Биография шарля перро на французском языке. Большой политик Шарль Перро

Главная / Бывшие
Время чтения: 5 мин

Шарль Перро — не только сказочник! А в его биографии масса интриг, тайн и трагедий — поздняя женитьба, смерть жены, уголовный срок сына. И всемирная слава.

Почти сорок лет Шарль Перро составлял «Всеобщий словарь французского языка». В книге «Знаменитые люди Франции XVII столетия» описал более ста биографий знаменитых ученых, поэтов, врачей, художников — Декарта, Мольера, Ришелье. Курировал строительство Версаля и Лувра и производство гобеленов. Но весь мир его знает по сказкам. Истории Кота в сапогах и Золушки, Спящей красавицы и Красной шапочки, Синей бороды и Мальчика-с-пальчик мы знаем именно в его изложении. 12 января — 390 лет со дня рождения великого сочинителя, писавшего поначалу свои сказки тайком.

Сказка «Господин кот, или Кот в сапогах». Первое рукописное и иллюстрированное издание сборника «Сказки матушки Гусыни», 1695

Шарль Перро-вундеркинд

Шарль Перро был младшим из шести детей судьи Парижского парламента Пьера Перро. Его брат-близнец Франсуа умер в 6 месяцев. И их росло уже пятеро. Из-за конфликта с педагогами Шарль бросил факультет искусств, и за пару лет сам выучил всю программу колледжа, а это греческий и латинский языки, история Франции, античная литература.

Портрет молодого Шарля Перро

Родственные связи

В 22 Шарль Перро получил диплом юриста. Но юриспруденция наскучила быстро. И тогда старший брат Клод — один из первых членов Французской Академии наук, известный архитектор, автор восточного фасада Лувра и Парижской обсерватории, взял Шарля к себе.

В 1654 году их брат Пьер приобрел должность сборщика налогов. И Шарль пошел работать к нему приказчиком, задержавшись на 10 лет. Все свободное время он штудировал книги из библиотеки, купленной у наследников аббата де Серизи, члена Французской Академии.

Шарль Перро на службе Его величества

Тогда его и приметил Жан-Батист Кольбер, будущий могущественный министр Людовика XIV. Кольбер сделал Шарля своим секретарем и советником. Ввел в состав Комитета литераторов. Перро был назначен генсеком в Интендантстве королевских построек. В 43 года его избрали членом Академии Франции, а в 1678-м он стал ее председателем. Но после смерти покровителя у него забрали и пенсию литератора, и должность секретаря.

10 франков с портретом Кольбера

Запоздалая личная жизнь

Занятый карьерой, Шарль Перро женился поздно, в 44. Жена, Мари, была моложе на 25 лет. У них родились три сына и дочь. Через 6 лет супруга скоропостижно скончалась от оспы, и он стал писать религиозные вещи: «Адам и Сотворение мира», «Святой Павел». Воспитал детей и больше не женился.

Шарль Перро пытался вернуть расположение монарха, посвятив ему оды. Например, такую:

Чтить древность славную прилично, без сомненья!

Но не внушает мне она благоговенья,

Величье древних я не склонен умалять,

Но и великих нет нужды обожествлять.

И век Людовика, не заносясь в гордыне,

Я с веком Августа сравнить посмею ныне…

Шарль Перро пишет свою главную фундаментальную книгу «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук». О том, что древнее наследие ничуть не лучше, чем нынешняя французская литература. Что наследие короля может заткнуть за пояс произведения былых античных, припавших пылью, времен. Но сюзерен игнорировал его литературные книксены и карьера никак не шла.

Сказочная карьера победила политическую

Будучи отцом-одиночкой, Шарль Перро был увлечен сказками. Он читал их своим детишкам на ночь, часто выдумывая сюжеты по мотивам уже известных им народных приключений. А почему бы эти прекрасные вещи не издать? И вот уважаемый академик, стараясь уберечься от обвинений в работе с «низким» жанром, издает сборник «Сказки матушки гусыни» под именем своего 19-летнего сына Пьера д’Арманкура.

Эта фамилия появилась с приобретением ему отцом замка Арманкур, чтобы сбылась мечта сына и он смог стать секретарем «Мадемуазель» (племянницы короля, принцессы Орлеанской). В карьерных целях ей и посвятили они эту книгу сказок.

Елизавета Шарлотта де Бурбон-Орлеан, Мадемуазель де Шартр, которой посвятили первую книгу сказок Перро

Семь из опубликованных сказок были литературной обработкой народных, якобы услышанных Шарлем от кормилицы сына, 8-ю же — «Рике-хохолок» он придумал сам. Она была о похожем на гнома принце с челкой-хохолком, дающем ум той, кого он полюбит. А избранница дала ему взамен красоту.

Замок Юссе на Луаре стал прототипом замка Спящей Красавицы

Сказочные герои Шарля Перро, заговорив языком обычных людей, учили преодолевать трудности и проявлять смекалку. Из фольклора он сделал литературные шедевры, мгновенно обретшие поклонников во дворцах. Сказки стали увлечением светского общества наряду с балами и охотой.

Вместо тюрьмы — на войну

Жизнь Перро подкосила трагедия сына, угодившего в тюрьму за убийство. Он в драке шпагой смертельно ранил соседа. Используя все связи и деньги, отец купил ему чин лейтенанта королевских войск. И вместо тюрьмы Пьер отправился на одну из войн, которые тогда вел Людовик XIV. И погиб. Шарль Перро умер спустя 4 года, в 1703-м, по одним данным — в своем замке Розье, по другим — в Париже. Он цитировал своего покровителя Кольбера: «Государство обогащает только торговля и промышленность, а война, даже победоносная, разоряет»…

Собрание самых популярных и любимых всеми сказок Шарля Перро для Ваших детей. Истории своих сказок Шарль Перро брал не из книжек, а из приятных воспоминаний детства и юности. Сказки Шарля Перро прежде всего учат добродетели, дружбе и помощи ближнему, и надолго остаются в памяти взрослых и детей.

Список произведений Шарля Перро

Биография Шарля Перро

Шарль Перро — известный французский писатель-сказочник, поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни».

Имя Шарля Перро — одно из самых популярных в России имен сказочников наряду с именами Андерсена, братьев Гримм, Гофмана. Дивные сказки Перро из сборника сказок Матушки Гусыни: «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная шапочка», «Синяя борода» прославлены в русской музыке, балетах, кинофильмах, театральных спектаклях, в живописи и графике десятки и сотни раз.

Шарль Перро родился 12 января 1628г. в Париже, в богатой семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его семи детей (вместе с ним родился и брат-близнец Франсуа, умерший через 6 месяцев). Из его братьев Клод Перро был известным архитектором, автором восточного фасада Лувра (1665-1680).

Семья мальчика была озабочена образованием своих детей, и в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж Бовэ. Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная биография Шарля Перро – биография типичного отличника. За время обучения ни он, ни его братья ни разу не были биты розгами - случай по тем временам исключительный. Колледж Шарль Перро бросил, не доучившись.

После коллежа Шарль Перро в течение трех лет берет частные уроки права и в конце концов получает диплом юриста. Купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро.

Пользовался доверием Жана Кольбера, в 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств. Благодаря Кольберу, Шарль Перро в 1663 году назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности. Перро также был генеральным контролером сюринтендатства королевских строений. После смерти своего покровителя (1683) он впал в немилость и потерял выплачивавшуюся ему как литератору пенсию, а в 1695 году лишился и места секретаря.

1653 – первое произведение Шарля Перро – пародийная поэма «Стена Трои, или Происхождение бурлеска» (Les murs de Troue ou l’Origine du burlesque).

1687 – Шарль Перро читает во Французской Академии свою дидактическую поэму «Век Людовика Великого» (Le Siecle de Louis le Grand), положившую начало многолетнему «спору о древних и новых», в котором самым яростным оппонентом Перро становится Никола Буало. Перро выступает против подражательства и издавна сложившегося поклонения античности, утверждая, что современники, «новые», превзошли «древних» в литературе и в науках и что это доказывается литературной историей Франции и недавними научными открытиями.

1691 – Шарль Перро впервые обращается к жанру сказки и пишет «Гризельду» (Griselde). Это стихотворная обработка новеллы Боккаччо, завершающей «Декамерон» (10-я новелла X дня). В ней Перро не порывает с принципом правдоподобия, волшебной фантастики здесь ещё нет, как нет и колорита национальной фольклорной традиции. Сказка носит салонно-аристократический характер.

1694 – сатира «Апология женщин» (Apologie des femmes) и стихотворная повестушка в форме средневековых фаблио «Потешные желания». Тогда же написана сказка «Ослиная кожа» (Peau d’ane). Она по-прежнему написана стихами, выдержана в духе стихотворных новелл, но её сюжет уже взят из народной сказки, широко распространённой тогда во Франции. Хотя фантастического в сказке ничего нет, но в ней появляются феи, что нарушает классицистический принцип правдоподобия.

1695 – выпуская свои сказки, Шарль Перро в предисловии пишет, что его сказки выше античных, потому что, в отличие от последних, они содержат моральные наставления.

1696 – в журнале «Галантный Меркурий» анонимно опубликована сказка «Спящая красавица», впервые в полной мере воплотившая черты нового типа сказки. Она написана в прозе, к ней присоединено стихотворное нравоучение. Прозаическая часть может быть адресована детям, стихотворная – только взрослым, причём моральные уроки не лишены игривости и иронии. В сказке фантастика из второстепенного элемента превращается в ведущий, что отмечено уже в заглавии (La Bella au bois dormant, точный перевод – «Красавица в спящем лесу»).

Литературная деятельность Перро приходится на то время, когда в высшем обществе появляется мода на сказки. Чтение и слушание сказок становится одним из распространенных увлечений светского общества, сравнимых разве с чтением детективов нашими современниками. Некоторые предпочитают слушать философские сказки, другие отдают дань сказкам старинным, дошедшим в пересказе бабушек и нянюшек. Литераторы, стремясь удовлетворить эти запросы, записывают сказки, обрабатывая знакомые им с детства сюжеты, и устная сказочная традиция постепенно начинает переходить в письменную.

1697 – публикуется сборник сказок «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с моральными поучениями» (Contes de ma mere ‘Oye, ou Histores et contesdu temps passe avec des moralites). Сборник содержал 9 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) - кроме одной («Рике-хохолок»), сочиненной самим Шарлем Перро. Эта книга широко прославила Перро за пределами литературного круга. Фактически Шарль Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы.

Однако Перро не решился опубликовать сказки под своим именем, и на выпущенной им книжке значилось имя его восемнадцатилетнего сына – П.Дарманкура. Он опасался, что при всей любви к «сказочным» развлечениям писание сказок будет воспринято как занятие несерьезное, бросающее тень своей легкомысленностью на авторитет серьезного литератора.

Оказывается, в филологической науке до сих пор нет точного ответа на элементарный вопрос: кто написал знаменитые сказки?

Дело в том, что когда книга сказок Матушки Гусыни впервые вышла свет, а случилось это в Париже 28 октября 1696 года, автором книги был обозначен в посвящении некто Пьер Д Арманкур.

Впрочем, в Париже быстро узнали правду. Под пышным псевдонимом Д Арманкур скрывался не кто иной, как младший и любимый сын Шарля Перро девятнадцатилетний Пьер. Долгое время считалось, что на эту уловку писатель отец пошел лишь для того, чтобы ввести юношу в высший свет, конкретно в круг молоденькой принцессы Орлеанской, племянницы короля Людовика-Солнце. Ведь это именно ей была посвящена книга. Но в последствии выяснилось, что юный Перро по совету отца записывал какие-то народные сказки, и есть документальные ссылки на этот факт.

В конце концов, ситуацию окончательно запутал сам Шарль Перро.

Незадолго до смерти писатель написал мемуары, где подробно описал все мало-мальски важные дела своей жизни: службу у министра Кольбера, редактирование первого Всеобщего словаря французского языка, стихотворные оды в честь короля, переводы басен итальянца Фаерно, трехтомник изысканий о сравнении древних авторов с новыми творцами. Но нигде в собственной биографии Перро ни словом не упомянул об авторстве феноменальных сказок Матушки Гусыни, об уникальном шедевре мировой культуры.

А между тем у него были все основания занести эту книжку в реестр побед. Книга сказок имела невиданный успех у парижан 1696 года, каждый день в лавке Клода Барбена продавалось по 20-30, а иногда по 50 книжек в день! Такое — в масштабе одного магазина, — не снилось сегодня, наверное, даже бестселлеру о Гарри Поттере.

В течение года издатель трижды повторял тираж. Это было неслыханно. Сначала Франция, затем вся Европа влюбилась в волшебные истории о Золушке, ее злых сестрах и хрустальной туфельке, перечитывала страшную сказку о рыцаре Синяя борода, убивавшем своих жен, болела за учтивую Красную Шапочку, которую проглотил злой волк. (Только в России переводчики исправили финал сказки, у нас волка убивают дровосеки, а во французском оригинале волк съел и бабушку и внучку).

По сути, сказки Матушки Гусыни стали первой в мире книгой, написанной для детей. До этого книг для детей никто специально не писал. Зато потом детские книги пошли лавиной. Из шедевра Перро родился сам феномен детской литературы!

Огромная заслуга Перро в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который еще не стал окончательным. Он придал им тон, климат, стиль, характерный для 17 века, и тем не менее очень личный.

В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.

«Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. , Л. Тик, Г. Х. ). На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями». На сюжеты сказок Перро созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др.

16 мая 1703 – Перро умер в Париже.
—————————————————
Шарль Перро.Сказки.
Читаем бесплатно онлайн

Этот раздел посвящен писателю Шарлю Перро и его сказкам для детей.

Сказки Шарля Перро читать

История жизни Шарля Перро

Шарль Перро родился в Париже в 1628 году в большой семье и был младшим сыном. Его семья в то время уже была известна. Отец Шарля работал в парламенте и был именитым юристом, трое старших братьев тоже проявили себя, кто в юриспруденции, а кто в архитектуре. В 9 лет Шарля Перро отправили учиться в колледж. Все время обучения он был примерным учеником и по поведению и по отметкам, но всё равно колледж, в котором учился, бросил и занялся самообразованием. Душа Шарля Перро не лежала к праву и, хотя он и работал юристом, эта его практика продлилась недолго. Шарль обратился к брату за помощью и тот устроил его к себе секретарем, но Пьеро уже к тому времени успел написать несколько произведений и, витая в облаках, надолго не задержался у брата. К счастью, те поэмы, которые он опубликовал в 1659 году, принесли ему успех. Карьера начала стремиться в гору, Шарля даже допустили до Людовика 14 с его поэмами.

В 1663 году случилось так, что Шарля взял к себе на работу министр финансов на ту же должность секретаря. Через 8 лет, Перро уже был во французской Академии королевского дворца. Шарля интересовала культурная светская жизнь, он продолжал активно и подолгу писать. Вскоре будущий известный писатель познакомился с девушкой Мари и женился на ней. Мари родила ему троих сыновей, но при последних родах умерла. Это было глубокое потрясение для Шарля, он никогда больше не женился, а своих сыновей растил и воспитывал сам.

1683 год был знаменательным и поворотным для Шарля Перро. В этот год он уволился с работы, ему была назначена отличная пенсия, на которую можно было проживать безбедно до конца дней.

Получив столько свободного времени, Перро стал писать. Этот период можно назвать расцветом его творчества. Его произведения - поэмы в стихах и небольшие рассказы. А однажды ему пришла мысль изложить некоторые народные сказки литературным языком, таким образом, чтобы они привлекали и взрослых в том числе, а не только детей. Первой на свет появилась Спящая красавица, а уже в 1697 году вышел его сборник сказок «Сказки матушки Гусыни». Все сказки являются народными, кроме одной, Рике - Хохолок, эту он написал сам. Остальные же были просто записаны им, однако при этом принесли небывалую известность самому писателю и популярность жанру сказок в общем. Сказки Шарля Перро читать приятно и просто, ведь они написаны отличным литературным языком, который поднял уровень восприятия сказки на более высокую ступень.

Интересный факт: Сказки Шарля Перро были изданы под именем его сына и долгое время шли споры об авторстве, но наиболее вероятным всё же остается привычное для нас положение вещей.

Творчество Шарля Перро

Нам Шарль Перро известен как писатель-сказочник, но во время его жизни он был более известен как поэт, академик Французской академии (в то время это было очень почетно). Издавались даже научные труды Шарля.

Отчасти Шарлю Перро повезло начать писать именно в то время, когда сказки становились популярным жанром. Многие стремились записать народное творчество, чтобы сохранить его, перевезти в письменную форму и тем самым сделать доступным многим. Обратите внимание, что в те времена такого понятия в литературе как сказки для детей вообще не существовало. В основном это были истории бабушек, нянь, а кто-то под сказкой понимал философские размышления.

Именно Шарль Перро записал несколько сказочных сюжетов так, что их перевели со временем к жанрам высокой литературы. Только этот автор умел написать простым языком серьезные размышления, придать юмористические нотки и вложить в произведение весь талант истинного мастера-литератора. Как уже говорилось ранее, сборник сказок Шарль Перро издавал под именем сына. Объяснение этому простое: если бы академик Французской академии Перро издал сборник сказок, его могли посчитать несерьезным и легкомысленным и он мог бы потерять многое.

Удивительная жизнь Шарля принесла ему известность как юристу, писателю-поэту и сказочнику. Этот человек был талантлив во всем.

Французская литература

Шарль Перро

Биография

Огромная заслуга Перро в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который еще не стал окончательным. Он придал им тон, климат, стиль, характерный для 17 века, и тем не менее очень личный.

В ряду сказочников, «легализовавших» сказку в серьезной литературе, самое первое и почетное место отводится французскому писателю Шарлю Перро. Мало кто из наших современников знает, что Перро был маститым поэтом своего времени, академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Но всемирную известность и признание потомков принесли ему не его толстые серьезные книги, а прекрасные сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода».

Шарль Перро родился в 1628 году. Семья мальчика была озабочена образованием своих детей, и в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж. Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная биография Перро - биография типичного отличника. За время обучения ни он, ни его братья ни разу не были биты розгами - случай по тем временам исключительный.

После коллежа Шарль в течение трех лет берет частные уроки права и в конце концов получает диплом юриста.

В двадцать три года он возвращается в Париж и начинает свою карьеру в качестве адвоката. Литературная деятельность Перро приходится на то время, когда в высшем обществе появляется мода на сказки. Чтение и слушание сказок становится одним из распространенных увлечений светского общества, сравнимых разве с чтением детективов нашими современниками. Некоторые предпочитают слушать философские сказки, другие отдают дань сказкам старинным, дошедшим в пересказе бабушек и нянюшек. Литераторы, стремясь удовлетворить эти запросы, записывают сказки, обрабатывая знакомые им с детства сюжеты, и устная сказочная традиция постепенно начинает переходить в письменную.

Однако Перро не решился опубликовать сказки под своим именем, и на выпущенной им книжке значилось имя его восемнадцатилетнего сына - П.Дарманкура. Он опасался, что при всей любви к «сказочным» развлечениям писание сказок будет воспринято как занятие несерьезное, бросающее тень своей легкомысленностью на авторитет серьезного литератора.

В основе сказок Перро - известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.

Шарля Перро сейчас мы называем его сказочником, а вообще при жизни (он родился в 1628 году, умер в 1703-м).Шарль Перро был известен как поэт и публицист, сановник и академик. Он был адвокатом, первым приказчиком министра финансов Франции Кольбера.

Когда Кольбером в 1666 году была создана Академия Франции, в числе ее первых членов был брат Шарля, Клод Перро, которому незадолго до этого Шарль помог выиграть конкурс проектов фасада Лувра. Спустя несколько лет Шарь Перро был тоже принят в Академию, и ему поручили возглавить работу над «Всеобщим словарем французского языка».

История его жизни - это и личное, и общественное, и политика, смешанная с литературой, и литература, как бы разделившаяся на то, что прославило Шарля Перро в веках - сказки, и то, что осталось преходящим. Например, Перро стал автором поэмы «Век Людовика Великого», в которой прославил своего короля, но и - работы «Великие люди Франции», объемных «Мемуаров» и прочая, прочая. В 1695 году выходит сборник стихотворных сказок Шарля Перро.

А вот сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» были выпущены под именем сына Шарля Перро Пьера де Арманкура -Перро. Именно сын в 1694 году по совету отца начал записывать народные сказки. Пьер Перро погиб в 1699-м. В мемуарах, написанных за несколько месяцев до смерти (он умер в 1703 году) Шарль Перро ничего не пишет о том, кто был автором сказок или, если быть точнее, литературной записи.

Мемуары эти, впрочем, были опубликованы лишь в 1909 году, а уже через двадцать лет после смерти литература, академика и сказочника, в издании 1724 года книги «Сказки матушки Гусыни» (ставшей, кстати, сразу бестселлером) авторство впервые было приписано одному Шарлю Перро. Словом, в этой биографии немало «белых пятен». Судьба самого сказочника и его волшебных сказок, написанных в соавторстве с сыном Пьером, впервые в России так подробно изложена в книге Сергея Бойко «Шарль Перро».

Перро Шарль (1628-1703) – поэт, детский писатель, академик Французской академии, автор известных научных работ.

Родился в 1628 году. В 8-летнем возрасте юного Шарля отправили учиться в колледж, где он учился на отлично вместе со своими братьями. На протяжении 3-х лет после завершения обучения занимается на частных уроках правоведением и становится дипломированным юристом.

В 23-летнем возрасте приезжает в Париж, где устраивается на работу адвокатом. В это время в светском обществе Франции вошло в моду чтение сказок, оформление их в письменную форму. Но первые сказки Перро были опубликованы под именем П. Дарманкура, его 18-летнего сына, во избежание испортить сказками репутацию серьезного писателя. Популярность при жизни Перро пришла за его поэзию и публицистическую деятельность. Он был известным адвокатом и первым управляющим министра финансов Кольбера.

В 1666 году была учреждена Академия Франции, членом которой стал одним из первых Клод Перро, брат Шарля, за победу в конкурсе проектов фасада Лувра. Победить помог брату Шарль Перро. Через несколько лет писатель также попал в Академию, где он руководил процессом создания «Всеобщего словаря французского языка». Перро прославлял персону короля в поэме «Век Людовика Великого», писал работы «Великие люди Франции», «Мемуары» и др., но мировую популярность получил за создание детских сказок. В 1695 году было выпущено собрание сказок в стихах «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», которое было подписано Пьером де Арманкура-Перро. В основе стихотворений для детей были заложены фольклорные рассказы в авторской обработке, где простонародный язык был преобразован в литературную форму. Только через 20 лет после смерти писателя сборник был переиздан в 1724 году под именем настоящего автора и стал бестселлером тех времен. За рекомендацией Шарля Перро в 1694 году его сын начал записывать сказки французского народа. В 1699 году Пьер Перро погиб.

12.01.1628, Париж - 16.05.1703, там же
французский поэт, сказочник, критик, государственный деятель

Ш.Перро. Ослиная Шкура: Сказка в стихах

Процветали они не сами собой, а стараниями талантливых людей, которыми и славен век Людовика XIV. К ним принадлежали также и пятеро братьев Перро.
Родились они в семье адвоката парижского парламента и все вышли в люди. Жан стал адвокатом, как отец; Пьер - генеральным сборщиком финансов Парижа; Клод - медиком и архитектором; Николя - доктором Сорбонны. А младший… как и положено в сказке, рос недотёпой. Шарль во всём уступал своим братьям, которые всегда были первыми учениками. В коллеже Бовэ, где они учились, он боялся открыть рот, хотя знал урок лучше многих. Мальчишки посмеивались над ним, и он часто плакал. Но в один прекрасный день Шарль заступился за новичка, слабого мальчика, над которым издевались одноклассники, и оттузил обидчиков. Потом сам вызвался идти к доске и блестяще ответил трудный урок. С этого дня он стал другим человеком - уверенным и смелым.
Настолько смелым, что, повзрослев, не побоялся оспаривать правоту учителя, а когда ему запретили участвовать в диспутах, оставил коллеж и вместе со своим другом продолжал учиться самостоятельно.
Упорные занятия и семейная традиция сделали Шарля Перро адвокатом. Правда, много позднее он записал: «Я считаю, что было бы очень полезно сжечь все книги судебных дел… нет ничего лучшего в мире как уменьшение числа судебных процессов» . Поэтому, думается, без сожаления оставив судейскую карьеру, отправился он в высокое финансовое ведомство, где служил его брат.
Шарль Перро собирал налоги и писал стихи. В 1653 году они уже появились в печати. К тому же старшие братья, увлекавшиеся литературой, ввели его в великосветский салон, где бывали именитые авторы. Но

Такой «крёстной маменькой» для Перро на долгие годы стал могущественный министр финансов Ж.Б.Кольбер. При нём он занял должность генерального секретаря в Интендантстве королевских построек и наблюдал за работой мастерской гобеленов, даже сам делал для них рисунки; трудился во славу короля в Академии надписей, был секретарём совета Малой Академии и государственным секретарём по культуре.
С 1671 года Шарль Перро - член Французской Академии, один из «бессмертных». Он возглавляет работу над «Всеобщим словарём французского языка». И вскоре становится главным участником настоящей литературной войны между «древними» и «новыми»; между теми, кто считал античные образцы непревзойдёнными, и теми, кто вслед за Шарлем Перро мог повторить строки из его поэмы «Век Людовика Великого»:

Само чтение этого произведения на торжественном заседании Академии по случаю выздоровления короля вызвало негодование среди «древних». Но литературные противники в конце концов вынуждены были примириться с мятежным академиком, который в этой же поэме сумел тонко прославить правление монарха, прозванного лукавыми придворными «король-солнце»:

Продолжая борьбу с «древними», Перро выпустил в 1688-1697 годах четыре тома труда «Параллели между древними и новыми в отношении искусства и наук». Галантный версальский дух требовал изящества во всём. Поэтому герои книги вели учёные беседы, прогуливаясь в великолепных дворцовых парках.
Для Шарля Перро и сказки были «новыми» по сравнению с античными сказаниями, которым поклонялись «древние». Первыми он опубликовал стихотворные сказки - «Гризельда», «Смешные желания» и «Ослиная Шкура». А самый знаменитый сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» вышел в 1697 году.
Истории о спящих красавицах, маленьких да удаленьких сыновьях, добрых падчерицах и злых мачехах рассказывали не одно столетие и до Перро. Рассказывали все по-своему. Особенными были и «Сказки матушки Гусыни». Читая их, нисколько не сомневаешься, что это сказки Франции, притом Франции времён Людовика XIV. Так, Мальчик с пальчик, победив людоеда, устраивается курьером при королевском дворе; сёстры Золушки, собираясь на бал, наряжаются точь-в-точь как придворные дамы Людовика-солнце, а в «Спящей красавице» засыпают все, кроме короля и королевы, потому что страну без короля невозможно было представить даже в сказке.
Книга Шарля Перро была подписана именем его сына Пьера д’Арманкура. Что заставило шестидесятипятилетнего академика поступить так? Об этом спорят не одно столетие. Некоторые современные исследователи считают, что юный Пьер Перро участвовал в собирании народных сказок, записывал их в свою тетрадку и даже помогал отцу обрабатывать. Однако не подлежит сомнению то, что именно Шарль Перро стал для сказки той «крёстной маменькой», которая помогла Золушке превратиться в прекрасную принцессу. Его сказки открыли настоящее «сказочное движение». У них появились продолжатели и подражатели. И не только книжные. Спящая красавица танцует в балете П.И.Чайковского. Золушка поёт в опере Дж.Россини и тоже танцует под музыку С.С.Прокофьева. Кот в сапогах шагнул на драматическую сцену в пьесе Л.Тика. Даже такой страшный персонаж, как Синяя Борода, обрёл вторую жизнь в опере Б.Бартока «Замок герцога Синяя Борода». А сколько героев Перро разговаривало с экрана!
Что ж, выходит, прав был старый сказочник, когда писал в своем предисловии, «что эти безделки вовсе не безделки» и «заслуживают того, чтобы их пересказывали» .

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ш.ПЕРРО

БОЛЬШАЯ КНИГА ЛУЧШИХ СКАЗОК ШАРЛЯ ПЕРРО: [Пер. И.Тургенева]; Ил. Ю.Николаева. - М.: Эксмо, 2006. - 128 с.: ил. - (Золотые сказки).

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ: Пересказ с фр. / Ил. Б.Дехтерёва. - М.: Дом, 1993. - 128 с.: ил.
Помнишь? Тебе лет пять-шесть. Ты уютно привалился к тёплой маминой руке. Мама читает вслух сказку: «Бросился Волк на бабушку и разом проглотил её. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел.
Потом закрыл дверь, улёгся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку. Скоро она пришла и постучалась: «тук-тук!»
Тебе немножко жутко. И ужасно хочется, чтобы сказка не кончалась. Сказка Шарля Перро…
Однако в наших книжках для малышей две сказки кончаются не так, как их задумал автор. «Красную Шапочку» пересказал А.Введенский под редакцией С.Маршака, чтобы спасти её и бабушку от злого волка при помощи дровосеков. Тамара Габбе закончила «Спящую красавицу», ничего не говоря о злой королеве, матери принца. Когда подрастёшь, тогда всю правду и узнаешь, а пока - спите спокойно!

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / Пер. с фр. И.Тургенева; Ил. Г.Доре. - М.: Фирма «ТВА», 1993. - 88 с.: ил.
«Сочинения господина Перольта» в России начали переводить ещё в 1768 году. Назывались они забавно: «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некотором человеке с синей бородой», «Кот, обутый в сапоги» и так далее. Прошло сто лет, и Иван Сергеевич Тургенев перевёл сказки Ш.Перро с той простотой и изяществом, здравым смыслом и поэтичностью, которые сам в них видел.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / Рис. Э.Булатова, О.Васильева. - М.: Малыш, 1989. - 95 с.: ил.

«ЗОЛУШКА» И ДРУГИЕ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / [Пересказы Т.Габбе; Переводы И.Тургенева]; Ил. А.Иткина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 160 с.: ил. - (Золотые страницы).

ЗОЛУШКА: РИКЕ С ХОХОЛКОМ; ЗОЛУШКА, ИЛИ ХРУСТАЛЬНАЯ ТУФЕЛЬКА; КОТ В САПОГАХ / Худож. М.Бычков. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - 54 с.: ил. - (Мастера иллюстрации).

СКАЗКИ МАТУШКИ ГУСЫНИ / Пер. с фр. А.Фёдорова, Л.Успенского, С.Боброва; Худож. Г.А.В.Траугот. - Л.: Лира, 1990. - 463 с.: ил.

СКАЗКИ МАТУШКИ ГУСЫНИ ШАРЛЯ ПЕРРО / [Пер. с фр. А.Фёдорова, Л.Успенского, С.Боброва]; Ил. Г.Доре. - М.: Астра, 1993. - 318 с.: ил. - (Книги на все времена: Волшебный мир сказок).

СКАЗКИ МАТУШКИ ГУСЫНИ, ИЛИ ИСТОРИИ И СКАЗКИ БЫЛЫХ ВРЕМЁН С ПОУЧЕНИЯМИ / Пер. с фр. С.Боброва, А.Фёдорова, Л.Успенского; Послесл. Н.Андреева; Ил. Н.Гольц. - М.: Правда, 1986. - 286 с.: ил.
«Красная Шапочка», «Кот в сапогах» - думаешь, это для малышей? Совсем нет!
Кому эти сказки? Перво-наперво, «девицам, красавицам и баловницам» . Ну, а уж потом всем тем, кто в сказке ценит не только забавную небылицу, но и лукавую мораль. После каждой истории Перро даёт небольшое поучение в стихах (иногда даже два!), и прочесть их можно только в полных изданиях его сказок. А в этой книге по давней традиции помещены и сказки продолжательниц и «учениц» Шарля Перро - его племянницы Леритье де Виллодон, графини д’Онуа и мадам Лепренс де Бомон.

Надежда Ильчук, Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ш.ПЕРРО

Андреев Н. Сказки Перро // Перро Ш. Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями. - М.: Правда, 1986. - С. 270-284.
Бойко С. Волшебная страна Пьера и Шарля Перро. - М.: Терра - Кн. клуб, 2004. - 334 с. - (Мир вокруг нас).
Бойко С. Волшебная страна Шарля Перро: Сказоч. повесть. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1992. - 317 с.
Бойко С. Шарль Перро. - М.: Мол. гвардия, 2005. - 291 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей).
Бунтман Н. Шарль Перро // Энциклопедия для детей: Всемирная литература: От зарождения словесности до Гёте и Шиллера: Т. 15: Ч. 1. - М.: Аванта+, 2000. - С. 538.
Голь Н. Расскажите сказку, господин Перро! / Худож. Ф.Лемкуль. - М.: Малыш, 1991. - 32 с.: ил.
Мавлевич Н. Шарль Перро: [Комментарии] // Сказки зарубежных писателей. - М.: Дет. лит., 1994. - С. 609-610. - (Б-ка мировой лит. для детей).
Нагибин Ю. О сказках и сказочниках // Литературные сказки зарубежных писателей. - М.: Дет. лит., 1982. - С. 3-26.
Перро Шарль (1628-1703) // Зарубежные детские писатели в России: Биобиблиогр. словарь. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 323-328.
Перро, Шарль // Руссика: Иллюстрированная энциклопедия: История: 16-18 вв. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. - С. 411-412.
Перро Шарль // Школьный биографический словарь. - М.: РОСМЭН, 2002. - С. 406.
Шаров А. Прекрасный и трагический мир Перро // Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 211-221.

Н.И., М.П

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ш.ПЕРРО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Мальчик с пальчик. Реж. О.Даан. Комп. Дж.Хисаиши. Франция, 2001. В ролях: Н.Югон, Р.Фукс-Виллиг и др.
Ослиная Шкура. Реж. Ж.Деми. Комп. М.Легран. Франция, 1970. В гл. роли - К.Денёв.
Ослиная Шкура. По мотивам сказок Ш.Перро. Реж. Н.Кошеверова. Комп. М.Вайнберг. СССР, 1982. В ролях: В.Этуш, С.Немоляева, В.Новикова и др.
Про кота. Импровизация на тему сказки Ш.Перро «Кот в сапогах». Реж. С.Чекан. СССР, 1985.
Про Красную Шапочку. Телефильм по мотивам сказки Ш.Перро. Реж. Л.Нечаев. Комп. А.Рыбников. СССР, 1977. В ролях: Я.Поплавская, В.Басов, Н.Трофимов, Е.Евстигнеев, Р.Зелёная, Г.Волчек, Р.Быков и др.
Сказки старого волшебника. По мотивам сказок Ш.Перро. Реж. Н.Збандут. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1984.
Хрустальный башмачок. По балету С.Прокофьева «Золушка». Реж. А.Роу. Балетмейстер Р.Захаров. СССР, 1961. В гл. партии - Р.Стручкова.
Хрустальный башмачок. По мотивам сказки Ш.Перро и балету С.Прокофьева «Золушка». Реж. Р.Пети. США, 1954.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Золушка. Реж. К.Джероними, У.Джексон, Х.Ласке. США, Студия У.Диснея, 1950.
Золушка. Реж. И.Аксенчук. Комп. И.Цветков. СССР, 1979.
Кот в сапогах. Реж. В. и З. Брумберг. Комп. А.Варламов. СССР, 1968.
Кот в сапогах. Реж. Я.Кимио. Худож. Х.Миядзаки. Япония, 1969.
Красная шапочка. Реж. В. и З. Брумберг. Комп. А.Александров. СССР, 1937.
Красная шапочка. Реж. У.Дисней. США, 1922.
Рикэ-хохолок. Реж. М.Новогрудская. Комп. Н.Каретников. СССР, 1985.
Серый волк энд Красная Шапочка. По мотивам сказки Ш.Перро. Реж. Г.Бардин. СССР, 1990.
Спящая красавица. Реж. К.Джероними. Муз. П.Чайковского. США, Студия У.Диснея, 1959.

Н.И., М.П

Перро Ш. Сказки

Почему испокон веков детям рассказывают сказки? Что толку в этих «безделках»? И главное: чему могут научить пустые фантазии?
Шарль Перро ответил на эти вопросы так (заметим, отвечал он в далёком XVII веке и потому никуда особенно не торопился): «Как бы незначительны и как бы причудливы ни были приключения во всех этих историях, нет сомнения, они вызывают в детях желание походить на тех, кого они видят в них счастливыми, и страх перед теми несчастиями, в которые за свою злобу повергаются злодеи. Не достойны ли похвалы родители, которые своим детям, ещё не способным воспринимать истины существенные и ничем не приукрашенные, уж внушают к ним любовь и дают, так сказать, отведать их, облекая в форму рассказов занимательных и приспособленных к их слабому младенческому разумению? Просто невероятно, с какою жадностью эти невинные души, природную чистоту которых ничто ещё не успело осквернить, вкушают эти скромные поучения; мы видим, как они печальны и подавлены, пока герой или героиня находятся в беде, и какими возгласами радости они встречают ту минуту, когда герои вновь обретают счастье; точно так же они с трудом сдерживаются, пока злодей или злодейка пребывают в полном благополучии, и приходят в восторг, когда узнают наконец, что те наказаны, как того заслуживали. Всё это - бросаемые в почву семена, которые сперва порождают лишь порывы радости или приступы печали, но впоследствии непременно вызывают к жизни добрые наклонности».
Достойный ответ гонителям и запретителям сказки. Но эти слова остались бы всего лишь декларацией, если бы Шарль Перро не сделал решительный шаг в защиту фольклорной сказки. Именно Перро ввёл её в высокую литературу, тем самым подарив бессмертие Золушке и Мальчику с пальчик, Спящей красавице и Красной Шапочке, Коту в сапогах и Синей Бороде.
По сей день мамы читают своим малышам сказки Шарля Перро. Правда, не в авторском варианте, он адресован, несомненно, взрослым читателям, а в пересказах, из которых самые удачные сделаны Т.Габбе, А.Любарской, Н.Касаткиной, М.Булатовым.


Из последних изданий:

Перро Ш. Большая книга лучших сказок Шарля Перро / Ил. Ю.Николаева. - М.: Эксмо, 2007. - 126 с.: ил. - (Золотые сказки).

Перро Ш. Волшебные сказки / Пер. с фр. И.Тургенева; Ил. Г.Доре. - М.: Игра слов, 2008. - 128 с.: ил.

Перро Ш. Волшебные сказки: Пер. с фр. / Ил. Б.Дехтерёва. - М.: Дом, 1992. - 128 с.: ил.

Перро Ш. Золушка; Рике с хохолком; Золушка, или Хрустальная туфелька; Кот в сапогах / Худож. М.Бычков. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - 54 с.: ил. - (Мастера иллюстрации).

Перро Ш. «Золушка» и другие волшебные сказки / [Пересказы Т.Габбе; Переводы И.Тургенева]; Ил. А.Иткина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 160 с.: ил. - (Золотые страницы).

Перро Ш. Сказки / Пер. с фр. А.Фёдорова. - М.: РОСМЭН, 2006. - 111 с.: ил.

Перро Ш. Сказки / Пересказ Т.Габбе, М.Булатова; Пер. с фр. А.Фёдорова; Худож. Д.Гордеев. - М.: РОСМЭН, 2000. - 111 с.: ил.
Для малышей сейчас издаётся большое количество книжек-игрушек по сказкам Шарля Перро. К сожалению, в них не всегда используется хороший перевод. И всё же некоторые из подобных изданий мы назовём:
Золушка; Спящая красавица: [Двусторонняя книжка-игрушка] / По мотивам сказок Ш.Перро; Худож. Л.Савко. - М.: Юнион, 2006. - [Б.с.]

Перро Ш. Красная Шапочка: [Книжка-панорамка] / Худож. Г.Георгиев. - Ростов-на-Дону: Проф-пресс, 2007. - 10 с.: ил.

Перро Ш. Спящая красавица: [Книжка-игрушка с вырубкой] / Пер. с фр. Л.Хэд. - М.: РОСМЭН, 2006. - 68 с.: ил. - (Сказки с секретом).

Авторский вариант сказок Шарля Перро можно найти в книгах:
Перро Ш. Сказки Матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями: Пер. с фр. / Послесл. Н.Андреева; Ил. Н.Гольц. - М.: Правда, 1986. - 288 с.: ил.

Перро Ш. Сказки Матушки Гусыни Шарля Перро / [Пер. с фр. А.Фёдорова, Л.Успенского, С.Боброва]; Ил. Г.Доре - М.: Астра, 1993. - 318 с.: ил. - (Книга на все времена: Волшебный мир сказок).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры