Святогор: богатырь огромного роста и невероятной силы. Славянские былины о святогоре добавить свою цену в базу комментарий Вполне определенные параметры

Главная / Развод

Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет .

Мифология

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.

Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.

В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.


Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.

Образ и предания

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.


Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь , выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.


Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.

Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.


Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.

В культуре

Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений , главенствующий богатырь получает в дар меч великана.


Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его .

Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.


В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.

В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.

Издалёка из чиста поля выезжал богатырь Илья Муромец. Едет он по полю, видит: перед ним вдалеке —великан-богатырь на могучем коне. Ступает конь по полю, а богатырь в седле крепким сном уснул. Догнал его Илья:

— Ты и вправду спишь или притворяешься?
Молчит богатырь. Едет, спит. Рассердился Илья. Схватил он свою палицу булатную, ударил богатыря. А тот и глаз не раскрыл. Во второй, в третий раз окликнул его Илья, стукнул —да так, что сам себе руку отшиб. А богатырь проснулся было, поглядел вокруг, почесался:
— Ох, и больно русские мухи кусаются!

Заметил он Илью, сунул его вместе с конём к себе в карман и дальше поехал. Конь его от тяжести спотыкаться стал.
Вспомнил тогда богатырь про Илью, вынул его из кармана испрашивает:
— Ты что, драться со мной хотел?

Отвечал ему Илья Муромец:
— Не хочу я с тобой драться. Давай лучше побратаемся.
Согласился богатырь. Побратались они — Святогор-богатырь и Илья Муромец. Сели, побеседовали, друг другу про себя порассказали. Дальше вместе поехали.
Приехали на гору Елеонскую. Глядят —чудо чудное: стоит на горе пустой гроб дубовый.
— А кому в этом гробу лежать суждено? —Святогор говорит. —Ты ложись-ка, Илья, в гроб, да померяй: не для тебя ли он?
Померил Илья Муромец —нет, не годится ему гроб: в длину длинён и в ширину широк. Улёгся в гроб Святогор. Гроб ему как по мерке пришёлся.

— А ну-ка, Илья, покрой меня крышечкой дубовой: полежу я в гробу, покрасуюсь.
Покрыл Илья крышкой гробовой своего старшего брата названного. Полежал Святогор и просит:

— Трудно мне дышать в гробу. Открой, Илья, крышку.
А Илье и не открыть никак.
— Разбей крышку мечом, — Святогор говорит.

Послушался Илья, стал крышку мечом рубить. Да что ни удар —поперёк гроба железный обруч вскакивает. Бьёт Илья вдоль и поперёк — вдоль и поперёк гроба железные обручи ложатся. Понял Святогор, что не выйти ему больше на свет. Говорит:

— Видно, тут мне и кончинушка пришла. Наклонись ко мне, Илья, дохну я на тебя, —у тебя силушки и прибавится.
— Силушки у меня своей довольно, —Илья отвечает, —коли мне ещё прибавить — земля меня носить не сможет.
И распростились тут братья названные. Остался Святогор в богатырском гробу лежать. А Илья Муромец поехал на святую Русь —рассказать в городе Киеве, какое чудо на горе Елеонской совершилось.

Святогор читать онлайн

Былина "Святогор"
    Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти.
    Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава.
    Там и волк не пробежит, орёл не пролетит - муравью и тому поживиться на голых скалах нечем.

    Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне.
    Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.

    Ездит старый по Святым горам.

    Тут колеблется мать сыра земля,

    Осыпаются камни в пропасти,

    Выливаются быстры реченьки.

    Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи - остановится, раскинет шатёр - ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт.

    Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться.

    Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского.

    Тяжко Святогору от своей силы, носит он её как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмётся - всё в крошки рассыплется, в блин расплющится.

    Стал бы он леса корчевать, да для него леса - что луговая трава. Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно.

    Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землёй смешал - поистратил бы немного силушки!

    Да где её - тягу - найти!

    Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг впереди живой человек идёт!

    Идёт невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несёт перемётную суму

    Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, - стал мужичка догонять.

    Тот идёт себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может. Идёт мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть - всё прохожий впереди! Едет шагом - всё не догнать! Закричал ему Святогор:

    Эй, прохожий молодец, подожди меня!

    Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.

    Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:

    Что это у тебя за ноша в этой сумочке? - А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.

    Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись: хотел сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать - не шелохнётся, пробовал пальцем поднять - не поднимается.

    Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку - на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы - только до колен поднял. Глядь - а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло.

    Бросил Святогор сумочку, на землю упал - по горам-долам гул пошёл.

    Еле отдышался богатырь:

    Ты скажи мне, что у тебя в сумочку положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!

    Почему не сказать? Скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.

    Опустил Святогор голову:

    Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек?

    Пахарь я, Микула Селянинович.

    Вижу я, добрый человек, любит тебя мать сыра земля! Может, ты мне про судьбу мою расскажешь? Тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить.

    Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузне кузнец всем судьбу куёт, у него и про свою судьбу узнаешь.

    Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь.

    А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.

    Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился - доехал до Северных гор. Тут утёсы ещё голей, пропасти ещё черней, реки глубокие бурливее.

    Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузни¬цы чёрный дым валит, звон-стук по всей округе идёт.

    Зашёл Святогор в кузницу и видит: стоит у нако¬вальни седой старичок, одной рукой мехи раздувает, другой - молотом по наковальне бьёт, а на наковальне-то не видно ничего.

    Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куёшь?

    Подойди поближе, наклонись пониже!

    Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: куёт кузнец два тонких волоса.

    Что это у тебя, кузнец?

    Вот два волоса скую, волос с волосом совью - два человека и женятся.

    А на ком мне жениться судьба велит?

    Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живёт.

    Поехал Святогор на край гор, нашёл ветхую избушку. Вошёл в неё богатырь, положил на стол подарок - сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает.

    Жаль её стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идёт, и жизни нету.

    Выхватил Святогор свой острый меч, хотел ударить девушку, да рука не поднялась. Упал меч на дубовый пол.

    Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поскакал к Святым горам.

    А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе - мешок золота, а с неё вся кора свалилась, и тело у неё чистое, и силы у неё прибыли.

    Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на неё из озера девица-красавица - и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые!

    Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать.

    Куда бы ни приехала, весь народ бежит - товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идёт.

    Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошёл. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть.

    Взглянул он на неё, и полюбилась ему девушка.

    Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь!

    Полюбился и Святогор девушке.

    Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла.

    Удивился Святогор, да ничего жене не сказал.

    Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.

Четыре истории о былинном русском герое Святогоре.

Что такое былины? Былины — это жанр народного творчества, который передавался устно из поколения в поколение. Благодаря такой традиции мы и сейчас можем узнать многое о том времени, когда не было телевизоров, газет и даже книг.

Былины отличаются от сказок тем, что такие события, герои, были на самом деле в реальной истории. Возможно, кое-что было преувеличено, приукрашено или подзабыто, однако сама суть, нить сюжета повествования практически не изменялись со временем и дошли до наших дней, как повествования о некогда происходивших событиях в красивой, даже певучей сказочной форме.

Ещё несколько десятилетий назад к былинам относились с предубеждением, почти как к сказкам на ночь какого-нибудь Ганса Христиана Андерсена, однако сейчас былины рассматриваются даже с исторической, исследовательской точки зрения. В них находят множество подтверждений реально происходившим историческим фактам и существовавшим героям, которых теперь называют былинными. Былины, Быль — сказ о жизни какого-либо исторического героя, богатыря или сказ о происшествии, истории, которая имела место быть не в воображении человека.

Сам герой этого материала Святогор является былинным богатырём, великаном, рост которого доходил выше леса, до самых облаков. Некоторые исследователи загадок истории, которые занимаются якобы некогда существовавшими на земле великанами, потомками лемурийцев, относят былины о Святогоре к фактам, подтверждающим существование на земле в давнем прошлом гигантских людей. При его ходьбе и езде сотрясается и колышутся деревья. Удивительно, но Святогор, будучи героем и богатырём с нечеловеческой силой, практически не участвует ни в каких войнах и живёт где-то обособленно, не общаясь с людским родом. Он не ездит на Русь, а постоянно живёт в Святых Горах.

Славянские сказки о Святогоре (ИЗДАНИЕ: «Былины». Ленинград, 1957) :

Былина: СВЯТОГОР И ТЯГА ЗЕМНАЯ

Снарядился Святогор во в чисто поле гуляти,

Заседлает своего добра коня

И едет по чисту полю.

Не с кем Святогору силой помериться,

А сила-то по жилочкам

Так живчиком и переливается.

Грузно от силушки, как от тяжелого беремени.

Вот и говорит Святогор:

«Как бы я тяги нашел,

Так я бы всю землю поднял».

Наезжает Святогор в степи

На маленькую сумочку переметную;

Берет погонялку, пощупает сумочку — она не скрянется,

Двинет перстом ее — не сворбхнется,

Хватит с коня рукою — не подымется.

«Много годов я по свету езживал,

А эдакого чуда не наезживал,

Такого дива не видывал:

Маленькая сумочка переметная

Не скрянется, не сворохнется, не подымется».

Слезает Святогор с добра коня,

Ухватил он сумочку обема рукама,

Поднял сумочку повыше колен —

И по колена Святогор в землю угряз,

А по белу лицу не слезы, а кровь течет.

Где Святогор увяз, тут и встать не мог,

Тут ему было и кончение.

Былина: СВЯТОГОР И ГРОБ

Как выехал Илья на добром кони,

Как сам-то еще пораздумался:

«Какой я есть богатырь-носитель?

На бое мни смерть да не писана,

Как на бое да не сказана.

Поеду я еще во святы и горы,

Проведаю ведь я про богатырей,

Про того ли я Егора-Святогора ведь, —

Есть матерой богатырь да великиих,

Есть он, да был горныих,

Его-то я ведь силушки не попробовал».

Заехал-то Ильюшенька Муромец

На ты ль тут горы на высокие,

Под ущелья были да плотные.

Как едет чудовище, чудо ведь,

Сидит-то он еще на добром кони,

Такого чуда он да ведь не видал,

Такого ведь чуда он не слыхал.

Как ту разъехался на добром кони,

Ударил своей палицей богатырской

Прямо тут ему буйну голову.

А как то ведь чудовище да идет-то,

На кони сидит да подремливат,

Назад-то ведь чудо не оглянется,

Вперед-то ведь он колыбается.

Илья-то тут-ка был Муромец,

Сам-то он еще пораздумался:

«Как раньше ездил я да наезживал,

Как сразу я головушек поимывал,

С добрых-то я коней попихивал.

Теперь-то у мня сила не по-старому,

Могута стала да не прежняя».

А ударил палицей да во сырой дуб —

Разлетелся дуб да ведь сырыих.

Как другой раз наехал на чудовище,

Бил-то ведь его буйну голову —

Как на кони сидит да подремливат,

Вперед-то чудо ведь да не оглянется,

А на добром кони ни пошатнется

От того удара богатырского.

Как наехал тут Илья третий раз,

Ударил тут его плотно-наплотно,

Ударил тут его крепко-накрепко.

Чудовище назад увыркнулося,

Схватило Илью за желты кудри,

Спускал он его во карман да глубокиих,

Повез-то он вперед да поехал ведь.

Стал-то конь у того у Святогора,

Ноги-то стали ведь подгибатися,

За кажное ведь стал спотыкатися.

А ни про то Егор воспроговорил:

«А и что же ты, конь ведь богатырский,

Стали ноженьки подгибатися,

За кажинно место спотыкатися?»

А конь про то ему проязычился:

«А тяжело возить двух богатырей, —

Стали ноженьки подгибатися,

За кажинное место спотыкатися,

Как едут тут два богатыря

А на мни, на добром кони».

Как он спустил-то руку в карман-то ведь,

Как вынул из кармана Ильюшеньку,

Стал-то у него да ведь спрашивать:

«Какой ты есть, удалый добрый молодец?

Смел ты ведь наехать на меня теперь,

Ударить меня ведь три-то раз».

А говорит Илья таковы слова:

«Да нужно мне с тобой познакомиться,

Твоей-то силушки да попробовать.

Как про тебя слава широко-то шла

По всим землям-то, еще по всим ордам,

Как очень ты был да ведь сильный, —

Потому наехал я теперь

На тебя, на доброго молодца». —

«Спасибо ти, Ильюшенька Муромец,

Как ты наехал, ударил меня-то ведь

Три раза тут, три великиих, —

Будто три раза как комар кусил, —

А вот тебе спасибо за это ведь,

Ты со мной ведь познакомился.

Будь-ко ты мне нунь меньшим братом,

Я буду еще да большим братом.

Если бы я тебе да ударил-то,

Как от тебя один да ведь прах-то стал,

Разлетелись бы твои косточки».

Поехали по сельгам, по плотам

Рассказывать, показывать жительство.

Приехали оны да в одно место,

Лежит-то гроб да ведь каменный,

Лежит-то ведь гроб да устроен-то.

«Ай же ты, Илюша, ложись во гроб».

Илья свалился да во этот гроб, —

Как гроб Ильи не пристанет-то,

Очень широкий, очень длинныих.

«А нет, так нунь не устроен гроб,

Мне теперь этот да неладен есть».

Говорит Святогор таковы слова:

«Выходи, Илья, поскурехоньку,

А не тля тебя ведь гроб устроен-то,

А мни-то, я думаю, подойдет теперь».

Илья-то вышел с гроба, воспроговорит:

«Не лажно те ложиться во этот гроб, —

Тебе ведь с гроба нунь не повыйти ведь».

Да как только лег-то ведь Святогор-то ведь,

Да гроб-то по его будто есть.

«Прикрой-ко ты еще да ведь крышку-то, —

Крышка тут рядом да лежит-то ведь».

Как клал Илья да ведь крышку ведь

На того ли на Святогора на его-то.

«Как сымь-то ты крышку ведь».

Илья принялся он да за крышку ведь, —

Как крышка тут будто приросла

Никак не мог, не может да ведь крышки взять,

Не может он никак да ведь крышки взять.

Как тот и Илюша Муромец

Палицей своей богатырскоей

Расколачивает эту крышку ведь.

«Как, как же мни со гроба повыступить?»

Ударил тут Илья да ведь палицей —

Скочил тут обруч да зелезныи;

Ударил он да раз ведь обруч зелезныи —

Другой-то тут обруч стал;

Ударил он третий раз обруч зелезныи —

Третий раз да стал обруч зелезныий.

А нынь-то ведь Егору да славы поют,

Как стали по гробу обручи.

«Бери-ко меч да сильныих,

Секи ведь, секи да эти да обручи,

Да надь со гробу повыйти мне!»

Дак тут берет его да ведь меч, —

Да его меча не может да ведь поднять.

«А нет, ты, богатырь, Святогор-то ведь,

Твоего меча не могу от земли вложить,

От земли поднять не могу теперь».

«Илья, попади, припади-тко

Ко гробу ведь, да ко щелочке,

Я вздохну, тебе да прибавлю

Силушки в тебе да вдвое теперь,

Как станешь ты владеть да моим мечем».

Припал-то он ведь, Илюша, ко щелочке,

Вздохнул-то, встал да с своим мечем,

Как тюкнул он да мечем-то ведь —

Наскочили да вдоль обручи зелезные,

Другой раз тюкнул — обручи зелезные.

Тут Святогору славы поют.

«Как припади, Илюша, ко щелочке,

Я вздохну — будет вся ведь сила моя у тебя». —

«Не надо мни твоей боле силушки». —

«Каб ты припал да ведь другой-то раз,

Вздохнул бы вздохом да мертвые,

Уснул бы ты да у гроба ведь,

Как тут твоя бы жизнь да кончалася.

Как же ты, Ильюшенька Муромец,

Как привяжи ко дубу ко моему ведь,

К моему ко гробу великому,

Как привяжи добра коня-то ведь,

Привяжи его плотно-наплотно,

Чтоб тут подохнул ведь и добрый конь, —

Никому не владеть да добрым конем,

Добрым конем еще богатырскиим».

Как привязал Илья на поводу шелковые

Его-то ведь еще да добра коня —

Тут Святогор, тут и конь добрый.

Тут Святогору славу поют,

Славу поют век и по веку,

А и слава ему не минуется.

Былина: Святогор и Илья Муромец

В славном городе во Муромле,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел цело тридцать лет.

Уходил государь его батюшка со родителем

Со матушкою на работушку на крестьянскую.

Как приходили две калики перехожия

Под тое окошечко косявчето,

Говорят калики таковы слова:

«Ай же ты, Илья Муромец, крестьянский сын!

Отворяй каликам ворота широкия,

Пусти-ка калик к себе в дом».

Ответ держит Илья Муромец:

«Ай же вы, калики перехожия!

Не могу отворить ворот широкиих,

Сиднем сижу цело тридцать лет.

Не владаю рукамы, ни ногамы».

Опять говорят калики перехожия;

«Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,

Отворяй-ка ворота широкия,

Пускай-ка калик к себе в дом».

Выставал Илья на резвы ноги,

Отворял ворота широкия

И пускал калик к себе в дом.

Приходили калики перехожия,

Они крест кладут по писаному,

Поклон ведут по-ученому,

Наливают чарочку питьица медвянаго,

Подносят-то Илье Муромцу.

Как выпил-то чару питьица медвяпаго,

Богатырско его сердце разгорелося,

Его белое тело распотелося.

Воспроговорят калики таковы слова:

«Что чувствуешь в собе, Илья?»

Бил челом Илья, калик поздравствовал:

«Слышу в собе силушку великую».

Говорят калики перехожия:

«Будешь ты, Илья, великий богатырь,

И смерть тобе на бою не писана:

Бейся-ратися со всяким богатырем

И со всею паляницею удалою;

А столько не выходи драться с Святогором-богатырем:

Его и земля на себе через силу носит;

Не ходи драться с Самсоном-богатырем:

У него на голове семь власов ангельских;

Не бейся и с родом Микуловым:

Его любит матушка сыра-земля;

Не ходи още на Вольгу Сеславьича:

Он не силою возьмет, так хитростью-мудростью.

Доставай, Илья, коня собе богатырскаго,

Выходи в раздольице чисто поле,

Покупай перваго жеребчика,

Станови его в срубу на три месяца,

Корми его пшеном белояровым,

А пройдет поры-времени три месяца,

Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай

И в три росы жеребчика выкатывай,

Подводи его к тыну ко высокому:

Как станет жеребчик через тын перескакивать,

И в ту сторону, и в другую сторону,

Поезжай на нем, куда хочешь,

Будет носить тебя».

Тут калики потерялися.

Пошел Илья ко родителю ко батюшку

На тую работу на крестьянскую,

Очистить надо пал от дубья-колодья:

Он дубье-колодье все повырубил,

В глубоку реку повыгрузил,

А сам и сшел домой.

Выстали отец с матерью от крепкаго сна

Испужалися: «Что это за чудо подеялось?

Кто бы нам это сработал работушку?»

Работа-то была поделана, и пошли они домой.

Как пришли домой, видят:

Илья Муромец ходит по избы.

Стали его спрашивать, как он выздоровел.

Илья и рассказал им,

Как приходили калики перехожия,

Поили его питьицем медвяныим:

И с того он стал владать рукамы и ногамы,

И силушку получил великую.

Пошел Илья в раздольице чисто поле,

Видит: мужик ведет жеребчика немудраго,

Бураго жеребчика косматенькаго.

Покупал Илья того жеребчика,

Что запросил мужик, то и дал;

Становил жеребчика в сруб на три месяца,

Кормил его пшеном белояровым,

Поил свежей ключевой водой;

И прошло поры-времени три месяца,

Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать;

В три росы его выкатывать,

Подводил ко тыну ко высокому,

И стал бурушко через тын перескакивать,

И в ту сторону, и в другую сторону.

Тут Илья Муромец седлал добра коня, зауздывал,

Брал у батюшка, у матушки прощеньице-благословеньице

Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный,

Стоит шатер под великим сырым дубом,

И в том шатре кровать богатырская немалая:

Долиной кровать десять сажень,

Шириной кровать шести сажень.

Привязал Илья добра коня к сыру дубу,

Лег на тую кровать богатырскую и спать заснул.

А сон богатырский крепок:

На три дня и на три ночи.

На третий день услыхал его добрый конь

Великий шум с-под сиверныя сторонушки:

Мать сыра-земля колыбается,

Темны лесушки шатаются,

Реки из крутых берегов выливаются.

Бьет добрый конь копытом о сыру землю,

Не может разбудить Илью Муромца.

Проязычил конь языком человеческим:

«Ай ясе ты, Илья Муромец!

Спишь себе, проклаждаешься,

Над собой незгодушки не ведаешь:

Едет к шатру Святогор-богатырь.

Ты спущай меня во чисто поле,

А сам полезай на сурой дуб».

Выставал Илья на резвы ноги,

Спущал коня во чисто поле,

А сам выстал во сырой дуб.

Видит: едет богатырь выше лесу стоячаго,

Головой упирает под облаку ходячую,

На плечах везет хрустальный ларец.

Приехал богатырь к сыру дубу,

Снял с плеч хрустальный ларец,

Отмыкал ларец золотым ключом:

Выходит оттоль жена богатырская.

Такой красавицы на белом свете

не видано и не слыхано:

Ростом она высокая, походка у ней щепливая

Очи яснаго сокола, бровушки чернаго соболя,

С платьица тело белое.

Как вышла из того ларца,

Собрала на стол, полагала скатерти браныя,

Ставила на стол ествушки сахарныя,

Вынимала из ларца питьица медвяныя.

Пообедал Святогор-богатырь

И пошел с женою в шатёр проклаждатися,

В разныя забавы заниматися.

Тут богатырь и спать заснул.

А красавица жена его богатырская

Пошла гулять по чисту полю

И высмотрела Илью в сыром дубу.

Говорит она таковы слова:

«Ай же ты, дородний добрый молодец!

Сойди-ка со сыра дуба,

Сойди, любовь со мной сотвори,

Буде не послушаешься,

Разбужу Святогора-богатыря и скажу ему,

Что ты насильно меня в грех ввел».

Нечего делать Илье:

С бабой не сговорить, а с Святогором не сладить;

Слез он с того сыра дуба

И сделал дело повеленое.

Взяла его красавица, богатырская жена,

Посадила к мужу в глубок карман

И разбудила мужа от крепкаго сна.

Проснулся Святогор-богатырь,

Посадил жену в хрустальный ларец,

Запер золотым ключем,

Сел на добра коня и поехал ко Святым горам.

Стал его добрый конь спотыкаться,

И бил его богатырь плеткою шелковою

По тучным бедрам,

И проговорит конь языком человеческим:

«Опережь я возил богатыря да жену богатырскую,

А нонь везу жену богатырскую и двух богатырей:

Дивья мне потыкатися!»

И вытащил Святогор-богатырь Илью Муромца

Из кармана, и стал его выспрашивать,

Кто он есть и как попал к нему во глубок карман.

Илья ему сказал все по правды по истине.

Тогда Святогор жену свою богатырскую убил,

А с Ильей поменялся крестом

И называл меньшим братом.

Выучил Святогор Илью всем похваткам,

Поездкам богатырским,

И поехали они к Сиверным горам,

И наехали путем-дорогою на великий гроб,

На том гробу подпись подписана:

«Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет».

Лег Илья Муромец:

Для него домовище и велико, и широко.

Ложился Святогор-богатырь:

Гроб пришелся по нем.

Говорит богатырь таковы слова:

«Гроб точно про меня делан.

Возьми-тко крышку, Илья, закрой меня».

Отвечает Илья Муромец:

«Не возьму я крышки, больший брат,

И не закрою тебя:

Шутишь ты шуточку немалую,

Сам себя хоронить собрался».

Взял богатырь крышку и сам закрыл ею гроб;

Да как захотел поднять ю,

Никак не может;

Бился он и силился поднять и проговорил

Илье Муромцу:

«Ай меньший брат!

Видно, судьбина поискала меня,

Не могу поднять крышки,

Попробуй-ка приподнять ю».

Попробовал Илья Муромец

Поднять крышку, да где ему!

Говорит Святогор-богатырь:

«Возьми мой меч-кладенец и ударь поперек крышки».

Илье Муромцу не под силу и поднять Святогорова

меча-кладенца.

Зовет его Святогор-богатырь:

«Наклонись ко гробу, ко маленькой щелочке,

Я дохну на тебя духом богатырскиим».

Как наклонился Илья

И дохнул на него Святогор-богатырь

Своим духом богатырскиим:

Почуял Илья, что силы в нем

Против прежняго прибавилось втрое,

Поднял он меч-кладенец и ударил поперек крышки.

От того удара великаго

Посыпались искры,

А где ударил меч-кладенец,

На том месте выросла полоса железная.

Зовет его Святогор-богатырь:

«Душно мне, меньший брат,

Попробуй още ударить мечом вдоль крышки».

Ударил Илья Муромец вдоль крышки,

И тут выросла железная полоса.

Опять проговорит Святогор-богатырь:

«Задыхаюсь я, меньший братец:

Наклонись-ка ко щелочке, я дохну още на тебя

И передам тебе силушку великую».

Отвечает Илья Муромец:

«Будет с меня силы, больший братец;

Не то земля на собе носить не станет».

Промолвил тут Святогор-богатырь:

«Хорошо ты сделал, меньший брат,

Что не послушал моего последняго наказа:

Я дохнул бы на тебя мертвым духом,

И ты бы лег мертв подле меня.

А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,

А добра коня моего богатырскаго

Привяжи к моему гробу.

Никто, кроме меня, не совладает с этим конем».

Тут пошел из щелочки мертвый дух,

Простился Илья с Святогором,

Привязал его добра коня ко тому гробу,

Опоясал Святогоров меч-кладенец

И поехал в раздольице чисто поле.

Былина: ПОГРЕБЕНИЕ СВЯТОГОРА

Ехали они тут, Святогор и Илья, куда ли, бог знат. Едут, едут, глядят — на гроб наехали. Стоит гроб большой, никому не впору. Пустой стоит. Святогор говорит Илье:

— Ну, попробуй, ложись, не на тебя ли рублен?

Илья послушался, лег — ровно малой ребенок в гробу. Не по нем гроб-то строен. А Святогор лег — в самой раз ему.

Ну, попробовал, вставать хочет. А не выйти ему из гроба-то: крышка нахлошгулась. Говорит он Илье:

— Руби, говорит, брат, со всей силы.

Илья палицу свою поднял, стал по гробу бить: Раз ударит — железной обруч наскочит. Другой раз ударит — другой обруч наскочит. Святогор говорит:

— Нет, видать — не выйти мне отсюдова. И зачем лез!

Хотите почувствовать себя настоящим богатырём, проводить свободное время весело и на свежем воздухе? Конные прогулки и верховая езда в Харькове — это именно то, что вам необходимо. Конные прогулки для детей и взрослых по самым привлекательным расценкам.

Многие считают выдумкой, сравнивая его со сказками. Однако былина, то есть быль, существенно отличается от народной фантазии. Конечно, описанные в сказаниях события намного преувеличены. Но ученые находят подтверждения тому, что они имели место в настоящей жизни. К примеру, в пещерах Киевской Лавры покоится рака с нетленными жившего во времена правления князя В то же время жил и Святогор - богатырь, который неоднократно встречался с победителем Соловья-разбойника.

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - это самая известная тройка древнерусских былинных витязей, прототипами которых, кстати, являлись настоящие люди. Но сказания повествуют еще об одном человеке, не менее почитаемом. Это - богатырь Святогор, биография которого известна, в основном, из былин. Каким он был - доподлинно неизвестно. Ведь во времена, когда жил Святогор-богатырь, не существовало ни фотоаппаратов, ни телевидения. Согласно же преданиям, был он настоящим великаном: в карман к себе легко мог положить другого витязя, да еще с конем! Также он возил с собой ларец с женой-красавицей. Былины повествуют, как герой нашего рассказа встретился с Муромцем, как они стали побратимами, как Святогор женился (мораль такова: от судьбы не уйдешь) и как наказал неверную супругу.

Согласно былинам, жил герой на высоких Святых горах (отсюда и его прозвище), а в города и веси Руси не наведывался. Почему? Русский богатырь Святогор был выше леса, голова достигала облаков, Когда он собирался в путь-дорогу, то мир сотрясался, реки выливались из берегов, леса колыхались. С трудом его держала Мать Сыра Земля. Поэтому, наверное, он так редко покидал свой дом и ходил в народ. Сила его была очень велика, да еще и прибывала изо дня в день. Но это и было его проклятием, его мучением: не существовало другого такого витязя, который мог бы сравниться силой с богатырем. Поэтому он не знал, куда ее девать, и в конце концов она его убила. Однозначно можно сказать, что Святогор - существо сверхъестественное, посему заранее обречено на гибель. Тому подтверждение - найденный ним гроб в чистом поле, который принял тело героя и остановил его мытарства.

Согласно одной из версий, Святогор-богатырь - это потомок лемурийцев, великанов, которые раньше населяли нашу планету. Возможно, последний из своего рода, поэтому и держался в стороне от при этом относясь к ней весьма дружелюбно, хотя и не понимал её. Впрочем, такое суждение остается всего лишь гипотезой - без подтверждения и опровержения.

Но некоторые исследователи считают, что нашли последний приют героя. К периоду войны между жителями Руси и печенегами относится и боярский курган Гульбище близ Чернигова. Похороненный в нем человек (Святогор-богатырь?), хоть и не относился к княжескому роду, все же был очень знатным и важным, о чем свидетельствуют предметы в захоронении. Оружие и вещи усопшего имеют внушительные размеры. Быть может, здесь и покоится исторический прототип славного былинного витязя? Стоит отметить, что месторасположение кургана также наталкивает на мысль о правдивости былин. Гульбище находится на Болдиных горах, неподалеку от Святой рощи. Не эти ли скалы служили домом для Святогора?

Как бы там ни было, можно предположить, что человек огромного роста и великой силы, так ярко описанный в славянском эпосе, действительно ходил по русской земле и творил добро.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры