Дэмиен Херст - один из самых богатых художников при жизни. Все, что нужно знать о дэмиене херсте Карьерная лестница художника

Главная / Измена жены

Дэ́мьен Стивен Херст (англ. Damien Hirst; 7 июня 1965, Бристоль, Великобритания) - английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Дэмиен Херст родился в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец был механиком и продавцом машин, он оставил семью когда Дэмиену было 12 лет. Его мама, Мэри, была художником-любителем. Она быстро потеряла контроль над сыном, которого дважды арестовывали за кражи в магазинах.

Сначала Дэмиен учился в художественной школе в Лидсе, затем, после двух лет работы на строительных площадках Лондона, попытался поступить в Центральный Колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина и в какой-то колледж в Уэльсе. В итоге, он был принят в Колледж Голдсмит (1986-1989). В 1980-х годах Колледж Голдсмит считался новаторским: в отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа Голдсмит привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками. За последние 30 лет подобная модель образования получила широкое распространение во всем мире.

Как студент школы, Херст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там.

В июле 1988 года Херст курировал получившую известность выставку Freeze (англ.) в пустом здании администрации лондонского порта в лондонских доках; на выставке были представлены работы 17 студентов школы и его собственное творение - композиция из картонных коробок, раскрашенных малярными латексными красками. Сама выставка Freeze тоже была плодом творчества Херста. Он сам отбирал работы, заказывал каталог и планировал церемонию открытия.

Freeze стала стартовой точкой для нескольких художников объединения YBA; кроме того на Херста обратил внимание известный коллекционер и покровитель искусств Чарльз Саатчи. В 1989 году Херст закончил Goldsmiths College.

В 1990 году вместе с другом Карлом Фридманом он организовал ещё одну выставку, Gamble, в ангаре, в пустом здании завода Bermondsey. Эту выставку посетил Саатчи: Фридман вспоминает как он стоял с открытым ртом перед инсталляцией Херста под названием Тысяча лет - наглядной демонстрации жизни и смерти. Саатчи приобрел это творение и предложил Херсту деньги на создание будущих работ.

Таким образом, на деньги Саатчи, в 1991 году была создана «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», представляющая собой аквариум с тигровой акулой, длина которой достигала 4,3 метра. Работа обошлась Саатчи в 50 000 фунтов. Акула была поймана уполномоченным рыбаком в Австралии и имела цену в 6000 фунтов. В результате, Херст был номинирован на получение Премии Тернера, которая была присуждена Гринвиллу Дэйви. Сама акула была продана в декабре 2004 года коллекционеру Стиву Коэну за $12 миллионов (£6,5 миллионов).

Первое международное признание Херста пришло к художнику в 1993 году на Биеннале в Венеции. Его работа «Разделенные мать и дитя» представляла собой части коровы и теленка, помещенные в раздельные аквариумы с формальдегидом. В 1997 году увидела свет автобиография художника «I Want To Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now».


Последний по времени проекта Херста, наделавший много шума, представляет собой изображение человеческого черепа в натуральную величину; сам череп скопирован с черепа европейца в возрасте около 35 лет, умершего где-то между 1720 и 1910 годами; зубы в череп вставлены настоящие. Творение инкрустировано 8601 промышленным бриллиантом общим весом в 1100 карат; они покрывают его сплошь, как мостовая. В центре лба черепа располагается большой бледно-розовый бриллиант на 52,4 карата стандартной бриллиантовой огранки.

Скульптура называется За любовь Господа и является самой дорогой скульптурой живущего автора - £50 миллионов.

ТВОРЧЕСТВО

Смерть - центральная тема в его работах.

Наиболее известная серия художника - Natural History: мертвые животные (включая акулу, овцу и корову) в формальдегиде. Знаковая работа - «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (англ. The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living): тигровая акула в аквариуме с формальдегидом. Данная работа стала символом графической работы британского искусства 1990-х и символом Britart во всем мире.

В отличие от скульптур и инсталляций, практически не отходящих в сторону от темы смерти, живопись Дэмьена Хёрста на первый взгляд выглядит весёлой, нарядной и жизнеутверждающей. Основными живописными сериями художника являются:

«Пятна» - Spot paintings (1988 - до сегодняшнего дня) - геометрическая абстракция из цветных кружков, как правило одинакового размера, не повторяющихся по цвету и упорядоченных в решётку. На некоторых работах эти правила не соблюдаются. В качестве имён для большинства работ этой серии взяты научные названия различных отравляющих, наркотических или возбуждающих веществ: «Aprotinin», «Butyrophenone», «Ceftriaxone», «Diamorphine», «Ergocalciferol», «Minoxidil», «Oxalacetic Acid», «Vitamin C», «Zomepirac» и тому подобные.


«Вращения» - Spin paintings (1992 - до сегодняшнего дня) - живопись в жанре абстрактного экспрессионизма. При производстве этой серии художник или его ассистенты льют или капают краску на вращающийся холст.


«Бабочки» - Butterfly Colour Paintings (1994-2008) - абстрактный ассамбляж. Картины создаются при помощи наклеивания мёртвых бабочек на свежевыкрашенный холст (клей не используется, бабочки липнут к незатвердевшей краске сами). Холст при этом равномерно закрашен одним цветом, а используемые бабочки имеют сложную, яркую окраску.


«Калейдоскопы» - Kaleidoscope Paintings (2001-2008) - здесь при помощи прилепленных близко-близко друг к другу бабочек художник создаёт симметричные узоры, похожие на узоры калейдоскопа.

It’s Great to Be Alive, 2002

Несмотря на то, что живописью с бабочками Дэмьена Хёрста музеи иногда украшают свои детские уголки, бабочки в творчестве художника вполне определённо играют роль символов смерти.

Бабочки - одни из центральных объектов для выражения творчества Херста, он использует их во всех возможных формах: изображение на картинах, фотографии, инсталляции. Так он использовал для одной из своих инсталляций «Влюбиться и разлюбить» (In and Out of Love), проходящей в Tate Modern с апреля по сентябрь 2012 года в Лондоне, 9000 тысяч живых бабочек, которые постепенно погибли в ходе проведения данного мероприятия. После данного инцидента представители благотворительного фонда защиты животных RSPCA подвергли художника жесткой критике.

В сентябре 2008 года Херст продал полное собрание Beautiful Inside My Head Forever на аукционе Sotheby’s за £111 миллионов ($198 миллионов), тем самым побив рекорд для аукциона с одним художником.

По оценкам Sunday Times, Херст является самым богатым живущим художником в мире - на 2010 год его состояние оценивалось в £215 миллионов. В начале своего карьерного пути Дэмьен тесно сотрудничал с известным коллекционером Чарльзом Саатчи, но нарастающие разногласия привели к разрыву в 2003 году.

В 2011 году Хёрст оформил обложку альбома музыкальной группы Red Hot Chili Peppers «I’m with you».

В 2007 году работа «За любовь Господа» (платиновый череп, инкрустированный бриллиантами) была продана через галерею «White Cube» группе инвесторов за рекордную для ныне здравствующих художников сумму в $ 100 млн. Правда есть сведения о том, что среди так называемой «группы инвесторов» более 70 % активов принадлежит самому Херсту и его компаньонам. Так что была продана эта работа не более чем на треть.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Томкинс К. «Жизнеописания художников». - М.: V-A-C press, 2013

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Бытует мнение, что художник может быть либо запредельно богатым, либо крайне бедным. Это можно применить к человеку, о котором будет рассказано в этой статье. Его имя - и он является одним из самых богатых живых художников.

Если же верить Sunday Times, то по их оценкам этот художник являлся самым богатым в мире на 2010 год, а его состояние оценивалось в 215 миллионов фунтов стерлингов.

Творчество Дэмиена Херста

В современном искусстве этот человек занимает роль "лица смерти". Отчасти это из-за того, что он использует материалы, которые не привыкли использовать для создания произведений искусства. Среди них стоит отметить картины из мертвых насекомых, части умерших животных в формальдегиде, череп с настоящими зубами и т. д.

Его работы вызывают у людей одновременно шок, отвращение и восторг. За это коллекционеры со всего мира готовы отдать огромнейшие деньги.

Родился художник в 1965 году в городе под названием Бристоль. Его отец был механиком и ушел из семьи, когда его сын пребывал в 12-летнем возрасте. Мать Дэмиана работала в консультационном бюро и была художником-любителем.

Будущее "лицо смерти" в современном искусстве вел асоциальный образ жизни. Его дважды арестовывали за воровство в магазинах. Но несмотря на это, юный творец учился в школе искусств в Лидсе, а после поступил в Лондонский колледж под названием Goldsmith College.

Это заведение было в какой-то степени новаторским. Отличие от других было в том, что остальные школы просто принимали студентов, которым не хватило навыка для того, чтоб поступить в настоящий колледж, а Голдсмитский колледж собрал в себе множество талантливых учеников и преподавателей. У них была своя собственная программа, для которой не нужно было уметь рисовать. В последнее время эта форма обучения только набрала популярность.

В студенческие годы он любил посещать морг и делать там зарисовки. Это место и положило начало для его будущих тем произведений.

С 1990 по 2000 у Дэмиена Херста были проблемы с наркотиками и алкоголем. За это время он успел совершить много различных выходок находясь в нетрезвом состоянии.

Карьерная лестница художника

Заинтересовал публику Херст впервые на выставке под названием "Freeze", которая прошла в 1988 году. На этой выставке, на работы данного художника обратил внимание Чарльз Саатчи. Этот человек являлся знаменитым магнатом, но, кроме того, он был заядлым любителем искусства и коллекционировал его. Коллекционер приобрёл две работы Херста в течение года. После этого Саатчи часто приобретал произведения искусства у Дэмиена. Можно насчитать около 50 работ, которые были куплены этим человеком.

Уже в 1991 году вышеупомянутый художник решил провести и свою собственную выставку, которая называлась In and Out of Love. На этом он не остановился и провел еще несколько выставок, одна из которых была проведена в

В этом же году была произведена самая знаменитая его работа, называлась она "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". Созданна она была на средства Саатчи. Работа, которую выполнил Дэмиен Херст, фото её находится немного ниже, представляла собой контейнер с крупной которая погружена в формальдегид.

На фото может показаться, что акула довольно небольшой длины, но на самом деле она составляла 4.3 метра.

Скандалы

В 1994 году, на выставке, которую курировал Демиен Херст, произошел скандал с художником под именем Марк Бриджер. Случился данный инцидент из-за одной из работ, называющейся "Отбилась от стада", представляющей собой овцу, погруженную в формальдегид.

Марк пришел на выставку, где был показ данного произведения искусства и одним движением вылил банку чернил в контейнер и провозгласил новое название этой работы - "Паршивая овца". Дэмиен Херст подал на него в суд за акт вандализма. На суде Марк пытался объяснить присяжным, что он просто хотел дополнить работу Херста, но суд его не понял и признал виновным. Штраф он выплатить не смог, т. к. на то время находился в бедном состоянии, поэтому ему дали лишь 2 года условного срока. Спустя некоторое время он создал собственную "Паршивую овцу".

Заслуги Дэмиена

В 1995 году случилась знаменательная дата в жизни художника - он был номинирован на премию Тернера. Работа под названием "разделённые мать и дитя" послужила тому, что лауреатом этой премии стал Дэмиен Херст. Художник совместил в этой работе 2 контейнера. В одном из них была корова в формальдегиде, а во втором телёнок.

Последняя "громкая" работа

Самой последней работой, которая навела шуму, является на который достаточно много денег затратил Дэмиен Херст. Работы, фото которой уже показывает всю её дороговизну, у Дэмиена Херста еще не было.

Название этой инсталляции - "Ради любви к богу". Она представляет собой человеческий череп, который покрыт бриллиантами. На это творение израсходовалось 8601 бриллиантов. Общий размер камней - 1100 карат. Эта скульптура является самой дорогой из всех существующих у художника. Её цена составляет 50 миллионов фунтов стерлингов. После этого он отлил новый череп. На этот раз это был череп младенца, который получил название "Ради Бога". В качестве материала была использована платина и бриллианты.

В 2009 году, после того как Дэмиан Херст провел свою выставку "Реквием", которая вызвала бурную волну недовольств от критиков, он объявил, что завязал с инсталляциями и впредь будет заниматься опять обычной живописью.

Взгляды на жизнь

Исходя из интервью, художник называет себя панком. Он говорит, что боится смерти, ведь настоящая смерть поистине ужасна. С его слов, хорошо продается не смерть, а лишь страх смерти. Взгляды на религию у него скептические.

В галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста, одного из наиболее дорогих и известных современных художников. Херста в Россию привозят не в первый раз: до этого были ретроспектива в Русском музее, небольшая экспозиция в галерее «Триумф», а также коллекция самого художника в МАММ. На этот раз посетителям представят наиболее значимые работы 2008 года, проданные самим художником на персональном аукционе Sotheby"s в том же году. Buro 24/7 рассказывает, почему бабочки, разноцветные круги и таблетки так важны для понимания творчества Херста.

Как Херст стал художником

Дэмиена Херста можно в полной мере считать олицетворением Young British Artists — поколения уже не молодых, но весьма успешных художников, чей пик расцвета пришелся на 90-е годы. Среди них — Трейси Эмин с неоновыми надписями, Джейк и Динос Чепмены с любовью к маленьким фигуркам и десяток других мастеров.

YBA объединяет не только учеба в престижном колледже Голдсмитс, но и первая совместная выставка Freeze, которая прошла в 1988 году в пустом здании администрации в лондонских доках. Куратором выступил сам Херст — он отбирал работы, заказывал каталог и планировал открытие выставки. Freeze привлекла внимание Чарльза Саатчи — рекламного магната, коллекционера и будущего покровителя Young British Artists. Двумя годами позже Саатчи приобрел первую в своей коллекции инсталляцию Херста — работу «Тысяча лет», а также предложил ему спонсирование его будущих творений.

Дэмиен Херст, 1996. Фото: Catherine McGann/Getty Images

Тема смерти, ставшая впоследствии центральной в творчестве Херста, проскальзывает уже в «Тысяче лет». Сутью инсталляции был постоянный круговорот: из яиц личинок появлялись мухи, которые ползли к гниющей коровьей голове и погибали на проводах электронной мухобойки. Год спустя Саатчи одолжил Херсту деньги на создание другого произведения о круговороте жизни — знаменитого чучела акулы, помещенного в формальдегид.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В 1991 году Чарльз Саатчи купил для Херста австралийскую акулу за шесть тысяч фунтов стерлингов. Сегодня акула символизирует собой мыльный пузырь современного искусства. Для газетчиков она превратилась в расхожий штапм (пример — статья Sun под заголовком «£ 50 000 за рыбу без чипсов»), а также стала одной из главных тем книги экономиста Дона Томпсона «Как продать чучело акулы за 12 миллионов: скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах».

Несмотря на шум, в 2006 году работу купил за восемь миллионов долларов глава хедж-фонда Стив Коэн. Среди заинтересованных покупателей был и Николас Серота, директор галереи Tate Modern, крупнейшего музея совриска наряду с нью-йоркским МоМА и парижским Центром Помпиду. Внимание к инсталляции привлек не только список из ключевых для современного искусства имен, но и время ее существования — 15 лет. За эти годы тело акулы успело протухнуть, и Херсту пришлось ее заменить и натянуть на пластиковый каркас. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» стала первой работой в серии «Естественная история» — впоследствии Херст также поместил в формальдегид овцу и расчлененные туши коров.

The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living, 1991

Black Sheep, 2007

Love"s Paradox (Surrender or Autonomy, Separateness as a Precondition for Connection.), 2007

The Tranquility of Solitude (for George Dyer), 2006

Вращения и калейдоскопы

Работы Херста можно разделить на несколько жанров. Помимо упомянутых аквариумов с формальдегидом выделяют «вращения» и «пятна» — последние выполняют помощники художника в его студии. Тему жизни и смерти продолжают бабочки. Здесь и калейдоскоп наподобие витража в готическом соборе, и грандиозная инсталляция «Влюбиться или разлюбить» — комнаты, полностью заполненные этими насекомыми. Ради создания последней Херст принес в жертву около девяти тысяч бабочек: в галерею Тейт, где проходила ретроспектива, ежедневно привозили 400 новых насекомых на замену погибшим.

Ретроспектива стала самой посещаемой в истории музея: за пять месяцев ее увидело почти полмиллиона зрителей. Рядом с темой жизни и смерти логично существует и «аптека» — при взгляде на точечные картины художника возникают ассоциации именно с медикаментами. В 1997 году Дэмиен Херст открыл ресторан «Аптека». В 2003 году он закрылся, а продажа предметов декора и интерьера на аукционе принесла поразительные 11,1 миллиона долларов. Тему медицинских препаратов Херст развивал и в более наглядном ключе — отдельная серия художника посвящена шкафчикам с разложенными вручную таблетками. Самой материально успешной работой стала «Весенняя колыбельная» — стеллаж с таблетками принес художнику 19 миллионов долларов.

Дэмиен Херст, Без Названия, 1992; In Search of Nirvana, 2007 (фрагмент инсталляции)

«Ради любви к Богу»

Еще одно известное произведение Херста (и тоже во всех смыслах дорогое) — череп, усыпанный восемью с лишним тысячами бриллиантов. Свое название работа получила из Первого послания Иоанна — «Ибо это и есть любовь к Богу». Это снова отсылает нас к теме бренности жизни, неизбежности смерти и рассуждений о сути бытия. Во лбу черепа располагается бриллиант стоимостью в четыре миллиона фунтов стерлингов. Само изготовление обошлось Херсту в 12 миллионов, а цена за произведение составила в итоге около 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов). Череп был показан в Амстердамском государственном музее, а затем продан группе инвесторов через галерею White Cube Джея Джоплинга, еще одного крупного дилера, сотрудничавшего с Херстом.

Дэмиен Херст, «Ибо это и есть любовь к Богу», 2007

Рекорды, подделки и феномен славы

Хотя Херст и не устанавливает абсолютных рекордов, среди ныне живущих художников он считается одним из наиболее дорогих. Рост цен на его работы достиг пика в конце нулевых — с продажей акулы, черепа и других произведений. Отдельным эпизодом можно назвать и аукцион Sotheby"s в разгар экономического кризиса 2008 года: он принес ему 111 миллионов фунтов, что в 10 раз больше предыдущего рекорда — аналогичного аукциона Пикассо в 1993-м. Самым дорогим лотом стал «Золотой телец» — туша быка в формалине, проданная за 10,3 миллиона фунтов.

История становления Херста — пример идеального сценария для любого современного художника, в которой грамотный маркетинг сыграл едва ли не ключевую роль. Даже нелепые истории вроде уборщика галереи Eyestorm, сложившего инсталляцию художника в мусорный пакет, или пастора из Флориды, осужденного за попытку продать подделки Херста в 2014-м, выглядят невразумительно на фоне громких выходок самого художника. Спад интереса к Херсту стал наиболее очевидным в последние пять лет после очередной выставки в White Cube — напор критиков стал более ощутим, изобретательность Херста уже не поражала пресыщенную публику, а аукционные рекорды перешли к другим игрокам — Рихтеру, Кунсу и Капуру. Так или иначе, ореол славы Херста продолжает распространяться на его старые работы, которые сегодня можно посмотреть в галерее Татинцяна. Впереди у Херста и новые проекты — в преддверии Венецианской биеннале художник открывает большую выставку в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Согласно пресс-релизу, они являются «плодом десятилетия работы» — вполне вероятно все снова заговорят о Дэмиене Херсте.

"Прекрасное в моей голове навсегда", оценивавшаяся в 65 миллионов фунтов стерлингов, продана на торгах в лондонском аукционном доме "Сотбис" почти вдвое дороже - за беспрецедентные 111 миллионов 577 тысяч фунтов стерлингов, сообщил РИА Новости представитель аукциона.

Один из ведущих деятелей британского современного искусства Дэмиен Херст родился 7 июня 1965 года в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец оставил семью, когда Дэмьену было двенадцать лет, он был механиком и продавцом машин, мать работала в консультационном бюро.

Несмотря на явно асоциальный образ жизни (его дважды арестовывали за кражи в магазинах), Херст посещал художественный колледж в Лидсе, а позднее изучал искусство в университете в Лондоне.

Впервые о Дэмиене Херсте заговорили в 1988 году, как о молодом импресарио экспозиции под названием Freeze.

Его первая персональная выставка прошла в 1991 году в Лондоне, а вскоре состоялись еще две выставки - в Институте Современного Искусства и в Emmanuel Perrotin Gallery в Париже. В это же время Херст встретил арт-дилера Джея Джоплинга, который представляет его интересы и ныне.

Дэмиен Херст один самых дорогих и эпатажных из ныне живущих художников. Его работы - вызов обществу, шок, восторг и отвращение, за которые коллекционеры выкладывают миллионы долларов. Центральная тема в работах Херста - смерть. Широкую известность получили его картины, "нарисованные" плотным слоем мух, бабочками и другими представителями фауны. Наиболее известная серия художника Natural History: мертвые животные в формалине. Знаковая работа Херста "Физическая невозможность смерти в сознании живущего": тигровая акула в аквариуме с формальдегидом.

В 1992 году прошла первая выставка объединения "Молодых Британских Художников", на которой Херст представил акулу, плавающую в формальдегиде в аквариуме (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living). За акулу Херст был номинирован на получение премии Тернера.

В 1993 году на Веницианском биеннале Херст представил свою работу "Разделенные мать и дитя" (куски коровы и теленка в формальдегиде), ставшей впоследствии одним из наиболее дорогих произведений искусства и принесшей автору Тернеровскую премию 1995 года. В настоящее время эта работа экспонируются в Музее современного искусства в Осло (авторская копия, стоимость которой составляет более 20 млн. долларов, экспонируется в Галерее Тейта).

13 апреля 2006 года в Москве в Галерее Гари Татинцяна на выставке шахмат, созданных самыми знаменитыми художниками XXI века, Дэмиену Херсту принадлежали самые необычные шахматы (на доске вместо традиционных фигур была выставлена батарея медицинских бутылочек, отлитых из высокопробного серебра и прочного стекла). Это была одна из самых дорогих работ на выставке (500 тыс.долларов).

На протяжении десяти лет, начиная с начала девяностых, у художника, по его собственному признанию, были серьезные проблемы с наркотиками и алкоголем. В этот период он прославился своим необузданным поведением и выходками. В настоящее время Херст проводит большую часть времени в своем уединенном фермерском доме на севере Англии.

Начиная с конца 90‑х, Дэмиен Херст - главный рекордсмен в мире искусства.

В 2000 году, его выставку в Нью‑Йорке за 12 недель посетило более 100 000 человек, а все работы, представленные на ней, были проданы.

В декабре 2004 года акула в формальдегиде была продана американскому коллекционеру Стиву Коэну за 12 миллионов долларов.

В марте 2007 года, его выставка Superstition была продана за сумму более 25 миллионов долларов. Чуть позже, художник поставил и еще один рекорд. Его работа "Весна Лаллаби" (шкаф из нержавеющей стали размером примерно 2x3 метра, со вставками из стекла) был продан за $19,2 млн, став самым дорогим произведением ныне живущего художника, проданным с торгов.

Абсолютным чемпионом по ценам Дэмиен Херст стал когда его очередная скульптура "Во имя любви к Богу" (череп, усыпанный бриллиантами, общим количеством 8 601) был продан за 123 миллиона долларов.

Херст ‑ владелец ресторана под названием "Аптека", который он открыл в конце 90‑х годов в лондонском районе Ноттинг Хилл. В витрине заведения выставлены декоративные таблетки лекарств, ампулы, шприцы и прочие фармацевтические причиндалы, а над входом красуется зеленый крест (принятый во всем мире опознавательный знак Аптеки), что вызвало протест Королевского объединения аптекарей.

Дэмиен Херст женат на калифорнийке Майе Норман, имеет двоих сыновей - Коннора (1995 г.р.) и Кассиуса (2000 г.р.).

February 14th, 2009

300 тысяч фунтов стерлингов - именно за столько на аукционе "Сотбис" продали картину Дэмиена Хёрста "Темные дни".

Художник подарил ее в прошлом году Фонду Виктора Пинчука. Хёрст - один из самых дорогих современных британских художников. Для создания картины "Тёмные дни" - он использовал лак, бабочек и искусственные бриллианты.

Все полученные деньги за картину Фонд Виктора Пинчука отправит на реализацию программы помощи новорожденным "Колыбель надежды.

Напомню, что Демиен Хёрст известен своими шокирующими творениями, которые продаются за миллионы долларов.

В своем интервью журналу "Корреспондент" украинский миллиардер и меценат Виктор Пинчук высказал свое мнение по поводу успехов Демиена Хёрста:

Наверное, слышали о рекордных продажах Демиэна Херста на аукционе Sotheby’s.Не думаете, что это какая-то черта, после которой коровьи головы в формалине будут стоить дороже, чем Рембрандт? То есть эпатаж дороже таланта, классики?

— Действительно ровно неделю назад он превысил планку в $ 200 млн. С одной стороны, это феномен, и такое ощущение, что все хотят иметь кусочек Херста. Это даже вышло за рамки современного искусства в каком-то предыдущем понимании. Это какой-то новый феномен, общественный, не только в искусстве. Мне сложно давать ему точные оценки, но я считаю, что давно - уже несколько десятилетий - людям на планете куда интереснее современные художники, чем Рембрандт. На Рембрандта можно пойти посмотреть в музей. Я в детстве ходил в Эрмитаж - смотрел на картину Возвращение блудного сына. Меня мама там оставила - побежала на работу, пришла — я там ходил. А вот современное искусство - оно вокруг нас. Если его повесить в офисе, я считаю, люди будут лучше работать. А повесишь Рембрандта - нет. Это эстетика и энергетика, актуальная сотни лет назад. На нее интересно посмотреть, но это в прошлом. А современное искусство дает энергетику сегодняшнего дня. И они могут и дороже стоить, и ничего в этом страшного нет.

— Не думаете, что здесь очень высок удельный вес бренда? Если, например, аппликацию с какими-то мухами, наклеенными на картон, сделаю я, все скажут, что я сошел с ума.

— Если бы ты их сделал первый, то вся слава досталась бы тебе. Казалось бы: что проще — нарисовать черный квадрат на белом фоне? Но до Малевича никто этого не сделал. А "премию" дают тому, кто что-то сделал первым. Он создал свою эстетику. А второму чего платить?

И теперь Херст может расслабиться и лепить что попало, — все равно бренд?

— Нет, сила бренда, конечно, существует, но расслабляться ему уже не интересно. Надо долго было не расслабляться, чтобы создать сильный бренд. Он не расслаблялся лет 20, чтобы дойти до нынешнего уровня. Но бесспорно сила бренда существует. Он на днях давал интервью и признался, что уже только его роспись стоит несколько сотен долларов. Поэтому, когда я иду в ресторан и подписываю чек, скажем, на двести долларов, а подпись стоит триста, то мне еще сто долларов должны вернуть.

После того как Херст наловчился продавать российским олигархам свои коллажи из засушенных чешуекрылых за миллионы долларов, американский арт-дилер Мэтью Баун изрек фразу, ставшую крылатой: «Когда-то мы предлагали дикарям красивые бусы в обмен на золото, теперь вымениваем не менее красивых мертвых бабочек Херста на нефтерубли».

Перспективный пиарщик

В юности Дэмиен Херст устроился на работу в морг: по собственному признанию, парню не хватало острых ощущений и, конечно, денег. Наверное, имея дело с трупами, будущий художник сформулировал свой собственный тренд, которым успешно торгует уже более десяти лет: «Смерть — это актуально!».

Впервые о Херсте заговорили в 1988 году, когда он, будучи на втором курсе Голдсмитского колледжа искусств, выступил куратором выставки однокурсников, назвав ее Frieze. Херст подошел к подготовке мероприятия с ответственностью опытного пиарщика: составил пресс-релиз, разослал его во все влиятельные издания всем сколько-нибудь заметным арт-критикам. Потом позвонил каждому и пообещал сенсацию. Выставка проходила в помещении давно пустующего портового склада, который Херст выпросил у администрации порта бесплатно. И молодым художникам улыбнулась удача: выставку посетили владелец Saatchi Gallery Чарльз Саатчи и арт-дилер, нынешний директор Tate Gallery Николас Серота. Они разглядели в юных талантах потенциал, а Саатчи даже сделал покупку (фотографию пулевого ранения в голову) и предложил свои услуги по продвижению бренда Young British Artists. С этого и началось восхождение молодых британских художников в топ самых продающихся. Скандальные инсталляции сделали Херста героем передовиц. Сначала была «Тысяча лет» — бычья голова в стеклянном контейнере с мухами. Некоторые насекомые попадали в специальную ловушку, расположенную внутри контейнера, и погибали, другие тут же плодились. Все это символизировало биологический цикл, жизненно правдивый и не на всех своих этапах симпатичный. Саатчи купил работу не задумываясь и выразил готовность профинансировать следующий проект. Впредь арт-дилер действовал по накатанной схеме: приобретал произведение, оглашая его стоимость — информацию, правдивость которой на самом деле никто не мог проверить. Таким образом Саатчи как бы фиксировал стартовую цену, а через некоторое время перепродавал свое приобретение в несколько раз дороже: «Купить работу недорого, а потом продать за миллионы непросто, но мне это удается», — признается Чарльз.

Формальдегидный прорыв

1991 год стал поворотным не только для Херста, но и для состояния дел на всем мировом рынке современного искусства. Дэмиен представил работу, ставшую теперь культовой, — «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»: мертвую акулу, погруженную в аквариум с формальдегидом. Саатчи был в восторге и тут же приобрел шедевр, как сам уверял, «примерно за сто тысяч долларов» (затраты на его изготовление составили около $20 тыс.). А в 2004 году продал ее нью-йоркскому коллекционеру Стивену Коэну за GBP6,5 млн. Правда, с акулой вышла незадача: через пару лет она начала гнить. Злопыхатели упивались тем, что Херст впаривает безмозглым богачам тухлые рыбные консервы. «Ерунда! Я не исключаю, что «порча» акулы — запланированный ход самого Херста. Во всяком случае, это полностью вписывается в его творческую концепцию», — говорит Виктор Федчишин, совладелец киевского Аукционного дома «Корнерс». Так или иначе акулу пришлось заменить, причем этот факт никак не умалил стоимость работ Херста. «Цены на художника ничего не говорят о художественной значимости его работ. Избирается в каждом поколении пять-шесть художников по разным критериям — редкость, странность работ. Это не обязательно хорошие художники. Они выбираются дилерами на конъюнктурной основе. Чисто капиталистические манипуляции. Как к этому относиться? Как к жизни при капитализме вообще. Есть плюсы, есть минусы», — прокомментировал процесс ценообразования на арт-рынке гуру современного искусства Илья Кабаков в интервью порталу OpenSpace.

Имя Дэмиену Херсту сделали не только «рыбные консервы». Он создавал пользующиеся большим успехом полотна из мертвых мух, крыльев бабочек (butterfly paintings), картины-вращения (spin paintings), картины с цветными кругами (spot painting). Последних, по собственному признанию, Херст создал более тысячи. Нет, конечно, не сам. Полотна делали ассистенты, Херст только подписывал. «Миучча Прада не делает одежду Prada своими собственными руками и никто не упрекает ее в этом!» — оправдывается мастер.

Свой первый миллион Херст якобы заработал в 2000 году, продав огромную бронзовую скульптуру «Гимн» — многократно увеличенную точную копию анатомической модели из детского набора «Юный ученый». Счастливым обладателем стал Чарльз Саатчи. К тому времени Херст уже получил престижнейшую премию Turner Prize, учрежденную в 1984 году группой британских меценатов.

Исследовательская компания ArtTactic подсчитала, что с 2004 года средняя цена на работы Херста выросла на 217%. В 2007-м он стал самым высокооплачиваемым из ныне здравствующих художников, общая сумма от продаж его произведений на торгах с 2000 по 2008 год составляет около $350 млн. Так, в 2002-м работа «Сонная весна», представлявшая собой витрину из 6136 таблеток, была продана эмиру Катара за $19,2 млн. Хотя аналогичная «Сонная зима» тогда же ушла всего за $7,4 млн. Одной из самых выдающихся своих работ Херст называет «Во имя любви Господней» (Torthe Love of God) — платиновый череп, инкрустированный бриллиантами. Долгое время ходили слухи, что череп продан за $100 млн анонимному покупателю. Предполагалось, что им стал Джордж Майкл, который не подтверждал и не опровергал эту информацию. Но во время своего недавнего приезда в Москву Херст пролил свет: «Я продал две трети одной инвестиционной группе, остальное оставил себе. Если в течение 8 лет они не смогут продать его в частном порядке, Diamond Skull будет выставлен на торги». Иными словами, деньги за эту работу проплачены не были, а история «про сто миллионов» — очередная PR-акция.

11 сентября мировые информагентства начали бить тревогу — акции Sotheby’s просели: «Теперь они стоят на 60% меньше, чем во время пика в октябре 2007 года!» Скептики довольно потирали руки. «Это очень просто — Дэмиена Херста ожидает полный провал», — охотно комментировал Ашер Эдельман, в недавнем прошлом корпоративный рейдер, а нынче известный нью-йоркский арт-дилер и владелец Edelman Arts Gallery. «Я буду удивлен, если на аукционе продадут менее 85% лотов», — возражал ему владелец Levin Art Group Тодд Левин. Спустя несколько часов после аукциона Artprice Press Agency писало: «Ни мировой финансовый кризис, ни национальные банки на грани краха (в тот день Lehman Brothers объявил о банкротстве), ни рухнувшая Уолл-стрит, казалось, ничто не тревожит участвовавших в торгах дилеров и коллекционеров, все они думали только о том, как купить побольше Херста!»

Первый аукцион принес свыше GBP70,5 млн (около $127 млн), что в полтора раза превысило эстимейт (GBP43-62 млн). Из 56 лотов своих хозяев нашли 54. Гвоздем аукциона стал «Золотой телец» — чучело быка в формальдегиде с золотым диском над головой. По заверению самого автора, это одна из ключевых работ всего его творчества. Франсуа Пино, глава Аукционного дома Christie’s, заплатил за нее $18,7 млн. «Телец» стал одной из самых дорогих работ Херста, побив рекорд «Физической невозможности смерти в сознании живущего». Еще одним топ-лотом этих торгов стала очередная акула в формальдегиде под названием «Королевство» ($17,3 млн). «На Уолл-стрит черный понедельник, а на Нью-Бонд-стрит — золотой!» — кричали заголовки газет. На второй день триумф повторился. Sotheby’s выручил около GBP41 млн ($73 млн). Топ-лотом этого аукциона был «Единорог» — помещенный в формальдегид пони с приделанным рогом (ушел за GBP2,3 млн). «Формальдегидной» зебре повезло меньше — за нее выложили всего GBP1,1 млн. «Вознесшиеся» (одна из butterfly paintings) достались анонимному покупателю за GBP2,3 млн. Всего за два дня торгов было продано 218 лотов из 223 выставленных. Общая выручка Sotheby’s составила около $201 млн. Свою лепту в этот успех внес и Виктор Пинчук, купивший сразу три лота. Названия работ пока держатся в секрете, но уже весной следующего года их можно будет увидеть в PinchukArtCentre. "

1. Репортер [Электронный ресурс] / 2009 - Режим доступа: http://www.novy.tv/ru/reporter/ukraine/2009/02/12/19/35.html

2. Корреспондент. Картина маслом. Интервью с Виктором Пинчуком [Электронный ресурс] / В.Сыч, А.Мороз. - 2008 - Режим доступа:
http://interview.korrespondent.net/ibusiness/652006

3. Контракты.ua.Золотой теленок. Как продавать олигархам коллажи из мушек за миллионы долларов [Электронный ресурс] / Я.Кудь. -2008 - Режим доступа: http://kontrakty.ua/content/view/6278/39/


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры