Как обратиться к батюшке на исповеди пример. Как правильно называть грехи на исповеди

Главная / Бывшие

Библиотека “Халкидон”

___________________

Как было установлено таинство Покаяния. Как готовиться к исповеди. Как происходит исповедь в храме. О чем говорить на исповеди. Домашняя исповедь больных и умирающих. Об отношении к священникам и исповеди

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом
изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов
Самим Иисусом Христом.

Православный катехизис.

Как было установлено таинство Покаяния

Главнейшая часть таинства Покаяния - исповедь - была известна христианам уже во время апостолов, о чем свидетельствует книга "Деяний апостольских" (19, 18): "Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои".

В древней Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов бывало или тайное, или открытое, публичное. К публичному покаянию призывались те христиане, которые своими грехами производили соблазн в Церкви.

В древности кающиеся разделялись на четыре вида.

Первые, так называемые плачущие, не смели входить в церковь и со слезами просили молитв у проходящих; другие, слушающие, стояли в притворе и подходили под руку благословляющего епископа вместе с готовящимися ко Крещению и с ними удалялись из храма; третьи, называемые припадающими, стояли в самом храме, но в задней его части, и участвовали с верными в молитвах о кающихся, падши ниц. По окончании этих молитв они, преклонив колени, получали благословение епископа и удалялись из храма. И наконец, последние - купностоящие - стояли вместе с верными до конца литургии, но не приступали к Святым Дарам.

В продолжение всего времени, назначенного кающимся для исполнения наложенной на них епитимии, Церковь возносила за них молитвы в храме между Литургией оглашенных и Литургией верных.

Эти молитвы и составляют в наше время основу чинопоследования Покаяния.

Это таинство теперь, как правило, предшествует таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, очищая душу причастника для участия в этой Трапезе бессмертия.

Как готовиться к исповеди

Момент покаяния - "время благоприятно и день очищения". Время, когда мы можем отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха, "скинию падшую и сокрушенную" нашей души увидеть обновленной и светлой. Но к этому блаженному очищению ведет нелегкий путь.

Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: "Не отложить ли? Достаточно ли я приготовлен? Не слишком ли часто говею?"

Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. В Священном Писании мы читаем: "Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок" (Сир. 2, 1-3).

Если ты решил исповедоваться, явится множество препятствий, внутренних и внешних, но они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.

Первым действием готовящегося к исповеди должно быть испытание сердца . Для этого и положены дни подготовки к таинству - говение .

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности. Они говорят: "ничего особенного я не совершал", "у меня только мелкие грехи, как у всех", "не украл, не убивал",- так часто многие начинают исповедь.

Чем объяснить нашу безучастность на исповеди, наше самомнение, как не окамененным нечувствием, как не "мертвостью сердечной, душевной смертью, телесную предваряющей"? Почему святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: "Никто же согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!" А мы убеждены, что у нас все благополучно!

Мы, погруженные в мрак греховный, ничего не видим в своем сердце, а если и видим, то не ужасаемся, так как нам не с чем сравнить, ибо Христос для нас закрыт пеленой грехов.

Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин. Например, мы замечаем, - и это очень важно, - рассеянность на молитве, невнимание во время богослужения, отсутствие интереса к слушанию и чтению Священного Писания; но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу?!

Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство; но гораздо важнее открыть и понять их связь с самолюбием и гордостью.

Если мы замечаем в себе стремление быть всегда в обществе, на людях, проявляем словоохотливость, насмешливость, злословие, если мы излишне заботимся о своей наружности и одежде, то надо внимательно исследовать эти страсти, ибо чаще всего так проявляется наше тщеславие и гордыня.

Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, безутешно скорбим об отошедших, то не кроется ли в силе, в глубине этих искренних чувств неверие в благой Промысел Божий?

Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов, - чаще, и особенно перед исповедью, вспоминать то, в чем обычно обвиняют нас другие люди, бок о бок с нами живущие, наши близкие: очень часто их обвинения, укоры, нападки справедливы.

Но даже если они и кажутся несправедливыми, надо принимать их с кротостью, без озлобления.

Перед исповедью необходимо просить прощение у всех, перед кем считаешь себя виновным, чтобы приступить к Таинству с неотягощенной совестью.

При таком испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца. Ставши на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. В таких случаях надо временно оставить испытание своей души и молитвой и добрыми делами прояснить свою душу.

Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут видны ясно наши грехи.

Духовнику исповедник должен принести не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Знать свои грехи, это еще не значит - каяться в них.

Но что же делать, если иссохшее греховным пламенем сердце наше не способно на искреннее покаяние? И все-таки это не причина для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства.

Бог может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: самоисповедание, наименование вслух наших грехов, может смягчить наше сердце, утончить духовное зрение, обострить покаянное чувство.

Больше же всего преодолению нашей духовной вялости служат приготовление к исповеди, пост. Истощая наше тело, пост нарушает гибельное для духовной жизни наше телесное благополучие и благодушие. Однако пост сам по себе только подготовляет, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, Слово Божие, жития святых, творения святых отцов, а это, в свою очередь, повлечет усиление борьбы со своей греховной природой, подвигнет на активное делание добра близким.

Как происходит исповедь в храме

Господь наш Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18, 18). Он же, явившись апостолам по Воскресении Своем, сказал: "Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 21-23). Апостолы, исполняя волю Совершителя спасения и Начальника веры нашей, передали эту власть преемникам своего служения - пастырям Церкви Христовой.

Именно они, священники, и принимают нашу исповедь в храме.

Первая часть последования, которая обычно совершается одновременно для всех исповедников, начинается возгласом: "Благословен Бог наш...", затем следуют молитвы, которые служат вступлением и подготовкой к личному покаянию, помогают исповеднику почувствовать свою ответственность непосредственно перед Богом, свою личную связь с Ним.

Уже в этих молитвах начинается раскрытие души перед Богом, в них выражается надежда кающегося на прощение и очищение души от скверны грехов.

По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит предписанное Требником обращение: "Се, чадо, Христос невидимо стоит...".

Глубокое содержание этого обращения, раскрывающего смысл исповеди, должно быть понятно каждому исповеднику. Оно может заставить холодного и равнодушного осознать в этот последний момент всю высочайшую ответственность дела, ради которого он подходит сейчас к аналою, где лежит икона Спасителя (Распятие) и где священник не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.

Особенно важно постичь смысл этого обращения, разъясняющего сущность таинства, тем, кто впервые подходит к аналою. Поэтому мы приводим это обращение по-русски:

"Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!"

На этом кончается первая часть последования и начинается собеседование священника с каждым исповедником отдельно. Кающийся, подойдя к аналою, должен сделать земной поклон в направлении алтаря или перед лежащим на аналое Крестом. При большом стечении исповедников этот поклон следует делать заранее. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя. Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащим на аналое святым Крестом и Евангелием. Обычай исповедоваться стоя на коленях перед аналоем, укоренившийся в юго-западных епархиях, безусловно, выражает смирение и благоговение, однако нельзя не отметить, что по происхождению он римско-католический и проник в практику Русской Православной Церкви сравнительно недавно.

Важнейший момент исповеди - словесное исповедание грехов. Не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; ведь исповедь - это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями (например, "грешен против седьмой заповеди"). Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, трудно отказаться от попыток объяснить духовнику "смягчающие обстоятельства", от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе. Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую, будто бы, вспомнить все грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко и быстро забываем наши грехопадения. Но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, когда особенно больно было задето наше самолюбие, когда нас незаслуженно обидели или, наоборот, все то, что льстит нашему тщеславию: наши удачи, наши добрые дела, похвалы и благодарности нам - мы помним долгие годы. Все то в нашей мирской жизни, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним. Не значит ли это, что мы забываем наши грехи потому, что не придаем им серьезного значения?

Знак совершенного покаяния - чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

По окончании исповедания своих грехов, выслушав заключительную молитву, исповедник становится на колени, и священник, покрыв ему голову епитрахилью и возложив поверх нее руки, читает разрешительную молитву - она содержит тайносовершительную формулу таинства Покаяния:

"Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя рек), вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". Произнося последние слова разрешения, священник осеняет голову исповедника крестным знамением. После этого исповедник встает и целует святой Крест и Евангелие в знак любви и благоговения перед Господом и верности данных Ему в присутствия духовника обетов. Преподание разрешения означает полное отпущение всех исповеданных грехов кающегося, и тем самым ему дается разрешение приступить к Причастию Святых Таин. Если духовник считает невозможным немедленно отпустить грехи данного исповедника вследствие их тяжести или нераскаянности, то разрешительная молитва не читается, и исповедник не допускается к Причастию.

О чем говорить на исповеди священнику

Исповедь - это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.

Исповедь - это таинство, а не прост благочестивый обычай. Исповедь - это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние - первая степень святости, а бесчувственность - это пребывание вне святости, вне Бога.

Часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни.

Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь - говорят общие фразы: "во всем грешна" или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно - малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными слабостей и грехов.

Грех - это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие" (1 Ин. 3, 4).

Есть грехи против Бога и Церкви Его. В эту группу входят многочисленные, соединенные в непрерывную сеть духовные состояния, к числу которых относится, наряду с простыми и очевидными, большое число скрытых, на первый взгляд невинных, а на самом деле наиболее опасных для души явлений. Обобщенно эти грехи можно свести к следующим: 1) маловерие , 2) суеверие , 3) кощунство и божба , 4) немолитвенность и пренебрежение к церковной службе , 5) прелесть.

Маловерие. Это грех, пожалуй, самый распространенный, и бороться с ним приходится непрерывно буквально каждому христианину. Маловерие часто незаметно переходит в полное безверие, причем страдающий им человек зачастую продолжает посещать богослужение, прибегать к исповеди. Он не отрицает сознательно бытия Божия, однако, сомневается в Его всемогуществе, милосердии или Промысле. Своими поступками, привязанностями, всем укладом своей жизни он противоречит исповедуемой им на словах вере. Такой человек никогда не углублялся даже в самые простые догматические вопросы, боясь потерять те наивные представления о христианстве, часто неверные и примитивные, которые он когда-то приобрел. Превращая Православие в национальную, домашнюю традицию, набор внешних обрядов, жестов или сводя его к наслаждению красивым хоровым пением, мерцанием свечей, то есть к внешнему благолепию, маловеры утрачивают самое главное в Церкви - Господа нашего Иисуса Христа. У маловера религиозность тесно связана с эмоциями эстетическими, страстными, сентиментальными; она легко уживается с эгоизмом, тщеславием, чувственностью. Люди этого типа ищут похвалы и хорошего мнения о них духовника. Они подходят к аналою, чтобы пожаловаться на других, они полны собой и стремятся всячески продемонстрировать свою "праведность". Поверхностность их религиозного воодушевления лучше всего доказывается их легким переходом от приторно-показного "благочестия" к раздражительности и гневу на ближнего.

Такой человек не признает за собой никаких грехов, даже не утруждает себя попыткой разобраться в своей жизни и искренне считает, что не видит в ней ничего греховного.

На самом деле такие "праведники" часто проявляют к окружающим бездушие, эгоистичны и лицемерны; живут только для себя, считая воздержание от грехов достаточным для спасения. Полезно напомнить себе содержание главы 25-й Евангелия от Матфея (притчи о десяти девах, о талантах и, особенно, описание Страшного суда). Вообще религиозное самодовольство и самоуспокоенность - главные признаки отдаления от Бога и Церкви, и это наиболее ярко показано в другой евангельской притче - о мытаре и фарисее.

Суеверие. Часто в среду верующих проникают и распространяются там всевозможные суеверия, вера в приметы, ворожба, гадание на картах, различные еретические представления о таинствах и обрядах.

Подобные суеверия противны учению Православной Церкви и служат развращению душ и угасанию веры.

Особо следует остановиться на таком достаточно распространенном и губительном для души учении как оккультизм, магия и т. д. На лицах людей, продолжительное время занимавшихся так называемыми оккультными науками, посвященных в "тайное духовное учение", остается тяжелый отпечаток - знак неисповеданного греха, а в душах - болезненно искаженное сатанинской рационалистической гордыней мнение о христианстве как об одной из низших ступеней познания истины. Заглушая детски искреннюю веру в отеческую любовь Божию, надежду на Воскресение и Жизнь Вечную, оккультисты проповедуют учение о "карме", переселении душ, внецерковный и, следовательно, безблагодатный аскетизм. Таким несчастным, если они нашли в себе силы покаяться, следует объяснить, что, кроме прямого вреда для душевного здоровья, занятия оккультизмом вызываются любопытствующим желанием заглянуть за закрытую дверь. Мы должны смиренно признать существование Тайны, не пытаясь проникнуть в нее нецерковным путем. Нам дан верховный закон жизни, нам указан путь, прямо ведущий нас к Богу, - любовь. И мы должны идти по этому пути, неся свой крест, не сворачивая на окольные дороги. Оккультизм никогда не способен открыть тайны бытия, на что претендуют их приверженцы.

Кощунство и божба . Эти грехи нередко уживаются с церковностью и искренней верой. Сюда в первую очередь относится кощунственный ропот на Бога за Его немилосердное якобы отношение к человеку, за страдания, которые ему кажутся чрезмерными и незаслуженными. Иногда дело доходит даже до хулы на Бога, на церковные святыни, таинства. Часто это проявляется в рассказывании непочтительных или прямо оскорбительных историй из жизни священнослужителей и монахов, в насмешливом, ироническом цитировании отдельных выражений из Священного Писания или из молитвословий.

Особенно распространен обычай божбы и поминовения всуе Имени Божия или Пресвятой Богородицы. Очень трудно отделаться от привычки употреблять эти священные имена в бытовых разговорах в роли междометий, которые используются для придания фразе большей эмоциональной выразительности: "Бог с ним!", "Ах ты, Господи!" и т. д. Еще хуже - произносить Имя Божие в шутках, и уж совсем страшный грех совершает тот, кто употребляет священные слова в гневе, во время ссоры, то есть наряду с ругательствами и оскорблениями. Кощунствует и тот, кто грозит гневом Господним своим недругам или даже в "молитве" просит Бога наказать другого человека. Большой грех совершают родители, в сердцах проклинающие своих детей и угрожающие им карой небесной. Призывание нечистой силы (чертыхание) в гневе или в простом разговоре также греховно. Употребление любых бранных слов также является кощунством и тяжким грехом.

Пренебрежение к церковной службе. Этот грех чаще всего проявляется в отсутствии стремления участвовать в таинстве Евхаристии, то есть долговременное лишение себя Причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа при отсутствии каких-либо обстоятельств, мешающих этому; кроме того, это вообще отсутствие церковной дисциплины, нелюбовь к богослужению. В качестве оправдания обычно выдвигается занятость служебными и бытовыми делами, отдаленность храма от дома, длительность богослужения, непонятность литургического церковнославянского языка. Некоторые достаточно аккуратно посещают богослужения, но при этом лишь присутствуют на литургии, не причащаются и даже не молятся во время богослужения. Иногда приходится сталкиваться с такими печальными фактами, как незнание основных молитв и Символа веры, непонимание смысла совершаемых таинств, а главное, с отсутствием интереса к этому.

Немолитвенность, как частный случай нецерковности, - грех общераспространенный. Горячая молитва отличает искренне верующих от верующих "теплохладных". Надо стремиться не отчитывать молитвенное правило, не отстаивать богослужения, надо стяжать дар молитвы у Господа, полюбить молитву, ждать с нетерпением молитвенного часа. Постепенно входя под руководством духовника в молитвенную стихию, человек научается любить и понимать музыку церковнославянских песнопений, их несравненную красоту и глубину; красочность и мистическую образность литургических символов - все то, что называют церковным благолепием.

Дар молитвы - это и умение владеть собой, своим вниманием, повторять слова молитвы не только губами и языком, но и всем сердцем и всеми мыслями участвовать в молитвенном делании. Прекрасным средством для этого является "Иисусова молитва", которая заключается в равномерном, многократном, неторопливом повторении слов: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". Об этом молитвенном упражнении существует обширная аскетическая литература, собранная в основном в "Добротолюбии" и в других отеческих творениях. Можно рекомендовать также прекрасную книгу неизвестного автора XIX века "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу".

"Иисусова молитва" особенно хороша тем, что не требует создания специальной внешней обстановки, ее можно читать идя по улице, во время работы, на кухне, в поезде и т. д. В этих случаях она особенно помогает отвлечь внимание наше от всего соблазнительного, суетного, пошлого, пустого и сосредоточить ум и сердце на сладчайшем Имени Божием. Правда, не следует начинать занятия "духовным деланием" без благословения и руководства опытного духовника, поскольку подобное самочинение может привести к ложному мистическому состоянию прелести.

Духовная прелесть существенно отличается от всех перечисленных грехов против Бога и Церкви. В отличие от них этот грех коренится не в недостатке веры, религиозности, церковности, а, напротив, в ложном ощущении избытка личных духовных дарований. Человек, находящийся в состоянии прельщения, мнит себя достигшим особых плодов духовного совершенства, подтверждением чему служат для него всевозможные "знамения": сновидения, голоса, видения наяву. Такой человек может быть весьма одарен мистически, но при отсутствии церковной культуры и богословского образования, а главное, из-за отсутствия хорошего, строгого духовника и наличия среды, склонной легковерно воспринимать его россказни как откровения, такой человек приобретает часто многих сторонников, вследствие чего и возникло большинство сектантских антицерковных течений.

Обычно начинается это с рассказа о загадочном сне, необыкновенно сумбурном и с претензией на мистическое откровение или пророчество. В следующей стадии находящемуся в подобном состоянии, по его словам, уже наяву слышатся голоса или являются сияющие видения, в которых он распознает ангела или какого-нибудь угодника, или даже Богородицу и Самого Спасителя. Они сообщают ему самые невероятные откровения, часто совершенно бессмысленные. Это случается с людьми и малообразованными, и с весьма начитанными в Священном Писании, святоотеческих творениях, а также с теми, кто отдался "умному деланию" без пастырского руководства.

Чревоугодие - одни из целого ряда грехов против ближних, семьи и общества. Оно проявляется в привычке неумеренного, чрезмерного употребления пищи, то есть объедания или в пристрастии к утонченным вкусовым ощущениям, услаждении себя пищей. Конечно, разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил - это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, а также от тяжести работы, которую выполняет человек. В самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно больше денег на новые, еще более изысканные продукты. Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, всякий глоток влаги после угашения жажды, просто для удовольствия, - это уже чревоугодие. Сидя за столом, христианин должен не дать увлечь себя этой страсти. "Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств - тем яростнее похоть" (Авва Леонтий). "Чревоугодие - мать любодеяния", - сказано в одном древнем патерике. А прямо предостерегает: "Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало".

Блаженный Августин сравнивает тело с яростным конем, увлекающим душу, необузданность которого следует укрощать уменьшением пищи; для этой цели главным образом и установлены Церковью посты. Но "берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи,- говорит св. Василий Великий. - Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако же, не перестает грешить". Во время поста необходимо - и это главное - обуздать свои мысли, чувства, порывы. Лучше всего о смысле поста духовного говорится в одной великопостной стихире: "Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный". Как бы ни был труден пост в условиях нашей жизни, к нему надо стремиться, его необходимо сохранять в быту, особенно пост внутренний, духовный, который у отцов называется - целомудрием. Сестра и подруга поста - молитва, без которой он превращается в самоцель, в средство особой, утонченной заботы о своем теле.

Препятствия к молитве происходят от слабой, неправильной, недостаточной веры, от многозаботливости, суеты, занятости мирскими делами, от грешных, нечистых, злых чувств и мыслей. Эти препятствия помогает преодолеть пост.

Сребролюбие проявляется в форме расточительности или противоположной ей скупости. Второстепенный на первый взгляд, - это грех чрезвычайной важности - в нем одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Оно порождает злобу, окаменение, многозаботливость, зависть. Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царство Божие. Христос учит: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6, 19-21). Св. апостол Павел говорит: "Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего... Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни" (1 Тим. 6, 7-11; 17-19).

"Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1, 20). Гневливость, раздражительность - проявление этой страсти многие кающиеся склонны оправдывать причинами физиологическими, так называемой "нервностью" вследствие страданий и невзгод, выпавших на их долю, напряженностью современной жизни, трудным характером родных и близких. Хотя отчасти эти причины и имеют место, однако они не могут служить оправданием этой, как правило, глубоко укоренившейся привычки вымещать свое раздражение, злость, дурное настроение на близких. Раздражительность, вспыльчивость, грубость в первую очередь разрушают семейную жизнь, приводя к ссорам из-за пустяков, вызывая ответную ненависть, желание отомстить, злопамятство, ожесточают сердца в целом добрых и любящих друг друга людей. А как тлетворно действует проявление гнева на юные души, разрушая в них Богом данную нежность и любовь к родителям! "Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали" (Кол. 3, 21).

В аскетических творениях отцов Церкви содержится немало советов для борьбы со страстью гнева. Один из самых действенных - "праведный гнев", иными словами, - обращение способности нашей к раздражению и злости на саму страсть гнева. "Не только допустимо, но впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки" (св. Димитрий Ростовский). Св. Нил Синайский советует быть "кротким с людьми", но браннолюбивым с врагом нашим, так как в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать древнему змию" ("Добротолюбие", т. II). Тот же писатель-подвижник говорит: "Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей".

По отношению же к ближним следует проявлять кротость и терпение. "Будь мудр, и уста тех, которые говорят о тебе злое, заграждай молчанием, а не гневом и руганием" (св. Антоний Великий). "Когда злословят тебя, смотри, не сделал ли ты что-либо достойное злословия. Если не сделал, то злословие почитай улетающим дымом" (св. Нил Синайский). "Когда почувствуешь в себе сильный приток гнева, старайся молчать. А чтобы самое молчание принесло тебе больше пользы, обращайся мысленно к Богу и читай мысленно про себя в это время какие-либо краткие молитвы, например, "Иисусову молитву",- советует святитель Филарет Московский. Даже спорить надо без ожесточения и без гнева, так как раздражение тут же передается другому, заражая его, но ни в коем случае не убеждая в правоте.

Очень часто причиной гнева бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другими, обличить его пороки, забывая о своих грехах. "Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут нас в раздражение" (св. Василий Великий).

На исповеди надо рассказать, не питаем ли мы злобы на ближнего и примирились ли с тем, с кем ссорились, а если кого не можем увидеть лично, то примирились ли с ним в сердце своем? На Афоне духовники не только не разрешают инокам, имеющим злобу на ближнего, служить в церкви и приобщаться Святых Таин, но, читая молитвенное правило, они должны в молитве Господней опускать слова: "и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим", дабы не быть лжецами перед Богом. Этим запрещением инок как бы на время, до примирения с братом, отлучается от молитвенного и евхаристического общения с Церковью.

Существенную помощь получает молящийся о тех, кто часто вводит его в искушение гнева. Благодаря такой молитве в сердце вселяется чувство кротости и любви к людям, которых еще недавно ненавидели. Но на первом месте должна быть молитва о даровании кротости и отгнании духа гнева, мести, обиды, злопамятства.

Одним из самых распространенных грехов является, бесспорно, осуждение ближнего. Многие даже не отдают себе отчета в том, что бесчисленное число раз согрешали им, а если и сознают, то полагают, что это явление столь распространенно и обыденно, что даже не заслуживает упоминания на исповеди. На самом деле этот грех является началом и корнем многих других греховных привычек.

Прежде всего, грех этот находится в тесной связи со страстью гордости. Осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. К подобным людям обращены слова аввы Исаии: "У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны" ("Цветник духовный").

Осуждающие забывают, что Сам Спаситель заповедал: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф. 7, 1-3). "Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну" (Рим. 14, 13), - учит св. апостол Павел. Нет греха, соделанного одним человеком, которого не мог совершить и всякий другой. И если ты видишь чужую нечистоту, то, значит, она уже проникла в тебя, ибо невинные младенцы не замечают разврата взрослых и тем сохраняют свое целомудрие. Потому осуждающий, даже если он прав, должен честно признаться себе: а не совершил ли он сам того же греха?

Наш суд никогда не бывает беспристрастным, ибо чаще всего основан на случайном впечатлении или совершается под влиянием личной обиды, раздражения, гнева, случайного "настроения".

Если христианин услышал о неблаговидном поступке своего близкого, то, прежде чем возмутиться и осудить его, он должен поступить по слову Иисуса сына Сирахова: "Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет... Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего" (Сир. 19, 6-8; 13-19).

Грех уныния чаще всего происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами и, как результат, - угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, зависть. Основа и корень нашей духовной жизни и силы - любовь ко Христу, и ее нужно в себе растить и воспитывать. Всматриваться в Его образ, прояснять и углублять его в себе, жить мыслью о Нем, а не о своих мелких суетных удачах и неудачах, отдавать Ему свое сердце, - это и есть жизнь христианина. И тогда в сердце нашем воцарятся тишина и мир, о котором говорит св. Исаак Сирин: "Умирись с собой, и мирятся с тобою небо и земля".

Нет, пожалуй, ни одного более распространенного греха, чем ложь . К этой категории пороков следует также причислить неисполнение данных обещаний, сплетни и празднословие. Этот грех так глубоко вошел в сознание современного человека, так глубоко укоренился в душах, что люди даже не задумываются о том, что любые формы неправды, неискренности, лицемерия, преувеличения, хвастовства являются проявлением тяжелого греха, служением сатане - отцу лжи. По словам апостола Иоанна, в Небесный Иерусалим "не войдет никто преданный мерзости и лжи" (Откр. 21, 27). Господь наш сказал о Себе: "Я есмь Путь и Истина и Жизнь" (Ин. 14, 6), и потому прийти к Нему можно, лишь идя по дороге правды. Только истина делает людей свободными.

Ложь может проявляться совершенно беззастенчиво, открыто, во всей своей сатанинской мерзости, становясь в таких случаях второй природой человека, постоянной маской, приросшей к его лицу. Он так привыкает лгать, что не может выражать свои мысли иначе, нежели облекая их в заведомо не соответствующие им слова, тем самым не проясняя, а затемняя истину. Ложь незаметно закрадывается в душу человека с детских лет: часто, не желая кого-либо видеть, мы просим близких сказать пришедшему, что нас нет дома; вместо прямого отказа от участия в каком-либо неприятном для нас деле, мы притворяемся больными, занятыми другим делом. Такая "бытовая" ложь, кажущиеся невинными преувеличения, шутки, основанные на обмане, постепенно развращают человека, позволяя ему впоследствии ради собственной выгоды идти на сделки со своей совестью.

Как от диавола не может быть ничего, кроме зла и погибели для души, так и от лжи - его детища - не может последовать ничего, кроме растлевающего, сатанинского, антихристианского духа зла. Не существует "спасительной лжи" или "оправданной", сами эти словосочетания кощунственны, ибо спасает, оправдывает нас только Истина, Господь наш Иисус Христос.

Не менее, чем ложь, распространен грех празднословия, то есть пустого, бездуховного пользования Божественным даром слова. Сюда же относятся сплетни, пересказ слухов.

Часто люди проводят время в пустых, бесполезных разговорах, содержание которых тут же забывается, вместо того, чтобы поговорить о вере с тем, кто страдает без нее, ищет Бога, посетить больного, помочь одинокому, помолиться, утешить обиженного, поговорить с детьми или внуками, наставить их словом, личным примером на духовный путь.

Copyright © 2006-2016 Библиотека "Халкидон"
При использовании материалов сайта ссылка на обязательна.

Далеко не все люди, даже крещёные в церкви, регулярно исповедуются. Чаще всего этому мешает чувство неловкости, смущения, кого-то останавливает гордость. Многие, не привыкнув исповедоваться с ранних лет, в более зрелом возрасте всё время отдаляют тот момент, когда нужно будет рассказать о своих грехах впервые. С каждым годом решиться на исповедь всё сложнее. Чтобы снять тяжесть с души, начать говорить с Богом и искренне раскаиваться в совершённых грехах, следует узнать, как правильно исповедоваться. Походы на исповедь вам обязательно помогут: вы сами ощутите, как светлеете душой.

Исповедь одним из наиболее значимых обрядов в христианской церкви. Способность осознать свои грехи и рассказать о них Богу, раскаяться в содеянном, очень важна для верующего человека.

Чем является для нас исповедь?
В первую очередь важно разобраться в сути исповеди, её роли в нашей жизни.

  1. Беседа с Богом. Исповедоваться можно и дома, перед иконой, погрузившись в молитву. Однако именно поход в церковь на исповедь имеет особое значение. Там вы будете беседовать с Богом в его Храме, а проводником между вами станет священник. Обратите внимание: вы будете рассказывать о своих грехах не смертному человеку, а именно самому Богу. Священник имеет власть от Бога, он может дать вам полезный совет, разъяснить вам причины ваших поступков, помочь преодолеть заблуждения. Именно священник вправе отпустить вам грехи, возложив на вашу голову епитрахиль.
  2. Смирение гордыни. Искренне рассказывая о своих грехах священнику, вы смиряете вашу гордыню. Исповедоваться очень важно, в этом нет ничего стыдного или неудобного. Таинство исповеди предназначено для того, чтобы вы могли очистить свою душу, осознать грехи и раскаяться в них. Это осуществимо, только если вы действительно откроете душу в церкви, расскажете всё священнику без утайки, ничего не скрывая и не преуменьшая.
  3. Раскаяние. Вы не должны думать, что признаваться в грехах нехорошо. Человек по природе своей грешен, на земле нет абсолютно праведных людей. Но в ваших силах стать лучше. Признание своих ошибок и заблуждений, дурных поступков, глубокое раскаяние в совершённых грехах необходимо каждому человеку для дальнейшего развития, самосовершенствования.
Только исповедь способна действительно помочь очистить душу от греха, получить отпущение от священника. Если вы будете правильно исповедоваться, подойдёте к этому обряду со всей ответственностью, исповедь поможет вам стать лучше.

Готовимся к исповеди
Огромную роль играет правильная подготовка к исповеди. Вам понадобится настроиться на общение с Богом, искренний разговор со священником. Готовьте себя внутренне и внешне, предусматривайте отдельные моменты.

  1. Сосредоточьтесь. Посидите дома в спокойной обстановке. Постарайтесь проникнуться мыслью, что вам предстоит общение с Богом в его Храме. Вы готовитесь к ответственному делу в вашей жизни. Не отвлекайтесь ни на что.
  2. Молитесь. Вы можете почитать молитвы, чтобы настроиться на исповедь. Прочтите молитвы Иоанна Златоуста.
  3. Вспомните ваши грехи. Начинайте со смертных грехов. Возможно, вы согрешили гневом, гордостью или сребролюбием. Обратите внимание, что аборт в церкви считается убийством. Такой грех надо отмечать первым.
  4. Настройтесь на исповедь. Важно восстановить в памяти картины ваших прегрешений, раскаиваться в грехах искренне. Служители церкви рекомендуют настраиваться на исповедь долго. Хорошо, если вы будете много молиться, соблюдать некоторое время пост, вспоминать в уединении о своих грехах.
  5. Запишите грехи. Возьмите чистый лист бумаги и перечислите на нём ваши прегрешения. Так вам будет легче вспомнить всё на исповеди. Особенно важно воспользоваться таким листочком на первой, генеральной, исповеди, когда необходимо рассказать о грехах, совершённых за всю жизнь.
  6. Обратите внимание на свой внешний вид. Женщине следует надеть юбку ниже колен, закрытую кофту. Голову надо повязать платком. Важно воздержаться от нанесения косметики. Губы красить нельзя, потому что вам предстоит прикладываться к кресту. Мужчинам не стоит надевать шорты, даже если на улице жарко. Тело лучше прикрывать одеждой.
Как правильно исповедоваться? Процедура исповеди
Отвечая на вопрос «как правильно исповедоваться в православной церкви», священники нередко отмечают, что даже прихожане, регулярно посещающие Храм Божий, далеко не всегда верно рассказывают о своих грехах. Очень важно относиться к исповеди серьёзно, не превращать её в обычную формальность. Только тогда вы сумеете действительно очистить свою душу.
  1. Общая исповедь. Сначала вы можете посетить общую исповедь. Туда приходят все желающие, а священник перечисляет на такой исповеди все грехи, совершаемые людьми чаще всего. Возможно, вы забыли какой-то свой грех: общая исповедь поможет вам о нём вспомнить.
  2. Искреннее раскаяние. Вам необходимо искреннее раскаяние в грехах. Помните, что суть исповеди – не в сухом перечислении совершённых грехов. Богу уже известны ваши заблуждения и прегрешения. Исповедь нужна в первую очередь вам: она поможет раскаяться в ошибках, осознать грехи, не совершать их в дальнейшем. Только придя на исповедь с глубоким раскаянием, вы сможете очистить свою душу и получить прощение от Господа.
  3. Без торопливости. На индивидуальной исповеди вам понадобится рассказать обо всех грехах, сделать это искренне. Не спешите. Если вы ощутили, что не совсем раскаялись, важно попросить продлить время исповеди.
  4. Рассказывайте о своих грехах подробно. Священники советуют не ограничиваться простым перечислением наименований: «гордость», «зависть» и т.п. В беседе со священником указывайте причины, побудившие вас согрешить, рассказывайте конкретные случаи, описывайте ситуации. Тогда служитель церкви сможет разобраться в ваших помыслах, сути ваших грехов, сумеет дать вам бесценные советы. Получив напутствия священника, которые помогут вам бороться с греховностью, вы начнёте иначе строить вашу жизнь.
  5. Не читайте с листа. Зачитывать список грехов с листка, просто отдавать листочек священнику не следует. Этим вы нивелируете всё таинство исповеди. На исповеди вы можете действительно стать чище, приблизиться к Богу, получить отпущение грехов. Для этого необходимо разобраться в сущности греха, искренне раскаяться, внять советам священника. Листочек нужен только для того, чтобы вы не забыли рассказать о каком-то из своих грехов, могли правильно исповедоваться.
  6. Анализ и самосовершенствование. Исповедуясь, вы должны полностью проанализировать свою жизнь, свой духовный мир, рассмотреть не только поступки, но и склонности, помыслы. Вы проводите своеобразную работу над ошибками, чтобы очистить душу от совершённых грехов, сняв с неё их тяжесть, и не допустить новых прегрешений.
  7. Полная исповедь. Говорите священнику всё о ваших грехах, отбросив гордость. Страх признаться в грехе, пусть и постыдном, не должен вас останавливать. Утаивать свои грехи на исповеди нельзя.
  8. Вера в прощение. На исповеди важно искренне раскаиваться и твёрдо верить в прощение Всевышнего.
  9. Ходите на исповедь регулярно. Пойти один раз на генеральную исповедь, полагая, что часто исповедоваться не следует, – ошибочная позиция. К сожалению, все мы греховны. Исповедь поддерживает в верующем человеке его стремление к свету, раскаянию, даёт путь к исправлению.
Приходите на исповедь искренне, с открытой душой. Вы сумеете очиститься, стать лучше, а Бог простит вам ваши грехи.

Немногие знают, как правильно исповедоваться и что говорить батюшке. Я расскажу вам и дам пример речи для покаяния, чтобы обряд прошел для вас максимально комфортно, и вы смогли получить благословение. Страшно идти на этот шаг только в первый раз. После того, как вы испытаете на себе всю священную силу ритуала, сомнения уйдут, а вера в Бога усилится.

Что такое исповедь?

Практически все люди слышали об исповеди, но лишь немногие знают, как правильно исповедоваться в церкви и что говорить батюшке, а также о том, какой глубокий смысл заключен в этом священном обряде.

Смысл исповеди - в очищении души, но и одновременно и испытание для нее. Она помогает человеку снять груз своих грехов, получить прощение и предстать перед Богом совершенном чистым: мыслями, поступками, душой. Также исповедь - прекрасный религиозный инструмент для того, кто хочет победить внутренние сомнения, научиться слышать свою интуицию и покаяться в совершенных проступках.

Важно знать, что если человек совершал тяжелые грехи, священник может назначить ему наказание - епитимью. Она может заключаться в долгих утомительных молитвах, строгом после или воздержании от всего мирского. Наказание следует принять смиренно, понимая, что оно помогает вашей душе очиститься.

Известно, что любые нарушения божьих заповедей негативно сказываются и на физическом здоровье человека, и на состоянии его души. Именно для этого нужно покаяние - чтобы набраться сил, необходимых для противостояния искушениям и соблазнам, перестать грешить.

До исповеди желательно заранее составить список своих грехов, описать их по церковным канонам и подготовиться к разговору с батюшкой.

Что говорить на исповеди священнику: пример

Вы должны знать, что изливать душу батюшке и каяться в своих грехах во всех подробностях вовсе не обязательно, даже нежелательно. Просто взгляните на этот список грехов и выпишите то, что свойственно вам.

Всего смертных грехов, в которых и необходимо покаяться, семь:

  1. Зависть к успехам и достижениям, благам других людей.
  2. Тщеславие, которое проявляется к эгоизме, нарциссизме, завышенной самооценке и самовлюбленности.
  3. Уныние, с которым также отождествляются такие понятия, как депрессия, апатия, лень и отчаяние, отсутствие веры в собственные силы.
  4. Сребролюбие, которое на современном языке мы называем жадностью, скупостью, зацикленностью только на материальных благах. Когда человек ставит перед собой цели, направленные только на обогащение, но не уделяет ни минуты времени развитию духовному.
  5. Гнев, направленный на людей. Сюда же относятся любые проявления вспыльчивости, раздражения, мстительность и злопамятность.
  6. Блуд - измена своему партнеру, частая смена половых партнеров, неверность возлюбленному в мыслях, словах или действиях (не только физический акт).
  7. Чревоугодие, обжорство, чрезмерная любовь к еде и отсутствие всяких ограничений в пище.

Эти грехи не напрасно названы «смертными» - они приводят если не к гибели физического тела человека, то к смерти его души. Постоянно, день за днем, совершая эти грехи, человек все дальше отдаляется от Бога. Он перестает чувствовать его защиту, поддержку.

Только искреннее покаяние на исповеди поможет очиститься от всего этого. Стоит понимать, что все мы не без греха. И не нужно корить себя, если узнали себя в этом списке. Не ошибается только Бог, а обычный человек не всегда способен противостоять искушениям и соблазнам, не впускать зло в свои тело и душу. Особенно, если в его жизни происходит какой-то сложный период.

Пример того, что можно говорить: «О Боже, я грешил перед тобой». А затем перечислять грехи по заранее подготовленному списку. Например: «Совершил прелюбодеяние, жадничал с матерью, постоянно гневаюсь на жену». Завершите покаяние фразой: «Каюсь, Боже, спаси и помилуй меня грешника».

После того, как священник выслушает вас, он может дать совет и поможет понять, как вам следует действовать в той или иной ситуации в согласии с божьими заповедями

Вам может быть очень сложно признаваться в совершенных грехах. Ощущение тяжести, подавленности, комок в горле, слезу - любая реакция совершенно нормальна. Постарайтесь преодолеть себя и рассказать все. Батюшка никогда вас не осудит, ведь он проводник от вас к Богу и просто не имеет права давать оценочные суждения.

Посмотрите обучающее видео о том, с каких слов начать исповедь перед батюшкой:

Как подготовиться к исповеди

К священному обряду готовиться лучше заранее, чтобы все прошло гладко. За несколько дней выберите церковь, в которую пойдете, изучите часы ее работы, посмотрите, в какое время проводятся исповеди. Чаще всего в расписании для этого указываются выходные либо праздничные дни.

Часто в это время в храме очень много людей, и не все могут открыть свое сердце на публике. В таком случае следует обратиться к батюшке напрямую и попросить его назначить время для вас, когда вы сможете побыть наедине.

До исповеди читайте Покаянный канон, который настроит вас на нужное состояние и освободит мысли от всего лишнего. Также заранее выпишите список грехов на отдельный листочек, чтобы в день исповеди ничего не забыть от волнения.

Кроме семи смертных грехов в списке могут оказаться:

  • «Женские грехи»: отказ от общения с Богом, чтение молитв «на автомате» без включения души, секс с мужчинами до брака, негативные эмоции в мыслях, обращения к магам, гадалкам и экстрасенсам, вера в приметы и суеверия, страх старости, аборты, вызывающая одежда, зависимость от алкоголя или наркотиков, отказ в помощи нуждающимся.
  • «Мужские грехи»: гневные слова в адрес Бога, отсутствие веры в Бога, себя, окружающих, чувство превосходства над слабыми, сарказм и насмешки, уклонение от службы в армии, насилие (моральное и физическое) над другими людьми, ложь и клевета, поддался искушениям и соблазнам, воровство чужого имущества, грубость, хамство, жадность, чувство презрения.

Почему так важно исповедоваться? Мы регулярно очищаем свое тело от грязи, но совершенно забываем, что и к душе она прилипает ежедневно. Очистив душу, мы получаем не только прощение Бога, но и становимся более чистыми, спокойными, расслабленными, полными сил и энергии.

Каждый верующий человек знает о том, что исповедь является одним из наиболее важных и знаковых обрядов христианской церкви. Способность сначала осознать все свои прегрешения, искренне раскаяться в них и полностью раскрыться перед Богом посредством исповеди – это очень важная ступень духовного развития и самосовершенствования для каждого верующего человека.

Но, к сожалению, далеко не каждый даже крещеный в церкви глубоко верующий человек регулярно исповедуется. В большинстве случаев этому мешает чувство смущения и неловкости, некоторых останавливает гордость.

Прийти в церковь и покаяться могут все взрослые люди и дети старше 7 лет, дети младше этого возраста ходят на причастие.

В наши дни многие взрослые люди не приучены каяться в своих грехах, поэтому они никак не могут решиться на этот шаг и долго отдаляют день покаяния. Причем чем старше человек становится, тем сложнее ему решиться на этот шаг.

Часто люди впервые приходят исповедаться перед крещением или тогда, года решают узаконить свой брак перед Господом, т.е. обвенчаться. Перед венчанием, как правило, проходит индивидуальная исповедь, после чего батюшка разрешает венчаться. Покаяться перед венчанием обязательно должны оба будущих супруга.

Для того чтобы снять со своей души тяжесть, начать разговаривать с Богом и искренне покаяться во всем содеянном, необходимо узнать как проходить исповедь в церкви, ведь проведение данного обряда должно совершаться по определенным правилам. Узнать о том, как проходит причастие и исповедь можно у работников храма, а также в церковных лавках обычно располагающихся поблизости.

Какой она должна быть?

Исповедь – это особое Таинство, во время совершения которого верующий человек через священника искренне рассказывает Богу обо всех прегрешениях и просит за них прощения, а также обещает больше не совершать подобных действий никогда в жизни. Для того чтобы человек почувствовал как его душа очистилась, отчего стало ему легко и светло, необходимо отнестись к беседе со священнослужителем очень серьезно.

Важно понимать, что обряд отпущения грехов это не монотонное их перечисление вслух, ибо Господь Бог и так о них все знает. Он ждет от верующего человека совсем другого! Он ждет от него искреннего чистосердечного раскаяния и огромного желания очиститься, для того чтобы впредь больше не совершать подобного. Только лишь с такими чувствами и желаниями нужно отправляться в церковь.

«Как же проходит исповедь? » – этот вопрос волнует всех желающих исповедаться впервые.

Таинство происходит по определенным правилам:

  • Отбросьте свой страх и стыд признаться священнику в том, что вы несовершенный и грешный человек;
  • Главные составляющие обряда — искренние чувства, горькое раскаяние и вера в прощение Всевышнего, который непременно вас услышит;
  • Каяться в своих грехах необходимо регулярно и часто. В корне неправильным является убеждение, что достаточно один раз прийти в церковь, рассказать за один раз священнику обо всем и больше никогда не возвращаться сюда;
  • К проведению обряда необходимо серьезно. Если вашу душу тревожит то, что в голову приходят плохие помыслы или вы совершили мелкий бытовой проступок, то в этих деяниях можно покаяться дома в молитвах перед иконой;
  • Не нужно утаивать своих грехов даже тогда, когда они кажутся вам очень страшными и постыдными.

В ходе данного обряда необходимо обязательно признаться во всех проступках, иначе вы совершите еще один грех – попытаетесь утаить от Бога свои поступки и помыслы, обманите Его. Так как прохождение исповедь и причастия – дело очень ответственное, к нему нужно тщательно и осмысленно готовиться.

Подготовка

Большую роль в том насколько удачно пройдет обряд отпущения грехов играет правильная подготовка к нему. Необходимо настроиться на общение с Всевышним, на искренний и откровенный разговор со священнослужителем. Готовьтесь внутренне и внешне, продумывайте каждый отдельный момент.

Прежде чем отправляться на исповедь, побудьте дома в одиночестве, в спокойной обстановке. Сосредоточьтесь и постарайтесь проникнуться мыслью, что в скором времени вам предстоит общаться с Богом в церкви, в его Храме. Не стоит отвлекаться ни на что вокруг, ведь вы готовитесь совершить очень важный поступок в своей жизни. Настроиться на нужный лад и подготовиться помогут молитвы Иоанна Златоуста.

Вспомните все свои грехи и прегрешения, начните со смертных, далее вспомните, согрешали вы гневом, гордыней или сребролюбием, восстановите в памяти картины прегрешений. Служители рекомендуют настраиваться на покаяние долго и тщательно, нужно много молиться, вспоминать о грехах в уединении, желательно соблюдать пост.

Для того чтобы ничего не забыть и не пропустить какой-либо грех, можно записать все на листике. Особенно важно пользоваться такой шпаргалкой на самой первой откровенной беседе со священником.

Отправляясь на исповедь, особое внимание необходимо уделить своему внешнему виду. Женщинам необходимо надеть юбку ниже колен и кофту с закрытыми плечами и руками, голову нужно обязательно покрыть платком.

От нанесения косметики в этот день лучше отказаться, губы красить вообще запрещено, потому что вам нужно будет прикладываться к кресту. Мужчинам также не стоит оголяться, даже если на улице жарко в шортах и майке в церковь отправляться не стоит.

Как проходит?

Люди, желающие впервые пройти исповедь, беспокоятся, как же все будет происходить. В православных храмах и церквях проводятся как общие исповеди, посетить которые могут все желающие, так и индивидуальные беседы с прихожанами.

На общих исповедях священник отпускает грехи всем верующим пришедшим в храм, при этом он перечисляет те грехи и прегрешения, которые совершаются людьми чаще всего. Это делается для того, чтобы напомнить людям прегрешения, о которых, возможно, они забыли.

Войдя в церковь необходимо подойти к аналою, месту, где выстраивается очередь желающих исповедоваться. Пока ожидаете своей очереди нужно молиться и вспоминать свои грехи. Когда подойдет ваш черед, нужно подойти к священнику, который спросит ваше имя, о чем вы хотите рассказать и в чем покаяться.

Рассказывать нужно все как есть, не смущаясь и ничего не утаивая, на задаваемые батюшкой вопросы отвечать нужно честно. Важно помнить о том, что все, о чем вы расскажете, будете знать только вы сами и священник.

Во время исповедания священнослужитель накрывает голову человека частью своей одежды, которая напоминает фартук. Это обязательная часть обряда, в этот момент батюшка будет читать молитву. После чего он даст свои наставления и, возможно, назначит епитимию, т. е. наказание.

Искренне раскаявшемуся человеку его грехи прощаются навсегда. После окончания обряда необходимо перекреститься и поцеловать крест и Евангелие. Затем нужно попросить у батюшки благословения. Исповедь в церквях проходит, как правило, в определенные дни, о которых нужно узнать заранее.

Каждому верующему человеку важно знать следующие моменты .

Данный перечень — список рассчитан на начинающих церковную жизнь людей и желающих покаяться перед Богом.

Готовясь к исповеди, выпишите из списка обличающие Вашу совесть грехи. Если их много, нужно начать из самых тяжких смертных.
Причащаться можно только с благословения священника. Покаяние ПЕРЕД БОГОМ предполагает не равнодушное перечисление своих плохих поступков, А ИСКРЕННЕЕ ОСУЖДЕНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И РЕШИМОСТЬ ИСПРАВЛЯТЬСЯ!

Перечень грехов для исповеди

Я (имя) согрешил(а) перед БОГОМ:

  • слабой верой (сомнением в Его бытии).
  • Не имею к Богу ни любви, ни должного страха, поэтому редко исповедуюсь и причащаюсь, (чем доводил(а) душу до окамененного нечувствия по отношению к Богу).
  • Редко посещаю Церковь в воскресенья и праздники (работой, торговлей, развлечением в эти дни).
  • Каяться не умею, грехов не вижу.
  • Не вспоминаю о смерти и не готовлюсь предстать на Суд Божий (Память о смерти и будущем суде помогает избегать греха).

Согрешил(а) :

  • НЕ благодарю Бога за Его милости.
  • Не покорностью воле Божьей (желаю, чтобы всё было помоему). По гордости надеюсь на себя и людей, а не на Бога. Приписыванием успехов себе, а не Богу.
  • Боязнью страданий, нетерпением скорбей и болезней (они попущены Богом для очищения души от греха).
  • Ропотом на жизненный крест (судьбу), на людей.
  • Малодушием, унынием, печалью, обвинением Бога в жестокости, отчаянием в спасении, желанием (попыткой) самоубийства.

Согрешил(а) :

  • Опаздыванием и ранним уходом из церкви.
  • Невниманием во время службы (к чтению и пению, разговорами, смехом, дреманием…). Хождением по храму без нужды, толкаясь и грубя.
  • По гордости уходил (а) с проповеди критикуя и осуждая священника.
  • В женской нечистоте дерзала прикасаться к святыне.

Согрешил(а) :

  • по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Молюсь рассеянно.
  • Молилась с непокрытой головой, имея неприязнь на ближнего. Небрежным изображением на себе крестного знамения. Не ношением нательного креста.
  • Неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Церковных.
  • В ущерб молитве, чтению Евангелия, Псалтири и духовной литературы смотрел(а) телевизор (Богоборцы через фильмы учат людей нарушать заповедь Бога о целомудрии до брака, супружеской измене, жестокости, садизму, повреждают психическое здоровье молодежи. Прививают им через «Гарри Потер…» нездоровый интерес к магии, чародейству и незаметно втягивают в гибельное общение с дьяволом. В СМИ, это беззаконие перед Богом, преподносится как нечто положительное, в цвете и романтическом виде. Христианин! Уклонись от греха и сохрани себя и своих детей для Вечности!!!).
  • Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). Хулой на Бога и на всякую святыню.
  • Ношением обуви с крестами на подошве. Употреблением для бытовых нужд газет…, где написано о Боге…
  • Называл(а) животных именами людей «Васька», «Машка». О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения.

Согрешил(а) :

  • к Причастию дерзал (а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, во вражде, без поста и благодарственных молитв…).
  • Дни Причастия не проводил(а) свято (в молитве, чтении Евангелия…, а предавался(лась) развлечениям, объедению, многоспанию, празднословию…).

Согрешил(а) :

  • нарушением постов, а также среды и пятницы (Постясь в эти дни, мы почитаем страдания Христовы).
  • Не (всегда) молюсь перед едой, работой и после (После еды и работы читается благодарственная молитва).
  • Пресыщением в пище и питии, упиванием допьяна.
  • Тайноядением, лакомством (пристрастие к сладкому).
  • Ел(а) кровь животных (кровянку…). (Запрещено Богом Левит 7,2627; 17, 1314, Деян. 15, 2021,29). В постный день праздничный (поминальный) стол был скоромным.
  • Усопших поминал(а) с водкой (это язычество и с христианством не согласуется).

Согрешил(а) :

  • празднословием (пустые разговоры о житейской суете…).
  • Рассказом и слушанием пошлых анекдотов.
  • Осуждением людей, священников и монахов (а своих грехов не вижу).
  • Слушанием и пересказом сплетен и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). (Этим через МЕНЯ сеялся соблазн, и хулилось имя Божие среди людей).
  • Поминанием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках).
  • Ложью, обманом, неисполнением данных Богу (людям) обещаний.
  • Сквернословием, матерной (это хула на Божью Матерь) руганью с упоминанием нечистой силы (призываемые в разговорах злобные демоны нам же и навредят).
  • Клеветой, распространением худых слухов и сплетен, разглашением чужих грехов и слабостей.
  • Слушал(а) злословие с удовольствием и согласием.
  • По гордости унижал (а) ближних насмешками (подколки), глупыми шутками… Неумеренным смехом, хохотом. Смеялся над нищими, калеками, чужим горем… Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде, оправданием преступников и осуждением невиновных.

Согрешил(а) :

  • леностью, не желанием работать (жизнь за счет родителей), исканием телесного покоя, негою в постели, желанием наслаждаться греховной и роскошной жизнью.
  • Курением (у американских индейцев, воскурение табака имело ритуальное значение поклонение духамдемонам. Курящий христианин предатель Бога, демонопоклонник и самоубийца вредит здоровью). Употреблением наркотиков.
  • Слушанием эстрадной и рокмузыки (воспевая человеческие страсти, возбуждает низменные чувства).
  • Пристрастием к азартным играм и зрелищам (карты, домино, компьютерные игры, телевизор, кинотеатры, дискотеки, кафе, бары, рестораны, казино…). (Богоборческая символика карт, при игре или гадании, призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя. А игры разрушают психику детей. Они, стреляя и убивая, становятся агрессивными, склонными к жестокости и садизму, со всеми вытекающими для родителей последствиями).

Согрешил(а) :

  • растлевал(а) свою душу чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах…) эротического бесстыдства, садизма, нескромных игр, (Растленный пороками человек отображает в себе качества демона, а не Бога), танцев, сам(а) танцевал(а), (Они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан глумление над памятью Пророка).
  • Услаждением блудными мечтами и воспоминанием прежних грехов. Не удалением от греховных свиданий и соблазна.
  • Похотным воззрением и вольностью (нескромность, объятия, поцелуи, нечистые осязания тела) с лицами другого пола.
  • Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями (рукоблудие, позы).
  • Содомскими грехами (гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство, кровосмешение (блуд с родственниками).

Вводя в соблазн мужчин бесстыдно одевалась в короткие и с РАЗРЕЗАМИ юбки, брюки, шорты, облегающую и просвечивающуюся одежду, (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины. Она должна одеваться красиво, но в рамках христианского стыда и совести.

Христианка должна являть собой образ Божий, а не богоборческий, обстрижено обнажено перекрашенный, с когтистой лапой вместо человеческой руки, образ сатаны) стриглась, красилась… В таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий.

Участием в конкурсах «красоты», фотомоделей, маскарадах (маланка, вождение козы, праздник хелловин…), а также в танцах с блудными действиями.

Был(а) нескромен(на) в жестах, телодвижениях, походке.

Купанием, загоранием и обнажением в присутствии лиц другого пола (противоречит христианскому целомудрию).

Соблазнением на грех. Торговлей своим телом, сутенерством, сдачей помещения для блуда.

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • прелюбодеянием (измена в браке).
  • Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях, (в посты, воскресенья, праздники, прибеременности, в дни женской нечистоты).
  • Извращениями в супружеской жизни (позы, оральный, анальный блуд).
  • Желая жить в свое удовольствие и избегая жизненных трудностей, предохранялся(лась) от зачатия детей.
  • Употреблением «противозачаточных» средств (спираль, таблетки не препятствуют зачатию, а убивают ребенка на ранней стадии). Убивал(а) своих детей (аборты).
  • Советом (принуждением) других на аборт (мужчины, с молчаливого согласия, или принуждавшие жен… к аборту также детоубийцы. Врачи делающие аборты, убийцы, а ассистенты соучастники).

Согрешил(а) :

  • губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал(а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию.
  • Не развивал(а) чувство долга, чести, ответственности…
  • Не смотрел(а) чем занимаются, что читают, с кем дружат, как ведут себя).
  • Наказывал(а) их слишком жестоко (вымещая злобу, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а).
  • Своими грехами соблазнял(а) детей (интимными отношениями при них, руганью, сквернословием, просмотром безнравственных телепередач).

Согрешил(а) :

  • совместной молитвой или переходом в раскол (Киевский патриархат, УАПЦ, старообрядчество…), унию, секту. (Молитва с раскольниками и еретиками ведет к отлучению от Церкви: 10, 65, Апостольские правила).
  • Суеверием (вера снам, приметам…).
  • Обращением к экстрасенсам, «бабкам» (выливание воска, качание яиц, сливание страха…).
  • Осквернял(а) себя уринотерапией (в ритуалах сатанистов употребление мочи и кала имеет кощунственное значение. Такое «лечение» является мерзким осквернением и дьявольской насмешкой над христианами), употреблением «наговоренного» ворожеями… Гаданием на картах, ворожением (для чего?). Боялся(ась) колдунов больше чем Бога. Кодированием (от чего?).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Увлечением восточными религиями, оккультизмом, сатанизмом (указать чем). Посещением сектантских, оккультных… собраний.

Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову (осуждается не само обливание, а учение Иванова, приводящее к поклонению ему и природе, а не Богу). Восточными единоборствами (поклонение духу зла, учителя, и оккультное учение о раскрытии «внутренних возможностей» приводит к общению с демонами, одержимости…).

Чтением и хранением запрещенной Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока, учения Блаватской и Рерихов, Лазарева «Диагностика кармы», Андреева «Роза мира», Аксенова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, Гарафины Маковий, Асауляк…

(Православная Церковь предупреждает, что сочинения этих и прочих оккультных авторов с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет. Человек через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу, а психические расстройства будут должным возмездием за гордость и самонадеянное заигрывание с бесами).

Понуждением (советом) и других к ним обращаться и этим заниматься.

Согрешил(а) :

  • воровством, святотатством (воровство церковного).
  • Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству).
  • Неуплатой долгов (заработной платы).
  • Жадностью, скупостью на милостыню и покупку духовных книг… (а на прихоти и развлечения трачусь не скупясь).
  • Корыстолюбием (пользование чужим, жизнь за чужой счет…). Желая обогащаться давал(а) деньги под проценты.
  • Торговлей водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно… (этим помогал(а) демону губить себя и людей соучастник их грехов). Общитывал(а), обвешивал(а), выдавал(а) плохой товар за хороший…

Согрешил(а) :

  • самолюбием, завистью, лестью, лукавством, неискренностью, лицемерием, человекоугодием, подозрительностью, злорадством.
  • Принуждением других к греху (солгать, украсть, подглядеть, подслушать, доносить, выпить спиртное…).

Желанием славы, уважения, благодарности, похвал, первенства… Деланием добра напоказ. Хвастовством и любованием собой. Красованием перед людьми (остроумием, внешностью, способностями, одеждой…).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их.
  • Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием.
  • Леностью к учебе.
  • Небрежным уходом за престарелыми родителями, родственниками… (оставлял(а) их без присмотра, пищи, денег, лекарства…, сдавал (а) в дом престарелых…).

Согрешил(а) :

  • гордостью, обидчивостью, злопамятством, вспыльчивостью, гневом, мстительностью, ненавистью, непримиримой враждой.
  • Наглостью и дерзостью (лез(ла) без очереди, толкался(ласъ).
  • Жестокостью к животным,
  • Оскорблял(а) домашних, был(а) причиной семейных скандалов.
  • Не несением совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом…
  • Занятием боевым искусством и спортом (профессиональный спорт повреждает здоровье и развивает в душе гордыню, тщеславие, чувство превосходства, презрение, жажду обогащения…), ради славы, денег, разбоя (рэкетирства).
  • Грубым обращением с ближними, причинением им вреда (какого?).
  • Рукоприкладством, избиванием, убийством.
  • Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия…
  • Нарушением правил дорожного движения, ездой в нетрезвом виде… (чем подвергал опасности жизнь людей).

Согрешил(а) :

  • небрежным отношением к работе (общественной должности).
  • Общественное положение (таланты…) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод.
  • Притеснением подчиненных. Даванием и принятием (вымогательством) взяток (что могло привести к вреду государственному и частным трагедиям).
  • Расхищал(а) государственную и коллективную собственность.
  • Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении обучения в школах безнравственным предметам, не христианских обычаев (разлагающих нравственность народа).
  • Не оказывал(а) помощь в распространении Православия и пресечению влияния сект, чародеев, экстрасенсов…
  • Прельщался(лась) их деньгами и сдавал(а) им помещения в аренду (чем способствовал(а) погибели душ людей).
  • Не защищал(а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей…

Леностью ко всякому доброму делу (не навещал(а) одиноких, больных, заключенных…).

В жизненных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам).

Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям… Своими грехами соблазнял (а) окружающих.

Оправдываю свои грехи житейскими нуждами, болезнью, слабостью, и что нас никто не научил вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим).

Совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) мавзолей, атеистические мероприятия…

Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что своими грехами оскорблял(а) Господа, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться.

Указать и другие грехи, какими согрешил (а).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Примечание! Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, что блуд мерзок, и о нем надо говорить аккуратно.

Апостол Павел говорит: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5,3). Однако, через телевидение, журналы, рекламу… он настолько вошел в жизнь даже самых юных так, что блудные грехи многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры