Фараоны, прославившие египет. Самые знаменитые фараоны древнего египта Первый египетский фараон

Главная / Измена жены

Древний Египет хранит множество тайн, которые представляют интерес для огромного количества людей во всём мире. Ирригационная система, обработка камня, изобретение зеркала – все эти открытия были сделаны в древнеегипетскую эпоху. Во главе каждого из них стоял неограниченный во власти хозяин страны – фараон.

Происхождение термина «фараон»

Само слово «фараон» происходит от египетского «Пер-аа», что в переводе означает «великолепный дом». Так древние египтяне называли дворец, который являлся признаком, отличающим фараона от остальных людей.

Существует мнение, что правители не имели официального титула «фараон» и не приравнивались по положению к царям или императорам.

Жители Египта пользовались этим словом для того, чтобы исключить произнесение царского имени. В основном фараона называли повелителем обоих земель, под которыми понимали Верхний и Нижний Египет, или «принадлежащим Тростнику и Пчеле».

Имена фараонов древнего Египта

Имена фараонов древнего Египта были занесены в специальные списки. На сегодняшний день сложно судить о настоящих именах фараонов, так как в каждом из источников предлагается свой вариант произношения. Прежде всего, это объясняется существованием множества вариантов написания имени.

Египтяне верили, что фараоны на самом деле были богами, и считали первым из них бога Ра. Предшественником реально существовавших властителей древнего Египта принято считать бога Хора, сына Осириса и Исиды. На земле он преставал в образе правящих фараонов.

В полном варианте имя фараона содержало пять частей. Первая часть означала факт божественного происхождения. Во второй части было подчёркнуто происхождение фараона от богинь Верхнего и Нижнего Египта - Нехбет и Уаджет. Третье имя являлось Золотым и символизировало вечность существования правителя. Четвёртое имя обычно указывало на божественное происхождение фараона. Наконец, пятым или личным именем считалось то, которое было дано при рождении.

Положение фараона древнего Египта

Древние египтяне верили, что в образе фараона их взору предстают боги. Считалось, что все фараоны появляются в результате брака жены фараона с одним из божественных существ. Следует сказать, что фараонами могли быть не только мужчины, но и женщины. Примером этому может служить царица Хатшепсут.

В повседневной жизни фараона часто считали богом, ему посвящали оды, молились за его удачу и здоровье. Нередко и сам фараон обращался с молитвами к богам. Издревле считалось, что фараон и боги связаны особыми узами. Получая в дар от богов долголетие, здоровье и благополучие, фараон взамен должен был восхвалять их и возводить в их честь храмы.

Фараон был единственным, кто имел непосредственную связь с божественными существами. В некоторых случаях он был первым, кто начинал и заканчивал земледельческие работы. Так, например, фараон нередко сам готовился к посеву, а во время сбора урожая удостаивался чести срезать первые плоды.

Египет времён древности стал периодом, когда фараоны пользовались особым почтением. Властитель Египта признавался сыном бога Ра и был очень влиятельным.

Непременным атрибутом фараона являлась корона, состоящая из двух частей, символизирующих единство Верхнего и Нижнего Египта. Нередко фараоны носили с собой трость, верхняя часть которой была выполнена в виде головы собаки или шакала. Борода также была символом власти фараона и подчёркивала мужественный образ властителя Египта.

Самые известные фараоны древнего Египта

Время правления фараона Джосера (2635-2611 гг. до н.э.) называют золотым веком в истории древнего Египта. При нём трудами лучших учёных был изобретён солнечный календарь. В честь Джосера недалеко от города Мемфис была воздвигнута величественная пирамида. Проект пирамиды принадлежал известному зодчему Имхотепу. Пирамида была выполнена в виде семи ступеней и облицована белыми плитами. Особую роскошь ей придавали необычайно красивые дворы и храмы. Позже талантливый Имхотеп был возведён в ранг бога врачевания.

Первые пирамиды с гладкими стенами появились при фараоне Хеопсе (2551-2528 гг. до н.э.). Пирамиды, возведённые в его честь, расположились в городе Гиза. Благодаря тому, что пирамиды всё ещё продолжают поражать своим великолепием, они причислены к одному из восьми чудес света.

К строительству пирамиды было привлечено большое количество рабочих. Архитектором пирамиды, высота которой составляет 147 метров, являлся Хемиун. Для строительства понадобилось более 2 миллионов каменных плит. По словам некоторых историков того времени, возведение пирамиды растянулось на 20 лет. Такой труд был изнурительным, вследствие чего новых рабочих к месту строительства пирамид доставляли каждые три месяца.

Учитывая, что на строительство пирамиды уходило несколько лет, фараоны приказывали начать строительство пирамиды сразу после того, как становились правителями Египта.

Звания второй по величине пирамиды в Гизе удостоилась пирамида, возведённая во времена правления фараона Хефрена. Несмотря на то, что по высоте пирамида Хефрена была на несколько метров ниже пирамиды Хеопса, её значение также велико. Особо примечательным было возведение рядом с пирамидой статуи Большого Сфинкса. Неподалёку располагается третья по размерам пирамида, относящаяся к годам правления фараона Менкаура.

Времена правления Яхмоса I (1550-1525 гг. до н.э.) ознаменовались тем, что это был расцвет таких наук, как геометрия и астрономия. Яхмос I, благодаря успешным военным походам, значительно увеличил территорию Египта, который стал могущественным государством Ближнего Востока.

Наивысшее развитие древнего Египта произошло при царице Хатшепсут (1489 - 1468 до н. э.). Несмотря на то, что Хатшепсут была женщиной, времена её правления не оказались напрасными. Как и предшественники, она значительно расширила границы Египта благодаря успешно проведённым войнам, которые сама возглавляла. Царица увлекалась не только политикой, но и архитектурой. Именно по её приказу был возведён храм Джесер Джесеру в Дейр эль-Бахри.

Наиболее значимой фигурой, повлиявшей на границы территории древнего Египта, стал фараон Тутмос III Великий. Благодаря освоению искусства ведения войны, ему удалось присоединить такие государства, как Ливия, Сирия, Палестина, а также Финикия. Таким образом, во времена правления Тутмоса III Египет стал государством, в состав которого вошли земли Передней Азии. Считается, что успех египетской армии принесло использование наёмных войск, а также боевых колесниц.

В отличие от своих предшественников, фараон Эхнатон (1364-1347 гг. до н.э.) особое внимание уделил реформам в религиозной сфере. Именно при нём был введён культ личности самого фараона, а не богов. При фараоне Эхнатоне столицей Египта стал город Ахетатон, не посвящённый ни одному из божественных сил. Последним шагом фараона Эхнатона стал приказ, согласно которому следовало остановить строительство всех храмов.

Нововведения Эхнатона пришлись не по нраву населению Египта, а также его последователям. Уже после его смерти значение всех богов было восстановлено, посвящённые им храмы вновь отстраивались. Времена правления Эхнатона вспоминаются египтянами с отрицательной стороны, и нередко его не включают в списки фараонов.

Последним фараоном, который увеличил территорию древнего Египта, является Рамсес II, который запомнился как завоеватель и строитель. Именно во времена его правления Египет возвращает былое влияние. При Рамсесе II развернулось строительство многих произведений искусства, в частности, монументов. Во времена его правления было создано около 5000 изображений фараона, сохранившихся до наших дней.

Последователи Рамсеса II не смогли сохранить могущество древнего Египта. После великолепного правления фараонов династии Рамсесов начались усобицы между отдельными территориями древнего Египта, что послужило началом распада великой цивилизации. Власть фараонов постепенно ослабевала, а Египет стал территорией, завоёванной другими государствами.

Заключение

Деятельность каждого из фараонов древнего Египта оставили свой след в истории. Каждый период знаменовался своими открытиями и достижениями.

Несомненно, имена фараонов ещё долгое время будут занимать страницы истории эпохи древности.

Pharaoh (Фараон) – кумир молодежи, новое явление в современной российской рэп-культуре. Он – представитель так называемого «клауд-рэпа», который характеризуется медленными битами, плавной читкой и философскими, зачастую депрессивными текстами (хотя споры о принадлежности Фараона к cloud-rap не прекращаются по сей день).

В 19 лет Фараон, настоящее имя которого Глеб Голубин, стал лидером и идейным вдохновителем формации Dead Dynasty, лейтмотивом творчества которой стала вызывающая смесь нигилизма и хамства. Основная тематика его треков: наркотики, девушки и секс.

Детство и семья Глеба Голубина (рэпера Фараона)

Глеб Геннадьевич Голубин родился и вырос в Москве, в районе Измайлово, в семье спортивного функционера. Его отец Геннадий Голубин был генеральным директором футбольного клуба «Динамо», позже стал руководить компанией, специализирующейся на спортивном маркетинге.

Рэпер Pharaoh в детстве

Естественно, родители прочили сыну спортивную карьеру. С шести лет мальчик профессионально занимался футболом. В юном возрасте Глеб успел поиграть за «Локомотив», «ЦСКА» и «Динамо». До тринадцати лет его жизнь состояла в основном из ежедневных тренировок и учебы в школе. Но в подростковом возрасте пришло осознание, что второго Пеле из него не получится, да и отец был не в восторге от спортивных достижений сына.


На смену футболу пришла музыка. Еще в 8 лет Глеб увлекся творчеством немецкой группы Rammstein, ради которой он даже записался на курсы немецкого языка. Еще одним кумиром подростка стал американский рэпер Snoop Dogg . Музыкальные симпатии будущего музыканта не нашли поддержки у одноклассников (тогда в моде были другие исполнители), но Глеба это не смущало.

В 16 лет юноша уехал на полгода в Америку. Там он окончательно определился в своих музыкальных пристрастиях и открыл новые горизонты для творчества.

Карьера рэпера Фараона

В 2013 году Глеб вернулся в Москву и поступил на факультет журналистики МГУ. В это же время он записал свой первый трек Cadillak и начал выступать в составе группы Grindhouse под псевдонимом Фараон.

Но настоящую известность начинающему музыканту принес видеоклип на трек «BLACK SIEMENS». В нем Глеб читает рэп на фоне белого «Линкольна», на котором ездил Дмитрий Дюжев в культовом сериале «Бригада». В песне постоянно повторяются звуки «скр-скр», которые впоследствии стали его фирменной «фишкой».

PHARAOH - «BLACK SIEMENS»

Устав от постоянных вопросов поклонников о том, что все-таки значит это загадочное «скр-скр», Фараон в конце концов пояснил, что это звук, который издавал Брюс Ли во время тренировок. Другая версия гласила, что «skrt» – это имитация звука автомобильных покрышек.

Следующее видео Фараона «Champagne Squirt» набрало в YouTube почти 10 миллионов просмотров. После премьеры клипа фраза «Сквирт шампанского в лицо» разошлась по социальным сетям, а Фараон стал поистине культовым персонажем у молодежной аудитории.

С 2014 года Pharaoh сотрудничает с рэперами Fortnox Pockets, Toyota RAW4, Acid Drop King, Jeembo и Southgarden в рамках проекта Dead Dynasty.

Pharaoh - 5 Минут Назад

Из-за таинственного образа, который Фараон культивирует в социальных сетях, о его жизни постоянно распространяются фантастические слухи. В 2015 году появилась информация, что рэпер умер от передозировки наркотиков. Уже после этого Фараон выпустил новый альбом Phosphor («Фосфор»), видео на композицию из которого «Давай останемся дома» снова набрало огромное количество просмотров в Сети.


В феврале 2017 года он по традиции разместил в Сети новый трек «Unplugged (Interlude)», который выбивался из общего творчества рэпера – он был записан под гитару. Фанаты Фараона предположили, что это композиция с готовящегося акустического альбома, о котором Pharaoh не раз упоминал до этого.

Личная жизнь Фараона

Фараон не испытывает недостатка в подругах. Одна из его бывших девушек – нынешняя солистка группы «Серебро» Катя Кищук.

В начале 2017 года Глеб стал встречаться со скандальной моделью, дочерью прославленного теннисиста Евгения Кафельникова Алесей.


Впервые они появились на публике в одном из столичных кинотеатров, открыто демонстрируя свои чувства друг к другу. Модель не раз заявляла, что стала фанаткой его творчества задолго до их личного знакомства. Однако в мае того же года Алеся Кафельникова написала в социальных сетях, что берет паузу в отношениях с Фараоном. В СМИ появилась информация, что на расставании настоял отец модели, которому не нравился ореол «дурной славы» вокруг ее избранника.

Pharaoh сейчас

В августе 2018 Фараон представил слушателям новый альбом «Phuneral» (игра слов: pharaoh + funeral, похороны). Примечательно, что в записи треков «Флешгроб» и «Солярис» принял участие Сергей Шнуров и его проект «Рубль».

Pharaoh – Smart

Древний Египет – самая таинственная и удивительная цивилизация в истории. Кто начал знакомство с ней, становится ее постоянным почитателем. Древние пирамид...

От Masterweb

04.05.2018 00:00

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время – время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 – 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве – 5 фараонов 3-й династии, 6 – 4-й, 8 – 5-й, 4 – 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й – 3. В 11-й – 3, в 12-й – 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 – 14-й, 4 – 15-й, 20 – 16-й, 14 – 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий – 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й – 8. В 20-й – 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю – 10, в 23-ю – 3, в 24-ю – 2, в 25-ю – 5, в 26-ю – 6, в 27-ю – 5, в 28-ю – 1, в 29-ю – 4, в 30-ю – 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона – Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью – царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса – бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат – с накладной бородкой и ключом от Нила – ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.


Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями – племенами гиксосов – зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Тутмос III

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.


В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

Аменхотеп III

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга – пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой – фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена – Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами – шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны – широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно – разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город – Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты – изваяния Рамзеса II – по три с каждой стороны.


Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.


Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III – правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов – номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III – строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека – Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком – он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены – царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра – царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра – жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря – была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Имя «фараон» стало определением носителя верховной государственной власти только в эпоху Нового царства. До этой эпохи древнеегипетская транскрипция «per-oa» (искаженная древнегреческая («φαραώ») дословно означала «Великий дом». Однако еще задолго до наступления новых времен Яхмеса I, Тутмоса и Аменхотепа III египетские правители имели всеобъемлющую власть, которая позволяла вести захватнические войны, содержать в повиновении армии рабов, сооружать циклопические монументы и грандиозные усыпальницы. Это производило достаточно сильное впечатление на окружающих. Многие жители дельты Нила и послы других государств считали, что фараон в Древнем Египте – это материализовавшаяся в плоть одна из ипостасей древнеегипетских богов.

Значение фараона в Древнем Египте

Древнеегипетские фараоны если и не считались земным воплощением бога, то рассматривались как посредники между божественным духом и земной материей. В непогрешимости фараона нельзя было сомневаться, за любое осуждение воли египетских властителей ослушника ждали два наказания – рабство или смерть. При этом атрибутике достоинств фараона была весьма разнообразна и обширна. Любой атрибут одежды египетского царя помимо чисто унитарной функции носил и смысловую.
Роль не чисто управленческая или военная, но и определённой мере сакральная. Именно благодаря его близости к религиозным культам обеспечивался разлив Нила – гарант плодородия почвы у высоких урожаев. Жрецы, доводили до масс простонародья волю египетского правителя, с использованием магических обрядов. Причем значение фараона в Древнем Египте подчеркивалось каждой мелочью, любым бытовым действием. Ни простолюдин, ни верховный сановник не могли сесть за стол без упоминания имени фараона, которых у него было несколько. При этом, произносить истинное имя властелина (Рамсес, Эхнатон, ) запрещалась. Наиболее употребительным, расхожим было определение — «жизнь-здоровье – сила».
Лишь немногим египтянам удавалось увидеть земное воплощение всевышнего воочию. Даже приближенные вельможи подбирались к фараону, ползя на коленях и преклонив голову. Умерший фараон должен был воссоединиться со своим божественном сообществом и его небесная жизнь, как и земная должна проходить в роскоши. Фараон в загробном мире должен иметь все необходимое что его окружало в земной юдоли. Именно этим объясняется богатство и разнообразие погребальной утвари.


Первые фараоны Древнего Египта

Несмотря на то что первым правителем Древнего Египта официально признан Ни-Нейт, (Хор-ни-Нейт), годы правления которого до настоящего времени не определены, в действительности это первый правитель Египта династического периода. История египетского государства гораздо древнее и до Ни-Нейта правили мифические владыки (Птах, Ра, Осирис) и фараоны додинастического периода («Слон», Пен-абу («Бык») и «Скорпион» I). Кто они такие и являются ли реальными личностями современная египтология не может дать ответа. Действительные первые фараоны Древнего Египта – (Хат-Хор (Хор-хат), Ка, (Хор-ка, Хор-сехен), Нармер (Нар)) малоизветны и о них не осталось практически никаких материальных свидетельств.
Говорить о величии фараонов можно начиная с эпохи правления Джосера — первого фараона III династии Древнего царства и строителе первой, ступенчатой пирамиды.


Имена фараонов Древнего Египта

Как и все обряды Древнего Египта, одежда верховных правителей и имена египетских фараонов носили налет сакральности. Используемые в современной литературе имена скорее прозвища (если не сказать «клички») фараонов Древнего Египта. Личное имя, пишущееся одним иероглифом будущий правитель получал при рождении. При назначении его наследником престола Верхнего и Нижнего Царства, впереди личного имени обязательно делалось уточнение – «сын Ра». Если на престол вступала женщина, то приставкой служило определение «дочь Ра». Первой «фараоншей» удостоившейся такого титула была царица Мернейт («Быть любимой»). По дошедшим до нас сведениям она была женой или фараона Джета (Уэнефеса) или Джера (Хор Хвата).
При вступлении фараона на престол ему присваивалось тронное имя. Именно эти имена отображались в картушах, благодаря которым Жан-Франсуа Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы.
Кроме этих двух имен фараон мог именоваться Золотым именем, именем по Небти и Хоровым имени (именем Хора).

Утренний туалет. Облачение Осириса.

Пробуждение властителя всегда начиналось с гимна в честь восходящего солнца и сопровождалось сложной церемонией, которая готовила его к утреннему выходу. Фараон поднимался с ложа и совершал в золоченой ванне омовение розовой водой. Затем его божественное тело натиралось ароматными маслами под шепот молитв, имевших свойство отгонять злых духов. При царском дворе особым событием была церемония утреннего туалета фараона. В присутствии всей семьи, особо приближённых придворных и писцов, которые держали в руках длинные папирусы для записи, над ним хлопотали специально обученные слуги. Цирюльник брил голову и щёки, при этом он пользовался бритвами с разными лезвиями. Бритвы укладывались в специальные кожаные чехлы с ручками, а те в свою очередь, в изящные ларцы из чёрного дерева, где находились также щипчики, скребки, ночнички для маникюра и педикюра. Завершив первую часть туалета, богоравный с гладко выбритой головой и короткой бородкой, свежий и бодрый переходил в руки следующих специалистов, которые занимались его макияжем. Свои краски они держали в небольших сосудах из стекла и обсидана. В изящных ложечках они разводили сухие краски из тщательно растёртого малахита, галенита (свинцовый блеск для глаз), сурьмы и глиняных пигментов.
Вот как описывал утренний туалет Тутанхомона в период пребывания его на острове Крит, в качестве посла Д.С.Мережковский («Рождение богов.Тутанкамон на Крите»): …Перед зеркалом из красной меди подводил ему глаза особый мастер. Власодел примеривал на бритую голову его парики различных образцов – сводчатый, лопастный, черепичатый. Брадобрей предложил ему два рода подвязанных, на тесёмочках, бородок: амонов кубик из жёсткого конского волоса и Озирисов жгутик из белокурого волоса ливийских жён. Ризохранитель принёс белое платье из тончайшего «царского льна» - « тканного воздуха», всё в струйчатых складках; широкие рукава в перистых складках похожи были на крылья, туго накрахмаленный передник выступал вперёд многоскладчатой прозрачной, как бы стеклянной пирамидкой. Когда Тута оделся…, то сделался похож на облако: вот-вот вспорхнёт и улетит».



Joseph Interpreting Pharaoh"s Dream, 1894

Царский наряд был не просто роскошным, ему надлежало соответствовать божественной сущности его обладателя. Поэтому завершали утренний церемониал убранством царственной особы драгоценными символами царской власти. Ожерелье или оплечье было изготовлено из нанизанных золотых пластин и бус с плоской застёжкой сзади, от которой на спину спускалась золотая кисть из цепочек и цветов удивительно тонкой и изысканной работы. Такие ожерелья появились незадолго до эпохи Рамзеса. Классическое же оплечье было составлено из многочисленных рядов бус. Последний, лежащий на груди и плечах, имел каплевидную форму, все остальные были круглыми или овальными. Его также украшали две головы сокола. Оплечье держалось на двух шнурках, которые завязывались сзади. Помимо ожерелья фараон одевал нагрудное украшение с изображением храма на двойной золотой цепи. Три пары масивных браслетов украшали руки и ноги: запястья, предплечье и щиколотки ног. Иногда поверх всего костюма одевалась длинная тончайшая туника, подвязанная поясом из той же ткани.

Очищенный и окуренный благовониями, полностью облачённый, фараон шел к часовне, срывал с ее дверей глиняную печать и один входил в святилище, где на ложе из слоновой кости возлежало чудесное изваяние бога Осириса. Эта статуя обладала необыкновенным даром: каждую ночь у нее отваливались руки, ноги и голова, отрубленные некогда злобным богом Сетом, а наутро, после молитвы фараона, вновь приростами сами собой. Когда святейший владыка убеждался, что Осирис снова цел, он снимал его с ложа, купал, одевал в драгоценные одежды и, усадив на малахитовый трон, воскурял перед ним благовония. Обряд этот имел чрезвычайно важное значение, так как если бы божественное тело Осириса в какое-либо утро не срослось, это являлось бы предвестием великих бедствий не только для Египта, но и для всего мира. После воскрешения и облачения бога Осириса фараон оставлял дверь часовни открытой, чтобы исходившая из нее благодать изливалась на всю страну, он сам назначал жрецов, которые должны были охранять святилище, не столько от злой воли людей, сколько от их легкомыслия, так как не раз случалось, что кто-нибудь, неосторожно подойдя слишком близко к своему месту, получал невидимый удар, который лишал его сознания, а иногда и жизни.(Б.Прус «Фараон» описание жизни Рамзеса ХII)

Завтрак фараона

Закончив обряд богослужения, фараон в сопровождении жрецов, поющих молитвы, шел в большой трапезный зал. Там стояли столик и кресло для него и девятнадцать других столиков перед девятнадцатью статуями, изображающими девятнадцать предшествующих династий. Когда фараон садился за стол, в зал вбегали молодые девушки и юноши, держа в руках серебряные тарелки с мясом и сладостями и кувшины с вином. Жрец, наблюдавший за царской кухней, отведывал кушанье из первой тарелки и вино из первого кувшина, которые затем прислужники, стоя на коленях, подавали фараону, а другие тарелки и кувшины ставились перед статуями предков. После того как фараон, утолив голод, покидал трапезный зал, блюда, предназначенные для предков, передавались царским детям и жрецам.

Работа фараона

Жизнь фараона, как общественная так и личная была строго регламентирована. Утреннее время отводилось под занятия государственными делами. Из трапезной фараон направлялся в столь же большой зал для приемов. Тут приветствовали его, падая ниц, самые важные государственные сановники и ближайшие члены семьи, после чего военный министр, верховный казначей, верховный судья и верховный начальник полиции докладывали ему о делах государства. Доклады прерывались религиозной музыкой и плясками, во время которых танцовщицы засыпали трон венками и букетами.


James Tissot. Joseph and His Brethren Welcomed by Pharaoh (1900)

Вещие сны фараона

После этого фараон шел в расположенный рядом кабинет и отдыхал несколько минут, лежа на диване. Затем совершал перед богами возлияния вином воскурял благовония и рассказывал жрецам свои сны. Толкуя их, мудрецы составляли высочайшие указы по делам, ожидавшим решения фараона. Но иногда, когда снов не было или когда толкование их казалось повелителю неправильным, он благодушно улыбался и приказывал поступить так-то и так-то. Приказание это являлось законом, которого никто не смел изменить, разве что в деталях.

Всевышняя благодать

В послеполуденные часы богоравный, несомый в носилках, появлялся во дворе перед своей верной гвардией, после чего поднимался на террасу и, обращаясь к четырем сторонам света, посылал им свое благословение. В это время на пилонах взвивались флаги и раздавались мощные звуки труб. Всякий, кто их слышал в городе или в поле, будь то египтянин или варвар, падал ниц, дабы и на него снизошла частица всевышней благодати. В такую минуту нельзя было ударить ни человека, ни животное, и если преступник, осужденный на смертную казнь, мог доказать, что приговор был ему прочтен во время выхода фараона на террасу, наказание ему смягчалось. Ибо впереди повелителя земли и неба шествует могущество, а позади милосердие.



James J. Tissot, "Pharaoh Notes the Importance of the Jewish Peopler" (1896-1900)


Благословенное прикосновение

Осчастливив народ, владыка всего сущего под солнцем спускался в свои сады, в чащу пальм и сикомор и отдыхал там, принимая дань ласк от своих женщин и любуясь играми детей своего дома. Если кто-нибудь из них обращал на себя внимание красотой или ловкостью, он подзывал к себе и спрашивал:

Кто ты, малыш?

Я царевич Бинотрис, сын фараона, - отвечал мальчуган.

А как зовут твою мать?

Моя мать – госпожа Амесес, женщина фараона.

А что ты умеешь делать?

Я умею уже считать дол десяти и писать: «Да живет вечно отец и бог наш, святой фараон Рамсес!»
Повелитель вечности благодушно улыбался и своей нежной, почти прозрачной рукой прикасался к кудрявой головке бойкого мальчугана. С этого момента ребенок уже действительно считался царевичем, хотя фараон и продолжал загадочно улыбаться. Но кого раз коснулась божественная рука, тот ужt не должен был знать горя в жизни и был возвышен над остальными.

Завершение дня богоравного фараона

Обедать повелитель шел в другую трапезную, где делился яствами с богами всех номов Египта, изваяния которых стояли вдоль стен. Чего не съедали боги, то доставалось жрецам и высшим придворным.
 К вечеру фараон принимал у себя госпожу Никотрису, мать наследника престола, смотрел религиозные пляски и разнообразные представления. Потом отправлялся снова в ванную и, очистившись, входил в часовню Осириса, чтобы раздеть и уложить чудесного бога. Совершив это, он запирал и припечатывал двери часовни и, провожаемый процессией жрецов, направлялся в свою опочивальню».


Интимность отношений молодой пары – юнного фараона и его жены – переданы в жесте хрупкой царицы, которым она подносит небольшой букет цветов своему супругу, как бы предлагая ему вдохнуть аромат весенних первоцветов. Ощущение радости создаёт также цветовая гамма рисунка: сочетание палевых,голубоватых и светло-зелёных тонов. Костюм фараона состоит из белого схенти, сверх которого задрапирован синдон из белой прозрачной ткани. Концы синдона, перекинутые спереди, богато вышиты и закончены рельефными металлическими нашивками. С внутренней стороны синдон укреплён поясом, длинные концы которого спускаются с правой и левой сторон. Они вышиты поперечными полосами. Небольшой парик украшен уреем, сзади двумя лентами из той же ткани, что и пояс. В правой руке посох – символ власти фараона. Плечи и грудь покрыты ускхом из цветных пластинок. Костюм жены фараона декорирован значительно меньше. Он состоит из двух основных частей – длинного калазириса из лёгкой прозрачной ткани и покрывала «хаик Изиды» из такой же белой, но ещё более прозрачной ткани.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры