Джанго: биография. Лёгкие Люди И как все прошло

Главная / Бывшие

Первый же его сингл - песня «Папаган» - в первые же недели ротации в эфире «Нашего радио» (Россия) попал в чарты радиостанции, и занимал там уверенную позицию в течение трех месяцев, после чего группа получила приглашение на участие в российском фестивале «Нашествие». Песня «Папаган» также ротировалась на многих радиостанциях Украины, клип на нее был в эфире музыкального канала «М1». «Папаган» уже сейчас можно услышать в сборнике «Нашествие. Шаг пятнадцатый».

Следующий сингл Джанго «Холодная весна» стал одной из главных песен нового российского блокбастера «Бой с тенью», который появится на экранах в марте. В данный момент компания Ukrainian Reocords, лицензиат Universal Music, готовит к выпуску дебютный альбом Джан г о.

История группы:

Джанго (в миру Алексей Поддубный) получил своё прозвище от любителей творчества Рейнхардта в армии за особую любовь к игре на гитаре в сушилке после отбоя. Музыкальная деятельность Алексея началась в Киеве, когда в 5 лет отец подарил первый в жизни инструмент – детский баян. Музыкальная школа, училище и незабываемые годы, проведенные в армии, добавили в список классическую гитару, аккордеон, клавиши и… валторну. В армии Алексей попадает в духовой оркестр в Москву. В это время происходит переворот в сознании Джанго – он слушает Sting , Peter Gabriel , оказывается на концерте Pink Floyd .

После армии Алексей участвует во многих группах и проектах в качестве клавишника и аранжировщика, сочиняет музыку для популярных исполнителей.

В это время он понимает, что стремление догнать и перегнать Запад не так уж интересно, как он считал раньше. Джанго начинает сочинять музыку, имеющую отношение к славянскому мелодизму. Случайное знакомство с талантливым поэтом Сашей Ободом дает новый, творческий толчок. Они сочиняют несколько совместных песен, работают над аранжировками и звуком. Джанго начинает слышать в музыке и поэзии то, о чём раньше догадывался лишь интуитивно. А именно - как песня вступает в резонанс с душой и сердцем человека. Через некоторое время обоим становится ясно, что Джанго должен сам писать тексты, поскольку только так можно по-настоящему поверить в то, о чём поёшь. Алексей с головой уходит в работу над альбомом.

С момента написания первых песен образовывается группа единомышленников, которые и начинают совместными усилиями развивать проект "Джанго". Кроме самого Джанго в группу входят Макс (друг и партнер Алексея, с которым он несколькими годами раньше создал группу THE PLUNGE), продюсер и барабанщик Сергей Стамбовский.

Это трио и составляет основной состав проекта, временем рождения которого можно считать ноябрь 2001 года.

Лучшие дня

О песне «Папаган»:

«Папаган» – песня про экшн. Про адреналин. Хочется переступить через серые будни и почему бы, например, не ограбить поезд? Чтобы в жизни было бы что-нибудь настоящее.

Еще на меня сильное впечатление произвел фильм «Достучаться до небес». Отсюда фраза: «лучше обнимать океан, чем любовь забытую и стакан». Это не зацикленность на материальном, а возможность почувствовать остроту жизни.»

Песня была написана примерно год назад. Сначала была мелодия и ругательная фраза на английском языке: calling, “Hey, mister drop your fucking gun!”. Эта фраза и дала начало этой истории. На русском языке это зазвучало, как: «тянем-потянем золотой туман…».

О песне “Холодная весна”:

Песня вошла в саунд-трек к российскому блокбастеру «Бой с тенью».

Вместе с украинским музыкантом треки к фильму написали композитор Алексей Шелыгин, диджей Triplex (это его ремиксом «Бригады» звенели два года назад все мобильные телефоны), хип -хопер Серега и финский квартет Apocalyptica. По звучанию саундтрек к «Бою с тенью» - это довольно взрывная музыка вперемешку с русскоязычным хип-хопом – оптимальный коктейль для боевика. Оценить результат можно будет не только не только на диске или в кинозале, но и на стадионе. По планам, весной участники записи будут штурмовать хит-парады и соберут живой концерт.

Джанго - это человек, который сочиняет и исполняет солнечные, теплые, песочно-золотистые песни. Иногда в них идут дожди, случаются бури, иногда расставания. А Джанго, как фильтр - пропускает через себя жизнь многих жизней и просто поет об этом. Первый же его сингл - песня «Папаган», в первые же недели ротации в эфире «Нашего радио» (Россия) попал в чарты радиостанции и занимал там уверенную позицию в течение трех месяцев, после чего группа получила приглашение на участие в российском фестивале «Нашествие». Песня «Папаган» также ротировалась на многих радиостанциях Украины, клип на нее был в эфире музыкального канала «М1». «Папаган» уже сейчас можно услышать в сборнике «Нашествие. Шаг пятнадцатый».

Следующий сингл Джанго «Холодная весна» стал ключевой песней нового российского блокбастера «Бой с тенью», который вышел на широкие экраны России и Украины 17 марта.

Джанго (Алексей Поддубный) вокал, гитара, бас, клавишные, аккордеон, губная гармошка, аранжировка

Алексей Герман - клавишные, труба

Владимир Письменный - гитара

Александр Окремов - ударные

Сергей Горай - бас
___________________________________
Взято с неофициального сайта Джанго
http://django.nm.ru/

Джанго - теперь это имя уже известно благодаря хитам «Холодная весна», «Папаган», «Была не была» - прошел долгий творческий путь, прежде чем стать известным музыкантом. В его жизни были поиски своего стиля и места в музыке, пробы пера, проверки на выдержку и веру в свой талант, разочарования и успехи - все то, что сопутствует появлению ярких самобытных артистов. Но Джанго обрел себя и смог донести слушателям свое мироощущение. Музыкальная деятельность Джанго началась в детстве, он окончил музыкальную школу по классу гитары. Дальше были училище и незабываемые годы, проведенные в армии, которые добавили в список классическую гитару, аккордеон, клавиши и валторну. Именно в армии Алексей Поддубный и получил своё прозвище от любителей творчества Джанго Рейнхардта за особую любовь к игре на гитаре после отбоя. На службе в Москве Алексей попадает в духовой оркестр. В это время он слушает Sting, Peter Gabriel, оказывается на концерте Pink Floyd.

После армии Алексей решает полностью посвятить себя музыке, он активно ищет свой стиль, участвуя во многих группах в качестве клавишника и аранжировщика. Принимает участие в музыкальном проекте Cool Before Drinking, организует свою команду Jolly Jail, в которой выступает автором песен, вокалистом и аранжировщиком. В этот же период начинает писать музыку для популярных исполнителей. Джанго понимает, что слепое следование западным музыкантам не оправдывает себя и обращается к славянскому мелодизму. Следующим важным событием в жизни музыканта стало знакомство с талантливым поэтом Сашей Ободом. Вместе с ним Алексей пишет несколько совместных песен. Джанго начинает слышать в музыке и поэзии то, о чём раньше догадывался лишь интуитивно: то, как песня вступает в резонанс с сердцем человека, рождает внутренние гармонии. Потребовалось совсем немного времени, чтобы Джанго стал сам писать все тексты к своим песням, поскольку именно так можно по-настоящему поверить в то, о чём поёшь. Вместе с другом Максимом Подзиным Алексей создает проект The Plunge. Следующей попыткой реализации собственного творчества становится работа над проектом «Джанго». С момента написания первых песен образовывается группа единомышленников, которые и начинают совместными усилиями развивать этот проект. Кроме самого Джанго в группу входят Макс, а также продюсер и барабанщик Сергей Стамбовский.

Это трио и составляет основной состав проекта, датой рождения которого можно считать ноябрь 2001 года. Первая проба записи Джанго была осуществлена на студии Радио «Столица». «Самое главное: я хотел чувствовать Любовь, и только сочиняя эти песни, я чувствовал её… Самая вдохновенная песня была написана за 15 минут, потом небольшая редакция и всё. Многие строчки приходили на ум при переходе улицы… Эти песни учат любить. «Я» здесь почти ни при чём, просто попал в реку и поплыл по ней… Эти песни хотели родиться, я только помог им…». Именно тогда были записаны песни «Холодная Весна», «Папаган», «Возвращайся Ты, Слишком Далеко». (В последствии в финальные версии этих песен вошли только партии перкуссии, контрабаса, родеса и бас-кларнета, всё остальное было переписано на других студиях). Партии струнной группы симфонического оркестра для некоторых треков были записаны на студии Дома Звукозаписи. В студии Круц Рекордс были записаны все партии барабанов, а бас - в студии Олега Шевченко. На домашней студии Джанго редактировал весь записанный материал. Пробы сведения делались, по меньшей мере, на пяти студиях. В конце концов, выбор места для сведения остановился на студии RSPF. В итоге, работа над альбомом, в который вошли десять песен, продолжалась около двух лет и была закончена в конце 2004 года.

Продвижение

В 2004 году первый сингл, песня «Папаган», начинает крутится на Нашем радио. Осенью того же года музыкальный материал группы попадает к режиссеру Алексею Сидорову («Бригада»), который на тот момент заканчивает работу над своим новым фильмом «Бой с тенью». В результате песня Джанго «Холодная весна» практически полностью легла на финальные сцены картины. В марте 2005 группа впервые выступает в Москве на мероприятиях, посвященных премьере «Боя с тенью». С этого же момента начинается триумфальное шествие «Холодной весны» во всем ведущим московским радиостанциям - песня становится настоящим хитом. Группа начинает регулярно наведываться в Москву, а в конце мая в клубе 16 Тонн презентует свой дебютный альбом «Была не была»… Продолжение следует…

Дискография

«Была не была» - Мир музыки, 24.05.2005.

Джанго о песне «Была не была»:
«Все началось с того, что возникла музыкальная форма. Однажды я сидел, играл на аккордеоне и записывал какие-то кусочки. А потом, когда все это вместе услышал, подумал – классный рисунок! Накидал туда барабаны, на басу что-то подыграл, на гитаре. Через 2 часа у меня уже был готов набросок песни. Надо было написать мелодию – и она сама собой полилась. А текст песни - у меня почему-то была ассоциация с горами, т.е. как будто человек играет на аккордеоне в горах. Основная мысль песни выражена во втором куплете: «Скоро города огромные наши души украдут, неба песенки знакомые нам послушать не дадут»

Джанго о песне «Папаган»:
«Папаган» – песня про экшн. Про адреналин. Хочется переступить через серые будни и почему бы, например, не ограбить поезд? Чтобы в жизни было бы что-нибудь настоящее. Еще на меня сильное впечатление произвел фильм «Достучаться до небес». Отсюда фраза: лучше обнимать океан, чем любовь забытую и стакан». Это не зацикленность на материальном, а возможность почувствовать остроту жизни.»

Джанго о песне «Пальтецо»:
«Песня «Пальтецо» - это, в общем-то такая история, что-то сродни той, которая была выражена в работе группы Pink Floyd, альбом 79-го года под названием «Стена». Там описывалась в течении 90 с чем-то минут жизнь человека, который рождается, попадает в условия так называемого социума и как он со всем этим справляется. Как получается, что человек, рождаясь совершенно свободным, и являясь потомком Бога, он вдруг попадает в такие схемы, рамки - с самого рождения он уже кому-то что-то должен. И вот эта мысль она всегда в общем-то меня интересовала и интересует, и я попытался выразить ее в песне «Пальтецо». И посвятил я песню военным хирургам. Если вы внимательно послушаете текст, то вы поймете, почему.»
_________________________________________
Информация с Официального сайта группы
http://jango.ru/

Мне удалось пообщаться с фронтменом группы «Джанго» Алексеем Поддубным за кулисами клуба «Альма Матер» после концерта. Он ответил на многие вопросы, которые меня давно интересовали. Признаюсь, я слежу за творчеством коллектива около двух лет, и мне нравятся абсолютно все песни из репертуара группы «Джанго». Прозвище “Джанго” Алексей получил еще в армии, когда после отбоя на гитаре среди прочих исполнял композиции из творчества бельгийского музыканта Джанго Рейнхардта. Когда нужно было дать название коллективу, то долго думать не пришлось. Проект «Джанго» был создан в 2001 году. Популярность пришла к Алексею, как к исполнителю, в 2005 году, после выхода саундтрека к кинофильму «Бой с тенью». Песня «Холодная весна» стала визитной карточкой коллектива, а песня «Папаган» является заглавной темой в сериале «Солдаты» с 2004 года.

Мне очень интересно, планируете ли в этом году посетить фестиваль «Нашествие»?

Да, планируем. Может получится, может нет, но планируем участие в этом мероприятии однозначно.

Расскажите о вашем медальоне, который является также символом группы «Джанго»?

Это солнце с восемью лучами. Я ношу ее с православным крестиком. В двадцать семь лет я принял крещение, а около десяти лет назад нашел этот символ, и он мне очень понравился. Это древнеславянский символ единения и плодородия. Таким образом, я сочетаю в себе и своем творчестве, христианскую веру и веру наших предков. И, честно говоря, не считаю, что это большое противоречие.

Расскажите, пожалуйста, о своей гитаре. Это авторская работа?

Нет. Это малосерийное производство одной немецкой фирмы. Когда я начал собирать группу для выступлений на сцене, мне понадобилась акустическая гитара. Гитара, которая имела бы не совсем традиционное звучание. Когда берешь американскую гитару, то на ней сразу хочется играть американскую музыку, а нам была нужна европейская гитара, что уходила корнями к европейскому звучанию, к Джанго Рейнхардту.

Моя будущая концертная гитара висела на выставке Music Messe, есть такая ежегодная европейская музыкальная выставка. Друг был в командировке там и посетил эту выставку, где и увидел гитару, которая продавалась и стоила очень дорого, но он смог договориться о скидке на выставочный экземпляр. Позже мне прислали эту гитару в Киев на замечательных условиях – если не понравится, то мы можем ее вернуть. Когда я взял ее в руки, побренчал на ней, и мне понравилось. С тех пор она со мной. У меня нет большой коллекции гитар. Я считаю, что лучше работать над техникой игры, чем менять по пятнадцать гитар.

У меня есть еще один экземпляр, но он не концертный, гитара фирмы Altman без звукоснимателя. Я записываю ее в студии, и она как раз сделана по типу гитар Selmer Maccaferri, на которых играл Джанго Рейнхардт. Оригинал стоит около 30 000 евро, а Altman я взял за 1000 долларов.
Для звука гитары на записях я нашел особое сочетание – гитара с нейлоновыми струнами, классическая, плюс гитара со стальными струнами. Когда делал песню «Холодная весна», понял, что если буду играть на гитаре со стальными струнами, то по звуку будет стопроцентное «Любэ», а если на классической – то будет Агутин. В поисках своеобразного звучания я сделал следующее — сыграл партию на гитаре со стальными струнами, а в унисон повторил тоже на гитаре с нейлоновыми струнами. С тех пор я всегда так делаю. Подмешиваю их в определенных пропорциях, чтобы не было слышно где нейлон, а где сталь. Такое сочетание дает очень приятный мягкий звук, но, вместе с тем напористый.

Музыка стоит на первом месте в 90% случаев. Я пытался брать за основу текст, но, пытаясь подогнать под него мелодию получал традиционный московский рок.

Правда вот в песне «Метель» слова и музыка появились одновременно. Мелодия этой композиции очень простая и незамысловатая, весь смысл этой песни в словах, которых я сам от себя не ожидал. Я, как человек воспитанный на Pink Floyd, не смог поверить, что написал это.

Что для вас вдохновение, что является источником вдохновения?

Вдохновение — это абсолютная величина, оно есть и всё. Смысл вдохновения для меня в том, что приходит то, чего ты сам от себя не ожидал. Когда ты создаешь, тебе не нужно понимать, принесет это деньги или нет, понравится это кому-то или нет. А откуда берется вдохновение? Не знаю!

Ваше творчество о любви, о поиске любви и в тоже время о свободе? Почему так?

Я понимаю, что не может быть любви и свободы. Давно хотел об этом написать песню со словами «кто ищет свободу, тот не ищет любовь». То есть, если ты ищешь любовь, то искать свободу глупо. В любви всегда ставишь себя в зависимость от того человека, которого ты любишь, или который любит тебя. И тут свободы уже не может быть в принципе. Это конечно интересно, но не обязательно это должно быть предметом поэтическим. А вообще у меня много разных мыслей в голове, пока не хотелось бы делать на этом акцент.

Образы ваших песен — это передача вашего внутреннего мира или вымышленные истории?

Меня меньше всего волнуют свои чувства, и может быть, поэтому я где-то очень сильно проигрываю. Я не стараюсь написать о себе, я стараюсь найти чувства героя. Героя, который где-то существует, а может и нет. Часто получается, что ты пишешь от лица вымышленного персонажа. В определенном смысле это как раз навык драматурга. Драматургический подход — перевоплощение в судьбы других людей, что очень интересно. Например, я же не иду в атаку, в меня не стреляют, не попадают мне в сердце, но я могу это представить и описать. И, возможно, это услышит человек, который скажет: «Это обо мне». Вот и все.

Расскажите о съемках клипа «До тебя» на одноименную песню из нового альбома.

Снимали очень скоростной камерой, на зеленом фоне, потом изображение дорисовывал спец по компьютерной графике. Режиссер Владимир Якименко старается снимать в своих клипах танцоров, так как они обладают наиболее выразительной пластикой движения.

Недавно я общался с другим режиссером, по его мнению, в клипе «До тебя», все чрезмерно отточено, все персонажи слишком идеальны. Конечно, ведь у танцоров в кадре поставлена даже траектория движения руки, ноги, все четко сбалансировано. Возможно, в следующей работе будем снимать нечто совершенно противоположное.
Когда была выбрана основная идея клипа, нужно было найти обоснование.

Для того, чтобы делать драматургию, нужно отталкиваться от какой-то матрицы. Например, матрица «Ромео и Джульетта», где двое молодых людей любят друг друга, но их семьи враждуют, и в итоге ничего не получается. Матрица «Отелло» — зависть, матрица «Макбет» — стремление к власти любой ценой.
Базовую модель для клипа я нашел в поэме Блока «Двенадцать» — это хаос, бессмысленный хаос. Людей перемалывают жернова времени, а поэт смотрит на эти события сверху.
Мне кажется, Александр Блок сам не до конца осознал, что написал! Он написал произведение, формально как бы восхваляя революцию, но если постараться прочувствовать строки поэмы, то ощутишь всю эту русскую трагедию. Когда читаешь, то словно видишь сквозь время. Хотя современники осудили Блока за эту работу. И только спустя многие годы становится понятно, что за кошмар произошел вообще.
Часто бывает, что когда автор что-то пишет, то это не значит, что он все полностью осознает. Он может не знать и половины того, о чем написал. И только спустя время можно понять о чем и зачем это написано.

Когда читаешь стихи, погружаешься в другое информационное поле. Читать нужно не слова, не просто чувствовать смысл – должно создаваться ощущение присутствия. Хорошая поэзия должна передавать ощущение холода стального клинка у тебя на горле. И написать так – вот сверхзадача.

Считаете ли вы себя фаталистом, верите ли в знаки судьбы?

Я бы не сказал, что я фаталист, скорее верю в некую волю свыше. Согласись, я не могу регулировать то, что родился мальчиком, а не девочкой. Потом я сам не сильно влиял на то, что мне дали имя Алексей, а не какое-то другое. Дальше, поскольку я родился мальчиком, соответственно девочкой я быть не могу, таким образом, я уже в определенных рамках. Потом – место рождения и семья. Это уже в определенном смысле какая-то заданная программа, на которую мы можем влиять лишь в очень ограниченных пределах.

Джанго - это человек, который сочиняет и исполняет солнечные, теплые, песочно-золотистые песни. Иногда в них идут дожди, случаются бури, иногда расставания. А Джанго, как фильтр - пропускает через себя жизнь многих жизней и просто поет об этом.


Первый же его сингл - песня «Папаган» - в первые же недели ротации в эфире «Нашего радио» (Россия) попал в чарты радиостанции, и занимал там уверенную позицию в течение трех месяцев, после чего группа получила приглашение на участие в российском фестивале «Нашествие». Песня «Папаган» также ротировалась на многих радиостанциях Украины, клип на нее был в эфире музыкального канала «М1». «Папаган» уже сейчас можно услышать в сборнике «Нашествие. Шаг пятнадцатый».

Следующий сингл Джанго «Холодная весна» стал одной из главных песен нового российского блокбастера «Бой с тенью», который появится на экранах в марте. В данный момент компания Ukrainian Reocords, лицензиат Universal Music, готовит к выпуску дебютный альбом Джан г о.

История группы:

Джанго (в миру Алексей Поддубный) получил своё прозвище от любителей творчества Рейнхардта в армии за особую любовь к игре на гитаре в сушилке после отбоя. Музыкальная деятельность Алексея началась в Киеве, когда в 5 лет отец подарил первый в жизни инструмент – детский баян. Музыкальная школа, училище и незабываемые годы, проведенные в армии, добавили в список классическую гитару, аккордеон, клавиши и… валторну. В армии Алексей попадает в духовой оркестр в Москву. В это время происходит переворот в сознании Джанго – он слушает Sting , Peter Gabriel , оказывается на концерте Pink Floyd .

После армии Алексей участвует во многих группах и проектах в качестве клавишника и аранжировщика, сочиняет музыку для популярных исполнителей.

В это время он понимает, что стремление догнать и перегнать Запад не так уж интересно, как он считал раньше. Джанго начинает сочинять музыку, имеющую отношение к славянскому мелодизму. Случайное знакомство с талантливым поэтом Сашей Ободом дает новый, творческий толчок. Они сочиняют несколько совместных песен, работают над аранжировками и звуком. Джанго начинает слышать в музыке и поэзии то, о чём раньше догадывался лишь интуитивно. А именно - как песня вступает в резонанс с душой и сердцем человека. Через некоторое время обоим становится ясно, что Джанго должен сам писать тексты, поскольку только так можно по-настоящему поверить в то, о чём поёшь. Алексей с головой уходит в работу над альбомом.

С момента написания первых песен образовывается группа единомышленников, которые и начинают совместными усилиями развивать проект "Джанго". Кроме самого Джанго в группу входят Макс (друг и партнер Алексея, с которым он несколькими годами раньше создал группу THE PLUNGE), продюсер и барабанщик Сергей Стамбовский.

Это трио и составляет основной состав проекта, временем рождения которого можно считать ноябрь 2001 года.

О песне «Папаган»:

«Папаган» – песня про экшн. Про адреналин. Хочется переступить через серые будни и почему бы, например, не ограбить поезд? Чтобы в жизни было бы что-нибудь настоящее.

Еще на меня сильное впечатление произвел фильм «Достучаться до небес». Отсюда фраза: «лучше обнимать океан, чем любовь забытую и стакан». Это не зацикленность на материальном, а возможность почувствовать остроту жизни.»

Песня была написана примерно год назад. Сначала была мелодия и ругательная фраза на английском языке: calling, “Hey, mister drop your fucking gun!”. Эта фраза и дала начало этой истории. На русском языке это зазвучало, как: «тянем-потянем золотой туман…».

О песне “Холодная весна”:

Песня вошла в саунд-трек к российскому блокбастеру «Бой с тенью».

Вместе с украинским музыкантом треки к фильму написали композитор Алексей Шелыгин, диджей Triplex (это его ремиксом «Бригады» звенели два года назад все мобильные телефоны), хип -хопер Серега и финский квартет Apocalyptica. По звучанию саундтрек к «Бою с тенью» - это довольно взрывная музыка вперемешку с русскоязычным хип-хопом – оптимальный коктейль для боевика. Оценить результат можно будет не только не только на диске или в кинозале, но и на стадионе. По планам, весной участники записи будут штурмовать хит-парады и соберут живой концерт.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры