Боярыня морозова произведение. Василий Суриков, "Боярыня Морозова": описание картины, интересные факты истории

Главная / Измена мужа

Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова". Это монументальное полотно (304 на 587,5 см) сегодня находится в собрании картин Государственной Третьяковской галереи и по праву считается жемчужиной данной коллекции.

В статье мы приведем данные из истории создании полотна и расскажем об образах, которые запечатлены на нем.

Род Суриковых

Василий Иванович Суриков родился в Красноярске в 1848 году в семье потомственных казаков. Предки его появились в Сибири, видимо, после основания в тех местах Красноярского острога, то есть еще в XVII веке. Сам художник считал, что прадеды сибирских Суриковых происходили из старинных донских казаков. Работая над полотном "Покорение Сибири Ермаком", он встретил множество своих однофамильцев в донской станице Раздорской и укрепился в этом мнении.

Суриков закончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, а впоследствии стал членом художественного объединения "Товарищество передвижных художественных выставок".

Немного истории

Первый рассказ об опальной боярыне Суриков услышал от своей тетки и крестной Ольги Дурандиной, когда жил в Красноярске еще во время учебы в уездном училище. Видимо, эта трагическая история долго не отпускала его, потому что первый эскиз к картине художник сделал только в 1881 году, когда ему исполнилось 33, а к написанию самого полотна приступил лишь спустя три года.

Тема истории русского народа, в которой немало трагических страниц, никогда не уходила на второй план в творчестве художника. Вот и история боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой из этого числа.

Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов. К 30 годам овдовев, тайно приняла монашеский постриг, нарекшись именем Феодора, и стала проповедницей старообрядчества и сподвижницей другой знаменитой опальной личности - протопопа Аввакума.

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

Событие на картине

Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. Это был раскол из-за убеждений и веры. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Многие из них, не выказывая этого публично, так как опасались гонений, поддерживали старинные русские православные традиции, полученные от предков. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

На полотне изображены события 29 ноября (по новому стилю) 1671 года, когда опальную Феодосию увозили из Москвы. По сохранившимся воспоминаниям одного из современников, в тот день ее провозили мимо Чудова монастыря и везли на допрос под царские переходы. Жест и образ женщины по описанию были похожи на изображенные Суриковым:

Руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше...

Описание картины "Боярыня Морозова"

Композиционным центром полотна является сама боярыня. Она изображена как неистовая фанатичка. Ее черная фигура резко выделяется на фоне белого снега, голова гордо поднята, лицо бледно, рука поднята в двуперстном (по старообрядческому канону) сложении. Видно, что женщина истощена голодом и мучениями, но все в ней выражает готовность отстаивать до конца свои убеждения.

Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев,

Так говорил о Морозовой протопоп Аввакум.

На боярыне черная бархатная шуба и черная шаль. Она полулежит на простых крестьянских санях-дровнях. Этим власти хотели дать простым людям почувствовать все унижение боярыни. Ведь бывало, что она ездила в роскошной карете, окруженная верными слугами. А теперь лежит на сене, прикованная, а вокруг толпится народ. И судя по выражению лиц, отношение к Морозовой у людей самое разное - от глумления до благоговения.

По фрагментам картин, которые приведены в этой статье, можно проследить весь тот калейдоскоп чувств, которые вызывало у народа появление на улицах Москвы подобной повозки.

Работа над картиной: центральный образ

Хорошо известен почти мистический факт, который подтолкнул художника к работе над полотном: он увидел черную ворону, бьющуюся на снегу. Позже он записал:

Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал...

На контрасте черного и белого родилась идея образа староверки, которую везут на мучения.

Однако вначале, по обыкновению, Суриков изобразил толпу, сопровождающую сани. Лишь после этого он стал подыскивать тот образ, который не только явился бы композиционным центром картины, но и контрастировал бы с ней, при этом не теряясь среди пестроты других.

Сурикову нужно было женское лицо, которое послужило бы начальной точкой для эскиза: горящие фанатизмом глаза, тонкие бескровные губы, болезненная бледность и хрупкость черт. В конце концов появился собирательный образ. Есть в нем и черты тетки художника Авдотьи Васильевны Торгошиной, интересовавшейся старообрядчеством, и старообрядки-паломницы с Урала, некоей Анастасии Михайловны, которую художник повстречал у стен Рогожского монастыря и уговорил позировать.

Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова".

Юродивый

Как видно на фрагменте картины, он провожает боярыню двоеперстием, не боясь наказания, ведь юродивый на Руси был неприкосновенен.

Прообразом юродивого в веригах стал мужичок, торговавший огурцами. Художник встретил его на рынке и уговорил позировать, сидя на снегу босым в одной холщовой рубахе. А после сеанса сам Суриков растер ему ноги водкой и вручил три рубля.

Потом художник со смехом вспоминал:

Первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был.

Странник с посохом

Подобные скитальцы-паломники еще встречались в России и в конце XIX века. Среди наследия художника исследователи находили эскизы позируемого с различными поворотами головы, которые Суриков, видимо, писал по памяти. Это значит, что прототипом странника был случайно встреченный человек, согласившийся когда-то позировать художнику. Потом у Сурикова представление о композиции картины несколько изменилось, но того скитальца уже было не отыскать.

Один из исследователей творчества художника (В.С. Кеменов) утверждал, что в образе этого странника нашли отражение черты самого Сурикова.

Кроме того, известно, что изображенный на полотне посох художник случайно увидел у какой-то паломницы, шагавшей по дороге в Троице-Сергиеву лавру. Испугавшись бегущего за ней человека, размахивающего акварелью и кричавшего "Бабушка! Дай посох!", та бросила его и убежала. Она подумала, что это разбойник.

Стоящая рядом со священником девушка-монахиня, списана с одной знакомой художника - дочери московского священника, которая готовилась принять постриг.

Девушки и старухи

Типажи старых и молодых женщин Суриков отыскал в общине старообрядцев, живших при Преображенском кладбище в Москве. Там его хорошо знали и соглашались позировать.

Нравилось им, что я казак и не курю.

Вспоминал художник.

А вот девушка в желтом платке стала настоящим открытием художника. Завернувшийся с нижнего края платок, сообщает нам, что его обладательница была из тех, кто глубоко сочувствовал боярыне. Провожая ту на мучительные испытания, девушка била поклоны до земли. Лицо ее выражает глубокую скорбь.

Изображена на картине Василия Сурикова "Боярыня Морозова и сестра последней - Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру.

Смеющийся поп

Это едва ли не самый яркий типаж из народа, как сейчас сказали бы, из "массовки". Известно, что его прототипом стал Варсанофий Семенович Закоурцев, дьячек Сухобузимской церкви (село Сухобузимское в Красноярском крае). Художник писал его черты по памяти, вспоминая, как восьмилетним ребенком ему пришлось всю ночь править лошадьми по весьма непростой дороге, поскольку сопровождавший его дьячок, по обыкновению, напился.

В этом селе Суриков жил с шести лет. Сюда переехала вся его семья, потому что отец заболел чахоткой и для излечения ему требовалось пить кумыс - целебное кобылье молоко, которое можно было достать поблизости. А спустя два года Суриков поехал на учебу в Красноярск, куда его и повез пьянчужка-дьячок. Вот какие воспоминания об этом событии оставил впоследствии художник:

Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: "Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. "Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая, пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.

Заключение

Картина Сурикова "Боярыня Морозова" попала на передвижную выставку уже вскоре после написания (1887 год), и почти сразу же была приобретена купцом и меценатом Павлом Третьяковым для своей знаменитой коллекции русского изобразительного искусства.

В настоящее время это полотно экспонируется в главном корпусе «Русская живопись XI - начала XX века». Здание, являющееся частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», находится по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, дом 10.

Годы создания: 1881-1887
Размер полотна: 304 х 587,5 сантиметров
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Монументальное полотно русского художника Василия Сурикова «Боярыня Морозова », жемчужина собрания Третьяковской галереи, изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке.

Историческая справка:

Раскол Русской церкви состоялся в 1650-1660-х годах после реформ патриарха Никона, направленных на нововведения и изменения богослужебных книг и обрядов с целью их унификации с современными греческими. Приверженцы старых обрядов, так называемые «старообрядцы», были преданы анафеме. Непримиримым противником реформы был протопоп Аввакум Петров - идеолог и влиятельный деятель старообрядчества, который был сослан, заточён в тюрьму и казнён.

Тематика истории русского народа у потомственного казака Василия Сурикова всегда была центральной в живописи. Национальные эмоции, выраженные в действиях отдельных исторических личностей на фоне уникальной колоритной сибирской природы, неизменно вдохновляли художника.

Детство, проведённое в Сибири, подарило художнику знания из «житий» святых мучеников-старообрядцев, коих в Сибири было великое множество. Особенно Сурикова вдохновляла «Повесть о боярыне Морозовой», которую ему пересказывала его тётка, Ольга Матвеевна Дурандина.

Историческая справка:

Феодосия Прокофьевна Морозова, в иночестве Феодора, родилась в Москве 21 (31) мая 1632-го года. Была представительницей одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства, верховной боярыней, деятельницей русского старообрядчества, сподвижницей протопопа Аввакума. Овдовев в 30 лет, Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых, гонимых властью староверов. Усмиряла плоть свою власяницей.

Как вспоминают современники боярыни Морозовой, «дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье».

Из-за личного конфликта с царём-реформатором Алексеем Михайловичем и за приверженность к «старой вере» была арестована вместе с сестрой и слугами, лишена всего имущества, сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой, после пыток на дыбе, умерла от голода. Канонизирована старообрядческой церковью.

Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова » Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. Но к работе над созданием масштабного исторического полотна он приступил лишь спустя три года.

Центральной фигурой в композиции картины является сама боярыня Морозова. Её везут, закованную в кандалы и цепи, в санях, которые символично «раскалывают» толпу зевак. Её лицо измождено постом и лишениями, его бледность и бескровность оттеняет чёрная шуба. Правая рука сложена в старообрядном знамении перед иконой Богородицы.

Образ боярыни на картине - собирательный. Общее настроение боярыни Суриков списал с увиденной однажды вороны с чёрным крылом, которая билась о снег. В основе образа боярыни - старообрядка, которую Суриков повстречал у Рогожского монастыря. Намного сложнее было подыскать идеальную модель для создания неповторимой внешности боярыни Морозовой. В конце концов, ею стала тётка Василия Сурикова - Авдотья Васильевна Торгошина.

Десятки оттенков снега на картине «Боярыня Морозова » также дались художнику непросто. Делая эскизы, художник размещал моделей прямо на снегу, ловя наименьшие рефлексии света, изучая воздействие морозного цвета на кожу лиц. Так создавалась «цветовая симфония», как позже критики назовут картину.

Толпа, сквозь которую провозят арестованную раскольницу, реагирует на происходящее по-разному. Кто-то глумится над «свихнувшейся бабой», кто-то недоумевает, зачем состоятельная аристократка сознательно убивает себя ради старых обрядов, кто-то видит в страданиях Морозовой собственную печальную участь в будущем. Что примечательно, все женские фигуры на картине сочувствуют главной героине. Юродивый в правой нижней части картины повторяет жест боярыни. И только лишь дети остаются беззаботны.

«Грубые московские люди, в шубах, телогреях, торлопах, неуклюжих сапогах и шапках, стоят перед вами как живые. Такого изображения нашей старой, допетровской толпы в русской школе ещё не было. Кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание».

Критик Гаршин

Первое публичное представление работы состоялось на Пятнадцатой передвижной выставке в 1887-м году. Зрители и критики не были единогласны в отзывах. Многие замечали отсутствие перспективной глубины на картине, академисты называли её «пёстрым ковром». На что Александр Бенуа ответил:

«Действительно это удивительное по своей гармонии пёстрых и ярких красок произведение достойно называться прекрасным ковром уже по самому своему тону, уже по самой своей красочной музыке, переносящей в древнюю, ещё самобытно-прекрасную Русь».

Критик В. Стасов написал о «Боярыне Морозовой следущее:

«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берёт задачей изображение русской истории, не ходило ещё».

Вскоре после этого картина была куплена для Государственной Третьяковской галереи за 25 тысяч рублей.

Также сохранились около сотни эскизов к «Боярыне Морозовой», преимущественно портретных.

Оригинал записи и комментарии на




Холст, масло.
Размер: 304 × 587,5 см

Описание картины «Боярыня Морозова» В. Сурикова

Художник: Василий Иванович Суриков
Название картины: «Боярыня Морозова»
Картина написана: 1884-1887 г.
Холст, масло.
Размер: 304 × 587,5 см

Еще один художник, чья жизнь овеяна легендами и домыслами – это выходец из рода донских казаков В. Суриков. Он известен не только как автор величайших исторических полотен, а и как человек, увлеченный историей старообрядчества. Некоторые критики считают, что на картине «Боярыня Морозова» - непонятная смесь лиц и нет ничего монументального, но обратимся к фактам.

Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Царь Алексей Михайлович, не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения, а не унификация его в соответствии с канонами Константинополя. Прасковья Морозова – дворянка того времени - одна из тех, кто выступал против царя, за что и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря. Одни, согласно Флорентийской унии, стали подчиняться новой церкви, а другие сохранили традиции трехпогружательного крещения, иконописи и быта, целиком подверженного нормам церкви. Стоит сказать, что большинство таких священников, хоть и отлучались от церкви, все равно оставались приверженцами, если не фанатиками своих религиозных убеждений.

В. Суриков изобразил эту эпоху на гигантском холсте почти 3х6 метров, а в 1887 году он оказался на передвижной выставке и тот час же был куплен Третьяковым за рекордные 25 тысяч рублей.

Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки. Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Юродивого художник нарисовал с торговца огурцами в Москве, сидевшем на снегу, а вот странник с длинным посохом считается его автопортретом.

События, изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года. Тогда Морозову, которую держали под «народной» стражей уже три дня, конвоировали и наконец-то повезли в заточению. Для народа, который во всем искал потеху, ее «проводы» стали настоящим событием. Говорят, что когда подвода подошла к Чудовому монастырю, закованная в кандалы женщина подняла в верх руку и осенила людей крестным знаменем, став выкрикивать молитвы.

Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову. Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Художник изобразил и любопытных зевак, и сочувствующих ей людей, и нищенок, и юродивых, и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже.

Для Сурикова характерно разбивание персонажей на группы по цветовому решению – так их количество воспринимается гораздо проще. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон. Художник использует такой прием неспроста – он передает общий фон и общие эмоции каждой шубой, каждой шапкой и каждым взглядом.

Казалось бы, мрачное будущее героини не должно стать поводом для использования жизнерадостных оттенков, но Суриков заостряет над этим особое внимание. Темные одежды не могут подчеркнуть контраст между боярыней и толпой, а еще воплотить идею фанатичного пожертвования своей жизнью ради убеждений и показать, как к этом относятся остальные.

Композиция основывается на диагональном построении – от юродивого через сани с боярыней и до края крыши в левом углу. Эта композиция используется специально – так лучше видна психология толпы. Зрителя не оставляет равнодушным протянутая рука нищенки, насмешка юродивого или почти серое лицо монахини в правой части полотна. Каждый заметит радостное лицо мальчишки возле саней, мужчин в роскошных шубах, осуждающих смелость этой женщины или саму Морозову с фанатично горящими глазами. Кроме этого, диагональная композиция предоставляет возможность ощутить движение саней, везущих боярыню. Сам Суриков говорил, что он два раза менял размер картины, чтобы сани были не статичны, а отражали живую динамику

Исследователи его творчества замечают не только реализм творчества передвижников, в числе которых – В. Суриков. Они все чаще говорят о том, что его полотна – это олицетворение снов мастера. Картина «Боярыня Морозова» и на самом деле похожа на сон, в котором видны детали, все количество которых уловить просто невозможно.

Примечательно то, что критики недавних времен писали об ограниченном вкусе Сурикова, а психиатры нашего времени называют такое творчество отражением галлюцинаций. Он рисует прошлое России, кровавое и страшное – стрелецкие казни, старообрядцев, причем на каждой картине – жуткий взгляд чьих-то глаз, образы людей, которые навеивают ночные кошмары. Искусствоведы, напротив, акцентируют на гениальности художника, которая проявляется как в масштабности его картин, так и в изображении человеческих лиц.

Тем не менее, общепринятое мнение едино – Суриков один из всей плеяды российских художников мог рисовать исторические панорамы, которые не оставляют равнодушными и современных зрителей.

Суриков Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как . В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
Рассказы о Боярыне Морозовой услышал еще в детстве от своей крестной, которая знала о известной раскольнице по рассказам многочисленных раскольников. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши, которые имела. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Простой народ признал ее и сохранил такой в своей памяти.
То что можно увидеть на картине Сурикова, произошло 18 ноября в 1671 году. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Во время пути сани поравнялись с Чудовым монастырем, Боярыня Морозова подняла свою правую руку и ясно изобразила сложенный перст над людьми. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте.
На полотне живописца, Морозова обращается к российскому народу, к простым людям - к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и другим людям, а они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице.
Суриков восхищался самоотверженностью боярыни. Власти сослали ее в Боровский монастырь, в котором она пробыла два года и умерла в земляной тюрьме. На картине Суриков представил зрителю образ настоящей несломленной царскими властями женщины, которую перевозят в острог.
Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. В центре картины изображена боярыня Морозова, которую перевозят в санях по московским улицам. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Ее лицо бескровно и сурово глаза блестят лихорадочным огнем, правая рука поднята в верх в служении по старообрядческому канону. Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца.
Среди людей есть такие, которые считают что она сумасбродка, но большинство людей переживают происходящие события как настоящую трагедию. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Художник изобразил себя в толпе - в роли старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой.
Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Посредством живописи художник смог показать, какой мужественной и самоотверженной может быть русская душа.

Если вам совершенно некогда выполнить курсовую или у вас масса других дел, то ваши проблемы возьмёт на себя учебный центр «Решаем». Любые курсовые работы на заказ будут выполнены в самом лучшем качестве, которые обеспечат вам стопроцентную сдачу и дальнейшее обучение.

Изобразить конфликт личности и государства, противостояние черного пятна фону - для Сурикова художественные задачи одинаковой важности. «Боярыни Морозовой» вообще могло не быть, если бы не ворона в зимнем пейзаже. «...Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», - вспоминал Василий Суриков о том, как появился замысел картины.

На создание «Утра стрелецкой казни», полотна, сделавшего его знаменитым, Сурикова вдохновили интересные рефлексы на белой рубахе от пламени зажженной свечи при дневном свете. Художник, детство которого прошло в Сибири, похожим образом вспоминал палача, проводившего публичные казни на городской площади Красноярска: «Черный эшафот, красная рубаха - красота!»

На картине Сурикова изображены события 29 ноября (по н. ст.) 1671 года, когда Феодосию увозили из Москвы в заключение.
Неизвестный современник героини в «Повести о боярыне Морозовой» рассказывает: «И везена бысть мимо Чудова (монастыря в Кремле, куда ее ранее конвоировали на допрос) под царские переходы. Руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше».

1. Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны... очи твои молниеносны», - говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину - она всех победила».

Разъезжавшую до опалы в роскошных экипажах боярыню везут в крестьянских санях, чтобы народ видел ее унижение. Фигура Морозовой - черный треугольник - не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих - справа и равнодушных и глумящихся - слева.

2. Двоеперстие. Так складывали пальцы, крестясь, старообрядцы, тогда как Никон насаждал троеперстие. Креститься двумя пальцами на Руси было принято издавна. Два пальца символизируют единство двойной природы Иисуса Христа - божественной и человеческой, а загнутые и соединенные три оставшихся - Троицу.

3. Снег. Интересен живописцу тем, что меняет, обогащает колористику находящихся на нем предметов. «На снегу писать - все иное получается, - говорил Суриков. - Вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых, вон как одежда боярыни Морозовой - верхняя, черная; и рубаха в толпе…»

4. Дровни. «В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах, - восторгался живописец. - А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые... Ведь русские дровни воспеть нужно!..» В переулке рядом с московской квартирой Сурикова зимой наметало сугробы, и туда часто заезжали крестьянские сани. Художник ходил следом за дровнями и зарисовывал борозды, оставленные ими на свежем снегу. Суриков долго искал то расстояние между санями и краем картины, которое даст им динамику, заставит «поехать».

5. Одежда боярыни. В конце 1670 года Морозова тайно постриглась в монахини под именем Феодоры и поэтому носит строгие, хоть и дорогие, черные одежды.

6. Лестовка (у боярыни на руке и у странника справа). Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы - символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы.

7. Смеющийся поп. Создавая персонажей, живописец выбирал самые яркие типажи из народа. Прототип этого священника - дьячок Варсонофий Закоурцев. Суриков вспоминал, как в возрасте восьми лет ему пришлось всю ночь править лошадьми на опасной дороге, поскольку дьячок, его попутчик, по обыкновению, напился.

8. Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Каменный храм построили в 1703 году. Здание сохранилось до наших дней, но требует реставрации. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками, изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.

9. Княгиня Евдокия Урусова. Родная сестра Морозовой под ее влиянием тоже примкнула к раскольникам и в итоге разделила участь Феодосии в Боровском остроге.

10. Старуха и девушки. Эти типажи Суриков нашел в старообрядческой общине на Преображенском кладбище. Там его хорошо знали, и женщины соглашались позировать. «Нравилось им, что я казак и не курю», - рассказывал художник.

11. Завернувшийся платок. Случайная находка художника еще на стадии этюда. Задравшийся кверху край дает понять, что боярышня только что поклонилась осужденной низко, до земли, в знак глубокого почтения.

12. Монахиня. Ее Суриков писал с приятельницы, дочери московского священника, готовившейся принять постриг.

13. Посох. Суриков увидел такой в руке у старухи-паломницы, что шла по тракту на Троице-Сергиеву лавру. «Я схватил акварель да за ней, - вспоминал художник. - А она уже отошла. Кричу ей: «Бабушка! Бабушка! Дай посох!» А она и посох-то бросила - думала, разбойник я».

14. Странник. Подобные типажи скитальцев-богомольцев с посохами и котомками встречались и в конце XIX века. Этот странник - идейный союзник Морозовой: он снял шапку, провожая осужденную; у него такие же, как у нее, старообрядческие четки. Среди этюдов к этому образу есть автопортреты: когда художник решил изменить поворот головы персонажа, паломника, который ему позировал изначально, было уже не найти.

15. Юродивый в веригах. Сочувствуя Морозовой, он крестит ее таким же раскольничьим двоеперстием и не боится наказания: юродивых на Руси не трогали. Подходящего натурщика художник нашел на рынке. Мужичок, торговавший огурцами, согласился позировать на снегу в одной холщовой рубахе, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, - рассказывал Суриков. - Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был».

16. Икона «Богоматерь Умиление». На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.

О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям. Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха, и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения.

Противостояние угловатого черного пятна фону - для художника драма такая же захватывающая, как и конфликт сильной личности с монаршей властью. Передать игру цветовых рефлексов на одежде и лицах автору не менее важно, чем показать спектр эмоций в провожающей осужденную толпе. Для Сурикова эти творческие задачи не существовали по отдельности. «Отвлеченность и условность - это бичи искусства», - утверждал он.

ХУДОЖНИК Василий Иванович Суриков

1848 - Родился в Красноярске в казачьей семье.
1869–1875 - Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор.
1877 - Поселился в Москве.
1878 - Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре.

1878–1881 - Писал картину «Утро стрелецкой казни».
1881 - Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок.
1883 - Создал полотно «Меншиков в Березове».
1883–1884 - Путешествовал по Европе.

1884–1887 - Работал над картиной «Боярыня Морозова». После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи.
1888 - Овдовел и переживал депрессию.
1891 - Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка».
1916 - Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры