Самые страшные археологические раскопки. Процесс археологических раскопок Называются раскопки

Главная / Развод
Время чтения: 5 мин

Раскопки доступны не только ученым! Для всех романтиков, с детства грезящих о том, чтобы прикоснуться к историческим артефактам не в музее, а в «дикой природе», сегодня есть шанс воплотить свою мечту.

Во второй половине XX века археологические раскопки стали превращать в необычные музеи под открытым небом. В экспозиции музеев-скансенов демонстрируют жилье и быт крестьян новейшей эпохи или очень давнего времени. Например, каменного и бронзового веков. Так археология стала составной частью туристической индустрии. А раскопки превратились в источники дохода.

Идея оправдала себя. Воссозданная хижина или крепостная стена позволяет человеку непосвященному получить представление о древних людях быстрее, чем описания в тысячах книг. Как правило, найденные экспонаты демонстрируются тут же. Для них возводят специальные павильоны.

LifeGid рассказывает о нескольких популярных археологических музеях под открытым небом. Итак, раскопки манящие.

  • Новости археологии — 10 главных открытий года, которые нельзя пропустить

Раскопки у Боденского озера

У берегов Боденского озера археологи нашли остатки построек, возводившихся на протяжении каменного и бронзового веков (4000—800 гг. до н. э.). Когда-то местным жителям понравились дома на сваях, стоящие на прибрежном мелководье. Так можно было спасаться от врагов и хищников. Рядом с остатками жилья были найдены ткани, челноки, телеги.

Реконструкция домов на сваях началась еще в 1922 году. А в наши дни Музей свайных жилищ в поселке Унтерульдинген стал популярным центром познавательного туризма. Он включает в себя мультимедийные экспозиции и множество типов построек. Все они тщательно воссозданы на основе многочисленных археологических исследований. Плюс красивейшие виды на Боденское озеро и предгорья Альп. Самые настырные посетители могут увидеть реальные остатки древних свай, которые сейчас находятся под водой.

Лучшее время для посещения Музея свайных жилищ — весна, а особенно — золотая осень, до середины октября. Стандартная экскурсия длится примерно час.

Где: Pfahlbauten Museum, Strandpromenade 6, 88 690 Uhldingen-Muhlhofen.
Цена вопроса: Билет для взрослых — € 10, дети в возрасте 5—15 лет — € 6.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Рецепт дня — полезные кокосовые кексы без сахара для детей в школу

Поместье Ледяного человека — раскопки в Альпах

В 1991 году пара немецких пенсионеров обнаружила у подножия ледника Симилаун промерзлый труп. Туристы сфотографировали его и сообщили спасателям. Мрачную находку отправили в Институт судебной медицины в Инсбруке. А там выяснилось, что ученые имеют дело дело с ледяной мумие. Возраст ее — не меньшее 4 тыс. лет…

Так началась история Этци. Или, как его еще называют, Ледяного человека. Со времен открытия гробницы Тутанхамона археологическая находка не вызывала такого ажиотажа в прессе. Журналисты отвели душу. О жизни и смерти Ледяного человека выдвигались версии одна нелепее другой. Впрочем, археология (и многие другие науки) обогатилась новыми знаними. Просле того, как были проведены детальные исследования находки. Сегодня Этци нашел свое последнее пристанище в специально построенном для него музее в Южном Тироле (Италия).

Реконструкция одежды Эци. Музей естественной истории в Вене

И хотя Ледяной человек покинул Австрию, память о нем в долине Эцталь сохранена. В том числе в таком интересном месте, как «Поместье Этци». Это миниатюрный музей, в большей степени ориентированный на детей. Знакомство с ним займет около часа. Здесь есть жилища и предметы быта эпохи, когда жил Этци. Отдельная небольшая экспозиция уже вполне серьезно рассказывает о знаменитой находке на леднике Симилаун.

После «Поместья Этци» стоит посетить расположенную рядом экспозицию хищных птиц. И прогуляться к самому высокому в Тироле водопаду Штубенфаль.

Где: Otzi village, 6441 Umhausen, Austria
Цена вопроса: Взрослые — € 9,9, дети в возрасте 5—15 лет — € 6.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Афродизиаки — все, что нужно знать. Польза, вред и правила приема
  • Экранизации украинских книг — кино о Кузьме и 3D по Лесе Украинке

Раскопки и целый парк — Раннее Средневековье в Марле

Археопарк «Музей эпохи варваров» открылсяв Марле, городке на севере Франции, еще в 1991 году. За такой длительный период музей приобрел впечатляющие масштабы.

Как следует из названия, главная его специализация — археология раннего Средневековья. В пределах парка есть большой некрополь (VI—VII вв.), реконструированные франкское поселение. Плюс ферма эпохи Меровингов (династия франкских королей, правивших в V—VIII вв.). А под экспозицию археологических находок отведена отреставрированная средневековая мельница (XII в.).

Также в «Музей эпохи варваров» включен «археологический огород». В нем выращиваются культурные растения, типичные для этого регионавремен Меровингов. Также можно увидеть домашних животных и пищу, характерные для той эпохи. Хорошо представлена так называемая экспериментальная археология — реконструкция забытых ремесел, навыков и технологий.

«Музей эпохи варваров» необычен тем, что там нет собственной инфраструктуры — ни парковок, ни кафе. Здесь только археология. Дело в том, что музей находится в городской черте, и организаторы решили не распыляться ни на что, кроме основной цели.

Где: Musee des Temps Barbares, Moulin de Marle F. 2 250 Marle
Цена вопроса: Билет для взрослых — € 6, дети в возрасте 12—18 лет — € 3.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Пост и еда — из каких продуктов можно получить белок и сколько
  • Квартира за биткоины: все ньюансы покупки и подводные камни
  • Тайна тиары царя скифов Сайтаферна — подделка в Лувре из Одессы

Польские раскопки — Карпатская версия Трои

Музей «Карпатская Троя» находится на окраине городка Тшциница в Подкарпатском воеводстве. Здесь реконструирована часть одного из самых древних укрепленных поселений в Польше. Его возраст — 4 тыс. лет.

Комплекс «Карпатская Троя» состоит из классического музея под открытым небом. Он включает в себя участок реконструированной крепостной стены с воротами и поселениями различных эпох, от бронзового века до раннего Средневековья. Рядом — небольшой, хорошо оборудованный экспозиционный центр. Здесь обстоятельно представлена археология этих мест.

Где: Karpatska Troja, Trzcinica 646, 38—207 Przysieki
Цена вопроса: Билет для взрослых — 18 злотых (€ 4,15), пенсионеры и школьники — 13 злотых (€ 3).

Былое величие Хаттусы — раскопки по-турецки

Руины Хаттусы, столицы древнего государства хеттов, расцвет которой пришелся на конец бронзового века, находятся вдалеке от курортных побережий. Посещать эти места удобнее в ходе путешествия в Каппадокию.

На просторном пологом склоне находятся остатки огромного города. А внизу, под горой, видна восстановленная часть крепостной стены из кирпича-сырца.

Вообще Хаттуса интересна тем, что реконструкция крепости выглядит хоть интересно, но все же уступает по эффектности уцелевшим воротам и скульптурам. Они до сих пор охраняют входы в древний город. Сфинксы и львы выглядят очень впечатляюще.

Где: Bogazkale, Turkey
Цена вопроса: Входной билет для взрослого — около € 4.

Удивительный мир трипольцев — украинские раскопки

Историко-культурный заповедник «Трипольская культура» посвящен загадочным гигантскиму поселениям древности. Оно существовало в этих местах около 6 тыс. лет назад. В нем было около 3 тыс. домов и 12 тыс. жителей.

В Легедзино (село в Тальновском районе Черкасской области Украины) уже много лет серьезно занимаются реконструкцией жилищ этого загадочного «мегаполиса». Первые результаты уже представлены посетителям.

Хотя музей под открытым небом еще не завершен, поездка сюда даст представление о том, как выглядела жизнь трипольцев несколько тысяч лет назад.

Реконструкция жилища трипольцев

Где: с. Легедзино, Тальновский р-н, Черкасская область
Цена вопроса: Входной билет для взрослых — 20 грн.

Что читают с этим материалом сегодня?

Процесс археологических раскопок

Археологические раскопки являются чрезвычайно точным и обычно медленно продвигающимся процессом, нечто большим, чем простое копание. Истинный механизм археологических раскопок лучше всего познавать в поле. Есть свое искусство в мастерском владении лопаткой, кистью и другими приспособлениями при очистке археологических слоев. Очистка слоев, открытых в траншее, требует наметанного взгляда на изменение цвет и текстуры почв, особенно при раскопке ям столбов и других объектов; несколько часов практической работы стоят тысячи слов инструкций.

Цель раскопщика - объяснить происхождение каждого слоя и объекта, обнаруженного на памятнике, будь он естественного происхождения или создан человеком. Недостаточно просто раскопать и описать памятник, нужно объяснить, как он сформировался. Это достигается путем снятия и фиксирования налагающихся слоев памятника один за другим.

Основной подход при раскопках любого памятника заключает в себе один из двух главных методов, хотя они оба использоваться на одном и том же памятнике.

Раскопки по фиксируемым глазом слоям. Этот метод заключается в раздельном снятии каждого фиксируемого глазом слоя (рис. 9.10). Этот медленный метод обычно используется на памятниках-пещерах, которые часто имеют сложную стратиграфию, а также на открытых памятниках, таких как места забоя бизонов на североамериканских равнинах. Там достаточно легко выделить слои костей и другие уровни еще на этапе предварительные: тестовых стратиграфических шурфов.

Рис. 9.10. Общий вид главного разреза в Куэлло, стратифицированном памятнике майя в Белизе. Бирками маркированы идентифицированные слои

Раскопки по произвольным слоям. В данном случае почва снимается стандартными по размеру слоями, величина их зависит от природы памятника, обычно от 5 до 20 сантиметров. Такой подход используется в таких случаях, когда стратиграфия слабо различима или при перемещении слоев заселения. Каждый слой тщательно просеивается в поисках артефактов, костей животных, семян и других мелких объектов.

Конечно, в идеале хотелось бы каждый памятник раскапывать в соответствии с его естественными стратиграфическими слоями, но во многих случаях, как, например, при раскопках прибрежных калифорнийских раковинных куч и некоторых больших жилых холмов, просто невозможно разглядеть естественные слои, если они вообще когда-то существовали. Часто слои слишком тонкие или чересчур запеплены для того, чтобы образовать дискретные слои, особенно когда они перемешаны ветром или утрамбованы более поздними поселениями или скотом. Я (Фаган), раскапывал ряд африканских земледельческих поселений на глубине до 3,6 метра, которые логично было раскапывать по выборочным слоям, так как немногие фиксируемые глазом слои заселения были отмечены концентрацией фрагментов стен обрушившихся домов. В большинстве слоев были найдены обломки горшков, изредка другие артефакты и много фрагментов костей животных.

Где копать

Любые археологические раскопки начинаются с тщательного изучения поверхности и составления точной топографической карты памятника. Затем на памятник накладывается сетка. Изыскания на поверхности и коллекция артефактов, собранных в это время, помогают разработать рабочие гипотезы, являющиеся основой для принятия археологами решения, где копать.

Первое решение, которое следует принять, это предпринимать сплошные раскопки пли выборочные. Оно зависит от размеров памятника, неизбежности его разрушения, от тех гипотез, которые будут проверяться, а также от имеющихся денег и времени. Большинство раскопок являются выборочными. В таком случае встает вопрос об участках, которые следует раскапывать. Выбор может быть простым и очевидным, а может основываться на сложных предпосылках. Совершенно очевидно, что выборочные раскопки для определения возраста одного из сооружений Стоунхенджа (см. рис. 2.2) проводились у его подножия. Но участки раскопок раковинной кучи, не имеющей поверхностных признаков памятника (features), будут определяться методом выбора случайных квадратов сетки, на которых будут искать артефакты.

Во многих случаях выбор раскопок может быть очевидным и неочевидным. При раскопках ритуального центра майя в Тикале (см. рис. 15.2) археологи хотели узнать как можно больше о сотнях курганов, расположенных вокруг основных ритуальных мест (Коэ - Сое, 2002). Эти курганы тянулись на протяжении 10 километров от центра памятника в Тикале и были идентифицированы вдоль четырех тщательно изученных выступающих из земли полос. Очевидно, что провести раскопки каждого кургана и идентифицированного строения было невозможно, поэтому была составлена программа копки тестовых траншей для сбора случайных керамических образцов, приемлемых для датирования, для определения хронологического промежутка памятника. Посредством правильно составленной стратегии выборки исследователям удалось выбрать около сотни курганов для раскопок и получить те данные, которые они искали.

Выбор места, где копать, может определяться соображениями логики (например, доступ к траншее может быть проблемой в маленьких пещерах), имеющимися фондами и временем или, к сожалению, неизбежностью разрушения части памятника, находящегося близко от места промышленной активности или строительства. В идеале раскопки лучше проводить там, где результаты будут максимальными и шансы получения данных, необходимых для проверки рабочих гипотез, наилучшими.

Стратиграфия и разрезы

Мы уже кратко касались вопроса археологической стратиграфии в главе 7, где было сказано, что основой всех раскопок является должным образом зафиксированный и интерпретированный стратиграфический профиль (Уиллер - R. Wheeler, 1954). Поперечное сечение памятника дает картину аккумулированных почв и слоев обитания, которые представляют древнюю и современную историю местности. Очевидно, что человеку, фиксирующему стратиграфию, нужно как можно больше знать об истории естественный процессов, которым подвергся памятник, и о формировании самого памятника (Штайн - Stein, 1987, 1992). Почвы, покрывающие археологические находки, подверглисы трансформациям, которые радикально воздействовали на то, как сохранялисы артефакты и как они перемещалисы в почве. Роющие животные, последующая деятельность человека, эрозии, пасущийся скот - все это значительно меняет налагающиеся слои (Шиффер, 1987).

Археологическая стратиграфия обычно намного более сложна, чем геологические наслоения, так как наблюдаемое явление носит более локальный характер, а интенсивность деятельности человека очень велика и часто включает в себя постоянное повторное использование одной и той же местности (Вилла и Куртин - Villa and Courtin, 1983). Последовательная деятельность может радикально изменить контекст артефактов, строений и других находок. Памятник-поселение может быть выровнен и затем вновь заселен другим сообществом, которое будет вырывать фундаменты своих строений более глубоко, а иногда повторно использовать строительные материалы предыдущих обитателей. Ямы от столбов и ямы-хранилища, а также захоронения погружаются глубоко в более древние слои. Их присутствие можно обнаружить лишь по изменениям в цвете почв или по содержащимся артефактам.

Вот некоторые из факторов, которые следует принимать во внимание при интерпретации стратиграфии (Хэррис и другие - E. C. Harris and others, 1993).

Деятельность человека в прошлом, когда памятник был заселен, и ее последствия, если таковые имеются, для более ранних этапов заселения.

Деятельность человека - вспашка и промышленная активность, последовавшая за последним оставлением памятника (Вуд и Джонсон - Wood and Johnson, 1978).

Естественные процессы отложений и эрозии во времена доисторического заселения. Памятники-пещеры часто оставлялись обитателями, когда стены разрушались морозами и куски скал осыпались внутрь (Корти и другие - Courty and others, 1993).

Естественные явления, изменявшие стратиграфию памятника после того, как он был оставлен (наводнения, укоренение деревьев, рытье животных).

Интерпретация археологической стратиграфии включает в себя реконструкцию истории напластований на памятнике и последующий анализ значения наблюдаемый естественных и поселенческих слоев. Такой анализ означает разделение типов деятельности человека; разделение наслоений, которые получились в результате накопления мусора, остатков строительства и последствий, траншей-хранилищ и других объектов; разделение естественных последствий и вызванный человеком.

Филипп Баркер, английский археолог и специалист-раскопщик, является сторонником комбинированных горизонтальных и вертикальных раскопок для фиксирования археологической стратиграфии (рис. 9.11). Он указывал, что вертикальный профиль (разрез) дает стратиграфический вид только в вертикальной плоскости (1995). Многие важные объекты появляются в сечении в виде тонкой линии и поддаются расшифровке только в горизонтальной плоскости. Главная задача стратиграфического профиля (разреза) состоит в фиксации информации для потомков, с тем чтобы последующие исследователи имели точное впечатление о том, как он (профиль) формировался. Так как стратиграфия демонстрирует взаимоотношения между памятниками и строениями, артефактами, естественными слоями, то Баркер предпочитал кумулятивное фиксирование стратиграфии, которое позволяет археологу одновременно фиксировать слои в разрезе и в плане. Такое фиксирование требует особенно искусных раскопок. Различные модификации такого метода используются как в Европе, так и в Северной Америке.

Рис. 9.11. Трехмерный стратиграфический профиль (разрез) памятника Дэвилс Маус в Техасе, водохранилище Эрмистэд (Armistad Reservoir). Сложные наслоения коррелируются от одного раскопа к другому

Вся археологическая стратиграфия является трехмерной, можно сказать, что она включает в себя результаты наблюдений как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости (рис. 9.12). Конечной целью археологических раскопок является фиксирование трехмерных взаимоотношений на памятнике, так как эти взаимоотношения обеспечивают определение точного местоположения.

Рис. 9.12. Трехмерная фиксация традиционным образом (вверху). С использованием измерительного квадрата (measuring square) (внизу). Приближенный вид на квадрат сверху. Горизонтальные измерения проводятся по краю (траншеи), перпендикулярно линии сетевых столбов; вертикальный замер проводится с помощью вертикального отвеса. Сейчас для трехмерной фиксации обычно используются электронные приборы

Фиксирование данных

Учет данных в археологии делится на три обширные категории: письменные материалы, фотографии и цифровые изображения, натурные чертежи. Компьютерные файлы являются важной частью ведения учета.

Письменные материалы . Во время раскопок у археолога накапливаются рабочие блокноты, включая дневники памятника и ежедневники. Дневник памятника - это тот документ, в котором археолог фиксирует все события на памятнике - объем проделанной работы, ежедневные графики работ, количество работников в группах раскопщиков и любые другие трудовые вопросы. Фиксируются также все размеры и другие сведения. Под дневником памятника подразумевается полный отчет о всех событиях и действиях на раскопках. Это нечто большее, чем просто инструмент для оказания помощи памяти археолога, которая может подвести, это документ о раскопках для последующих поколений исследователей, которые могут вернуться на этот памятник для пополнения коллекции первоначальных находок. Поэтому отчеты о памятнике нужно вести в цифровом виде, а если письменно - то на бумаге, которая может долго храниться в архивах. Между наблюдениями и интерпретациями делается четкое различие. Любые интерпретации или соображения по ним, даже те, которые после рассмотрения отбрасываются, тщательно фиксируются в дневнике, будь он обычный или цифровой. Тщательно фиксируются важные находки и стратиграфические детали, так же как и явно незначительная информация, которая впоследствии, в лаборатории, может оказаться жизненно важной.

Планы памятников . Планы памятников начинаются от простык контурных, составленный для курганов или мусорный свалок, и кончаются комплексными планами целого города или сложной последовательности строений (Баркер - Barker, 1995). Точные планы очень важны, так как на них фиксируются не только объекты памятника, но и система измерительной сетки до раскопок, которая нужна для установки общей схемы траншей. Компьютерные программы для составления карт, находясы в руках специалистов, значительно облегчили производство точных карт. Так, например, с помощью программы AutoCad Дуглас Гэнн (1994) составил трехмерную карту пуэбло Хомолыови у города Уинслоу, штат Аризона, которое представляет собой более яркую реконструкцию 150-комнатного поселения, чем его двухмерная карта. Компьютерная анимация позволяет любому человеку, незнакомому с памятником, живо представить себе, каким он был в реальности.

Стратиграфические чертежи могут быть выполнены в вертикальной плоскости или же могут быть начертаны аксонометрически с использованием осей. Любой вид стратиграфического чертежа (отчета) весыма сложен, и для его выполнения требуются не только чертежные навыки, но и значительные интерпретационные способности. Сложность фиксации зависит от сложности памятника и от его стратиграфических условий. Часто различные слои обитания или какие-либо геологические явления четко обозначены на стратиграфических разрезах. На иных памятниках слои могут быть намного более сложными и менее выраженными, особенно в условиях сухого климата, когда засушливосты почвы делает цвета блеклыми. Некоторые археологи использовали масштабированные фотографии или изыскательские инструменты для фиксации разрезов, причем последние совершенно необходимы при больших разрезах, таких как разрезы через городские валы.

Трехмерная фиксация . Трехмерная фиксация - это фиксация артефактов и строений во времени и пространстве. Местоположение археологических находок фиксируется относительно сетки памятника. Трехмерная фиксация проводится с помощью электронный устройств или рулетками с отвесом. Она является особенно важной на таких памятниках, где артефакты фиксируются в своем первоначальном положении, или там, где отбираются отдельные периоды в строительстве здания.

Новые технологии позволяют добиватыся большей точности при трехмерной фиксации. Использование теодолитов с лазерными лучами позволяет резко сократиты время фиксации. Многие раскопщики используют устройства и программное обеспечение, позволяющие мгновенно преобразовываты их цифровые фиксации в контурные планы или трехмерные репрезентации. Они могут почти мгновенно вывести на монитор распределения отдельно нанесенных на график артефактов. Такие данные могут использоваться даже при планировании раскопок на следующий дены.

ПАМЯТНИКИ

ТУННЕЛИ В КОПАНЕ, ГОНДУРАС

Рытье туннелей редко случается в практике археологических раскопок. Исключением являются такие сооружения, как пирамиды майя, где их историю можно расшифровать лишь с помощью туннелей, так как иначе проникнуть внутрь невозможно. Чрезвычайно дорогой и медленный процесс создания туннелей создает также трудности в интерпретации стратиграфических слоев, которые имеются на каждой стороне траншеи.

Самый протяженный современный туннель использовался для изучения серии последовательных храмов майя, составляющих великий Акрополь в Копане (рис. 9.13) (Фэш - Fash, 1991). В этом месте раскопщики создали туннель в эродированном склоне пирамиды, подточенной протекающей рядом реки Рио Копан. В своей работе они руководствовались расшифрованными символами (глифами) майя, в соответствии с которыми данный политический и религиозный центр относится к периоду от 420 до 820 года н. э. Археологи следовали по древним площадям и другим объектам, погребенным под спрессованным слоем земли и камня. Для создания трехмерных презентаций меняющихся строительных планов они пользовались компьютерными изыскательскими станциями.

У правителей майя имелась страсть увековечивать свои архитектурные достижения и ритуалы, их сопровождавшие, детально продуманными символами. У создателей туннеля имелся ценный ориентир в надписи на ритуальным алтаре под названием «Алтарь Кью», который давал текстовое указание на правящую династию в Копане, обеспечиваемую 16 правителем Якс Пэком. Символы на «Алтаре Кью» говорят о прибытии основателя Киник Як Кьюк Мо в 426 году н. э. и изображают последующих правителей, которые украшали и способствовали росту великого города.

К счастью для археологов, Акрополь является компактным царским районом, что сделало расшифровку последовательности зданий и правителей относительно легкой. В итоге этого проекта были соотнесены отдельные строения с 16 правителями Копана. Самое раннее строение относится к временам правления второго правителя Копана. Вообще же здания делятся на отдельные политические, ритуальные и жилые комплексы. К 540-му году н. э. эти комплексы были объединены в единый Акрополь. Лишь на распутывание сложной истории всех разрушенных зданий потребовались годы туннельных работ и стратиграфического анализа. Сегодня мы знаем, что развитие Акрополя началось с небольшого каменного строения, украшенного яркими фресками. Возможно, это была резиденция самого основателя Киник Як Кьюк Мо. Его последователи изменили ритуальный комплекс до неузнаваемости.

Акрополь Копана является необычной хроникой царской власти и династической политики майя, имевших глубокие и сложные корни духовного мира, открытого при расшифровке символов. Он также является триумфом тщательных раскопок и стратиграфической интерпретации при очень сложных условиях.

Рис. 9.13. Художественная реконструкция центрального района в Копане, Гондурас, выполненная художником Татьяной Прокуряковой

В основе всего процесса фиксации лежат сетки, единицы, формы и этикетки. Сетки памятника обычно разбиваются с помощью окрашенных кольшков и веревок, растягиваемых над траншеями, если фиксация необходима. При мелкомасштабной фиксации сложных признаков могут использоваться даже более мелкие сетки, которые охватывают всего один квадрат общей сетки.

В пещере Боомплаас в Южной Африке Хилари Дикон использовала точную сетку, которую откладывали с крыши пещеры для фиксации положения маленьких артефактов, объектов и данных по окружающей среде (рис. 9.14). Подобные сетки возводились над местами морских катастроф в Средиземноморье (Бэс - Bass, 1966), хотя лазерная фиксация постепенно вытесняет такие методы. Разным квадратам в сетке и на уровнях памятника присваиваются свои номера. Они позволяют идентифицировать положение находок, так же как и основание для их фиксации. Ярлыки крепятся на каждый пакет или наносятся на саму находку, на них указываются номер квадрата, который также заносится в дневник памятника.

Рис. 9.14. Педантичная фиксация на раскопках в пещере Боомплаас в Южной Африке, где исследователи вскрывали десятки тончайших слоев обитания и хрупких данных об условиях окружающей среды, относящихся к каменному веку. При раскопках перемещались тонкие слои отложений, а положение отдельных артефактов фиксировалось с помощью сети, подвешенной с потолка пещеры

Анализ, интерпретация и публикации

Процесс археологических раскопок завершается заполнением канав и транспортировкой находок и документов по памятнику в лаборатории. Археологи возвращаются с полным отчетом о раскопках и всеми сведениями, необходимыми для проверки тех гипотез, которые были выдвинуты перед выходом в поле. Но на этом работа далеко не закончена. Фактически, она только начинается. Следующим этапом исследовательского процесса является анализ находок, о чем будет говориться в главах 10–13. После завершения анализа начинается интерпретация памятника (глава 3).

Сегодня стоимость печатных работ очень высока, поэтому невозможно полностью опубликовать материалы даже о небольшом памятнике. К счастью, многие системы поиска данных позволяют хранить информацию на CD-дисках и в виде микрофильмов, поэтому у специалистов есть возможность получить к ним доступ. Обычным становится размещение информации в Интернете, но здесь есть интересные вопросы, касающиеся того, насколько постоянными в действительности являются киберархивы.

Помимо опубликования материалов, у археологов есть два важных обязательства. Первое - поместить находки и документы в такое хранилище, где они будут находиться в безопасности и где они будут доступны последующим поколениям. Второе - сделать результаты исследований доступными как для широкой публики, так и для коллег-профессионалов.

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ

ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПАМЯТНИКЕ

Я (Брайан Фейган) в своих блокнотах веду различные записи. Наиболее важны следующие.

Ежедневный дневник о раскопках, который начинаю вести с того момента, как мы прибываем в лагерь, и заканчиваю в тот день, когда мы сворачиваем работы. Это обычный дневник, в котором я пишу о ходе раскопок, фиксирую общие соображения и впечатления, пишу о работе, которой был занят. Это также личный отчет, в котором я пишу о разговорах и дискуссиях, о других «человеческих факторах», таких как несогласия между членами экспедиции по теоретическим вопросам. Такой ежедневник совершенно неоценим при работе в лаборатории и при подготовке публикаций о раскопках, так как в нем содержится много забытых деталей, первых впечатлений, неожиданно пришедших в голову мыслей, которые иначе были бы потеряны. Я веду дневники во время всех своих исследований, а также просто во время посещений памятников. Например, мой дневник напомнил мне о деталях посещения раскопок центра майя в Белизе, которые ускользнули из моей памяти.

В Чатал-Хююке археолог Айэн Ходдер просил своих коллег не только вести дневники, но и размещать их во внутренней компьютерной сети, с тем чтобы каждый знал, о чем рассуждают другие участники экспедиции, а также для того, чтобы поддерживать постоянную дискуссию об отдельных траншеях, находках и проблемах раскопок. Судя по своему личному опыту, я склонен думать, что это является замечательным способом совмещать непрерывное течение теоретических дискуссий с практическими раскопками и ведением документации.

Дневник памятника является формальным документом, который включает в себя технические детали раскопок. Информация о раскопках, методы отбора, стратиграфические сведения, записи о необычных находках, основные объекты - все это фиксируется в дневнике помимо многого другого. Это намного более организованный документ, настоящий вахтенный журнал всех ежедневных действий на раскопках. Дневник памятника является также исходной точкой всех документов памятника, и они все ссылаются друг на друга. Я обычно использую блокнот со вставными листами, тогда можно вставлять записи об объектах и о других важных открытиях в нужное место. Дневник памятника следует вести на «архивной бумаге», так как он является долговременным документом об экспедиции.

Материально-технический дневник , как явствует из названия, это тот документ, где я фиксирую счета, основные адреса, различные сведения, относящиеся к административной и бытовой жизни экспедиции.

Когда я начал заниматься археологией, все пользовались ручками и бумагой. Сегодня многие исследователи пользуются портативными компьютерами и отправляют свои заметки на базу посредством модема. Использование компьютера имеет свои преимущества - возможность мгновенно дублировать очень важную информацию и вносить свою информацию в материалы исследования, находясь непосредственно на памятнике. На раскопках в Чатал-Хююке имеется своя собственная компьютерная сеть для свободного обмена информацией, что было невозможно во времена ручек и бумаги. Если я ввожу свои документы в компьютер, я обязательно сохраняю их приблизительно через каждые четверть часа и распечатываю их в конце рабочего дня для того, чтобы обезопасить себя от компьютерного сбоя, когда результаты многих недель труда могут быть уничтожены в течение секунд. Если я пользуюсь ручкой и бумагой, то как можно быстрее делаю фотокопии всех документов, а оригиналы храню в сейфе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайны пылающих холмов автора Очев Виталий Георгиевич

Продолжение раскопок Открытое В. А. Гаряиновым местонахождение псевдозухий у Рассыпного оказалось крупным. Б. П. Вьюшков решил устроить следующим летом - в 1954 году - генеральные раскопки. Я вновь поехал с ним в экспедицию, но теперь уже как студент-дипломник. Большую

автора Авдиев Всеволод Игоревич

История археологических открытий Подлинное изучение истории и культуры древних народов Месопотамии началось лишь с того времени, когда учёные получили возможность подвергнуть научному исследованию надписи и археологические памятники, найденные на территории

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

История археологических открытий Древнеегипетская культура, оказавшая сильное влияние на развитие античной цивилизации, нередко привлекала к себе внимание европейских путешественников и учёных.Этот интерес особенно усилился в эпоху Возрождения, когда в Европе стали

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

История раскопок Охота на оленя. Рельеф из Малатиа Ещё в XVIII в. европейские путешественники, посещавшие восточные области Малой Азии и Северную Сирию, обратили внимание на древние памятники, покрытые изображениями и надписями, в частности на хеттские гиероглифические

автора Уэрвик-Смит Симон

Из книги Цикл космических катастроф. Катаклизмы в истории цивилизации автора Уэрвик-Смит Симон

6. Артефакты эпохи с места раскопок Чобота СОЛНЕЧНЫЙ ВОСХОД НА ГОЛУБОМ ОЗЕРЕВ поисках еще одною места раскопок эпохи кловис в Канаде я направился на север от Калгари, к Эдмонтону, Альберта, и подъехал к домам, глядящим на озеро Бак. Зарегистрировавшись в прибрежном мотеле,

Из книги Помпеи автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава II ИСТОРИЯ РАСКОПОК В истории наук, занимающихся изучением прошлого, раскопки Помпей принадлежат к числу довольно редких фактов, знакомство с которыми оставляет в душе и глубокое удовлетворение, и спокойную надежду, что сколько бы человек ни блуждал по неверным

Из книги Троя автора Шлиман Генрих

§ VII. Результаты раскопок 1882 года Теперь я обобщу результаты моей пятимесячной троянской кампании 1882 года.Я доказал, что в отдаленной древности в долине Трои существовал большой город, разрушенный в старину в результате страшной катастрофы; на холме Гиссарлык находился

автора Фаган Брайан М.

Часть IV Обретение археологических фактов Археология является единственной отраслью антропологии, где мы сами уничтожаем источники информации в процессе их изучения. Кент В. Флэннери. Золотой Маршаллтаун Обычная яма в земле не самое интересное и волнующее зрелище в

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Поиск археологических памятников ОТКРЫТИЯ АФРО-АМЕРИКАНСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ, НЬЮ-ЙОРК, 1991 В 1991 году федеральное правительство планировало построить 34-этажное офисное здание в центре Нижнего Манхэттена. Агентство, ответственное за объект, наняло группу археологов для

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Оценка археологических памятников Целью археологических обследований является решение конкретных исследовательских проблем или обращение к делам управления культурными ресурсами. После того как памятники найдены, они тщательно осматриваются и данные о них

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Организация археологических раскопок Руководителю современной археологической экспедиции требуются навыки, намного превосходящие просто компетентного археолога. Он или она должны уметь быть и бухгалтером, и политиком, и врачом, и механиком, и менеджером по персоналу,

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Планирование раскопок Раскопки являются кульминационным моментом исследования археологического памятника. Во время раскопок получают данные, которые нельзя получить иным образом (Баркер - Barker, 1995; Хестер и другие - Hester and others, 1997). Подобно историческому архиву, почва

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Типы раскопок Археологические раскопки требуют достижения оптимального баланса между двумя, зачастую полярными обстоятельствами, - скажем, необходимостью, с одной стороны, разрушать какие-то сооружения, а с другой - получить максимальное количество информации о

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Начало раскопок Вскрыть могилу Тимура предлагали еще раньше. Имелось предположение, что в ней могли храниться драгоценности. Еще в 1929 году известный археолог Михаил Масона подал в Совет народных комиссаров Узбекской ССР записку, в которой предлагал организовать

Из книги Тайна Катыни, или Злобный выстрел в Россию автора Швед Владислав Николаевич

НА УКРАИНЕ РАЗГОРАЕТСЯ СКАНДАЛ ВОКРУГ РАСКОПОК В БЫКОВНЕ Киев, 11 ноября 2006 г., «Зеркало недели»Выяснилось, что раскопки в Быковне летом 2006 г. проводились с грубыми нарушениями законодательства, а также вопреки элементарным нормам и общепринятым методикам проведения

4.1. Археологические раскопки – полевые археологические работы, проводимые с целью всестороннего исследования, точной фиксации и научной оценки памятника археологии с полной характеристикой его топографии, стратиграфии, культурного слоя, сооружений, археологического материала, датировки и прочее.

4.2. Исходя из общепринятых принципов предпочтительности физического сохранения объектов археологического наследия как свидетельств исторических эпох и цивилизаций, закрепленных в федеральном законодательстве и содержащихся в международных договорах, участником которых является Российская Федерация, раскопкам, прежде всего, подлежат археологические памятники, которые находятся под угрозой разрушения при производстве строительно-хозяйственных работ, или воздействии иных антропогенных и природных факторов.

Проведение археологических раскопок на объектах археологического наследия, которым не грозит разрушение, возможно при наличии в заявке на получение Открытого листа аргументированного научного обоснования необходимости проведения исследований для решения фундаментальных научных проблем.

4.3. Проведению стационарных раскопок памятника археологии должен предшествовать этап детального обследования, как самого памятника археологии, так и окружающей местности, ознакомления с историческими, архивными и музейными материалами, касающимися этих объектов, а также обязательное составление инструментального топографического плана в масштабе не менее 1:1000 и всесторонняя фотофиксация памятника археологии.

4.4. Выбор места для закладки раскопов на памятнике археологии при проведении полевых работ по Открытому листу по форме № 1 определяется научными задачами исследований. При этом должны быть учтены интересы обеспечения сохранности памятника археологии и отдано предпочтение раскопкам тех его участков, которым в наибольшей степени угрожает повреждение или уничтожение в результате природных процессов или антропогенного воздействия.

4.5. Раскопки поселений и грунтовых могильников должны проводится площадями, которые обеспечивают возможность максимально полной характеристики стратиграфии, сооружений и иных археологических объектов.

Раскопки памятников археологии при помощи шурфов или траншей категорически воспрещаются.

Запрещается закладка небольших раскопов над отдельными объектами – жилищными впадинами, жилыми площадками, могилами и тому подобное. Все они должны входить в границы общего раскопа, захватывающего и пространство между объектами.

Неразрушаемые памятники археологии не должны раскапываться полностью . При раскопках этих памятников археологии необходимо резервировать часть их площади для будущих исследований, исходя из того, что совершенствование методов полевых исследований в будущем даст возможность для более полного и всестороннего их изучения.

4.6. Следует стремиться к заложению на одном памятнике археологии минимального числа раскопов.

Запрещается оставлять между раскопами незначительные участки или полосы невскрытого культурного слоя.

4.7. При необходимости закладки нескольких раскопов в разных частях памятника археологии следует разбивать их по единой закрепленной на местности координационной сетке для обеспечения стыковки раскопов и данных геофизических и иных исследований.

Такую сетку рекомендуется накладывать на весь памятник в начале работ. Необходима увязка высотных отметок на всех раскопах, для чего на памятнике должен быть установлен единый постоянный репер . Место расположения репера обязательно фиксируется на плане памятника. Желательна привязка репера к балтийской системе высотных отметок .

4.8. Одним из приоритетов археологических исследований является комплексный подход к изучению памятников археологии и привлечение специалистов естественнонаучного профиля (антропологов, геофизиков, почвоведов, геологов, геоморфологов, палеоботаников и тому подобное) для фиксации природных условий, в которых находятся археологические объекты, изучения палеосреды и анализа палеоэкологических материалов. В процессе работ целесообразно производить максимально полный отбор палеоэкологических материалов и иных образцов для их изучения в лабораторных условиях.

4.9. Исследование культурного слоя поселений, грунтовых могильников и погребений ведётся только ручным инструментом.

Использование в этих целях землеройных машин и механизмов категорически воспрещается. Такие машины могут применяться исключительно для вспомогательных работ (транспортировка отработанного грунта, удаление перекрывающего памятник стерильного или техногенного слоя и тому подобное). При подводных раскопках допускается использование грунторазмывочной техники.

4.10. При исследовании курганов следует производить разборку насыпи ручным инструментом.

Использование землеройных машин допускается только при раскопках курганов определенных типов (эпохи палеометалла - средневековья степной и лесостепной зоны). Снятие грунта механизмами должно производиться тонкими (не более 10 см) пластами с организацией непрерывного тщательного наблюдения за вскрываемой площадью до появления первых признаков погребений, погребальных сооружений, ям, тризн и так далее, после чего разборку следует производить вручную.

4.11. Раскопки курганов производятся только со снятием всей насыпи и исследованием всего находящегося под ней пространства, а также ближайшей территории, на которой могут быть обнаружены ровики, присыпки, тризны, остатки древних пашен и тому подобное.

Исследование курганных могильников с плохо выраженными, сильно расплывшимися или перекрывающими друг друга насыпями, необходимо вести сплошной площадью, как и исследование грунтовых могильников, с разбивкой сетки квадратов и одной или нескольких бровок (в зависимости от площади раскопа) на наиболее выраженных в рельефе участках.

4.12. Раскоп на древних поселениях всех видов (стоянок, селищ, городищ) должен быть разделен на квадраты, размеры которых в зависимости от типа памятника составляют: 1х1 м, 2х2 м и 5х5 м. Сетка квадратов на раскопе должна быть вписана в общую координатную сетку памятника.

Раскопки древних поселений всех видов ведутся по стратиграфическим слоям или пластам, толщина которых зависит от типа памятника, но не должна превышать 20 см.

Стратифицированные памятники предпочтительнее исследовать по слоям. Необходимо тщательное выявление всех особенностей, присущих культурному слою и данному поселению в целом.

Остатки всех построек, кострищ, очагов, ям, грунтовых пятен, и других объектов, а также расположение находок в координации со вскрытыми сооружениями необходимо наносить на послойные или пластовые планы. Глубины залегания выявляемых объектов и находок обязательно фиксируются с помощью нивелира или теодолита.

При разборке культурного слоя с высокой концентрацией мелких артефактов целесообразно производить промывку или просеивание культурного слоя через мелкоячеистые металлические сетки.

4.13. Применение металлодетектора возможно только на площадях, непосредственно исследуемых раскопками, а также для дополнительной регулярной проверки отвалов.

Все обнаруженные с помощью металлодетектора находки (в том числе находки из отвалов), а также предметы, полученные в результате промывки культурного слоя, должны быть включены в полевую опись и снабжены соответствующими пояснениями о происхождении.

4.14. При раскопках многослойных памятников археологии последовательное углубление в нижележащие слои допустимо только после детального изучения верхних слоев и исчерпывающей их фиксации на всей площади раскопа.

4.15. Культурные отложения должны быть исследованы полностью, если этому не препятствуют обнаруженные в раскопках строительные и архитектурные остатки первостепенного значения, сохранение которых представляется необходимым.

4.16. При раскопках памятников археологии со строительными и архитектурными остатками необходимо принять меры к обеспечению их сохранности до полного их выявления и всесторонней фиксации. В случае ведения постоянных раскопок на одном памятнике археологии с оставлением обнаруженных архитектурных остатков в открытом виде должны быть приняты меры к их охране и консервации.

4.17. При проведении охранных раскопок исследователь обязан предусмотреть изучение в полном объёме всего участка памятника археологии в границах постоянного или временного землеотвода там, где земляные работы или движения техники способны повредить или уничтожить памятник археологии.

Выборочное исследование части памятника археологии, попадающего в границы землеотвода, недопустимо. В случае необходимости для полного изучения археологического объекта исследователь может сделать прирезку к раскопу, выходящую за пределы участка строительно-земляных работ.

4.18. При исследовании насыпей курганов должны быть обеспечены: выявление и фиксация всех находящихся в насыпи объектов (впускных погребений, тризн, отдельных находок и прочее), особенностей конструкции и состава самой насыпи, уровня погребенной почвы, наличия подсыпки, крепид или иных сооружений внутри насыпи, под ней или вокруг нее. Все замеры глубин следует вести от нулевой отметки (репера), расположенной на самой высокой точке насыпи. Перед сносом бровки, на которой расположен репер, за пределами раскопа устанавливаются выносные реперы, имеющие точные привязки к основному реперу; в дальнейшем все замеры глубин производятся от выносных реперов.

На планах раскопанных курганов помимо погребений документируются все прослойки и объекты.

При раскопках полностью или частично ограбленных погребений в графической документации должны фиксироваться местонахождения и глубины всех находок, в том числе и перемещенных, поскольку эти данные важны для воссоздания первоначального погребального комплекса.

4.19. Для ведения и фиксации стратиграфических наблюдений внутри больших раскопов должны оставляться бровки.

При раскопках курганов при помощи техники оставляются одна или несколько параллельных (по направлению хода механизмов) бровок, в зависимости от величины и строения курганной насыпи.

При раскопках курганов вручную оставляются две взаимоперпендикулярные бровки.

При раскопках крупных курганов (свыше 20 м в диаметре) необходимо оставлять не менее двух-трех бровок с обязательной фиксацией всех их профилей .

Бровки обязательно разбираются после их чертежной и фотографической фиксации, а полученные в процессе их разбора материалы фиксируются на соответствующих планах.

4.20. В процессе раскопок памятников археологии всех типов обязательно производится нивелировка современной поверхности (раскопа, кургана), профилей, материковой поверхности и всех объектов (сооружений, уровней полов, прослоек, очагов и прочее, погребений, остатков тризн и прочее), а также находок от единого нулевого репера каждого памятника.

4.21. В ходе работ следует вести полевой дневник, куда заносятся подробные текстовые описания вскрываемых культурных напластований, древних сооружений и погребальных комплексов.

Дневниковые данные служат основой для составления научного отчета.

4.22. Все полученные при раскопках находки, строительные материалы, остеологические, палеоботанические и другие остатки фиксируются в полевом дневнике, обозначаются на чертежах, а наиболее показательные фотографируются.

4.23. Результаты раскопочных работ фиксируются чертежной и фотографической документацией.

Чертежи (планы и разрезы раскопов, стратиграфические профили, планы и профили курганов, планы и разрезы погребений и прочее) должны выполняться непосредственно на месте проведения работ и максимально точно воспроизводить все детали, в том числе такие как: взаимное расположение слоев и сооружений и их отношение к высотным отметкам, состав, структуру и окраску слоев, наличие грунтовых, золистых, угольных и иных пятен, распределение находок, условия и глубину их залегания, положение костяка и вещей в могиле и т.п.

Планы, разрезы и профили раскопов выполняются в едином масштабе не менее 1:20. Планы курганов – не менее 1:50. Планы и разрезы погребений составляют в масштабе не менее 1:10. При выявлении скоплений вещей небольшого размера, участков с плотным размещением погребального инвентаря и кладов целесообразна зарисовка их в масштабе 1:1. На планах должны быть отражены все детали, зафиксированные в профиле. На разрезе (в профиле) должна быть зафиксирована реальная глубина раскопа.

4.24. Обязательной является фотофиксация всего процесса раскопок, начиная с общего вида памятника археологии и его участка, избранного для изучения, раскопа на разных уровнях снятия слоя, а также всех вскрываемых объектов: погребений, сооружений и их деталей, стратиграфических профилей и прочее.

Фотофиксацию необходимо производить с использованием масштабной рейки.

4.25. Находки, собранные при раскопках, должны быть взяты для музейного хранения и дальнейшей научной обработки.

При этом целесообразно включение в коллекцию максимально широкого набора вещей, включая фрагментированные предметы и предметы неясного назначения.

4.26. Поступающие в коллекцию материалы должны быть внесены в полевую опись и снабжены этикетками с указанием года исследования и точного места происхождения каждого предмета или фрагмента: памятник, раскоп, участок, пласт или слой, квадрат, яма (№), погребение (№), землянка (№), номер находки, ее нивелировочная отметка или иные условия обнаружения. Исследователь должен обеспечить правильную упаковку, транспортировку и хранение коллекций до их передачи в государственную часть музейного фонда Российской Федерации.


Археологические раскопки являются чрезвычайно точным и обычно медленно продвигающимся процессом, нечто большим, чем простое копание. Истинный механизм археологических раскопок лучше всего познавать в поле. Есть свое искусство в мастерском владении лопаткой, кистью и другими приспособлениями при очистке археологических слоев. Очистка слоев, открытых в траншее, требует наметанного взгляда на изменение цвет и текстуры почв, особенно при раскопке ям столбов и других объектов; несколько часов практической работы стоят тысячи слов инструкций.

Цель раскопщика - объяснить происхождение каждого слоя и объекта, обнаруженного на памятнике, будь он естественного происхождения или создан человеком. Недостаточно просто раскопать и описать памятник, нужно объяснить, как он сформировался. Это достигается путем снятия и фиксирования налагающихся слоев памятника один за другим.

Основной подход при раскопках любого памятника заключает в себе один из двух главных методов, хотя они оба использоваться на одном и том же памятнике.

Раскопки по фиксируемым глазом слоям . Этот метод заключается в раздельном снятии каждого фиксируемого глазом слоя (рис. 9.10). Этот медленный метод обычно используется на памятниках-пещерах, которые часто имеют сложную стратиграфию, а также на открытых памятниках, таких как места забоя бизонов на североамериканских равнинах. Там достаточно легко выделить слои костей и другие уровни еще на этапе предварительные: тестовых стратиграфических шурфов.

Раскопки по произвольным слоям . В данном случае почва снимается стандартными по размеру слоями, величина их зависит от природы памятника, обычно от 5 до 20 сантиметров. Такой подход используется в таких случаях, когда стратиграфия слабо различима или при перемещении слоев заселения. Каждый слой тщательно просеивается в поисках артефактов, костей животных, семян и других мелких объектов.

Конечно, в идеале хотелось бы каждый памятник раскапывать в соответствии с его естественными стратиграфическими слоями, но во многих случаях, как, например, при раскопках прибрежных калифорнийских раковинных куч и некоторых больших жилых холмов, просто невозможно разглядеть естественные слои, если они вообще когда-то существовали. Часто слои слишком тонкие или чересчур запеплены для того, чтобы образовать дискретные слои, особенно когда они перемешаны ветром или утрамбованы более поздними поселениями или скотом. Я (Фаган), раскапывал ряд африканских земледельческих поселений на глубине до 3,6 метра, которые логично было раскапывать по выборочным слоям, так как немногие фиксируемые глазом слои заселения были отмечены концентрацией фрагментов стен обрушившихся домов. В большинстве слоев были найдены обломки горшков, изредка другие артефакты и много фрагментов костей животных.

Где копать

Любые археологические раскопки начинаются с тщательного изучения поверхности и составления точной топографической карты памятника. Затем на памятник накладывается сетка. Изыскания на поверхности и коллекция артефактов, собранных в это время, помогают разработать рабочие гипотезы, являющиеся основой для принятия археологами решения, где копать.

Первое решение, которое следует принять, это предпринимать сплошные раскопки или выборочные. Оно зависит от размеров памятника, неизбежности его разрушения, от тех гипотез, которые будут проверяться, а также от имеющихся денег и времени. Большинство раскопок являются выборочными. В таком случае встает вопрос об участках, которые следует раскапывать. Выбор может быть простым и очевидным, а может основываться на сложных предпосылках. Совершенно очевидно, что выборочные раскопки для определения возраста одного из сооружений Стоунхенджа (см. рис. 2.2) проводились у его подножия. Но участки раскопок раковинной кучи, не имеющей поверхностных признаков памятника (features), будут определяться методом выбора случайных квадратов сетки, на которых будут искать артефакты.

Во многих случаях выбор раскопок может быть очевидным и неочевидным. При раскопках ритуального центра майя в Тикале (см. рис. 15.2) археологи хотели узнать как можно больше о сотнях курганов, расположенных вокруг основных ритуальных мест (Коэ - Сое, 2002). Эти курганы тянулись на протяжении 10 километров от центра памятника в Тикале и были идентифицированы вдоль четырех тщательно изученных выступающих из земли полос. Очевидно, что провести раскопки каждого кургана и идентифицированного строения было невозможно, поэтому была составлена программа копки тестовых траншей для сбора случайных керамических образцов, приемлемых для датирования, для определения хронологического промежутка памятника. Посредством правильно составленной стратегии выборки исследователям удалось выбрать около сотни курганов для раскопок и получить те данные, которые они искали.

Выбор места, где копать, может определяться соображениями логики (например, доступ к траншее может быть проблемой в маленьких пещерах), имеющимися фондами и временем или, к сожалению, неизбежностью разрушения части памятника, находящегося близко от места промышленной активности или строительства. В идеале раскопки лучше проводить там, где результаты будут максимальными и шансы получения данных, необходимых для проверки рабочих гипотез, наилучшими.

Стратиграфия и разрезы

Мы уже кратко касались вопроса археологической стратиграфии в главе 7, где было сказано, что основой всех раскопок является должным образом зафиксированный и интерпретированный стратиграфический профиль (Уиллер - R. Wheeler, 1954). Поперечное сечение памятника дает картину аккумулированных почв и слоев обитания, которые представляют древнюю и современную историю местности. Очевидно, что человеку, фиксирующему стратиграфию, нужно как можно больше знать об истории естественный процессов, которым подвергся памятник, и о формировании самого памятника (Штайн - Stein, 1987, 1992). Почвы, покрывающие археологические находки, подверглисы трансформациям, которые радикально воздействовали на то, как сохранялисы артефакты и как они перемещалисы в почве. Роющие животные, последующая деятельность человека, эрозии, пасущийся скот - все это значительно меняет налагающиеся слои (Шиффер, 1987).
Археологическая стратиграфия обычно намного более сложна, чем геологические наслоения, так как наблюдаемое явление носит более локальный характер, а интенсивность деятельности человека очень велика и часто включает в себя постоянное повторное использование одной и той же местности (Вилла и Куртин - Villa and Courtin, 1983). Последовательная деятельность может радикально изменить контекст артефактов, строений и других находок. Памятник-поселение может быть выровнен и затем вновь заселен другим сообществом, которое будет вырывать фундаменты своих строений более глубоко, а иногда повторно использовать строительные материалы предыдущих обитателей. Ямы от столбов и ямы-хранилища, а также захоронения погружаются глубоко в более древние слои. Их присутствие можно обнаружить лишь по изменениям в цвете почв или по содержащимся артефактам.

Вот некоторые из факторов, которые следует принимать во внимание при интерпретации стратиграфии (Хэррис и другие - E. C. Harris and others, 1993).

Деятельность человека в прошлом, когда памятник был заселен, и ее последствия, если таковые имеются, для более ранних этапов заселения.
Деятельность человека - вспашка и промышленная активность, последовавшая за последним оставлением памятника (Вуд и Джонсон - Wood and Johnson, 1978).
Естественные процессы отложений и эрозии во времена доисторического заселения. Памятники-пещеры часто оставлялись обитателями, когда стены разрушались морозами и куски скал осыпались внутрь (Корти и другие - Courty and others, 1993).
Естественные явления, изменявшие стратиграфию памятника после того, как он был оставлен (наводнения, укоренение деревьев, рытье животных).

Интерпретация археологической стратиграфии включает в себя реконструкцию истории напластований на памятнике и последующий анализ значения наблюдаемый естественных и поселенческих слоев. Такой анализ означает разделение типов деятельности человека; разделение наслоений, которые получились в результате накопления мусора, остатков строительства и последствий, траншей-хранилищ и других объектов; разделение естественных последствий и вызванный человеком.

Филипп Баркер, английский археолог и специалист-раскопщик, является сторонником комбинированных горизонтальных и вертикальных раскопок для фиксирования археологической стратиграфии (рис. 9.11). Он указывал, что вертикальный профиль (разрез) дает стратиграфический вид только в вертикальной плоскости (1995). Многие важные объекты появляются в сечении в виде тонкой линии и поддаются расшифровке только в горизонтальной плоскости. Главная задача стратиграфического профиля (разреза) состоит в фиксации информации для потомков, с тем чтобы последующие исследователи имели точное впечатление о том, как он (профиль) формировался. Так как стратиграфия демонстрирует взаимоотношения между памятниками и строениями, артефактами, естественными слоями, то Баркер предпочитал кумулятивное фиксирование стратиграфии, которое позволяет археологу одновременно фиксировать слои в разрезе и в плане. Такое фиксирование требует особенно искусных раскопок. Различные модификации такого метода используются как в Европе, так и в Северной Америке.

Вся археологическая стратиграфия является трехмерной, можно сказать, что она включает в себя результаты наблюдений как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости (рис. 9.12). Конечной целью археологических раскопок является фиксирование трехмерных взаимоотношений на памятнике, так как эти взаимоотношения обеспечивают определение точного местоположения.

Фиксирование данных

Учет данных в археологии делится на три обширные категории: письменные материалы, фотографии и цифровые изображения, натурные чертежи. Компьютерные файлы являются важной частью ведения учета.

Письменные материалы . Во время раскопок у археолога накапливаются рабочие блокноты, включая дневники памятника и ежедневники. Дневник памятника - это тот документ, в котором археолог фиксирует все события на памятнике - объем проделанной работы, ежедневные графики работ, количество работников в группах раскопщиков и любые другие трудовые вопросы. Фиксируются также все размеры и другие сведения. Под дневником памятника подразумевается полный отчет о всех событиях и действиях на раскопках. Это нечто большее, чем просто инструмент для оказания помощи памяти археолога, которая может подвести, это документ о раскопках для последующих поколений исследователей, которые могут вернуться на этот памятник для пополнения коллекции первоначальных находок. Поэтому отчеты о памятнике нужно вести в цифровом виде, а если письменно - то на бумаге, которая может долго храниться в архивах. Между наблюдениями и интерпретациями делается четкое различие. Любые интерпретации или соображения по ним, даже те, которые после рассмотрения отбрасываются, тщательно фиксируются в дневнике, будь он обычный или цифровой. Тщательно фиксируются важные находки и стратиграфические детали, так же как и явно незначительная информация, которая впоследствии, в лаборатории, может оказаться жизненно важной.

Планы памятников . Планы памятников начинаются от простык контурных, составленный для курганов или мусорный свалок, и кончаются комплексными планами целого города или сложной последовательности строений (Баркер - Barker, 1995). Точные планы очень важны, так как на них фиксируются не только объекты памятника, но и система измерительной сетки до раскопок, которая нужна для установки общей схемы траншей. Компьютерные программы для составления карт, находясы в руках специалистов, значительно облегчили производство точных карт. Так, например, с помощью программы AutoCad Дуглас Гэнн (1994) составил трехмерную карту пуэбло Хомолыови у города Уинслоу, штат Аризона, которое представляет собой более яркую реконструкцию 150-комнатного поселения, чем его двухмерная карта. Компьютерная анимация позволяет любому человеку, незнакомому с памятником, живо представить себе, каким он был в реальности.

Стратиграфические чертежи могут быть выполнены в вертикальной плоскости или же могут быть начертаны аксонометрически с использованием осей. Любой вид стратиграфического чертежа (отчета) весьма сложен, и для его выполнения требуются не только чертежные навыки, но и значительные интерпретационные способности. Сложность фиксации зависит от сложности памятника и от его стратиграфических условий. Часто различные слои обитания или какие-либо геологические явления четко обозначены на стратиграфических разрезах. На иных памятниках слои могут быть намного более сложными и менее выраженными, особенно в условиях сухого климата, когда засушливосты почвы делает цвета блеклыми. Некоторые археологи использовали масштабированные фотографии или изыскательские инструменты для фиксации разрезов, причем последние совершенно необходимы при больших разрезах, таких как разрезы через городские валы.

Трехмерная фиксация . Трехмерная фиксация - это фиксация артефактов и строений во времени и пространстве. Местоположение археологических находок фиксируется относительно сетки памятника. Трехмерная фиксация проводится с помощью электронный устройств или рулетками с отвесом. Она является особенно важной на таких памятниках, где артефакты фиксируются в своем первоначальном положении, или там, где отбираются отдельные периоды в строительстве здания.

Новые технологии позволяют добиваться большей точности при трехмерной фиксации. Использование теодолитов с лазерными лучами позволяет резко сократить время фиксации. Многие раскопщики используют устройства и программное обеспечение, позволяющие мгновенно преобразовывать их цифровые фиксации в контурные планы или трехмерные репрезентации. Они могут почти мгновенно вывести на монитор распределения отдельно нанесенных на график артефактов. Такие данные могут использоваться даже при планировании раскопок на следующий день.

ПАМЯТНИКИ
ТУННЕЛИ В КОПАНЕ, ГОНДУРАС

Рытье туннелей редко случается в практике археологических раскопок. Исключением являются такие сооружения, как пирамиды майя, где их историю можно расшифровать лишь с помощью туннелей, так как иначе проникнуть внутрь невозможно. Чрезвычайно дорогой и медленный процесс создания туннелей создает также трудности в интерпретации стратиграфических слоев, которые имеются на каждой стороне траншеи.

Самый протяженный современный туннель использовался для изучения серии последовательных храмов майя, составляющих великий Акрополь в Копане (рис. 9.13) (Фэш - Fash, 1991). В этом месте раскопщики создали туннель в эродированном склоне пирамиды, подточенной протекающей рядом реки Рио Копан. В своей работе они руководствовались расшифрованными символами (глифами) майя, в соответствии с которыми данный политический и религиозный центр относится к периоду от 420 до 820 года н. э. Археологи следовали по древним площадям и другим объектам, погребенным под спрессованным слоем земли и камня. Для создания трехмерных презентаций меняющихся строительных планов они пользовались компьютерными изыскательскими станциями.

У правителей майя имелась страсть увековечивать свои архитектурные достижения и ритуалы, их сопровождавшие, детально продуманными символами. У создателей туннеля имелся ценный ориентир в надписи на ритуальным алтаре под названием «Алтарь Кью», который давал текстовое указание на правящую династию в Копане, обеспечиваемую 16 правителем Якс Пэком. Символы на «Алтаре Кью» говорят о прибытии основателя Киник Як Кьюк Мо в 426 году н. э. и изображают последующих правителей, которые украшали и способствовали росту великого города.

К счастью для археологов, Акрополь является компактным царским районом, что сделало расшифровку последовательности зданий и правителей относительно легкой. В итоге этого проекта были соотнесены отдельные строения с 16 правителями Копана. Самое раннее строение относится к временам правления второго правителя Копана. Вообще же здания делятся на отдельные политические, ритуальные и жилые комплексы. К 540-му году н. э. эти комплексы были объединены в единый Акрополь. Лишь на распутывание сложной истории всех разрушенных зданий потребовались годы туннельных работ и стратиграфического анализа. Сегодня мы знаем, что развитие Акрополя началось с небольшого каменного строения, украшенного яркими фресками. Возможно, это была резиденция самого основателя Киник Як Кьюк Мо. Его последователи изменили ритуальный комплекс до неузнаваемости.

Акрополь Копана является необычной хроникой царской власти и династической политики майя, имевших глубокие и сложные корни духовного мира, открытого при расшифровке символов. Он также является триумфом тщательных раскопок и стратиграфической интерпретации при очень сложных условиях.

В основе всего процесса фиксации лежат сетки, единицы, формы и этикетки. Сетки памятника обычно разбиваются с помощью окрашенных кольшков и веревок, растягиваемых над траншеями, если фиксация необходима. При мелкомасштабной фиксации сложных признаков могут использоваться даже более мелкие сетки, которые охватывают всего один квадрат общей сетки.

В пещере Боомплаас в Южной Африке Хилари Дикон использовала точную сетку, которую откладывали с крыши пещеры для фиксации положения маленьких артефактов, объектов и данных по окружающей среде (рис. 9.14). Подобные сетки возводились над местами морских катастроф в Средиземноморье (Бэс - Bass, 1966), хотя лазерная фиксация постепенно вытесняет такие методы. Разным квадратам в сетке и на уровнях памятника присваиваются свои номера. Они позволяют идентифицировать положение находок, так же как и основание для их фиксации. Ярлыки крепятся на каждый пакет или наносятся на саму находку, на них указываются номер квадрата, который также заносится в дневник памятника.

Анализ, интерпретация и публикации

Процесс археологических раскопок завершается заполнением канав и транспортировкой находок и документов по памятнику в лаборатории. Археологи возвращаются с полным отчетом о раскопках и всеми сведениями, необходимыми для проверки тех гипотез, которые были выдвинуты перед выходом в поле. Но на этом работа далеко не закончена. Фактически, она только начинается. Следующим этапом исследовательского процесса является анализ находок, о чем будет говориться в главах 10–13. После завершения анализа начинается интерпретация памятника (глава 3).

Сегодня стоимость печатных работ очень высока, поэтому невозможно полностью опубликовать материалы даже о небольшом памятнике. К счастью, многие системы поиска данных позволяют хранить информацию на CD-дисках и в виде микрофильмов, поэтому у специалистов есть возможность получить к ним доступ. Обычным становится размещение информации в Интернете, но здесь есть интересные вопросы, касающиеся того, насколько постоянными в действительности являются киберархивы.

Помимо опубликования материалов, у археологов есть два важных обязательства. Первое - поместить находки и документы в такое хранилище, где они будут находиться в безопасности и где они будут доступны последующим поколениям. Второе - сделать результаты исследований доступными как для широкой публики, так и для коллег-профессионалов.

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПАМЯТНИКЕ

Я (Брайан Фейган) в своих блокнотах веду различные записи. Наиболее важны следующие.

Ежедневный дневник о раскопках, который начинаю вести с того момента, как мы прибываем в лагерь, и заканчиваю в тот день, когда мы сворачиваем работы. Это обычный дневник, в котором я пишу о ходе раскопок, фиксирую общие соображения и впечатления, пишу о работе, которой был занят. Это также личный отчет, в котором я пишу о разговорах и дискуссиях, о других «человеческих факторах», таких как несогласия между членами экспедиции по теоретическим вопросам. Такой ежедневник совершенно неоценим при работе в лаборатории и при подготовке публикаций о раскопках, так как в нем содержится много забытых деталей, первых впечатлений, неожиданно пришедших в голову мыслей, которые иначе были бы потеряны. Я веду дневники во время всех своих исследований, а также просто во время посещений памятников. Например, мой дневник напомнил мне о деталях посещения раскопок центра майя в Белизе, которые ускользнули из моей памяти.

В Чатал-Хююке археолог Айэн Ходдер просил своих коллег не только вести дневники, но и размещать их во внутренней компьютерной сети, с тем чтобы каждый знал, о чем рассуждают другие участники экспедиции, а также для того, чтобы поддерживать постоянную дискуссию об отдельных траншеях, находках и проблемах раскопок. Судя по своему личному опыту, я склонен думать, что это является замечательным способом совмещать непрерывное течение теоретических дискуссий с практическими раскопками и ведением документации.

Дневник памятника является формальным документом, который включает в себя технические детали раскопок. Информация о раскопках, методы отбора, стратиграфические сведения, записи о необычных находках, основные объекты - все это фиксируется в дневнике помимо многого другого. Это намного более организованный документ, настоящий вахтенный журнал всех ежедневных действий на раскопках. Дневник памятника является также исходной точкой всех документов памятника, и они все ссылаются друг на друга. Я обычно использую блокнот со вставными листами, тогда можно вставлять записи об объектах и о других важных открытиях в нужное место. Дневник памятника следует вести на «архивной бумаге», так как он является долговременным документом об экспедиции.
Материально-технический дневник, как явствует из названия, это тот документ, где я фиксирую счета, основные адреса, различные сведения, относящиеся к административной и бытовой жизни экспедиции.

Когда я начал заниматься археологией, все пользовались ручками и бумагой. Сегодня многие исследователи пользуются портативными компьютерами и отправляют свои заметки на базу посредством модема. Использование компьютера имеет свои преимущества - возможность мгновенно дублировать очень важную информацию и вносить свою информацию в материалы исследования, находясь непосредственно на памятнике. На раскопках в Чатал-Хююке имеется своя собственная компьютерная сеть для свободного обмена информацией, что было невозможно во времена ручек и бумаги. Если я ввожу свои документы в компьютер, я обязательно сохраняю их приблизительно через каждые четверть часа и распечатываю их в конце рабочего дня для того, чтобы обезопасить себя от компьютерного сбоя, когда результаты многих недель труда могут быть уничтожены в течение секунд. Если я пользуюсь ручкой и бумагой, то как можно быстрее делаю фотокопии всех документов, а оригиналы храню в сейфе.

Разрешение на раскопки

Раскопки по своей природе приводят к уничтожению культурного слоя. В отличие от лабораторных экспериментов, процесс раскопок неповторим. Поэтому во многих государствах для производства раскопок требуется особое разрешение.

Раскопки без разрешения в Российской Федерации являются административным правонарушением .

Цель раскопок

Цель раскопок - изучение памятника археологии и реконструкция его роли в историческом процессе. Предпочтительно полное вскрытие культурного слоя на всю его глубину, независимо от интересов конкретного археолога. Однако процесс раскопок очень трудоёмок, поэтому зачастую производят вскрытие лишь части памятника; многие раскопки длятся годами и десятилетиями.

Археологическая разведка

Исследование объекта раскопок начинается неразрушающими методами, в том числе обмерами, фотографированием и описанием.

Иногда в процессе разведки для измерения толщины и направления культурного слоя, а также с целью поиска объекта, известного из письменных источников, делаются «зондажи» (шурфы) или траншеи. Эти методы портят культурный слой и потому их применение ограничено.

Технология раскопок

Для получения целостной картины жизни в поселении предпочтительно вскрытие одновременно большой сплошной площади. Однако, технические ограничения (наблюдение за разрезами слоя, удаление земли) налагают ограничения на размер раскапываемого участка, так называемого раскопа .

Поверхность раскопа нивелируется с разделением на квадраты (обычно 2х2 метра). Вскрытие ведут пластами (обычно по 20 сантиметров) и поквадратно с применением лопат и иногда ножей. Если на памятнике легко прослеживаются слои, то вскрытие ведётся по слоям, а не по пластам. Также при раскопках построек археологи часто находят одну из стен и постепенно расчищают постройку, следуя за линией стен.

Механизация применяется лишь для удаления грунта, не относящегося к культурному слою, а также для больших курганных насыпей. При обнаружении вещей, погребений или их следов вместо лопат применяются ножи, пинцеты и кисточки. Для сбережения находок из органических веществ используется консервация их прямо в раскопе, обычно с помощью залития их гипсом или парафином. Пустоты, оставшиеся в земле от полностью разрушившихся предметов, заливают гипсом, чтобы получить слепок исчезнувшей вещи.

При раскопках составляются стратиграфические чертежи его стенок, а также и профили культурного слоя в пределах раскопа везде, на основании которых иногда создаётся планиграфическое описание.

См. также

Примечания

Источники

Литература из Исторической энциклопедии:

  • Блаватский В. Д., Античная полевая археология, М., 1967
  • Авдусин Д. A., Археологические разведки и раскопки М., 1959
  • Спицын A. A., Археологические раскопки, СПБ, 1910
  • Crawford О. G. S., Archaeology in the field, L., (1953)
  • Leroi-Gourhan A., Les fouilles préhistoriques (Technique et méthodes), P., 1950
  • Woolley C. L., Digging up the Past, (2 ed), L., (1954)
  • Wheeler R. E. M., Archaeology from the Earth, (Harmondsworth, 1956).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Кириак Остийский
  • Археопарк

Смотреть что такое "Раскопки" в других словарях:

    раскопки - раскапывание, выкопка, отрытие Словарь русских синонимов. раскопки сущ., кол во синонимов: 3 выкопка (5) … Словарь синонимов

    РАСКОПКИ - (археологические) вскрытие пластов земли для исследования находящихся в земле археологических памятников. Целью Р. является изучение данного памятника, его частей, находимых вещей и т. п. и реконструкция роли изучаемого объекта в историч.… … Советская историческая энциклопедия

    Раскопки - полевое изучение археол. пам., предусматр. выполнение специфич. вида земляных работ. Такие работы сопровождаются неизбежным разрушением всего пам. или его части. Повторные Р. обычно невозможны. Поэтому приемы изуч. должны быть макс. точными,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Раскопки - археологические, см. Археологические раскопки … Большая советская энциклопедия

    Раскопки - способ исследования древних поселений, зданий, могил и т. п., ведущий свое происхождение от случайных находок или намеренных, с целью получения материальной выгоды поисков в земле, в могилах, под фундаментом и т. п. В научную систему Р. возведены … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Раскопки - I. МЕТОДЫ РАСКОПОК Р. на Ближнем Востоке Мариэтта в Египте (1850 1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) начались как кладоискательство. Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Раскопки - мн. 1. Работы, направленные на поиски и извлечение чего либо, скрытого в земле, снегу, под развалинами и т.п. 2. Вскрытие пластов земли с целью извлечения находящихся в земле памятников древности. 3. Место, где ведутся работы по извлечению… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    раскопки - раск опки, пок … Русский орфографический словарь

    Раскопки - поиск, исследование и сохранение памятников древности, остатков культуры и культурных слоев, а также зарисовка или фотографирование места Р. и находок. Р. с целью выявления спрятанных богатств или разграбления захоронений встречаются уже… … Словарь античности

    раскопки - мн., Р. раско/пок … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Раскопки в Ольвии в 1902-1903 годах. , Фармаковский Б.В.. Книга представляет собой репринтное издание 1906 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры