Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Учреждения культуры Особенно много народа стало собираться здесь в последние годы

Главная / Измена мужа

Культурно досуговые учреждения сегодня имеют неопределенный правовой статус, что затрудняет не только их непосредственную деятельность, но и контрольные мероприятия, а также сбор статистических данных об их работе.

Культурно досуговые учреждения: правовой статус

Культурно-досуговая деятельность не относится к федеральным полномочиям, это целиком и полностью прерогатива региональных и муниципальных властей.

И если музеи и библиотеки действуют не только в рамках закона о культуре, но и в рамках «отраслевых» федеральных законодательных актов - о музейном деле, о библиотечно-информационном обслуживании, то культурно-досуговая деятельность не имеет столь четкого регламента и ее регулирование на федеральном уровне ограничивается документами, которые носят рекомендательный характер.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

В связи с этим сбор и анализ информации по домам и дворцам культуры в масштабах страны затруднен и, как результат, отсутствуют централизованные статистические данные.

Например, в Москве, по итогам 2014 года действовало 84 культурных центра, относящихся к ведению департамента культуры, за год их посетило около 2 млн человек. Цифра эта очень невелика, особенно если сравнивать с крупными культурными площадками - музеями, театрами.

Но, к сожалению, методики подсчета весьма несовершенны, учитывая, что вход в Дом культуры всегда свободный и бесплатный (платным могут быть только мероприятия и участие в кружках, тогда как вход в музеи и театры всегда осуществляется по билетам).

На этом фоне некоторые ведомственные ДК становились центрами неформальной, неофициальной культурной жизни. Так, например, один из лучших концертов Владимира Высоцкого состоялся в ДК «Коммуна», ареной для выступлений советских рок-музыкантов был московский ДК «Энергетик», а при Доме культуры им. Горбунова появилась первая в стране рок-лаборатория.

В 1990-е гг.

Сокращение бюджетного финансирования коснулось всей отрасли культуры, но только в культурно-досуговой сфере имел место полный отказ от финансирования: перевод на полную самоокупаемость, массовое закрытие учреждений (продажа и переоборудование под другие виды деятельности, прежде всего торговлю), передача муниципальным и региональным властям (которые не всегда могли содержать учреждения на должном уровне).

В отличие от традиционных культурных институций - музеев, театров, библиотек, функционально привязанных к наследию, дома культуры в условиях перемен остались без внятного заказа как со стороны власти, так и со стороны населения, а экономические потрясения еще более усугубили это положение.

Сомнительного качества шоу, случайные арендаторы, устаревшие клубные формирования, религиозные мероприятия (от баптистов до буддистов), дискотеки невысокого уровня и тому подобная, зачастую совершенно несистемная и случайная деятельность, подрывали популярность и авторитет ДК как учреждений, призванных продвигать в массы лучшие культурные образцы. Одновременно ветшали и захламлялись помещения.

К концу ХХ в.

В этом бурном море выявилось как минимум два направления работы, которые большинству действующих дворцов и домов культуры удалось сохранить, - это кружки и студии (преимущественно детские) и , особенно для старшей возрастной категории. В условиях дефицита общественных, некоммерческих пространств и какого-либо досуга, особенно для социально незащищенных категорий населения, эти направления деятельности неизменно оставались востребованными.

Каким должно быть клубное учреждение сегодня

Главная особенность этой отрасли - разнообразие функций - от кружков до концертных программ. Фактически дома культуры балансируют между концертной площадкой и центром дополнительного образования, между просветительским и развлекательным учреждением, между досугом и образованием, между отдыхом и творческой работой.

Между тем на фоне изменений, происходящих с учреждениями другого типа - музеями, театрами, библиотеками, которые стремятся разнообразить предоставляемые услуги и заниматься и образовательными, и развлекательными программами, открывать кафе, сувенирные и книжные магазины и т. д., так называемые клубные учреждения находятся в выигрышном положении.

Они не связаны обязательными рамками сохранения коллекций или постановки спектаклей, не отягощены академическими традициями и не ограничены в форматах деятельности, как это происходит с традиционными культурными институциями.

Современные независимые культурно досуговые учреждения площадки, которые появились в крупных городах (Центр современного искусства Винзавод, Центр дизайна Art Play, дизайн-завод «Флакон» в Москве, Лофт-проект «Этажи», креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге и другие) также отличает междисциплинарность, открытость к самым разным форматам деятельности, активное сотрудничество с творческими бизнесами.

Примите к сведению

«В этом году в Москве открылось еще три культурных центра, модернизированных в соответствии с отработанными в Культурном центре ЗИЛ принципами и подходами. Это КЦ „Дружба“ (район Бирюлево Западное), КЦ „Северное Чертаново“ и КЦ „Онежский“ (Головинский район). Несмотря на то что эти объекты сильно отличаются от ЗИЛа (и по размерам, и по местоположению), новая организация работы показала свою эффективность.

Так, например, с момента открытия обновленной площадки ДК „Дружба“ посещаемость выросла практически вдвое. Особой популярностью пользуются кружки научно-технического творчества для организации которых Политехнический музей помог обучить преподавателей».

Можно утверждать, что новая форма институциональной деятельности - многофункциональный культурный центр - является наиболее передовой в глобальном масштабе. Есть еще одно важное для развития домов культуры обстоятельство. Если музеи и театры работают преимущественно в крупных и средних городах, то сеть клубных учреждений по-прежнему сохраняется повсеместно в малых городах, сельских поселениях.

Фактически дома культуры были и остаются единственными досугообразующими предприятиями во множестве населенных пунктов, сохраняя значимый потенциал для трансляции культурных ценностей. Сегодня дома культуры имеют реальную перспективу стать многофункциональными культурными центрами - центрами притяжения жителей.

Необходимо более тщательно прорабатывать стандарты их деятельности - каждому жителю должно быть понятно, что именно происходит и будет происходить в домах культуры. Дома культуры - это очень разные учреждения. Среди них есть внушительные комплексы, располагающие тысячами квадратных метров, большими театрально-концертными залами и развитой инфраструктурой.

Есть и совсем небольшие, расположенные на первых этажах жилых домов, всего на нескольких десятках метров площади, с очень ограниченными возможностями для разворачивания новых программ и проектов.

Это очень разный масштаб и очень разные условия работы, но тем не менее и в этих случаях могут быть выявлены общие подходы к оказанию услуг. Попробуем далее остановиться на основных подходах к развитию домов и дворцов культуры, которые актуальны практически для всех учреждений.


Культурный центр начинается с зоны приема гостей

Одна из ключевых задач любого культурного центра - не только привлечь, но и удержать посетителя. Дома культуры как междисциплинарные площадки предлагают различные мероприятия и занятия практически для всех возрастов. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы человек не просто пришел, но и остался в стенах культурного центра как можно дольше, поучаствовал в разных мероприятиях и затем вернулся вновь.

Человеку, который зашел в дом культуры (особенно если это происходит впервые), бывает сложно сориентироваться в том, какие услуги ему могут быть предложены. Объявления хаотичны и разнонаправлены, а вопросы задать очень часто некому. Взрослые, пришедшие узнать что-то о досуге для детей, остаются в стороне от других интересных «взрослых» событий, подростки и молодые люди стесняются настойчиво искать дополнительную информацию, а ценовая политика учреждения зачастую остается непрозрачной для большинства посетителей.

Первым решением этой проблемы является организация зоны для приема гостей. Важно организовать комфортное пребывание всех групп посетителей, всех возрастов, вне зависимости от целей и продолжительности посещения.

Как организовать зону для гостей

Дежурный администратор. Установите стол и дежурства сотрудников для ответа на вопросы в течение всего времени работы центра. Дружелюбная зона приема гостей, где администраторы могут ответить на любые вопросы, выдать интересующие буклеты и снабдить иной полезной информацией, решает проблему «первого посещения», обеспечивает эффективную связь между посетителями, руководителями кружков и организаторами мероприятий, которые не всегда на месте.

Разумеется, администраторы обязаны не только знать стоимость тех или иных занятий, но и четко предоставлять информацию о платных и бесплатных услугах, количестве бесплатных мест в кружках.

Касса. Идеально, если в зоне приема гостей будет расположена касса, работающая в те же часы, что и учреждение. Многие занятые люди просто не хотят бежать к руководителю кружка за квитанцией, а затем идти оплачивать ее в Сбербанк.

Также важна возможность оплаты услуг пластиковыми картами, поскольку сегодня эта услуга стала привычной и само собой разумеющейся, особенно для горожан. Несоответствие стандартов обслуживания современному уровню может отпугнуть значительную часть аудитории, особенно молодой и платежеспособной.

Навигация. Несмотря на присутствие администраторов, даже в не очень больших помещениях необходима навигация. Указатели, схема здания, таблички на кабинетах и залах для занятий должны быть выполнены в едином стиле, и желательно, чтобы стиль информационных сообщений совпадал с фирменным стилем учреждения (логотип, буклет, сайт).

Это формирует единую эстетику пространства дома культуры, которая часто лишена целостности, а во многих случаях стихийные объявления, запрещающие таблички и прошлогодние расписания создают впечатление неопрятности и хаоса.

Место для отдыха и ожидания. Дети занимаются танцами, за закрытыми дверями звучит музыка, а у входа столпились ожидающие своих детей родители, бабушки и дедушки. Некоторые родители пришли с колясками, в которых спят младшие дети, поскольку их не с кем было оставить дома.

В крупных ДК - wi-fi, комфортные зоны для отдыха и работы - стулья, банкетки, диваны и обязательно столы. Столы дают возможность детям порисовать сидя за ними, а некоторым родителям - налить ребенку чай или бульон из термоса, дать бутерброд, перекусить в комфортной обстановке.

Дополнительные услуги. Буккроссинг, настольные игры формируют полноценные зоны отдыха. Сюда можно прийти в холодное время года просто поболтать, поиграть в настольные игры, выпить кофе (например, из кофейного автомата, если нет возможности организовать кафе), поработать на компьютере.

Здесь не бывает мелочей, важны все детали: наличие пеленальных столиков в туалетах, специальных подставок для малышей, чтобы они могли самостоятельно помыть руки в умывальнике, мыло, туалетная бумага, хорошо работающая сушка для рук и т. д.

Мы не должны забывать, что подобные услуги входят в наш быт повсеместно - на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, школах, на рабочих местах, - всюду мы видим эти важные мелочи, которые делают нашу жизнь более комфортной. Их отсутствие, которое раньше посетители просто не замечали, сегодня вызывает недоумение и портит имидж площадки зачастую гораздо сильнее, чем неинтересное мероприятие.

Опыт успешных культурных центров показал, что, как только в них появились комфортные зоны для посетителей, детей на занятия чаще стали приводить родители, а не бабушки и дедушки.

Таким образом, организация комфортной зоны пребывания посетителей решает и важную социальную задачу - позволяет занятым родителям проводить больше времени со своими детьми.

Перечень основных видов КДУ и их основных функций

Тип Основные функции
Дом (Дворец) культуры Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализациисоциально-культурных инициатив населения. Содействие гражданскому воспитанию
Дворец молодежи Обеспечение досуга населения (молодежи). Обеспечение условий для массового отдыха. Обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализации социально-культурных инициатив населения (молодежи). Содействие гражданскому воспитанию
Культурно-спортивный комплекс Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для массового отдыха населения. Обеспечение условий для самодеятельного творчества. Предоставление спортивно-оздоровительных услуг. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализации культурно-оздоровительных и спортивных инициатив населения
Культурный центр;социально-культурный центр Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства. Обеспечение информационных и методических услуг. Сохранение нематериального культурного наследия; выставочная деятельность. Обеспечение условий для оказаниясоциально-культурных услуг и поддержки
Национально (этно)-культурный центр Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций. Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения. Выставочная деятельность. Обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного творчества
Дом (Центр) ремесел Сохранение материального и нематериального культурного наследия. Развитие ремесленнических традиций. Обеспечение досуга населения. Создание и распространение ремесленнических изделий. Выставочная деятельность. Создание и распространение методик ремесленнического мастерства
Дом фольклора Сохранение нематериального культурного наследия, выставочная деятельность. Обеспечение досуга населения. Исследование местных фольклорных традиций
Дом народного творчества Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей. Создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, выставочная деятельность. Обеспечение досуга населения. Информатизация и методическое обеспечение творческих процессов. Организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства
Передвижные культурные центры Внестационарное обеспечение досуга населения. Организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий. Оказание социально-культурных услуг
Информационно-методические центры Обеспечение информационных и методических услуг. Выставочная деятельность. Информатизация творческих процессов


Новые программы и творческая энергия горожан

Крупные ДК должны стать центрами творческих инициатив - для оживления своей деятельности они могут предоставлять на конкурсной основе площадку для реализации проектов всем желающим.

Одним из направлений кружковой работы, которое когда-то присутствовало во многих домах культуры, а впоследствии было незаслуженно забыто, является научно-техническое творчество. Это направление ценно еще и тем, что предлагает услуги для подростковой и мальчиковой аудитории, которая далеко не всегда интересуется танцами, пением и изобразительным искусством.

Старшее поколение было и остается одной из наиболее многочисленных и постоянных аудиторий домов культуры. Как правило, для людей старшего возраста работают хоровые и фольклорные студии, организуются бесплатные мероприятия. Это чрезвычайно заинтересованная и благодарная аудитория, которая во всем мире и в нашей стране стремительно увеличивается, однако предлагаемые ей формы досуга остаются ограниченными.

В какие новые инициативы могло бы включиться старшее поколение? Востребованным направлением является организация курсов по обучению компьютерной грамотности. Эту работу уже ведут многие библиотеки, но и дома культуры не должны оставаться в стороне. Культурно досуговые учреждения, связанные с локальной историей, вызывают наибольший интерес. Это документальные спектакли, построенные на воспоминаниях старшего поколения, выставки, представляющие материалы из архивов, встречи и беседы, где старшее поколение встречается с детьми и молодежью. Важно, чтобы все эти программы были продуманы и тщательно подготовлены.

Когда мы говорим о программах для старшего поколения, это не означает, что все программы должны быть консервативны и традиционны.

Пример

Культурный центр ЗИЛ второй год подряд реализует проект «Модный подиум зрелой красоты» (одежда для моделей 50+). Это показ мод, который делается профессиональными дизайнерами и в котором участвуют только непрофессиональные модели – обычные люди старше 50 лет. Эта программа неизменно привлекает большое внимание СМИ и пользуется растущей популярностью.

Каким будет ДК завтра?

Домам и дворцам культуры, которые готовы превратиться в современные культурные центры, приходится решать много проблем. Необходимы стандарты, лучшие образцы, нормативные документы, ориентиры для будущего развития, чтобы консолидировать профессиональное сообщество работников культурно-досуговой отрасли.

Сегодня, когда главным ресурсом развития городов и территорий становятся уже не фабрики и заводы, а творческий, человеческий капитал, именно дома культуры призваны давать возможность людям раскрыть свои способности, свои таланты - вне зависимости от возраста или рода занятий. Современное глобальное сетевое общество делает не столь актуальным донесение до людей определенной суммы информации и знаний, но зато ставит во главу угла развитие творческого начала в человеке. И именно культурные центры, с их широкими междисциплинарными возможностями, способны комплексно и системно решать задачи городского и территориального развития.

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Материал проверен экспертами Актион Культура

В действительности каждый, кто живёт в России, на практике ощущает трудности, которые переживает сфера культуры. Статистика неумолимо отмечает рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры. Многим россиянам приходится выбирать, на что потратить деньги: на удовлетворение материальных или духовных запросов.

Выход из непростой ситуации некоторым учёным и общественным деятелям видится в разумном сочетании интересов государства и культурного сообщества.

ДОКУМЕНТ

Фрагмент из Декларации прав культуры:

«Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.

Культура во всех её формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.

На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязанность воспитывать уважение к культуре в целом, к культурным памятникам, культурной деятельности, интеллигенции, отдельным языкам малых и крупных этносов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа...

Самоокупаемость культуры (или отдельной её части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведёт к снижению качества культуры».

Возможно, преодоление сложностей культурного развития в условиях рынка заключается во взаимодействии государства, общественных организаций, частных лиц.

В последние годы всё шире распространяется деятельность меценатов. Культурные фонды, в которые вносят свой вклад фирмы, предприниматели, общественные деятели, не только способствуют поддержанию и возрождению памятников культуры, но и финансируют различные культурные акции: музыкальные и театральные фестивали, творческие конкурсы, гранты для наиболее талантливых исполнителей и учёных, выставки и др.

Культура России является многонациональной. В этом проявляется её уникальность. В культурной жизни страны находит место многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п. Сохранение этого культурного сотрудничества - задача всех поколений россиян. Именно в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира? 2. Что представляет собой духовная сфера? 3. Как связаны культура общества и культура отдельного человека? 4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Как ты понимаешь главную мысль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:

    Два мира есть у человека:
    Один, который нас творил,
    Другой, который мы от века
    Творим по мере наших сил.

Уточни свои представления о том, какой мир мы «творим по мере наших сил» и от чего зависит, каков этот мир.

2. Сделай выводы из следующих данных: 2005 год для российского кинематографа ознаменован тем, что впервые за его современную историю в пятёрку лидеров кинопроката попали сразу четыре российских фильма. Увеличилось и общее количество отечественных кассовых фильмов, о чём свидетельствуют значительные по сравнению с предыдущими годами тиражи фильмокопий.

3. Плановая проверка сохранности коллекций Эрмитажа выявила пропажу более 200 шедевров. О каких проблемах в духовной сфере свидетельствует эта ситуация? Аргументируй свои выводы.

4*. Обратитесь к материалам сайта Министерства культуры РФ (www.mkrf.ru) и на их основе подготовьте сообщение по теме «Развитие библиотек федерального ведения за последние 3 года».

5. Познакомьтесь с работой учреждений культуры, расположенных в вашем населённом пункте, выполните проектную работу по теме «Учреждения культуры - моим землякам ».

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше её быть не может».

Ж. Дюамелъ (1888-1966),
французский писатель, врач

Материально-техническая база и необходимость решения вопросов кадровой политики, как острой проблемы в сфере культуры. Народное декоративно-прикладное творчество. Деятельность в решении задач по сохранению и развитию самодеятельного народного творчества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный Институт Культуры

Факультет Социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

Контрольная работа

Анализ деятельности учреждения культуры

(на примере "Дома Культуры" Бокситогорского района)

по дисциплине "Технологический практикум"

Выполнила Сесицкая А.Д.

студентка 3 курса заочного отделения

группа № СКТ/БЗ441-3/1

Проверила ст. Преподаватель Фадеев В.Б.

Санкт-Петербург 2015

Экономические трудности, возникшие в результате мирового кризиса, отразились и на социокультурной сфере

Изменения произошли по причине нецелесообразности дальнейших затрат на содержание учреждения; аварийного состояния зданий, непригодных для дальнейшего функционирования; уменьшения населения.

Общее количество посадочных мест в них составляет 105 251 ед., что на 2 265ед. меньше в сравнении с 01.01.2009г.

Материально-техническая база

Согласно данным на 01.01.2016 год из общего числа клубных учреждений культуры в области:

Требуют капитального ремонта 107 зданий;

Являются аварийными 16 зданий.

Учреждение нуждается в капитальном ремонте или находится в аварийном состоянии, это составляет 17 % от общего числа клубных учреждений области.

Но, не смотря на сложную экономическую ситуацию, в учреждении активно ведутся ремонтные работы по замене внутренней системы отопления, замене кровли, ремонту фасада и внутренних помещений.

Кадры Бокситогорского Дома Культуры.

Одной из основных проблем учреждения является дефицит кадров.

На 01.01.2015г. в учреждении культуры насчитывается 326 специалистов культурно-досуговой деятельности, из них имеют:

Высшее образование -196 чел. (37%);

Средне-специальное - 97 чел. (30%).

С начала этого года число специалистов осталось на том же уровне, в среднем на один предмет приходится по 3 специалиста культурно-досугового направления.

Среди факторов, формирующих дефицит, такие как:

Низкая закрепляемость молодых специалистов

Переход наиболее квалифицированных кадров в другие смежные отрасли

Старение кадрового состава

Низкая заработная плата

Решение проблем в сфере культуры невозможно без решения вопросов кадровой политики.

Народное художественное творчество.

На 01.07.15г. в учреждениях культуры области функционируют 25 формирований самодеятельного народного творчества, в них 276 участников.

По сравнению с 01.01.09 г. формирований сократилось на 8 ед., при этом количество участников не изменилось.

Остановимся более подробно на жанрах и направлениях народного творчества, которые в свою очередь, тоже претерпевают изменения.

На сегодняшний день процентное соотношение жанров народного творчества таково:

21,4% от общего числа составляют хореографические коллективы;

10,1% - театральные коллективы;

6,6 % - фольклорные коллективы;

5,3% - хоровые коллективы;

3,6% - коллективы ИЗО;

1,4 % - оркестровый жанр;

1,3% - коллективы ДПИ;

50,3% - прочие (ВИА, вокальные ансамбль, цирковые студии, кино-фото объединения и д.р.)

Хореографический жанр, сегодня, остается самым популярным в учреждении. (9 коллектива).

Наиболее активно жанр развивается, где работают коллективы со сложившимися традициями, большим количеством участников, хорошей школой.

Развитию этого жанра способствуют областные, зональные конкурсы Областного и Всероссийского конкурса на призы Губернатора Ленинградской области, областной конкурс среди коллективов сельских территорий «Хоровод дружбы».

К сожалению, роль театрального жанра, на сегодняшний день снизилась. Об этом говорит сравнительный анализ последних 4 лет: так, в 2011 году театральных коллективов было 5, а сегодня их - 3.

Но, тем не менее, хочется отметить коллективы, в которых стабильно идёт работа театрального творчества: Ровесник, Театр Жив; они являются обладателем гранта Губернатора, победитель Всероссийского фестиваля «Театральные встречи в провинции». Для поддержки жанра, для выявления новых имен, назрела необходимость в проведении развернутого фестиваля среди взрослых театральных коллективов, который и запланировали на 2017год. кадровый культура проблема творчество

В настоящее время продолжает сохраняться устойчивая тенденция к возрождению, развитию и сохранению традиционной культуры хорового пения, повышению исполнительского уровня артистов.

Хоровой жанр представлен в большей степени участниками старшего поколения, но на протяжении последних лет происходит значительное обновление и омоложение составов коллективов.

Развитию жанра способствуют, ставшие традиционными, областные конкурсы: «Живи, Россия, здравствуй», «Песней жизнь воспеваем» и др.

На сегодняшний день оркестровый жанр представлен - 4 коллективами: 2 духовых оркестра, 3 - оркестра и ансамбля народных инструментов, это на 3 коллектива меньше чем в 2005 году, динамика развития жанра показывает нам ежегодное уменьшение количества коллективов.

Проблема в том, что большинство оркестровых коллективов недостаточно укомплектованы музыкальными инструментами, что влияет на результат деятельности, рост профессионального уровня.

Но при этом хочется отметить, что несмотря на все эти трудности и проблемы, в районе оркестровый жанр живет и процветает.

Как итог активной деятельности и высоких творческих показателей самодеятельных художественных коллективов стали победы на конкурсах Всероссийского и Международного значения

Достойно представили, получив звание Лауреатов, Дипломантов коллективы:

Широкая душа на Всероссийском фестивале-конкурсе «Поет село родное» в г. Кингисепп;

Voice of soul на Междугороднем конкурсе им. Меланина в г.;

Традиционная народная культура.

Одним из приоритетных направлений работы учреждения по-прежнему остается работа по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры.

Успешно развиваются художественные коллективы фольклорного направления. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует развитие и деятельность этнографических, национальных, семейно-бытовых, базовых детских и взрослых фольклорных ансамблей, студий декоративно-прикладного творчества, школ народных ремёсел. В Дк по данным статистики - на 01.07.15 г. насчитывается - 7 базовых фольклорных коллективов с числом участников - 98 человек. Это на 2 коллектива больше в сравнении с показателями 2008 года.

За отчетный период интересными по форме и содержанию прошли праздники зимнего и весенне-летнего календарно-обрядового цикла.

В некоторых районах стало традицией восстанавливать менее известные праздники народного календаря.

Стало доброй традицией проводить праздники народного календаря, фестивали, отражающие специфику национальных семейно-бытовых традиций - традиционную культуру малых народностей,вепсы,корелы. Основные функции по проведению традиционных обрядов, праздников, фестивалей осуществляет ДК Бокситогорского района.

Неотъемлемой частью национальной культуры является народное декоративно-прикладное творчество. Работники культуры продолжают активную деятельность, а основными задачами считают:

Сохранение и поддержку местных самодеятельных мастеров-умельцев;

Сохранение преемственности традиций (видов и жанров ДПТ), промыслов и ремёсел и т.д.

В I-ом полугодии 2015г. было проведено свыше 20 тематических выставок-ярмарок из низ более 3 областного значения, что больше, чем в прошлом году.

Кружков по декоративно-прикладному творчеству и изобразительному искусству - 7 с числом участников 56 человек.

Подводя итоги деятельности учреждений культуры нашей области за I полугодие 2015 г. по развитию традиционной национальной культуры, с уверенностью можно сказать, что сегодня в современных условиях развития села восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций. Фестивали проводятся с целью широкой пропаганды, сохранения и развития семейных народных традиций, вовлечение детей и молодёжи в сферу традиционной культуры, народного творчества, поддержки фольклорного движения в нашей области.

Но давайте не будем ограничиваться проведением только фестивалей и праздников по этому направлению.

«Народный» «образцовый» коллектив самодеятельного народного творчества.

Проведение ежегодных областных смотров-аттестации художественных коллективов на подтверждение и присвоение почётного звания «народный (образцовый) самодеятельный коллектив» является важным событием в деятельности коллективов самодеятельного художественного творчества.

На 01.07.15г. в учреждениях культуры насчитывается 3 коллектива, которые носят звание «народный», в том числе «образцовый» - 6 коллективов.

Коллективы, носящие почетное звание «народный» (образцовый)» занимают значительное место в культурной жизни города, области. Они осуществляют активную концертную деятельность по культурному обслуживанию населения, имеют высокохудожественный репертуар, обладают хорошим исполнительским мастерством.

В настоящее время предъявляются очень серьезные требования к этим коллективам.

В 2015г. присвоено звание «народный» только 2 самодеятельным художественным коллективам, однако снято звание с 7 коллективов и передано другим коллективам, соответствующим всем требованиям Положения о народных самодеятельных коллективах.

Культурно-досуговая деятельность

Ухудшение социально-экономической обстановки в стране в связи с экономическим кризисом, влечет за собой и ухудшение социально-психологического климата местного населения. В этих условиях особенно важно активизировать социальную направленность учреждений культуры. Учреждение культуры доступны всем независимо от возраста, социального статуса, вероисповедания и национальности.

В городе и районе никогда не угасает активная духовная жизнь благодаря активной работе учреждения культуры. В наших стенах круглый год проводятся концерты, смотры, викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, выставки народных умельцев, не только не забывших старинные ремёсла, но и творчески их развивающих.

За I полугодие 2016 года учреждениями культуры области проведено 750 культурно- досуговых мероприятий, что на 310 больше, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. Из общего числа на платной основе проведено 29 культурно- досуговых мероприятия, это на 1 меньше в сравнении с прошлым годом. Посетителей на платных мероприятиях - 3.848. чел., что меньше на 340 чел. в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. В среднем в месяц ДК проводит 11 мероприятий, что больше уровня прошлого года на 2 мероприятия.

Вывод к вышесказанному можно сделать следующий: важным достижением последних лет является то, что в городских и сельских учреждениях культуры разовые мероприятия по организации досуга населения уступают место планомерному программному подходу. Организации досуга населения уделяется должное внимание, и прилагаются все усилия для обеспечения полноценного отдыха и создания условий занятия творчеством.

В условиях возрастающего запроса к количеству и качеству культурно-досуговых мероприятий работники учреждений культуры ищут новые пути, разрабатывают современные формы, направления и методы своей работы, совершенствуя её качество.

В связи с возрастающими требованиями по проведению мероприятий, остро встала задача в необходимости повышения квалификации работников культурно-досуговой сферы и специалистами Центра народного творчества была разработана и запущена по территориям анкета с целью выявления востребованности учебно-методических мероприятий, представляющих профессиональный интерес специалистов различных направлений культурно-досуговой деятельности и жанров народного творчества.

Подводя итоги за I полугодие 2016 года, нужно сказать, что, несмотря на непростую экономическую и сокращение сельских клубов, наблюдается рост общего числа культурно-досуговых мероприятий ДК.

Хочется отметить учреждение культуры, работа остается стабильно ровной. Основная деятельность сегодня направлена на тесное взаимодействие с муниципальными органами управлений культуры городов и районов и оказание методической помощи клубным работникам в решении задач по сохранению и развитию народного творчества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и значение маркетинга в сфере культуры. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра "Синяя птица". Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2010

    Общая характеристика клубного учреждения "Нивский сельский Дом культуры". Исследование досуговой деятельности. Организационная среда фирмы: особенности кадровой работы, оснащения и маркетинговой деятельности. Функции и обязанности директора Дома культуры.

    отчет по практике , добавлен 29.11.2012

    Главные особенности и направления маркетинга в сфере культуры. Спираль развития направлений маркетинговой деятельности в сфере культуры. Составляющие комплекса маркетинга и важнейшие факторы, влияющие на маркетинговую деятельность в сфере культуры.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Связь PR и культуры как системы норм, традиций и ценностей. Ресурсы PR-технологий и их использование в сфере современного народного художественного творчества. Возможности использования PR и рекламы в продвижении народных художественных промыслов.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Анализ спроса и предложения на специалистов в сфере физической культуры и спорта по видам деятельности и перспектив рынка труда в данной сфере. Выявление количества и качества характеристики подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Исследование целевой аудитории как один из важных компонентов исследовательского этапа процесса разработки и реализации пиар кампании. Анализ имиджа Управления культуры и кино Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2017

    Понятие корпоративной культуры, ее элементы, типология и функции. Оценка эффективности корпоративной культуры на примере компании. Рекомендации по совершенствованию условий и проведению мероприятий, повышающих эффективность корпоративной культуры.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2012

    Функции и основные предназначения рекламы в сфере физической культуры и спорта. Виды рекламы, применяемые физкультурно-спортивными организациями. Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в обществе.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2010

    Исследование наиболее перспективных направлений спонсорства в сфере культуры и искусства: финансирование конкретных телевизионных программ и показов художественных фильмов. Деятельность Philip Morris. Подводные камни и риски спонсоров в данной области.

    доклад , добавлен 12.05.2011

    Особенности имиджа организаций в сфере культуры. Событийный маркетинг как средство продвижения Драматического Лицейского театра (ДЛТ). Комплекс маркетинга как средство позиционирования организаций культуры. Направление маркетинга организаций культуры.

Учреждения делятся на: Бюджетные, Внебюджетные (самоокупаемые, хозрасчетные)

Типы учреждений:

1 тип Клубные учреждения

Сельский – городской – ведомственный - по месту жительства (клуб юного техника) и т.д. - дом культуры

Дворец культуры

2 тип Театрально – зрелищные учреждения

Театр всех видов – Кинотеатры - Цирковое искусство - Концертные залы, площадки, организации

3 тип Музеи

Отраслевые - мемориальные – краеведческие - музеи-заповедники - музеи-усадьбы (ясная поляна)

Галереи- военно-патриотические музеи (Куликово поле)- музеи диковинок (кунскамеры) и т.д.

4 тип Библиотечные учреждения

Территориальное деление (районная, городская, российская и т.д.) - отраслевое деление (иностранной литры, педагогической литры, медицинской литры) - учебное деление (школьная, училищ, ВУЗов) - демографическое деление (детская, юношеская, для пенсионеров и т.д.)

5 тип Парки культуры и отдыха

Городские ПКиО- центральные ПКиО - сады- скверы

Появляются новые типы учреждений культуры.

Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия, и социальный аспект. Технологии этнокультурного образования в условиях региональной культурной политики

Этнокультурные технологии : технологии, основанные на народной (фольклорной) культуре, культурных традициях, ремесленничестве, промыслах, декоративно-прикладных формах творчества.

Этнонаправленные технологии . Технологии создания межнациональных программ развития и сохранения культуры и досуга; международных контактов и взаимного обмена в социокультурной сфере; программы возрождения социальной и культурной самобытности народа и отдельных социальных групп.

Уровни международного сотрудничества в этнокультурных технологиях: государственный, городской, отдельных предприятий и социальных институтов, частных фирм и организаций.

Картография как исследовательский метод отправной пункт разработки этнокультурных проектов и программ. Процедура социального картографирования этнокультурного явления и процессов, протекающих в территориально-поселенческом обществе. Характеристика социально-экономической ситуации: наличие и преобладание промышленности, частных форм экономической деятельности, формы селькохозяйственной деятельности. Данные о миграции населения и их причины.

Изучение социально-культурной сферы региона : сеть научных, исследовательских, образовательных центров и учреждений; учреждения культуры, искусства, досуга, спорта; развитость профессионального искусства и художественной самодеятельности, народных промыслов и ремесел; характеристика и описание местных народных обычаев, верований, обрядов.

Виды и типы карт моделей : единичные модели, электронные сайты, дифференцированные модели по функциональной направленности: видам фольклора, народных ремесел, промыслов; праздники, обряды.

Использование информационно-целевого контент-анализа прессы, телевидения, радио; мониторинг результатов опросов, рейтингов выступлений коллективов, различных самодеятельных групп населения.

Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

Этнонаправленные технологии - инструмент межнационального и международного культурного обмена и сотрудничества.

Основные направления социально-культурного взаимообмена и сотрудничества между странами на уровне государственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совместных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций (фестивалей, праздников, караванов мира и др.).

Технология развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов. Технология краеведческой работы

Технология краеведческой работы Понятие «краеведение» зародилось в 1761 г. (М.В.Ломоносов пытался проводить краевые исследования с участием местного населения, в т.ч. и детей). За время существования понятия «краеведение» в него вкладывали различное содержание: в 20-е годы XX в. его рассматривали как метод синтетического изучения какой-либо определенной, относительно небольшой территории; в 30-е годы краеведение определяли как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе всестороннего его изучения; в настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

В процессе становления краеведения сложился комплекс его направлений: государственного (находится в ведении краеведческих музеев, управлений и отделов культуры при мэриях), общественного(краеведов-общественников, туристов, общественных организаций) и школьного(учащиеся под руководством учителей).

Краеведение – это форма общественной деятельности; школа познания; школа воспитания культуры и истории; школа экологического образования; школа патриотического воспитания; школа общения разных поколений.

Методы краеведческого исследования «своего края»

К методам краеведческого исследования «своего края» относятся: литературный (работа с литературными источниками); картографический (используются картографические материалы); статистический (статистико-экономические показатели); метод полевых наблюдений; зарисовки, фотографирование и видеосъемка объектов; анкетирование местных жителей.

Работа с литературными источниками предполагает использование разного рода печатных изданий об изучаемой территории. Они включают монографии, справочники, сборники статей, учебные пособия, а также периодические издания (особенно местные), посвященные данному району и конкретной теме.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности и служит одним из основных источников сведений о своей местности.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении погоды, климата, населения и хозяйства местности.

Метод полевых наблюдений включает изучение природных условий, которое осуществляется ландшафтными методами. Сущность этих исследований заключается как в анализе отдельных природных компонентов (геологическое строение, формы рельефа, воздух, воды, почва, растительность и животный мир), так и в выявлении и характеристике природно-территориальных комплексов.

Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.

Зарисовка, фотографирование и видеосъемка – неразрывные краеведческие исследования. Результаты фотографирования типичных объектов могут дать материал для краеведческой экспозиции и использоваться как наглядный материал.

Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов Индустрия туризма занимает важное место в политике, экономике и культуре современной России. Из многообразия видов туризма (культурный, деловой, лечебно-оздоровительный, учебный, шип-туризм и др.) наиболее распространенным является культурно-познавательный или культурно-просветительный туризм, занимающий более 60% группового туризма.

Туристов привлекают памятники истории и культуры, составляющие культурное наследие народа. Памятники материальной культуры, гражданской и культовой архитектуры, архитектурно-ландшафтные ансамбли и мемориальные комплексы раскрывают историю культуры определенного региона или местности. Туристов различных социальных групп и возрастов привлекает возможность познать неведомое, расширить свой кругозор, знания и интеллект.

В культурно-познавательном туризме можно выделить две формы организации работы: экскурсионная и культурно-досуговая.

Экскурсия как туристическая услуга обеспечивает эстетические, духовные и информационные потребности туристов. Экскурсия отличается многообразием функций: функция информации; функция познания; функция культурного досуга; функция отдыха; функция общения.

Экскурсия отличается процессом наглядного познания культурно-исторических памятников определенного региона и способствует удовлетворению эстетических и морально-психологических потребностей туристов, которые возникают по восприятии экскурсионных объектов и влияют на факторы рекреационной деятельности как комплексная оценка экскурсий и тура в целом; реализация рекреационных ожиданий; создание имиджа туристического маршрута и его популярности; создание эмоционального настроя от экскурсии (отрицательные или положительные, удовлетворение, возмущение и т.д.).

Экскурсия представляет собой и эффективную форму обучения в педагогическом процессе, что позволяет привить экскурсантам навыки самостоятельного наблюдения и анализа полученных знаний и впечатлений. Экскурсия представляет из себя и культурно-досуговую работу, связанную с посещением культурно-массовых мероприятий, концертов, спектаклей.

Управление в социально – культурной деятельности

Становление менеджмента

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.

Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть.

Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципиально важных положения:

1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические признаки;

2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных отношений.

Первые письменные документы, раскрывающие формы организации труда, уходят в глубокую историю.

Организация труда в средневековых христианских монастырях, в мастерских средневекового европейского ремесленника, труда и быта в домашнем хозяйстве Древней Греции описана в Домострое Ксенофонта, Домострое средневековой Руси, политическая организация общества и система управления им - в Законах и Государстве Платона, в работе О граде Божьем Аврелия Августина, в работе Государь Николо Макиавелли.

Процесс развития менеджмента часто группируют в определенные этапы, которые называют революциями в менеджменте . Таких революций выделяется пять.

Первую стадию как начало зарождения менеджмента можно связать с цивилизацией Древнего Египта и в большей степени со священнослужителями (начало III тыс. до н.э.). Во многих культурах Древнего мира известны отдельные человеческие жертвоприношения, связанные с особыми просьбами к богам при закладке храмов, дворцов и крепостей, в случаях стихийных бедствий и т.д.

В качестве дара в первобытном обществе и в Древнем мире могли использоваться люди, ритуально умерщвляемые, а позже могли использоваться и материальные ценности, которые безвозвратно уничтожались в огне, воде, разбивались, зарывались в землю. Данная процедура поднесения богам даров не могла приносить храмам и жрецам каких-либо богатств.

Не будучи какими-то хозяйствующими субъектами жрецы, тем не менее, выполняли ряд функций руководителей, которые определялись статусом посредников между людьми и богами. Истолковывая людям причины различного рода несчастий как божественное наказание, а необычные природные явления как знаки и сообщения богов, жрецы имели возможность манипулировать общественным сознанием, направляя деятельность людей в нужном им направлении, регулировать нормы социальной жизни и правила поведения.

Эта деятельность характеризовалась в большей степени как социально-политический менеджмент, нежели как экономический. Но жрецы не были единственными руководителями, так как наряду с религиозной существовала и светская власть, в лице императоров, царей, вождей, которые зачастую выполняли и религиозные функции, выдавая себя за наместников богов. И при светских властителях жрецы служили в роли советников, учителей, но не в качестве хозяйственных руководителей.

Начало активной хозяйственной деятельности жрецов связано с укреплением храмов и превращением их в крупные хозяйственные субъекты. Храмы играли огромную роль в экономическом управлении государств, в их хозяйственной деятельности устанавливались твердые меры веса, расстояния, объема, размеры процентов по займам и беспроцентные ссуды. Можно сказать, что хозяйственная деятельность храмов стала прародительницей первых функционеров-управляющих, по своей сути, предков нынешних менеджеров.

Вторая стадия накопления признаков менеджмента связана с появлением светских вариантов управления и возникновением первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, изданием Кодекса царя Хаммурапи (начало второго тыс. до н.э.), законов 12 таблиц в Древнем Риме (III в. до н.э.), законов Солона в Афинах и законов Ликурга в Спарте (I в. до н.э.) и др.

И если Кодекс царя Хаммурапи, состоявший из 285 законов, в основном еще указывал на обязанности людей перед богами и храмами и делил общество на знатных людей, свободных простолюдинов и рабов, закреплял социальное неравенство между людьми, то в более поздние периоды писанные законы становились формально обязательными для всех, но для других этносов в этих же странах имели силу и неписаные законы.

Таким образом, в большинстве древних и в средневековых цивилизациях на определенных стадиях развития появляются своды писанных законов, которые служили основной формально признанной формой организации и регулирования отношений в обществе.

Третья стадия управленческих нововведений относится к VI-V тыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона Навуходоносора II, который вводит системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах путем маркировки выпускаемой продукции.

Примерно в этих временных рамках в Древнем Риме, Египте внедряется система территориального управления и административная организация Римской католической церкви, с выделением административно-хозяйственных округов, военных административных округов во главе с сатрапами (губернаторами) и военачальниками.

С зарождением капитализма, началом индустриальных революций, появлением наемных менеджеров как особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, связана четвертая стадия формирования менеджмента XVII-XVII1 вв.

Они занимались сбором налогов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, ирригационных сооружений, надзирали за работой крестьян на царских и государственных землях, мастерских, но теперь этот тип работников начинает формироваться в самостоятельную касту управленцев, незаменимую в крупных частных и государственных хозяйствах, в первую очередь земледельческих.

Это было характерно и для России, когда собственники крупных имений, заводов и фабрик далеко не всегда сами занимались хозяйственной деятельностью и, проживая в крупных культурных центрах страны, нанимали для ведения всех хозяйственных и производственных дел управляющих.

Пятая стадия, которую можно назвать революцией, характеризуется бурным развитием акционерного, промышленного, банковского и корпоративного капитала. В сфере управления появляется административный работник, который осуществляет контроль за деятельностью людей на производстве в интересах частной и государственной собственности. Собственник, в силу масштабности производства, уже не в состоянии выполнять управленческие функции и вынужден передавать их наемным менеджерам.

Таким образом, истоки менеджмента берут свое начало в религиозно-культовых отношениях и хозяйственных, организованных формах деятельности людей.

Социальные, хозяйственно-производственные, товарно-денежные отношения составляют природную основу менеджмента, который в процессе развития цивилизации постепенно приобретает черты социального, хозяйственного, административного, экономического, социально-культурного и других типов менеджмента.

Наиболее четкие и научно обоснованные представления о менеджменте как профессии, опирающейся на достижения междисциплинарных наук и практики, сформулированы в начале XX века в концепциях научного управления Ф. Тейлора, идеальной бюрократии М. Вебера, науки администрирования А. Файоля, которые предложили модель жесткого рационализма в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достижениях, оказался далеко не единственным, а во многих случаях не лучшим методом управления.

Уже в 30-е годы того же столетия ограниченность рационализма управления в науке и практике уступает место другому направлению - поведенческому, включающему в качестве новых механизмов управления психологические, социальные, культурологические факторы, что называется человеческие отношения, человеческий фактор.

Углубление и расширение персонифицированных ролевых функций менеджмента дает возможность повысить эффективность управления как в отдельных организациях, так и в более сложных социальных системах. В зарубежном менеджменте появился, в связи с этим, специальный термин управление по бестселлерам, то есть управление по целям или управление по отклонениям.

Специфика социокультурного менеджмента

Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство.

Нематериальное производство в социально-культурной деятельности, скорее всего, можно представить как духовное производство или производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов.

Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эстетика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д.).

В основе материальной и духовной культур, находящихся в органическом единстве, лежит, конечно, развитие материального производства. Однако материальные ценности культуры не относятся напрямую к экономической категории материальных продуктов, формирующих, как отмечалось, экономику страны, но представляют собой высшую ценность - культурное и национальное достояние общества.

Духовные и материальные продукты культуры имеют характерные ценностно-эмоциональные качества, благодаря которым формируются и удовлетворяются культурные, духовные потребности людей.

Экономические и политические преобразования в стране, появление частной собственности и рыночных отношений подтолкнули предприятия и организации к коммерческой деятельности.

Коммерциализация коснулась и социально-культурной сферы. При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему.

Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход и прибыль.

Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения.

Доход клубного учреждения используется на укрепление материально-технической базы, приобретение сценических костюмов и реквизита, музыкальных инструментов, технических средств и т.д.

Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, таким образом, является разрешенным благом лишь наполовину. Получаемый доход может быть использован только во благо самой организации.

Но непосредственные организаторы и инициаторы предпринимательской деятельности фактически отделены от доходов предпринимательской деятельности. Их заработная плата по-прежнему начисляется в размерах государственной тарифной сетки занимаемой должности, иногда с небольшой доплатой из небюджетных средств.

Усеченность предпринимательской деятельности в части использования заработанных средств не способствует закреплению кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия работников культуры закрепляют в целом низкий социальный статус и престижность этой профессии.

Механизм предпринимательской деятельности в социокультурной сфере работает не в полную силу, рыночные отношения и предпринимательская деятельность в этой сфере исключают личную заинтересованность работников в расширении латных видов деятельности, получении большего размера доходов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов


Похожая информация.


Страница 1

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Направления деятельности учреждений культуры:

1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

4. Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.

5. Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.

6. Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

7. Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.

8. Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.

9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи.

Форма собственности:

· учреждения федеральной собственности,

· учреждения субъектов РФ,

· учреждения муниципальной собственности,

· частные учреждения.

Вид учреждения культуры:

1. производящие товары и продукты культурного назначения,

2. оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрация, видео и фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые)

3. осуществляющие торговлю культурными товарами и предметами искусства.

Целевая направленность:

1. культурное просветительство,

2. художественное творчество,

3. развитие эстетических чувств,

5. развлечение.

Способ хозяйствования:

Рококо в архитектуре
Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя...

Церковно-литературные произведения
Культурные традиции Киевской Руси продолжались не только в летописании, но и в других видах письменности, в частности в ораторской, житийной и паломнической прозе. Выдающимся представителем ораторской прозы второй половины ХIII в. был арх...

Как зарождались первые скульптуры
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры