Простая форма наречия. Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Степени сравнения наречий

Главная / Измена жены

Вступление

Наречия чаще всего обозначают признак действия. С помощью степеней сравнения мы можем охарактеризовать меру проявления признака, выраженного наречием.

Степени сравнения имеют наречия, оканчивающиеся на -о (-е) , образованные от качественных имён прилагательных.

Например: идти быстро - идти быстрее - идти быстрее всех.

Схема 1

Сравнительная степень

Сравнительная степень обозначает бόльшую или ме́ньшую степень проявления признака.

Сравнительная степень имеет две формы - простую и составную.

Простая сравнительная степень образуется от основы наречия без -о(-ко, -око) с помощью суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же .

Например: тепл о - теплее (-ей ) ,

громк о - громче ,

ран о - раньше ,

глуб око - глубже .

Наречия хорошо, плохо, мало образуют простую форму сравнительной степени нестандартно: хорошо - лучше, плохо - хуже, мало - меньше.

В разговорной речи используются наречия, образованные от простой формы сравнительной степени при помощи приставки по- . Такие наречия обозначают небольшую меру проявления признака. Например: дешевле → по дешевле

лучше → по лучше

светлее → по светлее

Отличие простой сравнительной степени наречия от соответствующей формы имени прилагательного

Простая форма сравнительной степени наречий совпадает с соответствующей формой имени прилагательного. Сравните:

прилагательное: веселый - веселее;

наречие: весело - веселее.

Отличить простую сравнительную степень прилагательного от наречия в этой же форме можно по нескольким характерным чертам этих двух частей речи:

Наречие в форме простой сравнительной степени

Имя прилагательное в форме простой сравнительной степени

1. обозначает признак действия

1. обозначает признак предмета

2. отвечает на вопросы как? каким образом?

2. отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. в предложении выступает в роли обстоятельства

3. в предложении выступает в роли сказуемого

глагол наречие

Например: Летние каникулы мы проводим (как?) веселее , чем зимние .

сущ. прилаг.

В детстве мой брат брат был (какой?) веселее , чем сестра.

Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к словам более (менее) наречия в начальной форме. Например: тепло - более тепло, громко - менее громко .

Составная сравнительная степень наречий часто употребляется в сравнительных оборотах со словом чем и является обстоятельством. Например: Аня выполняет домашние задания более старательно, чем Оля.

Превосходная степень сравнения обозначает наибольшую или наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных, наречия не имеют простой превосходной степени сравнения . Остатки простой сравнительной степени представлены лишь в устаревших выражениях: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь .

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1. Прибавление к словам наиболее или наименее наречия в начальной форме.

Например: высоко - наиболее высоко, серьёзно - наименее серьёзно .

2. Сочетание простой сравнительной степени наречия со словами всего или всех . Например: высоко - выше всех; серьёзно - серьёзнее всего.

Отличие составной превосходной степени наречия от соответствующей формы имени прилагательного

Составная превосходная степень наречий со словами всех/всего совпадает с соответствующей формой прилагательных. Отличить их можно по тем же признакам, по которым разделяются формы простой сравнительной степени (см. таблицу ).

Например: глагол наречие

Мой друг рисует (как?) красивее всех .

сущ. прилаг.

Сестра моего друга была (какая?) красивее всех !

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().

Домашнее задание

Упражнения № 212, 214. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Выпишите сначала пословицы и поговорки со сравнительной степенью прилагательных, а затем - со сравнительной степенью наречий. Подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения.

1.Лучше матери друга не сыщешь. 2. Лучше много знать, чем много иметь. 3. И лес шумит дружней, когда деревьев много. 4. Легче друга потерять, чем найти. 5. Больше слушай, меньше говори. 6. Выше себя не вырастешь. 7. После работы еда вкуснее. 8. Меньше жмурься - больше увидишь. 9. Меньше конь - меньше воз.

Задание № 2. От данных наречий образуйте все возможные формы степеней сравнения.

Близко, скоро, низко, отчетливо, далеко, хорошо, красиво, чисто, широко, редко, туго.

Задание № 3. Исправьте ошибки нерадивых учеников.

1. Больше за все я люблю лето. 2. Наш спортсмен пробежал быстрее за всех. 3. Ростовский кремль был построен более раньше, чем Московский. 4. Музыка играла громчее. 5. Экскурсовод рассказывал об истории Московского Кремля более интереснее, чем это написано в книге.

Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного?

    Отличить сравнительную степень наречий от совпадающей с ней сравнительной степенью прилагательных можно, естественно, по тексту, а в тексте следует сразу же обратить внимание, ЧТО поясняет слово.

    Сравнительная степень наречий обычно поясняет ГЛАГОЛ, а сравнительная степень прилагательных поясняет СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (или слово, заменяющее его).

    1) Родители никогда не ругали своих детей, они поступали мудрее .

    2) Бабушка еще мудрее родителей.

    В первом предложении-примере выделенным словом поясняется глагол, от которого и ставится

    вопрос родители поступали КАК? -- мудрее . Это наречие мудро => мудрее .

    Во втором предложении поясняется существительное, от которого ставится другой вопрос:

    бабушка КАКОВА? -- мудрее . Это прилагательное мудрая => мудрее .

    Иногда бывает очень сложно это сделать и случается, что одно с другим путают многие.

    Для того, чтобы отличать/различать наречие в сравнительной степени и прилагательное, нужно задать к слову вопрос.

    • Его машина быстрее, чем моя (какая?).

      Пойдмте быстрее в дом (Как?).

    В первом случае это прилагательное, а во втором - наречие. Прилагательное имеет определяющее слово, к которому оно относится (машина быстрее), а наречие такового не имеет.

    Отличить прилагательное от наречия в сравнительной степени достаточно просто. Достаточно знать, что прилагательное отвечает на вопрос какой? какая? какое? на сколько? в зависимости от рода. Наречие отвечает на вопрос как? куда? Далее идет контекст предложения. Например, в предложении солнце светит ярче , слово ярче отвечает на вопрос как? Поэтому является наречием. В предложении фары на этом автомобиле светят ярче , чем на другом слово ярче отвечает на вопрос на сколько? Здесь слово выступает в сравнительной степени прилагательного.

    Хороший вопрос. Из-за того, что степени сравнений качественных прилагательных и наречий образуются одинаково, в их определении часто делают ошибки.

    Без контекста невозможно понять, к какой части речи относится слово, поэтому первым делом нужно определить его позицию в предложении.

    Например:

    Мы поднялись выше по склону.

    Этот дом выше всех.

    Наречие является обстоятельством, отвечает на вопросы как? куда? и прочие вопросы наречий, а также обозначает признак действия, следовательно употребляется вместе с глаголом, от которого и задается вопрос. Поднялись (куда?) выше.

    Прилагательное в сравнительной степени выступает в роли сказуемого, отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета - употребляется вместе с существительным. Дом (какой?) выше всех.

    Иногда бывает очень сложно отличить наречие от прилагательного, если они оба стоят в сравнительной степени. Поэтому необходимо задавать вопрос от главного слова к этому наречию или прилагательному. Наречия обычно отвечают на вопрос как, прилагательные какой. Все решает только узкий контекст.

    Так как отличить наречие и прилагательное можно только в контексте, давайте приведем примеры и на их основе уже объясним различия:

    1) Папа выше мамы на десять сантиметров.

    Задаем вопрос к существительному-подлежащему: папа какой/каков? высокий/выше. Прилагательное относится к существительному (признак признака).

    2) На ступеньках ко входу в храм папа находился выше мамы.

    Задаем вопрос к глаголу-сказуемому: находится где? высоко/выше. Наречие относится к глаголу (признак действия).

    Для того, чтобы уметь находить различие наречия в сравнительной степени от прилагательного нужно задавать правильные вопросы от определяемого слова.

    Пример: Старик мудрее юноши (старик какой? или даже каков? - мудрее). В данном случае выражено кратким прилагательным.

    Пример: Старик поступил мудрее, чем юноша (поступил как? - мудрее). Здесь уже будет наречием.

    Соответственно смотрите по вопросам и выясняете часть речи.

    Чаще всего, если вопрос задается от определяемого слова, которое является существительным - значит это прилагательное. Если от определяемого слова, выраженным глаголом - значит наречие.

    Моя мама (какова?) мудрее (прил.) меня.

    Он поступил (как?) мудрее (наречие) других.

    Прилагательные зависят от существительных, а наречия от глаголов (чаще всего).

    По контексту, наверное.. Ведь если сравнительная степень, то должно быть что и с чем сравнивается..

    Отличить наречие от прилагательного в сравнительной степени можно следующим образом.

    Если прилагательное находится в сравнительной степени, то подразумевается, что присутствуют 2 различных объекта, между которыми происходит сравнение.

    Тем самым, такое прилагательное является как бы связующим звеном между 2 членами предложения.

    Например:

    Моя девушка (какая?) моложе (чем кто?), чем моя сестра.

    Наречие, в свою очередь, относится только к одному слову, и в предложении нет упоминания об объекте, с которым что-то сравнивают.

    Например:

    Ты выглядишь (как?) моложе в этой одежде.

    То есть наречие здесь отвечает на вопрос как?, и от него нельзя задать дополнительный вопрос к другому члену предложения.

    Нужно прочитать само предложение, тогда можно будет понять, в каком смысле это слово используется, например как прилагательное или как наречие. Прилагательное это какой(ая,ое, ие, го,..), тогда как наречие отвечает на вопрос как. Только нужно уловить смысл слова.

Качественные наречия в русском языке имеют две формы степени сравнения – сравнительную и превосходную. Сравнительная степень наречий также имеет две формы – простую и составную, а превосходная – только сложную. Посмотрим подробнее примеры их использования в речи.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ НАРЕЧИЙ

Простая сравнительная степень наречия образуется при помощи суффиксов – ЕЕ (- ЕЙ), -Е

Не существует разницы между употреблением суффиксов – ЕЕ или –ЕЙ

Весело – веселее (веселей)
медленно – медленнее (медленней)
смело – смелее (смелей)

Черепаха передвигается медленнее ежа. – - The turtle moves more slowly than the hedgehog.

Суффикс –Е используется, если в основе слова встречается чередование согласных букв:

Громко – громче
Долго – дольше
Богато – богаче
Редко - реже
Ты смеёшься громче меня. – – You are laughing louder than me.

Кроме того, существует ещё и альтернативная сравнительная степень наречия, которая образуется при помощи приставки –ПО.

Дорого – подороже
Тяжело – потяжелей

Эти туфли стоят подороже моего костюма. – – These shoes are more expensive than my costume.

Для обозначения сравнительного качества наречия также можно добавлять союз ЧЕМ. В этом случае тогда нужно обращать внимание на правильное употребление падежных окончаний.

→ Наречия – исключения, в которых меняется не основа, а всё слово:
Мало – меньше
Много – больше
Хорошо – лучше
Плохо – хуже

В Москве находится больше музеев, чем в Санкт-Петербурге. – There are more museums in Moscow than in Saint Petersburg.
Составная сравнительная степень наречия образуется при помощи слов БОЛЕЕ, МЕНЕЕ

Шумно – более шумно
Грустно – менее грустно

Этот двигатель работает более шумно, чем тот. – - This engine runs noisier than that one.

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ НАРЕЧИЙ

Данная степень образуется при помощи
→ сочетания слов НАИМЕНЕЕ, НАИБОЛЕЕ (иногда МАКСИМАЛЬНО) + наречия
Максимально точно, наименее сложно, наиболее удобно

Очень важно максимально точно понять речь иностранца. – - It is very important to understand accurately the speech of a foreigner.

→ простой сравнительной степени наречия + слов ВСЕХ, ВСЕГО
Этот повар готовит лучше всех. – – This cook cooks best.

ВСЕХ мы используем, когда сравниваем похожие предметы (лучше других поваров, как в показанном примере)
Больше всего мне нравится плавать. – – Most of all I like to swim.
Меньше всего я люблю мороженое. – – The last thing I like is ice cream.

ВСЕГО мы используем, когда нужно сравнить:
действия (больше всего плавать, а не петь)
разные предметы (меньше всего мороженое, а не шоколад)

Тема: Степени сравнения наречий.(7 класс)

Язык никогда не устанавливается окончательно:

Он непрестанно живет и движется,

развиваясь и совершенствуясь.

(В.Г.Белинский)

Цели и задачи:

Образовательная:

1. Продолжить формировать умения образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени.

2. Сформировать умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия.

3.Познакомить с этимологией наречий вдребезги и дотла.

Развивающая: развивать логическое и образное мышление, сосредоточенность внимания

Воспитательная: воспитание уважения к труду

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, исключение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: тексты с заданиями, тест, учебник.

Ожидаемый результат: сформировано умение различать сравнительную степень прилагательного и наречия, выявлены роль и правила употребления наречий в художественной речи.

Ход урока

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со степенями сравнения наречий, будем учиться отличать их от прилагательных в сравнительной и превосходной степени, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени, научимся правильно употреблять их в речи. Будьте активны, внимательны, и у вас все получится.

(Записываем число и тему урока.)

    Разминка.

Для начала немного разомнёмся. (Устно).

Подберите к фразеологизмам синонимы-наречия.

Ни свет ни заря – рано;

с минуты на минуту – скоро;

рука об руку – вместе;

на скорую руку – быстро;

на край света – далеко;

как снег на голову – неожиданно;

кот наплакал – мало;

душа в душу – дружно.

А скажите, все ли из данных наречий образуют степени сравнения?

II . Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос с последующей письменной проверкой.

Сколько степеней сравнения имеет наречие? (Две).

Назовите степени сравнения наречий. (Сравнительная и превосходная).

Сколько форм имеют эти степени сравнения, назовите их. (Две формы: простая и составная).

Как образуется простая сравнительная степень наречия? (При помощи суффиксов -ее, -ей, -е, -ше ).

(наречие + более, менее).

Что вы можете сказать об образовании превосходной степени сравнения наречия? (Превосходная степень сравнения наречия имеет только составную форму, простые формы встречаются крайне редко, в основном в архаичных словах типа покорн ейше , ниж айше , строж айше ).

Как образуется составная степень сравнения наречия? (Сравнительная степень наречия + местоимение всех).

- Молодцы.

2. Проверка знания теории на практике.

Образование степеней сравнения наречий. Работа в тетради по вариантам.

От данных наречий образуйте все возможные степени сравнения.

ГРОМКО громче, более(менее) громко, громче всех

ПРЕКРАСНО прекраснее, более (менее)прекрасно, прекраснее

всех

ХОЛОДНО холоднее, более (менее)холодно, холоднее всех

ЗВОНКО звонче, более(менее) звонко, звонче всех

КРАСИВО красивее, более(менее) красиво, красивее всех

ПЛАВНО плавнее, более(менее) плавно, плавнее всех

3. Создание, решение (поиск ответа), разработка (закрепление) проблемной ситуации.

Ребята, прочитайте предложения и скажите, в чем схожесть и различие предложений

Обратите внимание, что в этих предложениях встречается одно и то же слово, но в одном случае это прилагательное, а в другом – наречие. Как отличить прилагательное от наречия? Обратимся к таблице

Наш класс дружнее, чем шестой.

И лес шумит дружней, когда деревьев много

Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

Признак предмета

Признак действия

Относится

К имени существительному

К глаголу

Отвечает на вопрос

Какой? Какая? Какое ?

Как? Каким образом?

В предложении является

Сказуемым

Обстоятельством

А теперь посмотрим в учебнике на Стр.81.

4. Отрабатываем алгоритм действия

1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:

Наречие – от глагола Прилагательное – от существительного или

местоимения

2. Поставить вопрос:

как? какой? каков?

3.Определить слово как член предложения:

обстоятельство сказуемое

Возвращаемся к предложениям, записанным на доске. Оформляем запись в тетради.

III . Закрепление

1) Запись под диктовку, подчеркнуть прилагательные и наречия (2- 3 обучающихся у доски):

1) Сегодня ты выглядишь веселее.

2) Сейчас твоё настроение намного веселее, чем минуту назад.

3) Ребята нашего класса дружнее.

4) Мы дружнее берёмся за интересную работу.

5) Худой мир лучше доброй ссоры.

6) Сокол выше солнца летает.

Физкультминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

1 ) Продолжим работу. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над наречиями в сравнительной степени надпишите букву н., а над прилагательными – п.

1. Бледне…т ночь. Туманов п…лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее. 2. Свеже…т с кажд..м днем и молоде...т сосны чернеет лес, сине…т мягче даль, - сд...ется наконец сырым ветрам февраль, и пот…мнел в л…щинах снег наносный. 3. Ветер снес сырой туман с полей заг...релись звезды и в д..линах зашумели воды веселей.

Проверка

А теперь нам предстоят

2)Этимологические раскопки (проверка индивидуального задания).

Индивидуальные сообщения об истории появления фразеологизма сгореть дотла , наречия вдребезги.

Составьте с данным фразеологизмом предложение и запишите его. Выполните его синтаксический разбор.

А теперь поработаем устно.

3 ) « Говорите правильно » (устно).

1) Как можно быстрее (нельзя: «возможно быстрее») .

2) Заходите как можно чаще (нельзя: «возможно чаще») .

3) Было жутко в темноте (нельзя: «жутко нравится», «жутко скучает») .

4) Получить даром, бесплатно (нельзя: «получить задаром») .

5) Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: «столько много») .

6) Приехал, óтдал совсем, навсегда (нельзя: «отдаю насовсем») .

7) Разделим пополам (нельзя: «разделим напополам») .

Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.

Вы неплохо справились со всеми заданиями, а теперь я предлагаю проверить, как вы усвоили эту тему с помощью небольшого теста.

4) Контроль усвоения изученного.Тест (2 – 3 мин.)

Тест

1.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:

а) Весной солнышко светит веселее.

б) Этот цветок красивее прежнего.

в) Саша смелее Паши.

2.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) С возрастом годы бегут быстрее.

б) Городские дома выше сельских домиков.

в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста.

3.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.

б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше.

в) Говори, пожалуйста, тише.

4.Укажите наречия в сравнительной степени:

а) читает внимательнее

б)медленнее всех бежал;

в) книга интереснее.

5. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия:

а)Он слушает меня более внимательно.

б) Ты сделал работу лучше всех.

в) Я стараюсь писать более красивее

г) Мой брат рисует хуже меня.

Проверь себя! 1.а;2.б;3.а;4. а; 5. в.

Взаимопроверка теста

IV .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мне понравилось, как вы работали на уроке. Думаю, что вы сегодня еще больше узнали о нашем родном языке.

V. Домашнее задание. 7 – 10 пословиц со сравнительной степенью наречий и прилагательных.(оценки за урок)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры