История группы. Группа "Земляне": состав группы, фото Новый состав группы земляне

Главная / Бывшие

Группа с богатой событиями историей и драматической судьбой, безусловная легенда питерского рока 70-х и лучшее лекарство от ностальгии в наши дни, в годы своего расцвета ЗЕМЛЯНЕ славились превосходным исполнением музыки своих западных кумиров и единомышленников - прежде всего, DEEP PURPLE - хотя позже успешно совмещали его с собственным творчеством, были героями сэйшенов и лауреатами фестивалей, знавали взлёты и падения, но сумели пронести истинный рок-н-ролльный дух через все времена и эпохи, невзирая на любые причуды быстротечной моды.

ЗЕМЛЯНЕ родились от слияния двух творческих потоков: один представляла компания с Забайкальской, 4 - Леонид Стрункин (р.26.04.51 в Ленинграде), гитара, Сергей Загребельный (р. 19.11.51 в Ленинграде), бас, Николай Тугаров (р.3.12.49 в Ленинграде), клавишные, а другой - уже основательно "загоревший" под лучами софитов Евгений Яржин (р.01.05.52 в Ленинграде), вокал, гитара, из распавшейся группы АТЛАНТЫ (игравшей на танцах в Парголово). Кто с кем слился - "забайкальцы" (исполнявшие, в основном, инструментальные пьесы) с Яржиным (пел, преимущественно, на английском) или наоборот - сегодня уже не вспомнить, но точно известно, что Сергей и Женя учились в одной группе ЛРПТ (Ленинградский Радиополитехникум). Там же, впрочем, учились и остальные участники будущих ЗЕМЛЯН.

Весной 1969 в ряды безымянной группы влился барабанщик Александр Крустам (р.14.11.52 в Ленинграде), после чего она начала выступать на вечерах отдыха ЛРПТ. Лето было решено провести вместе в подшефном лагере ТТУЛ в посёлке Грузино. Там музыканты попали под опеку преподавателя предмета "электрические машины" (а по совместительству руководителя джаз-оркестра техникума) Соломона Наумовича Якобсона. Несмотря на то, что многие в группе имели за плечами музыкальную школу (Загребельный и Стрункин осваивали баян, а Яржин - духовые: трубу и альт), навыков аранжировки им явно не хватало, Якобсон же учил их бережно относится к строке партитуры. Не выдержавших испытание сценой пришлось менять. Так в группе появились новый барабанщик Алексей Волков (р.15.07.54 в Ленинграде) и клавишник Евгений Мясников (р.11.03.54 в Ленинграде), подрабатывавший в том же пионерлагере музруком.

Состав группы, неофициально называвшей себя ДЕТИ СОЛОМОНА (или SOLOMON"S CHILDREN), продолжал меняться: осенью 1969 в неё пришли вокалистка Тамара Мищенко, трубач Владислав Баранов и оператор Андрей Большев (р.14.11.50 в Ленинграде). Их репертуар был достаточно пёстрым - несколько собственных номеров, советская эстрада, с которой группа следующей весной вышла в финал конкурса ВИА Выборгского района, посвящённого столетию Ленина, и, безусловно, битловская классика. В кафе "Ровесник" (известном также как "Серая Лошадь"), где музыканты отмечали победу в конкурсе, кто-то завёл разговор о новом имени группы. Вероятно, именно там Мясников и предложил "всеобъемлющее", по его выражению, название ЗЕМЛЯНЕ. Оно устроило всех и намертво приклеилось к группе.

Летом 1970 Андрей Большев (к тому времени дослужившийся в группе до поста администратора) узнал от кого-то неплохой способ избежать службы в армии: нужно добиться распределения в НИИЭФА им. Д.В. Ефремова. Это был страшно секретный оборонный институт, который давал бронь на всё время работы в нём! Пионерами нового движения стали сам Большев и Стрункин. Впоследствии в НИИЭФА оказалась вся группа. По иронии судьбы, к тому времени ЗЕМЛЯНЕ напрочь отказались от исполнения какой бы то ни было советской эстрады - в репертуаре стали преобладать материал DEEP PURPLE, IRON BUTTERFLY, LED ZEPPELIN, ELP и иных идейно чуждых западных исполнителей! В процессе трансформации группы она потеряла сначала вокалистку, а затем и трубача.

Осенью 1972 ЗЕМЛЯНЕ устроились в клуб посёлка Юкки, находившийся в здании старой финской церкви и издавна служивший главным местом общения молодёжи окрестных пригородов. Группа неуклонно совершенствовала свой репертуар и исполнительскую технику и к концу сезона стала звездой местного масштаба - послушать её народ приезжал даже из города.

Именно так 1 сентября следующего года на выступление ЗЕМЛЯН в Юкках попал Андрей Шестаков (р.29.03.55 на Колыме, куда его мать и отца-гидрографа занесло во время длительной научной экспедиции). Он окончил математическую и музыкальную школы (по классу баяна), поигрывал в школьной группе, но никогда не думал о музыкальной карьере, поскольку главными приоритетами в его жизни были хоккей и математика - он уже играл за одну из любительских команд и только что поступил в ЛИТМО. В Юкки его зазвал какой-то поклонник группы. После концерта выяснилось, что Женя Мясников тоже неравнодушен к хоккею.

Сдружившись с ЗЕМЛЯНАМИ, Шестаков чуть ли не каждый уикэнд приезжал к ним в Юкки, а Мясников начал заниматься с ним по индивидуальной программе, но не клавишными, а бас-гитарой. Инструмента у Андрея не было, поэтому он взял обычную шестиструнку, перепилил колки, поставил на неё четыре струны и без видимой цели начал осваивать новый для себя инструмент.

В конце зимы 1973 уже знавшие себе цену ЗЕМЛЯНЕ рассорились с дирекцией клуба и перебрались из Юкков в клуб пос. Пригородное в Парголово, уступив Юкки АРСЕНАЛУ, хотя изредка наведывались туда - поджемовать с музыкантами других групп.

Самым ярким событием этого периода стал ночной фестиваль в Юкках 27 мая 1973, организованный Игорем Солуяновым из ШЕСТОГО ЧУВСТВА и собравший на одной сцене САНКТ-ПЕТЕРБУРГ , ЗЕМЛЯН, МАНИЮ , АЛЬБАТРОС и ВЕРЕТЕНО . Как ни странно, ЗЕМЛЯНЕ оказались там случайно: буквально накануне Лёша Волков отпраздновал свадьбу, и музыканты - по вполне понятным причинам - хотели отказаться от участия. Тем не менее, в последний момент Мясников решил, что ехать всё же надо. Загребельного не нашли, поэтому на басу - первый раз в жизни - играл Шестаков, осиливший партии в "In-A-Gadda-Da-Vida" и "Child In Time". Хотя никаких мест и призов на фестивале на раздавали, в неформальном топе явно лидировали МАНИЯ и ЗЕМЛЯНЕ.

Вскоре после этого в Пригородном произошёл скандал. Центровые ребята из Питера привезли с собой человек пять шведских туристов. Ничего страшного не произошло, но прознав об этом, дирекция клуба тут же отправила ЗЕМЛЯН на все четыре стороны. Весь аппарат, включая барабаны, перевезли домой к Мясникову. В середине июня ЗЕМЛЯНЕ дали первый городской концерт в кафе "Эврика", после чего замолчали до осени.

В октябре они, наконец, нашли, куда приткнуться, переехав на Водокачку, в клуб ГВС, где до них уже базировались МИФЫ . Именно там Андрей Шестаков окончательно сменил на басу Загребельного, который покинул музыку. Той же осенью состоялось несколько нашумевших сэйшенов (в Доме Моряков в Порту, в той же "Эврике" и т.д.), сделавших ЗЕМЛЯН одной из самых популярных и востребованных групп Питера. Они начали играть по институтам: факультет ПМПУ Университета, Текстильный, Бонч, ЛИТМО и т.д. Периодически у группы возникали конфликты с официозом: чаще всего администрацию раздражала громкость, а в общежитии Военмеха на Обводном канале им запретили петь по-английски, поэтому весь вечер звучал один инструментал!

В январе 1974 ЗЕМЛЯНЕ одержали ещё один триумф - на Фестивале в ДК им. Орджоникидзе, где они обошли всех признанных лидеров подпольной сцены и вместе с МИФАМИ поделили все призы, которыми (в своих категориях) были увенчаны Яржин (сохранилась запись его исполнения Child In Time на этом фестивале), Шестаков, Мясников, Волков и Сергей Данилов (МИФЫ).

С весны до начала лета всё шло по нарастающей: группа непрерывно играла, вызывая всё больший и больший восторг публики; она блестяще исполняла самые сложные номера DEEP PURPLE (даже те, которые - как стало известно позднее - были записаны наложением), а иногда демонстрировала знакомство с классикой. Однако, осенью наступил первый кризис.

Яржин, который в то время серьёзно занялся вокалом, под влиянием своего педагога Мизиной, расхваливавшей его басо-баритон, решил, что должен петь исключительно в академической манере, ввиду чего отказывался исполнять те или иные номера, а что-то пел в несвойственной хард-року оперной технике. Почти в то же самое время ЗЕМЛЯН оставил гитарист Стрункин, и они впали в депрессию. Работы не было.

Заработка ради Мясников с Шестаковым устроились в кафе "Сонеты" и играли, что придётся, когда к ним случайно заглянул Сергей Петров, великолепный гитарист, который дебютировал в ОДИНОКИХ СЕРДЦАХ , потом работал у Бориса Долженкова, отслужил в армии, после чего играл джаз-рок с ВОЗРОЖДЕНИЕМ . Он знал весь репертуар ЗЕМЛЯН и был принят в группу. Почти одновременно с ним в ЗЕМЛЯНАХ появился и второй вокалист Валерий Живетьев (р.24.11.52 во Владивостоке) - курсантом Макаровки он играл с группой ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ, после чего был приглашён в МАНИЮ и блеснул на памятном ночном фестивале в Юкках. Дуэтом с Яржиным, который то исчезал, то появлялся, он изумительно пел "Sail Away" DEEP PURPLE.

Ещё одним новобранцем осеннего призыва стал Александр Супрунов (р.2.07.53, в Ленинграде); как и остальные, он работал в НИИЭФА, здорово разбирался в электронике и был буквально одержим идеей создать собственной конструкции синтезатор, что ему, в конце концов, удалось. До ЗЕМЛЯН Супрунов играл на органе в ещё одной институтской группе ДЕВИЧЬИ СЛЁЗЫ . Реформировав состав, ЗЕМЛЯНЕ вернулись в строй и продолжали выступать прежними темпами и с прежним успехом.

В июне 1975 ЗЕМЛЯН покинул Лёша Волков, который нашёл работу в ресторане "Невские Берега". Свои услуги им предложил технически слабый, но солидно экипированный и пробивной Владимир Киселёв, в то время пытавшийся поднять свою группу АПРЕЛЬ . Он чуть было не занял вакансию, но тут Мясников очень кстати вспомнил о барабанщике группы HEAVEN , с которой ЗЕМЛЯНЕ случайно пересеклись предыдущей осенью в подростковом клубе "Рубин". Так в группе появился Павел Третьяков (р.9.07.55 в Ленинграде), который помимо HEAVEN барабанил в военмеховских ГУСЛЯРАХ и устроил ЗЕМЛЯН по всем статьям.

Между тем, Живетьев уже заканчивал училище Макарова и всё чаще уходил в море, поэтому в сентябре в группу был приглашён ещё один вокалист Михаил Чистяков из LOOK AT YOURSELF .

Всё это время ЗЕМЛЯНЕ разъезжали по городу, используя поддельную бумагу, утверждающую их программу и разрешающую выступать - её где-то раздобыл Большев. Долгое время это сходило им с рук, но осенью 1975 они попались. Дело чуть было не кончилось встречей с милицией, и хотя в конечном счёте всё обошлось, музыканты были изрядно напуганы.

Помощь пришла с неожиданной стороны. В октябре 1975 их нашли двое мужчин в штатском, которые представляли ДК им. Дзержинского и предложили группе стать самодеятельностью дворца культуры милиции на весьма льготных для неё условиях - три-четыре раза в год выступать на праздничных концертах, а также представлять дворец на официальных конкурсах. ЗЕМЛЯНЕ переехали с Водокачки (где их сменила МАНИЯ , а чуть позже АПРЕЛЬ) на Старо-Невский, а Мясников стал официальным руководителем группы.

В апреле 1976 они выступили в ДК им.Газа на отборочном туре Всесоюзного Фестиваля Самодеятельности Трудящихся и вышли в первый тур - во многом, благодаря тому, что исполняли арт-роковые обработки классики. В то время ЗЕМЛЯНЕ пробовали интерпретировать для рок-инструментария сочинения Гуно, Паганини, Лало, Рахманинова, Свиридова и даже Шостаковича. Для этого в состав группы была приглашена скрипачка Ольга Простокишина, а во дворце к ним присоединился Александр Крейман, отличный пианист с консерваторской школой, который увлекался современным джазом и пытался привнести элементы этой музыки в звуковую палитру ЗЕМЛЯН. Сразу после конкурса Простокишина на время покинула группу, и её заменила скрипачка Людмила Черезова.

Примерно в то же время в репертуаре группы начали появляться собственные песни. Первую из них, "Мы - земляне", Мясников сочинил на слова Шестакова. Позднее с ЗЕМЛЯНАМИ начал сотрудничать соученик Шестакова по ЛИТМО Вадим Детинко (Димин) - поначалу он лишь правил тексты Шестакова, а потом начал предлагать им свои стихи.

Лето 1976 ЗЕМЛЯНЕ провели в разъездах: в рамках фестиваля "Белые Ночи" они выступали в Сосновом Бору, в эстонском Силламяэ и т.д. Помимо того, они активно работали в своём дворце. К тому времени Петрова переманили в ориентированный на LED ZEPPELIN и тяжёлый блюз вообще АПРЕЛЬ , а на его место пришёл гитарист и певец Виктор Кудрявцев (р.1.02.55 в Ленинграде), который до этого играл на танцах в Тосно, Понтонном и Сапёрном.

19 октября под девизом "В мире современных ритмов" ЗЕМЛЯНЕ дали у себя во дворце совместный концерт с ОРНАМЕНТОМ . 15 марта следующего года опыт был с успехом повторён. Репертуар ЗЕМЛЯН в этот период пополнили пьесы EMERSON, LAKE & PALMER и даже CAN.

В конце года в Мариинском театре в присутствии всей партноменклатуры и других официальных лиц состоялся финал конкурса самодеятельных артистов. Оля Простокишина играла на скрипке "Ave Maria". Всё было крайне солидно. В декабре питерское телевидение сняло ЗЕМЛЯН как лауреатов конкурса для программы "Народное творчество" (получасовой эфир, в котором прозвучала, в частности, их версия романса Георгия Свиридова "Ворон к ворону летит", состоялся 13 марта 1977). Живетьев, который пел на записи, опять ушёл в плавание, и в телестудии его подменял Юрий Сорокин из ДЕВИЧЬИХ СЛЁЗ и МЕЛОМАНОВ .

В декабре 1976 с ЗЕМЛЯНАМИ расстался Супрунов: он по-прежнему работал в НИИЭФА, где собрал собственную группу с очевидным названием СИНТЕЗ .

К началу 1977 ЗЕМЛЯНЕ снова остались без певцов: ни Яржина, ни Живетьева уже не было, а Миша Чистяков устроился в кафе "Роза Ветров" и тоже отошёл в сторону. Пару месяцев с ними пел известный по группам ШЕСТОЕ ЧУВСТВО , ПОСТ и МАНИЯ Дмитрий Солодухин (р.9.07.55 в Ленинграде), а в том же марте место у микрофона занял брат-близнец Михаила Григорий Чистяков, который начинал в группе HEAVEN , потом пел в ОКЕАНЕ, НЕБЕ, ЗВЁЗДАХ и ГУСЛЯРАХ , а за год до этого - по просьбе брата - исполнил с ЗЕМЛЯНАМИ "Smoke On The Water", когда они выступали в "Невских Берегах".

А в апреле группа неожиданно для всех прекратила существование. Причин было несколько. Во-первых, ЗЕМЛЯНЕ достигли некого потолка, но двигаться дальше было некуда; во-вторых, у музыкантов назрел конфликт с Большевым, коммерческие устремления которого шли в разрез с их идеологией; наконец, продолжавший учёбу Шестаков, намеревался-таки защитить диплом. Кудрявцев ушёл в СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ . Живетьев позднее пел в АПРЕЛЕ и ЦВЕТАХ .

В то время Супрунов добился для СИНТЕЗА статуса группы при Доме Учёных НИИЭФА в Металлострое, что существенно облегчило жизнь музыкантам (все они были официально устроены там на работу), после чего одного за другим перетащил к себе Третьякова, Чистякова, в феврале 1978 защитившего диплом Шестакова, а следом за ним Яржина. В их обязанности входило обслуживание институтских праздников и банкетов, где им приходилось играть ресторанный репертуар. В остальное время группа была предоставлена сама себе.

Так прошло несколько месяцев, но вскоре всем это наскучило и привело к неожиданной рокировке: в марте 1979 Супрунов уволился, а его место занял Мясников, после чего СИНТЕЗ вернул себе имя ЗЕМЛЯНЕ. Техническую группу ЗЕМЛЯН возглавил оператор СИНТЕЗA Валерий Перекалов. Два месяца спустя к ним пришёл виртуозный гитарист Александp Скрябин (р.25.07.56 в Пскове), который когда-то играл в HEAVEN вместе с Третьяковым и Чистяковым.

В июне 1979 ЗЕМЛЯНЕ второй раз посетили фестиваль "Белые ночи" в Силламяэ и вторично стали его лауреатами. Месяцем позже они вместе с КРОНВЕРКОМ и ЯБЛОКОМ представляли Питер на ежегодном фестивале "Liepajas Dzintars" в Латвии, где заняли II место в категории ВИА, уступив лишь местному КРЕДО. Кроме того, специальным призом была отмечена скрипачка Оля Простокишина, которая тоже вернулась к ЗЕМЛЯНАМ. (Кстати, приглашали их в Лиепаю ещё как СИНТЕЗ). С осени группа снова начала играть на сэйшенах.

В то же время в Питере с ЗЕМЛЯНАМИ сложилась двойственная ситуация: пока они работали под вывеской СИНТЕЗ , их несостоявшийся барабанщик Киселёв, пытавшийся поднять на ноги новую версию АПРЕЛЯ , перебрался в ДК Милиции, где остался Большев и все их регалии: почётные грамоты, призы, а главное, экземпляр тарификационного свидетельства за всеми подписями и печатями. Большев и Киселёв быстро нашли общий язык и затеяли организовать "свою" версию ЗЕМЛЯН - тем более, что дирекция Дворца полагала, что это имя в каком-то смысле принадлежит ей!

После того, как концессионерам не удалось навязать своё коммерческое предложение в виде фирменной аппаратуры и работы на проф.сцене участникам настоящей группы (Мясников и Яржин даже ходили на собеседование с ними, но вторично убедившись, что Киселёв как барабанщик элементарно "не держит долю", оставили эту затею), а музыканты АПРЕЛЯ окончательно разбежались, кто куда, Киселёв ангажировал в почти полном составе ОРНАМЕНТ (за вычетом его лидеров Алика Тимошенко и Вали Шнейдермана) и в сентябре 1978 вывел на сцену собственных ЗЕМЛЯН .

Поначалу никто не воспринял этот факт всерьёз: киселёвский бэнд называли "новыми" или "малыми" ЗЕМЛЯНАМИ, тем более, что вскоре они отправились в путешествие по провинциальным филармониям, ежемесячно меняя свой состав, но вскоре реклама (а поддельных ЗЕМЛЯН активно поддерживало телевидение и комсомольская пресса) сделала своё дело: Андрей Шестаков вспоминал, как однажды, приехав на концерт, они услышали за спиной: "Ну да, это второй состав ЗЕМЛЯН !" и поняли, что пора менять название.

Тем не менее, как ЗЕМЛЯНЕ в марте 1980 они приняли участие в легендарном рок-фестивале "Весенние Ритмы. Тбилиси 80" , куда были приглашены вместе с КРОНВЕРКОМ и АКВАРИУМОМ . Правда, ни одна из питерских групп не только не заняла призовых мест, но и привезла за собой шлейф скандала - отчасти он был связан с выступлением АКВАРИУМA , но в большей степени был следствием подковёрных интриг.

Вскоре после этого из группы окончательно ушёл Яржин, которого раздирали противоречия: он одновременно упражнялся в академическом вокале, пел в церковном хоре Владимирского собора и, играя на бас-гитаре, руководил своей группой АРС . По словам Евгения, "ничего хорошего из этого не вышло: я разочаровался и в оперном пении, музыкально "развратил" и развалил свой состав, а впоследствии, проработав с год клубным фотографом, забросил к чёрту общение с Музами, вернулся в инженеры, но уже в другой оборонный институт, занявшись персональными компьютерами и программированием. Там, по крайней мере, было конкретное дело, а не химеры, которыми мне стало казаться искусство."

До конца года ЗЕМЛЯНЕ продолжали играть концерты, потом на время пропали из виду, а в начале 1981 вернулись на сцену под новым названием XX ВЕК , которое через месяц (проведённый в Парке им. Бабушкина) сменили на АТЛА́С . Их повторным дебютом стал апрельский концерт во Дворце Молодёжи, где АТЛАС и МИФЫ представляли только что открывшийся Ленинградский Рок-клуб, хотя АТЛАС так и не вступил в него, справедливо полагая, что клуб едва ли способен решать проблемы известных музыкантов.

Состав ЗЕМЛЯН, на редкость стабильный по сравнению с большинством других групп-долгожителей, всё же менялся. Зимой 1993, когда закрылся ресторан "Петровский", и ЗЕМЛЯНЕ на полгода оказались безработными, ушёл в поисках лучшей доли Паша Третьяков. Он занялся коммерцией и с музыкой в конечном счёте расстался. Его сменил нигде до этого не засвеченный Андрей Волков. Годом позже был уволен Гриша Чистяков, у которого наметились серьёзные проблемы с алкоголем. Новым вокалистом стал Владимир Харитонов - в конце 80-х он пел с группой РАДИО-РОК Владимира Густова , а потом в ресторанах. Несколько лет спустя он потерял голос и ушёл (тогда в ЗЕМЛЯНАХ появилась вторая в их биографии вокалистка), потом вернулся, но так и не сумев восстановиться, в 2004 пропал окончательно. Наконец, в январе 2005 новым ЗЕМЛЯНИНОМ стал Александр Федотов, приехавший в Питер из Казахстана.

Время от времени группу можно было слышать на нечастых в Питере концертах рок-ностальгии. В первый раз это произошло в декабре 1998 в нечужом для них Доме Милиции в программе "Старый Рок под Новый Год". В ЗЕМЛЯНАХ снова пели Яржин и Живетьев, а классическую "Child In Time" блестяще исполнил Альберт Асадуллин (экс-ПРИЗРАКИ , НЕВСКАЯ ВОЛНА , ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ). Альянс с Асадуллиным состоялся ещё раз - на фестивале Сергея Курёхина S.K.I.F. 4 в Балтийском Доме; за барабаны был приглашён ветеран АРГОНАВТОВ Владимир Калинин. В декабре 2001, пригласив к микрофону Живетьева, группа выступила на пятидесятилетии Николая Корзинина (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ , БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ) в клубе "Полигон", а в ноябре 2002 уже сам Живетьев собрал группу на свой юбилей в клубе "Бада-Бум".

Помимо нынешних участником группы, в музыке остались Скрябин и Кудрявцев (CONTRAST BLUES BAND). Яржин в 1993 на годик уехал в Москву - поработать компьютерным системщиком на американцев, да так и застрял в Стольной на сытных хлебах. В бизнесе нашли себя Живетьев, Загребельный, Третьяков и Михаил Чистяков (ныне живущий в Финляндии). Стрункин работал в НИИЭФА. Супрунов занялся ремонтом электронных клавишных. Сергей Петров, покинув музыку, работал барменом, а Лёша Волков - шофёром. Шестаков параллельно с ЗЕМЛЯНАМИ стал спортивным телекомментатором программы "Адамово Яблоко" и в этом качестве освещал чемпионат мира по хоккею. Солодухин переехал в Германию. Оля Простокишина воспитала дочь, которая добилась известности в Европе как скрипачка. Детинко печатался под псевдонимом Вадим Димин. Григорий Чистяков умер от сердечного приступа летом 2001, а Живетьев ушёл из жизни по той же причине в апреле 2007. В 70-х ЗЕМЛЯНЕ записывали свою музыку, однако информации о местонахождении их записей нет.

ЗЕМЛЯНЕ 2

В сентябре 1978 года в стенах репетиционной точки ДК им. Дзержинского (покинутой тем изначальным составом «Землян» по творческим соображениям), оставшийся при начальстве ДК оператор-администратор «Землян» Андрей Большев берёт себе в компаньоны музыканта Владимира Киселёва (ударника и организатора группы «Апрель»), с идеей собрать под раскрученное название «Земляне» других музыкантов, что также выручает и руководство ДК, лишившегося на тот момент ключевого коллектива. Поначалу новый состав группы считали скорее новой версией «Апреля», или как-бы «малыми Землянами». Киселев с Большевым в ту пору, пытаются найти собственное лицо и имидж новой группы, они меняют стилистику новых «Землян» от советской попсы до парт-рока. Однако, в группе всегда играли наиболее сильные и профессиональные музыканты "питерского рока", такие как, Игорь Романов, Борис Аксёнов, Юрий Ильченко, Сергей Васильев, Александр Кривцов, Иван Ковалев, Александр Титов, Валерий Брусиловский, Андрей Круглов и многие другие...

Владимир Киселёв оставляет роль музыканта-ударника и переходит на административную деятельность. В 1979 году Романов и Киселёв приводят в группу музыканта Сергея Скачкова в качестве клавишника и одного из вокалистов ВИА (экс-«Какаду», а до этого играл в созданной им группе «Апрель» — одноимённой группе Киселёва, хотя лично знакомы они тогда не были), ранее вокалистами коллектива были Игорь Дембовский и Виктор Кудрявцев. С этого момента своеобразный тембр голоса Скачкова навсегда определяет характерное и привычное ныне «земляновское» вокальное звучание группы.

Киселёв знакомит группу с композитором Владимиром Мигулей, что рождает на свет ряд удачнейших во всех отношениях коммерческих супер-хитов, бившие все мыслимые и немыслимые рекорды популярности того времени. Коллектив записывает такие песни как «Красный конь», «Каратэ», «Каскадеры», которые тут же становятся всесоюзными хитами. Чуть позже были записаны песни Вячеслава Добрынина и Леонида Дербенева — «Прости, Земля», «А жизнь идет». Однако «визитной карточкой» коллектива стала песня «Трава у дома». Общий тираж пластинок группы, выпущенных в советское время только фирмой «Мелодия», составил около 15 миллионов экземпляров.

Ансамбль сотрудничал с композиторами Марком Фрадкиным, Владимиром Мигулей, Юрием Антоновым, Вадимом Гамалия, Вячеславом Добрыниным. Тематика текстов «Землян» касалась приключенческой романтики, «мужских» профессий — лётчики, каскадёры, космонавты. По сравнению со многими современниками, «Земляне» отличались более тяжёлой музыкой, энергичной подачей материала, экспрессивным поведением на сцене. Фактически «Земляне» исполняли рок, но в официальной прессе того времени их старались не называть рок-группой.

В октябре 1985 года группу покидает Игорь Романов (позднее создавший собственную металлическую группу «Союз», а ещё позже ставший гитаристом «Алисы»), переманивший с собой и ударника Валерия Брусиловского. В 1986 году Киселев пробует кардинально изменить имидж нового состава: меняются музыканты, готовится новая программа, стилистически близкая к утяжелённым буги-вуги.

В сентябре 1987 года «Земляне» получили Первую премию "За высокий профессионализм" и специальный приз "За лучшее исполнение немецкой песни" на Международном музыкальном фестивале "Шлягер - 87" в Дрездене (ГДР). Всю денежную премию в 2400 марок, музыканты перечислили в «Советский фонд мира». В декабре того же года «Земляне» первыми из отечественных рок-групп выступили в СК «Олимпийский» в совместном концерте с зарубежной рок-группой Uriah Heep.

В августе 1988 года группа с успехом выступила на Международном фестивале в Сопоте с песнями «Люди Дорог» и «Радость и Печаль» (музыка и слова Сергея Скачкова).

Осенью 1988 года основатель ансамбля Владимир Киселёв, расстаётся с коллективом, организовывает в Петербурге свой продюсерский центр где работает с молодыми группами (такими как «Санкт-Петербург», «Русские», «Пассажиры», «Эверест», и др.), полностью передав управление «Землянами» Борису Зосимову (будущий основатель «Муз-ТВ» и «MTV Россия»). По утверждению Скачкова, «участники коллектива на общем собрании написали руководству филармонии жалобу на Киселева за хамское и жлобское отношение к людям. И его уволили с традиционной в таких случаях формулировкой „по собственному желанию“. После этого Киселев в течение 15 лет не проявлял к „Землянам“ никакого интереса.»

В 1989 году, тогда сверхуспешную российскую группу «Земляне» пригласил для серии выступлений в своем театре в Париже великий кутюрье Пьер Карден. Выступления в «Театре Пьера Кардена» по замыслу великого мастера были организованы совместно с участием звёзд русского балета.

Пьер Карден за экспрессивность называет их «Восточным Экспрессом» (Orient Express — прообраз названия группы «Orient X-press», см. ниже). Группа берёт себе новое название «Восточный Экспресс», и далее выступает так, в частности на фестивале «Монстры рока СССР» (г. Череповец, сентябрь 1989). Имидж группы меняется, основным вокалистом становится Юрий Жучков, в таком виде группа играет до осени 1992 года, когда вновь пытаясь вернуть себе старое название — «Земляне», коллектив окончательно распадается и прекращает своё существование.

Воссоздание ансамбля Сергеем Скачковым

После небольшого перерыва с 1992 по 1994 год, группу под названием «Земляне» вновь воссоздаёт вокалист Сергей Скачков. Он регистрирует название «Земляне» на имя московского театра песни "Музыкальный магазин. "Второй виток вокруг Земли" - под таким названием была запущена новая концертная программа группы, с новыми песнями и старыми проверенными хитами.

В 1996 году обновлённые «Земляне» вместе с другими артистами приняли участие в предвыборном марафоне тогдашнего Президента РФ Б. Ельцина «Голосуй, или проиграешь».

К 1999 году состав группы вновь несколько меняется и с того момента, долгое время остаётся практически неизменным.

А в марте 2004 года Сергей Скачков и Владимир Киселёв вновь объединяют свои усилия для нового взлёта группы.

В 2006 году «Земляне» шумно отпраздновали своё 30-летие. На юбилейном концерте на одну сцену с легендарными российскими рокерами вышли известные зарубежные рок-музыканты из Uriah Heep, Deep Purple, Nazareth, Black Sabbath, Animals, Kingdom Come и многие другие.

25 ноября 2009 года состоялся большой торжественный концерт-фестиваль под названием «Эта песня стала Гимном», посвящённый 30-летию написания песни «Трава у дома», с участием многих российских звёзд эстрады, космонавтов и различных общественных деятелей. На этом концерте, решением «РосКосмоса», песне «Трава у дома», давно заслуженно являвшейся неофициальным гимном советской космонавтики, был присвоен и официальный общественный статус «Гимна российской космонавтики»!

В конце 2000-х, музыканты группы Скачкова порадовали своих поклонников ежегодным выходом сразу трех альбомов нового песенного материала. В 2008 году — вышел лирический «Холод Души», в 2009 году — совместный «ЗЕМЛЯНЕ & SUPERMAX» (весьма эксклюзивная пластинка из песен группы SUPERMAX, в вокальном исполнении Сергея Скачкова и Курта Хаунштайна, на русском и английском языке), в 2010 году — нью-металлический «Символы Любви». В связи с постоянными судебными перипетиями того периода, пластинки выходили, то как ГРУППА "ЗЕМЛЯНЕ", то как НП.ЦДЮТ.ЗЕМЛЯНЕ, то просто как СЕРГЕЙ СКАЧКОВ.

30 марта 2010 года «Земляне» Скачкова прибыли на космодром Байконур, чтобы в живую лично спеть для космонавтов перед стартом «Траву у дома».

9 мая 2010 года, группа выступила в концерте в честь празднования 65-летия Дня Победы в Софии (Болгария). В 2011 году музыканты группы выступили на фестивале российской песни «Зелена Гура» в Польше.

21 января 2012 года, тогдашний Президент РФ Д. Медведев на неформальной встрече с ансамблем вместе спели знаменитую «Земля в иллюминаторе»...

В июне 2014 года на физическом CD-диске и в цифровых магазинах сети Интернет, появился очередной альбом музыкантов группы Сергея Скачкова, под достаточно веским и символичным названием — «Половина Пути».

Конфликт правообладателей и группы-двойники

Как и у многих ВИА 1970—1980-х, у группы «Земляне» существуют составы-двойники, также претендующие на это название. Из-за несовершенства правовой базы в 1990-х, бывшие участники группы выступали под данным названием уже тогда, а сегодня составы-двойники и вовсе зачастую используют фонограммы правообладателя Сергея Скачкова.

В конце 2007 года продюсер Владимир Киселев создаёт группу из совершенно молодых музыкантов (1985-1987 годов рождения) под прежним названием — «Земляне». В отличие от официальных «Землян» Скачкова, в этой группе нет ни одного участника из прежних составов, и по словам Скачкова "состав набирается каждый раз новый для каждой конкретной акции или единоразового концерта, после чего они вновь пропадают из виду". Так, коллектив Киселёва в апреле 2009 года, совместно с игроками нашей национальной команды, записывает и презентует «Гимн болельщиков» сборной России по футболу, а летом даёт концерт на Ленинградском вокзале перед отправлением поезда с болельщиками на матч отборочного тура Чемпионата мира по футболу. Осенью 2011 года уже совсем другой состав принимает участие во Всероссийской антинаркотической акции, выступив в 12 городах России...

21 декабря 2007 года у автомобиля директора группы «Земляне» Скачкова было разбито стекло и к рулю приделана учебная граната в целях устрашения, по этому факту полицией было открыто уголовное дело.

Появляются ещё группы, претендующие на название. Например, в 2007 году организована группа «Orient X-press — Земляне», играющая по настоящее время. Название идёт от Orient Express — «Восточный Экспресс», которое дал группе «Земляне» Пьер Карден за экспрессивность при выступлении в его театре в Париже в 1989 году. В неё вошли экс-музыканты «Землян»: С. Васильев, Ю. Белов, Ю.Бабенко, вокалист А. Храмов.

Начинаются судебные разбирательства между солистом Сергеем Скачковым и продюсером Владимиром Киселевым, создававших имидж группы с 1980-х годов и претендующих на название. В 2008 году Роспатент передал право на бренд «Земляне» Киселеву. В 2009 году это решение отменил суд, законным правообладателем бренда и владельцем официального сайта группы был признан Скачков.

Название «Земляне» было зарегистрировано мной в 1992 году на имя московского театра песни «Музыкальный магазин», а в 2007 году по договору уступки передано ЦДЮТ «Земляне».
В сентябре 2008 года некое ООО «Продюсерский центр „Ординар ТВ“» подало заявление о полном досрочном прекращении охраны товарного знака в связи с его неиспользованием в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления. В считанные дни Роспатент рассмотрел заявление, вынес решение прекратить правовую поддержку товарного знака «Земляне», после чего появились два музыкальных коллектива — «Земляне» в новом составе и «Orient X-press-земляне». Группы стали гастролировать — в России и за её пределами, без стеснения в Интернете был создан сайт новых коллективов, они сочинили легенду о своей, якобы, причастности к легендарному составу «Землян»…

— Скачков

В 2010 году в интернет было распространено «Открытое обращение к Президенту РФ от артистов российской эстрады», в котором «Е. и В. Пресняковы, А. Барыкин, И. Саруханов, А. Глызин, другие участники популярных ВИА 70-80-х годов и Роскосмос» просили «защитить от беззакония и произвола солиста группы „Земляне“ С. Скачкова». И также Скачков даёт интервью, что Киселёв не имеет никакого отношения к организации группы, он лишь занимался рейдерством и регистрацией названия группы на своё имя.

В 2011 году Киселёв подал судебный иск на правообладание брендом. На начало 2012 года было назначено рассмотрение дела судом...

Из материалов сайтов:

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы «Земляне»

«Земляне» – советская и российская рок-группа.

История создания

Известнейший в будущем музыкальный продюсер и рок-бизнесмен Владимир Владимирович Киселев приехал в Ленинград c Западной Украины к началу 70-х годов. Опробовав свои силы в качестве барабанщика в разнообразных самодеятельных и ресторанных ансамблях, уже в качестве генератора идей образовывает к весне 1975 г. собственную группу «Апрель».

Позднее В. Киселев устраивается барабанщиком в филармонический ВИА «Поющие гитары», после чего вновь возвращается к идее «Апреля», который к тому же в 1976 году пополнился некоторыми серьезными музыкантами из распавшегося тогда состава «Россиян»: Олег Гусев, Игорь Романов, Борис Аксенов и др. В поисках базы в сентябре 1978 г. группа получает предложение обосноваться при ДК им. Дзержинского, проходя по документации вместо распавшейся к тому времени группы «Земляне» клавишника Евгения Мясникова (группа Е. Мясникова, существовавшая с начала 70-х годов на ленинградской самодеятельной рок-сцене и к тому времени распавшаяся, также собирается в конце 1978 г. как «Земляне», под этим названием участвует на тбилисском рок-фестивале «Весенние ритмы-80», но впоследствии вынужденно меняет имя на «Атлас», не выдерживая конкуренции с группой В. Киселева).

Первые успехи

В составе новоиспеченных «Землян» в то время значились: Владимир Киселев – ударные; Игорь Романов – гитара; Виктор Кудрявцев – гитара вокал; Павел Борисов – бас (экс-«Две радуги» «Орнамент»); Юрий Старченко – клавишные; Николай Кудрявцев – вокал; Вероника Степанова – вокал. На группу обращает внимание известный советский композитор Марк Фрадкин, предложив составить программу группы из своих песен и дав возможность записать их на миньон-пластинку. Несмотря на это, отношения с официальными структурами Ленинграда не складываются. Как и большинство рок-коллективов страны, «Земляне» находят пристанище на земле Кузбасса. Подписывают в августе 1979 г. контракт с Кемеровской филармонией, т.о. обеспечивают себе возможность легальных концертных заработков и выступлений. И отправляются в большое гастрольное плавание по городам Сибири и Урала (следует заметить что группой «родного» ЛенКонцерта «Земляне» были лишь в период с января по ноябрь 1985 г., побывав до этого также коллективом при Калужской филармонии, с декабря 1985 г. при ташкентском цирке, а затем окончательно обосновались в Москве).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В состав группы к тому времени приходят мультиинструменталист Борис Аксенов (гитара, клавишные, бас), игравший ранее в «Россиянах» «Солнце» и «Апреле»), клавишник Юрий Дмитриенко и певец Игорь Дембовский. Ушли В. Степанова, Н. Кудрявцев и П. Борисов (позже работал с «Джаз-диапозоном» « », с 1998 г. – в группе « »). Чуть позже конфликтная ситуация повергает к уходу И. Дембовского и И. Романова, на смену которым в «Земляне» влились Юрий Ильченко – гитара, вокал (экс-«Мифы» « »); и Александр Титов – бас (экс-«Стая»). Однако вскоре В. Киселеву удается вновь вернуть Романова в группу, который и приводит с собой в начале 1979 г. клавишника и вокалиста Сергея Скачкова, с которым работали вместе популярные в популярной на тот момент группе «Какаду», чей своеобразный тембр голоса с этого момента навсегда определяет характерную конкретику истинно мужского начала неподражаемого «земляновского» вокального звучания группы.

Творческий путь. Пик популярности

До создания группы «Какаду» Сергей Скачков с 1974 года работал в созданной им и его друзьями группе «Апрель». Таким образом, на тот момент в Ленинграде работали одновременно две группы «Апрель», но их пути никогда не пересекались и лично знакомы они не были. В. Киселев, сменивший ударную установку на административную деятельность (тем временем за барабаны садится Андрей Круглов, Ю. Ильченко уходит в «Интеграл», А. Титов уходит в « », позднее в « » и « »; за бас берется В. Кудрявцев) знакомит группу с композитором Владимиром Мигулей, что рождает на свет ряд удачнейших во всех отношениях коммерческих супер-хитов «Каратэ», «Каскадеры», «Трава у дома», бившие все мыслимые и немыслимые рекорды популярности того времени. Количество концертов и гастролей растет с неумолимой прогрессией. Подобное сотрудничество с эстрадными поэтами и композиторами, конечно, вызывает самое негативное отношение к «Землянам» со стороны апологетов прессы независимого рок-андерграунда (особенно преуспевали А. Троицкий и А. Бурлак). Однако неменьший артобстрел и давление приходится испытывать группе и со стороны официальных культурологических структур (при всем своем кажущимся якобы «лояльном» отношении со стороны оных): за слишком вольное и развязное поведение на сцене, за «космодромно-громкий» концертный звук, так коробящий провинциального обывателя. За техническую прозападность имиджа и используемые спецэффекты, и зрелищность шоу-представлений (нужно отдать должное, что по тем временам во всех этих отношениях равных «Землянам» действительно не было).

Несмотря на все это, подобная вынужденная политика соединять сложные инструментальные баллады и композиции хард-н-хэви с канонами массовой эстрадной песни действительно привлекла в то время к «Землянам» самую широкую и разнообразную зрительскую аудиторию. Но легализация «металла» и раскрепощение команд по типу « » или «Круиза» заставляет и музыкантов «Землян» критически взглянуть на дальнейшие перспективы своего развития. В итоге, являясь сторонником утяжеления звучания, в октябре 1985 г. группу покидает любимец женских сердец – фронтмен Игорь Романов (позднее сколотивший металлический квинтет «Союз»), переманивший с собой и Валерия Брусиловского (экс-«Россияне» «Арсенал» «Квадро» «Поп-механика»), чуть ранее сменившего за барабанами А.К руглова (позднее – « », «Товарищи», Pushking). В 1986 году В. Киселев пробует кардинально изменить имидж нового состава: меняются музыканты, готовится новая программа, стилистически близкая к утяжеленным буги-вуги.

К концу 1986 г.группа стабилизируется в составе: В. Киселев, С. Скачков, Б. Аксенов, Сергей Васильев – гитара, Юрий Бабенко – гитара, Анатолий Лобачев – гитара (экс-«Поющие гитары»), Георгий Тонкилиди – ударные (экс-«Визит»), Юрий Жучков – вокал, Иван Ковалев – бас (экс-«Аргонавты» «Теле У»), весной 1987 г. И. Ковалева заменяет басист Александр Кривцов (экс-«Союз») и группа начинает новый штурм музыкального Олимпа. Но всеобъемлющая легализация рок-музыки в стране выплескивает на музыкальный рынок массу самых разнообразных команд, ранее находившихся в подполье и, несмотря на продолжающиеся аншлаговые концерты и успех на международном фестивале «Шлягер-87» (г. Дрезден), рейтинг «Землян» в среде молодежной аудитории постепенно падает. Негативную окраску в прессе получают и впервые состоявшиеся в декабре 1987 г. совместные концерты советской группы с корифеями западного рока впервые посетившими СССР, группой Uriah Heep. К этому времени группу покинули А. Лобачев и Б. Аксенов (оба позднее в «Дельта-операторе», Аксенов с 1995 г. – соучредитель и замдиректора «Невского» музыкального 36-канала ТВ С-Петербурга).

80-90-е годы

Внутренние противоречия взглядов на музыкальную политику в группе продолжают расти. В 1987 году "Земляне" приняли участие в традиционном фестивале шлягеров в Дрездене, где получили сразу два приза – "За высокий профессионализм" и "За лучшее исполнение немецкой песни". Всю премию – 2400 марок – музыканты перечислили в Советский фонд мира. Тем не менее выступление в августе на музыкальном фестивале «Сопот-88» вызвало удивление и восторг у публики и участников фестиваля т.к. это была единственная группа из СССР, выступающая вживую и играющая рок (по тогдашним политическим мотивам польское жюри просто намеренно саботировало выступление артистов из СССР).

По приезду на Родину средства массовой информации, привыкшие за последние годы к постоянным победам советских артистов на Сопотском фестивале, обошли молчанием выступление «Землян» . «Земляне» расстаются с В. Киселевым (позднее В. Киселев организовал в Ленинграде хозрасчетный продюсерский центр для молодых коллективов типа «Санкт-Петербург-2» «Русские» «Пассажиры»; затем международный музыкальный фестиваль «Белые ночи», «Государственного Унитарного Предприятия «Кремль»), полностью передоверяя дальнейший менеджмент коллектива Борису Зосимову (в 1975 г. он имел опыт административной работы с « », в 1981-83 гг. – с группой « », в 1984 г. с , затем «Земляне»), окончательно склоняясь к канонам хэви-металлического глэма.

Тем временем в зарубежных поездках музыканты начинают работать под новым названием «Восточный экспресс» и впервые выступают с ним в нашей стране на фестивале «Монстры рока СССР» в г. Череповце в сентябре 1989 г. Пробуя возродить концепцию мужественного романтизма, в противовес «Восточному экспрессу», в составе которого были Ю. Жучков, С. Васильев, Ю. Бабенко, Г. Тонкилиди, к которым добавились клавишник Владимир Париэль и басист Вячеслав Махренский, на замену А. Кривцову, перебравшемуся в « » позднее в «Гейн-А», а с 1992 г. в американскую группу L.A.Guns), набирая новых музыкантов, он приглашает принять участие в проекте Игоря Романова, продолжающему гастролировать по провинции под маркой «Землян». Несмотря на ряд совместных выступлений, репетиций и подготовку новой программы в студии, И. Романов, исходя из общекризисного положения в стране и, в частности, в рок-музыке, отказывается от дальнейшей идеи возрождения «Землян», а в конце осени 1990 г. распускает и собственную группу «Союз», два музыканта которой примкнули к С. Скачкову.

C этого времени группа С. Скачкова продолжает выступать в стабильном составе (Юрий Левачев – бас, Вячеслав Махренский – гитара, Валерий Горшеничев – вокал, Владимир Ушаков – ударные) до осени 1992 г. Возвратившись из «заграничного чеса» «Восточный экспресс», в составе которого были Ю. Жучков – вокал, С. Васильев – гитара, Ю. Бабенко – бас, Ю. Тюрин – ударные, С. Протодьяконов – директор, вновь почему-то заявляет себя на родине как «Земляне», выступает так на фестивале «Формула-9» в Ростове-на-Дону в октябре 1991 г.. И в 1992 г. в свете общих потрясений в стране прекращает свое существование… Бывший директор Б.Г. Зосимов расширил свою деятельность и стал директором центра Biz Enterprises и телеканалов Biz-TV и Муз-ТВ; с 1998 г. – председатель совета директоров канала MTV-Россия» и АО «PolyGram Россия» (реорганизованное позднее в русское отделение фирмы Universal Music).

По прошествии времени ситуация в стране, в т.ч. и в шоу-бизнесе, несколько налаживается, и в 1994 г. Скачков пробует реанимировать проект, привлекая в группу бывших музыкантов «Землян» для различных единоразовых выступлений. Дабы напомнить о себе зрителю, в конце 1994 г. на инди-фирме NP.Records выходит двойной CD «Лучшие хиты» (позднее переизданный на «ЗеКо»). Серьезность намерений подкрепляется и поиском постоянного состава, который готов к осени 1995 г.: С. Скачков, Ю Левачев – бас, Геннадий Мартов – гитара, (экс-«Рондо», гр. Игоря Куприянова), Леонид Хайкин – ударные (экс-«Джокер»), чуть позже присоединяется клавишник Михаил Иванов (экс-гр. ), и «Земляне» вновь начинают гастрольную жизнь.

В январе 1996 г. в московских клубах начинает обкатываться новая программа «Второй виток вокруг Земли» с преимущественно новыми композициями. В октябре 1996 г. интерес со стороны публики отмечен сольными концертами в Московском театре эстрады, а ровно через год – в октябре 1997 г. в ГЦКЗ «Россия». К этому времени ушли М. Иванов и Л. Хайкин, а за барабанами появился Владимир Роздин (экс-«Мономах»). К августу 1998 г. в группу приходит «металлический» клавишник Александр Дронов (экс-«Лабиринт» End Zone), а к осени 1999 г. появляется и новый барабанщик Анатолий Шендеров (экс-Zooom, «Мастер»). С этого момента состав «Змлян» остался неизменным, хотя с осени 2001 г. А. Дронов и. А. Шендеров параллельно работали в «Валкирии» Кирилла Немоляева…

2000-е годы

Как и другие группы старой формации, в отличие от новоиспеченных «суперзвезд», хотя и во многом за счет былой славы старых проверенных шлягеров, они продолжили много гастролировать по стране бывших союзных республик и зарубежью. Старые хиты – «Трава у дома» «Каскадеры» «Прости Земля» «Взлетная полоса» «Путь домой» «Поверь в мечту» «Кораблик» – продолжают часто звучать в ротации всех русскоязычных радиостанций, изредка они появлялись в телеэфирах, но пребывали в стороне от игр современного шоу-бизнеса с его топ-поп-рок-фестивалями и игнорировали самолюбования всевозможных клубных солянок и тусовок. В марте 2004 года С. Скачков и В. Киселев объединили свои усилия для нового взлета группы «Земляне».

В 2006 году группа «Земляне» отметила свой 30-й день рождения. Юбилейные концерты прошли в Кремлевском дворце (Москва), Ледовом Дворце (Санкт-Петербурге) и «Лужниках» (Москва). Поздравить «Землян» прибыли такие звездные коллективы, как Uriah Heep, Deep Purple, Animals и многие другие.

В 2008 году «Земляне» выпустили сразу два сборника – «Холод души», «ВИА «Земляне» best». В 2009 году вышел альбом «Земляне&Supermax», в 2010 – «Символы любви», в 2013 – «лучшее и новое», в 2014 – «Половина пути».

Видео группы «Земляне»

сайт (далее - Сайт) осуществляет поиск видео (далее - Поиск), размещенных на видеохостинге YouTube.com (далее - Видеохостинг). Изображение, статистика, название, описание и прочая информация, относящиеся к видео, представлены ниже (далее - Видео-информация) в рамках осуществления Поиска. Источники Видео-информации указаны ниже (далее - Источники)...


Современные ЗЕМЛЯНЕ - это молодые, талантливые музыканты, сохранившие уникальный стиль группы. Их песни популярны не менее, чем тридцать лет назад. В состав группы «ЗЕМЛЯНЕ» входят: Руслан Щукин - вокал, Анатолий Шендеров - ударные, Герман Ивашкевич - клавишные, Геннадий Мартов - гитара, Дмитрий Юрченко – бас.

Группа «Земляне» вошла в историю как первый в нашей стране профессиональный коллектив, добавивший к своему названию звучный эпитет «рок-группа» и в этом качестве успешно представившими рок сознанию широких слоёв советской молодёжи. По сравнению со своими современниками, «Земляне» отличались более тяжёлой музыкой, энергичной подачей материала и экспрессивным поведением на сцене.

Отправной точкой для группы стал 1978 год - два музыканта Андрей Большов и Владимир Киселев решают собрать новый ансамбль. Позже Владимир Киселев оставляет роль музыканта-ударника и переходит на административную деятельность группы.

Сотрудничество группы с композитором Владимиром Мигулей рождает на свет ряд удачнейших во всех отношениях коммерческих супер-хитов, бившие все мыслимые и немыслимые рекорды популярности того времени. Коллектив записывает такие песни как «Красный конь», «Птицы», «Океан», часть из которых, впоследствии, становится всесоюзными хитами.

В 1981 году это были песни Вячеслава Добрынина и Леонида Дербенева «Прости, земля», а также цикл песен «Каскадеры» Однако «визитной карточкой» группы стала песня «Трава у дома».

На концертах у «Землян» всегда была одна лучших в стране световая и звуковая аппаратура. Музыканты добивались от советской цензуры невозможного: создавали такие аранжировки своих хитов, что они по качеству не уступали той музыке, которую играли западные команды тех лет: Led Zeppelin, Deep Purple, Aerosmith и даже Rolling Stones.

«Земляне» лауреаты трех международных конкурсов: в Сопоте, Дрездене и Ялте. В 1987 году «Земляне» первыми из отечественных групп выступили вместе с зарубежной рок-группой Uriah Heep. В 1989 году сверхуспешную российскую группу «Земляне» пригласил для серии выступлений в своем театре в Париже великий кутюрье Пьер Карден. Выступления в «Театре Пьера Кардена» по замыслу великого мастера были организованы совместно с участием звезд русского балета.

Последующие годы группа выступает с концертной программой не только из проверенных временем хитов, но и новых песен.

В 2006 году «Земляне» отпраздновали свое 30-летие. На юбилейном концерте на одну сцену с легендарным ансамблем вышли известные зарубежные рок-музыканты из Uriah Heep, Deep Purple, Nazareth, Black Sabbath, Animals, Kingdom Come и другие.

Беспредельный перфекционизм заставлял музыкантов исполнять музыку всё более сложную - и мелодически, и ритмически. Смены музыкантов всегда были вызваны повышением требований к себе, к своей группе. Закономерно, что сегодняшние «Земляне» уже полностью сменили первоначальный состав, а бессменным остается лишь руководитель группы Владимир Киселев. Благодаря этому группа с богатой событиями историей сумела пронести истинный рок-н-ролльный дух через все времена и эпохи, невзирая на любые причуды быстротечной моды.

В 2012 году «Земляне» презентовали новый альбом. Концерт-презентация прошел в Hard Rock Cafe, собрав под своей крышей любителей рока, поклонников творчества группы и просто ценителей хорошей музыки. Новый «молодой» формат группы дает возможность услышать старые добрые песни в современном звучании, а также совершенно новые композиции.

25 подборов, из них 1 в этом месяце

Биография

Известнейший в будущем музыкальный продюсер Владимир Владимирович Киселев, приехал в Ленинград c Западной Украины к началу 70-х годов. Опробовав свои силы в качестве барабанщика в разнообразных самодеятельных и ресторанных ансамблях, уже в качестве генератора идей образовывает к весне 1975 г. собственную группу «АПРЕЛЬ». Позднее, В. Киселев устраивается барабанщиком в филармонический ВИА «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ», после чего вновь возвращается к идее «АПРЕЛЯ», который к тому же в 1976 году пополнился некоторыми серьезными музыкантами из распавшегося тогда состава «РОССИЯН»: Олег Гусев, Игорь Романов, Борис Аксенов и др. В поисках базы в сентябре 1978 г группа получает предложение обосноваться при ДК им. Дзержинского, проходя по документации вместо распавшейся к тому времени группы «ЗЕМЛЯНЕ» клавишника Евгения Мясникова. В составе новоиспеченных «ЗЕМЛЯН» в то время значились: Владимир Киселев – ударные; Игорь Романов – гитара; Виктор Кудрявцев – гитара вокал; Павел Борисов – бас, Юрий Старченко – клавишные; Николай Кудрявцев – вокал; Вероника Степанова – вокал.

На группу обращает внимание известный советский композитор Марк Фрадкин, предложив составить программу группы из своих песен и дав возможность записать их на миньон-пластинку. Несмотря на это отношения с официальными структурами Ленинграда не складываются. Как и большинство рок-коллективов страны, «ЗЕМЛЯНЕ» находят пристанище на земле Кузбасса. Подписывают в августе 1979 г. контракт с Кемеровской филармонией, т. о. обеспечивают себе возможность легальных концертных заработков и выступлений. И отправляются в большое гастрольное плавание по городам Сибири и Урала. В состав группы к тому времени приходят – мультиинструменталист Борис Аксенов, клавишник Юрий Дмитриенко и певец Игорь Дембовский. Ушли – В. Степанова, Н. Кудрявцев и П. Борисов. Чуть позже конфликтная ситуация повергает к уходу И. Дембовского и И. Романова, на смену которым в «ЗЕМЛЯНЕ» влились: Юрий Ильченко – гитара, вокал и Александр Титов - бас. Однако вскоре В. Киселеву удается вновь вернуть Романова в группу, который и приводит с собой в начале 1979 г. клавишника и вокалиста Сергея Скачкова, с которым работали вместе популярные в популярной на тот момент группе «КАКАДУ», чей своеобразный тембр голоса с этого момента навсегда определяет характерную конкретику истинно мужского начала неподражаемого «земляновского» вокального звучания группы.

До создания группы «КАКАДУ» Сергей Скачков с 1974 года работал в созданной им и его друзьями группе « АПРЕЛЬ». Таким образом, на тот момент в Ленинграде работали одновременно две группы «АПРЕЛЬ», но их пути никогда не пересекались и лично знакомы они не были. В. Киселев, сменивший ударную установку на административную деятельность, знакомит группу с композитором Владимиром Мигулей что рождает на свет ряд удачнейших во всех отношениях коммерческих супер-хитов – «Каратэ» «Каскадеры» «Трава у дома» - бившие все мыслимые и немыслимые рекорды популярности того времени. Количество концертов и гастролей растет с неумолимой прогрессией. Подобное сотрудничество с эстрадными поэтами и композиторами, конечно, вызывает самое негативное отношение к «ЗЕМЛЯНАМ» со стороны апологетов прессы независимого рок-андерграунда. Однако неменьший артобстрел и давление приходится испытывать группе и со стороны официальных культурологических структур: за слишком вольное и развязное поведение на сцене, за «космодромно-громкий» концертный звук, так коробящий провинциального обывателя. За техническую прозападность имиджа и используемые спецэффекты, и зрелищность шоу-представлений. Несмотря на все это подобная вынужденная политика соединять сложные инструментальные баллады и композиции хард-н-хэви с канонами массовой эстрадной песни действительно привлекла в то время к «ЗЕМЛЯНАМ» самую широкую и разнообразную зрительскую аудиторию. Нолегализация «металла» и раскрепощение команд по типу «АРИИ» или «КРУИЗА», заставляет и музыкантов «ЗЕМЛЯН» критически взглянуть на дальнейшие перспективы своего развития. В итоге, являясь сторонником утяжеления звучания, в октябре 1985 г. группу покидает любимец женских сердец – фронтмен Игорь Романов, переманивший с собой и Валерия Брусиловского, чуть ранее сменившего за барабанами А. Круглова. В 1986 году В. Киселев пробует кардинально изменить имидж нового состава: меняются музыканты, готовится новая программа, стилистически близкая к утяжеленным буги-вуги. К концу 1986г группа стабилизируется в составе: В. Киселев С. Скачков Б. Аксенов Сергей Васильев – гитара Юрий Бабенко – гитара Анатолий Лобачев – гитара, Георгий Тонкилиди – ударные, Юрий Жучков – вокал, Иван Ковалев – бас, весной 1987 г. И. Ковалева меняет, басист Александр Кривцов и группа начинает новый штурм музыкального Олимпа. Но всеобъемлющая легализация рок-музыки в стране выплескивает на музыкальный рынок массу самых разнообразных команд, ранее находившихся в подполье и, несмотря на продолжающиеся аншлаговые концерты и успех на международном фестивале «Шлягер.87» (г. Дрезден) рейтинг «ЗЕМЛЯН» в среде молодежной аудитории постепенно падает. Негативную окраску в прессе получают и впервые состоявшиеся в декабре 1987 г. совместные концерты советской группы с корифеями западного рока впервые посетившими СССР, группой «ЮРАЙЯ ХИП». К этому времени группу покинули А. Лобачев и Б. Аксенов. Внутренние противоречия взглядов на музыкальную политику в группе продолжают расти. В 1987 году "Земляне приняли участие в традиционном фестивале шлягеров в Дрездене, где получили сразу два приза: "За высокий профессионализм" и "За лучшее исполнение немецкой песни". Всю премию - 2400 марок - музыканты перечислили в Советский фонд мира. Тем не менее, выступление в августе на музыкальном фестивале «Сопот - 88» вызвало удивление и восторг у публики и участников фестиваля, т. к. это была единственная группа из СССР, выступающая вживую и играющая рок.

По приезду на Родину средства массовой информации, привыкшие за последние годы к постоянным победам советских артистов на Сопотском фестивале, обошли молчанием выступление «ЗЕМЛЯН». «ЗЕМЛЯНЕ» расстаются с В. Киселевым, полностью передоверяя дальнейший менеджмент коллектива Борису Зосимову окончательно склоняясь к канонам хэви-металлического глэма. Тем временем в зарубежных поездках музыканты начинают работать под новым названием «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС» и впервые выступив с ним в нашей стране на фестивале «Монстры рока СССР» в г. Череповце в сентябре 1989 г. Пробуя возродить концепцию мужественного романтизма, в противовес «ВОСТОЧНОМУ ЭКСПРЕССУ», в составе которого были: Ю. Жучков, С. Васильев, Ю. Бабенко, Г. Тонкилиди; к которым добавились клавишник Владимир Париэль и басист Вячеслав Махренский, на замену А. Кривцову. Набирая новых музыкантов, он приглашает принять участие в проекте Игоря Романова, продолжающему гастролировать по провинции под маркой «ЗЕМЛЯН». Несмотря на ряд совместных выступлений, репетиций, и подготовку новой программы в студии, И. Романов исходя из общекризисного положения в стране и в частности в рок-музыке, отказывается от дальнейшей идеи возрождения «ЗЕМЛЯН», а в конце осени 1990 г. распускает и собственную группу «СОЮЗ», два музыканта которой примкнули к С. Скачкову. C этого времени группа С. Скачкова продолжает выступать в стабильном составе (Юрий Левачев – бас Вячеслав Махренский – гитара Валерий Горшеничев – вокал Владимир Ушаков – ударные) до осени 1992 г. Возвратившись из «заграничного чеса» «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС» вновь почему-то заявляет себя на родине как «ЗЕМЛЯНЕ», выступает так на фестивале «Формула-9» в Ростове-на-Дону в октябре 1991 г. И в 1992 г. в свете общих потрясений в стране прекращает свое существование…

По прошествии времени ситуация в стране и в шоу-бизнесе несколько налаживается и в 1994 г. Скачков пробует реанимировать проект привлекая в группу бывших музыкантов «ЗЕМЛЯН» для различных единоразовых выступлений. Дабы напомнить о себе зрителю в конце 1994 г. выходит двойной CD «Лучшие Хиты». Серьезность намерений подкрепляется и поиском постоянного состава, который готов к осени 1995г.: С. Скачков - гитара, Юрий Левачев – бас, Геннадий Мартов – гитара, Леонид Хайкин – ударные, чуть позже присоединяется клавишник Михаил Иванов и «ЗЕМЛЯНЕ» вновь начинают гастрольную жизнь. В январе 1996 г. в московских клубах начинает обкатываться новая программа «Второй виток вокруг Земли» с преимущественно новыми композициями. В октябре 1996 г. «ЗЕМЛЯНЕ» подтверждают непрекращающийся к себе интерес со стороны публики сольными концертами в Московском Театре Эстрады, а ровно через год – в октябре 1997г в ГЦКЗ «Россия». К этому времени ушли М. Иванов и Л. Хайкин, а за барабанами появился Владимир Роздин. К августу 1998 г. в группу приходит «металлический» клавишник Александр Дронов, а к осени 1999 г. появляется и новый барабанщик Анатолий Шендеров. С этого момента состав «ЗЕМЛЯН» остается неизменным, хотя с осени 2001 г. А. Дронов и А. Шендеров параллельно работают в «ВАЛКИРИИ» Кирилла Немоляева…

Как и другие группы старой формации в отличие от новоиспеченных «суперзвезд» хотя и во многом за счет былой славы старых проверенных шлягеров они продолжают много гастролировать по стране бывшим союзным республикам и зарубежью. Старые хиты – «Трава у дома» «Каскадеры» «Прости Земля» «Взлетная полоса» «Путь домой» «Поверь в мечту» «Кораблик» - продолжают часто звучать в ротации всех русскоязычных радиостанций, изредка они появляются в телеэфирах, но пребывают в стороне от игр современного шоу-бизнеса с его топ-поп-рок - фестивалями и игнорируют самолюбования всевозможных клубных солянок и тусовок. С марта 2004 года С. Скачков и В. Киселёв объединяют свои усилия для нового взлёта группы «ЗЕМЛЯНЕ».

группа "Земляне"

Руководитель
Владимир Киселёв

"Земляне" дебютировали на профессиональной эстраде в 1979 с песней Марка Фрадкина "Красный конь". А началось все с того, что в 1974 году в музыкальном училище при Ленинградской консерватории встретились трое ребят - Игорь Романов, Борис Аксенов и Владимир Киселев - и решили создать собственную группу. В ноябре 1978 года тогда еще самодеятельная группа в составе: Феликс Кудашев (вокал), Борис Аксенов (клавишные), Игорь Романов (лидер-гитара), Владимир Киселев (ударные) дала свой первый концерт.

В 1979 году на концерт группы, которая играла в Ленинградском Дворце культуры имени Орджоникидзе, случайно зашел композитор Марк Григорьевич Фрадкин. Группа ему понравилась своим профессионализмом, и он предложил ребятам записать две его новые песни: "Красный конь" и "Время тюльпанов". Первая из них вошла в к/ф "Ветер странствий", вторая - в т/ф "Человек меняет кожу".

После удачного старта группу заметили, и уже в августе 1979 года "Земляне" стали официальным коллективом Ленконцерта. Однако проработали они в Ленконцерте очень недолго, и в конце того же года перешли в Кемеровскую филармонию.

В это же время ребята познакомились с известным композитором и певцом Владимиром Мигулей. "Земляне" записали с Мигулей диск-гигант и некоторое время работали с ним в качестве аккомпанирующего состава.

В Кемерове я потому, что здесь "Земляне", потому что мне очень нравится этот коллектив. Знаком я с ребятами недавно. Всего четыре месяца. Но за это время мы уже успели записать диск на фирме "Мелодия".
Владимир Мигуля. Март 1980.

Удачное сотрудничество молодых музыкантов с известными советскими композиторами принесло "Землянам" огромную популярность. Они стали частыми гостями в различных телепередачах: "Утренняя почта", "А ну-ка, девушки!", "Адреса молодых". Снялись в советско-французском фильме "Русская зима". Выступили в Новогоднем Голубом огоньке. Песня "Каскадеры" была признана одной из лучших песен 1981 года. К этому времени "Землян" стало уже пятеро: в группу влился вокалист и клавишник Сергей Скачков.

Вскоре "Земляне" стали тесно сотрудничать с композитором Юрием Антоновым. Группа записала на "Мелодии" диск его песен. Композитор не раз сам выступал вместе с ансамблем. Творческий контакт с Юрием Антоновым привнес много нового в жизнь "Землян". Их совместные концерты в различных городах страны проходили с неизменным успехом.

В 1982 году в репертуаре "Землян" появилась песня, написанная московскими авторами В.Добрыниным и Л.Дербеневым "Прости, Земля!", ставшая этапной. Прежде музыканты немного разбрасывались в выборе тем - спорт, любовь и т.д. Теперь же они вторглись в гражданскую тему, положив начало целой серии песен о Земле, которые потом исполнили почти все ведущие солисты и группы.

В 1983 году появилась песня "Трава у дома" (В.Мигуля - А.Поперечный), ставшая визитной карточкой группы. Она долгое время занимала ведущие места в "парадах популярности", проводимых молодежными газетами, была в числе песен-лауреатов Всесоюзного зрительского телеконкурса "Песня-83", дала название документальному фильму. А само название "Земляне" стало к середине 80х названием многих студенческих строительных и комсомольских ударных отрядов советской молодежи.

Настоящее началось с песни "Прости, Земля!". О том эта песня, что Земля у нас одна, что беречь ее - нам. Успех был очень большой - и вот интерес слушателей к серьезной, гражданственной теме помог нам яснее определить, чем мы хотим заниматься на эстраде. И возникли песни "Мой город", "Взлетная полоса", "Трава у дома"...
Теперь в песне стали слушать смысл. Значит, и формальные эксперименты со светом и звуком отходят в прошлое. От почти детской игры в световые эффекты, от гипноза ритмом и мощью звука - к художественным задачам. Что сегодня популярно? Композиция "Песняров" по мотивам военных песен. Отличная песня "Самоцветов" - "Спот, мистер Рейган!". Наша "Трава у дома", которая возглавила "парад популярности"...
Владимир Киселев. Июль 1984.
"Литературная газета" № 27.

В 1984 году "Земляне" перешли на работу в Калужскую филармонию, а состав группы претерпел некоторые изменения. Музыкантов опять стало четверо: Владимир Киселев (ударные), Игорь Романов (лидер-гитара), Сергей Скачков (орган, стрингс), Юрий Дмитриенко (меллотрон, фендер-пиано, муг-синтезатор, хоннер-клавинет, бас-гитара).

Летом 1985 года "Земляне" с успехом выступили в концертах в рамках культурной программы XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, а в декабре того же года дали сольный концерт во Дворце спорта в Лужниках. Обозреватели столичных газет отмечали, что это был концерт высокого класса, концерт "звезд".

Однако Владимир Киселев вдруг решил, что этому составу музыкантов, не менявшемуся кардинально все годы существования группы, пора искать замену. Возвратившись в Ленинград, Киселев пришел к выводу, что нужно "освободиться" от Игоря Романова. Киселев был не против того, чтобы Романов оставался в "Землянах" и помогал бы молодым музыкантам, делать аранжировки. Романов же рвался к лидерству в коллективе. Их пути разошлись. Игорь Романов (наиболее фотогеничный, по мнению молодежной прессы, участник ансамбля) ушел и создал свою группу "Союз", чем внес раскол в ряды поклонников "Землян".

Из прежнего состава в "Землянах" остался только певец и клавишник Сергей Скачков. Прежде он не выходил на первый план, однако именно Сергей спел все песни, принесшие "Землянам" популярность. Постепенно стал собираться новый состав, начались поиски репертуара. В группу приходили многие музыканты - известные и нет, но большинство из них быстро покидали группу. Только к концу 1986 года новый состав сложился и начал работать в полную силу. Теперь в "Землянах" играли: клавишник Сергей Скачков, гитаристы Сергей Васильев и Юрий Бабенко, вокалист Юрий Жучков, бас-гитарист Иван Ковалев и барабанщик Георгий Танкилиди.

В начале 1987 года фирма "Мелодия" выпустила гигант группы "День рожденья Земли". В том же году "Земляне приняли участие в традиционном фестивале шлягеров в Дрездене, где получили сразу два приза: "За высокий профессионализм" и "За лучшее исполнение немецкой песни". Всю премию - 2400 марок - музыканты перечислили в Советский фонд мира. Этот успех, конечно, вызвал интерес к новым "Землянам". Посыпались приглашения в Чехословакию, во Францию, состоялись двухнедельные концерты в Москве в престижном зале "Измайлово".

Мы активно экспериментируем в разных стилях. Но обратите внимание, что большинство песен принадлежит к хард-року. Жесткий ритм, динамичность в сочетании с мелодичностью. Знаете, ведь "Земляне" и начинали с хард-рока. Еще в конце 70-х, когда мы выступали на любительской сцене. И вот сейчас вернулись к этой музыке, которая, как показало время, вовсе не постарела, не утратила любовь публики. Мы играем жесткий рок, но и мелодичный.
Владимир Киселев. Апрель 1987.
Ленинградская газета "Смена".

Заблуждаются те, кто считает, что знакомая вывеска упрощает восхождение на музыкальный Олимп. Проще начинать с нуля. Владимир Киселев и его новые "Земляне" вступили в конкуренцию с самими собой - со своим звездным прошлыми. Результат не заставил себя долго ждать. "Земляне" не смогли заработать и доли былой популярности, и вскоре группа прекратила свое существование, потерявшись в новых музыкальных процессах, начавшихся на советской эстраде.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры