Что подарил жизели лесничий ганс. А.Адан «Жизель

Главная / Чувства

Действие первое

Деревушка на юге Франции. В маленьком домике живет Жизель со старушкой-матерью. Появляется молодой граф Альберт и поспешно прячется в стоящую неподалеку хижину. Переодевшись в крестьянское платье, Альберт выходит из дома в сопровождении оруженосца. Он горячо любит Жизель и отвергает уговоры оруженосца не обольщать девушку. Альберт гневно приказывает оруженосцу удалиться и стучит в дверь домика Жизели. Подобно детям, резвятся Альберт с Жизелью. Их танец прерывается с появлением лесничего Ганса. Он тоже любит Жизель и предупреждает девушку о недобрых намерениях Альберта. Разгневанный Альберт прогоняет Ганса.

Появляются подруги Жизели, вместе с нею они кружатся в веселом танце. Беспокоящаяся за здоровье дочери мать Жизели прекращает танец. Она боится, что Жизель умрет так рано от танцев и превратится в виллису – злой дух, завлекающий прохожих ночью в свой губительный хоровод.

Раздаются звуки охоты. Альберт боится быть узнанным и убегает. Появляется лесничий, его терзает тайна незнакомца. Заслышав приближение охоты, Ганс проникает в окно избушки, где скрывается Альберт.

Появляется пышная охота во главе с Герцогом – отцом Альберта и невестой Альберта – Батильдой. Жизель с матерью радушно встречают гостей. Батильда, увидев, как восхищена Жизель ее туалетом, интересуется, чем занимается девушка и любит ли она. Скромность и застенчивость Жизели вызывают симпатию Герцога и Батильды, последняя дарит девушке драгоценное ожерелье ко дню ее свадьбы. Герцог удаляется с Батильдой отдохнуть в домике Жизели и оставляет свой охотничий рог, чтобы в него потрубить в случае надобности. Все расходятся. Появляется встревоженный Ганс. Теперь он знает тайну незнакомца: в руках у него герцогская шпага! Так вот, кто обманывает бедную девушку! Ганс клянется отомстить Альберту.

Собирается молодежь. Жизель и Альберт включаются в общее веселье. Все радостно приветствуют молодую пару, отмечающую свою женитьбу.

Возмущенный обманом Альберта и доверчивой любовью к нему Жизели, Ганс прерывает веселье и разоблачает Альберта, показывая всем герцогскую шпагу. Жизель не верит Гансу, она умоляет Альберта сказать, что это ложь. Тогда Ганс трубит в рог, оставленный отцом Альберта.

Появляются встревоженный Герцог и Батильда в сопровождении придворных. Все узнают в переодетом Альберте своего молодого графа. Убедившись в обмане, Жизель понимает, что Батильда – невеста Альберта.

В отчаянии Жизель срывает с себя ожерелье и бросает его к ногам невесты. Сознание ее затуманивается. Обессиленная горем, она падает без чувств. Мать устремляется к дочери, но Жизель не узнает ее. Она сошла с ума. Мелькают сцены гадания, клятвы, нежный танец с Альбертом.

Вдруг, натолкнувшись на шпагу, она берет ее в руки и начинает бессознательно кружиться. Шпага, подобно железной змее, преследует ее и готова вонзиться в грудь несчастной девушки. Ганс вырывает шпагу, но поздно - Жизель мертва.

Действие второе

Ночь. Кладбище. На могилу Жизели приходит лесничий Ганс. Он оплакивает утрату и свою вину.

Бьет полночь. Освещенная луной возникает повелительница виллис – Мирта. Она созывает своих подруг. По знаку Мирты из могилы поднимается застывшая фигура Жизели. Повелительный жест - и Жизель начинает вращаться в стремительном круговороте танца.

Входит Альберт в сопровождении оруженосца. Он пришел на могилу Жизели.

Вбегает растерянный Ганс, преследуемый виллисами. Виллисы затанцовывают Ганса, посмевшего здесь появиться. Обессиленный, он падает на землю без чувств и умирает. Такая же участь ждет и Альберта, он молит Мирту о пощаде. На помощь любимому приходит Жизель. Разгневанная Мирта приказывает Жизели танцевать. Скорбно-лирический танец переходит в драматический дуэт.

Виллисы беспощадны, они затанцовывают Альберта, он мечется, падает, поднимается, и вновь танцует - он обречен. Неожиданно раздаются удары колокола, светает. Виллисы теряют свою силу и исчезают. Уходит и Жизель, которую тщетно молит Альберт остаться, оплакивающий исчезнувшую мечту.

Рождается новый светлый день.

Двухактный балет «Жизель» - это фантастическая история, созданная тремя либреттистами - Анри де Сен-Жоржем, Теофилем Готье, Жаном Коралли и композитором Адольфом Аданом по легенде, которую пересказал Генрих Гейне.

Как создавался бессмертный шедевр?

Парижская публика увидела балет «Жизель» в 1841 году. Это была эпоха романтизма, кода в танцевальные постановки было принято включать элементы фольклора и мифов. Музыку к балету написал композитор Адольф Адан. Одним из авторов либретто балета «Жизель» стал Теофиль Готье. Вместе с ним над либретто балета «Жизель» работали также известный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли, который занимался постановкой спектакля. Балет «Жизель» не теряет своей популярности по сей день. Русская публика впервые увидела эту историю о трагической любви в 1884 году в Мариинском театре, но с некоторыми коррективами, внесёнными в постановку Мариусом Петипа для балерины М. Горшенковой, исполнявшей партию Жизели, которую затем сменила великая Анна Павлова. В этом спектакле для балерины важно не только хореографическое мастерство, но и драматический талант, способность к перевоплощению, поскольку главная героиня в первом акте предстаёт наивной девушкой, затем превращается в страдающую, а во втором акте становится призраком.

Либретто балета «Жизель»

В свою книгу «О Германии» Генрих Гейне вписал старинную славянскую легенду о вилисах - девушках, которые погибли от несчастной любви и по ночам встают из своих могил, чтобы губить бредущих в ночи молодых мужчин, таким образом они мстят за свои загубленные жизни. Именно эта легенда и стала основой для либретто балета «Жизель». Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись.

Т. Готье - основной разработчик либретто, он переработал славянскую легенду под спектакль «Жизель» (балет). Содержание постановки уводит зрителя от места, где возник этот миф. Все события либреттист перенёс в Тюрингию.

Персонажи постановки

Главная героиня - девушка-крестьянка Жизель, Альберт - её возлюбленный. Лесничий Илларион (в российских постановках Ганс). Берта - мать Жизели. Невеста Альберта - Батильда. Вильфрид - оруженосец, Повелительница вилис - Мирта. Среди персонажей - крестьяне, придворные, слуги, охотники, вилисы.

Т. Готье решил придать древнему мифу характер космополитический, и с его лёгкой руки страны, обычаи и титулы, которых нет в оригинальной истории, были включены в «Жизель» (балет). Содержание было скорректировано, вследствие чего были немного изменены и персонажи. Главного героя Альберта автор либретто сделал герцогом Силезским, а отец его невесты стал герцогом Курляндским.

1 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6

События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс - возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность. Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13

Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника. Ганс демонстрирует Жизели шпагу Альберта. Раскрывается правда о том, что Альберт герцог и у него есть невеста. Девушка обманута, она не верит в любовь Альберта. Сердце её не выдерживает и она умирает. Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать.

2 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6 из 2 акта

После смерти Жизель превратилась в вилису. Ганс, мучимый угрызениями совести и чувствующий свою вину за гибель Жизели, приходит к её могиле, вилисы замечают его, кружат в своём хороводе и он падает замертво.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13 из 2 акта

Альберт не в силах забыть любимую. Ночью он приходит на её могилу. Его окружают вилисы, среди которых и Жизель. Он пытается обнять её, но она - всего лишь ускользающая тень. Он падает на колени возле её могилы, Жизель подлетает и позволяет ему прикоснуться к ней. Вилисы начинают кружить Альберта в хороводе, Жизель пытается спасти его, и он остаётся в живых. На рассвете вилисы исчезают, исчезает и Жизель, навсегда простившись с возлюбленным, но она вечно будет жить в его сердце.

«Жизель» (полное название «Жизель, или Вилисы», фр. Giselle, ou les Wilis ) - балет-пантомима в двух актах на музыку Адольфа Шарля Адана . Либретто Т. Готье и Ж. Сен-Жоржа, балетмейстеры Ж. Коралли и Ж. Перро, художники П. Сисери (декорации), П. Лорнье (костюмы).

Действующие лица:

  • Жизель, крестьянская девушка
  • Граф Альберт
  • Илларион, лесничий (на русской сцене - Ганс)
  • Берта, мать Жизели
  • Батильда, невеста Альберта
  • Герцог Курляндский, отец Батильды
  • Вильфрид, оруженосец Альберта
  • Мирта, повелительница вилис
  • Две солистки, вилисы
  • Невеста и Жених, крестьяне
  • Крестьяне, крестьянки, придворные, охотники, слуги, вилисы

Действие происходит в Тюрингии в феодальную эпоху.

История создания

В 1840 году Адан, уже известный композитор, вернулся в Париж из Петербурга, куда он поехал вслед за Марией Тальони - прославленной французской танцовщицей, выступавшей в России с 1837 по 1842 год. Написав в Петербурге для Тальони балет «Морской разбойник», в Париже он начал работать над следующим балетом, «Жизель». Сценарий был создан французским поэтом Теофилем Готье (1811-1872) по старинной легенде, записанной Генрихом Гейне, - о вилисах - погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь. Чтобы придать действию неконкретный характер, Готье сознательно смешал страны и титулы: отнеся место действия в Тюрингию, он сделал Альберта герцогом Силезским (графом его именуют в позднейших вариантах либретто), а отца невесты князем (в поздних вариантах он герцог) Курляндским. В работе над сценарием участвовали известный либреттист, умелый автор многих либретто Жюль Сен-Жорж (1799-1875) и Жан Коралли (1779-1854). Коралли (настоящая фамилия - Пераччини) на протяжении многих лет работал в миланском театре Ла Скала, а затем в театрах Лиссабона и Марселя. В 1825 году он приехал в Париж и с 1831 года стал балетмейстером Grand Opera, называвшейся тогда Королевской академией музыки и танца. Здесь шло несколько его балетов. Активное участие в постановке балета принял и тридцатилетний Жюль Жозеф Перро (1810-1892). Чрезвычайно талантливый танцовщик, ученик знаменитого Вестриса, он был крайне некрасив, и потому его балетная карьера не удалась. О его жизни сохранились противоречивые сведения. Известно, что несколько лет он провел в Италии, где встретился с совсем молоденькой Карлоттой Гризи, которая благодаря занятиям с ним стала выдающейся балериной. Для Карлотты, ставшей вскоре его женой, Перро и создал партию Жизели.

Премьера балета состоялась 28 июня 1841 года на сцене парижской Grand Opera. Идею хореографической композиции балетмейстеры позаимствовали из «Сильфиды », поставленной Ф. Тальони девятью годами ранее и впервые представившей публике романтическую концепцию балета. Как в «Сильфиде», ставшей новым словом в искусстве, в «Жизели» появилась кантиленность пластики, усовершенствовалась форма адажио, танец стал основным выразительным средством и получил поэтическую одухотворенность. В сольные «фантастические» партии вошли разнообразные полеты, создающие впечатление воздушности персонажей. В едином ключе с ними были решены и танцы кордебалета. В «земных», нефантастических, образах танец приобрел национальную характерность, повышенную эмоциональность. Героини поднялись на пуанты, их танец по виртуозности стал походить на творчество виртуозов-инструменталистов того времени. Именно в «Жизели» балетный романтизм окончательно утвердился, началась симфонизация музыки и балета.

Через год, в 1842-м, «Жизель» была поставлена на сцене петербургского Большого театра французским балетмейстером Антуаном Титюсом Доши, более известным как Титюс. Эта постановка во многом воспроизвела парижский спектакль, за исключением некоторых видоизменений в танцах. Спустя шесть лет приехавшие в Петербург Перро и Гризи привнесли в спектакль новые краски. Следующую редакцию балета для Мариинского театра осуществил в 1884 году знаменитый балетмейстер Мариус Петипа (1818-1910). Позднее советскими балетмейстерами в разных театрах возобновлялись прежние постановки. В изданном клавире (Москва, 1985) значится: «Хореографический текст Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа в редакции Л. Лавровского».

Сюжет

Горное селение. Крестьяне собираются на праздник винограда. Появляются охотники - граф Альберт с оруженосцем. Альберт намного опередил других охотников, чтобы встретиться с понравившейся ему крестьянской девушкой. Граф и его оруженосец Вильфрид прячутся в одной из хижин, и вскоре Альберт выходит в простом платье. Вильфрид пытается отговорить господина от рискованного замысла, но граф приказывает ему удалиться и стучится в дверь домика, где живет юная Жизель. Альберт объясняется ей в любви. Любовную сцену прерывает Ганс. Рассерженный Альберт прогоняет его. Появляются подруги Жизели, она увлекает их в танце - ведь танцевать она любит больше всего на свете. Мать Жизели предупреждает девушку об опасности превращения в вилису, но та лишь упоенно танцует. Внезапно раздаются звуки рога. Это приближается охота. Альберт поспешно уходит, чтобы прибывшие не раскрыли его инкогнито. Вместе с охотниками появляются невеста Альберта Батильда и ее отец, герцог Курляндский. Жизель с любопытством рассматривает роскошный наряд знатной дамы. Батильда расспрашивает простодушную Жизель о ее занятиях, и та увлеченно рассказывает о сборе винограда, о нехитрых хозяйственных делах, но больше всего о танцах - своей страсти. Батильда дарит Жизели золотую цепь, которую та принимает со смущением и восторгом. Охотники расходятся, герцог и Батильда скрываются в домике Жизели. Из окна хижины, в которой переодевался Альберт, выбирается лесничий. В его руках драгоценное оружие, доказывающее высокое происхождение того, кто вскружил голову любимой Гансом Жизели. Начинается праздник. Альберт увлекает Жизель в танце. Ганс бросается между ними и трубит в рог, на звуки которого приходят охотники с герцогом и Батильдой. Обман раскрыт. Жизель бросает к ногам Батильды подаренную цепь и падает. Не выдержав потрясения, она умирает.

Деревенское кладбище ночью. К могиле Жизели приходит Ганс, горюющий о погибшей. Таинственные шорохи, болотные огни пугают лесничего, и он убегает. В дорожке лунного света возникает повелительница вилис Мирта. Она вызывает вилис, которые окружают могилу, готовясь встретить новую подругу традиционным ритуалом. Из могилы появляется призрачная фигура Жизели, ее движения послушны волшебному жезлу Мирты. Услышав шум, вилисы убегают. На кладбище появляется Альберт, мучимый скорбью и раскаянием. Напрасно верный оруженосец уговаривает его уйти из опасного места. Альберт остается. Внезапно он видит перед собой призрак Жизели и устремляется за ним. Вилисы, вернувшись с Гансом, заставляют его танцевать. Он, теряя силы, молит о спасении, но безжалостные мстительницы сталкивают его в воду и исчезают. Вскоре они возвращаются с новой жертвой - Альбертом. Жизель, пытаясь защитить любимого, подводит его к своей могиле, над которой установлен крест. Мирта взмахивает жезлом, но он ломается перед святыней. Жизель начинает танец, чтобы дать Альберту передышку, но он присоединяется к ней. Постепенно силы его иссякают; далекий звон возвещает рассвет, лишающий вилис их силы. Они скрываются. Под звуки охотничьего рога появляются слуги, разыскивающие графа. Жизель навсегда прощается с ним и опускается под землю. Альберт безутешен.

Музыка

Музыка Адана - не просто ритмический аккомпанемент танцам: она отличатся одухотворенностью и поэтичностью, создает настроение, намечает характеристики персонажей и сквозное музыкальное действие. «Душевный мир героев балета, воплощенный в классическом, или, вернее, романтическом танце, настолько опоэтизирован музыкой, а динамика сценических событий так чутко в ней отражена, что... рождается синтетическое единство, основанное на взаимопроникновении всех элементов, образующих новое качество - музыкально-хореографическую драматургию», - пишет исследователь балетного искусства В. Красовская.

Л. Михеева

«Жизель» была создана в эпоху романтического балета и стала его вершинным достижением. В ту пору в моде были сюжеты о сверхъестественном, о юношах, разрывающихся между обыденной жизнью и прельщающими их ундинами, сильфидами и другими таинственными существами из мира нереального. Легенда о девушках-вилисах, обманутых своими любимыми и умерших до свадьбы, казалась созданной для спектакля подобного рода. Французский литератор Теофиль Готье познакомился с этой историей в пересказе немецкого романтика Генриха Гейне. Сюжет понравился, тем более что героиня будущего балета была налицо. Чуть ранее этого парижского балетомана и критика пленил дебют очаровательной блондинки с голубыми глазами - балерины Карлотты Гризи. Своим желанием создать новый спектакль для нее Готье делится с опытным сценаристом Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем, и они вместе в считанные дни сочиняют сюжет «Жизели». Руководством Парижской Оперы написание музыки было поручено опытному композитору Адольфу Адану (так по традиции именуется по-русски Adolphe Adam). Партитура была сочинена им за три недели. Хореографическую часть театр возложил на маститого Жана Коралли, однако не меньший вклад внес и молодой балетмейстер Жюль Перро, в ту пору муж Гризи, сочинивший по существу партию главной героини.

Сразу после премьеры балет был признан выдающимся достижением хореографического театра. Уже 18 декабря 1842 года балетмейстер Антуан Титюс знакомит с парижской новинкой Санкт-Петербург. Чуть ранее «Жизель» восхищает лондонцев, в следующем году зрителей миланской Ла Скала, в 1846 - бостонская премьера в США.

Уникальная созвучность трогательного сюжета и его хореографического воплощения сделали судьбу «Жизели» на редкость удачной. Прежде всего, в России. В 1850-х годах в Петербурге балет находился под присмотром одного из авторов - Жюля Перро. Здесь этот мастер выразительного танца продолжает совершенствовать спектакль: уточняет сцену сумасшествия Жизели, убирает пляски вилис вокруг креста, видоизменяет па-де-де героев во втором акте. Однако решительная коррекция танцевальных сцен принадлежит Мариусу Петипа (1887, 1899). Балетмейстер, бережно сохранив стиль романтического балета, огранил его настолько убедительно, что ныне Петипа по праву считается третьим автором хореографии «Жизели». Сегодня уже невозможно отделить редактуру Петипа от предыдущих постановок.

В таком виде спектакль существует на сцене Мариинского театра более ста лет, за одним, но существенным изменением. Авторский финал, где великодушная Жизель, уходя окончательно в иной мир, поручает любимого его невесте не мог сохраниться в двадцатом столетии. Человеческая трагедия героини не звучала убедительно при подобной концовке, явно основанной на сословном неравенстве героев. Новый финал, видимо, родился на рубеже XX столетия: Жизель, как утренний туман, растворяется в природе, безутешный Альберт предается отчаянию.

Как известно, демократические преобразования в Европе во второй половине XIX века резко сократили ассигнования на содержание балета. Полноценные труппы, которым было под силу достойно исполнять многоактные спектакли, остались лишь в России и Дании (здесь сохраняли балеты Августа Бурнонвиля). Так, благодаря вкладу Петипа и изменившимся условиям, Россия стала второй родиной «Жизели». Париж познакомился с ней заново в 1910 году. Сергей Дягилев в рамках «Русских сезонов» показал фактически петербургский спектакль. Главные партии исполняли Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Успех был скромен: «Жизель» была показана всего 3 раза в Париже, несколько раз в иных городах и странах, но после 1914 года не входила в репертуар дягилевской труппы. Сокращенный вариант балета исполняла Анна Павлова со своей гастрольной труппой. В 1922 году в Берлине русские эмигранты создали «Русский романтический театр». Одной из первых постановок стала «Жизель» в редакции бывшего балетмейстера Мариинского театра Бориса Романова. В 1924 году романтический балет восстановили в Парижской Опере для другой знаменитой русской балерины Ольги Спесивцевой. Постановку Петипа воссоздавал по своим петербургским записям Николай Сергеев, бывший до революции режиссером Мариинского театра. Ему же обязан и английский балет постановкой 1932 года, ставшей эталонной для многих последующих западных реализаций.

В Москву петербургский вариант балета перенес Александр Горский (1907), дополнив его собственными творческими находками. В 1944 году Леонид Лавровский, возглавив Большой театр, сделал свою (весьма близкую к ленинградской) редакцию старинного спектакля. Именно ее с участием Галины Улановой показал Большой театр во время триумфальных лондонских гастролей 1956 года. Эти гастроли оказали решающее значение в осознании во всем мире неувядаемой ценности старинного балета. «Россия увидела в „Жизели" общечеловеческую драму и обессмертила ее», - писал очевидец. Нынешние постановки «Жизели» в различных балетных труппах мира достаточно близки друг другу и восходят к спектаклю Коралли-Перро-Петипа.

Известно, что драматургия балета складывается из трех ветвей: сюжетной, музыкальной и хореографической. Сложение происходит отнюдь не по арифметическим законам, однако достоинства каждого из компонентов немаловажны.

Сюжет балета ясен, он разнопланов, но компактен. Два акта, два мира - реальный и фантастический. Противопоставление мира мечты, недостижимого идеала и суровой действительности. В силу сословного неравенства любовь героев возможна лишь в призрачном мире. Человеческая любовь бессмертна и побеждает саму смерть. «Жизель» выгодно отличается от иных балетов эпохи романтизма тем, что ее героиня - молодая девушка, а не ундина, сильфида или иное таинственное существо. Именно это обусловило удивительное разнообразие многоликого образа Жизели. И соответствующий эмоциональный отклик зрителя на ее трогательную судьбу. Характеры других героев также достаточно разработаны и допускают исполнительскую интерпретацию. Музыку известного оперного и балетного композитора Адана (1803-1856) отличает чисто французское изящество и мелодичность. Асафьев отмечал: «Как мастерски выпуклы характеры, как гибки в своей простоте и незатейливости напевы танцев и как строг рисунок этих мелодий при всей их нежной отзывчивости». Одно время музыкальная основа «Жизели» считалась простоватой и недостаточно соответствующей современным требованиям. Опомнившись, поняли прелесть искренней простоты, дающей простор мыслям и танцам. Сегодня музыка балета исполняется в концертных залах, звучит по радио, записывается на компакт-диски.

Все же главное богатство «Жизели» - ее хореография. От Перро балету достался его излюбленный действенный танец. Большинство сольных и массовых сцен «Жизели», решенных средствами развитой классической хореографии, не служит дивертисментным украшением, а активно продвигает вперед действие спектакля. В то же время этот балет характеризуется экономией выразительных средств. Так, всюду доминирует арабеск - одна из красивейших форм классического танца. Арабеск - основа танцевального образа героини, ее подруг в первом акте и вилис во втором. Отличает «Жизель» и то, что это не чисто женский балет. Альберт - не пассивный партнер балерины, его танец вторит танцу Жизели и соперничает с ним. Хореографическая красота массовых сцен царства вилис пленяет зрителя всегда. Однако полное впечатление от балета получаешь, когда исполнители главных ролей достойно и по-своему убедительно интерпретируют свои партии.

При неизменном рисунке танца исполнительницы роли Жизели нередко предстают перед зрителем психологически различными личностями. Подобное многообразие - примета истинно классического сценического образа. Одна из устойчивых трактовок идет от первой Жизели - Карлотты Гризи. Известный критик в начале прошлого века так характеризовал образ: «Молоденькая девушка с танцами пластически-кокетливыми в первом акте „Жизели", затем поэтически-воздушными и дымно-легкими во втором». Сегодня многие балерины добавляют к этому искусно вычерченные «сильфидные» позировки, подчеркивают ирреальность героини в загробном мире. А ведь балет славит любовь, побеждающую смерть. Благодаря своему сильному чувству Жизель остается человечной и в царстве вилис, этим она и отличается от них.

Другая традиция идет от великой Ольги Спесивцевой. Ее Жизель была обречена с самого начала. Сквозь заданные ролью шаловливость и непосредственность, героиня предчувствует злой рок с самого начала. Смерть подтверждает безжалостность реального мира, самоотверженность героини во втором акте - очередной укор и Альберту, и всем живым. Такая трактовка образа Жизели безусловно повлияла на интерпретацию многих балерин, однако убедительна она лишь у очень немногих. Трагический дар Спесивцевой и ее личностная судьба - уникальны.

Более гармонично иное понимание роли. Наиболее убедительной здесь считается Жизель, созданная Галиной Улановой. После ее лондонских выступлений 1956 года известный английский критик отмечал: «Одна Уланова создала полный и цельный образ, сделала из этой роли видение великой любви, а не только грустный роман обманутой девушки. Веселость Улановой проста и искренна. Поэтому, когда начинается трагедия, мы поражены и убиты вместе с ней». Улановская Жизель не выглядела героичной, но была несгибаемой. Она, так же как и ее Мария из «Бахчисарайского фонтана», безмолвно учила современников не покоряться злу и насилию.

Перемены в понимании главной мужской партии в значительной степени связаны со временем. Для авторов балета Альберт не был злодеем. Привычная для тех времен интрижка графа с поселянкой совсем не обязательно должна была кончаться не только трагически, но даже печально. Фатальными оказались обстоятельства, к тому же юноша осознал свою вину, он чуть сам не погиб из-за своего чувства. Отсюда и финал спектакля, о котором мы уже говорили. С демократизацией жизни старое оправдание уже не годилось. В тридцатых-пятидесятых годах прошлого века многие советские Альберты, исполненные социальным гневом, играли его коварным соблазнителем. Бедная крестьянка была сознательно обманута, ее участь была изначально незавидна. Позже молодые исполнители не могли, да и не хотели натягивать на себя подобную личину. Юный герой Михаила Барышникова был искренне увлечен, его чувству верила не только Жизель, но и зритель. Искренность не отменяла тяжесть вины и глубину раскаяния.

С оценкой нравственности образа Альберта связана судьба его антипода и соперника Ганса, честного и привлекательного труженика, давно и искренне любящего героиню. Так почему же смерть настигает невинного, а не морально виноватого графа? Здесь необходимо напомнить, что «Жизель» - романтический балет. Жизель любит Альберта, а не Ганса, и, следовательно, по законам романтизма, все решает Любовь.

Созданный более полутора веков назад балет и сегодня вызывает интерес благодаря уникальному сочетанию трогательного сюжета и редкой насыщенности спектакля сольным и ансамблевым танцем.

А. Деген, И. Ступников

Странствовал по Европе, собирая входившие тогда в моду народные предания, легенды, сказки Генрих Гейне. Одно из записанных поэтом сказаний повествовало о девушкай-вилисах. И заканчивалось оно такими словами: "В их угасших сердцах, в их мертвых ногах сохранилась любовь к танцу, которую они не успели удовлетворить во время своей жизни, и в полночь они поднимаются, собираются в хороводы на большой дороге, и горе юноше, который встретит их! Ему придется танцевать с ними пока он не упадет мертвым..." Почти одновременно с путевыми заметками Гейне опубликовал цикл новых стихов и Виктор Гюго, главный героиней которого была пятнадцатилетняя испанка по имени Жизель. Больше всего не свете она любила танцевать. Смерть настигла девушку в дверях бальной залы, где та, не зная усталости, проплясала всю ночь. Произведения двух поэтов-романтиков - немецкого и французского, полные таинственной красоты, неястных видений и духов, казалось были специально созданы для балета. "Жизнь - танец - смерть" - такой соблазнительный для хореографии литературный материал появляется раз в сто лет. И Теофиль Готье - самый известный балетный лебреттист XIXвека, не смог противостоять искушению. Очень скоро из поде его пера вышел первый вариант сценария балета о вилисах. Казалось в нем было все, что требовалось театральному спектаклю того времени - и бледный свет луны, и бальная зала с заколдованным полом, и танцующие призраки. Но как считал Готье - чего-то существенного, очень важного в либретто не хватало. Лишенный больного самолюбия, Готье пригласил в соавторы известного в театральной среде парижа драматурга и сценариста Анри Вернуа де Сен-Жоржа. Так появился на свет сценарий одного из самых печальных и прекрасных балетов - "Жизели". Сюжет его рассказывал о любви крестьянской девушки к графу Альберту. Очарованный этой романтической новеллой, композитор Адольф Адан написал музыку к спектаклю за десять дней.

Вскоре к постановке "Жизели" в Гранд-Опера приступил Жюль Перро. В его судьбе, человеческой и творческой, этот балет сыграл странную, роковую роль. Он принес Перро-балетмейстеру истинное бессмертие, но разрушил его жизнь, лишив счастья и любви. Женщиной его жизни была Карлотта Гризи. Перро родился во Франции в городе Леоне, где получил балетное образование.

В 1825 году он приехал в Париж, мечтая танцевать на сцене Оперы. Денег на жизнь не было, и чтобы их заработать, юноша по вечерам выступал в театре "Порт Сен-Мартен", изображая обезьяну. А днем посещал класс усовершенствования Огюста Вестриса. Его выступления на сцене Гранд-Опера в паре с Тальони имели огромный успех. Танец Перро, безупречный технически, мужественный и энергичный, не имел ничего общего со слащавой жеманностью, которая тогда входила в моду у артистов Оперы. Но всесильная Мария Тальони, имевшая неограниченную власть в театре, ни с кем не хотела делить свою славу. Каприз "звезды, или этуаль" дирекция удовлетворяла сразу. И двадцатичетырехлетний Перро, без объяснений, тут же очутился на улице. Он долго скитался по Европе, пока не оказался в Неаполе, где познакомился с двумя прелестными девочками - сестрами Гризи. Перро влюбился в 14-летнюю Карлотту с первого взгляда.

Сеньоритта Гризи не была новичком в театре. С семи лет она обучалась танцам в Милане, а в десять уже солировала в детском кордебалете театра "Ла Скала". Карлотта имела чудесный голос. Многие предсказывали ей блестящую карьеру оперной певицы. Но она выбрала балет. Проводя многие часы в репетиционном классе, она добилась огромных успехов в танце при помощи умных советов Перро, готового на все ради своей итальянской Галатеи. Они поженились, когда девушка достигла совершеннолетия. Вместе танцевали в Вене. Но заветной мечтой обоих была сцена Гранд-Опера. Приехав в Париж, они долго ждали вестей из Оперы. Наконец приглашение последовало, но,увы только для Гризи. Двери театра для Перро-танцовщика были закрыты навсегда.

Танцовщик Жюль Перро умер. Но ему на смену рождался другой Перро-гениальный балетмейстер, автор "Жизели". Появление этого спектакля должно было открыть избалованному парижскому зрителю новую звезду, не уступавшую Тальони - Карлотту Гризи. Перро работал как одержимый. Бурный роман Гризи с Теофилем Готье, уже не для кого не являлся секретом. Перро узнал об этом последним. Бешенство и отчаяние охватили его, и, бросив балет незаконченным, он бежал из Парижа.

Роковой любовный треугольник, связавший вплоть до самой смерти, жизни Ж.Перро, К.Гризи и Т.Готье

28 июня 1841 года в Опере состоялась премьера - "Жизель, или Вилисы" с Карлоттой Гризи и Люсьеном Петипа (родным братом Мариуса Петипа) в глывных партиях. Хореографом значился Жорж Коралли, завершивший постановку. Имя Перро даже не упоминалось в афише....

А. Адан балет «Жизель»

В основе произведения «Жизель» Адольфа Адана лежит древняя славянская легенда о виллисах - погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Отныне они вынуждены мстить за себя, по ночам убивая молодых мужчин, увлекая их в свои танцы.

Сам спектакль - это немного измененная и дополненная фантастическая история, над сюжетом которой трудилось три либреттиста.

Краткое содержание балета Адана «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

крестьянская девушка
Альберт граф
Ганс лесничий
Мирта королева виллис
Берта мать Жизели
Вилфрид оруженосец Альберта
Батильда леди, обрученная с Альбертом
Герцог отец Батильды


Краткое содержание «Жизели»


В сюжете балета «Жизель» показана нежная и вместе с тем мистическая история о молодой и наивной девушке, которая любит всем сердцем и уверена в ответных чувствах своего избранника Альберта. Но ее поклонник лесничий, открывает обман её возлюбленного, в результате чего она теряет рассудок и умирает, не выдержав предательства.

Теперь Жизель не простая крестьянская девушка, а мстительная и жестокая, как и все виллисы, к которым она присоединяется. Первым, кого они покарали стал Лесничий, пришедший на могилу Жизель. Следующий на это место явился граф Альберт, но душа девушки все еще нежно и преданно любящая его, защищает возлюбленного от мстительных виллис, спасая от гибели. С рассветом исчезают тени всех девушек и самой Жизель, оставляя лишь глубокий след в душе и памяти Альберта, как вечное сожаление о потерянной любви, которая сильнее смерти.

Фото :





Интересные факты

  • Столь популярный спектакль, который исследовали многие деятели искусства, продолжает хранить в себе множество неясностей и недомолвок. Что означают четыре удара часов, почему Ганс и Альберт отправились на кладбище ночью, что связывало князя и мать Жизель?
  • А что вы знаете о композиторе Адольфе Адане, который написал легендарный балет? Он был жизнерадостным и разносторонне развитым человеком, исследователи любят упоминать в своих работах о том, что он дрессировал свою лягушку, живущую у него на столе в банке и задорно прыгающую под аккомпанемент.
  • Посетив Петербург и получив приглашение от императора на должность придворного композитора с шикарным жалованием, А. Адан поспешил отказаться, сочтя нашу страну варварской, наполненной «дикими традициями». А свой балет, принесший ему мировое признание, он написал всего за десять дней работы.
  • В первой постановке «Жизель» (1841) танец и мимика занимали практически одинаковые доли в представлении. Для передачи эмоций пантомимой танцорам приходилось обладать немалым актёрским мастерством. Впоследствии танцу стали отдавать ведущую роль в раскрытии сюжета.
  • Название спектакля и имя главной героини происходит от германского слова «gisil», означающего «заклад», «залог».
  • Сразу после премьеры балета прическа с пробором по центру, которую носила главная героиня, стала настоящим хитом среди парижских модниц.
  • Примечательно, что первое время знаменитый балетмейстер Жюль Перро работал с исполнительницей Жизель (своей женой) украдкой, но постепенно его стали привлекать все больше и больше для работы над спектаклем. В результате, вся главная партия была полностью разработана только им.
  • После оглушительного успеха балета во время премьеры, гонорар Карлотте Гризи, исполнительницы главной партии, был сразу же повышен.


  • На премьере балета «Жизель» имя Жюля Перро не было указано в афише, и о его огромной роли в постановке хореографии знали только некоторые люди, связанные с созданием балета.
  • Один из авторов либретто – Теофиль Готье был в родственных связях с первой исполнительницей партии Жизели – Карлоттой Гризи. Он был женат на ее старшей сестре Эрнесте.
  • Примечательно, что в начале XX века западное балетное искусство практически пришло в упадок и «Жизель» сохранился только благодаря русской сцене. Именно версия М. Петипа , которую успешно исполнили в 1910 году во время «Русских сезонов за границей», смогла возобновить интерес к балету на родине.
  • Мало где упоминается тот факт, что музыка превращения Жизели принадлежит Минкусу. Также композитор Пуни является автором женской вариации, во вставном Па-де-де.

История создания «Жизели»


В 1840 году Адольф Адан прибыл обратно в Париж из своей поездки в Санкт-Петербург. В Россию он отправился за танцовщицей Марией Тальони. Специально для нее композитор написал балет «Морской разбойник», а уже в Париже приступил к новому спектаклю «Жизель».

В его основу легла одна древняя легенда о виллисах, которую воссоздал Генрих Гейне в своей книге «О Германии». Известно, что основным автором либретто считается французский поэт Теофиль Готье. Его еще называют критиком романтической школы. Помимо увлечения литературой, его второй страстью были путешествия по всему миру. Он даже побывал в России, после чего написал «Путешествие в Россию» и «Сокровища русского искусства». Кроме того, его романтический стиль нашел применение в замечательных балетных сценариях. Исследователи его творчества замечают, что особой популярностью сюжеты по мотивам его произведений пользовались в России.

Работая над балетом «Жизель», Готье предложил изменить легенду, перенеся действия в другую страну, сменив титулы, имена и обычаи. Так, все действие теперь происходит в Тюрингии, а главный герой Альберт стал герцогом Силезским (позднее графом). Отец Батильды теперь стал князем (позже в герцогом Курляндским). Кроме Готье, над спектаклем работали еще и либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж, и Жан Коралли (балетмейстер). Примечательно, что либреттисты придумали наиболее подходящий сюжет всего за три дня. Кроме того, в работе надо балетом активно участвовал Жюль Жозеф Перро – талантливейший танцовщик. Существует версия, что он познакомился в Италии с Карлоттой Гризи, будущей звездой балета. Именно для нее он и придумал позже партию Жизели.

Постановки

Премьера спектакля успешно прошла в июне 1841 года в Королевской академии музыки. Партию Жизель исполняла Карлотта Гризи, в роли Альберта выступил Люсьен Петипа. Жан Коралли также принял участие в этой постановке, исполнив роль Илариона.

Декорации были мастерски оформлены Пьером Люк-Шарлем Сисери. Публика очень восторженно встретила спектакль. Театральные критики неустанно хвалили в своих рецензиях композитора, постановщиков, исполнителей и либреттистов. В пользу несомненного успеха спектакля говорит и тот факт, что еще целый месяц на сцене Парижской Оперы ставилась лишь «Жизель». Так, за один только год было 26 представлений. Первая редакция просуществовала на сцене 18 лет, и за это время балет был исполнен 150 раз.

Следующая постановка прошла в Великобритании, куда отправилась Карлотта Гризи вслед за супругом Жюлем Перро. Причем в этой версии, они уже выступали вместе и на афише его имя было указано, как постановщика спектакля. После этого балет неоднократно с огромным успехом ставился на различных мировых сценах: Австрия, Италия, Дания и конечно же, Россия.

Впервые русская публика оценила по достоинству этот шедевр в декабре 1842 году на сцене Большого Каменного театра, под руководством Антуана Титюса. Уже в 1943 году П. Дидье осуществил эту постановку в московском Большом театре. Еще одна замечательная редакция балета была осуществлена Мариусом Петипа в Мариинском театре. После этого многие другие хореографы обращались к этому балету и с успехом ставили в различных театрах. Интересно, что в советское время от балетмейстеров потребовали изменить сюжет. Идеологом не понравилось то, что обычная девушка воспылала чувствами к аристократу и потребовали, чтобы на его месте оказался лесничий Ганс. А некоторые деятели и вовсе требовали исключить балет из репертуара, так как это не советский балет и он пропагандирует не совсем этичные вещи. Однако несмотря на это все, спектакль удержался на сцене.


Среди оригинальных постановок выделяется работа Матса Эка в 1982 году, где в роли Жизель предстала Ана Лагуна. В этой версии все второе действие перенесено в психиатрическую лечебницу. Этот шведский хореограф давно славится именно необычными постановками классических сюжетов. Достаточно вспомнить, что в «Лебедином озере » у него еле ходят лысые птицы, а Аврора из «Спящей красавицы » и вовсе засыпает из-за злоупотребления запрещенными препаратами. В «Жизели» первый акт практически не отходит от первоначальной версии, вот только главная героиня не умирает, а начинает буянить и жители ее пытаются успокоить, прижав острыми вилами к земле. После она оказывается в психиатрической лечебнице. Получается, что эта Жизель спасает своего любимого вовсе не от виллис, а от разбуянившихся психов.


Примечательно, что этот спектакль был экранизирован в этом же году. Помимо этой версии, существует и ряд других кинолент. Так, в 1969 году балет был экранизирован американским режиссером Хьюго Ниблингом, балетмейстером выступил Дэвид Блэр. Художественный фильм Эмиля Лотяну «Анна Павлова», где в главной роли выступила Галина Беляева, был снят в 1983 году. Кроме того, такой интересный сюжет привлек и режиссера Гербетта Росса, создавшего ленту «Танцовщики» в 1987 году; Алексея Учителя, который является автором картины «Мания Жизели», снятой в 1996 году. В этой версии рассказывается о жизни великой танцовщицы Ольги Спесивцевой. В фильме есть небольшой отрывок из первого акта, где показана сцена сумасшествия Жизели. Также эта картина интересна тем, что в ней есть уникальные кадры датируемые 1932 годом из «Жизели» с Ольгой Спесивцевой и Антоном Долиным в главных ролях.

В октябре 2015 года публика в Израиле смогла оценить по достоинству гениальную задумку хореографа Михаила Лавровского. В его «Жизели» все происходящее на сцене было выполнено по классическому образцу, а вот сами декорации были в 3D формате, что привело весь зрительный зал в восторг. Специальная конструкция из пяти экранов позволила менять пространство, раскрыть невероятную историю на сцене и подчеркнуть ее фантастичность.

Пожалуй, к совершенно необычным постановкам можно отнести уникальный в своем роде проект Марии Соколовой. Его суть в том, что каждый желающий, который знаком с азами балетной хореографии, может поучаствовать в постановке классического спектакля. В конце 2016 года на сцене Московского театра будет показан балет «Жизель».

Этот балет уникален в своем роде. В центре спектакля оказывается повествование о большой и невероятно красивой душе крестьянской девушки, которая противопоставлена эгоистичному аристократу. Лишь позже основная идея меняется и выходит на первый план месть. При этом музыкальный текст балета нельзя назвать просто аккомпанементом к танцам. Он заметно выделяется своей одухотворенностью и характерностью. Все образы героев и их внутренний мир получили очень тонкое воплощение в романтическом танце балета. Кроме того, необычайно богатое содержание спектакля, великолепная идея и яркие образы позволили ему стать одним из самых известных и любимых балетов на протяжении вот уже более ста семидесяти лет. Предлагаем вам прямо сейчас оценить его по достоинству и посмотреть «» в великолепной постановке и отличном качестве.

Видео: смотреть балет «Жизель» Адана

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры