Восточные сказки: танец живота - история и современность. Когда и где появились восточные танцы

Главная / Бывшие
| Когда и где появились восточные танцы

Когда и где появились восточные танцы

Когда мы говорим "восточные танцы", то несомненно подразумеваем арабские танцы. Арабский танец живота имеет много корней. Истоки восточных танцев прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Фрески, чей возраст датируется примерно за 1000 лет до Рождества Христова, имеются и на древних египетских храмах. Считается, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни.

Жрицы, танцевавшие в храмах, через свой танец обращались к духу Великой Богини. Вполне возможно, что некоторые из движений их танца сохранились в тех восточных танцах, которые исполняют современные танцовщицы.

Гавази (в переводе с египетского диалекта - чужестранцы) исполняли восточный танец на улицах и, как правило, не отличались образованностью.

Авалим были танцовщицами, которые получили специальное танцевальное и музыкальное образование. Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах, хорошо разбирались в поэзии, могли исполнять стихи и песни собственного сочинения, как гейши средневековой Японии.

Стили восточного танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались. Некоторые эксперты, изучающие историю восточных танцев, считают, что такие танцы были ритуалом подготовки к деторождению. В те времена не было больниц, обезболивающих препаратов и других медикаментов, облегчающих процесс родов, поэтому приходилось рожать так, как было задумано природой.

Другое направление восточных танцев известно под названием Бэлади. В переводе с арабского это слово означает «родина» или «родной город», что отражает большую популярность танца среди народов Египта. Поначалу это был женский танец, исполнявшийся только для женщин. Основными характеристиками Бэлади являются разнообразные фигуры руками, не имеющие четкой связи и системы с покачиванием бердами. В целом танец производил яркое впечатление

Инстинктивно женщины превратили в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы и тем самым облегчали роды. Легко заметить, что многие движения танца живота сосредоточены в области живота или таза. Представляя собой комбинацию напряжения и расслабления мышц, они тренируют внутренние органы и тонизируют мышцы живота. Волнообразные движения фактически задействуют те мышцы женщины, которые выталкивают ребенка при родах.

Другие исследователи считают, что высточные танцы зародились в Средней Азии и такой танец имел сакральный смысл, был частью церемонии поклонения женскому материнскому началу.
Так, например, движениях брюшным прессом упоминаются в тибетской Книге мертвых. Они использовались в целях медитации и перехода на новый астральный уровень.

Ритуал восточного танца проводился по случаю рождения детей, а сам танец постепенно распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, а так же в Средиземноморье.

В Греции с помощью танца живота исцеляли больных, сопровождая его громкой музыкой и криками. Индийцы внесли в него плавность и мягкость движений, турки обогатили его сложными и необычными ритмами, а цыгане придали ему страстность.

В клубе Гармония в г. Мытищи, обучаясь у опытных мастеров, вы сможете овладеть в совершенстве искусством танца.

Для поддержания своего тела в форме или же приобретения стройной фигуры все больше женщин делают свой выбор в пользу восточных танцев, а именно танца живота. В чем польза и сложность танца живота? Какие существуют противопоказания к танцу живота?

Давайте рассмотрим более детально.

Чем нас манит танец живота

На первый взгляд, танец живота − идеальное решение во всех смыслах, инструкторы этого колоритного восточного направления утверждают, что регулярные занятия восточными танцами помогут быстро восстановить форму, избавят от лишнего жира в области бедер и живота, укрепят мышцы таза и подтянут ягодицы, снимут боль в спине и улучшат осанку. А если приплюсовать в список достоинств еще и эротический аспект восточного танца, то, кажется, раздумывать больше незачем.

Тогда почему европейские медики бьют тревогу о том, что восточный танец может быть очень опасен?

Как танец живота помогает похудеть

Любая представительница прекрасного пола знает, для того чтобы быть счастливой обладательницей стройной изящной фигуры, нужно всегда тратить энергии больше, нежели поступает в организм вместе с питанием.

Такие элементы танца живота как удары, тряски, восьмерки, качалки и шаги, за один час занятий способны сжечь не менее 400 килокалорий. Несмотря на их внешнюю простоту, это приличная нагрузка для женского организма, ведь в танце задействованы буквально все части тела: голова, живот, бедра, ягодицы, ноги и руки. Правильно выполняемые движения восточного танца заставляют пульс стабильно находиться в зоне «энергосжигания». Так что регулярные репетиции с периодичностью 3-4 раза в неделю − прекрасная альтернатива аэробным тренировкам во имя похудения.

Но фитнес-тренеры признают, танец живота может помочь смоделировать фигуру не всем желающим. Если у вас тренированное тело, привыкшее к постоянным нагрузкам, то для похудения вам потребуется приложить больше усилий, нежели новичкам. Как вариант, вы можете выполнять элементы танца с хорошей амплитудой, без перерыва на протяжении занятия, и с концентрацией на качестве каждого движения. Но если вы не чувствуете разогрева мышц, легкой усталости или вообще не ощущаете нагрузки, похудеть вам вряд ли удастся. В этом случае лучше выбрать другую фитнес-программу.

Безусловная польза танца живота

Какие же результаты можно получить взамен потраченного времени и усилий на покорение танца жиота?

— Первым сюрпризом для вас станет улучшение координации движений и укрепление вестибулярного аппарата. Ваше тело оберет природную грациозность, гибкость и пластичность.

— В процессе выполнения некоторых движений танца наблюдается улучшение циркуляции крови, что очень полезно для профилактики застойных явлений в органах малого таза.

— Через месяц стабильных занятий танцем живота укрепляется позвоночный столб и наступает облегчение даже у тех танцующих, у которых ранее были травмы позвоночника.

— Танец живота является отличной профилактикой таких заболеваний как остеохондроз и гипертония.

— Пары месяцев занятий оказывается достаточно для улучшения гибкости суставов, причем, не только у молодых девушек, но и у женщин в возрасте.

— Особая техника движений рук в танце живота, за счет напряжения спинных мышц исправляет дефекты осанки, уменьшает или ликвидирует сутулость.

— Задействованные в исполнении восточного танца плечевой пояс и руки помогают многим поклонницам танца живота на долгие годы сохранить идеальную форму груди.

— Такая составляющая восточного танца как тряска, заметно сокращает проявление целлюлита и препятствует новым жировым отложениям в проблемных зонах бедер и ягодиц.

— Ритмичное дыхание, которое является основой для выполнения всех элементов танца, снижает уровень стресса и помогает избавиться от депрессии.

Роль танца живота в подготовке женщин к беременности и родам

Особую роль танец живота играет в подготовке женщин к беременности и родам. В первом случае, он тренирует важные группы мышц, обычно не задействованные в повседневной жизни, укрепляет мышцы спины, на которые приходится главная нагрузка во время вынашивания ребенка, и предотвращает развитие варикозного расширения вен у большинства беременных.

Во втором случае, за счет тренировки мышц промежности, укрепления брюшного пресса и привыкания к нагрузкам на ноги, период схваток и сами роды у женщин проходят легко, и большинству рожениц удается избежать разрезов промежности и разрывов.

«Подводные камни» восточного танца

Важно понять и принять, что танец живота не является панацеей от всех заболеваний, как убеждены многие поклонницы этого направления. Существует группа риска, для которой танец живота, как и любое другое направление танца либо вида спорта, способен нанести ощутимый вред и поставить под угрозу здоровье. Поэтому, прежде чем окунуться в мир экзотики востока, обязательно посетите врача на предмет временных и абсолютных противопоказаний.

Временные противопоказания

— хронические заболевания в стадии обострения: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит, бронхит, холецистит и другие;

— любые гнойные процессы независимо от очага расположения;

— острые воспалительные процессы: ОРВИ, ОРЗ, грипп, ангина;

— послеоперационный период любых заболеваний (длительность необходимого воздержания регламентирует врач);

— выраженное смещение позвоночных дисков, на этапе реабилитации допустимы занятия не в полную силу;

— фаза обострения заболеваний печени и желчного пузыря;

— обильная кровопотеря и болезненное состояние во время критических дней.

Абсолютные противопоказания к танцу живота

— сильное плоскостопие (ввиду основной позиции «на подушечках пальцев»);

— не диагностированные проблемы с позвоночником, грыжа более восьми миллиметров;

— доброкачественные и злокачественные опухоли;

— врожденный порок сердца, тяжелые заболевания сердца: стенокардия покоя и напряжения, перенесенный инфаркт, пролапс митрального клапана;

— гипертензия, аневризмы, блокады;

— обструктивный бронхит и туберкулез легких.

Решение, танцевать восточные танцы или нет, всегда остается за вами. Пользы от танца живота очень много, но не забывайте о противопоказаниях врачей. Всегда делайте правильный выбор прислушиваясь к своему организму.

Услышав словосочетание «восточные танцы», многие представляют себе ослепительно прекрасных женщин в ярких нарядах, окутанных успокаивающей туманной дымкой лампад и фимиамов. На протяжении многих веков эти гипнотизирующие движения являлись спутниками страсти, заключенной в скромность и простоту, которая свойственна всем восточным женщинам.

Пожалуй, можно с уверенностью утверждать, что восточные танцы являются самыми женственными и сексуальными, несмотря на то, что большая часть тела танцовщицы прикрыта одеждой. Очаровательная девушка, в процессе танца, раскрывает свою сексуальную энергию, и раскрепощается. На востоке существует мнение, что в процессе исполнения танца живота раскрываются 1 и 2 чакры, которые выпускают наружу всю нерастраченную энергию, и женщина избавляется от гинекологических заболеваний.

Однако этому есть и более научное объяснение. На самом деле, все движения, из которых состоят восточные танцы - вращательные, круговые, выпады вверх и наклоны вниз, в буквальном смысле «разгоняют кровь» и тем самым предотвращают возникновение недугов, связанных с ее застоем.

История восточных танцев

Если верить истории, восточные танцы были привезены в Европу кочевниками-цыганами, а уже потом, распространились по всей Азии. Именно поэтому, нельзя говорить о современных направлениях восточного танца как об одном целостном организме. На самом деле, это гармоничная совокупность элементов различных культур, которая создавалась на протяжении многих веков, для того, чтобы предстать в наши дни в своем законченном, идеальном варианте.

Существует легенда, согласно которой однажды, во время выступления танцовщицы, ей под одежду залетела пчела и, испугавшись, девушка стала вращать плечами и животом, чтобы прогнать насекомое, при этом, не прерывая своего выступления. И, как ни странно, зрители пришли в восторг от тех движений, которые им удалось увидеть.

Однако свою мировую известность восточные танцы начали обретать только в 20 веке, когда в Голливуде все поголовно начали увлекаться этим искусством. Одно за одним создавались различные телешоу и киномюзиклы, в которых принимали участие роскошные обольстительницы в ярких, сверкающих одеждах, но с обнаженным животом, томные манящие взгляды которых вводили джентльменов в ступор и не позволяли отвести взгляд.

И уже в 60-х годах минувшего века восточные танцы окончательно перестали быть «гаремными», и их начали преподавать практически во всех танцевальных студиях мира. И, безусловно, стали появляться различные стили, каждый из которых был результатом привнесение особых культурных элементов разных стран. В наши дни, самыми популярными считаются такие направления как:

* Baladi;
* Saidi;
* Ghawazee.

Все они, несмотря на огромное количество различий, предусматривают «работу» с мечами, палками и платками.

Существует еще одно, не менее привлекательное и очаровательное направление, которое носит название «Трайбл» - в нем используются музыка, движения и костюмы, которые взяты из различных эпох. Именно поэтому, у танцовщицы есть возможность подобрать облачение, которое будет самым выгодным образом выделять ее достоинства, но так, чтобы это не выглядело агрессивно и чересчур вызывающе, ведь первое о чем нужно помнить - восточный танец должен привлекать не откровенной сексуальностью, а скромностью и загадочностью.

Польза восточных танцев

Современные ученые с уверенностью утверждают, что восточные танцы оказывают самое позитивное воздействие на женский организм. А все за счет того, что выполнение движений способствует усилению кровообращения в органах малого таза и помогают сохранить здоровье и устойчивость всем отделам позвоночника. К тому же, они служат превосходным способом профилактики осложнений, которые часто возникают при родах.

Также, стоит отметить, что психологи считают танец живота одной из самых действенных практик, направленных на приведение души и тела к полной гармонии.

1. Существует более пятидесяти разновидностей восточных танцев, среди которых выделяются даже особые направления - ливанская школа, египетская, турецкая и прочие.

2. Не нужно путать сценический стиль «кабаре», который показывают нам в голливудских фильмах с истинными фольклорными направлениями, такими как белади, саиди, халидки, дабка и нубия. Сценический стиль танца живота сформировался в процессе слияния двух культур - восточной и западной, и этот «синтетический» ансамбль стал популярен во всем мире благодаря своей сравнительной простоте движений и понятной, даже непрофессиональным танцовщицам, технике.

3. Создательницами современного танца живота принято считать трех великих женщин - Тахию Кариока, Бадию Масабни, Самию Гамаль. Все они снимались в голливудских фильмах и, в рамках своих ролей, часто должны были исполнять восточные танцы.

4. Колоссальный вклад в развитие танца живота внес Махмуд Реда - человек, который за свою жизнь поставил множество прекрасных танцевальных номеров. Он, также, придумал несколько направлений, самым известным из которых стал Александрийский танец, который сейчас известен во всем мире. В состав его труппы, в свое время, входили такие звезды как Фарида Фахми и Ракия Хассан. Многие сравнивают деятельность Реди с тем вкладом, который внес в развитие российских танцев Игорь Моисеев.

5. Танец живота могут исполнять не только женщины, но и представители сильной половины человечества. Еще со времен Османской империи существуют такие стили как танура и танхиб, которые были созданы специально для мужчин.

6. Стиль костюмов для исполнения восточных танцев постоянно меняется. Вопреки всеобщему мнению, не существует никаких определенных законов, все зависит от моды. «Стандартный» комплект, состоящий из широкой юбки, лифа и пояса постепенно уходит в прошлое. В наши дни, танец живота часто исполняют в брюках, или коротких юбках, к которым прикреплены специальные «погремушки», призванные не только создать определенное звучание во время танца, но также выделить и подчеркнуть ритм, которого придерживается танцовщица.

Танец родился вместе с миром, тогда как прочие искусства - уже изобретения человечества. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами. Мимика - первый язык человечества, была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того, все движения природы, человека в древние времена назывались танцами. Танец - это одновременно способ почитания Природы и способ благожелательного влияния на Природу.

Танец может многое:

➢ быть способом общения;

➢ быть способом самовыражения, позволяющим танцорам и зрителям ощутить чистую радость движения;

➢ воплощать весь спектр человеческих чувств;

➢ рассказывать истории;

➢ усиливать, дисциплинировать, обновлять и питать целостность личности;

➢ в некоторых культурах - исцелять, спасать душу, давать земное воплощение богам;

➢ сохранять и изменять культурные традиции;

➢ изменять состояние, облегчать депрессию; приносить ощущение компетентности и силы;

➢ помочь стать другим (а на время - совсем другим);

➢ помочь понять другие культуры и, благодаря этому, - лучше понять свою собственную культуру.

Арабский танец появился в цивилизации Хиттида, в Тибете, примерно11 тысяч лет назад, в конце этой цивилизации. Хиттида была воинственной цивилизацией, и поначалу эти танцы были частью мужских воинских танцев. В таком – мужском и воинским – виде эти танцы пришли в Пацифиду, где их подхватили женщины. Они радикально изменили рисунок движений, сделали танец завораживающим и привораживающим мужчин. В таком виде, собственно, он и появился в Японии в пятом тысячелетии до н. э.

Вскоре, в несколько упрощённом виде, танец начал своё путешествие по миру

(около 4,5 тысяч лет до н. э.). Он прошел Вьетнам, Корею, Китай, Турцию, Аравию, Африку, Южную Америку и попал к древним славянам (3,5 тысяч лет до н. э.).

Прасловяне изменили характер танца. С этим поработали великие жрецы и учителя славян. Они прекрасно поняли все сильные и слабые стороны пришедшего танца. Жрецы изменили характер движений и всего танца: из танца - соблазна, искусителя он превратился в танец для любимого мужчины. Из кшатрийского он стал танцем вайшьев. Такому танцу обучали многих славянских девушек в возрасте 15 - 17 лет. Так продолжалось примерно 1 тысячу лет.

Около 2,3 тысячи лет до н. э. доработанный жрецами арабский танец впервые становился ритуальным. Он исполняется только в вечернее время (18-20 часов), на природе или в помещении, и танцуется женой для своего мужа в день годовщины их венчания. Сакральная сторона этого танца: «Дорогой! Мы прожили вместе ещё один год. Но я - такая же красивая и желанная!».

Примерно за 300 лет до появления христианства славянский (ритуальный) вариант этого танца начал своё путешествие обратно в Азию (их принесли туда славянские девушки при переселении славянских племён на юг), в таком виде его узнали Турция и жители Аравийского полуострова. Они смогли в течение почти 400 лет хранить его без изменения, но затем некоторые танцовщицы стали исполнять его за деньги. Так ритуальный вариант танца начал терять свой эзотерический смысл, исполнятся всеми по поводу и без, и за последующие 350 лет стал известен во всех странах Востока, в том числе в Индии, Цейлоне, Японии, Афганистане, а также в Африке (Египет, Эфиопия, Танзания, Ботсвана, Нигерия), Европе (Испания, Италия), в дальневосточных землях. Танец стал «вайшьевским» для всех, но потерял ритуальный смысл. В 7 в. н. э. за танцем почти повсеместно укоренялось названия «арабского», и все хорошие танцовщицы для повышения профессионализма приезжали в арабские страны.

Начиная с 12 в. н. э. и до сегодняшнего дня арабский танец существует уже почти без изменений.

Сначала танец исполнялся только в храмах, но со временем его допустили и во дворцы.

Авалим были танцовщицами совсем другого уровня. Алме называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование, они умели играть на различных музыкальных инструментах.

В то время говорить в приличном обществе слова «женские бедра» и «живот» считалось неприемлемым, так как на ум могли прийти и иные вещи. И танцовщицы того времени одевались совсем по-другому, нежели сейчас. Как правило, они выступали в длинных платьях, бедра подчеркивал платок.

Смена танцевального образа началась значительно позже, с Голливуда. Костюмы для арабского танца, как и все, связанное, с Голливудом, получили оттенок гламурности. Именно в старых голливудских фильмах впервые появились танцовщицы с открытым животом, расшитым лифом и поясом на талии.

Египетские танцовщицы частично скопировали этот образ, опустив пояс с талии на бедра ниже пупка. Все это позволяло намного лучше разглядеть движения танца. В 20-е гг. ХХ столетия Египет последовал за Америкой, начал снимать фильмы, в которых участвовали и танцовщицы. Таким образом, это послужило началом хореографии на Ближнем Востоке. До этого весь танец являлся импровизацией от начала до конца.

3. СТИЛИ И ВИДЫ ВОСТОЧНОГ О ТАНЦА

Сегодня известно около 50 основных видов арабского танца. Существует 9 крупных школ: турецкая, египетская, ливанская, пакистанская, ботсванийская, таиландская, бутанская, аденская и иорданская, а также множество мелких.

ЕГИПЕТСКИЙ СТИЛЬ

У каждой египетской звезды был свой стиль, но, тем не менее, можно выделить нечто общее и попытаться охарактеризовать такое понятие, как «египетский стиль». Быстрая, затейливая музыка (обычно танцовщицы имели свои оркестры из нескольких барабанщиков). Использование сагатов, четкая постановка рук и акцентов, расслабленный, уверенный танец, много движений бедрами, проходки, очень много взаимодействий с публикой, частая смена костюмов.

Из-за длительной гражданской войны в Ливане (на протяжении 20 лет), Каир был единственным месте на Востоке, где было много ночных клубов, в которых постоянно выступали танцовщицы. Поэтому египетский танец так популярен.

ТУРЕЦСКИЙ СТИЛЬ

Турецкий стиль состоит из свободных, быстрых движений, музыка энергичная. Этот стиль привнёс в танец сексуальность. Турецкая музыка для танца живота характерна звуками гобоя, кларнета, уда, цимбал и барабанов. Турецкие костюмы сильно обнажают фигуру. Они обычно украшены бисером, но также могут использоваться монеты. Танцовщицы этого стиля часто играют на цимбалах. Турецкий танец - это часто танец на полу, в партере. Работа с полом имеет место и в египетском стиле. Танцовщица показывает свою гибкость: она падает, садится на шпагат, делает мостики.

Турецкая танцовщица в своей программе много работает с публикой и клиентами, позволяет зрителям дотронуться до её костюма.

ЛИВАНСКИЙ СТИЛЬ

Этот стиль более волнообразный, изящные руки, прямое положение корпуса, резкая работа бёдрами, часто больше медленной музыкой, чем в современном Каире. Больше энергии, меньше кокетства. Танцовщицы более склонны носить высокие каблуки, нежели египтянки (то же в Иордании и Сирии). Местные танцовщицы изображают застенчивое отношение, типа «Я совсем не понимаю, как моё тело это выделывает».

СОВРЕМЕННЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ СТИЛЬ

Это современный египетский стиль ночных клубов с танцем живота. Сопровождается европейской оркестровой музыкой, исполняемой в фешенебельных каирских ночных клубах, чтобы удовлетворить западные вкусы. Новая, современная египетская музыка была культивирована двумя известнейшими египетскими композиторами в период с 30-х до 70-х гг. ХХ в. Mohammed AbdelWahab и Farid Al Atrash.

Костюмы обычно очень блестящие и продуманно украшенные.

Сегодня Modern Egyptian belly dance смешивает и записанную музыку, и живой вокал.

ГАРЕМНЫЙ ТАНЕЦ

Этот термин навевает голливудское описание экзотических танцовщиц-наложниц из гарема султана. Он отражает западное восприятие о тайне гарема и ассоциируется с эротическими стереотипами.

ТАНЕЦ – ТРЯСКА

Это танец, в котором характерными движениями являются скрутки и тряски бёдер и плеч. Термин популяризован после мировой ярмарки 1893 г. В Чикаго наряду с легендой о Little Egypt. Термин использовался для танцев на карнавалах или в стрип - клубах, часто женщинами, носящими вызывающее дамское бельё. Тряска была движением танца, используемым гаитянским и афро-американским сообществом в 1880-х гг. или ранее (и позже обновленная Gilda Gray).

СТИЛЬ «КАБАРЕ»

В США термин «кабаре» означал этнический фамильный ресторан или бар, поддерживаемый многочисленной и красочной этнической клиентурой. Клиенты, и мужчины и женщины, между выступлениями звёзд беллиданс танцевали народный фольклор: ливанскую дабку, mizerloo, греческий сиртаки или зорбекико.

Сегодня танцовщицы живота обычно выступают на приподнятой сцене, чтобы аудитория их лучше видела, и часто под живое музыкально сопровождение. Музыкальные инструменты: уд, bazooki, клавиатура, барабаны, скрипка, и vocal. Костюмы танцовщиц - роскошные и сверкающие, с бусинками и блестками.

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ ЖИВОТА

Этот стиль включает народные танцевальные движения. Популярный этнический фольклор типа Fallahin (египетский фермеры) и др. используют как основу для фольклорных корней восточного танца, из которого танец живота появился. Танцовщицы могут исполнять его с тростями и тростником.

ГОТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ЖИВОТА

Для готического танца живота характерны костюмы из темных тканей, из черного винила и кожи, с серебряными заклёпками, пирсинг, бледная кожа, яркие тени для век и, подобные вампиру, взгляды. Музыка - техно, транс или этническая.

GODDESS BELLY DANCE

Некоторые женщины рассматривают беллиданс как храмовый танец жриц, танец из матриархальных культур типа Шумера в Ираке и Анатолии в Турции, и даже как танец самых основных ритуалов плодородия. Goddess Belly Dance может использовать символы древней мифологии и религии, как мощных материалов для танца. Некоторые танцовщицы чувствуют типичные элементы в танце, их психическое и духовное взаимодействия.

3. Танец в моей жизни

Хотя мне еще только 9 лет, но я уже решила связать свою жизнь с хореографией. Чтобы стать хорошим профессионалом, нужно знать историю, характер и традиции танцев. Мне это очень нравится!

Танцы стали для меня частицей жизни. Они дают мне здоровье, уверенность в себе, а также вдохновляют, повышают настроение. Танцы – это стимул для учебы и активной жизни в лицее. Я горжусь, что у меня есть возможность проявить себя в танцах и показать свое мастерство другим.

Заключение

Современный танец вобрал в себя много из окружающего мира, из разных философий, тренинговых программ. Он находится под влиянием жизни вокруг нас, вбирая в себя всё, что есть вокруг него. Релиз техника, являющаяся частью современного танца, так же берет много из нашего знания о теле, являясь частью тренинга. Это время поиска, движения вперед, без остановок.

Огромное значение имеет создание специфической атмосферы сочетания музыки с движениями. Ученые давно заметили, что танцоры часто испытывают состояние, близкое к эйфории. За счет движений можно научиться использовать скрытые возможности тела, открыть доступ к мощной энергии творчества, научиться пробуждать и реализовывать ее.

Танец оказывает большое влияние и на формирование внутренней культуры человека: он помогает раскрытию художественных способностей людей, удовлетворяет развитие их эстетических потребностей.

Как видно из всего вышесказанного, искусство танца существует для единения, слияния различных начал. Освобождается дорога к свету, выносится на обозрение скрытое пространство души. От того, кто пропускается во время единения, и кто пропускает, зависит видимый, слышимый, осязаемый результат.

Танец живота – один из самых древних и загадочных видов танцевального искусства. Его история окутана загадками и тайнами. Восточная культура всегда привлекала своей красотой и особенным шармом.

Сейчас существует множество легенд, связанных с историей возникновения танца живота и его исполнительницами. Каждый может представить гибкую красавицу, гармонично двигающуюся под ритмичную музыку. Однако мало кто может с уверенность ответить на вопрос «откуда взялся танец живота?» и верно ли мы его понимаем.

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ.

Существует интересная легенда, описывающая появление танца живота как случайность. Якобы, однажды пчела залетела под развивающиеся одежды уличной танцовщицы. Насекомое сбил с толку прекрасный аромат масел, исходящей от девушки. Плясунья, не прерывая свое выступление, пыталась избавиться от докучливой пчелы, извиваясь во время танца. Делала это девушка весьма грациозно и пластично, поэтому случайные зрители приняли это за особый вид танца и пришли в настоящий восторг. Смышленая девушка, заметив успех и внимание, продолжала двигаться новым невиданным образом, демонстрируя красивые линии тела и рук. Такой танец многим пришелся по душе и стал распространяться.

Конечно же, это всего лишь легенда. История возникновения танца живота длилась намного дольше, чем выступление одной прекрасной девушки. Корни восточного танца уходят глубоко в историю, и даже сейчас невозможно точно определить точное место рождение танца живота.

Принято считать, что основой танца живота были древние ритуальные танцы, которые несли сакральный смысл. Они восхваляли женское начало, богинь плодородия и женщин в целом. Танец живота символизировал то, что в обществе того времени считалось божественным предназначением каждой женщины: процесс зачатия ребенка, вынашивание плода и сами роды. Однако постепенно танец стал терять свое сакральное значение и приобрел более светское направление.

Если говорить о месте, где зародился танец живота, то многие исследователи склоняются к Древнему Египту. Однако стоит отметить, что свою лепту в создание этого вида танца привнесли многие народы. Так, изначально разнообразный и насыщенный египетский танец дополнили танцовщицы из Индии. Это были гибкие и утонченные баядерки, с прекрасной хореографической подготовкой. Их движения руками были уникальными и несли особенное значение. Также повлияли и близкие соседи египтян: персы, сирийцы, палестинцы и некоторые страны Африки. Свой вклад внесли и кочевники-цыгане. Долгие столетия их собственные фольклорные танцы сочетались с индийскими, арабскими, еврейскими и испанскими традициями. В Греции танец выражал эмоции более энергично, ярко и резко. В Турции параллельно с ростом территории появлялось все больше народных танцев, которые постепенно смешивались между собой. Благодаря этому возникло широкое разнообразие движений, новые необычные ритмы и формы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. НЕВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ.

Египет для Европы открыл Наполеон. Искушенные европейцы заинтересовались новой неизведанной культурой. Интерес подогревали писатели и художники, успевшие первыми побывать в загадочной стране, которые спешили во всех красках описать красоты востока, в том числе и туземных красоток-танцовщиц. Не отставали и первые путешественники, рассказывавшие о восточной культуре, как о чем-то волшебном, экзотическом и эротическом. Поэтому интерес был высок, и этим смогли удачно воспользоваться.

Уже в 1889 Париж впервые увидел так называемый «восточный танец». Несколькими годами позднее один импресарио подобных шоу решил привлечь как можно больше публики, использовав откровенное и вызывающее по меркам того времени название на афишах - "Danse Du Ventre" («танец живота»). Ожидаемого эффекта удалось достичь. Многие были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть полуобнаженных экзотических танцовщиц. Идея и стиль танца сразу же полюбилась и в Голливуде. Это оказало сильное влияние на дальнейшее распространение «танца живота». Популярность шоу с участием восточных танцовщиц росла, и название плотно «приросло» к самому стилю их танца.

Позже это название пытались толковать по-разному, вновь придавая танцу глубокое значение. Например, некоторые придерживаются версии, что танец живота подразумевает «танец жизни» (животом называли жизнь несколько столетий назад). А жизнь ассоциируется именно с женщиной, матерью-землей и плодородием.

Также «bellydance» мог быть просто неверным истолкованием термина «беледи» (baladi). Это означало «родина» в самом широком понятии слова. Это был египетский фольклорный стиль танца, который танцевали в деревнях по различным поводам, чаще всего в доме, в кругу родных.

На данный момент существует более 50 стилей восточного танца. Каждый из них в разной степени насыщен элементами, присущими тому или иному народному танцу, который много веков назад сформировал основу «танца живота».

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСТОЧНОМУ ТАНЦУ



ПОНЕДЕЛЬНИК

ВОСКРЕСЕНЬЕ



СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ в ГРУППЕ

ПРОБНЫЙ УРОК:

1
час
600 руб.
200 руб.

2
часа
1 200 руб.
300 руб.

3
часа
1 800 руб.
400 руб.

РАЗОВЫЕ ЗАНЯТИЯ:

1
час
600 руб.

АБОНЕМЕНТЫ: *

1
час в неделю
4-5 часов в месяц
2 000 руб.
1 900 руб.
438 руб./час

2
часа в неделю
8-10 часов в месяц
4 000 руб.
3 200 руб.
369 руб./час

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры