 |
Самое дорогое | Русская народная | 37461 |
Чудесная рубашка | Русская народная | 45019 |
Мороз и заяц | Русская народная | 44067 |
Как лиса училась летать | Русская народная | 53985 |
Иванушка-дурачок | Русская народная | 40755 |
Лиса и кувшин | Русская народная | 29569 |
Птичий язык | Русская народная | 25738 |
Солдат и черт | Русская народная | 24380 |
Хрустальная гора | Русская народная | 29463 |
Хитрая наука | Русская народная | 32377 |
Умный мужик | Русская народная | 24915 |
Снегурушка и лиса | Русская народная | 69209 |
Слово | Русская народная | 24536 |
Скорый гонец | Русская народная | 24027 |
Семь Симеонов | Русская народная | 24069 |
Про бабушку старушку | Русская народная | 26394 |
Поди туда–не знаю куда, принеси то–не знаю что | Русская народная | 58162 |
По щучьему веленью | Русская народная | 81454 |
Петух и жерновцы | Русская народная | 23824 |
Пастушья Дудочка | Русская народная | 45563 |
Окаменелое царство | Русская народная | 24504 |
О молодильных яблоках и живой воде | Русская народная | 43275 |
Коза Дереза | Русская народная | 39798 |
Илья Муромец и Соловей разбойник | Русская народная | 36481 |
Петушок и бобовое зернышко | Русская народная | 62607 |
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо | Русская народная | 34579 |
Три медведя | Русская народная | 522494 |
Лиса и тетерев | Русская народная | 25614 |
Бычок-смоляной бочок | Русская народная | 89707 |
Баба Яга и ягоды | Русская народная | 44071 |
Бой на Калиновом мосту | Русская народная | 24730 |
Финист - Ясный сокол | Русская народная | 59328 |
Царевна Несмеяна | Русская народная | 156476 |
Вершки и корешки | Русская народная | 65837 |
Зимовье зверей | Русская народная | 45306 |
Летучий корабль | Русская народная | 83923 |
Сестрица Аленушка и братец Иванушка | Русская народная | 43442 |
Петушок золотой гребешок | Русская народная | 51709 |
Заюшкина избушка | Русская народная | 145501 |
Виды Русских народных сказок
Народные сказки в своей основе подразделяются на три категории. Это сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.
Русские народные сказки о животных – это одни из самых древних видов сказок, которые существуют, их корни уходят к временам Древней Руси. В этих сказках яркие и очень запоминающиеся образы, все мы с детских лет помним о Колобке или Репке, и благодаря таким ярким образам ребенок учится пониманию добра и зла. Учится различать черты характера и линии поведения: лисичка – хитрая, медведь – неуклюжий, зайчик – трусливый и так далее. Хоть мир народных сказок и вымышленный, но он настолько живой и яркий, что завораживает и умеет учить детей только хорошим поступкам.
Русские бытовые сказки – это сказки, которые наполнены реализмом нашей повседневной жизни. И они настолько близки к жизни, что углубляясь в эти сказки, будьте осторожны, ведь эта грань так тонка, что ваше подрастающее чадо захочет воплотить и испытать некоторые действия на себе или осуществить их в реальной жизни.
Русские волшебные сказки – это мир, в котором волшебство и зло связанное с ним приобретает очень страшные очертания и животрепещущие оттенки. Волшебные сказки – это поиск и спасение девушки, города или мира возложенное на плечи одного героя. Но именно помощь многих второстепенных героев учит нас - читающих эти сказки, о взаимопомощи друг другу. Читайте и слушайте народные сказки онлайн у нас.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.
Задачи:
- познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами;
- развить и укрепить стремление к чтению фольклорных произведений;
- привить любовь к чтению;
- систематизировать знания учащихся.
Форма: познавательный час
Оборудование.
- Компьютер, проектор, сканер, принтер, экран.
- Электронная презентация, переход слайда к слайду по щелчку.
1. Слайд. Русские народные сказки.
Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?
Что такое сказка? Подберём однокоренные слова: сказка, сказывать, рассказывать. Получается сказка - это устный рассказ о чем-либо.
Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли рассказ является сказкой? (Выслушать мнения учащихся).
Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) - это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: “Не рассказывай мне сказки”. Получается, что сказки говорят не правду, обманывают. А нас с детства учат, что обманывать нехорошо.
Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ”.
На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”.
В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен.
2. Слайд. Возникли сказки в глубокой древности.
Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. Почему они разговаривают? Почему брошенный гребень превращается в лес? Почему отец, умирая, завещает сыну Сивку-бурку?
Древний человек не мог объяснить явления природы. Он не понимал, почему день сменяет ночь, а ночь сменяет день. Почему светит солнце, а потом вдруг льет дождь? Ветер ему казался живым - то плачущим, то стонущим, то жалующимся на судьбу, то безудержно весёлым. Казалось, что в раскатах грома звучит чей-то грозный голос, а молния - это стрела, как те стрелы, которыми охотники убивают зверя, но только огненная и направленная рукой неведомого существа. Возможно светлячки, кружащиеся в вечернем воздухе, представлялись им крылатыми феями. В бескрайних, дремучих лесах древнего человека подстерегали дикие звери. Всё наводило страх и заставляло думать, что всё в природе живет и движется, имеет свой разум.
Человек отождествлял (тождество - полное сходство) себя с природой и считал, что животные могут разговаривать, деревья двигаться, что солнце, луна, тучи тоже живые существа, а значит, могут приносить как пользу, так и вред. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, человек искал защиты у неё, но в тоже время стремился защититься от неё.
Древний человек поклонялся своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек в представлении древних людей - это живой человек, обладающий сверхъестественной силой. Поэтому и ведёт разговор умерший отец со своим сыном в сказке “Сивка-Бурка”.
3. Слайд. Виды сказок.
Сказки можно поделить на несколько видов (типов):
- Волшебные.
- О животных.
- Социально-бытовые.
- Докучные.
Волшебные сказки начинаются обычно так: “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “Жили да были...”. Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: “Я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало” или “Стали они жить - поживать и добра наживать”.
Волшебные сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 4 слайд).
4. Слайд. Сказочные существа (анимационные картинки внутри слайда появляются автоматически, последняя анимационная картинка - жар птица).
В волшебной сказке человек общается с существами, которых в жизни не встретишь: Кощей бессмертный, Баба Яга, великаны, водяной и т.д. Тут и звери невиданные: Олень Золотые рога, Сивка- Бурка, Змей Горыныч, Жар-птица...
5. Слайд. Скатерть самобранка (анимационные картинки внутри слайда появляются автоматически, последняя анимационные картинка - волшебный веник).
Нередко в руки попадают чудесные предметы: клубочек, который укажет дорогу, кошелёк- самотряс, скатерть самобранка, сапоги - скороходы, гуси - самоигры...
В волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой...
Ученые предполагают, что волшебная сказка зародилась ещё до принятия христианства. В те времена на Руси поклонялись языческим богам. Мир волшебной сказки - это мир многобожия, т.е. язычества. Поэтому в сказках человеку стараются помочь или - же помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь - всё колдуны и ведьмы.
Число “три” со времён глубокой древности имеет магическое значение. В сказке всегда: в семье три сына, три сестры, у Змея Горыныча три головы, три задания должен выполнить герой.
Про сказочного Ивана - дурака принято думать хорошо. Это он с виду такой, а на самом деле - умный.
Вспомним, что сказка передавалась устным путем, и рассказчик что-то изменял, добавлял свое. Так появились сказки похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.
Например: в одном варианте сказки “Царевна - лягушка” царевич женится на лягушке без всяких разговоров, а в другом - хочет от неё уйти, но она его не отпускает и угрожает: “Не
возьмешь меня в жены, не выйдешь из болота”. По разному в сказках лягушка помогает суженому выполнить задания царя: или сама сделает, или слуг призовет. Задания тоже разные бывают. Но во всех сказках Иван – царевич совершает одну и ту, же ошибку - сжигает лягушечью кожу. И во всех сказках должен пройти три испытания, прежде чем вернуть свою жену.
6. Слайд. Отрывок из мультфильма “Волшебное кольцо”
Сказки о животных (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 7 слайд).
7. Слайд. Герои сказок - петух, заяц, лиса, волк...
Сказки о животных, как и волшебные, возникли в глубокой древности. Их обычно рассказывали перед началом охоты, что было своеобразным ритуалом и имело магическое значение. Говорится в них не о фантастических летающих конях или золоторогих оленях (как в волшебной сказке), а о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем нам знакомых диких и домашних зверей, а так же о птицах и рыбах. Народ наделил сказочных животных всем тем, что присуще человеку. Да и характер братьев наших меньших уподобляется человеческому: заяц - трусоват, волк - жаден, лиса- Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел – драчлив, а петух смел и бесшабашен.
Вспоминаем с ребятами сказки о животных? (“Зимовье зверей”, “Кот и лиса”, “Терем-теремок”, “Кот петух и лиса”...)
8. Слайд. Михаил Потапыч.
Медведь, по представлению древних славян, мог предсказывать будущее. Не редко он представлялся страшным, мстительным, не прощающим обиды. Но от века к веку образ медведя становился все добрее и добрее. У русских медведь- “дедушка”, “старик”. Люди верили, что медведь может помочь человеку, вывести заблудшего из леса.
9. Слайд. Пословица “Не рой другому яму, сам в неё попадешь”.
Образы из многих сказочных историй о зверях и птицах легко обращаются в пословицы и поговорки. (Кратко можно рассказать сказку “Не рой другому яму”, полный текст на последней странице). Жадный волк перешел из сказок в пословицу “Не клади волку пальца в рот” и поговорку “Волка в пастухи поставили” (о глупцах, неосторожно обращающихся со своим и чужим добром).
Попросить ребят продолжить пословицу “Не рой другому яму, сам в нее попадешь” (продолжение пословицы появится после щелчка).
10. слайд. К сказке “ Лиса и журавль”.
Вспоминаем с учащимися сказку о том, как лиса и журавль в гости друг к другу ходили. Чему же учит нас сказка? (Выслушать мнения ребят).
Отсюда вывод: как ты относишься к другим, так и они и к тебе будут относиться.
Попросить ребят продолжить пословицу “Как аукнется, так и откликнется ” (продолжение пословицы появится после щелчка).
Излюбленный герой сказок о животных - плут, хитрец и обманщик. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка, где жертвой обмана всегда становится волк. “Кумушка-голубушка” не редко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка, вызывает наши симпатии.
11. Слайд. Отрывок из мультфильма “Лисичка сестричка и серый волк” (наводим курсор на видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд по гиперссылке в виде квадратика.
Социально-бытовые сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 12 слайд).
12. Слайд. Героями сказок являются обыкновенные люди.
Бытовая сказка или социально - бытовая (её еще называют сатирической), появилась гораздо позже волшебной. Рассказывается в ней о жизни русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые сюжеты пришли из очень далёких времён.
Сказка передаёт быт, обстоятельства народной жизни. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Но, так как это сказка, то правда здесь соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый, жадный и щедрый, умный и глупый.
Всегда в сатирической сказке с уважением относятся к умелым работникам и высмеивают лодырей. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться. В представлении народа в богаче сосредоточено все плохое - скупость, глупость, жестокость. Поэтому помещик и барин в сказке всегда изображаются злыми и жадными. Бедняк же всегда честен, трудолюбив, добр.
13. Слайд. Народ верил, что царь хороший.
Отношение к царю двойственное. Народ верил, что царь - батюшка хороший - это бояре у него плохие. Царь не знает, как трудно живётся простому народу, а вероломные бояре утаивают от него правду. Но если царь и мужик встретились один на один, то всегда царь против мужика выступает, а верх одерживал всегда мужик.
14. Слайд. Священник.
В социально-бытовой сказке впервые появляется священник. Он нередко жаден, порой даже лицемерен, но никогда не изображался жестоким, грубым. Священник всегда ласков. Его любимое слово - “свет”: “Свет ты мой Ванюшка!”
Без обмана в бытовых сказках нельзя. В сказке “Волшебный кафтан”, рубит мужик в лесу дрова, сильный мороз, так ему работается, что жарко стало. Снял он кафтан. А тут барин, тут барин замёрзший едет. Сказал мужик барину, что кафтан волшебный и греет на расстоянии. Тот и купил кафтан за большие деньги.
В бытовой сказке (недаром её называют ещё и плутовской) вполне допустима и кража. По одной из версий сказки “Вор”, Климка – вороватый, украл барского коня, простыни с постели, а то и саму барыню.
15. Слайд. Солдат - любимый герой народных сказок.
Солдат - любимый герой народных сказок. Ловкий, находчивый, смелый, веселый, неунывающий, всё знающий и всё умеющий. В огне не сгорит и в воде не утонет. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы. По дороге с ним и приключаются удивительные истории. Вспоминаем сказку “Каша из топора”, “Солдат Иванка”...
В бытовых сказках всегда неудачи преследуют тех, кто в реальной жизни обижал народ. Мужик берёт верх над барином, работник над попом. Если в волшебной сказке победа чаще всего достигается в бою с помощью чудного оружия, то в бытовой сказке происходит как бы состязание умов: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Сказитель может изменить содержание сказки, но барин никогда не станет хорошим, а мужик и солдат плохими.
16. Слайд. Отрывок из мультфильма “Умная дочка” (наводим курсор на видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд по гиперссылке в виде квадратика.
Докучные сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком переходим на 17 слайд).
17 Слайд. Сказки бабушки Груни.
Докучных сказок много. Сначала послушаем докучные сказки, которые расскажет баба Груня и ответим на её вопрос (щелчком по значку звука воспроизводим речь бабушки).
“В одном болоте жила лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела, да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала, дергала - выдернула хвост, да завязила нос. Дергала, дергала, дергала, дергала - выдернула нос, да завязила хвост...”
“Жил-был, был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не начать ли нам сначала?..
Учащиеся отвечают на вопрос, который задала баба Груня.
Докучные сказки - значит бесконечные, от слова докучать, надоедать. Докучная сказка - сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
“Сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, Да чего у нас будет, Да доколь у нас будет, Сказать тебе сказку про белого бычка?..
Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Сказки убаюкивают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.
Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда, наконец, всё благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой книги. Сказка сегодня - не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая живая часть нашей национальной культуры.
18 - 19 Слайды. Викторина (переход по щелчку).
Вопросы викторины:
- Почему русские народные сказки называются народными? (Сказку придумал народ).
- К какому виду сказок относится сказка “Царевна лягушка”? (К волшебным сказкам).
- Из чего солдат сварил самую вкусную на свете кашу? (Из топора).
- К какому виду сказок относится сказка “Колобок”? (К сказкам о животных).
- В каких сказках впервые появляется священник? (В социально - бытовых сказках).
- В каком топком месте царевна-лягушка скучала невестой? (В болоте).
- Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть - самобранка). - Смерть его на игле,
В сундучке лежит в земле.
Никого, чем он нет злей.
Как зовут его? (Кощей). - Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского крестьянина? (Социально - бытовые сказки).
- Помесь ящера, летучей мыши и огнемёта, летает и имеет несколько голов? (Змей Горыныч)
- Храбрый, весёлый, находчивый человек, который возвращается домой после 25-летней службы. Кто это? (Солдат).
Список использованных источников и литературы.
- Русские народные сказки. М.: Омега, 1997.
- Русские народные сказки. М.: Педагогика, 1994.
- Русские сказки. М.: Авлад, 1992.
- Сказки из лукошка. М.: Кавалер, 1994.
- Сказки о Бабе Яге. М.: Станок ПРЕСС, 2002.
- Сказки о богатырях. М.: Станок ПРЕСС, 2003.
- Сказки о животных. М.: Станок ПРЕСС, 2002.
- Шаров А. Волшебники приходят к людям. М.: Детская литература, 1985.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987.
- Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1998. Т.9: Русская литература. Ч.1.
- Волшебное кольцо[видеозапись]/ реж. Л. Носыров. М.: Союзмульфильм, 1979.
- Волчище – серый хвостище [видеозапись]/ реж. Г. Баринова. М: Союзмультфильм, 1983.
- Умная дочка [видеозапись]/ реж. Е. Чернова. М: Союзмульфильм, 2004.
- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях [аудиозапись]/ реж. И. Иванов-Вано, комп. Ю.Никольский. СССР, 1951.
- URL: http://mirgif.com/malenkie-animashki-telo.htm
- URL: http://fantasyflash.ru/index.php?&kontent=anime
- URL: http://smayli.ru/transporta_6.html
- URL: http://smayls.ru/animashki-jivotnie.html
Используемые компьютерные программы.
- Microsoft Office PowerPoint - программа для создания презентаций.
- Audacity- простой в работе, а также абсолютно бесплатный звуковой редактор для Windows и других операционных систем.
- VirtualDub - программа для работы с видео. Несмотря на свои относительно скромные размеры, является качественным и бесплатным видео редактором с удобным пользовательским интерфейсом.
- FormatFactory - небольшая и простая в использовании программа, позволяющая конвертировать видео, аудио и графические файлы в большое количество форматов.
- АудиоМАСТЕР - многофункциональный аудиоредактор для работы с звуковыми файлами всех популярных форматов. Кроме стандартных функций, позволяет записывать голос, создавать рингтоны для мобильных, захватывать музыку с CD.
Русская народная сказка “Не рой другому яму”
Раз повздорила Лягушка с Мышью; Мышь Лягушку крепко побила, и Лягушка с той поры на нее злобу затаила. Прошло времени немало. У Мыши та ссора - из головы вон. Вот раз понадобилось ей зачем-то через речку переправиться. Как быть? Плавает-то она не лучше топора.
Сидит Мышь на бережку и думает; вдруг вылезла из воды Лягушка:
Чего задумалась?
Да вот, не знаю, как на тот берег переправиться.
Садись на меня, я тебя перевезу. Да чтобы тебе в воду не упасть, привяжись ко мне покрепче.
А сама думает: “Ладно, привяжись, я нырну и тебя с собой утащу под воду, вот тебе за старое и будет”. Мышь ничего худого не подумала, села на Лягушку, привязалась к ней веревочкой - и поплыли они. Только было Лягушка нырнуть собралась - заприметил Мышь Ястреб, кинулся на нее, ухватил, а за ней и Лягушку уволок.
Сказки помогают отличить зло от добра, рассказывают о достоинствах и недостатках человека, а также передают важные жизненные ценности. Список популярных русских народных сказок представлен ниже. Прочтите их своим детям.
- Гуси – лебеди.
Сказка о девочке и её младшем брате. Родители, уходя на работу, попросили девочку приглядеть за братом. Но мальчишка заигрался и убежал далеко от дома. Его схватили гуси – лебеди и унесли к бабе – яге.
Девочка занялась поисками братика, и, придя к бабе – яге, стала помогать ей по – хозяйству. Но злая бабка задумала детей съесть. Тогда девочка, забрав брата, бросилась бежать от бабы – яги домой.
Но гуси – лебеди всю дорогу пытались их настичь и вернуть назад. В пути детям помогали сказочные герои: мышка, печка, яблонька, молочная речка и кисельные берега.
- Курочка Ряба.
Эта сказка является одной из первых, с которой знакомятся маленькие детки. Она легко воспринимается и запоминается малышами.
У деда с бабой была курочка по имени Ряба. Однажды курочка снесла яйцо. Дед с бабой хотели его разбить, но не смогли, оно оказалось золотым. Пробежала мышка, и хвостиком смахнула яичко на пол.
Яйцо разбилось, а дед с бабой стали плакать. Но добрая курочка их утешила, и пообещала снести простое яичко.
- Маша и медведь.
Сказка о девочке Маше, которая пошла на прогулку и заблудилась в лесу. Там она набрела на избушку медведя.
Грозный зверь захотел оставить Машеньку у себя. Но девочка смогла перехитрить медведя, который сам того не зная, отнёс девочку домой к родителям.
- Волк и коза.
В лесной избушке жила коза с маленькими козлятками. Коза уходила на работу, а её детки оставались весь день дома одни. Об этом узнал волк и захотел съесть козлят.
Волк сумел обмануть детей, притворившись мамой – козой, и те пустили его в дом.
В результате остался один козлёнок, который рассказал о беде вернувшейся домой матери. Коза сумела вспороть брюхо зверю, а оттуда вышли козлятки целыми и невредимыми.
- Дочь и падчерица.
Сказка о девочке, её отце, мачехе и сводной сестре. Мачеха не любила падчерицу и заставила отца увезти её в лес. Там девочка встретила мышку, с которой стала дружить. Ночью к девочке пришёл медведь и уговорил играть с ним в жмурки.
Вместе с мышкой девушке удалось обмануть зверя и выиграть у него коней и серебро. Так она со всем добром вернулась домой, но злая мачеха позавидовала ей и отправила в лес родную дочку.
Но та домой больше не вернулась, потому что сильно обидела мышку. А мышка отказалась ей помочь.
- Василиса Прекрасная.
У девочки, по имени Василиса, умерла мама. Но перед смертью она подарила ей волшебную куклу. После смерти мамы Василиса попала в семью к злой мачехе с отвратительными дочками.
Они постоянно издевались над девочкой и загружали невыполнимой работой. Но Василисе помогала кукла. Однажды мать заставила девочку соткать полотно.
И при помощи куклы оно получилось неведомой красоты. Когда это чудо увидел царь, он велел доставить мастерицу к нему в царство.
Увидев Василису, безумно в неё влюбился.
- Думы.
Лиса и журавль угодили в яму, выкопанную охотником. Лиса суетится, пытается придумать, как ей освободиться.
Журавль ведёт себя спокойно, лежит и ест. Пришёл охотник, журавль притворился умершем и тем самым освободился и избежал смерти, а лисе пришлось отвечать за двоих.
- Морозко.
Девочка жила с отцом, мачехой и сводной сестрой. Мачеха падчерицу не любила, загружала её разной работой. А родную дочку холила и лелеяла. И вот старуха приказала мужу отвезти падчерицу в лес и оставить на морозе для погибели.
В лесу девочка встречает Мороза Красного носа и любезно с ним беседует. Понравилась девочка деду и одаривает он её добром и серебром, с которым она направляется домой.
Мачеха, позавидовав падчерице, отправляет в лес за приданым родную дочь. Но та, обидев деда, замерзает в лесу.
- Теремок.
Сказка, которая учит детей быть добрыми и гостеприимными. В ней множество различных зверей проживают в одном маленьком домике – теремке. Это мышка, лягушка, зайка, волк и лисичка.
И однажды к ним жить попросился медведь. Но так как теремок был маленьким, а медведь огромным, он в него не смог поместиться и сломал.
Но звери горевать не стали, а построили большой терем, в котором стали дружно жить.
- Колобок.
Однажды дед захотел печёного колобка и попросил бабу испечь его. Баба, собрав последнюю муку со всех мест, испекла красивый и румяный колобок. Для того чтобы он остыл, положила на окно.
Но колобок, недолго думая, убежал от бабы с дедом. По дороге он встречал разных зверей, которые хотели его съесть.
Он напевал им песенку и убегал. Но в конце встретил лису, которая смогла обхитрить его и съесть.
- Сестрица Алёнушка, Братец Иванушка.
Сказка о сестре и непослушном брате, который, несмотря на предостережения своей сестры, пьёт воду из лужи и превращается в козлёнка. Алёнушка встречает прекрасного принца и выходит за него замуж.
Но злая колдунья напускает на девушку порчу и топит в море. Сама же принимает её облик и просит царя зарезать козлёнка. Иванушка просится на море, чтобы попрощаться с сестрой. Там он призывает девушку услышать его и помочь.
За этим наблюдает царь и спасает девушку, вытащив её из моря. Заканчивается все хорошо, колдунью казнят, а девушка оживает.
- Кот и лиса.
Кота по имени Котофей Иванович выгоняют из дома. Он уходит в лес и находит жилье, а себя называет воеводой этих мест. В лесу знакомится с лисой и женится на ней.
Лиса рассказывает всем о том, что вышла замуж за сильного, могущего и страшного зверя.
Волк с медведем захотели посмотреть на мужа Патрикеевны. При встрече кот неожиданно набрасывается на них и физически наказывает.
- Петушок и бобовое зёрнышко.
Сказка повествует о том, что прежде чем что – то получить необходимо что – то сделать.
Петушок подавился бобовым зёрнышком и чтобы его проглотить отправляет курочку за маслом к корове.
Курочке пришлось сделать множество дел, чтобы получить масло.
- Лиса и заяц.
Заяц построил себе избушку из луба, а лиса изо льда. С приходом весны у лисы изба растаяла. Выгнала она зайца из его избушки и стала в ней жить.
Заяц плакал и горевал, и на помощь приходили к нему многие звери. А удалось выгнать лису из Зайцевой избы только петуху.
- Царевна – лягушка.
Сказка о Царевне, которая была превращена в лягушку. На ней пришлось жениться младшему Царевичу, который выпустил стрелу и попал на болото к лягушке. Ночью она снимала лягушачью кожу, превращаясь в прекрасную девушку, и выполняла поручения царя.
Царевич, проснувшись, увидел свою жену в женском обличии и сжёг лягушачью кожу. Этим он спровоцировал заточение своей жены в замке у Кощея Бессмертного. Поняв свою ошибку, он идёт выручать прекрасную Василису.
Одерживает победу и возвращает Василису домой. Живут они долго и счастливо.
- Похожие записи
Все мы когда-то были детьми и все без исключения любили сказки. Ведь в мире сказок есть особенный и необыкновенный стиль, наполненный нашими мечтами и фантазиями. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным. Но откуда взялись всем известные герои? Быть может, когда-то по земле ходили настоящая Баба Яга и леший? Давайте разбираться вместе!
По определению В.Даля, «сказка — вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание”. А вот Новая иллюстрированная энциклопедия даёт такое определение сказки: «это один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с уставкой на вымысел”. Ну и конечно же нельзя не вспомнить слова нашего великого поэта: ”Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!”
Т.е., как не крути, сказка-вымысел… Но ведь в ней всё необыкновенно, волшебно и очень привлекательно. Идёт погружение в таинственный, зачарованный мир, где звери говорят человеческим голосом, где предметы и деревья передвигаются сами по себе, где добро обязательно побеждает зло.
Каждый из нас помнит как была наказана Лиса за то, что обманом выгнала Зайчика из избушки (“Лиса и Заяц”), как жестоко поплатился своим хвостом бестолковый Волк, который на слово поверил хитроумной Лисе (“Волк и Лиса”), как быстро справились с репкой (“Репка”), когда решили тянуть её сообща да ещё и не забыли Мышку позвать, как сильный забыл о слабых в сказке “Теремок” и к чему это привело…
Умное, доброе, правильное, высоконравственное, заложенное в сказках помогает воспитать в наших детях самые лучшие человеческие качества. Сказка учит жизненным премудростям. И эти ценности вечные, из них складывается то, что и называем мы – духовная культура.
Помимо прочего, неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа.
Что значит русская деревня? Что значило дерево, лес для русского человека? А предметы домашнего обихода: посуда, одежда, обувь (одни знаменитые лапти чего стоят!), музыкальные инструменты (балалайка, гусли). Это наша возможность рассказать и показать детям как жили люди в России раньше, как складывалась культура великого народа, частью которого волею судьбы стали мы, их родители, дедушки и бабушки.
Русская народная сказка — это и неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами.
Сказки дают возможность расширить словарный запас по любой теме (будь то сказки о животных, бытовые или волшебные). Традиционные русские повторы, особая мелодичность, редкие “забытые” нами слова, пословицы и поговорки, чем так богата русская речь: всё это позволяет сделать сказку доступной, понятной для детского сознания, помогает легко и быстро запомнить её. А всё это развивает фантазию детей, учит их красивой и складной речи. (Как знать, может те сказки, которые они начинают придумывать вслед русским народным сказкам, тоже когда-то войдут в сокровищницу языка).
Сказка - это особый литературный жанр, история, разворачивающаяся во вневременном и внепространственном измерении. Действующие лица такой истории - вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи строят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает. Создания сказок имеет древнюю историю.
ИЗ ИСТОРИИ СКАЗОК:
Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Кто-нибудь задумывался, есть ли за этими сказаниями реальные события, были ли сказочные герои самыми обычными людьми, чья жизнь и приключения могли стать основой для сказок. А почему бы и нет? Например, лешим мог оказаться кто-то, долго живущий в лесу, отвыкший от общения с людьми, но хорошо ладивший с лесом и его обитателями. Ну, Василиса-красавица – тут все понятно. А вот Кощей Бессмертный похож на старика, женившегося на молодой девушке.
А вот с ситуация интереснее. Наша земля расположена на пересечении дорог из Европы в Азию, с юга на север и наоборот. Вот поэтому и жили мы в тесной связи с рядом живущими народами. С севера с нами контактировали викинги, которые были на ступень выше по развитию, чем мы. Они принесли нам металл и оружие, свои легенды и сказки – а мы им одежду, обувь и продукты питания, все, чем богата наша земля. Оттуда сказка о Бабе Яге, там она была злой старухой Хеель на двух костяных ногах, которая живет в отдельной избушке на окраине леса, сторожит души умерших и являет собой пограничный пункт в переходе от земной жизни в загробную. Она не отличается особой добротой и изо дня в день создает массу испытаний и неприятностей для тех, кто идет этой дорогой. Вот поэтому к Бабе Яге попадают герои наших сказок, загнанные своими неприятностями в глухой угол.
Передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями.
Сказки рассказывали взрослые и - вопреки нашему нынешнему представлению - не только детям, но и взрослым тоже.
Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх - и любая сказка оканчивалась счастливым финалом.
Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись - рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.
Сложно сказать, когда появилась первая сказка. Наверное, это не возможно «ни в сказке сказать, ни пером описать». Но известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц.
Немного позже они приняли относительно человеческий облик. Например, хозяин воды - это дедушка Водяной, а Леший - это хозяин леса и лесных зверей. Именно эти образы говорят о том, что народные сказки создавались еще в то время, когда люди очеловечивали и одушевляли все стихии и силы природы.
Водяной
Еще одним важным аспектом верований первобытных людей, который нашел отражение в народных сказках, является почитание птиц и зверей. Наши предки верили, что каждый род и племя происходит от конкретного животного, которое было покровителем рода (тотемом). Именно поэтому часто в русских сказках действуют Ворон Воронович, Сокол или Орел.
Также в народных сказках нашли свое выражение и древние обряды (например, посвящения мальчика в охотники и воины). Удивительно, что именно с помощью сказок они дошли до нас в почти первозданной форме. Поэтому народные сказки очень интересны для историков.
СКАЗКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Сказки раскрывают все важнейшие стороны русской жизни. Сказки - неисчерпаемый источник сведений о национальном характере. Сила их и в том, что они не только раскрывают его, но и создают. В сказках раскрывается множество отдельных черт характера русского человека и особенностей его внутреннего мира и идеалов.
Вот типичный диалог (сказка «Летучий корабль»):
Старик спрашивает дурня: «Куда идешь?»
- «Да царь обещал отдать свою дочку за того, кто сделает летучий корабль».
- «Разве ты можешь сделать такой корабль?»
- «Нет, не сумею!» - «Так зачем же ты идешь?» - «А Бог его знает!».
За этот замечательный ответ (потому, что он честный!) старик помогает герою добыть царевну. Это вечное странствие «не знаю куда», в поисках «не знаю чего» присуще всем русским сказкам, да и всей русской жизни в целом.
Еще в русских сказках, как и в русском народе, сильна вера в чудо.
Конечно, все волшебные сказки в мире строятся на каких-то необыкновенных событиях. Но нигде чудесное так не главенствует над сюжетом, как в русских. Оно нагромождается, переполняет действие и в него всегда верят, безоговорочно и без тени сомнения.
Художник: Анастасия Столбова
Свидетельствуют русские сказки и об особой вере русского человека в значение сказанного слова. Так, существует отдельный цикл из разряда сказок-легенд, в котором весь сюжет завязан на разного рода случайно вырвавшихся проклятиях. Характерно, что известны только русские варианты подобных сказок. В волшебных сказках также подчеркивается важность произнесенного слова, необходимость держать его: пообещал жениться на той, которая найдет стрелу, - надо выполнять; сдержал слово и ходил на могилу к отцу - будешь награжден; произнесла обещание выйти замуж за того, кто украл крылышки, - выполняй. Этими простыми истинами наполнены все сказочные сюжеты.
Слово открывает двери, поворачивает избушку, разрушает чары. Пропетая песенка возвращает память мужу, забывшему и не узнавшему свою жену, козленочек своим четверостишием (кроме него, видимо, он ничего говорить не умеет, иначе бы объяснил, что случилось) спасает сестрицу-Аленушку и себя. Слову верят, без всякого сомнения. «Я тебе пригожусь», - говорит какой-нибудь зайчик, и герой отпускает его, уверенный (впрочем, как и читатель), что так и будет.
Нередко герои награждаются за свое страдание. Эта тема также особо любима русской сказкой. Часто симпатии оказываются на стороне героев (еще чаще - героинь) не в силу их особых качеств или совершаемых ими поступков, а из-за тех жизненных обстоятельств - несчастье, сиротство, бедность, - в которых они оказались. В этом случае спасение приходит извне, ниоткуда, не как результат активных действий героя, а как восстановление справедливости. Такие сказки призваны воспитывать сострадание, сочувствие к ближнему, чувство любви ко всем страждущим. Как тут не вспомнить мысль Ф. М. Достоевского о том, что страдание необходимо для человека, т. к. укрепляет и очищает душу.
Своеобразным представляется отраженное в сказках отношение русского народа к труду. Вот, казалось бы, непонятная с точки зрения идеалов сказка про Емелю-дурака.
Лежал он всю жизнь на печи, ничего не делал, да еще и не скрывал причины, отвечал «Я ленюсь!» на все просьбы о помощи. Пошел как-то по воду и поймал волшебную щуку. Продолжение хорошо знакомо всем: щука уговорила его отпустить ее назад в прорубь, а за это обязалась выполнять все желания Емели. И вот «по щучьему веленью, по моему прошенью» сани без лошади везут дурака в город, топор сам дрова рубит, а они в печь складываются, ведра маршируют в дом без посторонней помощи. Мало того, Емеля еще и дочку царскую заполучил, тоже не без вмешательства волшебства.
Конец, правда, все-таки обнадеживающий (в детских пересказах его почему-то часто опускают): «Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил: «По щучьему веленью, а по моему прошенью, кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умен!» И лишь успел выговорить, то в ту ж минуту сделался так прекрасен, а притом и умен, что все удивлялись».
Эту сказку часто трактуют как отражение извечной склонности русского человека к лени, безделью.
Говорит же она, скорее, о тяжести крестьянского труда, рождавшего желание отдохнуть, заставлявшего мечтать о волшебном помощнике.
Да, если тебе повезет и ты поймаешь чудо-щуку, можно будет с удовольствием ничего не делать, лежать на теплой печи и думать о царской дочке. Все это, конечно, также нереально для мечтающего об этом мужика, как ездящая по улицам печка, и ждет его обычная трудная повседневная работа, но помечтать-то о приятном можно.
Сказка раскрывает и еще одно отличие русской культуры - в ней нет святости понятия труда, того особого трепетного отношения, на грани «труд ради самого труда», которое свойственно, например, Германии или современной Америке. Известно, например, что одной из распространенных проблем у американцев является неумение расслабиться, отвлечься от дела, понять, что ничего не случится, если на неделю уехать в отпуск. Для русского человека такой проблемы нет - отдыхать и веселиться он умеет, а работу воспринимает как неизбежность.
Известный философ И. Ильин считал такую «лень» русского человека частью его творческой, созерцательной натуры. «Созерцанию нас учило прежде всего наше равнинное пространство, - писал русский мыслитель, - наша природа, с ее далями и облаками, с ее реками, лесами, грозами и метелями. Отсюда наше неутолимое взирание, наша мечтательность, наша созерцающая «лень» (А.С. Пушкин), за которой скрывается сила творческого воображения. Русскому созерцанию давалась красота, пленявшая сердце, и эта красота вносилась во все - от ткани и кружева до жилищных и крепостных строений». Пусть нет рвения и возвеличивания труда, зато есть чувство прекрасного, слияние с природой. Это тоже приносит свои плоды - богатое народное искусство, выразившееся в том числе и в сказочном наследии.
Однозначным является отношение к богатству. Жадность воспринимается как большой порок. Бедность же является достоинством.
Это не значит, что нет мечты о достатке: трудности крестьянской жизни заставляли мечтать о скатерти-самобранке, о печке, в которой «и гусятины, и поросятины, и пирогов - видимо-невидимо! Одно слово сказать - чего только душа хочет, все есть!», о невидимом Шмате-разуме, который стол яствами накрывает, а потом убирает и т. д. И о волшебных замках, которые за один день сами строятся, и о полцарстве, за невесту полученном, тоже было приятно помечтать долгими зимними вечерами.
Но богатство достается героям легко, между делом, когда они о нем и не думают, как дополнительный приз к хорошей невесте или спасенной жене. Стремящиеся к нему как самоцели всегда наказываются и остаются «у разбитого корыта».