Разделы. Дума - словарь литературных терминов Что такое дума в литературе определение кратко

Главная / Бывшие

ДУМА - 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили «Думы» К.Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриоти-ческих поэм и стихотворений: «Димитрий Донской», «Смерть Ермака», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Державин» и др. К философско-лирическим принято относить «Думы» А.В. Кольцова и «Думу» («Печально я гляжу на наше поколенье...») М.Ю. Лермонтова. Один из разделов сборника стихотворений А.А. Фета «Вечерние огни» назван «Элегии и думы». Цикл стихотворений «Думы» есть у К.К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась «Дума про Опанаса» Э.Г. Багрицкого. 2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV-начале XVII веков, о народноосвободительной войне 1648-1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.

ДУ́МА - 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили "Думы" К.Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриотических поэм и стихотворений: "Димитрий Донской", "Смерть Ермака", "Богдан Хмельницкий", "Волынский", "Державин" и др. К философско-лирическим принято относить "Думы" А.В. Кольцова и "Думу" ("Печально я гляжу на наше поколенье...") М.Ю. Лермонтова . Один из разделов сборника стихотворений А.А. Фета "Вечерние огни" назван "Элегии и думы". Цикл стихотворений "Думы" есть у К.К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась "Дума про Опанаса" Э.Г. Багрицкого.

2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV-начале XVII веков, о народно-освободительной войне 1648-1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.

что такое дума и послание в драме? по литературе и получил лучший ответ

Ответ от Анастасия Мерешко[активный]
ДУМА - 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили «Думы» К. Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриоти-ческих поэм и стихотворений: «Димитрий Донской» , «Смерть Ермака» , «Богдан Хмельницкий» , «Волынский» , «Державин» и др. К философско-лирическим принято относить «Думы» А. В. Кольцова и «Думу» («Печально я гляжу на наше поколенье...») М. Ю. Лермонтова. Один из разделов сборника стихотворений А. А. Фета «Вечерние огни» назван «Элегии и думы» . Цикл стихотворений «Думы» есть у К. К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась «Дума про Опанаса» Э. Г. Багрицкого. 2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV-начале XVII веков, о народноосвободительной войне 1648-1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.

Ответ от Александр Панько [активный]
Ду?ма - лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков XVI-XVIIІ веков, которое исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирники в Центральной и Левобережной Украине


Ответ от Ёазыкина Ю.О. [новичек]
Дума
Дума: Дума (думка) - устаревшее название мысли: «думать думу», «думку гадаю». Дума - вид лирико-эпических произведений украинской устной словесности. Дума - сын Измаила (Быт. 25:14) и одно из племен измаильтян.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое дума и послание в драме? по литературе



Ду́ма

сущ. , ж. , ???

Морфология: (нет) чего? ду́мы , чему? ду́ме , (вижу) что? ду́му , чем? ду́мой , о чём? о ду́ме ; мн. что? ду́мы , (нет) чего? ду́м , чему? ду́мам , (вижу) что? ду́мы , чем? ду́мами , о чём? о ду́мах

1. Дума - это глубокая всепоглощающая мысль.

Старика мучала какая-то горькая дума. | На его лице отразились мрачные думы.

2. Думой (или чаще думами ) называют глубокое размышление о чём-либо.

Я погрузился в думы о прекрасном и вечном. | Он предался думам о судьбе отечества.

3. В русской поэзии XIX в. думой называли особый стихотворный жанр, который посвящён гражданским и политическим темам.

Думы Кондратия Рылеева.

4. Дума - это выборное учреждение, которое выполняет законодательные, совещательные и административные функции, а также здание такого учреждения.

Государственная дума. | Городская дума. | Выборы в Думу. | Созвать Думу. | Дума должна принимать необходимые регионам законы.

5. В Древней Руси думой называли совет бояр, выборных и т. п.

Земская дума. | Боярская дума.

ду́мка сущ. , ж.

ду́мушка сущ. , ж.

ду́мский прил.

Думская фракция.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "дума" в других словарях:

    ДУМА. Еще ярче индивидуальное своеобразие восточнославянских языков и вместе с тем их тесное взаимодействие с южнославянскими и западнославянскими языками обнаруживается в истории лексического гнезда, связанного со словом дума. В русском языке:… … История слов

    Дума: Дума устаревшее название мысли: «думать думу» Дума вид лирико эпических произведений украинской устной словестности. Боярская дума высший совет при князе (с 1547 при царе) в Русском государстве X XVIII вв.… … Википедия

    - «ДУМА», стих. зрелого Л. (1838), обнажающее обществ. духовный кризис последекабрьского поколения; оно замыкает предшествующие нравств., социальные и филос. искания поэта, подводит итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и… … Лермонтовская энциклопедия

    Дума - (англ. Duma) 1) собрание, совет бояр, земских выборных и т.п. в древней и средневековой Руси; представительное выборное законодательное или административное учреждение в Российской империи (см. Боярская дума; Булыгинская дума; Городская … Энциклопедия права

    1) название представительных выборных законосовещательных учреждений (Государственная дума) или органов городского самоуправления (Городская дума) в России.2) Собрание, совет бояр, земских выборных и т. п. на Руси (Боярская дума, Земская дума) … Большой Энциклопедический словарь

    См. мечта, мысль, совет думать думу, погрузиться в думу... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дума мечта, размышление, раздумье, мысль, медитация, рефлексия, совет;… … Словарь синонимов

    ДУМА, законосовещательное представительное учреждение в России (смотри Боярская дума, Государственная дума); органы городского самоуправления (Городская дума) … Современная энциклопедия

    ДУМА, думы, жен. 1. Размышление, мысль (поэт. устар. и обл.). Тяжкие думы. 2. Род украинской народной песни (лит., Этногр.). Казацкие думы 17 века. || Род лиро эпической поэмы (лит.). Думы Рылеева. 3. Представительное собрание с законодательными… … Толковый словарь Ушакова

    - (1) 1. Размышление. ● Думою сдумати вообразить, представить себе: Жены Рускія въсплакашась, аркучи: „Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати“. 20. ● Думу думати … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    ДУМА, 1) название представительных выборных учреждений (Государственная Д.) или органов городского самоуправления (Городская Д.). 2) Собрание, совет бояр, земских выборных на Руси (Боярская дума, Земская дума).

Крупнейшим поэтом и главой де-кабристского романтизма по праву считается К. Ф. Рылеев. Накану-не 14 декабря 1825 г. и в день выступления он сыграл активную роль, фактически заменив намеченного диктатором Трубецкого, ко-торый изменил восставшим в последний момент. Рылееву в особую вину поставили попытку уговорить „Каховского рано утром 14 де-кабря... проникнуть в Зимний дворец и, совершая как бы само-стоятельный террористический акт, убить Николая". Причисленный к тем, кто замышлял цареубийство, он был осужден на смертную казнь. Имя его изъяли из литературы.

В 1823--1825 гг. Рылеев работал над завершением цикла „Ду-мы", начатого ранее. Это были произведения особой жанровой структуры. Написанные на историческом материале, они заметно от-личались от исторических поэм и баллад. Дума как жанр сочетает в себе признаки оды, элегии, поэмы, баллады и, может быть, исторической повести в стихах. В творческой установке Рыле-ева при создании дум преобладало воспитательное, поучительное стремление.

Ощущая, что Россия находится накануне революционного взры-ва и решительного перехода к будущему, Рылеев обратился к прош-лому. Это не уход от актуальных проблем, а попытка решить их особым образом. У Рылеева возник глубоко продуманный замысел: создать ряд произведений о героях, чей пример способствовал бы воспитанию полезных для общества качеств -- патриотизма, граж-данской ответственности, ненависти к тиранам.

„Думы" -- не сборник разрозненных произведений, хотя бы близких по теме: это в строгом значении слова цикл -- наджанровое (или сверхжанровое) объединение ряда произведений для раскрытия замысла, для воплощения содержания, которые не раскрыва-ются и не выражаются в каждом отдельном слагаемом, а в полном объеме предстают лишь в границах всего цикла. Картина действи-тельности в циклах создается по принципу мозаики. Отдельные про-изведения взаимно дополняют друг друга. Связь между ними об-разуется не путем прямых авторских указаний, а вследствие сосед-ства, прилегания, взаимных параллелей, аллюзий; образных пере-кличек. Эти не заявленные в слове связи содержательны. Вследст-вие чего и возникает сверх суммы содержания отдельных слагаемых также дополнительное содержание или, по определению академика В.В. Виноградова, „приращение поэтического смысла".

По-видимому, Рылеев сам сознавал новаторский, необычный для русского читателя той поры характер своего цикла. Поэтому он счел необходимым „помочь" читателю, пояснив в общем введении суть своего замысла, а затем к каждому произведению дал пояснение в виде краткого предисловия или примечания. В общем введении сказано о задаче: „Напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти -- вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине: ни-что уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для бою ратников, мужей доблестных для совета".

Как видно, это -- поэтическая интерпретация политической программы „Союза благоденствия": длительное, на протяжении двух десятилетий воспитание целого поколения для планируемой на се-редину 40-х годов революции. „Думы" в этом смысле -- произве-дения воспитательные. Литература превращается в орудие, с по-мощью которого должны быть достигнуты, по сути дела, внелитературные цели.

Создаваемая Рылеевым сложная, многослойная структура со многими внутренними связями должна была соответствовать богат-ству и общественной значимости содержания цикла „Думы". Объек-тивное содержание истории России не только изложено и освоено на разных поэтических уровнях, но и неоднократно преломлено под разными углами зрения. В принципе это должно было дать вы-пуклое, объемное выражение отдельным эпизодам и всей картине исторического развития страны.

В духе того времени Рылеев для обоснования своего новатор-ства решил сослаться на авторитеты, на давние корни явления, на давнишний характер жанра: „Дума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение. Поляки заняли ее от нас". На самом же деле он, заимствуя, вступал в соревнование с иноземной традицией, создавал жанр действительно новый и положил начало собственной традиции. В результате творческих исканий и открытий Рылеева дума прижилась в жанровой системе русской поэзии. К ней обращались Пушкин и Лермонтов. Особый вид она затем приняла у Некрасова, Блока и Есенина.

Особенно перспективным оказалось объединение дум в цикл.и изображении действительности.

В думах Рылеев стремился осветить историю России с иных позиций, нежели Карамзин. Фактически многое у него заимствуя, Рылеев переосмыслял взятое в свете декабристских воззрений. Ре-волюционный поэт-романтик вступил в идейный спор с придворным историографом по самому важному для той поры вопросу о роли самодержавия в объединении и укреплении России. И эта его антикарамзинская установка отчетливо прослеживается в изображе-нии событий и героев прошлого. Так, если Карамзин утверждал, что самодержавие спасло Русь от иноземных захватчиков, если он полагал, что великая держава и современная культура созданы самодержавием, то у Рылеева на этот счет иные представления. И они раскрываются не в прямых оценках (хотя и такие имеются), а в образных перекличках. Вот, например, изображается Ермак: завоеватель Сибири, разрушитель хищного царства на границах России, герой, раздвинувший и упрочивший пределы отечества. Все это совершено Ермаком без поддержки центральной власти, в пору несчастий, постигших Русь при злополучном Иване Грозном. С одной стороны -- подлинное героическое деяние, подстать подвигам древ-них героев. А с другой -- выжженная Москва при набеге крымского хана, трупы убитых, задохнувшихся, затоптанных москвичей -- де-сятки тысяч погибших. Разгромленные армии на западных, северо-западных границах Руси. Неистовые злодейства помешанного вла-дыки на троне.

Таким же образом поступает Рылеев и в других случаях. Офи-циально прославленные, причисленные подчас к лику святых влады-ки у Рылеева предстают то как тираны, то как братоубийцы, насильники, развратники на троне, лицемеры и интриганы. Церковь нарекла Владимира Киевского святым -- за принятие христианства. А Рылееву как будто неизвестен этот факт и его значение в исто-рии Руси. Зато он помнит о многоженстве Владимира, напоминает о его мстительности и жестокости. В момент сюжетного действия он готов убить Рогнеду, мать своего сына, на его глазах! Замученного в Орде Михаила Тверского церковь тоже святым, но замучили-то его по наущению московского князя! Об этом Рылеев осторожно напоминает в кратком предисловии. А в думе „Борис Годунов" царь на троне прямо назван похитителем власти, оборвавшим законную династию, убий-цей, человеком с неспокойной совестью. Не тираноборец, а новый тиран, выученик Ивана Грозного! Так выходит по смыслу думы.

У Пушкина имелись возражения насчет „Дум" Рылеева. В мае 1825 г. он высказал свое мнение в письме к Рылееву: „Что сказать тебе о думах? во всех встречаются стихи живые... Но вообще все они слабы изобретением и изложением. Все они на один по-крой: составлены из общих мест... Описание места действия, речь героя и -- нравоучение. Национального, русского нет в них ничего кроме имен (исключаю Ивана Сусанина, первую думу, по коей на-чал я подозревать в тебе истинный талант)".

Возражения Пушкина были двоякого рода. С одной стороны, он полагал, что никакая -- даже самая высокая! -- цель не оправды-вает антиисторизма. Так, он настойчиво требовал от Рылеева из ду-мы „Олег Вещий" убрать злополучный „щит с гербом России", якобы прибитый к вратам Царьграда. О каком гербе России могла идти речь в начале X в.?! Тогда была Киевская Русь, а герб (если только под гербом подразумевался двуглавый орел) появился чуть ли не шесть веков спустя, при Иване III, в Москве, которой еще не существовало во времена набегов восточных славян на Кон-стантинополь. На это величественное прошлое, на пра-Русь поэт-романтик проецировал недавние события 1812 г.: изгнание Наполео-на, поход русских армий на Запад, взятие Парижа... Но поэт-реалист категорически отвергал подобные аллюзии: историю должно изображать такою, какой она была на самом деле. Он не считал, что на такие „мелочи" можно не обращать внимания. Более того, он решительно разошелся с Рылеевым насчет его известного утверж-дения: „Я не поэт, а гражданин". Пушкин считал недопустимым низ-водить поэзию на служебный уровень, не принимал возражений Рылеева, что „формам поэзии вообще придают слишком много важ-ности".

В ответ на это Пушкин решительно заявил: „Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть поэтом, если же хочешь просто гражданствовать, то пиши прозою".

Рылеев погиб за долго до полного расцвета своего таланта, не завершив спора с Пушкиным, не осуществив едва ли не большей части своих замыслов. При всем том вклад его в развитие русской поэзии является поистине уникальным.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры