Как объяснить ребёнку что такое музей. Российская музейная энциклопедия
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ
Художественные музеи собирают, изучают и экспонируют произведения искусства (декоративно-прикладного, живопись, графику, скульптуру) с целью представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека. Коллекции художественных музеев могут содержать произведения профессиональных художников, народного, детского творчества и т.д. Включают произведения различных видов изобразительного искусства и художественных течений и школ, с широкими временными рамками и т.д. Монографические художественные музеи различаются: по тематике (Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева), технике исполнения (Музей акварели) и авторству произведений искусства (Галерея К. Шилова).
История
Художественные музеи первоначально складываются как хранилища современного искусства, и лишь со временем начинают собирать произведения ушедших эпох, приобретших соответствующую эстетическую значимость, историко-культурную ценность.
Государственный Русский музей в Петербурге
Предметы художественного значения начинают извлекаться из повседневного обихода, функционально отделяясь от предметов быта, и составлять определенные собрания в конце 17 в. Происходит это преимущественно в частных коллекциях знатных бояр (В.В. Голицына, Б.М. Хитрово, А.С. Матвеева). Постепенно, с развитием культуры и искусства, этот процесс усложняется, а собрания художественных предметов включают все большее количество разнообразных предметов, имеющих художественную ценность. Первой художественной галереей в России принято считать картинную галерею дворца Монплезир (1710-20-е гг.) в Петергофе, представлявшую коллекцию западноевропейской живописи. Значительные художественные коллекции были сформированы императрицей Елизаветой Петровной в Царском Селе и Ораниенбауме, а также просвещенными вельможами в своих дворцах и имениях: Н.Б. Юсуповым, А.С. Строгановым, И.И. Шуваловым, Д.М. Голицыным. В 1758 г. создан первый художественный музей в России - Музей Императорской Академии художеств, в собрании которого впервые появились произведения отечественных художников. С 1764 г. по инициативе и при активном участии Екатерины II начинает формироваться одно из крупнейших отечественных художественных собраний в Эрмитаже (с 1852 г. доступен для публики).
Вологодская обл. Музей фресок в Ферапонтовом монастыре
Развитие русского искусства способствовало созданию первых коллекций, состоявших преимущественно из произведений отечественных мастеров: "Русский музеум" П.П. Свиньина в Петербурге, Русский музей П.Ф. Карабанова, собрание Ф.И. Прянишникова, а во 2-й половине столетия - частные коллекции К.Т. Солдатенкова, братьев Третьяковых, И.С. Остроухова и др. Возникают художественные музеи при учебных заведениях: университетах (музеи изящных искусств в Харьковском, Казанском и других университетах, 1830-40-е гг.), художественных школах и художественно-промышленных училищах (Музей училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, СПб, 1870-е гг.). Во 2-й половине 19 в. по инициативе художников, местной интеллигенции и общественных деятелей начинают создаваться художественные музеи в провинции: в Феодосии, Саратове, Нижнем Новгороде, Пензе, Казани. Основаны крупнейшие национальные художественные музеи - Русский музей императора Александра III в Петербурге, 1898 г., Третьяковская галерея в Москве, 1892 г. В 1912 г. открыт Музей изящных искусств в Москве, задуманный его создателями как "хрестоматия" по истории мирового искусства. К 1917 г. в России существовало около 20 художественных музеев.
Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева
После 1917 г., в период создания отечественной музейной сети, художественным музеям уделялось значительное внимание. Основу создаваемых художественных музеев составили предметы из Государственного музейного фонда, национализированное имущество из дворцов и усадеб, частных собраний, церковных хранилищ. На основе частных коллекций был создан ряд новых художественных музеев: Нового западного искусства, Старого западного искусства, Иконописи и живописи и др. Организованы художественные музеи в отдаленных регионах, в городах, не имевших доселе художественных центров. Художественные музеи представляли собой и музеефицированные дворцово-парковые комплексы, храмы и монастыри с комплексом художественных памятников и коллекций. В 1930-60-е гг. создается сеть художественных музеев, представляемых в каждом регионе страны.
Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение «museion» на русский язык буквально переводится как храм муз. Однако, музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место созерцания, миросозерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии, созданный в 280 году до нашей эры Птоломеем Сотером. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени.
В те же века существовали и прототипы современных музеев, то есть собрания определенных предметов. Именитые аристократы, собирающие в своих домах дорогие предметы искусства, ювелирные работы мастеров, преследовали как основную цель такого «накопления» стремление выделиться. Принцип калокогатии – стремление греков к достижению совершенства во всем, быть может, и стал провозвестником музея. Античный человек должен был быть красив и телом, и духом, особенно в сравнении с людьми чуждыми его государству, его полису. Собирание красивых вещей и осознание себя как их владельца отделяло прекрасного грека от низших варваров. Таким образом, музей в то время был одним из способов самоидентификации.
Другой уровень развития явления музея мы находим в Древнем Риме, где возникают первые частные императорские коллекции. При создании этих собраний уже начинает доминировать эстетическая ценность каждого экспоната в отдельности, но наслаждение от этого эстетического могут получать только «избранные люди», владельцы. Стремление римлянина сделать красивым весь мир вокруг себя приводит к такой ситуации, точную оценку которой дал музеевед И.А. Фролов в своей книге «Основатели российских музеев»: «Рим не имел музея как такового, но весь мир был музеем» 1 . Однако, приближаясь к концу своего существования, Рим предложил другую трактовку этого феномена. Музей, собрание, коллекция теперь стали не собраниями красоты, а накоплениями богатств, значимых не с эстетической, а с экономической точки зрения.
Интерес к коллекционированию существует и в средневековой Европе. Преимущественно это явление связывается с королевскими фамилиям. Здесь легко проследить определенное влияние через Византию наследия античного Рима. Особенно пышными были коллекции итальянских династий. В XII веке Венеция держала пальму первенства в походах по Средиземному морю, что повлияло на приток в страну антикварных ценностей.
Эпоха Ренессанса – эпоха обращения к традициям прошлого. Небывалый интерес к античности подхлестнул состоятельных купцов и аристократов создавать свои коллекции из монет, печатей, медалей, гобеленов, скульптуры, живописи и т.д. Наиболее преуспевающими в этом деле были флорентийские династии, среди коллекций которых по широте интересов не было равных никому по сравнению с собранием рода Медичи.
Именно Флоренция и открывает самый большой на то время музей, считающийся одним из первых в Европе. Создание галереи 11 е 11 osi во Флоренции, родившейся на рубеже «XIV-XV веков, стало немаловажным шагом «от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность» 2 . Именно с появлением этой и других подобных галерей становится возможным трактовать понятие «музей» как специальное научно-исследовательское и просветительское учреждение, в котором «коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры» 3 .
Теперь, в XVIII начинают появляться и научные коллекции, немало стимулов чему дало общее направление развития наук, где наряду с продолжением линии рационализма в математике и механике шли процессы накопления фактических данных и их эмпирического описания» 4 . Так многие ученые становились увлеченными коллекционерами, например, М.В. Ломоносов, поэт, писатель и. Вместе с тем, естество-испытатель и один из основоположников сравнительной анатомии И. В. Гёте. Систематизаторская деятельность ученых XVIII века создала базу для появления различных теорий эволюции уже в веке XIX. Так, Чарльз Дарвин начал свой путь в науку именно с составления коллекций минералов и насекомых.
В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в его еще нередко определяли как собрание предметов представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.
В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых - не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.
Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей - это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов».
Существует научная дисциплина – музееведение (музеология), изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных объектов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.
В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре – функцию документирования и функцию образования и воспитания. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х – начале 1970-х годов А.М.Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А.Равикович, Ю.П.Пишулина, А.Б.Закс.
Функция документирования предполагает целенаправ-ленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходящих в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета.
Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.
По мнению ряда исследователей, например Д.А.Равикович, помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.
Проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие предлагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определения путей его дальнейшего развития.
Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.
Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а так же в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.
Музейная сеть. Виды музеев (классификация)
Совокупность музеев, существующих на определенной территории, называют музейной сетью. Это понятие употребляется и для обозначения групп музеев одного профиля, одного типа или одной ведомственной принадлежности: сеть художественных музеев, сеть музеев под открытым небом, сеть музеев Министерства культуры РФ.
Музейная сеть России формировалась на протяжении трех столетий, и начальные этапы этого процесса носили в значительной степени стихийный характер, хотя объективно они отражали экономические, научные и культурные потребности своего времени. На основе музейной сети, сложившейся к 1917 г., а также национализации, конфискации и секуляризации огромных художественных ценностей после Октябрьской революции в России была создана единая государственная музейная сеть, развитие которой направлялось и регулировалось центральными органами власти.
Каждый из музеев уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять все многообразие музейного мира на определенные группы, иными словами, осуществлять классификацию.
Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Например, исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого.
Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы : естественно-научные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие.
Исторические музеи делятся на:
общеисторические музеи (широкого профиля); например Государственный Исторический музей в Москве;
археологические музеи ; например археологический музей-заповедник «Танаис»;
этнографические музеи ; например Российский этнографический музей в Петербурге;
военно-исторические музеи ; например, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в Москве;
музеи политической истории ; например Музей политической истории России в Петербурге;
музеи истории религии ; например Музей истории религии в Петербурге;
историко-бытовые музеи , воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; например Музей городского быта «Старый Владимир»;
монографические музеи , посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; например, Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда;
Прочие исторические музеи; например, Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX -XX вв. в Петербурге.
Художественные музеи делятся на:
музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве;
музеи декоративно-прикладного искусства ; например, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;
музеи народного искусства ; например, Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех Ивановской области; Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров;
монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.;
Прочие художественные музеи.
Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие музеи.
Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля . Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи , сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.
Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли , созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области - «Новый Иерусалим».
Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. положило начало возникновению подводной археологии. Хотя остатки древних судов и прежде поднимались на поверхность водолазами, только изобретение автономного аппарата для дыхания позволило археологам вести раскопки под водой в соответствии с теми же правилами, что и на суше. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы - музеев подводной археологии. В их собраниях - остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в., а также Бодрумский музей подводной археологии (Турция), в 18 выставке 18 которого - предметы, найденные в ходе раскопок пяти кораблей, затонувших между 1600 г. до и. э. и 1025 г. н. э.
Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.
Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов. Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук, или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва), где на протяжении многих лет ведутся исследования внеземного вещества и создаются приборы для проведения научных изысканий в космосе. В музейной экспозиции представлены коллекции метеоритов и лунных образцов, а также приборы - инструменты дистанционного исследования состава атмосферы, грунта и других характеристик больших планет.
К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы прежде всего на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.
Главное назначение учебных музеев - обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах - Музей лесоводства им. Г.Ф.Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.
Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания - в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.
Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев - музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.
Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников, например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Он образован в 1969 г. на острове Кижи, соседних островах и прилегающей к ним части побережья Онежского озера. Музей включает свыше 70 памятников народного деревянного зодчества - культового и гражданского, часть из которых привезена из различных районов Карелии. Среди них - уникальная деревянная ярусная пирамидальная Преображенская церковь с 22 главами (1714 г.), с четырехъярусным иконостасом и иконами середины XVIII в. Архитектурно-этнографическая экспозиция музея воспроизводит облик карельских и русских деревень, уклад жизни их обитателей. В интерьерах построек демонстрируются иконы, расписные церковные потолки - «небеса», народные музыкальные инструменты, хозяйственная утварь, инструменты для различных ремесел, народная одежда, вышивка, узорное ткачество.
Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи, создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.
Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х - начале 1960-х гг. относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями которого являются мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая экспозиция, закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.
Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.
Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.
Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с типологией. В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются республиканские, краевые, областные, районные музеи. По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.
Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить Зоологический музей Московского университета им. М. В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования, Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург), Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по данным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).
К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, При которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей».
Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX -XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и за 22 е 22 osi. Однако в 1941 г. лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 января 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.
Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, учреждениях, организациях, на предприятиях; они выполняют те же социальные функции, что и государственные музеи. Независимо от профиля их деятельность имеет чаще всего краеведческую направленность, в фондах преобладают материалы, собранные на территории района и связанные с местной историей. В собрании общественных музеев могут быть и памятники, имеющие большую научную, художественную, мемориальную ценность. Поэтому общественные музеи рассматриваются как резерв развития государственной музейной сети: за последние два десятилетия около 200 общественных музеев получили статус государственных учреждений.
В начале 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы, музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам - музеи А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, B.C.Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около 1000 общественных музеев.
В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.
В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей - Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.
Музей как форма коммуникации
Коммуникация (лат. Communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - это передача информации от одного сознания к другому. Общение, обмен идеями, мыслями, сведениями - такой смысловой ряд выстраивается в связи с этим понятием. Коммуникация обязательно протекает посредством какого-либо носителя; в его качестве могут выступать материальные объекты, логические конструкции, речь, знаковые системы, ментальные формы и другие проявления. Когда субъекты коммуникации не вступают в прямой контакт, коммуникация осуществляется посредством текста или другого носителя информации. Главная черта коммуникации - это наличие возможности для субъекта понять ту информацию, которую он получает.
Понимание как сущность коммуникации предполагает единство языка коммуницирующих, единство ментальностей, единство или сходство уровней социального развития. Но возможна и коммуникация далеких во времени и пространстве культур; в таком случае понимание культур возможно как реконструкция или конструкция по тем законам обработки информации, которые приняты в воспринимающей культуре.
В начале XX в. появился термин «социальная коммуникация», а после второй мировой войны возникли философские концепции развития общества, рассматривающие социальную коммуникацию как источник и основу общественного развития.
Понятие «музейная коммуникация» ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог Дункан Ф. Камерон. Рассматривая музей как коммуникационную систему, он считал ее отличительными специфическими чертами визуальный и пространственный характер. Согласно его трактовке, музейная коммуникация - это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой, - способность посетителя понимать «язык вещей».
Такой подход позволил Д.Ф. Камерону сформулировать ряд предложений по организации музейной деятельности и взаимодействию музея и аудитории. Во-первых, наряду с хранителями-экспозиционерами полноправное участие в создании музейной экспозиции должны принимать художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Во-вторых, экскурсоводам (музейным педагогам) следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют. В-третьих, в музей должны прийти новые специалисты - музейные психологи и социологи, которые будут обеспечивать «обратную связь» в целях повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия.
Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критические отклики, тем не менее стали одним из поворотных пунктов в развитии музееведческой теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное отчуждение музеев от общества. Научные исследования предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов. Между тем стала настоятельно ощущаться потребность в теории, позволяющей объяснить процесс взаимодействия музеев с обществом и направить его в нужное русло. Заполнить этот вакуум в музееведении помогли коммуникационные представления, получившие к тому времени распространение в других областях знания. В 1980-е гг. происходит оформление теории музейной коммуникации, которая складывалась наряду и в полемике с такими традиционными направлениями, как, например, теория музейного предмета, теория музейной деятельности. Существенный вклад в ее разработку наряду с трудами Д.Ф. Камерона внесли исследования Ю. Ромедера, В. Глузинского, Д. Портера, Р. Стронга, М.Б. Гнедовского.
Постепенно в музееведении сформировался новый, коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода. Обозначились и разные структурные модели музейной коммуникации.
Одна из наиболее распространенных моделей состоит в том, что посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой модели посетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Цель этого общения - не получение знаний, а эстетическое восприятие, которое не должно подавляться информацией искусствоведческого характера. Такая форма коммуникации в большей степени характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний создают для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экспоната как особому искусству.
Принципиально новым в контексте теории музейной коммуникации стал подход немецкого музееведа Ю. Ромедера. Согласно его концепции, музейный предмет не должен рассматриваться как самоценный, потому что он всегда является лишь «знаком некоторого общественно-исторического содержания» 3 . Музейная экспозиция в данном случае предстает как знаковая система, отображающая различные историко-культурные явления и процессы через экспонаты как знаковые компоненты. Причем отображается не сама действительность, а ее понимание автором экспозиции, которое представлено в виде определенной концепции и художественного образа (дизайна). Эта модель музейной коммуникации используется для общения с иной культурой, и главное в ней - преодоление культурно-исторической дистанции. При этом сотрудник музея выступает в роли посредника в обще 26 е 26 между двумя культурами.
Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным, в случае если культурные установки обоих субъектов коммуникации различны, и те ценностные значения, которыми наделил вещи один из субъектов, вторым «не прочитываются». Для устранения нарушений и в целях выработки «общего взгляда на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания предметов. Необходимы также социологические и психологические исследования в рамках «музей и посетитель», которые позволяют музеям устанавливать «обратную связь» со своей аудиторией.
Науки, техники и других сфер деятельности человечества. Кроме того, этого заведение занимается просветительской деятельностью, выставляя экспонаты на обозрение публики.Свое начало музей берет от частных коллекций предметов искусства, артефактов и раритетов. Но всегда все эти собрания отражали приоритет культурного интереса той или иной эпохи. Например, в античные времена это в основном были произведения искусства. В средние века внимание больше уделяли иконам, церковной утвари, шитью, мощам святых и т.д. Первые музеи, поставившие перед собой научные цели, появились в Европе в эпоху Возрождения. В них стали собирать минералы, астрономические инструменты, предметы этнографического характера и многое другое.В России первым музеем, доступным для публичного посещения, стала Кунсткамера. В основу ее коллекции легли собрания Петра I: оружия , гравюры, станки, инструменты и т.п.Все музеи можно разделить на: исследовательско-научно-просветительские, естественнонаучные, исторические, литературные, искусствоведческие, технические, учебные и исследовательские. В основу такого деления легла профилирующая направленность заведения и принадлежность его к определенной сфере деятельности человека. И как у любого социокультурного института у музея есть свои функции:- документирование: отражение, с помощью экспозиций, различных факторов, событий произошедших в обществе;- образование и воспитание: знакомство посетителей с историческими моментами, формирование эстетического вкуса;- досуга: проведение привлекательных для посетителей форм экскурсий, воссоздание интерьеров помещений, использование театрализованных форм работы, проведение концертов, балов, праздников и т.п.Именно уровень развития и постановка музейного дела говорит об общей культурной народа и о том, как население страны к своему прошлому, чем дорожит и гордится.
Источники:
- История музейного дела в России
В мире существует много различных музеев. Как правило, в них выставляют наиболее известные произведения искусства и предметы быта, отражающие историю человечества и являющиеся его культурным достоянием. Но некоторые музеи выбиваются из привычных рамок, одним из них является знаменитый «Музей всего».
«Музей всего» (The Museum of Everything), основанный англичанином Джеймсом Бреттом, является передвижным музеем, в котором выставляются работы неизвестных и непризнанных художников XIX, XX и XXI веков. Он работает с 2009 года, его выставки посетили более трехсот тысяч человек. Музей принимают самые известные выставочные площадки мира, среди которых галерея Тейт (Tate Britain), Selfridges, музей Аньелли и другие. В августе 2012 года «Музей всего» проводит выставки в городах России – Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве. В частности, в Петербурге музей будет работать с 16 по 19 августа, а в Москве - с 23 по 26 августа.
Проводя выставки в различных городах мира, The Museum of Everything одновременно ищет непризнанные таланты, работающие в области современного, нетрадиционного и наивного искусства. Любой художник, даже непрофессиональный, имеет шанс выставить свои картины. Более того, передвижной музей работает с людьми, которым трудно донести свои работы до зрителя – бездомными, инвалидами, заключенными. Для просмотра принимаются рисунки, скульптуры, живопись. Работы могут быть выполнены в самых разных жанрах. Финальной выставкой музея в России станет «Выставка №5», на которой будут показаны найденные оригинальные работы. Точная дата ее проведения будет указана на сайте «Музея всего».
Если вы являетесь одним из непризнанных художников или художником, не считающим себя частью современного мира искусства, вы можете представить в «Музей всего» свои работы. Передавать их надо лично (или через вашего представителя), в электронном виде они не принимаются. Чем больше своих работ вы представите, тем лучше, так как это позволит сотрудникам музея лучше оценить ваше творчество. Все представленные работы будут изучены командой специалистов, отобранные включат в шорт-лист «Выставки №5» в Москве. Их авторы получат предложение включить свои работы в международную коллекцию музея.
Зайдя на сайт музея, существующего и в русскоязычном варианте, вы найдете всю необходимую информацию. Следует учесть, что The Museum of Everything не работает с профессиональными художниками и студентами (бывшими или настоящими) художественных вузов. Всех остальных художников «Музей всего» приглашает к сотрудничеству.
Нестеров А.К. Понятие и функции музея // Энциклопедия сайт
Музей является социальным институтом, выполняющим определенные социокультурные функции. Рассмотрим понятие и функции музея в современных условиях.
Сущность музея, как особого вида культурного учреждения
Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности.
В музее посетители участвуют в диалоге культур, исторических событиях, формирует спектр ценностных представлений. Учитывая, что посетители по-разному воспринимают музейные экспонаты, то их понимание и осмысление требует объяснения и созерцания.
Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени.
Реализация функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе. Музеи также выполняют функции организации взаимодействия культур, изучения исторических традиций и культурного наследия.
Понятие "музей"
Понятие музея связано с дихотомической природой его системы целей: сохранить культурное и историческое наследие для будущих поколений, одновременно открыв его для современников.
Понятие "музей" происходит из древнегреческой культуры – "museion", что переводится как "храм муз". Вместе с тем в Древней Греции музей отличался от его современного значения, это было место созерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий.
В Российской музейной энциклопедии дано такое понятие музея :
Музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов.
В своем исследовании Ю.В. Зиновьева сформулировала вывод, что составляющими понятия музей являются:
- Собрание предметов (идей и носителей), осмысленных в качестве ценностей собирателем, индивидуальным или коллективным.
- "Храм муз" – музей как пространство предъявления различных фрагментов реальности – место коллективного действа и собирания произведений, посвященных музам – дочерям богини памяти Мнемозины.
- Общение по поводу представленных ценностей, коллективное действо, в котором осуществляется выход за грани обыденности, в атмосферу иной реальности, праздника, смена ролей, воссоздания "иного".
Необходимо также дополнить, что понятие музей включает в себя феномен социально-культурной памяти, т.е. музей создается и функционирует для сохранения памяти, стабилизации норм и ценностей в современном обществе.
В словаре "Музейные термины" дано такое определение: "музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры и природных объектов". В данном определении отражена взаимосвязь музея с его социальными функциями, а экспонаты обозначены как непосредственные источники формирования знаний об истории, культуре, природе определенных областей, обществ. Таким образом, в определении понятия музей приоритет имеет его научная, исследовательская, просветительская природа, которая служит удовлетворению потребностей общества в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, социальной информации и эстетических ценностей. Такого подхода придерживался также отечественный ученый А.M. Разгон .
Предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний (например, исторических) посредством музейных предметов. Согласно данному подходу:
Музей – источник информации и социальный институт.
С учетом современных реалий, кроме процессов исторического познания, передачи исторических знаний, философско-культурного осмысления, ознакомления с информацией, в понятие музей закладывается также эстетическая составляющая в понимании действительности. В этом контексте реальность оказалась результатом культурного акта, его творения и сконструированной языковой практикой.
В настоящее время, музей играет также роль культурного центра и социального инструмента воздействия. С этой точки зрения в понятие музей включается и коммуникативная составляющая, согласно которой музейные фонды создаются осмысленно с целью передачи по такому специфическому каналу коммуникации сложную информацию. Музейные фонды при создании наделяются ценностными значениями, сопутствующей информацией, которую посетители должны воспринять и осознать. Таким образом, формируется диалог, направленный на выработку общего взгляда на предметы музейных экспозиций. В рамках данного понятия теоретическая интерпретация приводит также к уточнению технологических характеристик экспонатов музея и ситуаций музейной коммуникации.
Выделяют 2 основные функции музея :
- Функция документирования
- Функция образования и воспитания
Документирование , как функция музея, означает целенаправленное, скоординированное, структурированное отражение с помощью музейных экспонатов различных фактов, исторических событий, явлений, природных и общественно-культурных процессов. Данная функция музея проявляется через выявление и отбор природных объектов и созданных человеком предметов труда, одежды и т.п., а также иных сложных объектов, которые могут быть представлены в виде физических свидетельств объективной реальности. Демонстрация собранных экспонатов означает реализацию данной функции, а сами экспонаты становятся знаками и символами конкретного исторического периода, события, природного явления, культурного наследия. Функция документирования раскрывается в музее в процессе изучения и составления научного описания экспонатов, что позволяет посетителям музея воспринимать действительность объективно.
Образование и воспитание , как функция музея, основывается на содержании и экспрессивном воздействии музейных экспонатов на посетителей, что сопровождается большим объемом получаемой информации. В результате реализации данной функции музей стимулирует и удовлетворяет познавательные и культурные запросы общества. Данная функция музея также проявляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
В качестве дополнительных функций музея выступают:
- Функция организация досуга общества
- Коммуникативная функция
- Социально-культурная функция
- Общая функция сохранения памяти
- Функция профессиональной музейной деятельности
- Функция символического воздействия
- Функция взаимодействия
В рамках выполнения социально-культурной функции музей выступает в виде своеобразного посредника при взаимодействии посетителей, музейных работников и представленных экспонатов. В этом проявляется специфика музея в ряду других коммуникационных систем, что соответствует его понятию в социально-культурном плане.
Реализуя социально-культурную функцию, музей согласует ее с коммуникативной функцией, тогда как сам он выступает в качестве информационно-коммуникативного учреждения, посредством которого общество удовлетворяет потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в виде свидетельств объективной реальности. Таким образом, музей осуществляет передачу социально-значимой информации. Подлинные исторические предметы изучаются и экспонируются как первичные источники познания с учетом сложившегося представления о предназначении самого музея и его роли в обществе.
Организация досуга в обществе, как функция музеев, проявляется в современных условиях, когда музеи реализуют свои задачи по ознакомлению посетителей с историческим и культурным наследием. Выполнение музеями данной функции обусловлено потребностями современного общества в культурных формах досуга и эмоциональном развитии.
Так называемая общая функция музеев сохранения социальной памяти иногда выделяется отдельно от функции документирования, так как особенности исторического периода времени постоянно накладывают свою специфику на музейное дело, в результате, музеи эволюционируют вместе с изменениями экономической, политической, социальной, духовной жизнью общества. У жителей различных стран, народов и социальных общностей это проявляется различным образом, что и обуславливает разные подходы к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте, эстетике, определяя специфику представления музейных экспонатов. Таким образом, с помощью данной функции музеи сохраняют социальную память, фиксируя ее в своих экспонатах.
Функция профессиональной музейной деятельности проявляется через разделение труда. Общая профессионализация выполнения работниками музея своих функций требует высокого уровня подготовки. На практике данная функция в музеях реализуется по всем направлениям музейной работы: научно-исследовательская, экспозиционная, фондовая, реставрационная, просветительская, педагогическая и другие виды деятельности.
Функция символического воздействия в музеях обусловлена наличием пласта культурных символов различных уровней. На уровне государства, например, это флаг, герб, гимн, на уровне города также добавляются памятники, известные места и т.п., а на культурно-бытовом уровне – это традиционные костюмы, одежда, свойственная определенной эпохе и т.п. В музее данная функция проявляется в их дифференциации в соответствии с типами и видами. Также сюда относятся установки, образцы поведения, изучение прошлого, социальной памяти и опыта, которые могут быть представлены в виде музейных экспонатов или подтверждающих фактах, свидетельствах, описывающих объективную реальность.
Реализация музеями функции взаимодействия обусловлена наличием учреждений и общественных институтов, активно взаимодействующих с музеями и другими общественными институтами – учреждениями культуры, образования, науки. Система этих связей должна быть разнообразной и эффективной и в первую очередь, это касается дошкольных и школьных учреждений, всей системы среднего специального и высшего образования. В первую очередь, это групповые экскурсии. Кроме того, у учащихся и исследователей прямой интерес во взаимодействии с музейными экспонатами, которые являются объектами исторического, культурного, общественного и природного наследия.
Вывод
Таким образом, сущность понятия музей обусловлена необходимостью сохранения исторического, культурного, природного общественного наследия для потомков и демонстрация уже накопленного наследия современникам.
Реализация функций музея связана с концепцией комплектования музейных коллекций, в создании которой принимает участие весь научный и профессиональный коллектив музея. Это происходит с широким привлечением научной общественности, краеведов, преподавателей вузов и школ, всех заинтересованных лиц. Реализуя свои функции, музей не только учитывает потребности и интересы различных групп населения, но в дальнейшем активно опирается на их поддержку при организации выставок и сохранении историко-культурного наследия.
Формализм зачастую губителен для музейной культуры, он гасит интерес к ней, порождает представление о музее как скучном складе ненужных вещей и бесполезной информации. Необходима более глубокая и возвышенная идея, чем просто "дополнительная информация" – это одна из главных задач музея при работе с публикой.
Литература
- Зиновьева Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема. Дисс. канд. культурологии. Санкт-Петербург. 2000.
- Разгон A.M. Музееведение как научная дисциплина. М., 1984.
Что такое Музей? Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры Раньше это понятие обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.
Лувр Национальный музей Франции. Один из первых европейских музеев и один из самых посещаемых музеев мира и третий в мире по величине. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.
Музей Санкт-Петербурга Лабиринтум Интерактивный музей занимательной науки для детей и взрослых Открылся совсем недавно в декабре 2010 года. Здесь можно познакомиться с основами законов физики экспериментальным путем. В музее есть зал с оптическими иллюзиями; зал с приборами, где можно поучаствовать в экспериментах с электричеством; зал экспериментов с водой; зеркальный лабиринт.
Музей человеческого тела Само здание музея, находящегося в нидерландском Лейдене, сделано в виде фигуры человека. Передвигаясь с этажа на этаж, посетители музея словно совершают путешествие внутри человеческого тела: мимо огромных органов или прямо сквозь них. На специальных экранах можно увидеть различные процессы, проходящие в организме: пищеварение, снабжение кислородом и т.д.
Музей растворимой лапши Растворимая лапша была изобретена японцем Момофуку Андо в 1958 году, и в музее, находящемся в Осаке, собрано все, что только может иметь отношение к этому продукту. Более того, посетители могут не только поглазеть на экспонаты, но и сами поучаствовать в создании уникальной лапши на мини-фабрике, причем готовый продукт в пластиковом стаканчике можно унести с собой.
Центральный музей связи им. А.С. Попова Один из старейших научно- технических музеев, Посетители могут познакомиться здесь не только с редкими экспонатами, относящимися к истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения и космической связи, но и с современными средствами телекоммуникации.
Музей железнодорожной техники Музей расположен недалеко от Брестской крепости. Основан в 2002 году. Под открытым небом можно увидеть около 50 образцов железнодорожной техники начала и середины прошлого века. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие. Прокатиться с ветерком, правда, не получится, а вот фотосессию устроить - запросто.
Дарвинский музей в Москве Занимательное путешествие познакомит с удивительными животными, представленными в экспозиции залов «История музея», «Многообразие жизни на Земле», «Происхождение видов (Микроэволюция)», «Зоогеография». «Весёлый музей» расскажет вам истории и про зверя-шишку, птицу-гриб, плавающего ежа, шестиногого оленя, собаку-игрушку и про других зверей, птиц и рыб. В нашем музее вам не будет скучно.