Чего нельзя православным? Можно ли христианам есть свинину? Что можно православным.

Главная / Развод

«Можно ли православным христианам носить шорты?», «А читать Мастера и Маргариту?», «А кушать суши?», «А загорать на море?» — такого типа вопросы часто присылают на православные сайты. Что можно взять с собой из «прошлой» жизни, а что надо оставить? Такое впечатление, что христиане — это очень боязливые люди, которые первым делом хотят уяснить список «религиозных запретов». Зачем вообще нужны такие запреты и как не свести к ним свою жизнь в Церкви, отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице города Москвы.

— Человек приходит в Церковь и обнаруживает, что здесь многое совсем не так, как он привык. Многое «нельзя», и он начитает бояться сделать что-то не так. Действительно ли христианина на каждом шагу подстерегают опасности?

— Обычно такое отношение — ничего нельзя и все страшно — бывает у неофитов, у тех, кто только принял христианство. Когда человек приходит в Церковь, для него вся жизнь меняется. При приближении к Богу все преображается, приобретает другой смысл. Многие новички задают очень много вопросов — и правильно делают, потому что действительно им все нужно переосмыслить. Потом человек «подрастает» и перестает так много спрашивать. Тому, кто уже имеет какой-то опыт христианской жизни, конечно, проще, он уже чувствует, понимает, что можно, а чего нельзя.

Христианство — не религия запретов, христианство — это религия пасхальной радости, полноты бытия. Но чтобы сохранить эту полноту, эту радость, приходится быть очень осторожным, избегать тех соблазнов, искушений, которых так много в мире. Апостол Петр говорит христианам: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Так что надо, конечно, жить со страхом Божиим и бояться искушений. Осторожность и страх должны сопутствовать жизни христианина.

— Но что же хорошего в страхе?

— говорит, что у человека есть три ступени служения Богу. Первая — ступень раба, когда человек боится наказания. Вторая — ступень наемника, когда человек трудится ради награды. И третья — ступень сына, когда человек делает все из любви к Богу. Авва Дорофей говорит, что можно только перейти со ступени на ступень, нельзя сразу запрыгнуть на ступень сыновней любви. Надо пройти эти предварительные ступени. И если эти чувства — страха наказания или желания награды — есть в душе человека, это не так плохо. Значит, доброе начало положено.

В Церкви часто говорится о страхе. В храм, например, надо входить со страхом Божиим. Страх перед Богом не уничтожает любви.

А вот бояться дьявола больше чем Бога — неправильно. , например, пренебрежительно называл дьявола окаяшкой, он говорил: «У нас два врага: яшка (то есть самолюбие, самомнение) и окаяшка» — такое пренебрежительное наименование того, кого победил Христос. Бояться искушений, быть осторожным, конечно, нужно, но все должно быть в разумной степени.

— Как понять, где страх обоснованный, а где надуманный? Не бывает ли так, что страх просто парализует человека, и он, вместо того чтобы хоть что-то делать, ничего не делает, боясь сделать «не так»?

— Дьявол протягивает человеку две руки. В одной — возможность быть безгранично распущенным, развязанным, поступать произвольно. Во второй — быть закомплексованным, шарахаться от каждого куста. Надо выбирать средний, царский путь. Классифицировать страхи трудно. Каждый случай индивидуален.

— Мне кажется, для человека авторитетом должно быть мнение его духовника. Каждый человек должен выбрать себе такого старшего товарища, а лучше — отца, и стараться его слушаться. Христианство — это не просто система правильных умозаключений. Наш падший ум может говорить, что мы все делаем правильно, в то время как мы совершаем поступки, противоречащие воле Божией. Поэтому человеку необходим наставник.

— Но ведь не спрашивать духовника о всяких мелочах!

— Обо всем, что вызывает сомнение, можно спрашивать. Если вопрос вызван подлинным доверием духовнику, подлинным желанием поступить по воле Божией, тогда любой вопрос возможен. Как дитя приходит к маме и задает иногда самые глупые вопросы, а мама — отвечает. Невозможно составить список вопросов, которые можно и нельзя задавать.

Если духовник считает, что его спрашивают о чем-то незначительном, он может так и сказать: «Знаешь, это не важно, обрати внимание на более существенные вещи». Так тоже бывает.

Хочу еще добавить, что «вопросы по мелочам» смущают людей, которые смотрят со стороны, не зная, что у спрашивающего внутри. Вот они и смущаются — как же так, все время можно-нельзя, можно-нельзя. А чем человек живет? Он, конечно, живет не этими вопросами. Эти вопросы внешние, охранительные.

— А как же самостоятельность? Сегодня можно часто услышать призывы к христианам быть более самостоятельными.

— В Евангелии Господь говорит: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Так что мы люди несамостоятельные. Если у человека есть связь с Богом, то он, конечно, может обходиться без помощи наставников. Но обычно чем выше степень духовного совершенства человека, тем больше он приобретает смирения и слушается советов. Мы знаем, как святые отцы проверяли намерение преподобного Симеона Столпника подвизаться на столпе. Они послали к нему сказать: «Сойди со столпа». Как только Симеон услышал это повеление, он начал спускаться. А посланные были научены поступить так: если Симеон не послушается, силой заставить его сойти со столпа; если же послушает, то оставить его стоять. Он самостоятельный или нет? Я видел святых людей. Они были самостоятельными, но удивительно смиренными.

— Как все-таки понять, что можно, а чего нельзя?

— Один православный западный святой говорил: «Люби Бога и поступай как хочешь». Если человек любит Бога, то он уже не может сделать ничего плохого, ему не хочется делать плохое. Когда человек любит Бога и все его чувства, мысли, желания обращены к Богу, плохое не имеет над ним власти.

Но, наверное, никто из нас не может сказать, что он настолько любит Бога, что получил уже совершенную свободу. И поскольку мы любим Его несовершенной любовью, а в какие-то моменты, можно сказать, совсем предаем Его, любим что-то другое, для нас нужны правила. Они помогают нам избегать соблазнов, распознавать зло, стремящееся поработить нас. Ветхозаветные заповеди начинались с отрицания: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Многое из того, что сейчас в неверующем мире считается нормальным, на самом делать нельзя — блудить, смотреть непристойные фильмы, жить для себя, а не для других, праздно проводить время…

Но, конечно, неправы те люди, которые озабочены только вопросом, чего делать нельзя. Такое «ограничительное» Православие теряет смысл. Жизнь должна быть основана на положительном делании. А это любовь к Богу, любовь к ближнему, стремление делать добро. Нельзя сосредоточить свою жизнь только на том, чтобы не делать зла. Отказываясь от чего-то плохого, необходимо наполнять свою жизнь чем-то положительным. В душе не может и не должно быть пустого места.

Конечно, внешнее влияет на внутреннее. Но другое дело, что для кого-то сейчас менять стиль одежды не время, сперва надо перестать изменять своему мужу. Наркоману важно перестать употреблять наркотики, а бросить курить, наверное, он сможет потом. Создать четкую систему каких-то внешних регламентаций невозможно, потому что люди, приходя в Церковь, должны ориентироваться не на эти внешние запреты, а на правильное внутреннее положительное делание.

Беседовала Ирина РЕДЬКО

Мурад, Санкт-Петербург

Можно ли христианину есть свинину?

Здравствуйте. Я прочитал в Ветхом Завете: «Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь» (Ис. 66:17). Почему, имея эту истину от Бога, все христиане разводят и едят это запрещенное мясо?

Добрый день! Вы задали вопрос со ссылкой на Священное Писание. Хорошо, что Вы читаете слово Божие. Но надо знать, что подлинное Писание содержится в Церкви, и Церковь в своем Предании раскрывает его подлинный смысл. Нельзя брать какие-то цитаты в отрыве от контекста или без взаимосвязи с остальными священными книгами и на основании этого делать какие-то выводы. Согласитесь, было бы абсурдно, прочитав слова Христа, что Он пришел принести не мир, но меч (Мф. 10:34), взяться за оружие и начать воевать. Или, например, буквально поняв слова «возьми крест свой » (Мф. 10:38), сделать крест из бруса и таскать его на плечах. Звучит смешно, но такие люди в истории были.

Давайте теперь вникнем в смысл приводимого Вами отрывка. В нем пророк Исаия говорит о погибели тех, «которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей » (Ис. 66:17). Известно, что есть свиное мясо было воспрещено в Ветхом Завете, об этом есть прямое указание в законе Моисея (Лев.11:7; Втор.14:8). Однако в рассматриваемом нами отрывке употребление этого мяса в пищу осуждается не только само по себе (т.е. как нарушение закона), а во взаимосвязи с языческими жервоприношениями и суеверными обрядами. Мерзостью в Писании называется идолопоклонство. Тех, кто даже под страхом смерти так не делал, Церковь почитает святыми, например, мучеников Маккавеев и учителя их Елеазара (1 Мак. 1:41-64; 2 Мак. 6:18).

Говорит ли это, что употребление свинины запрещено раз и навсегда? Не можем же мы, в самом деле, предположить, что христиане не читали данного текста или просто пренебрегают им.

Начнём с того, что запрет на свинину — один из множества других запретов Моисеева закона. И вопрос о необходимости его соблюдения христианами (во всей полноте и строгости) встал ещё во времена апостолов. И тогда же он был решен на Соборе следующим образом: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете » (Деян. 15:28-29).

Богословское обоснование такой позиции дано святым апостолом Павлом в послании к галатийским христианам. Прочтите его полностью, а я ограничусь здесь только одной цитатой, в которой выражена вся суть: «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер » (Гал. 2:21).

Можно найти и другие наставления апостола Павла на эту тему. При этом не следует забывать, что сам апостол язычников был фарисеем из фарисеев и с детства преуспевал в соблюдении иудейских правил (Гал. 1:14).

«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и чтó наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и чтó наполняет ее » (1 Кор. 10:25-28).

«Я знаю и уверен в Господе Исусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто » (Рим. 14:14).

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть » (Тит. 1:15).

Так с апостольских времён сложилось православное отношение к пищевым запретам Моисеева закона. Хотя в разные времена и поныне появляются те, кто учит воздерживаться от каких-то видов пищи. Мне встречались те, кто не ест картошку, не пьет коровье молоко (мол, это пища телят), вареную пищу (так называемые сыроядцы) и т.п. Человеку ведь гораздо проще обложить себя внешними ограничениями и думать, что тем он приближается к Богу, чем бороться со своими страстями и грехами. Но «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1 Кор. 8:8). Прочтите у того же пророка Исаии, чем и как мы сможем оправдаться на Страшном Суде: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как вóлну убелю » (Ис. 1:16-18).

Всё это всегда хорошо понимали святые отцы. Вот, например, во времена святителя Василия Великого (IV в.) были так называемые «энкратиты» — гностики, которые гнушались употреблять в пищу любое мясо. В этом они были схожи с современными вегетарианцами. Слыша указание православных, что они поступают неправильно, они возражали, мол, и вы гнушаетесь некоторых снедей и воздерживаетесь от них. На это святой Василий изложил 86 каноническое правило, в котором говорит, что все мяса для нас тоже, что зелья травные, согласно словам Писания: «Как зелень травную даю вам всё » (Быт. 9:3). Но, различая и отделяя вредное, мы пользуемся тем, что не вредит. Так, мы гнушаемся и своих извержений, хотя они происходят из существа нашей плоти (моча, испражнения, пот, жидкости, выходящие чрез рот и нос и т.п.). Следовательно, как мы отвращаемся от этого, так не принимаем и некоторых из снедей. К зелиям принадлежит и болиголов, и белена, но так как они вредны, то мы избегаем их; равным образом к мясам принадлежит и мясо грифа и мясо собаки, но никто не станет есть собачьего мяса, разве только сильно голоден. А кто вкусит по нужде, тот не нарушит закона.

Подобным образом святой Василий пишет в 28-м правиле из второго канонического послания святому Амфилохию Иконийскому: «Достойным смеха показалось мне, что некто дал обет воздерживаться от свиного мяса. Посему благоволи научить их, чтобы удерживались от невежественных зареканий и обетов; между тем дозволь, чтобы употребление почиталось безразличным, ибо никакое создание Божие не отметено, с благодарением приемлемо (ср. 1 Тим. 4:4). Таким образом, и обет достоин смеха, и воздержание не нужно».

Кушайте на здоровье, а если хочется воздержания, то для этого нам даны святые посты.

Запрет на потребление свиного мяса, согласно Библии, был наложен на евреев еще во времена Ветхого Завета. Но можно ли христианам есть свинину сегодня? Современные священники считают, что блюда из свинины вполне допустимы, только это не относится ко времени Великого поста.

Православные христиане спокойно едят свинину, так как знают, что Бог видит необходимость ее употребления. В Новом Завете этот закон Моисея стал отмененной догмой. Бытует мнение, что ритуальное очищение пищи (молитва) делает свиное мясо пригодным для приготовления разнообразного меню. Хотя споры об актуальности и нужности запрета не утихают до сих пор.

Мифы и легенды о сотворении мироздания, дошедшие до нас, свидетельствуют, что первые люди питались растительной пищей. Затем Адам и Ева утратили рай, и их пребывание на земле существенно усложнилось. Тогда-то и разрешил им потреблять в еду все живое.

Еще одно указание на то, что свинина в самом начале не была запретным продуктом, есть там, где описан всемирный потоп. В своих разговорах с Ноем Бог прямо указывает на разрешение употребления в еду всего живого, кроме человека.

Евреи же получили запрет на свинину, для того чтобы они имели возможность максимально отделиться от язычников. Их поведение, питание и правила должны были в корне отличаться от народов, поклоняющихся иным богам. Так Бог хотел проверить свой избранный народ, но в дальнейшем подобная необходимость стала неактуальной. И ограничение было снято.

Впоследствии отказ от свинины стал данью традиции, а не потребностью. Поэтому ответ на вопрос о том, можно ли христианам есть свинину, кроется в современных толкованиях Законов Божьих.

Почему запрет на мясо свиньи был снят?

«Все, что освящено Богом, очищено» – так гласит библейская мудрость. И обычная свинья в этом плане ничем не отличается от других животных.

Почему современные христиане употребляют мясо свиньи? Они делают это по следующим причинам:

  • В Новом Завете нет прямого указания на запрет.
  • Религия меняется вместе с естественным изменением мира.
  • Менталитет католиков и православных отличается от менталитета иудеев.

Все вышеперечисленное помогает святым отцам объяснять своей пастве, что в блюдах из мяса свиньи нет ничего особенного. И свинину употреблять можно.

Есть или не есть свиное мясо – решать только вам. Некоторые люди живут в тяжелых климатических условиях и на растительном рационе просто не выживут. Другие же настолько привыкли к такому стилю питания, что исключение свинины из их личного списка принесет негативные последствия для психики.

Можно ли есть свинину? Пусть каждый решает самостоятельно. В любом случае, свинина – это пища не для ежедневного употребления. Ее свойства и уровень жиров в составе могут стать серьезной проблемой для неподготовленного человека. Но иногда включать ее в рацион весьма полезно.

Христьянство и свинина))

Прямого запрета на употребление в пищу свинины у христиан нет. А православие - это часть христианства. Так же нет запрета на употребление свинины в пищу и у буддистов. И во многих других, менее известных вероучениях.
Но с другой стороны есть некоторые фрагменты библии которые можно трактовать как запрет.

В Коране запрет выглядит следующим образом:
- "Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свинину и то, что было заколото с именем других, а не Аллаха. Но кто принужден будет к такой пище, не будучи своевольником, нечестивцем, на том не будет греха: Бог прощающий, милостивый"
(Священный Коран 2:172, 173)

В ТОРЕ:
- ...И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте...
Левит. 11:2-3

Но и в Библии есть похожее:
- ...А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь...
(Второзаконие 14:8, Библия)

Точного ответа, ПОЧЕМУ Коран и Тора запретили своим последователям кушать свинью, ответа на этот вопрос нет. Запрет есть и ему пытаются найти более менее нормальное объяснение. Верующих, исповедующих эти религии, такие ответы вполне удовлетворяют, а остальные продолжают находиться в недоумении. Причем, по моим личным наблюдениям, практически любая религия, делает послабления для экстремальных ситуаций. Больным, или воинам в походах, в плену... Тут верующий имеет право кушать "что дают". Так мои сослуживцы по СА вполне нормально кушали все, и свинину в том числе. И ничего, "Аллах милостив".

Многие исследователи не удовлетворенные обычным объяснением о "нечистоте" животного, пытались понять причину. Возможно она кроется в том, что в отсутствии холодильников, мясо вялили на солнце. Менее жирная говядина вполне нормально переносит такой способ заготовки. А вот более жирная свинина - нет. Употребляющая в пищу все подряд свинья - не очень хорошее зрелище.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме - одной из ранних религиозных систем - запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени. Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем - бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины... (с)

Актуальной причиной отказа от употребление в пищу свинины может служить целый комплекс заболеваний, которыми может "наградить" нас это животное.
Можно предположить, что одним из основных мотивов запрета - употреблять в пищу свинину, был трихинеллез - заболевание, которое вызывается круглым гельминтом - трихиной (TRICHINELLA SPIRATIS).
Современная медицина не располагает эффективными препаратами против трихинеллеза. Поэтому единственным надежным методом, предохраняющим от заражения, являются профилактика и отказ от употребления в пищу мяса свиньи. Хотя туши свиней, поступающие в продажу, и подлежат обязательному обследованию на трихинеллез, абсолютной гарантии от заболевания это не дает.

TAENIA SOLIUM (свиной солитер)
АСКАРИДЫ
SCHITOSOMA JAPONICUM - вызывает кровотечения, анемию; при внедрении личинок в головной или спинной мозг может наступить паралич или смерть.
PARAGOMINES WESTERMANI - заражение приводит к кровотечению из легких.
PACIOLEPSIS BUSKI - вызывает расстройство пищеварения, изнуряющую диарею, общий отек.
CLONORCHIS SINENSIS - вызывает механическую желтуху.
METASTRONGYLUS APRI - вызывает бронхит, абсцесс легких.
GIGANTHORINCHUS GIGAS - приводит к анемии, диспепсии.
BALATITIDUM COLI - вызывает острую дизентерию, истощение организма.
TOXOPLASMA GOUNDII - крайне опасное заболевание.

Еще есть причины чисто физиологического характера:
...Свинина трудно переваривается, что может служить причиной многих хронических заболеваний пищеварительного тракта. Гнойничковые поражения кожи также чаще наблюдаются у тех, кто потребляет свинину. Интересными, на наш взгляд, являются исследования, касающиеся гидролиза свиного жира, его депонирования и степени утилизации человеческим организмом. Высказывается предположение, что при потреблении мяса травоядных животных, их жир подвергается гидролизу и затем повторно синтезируется и депонируется как человеческий жир. В то время как жир свинины не подвергается гидролизу и поэтому депонируется в жировой ткани человека как свиной жир. Утилизация этого жира затруднительна, и организм, в случае необходимости, как энергетический материал начинает использовать глюкозу, предназначенную для деятельности мозга, что приводит к ощущению хронического голода. Создается порочный круг: при, казалось бы, достаточном количестве запасов жира, человек, испытывая голод, постоянно что-то жует, не испытывая при этом насыщения... (с)

Левит 11 конкретно говорится о том что свинину есть нельзя, а после того как бог дал свой завет сказал что будет вам это в роды вечные, ведь для всевышнего 1 день как 1000 и 1000 дней как 1. Сам Иисус говорил что он пришел не нарушить а исполнить закон. Объясните пожалуйста почему христиане едят свинину ведь бог сказал что не чиста она для нас

Отмечено как решение

  • ответ скрыт

    Пользователь

    Можно. И вот по каким причинам:

    1). Очень многие заповеди и постановления Ветхого Завета имели ограниченное время действия и носили временный характер (до постановления Нового (лучшего) Завета, который принес Христос). Среди них и заповеди о жертвоприношениях, и о квасном, и об омовениях, и о соблюдении праздников, и т.д. и т.п. Ныне все они недействительны, ибо упразднены вместе с Ветхим Заветом (Евр. 8:6-13).

    2). Апостол Павел обширно разъясняет, что отныне у верующих во Христа нет ограничений в вопросе о пище, поскольку пища никак не влияет ни на веру, ни на духовность человека, ни на его положение в глазах Бога (об этом говорил еще и сам Господь до Павла - см. Мат. 15:17,18 "Еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст--из сердца исходит--сие оскверняет человека".

    Вот что говорит Павел, в частности:

    "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? ... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога".

    "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего..." (Кол. 2:16).

    "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1Кор. 10:27).

    "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее" (1Кор. 10:25,26).

    "Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, НЕ ВКУШАЙ, не дотрагивайся" (Кол. 2:20,21).

    "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак И УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ ТО, ЧТО бОГ СОТВОРИЛ, ДАБЫ ВЕРНЫЕ И ПОЗНАВШИЕ ИСТИНУ ВКУШАЛИ С БЛАГОДАРЕНИЕМ" (1Тим. 4:1-3).

    Спасибо (1)
    • Если бы это пояснение было истиной, то ложью были бы слова Самого Творца: Я есмь Альфа и Омега, началоа и конец, первыц и последний.
      Вообще, не вижу, чтобы Павел своими мутными рассуждениями разрешал есть свинину: ОН ГОВОРИЛ О ВЕГИТАРИАНСТВЕ. Те, кто думают, что делают зло, употребляя в пищу мясо вообще (неважно какое), не имеют веры в то, что всё создано и дано человеку на благо, с определёнными правилами, поэтому и слабы в вере.

      А как в словах Павла можно видеть разрешение на поедание свинины "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1Кор. 10:27), ведь сразу после этого он предупреждает, если вам скажут, что "идоложертвенное, то не ешьте"?! Ешьте... Не ешьте... Моя совесть спокойна и чиста, когда я знаю, как по Истине правильно и моей душе отрадно своим действием или поступком прославить своего Создателя. А если я буду "плясать под "дудку" неверных, то кого я прославляю? То есть, чью волю обнародываю? А ещё проще, какой пример подаю? Не даром христианские наставники повыкидывали из канонической Библии свидетельства Маккавейских войн, а то бы весь мир узнал, как Создатель наказывает за нарушение завета Его.
      Был же еврейский учитель, который отказался есть говядину только потому, что враги хотели всем объявить, что он ест свинину для примера молодёжи. Отказался старик и его зверски убили, а мы теперь должны для спокойствия совести(!!!) есть то, что нам положат в тарелку неверные (несоблюдающие заповеди)?! Неужели никому не кажутся слова Павла абсурдными или извращёнными?! Какого духа в душе имеешь, если веришь такому бреду?
      Опираясь на евангелие, опираешься на религиозное пособие: путиводитель в христианство. А кто сказал, что христианство - Истина?
      Ищи Истину в сердце своём, потому, как истинные поклонники, поклоняющиеся в духе и истине, и закон Элохим написан не на бумаге, но в сердцах истинных поклонников.
      Кстати, для этого не нужно разбивать лоб о пороги церквей...

      Спасибо (0)
    • ответ скрыт

      Пользователь

      В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного. Почему же тогда Иисус так говорил?

      При горе паслось большое садо свиней. И попросили черти и бесы Иисуса: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус им разрешил. И когда демоны, вошли в свиней; и устремилось стадо численностью в две тысячи с крутизны в море, и потонули в море

      Ну, а по идее-то - действительно ж Христос ничего из Старого Завета "не отменил".
      Он только "добавил" в части, касающейся морально-нравственных вещей

      Если же тот закон к нам не относится, то и 10 заповедей не стоит соблюдать так как они были даны в ветхом завете. Я этого не понимаю. 10 заповедей из старого закона взяли а все остальное не стали????????

      Спасибо (2)
      • Очевидно кто то лоббирует...

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Дмитрий, получилось ли у вас ВНИМАТЕЛЬНО прочитать написанное выше и поразмышлять над приведенными из Нового Завета (из посланий) отрывками? Если ответ на этот вопрос «нет», то тогда трудно понять, зачем вообще пытаться отвечать на ваши вопросы. Если ответ «да», то тогда непонятно, как все приведенные мной совершенно конкретные цитаты, являющиеся разъяснением апостола Павла касательно пищи, стройно и непринужденно вписались в ваше видение вопроса о свинине (такой примерно вывод напрашивается ввиду того обстоятельства, что ни одна из приведенных цитат не породила в вашем сознании соответствующих дополнительных вопросов, которые должна была породить).

        Например, я процитировал такое указание Павла в отношении вопроса о пищи:

        "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1Кор. 10:27).

        Давайте рассмотрим суть его слов поглубже. Неверные - это (еще) неуверовавшие во Христа язычники. Именно ЯЗЫЧНИКИ - обратите внимание, что Павел адресует свое послание коринфянам - жителям отнюдь не Иудеи и не Израиля, и не Иерусалима. Коринф - это исконно языческая земля, «древнегреческий полис», уже долгое время находившийся под юрисдикцией других язычников - римлян - на момент написания апостолом его послания. Ввиду всех этих обстоятельств получается, что когда кто-либо из уверовавших во Христа жителей Коринфа (не евреев по рождению!) собирался пойти к язычникам в гости и участвовать в застолье, то согласно повелению апостола такие братья должны были есть ВСЁ, что им предлагалось, даже не задавая вопросов и не интересуясь происхождением пищи. Теперь представьте себе на минуту, что могло входить и входило в повседневное меню язычников, не имевших и отдаленного подобия рецептов «кошерной» пищи, которая определяла стол евреев по Ветхому Завету? Там была отнюдь не только свинина, Дмитрий, а куда более «экзотические» с точки зрения евреев блюда. Посмотрите, если есть необходимость, соответствующие источники на тему кулинарных пристрастий как греков, так и римлян. И Павел говорит, что всё это мы можем есть со спокойной совестью! Как вам это кажется? То же самое он говорит о мясном рынке: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1Кор. 10:25). И тут же добавляет очень важную фразу: «Ибо Господня земля, и что наполняет ее». Исключений, как легко можно видеть, Павел не делает ни в контексте этих указаний, ни в контексте других, связанных с теми или иными видами пищи. И вообще он говорит: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие…» (Кол. 2:16). И опять никаких оговорок, ровным счетом НИКАКИХ.

        Остальные вопросы в ваше посте требуют не менее объемных ответов. На этом форуме, честно говоря, не очень удобно вести дискуссии. Невозможно цитировать ключевые слова и фразы собеседника, невозможно делать выделения, и т.п. и т.д. Серьезные и глубокие дискуссии лучше вести на более специализированных форумах, где есть все соответствующие условия и инструменты. Например на таком: http://forum.dobrie-vesti.ru/index.php

        Всего наилучшего вам в ваших поисках!

        Спасибо (1)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        1). Очень многие заповеди и постановления Ветхого Завета имели ограниченное время действия и носили временный характер (до постановления Нового (лучшего) Завета, который принес Христос). Среди них и заповеди о жертвоприношениях, и о квасном, и об омовениях, и о соблюдении праздников, и т.д. и т.п. Ныне все они недействительны, ибо упразднены вместе с Ветхим Заветом (Евр. 8:6-13).

        Мне это вообще кажется очень странным!! Получается все то что говорил сам Всевышний пророку Моисею, давая закон, формируя общество и моральные нормы, перечеркивает апостол в своих посланиях. Господь говорил что этот закон будет в роды вечные, а Иисус конкретно ничего такого что бы перечеркивало этот завет не говорил..

        Тем не менее спасибо вам за ответы, за внимание и за сайт. Храни вас Господь

        Спасибо (3)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Свинину запрещено есть всем людям писания!!!

        В Коране запрет выглядит следующим образом:
        - "Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свинину и то, что было заколото с именем других, а не Аллаха. Но кто принужден будет к такой пище, не будучи своевольником, нечестивцем, на том не будет греха: Бог прощающий, милостивый"
        (Священный Коран 2:172, 173)

        В ТОРЕ:
        - ...И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте...
        Левит. 11:2-3

        В Библии есть похожее:
        - ...А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь...
        (Второзаконие 14:8, Библия)

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Не вводите людей в заблуждение. Нельзя есть свинину. Читайте внимательно ВСЮ библию а не выборочно. Никогда ЙЕШУА НЕ ОТМЕНЯЛ ЗАКОН ТОРЫ. не говорите бред. Читайте левит 11 и деяние 10 видение Петру..где гов не о пище а о разрешении Бога проповедовать Петру язычникам и давать им покаяние и жизнь вечную. Ни Петр ни иудеи никто кроме язычников ни ел свиней и грязн пищу и спустя 10 лет после воскреш Иисуса когда Петр видел это видение он 3 раза говорил -нет я не могу есть грязных животных т к не понимал что это идет речь о проповеди и разреш в покаянии язычникам. Никто никогда не ел свиней из иудеев и апостолов. Для начала надо понимать что является пищей а потом цитирировать библию. Вы приходите в гости и вам говорят-ешьте всё вы мой гость..вы ведь не будете есть корм собачий. И это не значит что если вы съедите его то она очиститься и т д. Думайте что советуете

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Нельзя есть свинину! А в библии есть много изменений. Это все политика

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Если Иудеи жили раньше по закону, то Иисус прямо призывает жить по Духу, неужели читающие Библию не понимают самого главного смысла перехода от Старого к Новому Завету? Помните как Иисус сказал: " Написано в Законе так, а Я вам говорю...." .Теперь насчёт иудеев и мусульман..... Первые не приняли и не хотят принимать Христа, потому что не хотят терять свою избранность, тоесть быть избранным народом, ведь по учению Христа он уже таковым не является, и даже наоборот " Дьявол-отец ваш" сказал он иудеям.
        Ну а мусульмане это большая секта, которую создал Дьявол в противовес Христианам. Ислам появился на 500 лет позже Христианства и если кто думает, что если в Каране стоят похожие заветы Мухамеда,как в Библии, то глубоко ошибается. В том и заключается всё дело, что Дьявол изощрённый лжец и обманщик и умеет точно подделываться даже под самого Бога и творить чудеса и обольщать людей.А свинина это предлог, который использует Сатана, чтобы заставить мусульман нас Христиан ненавидеть. Ну а про иудеев я вообще молчу, там они и без свинины нас хуже скота считают. Как сказал Бог-Отец-Вседержитель: Никто ко мне не прийдёт, только как ч/з Сына моего. Иисус есть дверь в Царствие Небесное! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и вовеки веков! Аминь!

        Спасибо (0)
        • Ты дурак? Сам ты дбявол,Ислам-это религия мира и спокойствия,если не знаешь ничего о нашей религии,лучше промолчи,так хоть за умного сойдешь

          Спасибо (0)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры