Презентация на тему художник федотов. Презентация на тему "федотов павел андреевич"

Главная / Чувства

1 слайд

ПОДБОРКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РЕАЛИСТОВ. П. А. ФЕДОТОВ (1815-1852) МОУ СОШ №36 Выполнила: Корельская Наталья, 11 класс

2 слайд

Подборка наиболее выдающихся произведений живописи художника-реалиста Павла Андреевича Федотова. Реализм - направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. В рамках направления формируются новые жанры - бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе(1819-1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».

3 слайд

Павел Андреевич Федотов- выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился он в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на товарищей, рисует на них карикатуры. Средств у него не было никаких, в свободное от службы время он занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. После долгих убеждений он даже решился оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в отставку. Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец. Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию. Большое влияние на него оказал К.Брюллов. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Дома он изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Иван Андреевич Крылов, увидев эскизы Федотова, написал ему письмо, в котором советовал перестать работать в жанре баталий и перейти к изображению обыденной жизни. Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. В1847 году им была написана первая картина, которую он решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась «Свежий кавалер». Другая картина "Разборчивая невеста", была написана на текст известной басни Крылова. В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении. На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины, и новая, гораздо более совершенная - "Сватовство майора". За последнюю картину художника удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Она принесла художнику и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его здоровье. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. Весной 1852 года им была задумана новая картина "Возвращение институтки в родительский дом". Но художник становился все более ненормален и нуждался в строгом надзоре. Его пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование. Хоронили его 18 ноября 1852 года. После Федотова картин осталось немного.

4 слайд

"Разборчивая невеста" 1847 г. П.А.Федотов взял известную басню Крылова «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась: «Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять - и судьбы людей, объясняющихся друг с другом, и суть самого объяснения, и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. Вещи вокруг строго отобраны, и ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты, и предметы обстановки.

5 слайд

"Разборчивая невеста" 1847 г. Третьяковская галерея, Москва

6 слайд

"Свежий кавалер" 1848 г. Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой.

7 слайд

"Свежий кавалер" 1848 г. Третьяковская галерея, Москва

8 слайд

"Сватовство майора" 1848 г. Эта картина- высокохудожественный образ из московской купеческой жизни. Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье; старик отец наскоро запахивает свою сибирку; ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной.

9 слайд

"Сватовство майора" 1848 г. Третьяковская галерея, Москва

10 слайд

«Все холера виновата!» 1848 г. Долго провозился Федотов с сюжетом «Все холера виновата», набросанным по горячим следам недавних печальных событий, все еще не потерявших некоторую остроту. Впрочем, этот сюжет задумывался в духе скорее ироническом. Небольшая домашняя пирушка, один гость свалился со стула, перебрав в напитках, а вокруг него суета: женщина растирает ему щеткой грудь, хозяин тянется со стаканом чаю, между двумя дамами идет жаркий, чуть ли не до драки, спор о необходимых средствах, а потерпевший меж тем лежит пластом, раскинув руки,- серьезное перемешано с комическим. «Как лукавого в грехах Наш брат укоряет Так, когда холеры страх В городе гуляет Все всему она виной Все холеры. Так иной Чуть до вкусного дорвется Не утерпит - так напрется, Что в здоровую-то пору Переварить желудку в пору. Так подчас забывши страх На приятельских пирах Выпьют одного вина По полдюжины на брата Смотришь худо кто ж вина Все холера виновата»

11 слайд

12 слайд

«Жена-модница»(«Львица») 1849 г. На картине изображена светская дамочка, стоящая посреди гостиной в «модной» позе. Она нарядно одета, чего нельзя сказать о её муже. Во рту тонкая папироска, все мысли её заняты только одним- модой, одеждой, внешним лоском. Среди домашнего развала, грязи и серости все это смотрится весьма иронично. «Прежде барыней была И примерною слыла, В рынок с поваром ходила, Огурцы, грибы солила И огарки берегла. Погуляла за границей Да в Париже пожила - Возвратилась львицей».

13 слайд

14 слайд

«Завтрак аристократа» 1851 г. После успеха картины «Сватовство майора», Федотов, перебирая свои наброски, решил остановиться на теме, подсказанной фельетоном. Представленная в картине ситуация сама по себе не уродлива, не безобразна. Сюжет, как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере. Заслышав шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Нам не виден гость, а лишь пола его сюртука и рука в перчатке, отодвигающая портьеру. Шум в прихожей застал «аристократа» врасплох и он второпях пытается книжкой прикрыть улику. Перед нами одна из любимых федотовских тем - ложь, надувательство, скрывающиеся за видимым благополучием. Великолепно написанный интерьер с устоявшейся красотой предметов, его населяющих, противопоставлен миру обмана, в который ввергнут герой. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк».

15 слайд

16 слайд

«Вдовушка» 1851 г. "Вдовушка" отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия. В полутемной, незатейливо убранной комнате стоит, облокотившись на комод, молодая беременная женщина в черном траурном платье. На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости. На комоде, рядом с иконой, стоит портрет молодого офицера в гусарском мундире - покойного мужа вдовушки. В темном углу комнаты, возле кровати, горит забытая с ночи свеча; она освещает корзину, в которую кое-как сложены немногочисленные вещи, еще принадлежащие молодой женщине; мебель уже не ее - она описана, и к ней привешены казенные печати. Муж оставил в наследство одни долги, кредиторы описали имущество, и вдове предстоит покинуть тот уютный мирок, в котором еще недавно она была хозяйкой. Безрадостное будущее открывается перед ней. Сцена, написанная Федотовым, отмечена той же непринужденной естественностью, которая характеризует и его сатирические картины. В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи.

17 слайд

18 слайд

«Игроки» 1852 г. В картине Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Несколько часов, проведенных во взаимном обмане, соперничестве и борьбе игроки были вместе. Но вот свершилось то, что должно было свершиться. Выигравшие со своими тяжелыми головами, затекшими поясницами и ноющими суставами оказались в одном мире, а проигравший с охватившим его чувством полной безысходности - в другом. Свет, пространство и движение разделили их в картине. Он спокоен и неподвижен. Они извиваются и шевелятся. Сокрушенный и низвергнутый, он застыл, одна рука его продолжает сжимать стакан с вином. Проигравший почти смешон: недокуренная сигарета глупо торчит изо рта, он похож на сумасшедшего и, видимо, близок к тому. Игроки безлики, безжизненны. В них нет никакого чувства, ничего человечного. Только низость и опустошенные души.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Урок- презентация
«Художник Павел Андреевич Федотов»

Учитель: Бакулина Галина Алексеевна,

Цель урока:


  • В контексте развития русского изобразительного искусства 1-ой половины XIX века познакомить учащихся с творчеством П. А. Федотова, петербургский период жизни которого связан с Васильевским островом.
Задачи урока:

  • Дать основные сведения о биографии П. Федотова, а также адреса его пребывания на Васильевском острове;

  • Познакомить с особенностями творческого метода художника на примере картины «Сватовство майора»;

  • Формировать навыки основ анализа художественного произведения;

  • Формировать потребность общения с подлинными произведениями искусства в залах музеев.
Оснащение урока : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска (с эпиграфом и проблемным вопросом).
Ход урока:

  1. Организационное начало.

  2. Основная часть.

  1. Повторение ранее пройденных тем.
Вопрос : Какие художественные стили и направления существовали в русской живописи

1-ой половины XIX века?

1 слайд . Картина Ф.А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Ответ: классицизм.

2 слайд . Картины О.А. Кипренского: портрет Е.Давыдова, портрет Пушкина А.С..

Ответ: романтизм.

3 слайд . Картина А.Г. Венецианова «На жатве. Лето».

Ответ: сентиментализм.

4 слайд . Картины П.А. Федотова «Сватовство майора», «Завтрак аристократа».

Обратите внимание, что эти картины отличаются по стилистике и по тематике от ранее представленных произведений. Автор этих картин – П.А. Федотов, который отразил в своих произведениях оригинальное видение современной ему жизни.

Сегодня мы познакомимся с творчеством этого художника, одним из основоположников реализма в русском изобразительном искусстве 1-ой половины XIX века, жизнь которого связана с Васильевским островом.


  1. Новая тема.
На доске:

Эпиграф – «Федотов … затронул такие глубокие ноты, каких до него еще никто не брал в русском искусстве» (В. В. Стасов).

Проблемный вопрос : Чем отличалось творчество П.Федотова? Кто главный герой его произведений?

Начало презентации.

1 слайд . Тема: «Художник Павел Андреевич Федотов»

2 слайд . Автопортрет П.А. Федотова.

Коротко биографию до жизни в Петербурге.

3 слайд . Казармы Императорского лейб-гвардии Финляндского полка (Набережная

Лейтенанта Шмидта, дом 43).

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1838 года».

«Игра в карты (П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку)». 1840 год.

Здесь в одной из офицерских квартир жил П.Федотов во время службы в Императорском лейб - гвардии Финляндском полку.

Коротко о службе. Начало творчества. Федотов – полковой художник. Он рисует события полковой жизни, портреты друзей и товарищей по службе. (Сообщение одного из учеников).

4 слайд . Здание Академии художеств (Университетская набережная, дом 17).

Необычным путем пришел в искусство офицер Финляндского полка П. Федотов.

В свободное от службы время он посещал рисовальные классы Академии художеств, которая находилась недалеко от казарм полка. Здесь он впервые получил профессиональные навыки художника.

5 слайд . Картины «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест». 1846 год.

Вопрос: Кто главный герой этих картин?

В центре внимания художника жизнь маленького человека.

Федотов привнес в искусство не только новые темы и сюжеты, но и своеобразную их интерпретацию. Его работы носят камерный характер. Сюжет представлен как «окно» в мир реальной жизни этих людей. Взгляд художника полон внимания и сочувствия.


  • Федотов решает сцену таким образом, что зритель становится ее участником;

  • При реалистической трактовке сцены он очень внимателен к деталям, которые раскрывают более глубоко контекст сюжета;

  • Добротность и основательность рисунка;

  • Сдержанность колорита, построенного на тонких нюансах цвета;

  • Сдержанная светотень, которая позволяет не только выявить форму и пространство, но и расставляет смысловые акценты.
6 слайд . «Сватовство майора». 1848 год.

Самая популярная картина художника. В 1849 году она была выставлена на выставке в Петербурге. За нее Федотов получил звание академика бытовой живописи.

Анализ картины.

Художник вводит нас в дом купца, в котором все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий. «Сватовство майора» - это сатира, сатирическое обличение нравов того времени, превративших брак в сделку. Но художник мудро воспринимает жизнь, видя в ней как темные, так и светлые стороны. Он бичует эти темные стороны, но в тоже время насмешка его соединена с откровенным сочувствием и грустью. Рассказывая свою историю, художник любуется каждой мелочью в картине, мастерски выписывая все детали.

7 слайд . «Портрет Н.П.Жданович за клавесином».1850 год.

Портрет называют жемчужиной русского портретного искусства.

Федотов не замкнулся в рамках бытового жанра. Обращение к портрету – показатель многогранности его творчества.

Поздний период творчества связан с состоянием собственного опустошения, что вносит трагические нотки в его произведения.

8 слайд . Картина «Анкор, еще анкор!», «Игроки».

Эти картины, написанные в год смерти художника, не вызвали интереса у современников, остались не замеченными.


  1. Ответы учеников на проблемный вопрос.
Выводы. Мы познакомились с творчеством художника Павла Федотова. Он первым среди русских художников обратился к жизни и проблемам обычных людей. Своим творчеством он проложил дорогу реализму. Особо следует еще раз отметить, что петербургский период жизни этого замечательного художника связан с Васильевским островом.

  1. Закрепление материала в форме игры «Сегодня на уроке я узнал, что …»

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание :

  • Подготовить рассказ о любой понравившейся картине П. Федотова.

  • Где на Васильевском острове находится мемориальная доска, посвященная Федотову? Какие еще адреса В.О. связаны с именем художника?

  1. Список литературы:

  • Г. Гор, В. Петров «Художник Федотов», Москва, 1951 г.

  • Г.А.Загянская « Павел Андреевич Федотов», Москва, Искусство, 1977 г.

  • МХК. Романтизм и реализм. Пособие под редакцией Л.В. Пешиковой, Владос, 2004

  • Д. В. Сарабьянов «П.А.Федотов», 1985г.

  • Э. Кузнецов «Павел Федотов», Ленинград, Искусство, 1990 г.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Презентацию на тему "Творчество художника Павла Федотова" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 7 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Родоначальник критического реализма в русской живописи. Довольно бросить беглый взгляд на совокупность произведений этого художника, чтобы распознать в них два направления, не представляющих, однако, резкого перехода от одного в другое. Работы, относящиеся к первому направлению, ограничиваются рисунками и эскизными набросками. Они сильно отзываются влиянием Хогарта Хогарт - английский художник, основатель и крупный представитель национальной школы живописи

Реализм Павла Федотова

Слайд 3

Павел Федотов выставлял напоказ общечеловеческие слабость. Их основная идея, подчеркивается прибавкою к выражающей её главной сцене побочных эпизодов; художник не скупится на аксессуары, способные усилить вразумительность сюжета.

О чем писал Павел Федотов

Слайд 4

Самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьёзной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, которые возникали перед ним почти на каждом шагу в недостаточно покорной технике, Федотов благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов.

Идеи Павла Федотова

Слайд 5

Слайд 6

«Вдовушка»

Работы Федотова в филателии

«Игроки» «Офицер и денщик»

Слайд 7

«Сватовство майора»

Работы Федотова в филателии часть 2

«Разборчивая невеста»

«Львица»

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Федотов Павел Андреевич, выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. Отец его имел маленький деревянный домик; человек он был бедный, а семья большая, и дети, в том числе и Павел, росли без особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках. Автопортрет

Павел Федотов рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский. Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Капиталисты

Господа! Женитесь – пригодится! 1840 Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. В свободное от службы время он занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей.

Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка, 1843 После долгих убеждений начинающий художник решился оставить службу и с пенсией вышел в отставку. На эту пенсию он права не имел: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец.

Мышеловка Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию художеств. С раннего утра молодой живописец засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата, и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы.

Крестины В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах. Федотову все это было не по сердцу, и дома он отводил душу, изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора.

Чего не поняли Брюллов и Все холера виновата! 1848 Зауервейд, то понял Иван Андреевич Крылов. Он случайно увидел эскизы молодого живописца и написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков (батальную живопись) и приняться за настоящее дело - за жанр. Совет литератора звучал так: «Покажите наш народ, какой он есть…» Что Федотов и сделал, первым в России создавая работы в жанре «нравственнокритического реализма» .

В 1847 году живописцем была написана первая картина, которую Федотов решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена.

В том же 1847 году Павел Андреевич Федотов написал холст «Разборчивая невеста» . Полотно рассказывает зрителю целый сюжет. Этому способствует нарочито чопорная обстановка комнаты, неестественно эмоциональные выражения лиц действующих героев и некоторая комичность их позиций.

За картину "Сватовство майора" художника удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этой картиной: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи.

Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовым в 1849 -50 гг. В ней автор высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего состояние, но стремящегося к внешнему блеску и к жизни напоказ.

Павел Федотов заслуженно носит имя первооткрывателя сатиры в русской живописи, созданные им работы крепко вошли в историю изобразительного искусства и покоряют зрителя необычным, уникально тонким мастерством и непревзойденным реализмом, его миниатюрные картины производят просто обворожительное впечатление на наших современников. Автопортрет

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Урок- презентация
«Художник Павел Андреевич Федотов»

Учитель: Бакулина Галина Алексеевна,

Цель урока:


  • В контексте развития русского изобразительного искусства 1-ой половины XIX века познакомить учащихся с творчеством П. А. Федотова, петербургский период жизни которого связан с Васильевским островом.
Задачи урока:

  • Дать основные сведения о биографии П. Федотова, а также адреса его пребывания на Васильевском острове;

  • Познакомить с особенностями творческого метода художника на примере картины «Сватовство майора»;

  • Формировать навыки основ анализа художественного произведения;

  • Формировать потребность общения с подлинными произведениями искусства в залах музеев.
Оснащение урока : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска (с эпиграфом и проблемным вопросом).
Ход урока:

  1. Организационное начало.

  2. Основная часть.

  1. Повторение ранее пройденных тем.
Вопрос : Какие художественные стили и направления существовали в русской живописи

1-ой половины XIX века?

1 слайд . Картина Ф.А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Ответ: классицизм.

2 слайд . Картины О.А. Кипренского: портрет Е.Давыдова, портрет Пушкина А.С..

Ответ: романтизм.

3 слайд . Картина А.Г. Венецианова «На жатве. Лето».

Ответ: сентиментализм.

4 слайд . Картины П.А. Федотова «Сватовство майора», «Завтрак аристократа».

Обратите внимание, что эти картины отличаются по стилистике и по тематике от ранее представленных произведений. Автор этих картин – П.А. Федотов, который отразил в своих произведениях оригинальное видение современной ему жизни.

Сегодня мы познакомимся с творчеством этого художника, одним из основоположников реализма в русском изобразительном искусстве 1-ой половины XIX века, жизнь которого связана с Васильевским островом.


  1. Новая тема.
На доске:

Эпиграф – «Федотов … затронул такие глубокие ноты, каких до него еще никто не брал в русском искусстве» (В. В. Стасов).

Проблемный вопрос : Чем отличалось творчество П.Федотова? Кто главный герой его произведений?

Начало презентации.

1 слайд . Тема: «Художник Павел Андреевич Федотов»

2 слайд . Автопортрет П.А. Федотова.

Коротко биографию до жизни в Петербурге.

3 слайд . Казармы Императорского лейб-гвардии Финляндского полка (Набережная

Лейтенанта Шмидта, дом 43).

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1838 года».

«Игра в карты (П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку)». 1840 год.

Здесь в одной из офицерских квартир жил П.Федотов во время службы в Императорском лейб - гвардии Финляндском полку.

Коротко о службе. Начало творчества. Федотов – полковой художник. Он рисует события полковой жизни, портреты друзей и товарищей по службе. (Сообщение одного из учеников).

4 слайд . Здание Академии художеств (Университетская набережная, дом 17).

Необычным путем пришел в искусство офицер Финляндского полка П. Федотов.

В свободное от службы время он посещал рисовальные классы Академии художеств, которая находилась недалеко от казарм полка. Здесь он впервые получил профессиональные навыки художника.

5 слайд . Картины «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест». 1846 год.

Вопрос: Кто главный герой этих картин?

В центре внимания художника жизнь маленького человека.

Федотов привнес в искусство не только новые темы и сюжеты, но и своеобразную их интерпретацию. Его работы носят камерный характер. Сюжет представлен как «окно» в мир реальной жизни этих людей. Взгляд художника полон внимания и сочувствия.


  • Федотов решает сцену таким образом, что зритель становится ее участником;

  • При реалистической трактовке сцены он очень внимателен к деталям, которые раскрывают более глубоко контекст сюжета;

  • Добротность и основательность рисунка;

  • Сдержанность колорита, построенного на тонких нюансах цвета;

  • Сдержанная светотень, которая позволяет не только выявить форму и пространство, но и расставляет смысловые акценты.
6 слайд . «Сватовство майора». 1848 год.

Самая популярная картина художника. В 1849 году она была выставлена на выставке в Петербурге. За нее Федотов получил звание академика бытовой живописи.

Анализ картины.

Художник вводит нас в дом купца, в котором все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий. «Сватовство майора» - это сатира, сатирическое обличение нравов того времени, превративших брак в сделку. Но художник мудро воспринимает жизнь, видя в ней как темные, так и светлые стороны. Он бичует эти темные стороны, но в тоже время насмешка его соединена с откровенным сочувствием и грустью. Рассказывая свою историю, художник любуется каждой мелочью в картине, мастерски выписывая все детали.

7 слайд . «Портрет Н.П.Жданович за клавесином».1850 год.

Портрет называют жемчужиной русского портретного искусства.

Федотов не замкнулся в рамках бытового жанра. Обращение к портрету – показатель многогранности его творчества.

Поздний период творчества связан с состоянием собственного опустошения, что вносит трагические нотки в его произведения.

8 слайд . Картина «Анкор, еще анкор!», «Игроки».

Эти картины, написанные в год смерти художника, не вызвали интереса у современников, остались не замеченными.


  1. Ответы учеников на проблемный вопрос.
Выводы. Мы познакомились с творчеством художника Павла Федотова. Он первым среди русских художников обратился к жизни и проблемам обычных людей. Своим творчеством он проложил дорогу реализму. Особо следует еще раз отметить, что петербургский период жизни этого замечательного художника связан с Васильевским островом.

  1. Закрепление материала в форме игры «Сегодня на уроке я узнал, что …»

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание :

  • Подготовить рассказ о любой понравившейся картине П. Федотова.

  • Где на Васильевском острове находится мемориальная доска, посвященная Федотову? Какие еще адреса В.О. связаны с именем художника?

  1. Список литературы:

  • Г. Гор, В. Петров «Художник Федотов», Москва, 1951 г.

  • Г.А.Загянская « Павел Андреевич Федотов», Москва, Искусство, 1977 г.

  • МХК. Романтизм и реализм. Пособие под редакцией Л.В. Пешиковой, Владос, 2004

  • Д. В. Сарабьянов «П.А.Федотов», 1985г.

  • Э. Кузнецов «Павел Федотов», Ленинград, Искусство, 1990 г.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры