Деятельность по музыкотерапии в доу. Консультация музыкального руководителя для родителей и педагогов музыкотерапия в жизни дошкольника с картотекой игр и упражнений консультация по логопедии на тему

Главная / Чувства

Мастер-класс для родителей дошкольников "Музыкотерапия в системе здоровьесбережения"

Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП «Детский сад «Кораблик»
г. Новокуйбышевск Самарской области

Материал актуален для педагогов детских садов и школ.
Цель: раскрыть возможности музыкотерапии в профилактике заболеваний и оздоровлении детей и взрослых.
Задачи:
-обучить приемам вокалотерапии на основе диафрагмального дыхания;
-предложить практический музыкальный материл для применения в домашних условиях;
-обучить приемам расслабления мышц и выражения эмоций.
Здравствуйте, уважаемые родители! В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. А вот то, что она является еще и отличным лекарем, известно не каждому. Между тем, способность звуков исцелять давным-давно была подмечена древними врачевателями. Музыкотерапия не ограничивается психоэмоциональным воздействием, она способна проникать в организм не только через органы слуха, но и через кожу, так как имеет волновую природу, а в коже находятся виброрецепторы, воспринимающие звуковые волны, которые воздействуя в определенной частоте, запускают противоболевую систему. То есть, в механизме музыкального воздействия имеет место явление
биорезонанса. Известно, что каждая клетка нашего организма совершает колебания с определенной частотой, и если эти колебания попадают в резонанс со звуковыми колебаниями, клетка определенным образом реагирует на звук. Очень бурно реагируют на музыку раковые клетки, причем от одной музыки они начинают активно расти и размножаться, а от другой, наоборот, их рост замедляется. Лечебный эффект музыкотерапия дает и при заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочных патологиях.
Слушание каких же музыкальных произведений дает оздоровительный эффект? Это в основном классические произведения в исполнении симфонического оркестра : «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса снимают напряжение; «Вальс цветов» Чайковского способен излечению язвы желудка; творческий импульс стимулируют «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк», «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна; для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Времена года» Чайковского; полное расслабление можно получить после прослушивания «Вальса» Шостаковича из к/ф «Овод», «Метели» Свиридова; нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона; снимает головную боль и невроз прослушивание «Полонеза» Огиньского; нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига; «Соната № 7» Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей детей. Не злоупотребляйте слушанием рока, слишком громкой агрессивной музыки, так как это чревато накоплением негативных эмоций, нервного напряжения и возбуждения.
Кроме того, звучание отдельных инструментов ( (кларнет, виолончель, скрипка, флейта, фортепиано, орган и т.д.) в умеренном темпе и громкости звучания влияет на разные органы и части тела. Кларнет активизирует работу системы кровообращения; скрипка и фортепиано успокаивают; флейта положительно воздействует на бронхи и легкие; виолончель – на мочеполовую систему; арфа гармонизирует работу сердца, снимает сердечные боли, избавляет от аритмии; орган приводит в состояние душевной гармонии; тромбон положительно воздействует на костную систему, снимает зажимы в позвоночнике; ударные прочищают энергетические каналы.
В целях коррекции психоэмоциональных состояний детей всем родителям предлагаю подборку «лечебных» музыкальных произведений как в исполнении симфонического оркестра, так и в звучании отдельных инструментов.
С помощью детских песен тоже можно корректировать состояние детей. Мажорная веселая, динамичная мелодия способна поднять настроение, ускорить работу сердца, поднимая артериальное давление и учащая пульс, а минорная мелодичная, спокойная музыка уместна тогда, когда надо, как говориться, «умерить пыл», снять перевозбуждение, для релаксации.
При наступлении зимнего периода, при обострении бронхо-легочных заболеваний особенно важно использовать вокалотерапию. Воздействие гласных звуков на организм различно, поскольку для каждой гласной характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних гласных подзаряжает энергией, других – успокаивает, расслабляет, снимает напряжение, что является прекрасной профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук воздействует на определенный орган. Например, «А» положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику;
«О» стимулирует работу печени;
«У» помогает стабилизировать эмоции, воздействует на психику;
«Е» воздействует на клеточном уровне, стимулирует регенерацию клеток;
«Э» помогает преодолеть комплекс неполноценности;
«И» улучшает работу головного мозга;
«Я» активизирует внутренние силы организма, иммунную систему;
«Ю» звук молодости, обновления, оказывает благотворное влияние на почки, кожу.
Наиболее важны звуки «А» и «О», это доноры, дающие организму энергию.
Использование полного дыхания способствует достижению желаемого оздоровительного эффекта.
МЕТОДИКА ПРОПЕВАНИЯ:
Перед пропеванием гласных звуков нужно занять позу балерины, сделать глубокий вдох («животом»), задержать дыхание и затем использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Такое диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, что способствует повышению сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является эффективным средством удаления шлаков и очищения организма, массажем внутренних органов. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.
Очень эффективны для оздоровления звуковые игры с согласными. Игры со звуком «В» полезно выполнять при начинающемся насморке. «Закройте глаза, раскиньте руки и звучите, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем самолет удаляется». Или звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Также можно поиграть со звуком «Ж» («Жуки»), с помощью которого можно снять кашель, или со звуком «З» - если болит горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш» , который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик»). Игры можно сопровождать движениями, что очень нравится детям.
Упражнения и этюды из «Психогимнастики» М.Чистяковой помогут создать спокойное настроение, расслабленное состояние маскулатуры, снимают напряжение.
На тренинге с родителями проводились этюды на расслабление мышц «Старый гриб», «Сосулька», «Штанга» и этюды на выражение различных эмоций «Кислое и сладкое», «Лисичка подслушивает».
Важным фактором в достижении душевного, а значит и физического здоровья и психологической устойчивости являются Формулы музыкального самовнушения:
1.Формулы психологической устойчивости: «Твердо по жизни я иду», «Только смеяться» и другие.
Пример: "Только смеяться!"
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться.
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!
2.Формулы принятия несчастья: «Что бы со мной не случилось» (улыбка при неудачах), «Я забыл про мои неудачи» (забвение неудач) и другие.
Пример: "Я забыла про мои неудачи"
Я забыла мои пораженья, я забыла мои огорченья,
Я забыла, что меня тяготило, всё, что на сердце тяжко давило.
Ничего я не помню плохого, и не надо мне счастья иного,
Не зову, не жалею, не плачу, я забыла мои неудачи.
3. Формула расслабления и успокоения: «О покой, тишина» (колыбельная самому себе)
О, покой, тишина и предчувствие сна.
Сладко мне в тишине, мягкий свет льется в душу ко мне.
Отдохни от забот, засыпай, милый друг,
И скорей в тишине позабудь всё, что было вокруг.
4. Формула защиты от беспокойства и плохих мыслей: «В любой работе не напрягайся»
В любой работе не напрягайся, а если напрягся – быстрей расслабляйся.
Напряженные мышцы – источник беспокойства, от них идет усталость в сознание и мозг.
А если их расслабишь, то долго не устанешь, здоровый будешь, свежий, как светлый майский день!
5. Формула позитивных мыслей: «Жизнь моя есть то, что думаю о ней»
Жизнь моя есть то, что думаю о ней, сила моя то, что думаю о ней.
Воля моя то, что думаю о ней, здоровье мое то, что думаю о нем.
Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна, я думаю о том, что очень счастлив я.
Я верю, что живу и мыслю не напрасно, и счастьем одарит меня судьба моя!
6.Формула повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих "Я - хороший, ты - хороший"
Я. я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.
Я, я очень умный. Я, я очень добрый. Я, я очень сильный. Я, я очень смелый.
Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я люблю тебя.
Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты самый нежный. Ты, ты, ты самый лучший.
Ты, ты, ты просто чудо. Ты, ты, ты просто диво. Ты, ты, ты просто ангел. Ты, ты, ты дар судьбы.
Желающим предлагаются также Формулы голодания, Формулы здоровья при сердечно-сосудистых заболеваниях, при заболеваниях внутренних органов, при бронхиальной астме, при болях в ногах.
(Формулы с музыкальным сопровождением содержатся в книге В.Петрушина "Музыкальная психотерапия")
В чем их эффективность? Они нацелены на то, чтобы сформировать в человеке такие принципы по отношению к окружающей его жизни, которые бы способствовали гармонии его внутреннего мира. Стойкость при неудачах, защита от негативных мыслей, умение радоваться жизни и благодарить судьбу составляют основное содержание этих формул. Они направлены на воспитание веры в жизнь и поиск в ней тех опорных точек, которые придают ей смысл. Ориентации же на смысл и на дело являются важным фактором душевного здоровья и психологической устойчивости.

МАДОУ ЦРР «Жемчужинка», г.Тулун Иркутской области

Музыкотерапия

Консультация для педагогов

подготовила

музыкальный руководитель

Турдиева Ольга Николаевна

26.02.2014 год

Цель:

1. Познакомить педагогов с одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей – музыкотерапией.

2. Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе и научить применять их на практике.

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.

(№2) Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Терапия – в переводе с греческого «лечение».

Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Влияние звучания музыкальных инструментов

на лечение и профилактику некоторых заболеваний (№ 3)

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедру физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходит в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.

Музыкотерапия и психоэмоциональное состояние ребёнка. (№4)

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

  • рецептивной;
  • активной;
  • интегративной.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы..

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние (№5)

Способ

воздействия

Название

Произведения

Время

Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.

Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике: (№6)

  • метод арттерапии
  • метод цветотерапии
  • элементы сказкотерапии
  • игротерапия
  • психогимнастические этюды и упражнения
  • вокалотерапия
  • прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах

Так, например, детям очень нравится метод арттерапии (№7) , где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

Также можно использовать метод цветотерапии (№8). Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например,

в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также использовать эти цвета.

Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии (№9). Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения (№10), которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии (№11). Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр , так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций , и, само собой, терапевтических игр.

Также очень популярен метод вокалотерапии (№12) . В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.

Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах (№13) учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.

  • Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Будучи исключением из

исключений, музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

  • Музыкально-терапевтическое занятие (№15) (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза).

Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз:

  1. Установление контакта.
  2. Снятие напряжения.
  3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.

Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения нужно подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» - подобная эмоция лечится подобной музыкой). То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.

Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «Голубой Дунай», Штрауса-мл.

Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.

Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт» Баккерини, «Ода к радости» Бетховена, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В.И. Петрушиным:

  • Дневной сон (№16) проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон

рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. П.И. Чайковский «Времена года».

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах-Гуно «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

  • Музыка для вечернего времени (№17) способствует снятию

накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья («Легкие»).

4. Бах «Органные произведения».

5. А.Вивальди «Времена года».

Заключение (№18).

Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

  1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
  2. Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
  3. Подобраны специальные музыкальные произведения;
  4. Задействованы все органы чувств у детей;
  5. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

(№19)

Список использованной литературы

  1. Георгиев Ю.А. Музыка здоровья. – М.: Клуб, 2001 – № 6.
  2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Магистр, 1997.
  3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2002.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.– М.: ВЛАДОС, 2000.
  7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

Использованные материалы и интернет ресурсы

  1. «Танец 5 движений»: «Течение воды» (диск «Звуки природы для малышей»), «Переход через чащу» (диск «Музыкотерапия»), «Сломанная кукла» П.И.Чайковского, «Полет бабочки» (С.Майкапар «Мотылёк»), «Покой» (диск «Музыкотерапия»).
  2. Психотерапевтическая энциклопедия

    ВЛИЯНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОЭМОЦИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА Два аспекта воздействия музыкотерапии: психосоматическое психотерапевтическое Формы применения музыкотерапии: индивидуальная групповая Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии: рецептивной активной интегративной

    СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Способ воздействия Название произведения Автор При переутомлении «Утро», «Полонез» Э. Григ, Огинский При угнетённом настроении «К радости», «Аве Мария» Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт При раздражительности «Хор пилигримов», «Сентиментальный вальс» Р. Вагнер, П. Чайковский При снижении внимания «Времена года», «Грёзы» П. Чайковский, Р. Дебюсси Расслабляющее воздействие «Пастораль», «Соната до мажор» (ч 3), «Лебедь», Бизе, Лекана, Сен-Санс, Тонизирующее действие «Чардаш», «Кумпарсита», «Шербургские зонтики» Монти, Родригес, Леграна

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов и приемов: метод арттерапии метод цветотерапии элементы сказкотерапии игротерапия психогимнастические этюды и упражнения вокалотерапии прием музицирования

    АРТТЕРАПИЯ Дети рисуют общие картины, клеят аппликации, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

    ЦВЕТОТЕРАПИЯ Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, можно предложить детям использовать шарфики зеленого или желтого цвета, чтобы создать хорошее, благодушного настроения, дать заряд положительной энергии.

    СКАЗКОТЕРАПИЯ Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

    ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ Психогимнастические этюды и упражнения, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

    ИГРОТЕРАПИЯ Используются контактные, объединяющие, познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и терапевтические игры. Эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, негативизма, развивают эмоциональную и познавательную сферы

    ВОКАЛОТЕРАПИЯ Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.

    МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ И РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Использование приема музицирования учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, аккомпанировать музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свои чувства и переживания.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА Утренний приём в детском саду: Произведения В.А.Моцарта «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа) Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская») Сен-Санс «Карнавал животных»

    2. Музыкальнотерапевтическое занятие состоит из 3-х фаз: Установление контакта Снятие напряжения Расслабление и заряд положительными эмоциями РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    3. Дневной сон Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями: Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр) П.И. Чайковский «Времена года» Бетховен, соната № 14 «Лунная» Бах – Гуно «Аве Мария» Колыбельные мелодии Голоса океана РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    4. Музыка для вечернего времени Музыка, способствующая снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. «Классические мелодии для детей и их родителей» Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» Бах «Органные произведения» А.Вивальди «Времена года» Голоса природы РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние, если: будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией; продуманы методические приемы подобраны специальные музыкальные произведения задействованы все органы чувств у детей установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности

    Список использованной литературы 1. Георгиев Ю.А. Музыка здоровья. – М.: Клуб, 2001 – № 6. 2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Магистр, 1997. 3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. – М.: ВЛАДОС, 2004. 4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2002. 5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997. 6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.– М.: ВЛАДОС, 2000. 7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985. Использованные материалы и интернет ресурсы 1. «Танец 5 движений»: «Течение воды» (диск «Звуки природы для малышей»), «Переход через чащу» (диск «Музыкотерапия»), «Сломанная кукла» П.И.Чайковского, «Полет бабочки» (С.Майкапар «Мотылёк»), «Покой» (диск «Музыкотерапия»). 2. Психотерапевтическая энциклопедия http://dic.academic.ru/ 3. Большая библиотека психологии http://biblios.newgoo.net/


    На чтение 8 мин. Просмотров 4.8k.

    Эмоциональная сфера ребенка не может гармонично сформироваться сама по себе, а нуждается в мудрой и бережной помощи взрослых.

    Одним из методов, что даст возможность педагогам эффективно корректировать эмоциональное развитие ребенка и учить его эмоциональной саморегуляции, .

    В современном мире детская психика подвергается воздействию непрерывно растущего информационного потока, страдает от ухудшения экологии и других негативных внешних факторов. В результате появляются проблемы в развитии эмоциональной сферы детей, самыми распространенными из которых являются физическое и эмоциональное напряжение. Оно проявляется в раздражительности, агрессии и т. п. и является препятствием для гармоничного и эффективного развития личности ребенка. Помочь этому может музыкальный руководитель на своих занятиях, применяя элементы музыкотерапии для детей.

    Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Издавна известно, что настроение и синхронизировать с музыкой. Например, марш благодаря своему четкому ритму имеет свойство бодрить и мобилизовать человека, зато текучая, равномерная, тихая колыбельная успокаивает, навевает сон.

    Поэтому в настоящее время всем педагогам-музыкантам следует активно использовать на своих занятиях способность муз.звука, тембра, ритма, темпа влиять на внутренний мир дошкольника, вызвать телесные, психо- и эмоциональные реакции и направлять их.

    Практическое применение методов музыкотерапии

    Особое значение в современной музыкотерапии приобретает интеграция музыки с выразительными возможностями иных видов искусств.

    Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают:

    • рисование под музыку;
    • музыкально-подвижные игры;
    • пантомима;
    • пластическая драматизация под музыку;
    • музыкальная цветотерапия;
    • придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки.

    Подобные комплексные формы творчества привлекают к творческому процессу все органы и системы восприятия ребенка. Это повышает эффективность специальных упражнений, а также дает музыкальному руководителю возможность разными путями корректировать у своих воспитанников эмоционального и физического напряжения.

    Музыкальная терапия для детей

    Музыкотерапевтические упражнения для уменьшения у детей физического и эмоционального напряжения обычно содержат два основных компонента, а именно:

    • восприятие музыки в движении;
    • успокоение и выравнивание дыхания.

    Известно, что в мышечной ригидности, в проблемах с координацией движений у детей часто проявляются эмоциональные проблемы, в частности затруднено переживания и воспроизведения эмоций, неспособность осознавать собственные эмоции и чувства, а также воспринимать чувства других людей. Зато способность свободно и пластично двигаться, чувствовать и воспроизводить музыку телом прямо связана с эмоциональной раскованностью. Поэтому, чтобы гармонизировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, лучше предлагать им во время музыкотерапии активную форму восприятия музыки.

    Ослабить мышечное напряжение, что сопровождает у детей любое сильное эмоциональное переживание, возможно также с помощью упражнений для успокоения и выравнивания дыхания. Глубокое спокойное дыхание помогает уменьшить тревогу и обрести уверенность в себе. Кроме сугубо упражнений на дыхание, в практике музыкотерапии для релаксации применяют упражнения на формирование певческого дыхания, а также игру на духовых инструментах и тому подобное.

    Подбирая музыкальный сюжет для проведения упражнения, муз.рук. должен учитывать, что успокаивающее, расслабляющее действие присуще звукам флейты, скрипки, фортепиано - при условии, что произведение будет звучать в тихой (умеренной) динамике и медленном (умеренном) темпе.

    Музыкотерапевтическое упражнение может иметь следующие фазы:

    • установление контакта с малышом, определение его эмоционального состояния;
    • подбор музыки для коррекции и гармонизации эмоционального состояния ребенка;
    • уменьшение эмоционального напряжения - применение динамической музыки, что стимулирует интенсивные эмоции и дает ребенку возможность «сбросить» эмоциональное нагрузки;
    • расслабление и заряд положительными эмоциями - применение спокойной музыки, которая снимает напряжение и создает атмосферу удовлетворения.

    Рассмотрим примеры музыкотерапевтичних упражнений

    Упражнение «Сыграй свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще - импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.

    Упражнение «Шарф с волшебными историями» предназначено, прежде всего, для детей с выраженной гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Такие дети требуют индивидуальной работы, во время которой учатся успокаиваться и сосредотачиваться.

    Для проведения упражнения музыкальный руководитель включает музыку, двигает над ребенком большой яркий шарф, одновременно рассказывая фантазийную историю (например, про самого ребенка, с которым проводит упражнение). При этом музыкальный руководитель предлагает ребенку произвольно двигаться, когда шарф «взлетает» вверх или колыхаются из стороны в сторону, и останавливаться, когда шарф опускается.

    Во время упражнения педагогу необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории.

    Правильно подобранная по интенсивности звучания и ритмом музыка поможет ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от движений шарфа и слов музыкального руководителя.

    Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения - аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси (Claude Debussy).

    Дети произвольно размещаются в музыкальном зале. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину.

    Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!

    Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас - лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы - морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря - почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

    Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла - это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

    После упражнения следует предложить детям под ту самую музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. После этого музыкальному руководителю следует проанализировать детские рисунки - цвета, насыщенность, силу нажима карандаша и тому подобное.

    Таким образом можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии.

    Целью упражнения является релаксация и развитие певческого дыхания. Музыкальный материал для упражнения - Прелюдия до-мажор из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach).

    Музыкальный руководитель предлагает детям посадить мнимое зернышко на ладошку. Дети выполняют задание, сопровождая «посадку», произнося слова «динь!», затем заботятся, чтобы зернышко проросло:

    • поливают дождиком - имитируют голосом звуки капелек;
    • согревают солнышком - высоко поют звук «а».

    Музыкальный руководитель продолжает руководить действиями детей, поэтапно продолжая рассказ:

    • зернышко начало расти - дети поют звук «а» на крещендо;
    • вырос большой, красивый цветок и открыл прекрасные лепестки - дети, представляя цветок на своих ладонях, улыбаются, любуются им;
    • цветок имеет великолепный аромат - дети медленно, глубоко вдыхают носом, а выдыхают ртом со звуком «ха».

    Ценность этого упражнения в том, что оно выравнивает эмоциональное состояние всех детей группы, помогает воспитанникам со слабой нервной системой избавиться от эмоционального дисбаланса от того, что их психофизические реакции отстают от общего ритма жизни группы.

    Упражнение «Цветная музыка» целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение.

    Упражнение содержит элементы цветотерапии, а именно предусматривает использование различных предметов определенного цвета.

    Музыкальное сопровождение упражнения и цвет предметов будет зависеть от настроения, которое нужно создать. Так, чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов. Вместо того, чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе, а как реквизит предложить детям ленты или платочки желтого или красного цветов.

    Целью этого упражнения является:

    • нормализовать дыхание;
    • расслабить мышцы горла.

    Как музыкальный материал для упражнения можно использовать аудио-запись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (Edvard Grieg) или другую спокойную музыку (темп - не более 60-65-ти ударов в минуту), шум леса, пение птиц и тому подобное.

    Это упражнение лучше выполнять с детьми после физической нагрузки. Музыкальный руководитель включает музыку и предлагает детям удобно расположиться на полу, закрыть глаза, представить солнечный день и зеленый лес. Главный элемент упражнения - «лесной» воздух, при котором дети должны спокойно, с удовольствием вдыхать и выдыхать воздух, представляя, что находятся в лесу и наслаждаются лесным чистым воздухом.

    Недирективная медитация

    Недирективная медитация - это метод, который позволяет фокусироваться на дыхании или звуке, а также «обрабатывать» воспоминания и эмоции. Такой метод целесообразно использовать тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, которые возникают у него во время созерцания развития музыкального содержания.

    Во время упражнений на недирективную медитацию музыкальный руководитель предлагает детям прослушать музыкальные произведения, не давая «подсказок», не направляя внимание детей на что-то конкретное. Слушая музыку, дети создают в воображении «музыкальные сны» («рисуют мультфильмы»).

    Затем каждый из детей рассказывает, что увидел и почувствовал, какие образы навеяла ему музыка.

    Используя музыкотерапевтические упражнения на занятиях, музыкальный руководитель гармонизирует внутренний мир детей двумя способами: физическим - через успокоение дыхания и расслабление мышц, и эмоциональным - через раскрепощение воображения и свободное выражение чувств.

    Поэтому музыкотерапия для детей предстает как эффективная система, элементы которой каждому музыкальному руководителю стоит внедрять в свою ежедневную практику.

    Предварительный просмотр:

    МДОУ Новоспасский д/с №7

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ в ДОУ

    (КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ РЕБЕНКА)

    Подготовила

    музыкальный руководитель

    Маклакова Елена Михайловна.

    Р.п. Новоспасское

    2016г.

    Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

    Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

    Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

    Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

    Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

    Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания. Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

    Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слона стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима

    коммуникабельность.

    Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

    На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы действуют как система центрального отопления».

    В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

    Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

    Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

    Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

    Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

    КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

    Зайчата

    Дети выполняют движения соответственно тексту.

    Вот пушистые зайчата

    Мирно спят в своих кроватках.

    Но зайчатам хватит спать,

    Пора сереньким вставать.

    Ручку правую потянем,

    Ручку левую потянем,

    Глазки открываем,

    С ножками играем:

    Поджимаем ножки,

    Выпрямляем ножки,

    А теперь бежим скорей

    По лесной дорожке.

    С боку на бок повернемся

    И уже совсем проснемся!

    Просыпайтесь, глазки!

    Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

    Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза.

    Просыпайтесь, ушки! Ушки все проснулись?

    Растирают уши ладошками.

    Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

    Растирают руки от кисти до плеча.

    Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

    Стучат пяточками по кровати.

    - Просыпайтесь, детки!

    Мы проснулись! Потягиваются, затем хлопают в ладоши.

    Потягушка

    Это кто уже проснулся?

    Кто так сладко потянулся?

    Потягуни-потягушечки

    От носочков до макушечки.

    Мы потянемся-потянемся,

    Маленькими не останемся,

    Вот уже растем, растем, растем!

    Н. Пикулева

    Дети потягиваются, вытягивают поочередно то правую руку, то левую, выгибают спинки.

    Котята

    Маленькие котята - смешные ребята:

    То в клубок свернутся, то снова развернутся.

    Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, возвращаются ей.

    Чтобы спинка была гибкой,

    Чтобы ножки были прытки,

    Делают котятки для спины зарядку.

    Дети лежат на спине, руки «в замке» за головой, ноги согнуты в коленях.. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.

    Запыхтел паровоз, он котят гулять повез.

    Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивают их к груди со звуком «ф-ф» на выдохе.

    Скоро полдник у котят? У них животики урчат.

    Дети сидят по-турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

    Вот котята встали, до солнышка достали.

    Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.

    КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

    Маленькие детки

    Маленькие детки спят,

    Носиками все сопят,

    Носиками все сопят,

    Сон волшебный все глядят.

    Сон волшебный и цветной,

    И немножечко смешной.

    Снится зайка озорной,

    Он спешит к себе домой.

    Снится розовый слоненок -

    Он, как маленький ребенок,

    То смеется, то играет,

    Но никак не засыпает.

    Спите, маленькие детки!

    Воробей сидит на ветке.

    Он чирикает, и слышно: |

    Тише, тише, тише, тише... |

    Н. Байдавлетова

    Колыбельная медвежат

    Баю-баюшки-баю!

    Саше песенку пою

    Про веселых медвежат,

    Что под елкою сидят.

    Один лапу сосет,

    Другой семечки грызет.

    Третий сел на пенек,

    Звонко песенку поет:

    «Саша, спи, засыпай,

    Свои глазки закрывай...»

    Баюкалка

    (колыбельная уральских казаков)

    Баю-баюшки-баю!

    Стоит домик на краю.

    Он не беден, не богат,

    Полна горница ребят.

    Полна горница ребят,

    Все по лавочкам сидят,

    Все по лавочкам сидят,

    Кашу сладкую едят.

    Кашка маслена,

    Ложки крашены.

    Рядом котик сидит,

    На ребяток глядит.

    Уж ты, котик-коток,

    У тебя серый лобок,

    Беленькая шкурка,

    Дам тебе кокурку (сдобное печенье).

    Приходи-ка ты, коток, ко мне детушек качать, ко мне детушек качать, убаюкивать.

    И у ночи будет край...

    (русская народная колыбельная)

    Баю-бай, баю-бай,

    И у ночи будет край.

    А покуда детвора

    Спит в кроватках до утра.

    Спит корова, спит бычок,

    В огороде спит жучок.

    И котенок рядом с кошкой

    Спит за печкою в лукошке.

    На лужайке спит трава,

    На деревьях спит листва,

    Спит осока у реки,

    Спят сомы и окуньки.

    Баю-бай, крадется Дрема,

    Он разносит сны по дому.

    И к тебе пришел, малыш,

    Ты уже так сладко спишь.

    СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

    МУЗЫКОТЕРАПИИ

    Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

    Классические произведения:

    1. Бах И. «Прелюдия до мажор».

    2. Бах И. «Шутка».

    3. Брамс И. «Вальс».

    4. Вивальди А. «Времена года».

    5. Гайдн И. «Серенада».

    6. Кабалевский Д. «Клоуны».

    7. Кабалевский Д. «Петя и волк».

    8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».

    9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».

    10. Моцарт В. «Турецкое рондо».

    11. Мусоргский М. «Картинки с выставки».

    12. Рубинштейн А. «Мелодия».

    13. Свиридов Г. «Военный марш».

    14. Чайковский П. «Детский альбом».

    15. Чайковский П. «Времена года».

    16. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).

    17. Шопен Ф. «Вальсы».

    18. Штраус И. «Вальсы».

    19. Штраус И. «Полька "Трик-трак"».

    Детские песни:

    1. «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).

    2. «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).

    3. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

    4. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старока-

    домский).

    5. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

    6. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

    7. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

    8. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).

    9. «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов).

    10. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»,

    Ю. Энтин, Г. Гладков).

    11. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).

    12. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

    13. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

    14. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

    15. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

    16. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Эн-тин, Е. Крылатов).

    17. «Танец утят» (французская народная песня).

    Музыка для пробуждения после дневного сна

    Классические произведения:

    1. Боккерини Л. «Менуэт».

    2. Григ Э. «Утро».

    3. Дворжак А. «Славянский танец».

    4. Лютневая музыка XVII века.

    5. Лист Ф. «Утешения».

    6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».

    7. Моцарт В. «Сонаты».

    8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».

    9. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке».

    10. Сен-Сане К. «Аквариум».

    11. Чайковский П. «Вальс цветов».

    12. Чайковский П. «Зимнее утро».

    13. Чайковский П. «Песня жаворонка».

    14. Шостакович Д. «Романс».

    15. Шуман Р. «Май, милый май!».

    Музыка для релаксации

    Классические произведения:

    1. Альбинони Т. «Адажио».

    2. Бах И. «Ария из сюиты № 3».

    3. Бетховен Л. «Лунная соната».

    4. Глюк К. «Мелодия».

    5. Григ Э. «Песня Сольвейг».

    6. Дебюсси К. «Лунный свет».

    7. Колыбельные.

    8. Римский-Корсаков Н. «Море».

    9. Свиридов Г. «Романс».

    10. Сен-Сане К. «Лебедь».

    11. Чайковский П. «Осенняя песнь».

    12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс».

    13. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор».


    Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
    «Детский сад присмотра и оздоровления № 41»

    Адаптивная программа по музыкотерапии
    для детей от 1, 6 до 3 лет

    Разработала:
    музыкальный руководитель МДОУ № 41,
    Тоцкая Оксана Викторовна

    Черемхово
    2010г.

    Cодержание:

    1. Пояснительная записка

    2. Цель, задачи программы, ожидаемый результат.

    3. План поэтапного прослушивания произведений.

    5. Литература.

    «Музыка- это дух, душа, значит,
    наша жизнь, прожить которую надо в гармонии
    с природой, частью которой являемся и мы,
    люди, и создаваемая нами музыка».

    (С.Шушарджан, доктор медицинских наук,
    профессор, президент Международной
    академии интегративной медицины).

    Пояснительная записка.

    В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста заболеваемости детей младшего дошкольного возраста. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления, т.е. адаптации к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

    1. нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
    2. нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый),
    3. а также меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

    Сегодня в дошкольных учреждениях над данной проблемой работают психологи, педагоги и другие специалисты. Многие ищут инновационные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В свою очередь я, как музыкальный руководитель детей раннего возраста, решила не остаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия. Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

    Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Так же он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

    В свою очередь, изучив различную литературу, опыт работы специалистов, педагогов, я решила создать адаптивную программу по влиянию музыки на психоэмоциональное состояние детей раннего возраста, которую назвала.

    Методологической основой моей работы послужили теоретические разработки по музыкотерапии таких учёных, как В. И. Петрушина, А.И.Попова, К. Рюгера и др. Но, в большинстве, в своём исследовании, я опираюсь на уникальную программу С.В.Шушарджана доктора медицинских наук, профессора, президента Международной академии интегративной медицины.

    Программа «Адажио» предназначена для детей от 1, 6 до 3 лет. Она органично вписывается в раздел работы музыкального руководителя и всего педагогического процесса.

    Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
    o Активной (вокалотерапия, инструментальная музыкотерапия);
    o Интегративной (музыкоцветотерапия, музыкоизотерапия).
    На некоторых детей музыка влияет более остро, чем слово.

    Восприятия музыки не требует подготовки и доступна детям с самого раннего возраста.

    Цель программы: создание благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ через поэтапное прослушивание классических и инструментальных произведений.

    Задачи:
    сформировать оптимальные условия для вновь прибывших детей в адаптационный период,
    способствовать положительному психоэмоциональному состоянию детей раннего возраста средством музыкотерапии;
    интегрировать музыкальное воздействие с другими видами деятельности.

    Ожидаемый результат: благотворное влияние музыки на общее эмоциональное состояние детей раннего возраста (снятие тревожности, страхов, прохождение адаптации в легкой форме).


    Условия реализации программы:

    1. создание благоприятных условий для прослушивания музыкальных произведений;
    2. формирование программно-методического обеспечения;
    3. интеграция с другими образовательными областями.

    Основные принципы программы:
    1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
    2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
    3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно - вопитательного процесса и всех видов деятельности.
    4. Принцип адресованности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
    5. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата не зависимо от возраста и уровня развития детей.

    Разделы программы включают в себя слушание классических и инструментальных музыкальных произведений в:
    1. адаптационный период;
    2. утреннюю гимнастику;
    3. сон. час;
    4. совместную деятельность музыкального руководителя с детьми;
    5. самостоятельную деятельность.

    Программа предполагает различные формы организации детей раннего возраста:
    Использование музыки:
    - в игровой деятельности;
    - на утренней гимнастике;
    - в совместной деятельности музыкального руководителя и детей;
    - во время режимных процессов;
    - в других образовательных областях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность);
    - во время прогулки (в теплое время);
    - на праздниках и развлечениях.
    Музыка в повседневной жизни:
    - театрализованная деятельность;
    - слушание музыкальных произведений в группе;
    - прогулка;
    - детские игры;
    - рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле !

    Список литературы:
    1. С.Шушарджан/По материалам моих научных исследований 2005 г. - FANCY_men./< www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/ >
    2. В.И.Петрушин «Музыкальная психотерапия: Теория и практика» (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000г.)
    3. Н.Коршунова «Интеллект ребенка можно развить ещё в материнской утробе» («Иркутская газета», № 6, 2006г.)
    4. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ» № 1 / 2007
    5. Т.Абрамова «Скрипичный ключ к здоровью»(Журнал «Иркутская культура», № 15, 1997г.)
    6. «За тайной музыки – энергия здоровья» («Библиотечная газета», № 20, 2003г.)
    7. О.Жавина «Музыкальное воспитание: поиски и находки» («Просвещение», Москва, 1985г.)
    8. Л.Маркус, О.Никологородская «Излечивает гнев и заполняет время» (Яндекс.ru)
    9. Журналы «Музыка в школе» (№5, №3, №6 – 2005г; №3, №6 – 2006г.)
    10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985г.
    11. Яндекс.ru
    Полный текст материала Адаптивная программа по музыкотерапии для детей от 1, 6 до 3 лет. смотрите в скачиваемом файле .
    На странице приведен фрагмент.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры