Стендаль годы. Биография

Главная / Развод

Фредерик Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль, 1783-1842) родился в Гренобле. Его мать умерла, когда мальчику было всего семь лет. Отец был известным и состоятельным адвокатом, имел обширную практику, не оставлявшую времени для общения с сыном. Образованием и воспитанием Анри занимался католический священник. Видимо, педагогом он был неважным, и вместо интереса к религии у будущего писателя появились к ней лишь презрение и ненависть. Зато его привлекали труды философов-просветителей Дени Дидро и Поля Гольбаха. Знакомство с ними совпало по времени с Великой французской революцией (1789-1799), и это стало подлинной школой его интеллектуального взросления.

Настало время учиться в Париже, и Анри отправился в знаменитый колледж Эколь Политекник. Однако уже в Париже его мнение относительно своего жизненного поприща резко изменилось, и в 1805 году Анри Бейль поступил на военную службу. Он был готов идти в огонь и в воду за императором Наполеоном, однако воевать ему не пришлось. Поначалу будущий писатель служил в штабе, а позже — интендантом. Он подробно описывал в толстых тетрадях, что приключалось с ним во время походов. Судьба привела его в Москву. Возможно, именно здесь он впервые задумался над исторической справедливостью, видя, как красивый старинный город горит, не желая повиноваться захватчикам. С Москвы началось падение Наполеона, и прежде убежденный бонапартист впервые почувствовал, что теряет доверие к императору. Позже он писал в записках о Наполеоне: «Главное стремление Наполеона было унизить гражданское достоинство человека...»

После низложения Наполеона и возвращения к власти династии Бурбонов Стендаль переезжает в Италию. Во Франции с тех пор он бывал только наездами. Военной пенсии не хватает на достойную жизнь, и Бейль старается выхлопотать консульскую должность. Однако это удалось ему не сразу. В 1821 году в нескольких городах происходят восстания революционеров-карбонариев. Стендаля выслали из австрийских владений Суеверной Италии. Только в 1881 году он становится французским консулом в Чивитавеккье, папских владениях близ Рима. Во Франции в это время начал править король Луи Филипп, которого, несмотря на полученную от него консульскую должность, Стендаль называл «королём шулеров».

В Италии Стендаль изучал искусство, музыку, писал романы и новеллы. Здесь были задуманы «История живописи в Италии », «Рим. Флоренция. Неаполь », «Прогулки по Риму », новеллы «Итальянские хроники ». Роман «Пармская обитель » также был задуман и частично написан в Италии. Читатели обратили внимание на трактат «О любви » (1822), в котором любовь — всего лишь объективно изучаемое явление. Раз так, проявления любви можно классифицировать. Стендаль выделил четыре вида: любовь-страсть, любовь-влечение, физическая любовь и любовь-тщеславие.

Знаменитый роман «Красное и черное » был опубликован в 1830 году. При жизни Стендаль не пользовался известностью. Отчасти так получилось из-за того, что у него была страсть к псевдонимам: сегодня выявлено более ста псевдонимов, под которыми скрывался Анри Бейль! Однако псевдоним Стендаль навсегда останется подлинным именем великого французского писателя. В 1840 году Бальзак написал «Этюд о Бейле». Он называл Стендаля замечательным художником и утверждал, что понимать его способны только самые возвышенные и утончённые умы. Сам Стендаль сознавал, что время его популярности ещё не пришло, и часто говорил, что оно наступит в конце XIX века (в 80-х годах) или в 30-х годах XX века.

До конца жизни писатель напряжённо работал. Умер в Париже от апоплексического удара.

Подлинная слава пришла к автору «Красного и черного» лишь после его смерти. При жизни Стендаля книги его читали мало. Однако творчество этого прозаика ценили такие мастера слова, как Бальзак, Гете, Байрон, Пушкин. Биография писателя Стендаля изложена в этой статье.

Ранние годы

Анри-Мари Бейль родился в 1783 году в семье, принимавшей всерьез губительные дворянские и церковные предрассудки, которые оправдывали классовые привилегии. Католицизм весьма почитался отцом будущего писателя. Сам же Анри-Мари Бейль, повзрослев, возненавидел церковь.

Итак, создатель «Красного и черного» родился в семье зажиточных буржуа. Из детских воспоминаний он вынес образы двух домов. Первый был неприятный, с темными лестницами и невыносимой обстановкой. Второй - светлый, уютный. Первый дом принадлежал отцу Анри-Мари Бейля. Второй - деду будущего писателя, доктору Ганьону.

Шерюбен Бейль - отец нашего героя - сделал карьеру, имел хорошее положение в обществе. Служил прокурором, адвокатом в парламенте, что приносило ему неплохой доход. Он был душой и телом предан «старому режиму». Анри-Мари Бейль - единственный представитель своего уважаемого рода - стал республиканцем, в чем некоторую роль сыграл вышеупомянутый дед по материнской линии. Ганьон был человеком передовых взглядов, именно он познакомил внука с творчеством Вольтера и других просветителей. Доктор обладал редким педагогическим талантом.

В 1794 году улица, на которой находился родной дом будущего автора «Пармской обители» и других замечательных произведений, была переименована в честь Руссо - писателя, который здесь когда-то останавливался еще в шестидесятые. Бейль-старший был человеком далеко не праздным. Работал не покладая рук с семнадцати лет, одновременно учился, сдавал экзамены по праву, и только к 34 годам женился. Но речь не о нем, а о его гениальном сыне, который в детстве пережил тяжелую трагедию - смерть матери. Это событие стало ключевым в его жизни.

Смерть матери сделала из Анри безбожника и антиклерикала. Кроме того, ее уход спровоцировал неприязнь к отцу. Впрочем, Стендаль никогда не любил своего родителя, о чем не раз писал в своих мемуарах. Шерюбен практиковал довольно жесткие методы воспитания, любил его больше как продолжателя своей фамилии, нежели как сына.

Ненавистный учитель

Первым наставником Анри стал Жан Райан. Впрочем, до него был еще Пьер Жубер, но тот быстро умер. Райан был иезуитом, давал мальчику уроки латыни, заставлял читать Библию, чем вызвал еще большую неприязнь к церкви. «Он был маленьким, худым человеком с лживым взглядом», - одно из высказываний Стендаля о своем учителе.

Детство писателя пришлось на то время, когда церковь еще имела немалый вес в политике и общественной жизни. Райан преподносил своему ученику теории мироздания. Но только те, что были утверждены церковью, а они с наукой не имели ничего общего. На его уроках мальчик откровенно скучал. «Я становился злым, мрачным, несчастным», - так о своем детстве рассказывал французский писатель Стендаль. Только образованный и начитанный дед Ганьон пользовался расположением юного Анри.

С ранних лет Анри-Мари Бейль читал очень много. Он тайно проникал в отцовскую библиотеку и брал с самой верхней полки очередную «опасную» книгу. Стоит сказать, что среди запрещенной литературы значился и «Дон Кихот». В чем заключалась опасность произведения Сервантеса, сложно сказать. Возможно, книга великого испанца не соответствовала нравам католической церкви. Отец грозился изъять книгу о хитроумном идальго. Дед тем временем втайне советовал мальчику почитать Мольера.

Математика

В школе, расположенной в родном городе, Бейль освоил только латынь. По крайней мере, писатель так утверждал в своих воспоминаниях. Дополнительно занимался философией, математикой, логикой.

В 1799 году Бейль уехал в столицу, где намеревался продолжить образование. Смыслом жизни для него еще за несколько лет до переезда стала математика. Во-первых, поступить в Политехническую школу означало уехать из ненавистного отцовского дома. Во-вторых - математика лишена двусмысленности. Стендаль, книги которого стали с детства ненавидел лицемерие. Но в Политехническое училище он не поступил. Произошел государственный переворот, который увлек молодого человека в водоворот совсем других событий.

Париж

В ноябре 1797 году во Франции произошел переворот. Директория была лишена власти. Новое правительство возглавил Наполеон. Это событие ознаменовало конец революционного периода. Был установлен деспотический режим, Бонапарт объявил себя Первым Консулом. Анри Бейль, как и тысячи других молодых людей, был немало обеспокоен грандиозными историческими событиями.

По приезде в Париж он поселился в общежитии от Политехнического училища и уже спустя несколько дней понял, что столица ему ненавистна. Его раздражали многолюдные улицы, несъедобная пища, отсутствие привычных пейзажев. Бейль осознал, что учеба в парижском заведении его влекла лишь потому, что он видел в этом способ бежать из родительского дома. А математика была лишь средством. И он передумал поступать в Политехническое училище.

Бейль поступил на службу в действующую армию - в драгунский полк. Влиятельные родственники выхлопотали молодому человеку назначение в северную часть Италии. Эту страну будущий писатель полюбил всем сердцем.

Драматургия

Вскоре Бейль разочаровался в политике Наполеона. В 1802 году он подал в отставку и уехал в Париж, где прожил три года. В столице плотно занялся самообразованием: изучал философию, историю литературы, английский язык. В этот период у него появилась мечта стать драматургом. К слову, любовью к театральному искусству им овладела еще в отрочестве, во время проживания в отцовском доме. Однажды в его родной город с гастролями приехала парижская труппа. Анри не только не пропускал ни одного спектакля, но еще и влюбился в столичную актрису. Выслеживал ее, томился, грезил о встрече с ней, словом, познал неразделенную любовь.

Возвращение в армию

«Вторым Мольером» Бейль не стал. К тому же в Париже он снова влюбился, и опять в актрису. Будущий Стендаль последовал за ней в Марсель. А в 1825 году вернулся на службу в армию, что позволило ему побывать в Германии, Австрии. В походах офицер интендантской службы находил время на написание заметок. Часть из них была утеряна при переправе через Березину.

Удивительно, но боевого опыта у Стендаля не было. Только опыт наблюдателя, который впоследствии пригодился ему в литературном творчестве. Он побывал в Смоленске, Орше, Вязьме. Стал свидетелем Бородинского сражения. Видел горящую Москву.

Италия

После падения Наполеона герой сегодняшнего повествования уехал в край, где чувствовал себя всегда счастливым и одухотворенным. В Милане он провел семь лет. Здесь Стендаль написал свои первые произведения, среди них «История живописи в Италии». В это время он увлекался творчеством известного немецкого искусствоведа и даже взял псевдоним в честь его родного города.

В Италии Бейль сблизился с республиканцами. Здесь же встретил Матильду Висконти - женщину, которая оставила его душе глубокий след. Она была замужем за польским генералом. К тому же рано умерла.

В двадцатые годы в Италии начались преследования республиканцев, среди которых было немало друзей Стендаля. Ему пришлось вернуться на родину. которая была установлена на севере Италии, вызывала в нем острую неприязнь. Позже Стендаль отразит события, свидетелем которых стал в 20-е годы, в книге «Пармская обитель».

Творчество Стендаля

Париж встретил писателя неприветливо. Во французскую столицу уже проникли слухи о его связях с итальянскими республиканцами. Тем не менее он регулярно печатал свои произведения, хотя и под чужим именем. Автор этих заметок был определен лишь спустя сто лет. В 1823 году были опубликованы очерки «Расин и Шекспир», «О любви». К тому времени Стендаль приобрел репутацию остроумного спорщика: он посещал регулярно.

В 1827 году в свет вышел первый роман Стендаля - «Арманс». Было также создано несколько произведений в реалистическом духе. В 1830 году писатель завершил работу над романом «Красное и черное». Об этом произведении более подробно рассказано ниже.

Государственная служба

В 1830 году во Франции была установлена Положение Стендаля изменилось к лучшему: он поступил на службу в качестве консула в Триесте. Позже его перевели в Чивитавеккию, где он проработал до последних дней своей жизни. В этом небольшом портовом городе французскому литератору было одиноко и скучно. Чиновничья рутина мало времени оставляла на творчество. Впрочем, он нередко наведывался в Рим.

Во время продолжительного отпуска, проведенного в Париже, Стендаль написал несколько заметок и завершил свой последний роман. Его творчество привлекло знаменитого романиста Бальзака.

Последние годы

Относительно причины смерти писателя есть несколько версий. Согласно одной из них, Стендаль умер от сифилиса. Известно, что он долгое время болел, в качестве лечебных средств использовал иодид калия и препарат ртути. Порою он был настолько слаб, что не мог писать. Версия о сифилисе подтверждений не имеет. Стоит сказать, что до начала XX века диагностику этого недуга еще не разработали.

В марте 1842 году писатель потерял сознание на улице. Через несколько часов скончался. Скорее всего, Стендаль умер от инсульта. Похоронен классик мировой литературы на кладбище Монмартр.

Список произведений Стендаля:

  • «Арманс».
  • «Ванина Ванини».
  • «Красное и черное».
  • «Пармская обитель».

В этот перечень, конечно, не вошло огромное количество статей, посвященных искусству. Писатель выразил свое эстетическое кредо в работах о творчестве Шекспира, Расина, Вальтера Скотта.

«Красное и черное»

Вопрос о символичности цветов, вынесенных в заглавие, и по сей день открыт. Наиболее распространенное мнение: сочетание красного и черного означает выбор между карьерой в церкви и армии. В основе произведения - история, прочитанная Стендалем в газете. Книга «Красное и черное» приобрела широкую известность только в конце XIX века.

«Пармская обитель»

Роман опубликован в 1839 году. В начале произведения автор описывает восторг итальянцев, вызванный освобождением от Габсбургов, в чем главную роль сыграли соотечественники писателя. Но вскоре на севере страны начинаются преследования вольнодумцев и изменников, одним из которых является главный герой. В романе немало батальных сцен. Автор показал войну во всей ее абсурдности, что для того времени стало литературным новаторством.

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Фредерика Стендаля

Фредерик Стендаль (настоящее имя Анри Мари Бейль) – французский писатель, один из основоположников психологического романа. Свои работы писатель издавал под различными псевдонимами, но самые важные из них подписывал именем Стендаль. Родился 23 января 1783 года в Гренобле в семье адвоката. Воспитанием мальчика занимались его тетка и отец, так как он рано лишился матери. Больше всего он любил своего деда Анри Ганьона. Тот в свою очередь увлекался творчеством просветителей, с которым познакомил своего внука. Стендаль с детства знал работы Гельвеция, Вальтера, Дидро.

Образование мальчик получал в гренобльской школе. Там его особенно увлекали философия, логика, математика и история искусства. В 1799 году он отправился в Париж, где поступил на службу в армию Наполеона. Вскоре юноша был направлен на север Италии. В эту страну он сразу же влюбился и навсегда. В 1802 году он покинул армию, но через три года снова примкнул к ней. В чине военного чиновника он посещал многие страны Европы. Во время этих поездок он записывал все свои наблюдения и размышления в толстые тетради, часть которых не сохранилась.

Стендаль принимал участие в русской кампании Наполеона и был свидетелем Бородинского сражения. После войны он подал в отставку и перебрался в Италию. Именно в этот период он всерьез занялся литературной деятельностью. Его первые произведения были связаны с историей и искусством Италии. В связи с тяжелой политической ситуацией в стране и гонениями республиканцев, он был вынужден покинуть страну и вернуться во Францию. С 1830 года он снова находился в Италии в качестве французского консула.

В 1820-е годы Стендаль всерьез увлекся реализмом. Сначала появился роман «Арманс» (1827), затем повесть «Ванина Ванини» (1829), а самая знаменитая книга писателя «Красное и черное» вышла в свет в 1830 году. В последние годы своей жизни Анри Бейль очень плохо себя чувствовал. Он умер 22 марта 1842 года прямо на улице от аневризмы аорты.

(настоящее имя - Анри Мари Бейль)

(1783-1842) французский писатель

Анри Бейль родился в провинциальном французском городе Гренобле в семье нотариуса. Его отец был роялистом и во время Реставрации стал помощником мэра города. Мать писателя умерла, когда Анри был еще ребенком, и его воспитанием занимались отец и тетя, которые были сторонниками консервативного религиозного воспитания. Стендаль рано разошелся с семьей в политических взглядах.

Выбранный отцом в качестве гувернера аббат Райан лишь усилил отвращение мальчика к религии и монархии. Большое влияние на формирование взглядов будущего писателя оказал его дед - энциклопедист Анри Ганьон, который воспитывал своего внука на идеалах просветителей XVIII века.

В 1796 году Стендаль поступил в Центральную школу Гренобля, где проявил большие способности к математике. В 1799 году он окончил школу со специальным призом по математике, что давало ему преимущество при поступлении в Политехническую школу в Париже.

Однако, приехав в Париж, Стендаль неожиданно отказывается поступить в Политехническую школу. В течение нескольких месяцев он находится в состоянии депрессии. Ему помогает его кузен Пьер Дарю, служащий в военном министерстве. Стендаль поступает на службу в военное министерство, а в мае 1800 года уже вместе с армией Наполеона участвует в итальянском походе. Италия произвела на него неизгладимое впечатление. Позднее он возвращался туда несколько раз и называл ее своей «родиной по выбору».

В 1802 году наступил перерыв в его военной карьере. Выйдя в отставку, Стендаль жил в Париже в тяжелейших материальных условиях. В течение нескольких лет он изучал философию, литературу, психологию. В эти годы Стендаль начал писать свои первые произведения: трагедии, комедии, драмы. Однако ни одно из них не было поставлено в театре, ни одно не было опубликовано.

Лишенный средств к существованию, он вновь поступает на военную службу в 1806 году. С армией Наполеона участвовует в войнах против Пруссии и Австрии. Будучи интендантом, по делам службы он был в различных странах Западной Европы. В качестве адъютанта генерала Мишо участвовал в походе Наполеона на Россию.

Стендаль относился к армии Наполеона как к революционной, а наполеоновские войны воспринимал как продолжение революционной борьбы против монархии и феодального мира. Поэтому, став свидетелем поражения императора в 1814 году, он был глубоко потрясен крахом Наполеона и реставрацией династии Бурбонов. После Реставрации Стендаль, которого события 1814 года застали в Италии, отказался вернуться в Париж. Он участвовал в движении карбонариев - тайной революционной организации, боровшейся за освобождение страны от австрийского владычества. Впоследствии писатель отразил эти события в повести «Ванина Ванини» (1829). В эти же годы Стендаль познакомился с революционными итальянскими романтиками и написал свои первые очерки по истории искусства, среди них - «История живописи в Италии» и «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817).

В 1821 году Стендаль, заподозренный в участии в организации карбонариев, был вынужден покинуть Италию и вернулся в Париж. Он приехал во Францию в разгар споров между поэтами-романтиками и поэтами-классицистами. Период с 1822 по 1830 годы - это время активной публицистической деятельности Стендаля. Живя в Париже, он написал трактат «О любви» (1822), свою важнейшую работу по эстетике «Расин и Шекспир» (1823-1825), «Жизнь Россини» (1824). Поддержав романтиков, Стендаль по существу выступил с манифестом писателя-реалиста. В «Расине и Шекспире» он провозгласил принципы нового искусства. Их можно свести к следующим тезисам: нет вечного искусства; искусство, как и понятие прекрасного, создается эпохой; нет единых понятий красоты для всех времен и народов, как утверждали классицисты; искусство должно стоять на уровне больших исторических проблем своего времени и отвечать эстетическим запросам людей определенной исторической эпохи. «Нам нужна не литература, созданная для двора, а литература, созданная народом».

Политические и эстетические взгляды писателя наиболее полно воплотились в его лучшем романе «Красное и черное» (1831). Роман был написан в период острой политической борьбы накануне Июльской революции 1830 г. , положившей конец эпохе Реставрации. Он имеет подзаголовок «Хроника XIX века». «Красное и черное» - это картина эпохи Реставрации, эпохи несправедливости, абсурда, трусливой злобы и подлости. В основе сюжета романа был материал судебной хроники, прочитанный Стендалем в газете в 1827 году: семинарист Антуан Бертье был отправлен на гильотину за то, что стрелял в церкви в свою бывшую любовницу.

Однако из судебной хроники писатель заимствовал простое происхождение героя, мотив преступления из ревности и суть приговора. Частному случаю писатель придал широкий, обобщающий смысл. В центре романа - талантливый плебей, сын крестьянина Жюльен Сорель, погубленный условиями французской действительности. Основной конфликт между героем романа и правящими классами эпохи Реставрации разворачивается в широкую картину современного писателю французского общества. Приговор эпохе Стендаль произносит устами Сореля в заключительной речи на суде, где герой расценивает свой смертный приговор как месть всем простолюдинам, посмевшим попытаться завоевать себе место в обществе, достойное их ума и способностей.

Июльская революция 1830 года принесла Стендалю жестокое разочарование. В марте 1831 года в качестве французского консула в Триесте он вновь едет в Италию. Участвует в итальянском национально-освободительном движении, надеясь на осуществление своих идеалов в этой стране и теряя надежду на скорые перемены на родине. В Италии он продолжает работать над романом «Люсьен Левен» (не окончен), романом «Жизнь Анри Брюлара» и «Итальянскими хрониками».

В 1838 году в период пребывания в Париже Стендаль написал свой последний большой роман - « Пармская обитель» - за 53 дня. Это был своеобразный гимн настоящей любви, свободе, борьбе итальянцев за национальное освобождение.

В 1842 году, вновь приехав из Италии в Париж, Стендаль скоропостижно умер.

Стендаль – известный французский писатель, один из основоположников психологического романа. В своих произведениях Стендаль мастерски описывал эмоции и характер своих героев.

В юном возрасте Стендалю пришлось познакомиться с иезуитом Райяном, который побуждал мальчика читать священные книги католиков. Однако узнав Райянома ближе, Стендаль начал испытывать недоверие и даже отвращение к церковным служителям.

Когда Стендалю исполнилось 16 лет, он отправляется в , чтобы поступить в Политехническую школу.

Однако вдохновленный Великой французской революцией и действиями Наполеона, он решает вступить в ряды армии.

В скором времени, не без посторонней помощи, Стендаля переводят служить на север Италии. Оказавшись в этой стране, он был очарован ее красотой и архитектурой.

Именно там Стендаль пишет первые в своей биографии произведения. Стоит заметить, что он написал множество работ об итальянских достопримечательностях.

Позже литератор представил книгу «Жизнеописание Гайдна, и Метастазио», в которой подробно описал биографии великих композиторов.

Все свои произведения он публикует под псевдонимом Стендаль.

Вскоре Стендаль знакомится с тайным обществом карбонариев, члены которого критиковали действующую власть и пропагандировали идеи демократии.

В связи с этим ему приходилось быть очень осторожным.

Со временем начали появляться слухи о том, что Стендаль состоит с карбонариями в близких связях, в связи с чем он был вынужден срочно вернуться во Францию.

Произведения Стендаля

Через 5 лет в свет вышел роман «Арманс», написанный в стиле реализма.

После этого писатель представил повесть «Ванина Ванини», рассказывающую о любви богатой итальянки к арестованному карбонарию.

В 1830 г. он пишет один из самых известных романов в своей биографии – «Красное и черное». На сегодняшний день он входит в обязательную школьную программу. По мотивам данного произведения было снято много фильмов и сериалов.

В том же году Стендаль становится консулом в Триесте, после чего работает в Чивитавеккии (город в Италии) на той же должности.

К слову сказать, здесь он проработает до самой смерти. В этот период он пишет автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара».

После этого Стендаль работает над романом «Пармская обитель». Интересен факт, что данное произведение ему удалось написать всего за 52 дня.

Личная жизнь

В личной жизни Стендаля было не все так гладко, как на литературном поприще. И хотя у него было множество любовных романов с разными девушками, в конечном счете, все они прекращались.

При этом стоит заметить, что Стендаль, в общем-то, и не стремился вступить в брак, поскольку свою жизнь он связывал только с литературой. В результате он так и не оставил после себя потомства.

Смерть

Последние годы жизни Стендаль провел в тяжелой болезни. Врачи обнаружили у него сифилис, поэтому ему было запрещено покидать город.

Со временем он настолько ослаб, что уже не мог самостоятельно держать перо в руках. Для написания произведений Стендаль пользовался помощью стенографистов.

За несколько дней до смерти ему разрешили съездить в Париж, чтобы попрощаться с близкими людьми.

Стендаль умер 23 марта 1842 года во время прогулки. Ему было 59 лет. Официальной причиной смерти был указан инсульт, который был уже вторым по счету.

Писатель похоронен в Париже на кладбище Монмартр. Интересен факт, что незадолго до своей кончины, Стендаль попросил написать на его надгробии следующую фразу: «Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

Если вам понравилась краткая биография Стендаля – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры