Билеты на балет «XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Международные балетные конкурсы Жюри в разные годы

Главная / Измена мужа

В Большом театре финишировал Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет». Смотр проходит раз в два года. Нынешний - уже третий по счёту. В творческом состязании участвуют студенты выпускных и предвыпускных курсов балетных училищ и вузов. На этот раз на новой сцене главного театра страны представили свои таланты 29 претендентов. Репортаж Ирины Разумовской.

Совсем недавно здесь в Большом театре проходила премьера фильма Валерия Тодоровского «Большой» про отношение и путь юных балетных артистов и педагогов. Премия «Русский балет» - это реальная история на эту тему. Сегодня лучшие из лучших приближаются совсем близко к своей мечте - танцевать в Большом.

Им по 17, 18 лет, студенты хореографических училищ приехали на конкурс со всей России: Казань, Новосибирск, Пермь, Башкирия, Бурятия... Большинство готовятся к выпускным экзаменам и постановкам. И грезят, конечно, об одном.

«Моя мечта - танцевать в самом лучшем театре, и танцевать очень хорошо, с душой, нести в зал, открываться всему залу!» - делится участница конкурса Анастасия Шеломенцева.

«Моя мечта стать хорошим танцовщиком. Чтобы была харизма внутри - самое главное», - убеждён участник конкурса Андрей Кириченко.

«Стать перспективным артистом балета - чтобы я мог приносить в искусство что-то большее», - признаётся участник конкурса Игорь Кочуров.

Главная награда - стажировка в Большом театре и золотые пуанты на пьедестале. Но справиться с волнением могут не все. У конкурса строгое и очень почётное жюри - встречают его продолжительными овациями. Юрий Григорович, Борис Эйфман, Николай Цискаридзе, руководители ведущих балетных трупп и театров страны.

«Безусловно, есть правила и шкала оценок, которые жюри должно будет выставить каждому исполнителю. Уже три года мы это используем. Подсчёт баллов происходит в режиме онлайн. После выступления каждых пяти участников у членов жюри собирают листы и ведется подсчёт», - рассказывает и.о. заведующего балетной труппой Государственного академического Мариинского театра, член жюри конкурса Юрий Фатеев.

Педагоги волнуются чуть ли не сильней, чем конкурсанты. Да, многие из молодых исполнителей пока промахиваются, оступаются, приземляясь в прыжке или в кружении. Но на то они и студенты. Кстати, за подготовку лауреатов всех степеней и Гран-при педагогам вручают денежные сертификаты.

«Этот конкурс их очень стимулируют - они должны приехать в Москву и показать свои способности, подготовку и защищать честь школы. Они приезжают в Москву на главную сцену страны, и это очень почётно и ответственно», - отмечает ректор Московской государственной академии хореографии, член жюри конкурса Марина Леонова.

После подсчёта баллов большинство лауреатов - по-прежнему из хореографических училищ двух столиц. Гран-при удостоен Денис Захаров из Московской академии. У студентов Вагановки Егора Геращенко и Элеоноры Севенард - первые места. А второе и третье места поделили молодые артисты балета из Москвы, Перми и Новосибирска.

О важном событии в мире культуры: вот-вот станут известны имена лауреатов Международного конкурса артистов балета и хореографов. Это один из самых престижных смотров, который за годы существования зажег немало звезд, так что внимание к нему огромное. Объявление победителей проходит на сцене Большого театра.

Ни призы, ни места, ни соперники за секунды до выхода на сцену не имеют значения. Только танец! И на любые вопросы до выступления один ответ.

Москва в эти дни - центр притяжения молодых артистов балета и хореографов со всего мира. Международный конкурс на звание лучшего проходит раз в четыре года, как Олимпиада.

И подготовка соответствующая - тысячи повторов под чутким руководством педагога. И тут язык международного общения - русский.

«Чувствуется сразу, где есть «русский след», где учили русские, даже если это Бразилия, или Аргентина, или США. Я очень давно пошутил на эту тему. На пресс-конференции в США меня спросили, почему я считаю, что наш балет лучший. Просто я сказал: в России балет преподают дольше, чем США существует как государство. Я пошутил, но это правда», - рассказывает член жюри, народный артист России Николай Цискаридзе.

Новые имена открывает новая сцена Большого. Именно здесь все эти дни шли репетиции, занятия и этапы конкурса. Но каждый участник стремится на историческую сцену. Тут состоится финал балетного состязания. Чего стоят эти «выше, легче, точнее», видно за кулисами. Кто-то не стоит на ногах, а кто-то плачет после, казалось бы, идеального выступления.

«Я репетировала этот номер по 12 часов каждый день в течении шести месяцев, так готовилась к конкурсу. Танцевала с травмами. И не все получилось. Но то, что я все-таки выступаю сцене Большого, в финале, сбывшаяся мечта, к которой я шла через боль, и я счастлива независимо от результата», - призналась конкурсантка Ао Динфен из Китая.

Результат, помимо первых трех мест, Гран-при, почти священный Грааль конкурса - за полувековую историю его вручали всего четыре раза. А в этом году приз дает еще и беспрецедентную для балетного мира премию - 100 тысяч долларов лучшему хореографу и столько - артисту балета. Но это случится, лишь если жюри под предводительством руководителя смотра Юрия Григоровича проголосует единогласно.

«Здесь должно быть идеально все, начиная от пуантов до тесемок, до ленточки. Как она улыбается, то же самое с танцовщиками, как они держат себя на сцене. Да, падали, да, поскальзывались, да, что-то не доделывали, но когда на сцене артист - эти маленькие погрешности исчезают», - говорит член жюри, народная артистка России Светлана Захарова.

Позади три тура соревнований. Совсем скоро станут известны имена победителей. Впрочем, независимо от мнения судей, многие танцовщики признаются, что уже получили свою награду.

«Эти аплодисменты, которые тебя обнимают, это волшебно! Ради этого надо жить, ради этого надо танцевать, работать, плакать, грызть зубами бетон балета, чтобы только выйти и насладиться этими моментами неповторимыми», - сказала конкурсантка из Латвии Эвелина Годунова.

Как и любой другой, этот конкурс - смесь взрывных эмоций. Даже спорт с его очевидностью электронных табло дает повод для разночтений, а уж искусство танца с его эфемерностями и жесткой спайкой техники и артистизма тем более поле для разногласий. Но махать кулаками уже поздно: вчера на Исторической сцене Большого театра международное жюри во главе с российской балетной иконой Юрием Григоровичем огласило список победителей. Говорят, их не судят. А обсуждать тенденции конкурса нужно и даже полезно - следующий при благоприятном раскладе случится через четыре года, за это время в королевстве можно многое поправить.

Живущий с 1969 года фестиваль почти на десять лет моложе своих собратьев ММКФ и конкурса имени Чайковского, и хотя мотивы их создания были схожими, на балетном у хозяев всегда было много поводов для гордости. Балетный конкурс был передовым: в 1969 жюри признало лучшей роскошную пару из Гранд опера Франческа Зюмбо-Патрис Барт, а великая Плисецкая публично рассказала, что в балете секс есть. В новейшее время конкурс во многом утратил престиж, и организаторы нынешнего восстановили его радикальным способом, ухнув к двум Гран-при 200 тысяч долларов. Да и даты помогли: председатель жюри Юрий Григорович взял рубеж в 90 лет, а сам конкурс стал затактом официального "Года Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа".

Что в конкурсе обычного: юные и уже не очень артисты танцуют либо лихо, либо точно. Есть, мягко говоря, проблемы с музыкальностью (не знаю, кто из конкурсантов справится в ближайшее время со Стравинским) и с долгим дыханием, позволяющим ровно провести номер от начала до конца. Про кантилену танца, когда участник именно танцует, а не склеивает промежуток между выгодными па, тоже все грустно. Но есть и хорошие новости: по итогам нынешнего года младшая группа оказалась намного интереснее старшей, а это значит, что при "поколении игрек" балетный театр будет интересным, и цифровая революция тому не помеха.

Главный тренд не нов, уже лет тридцать только набирает обороты - среди претендентов большую часть составляют танцовщики из Азии - Китая, Японии, Южной Кореи и примкнувших к ним Казахстана и Кыргызстана. Поперек плача о нехватке в балете мужчин на нынешнем конкурсе много солистов, пьедестал почета в мужском танце соло заняли Марат Cыдыков (Кыргызстан, 3 место), Ма Мяоюань (Китай, 2 место), Бактияр Адамжан (Казахстан, 1 место). У дам та же сольная иерархия Зайнигабдинова Лилия (Россия, 3 место) и Эвелина Годунова (1 место, Латвия), вторую премию решили не присуждать. Дуэт у мужчин, в целом не слишком галантный, удался у Ван Джанфын (Китай, 3 место), Окава Коя (Япония, 1 место) и артиста Мариинского театра Эрнеста Латыпова (2 мето), его партнерша из той же Мариинки аккуратная Екатерина Чебыкина получила лишь диплом - как и прославившаяся разоблачениями закулисной жизни американка Джой Вомак из Кремлевского балета. У женщин в дуэтах третий приз разделили японка и китаянка, первый не присужден, а второй повезет с собой в Казань танцующая в тамошнем театре взрывная бразильянка Аманда Моралес Гомес. На конкурсе хореографов пейзаж монотонный: второе место разделили россияне Нина Мадан и неутомимый Андрей Меркурьев, третье и одно из первых авторы из Китая, еще одним первым стал единственный запомнившийся хореограф, чилиец с бесконечным именем Зунига Хименес Эдуардо Андрес.

По итогам нынешнего года младшая группа оказалась интереснее старшей

Младшая возрастная группа, трепетный балетный народ от 14 до 18 лет, порадовала больше. Общим любимцем стал уроженец города Сыктывкара и ученик неприметной тамошней гимназии Иван Сорокин, за которого, по слухам, в закулисье уже идет битва престижных балетных школ - всем хочется его доучить и вывести в театр под собственной маркой. Другой фаворит, напротив, поддерживает честь Московской школы - это выученный со всей тщательностью юный красавец Денис Захаров (первый приз в дуэте). Россиянка Лиза Кокорева и кореянка Пак Сонми разделили первое место, вторую премию жюри присуждать не стало. Третье место заняла Екатерина Клявлина. . Их сверстницы в соло - отвоевавшая первое место американка Элизабет Бейер, китаянка Сыи Ли и воплощенная точность и нежность Субин Ли из Южной Кореи заставляют подумать, что при всех конкурсных перекосах в пьедесталах почета есть и логика, и справедливость.

Победители разных лет

Московский конкурс прославил таких звезд, как Франческа Зюмбо и Патрис Барт, Михаил Барышников и Ева Евдокимова, Людмила Семеняка и Александр Годунов, Лойпа Араухо и Владимир Деревянко, Нина Ананиашвили, Владимир Малахов, Мария Александрова, Алина Кожокару, Наталья Осипова, Иван Васильев и других. Смена поколений в балете быстрая, и несколько победителей конкурса успели стать членами жюри: Вадим Писарев, Николай Цискаридзе, Хулио Бокка.

Истоки

У истоков московского балетного конкурса были легенды русского балета Галина Уланова, Игорь Моисеев, Ольга Лепешинская. В 1973 году конкурс возглавил Юрий Григорович, по сей день в свои 90 лет остающийся председателем жюри. В состав жюри в разные годы входили Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев. А также представители балетной элиты мира - легенды французской школы Иветт Шовире, Клод Бесси, Шарль Жюд, Алисия Алонсо (Куба), Биргит Кульберг (Швеция), авторитетные критики Арнольд Хаскелл (Великобритания) и Аллан Фридеричиа (Дания).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры