Начинайте, представляя конечную цель. Александр: моя личная Миссия

Главная / Чувства

Положение личной миссии

Наиболее эффективный из известных мне способов начать, представляя конечную цель, заключается в разработке положений личной миссии, или личной философии, или кредо. Этот способ фокусируется на том, каким вы хотите быть (характер) и что вы хотите делать (вклады и достижения), а также на ценностях и принципах, которые заложены в основу бытия и делания.

Поскольку каждый человек уникален, положения личной миссии будут отражать эту уникальность как по форме, так и по содержанию. Мой друг Ролф Керр выразил свое личное кредо таким образом:

"Прежде всего стремиться к успеху в домашних делах. Искать Божьей помощи и быть достойным ее. Никаких компромиссов с честностью. Помнить о людях, которые рядом. Выносить суждение, только выслушав обе стороны. Прислушиваться к советам других Заступаться за отсутствующих Быть искренним и вместе с тем решительным. Каждый год развивать у себя новую способность. Планировать завтрашний день сегодня Ожидая, не сидеть без дела. Поддерживать в себе позитивную установку. Сохранять чувство юмора.

Поддерживать порядок в личной жизни и на работе. Не бояться ошибок – бояться только отсутствия творческой, конструктивной и корректирующей реакции на эти ошибки.

Способствовать успеху подчиненных. Слушать вдвое дольше, чем говорить. Концентрировать все свои способности и усилия на выполняемой задаче, не беспокоясь о следующей или о продвижении по службе".

Женщина, стремящаяся сбалансировать семенные и профессиональные ценности, выразила свою личную миссию иначе:

"Я буду стараться поддерживать баланс между своими семейными и служебными обязанностями, так как для меня важно и то, и другое.

Мой дом будет местом, где я и моя семья, наши друзья и гости найдут радость, уют, покой и счастье. Я не буду перегибать палку, заботясь о чистоте и порядке, так как дом, кроме этого, должен быть обжитым и удобным. Я буду проявлять мудрость в выборе того, что мы будем есть, читать, смотреть и делать дома. В особенности я хочу научить моих детей любить, учиться и смеяться, а также работать и развивать свои таланты. Я высоко ценю права, свободы и ответственность, дарованные нашим демократическим обществом. Я буду заинтересованным и информированным гражданином, участвующим в политической жизни, чтобы мое мнение было услышано и мой голос был подсчитан. Я буду проявлять инициативу, необходимую для реализации своих жизненных целей. Я не буду подпадать под влияние, а сама буду влиять на ситуации и обстоятельства.

Я буду всегда стараться удерживать себя от пагубных и разрушительных привычек. Я буду развивать в себе такие навыки, которые освободят меня от старых ярлыков и ограничений и расширят мои возможности. Мои деньги будут служить мне, а не господствовать надо мной. Я буду стремиться к достижению финансовой независимости. Я буду подчинять свои желания своим потребностям и возможностям. За исключением долгосрочных займов для приобретения дома или автомобиля, я буду стараться избегать покупок в кредит. Я буду тратить меньше, чем зарабатываю, и регулярно откладывать или инвестировать часть своего дохода.

Более того, я буду использовать свои деньги и способности на то, чтобы своим служением и благотворительностью сделать жизнь других людей более приятной".

Вы могли бы назвать положения личной миссии своей личной конституцией. Ваша конституция в основе своей должна быть неизменна, подобно Конституции Соединенных Штатов, в которую более чем за двести лет было внесено лишь двадцать шесть поправок, десять из которых содержались уже в изначальном тексте Билля о Правах.

Конституция Соединенных Штатов является эталоном, которым проверяется каждый закон в стране. Это тот документ, который клянется защищать и поддерживать президент страны, присягая на верность отечеству. Это тот критерий, соответствуя которому можно стать гражданином США. Это те основа и опора, которые дали народу силы пережить такие суровые испытания, как Гражданская война, Вьетнам и Уотергейт. Это – писаный стандарт, ключевой критерий, по которому оценивается и на который ориентируется все остальное.

Эта Конституция по сей день живет и выполняет свои важные функции потому, что она основана на верных принципах и очевидных истинах, содержащихся в Декларации Независимости. Эти принципы наделяют Конституцию силой, неподвластной ни времени, ни социальным смутам и переменам. "Гарантии нашей безопасности, – говорил Томас Джефферсон [Джефферсон, Томас (1743-1826), американский просветитель и идеолог, автор проекта Декларации Независимости США. (Прим. перев.) ] – в обладании писаной Конституцией".

Положения личной миссии, основанные на верных принципах, становятся подобным стандартом для человека. Они становятся личной конституцией, основой для принятия главных, направляющих жизненных решений, основой для принятия повседневных решений в круговороте обстоятельств и эмоций, влияющих на нашу жизнь. Они наделяют людей такой же силой, неподвластной времени, переменам и потрясениям.

Люди не могут жить в условиях перемен, не имея внутри себя неподвластного изменениям ядра. Залог способности к изменению – это неизменное представление о том, кто вы, что вы из себя представляете и каковы ваши ценности.

Опираясь на положения личной миссии, мы можем жить среди перемен. Нам не нужны предубеждения и предрассудки. Нам не нужно, ради того чтобы приспособиться к действительности, все досконально высчитывать, раскладывать по полочкам и приводить к общему знаменателю.

Наше персональное окружение тоже меняется со все возрастающей скоростью. Этот бурный поток перемен сбивает с ног многих людей, неспособных справиться с происходящим и взять штурвал управления жизнью в свои руки. Такие люди становятся реактивными и, фактически, сдаются, в надежде на то, что ничего плохого с ними не случится.

Но это не значит, что все так и будет. В нацистских лагерях смерти, где Виктор Франкл постиг принцип проактивности, он постиг также важность цели и смысла в жизни. Суть "логотерапии" – философии, которую он позже развил и преподавал, состоит в том, что многие из так называемых психических и нервных заболеваний на самом деле являются симптомами подсознательного ощущения бессмысленности и пустоты. Логотерапия устраняет эту пустоту, помогая человеку определить свое уникальное предназначение, свою жизненную миссию.

Осознав однажды свою миссию, вы обретаете основу для своей проактивности. У вас есть видение и ценности, которые направляют вашу жизнь. У вас есть главное направление, в соответствии с которым вы ставите перед собой долгосрочные и краткосрочные цели. Вы обладаете силой писаной конституции, которая основана на верных принципах и по которой вы можете эффективно выверять, каждое свое решение, касающееся наиболее эффективного использования своего времени, своих способностей и энергии.

Евгений Скворцов


Стандартный подход к написанию миссии таков: ответить на уйму вопросов и потом каким-то чудом сформулировать миссию. Я предлагаю более последовательный и логичный метод. Он может быть похож на некоторые другие, что доказывает, что мы все на верном пути. Также в моём методе каждый новый шаг вперед позволят более глубоко осознать предыдущий шаг и соответственно его скорректировать.

Синонимы

Чтобы понять, что же такое личная , лучше всего сравнить её с похожими терминами и найти совпадения и различия. Желательно провести групповое обсуждение терминов, найдя смысл каждого из понятий.

Приведу некоторые примеры «синонимов»: , предназначение человека, стратегическая цель, уникальная роль, судьба, призвание, ценностный стержень, «максимум жизни» (Козлов) и пр. Не всё здесь синонимично миссии, но каким-то образом затрагивает её.

Например, на одном занятии мы пришли к такому мнению:

  • Миссия и смысл жизни: миссия выходит за рамки личных интересов.
  • Миссия в отличие от призвания (профессии, в семье) уникальна. А также миссию мы можем менять или корректировать, а призвание (данное «свыше» или от «природы») нет.
  • Миссия и полезность: миссия нечто большее, чем просто полезность.
  • Мечта – это что-то сокровенное, миссия же объявляется во всеуслышание.

Хорошей метафорой может служить сравнение с деревом, где: почва – это мечта, корни – ценности и , ствол – миссия, большие ветви – роли, веточки – , листочки и плоды – результаты. Вы можете продолжить аналогию с деревом, отразив на рисунке «смысл жизни», «стратегическую цель», «ценностный стержень» и т.д. Как будет выглядеть человек без миссии? Не сильно увлекайтесь метафорой, иначе ваша встреча будет слишком несерьезной.

Мечта

Мечта мечте рознь! В каком состоянии духа вы будете мечтать, то и намечтаете! Поэтому некоторые тренинги, сформировав разогревающими упражнениями и некоторыми примерами личных миссий предварительную установку, получают не глубинные устремления человека, а то, что будет приветствоваться на данном тренинге. Дальнейшая реализация такой «мечты» приведет лишь к разочарованию.

Исследуя мечту человека, важно затронуть его самые сокровенные желания, ценности, принципы, таланты, мировоззрение. Мечта должна ответить на вопрос: В каком мире ты хочешь жить? Каким хочешь стать? Что будет с твоими близкими и даже чужими людьми? Вопросы «что ты хочешь иметь», «сколько зарабатывать» и прочее не имеют существенного значения, т.к. будут рассматриваться позже в проработке конкретных целей.

Как показала моя практика, наиболее удачные (и достаточно общеизвестные) вопросы таковы:

  • Без чего твоя бесконечная жизнь не будет счастливой?
  • Если тебе останется жить всего месяц (год, неделю, 1 день), чем ты займешься?
  • Если у тебя будет 10 млн. руб., на что ты их потратишь?

Не утопия

С одной стороны, если мечтать, исходя из имеющихся возможностей, то мечта будет ограничена. Со временем она перестанет вдохновлять и мотивировать к улучшению жизни. С другой стороны, мечта не должна стать утопией.

1) свести весь образ мечты к одному-трём ключевым словам;

2) найти из реальной жизни варианты реализации подобной мечты по ключевому слову и довести её до крайности, т.е. до реализации во всем мире и в жизни каждого человека;

3) если данная реализация ведет к краху, вырождению человечества и прочее, то это утопия;

4) в каждом случае человеку необходимо придумать принцип, в соответствии с которым будет поддерживаться баланс, препятствующий утопичности.

Например, ключевое слово «самореализация». Возможный вариант реализации – «сам себе гуру». Если все так будут жить, то не будет происходить наследования опыта и т.п. Принцип для баланса (неутопичности): 60% доверять старшим, 40% – себе, т.е. приоритет на мнении старших, но и своё мнение надо иметь. Данный метод позволяет выработать принципы, которые не позволят мечте оставаться просто фантазией и соединят её с жизнью и интересами других людей. Такие принципы можно назвать “Конституцией мира мечты”.

Ценности

Другим методом соприкосновения с жизнью других людей является поиск общечеловеческих ценностей и ранжирование их по личной значимости. К общечеловеческим ценностям мы можем отнести, те, которые не нуждаются в доказательствах и не зависят от обстоятельств. В психологии они получили название терминальные ценности. Многие из них отражены в Правах человека.

Продолжите ряд: семья, здоровье, любовь, свобода, красота, знания, труд и т.п. Лучше это сделать в групповой беседе. Некоторые «ценности» ситуативны, обусловлены. Например, «пунктуальность»: хороша для служащего, но «смертельна» для художника. Желательно вообще не использовать качества личности для данного случая. Затем индивидуально распределите ценности по четырем категориям: 1) «смысл» – ради которых вы готовы прожить всю жизнь; 2) «развитие» – вы посвящаете им несколько лет жизни, обретая знания, профессию и пр.; 3) «бонусы» – вы готовы этим заниматься за вознаграждение, зарплату, статус и т.п.; 4) «эмоции» – ценность вызывают у вас временные положительные эмоции, но не более.

Имея список смысловых ценностей, можно взглянуть на свою мечту по-новому.

Роли

Советую начать не с формулировки ролей, а со списка тех, перед кем вы чувствуете ответственность в настоящий момент или в будущем. Затем данный список необходимо проранжировать в соответствии со своей мечтой, «принципами неутопичности» и «смысловыми ценностями» или, просто так, как вы чувствуете.

Задайте себе вопрос: Почему мои ответственности (роли) так распределились? Какие принципы за этим стоят? И дополните список своих принципов. В будущем приоритет ваших ролей и некоторые принципы могут поменяться, что и повлечет за собой корректировку персональной миссии.

На моих тренингах я использую карточки, где с одной стороны написано перед кем человек несет ответственность, а на обороте соответствующая роль. Заранее подготовив достаточный список ролей, вы помогаете человеку обратить внимание на дополнительные роли или сознательно их проигнорировать.

Цели

Всем известны критерии S.M.A.R.T. (конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность, с указанием срока) при формулировании целей, но в данном случае нам нужно сформулировать одну-две стратегических целей для каждой роли без указания конкретного срока. Советую начать с самых приоритетных ролей и продвигаться вниз. Например, если для роли «верующий человек» по отношению к Богу вы уже указали «быть нравственным примером и придерживаться основных заповедей», то не нужно это же указывать по отношению к детям в роли «родителя» – вы автоматически будете для них примером или в противном случае лицемером. Подумайте, что именно вы должны сделать для своих детей и кроме вас этого делать никто не будет?

Наверно можно добавить специфичные критерии для целей при нашем методе: уникальность (только вы!) и стратегичность (на несколько лет, иногда на всю жизнь). Более конкретные цели вы сможете сформулировать позже при составлении годового или месячного плана, где укажите конкретный планируемый результат.

Миссия

Во-первых, миссия должна быть не больше 20-25 слов, т.к. не только вам её необходимо запомнить наизусть, но и другие смогли примерно повторить её. Если вас неожиданно спросят о вашей миссии, то будет неэффектно читать её по шпаргалке. Кстати, можете написать свою миссию на визитке.

Во-вторых, миссия не должна быть слишком короткой, т.к. должна отразить вашу мечту, стратегические цели, некоторые основные принципы и/или роли. Люди должны понять, что вы собираетесь сделать или уже делаете в этом мире. Миссия формулируется, чтобы её объявить и поэтому должна быть понятной для остальных.

В-третьих, миссия должна вас вдохновлять на свершения. Будьте креативны! Здесь форма имеет значение, а не только содержание.

В-четвертых, желательно сформулировать миссию в настоящем времени. Вы должны осознавать, что уже в данный момент вы живете в соответствии со своей миссией. Миссия хороша не для будущего, а для настоящего, чтобы сейчас принимать решение, как использовать свои ресурсы и время.

Если не удается что-то придумать особенное, то просто возьмите наиболее приоритетные цели и сформулируйте одно предложение. Со временем и с опытом пользования своей миссией вас посетит вдохновение, и вы переформулируете личную миссию.

Как только появилась более-менее удовлетворяющая вас формулировка миссии, то её срочно нужно сообщить всем! Обещание данное самому себе можно забрать обратно, а, пообещав что-то другим, придётся выполнять. Не давайте себе отступить назад, бросьте себе вызов – расскажите всем о своей миссии.

Прочитайте миссию вслух, закройте глаза и снова помечтайте, окунитесь в мир своей мечты, представьте дорогих вам людей и т.д. (далее уж как-то сами).

Видение

Видение (ударение на первый слог) – это дополнительный текст, который раскрывает то, как вы будете реализовывать миссию в ближайшей перспективе, т.е. конкретные цели, способы их достижения и необходимые ресурсы.

1. Определите срок. Например – «в течение учебы в ВУЗе», «на ближайшие пять лет», «до создания семьи». Чем конкретнее, тем лучше.

2. Начните с конца. Что в конце этого срока вы хотите достичь, каким стать, что иметь и т.д. в соответствии с вашей миссией, основными (актуальными) ролями и целями.

  • состояние: ваше физическое здоровье и душевный настрой. Как вы следите за ними, чтобы оставаться полезным для себя и других? Каким образом вы сохраняете хорошее самочувствие на работе и дома?
  • отношения: ваши отношения с супругой (супругом), родителями, детьми, друзьями, работодателем, коллегами и другими людьми. Каким они вас видят?
  • развитие: ваши навыки и способность к обучению. Как вы учитесь и каким образом вы сможете добиваться успехов и в будущем?
  • финансы: финансовая стабильность. Насколько вы способны удовлетворять свои финансовые потребности?

Дальнейший успех в воплощении личной миссии будет зависеть от того, как вы применяете тайм-менеджмент, найдете ли вы единомышленников, будете ли обращаться к миссии для разрешения нравственных дилемм, полюбите или возненавидите свою личную миссию.

Насколько было возможно, я рассказал вам основную логику своего подхода. Чем-то он похож на другие, в чем-то оригинален, где-то я сократил несущественные психологические приёмы тренинга и личных консультаций. Надеюсь, вы с пользой для себя и других прочитали мою статью.

Вы можете обратиться ко мне за консультацией, организовать группу для тренинга или подождать следующего его проведения. Самостоятельно можно пройти занятие, смотря и отвечая на вопросы. Для удобства запросите бланк « ».

Некоторая полезная литература

Недавно я прочитал Кови и воодушевился написать свою личную Миссию. Я ее написал. А теперь я набрался смелости опубликовать ее для широкого круга!

Моя личная Миссия

Я стремлюсь к гармоничному и постоянному развитию и подаю отличный пример для своей семьи, друзей, знакомых и другого окружения. Я выделяю следующие области гармоничной жизни:

  • работа;
  • финансы;
  • семья;
  • здоровье (питание, сон, экологическая среда, профилактика болезней);
  • спорт;
  • социальная сфера (друзья и окружение);
  • обучение и рост (в том числе духовное развитие);
  • отдых;
  • материальные ценности и обустроенный быт.

Колесо гармоничной жизни Александра Хомутова

Мое внимание должно быть уделено каждой из этих областей. Колесо жизни должно катиться.

Счастливая, богатая и интересная жизнь — мой идеальный образ.

Я планирую свою неделю в соответствии со своими долгосрочными целями. При этом я стараюсь жить в моменте, здесь и сейчас.

Для меня очень важны справедливость, свобода и честность. Этого же я ожидаю от своего окружения.

Моя профессиональная цель: сделать богатыми и счастливыми максимальное количество людей и прежде всего себя и свою семью. Для выполнения своей профессиональной цели я оказываю финансовые консультации частным лицам (независимый финансовый советник или финансовый консультант в инвестиционной компании), даю предприятиям новые идеи, делюсь со своим виртуальным племенем аспектами гармоничной жизни и характеристиками успешного и этичного бизнеса.

У меня всегда есть свое мнение. Я прислушиваюсь к мнению профессионалов.

Я принимаю полную ответственность за свою жизнь и веду проактивный образ жизни.

Для меня важно передать систему ценностей детям, но я не покушаюсь на их личную жизнь и права. Моя цель — показать и объяснить, выбор за детьми. Я приму любой выбор детей и буду любить безусловно.

Я люблю свою жену безусловно. Мы стараемся построить надежные и глубокие отношения, но без привязки друг к другу.

Я открыт к новым знаниям, которые пополняю из книг, практик и собственных экспериментов, вебинаров, интернета и общения с компетентными людьми. Я делюсь своими знаниями с окружением посредством блога, социальных сетей и реального общения. Я слежу за digital-сферой и ее обновлениями, являюсь экспертом хорошего уровня в области интернет-маркетинга и интернет-проектов.

Зрелость человека наступает не столько в тот момент, когда он осознаёт, что способен сам принимать все решения в своей жизни – тогда он становится хозяином. Зрелость человека наступает в тот момент, когда он осознаёт свою миссию в этой жизни и приступает к её реализации. В этот момент обычная личность становится на путь превращения в того, кого Ницше назвал Высшим Человеком.


Вертикальное восхождение личности

Главное отличие человека как от животных, так и от искусственного интеллекта – это свобода выбора. Реализуя эту свободу человек совершает вертикальное восхождение, эволюционируя и трансформируясь. Отдавая эту свободу на откуп внешним управляющим структурам (культура, религия, воспитатели, секты и пр.) человек медленно, но верно деградирует. Остаётся незрелой личностью или, как любили говорить большевики, несознательным элементом.

Разумеется, никто просто так совершать такое восхождение не станет, поскольку зачем неустанно напрягать свои силы, тратить время, испытывать творческие муки, проходить через усталость и лишения для того, чтобы рваться к звездам, когда можно приятно и с комфортом валяться в грязи, испытывая при этом глубокие чувственные телесные удовольствия. Развитие – это ВСЕГДА преодоление трудностей и с комфортом «тушки» оно не имеет ничего общего.

Очевидно, что для того чтобы развиваться, чтобы осуществлять вертикальное восхождение, расти как личность нужен мощный стимул. Стимул естественный, заложенный в самое глубинное основание человеческого существа. На том уровне, где он не может быть разрушен естественной средой. То есть на уровне человеческого духа.

Этот стимул называется очень просто – индивидуальная жизненная миссия или предназначение человека. Именно стремление жить в соответствии со своим духовным началом и толкает человека на изменение окружающей реальности, на восхождение вверх по ступеням личностного роста.


Почему неординарные дети не стали на путь восхождения

Есть распространенное заблуждение о том, что путь саморазвития, путь восхождения к Высшей Личности – это путь развития неких «суперспособностей» (типе телекинеза, ясновидения и пр.), либо совершенствования интеллекта. Целая армия педагогов призывает воспитывать вундеркинда с пеленок, заниматься с ним развивающими занятиями и всячески совершенствовать во всех направлениях.

Но если магические способности – это побочный продукт на пути личностного роста в процессе реализации своей индивидуальной жизненной миссии, то делание из ребенка вундеркинда не поможет ему достигнуть максимальных жизненных высот, даже если на первых порах он «затыкает за пояс» сверстников по всем параметрам.

"Есть эталонная книга педагогов Никитиных «Мы и наши дети». Многие, уверен, читали. Многие использовали. Кем, в итоге, стали эти неординарные дети?

Один (Алексей) - работает в фирме по ремонту видеотехники (Лондон). Ему уже 50 лет.

Второй (Антон) - руководит хим. лабораторией в Москве, 49 лет.

Третья (Ольга) - зав. отделом московской регистрационной палаты.

Четвертая (Анна) - сначала медсестра, затем транспортный диспетчер в г.Болшево.

Пятая (Юлия) - сначала библиограф, затем экскурсовод, менеджер по туризму г. Ярославль

Шестой (Иван) - директор мебельной фирмы, г. Болшево, 40 лет

Седьмая (Любовь) - домохозяйка, г. Болшево

Прошу понять правильно. Немалое число людей сочтет, что каждый труд почетен и что «совсем неплохо» и т.д., и т.п. Я считаю иначе: эти дети имели колоссальный отрыв от сверстников и в физическом, и в интеллектуальном плане. Они учились со старшеклассниками (т.к., были умнее сверстников, например, Антон в 8 лет учился уже в 5-ом классе, Юлия пошла в первый класс в 4 года), они многое умели. Например, Алексей в юношеском возрасте перепаивал японские приемники так, что они начинали ловить дополнительно и наши УКВ и др. И многое знали. … Но, когда выросли, они не стали лучше других, более того, стали, очевидно, средними людьми. Многие «простые обычные школьники» достигли гораздо больших результатов.
В отличие от критиков системы Никитиных (которых немало), я, например, считаю ее очень эффективной. В конце концов, в определенном возрасте результаты были неординарными. Но тогда где же сбой? Почему вклады растранжирены?

Одной из причин, но не единственной, но важной, я считаю следующую: «Не было сверхзадачи». Например, музыкально одаренные дети, при ответственных родителях, статистически часто пробиваются гораздо дальше технически одаренных. Потому что, «станешь великим музыкантом» (а не училкой-репетитором) подразумевается. А в иных «сегментах» такого нет. В лучшем случае, «защитишь диссер и будешь получать».

Никто не говорил технически одаренным деткам в 70е годы: «Создашь первый в мире миникомпьютер». Хотя некоторые из них легко укладывали приемники в мыльницы и спичечные коробки. Никто не говорил в 80е годы: «Создашь машину с высоким к.п.д., но без вредного выхлопа». Хотя некоторые из них в 14 лет «перебирали» автомобили. Никто не говорил в 90е: «Сделаешь парашют для самолета». Никто не говорит в 00е: «Избавишь человечество от автомобильных пробок, сохранив комфорт в передвижении».

И, в результате, кем становились и становятся эти одаренные дети? Они становятся неудачниками и «зато хорошими матерями»".

Андрей Жуков

Вот он – очевидный, но невидимый неосознанным личностям секрет восхождения к вершинам. Нужна сверхзадача. Вернее, СверхЦель!

Сверхцель – это такое изменение реальности, масштаб которого настолько высок, что для него требуется цепочка других, менее масштабных, но более многочисленных изменений. Нелегко на такое решиться, страшно, порой гораздо страшнее, чем всю жизнь проваляться в грязи. Но для тех, кто решился жизнь сразу же обретает пронзительную чёткость, ясность и новое, непередаваемое измерение.


Как поставить сверхцель или конкретизация жизненной миссии

Масштаб личности определяется масштабом поставленной цели. Люди, которые живут без глобальной, высшей цели – это «нулевки». Подножие перед ступенью лестницы личностного роста. Оставаться нулевкой или начать восхождение вверх – самый главный выбор, после которого собственно, реальная, настоящая жизнь и начинается.

Процесс постановки высшей цели, сверхцели – это всегда процесс конкретизации индивидуальной жизненной миссии. Без исключений. Поэтому перед постановкой сверхцели следует обязательно не столько найти, поскольку она и так под боком, искать не надо, а правильнее – увидеть и прояснить свою жизненную миссию. А это – процесс серьезной и глубокой работы с бессознательным.

Одна моя клиентка, проходящая программу самореализации «Построение новой жизни» выдала одну интересную метафору, которая, возможно, поможет кому-то сделать прицельный взгляд на свою миссию. Она сказала, что, выбрав свою задачу на эту жизнь (то есть миссию), душа звонит в колокольчик, и что мелодия этого колокольчика – это и есть жизненная миссия. И правильно (то есть без вмешательства ума) услышав её начинаешь понимать зачем ты живешь на этом свете.

А поняв своё назначение начинаешь думать, как лучше всего его реализовать и в какой области. Процесс реализации всегда есть процесс постановки конкретной цели. Цели максимально приземленной и содержательной. Из науки логики известно, что чем шире понятие – тем менее оно содержательно. Серьезная цель не может быть сформулировано широко, в духе «помочь всем людям» и «принести гармонию на землю». Необходима чёткость и конкретика. Сделать это сложно, но можно. В рамках программы самореализации мы этим и занимаемся.

И всегда думайте о цели как о недостижимой в рамках отведенной Богом срока пребывания на планете. Поскольку в жизни всегда имеет смысл если уж замахиваться на что-то, так по максимуму. Может, сверхцели и не достигнешь, зато проживешь объемную, полную жизнь и по пути много успеешь взять своего. А если поставил перед собой маленькую цель, то и жизнь проживешь маленькую, получишь всего помаленьку, да и даже это маленькой цели можешь не достигнуть.

Только на пути реализации своей сверхцели человек действительно живет, а не плывет продуктом жизнедеятельности организма по течению жизни, мучаясь от неудовлетворенности и пустоты существования. Только потому что общество внушило ему, что он – гавно, а не творец своей судьбы. А ведь шанс всё изменить лежит уже, считай, в кармане.

Когда речь идёт о постановке целей, то рано или поздно человек задаёт себе вопрос, а зачем мне всё это? Это то, что Глеб Архангельский называет тайм-менеджментом 3-го уровня, тогда как тайм-менеджмент 2-го уровня помогает человеку ответить на вопрос «что», а 1-го — «как». Вопрос «зачем?» — очень интересный и мощный. С одной стороны, он способен быстро выявить бесполезную деятельность. С другой стороны, он способен помочь понять жизненную необходимость определённых действий, что обеспечивает очень высокую и непреходящую мотивацию. Вопрос «зачем?» может сбить человека с мысли и остановить его, вызвать замешательство, если он занимается не тем, чем ему следует. И в то же время вопрос «зачем?» позволяет зажечь искру в глазах, придать энергии и энтузиазма.

Ответы на вопрос «Зачем?»

Человек в разных ситуациях может забыть ответ на вопрос «Зачем?», потерять ту нить, которая связывает его с тем, что действительно важно для него. Чтобы эта нить никогда не прерывалась, человечество придумало такие понятия, как:

  • предназначение
  • ценности
  • миссия
  • главная цель жизни
  • призвание

Определив их однажды и записав, мы можем быстро воскресить в своём сознании ответ на вопрос «зачем?». В чём разница и в чём сходство между предназначением, ценностями, миссией, главной целью жизни и призванием? Как их определить и когда использовать?

Предназначение

Предназначение — это твой ответ на вопрос «зачем ты здесь?». Это краткая формулировка из одного предложения, раскрывающая сущность того, чем тебе следует заниматься. Не важно, что ты умеешь. Не важно, кем ты являешься. Есть причина, по которой ты здесь — это твоё предназначение. Пример предназначения:

Помогать людям найти свой путь

Предназначение имеет ограниченную область действия — оно вдохновляет только того человека, которому оно принадлежит. Когда вы прочитали пять слов из примера предназначения, вызвали ли они у вас шквал эмоций? Остановили ли вы своё дыхание и подумали о том, сколько ещё всего полезного можно будет сделать в жизни? Почувствовали ли уверенность и спокойствие, потому что вы знаете, почему вы здесь, и знаете, что нужно делать? Лично я испытал всё это, пишу эти строки и даже сердце забилось чаще, потому что именно в такой формулировке — помогать людям найти свой путь — я вижу своё предназначение сейчас.

Существуют две точки зрения на предназначение:

  • оно определено свыше, твоя цель — выяснить его и следовать ему.
  • ты сам определяешь своё предназначение, такое, которое тебя вдохновляет больше всего.

Ценности

Ценности — это то, что для тебя важно в жизни, что ты ценишь больше всего. Мудрость, спокойствие, изобилие, храбрость, сознательность, семью, отношения, деньги, теплоту, дружбу, уверенность — что ты ценишь? Список возможных ценностей неограничен, Стив Павлина насобирал 374 возможных ценностей в статье «List of Values «. Только выбирай. Вот список ценностей на русском языке — . Можешь придумать свои. Вот, что я вижу важным для себя по жизни на данный момент, мой список ценностей:

  • душевный покой
  • семейные отношения
  • возможность развиваться
  • здоровье
  • любовь

По-определению, ценности — это то, что не меняется с течением твоей жизни. Могут меняться цели, могут меняться обстоятельства, а ценности остаются прежними. Но так ли это на самом деле? На самом деле ценности могут меняться — твоя задача, чтобы они улучшались и уточнялись, а не забывались. С одной стороны ценности позволяют тебе оставаться человеком, с другой ограничивают тебя. Если у тебя ценность — постоянное развитие, тебе будет практически нереально достичь цели «стать лидером консервативной партии». Если у тебя ценность «покой», то цель «совершить кругосветное путешествие» то же вряд ли будет достигнута. Если у тебя ценность «власть», то будет затруднительным достижение цели «иметь доверительные отношения».

Когда возникает разногласие между целью и ценностью, сядь и подумай, что сдерживает тебя, а что двигает вперёд. В результате измениться или цель, или ценность. Если же ты никогда не определял свои ценности, то пока забудь об этом — просто определи, что для тебя важно и запиши это. Это будут твои ценности.

Миссия

Самое простое определение миссии: миссия — это предназначение + ценности. В сущности так оно и есть, отличается лишь форма — миссия представляется в виде текста, а не обрывочных предложений и слов, коими являются предназначение и ценности для постороннего человека (но не для тебя!). Миссию можно показать другому человеку — и он поймёт, с кем имеет дело. Миссия будет вдохновлять тебя больше, когда у тебя низкий уровень сознания в данный момент, в то время как при высокой осознанности предназначение будет более мощным мотивирующим средством. Пример миссии:

Моя миссия

Помогать людям найти свой путь.

Оказать позитивное влияние на жизнь людей.

Делать жизнь своей семьи и других людей счастливой.

Постоянно развивать своё тело, сердце, разум и дух, использовать для этого каждую возможность, помогать другим людям гармонично развиваться.

Жить самому и помогать другим жить более осознанно.

Излучать любовь, доброту, сознательность, спокойствие и уверенность.

Любить, понимать, защищать, заботиться и делать счастливой свою жену.

Делать мир лучше.

Вдохновлять.

Создавать полезное и развивающее, повышающее сознательность. Полезное в долгосрочной перспективе.

Быть счастливым, здоровым, мудрым, любящим и помогающим.

Жить по принципу изнутри наружу.

Быть трудолюбивым и целеустремлённым, открытым, честным и искренним, ответственным, смелым и инициативным.

Доверять другим, как самому себе.

Относиться к другим, сознавая, что мы все — часть единого целого.

Помогать людям делать жизнь более полноценной, повышать качество жизни.

Действовать согласно своей интуиции и совести.

Уделять время себе для обретения душевного покоя, проявлять любовь везде и во всём, выходить из зоны сегодняшнего комфорта для высшего уровня счастья своих близких, ради наивысшего блага всех.

Если посмотреть внимательно, то в миссии можно найти формулировки и предназначения и ценностей, но в таком виде, что становится понятным, что имеется в виду под этим, и как ты собираешься проявлять эти ценности в жизни. Хотя миссия отвечает не только на вопрос «зачем?», но и на вопрос «как?», ответ на вопрос «как?» дан на очень высоком уровне абстракции, так как всех ситуаций, в которых ты будешь следовать своей миссии не перечислить.

Призвание

Призвание — это дело, которое тебе нравится больше всего, которое тебя «зовёт». У меня ушло немало времени, чтобы определить, какое у меня призвание (по-прежнему в поисках) и чем оно отличается от предназначения. Для этого рассмотрим следующую модель в отношении к тому, чем ты занимаешься по жизни:

  1. Любишь.
  2. Следует, Приносишь пользу.
  3. Получается, Умеешь.
  4. Получаешь благодарность, вознаграждение.

Предназначение — это то, что тебе следует делать. Призвание — то, что ты любишь. Может показаться, что призвание — это то, что у тебя получается лучше всего, но это не так. Например, может оказаться так, что:

  1. Есть дело, которое ты не любишь делать и которое у тебя плохо получается . Явно это НЕ твоё призвание.
  2. Есть дело, которое ты не любишь делать, но которое у тебя очень хорошо получается . Будет ли это твоим призванием? Нет, ведь ты не получаешь удовольствие и делаешь это не хотя. Какое ж тут призвание?
  3. Есть дело, которое ты очень сильно любишь делать, но которое у тебя плохо получается . Если это действительно так, то продолжая делать то, что ты любишь, ты выработаешь необходимые умения, приобретёшь навыки и с каждым разом оно будет получаться всё лучше и лучше, только усиливая любовь к этому делу. Это твоё призвание.
  4. Есть дело, которые ты очень сильно любишь делать и которое у тебя очень хорошо получается . Нет сомнений, это твоё призвание.

А если и 3 и 4 справедливо, что тогда? Что если есть много дел, которые ты любишь делать, какие-то получаются лучше, какие-то хуже? Выбирай то, которое ты любишь больше всего. Чем больше твоя страсть, тем больше впоследствии ты сможешь приносить пользы, тем лучшим экспертом ты станешь в этом деле, тем больше люди будут тебе благодарны за это.

Если ты ещё не попробовал себя в разного рода деятельности, тебе стоит начать с этого. У меня есть идеи касательно того, как бы мне нравилась работа врача, юриста, политика, бизнес-аналитика, но я никогда этим не занимался всерьёз. Правда, эти профессии меня никогда не привлекали. Мне всегда нравилось что-то придумывать, создавать, самому придумывать правила, а потом следовать им, автоматизировать повторяющиеся действия, чтобы убрать рутинную работу и иметь возможность ещё больше поразмышлять, выявить новые закономерности и правила. В детстве я любил придумывать новые игры. Какое моё призвание? Писать статьи, выступать на публике, вести блог, разрабатывать ПО, автоматизировать тестирование, вести людей за собой, обучать? Сейчас мне кажется, что писать статьи — моё призвание. Но я не могу верить этому субъективному мнению, смотря на себя изнутри, в момент написания статьи. Я заметил, что чем больше я что-то делаю, тем больше мне это нравится. То дело, которому я ставлю 6 баллов по 10-тибальной шкале любви (1 — не нравится совсем, 10 — нравится больше всего) когда я им не занимаюсь, может запросто иметь 9 баллов, если бы я его оценивал только что позанимавшись им. Поэтому такие оценки хорошо делать несколько раз, находясь в разных состояниях, тогда полученная картина даст более объективный ответ.

Несмотря на то, что призвание и предназначение связаны между собой, они действуют в разных измерениях. Если взять предназначение «помогать людям найти свой путь», то оно может быть реализовано через разный вид деятельности:

  • писать вдохновляющие статьи
  • работать психологом
  • используя экстрасенсорные навыки, передавать людям то, что говорят им ангелы-хранители об их предназначении
  • работать разносчиком пиццы и писать на дне коробки «зачем ты здесь?»
  • разрабатывать компьютерные игры, которые помогают найти своё предназначение в жизни
  • оказывать консультации
  • продавать программу действий по определению своего предназначения
  • работать адвокатом, и во время общений с обвиняемым помогать ему найти свой путь
  • написать книгу «как найти свой путь в жизни?»
  • и т.д.

В то же время одна и та же деятельность может выполнятся по разному, с разным пониманием, зачем ты это делаешь. Например, «писать вдохновляющие статьи» можно, чтобы:

  • помогать людям найти свой путь
  • повысить грамотность
  • оставить наследие
  • помочь читающим стать лучше
  • заработать много денег и открыть свой благотворительный фонд
  • прославиться
  • приобрести много друзей
  • организовать сообщество единомышленников
  • и т.д.

Упражнение на прояснение своего призвания и предназначения

  1. Представь себя работающим юристом, программистом, врачом, воспитателем детского сада, политиком. Представь себя по очереди в любой другой профессии, перечисли также все те, о которых ты когда-либо мечтал. Для каждой профессии определи, КАК ты будешь выполнять свою работу. Чем ты будешь всегда отличаться от своих коллег? Что особенное ты принесёшь в каждой профессии? Сформулируй это общее одним предложением. Это та польза, которую ты приносишь другим людям, твоё предназначение.
  2. Сконцентрируйся на своём предназначении и перечисли все занятия, которые помогают реализовать его.
  3. Какие из полученных занятий наиболее помогают реализовать твоё предназначение? Занимался ли ты этим когда-либо всерьёз? Если нет — попробуй. Возможно — это твоё призвание. Если есть сомнения — выбирай то, что ты любишь делать больше всего.

Что общего между предназначением, ценностями, миссией, главной целью жизни и призванием и как этим пользоваться?

И предназначение, и ценности, и миссия, и главная цель жизни, и призвание помогают лучше определять свои цели. И предназначение, и ценности, и миссия, и главная цель жизни, и призвание здорово мотивируют тебя и, самое главное, помогают действовать. Одно дело провозгласить свою миссию в жизни и всем говорить о ней, другое дело — являть её, следовать ей и реализовывать её.

Тебе вовсе не обязательно определять и предназначение, и ценности, и миссию, и главную цель жизни, и призвание — миллиарды людей никогда не делали этого. Но насколько замечательнее становиться жизнь, когда ты знаешь, ради чего ты здесь! Попробуй!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры