Нации и межнациональные отношения. Три условия правильных отношений между народами Как складываются отношения между народами разных стран

Главная / Измена мужа

Сочинение ЕГЭ:

В чём смысл жизни? Что объединяет людей? Чем отличается честь истинная от ложной? Ответы на эти и многие другие нравственные вопросы можно найти в статьях академика Д.С.Лихачёва. Одна из самых актуальных в современном обществе - проблема отношения к другим нациям и народам - поднимается публицистом в предложенном мне тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к волнующей проблеме, автор рассказывает о чувствах героя, впечатлённого разговором с молодыми людьми. Мы видим, какое искреннее недоумение у рассказчика вызывает нежелание собеседников воспринимать проблемы малых народов, населяющих Россию, как свои. Не случайно он называет собеседников «милыми и думающими»: Д.С.Лихачёву важно показать, насколько масштабно неприятие одного народа другим, если вполне образованные люди уверены в превосходстве своей нации. Обосновывая несостоятельность этой точки зрения, публицист показывает, как «много ценного для ми-ровой культуры и науки» даёт сотрудничество русских, татар, мордвы, марийцев. Для этого автор перечисляет заслуги русских востоковедов, искусствоведов, историков, отдавая дань национальному обмену «научным опытом между народами». Финальная часть текста - это предупреждение о двух путях развития многонационального государства. И если один (автор является её убеждённым сторонником) ведёт к процветанию страны, то второй (национализм) разрушает её.

Позиция автора не вызывает сомнений. Д.С.Лихачёв справедливо считает, что помощь другим народам - «это есть осознание силы, уверенность в себе» и «настоящая мощь», а национализм «губит свою собственную культуру, иссушает».

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к замечательной повести Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». В центре нашего внимания два героя -подростка: Бруно и Шмуэль. Мы убеждаемся в том, что дети очень похожи: оба чувствуют себя одинокими, увлекаются игрой в «экспедиции», хотят подружиться. Страшно, что мир, в котором в людях ценятся умение понимать друг друга, верность, грубо разрушает идеология нацизма. И если Шмуэль живёт за колючей проволокой, потому что принадлежит еврейскому народу, то Бруно, как представитель «чистой» арийской нации, не должен даже видеться с заключённым лагеря. Читая повесть, понимаешь, к каким страшным последствиям приводит политика ксенофобии: ни в чём не повинные подростки становятся заложниками взрослой «игры» в превосходство одной нации над другими.

Пример гонения на народ описал белорусский прозаик В.Быков в повести «Сотников». Мы становимся свидетелями страшной трагедии маленького местечка, в котором были истреблены все люди еврейской национальности. Немало досталось и Басе, тринадцатилетней девочке, оказавшейся в подвале вместе с ожидавшими ликвидации партизанами. Смерть родственников, скитания, голод, издевательства полицаев - всё это выпало на её долю только потому, что девочка отличалась от других национальностью. История Баси помогает понять: идея превосходства одной нации приводит к нарушению общечеловеческих законов нравственности.

Текст Д.С.Лихачёва обращён к каждому из нас. Поставив себя на место героев, задумываешься о том, что ценность человека заключается не в принадлежности к какой-либо расе, народу, нации, а в качествах, которые позволяют нам оставаться людьми.

Текст Д. С.Лихачёва:

Много лет назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры.Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: Ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках".- "Почему?" - "Мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России?".

Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь". Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.

Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!

А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска,Петрозаводска,Вильнюса, Риги...

Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

(По Д.Лихачёву)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

(5-й класс)

Урок 14.

Тема: «Мир добрых соседей». (Второй урок по теме.)

Цели:

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение, нравственность, нравственный кодекс, благородство, честь, достоинство .

Развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Формировать внутреннюю установку поступать согласно своей совести.

Воспитывать нравственные качества, основанные на свободе совести и вероисповедания .

Воспитывать уважение к истории и культурным традициям народов России.

2-я линия развития личности:

Развивать готовность определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки.

Развивать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, нести ответственность за результаты.

Учить действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которых основаны мировые религиозные культуры и светская этика.

Развивать умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Предметные умения:

Объяснять значение понятий: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение .

Объяснять разницу между дружескими и соседскими отношениями.

Воспринимать мир как единое целое при разнообразии культур, национальностей, религий.


Оборудование: листы и маркеры для работы в группах.

Заслушиваются ответы детей, внимание обращается на выставку детских проектных работ по теме.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Строить речевое выска-зывание в устной форме.

3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру, определять роль иллюстративного ряда в тексте.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

8. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3

– Мы рассмотрели случаи из жизни людей разных национальностей. Что же общего у людей всех национальностей в соседских взаимоотношениях ? (Все стремятся к доброжелательности.) Почему это считается важным?

– К чему приводят доброжелательные отношения? (К взаимоподдержке, взаимовыручке в трудных ситуациях.)

– Вернёмся к разговору Володи и его отца. Почему отец настаивает на выполнении просьбы соседей?

– Что будет с теми, кто не умеет поддерживать доброжелательные отношения с соседями? (Будет труднее жить.)

Работа с текстом «Что такое толерантность?» до чтения.

– Какое слово в заглавии вы считаете ключевым?

– Как вы понимаете его значение?

– Обратите внимание на иллюстрацию. Кого изобразил художник? Выскажите свои предположения о содержание текста.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Работа с текстом «Что такое толерантность?» после чтения.

– Почему от толерантного отношения людей друг к другу выигрывают все люди?

– Какими будут последствия агрессивного поведения людей по отношению друг к другу?

– Будут ли в этой ситуации победители? Объясните своё мнение.

1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3

– Зачем же нужно поддерживать хорошие отношения с соседями? (Добрые соседи могут помочь в беде, разделить радость.)

– Как вы это объясните Володе?

Современный мир сделал разных людей ближе друг другу, но не избавил от различий. Живя рядом, мы не станем одинаковыми, но можем быть добрыми соседями, помогать друг другу в беде, делить радости, строить общую жизнь. Для этого нужно лишь признать право каждого быть не похожим на других, а вместе с этим правом принять на себя обязанность уважать чужие обычаи и традиции.

1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3

– Нужно ли учиться добрососедским отношениям? Каким образом?

– Давайте попробуем составить несколько правил. А поможет нам в этом дедушка Ахмеда Магомед, который прожил долгую жизнь и много чего видел.

(с. 100– 101) и в парах вставить в текст пропущенные слова.

Меня отец учил, а моего отца его отец наставлял: cтарайся жить дружно с … (соседями ). Обращайся с ними, как с близкими …(родственниками ), старайся … (помогать ) им, как можешь. Заслужи их … (уважение ) и … (дружбу ) – тогда и ты сможешь рассчитывать на их … (помощь ) в трудную минуту».

– Когда же можно рассчитывать на отклик соседей? Что для этого нужно сделать? Как об этом говорит дедушка Магомед?

Радуйся их счастью и грусти вместе с ними.

– Какие советы дедушки вам показались самыми важными?

Учащиеся в группах формулируют правила добрососедских отношений, пишут их маркерами на листах бумаги, затем представители групп вывешивают их на доску и комментируют.

– А сейчас давайте сравним несколько пословиц:

«Соседей, как и родственников, не выбираешь».

«Где ни жить, везде служить и с соседом дружить».

«Без брата проживёшь, а без соседа не прожить».

«С соседом жить в миру – всё к добру».

«Соседство – взаимное дело».

«Можно жить без друзей, но нельзя без соседей».

«Близкий сосед лучше дальнего родственника».

– С какими из этих пословиц вы согласны? Посоветуйтесь в парах и приведите пример жизненной ситуации, к которой можно было бы подобрать одну из них.

Ребята совещаются и приводят примеры жизненных ситуаций. Также можно предложить для выполнения продуктивные задания на с. 107.

Проверка домашнего задания.

* Отметить учеников, успешно представлявших проекты.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

* Отметить учеников, успешно представлявших работу группы у доски, отметить учеников, которые привели свой пример жизненной ситуации.

Итог урока.

* Отметить учеников, которые сделали грамотные выводы по теме урока.

Первым условием правильных отношений между народами является осознание ими того факта, что в мире есть могучая сила, заинтересованная в их разрушении. И не просто заинтересованная, а способная их разрушить и разрушающая их весьма успешно. Эта сила - капитализм с его масонскими и другими, зависимыми от масонства, структурами. Примером такого разрушения могут служить европейские народы, утрачивающие как бы естественно свои национальные черты, чем дальше, тем больше. Но на самом деле эти народы разрушаются потому, что ставятся в условия, в которых они не могут не разрушаться. Если современные темпы их разрушения сохранятся, то, по подсчётам демографов, эти народы исчезнут практически полностью примерно через сто лет.

Глубинной причиной вражды масонских руководителей к народам является то обстоятельство, что они созданы Богом и в качестве Его созданий заключают в себе начала, препятствующие торжеству Его противников. Т.е. тех же самых масонов. Поэтому противники Бога и не могут не разрушать эти Его создания.

Если войти в логику разрушителей, то нетрудно понять, что начинать это дело они должны не с разрушения всех народов подряд, а с разрушения самых опасных для них народов и с использования ради этого дела менее опасных. А самые опасные для них народы это бывшие христианские народы, потомки которых сохраняют в своей глубине возможность религиозного и национального их возрождения.

Из христианских народов самым опасным для разрушителей является русский народ. Об этом свидетельствуют те чрезвычайные усилия, которые прилагают разрушители для его дискредитации в глазах других народов и для создания таких условий его жизни, в которых он должен разрушаться особенно быстро.

После его уничтожения или, как минимум, после его духовной нейтрализации разрушители примутся за уничтожение российских народов, ныне науськиваемых ими на русский народ. И тогда они окажутся совершенно беспомощными перед той антинациональной силой, о которой у нас речь. Вот когда они поймут, что их спасение было в спасении русского народа и в их союзе с ним. Но будет уже поздно.

То же самое нужно сказать вообще обо всех народах. Их спасение в их общем союзе против их разрушителей. Их спасение в максимально быстром гашении их вражды друг к другу. Потому что в борьбе друг с другом они обессиливают себя и помогают тем самым своим смертельным врагам.

Чтобы предотвратить катастрофу России и последующую за ней катастрофу всех народов Земли, каждый народ, большой он или маленький, должен понять, что в одиночку никто из них не спасётся. Спастись можно только сообща. И чем больше народов поймут эту истину и войдут в общий их союз, тем больше будет у них шансов на спасение. Ибо противник их располагает на сегодняшний день куда большими научно-техническими, военными и другими возможностями, чем они сами. Но окажутся ли эти возможности достаточными для торжества разрушителей - это вопрос.

Итак, вот первое условие правильных отношений между народами. Оно же и первое условие спасения русского народа.

Вторым условием правильных взаимоотношений народов является правильная их самоорганизация. Если её не будет, то никакие правильные нормы их взаимоотношений их не спасут. Даже если будут провозглашаться официально. Они так и останутся на бумаге. А в реальной жизни будет происходить по-прежнему самоубийственная борьба народов друг с другом, которая будет не только их обессиливать, но и развращать, подготавливая их тем самым к капитуляции перед их разрушителями.

Правильная самоорганизация шовинистических или склонных к шовинизму российских народов в их отказе от шовинизма ради их собственного спасения в будущем. Если эти народы сумеют осознать направленность современной жизни и логически следующий из неё финал, то начнут перестраивать себя для служения общим интересам всех российских народов. И, в первую очередь, для укрепления дружественных отношений с русским народом как с основой общероссийского единства.

Я не говорю, что такое случится непременно, но только то, что без этой перестройки национального сознания эгоистических ныне народов их ожидает общий их крах.

Можно только сказать, что настроенность российских народов будет зависеть в сильнейшей степени от господствующих настроений в русском населении. Если оно будет по-прежнему демонстрировать свою полную беспомощность в идейном и организационном отношении, то лучшим силам в российских народах будет не на кого указывать как на русский народ. Где он, этот ваш русский народ? - спросят их с усмешкой их соплеменники. И будут по-своему правы.

Но если настроение в русском населении начнёт меняться в лучшую сторону; если русские поймут, наконец, необходимость своей национальной самоорганизации снизу; если они начнут стягиваться в союзы русских людей по месту жительства (чтобы решать сообща свои местные проблемы, насколько это в их силах, и дорастать постепенно до понимания своих общенациональных задач), то и отношение к русским со стороны российских народов будет тоже меняться. Не сразу, постепенно, но будет. Если этот процесс приобретёт более или менее массовый характер.

Лишь превратившись из разрозненного и потому бессильного населения в идейно и нравственно организованный русский народ, русские донесут свою идею союза народов до российских народов. И не только до российских.

А для того, чтобы стать русским народом, русским нужна зрелая русская национальная идеология, т.е. система идей, ориентирующих их разумно в мировоззренческом и социально-политическом отношении. Если она будет выработана, то вслед за ней будет выработана и зрелая система норм русской жизни. В этом случае у русских будет общее представление о том, каким должен быть правильный человек, какой должна быть правильная семья, какой должна быть правильная национальная община. Каким должно быть правильное государство. Какой должна быть правильная внутренняя и внешняя политика государства.

В этом случае у русских появится взаимопонимание, и, как следствие, они будут не противоречить друг другу и не удаляться в раздражении друг от друга, а помогать друг другу. И жить им будет тогда намного отраднее, чем сегодня. У них появятся такие силы, каких нет сегодня.

Но кто будет вырабатывать и усваивать эту зрелую русскую идеологию? Ясно, что подавляющее большинство современных русских на это заведомо не способны. При том почти нулевом уровне их религиозного и национального образования они не способны не только находить созидающие их идеи, но даже правильно понимать уже найденные. А православные интеллектуалы-националисты тоже не способны сегодня на это по причине своей разрозненности.

Чтобы созидать зрелую русскую национальную идеологию, необходимо сочетание личных усилий по этой части с усилиями других заинтересованных в этом деле лиц. Нужны регулярные их собрания для совместного обсуждения этой большой темы. Что такое национальная идеология? Из каких идейных блоков она должна состоять? В каком виде она была в прошлом и почему не сумела в прошлом организовать русский народ? В каком виде она должна раскрываться сегодня? Эти и другие важные вопросы должны ставиться, чтобы участники собраний искали и находили на них всё более правильные и всё более полные ответы.

Нужны не просто разговоры о русской национальной идеологии, а её выработка, т.е. отбор наиболее правильных идей с точки зрения большинства участников того или иного собрания. Это большинство может ошибаться в чём-то или даже во многом, но если оно выработает свой проект современной русской идеологии (хотя бы в самом простейшем его виде), то позволит не согласному с ним меньшинству подвергнуть этот проект критике. Если критика будет убедительной, то большинство рано или поздно согласится с ней и выправит свой проект. А если не согласится, то меньшинство выработает свой проект, и сопоставление того и другого будет способствовать работе русских умов. Будет способствовать постоянному совершенствованию их представления о том, какой должна быть правильная русская идеология.

Но русских не спасёт даже самая правильная русская идеология, если они не поймут, что они, как уже сказано, в своём подавляющем большинстве, невежды в религиозном и национальном отношении, и не сделают из этого открытия правильные выводы.

Первый из этих правильных выводов будет в том, что их невежество в столь важном вопросе это духовная их слепота. А духовно слепые народы бессильны даже тогда, когда велики количественно и обладают большой физической силой. Представители этих народов могут собираться на митинги и кричать хором лозунги, но на правильную самоорганизацию они не способны. А без неё они не способны на правильные отношения с другими народами. А без правильных отношений с другими народами их ожидает в будущем только гибель, о чём уже говорилось.

Второй правильный вывод будет в том, что русским для их спасения как нации нужна система религиозного и национального самообразования. Существующая официальная система образования имеет космополитический и, как правило, безрелигиозный характер. Она формирует духовных невежд, умеющих производить и потреблять большое количество услуг и товаров, но не умеющих думать о смысле человеческой жизни и происходящих в человечестве процессах. А если не умеющих думать о самом главном, то и не способных строить правильное общество. Если русские не сумеют противопоставить этой порочной системе свою положительную систему самообразования, то их будущее будет временем их таяния и исчезновения как нации.

Речь идёт, естественно, не о том, чтобы русские игнорировали существующие учебные заведения. Они должны брать от них все знания, какие могут потребоваться им в жизни. Речь идёт о том, чтобы они, осознав недостаточность этих знаний для достойной человека жизни, со всей серьёзностью взялись за организацию своих регулярных национальных собраний по домам, имеющих целью религиозное и национальное самообразование.

О том, какими должны быть эти собрания, нельзя рассказать в немногих словах. Поэтому я не буду касаться здесь столь значительной темы. Кому она интересна, могут ознакомиться с моими соображениями о русских собраниях в двух статьях. Первая из них так и называется: «О русских собраниях». Название второй: «Апология русских собраний». Они расположены на моём сайте (вторая статья опубликована, кроме того, в журнале «Молодая Гвардия», № 4 за 2010-й год).

Выработка зрелой национальной идеологии и организация в русском и российских народах регулярных малых собраний с целью религиозного и национального самообразования будут, на мой взгляд, третьим условием правильных отношений между народами.

Основные раскрываемые понятия:
интернационализм,
дружба,
взаимопонимание, содружество, национальное самосознание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дружба народов является важнейшей чертой российского патриотизма.
Братская дружба, взаимная помощь и поддержка помогали нашему народу
выстоять в самых тяжелых испытаниях. Примером тому служит сплочение
нашего народа и всех народов Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Представители всех народов нашей Родины стали Героями Советского Союза,
были награждены орденами и медалями.
Российский патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и
шовинизмом, он тесно связан с интернационализмом. Гражданин­патриот
России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и
традициям, как и ко взглядам и убеждениям других людей, независимо от их
национальности, расы, атеистических или религиозных воззрений.
Вместе с тем гражданин­патриот России, признавая общечеловеческие
ценности, не должен забывать об интересах своей Родины.
Воспитательные цели:
– воспитание чувства принадлежности к своему народу, пробуждение
интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и
ценностям многонационального народа России;
– формирование чувства национальной гордости, уважения к своеобразию
представителей другой национальности (толерантность), стремления знать
историю, культуру, традиции и обычаи, иерархию духовных ценностей других
народов, умения жить с представителями других этносов в мире и согласии;
– воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности
(задачи: учить быть интернационалистами, проявлять нетерпимость к
национальной и расовой неприязни, унижению национального достоинства
человека; учить разбираться в национальных особенностях того или иного
народа, живущего в одной стране, в одном доме);
– вовлечение в процесс возрождения традиций дружбы между народами;
– помощь в овладении наукой взаимодействия в социально значимой
деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные темы для общения:
– «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»;
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Душа неизъяснимая»;
– «Дух наш высокий»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания»;
– «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
– «Духовная сокровищница народа»;
– «Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
– «Уроки народной мудрости о дружбе народов»;
– «Кодекс чести нашего народа» (отражение в пословицах и поговорках);
– «Правила, которые не устарели»;
– «Народный этикет»;
– «Наше понимание того, что есть человечность»;
– «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в
представлении народов России»;
– «Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
– «Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не
хуже других, мы иные»);
– «Портрет старшего и юного поколения россиян: общее и особенное».
Наши размышления о главном: «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие,
сострадание, забота в нашем понимании»; «Умеем ли мы понимать других,
отличных от нас, людей?»; «Дружба: какой она бывает?»; «Умеем ли мы
дружить?»; «Какие мы друзья?»; «Наши друзья: какие они?»; «Как слово наше
отзовется?»; «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам
и безнравственным поступкам по отношению к другим людям».
Практикум «Учимся жить в одной связке с другими людьми».
Вечера актуальных проблем: «Межнациональные конфликты: как их
избежать?»; «Что такое понимающий мир и что нужно для того, чтобы его
построить?».

Составление подборок материалов:
«Азбука народной мудрости о
взаимоотношениях»; «О прекрасном и безобразном в
человеческих
человеческих отношениях».
Д е я т е л ь н о с т ь
Экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей
цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной
мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о
взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
Тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная
семья».
Школа человечности:
– уроки доброты, красоты, справедливости, миролюбия, милосердия,
толерантности, нравственности и культуры взаимоотношений;
– уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга);
– уроки этикета (этикет народов России);
– уроки искусства общения (учимся общаться на высоком уровне красоты
человеческих взаимоотношений);
– уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов);
– уроки прощения и благодарении;
– уроки конфликтологии;
– уроки дружбы и сотрудничества «Учимся дружить, взаимодействовать друг
с другом».
Движение милосердия «И станем все добрей и человечней».
Разработка и реализация игровых и социально значимых проектов:
«Это волшебное слово – МЫ»; «Строим дружбы мост»; «Свой город Мира мы
построим сами»; «Карусель друзей».
Вечер представителей разных народов России «Мы граждане твои,
Россия».
Акция «Юное поколение выбирает мир, дружбу, сотрудничество между
народами России и всего мира».
Почтамт дружбы.
Эстафета дружбы между народами России «Наша дружба, наше
братство – наше главное богатство».
Викторина «Что мы знаем об истории и культуре народов России?».
Спартакиада народных игр.

Творческие мастерские «На крыльях вдохновения».
Праздник дружбы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Проблемные семинары, дискуссии, конференции, гражданские
форумы, конгрессы на темы мира и дружбы между народами, взаимодействия и
сотрудничества в различных сферах жизни, в решении значимых для всех
народов проблем («Сделаем нашу страну страной мира, добра и разума»,
«Народы России: круг наш неделим»).
Школа для взрослых:
– «Воспитание детей в духе уважения к другим народам, людям иной веры,
иной национальности»;
– «Строим понимающий мир, начиная с себя».
З а д а н и я:
1. Разработайте в своих семьях, в общешкольном и классных коллективах
систему морально­этических ценностей, основу которых составляют духовные
ценности нашего народа: истинные идеалы человеческой жизни (идеалы
природные, которыми в своей жизни руководствовались наши предки, наш
народ: добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость).
2. Введите в систему своей жизнедеятельности традиции морально­
этического плана: традиции памяти, верности, дружбы, содружества и
сотрудничества, гостеприимства. Разработайте их содержание, наметьте пути
их реализации в конкретных значимых делах.
О т н о ш е н и я
В результате деятельности и общения (просвещения) предполагается
сформировать в детях и подростках отношения, основанные на чувствах
любви и дружбы, чувстве долга: уважение, доверие, милосердие и
сострадание; толерантность,
сопереживание,
содействие, сотрудничество, взаимопомощь.
взаимное понимание,
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Пословицы и поговорки раскрывают особенности русского национального
характера – сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в
народе:
Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.

На Руси не все караси, есть и ерши.
Русский терпелив до зачина.
Характерной для русского человека чертой, ярко запечатлевшейся во всех
жанрах народного творчества, является оптимизм, вера в лучшее будущее:
Не все ненастье, будет и ведро.
Взойдет солнце и к нам на двор.
Будет и на нашей улице праздник.
Народная мудрость определяет дружбу и братство между народами как
главное богатство:
Дружба и братство – главное богатство.

Введение. 2

Почему я выбрал эту тему?. 2

Что такое нация?. 3

Национальное самосознание. 4

Межнациональные отношения. 5

Суть национализма. 8

Заключение. 10

Список литературы.. 11


Введение

Что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо нация осчастливить человечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?

Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. А государств на земле всего около 200. Следовательно, почти все они многонациональные.
Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, существование их сообществ во многом зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям, нравам, взглядам других народов; уважения существующих между людьми различий.

Почему я выбрал эту тему?

Я выбрал эту тему по тому, что проблема межнациональных отношений на сегодняшний день строит очень остро среди граждан всех стран мира.


Что такое нация?

Нация - наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного времени в результате соединения и переплетения различных племен и народностей. Среди свойств нации можно выделит общность территории проживания, национальную экономику, самоуправление, особенности культуры. Обычно представители одной нации говорят и пишут на одном языке. Но язык не является несомненным признаком нации.
Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации. Сплоченности нации способствует общность их исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый путь.

Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX века. Согласно современным представлениям, мы можем дать следующее определение нации: это наиболее развитая историко-культурная общность людей, сформировавшаяся в течение длительного времени в результате соединения и перемешивания различных племен и народностей. Среди признаков нации можно выделить общность территории проживания, самоуправление, общую экономику, национальное самосознание и другие.


Национальное самосознание

Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека как члена этой общности.

Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык, разнообразные достижения в духовной культуре, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Таким образом, национальное самосознание базируется на исторической памяти, знании истории, традиций своего рода. Оно включает в себя также эмоционально-ценностную оценку прошлого своей нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими народами. Все это обогащает духовный мир личности, создает определенную психологическую установку на цели и направленность деятельности.

Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание национальных интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой эти интересы реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов. Во-первых, необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры. Сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык. Не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития на базе имеющихся регионально-хозяйственных факторов. Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес». Надо обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур, наполнять свой внутренний и культурный мир постижением общезначимых для человечества ценностей. Культурное многообразие является богатством страны.

Культурная политика нашего государства исходит из признания равного достоинства культуры, равных прав и свобод в области культуры всех проживающих в стране народов. Государство способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, укрепления целостности российской культуры.


Межнациональные отношения

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними нередко были напряженными, даже трагическими. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в спаде производства, в росте цен, в безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.

Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным. Приверженности к традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.


Суть национализма

Что сегодня обычно имеют в виду, когда говорят о национализме? Чаще всего не что иное, как притеснения и гонения по национальному признаку, независимо от того, имеют ли они форму государственной политики. Однако если вспомнить о различии между явлением и сущностью, станет ясно, что дискриминационные действия есть всего лишь проявления национализма. Национализм есть определенного рода мировоззрение, которое стоит за этими действиями и которое выражается в виде внутренне связанной системы идей или же идеологии. Оно и подталкивает отдельных людей или же целые государства к дискриминации по национальному признаку, а также оправдывает ее в их глазах, поскольку она, без сомненья, идет вразрез с элементарной, общечеловеческой моралью. Утверждать, что в превознесении своего народа и уничижительном и грубом отношении к другим - значит, на наш взгляд, неправомерно упрощать дело. Если человек и идет на какое-нибудь неприемлемое с точки зрения морали деяние, то не потому, что само это деяние ему нравится, а потому, что таким образом он надеется воплотить в жизнь какой-нибудь положительный идеал. К примеру, вор идет на кражу не потому, что ему нравится сама последовательность действий, которую мы называем кражей, а потому, что он видит большую ценность в материальных благах, которые он при этом приобретает. Так же и националист призывает к притеснению, изгнанию или даже, как в случае с нацизмом, к истреблению лиц другой национальности вовсе не в силу противоестественных свойств характера и психики. Иначе можно было бы утверждать, подобно некоторым, что все националисты – люди психически не вполне нормальные, а это будет, неоправданной редукцией проблемы социально-философского порядка и в конечном итоге – уходом от проблемы. Националист позволяет себе подобные призывы, потому что он исповедует определенный положительный идеал, и идеал этот настолько для него привлекателен, что он готов ради него даже на очевидно аморальные призывы и действия. Понятно, что определить этот идеал как благополучие своего народа – значит не сказать ничего, поскольку о благополучии народа говорят все политические силы, и либералы, и коммунисты и т.д., и т.п. Национализм от других мировоззрений именно тем и отличается, что он представляет благополучие народа весьма своеобразно. Любому националисту делом первоочередной важности представляется достижение национальной независимости своего народа, т.е. создание желательно моноэтнического и насколько возможно самодостаточного государства. Только в этом случае, как считает националист, возможно нормальное и плодотворное развитие культуры народа. Это его убеждение проистекает из другого, более общего, метафизического убеждения, которое националист не всегда открыто и последовательно формулирует, но которым он руководствуется при рассмотрении порождаемых самой жизнью проблем межнационального общения. Заключается оно в том, что интересы разных народов якобы могут совпадать только в смысле тактическом, а по сути, они противоположны и в этом, в общем-то, нет ничего ненормального, т.к. это соответствует извечной природе вещей. Потому с точки зрения националиста каждому народу и нужно свое государство – чтобы выстоять в конкурентной борьбе с другими народами, идущей испокон веков не на жизнь, а на смерть, и отстоять и развить свое культурное своеобразие и культуру вообще, до которой никому другому, собственно, нет дела. Т. е. в согласии с мировоззрением национализма такое государство-нация при решении всех политических вопросов должно исходить исключительно из своих собственных интересов, каковых по сути дела два: выживание и сохранение своеобразия в конкурентной борьбе между народами. При этом интересы других народов и государств могут им либо вовсе не приниматься во внимание, либо приниматься ровно настолько, насколько они совпадают с его собственными интересами.

Однако рассматривая государства древнего и средневекового мира (например, такие как Священная Римская империя, Арабский халифат, Российская империя, Китайская империя) можно заключить, что они никак не могут быть охарактеризованы как националистические. Все они представляют собой империи, объединяющие в себе множество различных народов, а также имеющие общий язык культуры, и, как правило, общую религию, воплощающую идеал культуры для других народов империи. Но в то же время мы наблюдаем здесь явные толерантность и даже равнодушие по отношению к другим народам. Строятся эти империи на традиционных, религиозных ценностях, которые оказывают значительное влияние даже на их экономическую жизнь.


Заключение

Национализм несет в себе смертельную опасность не только как инструмент политики, но и сам по себе. Национализм, есть род отчуждения, а без полнокровного и взаимотолерантного общения и сближения с другими народами творческое развитие народа невозможно.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно поэтому необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности.


Список литературы

1. Л.Н. Боголюбов «Обществознание», Москва, «Просвещение», 2006, стр. 184-190.

2. Л.Н. Боголюбов «Введение в обществознание», Москва, «Просвещение», 1996,
стр. 93-96.

3. Ю.Н. Гладкий «Глобальная география», Москва, «Дрофа», 2007, стр. 190-194.

4. Интернет http://ru.wikipedia.org

5. Интернет http://www.situation.ru

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры