Какие тайны скрывают знаменитые скульптуры краснодарского края и россии. Известные памятники краснодара Исторические памятники кубани

Главная / Измена мужа

Памятники Кубани

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и сложным. Древнейшие остатки жизни человека у нас в крае относятся ко времени за 700-600 тысяч лет назад. Установить это помогла одна случайная находка. На берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного человека - ручное рубило.

Фото природы Кубани

Климат края был тогда относительно теплый. Земли его отличались и прежде плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной части поражали разнотравье и продолжительность зеленого покрова. Сохранялись в, то время в большей мере такие растения, как самшит и тис. Изобиловали разнообразным животным миром горы и леса. Тут встречались олени и косули, зубры, медведи и барсы. Во¬ды края и омывающие его моря изобиловали рыбой. Человек бродил, собирая съедобные растения, корни, плоды и охотясь на животных. Следы пребывания этого древнейшего человека найдены не только на р. Псекупсе, но и по течению соседних речек Апчас, Марты, а также на р. Белой. С постепенным похолоданием климата, связанным с наступлением с севера ледника, жизнь человека изменялась. Охота па крупных животных становится одним из основных занятий человека. В качестве жилищ он использует пещеры, а там, где их не было, селится под скальными навесами, строит простые жилища, обтягивая их шкурами животных. Известно много пещерных стоянок. Это - Большая Воронцовская пещера, Хостинские, Навалишенская, Ацинская, Лхштырская.

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ НА КУБАНИ И ИХ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ
5 класс

МБОУСОШ № 8

Учитель ИЗО, кубановедения Панченко В.Л.

Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи

5 класс

Цель: расширить знания детей о памятниках древней Кубани; обобщить ранее полученные сведения об исследователях исторических памятников; воспитать внимательное отношение к окружающему миру.
Задачи:

Способствовать поисковой и исследовательской деятельности учащихся;

Развивать интерес к истории своей малой родины;

Воспитывать чувство прекрасного, уважение к культурному наследию.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, карта Краснодарского края.
Ход урока

Вступительное слово учителя:

Слайд № 1

Что входит в понятие «малая родина»? Конечно же, это место, где родился, рос, познавал красоты природы, знакомился с жизнью. Но, кроме воспоминаний о собственном детстве, в это понятие входит и знание своеобразного «детства», истории родного края, знание имен людей, посвятивших жизнь исследованию прошлого.
Самыми известными историческими памятниками являются дольмены, курганы и городища.
По ходу рассказа ведется просмотр презентации и прослеживание географии представленных объектов по карте.
На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид.

Слайд № 2-5

Это дольмены. Вот уже 200 лет историки и археологи пытаются разгадать тайны, окутывающие эти сооружения. Дольмены представляют собой древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы. В нашем крае дольмены в основном сосредоточены на побережье. У адыгов существует древнее сказание о дольменах. Согласно ему, когда-то на месте их построек жили великаны (нарты) и слабые, беспомощные карлики. Из жалости к ним нарты воздвигли для этого народа дома из каменных плит, оставив лишь небольшое отверстие, чтобы в него мог пройти очень маленький человечек. Поэтому, в переводе с адыгского, название этих сооружений означает «карликовые дома».

В настоящее время работа по исследованию дольменов ведется не менее активно, предпринимаются все новые и новые экспедиции.
Вопрос классу: Что такое дольмены? Какие легенды с ними связаны? С какими памятниками мировой культуры они имеют сходство?

Слайд № 6

Наряду с дольменами яркими свидетельствами пошедших культур являются курганы. Курганы – могильные насыпи, имеющие важное историческое значение. Курганный способ захоронения присущ практически всем кочевым и оседлым племенам, проживавшим на территории Кубани в эпоху раннего железа.

Одним из известнейших исследователей, внесших неоценимый вклад в развитие истории Кубани, является Николай Иванович Веселовский.

Сразу по приезде на Кубань в 1895 году Н. И. Веселовский 18 июля посетил Екатеринодар, осмотрел достопримечательности и древности музея, созданного по инициативе историка Е. Д. Фелицына при Кубанском областном статистическом комитете еще в 1879 году. Ученый произвел фотоснимки с некоторых редких исторических предметов. И затем отбыл к месту раскопок в юрт станицы Варениковской. В июле-августе следующего года археолог изучал захоронения в районе станицы Белореченской, а в 1897 году вел раскопки между станицами Ярославской и Костромской и одновременно в г. Майкопе.

В 1898 году Николай Иванович исследовал один из десяти Ульских курганов (в нынешнем ауле Уляп) с богатым погребением вождя племени.

В 1906 году профессор Н. И. Веселовский исследует курганы станиц Калужской и Афипской, в 1908-1909 годах продолжает работу в ауле Ульском, в 1911-м в Брюховецкой и Новоджерелиевской, а в 1912 году в Роговской, Марьянской и в юрте станицы Тульской.

Следует сказать, что весь долголетний и самоотверженный труд Николая Ивановича Веселовского был только преддверием к многоплановым и масштабным археологическим изысканиям, которые теперь ежегодно и систематически ведутся на Кубани...

Вопрос классу: Что такое курган? Кто является одним из известных исследователей курганной культуры? Какие курганы он изучал?

Слайд № 7-10

К культурно-историческим памятникам относим и городища. Городище – это место, где в древности был город или укрепленное поселение.

На территории Краснодарского края насчитывается немало таких исторических объектов. В частности, в Отрадненском районе находится Ильичевское городище.

Первым его исследователем был Михаил Николаевич Ложкин. Им лично было открыто и раскопано вместе с учеными и студентами КубГУ Ильичевское городище, на котором он обнаружил ценные для науки остатки средневекового городского центра западной окраины знаменитой Алании. Городище исследовалось в 1960-е годы Н.В Анфимовым и в начале 1990-х В.Н. Каминским. Раскопки позволили отнести городище к поселениям городского типа и датировать его IX-XIII веками. Город стоял на Даринской ветке Великого шелкового пути и являлся одним из самых крупных торговых, ремесленных и военных центров Аланского государства на Северо-Западном Кавказе. В окрестностях имеются и другие археологические памятники самых разных эпох.

Вопрос классу: Что такое городище? Какое городище находится в нашем районе? Кто из ученых-археологов занимался исследованиями этого исторического памятника?

Выступления учащихся по заранее подготовленным материалам.

Слайд № 11

1-й ученик: Дольмены как памятники искусства. Размещая плиты с точным строительным расчетом, создатели дольменов проявили себя и в качестве архитекторов. Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стеной. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволило выделить в постройке элементы конструкции – несущие свод опоры и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Именно стремление к прочности потребовало возведения дольменов из пяти крупных плит, а не из брусчатки или рваного камня. Монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами. Сходство закономерно. И те и другие должны были служить вечными жилищами для людей, считавших эту жизнь временным пристанищем и воплотивших веру в иную жизнь в монументальных каменных гробницах. Снаружи дольмены никак не украшали, хотя их стены – идеальная плоскость для орнаментального фриза. Но такой фриз неизбежно разрушит плоскость всего архитектурного сооружения. Поэтому в тех редких случаях, когда на дольменах есть орнамент, он сводится к узким поясам узора: например, в долине р. Жане – зигзаги на портале выступающих перед входом в дольмен торцах боковых плит. Монолитность стен этим не нарушена.
Слайд № 12

2-й ученик: Большой Майкопский курган- памятник эпохи бронзы. Имеющий мировую известность, послужил эталоном для выделения майкопской культуры. Исследован в Майкопе (ныне это улица Курганная) в 1897 г. по указаниям профессора Н.И. Веселовского. Под насыпью высотой свыше 10 м находилась погребальная яма, разделенная деревянными перегородками на три части. В камерах лежали в скорченном положении, на правом боку мужчина и две женщины; мужчина был укрыт покрывалом, богато расшитым золотыми бляшками в виде идущих бычков и львов. Рядом с ним находились 8 серебряных стержней, орудия труда из бронзы и камня, оружие, керамика, 14 серебряных и 2 золотых сосуда. Возле женщин лежали также ювелирные украшения. Находки из кургана относят к III тыс. до н.э. и до сих пор превосходят по богатству другие комплексы Майкопской культуры.
Слайд № 13

3-й ученик: Елизаветинское городище - находится на южной окраине ст. Елизаветинской, вытянуто вдоль коренной террасы реки Кубани. Площадь посада застроена усадьбами станицы. Оригинальна тем, что имеет две курганообразные цитадели, окруженные общим рвом. Эта часть городища не застраивалась и доступна для осмотра. В обрыве террасы обнажены культурные слои, и к ее подножью осыпаются фрагменты керамики, кости и другие предметы. Исследуется с 1934 года В.Л. Городцовым, В.П. Шиловым, М.В. Покровским, Н.В. Анфимовым. Установлено, что городище существовало с V века до н.э., как укрепленное поселение меотского племени и торговая фактория боспорских греков Центр ремесла, прежде всего, керамического производства. Площадь городища составляла до 200 х 500 м. Кроме этого отдельный ров и вал отсекали от степи еще несколько га площади (последний не сохранился). Известны могильники городища.

Слово учителя:

Слайд 14-15

Меняется время, исчезают былые культуры, на их место приходят новые. Но мы, потомки, обязаны сохранять и приумножать знания о них. Ведь без прошлого никогда не было бы ни настоящего, ни будущего.

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Слайд № 16

подготовить мини-сообщения о различных памятниках культуры.

План


  1. Название

  2. Место расположения

  3. Кто исследовал

Список использованной литературы


  1. Трехбратов Б.А. «Кто есть кто в кубановедении». Библиографический словарь-справочник. Издательство «Традиция», 2007.

  2. Бардадым В.П. «Радетели земли кубанской». Краснодар: «Советская Кубань», 1998.

  3. Дольмены. Туристический путеводитель.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ - КАСКАД ВОДОПАДОВ НА РЕКЕ АГУРЕ (В РАЙОНЕ СОЧИ); -ВОДОПАДЫ РЕКИ РУФАБГО; - ОЗЕРО СОЛЁНОЕ (ТАМАНЬ) - ТУРЕЦКИЙ ФОНТАН (ТАМАНЬ)

"Сердце Руфабго" Водопад Руфабго "Девичьи Косы"

На южном берегу Тамани, между мысом Железный Рог и Бугазским лиманом, расположено озеро Соленое. Летом озеро высыхает и на его поверхности остается слой поваренной соли, под которой скрывается пласт черной целебной грязи. Отдыхающие, ничуть не смущаясь, пользуются лечебными свойствами грязи прямо на озере. А потом, похожие на пингвинов издалека, идут "смывать с себя грязь" в Черном море, которое находится в 100 м от Соленого озера.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ - ГУАМСКОЕ УЩЕЛЬЕ (АПШЕРОНСКИЙ РАЙОН); - АХТАНИЗОВСКАЯ СОПКА (ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ); -СКАЛА ПЕТУШОК (ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ); -СКАЛА ПАРУС (ГЕЛЕНДЖИК); -СКАЛА ОРЛАН; -ПЕЩЕРЫ (СТАЛАКТИТЫ, СТАЛАГМИТЫ, СТАЛАГНАТЫ);

СКАЛА ПАРУС Автором этого величественного сооружения является матушка природа. Высота нерукотворного паруса достигает почти тридцати метров, и любой желающий может увидеть его, проехав полтора десятка километров южнее известного кубанского порта Геленджик. Завораживающий вид памятника дополняет роща знаменитой пицундской сосны, расположенная неподалеку от скалы.

Ахтанизовская сопка расположена в северной части Таманского полуострова на юго-западной окраине станицы Ахтанизовской Темрюкского района, в виде конуса, возвышающегося над уровнем моря на 67 м. На вершине сопки находится главный кратер эллипсовидной формы. В нем пузырится темно-серая, илистая масса. Время от времени она вдруг поднимается и переливается через края, растекаясь по склонам. Выделяющиеся пузырьки газа (преимущественно метана СН 4) создают впечатление будто грязь кипит, в действительности она холодная»

АЗИШСКАЯ ПЕЩЕРА Сталакти ты (греч. Σταλακτίτης - натёкший по капле) - хемогенные отложения в карстовых пещерах в виде образований, свешивающихся с потолка (сосульки, соломинки, гребёнки, бахромы и т. п.).

АЗИШСКАЯ ПЕЩЕРА Сталагмиты - "сосульки", растущие из пола пещеры. Сталагмиты обычно толще сталактитов, ведь вода при падении разбрызгивается и кристаллики рассыпаются. И сталактиты, и сталагмиты растут очень медленно - сотни и тысячи лет. сталагмиты и сталактиты со временем срастаются, образуя СТАЛАГНАТЫ

БОТАНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - СОЧИНСКИЙ СЕЛЕКЦИОННЫЙ САД ПРИ НИИ ГОРНОГО САДОВОДСТВА И ЦВЕТОВОДСТВА; -СОЧИНСКИЙ ДЕНДРАРИЙ; -ДУБЫ: ВЕЛИКАН И ВЕКОВОЙ В АБИНСКЕ; ВЫСОКИЙ, ТИТАН, БОГАТЫРИ В КРАСНОДАРЕ; - МАССИВЫ МОЖЖЕВЕЛЬНИКА, ФИСТАШКИ. КИПАРИСА; -ПАРКИ, АЛЛЕИ (ПАРК ПРИ КУБАНСКОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

Одним из самых любимых мест отдыха сочинцев и особенно гостей города является Дендрарий. Это своеобразный музей природы, в котором собраны представители флоры не только Кавказа, но и многих стран мира. На площади более 49 гектаров мы можем увидеть около 1700 видов и форм растений со всего земного шара.

Необычный дуб растет во дворе дома на Орджоникидзе, 25 в Краснодаре. Остается только догадываться, сколько человеческих поколений перевидал он за свою жизнь – по одним данным дереву более трехсот лет, по другим - за четыреста, а если верить биоэнергетическому тестированию – 644 года. В любом случае дуб видел еще первых казаков, пришедших на Кубань 215 лет назад

Благодаря особому микроклимату, в Хосте сохранился уникальный памятник природы – Тисо-самшитовая роща. Роща является самым крупным участком диких зарослей древнего леса. Здесь можно увидеть 2000 -летний тис, высотой до 30 метров (он старше столицы нашей родины Москвы на 200 лет), и дуплистые старые липы; Тисовые леса – реликтовые, очень редкие – являются ценнейшими ботаническими и культурно-эстетическими памятниками природы мирового значения. Тис – вечнозеленое хвойное дерево, не содержащее смолу. Самшит – самое тяжелое дерево (тонет в воде). Растет очень медленно 1 мм. в год. Живет до 300 -500 лет. Это реликтовое растение третичного периода.

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ - МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ ГОРГИППИЯ (АНАПА); - МУЗЕЙ АТАМАНЬ (СТ. ТАМАНЬ); -ПАМЯТНИК КАЗАКАМ НА ТАМАНИ (ХУДОЖНИК КОСОЛАП); - СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ СОБОР (АРХИТЕКТОР МАЛЬГЕРБ); -ПАМЯТНИК 200 -ЛЕТИЮ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

Памятник в честь 200 -летия Кубанского казачьего войска, 1897 г. (восстановлен в 1999 г.), архитектор В. А. Филиппов, автор восстановленного памятника А. А. Аполлонов. Находится на пересечении ул. Красной и ул. Буденного

Свято-Екатерининский кафедральный собор. между современными улицами Мира и Орджоникидзе, Коммунаров и Седина, в 1814 году была построена церковь св. Екатерины. Инициатором её строительства был войсковой протоиерей Кирилл Россинский. . Свято-Екатерининский кафедральный собор, является главным храмом епархии. При храме действует воскресная школа. Ещё Екатерининский собор называют Красным собором

Горгиппия – античный город, располагавшийся на месте центральной части современной Анапы. Город возник не позднее начала V в. до н. э. Первоначальное наименование города не известно. Наименование Горгиппия город получил в честь члена царского рода Спартокидов Горгиппа во второй половине V в до н. э.

ТЕСТ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. На какой реке находится каскад водопадов в районе Сочи? А) Пшада б) Агура в) Руфабго 2. Что извергает Ахтанизовский вулкан? А) грязь б) мин. воду в) лаву 3. В районе какого города находится скала Петушок? а) Геленджик б) Горячий ключ в) Сочи 4. Архитектором памятника 200 -летию Кубанского казачьего войска является? А) Мальгерб б) Филлипов в) Косолап 5. Где находится знаменитый Турецкий фонтан? А) ст. Ахтанизовская б) ст. Северская в) ст. Таманская 6. Как называются сосульки, растущие с земли? А) сталактиты б) сталагмиты в) сталагнаты

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 1 -б; 2 -а; 3 -б; 4 -б; 5 -в; 6 - б. 6 баллов – « 5» 4 -5 баллов – « 4» 3 балла- « 3»


Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза.
В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.
С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др.

Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму.

Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.).
Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль – модерн. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры