Глорий Гейнор: "Желаю вам любви'. Гейнор, глория Продолжение образования в Берлинском университете

Главная / Бывшие

Гейне Генрих (1797- 1856 гг.)

Немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с И.В. Гёте, Ф. Шиллером и Г.Э. Дессингом. Родился в Дюссельдорфе в еврейской семье. Полученное им смешанное образование, несомненно, способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.

Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне, затем в Гамбурге.

Он учился в Бонне, Геттингене и Берлине, где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Геттинген, в 1825 г. получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 г. отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство.

Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия.

В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В. Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817 г; первый сборник «Стихотворения» вышел в свет в 1821 г, а первый стихотворный цикл «Лирическое интермеццо» - в 1823 г. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.

После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но предпочел литературную деятельность.

Первый из четырех томов его «Путевых картин» принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит три-четыре месяца в Англии, затем в Италии, где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов «Путевых картин». Одновременно он перерабатывал свои стихи и в результате составил «Книгу песен», многие стихи были положены на музыку Ф. Шубертом и Р. Шуманом.

В 1829 г. Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты «Новые всеобщие политические анналы». Гейне принял предложение, но уже в 1831 г., рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил пост редактора.

Июльская революция 1830 г. дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 г. он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. В 1834 г. Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую позже увековечил в стихах под именем Матильды. В 1841 г. они поженились.

В 1835 г в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов «Молодой Германии», в том числе Гейне. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, поэт не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л. Берне.

В том же 1840 г. Гейне возобновил во «Всеобщей газете» разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 г вышедшие отдельной книгой под названием «Лютеция». Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги «Атта Тролль», «Новые стихотворения» и др.

К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано: семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844 г, обострили болезнь, которая в 1848 г приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему стали «Романсеро» и «Стихотворения 1853 и 1854 годов», за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно.

Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой.


Его ставят в один ряд с И.В.Гете, Ф.Шиллером и Г.Э.Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне "либералом" в традициях Французской революции. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.

Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816-1819). Он учился в Бонне (1819), Геттингене (1820) и Берлине (1821-1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Геттинген, в 1825 получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь.

В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, Стихотворения (Gedichte), вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл, Лирическое интермеццо (Lyrisches Intermezzo), - в 1823. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.

После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его Путевых картин (Reisebilder, 1826), о пешем странствии в горах Гарца (Путешествие по Гарцу - Die Harzreise), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю.Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3-4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов Путевых картин (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил Книгу песен (Buch der Lieder, 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Ф.Шубертом и Р.Шуманом. В 1829 Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты "Новые всеобщие политические анналы" ("Neue Allgemeine Politische Annalen"). Гейне принял предложение, но уже в 1831, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора.

Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии - литературе и философии. Начал он с серии статей о Париже в коттовском "Утреннем листке" ("Morgenblatt"), продолжив эту работу циклом публикаций для "Всеобщей газеты" ("Allgemeine Zeitung") того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера К.Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием Французские дела (Franzsische Zustnde). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы Романтическая школа (Die romantische Schule, 1833) и К истории религии и философии в Германии (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834).

В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились.

В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов "Молодой Германии" ("Das junge Deutschland"). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К.Гуцкова, Г.Лаубе, Т.Мундта и Л.Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л.Берне. Берне резко обрушился на Гейне в своих Письмах из Парижа (Briefe aus Paris), и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Берне в работе Людвиг Берне. Книга воспоминаний (Ludwig Brne, eine Denkschrift, 1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием. В том же 1840 Гейне возобновил во "Всеобщей газете" разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием Лютеция (Lutezia). Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги Атта Тролль (Atta Troll, 1843), Новые стихотворения (Neue Gedichte, 1844) и Германия. Зимняя сказка (Deutschland, ein Wintermrchen, 1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений.

К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему Романсеро (Romanzero, 1851) и Стихотворения 1853 и 1854 годов (Gedichte 1853-1854), за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856; похоронен на Монмартрском кладбище.

Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне в Книге Le Grand (Das Buch Le Grand), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой Гренадеры (Die Grenadiere), посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования - острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.

Глория Гейнор (настоящее имя Глория Фаулз) родилась 7 сентября 1949 в городе Ньюарк, штат Нью-Джерси. Её семья жила бедно, но семеро детей были всегда окружены заботой и любовью.

Первое выступление Глории состоялось в составе школьного хора, девочка очень боялась выйти на сцену и только ободрительные слова её преподавателя помогли преодолеть страх.



После школы Глория мечтала поступить в педагогический колледж, но обучение стоило дорого и девушка закончила секретарские и бухгалтерские курсы, что позволило ей получить первую работу в местном универмаге Bamberger..

Певческая карьера Глории началась случайно. Как-то вечером, она вместе с братом Артуром, после вечернего сеанса кино, зашла в местный Cadillac Club.

В клубе выступала группа The Pacesetters. Менеджер клуба, хорошо знавший Глорию, договорился с руководителем группы об импровизированном выступлении девушки, которая спела песню Нэнси Уильямс "Save Your Love For Me", за что была награждена шквалом аплодисментов. В тот же вечер Глория получила предложение присоединиться к The Pacesetters.

На следующий день она пришла на первую репетицию со списком из 200 песен, которые выучила, слушая по радио. Репетиция продолжалась весь день и вечером Глория Фаулз дебютировала как профессиональная певица.

Следующий месяц группа провела в поездке по канадской провинции Онтарио и штату Нью-Джерси, после чего … распалась.

Глория снова вернулась на работу в универмаг, работая днём, она по вечерам выступала в клубах с местными и заезжими оркестрами и ансамблями, исполняя за вечер одну или две песни. Её репертуар всегда состоял из более чем 200 произведений, он всегда включал самые популярные новинки из американского Top 40, и достаточно быстро Глория приобрела большой опыт как профессиональная исполнительница и стала считаться одной из лучших певиц города.

Лучшие дня

В конце 60-х годов состоялась встреча Глории с Биллом Джонсоном, который предложил ей работу в лучшем клубе Ньюарка Orbit Lounge, в котором она стала выступать постоянно за 25 долларов в неделю (очень неплохой гонорар в то время). После одного из выступлений к Глории подошёл известный певец Джонни Нэш (Johnny Nash), который пригласил её сделать запись для его собственной компании грамзаписи Josida. Глория записала песню "She"ll Be Sorry". Джонни Нэш посоветовал Глории взять себе сценический псевдоним, причём желательно чтобы фамилия начиналась на букву G, чтобы поклонники могли называть её G.G., например Gaynor. Глория согласилась и стала с тех пор Глорией Гейнор.

Нэш организовал несколько выступлений Гейнор и других артистов Josida (Johnny Day, Sam and Bill Johnson and The Cowsills) в разных городах, но это продолжалось очень недолго, Josida закрылась до того как первый сингл Глории Гейнор успел стать хитом, и она снова осталась без работы и вернулась домой.

Дальше была встреча с Клэйвом Никерсоном и группой the Soul Satisfiers, с которой Глория гастролировала как приглашённая певица, саксофонистом группы был молодой музыкант Grover Washington Jr. - суперзвезда современного джаза.

Во время гастрольной поездки в марте 1970, Глория узнала о смерти матери - это было первое большое горе в её жизни, но далеко не последнее.

После ухода из Soul Satisfiers Клэйва Никерсона группа просуществовала некоторое время под названием The Unsilent Minority & Miss G.G., а затем Глория Гейнор и гитарист Billy McLellan отработали несколько шоу с известнейшим музыкантом Джонни Хаммондом (Johnny "Hammond" Smith).

Затем Глория пела в Нью-Йоркском клубе Wagon Wheel, в котором выступали танцоры топлесс, позже - с ансамблем дома Радио (Radio House) и где-то в конце 1971 - начале 1972 года она встретила Бенни. Бенни стал ее первым менеджером и познакомил ее с Паулем Леке предложившим ей, спустя некоторое время, контракт со звукозаписывающей компанией Columbia. Бенни также представил Глорию Норби Уолтерсу (Norby Walters), который стал ее агентом и ввёл её в группу City Life, группа стала выступать как "City Life & G.G.", позже к ним присоединились The Simon Sisters. Сёстры Сондра, Синтия и Тера работали как трио под руководством их брата Линвуда Саймона (Linwood Simon). Они согласились сопровождать Глорию как бэквокалисты под названием Simon Said. Этот проект обеспечил Глорию работой на несколько лет. Между 1972 и 1975 годом Глория, Simon Said и City Life много гастролировали и сделали себе имя на танцевальной сцене.

Пауль Леке представил Глорию Клайву Дэвису (Clive Davis), президенту Columbia Records. По предложению Клайва Глория сделала первую запись для Columbia как солистка, это был сингл "Honey Bee" который стал большим клубным хитом. Глория каждый вечер исполняла "Honey Bee" вместе с City Life, также они сделали новую версию хита Майкла Джексона "Never Can Say Goodbye", которая звучала более жизнерадостно и энергично чем оригинал.

Когда Брюс Гринберг (Bruce Greenberg) из компании MGM Records услышал "Honey Bee" он решил заполучить в своё распоряжение песню и певицу. Он связался с Columbia, и после 30-минутных переговоров Глория Гейнор стала артисткой MGM.

Глория пригласила Брюса Гринберга и специалистов MGM Records на своё выступление, где представила "Never Can Say Goodbye", так как она надеялась, что эта песня может стать её следующим синглом. Песня понравилась, но когда дело дошло до записи, была использована идея аранжировки City Life, группу же в студию не пригласили. С тех пор отношения между Глорией и City Life были испорчены на несколько лет.

В конце 1974 года MGM выпустила альбом "Never Can Say Goodbye". Он стал золотым немедленно и вошёл в историю диско как первая танцевальная нон-стоп программа (Honeybee-Never Can Say Goodbye-Reach Out, I"ll Be There).

То, что сегодня является, в общем-то, делом обыденным, тогда, в 1974 году, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Нью-йоркские ди-джеи как будто сошли с ума, без устали крутя непрерывную диско-сюиту в исполнении Гейнор.

Первая часть композиции - ремейк классической песни "Honey Bee", написанной Melvin и Mervin Steals для группы Тhе Spinners", номер два - "Never can say goodbye", также переделка старого хита в исполнении Майкла Джексона образца 1971 года и замечательный переход в еще один ремейк "Reach Out (I"ll Be There)", который ранее был известен в исполнении Four Tops. Все эти три песни, сведенные воедино, превратились в 19-минутный нон-стоп-дэнс-микс, ставший событием года на американских дискотеках.

Вторая сторона диска представляет собой типичный ритм-энд-блюз, без всякого намека на танцевальность - тем не менее, такие композиции, как "Real Good People" и "All I Need Is Your Sweet Lovin"", безусловно, достойны внимания как прекрасный образец американского соула семидесятых.

Пластинка внесёна в the World Book Encyclopedia как первая disco-запись которая транслировалась AM радиостанциями.

Без сомнения, этот альбом стал вехой в развитии диско музыки, а Глория Гейнор стала одной из главных фигур диско.

При подготовке второго альбома "Experience Gloria Gaynor" (1975), использовались те же приёмы, что и в первом альбоме. Первая сторона - танцевальный нон-стоп микс Тома Мултона (Tom Moulton) из трёх песен, продолжительностью около 19 минут, на второй стороне песни записаны как обычно - с паузами между ними. Не удивительно, что диджеи предпочитали первую сторону пластинки, которая начинается с "Casanova Brown", затем переходит в хит "If You Want It (Do It Yourself)" и интерпретацию Глории Гейнор стандарта "How High The Moon". Гейнор вдохнула новую жизнь в стандарты и продемонстрировала, что старые мелодии могут быть очень хороши как диско-хиты. Вторая сторона пластинки, скорее, предназначена для ушей, а не для ног, песни медленнее, их можно назвать балладами: "What"ll I Do" , "I"m Still Yours" и песня "Walk On By",(Burt Bacharach/Hal David) известная в записи Дайан Уорвик (Dionne Warwick).

В 1976 году готовится к выпуску третий альбом Гейнор, "I"ve Got You", который выдержан в стиле disco-soul. Снова на первой стороне записан нон-стоп микс из трёх танцевальных песен и менее клубно-ориентированные песни на второй стороне. В клубах звучали записи с первой стороны "Let"s Make A Deal", "Be Mine" и стандарт Кола Портера "I"ve Got You Under My Skin". К 1976 году этот стандарт неоднократно перезаписывался разными исполнителями, но Гейнор сделала эту песню снова интересной и "I"ve Got You Under My Skin" оказалась самым запоминающимся номером на альбоме. Вторая сторона пластинки записывалась вместе со старыми коллегами Гейнор - группой Simon Said.

За альбом "I"ve Got You" ассоциация диск-жокеев Нью-Йорка удостоила Глорию титула Королевы Диско.

1977 год принёс перемены. Фирма грамзаписи Polydor купила MGM, что стало причиной смены продюсеров. Три первые альбома для Глории Гейнор делала команда Meco Monardo/Tony Bongiovi/Jay Ellis, четвёртый альбом "Glorious" записывался под руководством диско-асса Грега Даймонда (Gregg Diamond) и гитариста Джо Бэка (Joe Beck).

Несмотря на то, что Даймонд и Бэк осуществили несколько удачных музыкальных проектов, они не сделали для Гейнор ничего особенно интересного. Они отказались от танцевального микса на первой стороне альбома, и программа диска была составлена как сборник различных по темпу танцевальных и лирических композиций. "Glorious" - неплохой альбом, но он слабее предыдущих пластинок Гейнор. Только одна песня "Most Of All" действительно не уступает ранним работам Глории Гейнор, таким как "Casanova Brown" и "Honey Bee".

В этом же году Глория подписала контракт с новым менеджером Линвудом Саймоном.

Контора Линвуда Саймона располагалась на Park Avenue и Глория, отношения которой с Линвудом переросли чисто рабочие, назвала свой альбом 1978 года "Gloria Gaynor"s Park Avenue Sound". Альбом записан под влиянием Филадельфийского ритм энд блюза (Philadelphia R&B). Один из лучших номеров - классический стандарт Marvin Gaye/Tammi Terrell "You"re All I Need To Get By", записан на стыке звучания disco и Motown.

В записи принимала участие группа City Life, но в целом альбом оказался менее успешным, чем ожидалось.

12 марта 1978 года во время концерта в Beacon Theatre Глория упала и серьёзно повредила спину. Она провела две недели в больнице, но 15 апреля снова оказалась в госпитале. Потребовалась хирургическая операция и Глорию выписали только 3 июля. Именно в этот день состоялось грандиозное шоу the International Billboard Disco Convention.

Глорию Гейнор в инвалидном кресле привезли в концертный зал.

Этот вечер был триумфальным для Донны Саммер, которая, в этом году была удостоена титула Королевы Диско. Донна прервала своё выступление и обратилась к публике, сказав, что в зале находится Глория Гейнор - Первая Леди Диско! Весь зал поднялся и наградил Глорию и Донну овацией. Это была победа Донны, но она своим жестом показала насколько ценит и уважает вклад Глории Гейнор в музыку DISCO.

При подготовке нового альбома в конце 1978 года Глорию попросили записать песню "Substitute", которая была хитом в Великобритании в исполнении группы Clout, руководство Polydor хотело выпустить её на американский рынок. В качестве продюсера был приглашён Фредди Перрен (Freddy Perren), с условием, что на второй стороне сингла будет выпущена его песня. Дино Фекарис (Dino Fekaris), показавший Глории Гейнор новую песню, забыл лист с текстом и записал по памяти слова на каком-то старом конверте. Когда Глория прочитала текст, она поняла, что может получиться хит - это была "I Will Survive".

Как и планировалось, новый сингл был выпущен с "Substitute" на первой стороне и "I Will Survive" на второй стороне 12" диска. Когда демо-копия оказался в руках Ричи Какзора (Richie Kaczor), ди-джея клуба Studio 54, ему понравилась именно "I Will Survive", которая стала постоянно звучать в клубе.

Песня стала модной, и к ноябрю 1978 года сингл "перевернулся" - Polydor переиздаёт "I Will Survive" как A-side, с "Substitute" на B-side. "I Will Survive" дебютировала в списках журнала Billboard на 87 месте и, спустя 2 недели, сместив хит Рода Стюарта "Do Ya Think I"m Sexy", 10 марта 1979 года возглавила хит-парад.

Через три недели на первое место вышла песня Bee Gees "Tragedy", но "I Will Survive" в течение короткого времени возглавила списки популярности практически по всему миру, во всех странах, в которых продавался сингл.

Альбом "Love Tracks", вышедший в 1979 году, оказался самой сильной пластинкой Глории Гейнор со времён "Never Can Say Goodbye". "I Will Survive", один из самых знаменитых гимнов диско-эры, сделал этот диск лидером 1979 года, было продано около 14 миллионов копий. На пластинке было ещё несколько отличных номеров: от клубного хита "Anybody Wanna Party?" до соул баллады "Please Be There" и запоминающаяся кавер-версия хита Little Anthony & the Imperials" "Goin" Out Of My Head".

Альбом "Love Tracks" принёс Глории Гейнор премию Grammy за лучшую Диско-запись. Спустя 25 лет "I Will Survive" всё еще хит, она была перезаписана много раз множеством исполнителей и, в первую очередь, самой Глорией Гейнор. В 2000 году эксперты влиятельного музыкального канала VH1 поставили "I Will Survive" на первое место в списке лучших танцевальных песен ХХ столетия.

В 1979 году, чтобы закрепить достигнутый успех, был выпущен ещё один альбом "I Have A Right" с хитом "Let Me Know I Have A Right", на диске было ещё несколько отличных песен: "Midnight Rocker", "Don"t Stop Us" и, ремейк Stephen Sondheim/Leonard Bernstain "Tonight" из мюзикла Westside Story, котрый Гейнор превратила в настоящий диско-шедевр.

В конце года Глория Гейнор дала шесть аншлаговых концертов в престижнейшем лондонском зале Palladium.

Огромный успех принёс Глории Гейнор и очень большие деньги, она стала самой востребованной исполнительницей танцевальной музыки конца 70-х. Но у всего этого была и оборотная сторона - её поглотила фривольная атмосфера диско-клубов: марихуана, кокаин, алкоголь - всё это поставило под удар карьеру, и даже саму жизнь диско-дивы.

В 1980 году выходит альбом "Stories", давший единственный успешный сингл "Ain"t No Bigger Fool", тоже самое повторилось и со следующим альбомом "I Kinda Like Me" (1991) - более или менее успешный 12" сингл "Let"s Mend What"s Been Broken". Клубная музыка развивалась, но Гейнор не успевала за тенденциями, у неё были серьёзные личные проблемы. По словам самой Глории, между 1979 и 1982 годом она балансировала между наркотиками и верой в Бога, но она очистилась от всякой скверны и стала на Божественную стезю, и с тех пор не перестаёт напоминать своим слушателям, что всегда есть путь к спасению с помощью Господа…

Альбом 1982 года "Gloria Gaynor" стал последней работой Глории Гейнор для Polydor, пластинка практически провалилась в Штатах, не спас даже патриотический гимн "America", выпущенный на сингле.

Америка в начале 80-х уже слушала другую музыку и у неё были новые герои.

Менеджер Глории Гейнор, Линвуд Саймоном, к тому времени ставший её мужем, решает, что имеет смысл попытать счастья в Европе, где Глорию помнят и любят её песни.

В 1983 году Глория и Линвуд подписывают контракт с британским звукозаписывающим лейблом Chrysalis и в следующем году выходит альбом "I Am Gloria Gaynor". Первый сингл с нового альбома, песня "I Am What I Am" стала главным хитом Глории Гейнор восьмидесятых годов, в песне есть такие строчки: "Я - это я, и мне не нужны ни похвала, ни жалость. Я стучу в свой барабан - кто-то говорит, что это просто шум, а мне он кажется музыкой. Да, мне нравятся браслеты и безделушки. Ну и что? Посмотри на это с другой стороны. Запомни: твоя жизнь - притворство до тех пор, пока ты не крикнешь: "Я - это я!" Оставайся собой". Этому кредо Глория верна и по сей день.

Следующей работой, получившей европейскую известность, стала клубная версия песни французской группы Space 1978 года "Му Love Is Music", продюсировал сингл Дидье Маруани (Didier Marouani).

Глория Гейнор не раз доказывала, что она мастерски исполняет песни других исполнителей, находя в них новые краски и, нередко давая им новую жизнь.

Следующий альбом "The Power Of Gloria Gaynor" (1986) состоял только из ремейков известных хитов, среди них песни Фила Коллинза и Стинга. Гейнор показала себя с неожиданной стороны, оказалось что она вполне комфортно чувствует себя и в рок-стилистике. Альбом стал одной из самых переиздавемых пластинок Глории Гейнор за всю её карьеру и стал основой для множества сборников, выходивших в разных странах в 80-90 годы (один из последних - сборник BMG "I Am What I Am", который в 2003 году издан в России).

В 1987 году в содружестве со знаменитой продюсерской командой Stock, Aitken and Waterman Гейнор записывает сингл "Be Soft With Me Tonight", имевший большой успех в Великобритании и странах Европы. Они продолжили сотрудничество и в 1992 году выпустили ещё один сингл: "Wild Boys".

После успеха альбома "The Power " Глория Гейнор приступает в Италии к записи альбома новых версий теперь уже своих хитов, в альбом также включены новые версии стандартов "Can"t Take My Eyes Off You" и "Feelings". Результат превзошёл все ожидания, Гейнор записала, пожалуй свой лучший танцевальный альбом. Аранжировки на альбоме сделаны в стиле танцевального хауса, стилизованного под классический диско. В записи альбома приняла участие команда Black Box - суперзвёзды итальянской танцевальной музыки.

Первый релиз альбома состоялся в Италии в конце 1990 года, пластинка называлась "Gloria Gaynor "90", затем диск был переиздан на CD немецким отделением Polydor: "Gloria Gaynor 91", а позже неоднократно переиздавался во многих странах как "Ten Best" и даже "Ten Best Millenium Versions".

Многие песни с альбома успешно продавались на синглах.

Работа над следующим альбомом Глории Гейнор "Love Affair" также велась в содружестве с итальянскими музыкантами. Продюсировали пластинку Пиппо Ландро (Pippo Landro) и Линвуд Саймон, автором пяти песен из десяти была Глория Гейнор.

Не обошлось и без очередной версии "I Will Survive", но с новым текстом религиозного содержания, написанным Глорией Гейнор. Альбом был полностью записан на Il Cortile Studio в Италии и увидел свет в 1992 году на виниле и CD.

Первым синглом была выпущена заглавная песня альбома "Love Affair", а на второй стороне был помещён трек "First Be A Woman". И снова повторилась история четырнадцатилетней давности - суперхитом стала песня с обратной стороны сингла - "First Be A Woman" французского композитора Мишеля Лама (Michael Lama), более того её стали называть продолжением "I Will Survive"! Если альбом "Love Affair"в целом не имел особого успеха, то "First Be A Woman" стала самой большой победой Глории Гейнор после "I Am What I Am".

В 1995 году в Великобритании увидела свет автобиографическая книга Глории Гейнор "Soul Survivor", которая была переиздана в США в 1997 году под названием "Gloria Gaynor - I Will Survive", которая стала бестселлером.

Казалось, что всё идёт хорошо, но судьба приготовила Глории новые испытания: в 1995 году была убита её младшая сестра Ирма, она была жестоко избита неизвестными и перед смертью несколько дней находилась в коме. Глория Гейнор, поддерживаемая верой в Бога мужественно перенесла горе, а спустя год её вера была снова подвергнута испытанию - почти одновременно умерли два её брата: Рональд - в марте, и Ральф - в мае 1997 года.

Однако жизнь продолжалась и Глория совершала гастрольные поездки, записывала новые песни.

В июле 1997 года она во второй раз приехала в Москву на открытие одного из ночных клубов на Новом Арбате (в первый раз она была в Москве в 1990 году и выступала в клубе Метелица). В этот приезд, Глория Гейнор записала для новогодней программы канала ОРТ "Старые песни о главном - 3" блестящий дуэт с Ларисой Долиной - "I Will Survive".

В 1998 году в Италии выходит новый диск Глории Гейнор "What A Life", а в США Polydor выпускает антологию записей Глории Гейнор 70-х годов "I Will Survive - The Antology".

Ценность этой компиляции состоит в том, что на ней в оригинальном виде представлены все три знаменитые нон-стоп программы с первых трёх альбомов певицы и самые известные песни периода сотрудничества Гейнор с Polydor, в то время как на компакт дисках до сегодняшнего дня переизданы только два альбома Глории Гейнор 70-х годов: "Love Tracks" и "I Kinda Like Me", да и те в Японии.

В том же году сборная Франции по футболу выбрала песню "I Will Survive" своим гимном, а Глория Гейнор стала почётным членом сборной под номером 24. Во Франции вышел сборник песен певицы под названием "It"s Му Time".

В 2000 году Глория Гейнор принимает участие в проекте "Tribute To Giorgio Moroder" и записывает сингл "Last Night", который занял верхние строчки европейских хитпарадов.

В марте 2001 года новый сингл Глории Гейнор "Just Keep Thinkin" About You" возглавил танцевальный чарт журнала Billboard.

Президент BMG/Logic Records Келли Швейнцберг (Kelly Schweinsberg) предложила Глории Гейнор начать подготовку к записи нового альбома. Пилотным синглом нового альбома стала песня "I Newer Knew", которая очень быстро стала номером один танцевального чарта Billboard.

И, наконец, в октябре 2002 года в США выходит новый диск Глории Гейнор "I Wish You Love".

"I Wish You Love", выражаясь словами Глории Гейнор - альбом о "лучшем подарке, который Бог даровал всему человечеству - любви". Что ж, диско, который в конце 70-х казался исчадием музыкального ада, ещё раз в лице Глории напомнил всем, что он является настоящей музыкой для взрослых, на собственном опыте в полной мере познавших расцвет чувств (а иногда - их крушение) в настоящей жизни. А ещё этот CD - напоминание о том, что классический диско получается только у истинных ветеранов жанра, на личном примере знающих, какие песни надо было петь в 1978-м чтобы стать звездой мировой величины. Вот и аранжировки композиций, сделанные здесь на компьютерах, маскируются под богатый оркестрово-аналоговый звук той эпохи, а почти половина номеров - канонические диско-хиты с ритмом 120 bmp. Всё остальное - медленный вечерний фанк и красивейшие поп-баллады.

В 2002 году Глория Гейнор стала ещё и сенсацией на Бродвее, участвуя в постановке мюзикла Smokey Joe"s Cafe.

Начало 2003 года Гейнор провела в гастрольных поездках по всему миру, кстати, она за всё время своей певческой карьеры побывала более чем в 80 странах. В конце марта певица дала два концерта в московском концертном зале "Россия". Московские выступления были частью промо-тура, посвящённого выходу 7 апреля 2003 года европейского релиза альбома "I Wish You Love".

Нельзя сказать, что в СССР Глория Гейнор была популярна, однако её творчество было официально признано, иначе чем ещё можно объяснить выпуск Всесоюзной фирмой грампластинок "Мелодия" двух самых значительных альбомов 70-х "Never Can Say Goodbye" и "Love Tracks". Удивительнее всего то, что песня "I Will Survive" впервые прозвучала в СССР на радиостанции "Маяк" в конце июля 1979 года, причём транслировалась полная 8-ми минутная версия!

Российские производители компакт дисков в последние два года с похвальным усердием выпускают сборники и альбомы Глории Гейнор, а почему бы и нет?

Голос Глории Гейнор с годами прелести не утрачивает, а по поводу своей "немодельной" фигуры она никогда не комплексовала. Глория до сих пор живёт в своём родном Ньюарке со своим супругом, любит ухаживать за собственным садиком и регулярно травмирует пальцы острым ножом, пытаясь готовить еду по своим любимым рецептам, которые, в качестве бонуса, прилагает к своему последнему альбому и, что важнее всего, у неё есть Главная песня, которая помогает справиться с трудностями тысячам и тысячам её слушателей и поклонников во всём мире - "I Will Survive"!

Христиан Иоганн Генрих Гейне (нем. Christian Johann Heinrich Heine). Родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе - умер 17 февраля 1856 года в Париже. Немецкий поэт, публицист и критик.

Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную лёгкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганн Брамс, и многие другие.

Родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе, в семье обедневшего еврейского купца Самсона Гейне (1764-1829), торговавшего тканью. Кроме него в семье росли ещё трое детей - Шарлотта (1800-1899), Густав (1803-1886) и Максимилиан (1804-1879). Первоначальное воспитание Генрих получил в местном католическом лицее, где ему была привита любовь к пышности католического богослужения. Воспитанием сына серьёзно занималась мать Бетти (Пейра) (1770-1859). Образованная и мудрая женщина, она хотела обеспечить Генриху хорошее образование.

После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии Генрих переходит в экономическое училище. Потом Генриха отправили на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Это была попытка сделать из мальчика продолжателя родовой финансово-торговой традиции. Но она провалилась, и Генрих вернулся домой. В 1816 году родители отправляют сына в Гамбург, где у его дяди, Соломона Гейне (1767-1844), был банк. Как настоящий педагог, он дал Генриху возможность раскрыть свои способности и поставил племянника во главе маленькой компании. Но Генрих «успешно» провалил дело меньше, чем за полгода. Тогда дядя поставил его вести бухгалтерские счета, но Генрих всё больше увлекался лирикой. Поссорившись с дядей, Генрих снова возвращается домой.

За три года, проведенные у Соломона, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь дяди Соломона. Любовь осталась безответной, и все переживания Генриха нашли выход в его стихах - особенно хорошо это видно в «Книге песен».

Родители дали согласие на поступление сына в университет. Сначала он поступил на юридический факультет Боннского университета. Но, прослушав всего одну лекцию, Гейне увлекается посещением лекции по истории немецкого языка и поэзии, которую читал Август Шлегель. В 1820 году Гейне переходит в Гёттингенский университет, однако его исключают за вызов одного из студентов на дуэль, которым он отреагировал на оскорбления. С 1821 по 1823 год Гейне учится в Берлинском университете, где слушает курс лекций у . В это время он приобщается к литературным кругам города. В 1825 году перед получением диплома доктора он вынужден был креститься, так как дипломы выдавались только христианам.

Поддержка Гейне Июльской революции 1830 года заставила поэта, уставшего от постоянной цензуры, переехать в Париж. Только после 13 лет, проведенных во Франции, Генриху повезло снова оказаться на родине. Летом 1848 года по Европе прошел слух о смерти поэта, на самом же деле он, попрощавшись в мае с белым светом, оказался прикованным к кровати из-за болезни. Ещё в 1846 году у него начался прогрессирующий паралич, но он не потерял интереса к жизни и продолжал писать. Даже после восьми лет болезни Гейне не сдавался и даже сохранил чувство юмора. В 1851 году вышел его последний сборник - «Романсеро». В сборнике чувствуются скептицизм и пессимизм. Вне всякого сомнения, в нём отразилось физическое состояние поэта.

Гейне был дальним родственником по материнской линии. Примечательно, что, познакомившись в 1843 году в Париже, они не подозревали о своём родстве. Поэт был очарован умом этого молодого философа и почти ежедневно приходил на улицу Вано поговорить о политике и литературе. Оба они разделяли пристрастие к французским утопистам. Карл призывал Гейне поставить свой поэтический гений на службу свободе: «Оставьте эти вечные любовные серенады и покажите поэтам, как орудовать хлыстом».

ГЕЙНЕ ГЕНРИХ

(род. в 1797 г. – ум. в 1856 г.)

Немецкий поэт, прозаик, публицист. Поэзия: «Книга песен», сборники стихотворений, сонеты; поэмы: «Атта Тролль. Сон в летнюю ночь», «Германия. Зимняя сказка», «Бимини»; проза и публицистика: «Путевые картины», «Путешествие по Гарцу», «Идеи. Книга», «Путешествие от Мюнхена до Генуи», «Флорентийские ночи».

Генрих Гейне соединял в себе две, казалось бы, противоположных стихии – лирическую и публицистическую. Он был проникновенным лирическим поэтом и в то же время журналистом, сатириком, обличавшим все пороки современного ему общества. Возможно, если бы он остался только «певцом любви», его жизнь не сложилась бы так драматически. Но Гейне был сыном своего времени, о котором сказал: «Над моей колыбелью играли последние лучи восемнадцатого и первое утро девятнадцатого века». Надо ли уточнять, что вся эта эпоха была озарена отблесками Великой французской революции, наложившей отпечаток на творчество всех европейских писателей и мыслителей.

Публицистика Гейне всегда вызывала яростные нападки критиков, называвших поэта «осквернителем родины, трона и алтаря», «жалким фельетонистом», что, безусловно, его задевало, но отнюдь не ослабляло силу его сатиры. Гейне так и остался до конца своей жизни беспощадным политическим аналитиком, эмигрантом, отщепенцем в глазах многих немцев, словно забывавших о том, кто принес стране поистине мировую поэтическую славу.

Генрих Гейне (в детстве его называли Гарри) родился 13 декабря 1797 года в семье бывшего гвардейского офицера Самсона Гейне, сменившего воинскую службу на профессию коммерсанта. Это был человек добрый и приветливый, от души желавший счастья четырем своим сыновьям. Однако в коммерции ему не особенно везло, и семья постоянно испытывала нужду. Гарри любил отца самой нежной сыновней любовью, тянулся он и к матери. Бетти ван Гольдерн была женщиной образованной и хотела, как и отец, дать детям хорошее образование. Но учеба, сначала в начальной школе, а затем в католическом лицее будущему поэту мало что давала. Постоянная зубрежка религиозных текстов навсегда отвратила Гарри от религии. Зато сказки, приключенческие романы, произведения Гете и Шиллера доставляли мальчику большое наслаждение.

Когда Гейне исполнилось семнадцать лет, встал вопрос о будущей профессии. Самсон и Бетти, увлеченные романтической судьбой Наполеона, сначала мечтали о военной карьере для сына. Но затем на семейном совете решено было сделать из Гарри коммерсанта, тем более что перед глазами родителей был весьма достойный пример: брат Самсона, т. е. дядя Гарри, Соломон Гейне за короткое время из простого клерка стал миллионером. Уважая волю отца, Гейне отправился во Франкфурт, чтобы изучать науку коммерции.

Вскоре наставник Гарри, один из франкфуртских банкиров, деликатно намекнул Самсону Гейне, что у его сына нет никаких способностей к накопительству вообще и к банковскому делу в частности. Тогда богатый дядюшка вызвал Гарри к себе в Гамбург и заверил семью Гейне, что уж он-то сделает из племянника настоящего купца. Но и торговое дело не очень-то заинтересовало Гейне, зато под конторскими книгами Соломон все чаще стал находить листки, густо исписанные стихотворными строчками. Разгневанный дядя рвал их на кусочки, приговаривая: «Если бы этот парень хотя бы на что-либо был способен, он никогда бы не занимался стишками». На что юный племянник в тон своему покровителю отвечал: «Знаешь, дядя, лучшее в тебе то, что ты носишь мою фамилию». Уже в этой фразе можно ощутить тот горделивый дух, который в будущем станет определяющим для Гейне-прозаика.

И все же жилось Гарри в доме дяди не слишком комфортно. Даже слуги относились к бедному родственнику с пренебрежением. Но больше всего Гейне страдал от неразделенной любви к дочери Соломона Амалии. Свою кузину будущий поэт любил страстно и самозабвенно. Она же относилась к нему высокомерно, пренебрегая искренними стихотворными посвящениями молодого поэта.

Когда Гейне спустя одиннадцать лет встретился со своей первой большой любовью, он так описал эту встречу: «Эта госпожа Фридлендер из Кенигсберга, она, видите ли, моя кузина. Вчера на закуску я получил ее избранника, мужа… Мир дурен, вульгарен и безрадостен, и пахнет засохшими фиалками».

Убедившись в том, что коммерсанта из племянника не выйдет, дядя согласился помочь ему в получении высшего образования. С 1819 по 1823 год Гейне учится на юридическом факультете университетов в Бонне, затем в Геттингене и Берлине. Но и юриспруденция интересовала молодого поэта не больше, чем торговля. Он самостоятельно изучает историю, литературу, лингвистику и философию, встречается с ученым, теоретиком романтизма Августом-Вильгельмом Шлегелем, в Берлине слушает лекции Гегеля, знакомится с писателями Гофманом и Шамиссо, посещает художественные салоны, где собирался цвет немецкой интеллигенции.

Весной 1821 года Гейне появился в кабинете редактора берлинского журнала «Собеседник», положил ему на стол тоненькую тетрадь стихов и сказал: «Я никому не известен, но хочу стать известным благодаря вам». Стихи были приняты и напечатаны, а в качестве гонорара молодой поэт получил сорок экземпляров своей первой книги.

Во второй половине 1820-х годов Гейне весь в поисках какой-либо работы. Он пытается устроиться то адвокатом, то преподавателем. Но для него, автора памфлетов, направленных против реакции, места нигде не находится. Более того, за ним постоянно следит полиция, угрожая арестом. Повод для преследования журналиста, по мнению властей, был более чем убедителен. Это книга «Путевые картины», которую сам Гейне называл «военным кораблем, на борту которого слишком много пушек». «Путевые картины» – сборник публицистических очерков. В них нет сюжетов, типов или характеров, но есть журналистские впечатления и чувства, пережитые автором при знакомстве с феодальной Пруссией. Сатире подвергалось все – аристократия, церковь, схоластические науки, продажная литература, собственно, вся современная Гейне страна. Эта книга метафорична, эмоциональна, дышит то гневом, то оптимизмом. Она насыщена афоризмами, один из них стал крылатым: «Сквозь мое сердце проходит большая мировая трещина».

Избегая худших последствий за свои сатирико-публицистические произведения, Гейне 1 мая 1831 года уезжает во Францию и становится пожизненным политическим эмигрантом. К этому времени Гейне известен не только своей публицистикой, но и поэзией. Лирическая «Книга песен», опубликованная в 1827 году, принесла поэту мировую славу. В этой поэтической исповеди одна тема – неразделенная любовь, пронизанная горечью и страданиями. О ней сам Гейне сказал: «Книга эта – только урна с прахом моей любви». Вот где проступила печаль былой любви к Амалии Гейне, которую поэт так и не смог забыть.

На французской земле Гейне обрел вторую родину. Здесь он встречается с выдающимися артистами, музыкантами, учеными, политическими деятелями. Его друзьями становятся Бальзак, Беранже, Жорж Санд, Мюссе, Дюма-отец, Шопен.

Гейне было 37 лет, когда он познакомился с молодой и красивой француженкой Кресценцией-Евгенией Мира, которую он называл Матильдой. Крестьянка по происхождению, Матильда приехала в Париж в поисках счастья и жила у своей тетки, помогая ей торговать обувью. Через год Генрих и Матильда поженились. Избранница поэта была девушкой капризной и вспыльчивой, по словам Генриха, «настоящим домашним Везувием». До конца жизни она так и не выучила ни единого немецкого слова и, наверное, толком не знала, что представляет из себя Гейне как литератор. Но она пленила Генриха своей естественностью, непринужденностью, жизнерадостным характером и безграничной преданностью. Во время свадьбы Матильда сказала: «Анри, знай, что я тебя никогда не брошу, любишь ты меня или нет, будешь хорошо ко мне относиться или плохо, я все равно тебя никогда не брошу». И свое обещание она сдержала.

Еще с молодости Гейне страдал туберкулезом спинного мозга. С годами болезнь прогрессировала, все чаще болела голова, утончалась левая рука, временами пропадало зрение. В мае 1848 года Гейне последний раз вышел из дома. Он пришел в Луврский музей и обессиленный упал возле прославленной статуи Венеры Милосской. Впоследствии поэт рассказывал друзьям: «Я долго лежал у ее ног и горько плакал так, что слезы могли тронуть даже камень. А богиня смотрела на меня сверху сочувственно и безутешно, словно хотела сказать: разве ты не видишь, что у меня нет рук, и я не могу тебе помочь».

Последние восемь лет жизни Гейне, испытывая физические страдания, пролежал в тесной парижской квартире на ложе из матрацев, которое он называл «матрацной могилой». И все же поэт продолжал писать; полуслепой и неподвижный, он правой рукой поднимал одно веко, чтобы хоть немного видеть, а левой выводил на бумаге большие буквы.

Всю жизнь великий поэт испытывал материальные затруднения. Он зависел от своих богатых родственников, ему приходилось унизительно торговаться со своим гамбургским издателем Кампе, который нажил на издании его произведений миллионы, а самого автора держал в «черном теле». С горькой иронией Гейне говорил, что ему при жизни сооружен надежный памятник – огромный каменный дом Юлиуса Кампе в Гамбурге. Эту борьбу за деньги Гейне вел не ради себя, он хотел обеспечить жену после своей смерти. До последних дней Генрих беспокоился о комфорте для своей жены, нарядах и развлечениях. И при этом не терял мужества и ироничного отношения к себе. Когда к умирающему Гейне пришел его знакомый и спросил, как теперь поэт относится к Богу, Гейне ответил: «Бог меня простит, это его профессия».

На рассвете 17 февраля 1856 года Генриха Гейне не стало. Его последними словами были: «Писать! Бумагу, карандаш!» Выполняя волю писателя, его похоронили на Монмартрском кладбище в Париже без религиозных обрядов и надгробных речей. Со дня погребения и до наших дней французы заботливо ухаживают за могилой великого немецкого поэта.

Из книги Генрих Гейне. Его жизнь и литературная деятельность автора Вейнберг Петр Исаевич

Глава I. Детство и юность Гейне Родители Гейне. – Роль матери в воспитании «Гарри». – Симон Гельдерн и его влияние на фантазию будущего поэта. – Первое чтение: «Дон Кихот» и «Путешествия Гулливера». – Дюссельдорфский лицей и лекции философии. – Религиозный

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

Из книги Маршак автора Гейзер Матвей Моисеевич

МАРШАК И ГЕЙНЕ Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». И это воистину так. Не могу согласиться с Робертом Фростом, сказавшим, что поэзия погибает в переводе. Мне гораздо ближе Жуковский: «Переводчик в стихах - соперник». Почему в этой книге мы так

Из книги Каменный пояс, 1989 автора Карпов Владимир Александрович

ЛОРЕЛЕЯ (из Генриха Гейне) Ах, было б разгадано кем-тоуныние мое!..Минувших веков легенда, -я должен помнить ее.Стемнело. Холод - заметней.Над Рейном - тишина.Вершина зарей последнейеще освещена.То дева - ах, как нездешне! -нисходит на утесв своей золотой одежде,в

Из книги Козьма Прутков автора Смирнов Алексей Евгеньевич

«КАК БУДТО ИЗ ГЕЙНЕ» Было время, когда «властителем дум» русских поэтов и читающей публики оставался немецкий романтик Генрих Гейне (1797–1856). Его ранняя лирика очаровала многих и вызвала массу подражаний. Не остался в стороне и Козьма Прутков, сочинивший два

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Генрих Гейне Избранник муз в торговых кланах редок, - Поэзии банкирство не к лицу. Герр ростовщик почти нормальный предок Кому угодно. Только не певцу. Но если род, столь преданный Тельцу, Вдруг Ориона выдаст напоследок; Но если - против чаянья, вот эдак, - В цепи

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

ГЕЙНЕ ГЕНРИХ (род. в 1797 г. – ум. в 1856 г.) Немецкий поэт, прозаик, публицист. Поэзия: «Книга песен», сборники стихотворений, сонеты; поэмы: «Атта Тролль. Сон в летнюю ночь», «Германия. Зимняя сказка», «Бимини»; проза и публицистика: «Путевые картины», «Путешествие по Гарцу»,

Из книги О ВРЕМЕНИ, О ТОВАРИЩАХ, О СЕБЕ автора

Где же Гейне! Старинный патриархальный город Вецлар с узкими улочкамп и островерхими крышами жил тихой размеренной жизнью и хранил запахи и колорит прошлых эпох.Здесь когда-то жил Гёте, и его домик был превращен в музей. К музею Гёте вела такая узенькая улочка, что двоим

Из книги О времени, о товарищах, о себе [ёфицировано, без иллюстраций] автора Емельянов Василий Семёнович

Где же Гейне? Старинный патриархальный город Вецлар с узкими улочками и островерхими крышами жил тихой размеренной жизнью и хранил запахи и колорит прошлых эпох.Здесь когда-то жил Гёте, и его домик был превращён в музей. К музею Гёте вела такая узенькая улочка, что двоим

Из книги Тургенев и Виардо. Я все еще люблю… автора Первушина Елена Владимировна

«Стоит погода злая!» (Из Гейне) Стоит погода злая! Что за погода злая! Сердито шумит гроза… Сижу под окошком – и молча Вперил я во мрак глаза. Вдали огонек одинокий Тихонько бредет… C фонариком, вижу, старушка Там дряхлой стопой идет. Муки купить, яичек, И масла нужно

Из книги О времени, о товарищах, о себе автора Емельянов Василий Семёнович

Где же Гейне! Старинный патриархальный город Вецлар с узкими улочками и островерхими крышами жил тихой размеренной жизнью и хранил запахи и колорит прошлых эпох.Здесь когда-то жил Гёте, и его домик был превращен в музей. К музею Гёте вела такая узенькая улочка, что двоим

Из книги Коко Шанель автора Надеждин Николай Яковлевич

70. Генрих Она была совершенно одинока и уже решила, что все её желания угасли. Как вдруг к ней пришла любовь. Последняя, закатная, чистая и грустная…Это случилось на приёме в испанском посольстве. Шанель неприкаянно бродила среди приглашённых. В основном это были мужчины

Из книги Легендарные разведчики автора Долгополов Николай Михайлович

АБЕЛЬ И ГЕЙНЕ Александр Демьянов До недавнего времени имя этого героя произносили редко. Но мне повезло. О разведчике Александре Демьянове, которого немцы считали своим агентом Максом, а наши присвоили псевдоним Гейне, мне на исходе жизни поведал полковник Иван

Из книги «Мы прожили не напрасно…» (Биография Карла Маркса и Фридриха Энгельса) автора Гемков Генрих

Гейне – гость и друг В доме Карла и Женни постоянно бывали многочисленные знакомые и друзья, демократы и сторонники утопического социализма, ученые и художники, хотя хозяйке приходилось быть крайне экономной. Одним из самых частых гостей был Генрих Гейне, уже не первый

Из книги Мне нравится, что Вы больны не мной… [сборник] автора Цветаева Марина

Г. Гейне (1797–1856) Памяти Г. Гейне Хочешь не хочешь – дам тебе знак! Спор наш не кончен – а только начат! В нынешней жизни – выпало так: Мальчик поет, а девчонка плачет. В будущей жизни – любо глядеть! – Ты будешь плакать, я буду – петь! Бубен в руке! Дьявол

Из книги автора

Памяти Г. Гейне Хочешь не хочешь – дам тебе знак! Спор наш не кончен – а только начат! В нынешней жизни – выпало так: Мальчик поет, а девчонка плачет. В будущей жизни – любо глядеть! – Ты будешь плакать, я буду – петь! Бубен в руке! Дьявол в крови! Красная

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры