Миф и героический эпос разных народов. Эпические произведения народов евразии Иллюстрация к одному из эпосов народов мира

Главная / Бывшие

Это не репродукции, а фотографии картин, которые я делал в музеях. На некоторых я не смог победить блики, поэтому качество не очень. Оригиналы хорошего размера.

Иллюстрации к нартскому эпосу

Считается, что нартский эпос имеет древнеиранские корни (7-8 век до н.э.), через скифо-сарматские племена распространился на территории Кавказа, основное ядро создано адыгами, осетинами, вайнахами, абхазами, популярно и у других (наряду с общими чертами у каждого народа эпос имел и особенности), в 19-м веке впервые записан русскими (немного больше о генезисе эпоса в этой статье).

Осетинский художник Азанбек Джанаев (1919-1989) обращался к нартиаде несколько раз: в 1948 году, дипломная работа в Ленинградской академии художеств на графическом факультете, работы выполнены в стиле литографии, и в 1970-е, материалы - гуашь и картон.

Лично на меня его черно-белая графика производит большее впечатление, а в целом, на мой непрофессиональный взгляд, благодаря реалистичному стилю рисунка, Джанаеву удалось схватить и передать всю красоту эпоса и горских народов:)

1. Плач Дзерассы над телами Ахсара и Ахсартага (1948)
2. Ахсар и Ахсартаг (1977)

Родоначальником нартов был Уархаг, было у него два сына-близнеца Ахсар и Ахсартаг, женой которого стала дочь водного божества Дзерасса. Пока Ахсартаг и Дзерасса пировали, Ахсар дожидался их на берегу. Как-то вернулся он в свой шатер и увидел невестку, и приняла она его за Ахсартага. Тут вошел Ахсартаг и решил, что Ахсар совершил над ней насилие. "Если я виновен, пусть стрела моя насмерть поразит меня в то место, которым я коснулся невестки своей!", воскликнул Ахсар, и выпустил стрелу. Попала она в мизинец и тут же Ахсар умер. Понял Ахсартаг свою ошибку, выхватил меч и поразил себя в сердце. Пока Дзерасса оплакивала братьев, появился небожитель Уастырджи и предложил ей захоронить мужчин, в обмен она станет его женой. Дзерасса согласилась, но потом обманув Уастырджи, убежала к родителям на дно морское. "Подожди, я тебя найду, даже в стране мертвых", сказал Уастырджи.

Любопытно: имя Уархаг в переводе с древнеосетинского означает "волк", его сыновья - братья-близнецы, убившие друг друга (в других вариантах сказания братья друг друга не узнали), налицо сюжетное сходство с легендой о Ромуле и Реме, основателями Рима. Тема "воспитания волками" в эпосе встречается многократно.

3. Как Сатана женила на себе Урызмага (1978)

Родила Дзерасса братьев-близнецов Урызмага и Хамыца, и наказывала им "когда я умру, оберегайте мое тело три ночи, один недобрый человек поклялся найти меня и после смерти". Так и вышло, пока братья отлучились, в склеп проник Уастырджи, после обнаружили в нем новорожденную девочку, которую назвали Сатаной. Росла она не по дням, а по часам, повзрослев, решила выйти замуж за лучшего нарта, кем был Урызмаг. Чтобы расстроить его свадьбу с другой девушкой, Сатана обманом проникла к нему в спальню, приготовила хмельной напиток, надела свадебную одежду его невесты и притворилась словно это она и есть. Заколдовала потолок комнаты, чтобы на нем всегда были луна и звезды, и Урызмаг не встал с ложа пока сердце его настоящей невесты не разорвалось от отчаяния.

Образ Сатаны (у адыгов Сатаней) зародился в период матриархата, она выполняет роль мудрой советчицы нартов, наделенной волшебными чарами, однако не руководит ими прямо. В ингушском эпосе Сатане соответствует Села Сата, дочь бога грома и молнии Селы, рождённая смертной женщиной при тех же обстоятельствах. Села Сата вышла замуж за бога неба Хало: там, где она пронесла солому для брачной постели, образовался Млечный путь, там, где она пекла треугольный хлеб, образовался летне-осенний треугольник (звезды Вега, Денеб и Альтаир).

4. Нарт Сырдон (1976)

Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый пройдоха, который делал козни нартам. Когда обиженный Хамыцом Сырдон украл у него корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр (арфу), подарил его нартам и был принят в их общество.

У вайнахов Сырдону соответствует Боткий Ширтка. Нарты бросили в котел его маленького сына, он в отместку их заманил в ловушку к чудовищам гарбашам. Но об этом следующая картина ("поход нартов").

5. Поход нартов (1977)

Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов. Великаны заманили их на скамейку, которая была покрыта волшебным клеем, что нарты не смогли встать, и готовились их съесть. Лишь последний вошедший нарт Сырдон смог всех спасти, натравив глупых уаигов друг на друга. Но взаимные козни нартов и Сырдона на этом не прекратились.

В вайнахском варианте при виде неминуемой гибели нарты взмолились о пощаде, Боткий Ширтка простил им смерть сына, сделав так, что гарбаши передрались между собой, а нарты спокойно ушли. С тех пор между ними не было вражды.

Любопытно: согласно осетинскому эпосу уаиги это одноглазые великаны, однако Джанаев с присущим ему реализмом изображает их недалекими обезьяноподобными питекантропами. Аналогично он поступает и в других сюжетах, например, трехногий конь Уастырджи имеет в наличии все четыре ноги.

6. Сослан в походе (1976)

Сослан (Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов) – центральный герой эпоса и один из самых любимых. Появившийся из камня, оплодотворенного пастухом при виде обнаженной Сатаны, закаленный в волчьем молоке (кроме коленей, которые не влезли в ладью из-за хитреца Сырдона), стал почти неуязвимым героем-богатырем. В нарт-орстхойском эпосе ингушей Сеска Солса приобрел отрицательные черты (например, он угнал скот у местного героя богатыря-труженика Колоя Канта, но более сильный Колой восстановил справедливость).

7. Сослан и Тотрадз (1972)

Тотрадз - сын кровного врага Сослана, последний мужчина в истребляемом им роде. В юном возрасте поднял Сослана на копье, но согласившись того не позорить, отсрочил поединок. В следующий раз Сослан справился с ним по совету Сатаны: надел на своего коня шубу из волчьих шкур и 100 звенящих колокольчиков, тем самым испугал коня Тотрадза, Тотрадз развернулся и Сослан коварно убив его ударом в спину.

У адыгов Тотреш считается отрицательным героем и действия Сосруко, который не внял просьбе Тотреша перенести поединок после падения с коня, идеализируются.

8. Саууай (1978)

Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они были врагами. Как-то Саууай пошел в поход вместе Урызмагом, Хамыцом, Сосланом и задумали они, чтобы стальнокопытый конь Сослана погубил Саууая, ускакал ночью за край земли, побывал в подземном мире и на небесах, а охранявший лагерь Саууай не смог его найти и навлек на себя позор у нартов. Но Саууай не только его нашел, но и привел Урызмагу огромный табун коней с дальней страны, чем заслужил к себе доверие и уважение.

9. Сослан в стране мертвых (1948)

Решил Сослан взять в жены дочь Солнца Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали трудного выкупа, листья с целебного дерева, растущего в Стране мертвых. Cилой Сослан открыл ворота в нее и тут же был окружен мертвецами, которые были им убиты при жизни. Но пока Сослан живой, враги ничего не могли с ним сделать. Сослан добыл листья, вернулся, и сыграл свадьбу.

По ингушским преданиям, Сеска Солса пришел в царство мертвых чтобы узнать, кто сильнее, он или местный герой Бятар. Это одно из моих любимых сказаний, поэтому процитирую его кусочек:

Глубоко задумался Владыка царства мертвых и задал им такую притчу-загадку:
- Жили в прежние времена два человека. Все знали их как верных и преданных друзей. Один из них полюбил девушку и девушка согласилась стать его женой. Второй тоже полюбил эту девушку, не зная, что ее любит его друг, и послал к ее родителям сватов. Родители дали согласие. Первый из друзей не знал об этом. Когда он захотел ласково поговорить с девушкой, она сообщила ему, что ее без ее согласия просватали другому, и что она, в любое назначенное возлюбленным время, готова бежать с ним. Возвращаясь домой после разговора с девушкой, в необитаемой степи он встретил голодного и мучимого жаждой безоружного кровника, убийцу своего отца. Теперь скажите, как бы вы поступили, если бы любимая вами девушка была отдана другому и все-таки осталась верной вам? Что бы вы сделали со встретившимся своим кровником? Скажите, как бы вы поступили на месте этого человека?
Сеска Солса и Бятар задумались на некоторое время. Затем Сеска Солса сказал:
– Если спросишь меня, то я на месте этого человека похитил бы девушку, потому что полюбил ее раньше другого. А с кровником поступил бы так, как он этого заслуживает. Каким бы он ни был – все-таки он мой кровник! Но не окажись у него пороха-оружия, я одолжил бы ему свое.
Бятар сказал:
– Дружба нужна не за обильным столом, не за красивой речью. В горе-беде или при другом деле требуется большая дружба. Девушку следовало уступить другу, всячески его восхвалив. Конечно, говорить об этом легко, но выполнить гораздо труднее. И тем не менее, считаю, что именно так должен был поступить настоящий друг. Отпустить кровного врага, позорно, но в такую тяжкую минуту, в какой оказался он, я бы приветил его хлебом-солью. Убить слабого человека – небольшое мужество.
Выслушав оба ответа, Владыка царства мертвых сказал:
– Ты не огорчайся, Сеска Солса. Если судить о мужестве так, как ты это понимаешь, то мужественнее тебя не найти. По вашим ответам я нашел, что Бятар понимает мужество правильнее. Не из одной храбрости оно состоит; мужество вбирает в себя многое. Для того, чтобы не задумываясь, броситься в Терек, не нужно особой храбрости. Мужество определяется не этим, а умом.



10. Сослан и Балсагово Колесо (1948)
11. Сослан и колесо Балсага (1976)

Сослан оскорбил дочь Балсага, отказавшись взять её в жены, и послал Балсаг свое огненное колесо убить нарта. Всё сжигало оно на свое пути, но не смогло остановить Сослана. Тогда подученное Сырдоном оно проезжает по незакаленным коленям Сослана, и тот погибает. Единственный, кто смог уничтожить колесо Балсага, оказался Батрадз (о нём следующий цикл картин).

12. Батрадз (1948)

Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим телом сокрушал врагов и любые твердыни. Его было нельзя умертвить никаким оружием, он погиб лишь в борьбе с небожителями от насланной нестерпимой жары.

13. Батрадз в борьбе (1948)
14. Батрадз и Тыхыфырт (1978)

Великан Тыхыфырт прислал к нартам за данью девушками, но вместо этого Батрадз вызвал его на бой, в котором друг друга борцы одолеть не смогли. Тогда Тыхыфырт заманил Батрадза в глубокую яму и хотел его закидать валунами, но Батрадз по ним выбрался на землю и убил Тыхыфырта.

16. Свадьба Ацамаза и Агунды (1976)

Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого таяли ледники, рассыпались горы, из укрытий выходили животные и расцветали цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда, но своей просьбой подарить свирель обидела Ацамаза, и тот ее разбил. Об этом узнали небожители и выступили в роли сватов, на свадьбе Агунда возвратила Ацамазу его свирель, склеенную из подобранных обломков.

17. Три нарта (1948)

Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] Эсалнек Асия Яновна

Героический эпос

Героический эпос

В этом параграфе говорится о разных формах героического эпоса .

Исторически первым типом повествовательных жанров был героический эпос, который сам по себе неоднороден» ибо включает произведения, сходные по проблемной ориентации, но разные по возрасту и типу персонажей. Наиболее ранней формой героического эпоса можно считать мифологический эпос, главным героем которого оказывается так называемый первопредок, культурный герой, выполняющий функции устроителя мира: он добывает огонь, изобретает ремесла, защищает род от демонических сил, борется с чудовищами, устанавливает обряды и обычаи. Ближе всего к подобному типу героев персонаж греческой мифологии Прометей.

Другой вариант героического эпоса отличается тем, что герой сочетает в себе черты культурного героя-первопредка и храброго воина, рыцаря, богатыря, воюющего за территорию и независимость племени, народа или государства. К числу таких героев относят, например, персонажей карело-финского эпоса, известного под названием «Калевала», или киргизского эпоса, именуемого «Манасом».

К наиболее зрелым формам героического эпоса принадлежат греческая «Илиада», испанская «Песнь о Сиде», французская «Песнь о Роланде», сербские юнацкие песни, русские былины. Они изображают героев в борьбе за общенародные интересы, большей частью в сражениях с иноземными завоевателями. Конечно, такие герои предельно идеализированы и представляют не реальных исторических лиц, а ушедший в прошлое утопический мир, в котором как бы сливались настроения певца и его слушателей, а все повествование получало эмоционально-возвышенную окраску.

Произведения героического эпоса в разных его вариациях встречаются практически у всех народов на ранних этапах развития словесного творчества, но хронологически в разное время. Так, «Илиада» Гомера датируется VIII веком до нашей эры, русские былины – XI–XV веками христианской эпохи. При этом у разных народов такие произведения имеют разные названия: былины, думы, эпопеи, песни о деяниях, саги, руны, олонхо и т. д.

Из сказанного следует, что об шее типологическое качество, дающее основание причислять произведения к жанру героического эпоса, заключается, во-первых, в подчеркивании силы, отваги, смелости героя, во-вторых, в акцентировании цели и смысла его действий, их направленности на общее благо, будь то устроение мира или борьба с врагами. Такие устремления немецкий философ начала XIX века Г.В.Ф. Гегель назвал субстанциональными, то есть общезначимыми, а тот период, когда стали появляться подобного типа герои и воспевающие их произведения, «героическим состоянием мира». Объективные предпосылки для возникновения жанров героического типа могли сложиться и позже, особенно в связи с осмыслением национально-освободительных войн, в частности борьбы с фашизмом в 40-е годы XX века. Отражение этих процессов легко найти в произведениях разных писателей, посвященных Второй мировой войне.

Из книги Мир короля Артура автора Сапковский Анджей

А. АНГЛО-НОРМАННСКИЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЭПОС (1137 -1205)Артуровская легенда в издании Джефри Монмаутского неожиданно приобрела политическое звучание. Повесть о «могучем короле Англии, Уэльса, Ирландии, Нормандии и Бретани», о короле, который «завоевал Галлию, Аквитанию, Рим и

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

Из книги Поэтика мифа автора Мелетинский Елеазар Моисеевич

ЭПОС САГА О ХРОАЛЬДЕ КОЖАНОМ РЕМНЕ(Исландская сага)На этом заканчивается рассказ о Хроальде и людях из Моржовой Бухты.СТРАНСТВИЯ МАК-ЛОТА(Ирландская сага)А люди Мак-Лота, которым не терпелось вернуться на Блаженный Остров, в ту же ночь вернулись на корабль и подняли

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

Североамериканский эпос Создатель «округа Йокнапатофа» (У. Фолкнер) В литературном сознании США еще в конце XIX в. возникла идея создания «великого американского романа», отразившего бы феномен американской жизни, особенности американского «универсума». Эта идея

Из книги Сочинения русского периода. Проза. Литературная критика. Том 3 автора Гомолицкий Лев Николаевич

§ 3. Эпос В эпическом роде литературы (др. - гр. epos - слово, речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это - цепь словесных сообщений

Из книги Canto XXXVI автора Паунд Эзра

Героический пафос 1 По дороге к друзьям на именины от знакомых, где он только что шутил и смеялся, юноша на станции метро ожидал поезда. Сторонясь от толпы, как это и естественно для человека, которому спешить особенно некуда, прохаживался по самому краю площадки, в мягкой

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Илья Кукулин Подрывной эпос: Эзра Паунд и Михаил Еремин ЭЗРА ПАУНД - один из значительных поэтов XX века. Однако радикальная поэтика Паунда, с одной стороны, и его длившееся несколько лет сотрудничество с режимом Муссолини, с другой, максимально затрудняют возможность

Из книги Немецкоязычная литература: учебное пособие автора Глазкова Татьяна Юрьевна

Романный эпос В этом параграфе читатель узнает, что стало предпосылкой развития романных жанров, познакомится с основными типами романа в европейской литературе и получит представление о романной структуре, какой она сложилась в XIX веке.Начиная с XI–XII веков в

Из книги История русской литературной критики [Советская и постсоветская эпохи] автора Липовецкий Марк Наумович

Героический эпос эпохи зрелого Средневековья Окончательно сложившаяся в эпоху расцвета Средневековья «Песнь о Нибелунгах» была записана неизвестным автором в начале XIII в. на средневерхненемецком языке. До нас она дошла в нескольких рукописях. Песнь состоит из двух

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

5. Жанровая теория Бахтина: Эпос и роман от 1920-х к 1930-м годам Тексты Бахтина о романе, написанные им в 1930-х - самом начале 1940-х годов, представляют сложности двух типов. Первая - текстологическая. Все материалы (за исключением книги о Рабле: она остается важным источником

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

Песнь о Роланде Французский эпос. Перевод Ф. де ла Барта «Песнь о Роланде» – одно из древнейших произведений французского героического эпоса. Поскольку события в этой эпопее основаны на легендах, а не на реальных фактах, я сначала расскажу тебе о том, что произошло на

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Героический характер в литературе Способность человека совершить подвиг, преодолеть препятствия, кажущиеся непреодолимыми, всегда привлекала людей. Самые первые литературные персонажи были героями – Гильгамеш, Ахилл, Роланд, Илья Муромец… Именно герой способен

Из книги автора

Цветаева М. И Эпос и лирика современной России Владимир Маяковский и Борис Пастернак Если я, говоря о современной поэзии России, ставлю эти два имени рядом, то потому, что они рядом стоят. Можно, говоря о современной поэзии России, назвать одно из них, каждое из них без

Тема: «Героический эпос народов мира» (урок 1/2)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Что означает термин «многообразие культур»? В чем проявляется многообразие культур? Расскажите о чайной церемонии. Что такое икебана? Что означают ее составные части? Каково значение японских садов? Назовите их виды.

Эпос (от греч. - «слово, повество­вание») – один из трёх родов литературы, повествующий о различных событиях, происшедших в прошлом.
В истории мировой культуры особое место принадлежит героическому эпосу, художественно отразившему представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные кар­тины народной жизни.
Н.К.Рерих. Иллюстрация к монгольскому героическому эпосу «Бум-Эрдени» 1947г.

Героический эпос народов мира являет­ся единственным свидетелем отдалённой эпохи.

Героический Эпос
сказания
об исторических событиях
о подвигах легендарных героев
Героический эпос народов мира от­ражает глубины народной памяти. Знакомясь с художе­ственными традициями народов мира, мы обращаемся именно к героическому эпосу, к седой древности.
Геракл
Александр Невский
Илья Муромец

«Первые победы над природой вызвали в нём (в народе. - Г. Д.) ощущение своей устойчивости, гордости собою, желание новых побед и побудили к созданию героического эпоса». A.M. Горький
Героический эпос восходит к древнейшим мифам и отражает мифи­ческие представления человека о природе и окружающем мире.
A.M.Горький (1868-1936)

Сформировался эпос в устной форме, передавался из уст в уста, от одного поколения сказителей к другому. Потом он обрастал новы­ми сюжетами и образами. Позднее он был закреплён и в книжной форме и дошёл до нас в виде обширных произведений.
Гусляры
Летописец Нестор (cер. XI в. – нач. XII в.)

Героический эпос - результат коллективного народного творче­ства, нам неизвестны имена его создателей. Но есть произведения, которые создали отдельные сказители или певцы. Знаменитые «Илиада» и «Одиссея», как известно, были написаны единственным авто­ром - Гомером.
Обложки аудиокниг «Илиада» и «Одиссея»
Гомер (VIII в. до н.э.)

В рассказе «Кемейский певец» очень точно воссоздана картина создания эпо­са в разговоре греческого юноши Мегеса и древнего старца-сказителя
Французский писатель А. Франс (1844-1924)

Памятники героического эпоса народов мира
К выдающимся памят­никам героического эпоса относится шумерский эпос «Сказание о Гильгамеше» (ок. 1800г. до н.э.). Одно из самых поэтичных произ­ведений рассказывает об отважном народном герое Гильгамеше, ко­торый отправился на поиски мудрости, счастья и бессмертия.
Статуя Гильгамеша со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. 8 в. до н.э.
Гильгамеш и Энкиду

Интересен индийский народный эпос «Махабхарата», соз­данный к середине I тысячелетия нашей эры на санскрите - древнейшем индийском литературном языке. Он сложился на основе сказаний и легенд и повествует о битве двух родов и их союзников за господство в царстве, расположенном в верхнем течении реки Ганг.
«Махабхарата» - книжные иллюстрации

В средние века у многих народов Западной Европы сложился герои­ческий эпос, отразивший рыцарские идеалы доблести и чести.

К наиболее значимым следует отнести
«Беовульф» в Англии
«Песнь о нибелунгах» в Германии
«Старшая Эдда» в Исландии
Карело-финский эпос «Кале­вала»
«Песнь о Роланде» во Франции
«Песнь о моём Сиде» в Испании

Народно-героический французский эпос "Песнь о Роланде".
Роланд получает меч Дюрандаль из рук Карла Великого
Гибель Роланда.

Закрепление материала. Что обозначает слово «эпос»? Что такое героический эпос? Как же возник и сложился героический эпос народов мира? Как называли людей, которые «сказывали»? Назовите памятники героического эпоса народов мира. О ком нам рассказывает шумерский эпос «Сказание о Гильгамеше»?

Литература. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год. http://briefly.ru/_/pesn_o_rolande/ Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%81_%D0%BE_%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B5 Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8C_%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5

Эпические произведения народов Евразии

Эпические произведения древности

МЕЖДУРЕЧЬЕ

«Эпос о Гильгамеше»

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
«Илиада»

« Одиссея»

« Илиада» - древнейший памятник древнегреческой литературы. В «Илиаде» описаны события Троянской войны. В ней, согласно Гомеру, приняли участие самые выдающиеся герои Греции - Ахилл, Аякс, Одиссей, Гектор и др., которым помогали бессмертные боги – Афина, Аполлон, Арес, Афродита, Посейдон.

Ахилл-копьеносец. Рисунок на краснофигурной вазе.

Середина V века до н.э.

Из собрания Музеев Ватикана.

ДРЕВНИЙ РИМ

«Энеида »

ИНДИЯ

«Рамаяна »

Древнеиндийский эпос, повествующий о великом герое Раме и его борьбе со злым демоном царем Раваной.

«Битва Рамы и Ханумана с Раваной».

Индия. 1820 г.

Из собрания Британского музея.

Эпические произведения Средневековья

ФРАНЦИЯ

« Песнь о Роланде »

«Песнь о походе против Альбигойцев »

Роланд – французский маркграф, герой одного из самых известных произведений мировой литературы, поэмы старофранцузского героического цикла, посвященного королю Карлу Великому.

«Роланд приносит обет верности

Карлу Великому». Средневековый манускрипт.

Франция. Около 1400 г.


ИСПАНИЯ

«Поэма о моем Сиде »

Памятник испанской литературы, героический эпос, созданный на рубеже 12-13 вв. Главный герой поэмы - доблестный Сид, борец против мавров , защитник своего народа. Главная цель жизни Сида - освобождение родной земли. Историческим прототипом Сида послужил кастильский военачальник, дворянин.

Знамя Баэза. Испания, XIII в.

Знамя, принесшее победу испанскому оружию, почитается как реликвия.

Вышивка изображает раннего испанского святого - вестготского епископа Исидора Севильского, более прославившегося ученостью, чем военной доблестью.


ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Былины

«Слово о полку Игореве»

Былины – русские народные эпические песни о подвигах богатырей.

Кадр из полнометражного

мультфильма студии « Мельница»

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»


АНГЛИЯ

«Беовульф »

«Похищение быка из Куалнге»

«Беовульф» - эпическая поэма англосаксов. Ее действие происходит в Скандинавии еще до переселения англов в Британию. Поэма рассказывает о победе военачальника Беовульфа над чудовищем Гренделем и опустошавшим страну драконом.

«Поединок Беовульфа с драконом».

Иллюстрация к книге Х.-Э. Маршалла

«Истории о Беовульфе».

Нью-Йорк, 1908 г.

ГЕРМАНИЯ

«Песнь о Нибелунгах »

«Кудруна »

«Песнь о нибелунгах» - созданная неизвестным автором в конце 12 – начале 13 века средневековая германская эпическая поэма. Сказание о Нибелунгах, составляющее сюжет поэмы, сложилось в эпоху переселения народов. Основой для сказания стала древнегерманская героическая сага (миф) о Зигфриде - победители дракона и освободителе вещей девы Брунгильды, его борьбе со злом и трагической гибели, а также историческая сага о гибели бургундского королевского дома в 437 г. в битве с гуннами Аттилы.

«Борьба Зигфрида с драконом».

Резьба по дереву на портале норвежской церкви. Конец XII в.

СКАНДИНАВИЯ

«Старшая Эдда »

«Калевала »

Калевала – название страны, в которой живут и действуют герои карело-финского народного эпоса.

«День народного эпоса Калевалы»- национальный праздник, отмечается 28 февраля. В этот день в Финляндии и Карелии каждый годпроходит «Калевальский карнавал».

Галлен-Каллела А. «Вяйнямёйнен обороняет Сампо от ведьмы Лоухи». 1896 г.

Из собрания Художественного музея г. Турку.

ЛАТВИЯ

«Лачплесис»

ЭСТОНИЯ

«Калевипоэг»

АРМЕНИЯ

«Давид Сасунский»

Средневековый эпос (8-10 века), рассказывающий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, сей час – на территории Турции) против арабских захватчиков. Впервые эпос был записан в1873 г.известным исследователем Гарегином Срвантдзтянцемиз уст простого армянского крестьянина по имени Крпо.

Кочар Е.С. Памятник Давиду Сасунскому в Ереване. 1959 г.


АЗЕРБАЙДЖАН

«Кёр-оглы»

КИРГИЗИЯ

«Манас»

Герой эпоса – богатырь, объединивший киргизов. Эпос «Манас» внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный эпос в мире.

Садыков Т. Монумент герою эпоса «Манас» в Бишкеке. 1981 г.

Эпос народов России

БАШКИРЫ

«Гэсэриада»

НАРОДЫ АЛТАЯ

«Урал-батыр»

НАРОДЫ КАВКАЗА

Нартский эпос

Основу эпоса составляют сказания о подвигах богатырей («нартов»). Варианты Нартского эпоса встречаются у абхазов, адыгов, балкарцев ингушей, карачаевцев, осетин, чеченцев и других народов Кавказа.

Туганов М.С. (1881-1952).

Иллюстрация к нартскому эпосу.

«Волшебная свирель Ацамаза».


ТАТАРЫ

«Идигей»

«Алпамыш»

Эпос «Идигей» основан на реальных исторических событиях, происходивших во время распада Золотой Орды. Его герои – реальные исторические персонажи, например, темник Золотой Орды Едигей, ставшим основателем династии, правившей Ногайской Ордой. Его прямыми потомками по мужской линии были князья Юсуповы и Урусовы.

Фамильный герб рода Юсуповых. Во второй части

герба в золотом поле татарин держит в правой руке молоток.

1 Понятие о героическом эпосе. «Эпос» -(от греч.) слово, повествование, одно из трех родов литературы, повествующих о различных событиях прошлого. Героический эпос народов мира является порой важнейшим и единственным свидетельством прошлых эпох. Он восходит к древнейшим мифам и отражает представления человека о природе и мире. Первоначально он сформировался в устной форме, потом, обрастая новыми сюжетами и образами, закрепился в письменной форме. Героический эпос – это результат коллективного народного творчества. Но это вовсе не умаляет роли отдельных сказителей. Знаменитые «Иллиада» и «Одиссея» , как известно, были записаны единственным автором – Гомером.

«Сказание о Гильгамеше» шумерский эпос 1800 г. до н. э. «Эпос о Гильгамеше» изложен на 12 глиняных табличках. По мере развития сюжета эпоса образ Гильгамеша меняется. Сказочный герой-богатырь, похваляющийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую краткость жизни. Могучий дух Гильгамеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие может принести ему вечная слава его имени.

Краткое содержание I таблица рассказывает о царе Урука Гильгамеше, безудержная удаль которого причиняла много горя обитателям города. Решив создать ему достойного соперника и друга, боги слепили из глины Энкиду и поселили его среди диких зверей. II таблица посвящена единоборству героев и их решению употребить во благо свои силы, нарубив в горах драгоценный кедр. Их сборам в дорогу, путешествию и победе над Хумбабой посвящены III, IV и V таблицы. VI таблица близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш отвергает любовь Инанны и укоряет ее за вероломство. Оскорбленная Инанна просит богов создать чудовищного быка, чтобы уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду убивают быка; не в силах отомстить Гильгамешу, Инанна переносит свой гнев на Энкиду, который слабеет и умирает. Рассказ о его прощании с жизнью (VII таблица) и плач Гильгамеша по Энкиду (VIII таблица) становятся переломным моментом эпического сказания. Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия. Его странствия описаны в IX и X таблицах. Гильгамеш скитается в пустыне и достигает гор Машу, где людискорпионы стерегут проход, через который восходит и заходит солнце. «Хозяйка богов» Сидури помогает Гильгамешу найти корабельщика Уршанаби, переправившего через гибельные для человека «воды смерти» . На противоположном берегу моря Гильгамеш встречает Утнапиштима и его жену, которым в незапамятные времена боги подарили вечную жизнь. XI таблица содержит знаменитый рассказ о Потопе и строительстве ковчега, на котором Утнапиштим спас от истребления человеческий род. Утнапиштим доказывает Гильгамешу, что его поиски бессмертия тщетны, поскольку человек не в силах победить даже подобие смерти - сон. На прощание он открывает герою секрет растущей на дне моря «травы бессмертия» . Гильгамеш добывает траву и решает принести ее в Урук, чтобы дать бессмертие всем людям. На обратном пути герой засыпает у источника; поднявшаяся из его глубин змея съедает траву, сбрасывает кожу и как бы получает вторую жизнь. Известный нам текст XI таблицы заканчивается описанием того, как Гильгамеш показывает Уршанаби воздвигнутые им стены Урука, надеясь, что его деяния сохранятся в памяти потомков.

Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. 8 век до. НЭ ГИЛЬГАМЕ Ш (шумер. Бильгамес - возможна интерпретация этого имени как «предокгерой»), полулегендарный правитель Урука, герой эпической традиции Шумера и Аккада. Эпические тексты считают Гильгамеша сыном героя Лугальбанды и богини Нинсун, относят правление Гильгамеша к эпохе I династии Урука (к. 27– 26 вв. до н. э.). Гильгамеш является пятым царем этой династии. Гильгамешу также приписывается божественное происхождение: «Бильгамес, чей отец был демон-лила, эн (т. е. «верховный жрец») Кулабы» . Продолжительность правления Гильгамеша определяют в 126 лет. Шумерская традиция помещает Гильгамеша как бы на грани легендарного героического времени и более близкого исторического прошлого.

«Махабхарата» индийский эпос 5 века. н. э. «Великое сказание о потомках Бхараты» или «Сказание о великой битве бхаратов» . Махабхарата – героическая поэма, состоящая из 18 книг, или парв. В виде приложения она имеет еще 19 -ю книгу – Хариваншу, т. е. «Родословную Хари» . В нынешней своей редакции Махабхарата содержит свыше ста тысяч шлок, или двустиший, и по объему в восемь раз превосходит «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, взятых вместе. Индийская литературная традиция считает Махабхарату единым произведением, а авторство ее приписывает легендарному мудрецу Кришне-Двайпаяне Вьясе.

Краткое содержание Основное сказание эпопеи посвящено истории непримиримой вражды между кауравами и пандавами – сыновьями двух братьев Дхритараштры и Панду. В эту вражду и вызванную ею борьбу, согласно сказанию, постепенно вовлекаются многочисленные народы и племена Индии, северной и южной. Она оканчивается страшной, кровопролитной битвой, в которой гибнут почти все участники обеих сторон. Одержавшие победу столь дорогою ценой объединяют страну под своей властью. Таким образом, главной идеей основного сказания является единство Индии.

Средневековый европейский эпос «Песнь о Нибелунгах» - средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце 12 - начале 13 века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. Содержание её сводится к 39 частям (песням), которые называются «авентюрами» .

В песне рассказывается о женитьбе драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде, его смерти из-за конфликта Кримхильды с Брунгильдой, женой её брата - Гунтера, а затем о мести Кримхильды за смерть мужа. Есть основания полагать, что сочинена эпопея около 1200 г. , что место её возникновения следует искать на Дунае, в районе между Пассау и Веной. В науке высказывались различные предположения относительно личности автора. Одни учёные считали его шпильманом, бродячим певцом, другие склонялись к мысли, что он – духовное лицо (может быть, на службе епископа Пассауского), третьи – что он был образованным рыцарем невысокого рода. В «Песни о нибелунгах» объединены два поначалу самостоятельных сюжета: сказание о смерти Зигфрида и сказание о конце бургундского дома. Они образуют как бы две части эпопеи. Обе эти части не вполне согласованы, и между ними можно заметить известные противоречия. Так, в первой части бургунды получают в целом негативную оценку и выглядят довольно мрачно в сравнении с умерщвляемым ими светлым героем Зигфридом, услугами и помощью которого они столь широко пользовались, тогда как во второй части они фигурируют в качестве доблестных витязей, мужественно встречающих свою трагическую судьбу. Имя «нибелунги» в первой и во второй частях эпопеи употребляется различно: в первой- это сказочные существа, северные хранители клада и богатыри на службе Зигфрида, во второй – бургунды.

Ссора королей Состязания при дворе Брунгильды Эпопея отражает прежде всего рыцарское мировоззрение эпохи Штауфенов (Штауфены (или Гогенштауфены) – императорская династия, правившая Германией и Италией в XII – первой половине XIII в. Штауфены, в особенности Фридрих I Барбаросса (1152– 1190), пытались осуществить широкую внешнюю экспансию, которая в конечном итоге ускорила ослабление центральной власти и способствовала усилению князей. Вместе с тем эпоха Штауфенов характеризовалась значительным, но недолгим культурным подъёмом.).

Калевала Калевала – карело – финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу легли карельские народные эпические песни. Обработка «Калевалы» принадлежит Элиасу Лённроту (1802- 1884), который связал отдельные народные эпические песни, произведя определённый отбор вариантов этих песен и сгладив некоторые неровности. Название «Калевала» , данное поэме Лённротом, - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс lla означает место жительства, так что Kalevalla - это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сынами. В Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни.

Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя финнов, Вяйнямёйнена, который устраивает землю и сеет ячмень. Далее рассказывается о разных приключениях героя, встречающего, между прочим, прекрасную деву Севера: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из осколков её веретена. Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера, Похьёлу, где тот, согласно обещанию, данному Вяйнямёйненом, сковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье - мельницу Сампо(руны I- XI). Следующие руны (XI-XV) содержат эпизод о похождениях героя Лемминкяйнена, воинственного чародея и соблазнителя женщин. Далее рассказ возвращается к Вяйнямёйнену; описывается нисхождение его в преисподнюю, пребывание в утробе великана Виипунена, добытие им от последнего трёх слов, необходимых для создания чудесной лодки, отплытие героя в Похьёлу с целью получить руку северной девы; однако последняя предпочла ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, причём подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены и мужа (XVI-XXV).

Дальнейшие руны (XXVI-XXXI) снова заняты похождениями Лемминкяйнена в Похьёле. Эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего по неведению родную сестру, вследствие чего оба, брат и сестра, кончают жизнь самоубийством (руны XXXI-XXXVI), принадлежит по глубине чувства, достигающего иногда истинного пафоса, к лучшим частям всей поэмы. Дальнейшие руны содержат пространный рассказ об общем предприятии трёх финских героев - добывании сокровища Сампо из Похьёлы, об изготовлении Вяйнямёйненом кантеле, игрою на которой он очаровывает всю природу и усыпляет население Похьёлы, об увозе Сампо героями, о преследовании их колдуньей-хозяйкой Севера, о падении Сампо в море, о благодеяниях, оказанных Вяйнямёйненом родной стране посредством осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудищами, насланными хозяйкой Похьёлы на Калевалу, о дивной игре героя на новой кантеле, созданной им, когда первая упала в море, и о возвращении им солнца и луны, скрытых хозяйкой Похьёлы (XXXVI-XLIX). Последняя руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении чудесного ребёнка девой Марьяттой (рождение Спасителя). Вяйнямёйнен дает совет его убить, так как ему суждено превзойти могуществом финского героя, но двухнедельный младенец осыпает Вяйнямёйнена упрёками в несправедливости, и пристыженный герой, спев в последний раз дивную песнь, уезжает навеки в челноке из Финляндии, уступая место младенцу Марьятты, признанному властителю Карелии.

У других народов мира сложились свои героические эпосы: в Англии - «Беовульф» , в Испании – «Песня о моем Сиде» , в Исландии – «Старшая Эдда» , во Франции – «Песнь о Роланде» , в Якутии- «Олонхо» , на Кавказе – «нартский эпос» , в Киргизии – «Манас» , в России – «былинный эпос» и др. Несмотря на то, что героический эпос народов слагался в разной исторической обстановке, он имеет много общих черт и сходных признаков. Прежде всего это касается повторяемости тем и сюжетов, а также общности характеристик главных героев. Например: 1. Эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира, как боги создают гармонию мира из первоначального хаоса. 2. Сюжет чудесного рождения героя и его первых юношеских подвигов. 3. Сюжет сватовства героя и его испытаний перед свадьбой. 4. Описание битвы, в которой герой показывает чудеса отваги, находчивости и мужества. 5. Прославление верности в дружбе, великодушия и чести. 6. Герои не только защищают Родину, но и высоко ценят собственную свободу и независимость.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры