Женские образы война и мир таблица. Женские образы романа война и мир - сочинение

Главная / Чувства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ Деревянкская СОШ №5

Реферат по литературе на тему

Женские образы в романе "Война и мир"

подготовила: Гаврилова Ульяна

проверила: Хаврусь В.В.

Введение

«Война и мир» - одна из тех книг, которую нельзя забыть. В самом ее названии - вся жизнь человеческая. А еще «Война и мир» - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус - шара. «Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров». Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино. «Вот жизнь, - сказал старичок учитель», когда-то учивший Пьера географии. «Как это все просто и ясно, - подумал Пьер, - как я не мог знать этого прежде». «Как это все просто и ясно», - повторяем мы, перечитывая полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого. Так, эпизод за эпизодом мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека. Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой преобладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и рассмотрим женские образы, в которых автор выделяет их особое предназначение - быть женой и матерью. Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества, где объединяющую роль играет женщина. Если мужчине свойствен напряженный интеллектуальный и духовный поиск, то женщина, обладая более тонкой интуицией, живет чувствами, эмоциями. Отчетливое противопоставление добра и зла в романе естественно отразилось и на системе женских образов. Противопоставление внутреннего и внешнего образов как излюбленный прием писателя показательно для таких героинь, как Элен Курагина, Наташа Ростова и Марья Болконская.

Элен - это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную бездушную статую. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою больною робой, убранную плющом и мохом», как символ бездушности и холодности. Недаром автор не упоминает о ее глазах, тогда как «блестящие», «сияющие» глаза Наташи и «лучистые» глаза Марьи всегда привлекают наше внимание.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не знающие никаких моральных норм, живущие по непреклонному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Она постоянно изменяет мужу, поскольку животное начало преобладает в ее натуре. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Элен на глазах всего общества занята устройством своей личной жизни еще будучи супругой Пьера, а ее загадочная смерть связана с тем, что она запуталась в собственных интригах.

Такова Элен Курагина с ее пренебрежительным отношением к таинству брака, к обязанностям жены. Не трудно догадаться, что Толстой воплотил в ней худшие женские качества и противопоставил ей образы Наташи и Марьи.

роман толстой женщина образ

Нельзя не сказать и о Соне. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Соня не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это, скорее, беда ее, нежели вина, говорить нам автор. Она - «пустоцвет», но, возможно, жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали распуститься в ее душе.

3. Наташа Ростова

Одной из главных героинь в романе является Наташа Ростова. Толстой рисует Наташу в развитии, он прослеживает жизнь Наташи в разные годы, и, естественно, с годами меняются ее ощущения, ее восприятие жизни.

Впервые мы встречаем Наташу, когда эта маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», выбегает в гостиную и налетает на мать. И с ее образом входит в роман тема «живой жизни». Толстой всегда ценил в Наташе именно полноту жизни, желание жить интересно, полно и, главное, ежеминутно. Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс «Ключ», станцевать с Пьером. Толстой пишет, что «сущность ее жизни - любовь». В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь. Конечно, мы не верим ей, когда она «на полном серьезе» говорит Борису: «Навсегда… До самой смерти». «И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную».

Все действия Наташи определены требованием ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участник определенной частной жизни ибо она принадлежит не одному семейному кругу, а миру всеобщего движения. И может быть, и ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью». Она, не пытаясь понять его роль, тем самым уже определяет ее для себя и для других. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все - счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота», - скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. «Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему». Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни.

Первый бал Наташи Ростовой стал местом ее встречи с Андреем Болконским, которая повлекла за собой столкновение их жизненных позиций, оказавшее огромное влияние на них обоих.

Во время бала ее не интересуют ни государь, ни все важные лица, на которых указывает Перонская, она не обращает внимания на придворные интриги. Она ждет радости и счастья. Толстой однозначно выделяет ее среди всех присутствующих на балу, противопоставляя ее светскому обществу. Восторженная, замирающая от волнения Наташа описана Л. Толстым с любовью и нежностью. Его иронические замечания об адъютанте-распорядителе, просящим посторониться всех «еще куда-то», о «какой-то даме», о пошлой суете вокруг богатой невесты представляют нам свет мелочным и фальшивым, тогда как Наташа среди всех них показана единственным естественным существом. Толстой противопоставляет живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. «Оголенные шеи и руки Наташи были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу», и от этого оно кажется пошлым. Это впечатление усиливается, когда мы вспоминаем, что Элен бездушна и пуста, что в ее словно высеченном из мрамора теле живет каменная душа, алчная, без единого движения чувства. Здесь раскрывается отношение Толстого к светскому обществу, еще раз подчеркивается исключительность Наташи.

Что дала встреча с Андреем Болконским Наташе? Как истинно природное существо, она хотя и не задумывалась об этом, но стремилась к созданию семьи и могла обрести счастье лишь в семье. Встреча с князем Андреем и его предложение создали условия для достижения ее идеала. Готовясь образовать семью, она была счастлива. Однако счастью не суждено было длиться долго. Князь Андрей стремился к Наташе, но не понимал ее, в нем не было природного чутья, поэтому он отложил свадьбу, не поняв, что Наташа должна любить постоянно, что она должна быть счастлива каждую минуту. Он сам спровоцировал ее измену.

Портретная характеристика дает возможность обнажить основные качества ее характера. Наташа жизнерадостна, естественна, непосредственна. Чем старше она становится, чем быстрее из девочки превращается в девушку, тем больше она хочет, чтобы ею восхищались, чтобы ее любили, чтобы она была в центре внимания. Наташа любит себя и считает, что все должны ее любить, она говорит о себе: «Что за прелесть эта Наташа». И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа, как лучик света в скучном и сером светском обществе.

Подчеркивая некрасивость Наташи, Толстой утверждает: не во внешней красоте дело. Важны богатства ее внутренней натуры: одаренность, способность понять, прийти на помощь, чуткость, тонкая интуиция. Наташу все любят, все желают ей добра, потому что сама Наташа всем делает только добро. Наташа живет не умом, а сердцем. Сердце редко обманывает. И хотя Пьер и говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной», она всегда была умна и понимала людей. Когда Николенька, проигравши почти все состояние Ростовых, приходит домой, Наташа, сама того не понимая, поет только для брата. И Николай, слушая ее голос, забывает обо всем о своем проигрыше, о тяжелом разговоре с отцом, предстоящем ему, он только слушает чудный звук ее голоса и думает: «Что ж это такое?.. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?.. Ну, Наташа, ну, голубчик! Ну, матушка». И не один Николай зачарован ее голосом. Ведь голос Наташи обладал необыкновенными достоинствами. «В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та неотработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его».

Наташа очень хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она желает его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал». Наташа обладает искусством, которое дано не каждому. Она умеет сострадать. Когда Соня ревела, Наташа, не зная причины слез подруги, «распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела, как ребенок… и только оттого, что Соня плакала». Чуткость и тонкая интуиция Наташи «не сработала» только один раз. Наташа, такая умная и проницательная, не поняла Анатоля Курагина и Элен и дорого заплатила за ошибку.

Наташа - воплощение любви, любовь - сущность ее характера.

Наташа - патриотка. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

Наташе близок русский народ. Она любит народные песни, традиции, музыку. Из всего этого можно сделать вывод, что пылкая, живая, любящая, патриотическая Наташа способна на подвиг. Толстой дает нам понять, что Наташа поедет за декабристом Пьером в Сибирь. Разве это не подвиг?

4. Княжна Мария

С княжной Марьей Болконской мы встречаемся с первых страниц романа. Некрасива и богата. Да, она была некрасива, и даже очень дурна собой, но это, по мнению посторонних, далеких и почти не знающих ее людей. Все те немногие, любившие ее и любимые ею, знали и ловили на себе ее прекрасный и лучистый взгляд. Сама же княжна Марья и не знала всей его прелести и силы. Взгляд этот сам собой освещал все вокруг светом теплой любви и нежности. Князь Андрей часто ловил на себе этот взгляд, Жюли вспоминала в письмах кроткий, спокойный взгляд княжны Марьи, так, по словам Жюли, недостающий ей, да и Николай Ростов полюбил княжну именно за этот взгляд. Но при мысли о себе блеск в глазах Марьи тускнел, уходил куда-то в глубь души. Глаза становились прежними: грустными и, главное, испуганными, делавшими ее некрасивое, болезненное лицо еще некрасивее.

Марья Болконская, дочь генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, жила безвыездно в имении Лысые Горы. У нее не было ни друзей, ни подруг. Писала ей лишь Жюли Карагина, принося тем самым радость и разнообразие в серую, однообразную жизнь княжны. Отец сам занимался воспитанием дочери: давал ей уроки алгебры и геометрии. Но что давали ей эти уроки? Разве могла она что-нибудь понять, чувствуя над собой взгляд и дыхание своего отца, которого она боялась и любила больше всего на свете. Княжна уважала его и благоговела перед ним и перед всем содеянным его руками. Главным же утешением и, пожалуй, учителем была религия: в молитве находила она и успокоение, и помощь, и решение всех проблем. Все сложные законы человеческой деятельности сосредоточились для княжны Марьи в одном простом правиле - уроке любви и самоутверждении. Она так и живет: любит отца, брата, невестку, свою компаньонку, француженку мадемуазель Бурьен. Но иногда княжна Марья ловит себя на том, что думает о любви земной, о земной страсти. Княжна боится этих мыслей как огня, но они возникают, возникают потому, что она человек и как бы там ни было, грешный человек, как все.

И вот в Лысые Горы приезжает князь Василий с сыном Анатолем свататься. Наверное, в тайных мыслях княжна Марья давно ждала именно такого будущего мужа: красивого, благородного, доброго.

Старый князь Болконский предлагает дочери самой решить свою судьбу. И, наверное, она бы сделала роковую ошибку, согласившись на брак, если бы случайно не увидела, как Анатоль обнимает мадемуазель Бурьен. Княжна Марья отказывает Анатолю Курагину, отказывает, потому что решает жить только для отца и своего племянника.

Княжна не воспринимает Наташу Ростову, когда та с отцом приезжает знакомиться к Болконским. Она относится к Наташе с некоторой внутренней неприязнью. Наверное, она слишком любит своего брата, дорожит его свободой, боится, что какая-то совершенно чуткая женщина может увести, отнять его, завоевать его любовь. А страшное слово «мачеха»? Только одно это уже внушает неприязнь и отвращение.

Княжна Марья в Москве расспрашивает Пьера Безухова о Наташе Ростовой. «Что это за девушка и как вы находите ее?» Она просит сказать «всю правду». Пьер чувствует «недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке». Ей и в самом деле хочется, чтобы «Пьер не одобрил выбора князя Андрея».

Пьер не знает, как отвечать на этот вопрос. «Я решительно не знаю, что это за девушка, я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна», - говорит Пьер.

Но этот ответ не удовлетворил княжну Марью.

«- Умна она? - спросила княжна.

Пьер задумался.

Я думаю, нет, - сказал он, - а впрочем да. Она не удостаивает быть умною».

«Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой», - замечает Толстой.

5.Все герои Толстого влюбляются. Княжна Марья Болконская влюбляется в Николая Ростова. Полюбив Ростова, княжна во время встречи с ним преображается так, что мадемуазель Бурьен почти не узнает ее: в голосе появляются «грудные, женские ноты», в движениях - грация и достоинство. «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которого она жила до сих пор, выступила наружу» и сделала лицо героини прекрасным. Оказавшись в трудной ситуации, она встречает случайно Николая Ростова, и он помогает ей справиться с несговорчивыми крестьянами и покинуть Лысые Горы. Княжна Марья любит Николая совсем не так, как его любила Соня, которой нужно было постоянно что-то делать и чем-то жертвовать. И не так, как Наташа, которой необходимо было, чтобы любимый человек был просто рядом, улыбался, радовался и говорил ей влюбленные слова. Княжна Марья любит тихо, спокойно, счастливо. И это счастье увеличивается сознанием того, что она наконец полюбила, и полюбила именно человека доброго, благородного, честного.

И Николай видит и понимает все это. Судьба все чаще и чаще толкает их друг к другу. Встреча в Воронеже, неожиданное письмо Сони, освобождавшее Николая от всех обязательств и данных Соня обещаний: что это как не веление судьбы?

Осенью 1814 года Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Теперь у нее есть то, о чем она мечтала: семья, любимый муж, дети.

Но княжна Марья не изменилась: она была все та же, только теперь уже графиня Марья Ростова. Она старалась во всем понять Николая, хотела, очень хотела любить Соню и не могла. Она очень любила своих детей. И сильно расстраивалась, когда понимала, что в ее чувствах к племяннику чего-то недоставало. Она по-прежнему жила для других, стараясь любить их всех высшей, Божеской любовью. Иногда Николай, глядя на свою жену, ужасался мысли о том, что было бы с ним и с его детьми, если бы умерла графиня Марья. Он любил ее больше жизни, и они были счастливы.

Марья Болконская и Наташа Ростова становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, стремится помочь мужу во всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужиками. Гармония семейной жизни, как мы видим, достигается там, где муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое. В семьях Ростовых и Безуховых взаимонепонимание и неизбежные конфликты разрешаются примирением. Здесь царит любовь.

Марья и Наташа - замечательные матери. Однако Наташа больше хлопочет о здоровье детей, а Марья проникает в характер ребенка, заботиться о его духовном и нравственном воспитании.

Толстой наделяет героинь самыми ценными, на его взгляд, качествами - способностью тонко чувствовать настроение близких людей, разделять чужое горе, самоотверженно любить свою семью.

Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть заранее заданную роль, не зависят от мнения посторонних людей, не живут по законам света. На своем первом большом балу Наташа выделяется именно искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо, и их разговор выходит за рамки светской беседы: «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

При сходстве лучших нравственных качеств, Наташа и Марья, в сущности, совсем разные, почти противоположные натуры. Наташа живет взахлеб, ловит каждое мгновение, ей не хватает слов, чтобы выразить полноту своих чувств, героиня наслаждается танцами, охотой, пением. Она в высшей степени наделена любовью к людям, открытостью души, талантом общения.

Марья тоже живет любовью, но в ней много кротости, смирения, самоотвержения. Она часто устремляется в мыслях от земной жизни в иные сферы. «Душа графини Марьи, - пишет Толстой в эпилоге, - стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Лев Толстой именно в княжне Марье видел идеал женщины, а главное - жены. Княжна Марья живет не для себя: она хочет сделать и делает счастье мужа, детей. Но она и сама счастлива, ее счастье состоит в любви к ближним, их радости и благополучии, в чем, впрочем, и должно состоять счастье каждой женщины.

Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую, крепкую семью, не приходится сомневаться, что в ее семье вырастут хорошие дети, которые станут полноправными и полноценными членами общества.

В произведении Толстого мир предстает многогранным, здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Писатель передает нам свою любовь к жизни, которая является во всей прелести и полноте. И рассматривая женские образы романа, мы лишний раз убеждаемся в этом.

«Как это все просто и ясно» - еще раз убеждаемся мы, обращая свой взгляд на глобус шар, где уже нет уничтожающих друг друга капель, а все они слились воедино, составляя один большой и светлый мир, как в самом начале - в доме Ростовых. И в этом мире остаются Наташа и Пьер, Николай и княжна Марья с маленьким князем Болконским, и «надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе.

Литература

1. Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.

2. Газета «Литература» № 12, стр. 2, 7, 11, 1999 г.

3. Газета «Литература» № 1, стр. 4, 2002 г.

4. Э. Г. Бабаев «Лев Толстой и русская журналистика его эпохи».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Книга, которую нельзя забыть. Женские образы в романе. Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. Княжна Марья как нравственный идеал женщины для писателя. Семейная жизнь княжны Марьи и Наташи Ростовой. Многогранный мир. Толстой о предназначении женщины.

    реферат , добавлен 06.07.2008

    Одним из самых ярких и талантливых писателей России по праву считается Л.Н. Толстой. Глубокий драматизм судьбы Анны Карениной. Жизненный путь Катюши Масловой. Женские образы в романе "Война и мир". Марья Болконская. Наташа Ростова. Светские дамы.

    реферат , добавлен 19.04.2008

    Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" – грандиозное произведение не только по описанным в нём историческим событиям, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и придуманных. Образ Наташи Ростовой как самый обаятельный и естественный образ.

    сочинение , добавлен 15.04.2010

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

    сочинение , добавлен 16.10.2008

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Изучение истории создания романа-эпопеи Л. Толстого "Война и мир". Исследование роли статичных и развивающихся женских образов в романе. Описания внешности, черт характера и мировоззрения Наташи Ростовой. Анализ отношений героини с Андреем Болконским.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Анализ основных эпизодов романа "Война и мир", позволяющих выявить принципы построения женских образов. Выявление общих закономерностей и особенностей в раскрытии образов героинь. Исследование символического плана в структуре характеров женских образов.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2011

    Образ Наташи Ростовой в романе: описание внешности, черты характера в начале произведения и в эпилоге, необычайная бурная жизнь души, борьба и постоянное движение и изменение. Первый бал Наташи, его значение в произведении. Участие героини в войне.

    презентация , добавлен 30.06.2014

    Отношение автора к людям и событиям. Портреты действующих лиц, авторская интонация. Критерии добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми и обществом. Душевное богатство Наташи. Чудесный женский характер.

    сочинение , добавлен 14.01.2007

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.


В своём выдающемся романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показал жизнь русского общества начала XIX века. Он, пытаясь осознать значение женщины в обществе, семье, создаёт в произведении множество женских образов, которые можно разделить на две категории: в первой находятся женщины народного идеала, такие как Марья Болконская, Наташа Ростова и другие, а во второй – представительницы высшего света – Анна Шерер, Элен и Жюли Курагины.

Одним из самых выделяющихся женских образов является образ Наташи Ростовой, в котором Толстой реализовал наилучшие качества личности. Благородность и скромность делают её очаровательнее благоразумной, умной Элен Курагиной с её светскими манерами. Множество фрагментов романа повествуют о том, как Наташа протягивает людям руку помощи, делает их добрее, помогает найти любовь к жизни, даёт советы, заставляет окружающих чувствовать себя счастливее, не требуя ничего взамен.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Так, когда Николай Ростов приходит домой после того, как проиграл деньги Долохову, с чувством безнадёжности, услышав пение Наташи, вновь обретает радость жизни: “Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее”.

Помимо всего Наташа близка к восприятию невероятной красоты природы. Описывая ночь в Отрадном, Толстой сравнивает настроение двух сестёр, Сони и Наташи. Наташа, восхищаясь красотой ночного неба, восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!”» Однако Соне не близко состояние её подруги, в ней нет той искры, которая присуща Наташе. Соня искренна, ласкова, нежна, дружелюбна. Она слишком правильная, не делает поступков, из которых можно было бы извлечь уроки и развиваться дальше. И в отличие от неё Наташа постоянно ошибается и делает какие-то выводы; испытывает чувства к князю Андрею, их души что-то объединяет. Однако же затем внезапно влюбляется в Анатолия Курагина. Это говорит о том, что Наташа – простой человек, имеющий несовершенства.

Марья Болконская – противоположность Наташи, но и в чём-то похожа на нее. Главная её черта – самопожертвование, которое сочетается в ней с покорностью и стремлением к счастью. Повиновение приказам отца, запрет на протест его желаниям – понимание своей роли дочери княжны Марьи. Но при необходимости она может продемонстрировать твёрдый характер. Ставя самопожертвование выше всего, она уничтожает в себе что-то поистине важное; и всё же, именно жертвенная любовь позволила ей обрести счастье в семье. По-настоящему Марья раскрыла свои личностные качества, когда положение дел вынудило её проявить самостоятельность после смерти отца, а также когда она стала матерью и женой.

Этим двум схожим женщинам противоположны дамы высшего общества – Анна Павловна Шерер, Элен Курагина, Жюли Курагина. Они во многом похожи.

Этими образами Л.Н. Толстой показывает, что женщины простые, живущие обычной жизнью, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают счастье семейное, тогда как светские дамы, далёкие от нравственных ценностей, не способны достичь истинного счастья из-за самолюбия и преданности ложным и пустым идеалам высшего общества.

Обновлено: 2018-04-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Женские образы в романе «Война и мир»

В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа, становящаяся в эпилоге романа “плодовитой самкой”; красивая, развращенная и глупая Элен Курагина, воплотившая в себе все достоинства и недостатки столичного общества; княгиня Друбецкая -- мать-наседка; юная “маленькая княгиня” Лиза Болконская -- нежный и скорбный ангел повествования и, наконец, княжна Марья, сестра князя Андрея. У всех героинь есть своя судьба, свои стремления, свой мир. Их жизни удивительным образом переплетаются, и в различных жизненных ситуациях и проблемах они ведут себя по-разному. У многих из этих хорошо продуманных персонажей были прототипы. Читая роман, невольно проживаешь жизнь вместе с его героями.

В романе огромное количество прекрасных образов женщин начала XIX века, некоторых из них мне хотелось бы рассмотреть поподробнее.

Марья Болконская

"right"> "right">Красота души придает прелесть "right"> даже невзрачному телу "right">Г. Лессинг

Считается, что прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, и он создал в своем воображении ее духовный облик.

Княжна Марья безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, -- человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. Но он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам давая ей уроки.

А вот портрет княжны: “Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо”. Толстой не сообщает нам деталей внешности княжны Марьи. Интересный момент - княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Мы знаем о ней, что светским щеголям она казалась “дурною”. Себе она тоже казалась некрасивой, когда смотрела на себя в зеркало. Анатоля Курагина, сразу отметившего достоинства глаз, плеч и волос Наташи Ростовой, княжна Марья ничем таким не привлекала. Она не выезжает на балы, потому что живет одиноко в деревне, обществом пустой и глупой компаньонки-француженки тяготится, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Как ни странно, главные идеи о войне и мире высказывает в книге Толстого женщина - княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война -- это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до 1812 года и всех его ужасов. По сути, к этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после того, как он видел смерть лицом к лицу, после плена, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, -- профессиональный военный, посмеивавшийся над своей сестрой и называвший ее «плаксой».

Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть “счастье прощать”. И он, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший законы для России и диспозиции сражений, философствовавший с Кутузовым, Сперанским и другими лучшими умами, перечитавший массу книг и знакомый со всеми великими идеями века, -- он поймет, что права была его младшая сестра, которая проводила жизнь в захолустье, ни с кем не общалась, трепетала перед отцом и разучивала сложные гаммы да плакала над задачами по геометрии. Он действительно прощает смертельного врага -- Анатоля. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее по своей проницательности, умению понимать людей и события. Князь Андрей предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров, что не раз вызывало изумление критиков, упрекавших Толстого в анахронизме, в отступлениях от верности эпохе, в “осовременивании” Болконского и т. д. Но это особая тема. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб под Аустерлицем, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, не имея о брате никаких сведений, пустилась в трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались уже отряды французов. Она знала, что он идет на смерть, и предсказала ему, что он простит перед смертью своего злейшего врага. И автор, заметьте, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие,

что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась роковым образом в Анатоле. Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие, чувственность -- что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. Поэтому она не может ошибиться. Она принимает судьбу как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и не пытаться отравиться, как Наташа Ростова. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о себе и никогда не плачет от “боли или от обиды”, а только от “грусти или жалости”. Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его. Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему о спасении.

Марья Болконская, безусловно, умна, однако она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко общаться. К сожалению, не все могут понять это и оценить. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может, а, скорее всего, просто не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая всего остального.

Несмотря на разные характеры, взгляды, стремления и мечты, Наташа Ростова и Марья Болконская крепко дружат в конце романа. Хотя первое впечатление друг о друге у обеих было неприятным. Наташа видит в сестре князя Болконского препятствие для ее брака, тонко чувствуя негативное отношение семьи Болконских к своей персоне. Марья же, со своей стороны, видит типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, имеющую колоссальный успех у мужчин. Мне кажется, Марья даже немного завидует Наташе.

Но сближает девушек страшное горе - смерть Андрея Болконского. Он много значил для сестры и бывшей невесты, и чувства, которые девушки испытывали во время предсмертной агонии князя, были понятны и схожи для обеих.

Семья Марьи Болконской и Николая Ростова - это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть иначе. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.

Наташа Ростова

Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа "Война и мир" и, пожалуй, самый любимый у автора. Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип -- жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

По данной героине характеристике, она «не удостаивает быть умной». В этом замечании проявляется основная отличительная черта образа Наташи -- ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень, что роднит ее с лучшими и популярнейшими героинями русской классической литературы.

Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа. Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.

Впервые мы встречаемся с ней, когда девочка вбегает в комнату, счастье и радость у нее на лице. Это существо не может понять, как другим может быть грустно, если ей весело. Она не старается сдерживать себя. Все ее поступки продиктованы чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована. В нее уже заложено что-то, характерное для того времени и для светских барышень. Ведь не случайно Наташа думает, что уже любит Бориса Друбецкого, что будет ждать, когда же ей исполнится шестнадцать лет, и она сможет выйти за него замуж. Эта воображаемая любовь для Наташи просто развлечение.
Но маленькая Ростова не похожа на других детей, не похожа своей искренностью, отсутствием фальши. Эти качества, свойственные всем Ростовым, за исключением Веры, особенно ярко проявляются при сопоставлении с Борисом Друбецким, с Жюли Карагиной. Наташа знает французский язык, но она не строит из себя француженку, как многие девушки знатных семейств того времени. Она русская, ей свойственны чисто русские черты, она даже умеет плясать русские танцы.

Наталья Ильинична -- дочь известных в Москве хлебосолов, добряков, разоряющихся богачей графов Ростовых, семейные черты которых получают от Денисова определение «ростовская порода». Наташа предстает в романе, пожалуй, наиболее ярким представителем этой породы, благодаря не только своей эмоциональности, но и многим другим качествам, важным для понимания философии романа. Ростова как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого дается главным героям -- Пьеру Безухову и Андрею Болконскому -- только в результате сложнейших нравственных исканий.

Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя. По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную своей живостью и обаянием девушку, чутко реагирующую на все происходящее. Чаще всего именно Наташе принадлежат в романе самые точные характеристики других героев. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы (обжигает раскаленной линейкой руку, чтобы доказать свою любовь и дружбу Соне; фактически решает судьбу раненых, отдавая подводы, чтобы вывезти их из горящей Москвы; спасает от умопомешательства мать после смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем).Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. А как Наташа отплясывает после охоты! "Чистое дело, марш", - удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка".

В то же время Наташа может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает годичного испытания и увлекается Анатолем Курагиным, готовая в своем увлечении на самые безрассудные поступки. После случайной встречи в Мытищах с раненым князем Андреем, осознавая свою вину и получив возможность искупить ее, Ростова вновь возрождается к жизни; а после смерти Болконского (уже в эпилоге романа) становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого ею. В эпилоге Н.Р. представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа и понимающая его.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему "роевому" инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова она - главная в семье. Наташа долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа находится с князем Андреем до самого конца. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, - она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается "от жизни", Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве "благоговейного умиления", которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила". Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее "сильной, красивой и плодовитой самкой". Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не умом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Об ее интеллектуальных способностях прекрасно говорит Пьер, сказав, что она "не удостаивает быть умной", потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы. Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья - обоюдное и добровольное рабство. "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа". Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.

"Война и мир" - единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, - лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.

Светские дамы

(Элен Безухова,княгиня Друбецкая, А.П. Шерер)

В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замечаем, просто не обращаем на них внимания. Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим о ком-то: добрый, злой; красивый, некрасивый; плохой, хороший; умный, глупый. Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека? Конечно же, преобладание одних качеств над другими:- зла над добром, красоты над уродством. При этом рассматриваем мы как внутренний мир личности, так и внешний облик. И случается, что красота способна скрыть зло, а добру удается сделать незаметным уродство. Увидев человека в первый раз, мы совсем не думаем о его душе, мы замечаем только внешнюю привлекательность, но часто состояние души противоположно внешнему облику: под белоснежной скорлупой оказывается протухшее яйцо. Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере дам высшего света в своем романе

Элен Курагина -- душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только... притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, и именно этим пользуется. А почему бы и нет?.. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит, как только Безухов оказался богат. Поставив себе цель, Курагина хладнокровно добивается ее путем обмана, что заставляет нас почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть и сверкание. Даже когда после дуэли мужа с Долоховым и разрыва с Пьером Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, она все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. Тем более, что деньги-то от нее не ушли -- ушел лишь муж. Элен знает цену своей красоте, но не знает, насколько она по своей натуре чудовищна, ведь самое страшное, когда человек не ведает, что он болен, и не принимает лекарства.

“Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, -- думал Пьер, -- представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”. С Безуховым нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то и ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет, житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью удачного замужества. Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть. Ну а когда она возжелала свободы, то опять же нашелся самый легкий способ -- вызвать ревность в муже, который в конце концов готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе. Цинизм и расчет -- вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей.

В Элен влюблялись, но никто ее не любил. Она - как красивая статуя из белого мрамора, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, -- камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла.

Среди нелюбимых Толстым персонажей можно выделить и Анну Павловну Шерер. На самых первых страницах романа читатель знакомится с салоном Анны Павловны и с ней самой. Ее характернейшая примета - постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она хочет, не может и не находит нужным исправляться”. За этой характеристикой - авторская ирония.

Анна Павловна -- фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. Анне Павловне 40 лет, у нее «отжившие черты лица», всякий раз при упоминании об императрице выражающего соединение грусти, преданности и уважения. Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам. Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием. Шерер постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.

Известно, что для Толстого женщина- это, прежде всего, мать, хранительница семейного очага. У великосветской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она - «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Еще одна дама высшего света - это княгиня Друбецкая. Впервые мы видим ее в салоне А.П. Шерер, просящей за своего сына, Бориса. Затем мы наблюдаем, как она просит деньги у графини Ростовой. Сцена, в которой Друбецкая и князь Василий вырывают друг у друга портфель Безухова, дополняет образ княгини. Это абсолютно беспринципная женщина, главное для нее в жизни - это деньги и положение в обществе. Ради них она готова идти на любые унижения.

Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер. Это “высшая знать Петербурга, люди самые разные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...”. Здесь все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Эти люди рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности не интересуясь этими понятиями. Их волнует лишь личное благополучие, карьера, спокойствие. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к “приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений! И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Даже красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные.

Стоит обратить внимание на то, что рассказы написаны от первого лица, от «Я» и это не случайно: во-первых, это предает произведениям реалистическое их понимание, а во-вторых, По внес в произведения части своей биографии. Все три рассказа...

Женские образы в поэзии и прозе Эдгара По

творческий по женский образ В «счастливой» период фантастический мир, в котором сознание По находило прибежище в годы раннего детства, не распался. Напротив, он расширился, стал сложнее и богаче. В него вошло еще одно божество - Джейн Стэнард...

Женские образы в романах Г. Флобера "Госпожа Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

Сюжет флоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым, коварный ростовщик, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

К женщинам в русской литературе всегда было особое отношение, и до определенного времени основное место в ней занимал мужчина - герой, с которым и были связаны проблемы, поставленные авторами. Н...

Женские образы в романе Шолохова "Тихий Дон"

В русской культурной традиции есть своя специфика в понимании соотношения мужественного и женственного. Во-первых, в русской теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как духовный принцип. Во-вторых, иная...

Идеальные женские образы в средневековой Руси XI-XV века

Образная система в повести И.С. Тургенева "Вешние воды"

Главных женских образа в повести два, это две женщины, принявшие непосредственное участие в судьбе Санина: его невеста Джемма и «роковая» красавица Марья Николаевна Полозова. О Джемме мы впервые узнаем в одной из первых сцен повести...

Патриотизм в русской литературе 19 века

Роман "Война и мир" в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге)...

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Вспомним также, что в 1869 году из-под пера Л.Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы - роман-эпопея «Война и мир». В этом произведении главный герой - не Печорин, не Онегин, не Чацкий...

Тема преступления и наказания в романе Диккенса "Домби и сын"

Главная героиня романа - Флоренс - светлый, почти библейский образ символизирующий душевную чистоту, любовь, способную растопить даже ледяное сердце ее отца. Общение с нею изменяет гордую неприступную Эдит, возрождая в ее душе тепло и ласку...

Чехов А.П.

В богатой дворянской усадьбе живут две красавицы сестеры. Младшая, Женя (домашние зовут ее Мисюсь),- поэтическая натура. Она непосредственна, восприимчива и впечатлительна. Чтение книг - вот основное ее занятие. Она еще не разобралась в жизни...

Что нам известно о языке Льва Толстого? То, что в нем (языке) немало вольностей (и в словоупотреблении, и в грамматике), например: ««Ему ее его!» - эту толпу местоимений можно было бы признать, -- свидетельствовал К. Федин...

Языковые особенности романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

В лингвистических работах, посвященных описанию и изучению лексико-семантического поля цветообозначений, исследователи в той или иной степени рассматривают и световую лексику...

Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские образы , всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или красоте фигуры, а на богатстве внутреннего мира своих героинь, который одухотворяет их внешний облик. Таковы, например, пушкинская Татьяна Ларина или тургеневская Лиза Калитина. Этот же художественный принцип при создании женских образов своего романа использовал Л.Н. Толстой. Женские образы в романе «Война и мир» играют важную роль. Они не только определяют поведение главных героев, но и имеют самостоятельное значение. Так же как и мужские образы, они раскрывают представление автора о красоте, добре и зле. При изображении своих героинь писатель использовал прием противопоставления. Сопоставляя совершенно разных по складу характера, воспитанию, стремлениям и убеждениям девушек - Наташу Ростову, Марью Болконскую и Элен Курагину, Толстой стремился выразить мысль, что за внешней красотой часто скрывается пустота и притворство, а за видимой некрасивостью - богатство внутреннего мира.

Наташа Ростова и Мария Болконская - любимые героини Толстого с противоположными характерами. Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок. Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где взрослые ведут скучный разговор. Вместе с Наташей в этот чинный мир врывается свежее дыхание жизни. Не раз Толстой подчеркнет, что Наташа не была красива. Она может быть прекрасной, а может быть уродливой, - все зависит от ее душевного состояния. В ее душе ни на секунду не прекращается напряженная работа, не доступная постороннему глазу.

Душевная красота Наташи, ее жизнелюбие, жажда жизни распространяются на близких и родных ей людей: Петю, Соню, Бориса, Николая. В этот же мир невольно оказался вовлеченным князь Андрей Болконский . Не смог устоять перед ее обаянием и Борис Друбецкой, товарищ детства, с которым Наташу связала детская клятва. Наташа встречается с Борисом, когда ей уже 16 лет. «Он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него». Но, увидев ее, он потерял голову, потому что тоже погрузился в ее мир радости и добра. Он забыл, что хотел жениться на богатой невесте, перестал ездить к Элен, и Наташа «казалась по-прежнему влюбленной в Бориса». В любой ситуации она предельно искренна и естественна, в ней нет ни тени притворства, лицемерия и кокетства. В Наташе, по словам Толстого, «постоянно горел внутренний огонь и отблески этого огня сообщали ее внешности нечто лучшее, нежели красота». Не случайно именно Наташу любят Андрей Болконский и Пьер Безухов, не случайно в нее влюбляется Василий Денисов. Развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, уважения, терпения и взаимопонимания.

Иная атмосфера царит в имении Болконских. Воспитанием княжны Марьи занимался отец - гордый и самодовольный человек с трудным характером. Стоит вспомнить об уроках математики, которой он не столько обучал, сколько мучил свою дочь. Княжна Марья унаследовала его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врожденное благородство. Старый князь Болконский деспотичен и строг с дочерью, но по-своему любит ее и желает ей добра. Образ княжны Марьи отличается особенной привлекательностью. Автор постоянно напоминает о ее некрасивом лице, но читатель совершенно забывает о нем в те моменты,когда проявляется лучшая часть ее духовного существа. В портрете Марьи Болконской, предельно лаконичном, запоминаются ее лучистые глаза, которые делали некрасивое лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема.

Марья Болконская - обладательница живого ума. Немалый вклад в развитие ее умственных способностей привнес отец, придававший большое значение образованию. У Наташи Ростовой несколько иной склад ума. Она не размышляет над событиями так, как Марья, серьезно и глубоко, но сердцем и душой понимает то, что не дано понять другому человеку. На вопрос об интеллектуальных способностях Наташи Ростовой прекрасно отвечает Пьер: она «не удостаивает быть умной», потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Наташа отличается от ищущих, умных и образованных героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно, как художественно одаренный человек. Она великолепно танцует, вызывая восторг окружающих, так как пластический язык танца помогает ей выразить свою переполненность жизнью, радость слияния с ней. У Наташи прекрасный голос, который чарует слушателей не только своей красотой, звучностью, но и силой, искренностью чувства, с которым она отдается пению. Когда Наташа поет, для нее весь мир заключается в звуках. Но если этот порыв прерывается чьим-то посторонним вторжением, для Наташи это кощунство, потрясение. Например, после того, как во время ее пения в комнату вбежал восторженный младший брат с известием о приходе ряженых, Наташа разрыдалась и долго не могла остановиться.

Одной из главных черт характера Наташи является влюбчивость. На своем первом в жизни взрослом балу она, войдя в зал, почувствовала себя влюбленной во всех. Иначе и быть не может, потому что любовь - сущность ее жизни. Но это понятие у Толстого имеет очень широкий смысл. Оно включает в себя не только любовь к жениху или мужу, но и любовь к родителям, семье, искусству, природе, родине, к самой жизни. Наташа остро ощущает прелесть и гармонию природы. Очарование лунной ночи вызывает в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее: «Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

В противоположность эмоциональной и живой Наташе в кроткой княжне Марье смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Не имея возможности познать радости жизни, Марья находит радость и утешение в религии и общении с божьими людьми. Она безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства.

Наташа Ростова - это страстная, порывистая натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. Полюбив Андрея Болконского, она не могла думать о чем-то другом. Разлука становится для нее непосильным испытанием, потому что она живет каждым мгновением и не может откладывать счастье на какой-то установленный срок. Это качество характера Наташи толкает ее к измене, которая в свою очередь рождает в ней глубокое чувство вины и раскаяния. Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной счастья.

Из состояния мучительного кризиса Наташу выводит известие об угрозе французов, подступивших к Москве. Общая для всей страны беда заставляет героиню забыть о своих страданиях и горестях. Как и для других положительных героев романа, для Наташи главной становится мысль о спасении России. В эти трудные дни особенно сильной становится ее любовь к людям, желание сделать все возможное, чтобы помочь им. Эта самоотверженная любовь Наташи находит свое высшее выражение в материнстве.

Но, несмотря на внешнее различие, непохожесть характеров Наташа Ростова и княжна Марья имеют очень много общего. И Марья Болконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов в своей жене. Наташа и Марья до конца отдаются каждому своему чувству, будь то радость или печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и благородны. Они обе больше думают о других, близких и любимых людях, чем о себе. Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни (например, после истории с Анатолем Курагиным), отдавалась чувству преклонения перед Всевышним. Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и прекрасно.

При всем несходстве характеров Марья Болконская и Наташа Ростова - патриотки, чистые и честные натуры, способные на глубокие и сильные чувства. Лучшие черты любимых героинь Толстого особенно ярко проявились в 1812 году. Наташа близко к сердцу приняла бедствие, которое обрушилось на Россию с приходом Наполеона. Она совершила подлинно патриотический поступок, заставив сбросить с подвод имущество и отдать эти подводы под раненых. Граф Ростов, гордясь своей дочерью, произнес: «Яйца... яйца курицу учат». С самоотверженной любовью и мужеством, поражая окружающих, Наташа, до последнего дня ухаживала за князем Андреем. С особой силой в эти дни проявилась твердость характера скромной и застенчивой княжны Марьи. Компаньонка- француженка предложила княжне Болконской, оказавшейся в трудном положении, обратиться за помощью к французам. Княжна Марья посчитала это предложение оскорблением ее патриотических чувств, перестала общаться с мадемуазель Бурьен и выехала из имения Богучарово.

Человеческую сущность героинь Толстого определяет слово «женственность». Это и Наташино обаяние, нежность, страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые глаза Марьи Болконской. Обе любимые героини Толстого находят свое счастье в семье, заботе о муже и детях. Но писатель проводит их через серьезные испытания, потрясения и душевные кризисы. При первом знакомстве (когда Наташа была невестой князя Андрея), они не поняли друг друга. Но пройдя трудный путь разочарований и обид, княжна Марья и Наташа породнились не только по крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обе они поняли, что близки друг другу, и поэтому стали не просто настоящими подругами, а духовными союзниками со своим непроходящим желанием делать добро и дарить окружающим свет, красоту и любовь.

Семейная жизнь Марьи и Наташи - это идеальное супружество, крепкая семейная связь. Обе героини посвящают себя мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. И Наташа (теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, счастливы счастьем своих детей и любимых мужей. Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве - любящей жены и нежной матери. Наташа Ростова в финале романа - уже не очаровательная тоненькая и подвижная девушка, а зрелая сильная женщина, любящая жена и мать. Всем своим существом она отдается заботам о муже и детях. Вся жизнь сосредотачивается для нее в здоровье детей, их кормлении, росте, воспитании. Их отношения с Пьером удивительно гармоничны и чисты. Наташина непосредственность и обостренная интуиция прекрасно дополняют интеллигентную, ищущую, анализирующую натуру Пьера. Толстой пишет о том, что Наташа не особенно разбирается в политической деятельности мужа, но она чувствует и знает главное - ее добрую, справедливую основу. Другой счастливый союз - это семья Марьи Болконской и Николая Ростова. Самоотверженная нежная любовь княжны Марьи к мужу и детям создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает высокую нравственность того мира, в котором живет его жена.

Наташа Ростова и Марья Болконская противопоставлены в романе Элен Курагиной. За внешней блистательностью этой героини скрывается злое и безнравственное существо. На глазах читателей Элен последовательно совершает несколько предательств. Как и все представители семьи Курагиных, она живет по неизменному закону исполнения личных желаний и не признает никаких моральных норм. Элен выходит замуж за Пьера только с целью обогащения. Она открыто изменяет мужу, не видя в этом ничего постыдного и противоестественного. Она не хочет иметь детей, потому что семья для нее ничего не значит. Следствием ее интриг в свете становится смерть. Будущего для этой героини автор не видит.

Холодности и эгоизму Элен противопоставлена естественность и переменчивость Наташи. Элен, в отличие от Наташи, не способна ощущать вину, осуждать себя. В образе Элен воплотились внешняя красота и внутренняя пустота. Не раз в романе мы видим ее «однообразную», «неизменяющуюся улыбку», не раз автор обратит наше внимание на «античную красоту ее тела». Но о глазах Элен в романе не сказано ни слова, хотя известно, что именно они являются зеркалом души. А вот о глазах своих любимых героинь Толстой пишет с большой любовью: у княжны Марьи они «большие, глубокие», «всегда грустные», «привлекательнее красоты». Глаза Наташи «оживленные», «прекрасные», «смеющиеся», «внимательные», «добрые». И у Наташи, и у Марьи глаза являются отражением их внутреннего мира.

Эпилог романа отражает представление писателя о подлинном назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно связано с семьей, с заботой о детях. Женщины, оказавшиеся вне этой сферы, либо превращаются в пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся носительницами зла. Л.Н. Толстой не идеализирует семейный быт, но показывает, что именно в семье заключаются для людей все вечные ценности, без которых жизнь теряет смысл. Высшее призвание и назначение женщины писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте.

В романе «Война и мир» Толстой рисует много женских образов. Наташе Ростовой, одной из любимых героинь автора, Марье Болконской, к которой Толстой относится с такой же теплотой и симпатией, противопоставлены красивая, развращенная и патологически глупая княгиня Элен Курагина, воплотившая в себе всю скверну столичного общества, княгиня Друбецкая - мать-наседка, юная «маленькая княгиня» Лиза Болконская - нежный и скорбный ангел. Меньше места отведено в романе Вере Ростовой, Соне - воспитаннице семьи Ростовых и другим женщинам, которые играют эпизодическую роль. Отношение Толстого ко всем женщинам довольно своеобразное. Это подметил Горький, когда писал о Толстом: «Больше всего он говорил о Боге, о мужчине и женщине. К женщине, на мой взгляд, относился непримиримо враждебно и любит наказывать ее, - если она не Кити и не Наташа Ростова, женщина есть существо ограниченное...» Да, Толстой действительно любил свою героиню Наташу Ростову. Ее образ наиболее полно раскрыт в романе. Кто же такая Наташа Ростова?
Когда Марья Болконская попросила Пьера рассказать о Наташе, тот оказался в тупике: «Я решительно не знаю, что это за девушка. Она обворожительна. А отчего, я не знаю. Вот все, что можно сказать про нее». Наташу совершенно не интересует интеллектуальная жизнь и общественные интересы. Нельзя даже сказать умна ли она, «она не удостаивает быть умной», как в той же беседе с княжной Марьей выразился Пьер. Но она удивительным образом оказывает могущественное влияние на нравственное становление и умственную жизнь князя Андрея и Пьера. Для Наташи не существует сложного вопроса о смысле бытия, над которым задумываются и который пытаются решить Андрей и Пьер. Но этот вопрос она решает как бы между прочим самим фактом своего существования.
После встречи с Наташей резко меняются взгляды Андрея на жизнь.
Наташа всегда мила, прекрасна. Находясь рядом с другим человеком, она исцеляет и обновляет его, и никто не может понять, каким образом это у нее получается. Наташа, не подозревая о том, определяет общественное поведение людей - такова ее роль в жизни князя Андрея и Пьера. Своим поведением Наташа отрывает людей от всего ложного, содействует их объединению на какой-то общей основе. Даже Друбецкого притягивает сила, исходящая от Наташи. Твердо вначале собиравшийся дать понять Наташе, что связывавшие их некогда, совсем еще в детстве, отношения не могут возобновиться, Борис находит совсем не ту Наташу, которую он знал ранее. Теперь он уже не может не видеть ее, реже бывает у Элен, уезжает как в тумане, не зная, чем это может кончиться, и совсем запутывается.
Наташа искренне любит Андрея Болконского, возвращает его к жизни. Эпизод с Анатолем Курагиным не более, чем ошибка. Чистая ее душа не могла увидеть фальши этого человека, потому что она не могла допустить нечистые помыслы у других людей.
В эпилоге мы видим счастливую Наташу. Толстой рисует ее любящей и любимой женой и заботливой матерью и сам любуется этой ее новой ролью.
Также любимой героиней Толстого является княжна Марья Болконская. Кроткая и нежная княжна Марья воспитывалась без матери, отец, хотя и безумно любил дочь, предъявлял к ней повышенные требования. Тем не менее она всегда кротко сносила капризы и придирки отца, никогда не перечила ему и не считала наказания несправедливыми. Покорность и религиозность, над которой подтрунивал отец, сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Ее покорность - покорность дочери, которая не имеет никакого морального права судить своего отца. Но в то же время - это сильная и мужественная натура с развитым чувством собственного достоинства. Именно это чувство помогло ей проявить необходимую твердость, когда к ней посватался Анатоль Курагин. Марья жаждет счастья, но она не может выйти замуж за нелюбимого.
Такую же силу духа проявляет Марья, когда оскорбляют ее патриотические чувства. Она даже запретила пускать к себе компаньон- ку-француженку, узнав, что та связана с неприятельским командованием. О богатстве ее внутреннего мира говорит ее дневник, посвященный детям, и ее облагораживающее влияние на мужа. Толстой с любовью описывает «лучистые глаза», которые делают прекрасным ее некрасивое лицо. Княжна Марья - глубокая и искренняя натура, ей, как и Наташе, чужды мелочность, зависть, фальшь, лицемерие. Ее душевная мягкость, внутреннее благородство возбудили в Николае Ростове искреннюю любовь. Мягкость Марьи благотворно сказывается на их семейной жизни.
В образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской Толстой отображает типичные черты лучших представительниц дворянской среды XIX века.
Если Наташа и Марья красивы внутренней красотой, то Элен Курагина очень красива внешне, но в ее красоте нет возвышенного, она возбуждает гадливость. Элен эгоистична и потому во всех своих действиях руководствуется только собственными прихотями. Элен действительно красива внешне, но уродлива душевно, она неразвита и вульгарна. Элен прекрасно осознает свою красоту и знает, как она действует на других. Да, ею любуются, но любуются лишь как прекрасной и драгоценной вещью. Это она использует в личных целях. Вспомним эпизод, когда Элен обольщает Пьера. Любила ли она его? Вряд ли. Она любила его деньги. Ведь когда Пьер был всего-навсего незаконнорожденным сыном графа Безухова, им мало кто интересовался из общества Элен и ей подобным. Только после получения наследства он стал желанным во всех домах. Элен устроила ему ловушку. Она, можно сказать, силой заставила его произнести: «Я вас люблю». Исход был предрешен. Она вышла замуж за Пьера, стала богатой, а значит, получила в руки власть.
Элен тоже проверяется войной 1812 года, которая обнаруживает в ней существо подлое и ничтожное. Она мечтает о новом браке при живом муже, для чего даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знаменем православия. Смерь Элен закономерна и неизбежна. Толстой даже не указывает точной причины ее смерти, ему это уже не важно. Элен мертва духовно.
Вера Ростова играет в романе эпизодическую роль. Эта старшая сестра Наташи, но они так не похожи друг на друга, что мы даже удивляемся их родству. Толстой рисует ее как холодную, недобрую женщину, которая слишком дорожит мнением света и всегда поступает в соответствии с его законами. Вера непохожа на всю семью Ростовых.
Еще одна женщина семьи Ростовых - это Соня. Толстой осуждает и не любит эту героиню, делает ее в конце романа одинокой и называет «пустоцветом». Но, на мой взгляд, она способна вызывать симпатию. Соня искренне любит Николая, она может быть доброй и самоотверженной. В их разрыве с Николаем виновата не она сама, виноваты родители Николая. Именно Ростовы настаивают на том, чтобы свадьба Николая и Сони была отложена. Да, Соня не умеет подобно Наташе восторгаться красотой звездного неба, но это не значит, что она не видит эту красоту. Вспомним, какой прекрасной была эта девушка на святки во время гадания. Она не лицемерила и не притворялась, была искренней и открытой. Такой ее и увидел Николай. Я не совсем согласна с высказыванием автора о том, что у нее подрезаны крылья для любви. Своей любовью Соня могла бы сделать многое, даже с таким человеком, как Долохов. Может быть, своей преданностью и самоотверженностью она бы возродила и очистила этого человека. Ведь умеет же он любить мать.
Лиза Болконская - маленькая героиня романа, жена князя Андрея Болконского. Толстой нам показал ее очень мало, так же коротка ее жизнь. Мы знаем, что у них с Андреем не совсем ладилась семейная жизнь, да и свекор считал ее такой же, как и все остальные женщины, у которых больше недостатков, чем достоинств. Тем не менее - это любящая и верная жена. Она искренне любит Андрея и скучает по нему, но покорно терпит долгое отсутствие мужа. Жизнь Лизы коротка и незаметна, но не пуста, после нее остался маленький Николенька.
Отношение Толстого к своим героиням показано и в эпилоге. Наташа счастлива с Пьером, у них три дочери и сын. Счастливы и Марья с Николаем. Семью Николая и княжны Марьи Толстой вообще считает идеальной, образцом семейного счастья. Недаром к ним тянутся все и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Бе- зуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в службе дому, и давно осиротевший Николенька Болконский. Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры