По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» Тема: Главное в человеческой жизни. Открытый урок "Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч

Главная / Измена жены

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17»

Северо-Казахстанской области

Конспект урока по литературе
в 7 классе

Реальное и мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Адракова Анжела Геннадьевна

г. Петропавловск

2013 г.

Тема: Реальное и мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»

Цель: составление, защита проектов по литературе; осмысление нравственной позиции Ч.Айтматова.

Задачи:
образовательная: показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер; выявить, как в повести соотносятся четыре художественных мира: природный, жизнеподобный, мифологический и сказочный.

развивающая: развитие связной устной и письменной речи; мышления, памяти; аналитических навыков; умения работать с текстом, выделять главное; проводить онтологический анализ текста; умения работать в коллективе.

воспитательная: формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-защита творческих проектов

Оборудование: художественный текст, презентация Power Point, фрагменты из к\ф «Белый пароход», фрагменты документальных фильмов «Линия жизни Чингиза Айтматова», «Гражданин земного шара», иллюстрации учащихся.

Человек должен быть, прежде всего, человеком,

он должен жить в гармонии с подобными ему людьми,

в гармонии с природой, он должен быть

носителем высоких идеалов…

Ч.Айтматов

Ход урока

    Организационный момент. 1 мин

    Вводная часть. 2 мин

    Слово учителя. Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-защита творческих проектов по повести Ч.Айтматова «Белый пароход». Можно отметить, что именно в этом жанре писатель смог выразить весь многообразный спектр человеческих чувств и мыслей. По утверждению писателя, «человек должен быть, прежде всего, человеком, он должен жить в гармонии с подобными ему людьми, в гармонии с природой, он должен быть носителем высоких идеалов».

Ч.Айтматов в своем творчестве не отрывается от корней, взрастивших его талант, от кыргызского фольклора, наоборот, он переосмыслил и перевоплотил образы, созданные народным творчеством. Писатель позволяет себе намечать для читателя временную перспективу «настоящее-будущее» и всегда оставляет последнему право делать собственный нравственный выбор. По мнению Ч.Айтматова, «искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось погубленным…»

Перед началом работы, давайте познакомимся с основными этапами творческого пути Ч.Айтматова.

    Проект учащегося «Творческий путь Ч.Айтматова» (домашнее индивидуальное задание с использованием ТСО) . 5 мин

    Обращение к теме урока. Целеполагание. 1 мин

В своем проекте Никита смог показать, в чем особенность творчества Ч.Айтматова.

Перед вами лежат карты. В течение урока вам предстоит заполнить их и ответить на вопрос:

Почему Ч.Айтматов уделяет особое внимание мифам и легендам? Для этого нам необходимо рассмотреть, как в произведении соотносятся между собой 3 художественных мира произведения: жизнеподобный, сказочный и мифологический.

Вы были поделены на группы. Каждая группа работала над своим проектом.

    Защита проектов творческих групп.

1 группа «Сказочный мир» 10-12 мин

«У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь». Так начинается повесть Ч.Айтматова «Белый пароход». Живущий в сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит свой мир на три измерения: реальный мир, мифологический мир и мир сказки, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много.

Жестокость и равнодушие взрослых не могли служить для мальчика опорой, помощью и утешением. И тогда он создает свою сказку. В этой сказке у мальчика есть и верные друзья - камни, растения, бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты.

Герой повести - мальчик, наивно-чистый и мечтательный, душевно-открытый и бескорыстный.

У него есть потрясающая способность воображения, нравственная чистота, способность жить вымыслом. Его внутренние, интимные сожители - это вся благодать бытия: горы, лес, простор, озера, времена года. И на фоне идеальной семьи, наподобие той, что предстала ему на том берегу реки в видении трех маралов, особенно жалким предстает позорище этого искусственного скопления людей на лесном кордоне, образующих якобы семью. Все они чужие друг другу. И по словам бабки: “А чужой - всегда чужой, сколько его ни корми, сколько за ним ни ходи”, - все они сведены вместе, и в страхе жизни боятся отодраться друг от друга -вырваться в жизнь иную, вольную, с открытыми возможностями. Пространство кордона является закрытым, тесным для мальчика. Даже запруда, которую сделал дед, задерживает мальчика в этом ограниченном пространстве. Вокруг зовущие к свободе и истинной жизни просторы горные, лесные, степные, а тут люди душатся, боясь выйти за границы. Поэтому мальчик ходит на Караульную гору. В этом ему помогает его друг – бинокль. С его помощью мальчик может хоть на время вырваться из этого места с жестокими людьми. Где-то там есть жизнь, где есть добрые люди. А главное, там можно увидеть белый пароход, символ надежды. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого парохода, где плавает матросом его отец. Смотреть на белый пароход мальчик приходит со своим другом – портфелем, который подарил ему дед Момун, чтобы мальчик мог ходить с ним в школу. Портфель мы можем сравнить с самим мальчиком – пространство портфеля такое же закрытое, как и сам мальчик. Он пытается закрыться от несправедливости и зла реального мира: “Сердце мальчика покатилось по полу, вскарабкалось на подоконник, поближе к портфелю, и зашепталось с ним”.

Помимо сильного физического зрения, мальчик наделен еще более сильным, могучим - внутренним зрением. Он видит мир новый и неиспытанный, где жизнь такая безмятежная, полная устоявшейся гармонии, там вечное блаженство в объятиях сказочной красоты. Только на природе мальчик чувствует себя в своей среде. Именно поэтому мальчик и создает свою сказку.

Очень сильное впечатление в повести Ч. Айтматова производят на нас художественные детали тем, что они тоже включены в проблему добра и зла. Это и камни, травы, растения с которыми разговаривает мальчик. У мальчика очень тонкая душа. Так, в эпизоде, когда приехала автолавка, мальчик торопится, но не наступает при этом ни на один камень, бережно оббегает их. Ведь камни – главные друзья.

Камень «Верблюд »: «Рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю. Обычно мальчик не проходил, не похлопав своего верблюда по горбу».

Валун «Седло»: «Наполовину белый, наполовину черный, пегий камень с седловинкой, где можно было посидеть верхом, как на коне».

Камень «Волк»: «Очень похожий на волка, бурый, с сединой, с мощными и тяжелым налобьем. К нему он подбирался и прицеливался».

Камень «Танк»: «Его самый любимый камень. Несокрушимая глыба у самой реки на подмытом берегу. Так и жди, кинется танк с берега и пойдет».

Мы поставили себе цель: разобраться, почему мальчик дал именно такие имена своим друзьям-камням. Для этого мы обратились к словарям символов.

«Верблюд »: Символ стойкости и мощи, независимости и достоинства, священное животное Аллаха.

«Седло»: Символ семейной жизни, мира. Возлагали на могилы шаманов.

«Волк»: Символ храбрости, победы, бесстрашия, заботы о семье.

«Танк»: Символ боевой мощи.

Таким образом, каждая художественная деталь включена в проблему добра и зла в произведении. Мальчик наделен могучим внутренним зрением. Он очень тонко чувствует природу.

Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло: «Среди растений – «любимые», «смелые», «боязливые», «злые» и всякие другие.

Так, «бодяк» - в народе «чертополох». Это не простое растение с интересными легендами и историей. Бодяк является колючим травянистым растением, сорняком, с которым постоянно борются. Говорят, что за его колючками скрывается ранимая душа, способна к самопожертвованию и взаимовыручке. Мы считаем, что бодяк ассоциировался у мальчика с Орозкулом. Мальчик борется с Орозкулом, надеется на то, что тот может стать добрым, если у него будут дети. Но этого не происходит. Хотя, где-то в глубине души, у Орозкула было что-то человеческое. Можно вспомнить эпизод, когда пьяный Орозкул плачет от того, что не может найти для мальчика ни одного приветливого слова. Но как с бодяком «мальчик рубился с ним десятки раз на дню. Но конца этой войне не видно было-бодяк всё рос и умножался…», так и Орозкулу все сходит с рук.

«Вьюнки» - «Самые умные и весёлые цветы. Лучше всех встречают они утром солнце. Другие травы ничего не понимают-что утро, что вечер, им все ровно. А вьюнки, только пригреют лучи, открывают глаза, смеются. Сначала один глаз, а потом второй, и потом один за другим распускаются на вьюнках все закрутки цветов. Белые, светло-голубые, сиреневые, разные…». Эти неприхотливые цветы, чьи стебли не тянуться вверх, как обычно, а стелются или обвивают, подобно маленьким лианам, любую опору. Являются символом смирения и покорности. Мы полагаем, что вьюнки ассоциируются у мальчика с дедом Момуном. Он – единственный человек, который заботится о мальчике. Но который, к сожалению, к своим годам так и не заставил никого себя уважать: «И старый, и малый были с ним на «ты», над ним можно было подшутить - старик безобидный; с ним можно было и не считаться - старик безответный…».

«Ковыли» – «Они чудаки - ковыли! Ветреные головы. Их мягкие, шелковистые метелки без ветра жить не могут. Только и ждут - куда дунет, туда они и клонятся. Были бы ноги, убежали бы, наверное, куда глаза глядят… Но это они притворяются». Являются символом степей, магического очищения, серебристые "волны " ковыля ассоциируются с безбрежным морем. Ковыли мы также соотносим с образом деда Момуна, который «был чудаком, и относились к нему, как к чудаку…».

«Ширалджины - верные друзья. Особенно, если обида какая-нибудь и хочется плакать, чтобы никто не видел, в ширалджинах лучше всего укрыться. Пахнут они, как сосновый лес на опушке. Горячо и тихо в ширалджинах. И главное - они не заслоняют неба. Надо лечь на спину и смотреть в небо. Сначала сквозь слезы почти ничего не различить. А потом приплывут облака и будут выделывать наверху все, что ты задумаешь. Облака знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь или улететь…»

Чтение учащимся стихотворения на фоне видео летящих облаков.

О, как рисуют облака!

Вот рыба, голова быка,

Собака, лошадь, дед с клюкой,

Девица с длинною косой.

Но быстро живопись проходит,

Уносит ветер конский хвост,

Клюка на дерево походит,

А рыба- на широкий мост.

Уже умчалась вдаль собака,

Девица косу не плетёт,

На смену старых декораций

Другая живопись идёт.

Ты просто посмотри на небо,

Устав от жизни суеты,

Пусть нарисуют быль иль небыль,

Как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Здесь добро всегда торжествует над злом, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни. Его сказки - это единственное, что помогало мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит. Тот внутренний мир оберегал чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но внутренний мир мальчика столкнулся с миром внешним, в котором зло противостояло добру.

Уплыв рыбой по реке, он отверг то, с чем не мирилась его детская душа. Но вера в добро у него осталась, ведь он не умер, а ушел от действительности в свой мир сказки, он не покончил самоубийством, а “уплыл рыбой по реке”.

2 группа «Мифологический мир» 5-7 мин

Вот как звучит миф в повести (краткий пересказ легенды по схеме на слайде).

«…Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили у меня моих оленят, - говорила она. - А вымя мое переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель - бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи - Бугубаем. От него и пошел род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется

В повести мы видим сложное построение текста: введенный текст о Рогатой матери-оленихе, освещает события идущие параллельно с основными (текст в тексте). Легенда о матери-оленихе подается автором как вполне реальная история. В идейно-смысловом плане легенда оказывается ведущей, она психологически и философски освещает события реального быта.

В своем проекте мы решили выяснить, почему именно матка марала является для киргизов прародительницей рода. Для этого мы решили рассмотреть символику оленя . Итак, олень является:

Символом повторяющегося творения и возрождения;

Путь уединения и непорочности;

Символ благородства и величия;

Символ начала, противостоящего злу.

Также нас заинтересовало то, что в повести указывается на наличие рогов в имени марала – Рогатая мать-олениха. Что же символизируют рога:

Сила;

Власть;

Могущество;

Мистическое перерождение;

Мужество;

Благородство.

Таким образом, миф, присутствующий в произведении, выполняет двойную функцию: идейно-эстетическую и национальную. Миф о Рогатой матери-оленихе в повести является связующим звеном между настоящим и прошлым. Миф для Айтматова это «сгусток мудрости» древних, поколениями проверенный опыт. Миф моделирует художественную картину мира, становится инструментом для вскрытия актуальных проблем современности и проникновения в глубины общественного разума. По аналогии мифу художник изображает общественные отношения, философски осмысливая их. Т.е. мифологический мир, мы считаем, помогает более лучше рассмотреть мир жизнеподобный, реальный. Момун подобно тому, как Рогатая мать-олениха опекает мальчика и девочку, воспитывает своего брошенного внука. Олень, согласно восточной мифологии, является царской добычей, и потому он уподобляется царю; его умерщвление на охоте отождествляется со смертью самого героя.
Таким образом, убив Рогатую мать-олениху, Момун «убивает» и себя: «…сраженный горем и позором, старик лежал, как убитый, лицом вниз, не отзываясь на голос мальчика».

Айтматов обращается к мифу как к метафоре, отражающей через вековую мудрость проблемы современности, которые и сейчас остаются актуальными, такие как связь поколений и передача духовного опыта.

3 группа «Жизнеподобный мир».5-7 мин

Действие повести происходит на небольшом кордоне. На кордоне всего три семьи: это дед Момун с Бабкой, тетка Бекей - «самая несчастная из всех женщин» , потому что не может иметь детей, за что ее систематически избивает муж Орозкул – начальник кордона, также здесь живет рабочий Сейдахмат со своей женой Гульджамал. И «единственный мальчишка на все три двора». Мальчик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун «всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился» и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника - Орозкула.
И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь. В самом реальном мире мы бы подчеркнули наличие отдельной проблемы столкновения добра и зла, тем самым выделяя в повести две обособленные тематические линии: внутренний мир мальчика против внешнего мира и Момуна против Орозкула в самом внешнем мире.
Добро и зло - это два взаимоисключающих понятия. И в своих мечтах мальчик пытался сделать реальный мир добрее, «перевоспитав» зло. Он надеялся, что Орозкул станет добрым, если у него будут дети, если он будет знать, что оставит после себя потомство. Но в то же время понятно, что если бы в Орозкуле была хоть капля добра, то он бы дарил свое тепло мальчику, как в легенде это сделала Рогатая мать-олениха. И, зная, что его дядька на самом деле наполнен только злом, мальчик часто видел во сне картину возмездия. Мальчик, как и читатель, подсознательно понимал, что зло с добром не могут сосуществовать, что-то должно быть истреблено. Орозкул заставил деда Момуна нарушить свои нравственные законы, растоптать то, во что так долго верил и он сам, и мальчик. Орозкул заставил его не просто убить олениху, но посягнуть на то, во что он верил всю жизнь, «на память предков, на совесть и заветы свои», на нравственные законы бугинцев. Момун сотворил зло во имя добра, ради своей «злосчастной дочери», ради внука. Но его философия зла во имя добра потерпела крах. Убив олениху, он обрекает на гибель мальчика. Момун сам помог создать внуку мир легенды, рассказав о Рогатой матери-оленихе, но сам же этот мир и разрушил. «И теперь, сраженный горем и позором, старик лежал на земле лицом вниз». А мальчик остался совершенно один в этом мире. Вмиг разрушились все его мечты и надежды, жестокость мира, от которой он долгое время прятался, предстала перед ним во всем своем обличье.

Но мы все же не считаем, что зло победило. Нет, оно проиграло в поединке с семилетним ребенком, который будет приходить к этим людям всю оставшуюся жизнь и во сне, и наяву. Нельзя безнаказанно разрушать все на своем пути. И Орозкула никто и никогда не будет любить, потому что он сеет только страх и боль. И все, кто своим равнодушием потакал этому злу, никогда не будет счастлив, потому что в каждой в каждой капле дождя они будут видеть серебристую рыбку с глазами мальчика. Добро сильнее зла. Добрых людей больше. Не таких, как Момун, не умеющих бороться за добро, а таких, которые приходят на помощь в трудную минуту. Не остался мальчик грубым и слабым, а уплыл к доброму, сильному, отправился вплавь к своему белому пароходу, к своей мечте.
Просмотр фрагмента из к\ф «Белый пароход» (дед Момун сидит у костра, к нему подходит мальчик; мальчик уходит к реке) 3 мин

    Обобщение.

Прошу вас ответить на вопрос, поставленный в начале урока: почему Айтматов уделяет особое внимание мифам и легендам, и как соотносятся между собой миры произведения?

- Ответ учащегося: Айтматов внедрял в современную реалистическую прозу то, что является наследием прошлой культуры: миф, легенду, предание. Элементы мифологического сознания мира можно приспособить к современному способу мышления. Так что тема памяти важна во многих смыслах. Надо осознать, что такое историческая память. Люди должны помнить все. Как говорил сам мастер слова: «Кто-то верно заметит: тяжело тому, кто все помнит. Так вот, пусть нам будет тяжело, но мы не должны забывать уроков прошлого. И пусть эти уроки влияют на нас во всем: на наше поведение, на наше сознание, поступки».

6. Рефлексия с реализацией. 5 мин

1. Слово учителя . Подводя итоги нашего урока, мы увидели с вами, какой нравственный урок можно извлечь для себя, прочитав повесть Айтматова. Как видите, жизнь предоставляет нам возможность решать очень много непростых вопросов. Оноре де Бальзак говорил: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло сосуществуют в ней». Что же должно помочь нам не сотворить зла другому? Давайте попробуем составить советы, помогающие избежать зла. Каждый на листочке пишет самый важный, по его мнению, совет. Затем вы зачитаете их.

2.Учащиеся зачитывают свои советы и крепят их к воздушным шарам.

Советы:
1. Не желай другим зла, делай добро, и мир станет лучше.
2 Не зли других и сам не злись.
3. Злость, ненависть, хамство не держи в своем сердце
4. Доброта спасет мир!
5. Не делай другим того, чего себе не желаешь.

6. Всегда помогать людям, нуждающимся в нашей помощи;

7. Как можно чаще просто улыбаться друг другу и говорить тёплые, ласковые слова.

3. Слово учителя .

(На интерактивной доске появляется рисунок радуги)

Посмотрите, свершилось чудо! Из ваших слов получилась радуга. Есть поверье, если человек пройдет под радугой, он обязательно будет счастливым. Я желаю вам всем радости, счастья и добра. Путь к доброте нелегкий. У каждого человека свой путь к доброте. Давайте делать добро. Рядом с вами есть люди, которые сильно нуждаются в ней. Сегодня у нас на уроке в каждом из нас зажглась искорка добра. Сохраните тепло доброты и поделитесь с ним с другими. И не забывайте совершать добрые поступки и тогда люди вас не забудут. В этом смысл жизни. И никогда не забывайте, что мы с вами люди, (на слайде тема и эпиграф урока ) а «ч еловек должен быть, прежде всего, человеком, он должен жить в гармонии с подобными ему людьми, в гармонии с природой, он должен быть носителем высоких идеалов».

- Просмотр видеофрагмента «Прощание. Ч.Айтматов». 1 мин

    Взаимооценивание. 2 мин

А сейчас я попрошу вас заполнить листы взаимооценивания.

    Домашнее задание: подумать над символикой названия, сопоставить образы Момуна и Орозкула. 1 мин

Ф.И.О.учащегося________________________________________________________

    Жизнеподобный мир

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мифологический мир________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сказочный мир________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы

1. В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина. Русская словесность. Алматы: Атам ұра, 2010 г.

2. Чингиз Айтматов. Белый пароход. М.: АСТ, Астрель, 2010.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.

2. Документальный фильм «Гражданин земного шара»:

3.

4. Кинофильм «Белый пароход». Киргизфильм, 1975 г.

Слайд 1

Биография и творчество Чингиза Айтматова
(1928 – 2008) Вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними Ч.Айтматов

Слайд 2

Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 в аиле Шекер (Киргизия). Под влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе.

Слайд 3

В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.

Слайд 4

Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.

Слайд 6

Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.

Слайд 7

Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".

Слайд 8

По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960–1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

Слайд 9

В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

Слайд 10

В повести "Джамиля", героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.

Слайд 11

В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.

Слайд 12

В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). стилизованный под эпос народный.

Слайд 13

В 1988–1990 Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература».

Слайд 14

Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман "Тавро Кассандры, 1994)

Слайд 15

Писатель скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека

Слайд 16

С самого начала его произведения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное решение проблем. Таковы ранние повести: “Джамиля” (1957), “Тополек мой в красной косынке” (1961), “Первый учитель” (1963).

Слайд 17

“Личность и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие – вот проблемные пары трех означенных ступеней восхождения Айтматова ко все более глубинным путям”,- пишет исследователь творчества писателя Г.Грачев.

Слайд 18

Книга известного советского писателя – роман-предупреждение, затрагивающий острые нравственные проблемы современности. Автор исследует приобретения и потери современного человека в его духовной жизни, в отношении к Родине, народу, другому человеку, природе, оценивает его нравственные качества в их развитии, исторических взаимосвязях и испытаниях реальной жизнью.

Слайд 19

Повествование начинается описанием волчьей семьи - Акбары и Ташчайнара, мирно живущей в Моюнкумской саванне. Но эти спокойствие и безмятежность лишь до тех пор, пока в азиатские просторы не вторгается человек, несущий в себе не созидающую, а разрушающую силу.

Слайд 20

И совершается ужасное, кровавое действо уничтожения животного мира, в котором погибают и недавно появившиеся на свет волчата Акбары. Все живое вокруг истреблено, а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе, радуются, что план по мясопоставкам выполнен. Три раза волки уходили в глухие места, пытались обзавестись потомством для продолжения своего рода и жить так, как предписывают им законы бытия, и три раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала их детенышей.

Слайд 21

Слайд 22

Акбара и Ташчайнар в романе обладают милосердием и никому не желают плохого. Любовь Акбары к волчатам - это не бессознательный животный инстинкт, а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему женскому на земле. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей.

Слайд 23

Мать Акбара, как мать-природа, хочет сохранить себя, свое будущее в потомстве, но, когда Базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается и начинает нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и отчаяние, доводившие ее до безумия.

Слайд 24

Волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, а совершенно невиновного человека - чабана Бостона, семья которого имела несчастье принять в своем доме Базарбая, проезжавшего с волчатами мимо их жилища. Следы и привели Акбару к Бостонову становищу. Чабан понимает, какой гнусный поступок совершил завистливый и желающий ему навредить Базарбай, но не может ничего сделать.

Слайд 25

Этот омерзительный пьяница, способный на любую подлость, всю жизнь ненавидел Бостона, честного труженика, который, благодаря своим собственным силам, стал лучшим чабаном в аиле. И теперь Базарбай злорадствовал и ликовал при мысли о том, что “возомнившего о себе и возгордившегося” Уркунчиева доводит по ночам терзающим и изматывающим воем потерявшая волчат Акбара.

Слайд 26

Но самое страшное ожидало Бостона впереди. Увидев, что волчица, похитившая его любимого сына, убегает, Бостон убивает одним выстрелом Акбару и малыша, который был его продолжением и смыслом жизни. Погибает и Базарбай, сломавший так много чужих судеб и столкнувший друг с другом две могучие силы - человечество и природу. Совершив три убийства, только одно из которых осознанное, Бостон сам ведет себя на “плаху”, подавленный переполнявшими его горем и отчаянием, внутренне опустошенный; но в глубине души он был спокоен, потому что уничтоженное им зло больше не сможет вредить живущим.

Слайд 27

Еще одна острая тема, раскрытая писателем в романе, - это проблема наркомании. Ч. Айтматов призывает людей опомниться, принять необходимые меры по искоренению этого опасногосоциального явления, которое калечит человеческие души. Автор правдиво и убедительно описывает ведущий в тупик и разрушающий жизни путь “гонцов”, которые, рискуя, отправляются в азиатские степи за анашой, одержимые жаждой обогащения. В противоположность им писатель вводит образ Авдия Каллистратова, “еретика-новомысленника”, изгнанного из семинарии за его недопустимые с точки зрения религии и устоявшихся церковных постулатов идеи о “Боге-современнике”

Слайд 28

Одухотворенная и глубокомыслящая натура Авдия противится всяким проявлениям зла и насилия. Неправедный, гибельный путь, по которому идет человечество, вызывает в его душе боль и страдания. Он видит свое назначение в помощи людям и обращении их к Богу. Для этой цели Авдий решает присоединиться к “гонцам”, чтобы, находясь рядом с ними, показать, как низко они пали, и направить их на путь истинный через искреннее раскаяние.

Слайд 29

Слайд 30

Авдий всеми силами стремится образумить их, спасти погибающие души, вселив в них высокую мысль о Всеблагом, Всемилостивом, Вездесущем… Но за это его жестоко избивают, а потом и лишают жизни те, кому он протянул руку помощи. Фигура Авдия, распятого на саксауле, напоминает Христа, принесшего себя в жертву за Добро и Истину, даруемые людям, и искупившего смертью человеческие грехи. Авдий тоже принял смерть за добро, и в последних его мыслях не было упрека обезумевшей толпе убийц, а лишь сострадание к ней и горестное чувство невыполненного долга…
Слайд 33

Тревога - вот главное чувство, которое несет роман читателю. Это тревога за погибающую природу, за самоуничтожающееся поколение, утопающее в пороках. “Плаха” - это крик, призыв автора одуматься, принять меры по сохранению жизни на земле. Это сильное по своему содержанию произведение способно оказать человеку неоценимую помощь в борьбе за новый, светлый, высоконравственный путь, который назначен ему природой и на который люди рано или поздно обратят озаренные разумом взоры.

Слайд 34

«Путь к истине - повседневнный путь к совершенству...» Ч.Айтматов









1 из 8

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

БиографияРодился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля», принёсшая Айтматову мировую известностьВ 1990-1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2000 годабыл послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».Депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум».

№ слайда 3

Описание слайда:

ПамятьИмя Айтматова присвоено в Бишкеке городскому парку, Русскому драматическому театру и университету «Манас». В перспективе - создание Музея Айтматова в киргизской столице.В октябре 2008 года в Чолпон-Ате на северном берегу Иссык-Куля был открыт памятник Чингизу Айтматову.Объявлен международный конкурс на проект памятника Айтматову в мемориальном комплексе «Ата-Бейит».На литовском монетном дворе, договор с которым подписал Киргизский национальный банк, отчеканена серия из шести коллекционных серебряных монет - «Чингиз Айтматов», «Джамиля», «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!» и «Белый пароход».Готовятся к изданию восьмитомник на русском языке и последняя книга Айтматова «Когда падают горы, или Вечная невеста».

№ слайда 4

Описание слайда:

Награды и премии Государственные: (всего 46):СССР:Герой Социалистического Труда(1978)Два ордена ЛенинаОрден Октябрьской РеволюцииДва ордена Трудового Красного ЗнамениОрден Дружбы народовКиргизии:Герой Киргизской Республики (1997)Орден «Манас» 1-й степениРоссии:Орден Дружбы (1998)Казахстана:Орден Отан (2000)Узбекистана:Орден «Дустлик»Прочих стран:Офицерский крест ордена Заслуг (2006, Венгрия)Ведомственные:Медаль Н. К. Крупской Министерства культуры СССРОбщественные:Детский орден Улыбки (Польша)Почётная медаль «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на благо мира и процветания на земле» Токийского института восточной философии

№ слайда 5

Описание слайда:

Сочинения На встрече с читателями в Санкт-Петербурге (2007)«Лицом к лицу» (1957 год)«Джамиля» (1958)«Тополёк мой в красной косынке» (1961)«Первый учитель» (1962)«Прощай, Гульсары!» (1966)«Белый пароход» (1970)«Восхождение на Фудзияму» (пьеса, в соавторстве с К. Мухамеджановым)«Ранние журавли» (1975)«Пегий пёс, бегущий краем моря» (1977)«Буранный полустанок» (1980, известна также под названием «И дольше века длится день»)«Плаха» (1986)«Тавро Кассандры» (1996)«Встреча с одним бахаи» (Беседа с Фейзоллой Намдаром) (1998)«Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006)«Белое облако Чингисхана»«Верблюжий глаз»«Материнское поле»

№ слайда 6

Описание слайда:

Кино По произведениям Ч. Айтматова снято немало художественных фильмов. Сам Чингиз Торекулович неоднократно выступал в роли сценариста или соавтора.1965 - "Первый учитель" -художественный фильм (режиссёр - Андрей Кончаловский)1967 - "Материнское поле" - художественный фильм (режиссёр - Геннадий Базаров, Киргизфильм)1968 - "Бег иноходца" - художественный фильм (режиссёр - Сергей Урусевский)1968 - "Джамиля" -художественный фильм (режиссёр - Ирина Поплавская)1976 - "Белый пароход" - художественный фильм (режиссёр - Болотбек Шамшиев, Киргизфильм)1989 - Айланпа. Мир на кругах своих - документальный фильм (режиссёры - В.Виленский, К.Орозалиев)1990 - "Пегий пёс, бегущий краем моря" - художественный фильм (режиссёр - Карен Геворкян, киностудия им. Довженко)1990 - "Плач перелётной птицы" - художественный фильм (режиссёр - Бакыт Карагулов, Киргизфильм)1995 - "Буранный полустанок" - художественный фильм (режиссёр - Бакыт Карагулов, производство Катарсис /КНТК)2008 - "Прощай, Гульсары" - художественный фильм на казахском языке (режиссёр - А. Амиркулов, производство Казахфильм)2009 - "Гражданин Земного шара" - документальный фильм о Чингизе Айтматове 39 мин. (режиссёр - О. Чекалина) (кинокомпания «ТИГР» при участии кинокомпании «СтудиОль»)




В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.


Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехником, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.


В 1956 приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала "Лите ратурный Киргизстан", пять лет был собственным корреспондентом газеты "Правда" в Киргизии.


Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.


Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".


По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960– 1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).


В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.


В повести "Джамиля", героем- повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.


В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.


В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). стилизованный под эпос народный.




Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман "Тавро Кассандры, 1994)








Литературные критики выделили три периода в творческом развитии Ч.Айтматова. Джамиля, Верблюжий глаз, Тополек мой в красной косынке, Первый учитель- произведения первого эта- па. Второй образуют повести Материнское поле (1963 г.) и Прощай, Гульсары! (1966 г.). Третий же начинается с Белого парохода (1970 г.). Это также Ранние журавли, Пегий пес, бегущий краем моря и роман Буранный полустанок.



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 «А» классе

42 гимназии Приморского района

Санкт-Петербурга

Учитель: Темченко Наталия Александровна

Тема: Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход».

Задачи урока:

  1. Найти ответ на вопрос о том, каковы взаимоотношения природы и человека в данном тексте.
  2. Поразмышлять о проблемах нравственности, которые возникают в связи с этой легендой.
  3. Использовать различные формы работы с целью подготовки к написанию сочинения-миниатюры в жанре той же нравственной темы.

Темы сочинений:

  1. Монолог Рогатой матери-оленихи, которая обиделась на людей и увела из этих мест оленей.
  2. «…худо, когда не умом люди блещут, а богатством!»
  3. «…богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».
  4. «…там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место».

План урока:

  1. Кадры из диафильма о Чингизе Айтматове, где говорится о «Белом пароходе».
  2. Слово учителя: Мы с вами уже говорили о мальчике и дед Момуне, узнали о сказке

про белый пароход. Сегодня наша задача познакомиться с легендой о Рогатой матери-оленихе и подготовиться к написанию классного сочинения на темы, которые вы видите на доске.

Вглядимся в линогравюру 1976 года А. С. Осташева, на которой изображен мальчик.

Опишите его лицо .

Ковалева Света: Это лицо ребенка, у которого взрослые глаза.

Дружко Юля: Грустное и серьезное лицо ребенка, который знает что-то лучше, чем взрослые.

Учитель: Почему эта легенда самая любимая у деда Момуна и его внука? На этот

вопрос мы ответим в конце урока. А теперь прочитаем выразительно первый абзац . Его тема – первый пункт плана в тетради.

  1. Киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай.

Учитель: Прочитайте наиболее важные цитаты из отрывка на тему:

  1. Разные народы на этой реке жили в постоянной вражде.

Ильин Валера: «Человек не жалел человека. Человек истреблял человека…»

Глебовская Анна: «…некому стало хлеб сеять, скот умножать, на охоту ходить…»

Петров Олег: «Легче стало жить грабежом: пришел, убил, забрал».

Учитель: Выпишите в тетрадь действия человека под знаком «+» и « − ».

Чихиркин Сергей: « − »: «жгли жилища», «угоняли скот», «убивали людей».

Дружко Оксана: «+»: «хлеб сеять», «скот умножать», «на охоту ходить».

Учитель: Найдите в тексте вывод.

Сорокин Володя: «Помутился разум у людей».

Учитель: Соедините текст с современностью.

Дружко Оксана: Очень похоже на Чечню, там ведь тоже льется кровь, нет мирной жизни.

Учитель: Отметьте отношение природы к человеку.

Потапенко Валя: Она протестует: появилась странная птица с человеческим голосом, которая пела и плакала жалобно: «Быть великой беде!» Но люди ее не понимали.

  • Пересказ эпизода.

3. Похороны киргизского вождя

  • Прочитайте сцену «Нападение врагов на племя». Выпишите опорные слова.

4. Нападение врагов на племя.

Реплики ребят:

  • невиданное побоище (эпитет)
  • убивали всех подряд
  • покончить с дерзким племенем киргизов
  • чтобы «время занесло сыпучим песком следы прошлого» (метафора)

Учитель: Найдите в тексте главную авторскую мысль. Запишите в тетрадь.

Кузнецов Женя: Человека долго рожать и растить, а убить – скорее скорого.

Учитель: Какова реакция врагов на поголовное убийство?

Лиепин Саша: Радуются богатству, празднуют победу, нет угрызений совести.

Учитель: Как вы думаете, почему выжили мальчик и девочка из племени киргизов?

Никонов Никита: Убежали тайком от родителей в лес драть лыки на лукошки.

Макарова Катя: Природа против того, чтобы племя исчезло с лица земли.

Учитель: А теперь – устное словесное рисование : портреты детей, их поступки, жесты, когда они узнали о трагедии.

Захарченко Таня: Они застыли от ужаса, потом бросились к родной юрте. Мальчик схватил окровавленную руку мертвого отца, стоит с широко открытыми глазами. Девочка, рыдая, упала на мать.

Лебедева Света: Они мечутся по стойбищу, кругом трупы. Дети застыли, прижавшись друг к другу. Потом побежали, взявшись за руки, вслед за врагами прочь от страшного места.

  • Пересказ эпизода.

Учитель: Перескажите эпизод «Дети у врагов»

5. Дети у врагов.

Марьенков Сергей: Они добежали до места, где враги празднуют победу над киргизами. В центре красная юрта…

Учитель: Красный цвет – цвет крови и власти.

Марьенков Сергей: Рядом с юртой стража с серебряными топорами. А еще в юрте белая, как снег кошма.

Учитель: Помните, белый – цвет скорби, да и смерти тоже.

Марьенков Сергей: Хан презирает своих людей, считает, что это он победил киргизов, и велит Рябой Хромой Старухе убить детей.

Учитель: Поразмышляйте над тем, почему он поручает это не мужчине, а старухе.

Захарченко Таня: Возможно, потому, что женщина добрее мужчины. Ведь одна «сердобольная женщина» из его племени «успела сунуть детям по куску вареной конины». Женщина дарит жизнь, убийство ей чуждо. А хан хотел убить не только детей, чтобы они не отомстили за родичей, но и жалость женщин к детям чужого племени.

VI. Анализ эпизода.

Учитель: Прочитайте выразительно диалог старухи и реки Энесай, старухи и оленихи. Выскажите свое мнение о том, почему Старуха хочет столкнуть детей в реку Энесай?

6. Диалог Старухи и реки Энесай.

Ковалева Света: Боится ослушаться хана, жалеет детей. Это быстрая смерть.

Ковалева Катя: Возвращает детей природе. Знает жестокость людей, их жадность, поэтому предпочитает их раннюю смерть разочарованию детей в жестоком мире.

Марьенков Сергей: Не хочет, чтобы они стали жестокими, как взрослые.

Учитель: Мы знаем, что у главного героя повести «Белый пароход» тоже чистая душа и доброе сердце. Дети – всегда символ доброты и чистой совести мира. (запись этого в тетрадь)

Какие другие тексты напоминает обращение старухи к Энесаю?

Захарченко Таня: Она обращается к реке как к живому существу, словно королевич Елисей к Солнцу, Месяцу и Ветру в сказке Пушкина.

Учитель: Энесай (Енисей) – река в Сибири. А это богатый край, но этим детям, двум маленьким песчинкам, нет места в жестоком и алчном мире взрослых. Но за ребятишек вступилась сама мать-природа в лице Рогатой матери-оленихи. Она потеряла двух оленят, но не озлобилась на людей, а хочет спасти человеческих детенышей.

Процитируйте портрет Оленихи. Что он символизирует?

Глебовская Аня: Это символ природы и красоты.

Потапенко Валя: Символ материнской любви.

Учитель: В чем убеждена Старуха и во что верит Олениха?

Анисимова Юля: Старуха считает, что дети вырастут и убьют оленей. Олениха ей возражает: «Я им буду матерью, а они – моими детьми… Разве они станут убивать своих братьев и сестер?»

Учитель: Олениха, то есть мать-природа, не только спасает детей от смерти, но дает им шанс начать новую жизнь, полную гармонии и любви, среди людей, которые близки к природе, ее истокам.

  • Пересказ эпизода.

7. Обретение новой родины.

Анисимова Юля: Олениха уводит детей к Иссык-Кулю. Это долгий путь, во время которого она спасает ребятишек и от волков, и от людей.

Ефимов Дима: Я думаю, это не случайно, ведь есть поговорка, что «человек человеку волк». Это о тех людях, от которых Олениха увела детей.

Учитель: Процитируйте пейзаж озера.

Ремизова Саша: «снежные хребты», «зеленый лес», «море плещется», «белые волны на синей воде», «ветры гонят их». Очень красиво, много эпитетов, цветовых прилагательных. Даже гипербола встретилась: « С одного края» моря =озера «солнце восходит, а на другом еще ночь».

Учитель: Какой завет дала детям Олениха? Как должны жить они и их потомки?

Пальчиков Илья: «землю пахать, рыбу ловить, скот разводить». «Живите здесь с миром тысячи лет. Да продлится ваш род и умножится. Да не забудут потомки ваши речь, которую вы сюда принесли, пусть им сладко будет говорить и петь на своем языке. Живите, как должны жить люди. А я буду с вами и с детьми ваших детей во все времена…»

Учитель: Жить как люди означает:

  • трудиться
  • жить в мире и согласии
  • хранить язык и обычаи предков
  • жить в гармонии с природой.

Природа – их хранительница, символ материнской любви, мудрости и заботы.

(записывают в тетрадь)

Учитель: Как Рогатая мать-олениха еще раз помогла этим детям?

Полякова Надя: Когда девочка стала женщиной и мучилась в родах, разбушевался Иссык-Куль, прибежала Олениха с колыбелью – бешиком, на которой звенел серебряный колокольчик. И сразу родился мальчик, которого назвали Бугубаем в честь Оленихи. Отсюда пошел род бугинцев, для которых Рогатая мать-олениха – святыня, прародительница племени, его добрый ангел – хранитель.

Учитель: Как почитали ее бугинцы?

Пальчиков Илья: На юртах вышивался знак – рога марала. Кроме того,

  • в бою бугинцы, защищая землю, кричали «Бугу!» и всегда побеждали. Так они защищали землю, детей и оленей.
  • Состязались в скачках («Бугу!»)
  • Почитали белых маралов, уступали им дорогу, сходя с лошади (уважали традицию)
  • Красоту любимой девушки сравнивали с красотой белого марала.

Учитель: Почему Рогатая мать-олениха обиделась и ушла из этих мест с маралами?

Ремизова Саша: На поминках одного богатого бугинца его наследники нарушили закон предков: убили белого марала, а его рога водрузили на могилу отца. Кроме того, они посмеялись над стариками («Кто посмел поднять руку на потомство Рогатой матери-оленихи?») Они посадили их на коней задом наперед и прогнали с позором прочь. А до этого еще отхлестали стариков плетками.

Учитель: Какие древние законы были нарушены?

Касьяненко Женя: Они

  • подняли руку на стариков
  • унизили их
  • нарушили закон гостеприимства
  • не вняли советам старцев.

А потом они стали убивать маралов, не стесняясь, продавать их рога, запасасть их впрок.

Учитель: Чем руководствовались эти люди? Как комментирует это автор? Запишите это в тетрадь.

Ковалева Катя:

«Пусть знают люди, какие богатые и щедрые наследники остались после умершего, как они почитают его память».

«Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!»

Сорокин Володя:

«Где еще увидишь под солнцем такую счастливую жизнь, такие поминки?»

«Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни»

Захарченко Таня:

«Очень хотелось кичливым сыновьям богача затмить других,…чтобы слава о них пошла по всей земле»

«Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».

Глебовская Анна:

«Появились такие люди из рода Рогатой матери-оленихи, что сделали своим ремеслом добычу маральих рогов и продажу их за деньги».

«Э-э, мой сын, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место».

Учитель: Какое наказание придумала Олениха бугинцам?

Никонов Никита: Она мать, поэтому зла пожелать не может, но она ушла с маралами в другую страну. Уходя, она не проклинала людей, но обещала, что не вернется.

Чихиркин Сергей: С ее уходом не стало хранительницы и святыни у бугинцев. Не будет им теперь удачи, пока люди не опомнятся, не покаются в грехах, не станут жить в гармонии с природой и между собой.

Учитель: Рассмотрите линогравюру 1976 года А. И. Величко. Что вам в ней нравится?

Дружко Юля: Рога оленей как крона деревьев, с которой даже цветы свисают.

Дружко Оксана: Мальчик обнимает олененка, как своего брата или друга.

Ремизова Саша: Много белого фона, может быть, потому, что это символ добра, света, любви и гармонии.

Учитель: Жаль, что это только в мечтах мальчика, да еще в старые добрые времена было возможно.

Задание: Написать сочинение-миниатюру по предложенным темам.

Пересказ эпизода «Похороны киргизского вождя».

Макарова Катя: Он ходил в походы, рубился в сечах. Теперь в легенде подробно описывают обряд похорон: тело несут над Энесаем (материнским руслом), чтобы «душа… пропела последний раз песнь об Энесае»…

Никонов Никита: В этой песне чувствуется единство человека и природы: «река шире, земля родней (о природе), горе глубже, воля вольней (о человеке)».

Макарова Катя: Говорятся слова на погребальной сопке: «Вот твоя река . Вот твое небо. Вот мы , рожденные от одного с тобой корня . Мы все пришли проводить тебя. Спи спокойно». Получается, что человек после смерти возвращается в лоно матери-природы.

Сорокин Володя: На могиле батыра устанавливается каменная глыба, похожая на ту, что изображена за спиной мальчика на линогравюре.

Анисимова Юля: Каждая семья прощается с батыром у своей юрты, висят белые флаги скорби. Ведь это беда всего племени.

Ипатов Сергей: С ним будут зарыты доспехи, щит и копье, конь с погребальной попоной. Звучат трубы и барабаны.

Кузнецов Женя: Плакальщицы распустили волосы, а джигиты опустились на колено, чтобы поднять на плечи бренное тело.

Ипатов Сергей: А еще будут принесены в жертву девять кобылиц, девять быков и девятью девять овец.

Учитель: Все это обряды язычников, которые поклоняются многим богам, олицетворяющим природу. И прежде всего это поклонение Энесаю (Енисею), что в переводе означает «материнское русло».


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры