Культ здорового тела в древней греции. Развитие культа (22)

Главная / Развод

1. Культ тела и духа в досуге жителей Древней Греции

1. Миф как основа досуговой жизни человека в Древней Греции

В развитие культуры Греции III-1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III-II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

- культ тела и духа

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.

- индустрия развлечений

у древних греков отсутствовало как слово «скука», так и описания соответствующих симптомов.

Немало времени проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры. Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы - дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. (Гетера (от греч. hetaira - подруга, любовница) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.)

2.Театр как основа духовного воспитания граждан, досуга и развлечения

В VII-VI вв. до н. э. зарождаются греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.

Творцом классической греческа трагедии является Эсхил (525-456 до н. э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным, кроме того, с его именем связано применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика - Софокла (ок.496-406 до н. э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть.»

Творцом психологической драмы был Еврипид (485/484 или 480-406 до н. э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 386), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства. Аристофан был горячим сторонником демократии, приверженцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеиваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.

Вся жизнь афинских граждан в V в. до н. э. была связана с коллективными интересами, проходила в постоянном общении. Большинство граждан - мужчин - принимало участие в работе народного собрания, органов управления,

4.Олимпийсике игры как единство духа и спортивный потенций человека

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры - агонистика. (Агностика (греч. agon - борьба) - стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т. д.)

Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.

Олимпийские игры (греч. τὰ Ὀλύμπια) — величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно — просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска — родная сестра спартанского царя Агесилая.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть — религиозным обрядам (греч. έορτή) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Έλλανοδίκαι; они были назначаемы по жребию из местных элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец со 108-ой олимпиады до Павсания их считалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд άλύται, с άλυτάρκης во главе. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке (греч. προγυμνάσματα)и дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать своё искусство перед элланодиками.

Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους έπιχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию, впрочем, сумма была умеренная. С 540 г. до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами; в Афинах победитель Олимпиады имел право жить на казённый счёт в Пританее, что считалось очень почётным.

Олимпийские игры были запрещены христианами в 1-м году 293-й Олимпиады (394 г.) императором Феодосием как языческие и были заново возрождены лишь в 1896 г.

5.Древне Греческие праздники

Симпосий (др.-греч. Συμπόσιον) — ритуализированное пиршество в Древней Греции, сопровождавшееся буйным весельем, важная составляющая мужского времяпрепровождения. Симпосий проводился после трапезы у домашнего алтаря и начинался с ритуального омовения рук и обрызгивания благовониями. Участники симпосия — симпосиасты — украшали себя и сосуды с вином венками из плюща, мирта и цветов. В качестве украшений также использовались белые и красные повязки, символизировавшие преданность богу Дионису. Первый глоток вина из чаши, пускаемой по кругу, выпивался в честь доброго духа — демона. Богам также полагалось вино, которое выплёскивалось из кубков под старинную культовую песню, посвящённую богу Аполлону, и музыкальное сопровождение флейтой.

Роль виночерпиев обычно исполняли молодые юноши, в обязанности которых входило разносить вино среди собравшихся и разводить его водой. Во время симпосиев кифаристки и флейтистки исполняли музыкальные произведения, а приглашённые танцоры, акробаты и певцы обоих полов услаждали взоры гостей. Сами гости тоже исполняли песни, называвшиеся сколиями. Ксенофан сообщает, что на симпосиях устраивались артистические представления, проводились конкурсы импровизированных речей и игры в сравнения, и разгадывались загадки. Принимать участие в симпосиях приглашались и гетеры.

Симпосии славились своими играми. Наиболее популярной был так называемый «коттаб» (др.-греч. κότταβος), изображения которого сохранились на многих вазах, в том числе на знаменитом псиктере Ефрония из Государственного Эрмитажа. Во время этой игры участники выплескивали остатки вина из своих открытых сосудов (киликов или скифосов), пытаясь попасть в цель.

В античное время существовало немало сосудов различных форм, получивших в современной литературе название сосудов «грязной шутки» (dirty tricks). Среди них были килики с отверстием в ножке, вино из которых неожиданно проливалось на пьющего, сосуды с двойным дном, сосуды, в конструкции которых использовался эффект сообщающихся сосудов, а вино то появлялось, то исчезало. Все эти сосуды использовались во время симпосиев, чтобы повеселить собравшихся на пирушке.

Из числа присутствующих на симпосии выбирался симпосиарх. Он руководил пирушкой, следил за порядком и выбирал темы для бесед. От порядочного человека ожидалось, что выпивая он сохранит добродетели и самостоятельно найдёт дорогу домой.

Единственные сохранившиеся письменные предписания по проведению симпосиев содержатся в «Законах» Платона. Одноимённое стихотворение Ксенофана Колофонского свидетельствует о том, что симпосии проводились ещё в VI в. до н. э. В описанной форме традиция симпосиев сохранялась до самого конца античного времени.

Дионисии — одно из основных празднеств в Древней Греции. Праздник посвящен богу Дионису. Сельские дионисии отмечались в ноябре — декабре. Городские дионисии (Великие дионисии) праздновались пять дней в феврале — марте. Во время Великих дионисий ставились представления в театре, во время этого периода драматурги представляли на суд зрителей свои произведения и участвовали в конкурсе.

Дни дионисии были не рабочими. В празднестве участвовало все городское население.

Панафинеи, Панафинейские игры (др.-греч. Παναθήναια, лат. Panathenaia) — самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

По преданию афинское празднество Афинеи учредил мифологический царь Эрехтей, а Тесей, объединив аттические поселения в единое государство, дал празднику новое название — Панафинеи, то есть «праздник для всех афинян». При архонте Гиппоклейде за шесть лет до царствования тирана Писистрата, в празднествах уже принимали участие соседние государства.

Панафинеи проводились Большие и Малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, — один раз в пять лет, в третий олимпийский год. Малые Панафинеи проходили с 25 по 28 число месяца гекатомбеона по афинскому календарю, Большие — с 21 по 29. Апогей празднества приходился на последний праздничный день. Во время празднеств совершались жертвоприношения, проводились шествия, театральные представления и состязания: с 566 г. до н. э. — гимнические и со времён Перикла — музыкальные агоны. Музыкальные состязания, открывавшие празднества, проводились в Одеоне.

От десяти афинских фил выбиралось десять судей Панафинейских игр — агонотетов, или атлотетов. Награду победителю состязания составляли венок из ветвей освящённого оливкового дерева и большие красивые глиняные кувшины — так называемые панафинейские амфоры, наполненные святым маслом.

Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали не только все граждане Афин независимо от пола и возраста, но и поражённые в правах жители Афин и метэки. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с расшитым одеянием богини Афины шафранового цвета, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили женщины Аттики. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения — гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.

Именно в ходе Панафиней 514 г. до н. э. Гармодий и Аристогитон, получившие впоследствии прозвище тираноубийц, совершили неудачную попытку покушения на афинских тиранов Гиппия и Гиппарха, которая однако вошла в историю как дата рождения демократии.

Тарге́лии или Фаргелии (греч. Θαργήλια, «жатва, созревание плодов») — афинский праздник, совершавшийся 6-го и 7-го таргелиона в честь Аполлона и Артемиды. Таргелии и Дельфинии были важнейшими из Аполлоновых праздников в Афинах. Аполлона почитали как бога жаркого лета, способствующего созреванию полевых плодов, и приносили ему и орам первенцы этих плодов. Но так как жара, с другой стороны, может также действовать гибельно не только на растительность, но и на самих людей, то афиняне в этот праздник, стараясь сделать угодное богу, совершали разные умилостивительные и очистительные обряды.

Первоначально, как гласит предание, приносили в жертву либо двух мужчин, либо мужчину и женщину, называя их греч. φαρμακοί (т. е. служащими очистительной жертвой за грехи народа). Впоследствии афиняне, вероятно, отменили эту казнь и производили её только для вида. Подробности этого символического обряда неизвестны. 7-го таргелиона афиняне предавались праздничному веселью, сопровождаемому процессиями и всевозможными состязаниями. Важность этого праздника явствует из того, что заведование им поручалось первому архонту (эпониму).

Теофании (греч. θεοφάνια) — у древних греков дельфийский праздник богоявления, т. е. явления Аполлона. Этот день считался днем рождения Аполлона и в древние времена был единственным в году днём, когда открывался оракул для желающих вопросить бога. Праздник теофании символизировал возвращение или возрождение бога света и наступление весны. Церемонии дня состояли в процессии с лавровыми ветвями, в принесении жертв и молитв и в пиршестве, при котором совершались возлияния. Геродот упоминает об огромной серебряной чаше в Дельфах, вместимостью в 600 амфор, которая в праздник богоявления наполнялась вино.

Тесмофории (др.-греч. Θεσμοφόρια, лат. Thesmophoria) — большой аттический праздник в честь Деметры Законодательницы (Θεσμοφόρος) и отчасти Коры (Персефоны), справлявшийся исключительно при участии свободнорождённых женщин, во время посева, в конце октября (в аттическом месяце Пианопсионе).

На этом празднике Деметра чествовалась как покровительница земледелия, земледельческого быта и браков — тех установлений (θεσμοί), на которых зиждется культура народов, перешедших к оседлому образу жизни. Праздник длился 5 дней и справлялся отчасти в деме Галимунте на берегу Аттики, отчасти в городе. Тесмофории были народным и национальным праздником. Для совершения обряда и устройства пира в каждом деме выбирались по две из наиболее зажиточных и уважаемых женщин, на средства которых относились все расходы по устройству праздника.

В первый день тесмофории женщины собирались в определённом пункте и все вместе отправлялись в Галимунт, обмениваясь по дороге шутками и насмешками цинического характера. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы: сюда и направлялась процессия. Во второй день праздника приносились в жертву свиньи; в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в посте и унынии, в пятый же день устраивался веселый пир, с играми и плясками. Характер праздника изображён в дошедшей до нас комедии Аристофана «Женщины на празднике Тесмофорий». Тесмофорический культ Деметры существовал, кроме Афин, во многих других городах.

Культура тела — поддержание здорового тела, красивого телосложения, умение управлять телом. Красоту внешнего облика во многом определяет красота телосложения: пропорции, конституция, вес. В разные эпохи, в разные времена понятие идеального телосложения было различным. Но пропорциональность отдельных частей тела, здоровая кожа ценились всегда.

Телосложение достается по наследству. Существенную роль в его формировании играют также внешняя среда (например, климатические условия) и такие факторы, как профессия, специфика вида спорта, избранного для занятий (если им занимаются), особенности образа жизни, манера поведения. Особенно заметное влияние они могут оказать на растущий организм.

Как считают ученые-антропологи, человек не должен делать себя рабом наследственности, а наоборот, должен искать пути освобождения от ее цепей. Формирование красивого тела, забота о его сохранении — потребность любого культурного человека.

Из-за отсутствия культуры тела человек бывает скован, застенчив, нерешителен. Попав в непривычную обстановку, допустим, в зал — на прием, на танцы, он не решается его пересечь, жмется к стенке. Происходит это потому, что он не умеет управлять своим телом, оно не подчиняется ему.

Режим питания, специальные упражнения помогут отшлифовать фигуру. Каждый должен подобрать свои средства, свои приемы, в наибольшей степени способствующие формированию красивого телосложения. Для многих женщин это может быть регуляция веса, жировой прослойки (снижение процента жира) — Коррекция телосложения, специальные упражнения. Для мужчин это может быть культуризм или иные физические упражнения. Для молодежи — преодоление скованности тела (часто юноши и девушки демонстрируют неловкость, не знают, куда девать руки, не умеют «носить» тело — и это характерно не только для увальней).

Спорт, танцы, гимнастика, хореография, физические упражнения, режим питания, гигиена способствуют развитию пластики тела, позволяют усовершенствовать его по законам красоты.

Большую роль играет и внутреннее состояние человека. Им тоже нужно учиться управлять.

Все мы привыкли видеть идеальные пропорции тел, воплощенные в мраморных и гипсовых изваяниях, которые создавали греческие скульпторы. Образцами для этих произведений искусства были юные дамы или статные мужчины. Мировая культура не знает других «правил красоты», нежели пропорции и гармоничное сочетание совершенных черт лица и тела.

Греки уже в Античности придавали огромное значение красоте человеческого тела, прекрасным одеяниям, гармонии, идеальным пропорциям. В музеях архитектуры древней Греции, в исторических памятниках сохранилась масса изображений греческой богини красоты Афродиты. Она - образец норм прекрасного для эллинов, эталон идеальных пропорций.

Красота по-гречески

Такое понятие, как прекрасное тело, греки перевели не только в наглядные изображения в виде статуй, картин, рисунков, набросков, но и математические значения. Так, идеальный рост женщины составлял 164 см, обхват груди - 86 см, для талии отводили целых 69 см, а бедрам позволялось роскошествовать на все 93 см. А ведь эти параметры совсем недалеко ушли от привычных современникам 90*60*90.

Культ тела в древней Греции воплощался в разных ситуациях, а иногда даже спасал жизни обладательницам прекрасных пропорций. Так, гетера или натурщица Праксителя Фрина, по образу которой скульптор создал изваяние красавицы Афродиты, была осуждена. Ей вменяли порочное поведение. Но на суде, перед самим оглашением приговора, она предстала перед вершителями в чем мать родила. Суд постановил, что такое совершенное тело никак не станет вмещать грешную душу и отпустили Фрину восвояси.

Кстати, пропорции - это хорошо, но в древней Греции и мысли не могли допустить о том, что идеальное тело можно представить в ссутуленном, скрюченном виде. Красивая осанка - вот еще чему уделяли огромное внимание древние греки.

Впрочем, что касается понятий красоты и пропорций тела и черт лица, многие мыслители, к примеру, не соглашались с канонами относительно параметров, выраженных в цифровых значениях. Они допускали значительные отступления от них, говоря об исключительно визуальных характеристиках. Красота для древних греков являлась скорее формой бытия.

А вот Пифагор напротив выводил идеальное цифровое соотношение размеров тел и лиц. Математик долго искал соответствующие параметры и их «правильное» соотношение. Прекрасным считалось лицо, которое визуально делилось на равные части. Их могло быть 3 или 4. Если выбиралось разделение на 3 части, одна из линий проходила через надбровные дуги, другая - через кончик носа. Если лик делили на 4 части, нижняя линия шла относительно верхней губы, далее следующая - по зрачкам, третья - по верху лба.

Греки считали совершенным абсолютно прямой нос, округлые широко раскрытые, большие глаза с дугообразными веками. Внимание уделялось и расстоянию между глазами. Оно не должно было равняться значению, превышающему длину 1 глаза.

Рот должен был по канонам иметь величину, равную 1,5 длины глаза. Лоб не должен был быть высоким. Волосы разрешалось носить на пробор или обрамлять лицо красивыми завитками локонов.

По словам Аристотеля, красота сводится к правильным соотношениям частей тела и лица. При этом должны быть соблюдены принципы симметрии, а в целом восприятии фигура просто обязана выглядеть законченно и органично. Так, наиболее яркими воплощениями таких описаний прекрасных тел и лиц считались античные статуи Аполлона, Афродиты, Артемиды.

Очень огромное значение имела молодость. Считалось, что совершенное тело - молодо и еще тем красиво. Якобы от этого даже мысли становятся благороднее.

Как добиться совершенных параметров?

Разумеется, не все жители древней Греции соответствовали принятым идеалам. Но многие добивались нужных параметров, занимаясь долгие месяцы и даже годы спортом. Тело, имеющее вид натренированного, с ясными, атлетическими очертаниями, считалось прекрасным.

И все же, в основы красоты греки вкладывали не только идеальные параметры тел, но и единство в гармонии тела с духом. Если человек довел свои формы до совершенства и при этом он не находит себе места, не может справиться со своими волнениями, страхами, как современники сказали бы - стрессом, какой же он в этом случае красивый? Идеально прекрасный человек - умиротворенный, красивый душой и телом.

А что же до канонов и модулей. Ученые древней Греции выработали несколько правил. Человека, который им следовал, признавали красивым. Итак, формы тела не должны были быть угловатыми, а только округлыми, линии - мягкими. Если у женщины при этом прямой нос и большие глаза, то не меньшее внимание она должна уделять своей причёске.

Локоны следовало не подстригать или лишь подравнивать в течение жизни. Шевелюру аккуратно укладывали на затылке и красиво крепили волосы лентой. Такая прическа называлась «Античный узел». Кстати, он в моде и поныне.

Молодые люди брились ежедневно. При этом они также, как и дамы, не стригли свои локоны, а красиво убирали их наверх, перехватывая обручем или тканевой повязкой. Что же до взрослых мужчин, то они волосы стригли коротко, а бороду и усы отращивали.

Представительницы прекрасной половины, равно как и мужчины, ухаживали за кожей лица и тела. В правилах было строгое соблюдение гигиены. Гречанки древности любили, чтобы их лица были беленькими и чистыми. Для достижения такой красоты дамы пользовались белилами. Больше всего везло обладательницам голубых глаз. Такой цвет считался эталоном. Волосы лучше было иметь золотые или просто светлые.

Женщины украшали свое лицо. Они подводили глаза. Для этого применяли специальную эссенцию, которую сначала выжигали дотла, а пеплом рисовали изящные стрелки. Наносили и румяна. Цвета, которые использовали для придания яркости щекам, красный, коралловый, ярко-розовый. Дамы не забывали красить и губы, а также использовать пудру.

Все вышеописанное касается женщин, принадлежавшим к знатным родам. Что же до простолюдинок, они не имели косметики, да и при большом желании разнообразные краски для лица им было не достать. Для ухода за своей кожей им доводилось использовать лишь маски из теста с добавлением яиц и приправ.

Блондинки - в почете

Мода на белокурые локоны или хотя бы пепельного цвета пришла к нам именно из Греции. Прически принято было украшать диадемами, лентами, обручами и даже бусами. Локоны должны были быть пышными, желательно завитыми. Можно было прическу делить на пробор. Челки носить было не принято. Волосы убирали со лба и висков, собирали и закалывали на затылке.

Да, именно светловолосые женщины нравились древним грекам-мужчинам больше всего. Венера была златокудрой. Но, помимо этого, и белокожей. А как же быть брюнеткам? Еще в древней Греции было принято обесцвечивать волосы. Делали это просто. На шевелюру наносили средство, состоящее из масла, изготовленного на основе козьего молока с добавлением золы букового дерева и выходили на солнышко. Лучи высвечивали локоны до золотистого оттенка.

В некоторые годы в моду вошли так называемые «Греческие прически». Это были высокие накладные парики и шиньоны.

Дамы старались постоянно проводить ухаживающие процедуры. Они наносили разнообразные маски на лицо. Особенно в почете были отбеливающие манипуляции. Недопустимо было иметь веснушки и морщины. Для удаления пигментации и увлажнения кожи применяли сливки, простоквашу, молоко.

В путешествия знатные особы брали целые стада ослиц, которые давали им десятки литров молока. В нем женщины купались.

Кого изображали древние греки, и каковыми были на самом деле?

Гармоничные пропорции тела, идеально лицо. Многие ученые по сей день спорят, а были ли древние греки таковыми в действительности? Некоторые историки склонны считать, что на самом деле памятники архитектуры, скульптуры - это воплощение изображений богов и богинь.

В реальности, женщины древней Греции вовсе не были похожими на Клеопатру или Афродиту. Дамы рожали много детей и вели домашнее хозяйство. При этом им вовсе некогда было следить за фигурой, делать омолаживающие маски. Все время уходило на дом и можно говорить о незавидной доле древнегреческой женщины.

Статус женщины-человека, как это не странно звучит, имели только гетеры. Эти представительницы прекрасной половины были весьма образованы, начитаны, имели возможность сказать свое веское слово в отношении политической ситуации, общественной жизни.

Гетеры по праву считались красавицами. Их изящество воспевали в своих произведениях поэты и музыканты, а тела этих дам вдохновляли скульпторов. Гетерам были доступны все прелести жизни. Они украшали себя так, как хотели и им это не возбранялось. В то время как простые дамы не могли нанести на лицо очень яркую косметику. За это их могли упрекнуть в подобии женщинам легкого поведения.

Впрочем, уже к 5 в. до н.э. косметика стала доступна всем гречанкам. Мало того, они не просто красили глаза и губы, чтобы радовать взоры собственных мужей. Девушки выходили в «полной раскраске» на улицы, посещали общественные места и это вовсе не порицалось.

История религий. Том 1 Крывелев Иосиф Аронович

РАЗВИТИЕ КУЛЬТА (22)

РАЗВИТИЕ КУЛЬТА (22)

Для первоначальной стадии истории христианства Ф. Энгельс отмечает такую ее существенную особенность, как простота ритуала. Выше уже отмечалось, что в дальнейшем развитии христианства обряды иудаизма, в особенности такой обременительный и неприятный, как обрезание, должны были исчезнуть. Их место заняли новые.

Оставаться в положении религии без своих собственных специфических обрядов было для христианства связано с риском гибели. В борьбе за массы оно имело дело с конкурентами, которые держали людей под своим влиянием именно благодаря разветвленной системе ярких и эмоционально насыщенных культово-магических действий. Нужно было создавать свою систему таких действий, причем жизнь подсказывала возможность их заимствования из тех религий, из которых пришли в христианство соответствующие группы верующих.

Материал, которым пользовалась христианская церковь для построения своей культовой системы, был достаточно богатым. Прозелиты из евреев знали сложившийся к тому времени синагогальный культ, более сложный, чем прежний храмовый. Наряду с жертвоприношениями, которые носили чисто символический характер, большую роль стали играть молитвенноречевые формулы и песнопения, игра на музыкальных инструментах (трубы, рог) и т. д. Обстановка в синагогах была более пышной и внешне эффектной, чем в иерусалимском храме.

Но значительно больше материала, чем из иудаизма, могло черпать христианство при создании своего культа из религий эллинистического мира. Этот материал имел тем большее значение, чем большее место занимали в составе новообращенных христиан бывшие язычники. Поклонники Изиды и Митры, Диониса и Кибелы, Бахуса и Сераписа привносили в новую религию свои культовые привычки и склонности. Для вербовки неофитов из этих слоев было необходимо, чтобы они находили в новой религии знакомую обстановку и привычные обряды. Поэтому идеологи христианства не противились включению языческих обрядов в складывающийся христианский культ. Уже в начале V в. Августин не только признавал заимствование христианством языческих обрядов, но и обосновывал правомерность такого заимствования. «Христиане, - писал он, - меньше, чем кто бы то ни было, должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому… Поэтому продолжать хорошие обычаи, практиковавшиеся у идолопоклонников, сохранять предметы культа и здания, которыми они пользовались, не значит заимствовать у них; напротив, это значит отобрать у них то, что им не принадлежит, и вернуть истинному владельцу, богу, посвящая это ему непосредственно в его культе или косвенно в культе святых» 23 .

При такой готовности к ассимиляции обрядов, обычаев и церковных порядков из других религий этот процесс шел весьма активно. В итоге возникло нечто вроде синтеза иудейской и языческой обрядности, причем в ходе развития новой религии первая быстро вытеснилась второй. Обрезание как символ приобщения к единоспасающей вере и к сонму ее приверженцев уступило место водному крещению 24 . Последнее стало одним из «таинств», важнейшим обрядом, исполнение которого связано, по верованию, с чудом.

Погружение в воду как акт приобщения к данной религии впервые появилось не в христианстве. Этот обряд был широко распространен в дохристианских религиях древности.

В первых поколениях христиан, когда к новой религии приобщались преимущественно взрослые люди, обряд крещения производился именно над ними. Но в дальнейшем принадлежность к этой религии становилась наследственной, и родители, естественно, стремились обратить в христианство своих детей с рождения. Вот почему в религиозный быт и в церковные узаконения вошло крещение новорожденных.

Вероятно, несколько ранее крещения в христианском культе занял свое место обряд причащения. Его распространение было облегчено тем, что ему не пришлось, как крещению, вытеснять соответствующий иудейский обряд.

Специфически христианское объяснение семантики причащения мы находим в евангельском предании о тайной вечере. Но действительные его истоки лежат в дохристианских культах. В христианство этот обряд проник из митраизма, из оргиастических мистерий Диониса, из культа Бахуса, из критских орфических мистерий и других древних культов 25 . Обряд вкушения плоти и крови бога по своему происхождению восходит к первобытным временам и к тотемистическим культам. В религиях первобытности и древности было широко распространено представление о том, что, принимая внутрь частицу тела своего божества, человек обретает его силы и мудрость, его доблесть и хитрость. Будучи центральным элементом христианского культа в ранний период его истории, обряд причащения сыграл большую роль в оформлении всего богослужения. Организация этого обряда в широких масштабах выливалась в общую трапезу для членов общины. Такие трапезы получили греческое название «агапе» - вечерь (или ужинов) любви. Дело не могло ограничиться лишь коллективным вкушением пищи, и в частности съеданием «тела и крови господних». Обряд неминуемо должен был обрасти рядом речевых молитвенных и прочих формул, что в дальнейшем развитии христианского культа вылилось в литургию.

Обряды крещения и причащения послужили основой складывавшегося христианского культа. Тот факт, что они были заимствованы из других религий, создавал известные трудности в отношении их осмысления. Заимствуемым культовым формам требовалось иное объяснение, чем то, которое они имели в породивших их религиях.

Создание новой этиологии для заимствуемых обрядов обусловливало дополнительную нагрузку для фантазии религиозных идеологов, которые занимались формулированием догматики. Материал для новых объяснений старых обрядов выискивался в книгах Нового завета, а иногда просто измышлялся и фиксировался в сочинениях раннехристианских авторов.

Ряд деталей и эпизодов создававшейся в это время биографии Христа был продиктован нуждами мифологической этиологии складывавшейся обрядности.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

Против культа личности В марте 1953 г. на заседании Президиума ЦК, проходившем под председательством Маленкова, впервые было заявлено о необходимости покончить с «культом личности» Сталина во всех его проявлениях. Была начата проверка дел лиц, объявленных в 1937–1938 гг.

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Парадоксы скотоводческого культа «Каждый рожден во грехе» Мы можем предполагать, что идеи Зороастра оказали непосредственное влияние на становление новых религий не только в Иране и Индии, но и в других в весьма удаленных странах. При этом акцент переносится с

Из книги «Сталинские репрессии». Великая ложь XX века автора Лысков Дмитрий Юрьевич

Часть 2 Разоблачение культа личности Глава 11 От смерти Сталина до ХХ съезда 5 марта 1953 года скончался Иосиф Джугашвили (Сталин), Генералиссимус, Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), руководивший партией и государством 31 год. С первых часов после его кончины перед партийным

Из книги Настольная книга сталиниста автора Жуков Юрий Николаевич

После культа - Юрий Николаевич, без культа личности Сталина нам, наверно, этой фигуры до конца не понять. Что же это было за явление в нашей истории?- Ну всё-таки сначала давайте закончим, как вы говорите, с фигурой. Так вот, о фигуре мы должны вообще прекращать говорить с

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Возникновение культа Яхве История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части – Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Глава 1 Развитие культа Атона В гимне Атону встречаются также слова: «Ты был один и сотворил землю по желанию сердца своего… Чужеземные страны, Сирию, Куш, Египет!..»Следует заметить, что Сирия и Нубия (Куш) в перечне предшествуют Египту, похоже, по мнению Эхнатона, они были

Из книги Легенда и действительность в древней истории Тибета автора Гумилев Лев Николаевич

Происхождение культа Ямантаки Зародившийся в Индии буддизм включил в себя брахманское учение о метампсихозе (переселении душ). Это учение стало впоследствии одной из основ буддийского миропонимания; Тибет получил эту концепцию в готовом виде и охотно ее воспринял.

Из книги Древний мир автора Ермановская Анна Эдуардовна

Загадки солнечного культа Тем, кто видел сфинксов на берегу Невы, знаком облик отца Эхнатона – фараона Аменхотепа III. Он царствовал долго, 38 лет, и период его правления был «золотым веком» Древнего Египта, память о нем не умирала в народе почти 1000 лет. Не войнами отмечено

Из книги Опыт разбора тибетской пиктографии автора Гумилев Лев Николаевич

Происхождение культа Ямантаки Зародившийся в Индии буддизм воспринял брахманское учение о метампсихозе (переселении душ). Это учение стало впоследствии одной из основ буддийского миропонимания; Тибет получил эту концепцию в готовом виде и охотно ее воспринял. Каждому

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Возрождение военного культа Полвека почти непрерывных побед подняли престиж военной касты. За мрачной авансценой ожесточенных споров и коррупции поднимался пик самопожертвования и блеска: война, которая унизила могущественную Россию четвертью века раньше, - высота 203

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

СВЯТИЛИЩА И МЕСТА КУЛЬТА "Они находят, что вследствие величия небожителей-богов невозможно… заключить внутри стен… И они посвящают им дубравы и рощи…"Таким образом, Тацит и другие древние авторы фактически говорят одно и то же. Как таковые, храмы римского периода

Из книги Русские боги. Подлинная история арийского язычества автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 13 Бог Тур и ареал его культа К числу важнейших русских богов, основательно позабытых современными академическими учеными, относится бог Тур. Впервые на это обратил внимание А.Н. Афанасьев. Его идею блестяще развил выдающийся русский фольклорист Александр Сергеевич

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Возникновение культа Мифический образ Ленина как правителя Советской России принимал в лениниане тех лет различные формы. В период его болезни проверке общественным мнением подвергались политически выдержанные описания его личности, предназначенные для целей

Из книги История и теория религий автора Панкин С Ф

53. Воздействие религиозного культа на верующих Воздействие религиозного культа на верующих осуществляется по нескольким основным направлениям.Одно из таких направлений-формирование и возобновление стереотипов в сознании и поведении членов религиозной общины. Сами

автора

Зарождение культа умерших предков Тогда как высшее начало в культе Шанди в чжоуском Китае перенесли на культ Неба, отношение к Шанди как к первопредку и к окружавшим его ди как к обожествленным умершим предкам правителя с течением времени стало касаться вообще всех

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Возникновение культа Яхве В XVIII-XVI вв. до н. э. плодородная полоса между Средиземным морем и Аравийской пустыней была населена племенами различных рас. Здесь еще были остатки примитивных «неолитических» пещерных жителей, чей гигантский рост позднее вошел в пословицу. Они

Современный мир – это мир торговли, товарно-денежных отношений. А, как всем сегодня известно, двигателем торговли является реклама. Реклама занимает большой объем времени любой телевизионной передачи на любом канале телевидения и всем уже изрядно набила оскомину. Когда фильм прерывается рекламой, зритель обычно отправляется на кухню чем-нибудь перекусить или переключает телевизор на другой канал, чтобы избавиться от этой надоедливой мухи. Я же поступил совершенно иначе и постарался всмотреться в рекламу, хотя, признаюсь, это было непросто, потому что я тоже, как практически и подавляющая часть населения нашей страны, терпеть не могу это детище современного телевидения. В принципе ничего нового я для себя не открыл, только нашел подтверждение своим догадкам о нынешней жизни.

Реклама – это как симптомы при болезни, по которым можно определять, что и где болит у пациента. Только в данном случае по ней можно определять – с долей вероятности, конечно, – некоторые болезни душ современных людей. Делается это достаточно просто: смотрим, чему в основе посвящены рекламные ролики, и делаем вывод. Так чему же они посвящены? Ответ, возможно, многих удивит по той причине, что, как правило, человек не задумывается глубоко над этим. Это тело. Да, да, именно тело человека. Все рекламные ролики говорят исключительно об одном – о комфорте человеческой жизни, о том, как жизнь тела человека на этой земле сделать еще более беспроблемной и комфортабельной. Но, спросите вы меня, разве грех жить в более-менее комфортных условиях? Нет, отвечу я вам, если только человек в своем стремлении к комфорту не переступает грани разумного, если его тело для него не становится важнее души и, соответственно, забота об условиях существования тела не становится намного важнее – если не самым главным, – чем условия бытия его собственной души. Но когда я смотрел сверкающую и яркую ТВ-рекламу, у меня создавалось стабильное впечатление, что эта грань давно и безвозвратно перейдена. Можно задать вопрос: а почему собственно безвозвратно? Да потому, что уровень комфорта настолько вырос, что вряд ли бо льшая часть людей окажется способной от него отказаться. Комфорт же вырастает из главного – из культа человеческого тела. И именно этот фактор является основным двигателем самого комфорта.

Мы можем заметить удивительные тенденции: чем более этот мир обезбоживается, чем менее он обращает внимания на христианские ценности, тем более растет забота о теле. Это исходит от потери связи человека с Богом. Отрываясь от Него как источника любви, человек начинает терять понимание истинной любви, заключающейся в служении ближнему. Его любовь начинает деформироваться, становится эгоистичной, замыкает его на себе самом. Отсюда начинает рожаться страх болезней и – как его завершение – страх смерти. Вот поэтому столько рекламы, говорящей о молодости и что «в свои пятьдесят я выгляжу на тридцать». (Кстати, всегда хотел спросить: а зачем тебе выглядеть на тридцать? Чтобы привлекать к себе внимание молодых мужчин?) Отсюда же такое сильное переживание по поводу перхоти, ломкости волос, кариеса, менструальных циклов, запаха пота, мужской силы, стройности фигуры. Самое интересное, что реклама в этой эмоциональной составляющей не лжет. Может быть, приукрашивает – и временами достаточно сильно, – но не лжет. Для людей все это стало действительно важным, очень значимым в жизни.

Бог дал все разумно человеку: своя забота – о теле, своя – о душе. В принципе заповедь о седьмом дне говорит о том же. Но, переступив через эту заповедь, человек перешел и ту черту, разделяющую разумное и убивающее. Именно, убивающее. Потому что излишняя, даже можно сказать – маниакальная, забота о теле начинает убивать душу. Она незаметно деформирует личность человека, и на нем начинают сбываться слова Писания: «И все они стали плотью». Напомню, что эти слова были сказаны незадолго до глобального потопа. Отсюда же такой сексуально-похотливый уклон в современной рекламе, когда, например, полуголая девушка рекламирует… питьевую воду. Мне думается, что все и продолжит течь в том же направлении, все более и более внося элемент агрессивной эротики в рекламные ролики.

Более всего, как мне кажется, от рекламы страдают именно женщины. Потому что реклама рассчитана на среднестатистического зрителя, которым, как известно, является женщина средних лет. Да и, как известно, женщина – существо более впечатлительное и эмоциональное, а потому более зависимое от сформированного, в том числе и рекламой, общественного фона. И если этот фон говорит, что женщина должна быть непременно стройной, накрашенной и, не дай Бог, с ломкими волосами, при этом обязательно выглядеть моложе своих лет, то начинают прилагаться неимоверные усилия, чтобы достичь этого. И прилагаются они часто даже вопреки любому здравому смыслу, причиняя немалый вред здоровью самой женщины. Также формируются и определенные стереотипы поведения, но это не тема наших небольших рассуждений сегодня.

Вывод же из всех этих рассуждений достаточно прост: друзья мои, не верьте рекламе! Тело – это только часть человека, это не сам человек. Обогащая свое тело, мы, даже незаметно для себя самих, можем обеднить свою душу, потерять ее для вечности. Как бы ни заботились о теле, оно в любом случае станет лишь пищей червей. Этим червям будет совершенно безразлична и наша комплекция, и наш внешний вид, и наша перхоть. Конечно, это совершенно не означает, что мы должны наплевательски относиться к телу. Просто очень важно не переступить черту.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры