На какие беды обрекает человека. На какие беды обрекает человека война? Предварительная подготовка к уроку

Главная / Измена жены

Сочинение

Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли
своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину.

Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности. Многие писатели прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они до сих пор пишут о войне, вот почему вновь и вновь рассказывают о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Они просто не могут уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несет забвение уроков прошлого.

Мой любимый писатель – Юрий Васильевич Бондарев. Мне нравятся многие его произведения: «Батальоны просят огня», «Берег», «Последние залпы», а больше всего «Горячий снег», в котором рассказывается об одном военном эпизоде. В центре романа – батарея, перед которой поставлена задача: любой ценой не пропустить врага, рвущегося к Сталинграду. Этот бой, возможно, решит судьбу фронта, и потому так грозен приказ генерала Бессонова: «Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять и о смерти забыть! Не думать о ней ни при каких обстоятельствах». И бойцы понимают это. Видим мы и командира, который в честолюбивом стремлении схватить «миг удачи» обрекает на верную гибель подчиненных ему людей. Он забыл, что право распоряжаться жизнью других на войне – право великое и опасное.

На командирах лежит большая ответственность за судьбы людей, страна доверила им их жизни, и они должны сделать все возможное, чтобы не было напрасных потерь, потому что каждый человек – это судьба. И это ярко показал М. Шолохов в своем рассказе «Судьба человека». Андрей Соколов, подобно миллионам людей, ушел на фронт. Тяжел и трагичен был его путь. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей колючей проволокой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком.

О человеке на войне, о его мужестве и стойкости пишет Виктор Астафьев. Он, прошедший войну, ставший на ней инвалидом, в своих произведениях «Пастух и пастушка», «Современная пастораль» и других рассказывает о трагической судьбе народа, о том, что пришлось пережить ему в трудные фронтовые годы.

Молодым лейтенантом был в начале войны Борис Васильев. Самые лучшие его произведения – о войне, о том, как человек остается человеком, только до конца выполнив свой долг. «В списках не значился» и «А зори здесь тихие» – это произведения о людях, чувствующих и несущих личную ответственность за судьбу страны. Благодаря Васковым и тысячам таких же, как он, и была одержана победа.

Все они сражались с «коричневой чумой» не только за своих близких, но и за свою землю, за нас. И лучший пример такого беззаветного героя – Николай Плужников в повести Васильева «В списках не значился». В 1941 году Плужников закончил военное училище и был направлен для прохождения службы в Брестскую крепость. Он прибыл ночью, а на рассвете началась война. Его никто не знал, он не значился в списках, так как не успел доложить о своем прибытии. Несмотря на это, он стал защитником крепости вместе с бойцами, которых не знал, и они видели в нем настоящего командира и исполняли его приказы. Плужников дрался с врагом до последнего патрона. Единственное чувство, которое руководило им в этой неравной схватке с фашистами, было чувство личной ответственности за судьбу Родины, за судьбу всего народа. Даже оставшись один, он не прекратил борьбу, выполнив солдатский долг до конца. Когда фашисты через несколько месяцев увидели его, изможденного, измученного, безоружного, они отдали ему честь, оценив мужество и стойкость бойца. Многое, удивительно многое может сделать человек, если он знает, во имя чего и за что он борется.

Тема трагической судьбы советских людей никогда не будет исчерпана в литературе. Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится Чечня, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. «Память противостоит уничтожающей силе времени», – сказал Д. С. Лихачев. Пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье. Мы в долгу перед тобой, солдат! И пока есть еще тысячи незахороненных и на Пулковских высотах под Санкт-Петербургом, и на Днепровских кручах под Киевом, и на Ладоге, и в болотах Белоруссии, мы помним о каждом солдате, не вернувшемся с войны, помним, какой ценой он добыл победу. Сохранил для меня и миллионов моих соотечественников язык, культуру, обычаи, традиции и веру моих предков.

Война - это одно из самых страшных явлений в мире. Война - это боль, страх, слёзы, голод, холод, плен, потеря дома, близких людей, друзей, а иногда и целой семьи.

Вспомним блокаду Ленинграда. Люди падали от голода и умирали. В городе были съедены все животные. А на фронте воевали чьи-то отцы, мужья, сыновья, братья.

Многие мужчины умирали во время войны и в это черное время росло количество безотцовщины и вдов. Особенно страшно, когда женщина, пережив войну узнает, что её сын или сыновья погибли и больше никогда не вернутся домой. Это огромное горе для матери, и я бы такого не вынесла.

Многие люди возвращались с войны инвалидами. Но после войны такое возращение считалось удачей, ведь человек не погиб, а многие как я уже говорила погибали! Но каково было таким людям? Слепым знать, что они больше никогда не увидят небо, солнце, лица друзей. Глухим знать, что они не услышат пение птиц, шелест травы и голос сестры или любимой. Безногим понимать, что они больше не встанут и не почувствуют твердую почву под ногами. Безруким понимать, что они уже никогда не смогут взять ребёнка на руки и обнять его!

И самое страшное все те, кто остаётся жив и сбегает из жуткого плена после пыток, никогда уже не смогут улыбаться по-настоящему счастливой улыбкой, а большинство разучатся проявлять свои чувства и будут надевать на лицо маску.

Но после войны простые люди осознают, как это прекрасно дышать полной грудью, есть теплый хлеб и растить детей.

Рецензии

Анастасия, вот сейчас Вас прочитал, и понял, что вы отразили очень актуальную всегда, но особенно в наше смутное время, тему - беду и косу человечества. Затронуло, благодарю за хороший посыл. Удачи в творчестве.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Тема Великой Отечественной войны ста-ла на долгие годы одной из главных в лите-ратуре XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, это и острота нравственных колли-зий, которые возможны лишь в экстремаль-ной ситуации (а события войны именно та-ковыми и являются!). Кроме того, из совет-ской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности, и тема войны оставалась порой единствен-ным островком подлинности в потоке наду-манной, фальшивой прозы, где все кон-фликты, согласно указаниям «свыше», должны были отражать лишь борьбу хоро-шего с лучшим. Но и правда о войне проби-валась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

«Война есть противное человеческому естеству состояние», — писал Лев Толстой, и мы, конечно же, согласны с этим утверж-дением, ведь война приносит боль, страх, кровь, слезы. Война является испытанием для человека.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Она ставится практически во всех его повестях: «Альпийской балладе», «Обе-лиске», «Сотникове», «Знаке беды» и др. В повести Быкова «Сотников» подчеркнуто внимание к сути подлинного и мнимого ге-роизма, которая является сюжетной колли-зией произведения.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных, мирных, условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится вра-гом. Он входит в мир, чуждый нам, где лич-ное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек ос-тается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Отправляясь на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и ка-жется, что сильный и сообразительный Ры-бак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания остает-ся верным долгу человека и гражданина. «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слиш-ком нелегко дается она человеку, чтобы без-заботно относится к ее концу».

В повести Быкова каждый персонаж за-нял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Страстное желание Рыбака жить любым путем почув-ствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить вели-кой Германии». Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пы-ток. Рыбак не хотел умирать и кое-что вы-болтал следователю. Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ниче-го. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь — хитрым и та-ким же жестоким.

Сотников примирился со смертью, он хотел бы умереть в бою, хотя понимал, что в его ситуации это невозможно. Единст-венное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся ря-дом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я — партизан, ос-тальные тут ни причем». Следователь при-казал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убе-дить себя, что он не предатель и был наст-роен на побег.

В последние минуты жизни Сотников нео-жиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей мес-то казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо ду-мали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиня-ется: «Прости, брат». — «Иди ты к черту!» — следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоя-тельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции понимал, что творит-ся в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, ко-торый был кристально честным и выполнил долг человека и гражданина до конца. На-чальник видел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему воз-можность иного пути: продолжение борьбы оврагом, возможное признание в своем па-дении товарищам и в конечном итоге — ис-купление вины.

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с лю-бым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести «Сотников».

Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравствен-ное начало усматривается в этом произве-дении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, перед которой не устоял Рыбак.

1941 году, году военных испытаний, пред-шествовал страшный 1929 год «великого перелома», когда за ликвидацией «кулаче-ства как класса» не заметили, как было уничтожено все лучшее в крестьянстве. По-том пришел и 1937 год. Одной из первых попыток сказать правду о войне была по-весть Василя Быкова «Знак беды». Повесть эта стала этапной в творчестве белорус-ского писателя. Ей предшествовали став-шие уже классикой «Обелиск», тот же «Сот-ников», «Дожить до рассвета» и др. После «Знака беды» творчество писателя обрета-ет новое дыхание, углубляется в историзм. Это касается прежде всего таких произве-дений, как «В тумане», «Облава».

В центре повести «Знак беды» — человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупиро-ван. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. В. Быков не показывает их намерен-но зверствующими. Просто они приходят в чужой дом и располагаются там, как хозяе-ва, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, — не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому для них был неожиданным отказ Степаниды беспрекословно подчиниться. Не позволить себя унижать — вот исток сопротивления этой немолодой женщины в драматической ситуации. Степанида — силь-ный характер. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. «За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человечес-кое достоинство. А тот, кто однажды почув-ствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом», — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не про-сто рисует нам этот характер, — он размы-шляет о его истоках.

Необходимо задуматься о смысле назва-ния повести — «Знак беды». Это цитата из стихотворения А. Твардовского, написан-ного в 1945 году: «Перед войной, как будто в знак беды...» То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем «знаком беды», о котором пишет В. Быков. Степанида Богатько, которая «шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках», поверила в но-вую жизнь, одной из первых записалась в колхоз — недаром называли ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Когда стали требовать новых раскулачиваний, чтобы отвести по-дозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной ко-жанке: «А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делает-ся?» Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арес-тованного по ложному доносу Левона, от-править Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену.

Не в силах изменить ситуацию в одиноч-ку, Степанида находит возможность сохра-нить себя, свое внутреннее чувство спра-ведливости, отойти от того, что творится вокруг: «Делайте что хотите. Но без меня». Источник характера Степаниды не в том, что она была колхозницей-активисткой в предвоенные годы, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху* сумела прислушаться к себе, пойти за своим врож-денным чувством правды и сохранить в се-бе человеческое начало. И в годы войны все это определило ее поведение.

В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, со-противляется ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что «был ве-лик урон, нанесенный Степанидой армии врага». Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она — человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подчи-ниться. В сопротивлении насилию проявля-ется та сила характера героини, которая опровергает даже смерть, показывает чи-тателю, как много может человек, даже ес-ли он один, даже если он в безвыходной си-туации.

Рядом со Степанидой Петрок — прямая противоположность ей, он во всяком случае совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс. Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людь-ми договориться по-доброму. И лишь в кон-це повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие и побу-дило его к непокорности. Такие глубины ду-ши раскрывает необычная, экстремальная ситуация в этом человеке.

Народная трагедия, показанная в повес-тях В. Быкова «Знак беды» и «Сотников», выявляет истоки подлинных человеческих характеров. Писатель продолжает творить по сей день, по крупице добывая из сокро-вищницы своей памяти правду, которую нельзя не сказать.

Лошкарев Дмитрий

72 года страну озаряет свет победы Великой Отечественной войны. Нелегкой ценой досталась она. 1418 дней шла наша родина дорогами тяжелейших из войн, чтобы спасти все человечество от фашизма.

Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Мы должны помнить, какой ценой было завоевано счастье.

Мало осталось тех, кто прошёл эти страшные мучения, но память о них жива всегда.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Война – жесточе нету слова

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победе Мая
В кирзачах стопудовых дошла.

Прошло много лет с первого дня Великой Отечественной войны. Нет ни одной семьи, наверное, которой не коснулась бы война. Никто и никогда не сможет забыть этот день, ведь память войны стала нравственной памятью, вновь возвращающей к героизму и мужеству русского народа. Война - как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Дети, пережившую войну, вспоминают зверства карателей, страх, концлагеря, детдом, голод, одиночество, жизнь в партизанском отряде.

У войны не женское лицо, и тем более не детское. Нет более несовместимого на свете, чем это – война и дети.

Вся страна готовится к празднованию 70-летия Победы. О той незабываемой беде написано много книг, поставлено большое количество фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы о войне моей прабабушки Кириличевой Валентины Викторовны, к сожалению, её сейчас уже нет в живых.

Ее мать сутками работала в поле на лошади вместо мужчин, выращивая хлеб для армии, сама не имея права его есть. Каждый колосок учитывался. Жили бедно. Есть было нечего. Осенью колхоз выкопает картошку, а весной люди идут перекапывать поле и собирать гнилую картошку, чтобы поесть. Ещё весной собирали прошлогодние колоски ржи, собирали жёлуди, лебеду. Жёлуди молотили на мельнице. Из лебеды и молотых желудей пекли хлеб и лепёшки. Тяжёло об этом вспоминать!

Во время войны моей прабабушке было 16 лет. Она вместе с подругой работала санитаркой в госпитале. Сколько было перестирано окровавленных бинтов и простыней. С утра до вечера они трудились, не покладая рук, а в свободное время помогали медсестрам ухаживать за больными. В их мыслях было одно: когда же всё это закончится, и они верили в победу, верили в лучшие времена.

Все люди в то время жили верой, верой в победу. Она, пережившая войну в юном возрасте, знала цену куска хлеба. Я горжусь ею! После её рассказа я понял, что главная мечта всех людей, живших на нашей планете одна: «Только б не было войны. Мир во всем Мире!». Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Война лишает жизней миллионы, миллиарды людей, меняет их судьбы, лишает надежды на будущее и даже смысла жизни. К сожалению, много современных людей смеется над этим понятием, не осознавая, какие ужасы несет в себе любая война.

Великая Отечественная… Что я знаю об этой страшной войне? Я знаю, что она была очень долгой и тяжелой. Что погибло много людей. Больше 20 миллионов! Наши солдаты были храбрыми и очень часто поступали как настоящие герои.

Те, кто не воевали, тоже делали все для Победы. Ведь тем, кто воевал, нужны были оружие и патроны, одежда, еда, лекарства. Все это делали оставшиеся в тылу женщины, старики и даже дети.

Зачем нам помнить о войне? Затем, что подвиги каждого из этих людей должны жить в наших душах вечно. Мы должны знать и помнить, уважать, ценить, беречь память о тех, кто не раздумывая, отдал жизнь за наши жизни, за наше будущее! Как жаль, что не все это понимают. Не ценят жизнь, подаренную ветеранами, не ценят самих ветеранов войны.

И мы должны помнить про эту войну, не забывать ветеранов и гордиться подвигами наших предков.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры