История создания повести "ася". Презентация к произведению И.С

Главная / Развод

«Тургенев Муму» - И.С.Тургенев. Автобиографический рассказ "муму". Мать писателя была властной крепостницей. Родился И.С.Тургенев в г. Орел. В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию. По своей антикрепостнической направленности рассказ является прямым продолжением «Записок охотника». Кто же виноват в том, что Герасим несчастлив?

«И.С.Тургенев Ася» - По страницам повести И.С.Тургенева «Ася». Сильные чувства у героев часто сопровождаются музыкой (главы 1,2,9,19). Социологи Что привлекает в повести? (В опросе участвовали 24 ученика, 16 родителей.). Значение имени. Рисунки к повести. Анна – «грация», «миловидность» Анастасия – «рожденная заново». Социологи Кто виноват в разлуке героев?

«Ася Тургенев урок» - Замечаете ли вы противоречие в характере героя? Почему? Повесть «Ася». Какую роль играет пейзаж в раскрытии характера? Урок 1.Господин Н.Н.Гагин, Ася- главные герои повести. Образ Аси. Вопросы по тексту повести. Чем отличаются два городка? Красива ли Ася? Понравились ли господину Н.Н. новые знакомые?

«Жизнь и творчество Тургенева» - Библиотека. Взрослая жизнь. В 1841 г. Тургенев вернулся на родину. В 1842 г. Тургенев, по желанию матери, поступил в канцелярию министерства внутренних дел. Мать писателя. Л. Н. Толстой. В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Юность. Отец писателя. Усадебный дом. Кабинет писателя.

«Писатель Тургенев» - Вопросы для повторения: В экспозиции представлена большая часть тургеневских материалов, хранящихся в музее. Полина Виардо - родилась 6 июля 1821 г. в Париже. С. Н. Тургенев – отец писателя. Альфонс Доде. Урок-презентация




КРАТКИЙ СЮЖЕТ Написанная в дали от России повесть рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.


Ася - дочь дворянина и крепостной крестьянки. Мать её была гордой женщиной и не позволяла отцу принимать участие в воспитании дочери. После смерти матери девочка из крестьянской избы попала в господский дом отца. С детства Ася осознала всю сложность своего положения. В девочке сильно развились самолюбие и недоверчивость, крестьянская простота исчезла, но некоторые дурные привычки укоренились. Несмотря на все превратности судьбы девочка выросла очень привлекательной. У неё смугловато-круглое лицо с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и большими чёрными глазами. Ася очень подвижна и не минуты не сидит на месте. В поведении Аси есть что-то непонятное, загадочное. Часто ее поступки бывают дерзкими, вызывающими.


Господин Н. Н. молодой человек лет двадцати пяти дворянин привлекательный и богатый путешествует по Европе «без всякой цели без плана». Почти в каждом городке у него есть дама сердца. В одном германском городишке герой знакомится с Асей и Гагиным. Между ними завязываются добрые отношения. Между Асей и Н. постепенно возникает сильное чувство. Героиня готова ради любви на все, но Н. испугался ответственности.




Содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность». Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.


Прочитав повесть я вижу что Тургенев очень любит свою героиню. Мне также нравится Ася. Но думаю ей трудно будет найти свое место в жизни. Она как будто отплыла от одного берега, а к другому не пристала... Это двойственность ее положения будет мешать Асе общаться с людьми и строить свою семью. Это видно по ее отношению к Н.Н. Ася влюбилась глубоко, сильно и безрассудно. Но такой девушке нужно или все, или ничего. И не найдя в сердце Н.Н. такого же ответного чувства Ася не попрощавшись уезжает навсегда.

И.С. Тургенев



О психологизме прозы Тургенева.

В романах Тургенева в центре внимания автора находятся актуальные, «современные» общественные типы и явления, а в повестях всегда речь идет о вопросах более отвлеченных, о чем-то «вневременном».

В сфере психологии он проявил себя большим мастером, улавливавшим действительно тончайшие, зыбкие движения души, почти не переводимые в логические категории.

Своего рода трилогию с повестью «Ася» составляют повести «Первая любовь» (1860) и «Вешние воды» (1872) – о рабской зависимости человека от любви, о могуществе «тех тайных сил, на которых построена жизнь и которые изредка, но внезапно пробиваются наружу», о необходимости «отречения» и жертвы перед лицом этих сил.



«Асю» Тургенев начал летом в 1857 г. в Зинциге-на-Рейне, где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме .


Тургенев работал над повестью с июля по ноябрь 1857 года. Медленный темп написания был связан с болезнью и утомлением автора (редакция «Современника» ожидала повесть намного раньше). По собственному признанию Тургенева, замысел повести был связан с увиденной им в немецком городке мимолетной картиной: пожилая женщина, выглядывавшая из окна на первом этаже, и головка юной девушки в окне наверху. Тургенев попытался представить судьбу этих людей: так возник замысел «Аси».

Среди прототипов героев «Аси» называют прежде всего самого Тургенева и его незаконнорожденную дочь Полину Брюэр, которая находилась точно в таком же положении, как Ася: дочь барина и крестьянки, она из крестьянской избы попала в дворянский мир, где чувствовала себя чужой. Ещё одним прототипом Аси могла быть В. Н. Житова - незаконнорожденная сестра Тургенева .




Когда же происходит рождение заново? Давайте обратимся к тексту повести. Внешне девушка не красавица, хотя кажется повествователю очень «миловидной». Это типично для тургеневских героинь: в их облике автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что то свое, особенное, в складе ее смугловатого крупного лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…» Какая интересная деталь портрета: черные, светлые глаза. Это не просто внешнее наблюдение, а проникновение одним только словом «светлые» в глубину души героини.

Где начинается история? Она начинается на берегу Рейна на каменной скамье, возле которой стоит статуя Мадонны. Символично описание ее: Сидя на «каменной скамье» под «одиноким огромным ясенем» , Н. видит сквозь его ветви «печальный» лик «маленькой Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами…» . «Почти детские щечки» и «грациозное» , но еще не вполне развившееся сложение отметил Н. и в облике Аси в момент знакомства с девушкой.


Что скрывается под термином «Тургеневская девушка?

«Тургеневская девушка». Этот термин несёт в себе все самые нежные и замечательные женские черты характера.

Если образ Гагина автор делает полностью понятным для читателя, то его сестра предстает загадкой, решением которой Н. увлекается сначала с любопытством, а потом и самозабвенно, но так и не может постичь до конца. Необыкновенная живость причудливо совмещается у неё с робкой стеснительностью, вызванной её незаконнорожденностью и долгой жизнью в деревне. Отсюда же проистекает её нелюдимость и задумчивая мечтательность(вспомним как она любит быть одна, постоянно убегает от брата и Н., а в первый вечер знакомства уходит к себе.


Изменение душевного состояния господина Н.

В первый день знакомства Н. с Асей (на развалинах феодального замка), господин Н. чувствует к ней только неприязнь и досаду. Она представляется ему «полузагадочным существом», «хамелеоном» . Она принимает то роль солдата, марширующего с ружьем, то - благовоспитанной барышней, потом- простой русской девушкой.

И.С Тургенев тонок передаёт «психологизм» главного героя: он не отдаёт себе отчёта в том, что происходит.

Господин Н. то осознаёт беспокойство,то подозревает, что Гагин и Ася- не родственники, ревнует. Им овладевает то любопытство, то стремление понять внутренний мир девушки. Через 2 недели им всецело правит любовь.


Составить цельное представление о характере Аси весьма сложно: это воплощенная неопределённость и изменчивость.(« Что за хамелеон эта девушка!» - невольно восклицает Н.) То она дичится незнакомца, то внезапно хохочет («Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке тот час убежала» . То она лазает по развалинам и громко поет песни, что совсем неприлично для светской барышни, то начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий.


Послушав чтение поэмы Гёте «Герман и Доротея», она хочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом «накладывает на себя пост и покаяние» и превращается в русскую провинциальную девушку. Невозможно сказать в какой момент она больше является сама собой. Ее образ мерцает, переливаясь разными красками, штрихами, интонациями. Стремительная смена её настроений усугубляется тем, что Ася часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям.


Образ Аси бесконечно расширяется, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть, свежесть и страстность проистекают именно отсюда. Её пугливая «дикость» тоже характеризует её как «естественного человека» , далёкого от общества. Когда Ася грустит, по её лицу «пробегают тени» , как облака по небу, а её любовь сравнивается с грозой, будто угадав мысли Н., и героиня выказывает свою «русскость».


Ася много читает без разбору(Н. застает ее за чтением плохого французского романа и по литературным стереотипам сочиняет себе героя У Аси «ни одно чувство не бывает вполовину») . Её чувство гораздо глубже, нежели у героя.

При всей её возвышенности эгоистична по своей направленности, то стремление Аси к «трудному подвигу», честолюбивое желание «оставить за собой след» предполагает жизнь с другими и для других.


В воображении Аси возвышенные человеческие стремления, высокие нравственные идеалы не противоречат надежде на осуществление личного счастья, напротив, они предполагают друг друга.

Она требовательна к себе и нуждается в помощи для осуществления своих стремлений. Особенно ярко «дикость» Аси проявляется, когда она лазает одна по заросшим кустами развалинам рыцарского замка. Когда она, хохоча, прыгает по ним, «как коза». она вполне открывает свою близость природному миру. Даже её облик говорит в этот момент о дикой необузданности природного существа: «словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены. Странная усмешка слегка подергивала её брови, ноздри и губы; щурились темные глаза» .



Душа, которую невозможно не полюбить.

Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.

Устремленность в будущее.

Сильный характер, готовность к самопожертвованию.

Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.


Ася в представлении Гагина

-«Её надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце доброе, но голова бедовая. Трудно с ней сладить».

-«Не дразните её,-предупреждает он рассказчика, когда её увидели на уступе стены, над пропастью.-Вы её не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся….беда, если она кого полюбит!»

- «Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой в ней эти чувства..»

-«Асе нужен герой, необыкновенные человек- или живописный пастух в горном ущелье».


Гагин об Асе.

«...экая сумасшедшая. Не дразните её, вы её не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся»

«У неё сердце очень доброе, но голова бедовая. С ней трудно ладить».

«У неё ни одно чувство не бывает вполовину».

«Порох она настоящий...беда, если она кого полюбит».

«Асе нужен герой, необыкновенный человек – или живописный пастух в горном ущелье».


Повесть «Ася», 9 глава

В 9 главе появляется мотив любви, которая окрыляет человека. Для Аси все развивается стремительно и бурно, а для г-на Н. – постепенно.

Ася не такая, как все. Ей нужен необыкновенный человек, так как только он может понять и полюбить её такой, какая она есть.

Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с искренностью и настоящим чувством. К тому же Н. принадлежал к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью реального поступка. Вот почему Н. упустил своё счастье.


Роль пейзажа.

  • Неясные, тёмные силы ворвались в сознание героя, смутные раздражающие, тревожные ощущения овладевают им. Непонятна герою «мертвенная тяжесть», перерастающая в «жгучее волнение»

Повесть «Ася», 1857 год.

Герой « Аси» пасует в решительную минуту объяснения с девушкой, и Н.Г. Чернышевский в статье « Русский человек на rendez-vous» поэтому истолковал его как типичного «лишнего человека», воспитанного старыми крепостными порядками.

Однако героя повести губит не слабохарактерность, а неуправляемая, жестокая сила любви, которая разбивает его жизнь.


Роль 16 главы

16 глава помогает понять слова И.С Тургенева:

«У счастья нет завтрашнего дня…у него есть настоящее - и то, не день, а мгновение».



Над героинями Тургенева как будто властвует «злой рок»: всех их объединяет «строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью» .



Тургенев показывает, какой силы, духовного взлёта достигало чувство Аси, когда она признаётся, что готова взлететь, как свободные птицы. Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину Н. Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи – «ваша»! Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы её считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределённости в отношении к ней главного героя. А тот в свою очередь стал упрекать её за чрезмерную открытость, искренность. Только спустя много лет, после приобретённого опыта, рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя.


Критика считала героя повести классическим типом «лишнего человека» - нерешительного, не нашедшего себе места в жизни. Образу героя «Аси» Н. Г. Чернышевский посвятил свою статью «Русский человек на rendez-vous, но в ней господина Н. он показал с другой стороны - жестоким по отношению к Асе. В своем размышлении Чернышевский критикует и самого Тургенева, как писателя.


Повесть «Ася», 1857 год. Выводы.

Эта повесть - о первой любви. Она лёгкая, чистая, светлая, искренняя и грустная одновременно.

Героиня повести счастлива, потому что любит, потому что узнала, что такое любовь.

Господин Н. тоже мог бы быть счастлив, но поздно это понял.

Основная мысль повести И.С. Тургенева «Ася» такова: счастье мгновенно, скоротечно, у него нет ни прошлого, ни будущего. (Гл. 20. «Завтра я буду счастлив…» )


Литература:

1. Н. Г. Чернышевский. Классики русской литературы. Русский человек человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести И. С.

2. http://www.proza.ru/2007/08/01-132

3.http://www.litra.ru/composition/download/coid/00192731252431166725/

4. http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/368-povest-is-turgeneva-asya.html

1 слайд

2 слайд

ЦЕЛИ РАБОТЫ Выяснить, каких героинь литературоведы называют «тургеневскими девушками». Какими чертами характера обладает героиня повести И.С.Тургенева «Ася».

3 слайд

ЗАДАЧИ Изучить основные этапы жизни и творчества И.С.Тургенева. Понять, что скрывается под термином «тургеневская девушка». Разобраться, какими чертами характера обладает героиня повести И.С.Тургенева «Ася» и почему она относится к образам «тургеневских девушек». Как оценивали этот образ критики.

4 слайд

Основные этапы жизни И.С.Тургенева. Всю прозу Тургенева пронизывают пушкинские мотивы т.к. Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе. Не менее важной для Тургенева была немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В.Гёте; не случайно действие "Аси" происходит в Германии. Основные черты любовной повести - это небольшой круг персонажей. Любовные повести, их также часто называют "элегическими" не только за поэзию чувства и красоту пейзажных зарисовок, но и за характерные мотивы, из лирических становящиеся сюжетными. С чисто романтическим идеализмом герои Тургенева требуют от жизни всего или ничего.

5 слайд

"Асю" Тургенев начал летом в 1857 г. в Зинциге-на-Рейне, где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме.

6 слайд

Что скрывается под этим термином? "Тургеневская девушка". Этот термин несёт в себе все самые нежные и замечательные женские черты характера. Если образ Гагина автор делает полностью понятным для читателя, то его сестра предстает загадкой, решением которой Н.Н. увлекается сначала с любопытством, а потом и самозабвенно, но так и не может постичь до конца. Необыкновенная живость причудливо совмещается у неё с робкой стеснительностью, вызванной её незаконнорожденностью и долгой жизнью в деревне. Отсюда же проистекает её нелюдимость и задумчивая мечтательность(вспомним как она любит быть одна, постоянно убегает от брата и Н.Н., а в первый вечер знакомства уходит к себе.

7 слайд

Составить цельное представление о характере Аси весьма сложно: это воплощенная неопределённость и изменчивость.("Что за хамелеон эта девушка!" - невольно восклицает Н.Н.) То она дичится незнакомца, то внезапно хохочет ("Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке тот час убежала".То она лазает по развалинам и громко поет песни, что совсем неприлично для светской барышни, то начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий.

8 слайд

Что скрывается под этим термином? Послушав чтение поэмы Гёте "Герман и Доротея", она хочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом "накладывает на себя пост и покаяние" и превращается в русскую провинциальную девушку. Невозможно сказать в какой момент она больше является сама собой. Ее образ мерцает, переливаясь разными красками, штрихами, интонациями. Стремительная смена её настроений усугубляется тем, что Ася часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям.

9 слайд

Образ Аси бесконечно расширяется, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть, свежесть и страстность проистекают именно отсюда. Её пугливая "дикость" тое характеризует её как "естественного человека",далёкого от общества. Когда Ася грустит, по её лицу "пробегают тени",как облака по небу, а её любовь сравнивается с грозой, будто угадав мысли Н.Н., и героиня выказывает свою «русскость».

10 слайд

Разобраться, какими чертами характера обладает героиня повесть И.С.Тургенева «Ася» и почему она относится к образам «тургеневских девушек». Ася много читает без разбору(Н.Н. застает ее за чтением плохого французского романа и по литературным стереотипам сочиняет себе героя У Аси "ни одно чувство не бывает вполовину"). Её чувство гораздо глубже, нежели у героя. При всей её возвышенности эгоистична по своей направленности, то стремление Аси к "трудному подвигу", честолюбивое желание "оставить за собой след" предполагает жизнь с другими и для других.

11 слайд

В воображении Аси возвышенные человеческие стремления, высокие нравственные идеалы не противоречат надежде на осуществление личного счастья, напротив, они предполагают друг друга. Она требовательна к себе и нуждается в помощи для осуществления своих стремлений. Особенно ярко "дикость" Аси проявляется, когда она лазает одна по заросшим кустами развалинам рыцарского замка. Когда она, хохоча, прыгает по ним, "как коза". она вполне открывает свою близость природному миру. Даже её облик говорит в этот момент о дикой необузданности природного существа: "словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены. Странная усмешка слегка подергивала её брови, ноздри и губы; щурились темные глаза.

12 слайд

Незаконнорожденность Аси выглядит как неполноценность и ведет к невозможности снести отказ г-на Н.Н., а с другой - придаёт ей неподдельную оригинальность и загадочность. Ася ведёт себя не так, как девушки-дворянки. Ася мечтает быть похожей на пушкинскую Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин». С Татьяной ее роднит искренность, безыскусственность чувства. Подобно Татьяне, она первая напишет любимому, назначит свидание, выскажет чувства.

13 слайд

Оценка образа критиками. В статье «Русский человек на rendez vous», посвященной повести И.С. Тургенева «Ася», современник писателя, критик Чернышевский, показал, как реагировала значительная часть публики на первую публикацию повести, оценивая характер и поступки главной героини. Критик осуждает тех читателей, которые приняли сторону Н.Н., не желая замечать ни самопожертвования Аси, ни благородства в ее поступках. Почему Чернышевский говорит не о вине, а о беде главного героя повести? Характер героя социально мотивирован. Он сын своей эпохи. И в этом не его вина.

15 слайд

Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволят нам подойти к понятию литературного типа (обобщенного образа) «тургеневской девушки». Что же для него характерно? Душа, которую невозможно не полюбить. Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства. Устремленность в будущее. Сильный характер, готовность к самопожертвованию. Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

16 слайд

Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С.Тургенева «Рудин» - Наталье. «Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней», – писал о тургеневских героинях Г.А.Вялый, русский критик и литературовед.

17 слайд

И в то же время над героинями Тургенева как будто властвует «злой рок»: всех их объединяет «строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью».

Слайд 1

Презентация по повести И.С. Тургенева «Ася»
Составила Ишкова Т.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Озерская СОШ»

Слайд 2

Свою повесть «Ася» И.С. Тургенев писал «с увлечением, вдохновенно, очень горячо, чуть не со слезами». История детства героини, незаконнорождённой дочери дворянина, напоминает судьбу Полины, дочери самого Тургенева, которая воспитывалась сначала в имении его матери, затем в семье Полины Виардо.

Слайд 3

«
Привет тебе, скромный уголок германской земли, с повсеместными следами прилежных рук, терпеливой, хотя неспешной работы… Привет тебе и мир!

Слайд 4

«На уступе сидела точно Ася… Стройный облик её отчётливо и красиво рисовался на ясном небе… «Она хочет удивить нас, - думал я, - к чему это? Что за детская выходка?» Она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд и засмеялась опять. Её движения были очень милы, но мне было досадно на неё…»

Слайд 5

Освещённое окошко в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидали тёмную голову Аси. - Я здесь, - проговорила Ася, кокетливо опершись локтями на оконницу, - мне здесь хорошо. На тебе, возьми, - прибавила она, бросая Гагину ветку гераниума, - вообрази, что я дама твоего сердца.

Слайд 6

«Я заглянул в эту душу: тайный гнёт давил её постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но всё существо её стремилось к правде. Эта странная девочка меня привлекала не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему её тонкому телу – её душа мне нравилась».

Слайд 7

«… Пойдёмте – пойдёмте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья…». Несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением.

Слайд 8

«Что я чувствовал, было не то смутное, недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она всё понимает и всё любит… Нет! Во мне зажглась жажда счастия.»

Слайд 9

… Я глядел на неё: было что-то трогательно-беспомощное в её робкой неподвижности. Сердце во мне растаяло… -Ася, - сказал я едва слышно… Она медленно подняла на меня свои глаза. О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали… Я не мог противиться их обаянию и приник к её руке…

Слайд 10

Я проворно спустился с виноградника и бросился в город…, обошёл все улицы, вернулся к Рейну и побежал по берегу. Не один страх я чувствовал… нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь – да! Самую нежную любовь. Я ломал руки, я звал Асю посреди надвигавшейся ночи; я повторял сто раз, что я её люблю, я клялся никогда с ней не расставаться; я бы дал всё на свете, чтобы опять держать её холодную руку, слышать её тихий голос…

Слайд 11

Одно слово… О, я безумец! Я не сказал его ей, я не сказал ей, что я люблю её… Я не увидел их более. Я не увидел Аси… Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремлённых на меня глаз, ни на чьё сердце, припавшее к моей груди, не отвечало моё сердце таким радостным и сладким замиранием… я храню, как святыню, высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры