ЕГЭ по истории. Историческое сочинение по заданному периоду правления

Главная / Бывшие

1019-1054 гг. — период правления в Киевской Руси великого князя Ярослава Владимировича, известного как Ярослав Мудрый.

Ярослав Владимирович взошел на киевский престол в результате междоусобной войны со своим братом Святополком. Внутренняя политика Ярослава была направлена на сохранение единства Руси. С этой целью Ярослав предпринимал как силовые, так и реформаторские действия. Так, в 1020 г. он разгромил войско своего племянника, Брячислава Полоцкого, разорившего Новгород. Потерпев в 1024 г. поражение в междоусобной войне с братом Мстиславом Тмутараканским, Ярослав предпочел разделить управление государством и тем самым уберечь Русь от новых усобиц. Земли по левому берегу Днепра отошли Мстиславу, а правобережье сохранялось за Ярославом. Как и отец, Ярослав направлял в важнейшие районы Руси своих сыновей в качестве наместников. Стремясь обеспечить единый порядок, Ярослав ввел в Киевской Руси первый письменный свод законов — Русскую Правду. При Ярославе в Киеве был построен храм святой Софии и избран первый митрополит Киевской Руси русского происхождения — Илларион.

Ярослав проводил активную внешнюю политику. На северо-западе Ярослав стремился установить дружественные отношения со Швецией и Норвегией путем династических браков: сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, а за короля Норвегии была выдана замуж младшая дочь Ярослава Елизавета. Также на северо-западе Ярослав стремился присоединить территории в Прибалтике. В 1030 г. войска Ярослава совершили поход против чуди, в 1038 г. — против ятвягов, в 1040 г. — в Литву. На западе Ярослав стремился установить выгодные отношения с Францией, для чего выдал дочь Анну за французского короля Генриха I. Также на западе Русь в 1031-1036 гг. успешно воевала с Польшей за червенские земли. На востоке Ярослав продолжал строить на границе со степью крепости, а в 1036 г. под Киевом разгромил печенегов, после чего их набеги на Русь прекратились. На юге после долгого мира в 1043-1046 гг. произошла война с Византией из-за убийства русских купцов в Константинополе. После заключения мира в знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен династический брак: сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Период правления великого князя Ярослава Владимировича историками, например Н. М. Карамзиным, оценивается как успешный: благодаря выдающимся политическим, дипломатическим и военным способностям Ярослава было сохранено и юридически оформлено единство Киевской Руси; к Киевской Руси были присоединены большие территории. Ярославу удалось устранить опасность набегов печенегов на Русь. При Ярославе был очень велик авторитет Руси на международной арене, что подчеркивается многочисленными династическими браками детей Ярослава с правителями европейских государств. Ярослав активно способствовал распространению православия на Руси, за что Русская православная церковь в 2005 г. установила день памяти благоверного князя Ярослава.

На исторический период 1019-1054 гг. приходится правление в Киеве князя Ярослава Мудрого.

В годы правления Ярослава Мудрого произошел ряд важных исторических событий. Во-первых, восшествие Ярослава на престол произошло в ходе междоусобной борьбы с братьями, которая не завершилась в 1019 г. борьбу со Мстиславом Тмутараканским Ярослав Мудрый продолжал до 1026 г., когда между ними был заключен договор о разделе земель по Днепру. Только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось восстановить власть над всеми русскими землями. Для предотвращения в будущем княжеских усобиц Ярослав Мудрый утвердил так называемый «Ряд Ярослава». Складывается лествичная система наследования престола.

Победа в междоусобной борьбе способствовала усилению власти киевского князя и дала возможность проведения преобразований внутри страны и усилить позиции Древнерусского государства на международной арене.

Во-вторых, развивается процесс укрепления Древнерусского государства. О усилении власти киевского князя свидетельствуют следующие факты. Ярослав Мудрый принимает «Русскую правду» — древнейший из дошедших до нас свод законов Древнерусского государства, действие которого распространялось на все русские земли.

В 1051 г. без согласования с Константинопольским патриархом Ярослав Мудрый поставил во главе Киевской митрополии Иллариона.

Свидетельством эффективности действия Ярослава Мудрого стало заключение династических браков с правящими династиями европейских государств. Так, дочь Ярослава Анна была выдана замуж за короля Франции.

Исторический период 1019-1054 г. оценивается историками как период расцвета Древнерусского государства. Было восстановлено единство древнерусского государства, разделенного в ходе княжеской усобицы. Ярославу удалось укрепить единство государства, приняв общерусский закон – «Русскую правду». Укрепление политической системы и успехи в защите границ русских земель (например, разгром печенегов под Киевом в 1036 г.) способствовали росту авторитета на международной арене, что подтверждается заключением династических браков между Рюриковичами и представителями правящих династий европейских государств.

Ярославу Мудрому не удалось устранить причины междоусобиц — «ряд Ярослава» не смог предотвратить борьбы между наследниками за киевский престол.

Схема — вторая усобица на Руси

Причины и предпосылки

Существует несколько основных причин, подтолкнувших наследников Владимира Крестителя к междоусобице:

  • Многоженство князя Владимира — многие из его сыновей были рождены от разных женщин, что увеличивало их неприязнь друг к другу. (Святополк был рожден от наложницы, бывшей жены Ярополка, которого убили по приказу Владимира).
  • Польские связи Святополка — некоторые исследователи предполагают, что князь Святополк попал под влияние своей жены, дочери польского князя Болеслава, и её духовника Рейенберна. Молодому князю была обещана помощь Польши, если он согласится отвернуть Киевскую Русь от христианства к католичеству
  • Общая для всех тенденция больших феодальных государств распадаться на личные княжества, возглавляемые детьми недавно умершего верховного правителя (князя, короля, императора), с последующей борьбой за власть между ними.

Убийство князей Бориса, Глеба и Святослава

После смерти князя Владимира 15 июля 1015 года , Святополк при помощи верных ему вышегородских бояр утвердился в Киеве и объявил себя новым киевским князем. Возглавлявший княжескую дружину Борис, несмотря на уговоры соратников, отказался от противостояния с братом. Дружинники отца покинули его и он остался с ближайшими людьми.

Согласно официальной истории, Святополк, извещая Бориса о смерти отца и предлагая жить с ним в мире, одновременно отправил к брату наемных убийц. Ночью, 30 июля князь Борис был убит вместе со слугой, попытавшимся защитить хозяина.

После этого, под Смоленском наемные убийцы настигли князя Глеба, а попытавшийся бежать в Карпаты древлянский князь Святослав вместе со своими семью сыновьями погиб в сражении против большого отряда посланного за ним в погоню.


Гибель Святослава и борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича лишила карпатских хорватов последнего союзника, и долины Боржавы и Латорицы были аннексированы венграми.

Официальная версия виновности в братоубийстве именно Святополка позже подверглась оспариванию на основе сохранившихся и переведенных норвежских саг (об Эймунде). Учитывая тот факт, что по летописям Ярослав, Брячислав и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве, и лишь два брата - Борис и Глеб - заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. А вот Ярослав, чьи потомки имели возможность повлиять на написание летописей, был весьма заинтересован в устранении конкурентов на пути к киевскому престолу.

Борьба между Ярославом и Святополком за киевский престол

1016 — битва под Любечем

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь.

1017 — осада Киева

В следующем 1017 (6525) году печенеги по наущению Бурицлейфа (здесь мнения историков расходятся, одни считают Бурицлейфа - Святополком, другие - Болеславом) предприняли поход на Киев. Печенеги пошли на приступ значительными силами, тогда как Ярослав мог опираться только на остатки варяжской дружины под предводительством конунга Эймунда, новгородцев и небольшой киевский отряд. По данным скандинавской саги, Ярослав в этом бою был ранен в ногу. Печенегам удалось ворваться в город, но мощный контрудар отборной дружины после тяжелого кровоприлитного боя обратил печенегов в бегство. Кроме того, для обороны Киева положительную роль сыграли большие «волчьи ямы» у стен Киева, вырытые и замаскированные по приказу Ярослава. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

1018 — Сражение на реке Буге
Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев

В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом. Войско Болеслава, помимо поляков, включало 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свою дружину, двинулся навстречу и в результате сражения на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород, а дорога на Киев была открыта.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Обстоятельства возвращения Болеслава из похода туманны. В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян, однако Титмар Мерзебургский и Галл Аноним пишут следующее:

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

«Болеслав поставил там в Киеве на свое место одного русского, породнившегося с ним, а сам с оставшимися сокровищами стал собираться в Польшу.»

Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных, а также, согласно Хронике Титмара Мерзебургского, Предславу Владимировну - любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

1019 — битва на реке Альте


Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер. Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

Период с 1019-1054 гг. относятся к истории Древнерусского государства. Среди множества процессов и явлений следует отметить такие, как: во-первых, политику дальнейшей христианизации, начатую отцом Ярослава, и просвещения; во-вторых, начало создания на Руси «Русской правды» - первого письменного свода законов Древнерусского государства.

Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как великий киевский князь Ярослав Мудрый (1019-1054 –годы правления) и митрополит Иларион.

Ярослав Мудрый внес огромный вклад в расцвет Киевской Руси: в 1036 г им были разбиты печенеги, что обеспечило мир и спокойствие, происходит оформление церкви, установлен налог в пользу церкви – десятина. В Новгороде, Чернигове, Переяславле, Полоцке создаются епископские кафедры. При Ярославле Киев был крупнейшим центром христианского мира. В Киеве насчитывалось 400 церквей. Заложив храм Святой Софии, который был назван, как и храм в Константинополе, Ярослав показал свое государственное равенство с Византией. Церковь играла просветительскую роль: монастыри и церкви были центрами развития и установления письменности. Ярослав является основателем первой библиотеки на Руси. Именно он настоял, чтобы митрополитом был славянин. В 1051 году им становится Иларион. При Ярославе Мудром начинает формироваться первый свод законов Древнерусского государства «Русская Правда», по которой регулировались отношения в государстве: защищались права на собственность, вводилась вира-штраф и т.д. 17 статей этого свода написал лично Ярослав.

Несомненно, большую роль в данный период в истории сыграл святой Иларион, священник села Берестова под Киевом. Он был духовным наставником князя Ярослава. Иларион отстаивал независимость церкви от Константинополя. Он был не только видным церковным деятелем, но и писателем, чей труд «Слово о законе и благодати» явился идеологической концепцией Руси. Этот церковно – политический трактат проповедовал христианские добродетели и подчеркивал высокий международный статус Руси, ее самостоятельность. Историки предполагают, что Ярослав с Илларионом приняли решение о строительстве Собора Киевской Софии. С именем этого митрополита связан первый церковный «Устав» Ярослава-система церковной юрисдикции.

Рассмотрим, какие между данными процессами и явлениями существуют причинно-следственные связи. Во-первых, процесс христианизации и просвещения, принятия «Русской Правды», «Устава» Ярослава Мудрого имели общие причины: необходимость создания стройной системы, организации не только церковной, но и правовой жизни общества единого Древнерусского государства; укрепления власти киевского князя. Во-вторых, дальнейшее экономическое, культурное развитие и укрепление международных отношений, которые требовали дальнейшего развития письменности и грамотности.

Следствием явилось укрепление власти киевского князя, международного положения Руси, о чем свидетельствуют слова Иллариона в храме Святой Софии: что русскую землю знают и слышат в четырех концах земли. Во-вторых, правовые основы, заложенные при Ярославе, существовали до 1497 г. - судебника Ивана 3 .При Ярославе Мудром наблюдается расцвет Древнерусского государства, например, с 11 века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. В этот период появляются летописи, открываются школы …

В целом можно сказать, что Ярослав Мудрый продолжил успешную политику Владимира, и в его правления Киевская Русь достигла наивысшего расцвета: Киев превратился в один из крупнейших европейских городов, и его международный престиж в то время стал чрезвычайно высок. Христианская религия распространилась на все русские земли и укрепилась самостоятельность русской православной церкви.

Историк Карамзин считал, что Ярослав стремился превратить Киев в «новый Константинополь». Большинство историков считает, что князь способствовал укреплению всего государства, и его время называют «золотым веком» Киевской Руси.

2 вариант. Сочинение по периоду 1019-1054 гг.

Данный период правления относится к эпохе расцвета Древнерусского государства. Правителем государства в эти годы был выдающийся князь Ярослав Мудрый, который внес огромный вклад в развитие и процветание русского государства. Он активно проводил преобразовательную реформаторскую деятельность, серьезно повлиявшую на жизнь государства и общества.

Приход князя к власти был непростым. Междоусобица между сыновьями-наследниками князя Владимира растянулась на много лет. В борьбе за киевский престол главным соперником новгородского князя Ярослава был брат Святополк, прозванный Окаянным за жестокую расправу со своими братьями - Борисом и Глебом. Ярослав вышел победителем из этой распри и стал мудро править в течении многих лет.

Так, под его началом впервые был создан 1й свод законов - «Русская правда» в 1051 г. Причиной создания свода стала необходимость упорядочить, систематизировать существовавшие ранее многочисленные обычаи, правила (некоторые из них были довольно варварскими, например, обычай кровной мести, который был заменен на более гуманный, - штраф).

С целью укрепления власти была проведена реформа органов управления: были введены должности посадника и наместника. Во внешней политике князь Ярослав старался расширить международные связи Руси с иностранными государствами, чему немало способствовали династические браки родственников с западными правителями. Так, своих дочерей он выдал замуж за королей Норвегии и Франции, а сам, как известно, взял в жены дочь короля Швеции Ингегерду. Тем самым, повысился международный авторитет Руси, расширились связи и контакты с Западными державами. Не забывал князь и о защите своих границ, активно отражал военную угрозу в лице набегов степных кочевников- печенегов. Под его руководством печенеги были разбиты окончательно.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить первого русского митрополита. В 1051 г. Киевским митрополитом стал выдающийся писатель и деятель Илларион. Он является автором религиозно-публицистического характера «Слово о Законе и благодати божьей». Роль этого государственного и религиозного деятеля велика. Он способствовал укреплению позиций русской церкви, распространению грамотности и воспитанию в гуманных обычаях.

Ярослав, прозванный Мудрым, действительно являлся образованной разносторонней личностью своего времени. Он покровительствовал культуре и образованию, при нем распространялось христианство, росла грамотность, книгоиздательство, библиотеки. Были возведены прекрасные храмы – Софийские соборы в Киеве и Новгороде (1037 г., 1045 г.), Киево-Печерский монастырь. Возводились новые города - Ярославль, Юрьев.

Роль этого правителя в истории Древнерусского государства велика. Благодаря его реформам Русь повысила авторитет на международной арене. Реформы власти способствовали централизации и её укреплению. Этот правитель дал сильный толчок развитию культуры, искусству, летописанию, образованию. Были заложены основы русского законодательства.

Многие историки, такие как Ключевский, Соловьев, оценивают это период как значимую эпоху в истории нашего государства. На эти годы приходится расцвет и могущество Древнерусского государства. В эти годы Русь окрепла, приобрела запас духа, стойкости, мудрости и смогла запасти силы, чтобы встретить эпоху раздробленности и новых испытаний.

Период правления великого князя Ярослава Владимировича историками, например Н. М. Карамзиным, оценивается как успешный: благодаря выдающимся политическим, дипломатическим и военным способностям Ярослава было сохранено и юридически оформлено единство Киевской Руси; к Киевской Руси были присоединены большие территории. Ярославу удалось устранить опасность набегов печенегов на Русь. При Ярославе был очень велик авторитет Руси на международной арене, что подчеркивается многочисленными династическими браками детей Ярослава с правителями европейских государств. Ярослав активно способствовал распространению православия на Руси, за что Русская православная церковь в 2005 г. установила день памяти благоверного князя Ярослава.

3 вариант. 1019 – 1054

Указанный период относится к истории Древней Руси, охватывая собой годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого

В числе важнейших событий и процессов данного периода можно выделить следующие:

Защита население Древней Руси от внешней агрессии, защита и расширение границ государства;

Создание письменного свода законов;

Культурный расцвет Древнерусского государства.

Остановимся подробнее на двух последних направлениях.

Задолго до указанного периода в Древней Руси существовало обычное право. В период правления Ярослава Мудрого по его приказу правовые обычаи были собраны и записаны в виде письменного свода - «Русской Правды». Создавая письменный свод законов, Ярослав ставил своей задачей дать всему населению своего государства, независимо от места проживания, одинаковые и справедливые (с точки зрения той эпохи) законы, объединяя тем самым подданных в единый народ. Другой задачей «Русской Правды» была защита знатных, имущих слоев населения от посягательств на их жизнь и собственность. «Русская Правда» ограничивала применение кровной мести, утверждала штраф (виру) за ряд преступлений. В «Русской Правде» содержатся статьи, которые можно считать статьями уголовного, гражданского, процессуального права. «Русская Правда» стала важной основой Древнерусского государства, способствовала безопасности населения, расцвету различных сторон жизни Древней Руси, в т.ч. развитию культуры.

Годы правления Ярослава Мудрого были годами расцвета древнерусской культуры. При покровительстве князя создавались школы, монастыри, храмы, поддерживались летописцы, богословы, мастера. В числе важнейших свершений на этом направлении следует отметить строительство важнейшего храма в отечественной истории – святой Софии киевской. Каменного храма, богато украшенного фресковой живописью и мозаиками, возведенного в ознаменование победы над печенегами. В годы правления Ярослава был заложен еще один важнейший архитектурный памятник Древней Руси – София Новгородская. Именно к этому периоду относится деятельность крупного церковного и культурного деятеля нашей истории митрополита Илариона. Первый киевский митрополит русского происхождения, был провозглашен митрополитом при содействии князя Ярослава. Иларион известен как автор «Слова о законе и благодати» - одного из древнейших произведений отечественной литературы. Он имеет отношение еще к одному важнейшему событию в культурной жизни отечественной истории, произошедшему в то время, - основанию Киево-Печерского монастыря. В числе его основателей были так же такие святые, как Феодосий Печерский, Антоний Печерский.

Оценивая данный период в нашей истории, следует отметить его исключительное значение как времени расцвета Древнерусского государства. Это период экономической и политической стабильности, внешнеполитической безопасности, время расцвета культуры. Создание единого письменного свода законов укрепило власть князя, обеспечило безопасность населения, защитила социальную структуру общества. Все это способствовало стабильности и процветанию.

Культура Древней Руси достигла невиданных доселе высот. Были созданы архитектурные шедевры и другие произведения материальной культуры. Небывалых высот достигла в своем развитии и духовная культура – развивалось летописание, литература, грамотность, процветали монастыри.

4 вариант

1019 – 1054 годы – это период правления Ярослава Мудрого из династии Рюриковичей. Этот князь провел много преобразований, укрепив единство Древней Руси, развивая просвещение и культуру, а также прекратив княжеские междоусобицы. Назову наиболее важные из них.

В 1019 году был составлен первый известный свод законов русского права, который вошел в историю под названием «Русская Правда». Первые упоминания о «Правде Ярослава» мы встречаем в трудах историка XVIII века Татищева. Этот документ содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. Здесь была закреплена социально – сословная структура общества. Высшее сословие составляли: знать, духовенство и привилегированные слуги (тиуны, огнищане), а в низшее сословие входили смерды, закупы, рядовичи и холопы. Также отражено право – привилегия. Например, вводилась двойная вира (штраф) за убийство высокопоставленных слуг. Кроме того, итогом составления сборника является ликвидация кровной мести.

В подготовке Краткой редакции принимал участие сам Ярослав Владимирович. В дальнейшем вышла «Правда Ярославичей» составленная сыновьями Ярослава – Изяславом, Всеволодом и Святославом. Данный документ не датирован, но многие историки склоняются к 1072 году. Здесь вводилась индивидуальная собственность на землю. Это новшество приводило к разделу Руси. Уже в XIIвеке Владимиром Мономахом была составлена Пространная редакция сборника.

Таким образом, «Русская Правда» с одной стороны способствовала оформлению правовой системы Древнерусского государства, а с другой стороны вела к феодальной раздробленности.

Другим событием правления Ярослава Мудрого является разгром печенегов, что отражено в летописи Нестора «Повесть временных лет». Хан печенегов в 972 году убил Святослава Игоревича (деда Ярослава) и сделал чашу из его черепа в знак уважения. Старший брат Ярослава – Мстислав, не мог отомстить за предков и Русь еще долгие годы подвергалась набегам этих кочевников. Только в 1036 году дружина Ярослава Владимировича смогла изгнать печенегов из Киева. В честь этого освобождения Ярослав начал строительство Софийского собора в Киеве, которое закончилось со смертью князя в 1054 году. С начала собор представлял собой храм византийского образца, но в конце XVII века был перестроен в стиле украинского барокко и до сих пор сохранил ансамбль подлинных мозаик и фресок. Данный историко – культурный памятник входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, осада Киева стала последним вторжением печенегов на Русь, после которого установилась временная «пограничная тишина».

Рассмотрим, какие же существуют причинно – следственные связи между данными событиями в период правления Ярослава Мудрого.

Оба события – и создание «Русской Правды», и окончательный разгром печенегов – были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране и ослаблением княжеской власти. Вспомним приход Ярослава на киевский престол. Ему удалось устранить брата Святополка Окаянного, который убил своих же малолетних братьев Бориса и Глеба в 1015 году и только в1019 году возглавить киевское княжество.

Результатом данных событий стало укрепление власти князя, поднятие авторитета Древней Руси на международной арене, развитие культуры и просвещения.

Ярослав Мудрый правил в течение продолжительного времени – 35 лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, в стране были введены единые письменные законы, развивалось образование, открывались библиотеки, строились архитектурные памятники, что способствовало установлению русской культуры на один уровень с византийской.

С другой стороны, закрепление юридических норм способствовало оформлению социального неравенства, что привело к разделу Руси на множество мелких уделов.

Эпоха Ярослава Мудрого – это период укрепления границ Руси, создания предпосылок для феодальной раздробленности, начавшейся уже в конце правления Владимира Мономаха и оформления юридического права. Но главным достижением данного периода является развитие культуры, письменности и православия Древнерусского государства.

1019-1054 – период правления Ярослава Мудрого, который называют расцветом Древнерусского государства.

В это время произошло много важных событий, но одними из самых главных из них являются: создание свода законов Древнерусского государства «Русская Правда» и появление первого русского митрополита Илариона.

В 1016 году начинается составление свода законов Древнерусского государства – «Русской Правды», который содержал в себе нормы уголовного, наследственного и процессуального законодательств. Главную роль в создании этого документа занимает Ярослав Мудрый, который и был инициатором возникновения «Русской правды», также он непосредственно составлял статьи для данного кодекса.

В период правления Ярослава Мудрого активно развивалась культура и грамотность среди обычного народа. Главную роль в этом сыграли священники, обучавшие народ, а также писавшие свои тексты, которые на данный момент являются древнейшими памятниками древнерусской культуры.

В частности, большую роль в этом сыграл Иларион Киевский, который написал минимум три богословных текста, предназначавшееся простому народу. Он использовал свои тексты для обучения людей не только христианству, но и грамоте.

В 1051 году собором епископов был избран первый русский митрополит Иларион. Раньше митрополиты были греками, и назначались Константинопольским Патриархом и утверждались византийским императором, потому что РПЦ была одной из епархий Церкви Константинопольской. Причиной для такого важного для истории России события стало необходимость получения независимости от Византии в церковном плане, так как церковь уже на тот момент имела большое влияние в государстве, и давать возможность выбирать главного человека русской православной церкви Византии было просто нельзя.

Следствием данного события стало получение частичной автономности, а также появился образ той церкви, которую мы видим сейчас, потому что путь развития двух церквей (русской и константинопольской) начал постепенно отличаться.

Также в данный период, в период правления Ярославом Мудрым, не редкостью были установления династических связей с Европой. Как и сам Киевский князь был женат на дочери короля Швеции, так и его дети были обручены с детьми европейских королей. Причиной этого стало необходимость дальнейшего укрепления авторитета Руси на международном уровне, так как Ярослав в большей степени занимался внутренними вопросами и не собирался воевать с европейскими странами, ему нужны были союзники. Следствием этого стало возникновения дружественных отношений с могущественными странами, которые действительно подняли авторитет Руси, что явно давало защиту древнерусскому государству от каких-либо серьезных войн.

Данные события сильно повлияли на ход дальнейшей истории Руси: создание «Русской правды» заложило основы нормативно-правовой системы государства, чем пользовались и при создании новых судебников (в частности, это судебник 1497 г.). Установление династических браков улучшило отношения между Русью и более развитыми странами. Такой опыт позволил потомкам Ярослава повторять его пример, тем самым это показывает, что действия Ярослава имели большое значение для дальнейшей истории Руси.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры