Мюзикл моя прекрасная леди. Мюзикл Лоу «Моя прекрасная леди Моя прекрасная леди в театре

Главная / Бывшие

«Впервые вижу честного продюсера!» – воскликнул Бернард Шоу, когда Габриэль Паскаль в ответ на вопрос, сколько у него денег, извлек из карманов немного мелочи. Паскаль попросил у знаменитого драматурга позволения поставить мюзикл по его пьесе. Если бы Шоу не был покорен честностью Паскаля, вероятно, мир не увидел бы великолепного мюзикла «Моя прекрасная леди».

Эта история идеально соответствует духу той пьесы, на которую обратил внимание Паскаль – «Пигмалион»: действительно ли все в мире решают деньги, что произойдет, если поддержать человека, у которого денег нет? Эти вечные вопросы драматург облекает в форму сюжета, перекликающегося с античным мифом, изложенным в «Метаморфозах» Овидия Назона: скульптор Пигмалион влюбился в созданную им статую прекрасной женщины, и богиня любви Афродита, снизойдя к его мольбе, вдохнула в нее жизнь… В пьесе Шоу все выглядит далеко не так возвышенно – ведь действие происходит не в незапамятные времена, а в викторианской Англии. Бедная девушка Элиза Дулиттл – некрасивая, одетая в почерневшую соломенную шляпку и «порыжелое пальто», с волосами «мышиного цвета» – торгует цветами на улице, но доход, приносимый этим занятием, не позволяет выбраться из нищеты. Она могла бы улучшить свое положение, устроившись на работу в цветочный магазин, но ее туда не берут из-за неправильного произношения. Чтобы исправить этот недостаток, она обращается к профессору Хиггинсу – знаменитому специалисту по фонетике. Тот не склонен принимать в ученики нищую девицу, но коллега Пикеринг, испытывая сочувствие к Элизе, предлагает Хиггинсу пари: пусть профессор докажет, что он действительно высококлассный специалист, и если полгода спустя он на светском приеме сможет выдать девушку за герцогиню – пусть считает себя выигравшим! «Эксперимент» оказывается нелегким и для учителя, и для ученицы, страдающей от бесцеремонности и деспотизма Хиггинса, но их усилия увенчиваются успехом: в Элизу влюбляется молодой аристократ Фредди Айнсфорт Хилл, а на балу, куда приводит ее профессор, представители высшего общества без колебаний принимают ее за свою. Но девушка не просто похорошела уходу за собой, усвоила хорошие манеры и правильное произношение – у нее появилось чувство собственного достоинства, она страдает от пренебрежительного отношения Хиггинса, который не может понять трагичности ситуации: она уже не желает возвращаться к прежней жизни и не имеет денег, чтобы начать новую. Оскорбленная непониманием профессора, она покидает его дом. Но обучение Элизы преобразило не только саму девушку, но и Хиггинса: старый холостяк обнаруживает, что «привык» к Элизе, что ему не хватает ее. Прослушивая запись ее голоса на фонографе, он вдруг слышит настоящий голос вернувшейся Элизы.

Вот такой сюжет продюсер Габриэль Паскаль решил воплотить в мюзикле. Для создания музыки он обращался к двум известным бродвейским авторам – композитору Ричарду Роджерсу и либреттисту Оскару Хаммерстайну, но от обоих получил отказ (ведь, как уже говорилось, денег у него было мало), зато согласились молодые авторы – композитор Фредерик Лоу и либреттист Алан Джей Лернер. При переработке в либретто сюжет пьесы Шоу подвергся некоторым изменениям. Не было принято во внимание послесловие, в котором сообщалось о дальнейшей судьбе Элизы (брак с Фредди, открытие собственного магазина) – это было в духе Шоу, скептически относившегося к романтической любви, но бродвейская публика не приняла бы подобного финала. Кроме того, жизнь противоположных «полюсов» общества – обитателей бедного квартала и аристократов – была показана более подробно, чем у Шоу. По структуре произведение, получившее заглавие «Моя прекрасная леди», близко музыкальной комедии. Музыка Лоу насыщена танцевальными ритмами – присутствует и полька, и вальс, и фокстрот, и даже хабанера и хота.

Еще до завершения произведения работой Лоу и Лернера заинтересовалась известная артистка Мэри Мартин, выступавшая на Бродвее. Прослушав готовый материал, она воскликнула: «Как могло случиться, что эти милые мальчики утратили свой талант?» Эти слова повергли Лернера в отчаяние – впрочем, ненадолго, да и приглашать Мартин на роль Элизы они все равно не собирались.

Премьера «Моей прекрасной леди», состоявшаяся в марте 1956 г., стала истинным триумфом. Популярность мюзикла была фантастической, а Лоу был настолько потрясен успехом, что угощал кофе людей, с ночи занимавших очередь за билетами. В 1964 г. мюзикл был экранизирован и удостоился премии «Оскар» в восьми номинациях – в том числе и в музыкальной, но получил премию… человек, переложивший музыку для экранизации, а Фредерик Лоу даже не выдвигался.

В 1965 г. мюзикл был впервые поставлен в СССР, в Московском театре оперетты. Роль Элизы исполнила Татьяна Ивановна Шмыга.

В двух действиях, восемнадцати картинах.
Либретто и стихи А. Дж. Лернера.

Действующие лица:

Генри Хиггинс, профессор фонетики (баритон); полковник Пикеринг; Элиза Дулиттл,уличная цветочница (сопрано) ; Альфред Дулиттл, мусорщик, ее отец; миссис Хиггинс, мать профессора; миссис Эйнсфорд-Хилл, дама из общества; Фредди, ее сын (тенор); Клара, ее дочь; миссис Пирс, экономка Хиггинса; Джордж, содержатель пивной; Гарри и Джемми, собутыльники Дулиттла; миссис Хопкинс; дворецкий Хиггинса; Чарлз, шофер миссис Хиггинс; констебль; цветочница; лакей посольства; лорд и леди Боксингтон; сэр и леди Таррингтон; королева Трансильвании; посол; профессор Золтан Карпаты; горничная; слуги в доме Хиггинса, гости на балу в посольстве, разносчики, прохожие, цветочницы.

Действие происходит в Лондоне в эпоху правления королевы Виктории.

В либретто «Моей прекрасной леди» использована фабула «Пигмалиона» Б. Шоу, одной из самых популярных комедий XX века. Либреттист значительно изменил первоисточник. Трехактную комедию он превратил в спектакль, состоящий из почти двух десятков картин, которые подчас сменяют друг друга, как кинокадры. Большая дробность действия позволила авторам мюзикла шире развернуть панораму жизни Лондона, его различных социальных слоев. В мюзикле наглядно показано то, о чем в пьесе Шоу лишь говорится вскользь: будни квартала бедноты, люди, в окружении которых выросла Элиза, а с другой стороны - светское общество, аристократы на скачках в Эскоте, на великосветском балу. Музыка спектакля, всегда яркая, мелодичная, порою приобретает черты иронии. Композитор широко применяет ритмоинтонации вальса, марша, польки, фокстрота; слышатся здесь и хабанера, хота, гавот. По структуре «Моя прекрасная леди» - музыкальная комедия . Наиболее полно отражен в музыке образ главной героини.

Первое действие

Первая картина. Ковент-гарденская площадь перед Королевской оперой. Театральный разъезд холодным, дождливым мартовским вечером. Под колоннадой церкви святого Павла теснится толпа. Фредди Эйнсфорд-Хилл нечаянно задевает корзину цветочницы, сидящей на ступеньках, и рассыпает букетики фиалок. Цветочница Элиза Дулиттл возмущена. Она тщетно требует заплатить ей за погубленные цветы. В толпе замечают, что какой-то джентльмен записывает каждое ее слово. Это Хиггинс. Присутствующим, заподозрившим в нем полицейского агента, он объясняет, что его профессия - фонетика. По особенностям произношения он определяет, откуда каждый из заговоривших с ним. О подтянутом джентльмене с военной выправкой Хиггинс говорит, что тот приехал из Индии. Пикеринг потрясен. Представившись друг другу, Хиггинс и Пикеринг выясняют, что давно мечтали познакомиться. Ведь оба интересуются одной и той же наукой. Хиггинс записывал фонетическими значками все, что говорила Элиза, так как девушка заинтересовала его своим ужасным произношением, а также сплошными жаргонными выражениями. Ее язык, говорит Хиггинс, навсегда определил ее социальное положение. Но он, Хиггинс, мог бы за полгода научить ее безукоризненному английскому языку, и тогда она смогла бы подняться по социальной лестнице, - скажем, не торговать на улице, а поступить в фешенебельный магазин.

Дождь прекращается, и Хиггинс уводит Пикеринга к себе на Уимпол-стрит. Толпа постепенно расходится. Элиза, греясь у костра, разведенного разносчиками, поет песенку «Мне бы комнатку без щелей» - грустно-ласковую, мечтательную, с задорным припевом «Вот было б здорово».

Вторая картина. Пивная на грязной улочке, где расположены доходные дома. В дверях появляется Дулиттл. Он ждет Элизу, чтобы выманить у нее заработанные деньги. Когда девушка появляется, мусорщик выманивает у нее монету на выпивку. Элиза скрывается в убогом жилище, а Дулиттл запевает веселые куплеты «Бог наделил нас крепкими руками», залихватский припев которых с готовностью подхватывают собутыльники.

Третья картина. На следующее утро в кабинете Хиггинса на Уимпол-стрит. Хиггинс и Пикеринг прослушивают фонозаписи. Их работу прерывает приход Элизы. Она запомнила то, что говорил о ней Хиггинс, а также его адрес, который он достаточно громко назвал Пикерингу. Она хочет научиться «говорить по-образованному». Заинтересованный Пикеринг предлагает Хиггинсу оплатить все расходы по эксперименту, но держит пари, что герцогини из нее все равно не получится. Хиггинс согласен. Он велит своей экономке миссис Пирс содрать с Элизы ее старые тряпки сомнительной чистоты, хорошенько вымыть и вычистить ее и заказать ей новую одежду. Оставшись наедине с Пикерингом, Хиггинс излагает свои взгляды на жизнь - взгляды закоренелого холостяка - в куплетах «Я - нормальный человек, мирный, тихий и простой».

Четвёртая картина. Тот же квартал доходных домов на Тотенхем-Корт-роуд. Соседки оживленно делятся потрясающей новостью: Элиза вот уже четвертый день не появляется дома, а сегодня прислала записку, чтобы ей отправили любимые вещички. Дулиттл, слыша это, делает свои выводы.

Пятая картина. Кабинет Хиггинса в тот же день, немного спустя. Миссис Пирс приносит письмо от американского миллионера Эзры Уоллингфорда, который вот уже в третий раз просит Хиггинса прочесть курс лекций в его «Лиге борьбы за нравственное совершенствование». Дворецкий докладывает о приходе Дулиттла.

Мусорщик, который твердо решил поживиться на удаче дочери, произносит столь блестящую речь, что Хиггинс, вместо того чтобы выкинуть его за шантаж, дает деньги и рекомендует его американцу как одного из оригинальнейших моралистов Англии. После ухода Дулиттла начинается урок. Хиггинс доводит Элизу до такого состояния, что, оставшись одна, она выдумывает ему страшную месть. Ее монолог «Ну постой, Генри Хиггинс, погоди» звучит пародийно мрачно и яростно.

Проходит несколько часов (затемнение). Элиза продолжает учить. Хиггинс пригрозил, что оставит ее без обеда и ужина, если она не справится с заданием. Пикеринг и Хиггинс пьют чай с тортом, а бедная проголодавшаяся девушка твердит нескончаемые упражнения. Слуги жалеют своего хозяина, который столь напряженно трудится.

Проходит еще несколько часов. Уже вечер. Элиза все еще занимается, «подбадриваемая» руганью вспыльчивого профессора. У нее так ничего и не выходит. Снова звучит небольшой хор слуг.

Глубокой ночью, когда девушка уже совершенно измучена, Хиггинс вдруг впервые за все время обращается к ней мягко, с ласковыми увещеваниями, и Элиза тут же схватывает то, чего столько времени тщетно добивалась. В восторге все трое, забыв усталость, вскакивают и начинают плясать и петь знойную хабанеру «Того и жди», которая затем переходит в хоту. Хиггинс решает завтра же устроить Элизе проверку. Он вывезет ее в свет - на скачки в Эскот. А теперь - спать! Вдохновленная своим первым успехом, Элиза поет «Я танцевать могла б» - с радостной, словно летящей мелодией.

Шестая картина. Вход на ипподром в Эскоте. Пикеринг почтительно вводит элегантную пожилую даму - миссис Хиггинс. Он сбивчиво пытается объяснить, что ее сын приведет к ней в ложу уличную цветочницу. Шокированная миссис Хиггинс весьма смутно улавливает смысл его путаных речей.

Седьмая картина. Ложа миссис Хиггинс на ипподроме. Звучит изящный гавот. Хор аристократов «Высший свет сюда собрался» передает ироническую характеристику так называемого «общества». Леди и джентльмены неторопливо и чинно расходятся, в ложу входят Хиггинс с матерью, миссис Эйнсфорд-Хилл с дочерью и сыном и другие. Пикеринг представляет всем мисс Дулиттл, которая производит неотразимое впечатление иа Фредди Эйнсфорд-Хилла. Начинается общий разговор, во время которого Элиза, увлекшись, допускает выражения, совершенно непринятые в приличном обществе. Это вызывает бурное веселье Фредди.

Он и Клара, из-за своей бедности редко бывающие в свете, принимают жаргон Элизы за последнюю светскую моду. Правда, все слова Элиза произносит безукоризненно, но содержание ее речей показывает Хиггинсу, что нужна еще очень большая работа.

Восьмая картина. Перед домом Хиггинса. Фредди пришел сюда объясниться в любви Элизе. Его не впускают в дом. Элиза так расстроена своим провалом, что никого не хочет видеть. Но Фредди не огорчен: если понадобится, он будет ждать всю жизнь! Светла, лирична, полна искреннего чувства его песня «Этой улицей я ходил не раз».

Девятая картина. Кабинет Хиггинса полтора месяца спустя. Все это время Элиза напряженно, сверх всякой меры работала, и вот сегодня - решающий экзамен. Они едут на бал в посольстве. Пикеринг нервничает. Хиггинс абсолютно спокоен. Элиза в бальном платье прекрасна как видение. Полковник рассыпается в комплиментах, Хиггинс цедит сквозь зубы: «Недурно!»

Десятая картина. Площадка парадной лестницы посольства у входа в бальный зал. Лакеи докладывают о прибывающих гостях. Слышится пышный, торжественный вальс. Миссис Хиггинс, профессор Хиггинс и полковник Пикеринг обсуждают первый успех Элизы. Входит коллега Хиггинса профессор Карпати. Он сопровождает королеву Трансильвании. Его любимое занятие - определять самозванцев по произношению. Пикеринг умоляет Хиггинса уехать, пока Карпати еще не встретился с Элизой, но тот хочет довести испытание до конца.

Одиннадцатая картина. Бальный зал. Элиза увлеченно танцует то с одним, то с другим кавалером, в том числе и с Карпати, который весьма заинтересован ею. Хиггинс наблюдает, решившись предоставить события их естественному течению.

Второе действие

Двенадцатая картина. Кабинет Хиггинса.

Усталые, возвращаются после бала Элиза, Хиггинс и Пикеринг. Девушка еле держится на ногах, но мужчины не обращают на нее никакого внимания. Слуги поздравляют хозяина с успехом. Разворачивается большая ансамблевая сцена, в которой звучит сначала бурная полька «Ну, милый друг, победа», а затем рассказ Хиггинса о Карпати - блестяще пародийный, с остроумным использованием избитых венгерских мелодических оборотов.

Оставшись наконец наедине с Хиггинсом, Элиза яростно выкладывает ему все, что накопилось у нее на душе. Ведь ее положение теперь безвыходно - она не может вернуться к прежней жизни, а какое у нее будущее? Для Хиггинса же все просто: эксперимент блестяще закончен и можно об этом больше не думать! Профессор уходит, стараясь сохранить достоинство, а Элиза, задыхаясь от бешенства, повторяет: «Ну постой, Генри Хиггинс, погоди!»

Тринадцатая картина. Уимпол-стрит перед домом Хиггинса. Рассвет. На ступеньках сидит Фредди. Уже много дней он покидает этот пост, только чтобы поесть, поспать и переодеться. Все так же радостно и нежно звучит его песенка. Из дому выходит Элиза с небольшим чемоданчиком. Разворачивается лирико-комедийная дуэтная сцена «Речи твои меня пленили». Фредди вопреки воле девушки, срывающей на нем свою злость, бежит ее провожать.

Четырнадцатая картина. Ковент-гарденский цветочный рынок, напротив - знакомая пивная. Раннее утро, рынок только начинает просыпаться. У костра греются те же разносчики, что и в ночь встречи Элизы с Хиггинсом. Они поют ее песенку («Это здорово»). Входит Элиза, но ее никто не узнает. Она видит, как из пивной появляется расфранченный Дулиттл - в цилиндре и лаковых туфлях, с цветком в петлице. Оказывается, Уоллингфорд, которому его рекомендовал когда-то Хиггинс, оставил Дулиттлу по завещанию солидную сумму денег. Настолько солидную, что у Дулиттла не хватило духу от нее отказаться. И вот теперь он конченный человек. Он попал в число уважаемых граждан, ему приходится вести себя прилично. Его многолетняя сожительница, мачеха Элизы, тоже решила стать уважаемой, и сегодня они женятся. Пропала его свобода, кончена беззаботная жизнь!

Пятнадцатая картина. Холл дома Хиггинса, утро. Оба джентльмена потрясены и расстроены уходом Элизы. Куплеты Хиггинса «Что ее заставило уйти, я не пойму» перемежаются рассуждениями Пикеринга и его телефонными звонками то в полицию, то в министерство внутренних дел с требованиями найти беглянку.

Шестнадцатая картина. Дом миссис Хиггинс, чуть позже. Здесь Элиза. За чашкой чая она рассказывает миссис Хиггинс обо всем происшедшем. Врывается Хиггинс и начинает бушевать. Миссис Хиггинс оставляет сына наедине с Элизой, и между ними происходит объяснение. Оказывается, он почувствовал, как ему недостает ее. Но девушка непреклонна. Решительно, с воодушевлением звучат речи Элизы: «Может солнце светить и без вас, может Англия жить и без вас». Да, она не пропадет: может выйти замуж за Фредди, может стать ассистенткой Карпати... Элиза уходит, оставив Хиггинса в смятении.

Семнадцатая картина. В тот же день перед домом на Уимпол-стрит. Сумерки. Возвращается Хиггинс. Он сделал неожиданное и страшное открытие: «Не понимаю, что со мной, я так привык к ее глазам...»

Восемнадцатая картина. Через несколько минут в кабинете Хиггинса. Он, грустно понурившись, прослушивает старые фонозаписи - приход Элизы в его дом. Девушка незаметно, неслышно входит в комнату. Некоторое время она слушает вместе с Хиггинсом, затем выключает фонограф и мягко продолжает за него... Хиггинс выпрямляется и удовлетворенно вздыхает. Элиза понимает его без слов.

Л. Михеева, А. Орелович

Режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств Карелии - Владимир Шестаков

Дирижер-постановщик - заслуженный артист Грузии Лев Шабанов

Балетмейстер-постановщик - почетный деятель искусств Ставропольского края Татьяна Шабанова

Сценограф, художник по костюмам Инна Августинович

Произведение: мюзикл в 2-х действиях

Возрастные ограничения: 12+

Английские зрители начала XX века с любопытством ждали новой пьесы знаменитого писателя Бернарда Шоу. Художественными приемами он талантливо и ярко осуждал порядки, порождающие многие пороки того времени. Бедность он считал несчастьем и злом, губительным для духовных сил человека. В популярной пьесе "Пигмалион" (1913г.) он рассказал о судьбе уличной продавщицы цветов Элизы Дулиттл. Достаточно ей было попасть из нищенского лондонского предместья в культурную среду, как она сразу проявила недюжинные способоности к интеллектуальному развитию.

Полвека спустя, в 1956 году американский композитор австрийского происхождения Фредерик Лоу написал по мотивам комедии "Пигмалион" мюзикл "Моя прекрасная леди", получивший не меньшую популярность, и уже более полувека не сходящий со сцен музыкальных театров мира. В мюзикле показана жизнь различных лондонских слоев - будни квартала бедноты, где росла Элиза и живет ее отец, развлечения аристократов на скачках и великосветском балу. Музыка спектакля яркая, мелодичная, обворожительная - порой приобретает черты иронии. Мечты Элизы "Что мне надо - так это дом", "Вот это было б здорово" сменяется радостным:

"Я танцевать хочу,
Я танцевать могу
До самого утра.
Как будто два крыла
Природа мне дала,
Пришла моя пора".

Элиза поет эти слова под влиянием большого чувства, охватившего все ее существо. Она не упустила шанса, подаренного ей судьбой, доказав, что каждый человек может и должен быть счастлив.

Состав исполнителей:

Элиза Дулиттл -

Генри Хиггинс -

Хью Пикеринг -

Альфред Дулиттл -

Миссис Пирс -

Миссис Хиггинс -

Миссис Айнсфорд-Хилл -

Фредди Айнсфорд-Хилл -

Джимми -

Гарри -

Дочь -

За дирижерским пультом - заслуженный артист Грузии Лев Шабанов








25 марта состоялась он-лайн трансляция концерта "100 часов счастья", посвященного Дню работника культуры и Международному Дню Театра!

Уважаемые зрители!

В связи с отменой всех массовых мероприятий до 10 апреля 2020 года, коллективом Театра оперетты принято решение провести для Вас 25 марта в 19:00 он-лайн трансляцию Праздничного концерта "100 часов счастья", посвященного Дню работника культуры и Международному Дню Театра!

Не имея возможности встречаться с Вами в нашем театральном зале, мы работаем для Вас в интернет-пространстве.

О спектакле, репетициях и совместной работе рассказали режиссер Алла Сигалова и исполнители главных ролей.

В Театре Олега Табакова (сцена на Сухаревской) прошла премьера музыкально-драматического спектакля «Моя прекрасная леди» . Режиссер и хореограф Алла Сигалова поставила его по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», а также знаменитого мюзикла «Моя прекрасная леди» Алана Джея Лернера и Фредерика Лоу.

Премьера спектакля Театра Олега Табакова состоялась в рамках XIX Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».

«Пигмалион» и «Оскар» для автора

Бедная молодая цветочница Элиза Дулиттл, торгующая фиалками у входа в Ковент-Гарден, не имеет совершенно никакого представления о хороших манерах и светских приемах. Ее речь состоит сплошь из низкосортных словечек, а сама она ведет себя словно пугливый зверек. Случай или судьба сводит в дождливый вечер у колонн знаменитого театра цветочницу, уважаемого лондонского профессора Генри Хиггинса и лингвиста полковника Пикеринга. Результатом встречи станет пари между знатоками произношения и диалектов: всего за несколько месяцев Генри Хиггинс берется обучить любую девушку (да-да, и эту цветочницу) так, что ее примут за свою в любом приличном обществе. Да, что там, девушка поедет на придворный бал и там ее примут за герцогиню. Словно Пигмалион из древнегреческого мифа из «глыбы мрамора» профессор Хиггинс высек совершенную леди… и разделил участь знаменитого скульптора, полюбив собственное творение. Однако Элиза оказалась совсем не похожа на покорную Галатею.

Бернард Шоу — один из самых популярных драматургов в английском театре — вынашивал идею пьесы «Пигмалион» около 15 лет. Как и Хиггинс, он всерьез увлекался фонетикой, а в качестве прототипа своего героя выбрал известного филолога Генри Суита — одного из основоположников английской школы фонетистов.

Пьеса была готова в 1912 году, и уже в 1914-м уже шла во многих театрах. Везде она имела огромный успех. В 1938 году Шоу сам написал сценарий для одноименного фильма, за который получил премию «Оскар». За 13 лет до этого, кстати, ему вручили медаль лауреата Нобелевской премии по литературе. От денег он принципиально отказался.

«Шоу написал совершенно потрясающую пьесу, в которой столько заложено символов, знаков и тем. Произведение это я люблю давно, но чтобы поставить этот спектакль, важно стечение обстоятельств — должен появиться Хиггинс, должна появиться Элиза. А ситуация усложняется тем, что рядом с Хиггинсом должен быть его антипод — Пикеринг. Нужно было, чтобы сложился этот паззл. Он сложный, не в каждом театре складывается», — считает режиссер Алла Сигалова.

Легендарный бродвейский мюзикл

В 1956 году вышел бродвейский мюзикл «Моя прекрасная леди » поэта-либреттиста Алена Джея Лернера и композитора Фредерика Лоу. Спектакль мгновенно побил все рекорды по популярности: посмотреть его приезжали туристы из разных городов и стран, а билеты раскупались задолго до самого представления.

Правда, Ален Джей Лернер немного изменил сюжет: если по версии Шоу влюбленная пара расставалась навсегда, то в мюзикле их ждал счастливый конец. Кстати, сам автор, не желая утешать зрителей, часто ругался с режиссерами театров, которые хотели подарить истории другой финал.

В спектакле Театра Олега Табакова музыка и текст остались те же, что и в бродвейской постановке. Тема взаимоотношений учителя и ученика для Аллы Сигаловой, возглавляющей кафедры в Школе-студии МХАТ и ГИТИСе, очень близка.

«Этот мюзикл подарил мне возможность говорить об отношениях учитель-ученик. Моя задача, как педагога открыть в ученике то, о чем сам он, возможно не подозревает. Для этого важно желать этого и делать это страстно. Все идет от страсти и через страсть», — говорит Алла Сигалова.

Одри Хепберн, Татьяна Шмыга, Дарья Антонюк

В 1964 году режиссер Джордж Кьюкор решил перенести знаменитый мюзикл на экран. На роль Элизы Дулиттл он пригласил знаменитую Одри Хепберн , икону стиля своего времени. Картина получила восемь премий «Оскар», в том числе как лучший фильм .

В постановке Сигаловой в цветочницу из трущоб перевоплотилась Дарья Антонюк , победительница пятого сезона музыкального шоу «Голос».

«Я смотрела фильм, так что знала эту историю и раньше. Когда мы начали репетировать, я принципиально решила не пересматривать кино, чтобы это была самостоятельная, новая история. Но, чтобы поймать аромат эпохи, а ведь это аристократичная «прекрасная эпоха», я смотрела фильмы об этом времени. И они меня вдохновляли», — рассказала актриса.

История мюзикла «Моя прекрасная леди» в России началась в Театре оперетты в 1965 году. Спектакль поставил Александр Горбань, а главную роль сыграла Татьяна Шмыга.

Алла Сигалова обращается к этой истории не впервые. В прошлом году Рижский русский театр имени Михаила Чехова отметил свое 135-летие именно постановкой «Моя прекрасная леди». Сценографию в Риге и Москве делал один художник — Георгий Алекси-Месхишвили . Он придумал декорации на вращающейся круглой платформе: они превращаются то в темные лондонские трущобы, то в бальный зал, то в квартиру Хиггинса или элегантный дом его матери.

Сигалова и ее команда

Лауреат «Золотой маски» Алла Сигалова известна во всем мире: она сотрудничает с Ла Скала и Парижской оперой, а также многими другими зарубежными и российскими театрами.

С Театром Олега Табакова Сигалова работает уже давно. В 1993 году поставила хореографию в спектакле Владимира Машкова в «Страстях по Бумбарашу», а в 2018-м, как режиссер, представила «Катерину Ильвовну» по произведению Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», награжденный премией правительства Москвы.

Костюмы к спектаклю «Моя прекрасная леди» создал давний друг Аллы Михайловны, знаменитый модельер Валентин Юдашкин . Элиза переодевается шесть раз, постепенно превращаясь в ослепительную красавицу. Всего в спектакле 200 костюмов и 58 шляп. Некоторые из костюмов созданы из особой японской наноткани — таких больше нет ни в одном столичном театре.

Исполнительница главной роли Дарья Антонюк — обладательница голоса диапазоном в три с половиной октавы — оказалась в постановке тоже благодаря Сигаловой. Талантливая девушка — одна из учениц Аллы Михайловны в Школе-студии МХАТ. На роль Элизы она сразу согласилась.

«Когда мы разбирали пьесу, я находила много общего между Элизой и собой. Она противоречива, темперамента, иногда не совсем справляется с сильными переживаниями. Любовь, страсть, любопытство, она желает перемен и отчаянно сопротивляется им, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства. Как она это понимает, конечно», — рассказала Дарья Антонюк.

Профессора Генри Хиггинса, взявшегося за обучение, сыграл заслуженный артист России, ученик Олега Табакова Сергей Угрюмов .

«Хиггинс на протяжении долгого времени борется со своим чувством, и постоянно пытается от него избавиться, ему сложно в нем признаться самому себе. Но когда он понимает, что Элиза стала совсем самостоятельной и собирается уйти окончательно, именно в этот момент ему хочется остановить ее, признаться в любви. Но Элиза говорит: “Всего доброго, мы больше не увидимся», — рассказала Алла Сигалова.

Друга профессора, полковника Пикеринга, сыграл Виталий Егоров . Своему герою, который с самого начала жалел Элизу и сочувствовал ей, он симпатизирует.

«Полковник — одинокий человек, тоже холостяк, в какой-то мере эстет, занимающийся санскритом, лингвистикой. Он искренне симпатизирует этой бедной девочке во время эксперимента, который они затеяли с Хиггинсом. Но в отличие от Хиггинса он всегда относился Элизе так, как должен относиться джентльмен к леди, еще до всяких метаморфоз» — рассказывает артист.







Главное — юмор

Репетировали три месяца . Для приглашенной артистки Дарьи Антонюк это первый опыт работы в Театре Олега Табакова.

«Я очень впечатлена коллективом. Здесь каждый человек так отчаянно готов тебе помочь, даже особо тебя не зная. Не было такого периода, чтобы мы притирались друг к другу, у меня было ощущение, что я уже очень давно знаю этих людей. Это поразительно и большая редкость, чтобы, по сути, незнакомые люди так тепло тебя приняли», — вспоминает она.

Все споры на репетициях обычно заканчивались шутками. В основном это касалось двух друзей и однокурсников — Сергея Угрюмова и Виталия Егорова.

«Когда возникали какие-то разногласия, мы переводили их в юмор. Просто в какой-то момент мы с ним понимали, что у нее вот-вот закончится терпение, и начинали шутить. В общем, ей наш тандем нравится, иногда мы Аллу Михайловну смешили», — рассказал Виталий Егоров.

С Аллой Сигаловой, кстати, он уже работал — в «Страстях по Бумбарашу». Он считает: внешняя хрупкость и изящество сочетаются в ней с сильным и настойчивым характером настоящего профессионала.

«Олег Павлович Табаков говорил, что спектакль нельзя выпустить, если нет любви и нет подходящей компании. И Алла Сигалова создала именно такую команду за счет своих внутренних резервов, сил, мужества, терпения», — подчеркнул Виталий Егоров.

Спектакль можно будет увидеть 18, 19 и 20 июня . Кроме того, осенью в театре им откроют новый сезон.







Никаких комиссий - цены на билеты как в кассе театра!

О мюзикле

Мюзикл «Моя прекрасная леди» в Московском театре оперетты

История превращения Элизы Дулиттл из грубой и неотёсанной цветочницы в даму высшего света, написанная Бернардом Шоу, рассказывает не только о человеческих возможностях, силе знаний, но и гордости, любви, самоуважении. На сцене Московского театра оперетты пьесу расскажут языком музыки — самым эмоциональным и понятным на свете.

О постановке:

Хитом сочинение Шоу «Пигмалион» стало после выхода фильма «Моя прекрасная леди» с Одри Хепбёрн в главной роли. Именно в нём были использованы музыка Фредерика Лоу и тексты Алана Джея Лернера из одноимённого мюзикла. После выхода ленты, в 1965 году, музыкальный спектакль был поставлен и в Советском Союзе — в Московском театре оперетты.

Элиза Дулиттл — торговка копеечными цветами, которая случайно попадается на глаза профессору, лингвисту Генри Хиггинсу. Для того, чтобы разбогатевшие лондонские дельцы, вышедшие из низов и привыкшие говорить на кокни, смогли войти в высший свет, Хиггинсу приходится создать целую систему обучения произношению и акценту.

Чтобы доказать успешность своей школы приятелю, лингвисту-любителю, профессор заключает с ним пари о том, что за короткий срок он сможет обучить Элизу манерам и правильной речи, так что лондонские аристократы примут её как ровню. И ему это удаётся — девушка с честью выдерживает экзамен важным приёмом. Только вместе со знаниями к ней пришли самоуважение и самостоятельность, поэтому оставаться послушной куклой профессора она больше не желает.

Зрители будут наблюдать за процессом перевоплощения из невоспитанной девчонки в прекрасную, полную достоинства леди, и в нём, этом процессе, будут гомерически смешные и трогательные моменты. Не только простушка превратится в прекрасную девушку и сильную личность, но и профессор из закоренелого холостяка трансформируется во влюблённого мужчину.

Хотите увидеть вечную историю о любви, гордости, социальных различиях и их преодолении — приходите на эту постановку. Рассказана она будет с юмором и прекрасными вокальными номерами, ставшими классикой, так что обещаем вам яркий и весёлый вечер.

Полное описание

Фотографии

Почему Ponominalu?

Места как в театре

Не откладывайте покупку

Почему Ponominalu?

У Ponominalu заключен договор с Театром Оперетты на реализацию билетов. Все цены на билеты официальные и установлены театром.

Места как в театре

Мы подключены к билетной базе Театра Оперетты и предлагаем все официально доступные билеты на спектакль.

Не откладывайте покупку

Ближе к дате спектакля наиболее востребованные и оптимальные по цене и расположению места заканчиваются.

Адрес театра: станция метро Лубянка, г. Москва, Большая Дмитровка ул., д. 6

  • Лубянка
  • Охотный ряд
  • Площадь Революции
  • Тверская
  • Театральная
  • Кузнецкий мост

Театр Оперетты

История и репертуар театра
Здание, где сейчас располагается здание московского Театра Оперетты, было построено во второй половине XIX века. Одним из первых владельцев был известный купец Гаврила Солодовников, которому дом достался от князей Щербатовых. За время своего существования театр сменил ряд хозяев и арендаторов, но одно оставалось неизменным — музыкальная составляющая. На рубеже веков общими стараниями здесь был создан один из лучших залов Москвы. После революции было решено не менять функцию здания, но обновить репертуар и «оздоровить» состав труппы театра. Это было началом новой яркой эпохи в его истории.

В советское время Театр оперетты неизменно пользовался значительным успехом у столичной аудитории. На одной сцене ставились не только произведения признанных классиков оперетты — И. Кальмана, И. Штрауса, Ж. Оффенбаха, но и молодые советские композиторы, например, И. Дунаевский, Т. Хренников, Д. Кабалевский, Д. Шостакович и многие другие. Их музыкальные постановки, созданные специально для этой сцены, стали визитной карточкой театра. Ведь эти оперетты получили признание и за пределами страны. Не устает удивлять Театр оперетты и сейчас благодаря обновленному репертуару, в котором можно встретить российские и зарубежные мюзиклы, горячо любимые зрителями.

Как добраться до Театра Оперетты
Здание театра расположено неподалеку от Театральной площади. Сначала вам нужно доехать по Сокольнической линии до станции Охотный ряд. Идите вдоль улицы Моховой по направлению к Театральной площади. Не доходя до площади, сверните на улицу Большую Дмитровскую. С Большой Дмитровской сверните направо в первый переулок. Первым домом в ряду будет здание театра.

Фотография — официальное сообщество «ВКонтакте».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры