Айвазовский чесменский бой история создания. Описание картины айвазовского чесменский бой

Главная / Бывшие

22. К картине Айвазовского «Чесменский бой»

Http://www.stihi.ru/2015/08/03/6655

Талант от Бога в каждом вложен,
Сумей ты сам его встревожить...

Самые красивые картины Айвазовского можно перечислять и показывать, но я хочу ознакомить вас с последней картиной Айвазовского, которая вошла в семь замечательных картин художника-живописца. В 1848 году Айвазовский выдал ещё один шедевр маслом «Чесменский бой» (Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770) – размер картины 220 х 188. В настоящее время она находится в Феодосийской картинной галерее.
Художник показал на полотне одно из самых героических сражений в истории российского флота, происходившего в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. Как точно он передаёт то, чего не видел сам, но пережили всё это моряки! Кругом горят и взрываются корабли, вспыхивают мачты, взлетают в воздух их обломки. Алый огонь смешивается с серой водой, как и наши, русские моряки с турецкими. Светлая луна глядит на сражение свысока, как бы предсказывая предстоящую победу над турецким флотом. Но на полотне наверху в облаках я заметила лицо старца, а может быть, самого Господа, призывающего к спокойствию, как бы смотрящего ещё дальше в небосвод, откуда, из-за тяжёлых туч, видно появление луны, предвещающее будущее спокойствие.
Чесменское сражение является героическим эпизодом в истории войны между турецким и русским морскими флотами, что велась на протяжении 1768–1774 гг. С 25 на 26 июня 1770 г., ночью, российским суднам удалось «запереть» турков и разгромить вражеский флот. Во время боя героически погибли 11 русских моряков, а врагов было убито примерно 10 000 человек. Эта победа считается беспримерной за всю истории сражений русского флота.
Художник Иван Айвазовский, естественно, не принимал участия в этой героической битве, но написал уникальное творение искусства, в котором очень хорошо показал гордость и радость моряков русского флота. Полотно было создано художником в 1848 году. Это зрелище батальное, пронизанное драматизмом и страстной патетикой. В этом произведении живописи художник показал блестящее мастерство, уникальную технику исполнения, чему на протяжении долгих лет учился у К. П. Брюллова. Когда впервые смотришь на картину, чувствуется радостное волнение от блестящего фейерверка. Вероятно, Айвазовский был последним художником, который смог настолько грамотно представить в русской живописи романтическое направление. Полотно «Чесменский бой» находится на самых славных страницах истории флота России.
Красота моря раскрывается художником и в батальных сюжетах с военными морскими кораблями. Очень примечательны картины 1840-х годов: Айвазовский написал картину крупного морского сражения эскадры объединённых русских кораблей в союзе с английскими и французскими кораблями с атаковавшими объединённую эскадру кораблями Турции и Египта, – «Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года», 1846 г.; морской бой и атаку русских кораблей, прогнавших сквозь строй шведские суда – «Морское сражение при Ревеле 9 мая 1790 г.»; 1846 г.; небольшое судно несколькими выстрелами решило исход победы над двумя сильными турецкими кораблями, «Бриг Меркурий» – после победы на двумя турецкими судами корабль встречается с русской эскадрой, 1892 г.

Чесменское сражение – один из самых важных эпизодов русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В течение ночи российские корабли смогли «запереть» в Чесменской бухте и уничтожить большую часть турецкого флота.

И. К. Айвазовский не был участником грандиозного Чесменского сражения, происходившего в ночь с 25 на 26 июня 1770 года, однако на своем полотне он убедительно запечатлел картину морской битвы.

Полотно «Чесменский бой» написано художником в 1848 году и относится к раннему периоду творчества великого мариниста.

«Чесменский бой» - батальное полотно, пронизанное страстной патетикой и драматизмом. На переднем плане – силуэт флагмана русской флотилии. В глубине Чесменской бухты – погибающие от взрывов турецкие корабли. Мы видим, как они горят и тонут – разлетаются обломки мачт, бушует пламя огня, озаряя темную ночь трагическим светом.

Турецкие моряки, чудом уцелевшие после взрыва, хватаются за обломки деревянного корабля, пытаясь удержаться на воде, и взывают о помощи. Поднимаясь вверх, сизый дым пожара смешивается с облаками. Смешение стихии огня, воды и воздуха напоминает какой-то адский фейерверк. Сверху несколько отрешенно смотрит на все, что происходит, луна.

Несмотря на жестокость происходящего, картина «Чесменский бой» производит мажорное впечатление. Видно, что сам живописец в процессе создания полотна переживал чувство радостного волнения, упоения блестящей победой, одержанной русскими моряками. Картина отличается виртуозной техникой, мастерством и смелостью исполнения.

Картина «Чесменский бой» И. К. Айвазовского относится к числу полотен, прославляющих одну из самых славных страниц в истории российского флота.

Помимо описания картины И. К. Айвазовского «Чесменский бой», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Иван Константинович Айвазовский был всесторонне образованным человеком и интересным собеседником. В юности он часто посещал дом композитора М. И. Глинки, где исполнял на скрипке собственные мелодии. Позднее две из них вошли в оперу Глинки «Руслан и Людмила».

Русский художник Иван Константинович Айвазовский (настоящая фамилия - Гайвазовский) родился в Феодосии, в семье разорившегося торговца. Его отец, по национальности армянин, был хорошо образован, знал несколько восточных языков. В детстве Ваня интересовался музыкой и рисованием - он сам сочинял небольшие музыкальные произведения и исполнял их на скрипке, а также рисовал углем.

У родителей не было возможности дать мальчику хорошее образование. Однако Ване повезло: градоначальник Феодосии А. И. Казначеев заметил талант Айвазовского и похлопотал о его зачислении в симферопольскую гимназию.

Проучившись там два года, в 1833 году шестнадцатилетний Айвазовский был принят в Императорскую академию искусств в Петербурге, в класс М. Н. Воробьева.

Больше остальных Айвазовского интересовала тема моря. Во время учебы будущий маринист даже участвовал в походе Балтийской эскадры и изучал военные корабли. Вернувшись из путешествия, он выполнил несколько картин, которые экспонировались на выставке академии в 1836 году.

В них можно заметить влияние голландских мастеров XVII века, однако талант молодого художника уже ни у кого не вызывал сомнений. Айвазовский окончил академию в 1837 году с Большой золотой медалью, которая давала ему право на заграничную командировку. Однако перед этим по решению Совета академии молодой художник отправился в Крым писать морские пейзажи. Там он не только выполнил много пейзажей, набросков с видами Феодосии, Керчи, Гурзуфа, Ялты, Севастополя, но и принимал участие в десантных операциях Черноморского флота.

В 1839 году он участвовал в одном из военных морских походов в качестве живописца. Результатом его творчества в Крыму стал ряд картин, из которых наиболее удачными можно считать «Лунную ночь в Гурзуфе» (1839) и «Морской берег» (1840).

И. К. Айвазовский. «Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим», 1846, Русский музей, Санкт-Петербург

В 1840 году Айвазовский вместе с другими выпускниками академии приехал в Италию, где довольно быстро завоевал популярность. Он познакомился там с Н. В. Гоголем, а также с художниками А. А. Ивановым и англичанином Дж. Тёрнером. Айвазовский посетил Рим, Венецию, Флоренцию, Неаполь, изучая художественные шедевры. В это время он выполнил работы: «Вечер в Венеции» (1843, Дворец, Павловск); «Кораблекрушение» (1843, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия); «Венеция» (1843, собрание Музалевского); «Неаполитанский залив ночью» (1843, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

И. К. Айвазовский. «Бой в Хиосском проливе», 1848, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

После Италии он отправился в Германию, оттуда - в Голландию, затем посетил Францию, Швейцарию, побывал в Англии, Португалии и Испании. Во время этих поездок по странам Европы окончательно сложилась художественная манера Айвазовского - он не делал предварительных натурных этюдов и рисунков, довольствуясь только несколькими карандашными набросками, говоря, что «…движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры…» В 1844 году двадцатисемилетний Айвазовский вернулся в Россию знаменитым академиком Римской, Парижской и Амстердамской Академий художеств. Сразу же после возвращения в Петербург он получил звание академика, был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника. Вскоре Айвазовский начал работу над крупным заказом - серией картин с видами городов на побережье Балтийского моря.

И. К. Айвазовский. «Чесменский бой», 1848, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Выполнив заказ, мастер в 1845 году вернулся в родной город, построил собственный дом и занялся творчеством. В этот период он написал полотна «Одесса ночью» (1846, Русский музей, Санкт-Петербург), «Вечер в Крыму» (1848, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

В 1848 году Айвазовский выполнил несколько марин на исторические сюжеты: «Бой в Хиосском проливе», «Чесменский бой», «Наваринский бой» (все - в Картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

На полотне «Бой в Хиосском проливе» художник показал морское сражение, происходящее днем. На переднем плане два корабля: на мачте одного развевается бело-синий андреевский стяг, на мачте другого - красный флаг. На переднем плане в зеленоватых волнах качается обломок мачты с клочком паруса - по всей видимости, все, что осталось от потопленного корабля. На заднем плане в дыму сражения можно разглядеть еще несколько мачт и парусов остальных кораблей эскадры.

На картине «Чесменский бой» мастер изобразил подвиг лейтенанта Ильина, который взорвал свой корабль около вражеских турецких судов.

Сражение происходит ночью - в небе, частично затянутом облаками, видна луна. Несколько кораблей горит, солдаты пытаются спастись в лодке.

В последующих работах Айвазовского можно заметить усиление традиций романтизма («Девятый вал», 1850, Русский музей, Санкт-Петербург и др.).

Во время Крымской войны 1853–1856 годов художник неоднократно бывал в осажденном Севастополе. Впоследствии он запечатлел увиденные события на полотнах «Синопский бой днем» и «Синопский бой ночью» (обе - 1853, Военно-морской музей, Санкт-Петербург). Через несколько лет он выполнил еще одно полотно, посвященное Крымской войне: «Осада Севастополя» (1859, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

В 1867 году художник написал полотно «Остров Крит» (Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия), посвященное освободительной борьбе греков против турецких завоевателей.

В последующие годы мастер выполнил несколько пейзажей с изображением степей, хуторов, а также видов Кавказа. Однако, несмотря на то что художник работал над ними с большим старанием, эти картины все-таки не так выразительны, как его знаменитые марины.

Во второй половине XIX века Айвазовский продолжал писать картины на исторические сюжеты. Особенно интересны работы «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883); «Черноморский флот в Феодосии» (1890); «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями» (1892); «Наполеон на острове Св. Елены» (1897), все - в Картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

Айвазовский жил в Феодосии, но довольно часто совершал недолгие поездки в другие страны. Например, в 1870 году он в составе русской делегации присутствовал на открытии Суэцкого канала. Вернувшись в родной город и пользуясь только небольшими зарисовками и прекрасной зрительной памятью, он создал полотно «Суэцкий канал».

И. К. Айвазовский. «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», 1892, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Художник работал до конца жизни. В последние годы он выполнил множество великолепных произведений: «Черное море» (1881, Третьяковская галерея, Москва); «Корабль „Мария“ во время шторма» (1892, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия) и др.

Девятнадцатого апреля 1900 года за один день он написал свое последнее произведение «Взрыв корабля» (Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия). В ту же ночь Айвазовский умер.

В своем завещании Иван Константинович Айвазовский написал: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусств, составляли полную собственность Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии».

Морской бой у Айвазовского – это, бесспорно, одна из самых частых тем, раскрытых на его полотнах. Легендарный живописец восхищался подвигами героев-моряков, защищавших свое Отечество, и с удовольствием прославлял их на своих картинах. Благодаря его творчеству удалось увековечить память о многих событиях и славных эпизодах из истории Российского флота. Многим шедеврам художник обязан и своей мировой славой.

Картина Айвазовского «Чесменский бой», описание лучшего шедевра

Полотно Ивана Айвазовского « » заслужено называют одной из самых ярких и известных работ величайшего художника-мариниста среди тех, которые относятся к раннему периоду его творчества. Она посвящена самому значимому эпизоду из русско-турецкой войны, сыгравшему в конце решающую роль при подписании между странами мирного соглашения.

Полотно переносит нас в далекий 1770 год, в ночь с 25 на 26 июня, когда кораблям российской флотилии удалость заблокировать в Чесменской бухте значительную часть турецких судов и уничтожить их. Картина Айвазовского «Чесменский бой» стала лучшим описанием грандиозного сражения, в ней автору удалось идеально соединить два противоположных чувства: отразить драматизм события для одной стороны и «пропитать» буквально каждый штрих ощущением торжества, героизма, блестящей победы.

На переднем плане картины гордо вырисовываются очертания флагмана русского флота, а внутри бухты горят в огне и взрываются турецкие корабли, разлетаются обломки мачт.

Поднимающийся от алого пламени чёрно-сизый дым смешивается с облаками, через которые пробивается луна, и кажется, абсолютно спокойно наблюдает, проливая свой холодный свет, за всем происходящим внизу.

Приковывает внимание зрителя на картине Айвазовского «Чесменский бой» группа людей в воде – это турецкие моряки, которые смогли спастись после взрыва своего судна. Они пытаются ухватиться за обломки его мачт и удержаться, тщетно вызывая к помощи.

Описывая картину Айвазовского «Чесменский бой», следует отметить, насколько она поражает высоким мастерством, виртуозной техникой и реалистичностью изображений.

Здесь блестяще собраны краски, передающие трагичность и триумф ситуации, подчёркивая мощное смешение стихий: воды, огня и воздуха.

Полотна Айвазовского о Синопском бое

В число лучших полотен знаменитого живописца, посвятившего немало работ описанию военных сражений в период Крымской войны, уверенно входят ещё два, посвященные Синопскому бою.

Сражение произошло в ноябре 1853 г., после того, как Турецкое государство объявило войну России. Флот под командованием Нахимова отправился в направлении берегов противника и, подойдя максимально близко, за несколько часов уничтожил все турецкие корабли, базирующиеся в бухте Синоп.

На одном полотне – « » – Айвазовский запечатлел раннее утро и самое начало победоносного для российского флота сражения: море, небольшие волны, на которых покачиваются парусные суда, укрытое серыми тучами небо и первые клубы дыма от пушечных выстрелов.

На втором полотне, посвященном Синопскому бою, Айвазовский изобразил . Догорающие ярким пламенем турецкие корабли бросают обгоревшие щепки в чёрную, но уже успокоившуюся воду. Невдалеке гордо застыли российские корабли, наслаждаясь триумфом.

Знаменитая картина «Наваринский бой» Айвазовского

На знаменитом полотне Айвазовского « », написанном автором в 1846 г., запечатлено одно из самых значимых в истории Российского флота и прославивших его событий. История уносит нас в октябрь 1827 г., когда произошло сражение с турецко-египетским флотом в Наваринской бухте.

На переднем плане знаменитый российский флагман «Азов», он сильно повреждён в результате боя, но при этом решает взять на абордаж судно противника. В итоге русские моряки переходят на вражескую палубу, чтобы уничтожить её.

Умелой кистью мастер передал трагичность и героизм события, несмотря на бушующий огонь и клубы дыма, обломки мачт разбитых кораблей, активность сражения – исход ни у кого не вызывает сомнения.

Другие картины

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры