Сохранения использования и популяризации памятников. Сохранение культурного наследия – приоритетный национальный проект

Главная / Развод
Проект «Самарская архитектурная экспедиция» нацелен на популяризацию архитектурного наследия городов и сел Самарской области; на включение в активную деятельность по сохранению объектов культурного наследия (ОКН) жителей губернии и экспертов, компетентных в реновации архитектурных памятников. Проект включает мероприятия в 8-ми районах Самарской области (1 раз в месяц с 02.2018 по 09.2018) – это встречи архитекторов, реставраторов, дизайнеров, художников и ответственных за охрану ОКН области экспертов с жителями районов. Тема встреч: поиск решений по реставрации ОКН и осмысление новых функций объектов с точки зрения развития туризма и социально-культурной инфраструктуры; разработка концепций общественных пространств, окружающих ОКН; развитие интереса к декоративно-прикладному творчеству на основе традиционных для жителей промыслов и ремесел. В программе мероприятий:
- дискуссии «Сохранение ОКН и «капитализация» территории», «Новые функции ОКН и источники инвестиций», «Развитие общественных пространств как драйверов места».
- выставки проектов по сохранению наследия и социо-культурному развитию, организованные Самарским Союзом архитекторов России (САР) и дополненные местными экспонатами на основе архивов жителей района.
- архитектурно-дизайнерские семинары совместно с жителями по проектам окружающих ОКН общественных пространств.
- мастер-класс дизайнеров и художников по развитию декоративно-прикладного творчества.
- экскурсии, пленэры, фотосессии по ОКН района совместно с жителями.
По итогам встреч пресс-релизы, видео- и фото размещаются на сайте Самарского СА, в региональных СМИ, на российских архитектурных сайтах. По завершению мероприятий в 8-ми районах области - в сентябре-октябре 2018 г.- состоятся итоговые выставки в Самаре на 2-х площадках. В сквере на площади им. Куйбышева экспозиция из 60 планшетов об ОКН губернии. В Доме архитектора - экспозиция разработанных на семинарах проектов благоустройства общественных пространств, окружающих ОКН; коллекция созданных на пленэрах художественных и фото работ; декоративно-прикладное творчество жителей губернии. Итоговая конференция в Доме архитектора представит видеофильм и каталог о проекте. Мероприятия в районах области, выставки и конференция в Самаре, фильм и каталог, освещение в СМИ помогут актуализировать уникальность архитектурных памятников губернии; найти пути их сохранения через включенность в деятельность как жителей городов и сел, так и широкой общественности губернии.

Цели

  1. Популяризация историко-культурного наследия Самарской области. Привлечение внимания общественности к темам сохранения и реставрации объектов культурного наследия области через информирование, обучение и вовлечение жителей городов и сел губернии в активную волонтерскую деятельность по развитию социально-культурной и туристической инфраструктуры: сохранение памятников архитектуры, создание современных общественных пространств в исторических поселениях, возрождение народных промыслов и ремесел и развитие декоративно-прикладного творчества.
  2. Распространение российского и международного опыта охраны, реставрации и эксплуатации ОКН; актуализация современных проектов по развитию территорий ОКН. Поиск решений по консолидации материальных средств на восстановление и содержание памятников; осмысление новых функций объектов с точки зрения развития туризма и социально-культурной инфраструктуры; обсуждение с жителями, властью и бизнесом малых городов и сел, экспертами по охране ОКН и лидерами творческих союзов успешных примеров государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов и опыта общественных и волонтерских движений.
  3. Разработка концепций новых общественных пространств, окружающих ОКН; анализ и подбор методов и технологий создания гармоничной среды, окружающей ОКН, с точки зрения развития туризма и социально-культурной инфраструктуры; развитие художественного и декоративно-прикладного творчества через возрождение народных промыслов и ремесел.

Задачи

  1. Разработка концепции проекта коллективом экспертов и консультантов, объединение ведущих специалистов в сфере архитектуры, реставрации, дизайна, изобразительного искусства как участников «экспедиций», спикеров дискуссий, кураторов выставок, модераторов проектных семинар и мастер-классов.
  2. Разработка тематического и художественного содержания выставок, дискуссий, проектных семинаров, мастер-классов, экскурсий, пленэров в 8-ми районах области и выставок на 2-х площадках Самары. Подбор и систематизация данных из архивов, частных коллекций, научных исследований.
  3. Пресс-конференция "старт проекта": план мероприятий в 8-ми районах; темы выставок, дискуссий, мастер-классов. Анонс выставок в Самаре: на пл. Куйбышева - об ОКН в городах и селах губернии, в Доме архитектора - проекты благоустройства территории ОКН, декоративное и художественное творчество района.
  4. Создание экспозиции передвижной выставки для мероприятий в 8-ми районах области: подготовка электронной версии экспозиции и изготовление выставочной коллекции о лучшем опыте реновации ОКН. Сбор и обработка материала для 2-х выставок в Самаре, фильма и каталога об итогах 8-ми выездных мероприятий.
  5. Организация и проведение мероприятий в 8-ми районах области: взаимодействие с администрацией и культурным сообществом районов по согласованию даты, программы, площадки, приглашению аудитории, по сбору экспонатов выставки декоративно-прикладного творчества жителей района.
  6. Информационное обеспечение проекта: разработка медио-плана; продвижение серии мероприятий на сайтах и в соц. сетях, курирование работы СМИ по медио-плану, подготовка пресс-релизов, видео-, фото отчетов о встречах в районах. Подготовка итогового видеофильма и каталога проекта.
  7. Подготовка экспозиции итоговых выставок в Самаре. В сквере на площади им. Куйбышева - экспозиция об ОКН губернии - 60 планшетов. В Доме архитектора - коллекция художественных и фото работ; проекты общественных пространств, окружающих ОКН; декоративно-прикладное творчество жителей районов.
  8. Организация итоговых мероприятий проекта в Самаре: открытие 2-х выставок, конференция о 8-ми "экспедициях"; взаимодействие с администрацией, культурным сообществом по датам, программе, приглашению аудитории. Техническое обеспечение 2-х площадок: выставочное, аудио, видео оборудование.
  9. Создание видеофильма (30 минут) и полиграфического каталога об итогах серии мероприятий.
  10. Экономическое обоснование и отчет по подготовке и проведению проекта

Обоснование социальной значимости

Архитектурное наследие вовлечено в процесс формирования у самых широких слоев населения знаний о культуре края, о роли губернии в отечественной и мировой культуре. Сохранение своеобразия исторического облика поселений оказывает все большее влияние на принятие современных градостроительных решений, поскольку архитектура, ярко проявляющая национальные вкусы, привычки, образ жизни народа, формирует идентичность жителей городов, районов и сел. В Самаре много проблем в сфере сохранения наследия, но все же памятники на виду и находится под защитой жителей мегаполиса. В малых городах и селах губернии памятники архитектуры оказались в угрожающем положении. Сотни малоизвестных объектов наследия и практически неизвестные пласты исторической застройки провинции погибают в дефиците популярной и научно-исследовательской информации об архитектурном достоянии области. Архитектурный ландшафт губернии - это удивительный архитектурный музей. Планировка и историческая застройка сел и малых городов региона демонстрирует особенности развития русской провинциальной архитектуры, ее типологическое и стилистическое многообразие. Это сооружения XVI - XX вв. Церковная архитектура - монастыри, церкви, часовни, колокольни… Светская архитектура - театры, учебные заведения, больницы, мельницы, пожарные каланчи… Государственные объекты - крепости, арсеналы, почтовые и ж/д станции, мосты. Частные владения – усадьбы, особняки, детали домов: навесы, ворота, наличники… Изучение зданий-памятников малых городов и сел и мониторинг их состояния, актуализация исследования наследия, обсуждение профессионалов и жителей районов положения ценной застройки и методов ее восстановления привлекут внимание широкой общественности к проблематике наследия в губернии; консолидируют лидеров в сфере реставрации и жителей губернии для поиска решений по реставрации ОКН, реновации общественных пространств, возрождению народных промыслов и ремесел и развитию декоративно-прикладного творчества в районах, способных стать новыми экономическими драйверами территорий.
Социальная значимость проекта - это пропаганда бережного отношения к наследию, создание информационного поля для широкой общественности, вовлечение жителей области в активные действия по сохранению ОКН. Взаимодействие между профессионалами, обществом, властью и СМИ повысит информированность и уровень художественной культуры, будет способствовать развитию территорий, вдохновит к творческой деятельности жителей.

География проекта

Самарская область: Ставропольский район, Шигонский район, Сызранский район, Безенчукский район, Волжский район, Приволжский район, Красноярский район, Нефтегорский район. Города: Самара, Сызрань, Чапаевск

Целевые группы

  1. Широкая общественность Самарской области
  2. творческие Союзы и объединения
  3. Молодежь и студенты
  4. Дети и подростки
  5. Женщины
  6. Многодетные семьи
  7. Лица, участвующие в профилактике и решении проблем окружающей среды
Сохранение традиции христианской культуры как средство развития творческих сил, воспитания духовности и патриотизма;
Проведение ряда концертов и встреч семейного фольклорного квартета «Истоки» в городах Кузбасса по фольклору христианской тематики, чтобы учащиеся воскресных школ Кузбасской митрополии узнали и разбирались в образцах христианского творчества и относились к ним уважительно.

Цели

  1. Знакомство жителей Кузбасса с народным творчеством и народными традициями Карелии, а так же с традиционной христианской культурой.

Задачи

  1. 1. Повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения; 2. Возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России;
  2. 3. Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества; 4. Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира; 5. Знакомство населения Кузбасса с образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
  3. 6. Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа; 7. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия;

Обоснование социальной значимости

Христианская православная культура в нашем сознании постепенно приобретает особую наполненность и ярко выраженный смысл. И это уже не скоротечная мода на фольклор, а планомерное и осмысленное изучение национального наследия и народных традиций русского народа. Именно уважительное, бережное отношение к народному творчеству, владение знаниями из фольклорных источников и вживание в них позволяют понять сущность нации, ее этнопсихологию, способы развития. Православие наднационально и Евангелие должно быть проповедовано всем народам. Главное - об этом помнить. И именно поэтому фразу "Православная, церковная жизнь в России должна быть неразделима с традиционной культурой" хочется читать, понимать и исполнять в обратном порядке - "Традиционная культура должна быть неотделима от Православия". Путь "через фольклор к православию" - очень понятен, потому что пережит. Путь "через православие к фольклору" - гораздо более спорен - тут всё индивидуально. Важно, чтобы как можно больше людей узнали о настоящей традиционной культуре. Главной целью проекта является повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения, возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России.
Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества.
Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира;
Знакомство жителей Кузбасса с лучшими образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия.

География проекта

Целевыми группами проекта являются все население Кузбасса и Карелии, исповедующие христианство, коллективы Воскресных школ Кузбасской и Карельской митрополий по которым будет проходить маршрут творческого коллектива семейного фольклорного квартета «Истоки».

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Женщины
  3. Ветераны
  4. Многодетные семьи
  5. Молодежь и студенты
  6. Пенсионеры
  7. Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.

Екатерина Беляева

На сайте Московской городской думы размещен проект бюджета Москвы на 2020 и 2021-2022 годы, 30 октября состоится первое чтение.

На фоне заявлений этого года мэра Москвы и главы Департамента культурного наследия о многих удачно завершенных реставрациях объектов культурного наследия (согласно сайту Sobyanin.ru, 228 объектов культурного наследия было отреставрировано в 2018 году, а в этом году планируется завершить реставрацию еще около 200 памятников) мы, разумеется, заинтересовались тем, сколько же Москва планирует израсходовать на проведение реставрации в следующем и в последующие годы.

«Профильным» ведомством по этой тематике является Департамент культурного наследия. В 2020 году расходы Москвы, относящиеся к этому департаменту, составят 7,8 млрд рублей (7,6 млрд в 2021 году и 8,2 млрд в 2022). Сумма немалая, но все расходы Москвы в 2020 году составят 3 триллиона рублей, и на долю Мосгорнаследия приходится только 0,2% всей суммы. А если проранжировать департаменты по сумме расходов, то ДКН окажется всего лишь на 35-м месте из 60.

Конечно, это не последнее место: меньше всего Москва тратит на аппарат Уполномоченного по правам человека и Государственную инспекцию города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Кто же лидеры расходов предлагаемого проекта? Больше всего расходов (20%, или 645 млрд рублей) приходится на Департамент строительства . За ним с большим отрывом следуют департаменты сфер образования, труда и здравоохранения. В соседней же с ДКН строчке такого рейтинга расходов находится Управление делами Мэра и Правительства Москвы.

Но бюджет Москвы разбит на государственные программы, одна из которых называется «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия», в ней задействовано много департаментов, бюджет расходов по программе на 2020 год составляет уже 83,5 млрд рублей (3% от всех расходов по госпрограммам). Посмотрим, из чего она состоит:

Подпрограмма «Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия», к сожалению, финансируется на те же 7 млрд рублей (8% от всей программы).

Название остальных программ звучит понятно, но что такое «Развитие межрегиональных и международных культурных связей», на которую затрачивается около 5 млрд рублей в год , чуть меньше, чем на сохранение наследия? Пояснительная записка к бюджету дает нам ответ на этот вопрос: «За счет предусмотренных ассигнований планируется проведение около 500 городских мероприятий ежегодно, в том числе более 20 крупных фестивалей классического искусства (Пасхальный фестиваль, фестивали «Золотая маска» и «Спасская башня», Московские фестивали классической музыки и джаза, международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова и др.), тематических акций и форумов».

Самое интересное скрывается в статье «Парки культуры и отдыха, музеи-заповедники и музеи усадьбы», на которую приходится 20 млрд рублей расходов в 2020 году (17 и 15 млрд в 2021 и 2022 годах соответственно). На самом деле, больше половины этой суммы (11 млрд рублей) приходится на один глобальный проект: ВДНХ .

Собственно на т.н. «Строительство и реконструкцию , в том числе с элементами реставрации объектов капитального строительства на территории Выставки достижений народного хозяйства» в 2020 году расходуется 5,1 млрд руб ., остальная часть суммы относится к субсидиям казенным предприятиям и акционерным обществам на содержание объектов и инфраструктуры выставки, приобретение основных средств и организацию мероприятий. Затраты на строительство ВДНХ – это почти все расходы Комитета по туризму. И на ВДНХ в совокупности тратится больше, чем по подпрограмме сохранения наследия .

Для сравнения посчитаем, сколько в 2020 году Москва затратит на реставрацию прочих конкретных «адресных» объектов, кроме ВДНХ. Эти адреса и суммы можно узнать из приложения к бюджету Москвы – «Адресной инвестиционной программы города Москвы» на 2019-2022 годы.

В адресном списке находим 8 объектов культурного наследия , на реставрацию которых планируется затратить средства:

В это же самое время на территории ВДНХ производится строительство и реставрация двух объектов: строительство конно-спортивного манежа (с затратами по 715 млн руб в 2020 и 2021 годах) и реставрация с приспособлением к современному использованию павильона №70 «Монреаль» (3257 млн руб. в 2020 году и 1002 млн руб. в 2021 году).

Таким образом, даже если не брать в расчет огромные суммы на обслуживание выставки, расходы на строительство и реставрацию на территории ВДНХ превышают расходы на реставрацию всех остальных объектов культурного наследия из адресной программы, а расходы только на реставрацию одного адресного объекта сопоставимы с ними.

Далее в пояснительной записке к бюджету читаем следующее: «За счет бюджетных инвестиций планируется построить и ввести в эксплуатацию 3 музея, 5 инженерных объектов на территории музеев, 5 театров, 2 культурно-досуговых учреждения, 2 памятника, завершить реставрационные работы на 2 объектах культурного наследия ». Получается, что две сотни отреставрированных за год объектов финансируются не из бюджета Москвы, а за счет федеральных программ, религиозных организаций, инвесторов и меценатов.

На что же Москва планирует потратить деньги, кроме общепризнанных расходов на медицину и образование?

Приведем несколько наиболее показательных на наш взгляд подпрограмм:

  • 103 млрд рублей – подпрограмма «Индустрия отдыха на территориях общего пользования», т.е. фактически благоустройство (кроме дворовых территорий).
  • 21 млрд рублей – в 3 раза больше, чем на программу сохранения наследия, — предполагается затратить на «Развитие единой светоцветовой среды города». Вспоминается «вечно новогодняя» Никольская улица. Не лучше ли разглядывать сами отреставрированные здания, чем пытаться их рассмотреть через ворохи гирлянд?
  • 7 млрд рублей – столько же, сколько на подпрограмму сохранения наследия, — Москва планирует затратить на «Создание единого парковочного пространства». К сожалению, расшифровки этой статьи найти не удалось.

Из отдельных статей внутри подпрограмм:

  • 6 млрд рублей — обеспечение органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им учреждений средствами вычислительной техники и программным обеспечением. Это почти сопоставимо с бюджетом по сохранению всего московского наследия.
  • 15 млрд рублей – приобретение объектов недвижимого имущества.
  • 10 млрд рублей — содействие в производстве и распространении социально ориентированной продукции в электронных средствах массовой информации и в реализации социально ориентированных проектов (часть статьи «Развитие средств массовой информации и рекламы»).
  • 8 млрд рублей — Проектирование и строительство многофункционального комплекса зданий Национального космического центра по адресу: г. Москва, Филевский бульвар (ул. Новозаводская).

Одна из целей Москвы – развитие туризма. Для этого – подсветка, парковки, строительство, благоустройство, фестивали и ВДНХ. Но сможем ли мы сохранить наше наследие, если будем реставрировать по 2 объекта в 3 года? Неужели вся надежда – на федеральные программы, религиозные организации, инвесторов и меценатов? Будет ли на что смотреть туристам будущего, кроме вновь построенных красиво подсвеченных зданий? Возможно, стоит немного сократить упомянутые выше статьи расходов в пользу реставрации еще нескольких объектов?

Сергей Собянин в своем личном блоге заявляет: «Памятники архитектуры существуют не в безвоздушном пространстве. Они часть единой городской среды. Поэтому освобождение зданий от паутины проводов, уродливой рекламы и безобразных вывесок, ремонт фасадов и тротуаров, благоустройство и озеленение улиц – это тоже важнейший вклад в сохранение исторического облика Москвы». Так почему же расходы на благоустройство настолько превышают расходы на реставрацию? Необходим сбалансированный подход, ведь новый тротуар не украсит здание, закрытое фальшфасадом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры