«Пушистый Иисус»: Как испорченная фреска принесла процветание целому городу. «Пушистый Иисус» или как Сесилия Хименес спасла город Герои фрески, лишившиеся глаз

Главная / Измена мужа

В 2012 году в мире искусства произошел довольно курьезный скандал: все бросились перепощивать новость об испанской пенсионерке Сесилии Хименес, "отреставрировавшей" фреску начала XX века.

Фреска под названием Ecce Homo («Се человек») была местной достопримечательностью маленького испанского городка Борха. Она действительно находилась в плачевном состоянии, но результат работы самопровозглашенного реставратора одновременно ужаснул и рассмешил общественность. Вместо лика Христа со стены храма теперь взирала, по выражению корреспондента BBC, «мартышка в плохо сидящей кофте». В интернете работа пенсионерки стала также известна, как «Пушистый Иисус».

По иронии судьбы, родственница автора фрески - художника Элиаса Гарсии Мартинеса - направила храму средства на восстановление его работы, но помощь запоздала: к тому моменту Хименес уже успела завершить начатое. Весть облетела все новостные каналы мира, а в интернете мгновенно приобрела статус мема, спровоцировав лавину карикатур.

Под шквалом осуждения прессы служители церкви кинулись оправдываться, огородили «место происшествия» и организовали комитет по восстановлению фрески.

Но тут дело приняло неожиданный оборот: в доселе безвестный городок с населением в 5 тысяч человек и царившей безработицей хлынули толпы туристов!

Доходы города выросли в разы, и церковь, не растерявшись, снова открыла доступ к фреске и начала брать с посетителей плату за вход. Сесилия Хименес, сначала просившая прощения за свой вандализм, тоже поменяла отношение к ситуации, наняла адвоката и стала требовать отчислений за труды.

Задача реставраторов - восстановить ветхие и поврежденные произведения искусства. Просто замазать или подрисовать не получится, в противном случае шедевр будет испорчен. Но иногда за дело берутся горе-профессионалы, после которых либо приходится все переделывать, либо ничего уже не спасти. При виде такой работы ценители искусства открывают пузырек с валерианой.

«Пушистый Иисус»

Самый сенсационный случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить фреску с изображением Иисуса, украшавшую храм Милосердия в городе Борха. Но по какой-то причине вышло совершенно непохоже на оригинал. Возможно, зрение подвело пожилую женщину. Получившуюся картину назвали «Пушистый Иисус».

Можно бесконечно спорить о том, виновата Сесилия или нет. С одной стороны, фреска была испорчена. Но с другой стороны, храм стал известен во всем мире, а Сесилию теперь называют новым Гойей.

Героев фресок лишили глаз

Реставрация фресок в Сикстинской капелле стала самой обширной реставрационной работой XX века. Но многие искусствоведы считают, что ее результат не самый удачный.

Когда мастера отчищали сажу, они затронули верхний слой фресок с исправлениями самого Микеланджело. В результате некоторые из героев фресок потеряли глаза.

Прихоти Берлускони

В 2010 году рабочие установили статуи Марса и Венеры перед резиденцией Сильвио Берлускони. Но статуи были найдены с отсутствующими частями тела. А Берлускони приказал восстановить их. Все получилось довольно неплохо, но искусствоведы не оценили порыв премьер-министра. Считается, что «исправление» античных скульптур сродни вандализму, потому что мы не знаем, как статуи выглядели изначально. После этой критики Марс и Венера были возвращены в исходное состояние.

Осветлили картину

Картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» была восстановлена и получилась намного ярче и светлее. Если раньше на картине преобладали темные оттенки, то после реставрации картина стала ярче, будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит видению да Винчи. Некоторые из экспертов консультативного комитета Лувра даже прекратили работу в знак протеста против такой реставрации.

Неузнаваемый Ленин

В каждом российском городе есть статуя . А в Краснодарском крае одной из статуй не повезло: после реставрации Ленин получил непропорционально длинную руку и чужое лицо. Оказывается, в таком виде памятник простоял долгое время, пока в 2016 году фотографии этого «непотребства» не получили распространение. Эта история даже появилась на центральном телевидении, после чего вождя мирового пролетариата переделали.

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - крупнейший архитектурный памятник. К сожалению, она медленно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали одну из красивейших секций стены длиной 780 метров, просто покрыв ее бетоном. Дело в настоящее время расследуется, и к восстановлению остальной части стены отнесутся внимательнее.

Замок Матрера

Реконструкция древней крепости Матрера в Испании получилась очень спорной: башня стала выглядеть слишком современной. Оказалось, что реставратор Карлос Кевадо хотел показать, какая часть крепости новая, а какая - древняя. Кстати, Architizer, авторитетное сообщество архитекторов, заняло сторону Кевадо. Но местные жители все еще недовольны.

Борода Тутанхамона

В 2014 году сотрудница Каирского музея уронила 10-килограммовую золотую маску , и борода отвалилась от реликвии. Вместо того чтобы идти к профессионалам, женщина обратилась к мужу-реставратору.

Он приклеил бородку суперклеем. Да еще и под неправильным углом. К тому же он испачкал подбородок Тутанхамона клеем, решил соскоблить его и поцарапал маску. К счастью, она была недавно восстановлена должным образом.

Младенец с чужой головой

Скульптура Мадонны и младенца Иисуса в канадском городе Садбери когда-то пострадала от рук вандалов: голову младенца откололи и украли.

Художник Хизер Вайз вызвалась исправить ситуацию. Но результат ее работы выглядел более чем странно и вызвал недовольство среди местных жителей. Голова скульптуры получила сильное сходство с самым младшим персонажем «Симпсонов» - Мэгги.

Но в итоге действия Хизер сыграли положительную роль в этой истории: человек, который украл настоящую голову, смутился (видимо, работой Хизер) и вернул ее. Скульптура была восстановлена.

Стоит отметить, что случаи неудачного восстановления произведений искусства встречаются редко. На сегодняшний день благодаря кропотливой работе реставраторов сохранились бесчисленные работы мастеров прошлого. Одним из хороших примеров является эта скульптура ангела на базилике Святого Петра в Ватикане.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Задача реставраторов - восстанавливать обветшалые и поврежденные произведения искусства. Эта работа творческая, но совсем не простая: неверное движение - и шедевр испорчен, поэтому проколы неизбежны.

сайт собрал нашумевшие случаи, когда реставрация пошла не так, как планировалось.

1. Испорченная фреска

Самый нашумевший случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить облупившуюся фреску с изображением Иисуса в местном соборе. Но почему-то у нее вышло совсем не похоже на оригинал, видимо, зрение подвело пожилую женщину.

Можно спорить бесконечно, зло или благо сотворила Сесилия. С одной стороны, фреска была испорчена. С другой стороны, собор стал известен на весь мир, а Сесилию называют новым Гойей.

2. Герои фрески, лишившиеся глаз

Восстановление фресок в Сикстинской капелле было самой масштабной реставрационной работой ХХ века. Но многие искусствоведы считают, что она оказалась неудачной.

Когда мастера очищали своды от копоти, они затронули верхний слой фресок с поправками самого Микеланджело. В результате некоторые герои даже лишились глаз.

3. Фантазия Берлускони

В 2010 году у входа в резиденцию премьер-министра Италии Сильвио Берлускони установили статуи Марса и Венеры, датированные 175 годом нашей эры. Фигуры были найдены уже с отбитыми частями тела.

Берлускони дал распоряжение восстановить статуи. С виду получилось неплохо, но искусствоведы не оценили порыва премьер-министра. Считается, что переделывать памятники старины на свой лад - сродни вандализму, ведь мы не знаем, как первоначально выглядели фигуры. Сейчас Марсу и Венере вернули первоначальный облик.

4. Осветленная картина

Работа Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» после реставрации стала выглядеть гораздо светлее. Если раньше преобладали пасмурные темные оттенки, сейчас картина выглядит очень ярко, как будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит замыслу да Винчи.

Некоторые из специалистов комитета Лувра в знак протеста против такой реставрации даже покинули свои посты. Но так ли плоха работа реставраторов?

5. Неузнаваемый Ленин

В Краснодарском крае, Россия, после реставрации памятник Ленину приобрел непропорционально длинную руку и чье-то чужое лицо.

Оказывается, памятник имел такой вид уже давно, но его фотографии на глаза широкой общественности попали только в 2016 году. История с монументом даже появилась на центральном телевидении. После этого вождя мирового пролетариата привели в надлежащий вид.

6. Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - крупнейший памятник архитектуры на земле, и, к сожалению, он тоже постепенно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали один из самых красивых участков стены длиной 780 метров, просто покрыв его слоем бетона.

Сейчас в отношении недобросовестных реставраторов проводится расследование, а остальные части стены реставрируются более бережно.

7. Замок Матрера

Реконструкция старинной крепости Матрера в Испании получилась весьма спорной: башня стала выглядеть слишком современно. Оказалось, реконструктор Карлос Кеведо Рохас хотел, чтобы было ясно, какие части крепости являются новыми, а какие - древними.

8. Борода Тутанхамона


"Се человек",
фреска Элиаса Гарсиа Мартинеса

В маленьком испанском городке Борха, расположенном около Сарагосы, с населением 5000 человек есть храм Милосердия, главной достопримечательностью которого была фреска «Ecce Homo» («Се человек»). Ее написал известный до сего времени лишь специалистам художник Элиас Гарсиа Мартинес. Родился он в 1858 году в муниципалитете Рекена, там же начал заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. В Сарагосе художник женился, преподавал в Школе искусств портретную живопись. Умер в 1934 году. Его творчество оценено критиками не очень высоко.

Фреска находилась в плачевном состоянии – часть лика Христа стерлась, местами из-за влажности осыпалась краска. Прихожан сильно огорчало такое состояние картины.


В 2010 году 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес решила самостоятельно ее отреставрировать. По ее словам реставрацию разрешил настоятель. По словам же представителей церкви никто ничего не знал о художественной деятельности прихожанки. В это сложно поверить, учитывая, что «реставрация» продолжалась в течение двух лет и прервалась летом 2012 года, когда в церковь приехали специалисты, специально нанятые для восстановления фрески внучкой автора Тересой Мартинес за свой счет.


В прессе началась шумиха. Одни требуют по-настоящему отреставрировать картину, другие сравнивают Сесилию с Гойей, Мунком и Модильяни, считая, что нужно сохранить работу, как интереснейший образец примитивизма, третьи издеваются над результатом, называя его «Ecce Mono» («Се обезьянка»).

Моё мнение таково.

Во-первых, удивляет позиция церкви в этом вопросе – то они не замечают проводящуюся в течение двух лет реставрацию, то вдруг начинают брать деньги с туристов, чтобы вернуть фреску в исходное состояние. Конечно, множеству людей для самоутверждения просто необходимо заниматься общественно-полезной деятельностью. Сесилия Хименес прожила тяжелую жизнь, а это сильно приближает человека к религии. Она умеет рисовать, и пастор вполне мог бы разрешить ей работать над росписью храма. Но нельзя же поручать неспециалисту такую серьезную работу над памятником культуры, а потом еще и трусливо прятаться, не желая прямо сказать: «да, Сесилия действовала из лучших побуждений, и виноваты в сложившейся ситуации только мы».

И во-вторых, после шумихи в прессе многие узнали о существовании такого художника, как Элиас Гарсия Мартинес, которого, по-моему, абсолютно напрасно сочли посредственным. То, что можно разглядеть на оригинале полуразрушенной фрески, впечатляет и берет за душу. Сколько же еще открытий предстоит сделать совершенно случайно?

Испанская пенсионерка попыталась самостоятельно отреставрировать фреску XIX века - одну из главных достопримечательностей местной церкви. Результат оказался плачевным.
Фреска работы Элиаса Гарсии Мартинеса, изображающая Иисуса Христа, была украшением церкви близ Сарагосы более ста лет.
ИскусствоС годами она получила некоторые повреждения: часть фрагментов стерлась из-за высокой влажности в помещении, местами краска осыпалась.
Тогда 80-летняя старушка принесла в церковь краски и дорисовала недостающие детали.
По свидетельству корреспондента Би-би-си Кристиана Фрейзера, вместо Спасителя на фреске получилось что-то похожее на волосатую обезьяну в бесформенной тунике. Тонкая работа Мартинеса оказалась скрытой грубо наложенной краской.
Прихожанка скоро поняла, что испортила старинную работу, и связалась с местным советом, который надеется восстановить фреску.
Изображение «отреставрированной» фрески облетело весь мир и привлекло внимание тысяч интернет-пользователей.
– Я очень рада, что моя церковь и мой город стали известны всему миру, благодаря мне, хотя это не было моим намерением, когда я начала реставрировать фреску, – объясняет Хименес.
В результате огромного внимания и массовой критики Хименес остро переживала случившееся.
– Она каждое лето проводит в храме, объясняет Хосе Мария Азнар, отвечающий за содержание церкви. – Все эти годы Сесилия помогала нам реставрировать церковь без всяких проблем. Сначала она боялась трогать фреску, увидев что она сильно испорчена, но однажды утром она взяла кисти и, не обсуждая, это ни с кем стала ее «реставрировать».
Хотя у госпожи Хименес есть недоброжелатели, много людей поддерживают ее. Сотни поклонников направили ей одобрительные письма.
– Я хочу поблагодарить вас за поддержку, которую получаю со всего света, говорит Хименес. – Благодаря ей, я чувствую себя сейчас гораздо лучше.
– Она рассказала моей жене, что она сделала, она сказала: «Я ретушировала фреску, и она теперь выглядит ужасно, я должна уехать из города, я оставлю пока ее так, но когда я вернусь, я ее исправлю», объясняет Азнар. – Но, несмотря на ее добрую волю, я как ответственный за храм должен был сообщить мэрии Борха.
После этого, местные власти пришли в церковь, чтобы проанализировать случившееся. Позже они опубликовали в блоге свои выводы. Они были размещены на Facebook, а Борха и его жителей получили всемирную известность.
Испанские искусствоведы собираются провести в церкви встречу для обсуждения плана реставрации.
Хуан Мария Оэда, член городского совета по вопросам культуры, который занимается этим делом, заявил, что виновница готова встретиться с экспертами и сообщить им, какими материалами она воспользовалась.
"Думаю, она [пенсионерка] действовала из лучших побуждений. Если нам не удастся восстановить фреску, мы повесим на стену церкви фото произведения", - сказал Оэда.
Художественная ценность фрески не очень велика, однако местные жители ее ценили.
По словам корреспондента Би-би-си, как назло, местный реставрационный центр только что получил от внучки художника пожертвование, которое предназначалось для восстановления фрески.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры