Смотреть что такое "Орфей в аду" в других словарях. Орфей спускается в ад Рост тарифов ЖКХ: Где больше и меньше всего подорожает коммуналка

Главная / Бывшие

Традиционного типа и одновременно буржуазные традиции общества Второй империи .

Оперетта впервые исполнена 21 октября 1858 года в парижском театре Буфф-Паризьен . Художником, оформившим театральный спектакль, был Гюстав Доре , впоследствии известный иллюстратор Библии.

Оперетта содержит известную сцену с канканом («инфернальный галоп»). Эта музыка чаще всего ассоциируется с танцем канкан.

Оперетта
Орфей в аду
Orphée aux Enfers


Афиша 1874 года
Композитор Жак Оффенбах
Либреттист Э. Кремьё и Л. Галеви
Язык либретто французский
Источник сюжета Орфей
Действий 2 - первая редакция
Первая постановка 21 октября 1858 года
Место первой постановки Театр Буфф-Паризьен , Париж

Действующие лица

  • Общественное мнение
  • Орфей - греческий музыкант (тенор )
  • Эвридика - жена его (сопрано )
  • Юпитер - главный бог (баритон )
  • Юнона - жена его (меццо-сопрано )
  • Плутон - бог ада (бас )
  • Меркурий - бог торговли и воровства (тенор )
  • Марс - бог войны (баритон )
  • Вакх - бог пьянства (бас )
  • Диана - богиня охоты (сопрано )
  • Стикс - лакей Плутона (бас )
  • Аполлон - бог поэзии
  • Эскулап - домашний врач на Олимпе
  • Геркулес - герой, не в пример другим произведённый в боги
  • Минерва, богиня мудрости
  • Венера, богиня любви
  • Купидон, её сын
  • Фортуна, богиня счастья
  • Геба, кухарка на Олимпе
  • Греческие богини и боги, музы, вакханки, фавны и пр.

Действие происходит в классической Греции, на Олимпе и в аду.

См. также

Примечания

Бас

Бас (от итал. basso «низкий») - самый низкий мужской певческий голос, имеющий самую низкую тесситуру голоса. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. С давних пор и по наше время басовые голоса используются композиторами. Во многих сочинениях для хора и песнопениях басовая партия считается ключевой. Также множество басовых партий было исполнено в оперном искусстве. Басы разграничивают, на глубокий в бас профундо и певучий бас кантанте. Диапазон баса от E2-F2 (Ми, Фа большой октавы) и до E4-G4 (Ми, Фа, Фа#, Соль первой октавы), переходные ноты: A3-C#4 (Ля малой октавы - До диез первой октавы).

Бирнбаум, Здзислав

Здзислав Бирнбаум (польск. Zdzisław Aleksander Birnbaum; 28 февраля 1878, Варшава - 27 сентября 1921) - польский скрипач и дирижёр еврейского происхождения.

Учился в Варшавском институте музыки у Яна Яковского, затем в Кёнигсберге у Макса Броде, с 1891 года в Берлине у Йозефа Иоахима, Карла Маркеса и Иоганна Крузе и наконец в Брюссельской консерватории у Эжена Изаи.

В 1892 г. дебютировал с Берлинским филармоническим оркестром как солист. Концертировал в различных странах Европы и в США, в 1903-1904 гг. играл в составе Бостонского симфонического оркестра (как Александр Бирнбаум, англ. Alexander Z. Birnbaum).

Вернувшись в Европу в 1904 году, поступил концертмейстером в Гамбургский филармонический оркестр. В том же году дебютировал с тем же оркестром как дирижёр и после первоначального успеха решил отказаться от карьеры инструменталиста и полностью посвятить себя дирижированию. В 1905-1908 гг. возглавлял Симфонический оркестр Лозанны, одновременно дирижировал рядом других швейцарских коллективов. В 1909-1911 гг. вновь работал в США как главный дирижёр Манхэттенской оперы.

С 1911 г. и до конца жизни возглавлял Варшавский филармонический оркестр (с перерывом в 1915-1916 гг., когда оркестр не работал, а Бирнбаум дирижировал в варшавском Большом театре). В 1912 г. в Варшаве и Лодзи дирижировал концертами Яши Хейфеца. Как приглашённый дирижёр выступал в Риге, Париже, Милане и Берлине. В 1916 г. дирижировал премьерой оперы Кароля Ростворовского «Свадьба» (по Ст. Выспянскому), значительно доработав это сочинение. Указывалось, что в варшавский период Бирнбаум покровительствовал Александру Тансману, «был его добрым гением».

Перевёл на польский язык либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» и оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду», на немецкий язык - либретто оперы П. И. Чайковского «Мазепа».

В конце жизни страдал психическим расстройством; приступ безумия поразил дирижёра прямо на концерте при исполнении сюиты Римского-Корсакова «Шахерезада»: он заметался по подиуму кругами, подавая непонятные музыкантам знаки. После этого был помещён в санаторий под Берлином и покончил с собой, утопившись в озере Ванзе.

Бурлеск

Бурле́ск (фр. burlesque, от итал. burla - шутка) - вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо классицистической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние.

Травести́я - литературный пародийный приём, когда о высоком предмете повествуется низким стилем.

Галеви, Людовик

Людовик Галеви (Алеви) (фр. Ludovic Halévy; 1834-1908) - драматург и романист.

Жаксон де ля Шеврёз, Луи

Луи́ Жаксо́н де ля Шеврёз (фр. Louis-Marie-François Jacquesson de la Chevreuse; 1839-1903) - французский художник и композитор.

Канкан

Канка́н (фр. cancan «сплетня; скандал») - энергичный и откровенный французский танец. Несмотря на то, что впоследствии этот канкан набрал большую популярность, французы танец по достоинству не оценили, поскольку для своего времени он считался крайне непристойным.

Меспле, Мади

Мади Меспле (фр. Mady Mesplé, род. 7 марта 1931, Тулуза, Франция) - французская оперная певица, высокое колоратурное сопрано и педагог. Командор Ордена Почётного легиона (2011). Одна из ведущих оперных певиц своего времени во Франции, Меспле иногда называют преемницей Мадо Робен.

Минковски, Марк

Марк Минковски (фр. Marc Minkowski; род. 4 октября 1962, Париж) - французский дирижёр и фаготист. Видный представитель движения аутентичного исполнительства.

Образ Орфея в искусстве

Образ Орфея в искусстве - художественный образ персонажа древнегреческой мифологии Орфея в искусстве.

Оганесов, Николай Сергеевич

Николай Сергеевич Оганесов (род. 5 февраля 1947 году, г. Ростов-на-Дону) - русский советский писатель, автор детективов, сценариев, член союза писателей СССР.

Оперетта

Опере́тта (итал. operetta - уменьшительное от «опера») - музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии.

Театр Буфф-Паризьен

Театр Буфф-Паризье́н (фр. Théâtre des Bouffes-Parisiens - музыкальный театр в Париже, основанный в 1855 году французским композитором Жаком Оффенбахом для постановки музыкально-сценических миниатюр и пантомим, а затем - исполнения оперетт.

До 1862 года Жак Оффенбах был директором, композитором, режиссёром и дирижёром этого театра.

Феспис (опера)

Фе́спис (англ. Thespis; or, The Gods Grown Old) - оперная феерия в двух действиях драматурга Уильяма Гилберта и композитора Артура Салливана. Первое исполнение состоялось 26 декабря 1871 года в Гайети-театре в Лондоне.

Шере, Жюль

Жюль Шере (фр. Jules Chéret; 31 мая 1836, Париж - 23 сентября 1932, Ницца) - французский художник и график. Один из основоположников современного плаката.

Ширли, Дон

До́нальд Уо́лбридж Ши́рли (29 января 1927, Пенсакола, Флорида, США - 6 апреля 2013, Манхэттен, Нью-Йорк, США) - американский пианист и композитор джазовой и классической музыки. Автор альбомов экспериментальной джазовой музыки для лейбла Cadence 1950-1960-х годов. Автор органных симфоний, концертов для фортепиано, концерта для виолончели, трёх струнных квартетов, одноактной оперы, сочинений для органа, фортепиано и скрипки, симфонической поэмы по мотивам романа «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса и набора вариаций по мотивам оперетты «Орфей в аду».

В 1960-х годах Ширли отправился в несколько концертных туров по США, включая штаты Глубокого Юга, наняв вышибалу нью-йоркского ночного клуба Тони Липа в качестве водителя и телохранителя. История их удивительных дружеских отношений легла в основу сюжета оскароносного фильма «Зелёная книга», снятого в 2018 году.

Шулаков, Виктор Александрович

Виктор Александрович Шулаков (укр. Віктор Олександрович Шулаков; 11 августа 1942, Смела - 4 августа 2009) - украинский театральный актёр, режиссёр, драматург, педагог, лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко, Народный артист Украины, лауреат премии «Киевская пектораль».

«Орфей в аду»: Вы слыхали как поет генсек? (рецензия) - Журнал Интересант - сайт

«Орфей в аду»: Вы слыхали как поет генсек? (рецензия)

«Злободневность» в премьере Театра музкомедии победил классический канкан

31.10.16 театр

Театр музыкальной комедии, который сегодня находится на небывалом подъеме - на некоторые спектакли билетов не достать - в основном благодаря мюзиклам, не забывает и о главном своем предназначении - музыкальной комедии, или оперетте. Которую, набивши руку на мюзиклах, здесь теперь ставят с не меньшим размахом. И очередной премьерой стала оперетта Жака Оффенбаха «Орфей в аду» в постановке Юрия Александрова.

Оперетта на злобу дня

«Моцарт Елисейских Полей», как называли Оффенбаха современники, был очень плодовитым композитором - за свою жизнь написал около ста оперетт, не считая музыкальных произведений других жанров. Но «Орфей в аду», пожалуй, одна из самых значимых его работ. К тому же седьмой из десяти детей кантора синагоги Жак Оффенбах придумал такой жанр, как опера-буфф, к которому и относится написанный в 1858 году «Орфей в аду». То есть не хотел Оффенбах подходить серьезно к сюжетам оперетт - и правильно делал: только так, легко и с насмешкой, можно преподносить все эти водевильные истории. Иначе - тоска. К тому же у Оффенбаха, как сказали бы сегодня, был явный сатирический талант. Его произведения своего рода опусы на злобу дня, «Орфей в аду» - это одновременно пародия на античные мифы, классическую оперу и буржуазное общество. Но если в ХIX веке злоба дня была одна, сегодня она совершенно другая.

Вот в Театре музкомедии и пошли по этим стопам, осовременив оперетту до предела. В результате либретто Гектора Кремье, с которым работал Оффенбах, благодаря автору русского текста Олегу Солоду и создательнице стихов Сусане Цирюк изменилось до неузнаваемости. Где-то там, в аду или в раю, Кремье с Оффенбахом должны были, наверное, покинуть свои места, чтобы увидеть и услышать то, что происходило на сцене Театра музкомедии.

Тем более что, согласно мифологии, переход с земли на небо и обратно вполне возможен. Вот и герой оперетты Орфей спускается за своей женой Эвридикой в ад, а потом спокойно возвращается обратно. Уже один. Потому что на земле эта парочка друг другу смертельно надоела. В этом и заключается пародия на античный миф - шалун Оффенбах переставил все акценты. Шалуны из Музкомедии добавили к этим акцентам столько современных шуток-прибауток, что мало не покажется.

Итак, Эвридика влюбляется в бога подземного царства Плутона, похожего на Никиту Джигурду. Он ее в свое царство и утаскивает. Композитор Орфей этому только рад, но Общественное Мнение в образе потрепанной дамы считает, что он должен страдать и тем самым поднимать свой рейтинг. Орфею не остается ничего другого как отправляться туда же, вместе с Общественным Мнением.

И вот он оказывается на Олимпе, где обитают античные боги во главе с Юпитером: вылитый генсек Брежнев - брови, ордена и красное знамя в руке вместо молнии. Но авторитетом он не пользуется - у всех богов свои капризы, открывающие простор для тех самых шуток на злобу дня. Все первое действие, редко разбавляемое музыкой, и посвящено перепалкам, в которых нашлось место всему: университету профсоюзов и его ректору Запесоцкому, горячим точкам, передаче Елены Малышевой, программе «Кривое зеркало», тендерам, коррупции, депутатам, адвокатам, питерскому климату - далее по списку, который регулярно озвучивает наше ТВ. Причем многие шутки, похоже, взяты из социальных сетей. Поэтому ожидаемы и не слишком смешны. Такой «злободневности» вполне могло бы быть и поменьше. Но небольшой канкан, который когда-то придумал Оффенбах и который впервые увидел свет именно на показе «Орфея в аду», в конце первого действия все-таки будет. И это частично спасает ситуацию.

Античный миф с веселым концом

Второе действие, пусть оно и вдвое короче первого, спасает ситуацию окончательно. «Злободневных» шуток здесь поменьше, музыки побольше и вообще все так красочно, многолюдно и ярко, что начинаешь понимать, в чем прелесть оперетты вообще. Именно при постановке «Орфея в аду» в свое время были сняты ограничения, по которым Оффенбаху разрешалось ставить только одноактные спектакли и выводить на сцену не больше четырех человек. Вот уж когда он оторвался по полной - в спектакле задействованы десятки человек. В Музкомедии к тому же у них шикарные костюмы, хорошие голоса и, что немаловажно в этом жанре, отличные фигуры у женщин. Ну и финальный канкан, или, как его называли раньше, инфернальный галоп, будет исполнен блестяще. Как выясняется, некоторые классические варианты совершенно не нуждаются в пародиях и осовременивании, чтобы быть принятыми на ура.

Что же касается героев, то Орфей, уходя на землю, обернется - специально, а значит, Эвридика останется в подземном царстве навсегда. Но в отличие он античного мифа это совсем не грустная история - Эвридика станет вакханкой и обретет свободу. Орфей - рейтинг. Танцуют все!

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

новости

  • Петербург встретит ноябрь мокрым снегом и умеренным ветром

  • «Поверил в справедливость российского правосудия». Первый вернувшийся в РФ бизнесмен из «списка Титова» получил три года колонии

  • Еще один участок на КАД перекроют. В субботу будет не съехать с Пулковского шоссе на внутреннее кольцо

  • Шокирующее убийство ребенка в Нарьян-Маре: три уголовных дела и нетрезвый с ножом в «Сказке»

  • Экс-главе дагестанского УФАС гуманный суд смягчил наказание: после отсидки ему разрешили устроиться на госслужбу на два года быстрее

  • В Ленобласти прекращается навигация маломерных судов

  • В Купчино кипяток из прохудившейся трубы обварил прохожего и создал затор

  • Путин нашел спасение для медицины. Студентов будут посылать в «медотряды»

  • Долговая нагрузка россиян - на максимуме. В кредитах больше половины работающего населения

  • BMW отзывает в России более 4 тысяч машин. Проблемы с безопасностью у них обнаружились спустя почти два десятилетия

  • В длинные ноябрьские выходные в Петербурге будут работать ночные автобусы

  • По официальному курсу ЦБ РФ евро войдет в ноябрь на повышении, а доллар - на понижении

  • Индекс РТС перебрался за 1450 пунктов впервые за шесть лет

  • Пьяный волгоградец обезглавил жену и мать, а потом попытался и сам отправиться вслед за ними

  • Минздрав увидел, как сократилось число врачей в регионах. Объясняют отток, в том числе, социальными проблемами и низкими зарплатами

  • Социальное расслоение и тяжелая жизнь: ВЦИОМ выяснил, что большинство россиян не ощущают народного единства

  • В Ленобласти увели полуприцеп с сушеными финиками почти на 4 миллиона рублей

  • Окинава лишилась своего символа - дотла сгорел знаменитый замок Сюри, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

  • «Спроса нет»: переход на четырехдневную неделю пока не поддержало ни одно предприятие

  • Четыре года после трагедии: В Петербурге вспоминают погибших при крушении авиалайнера А321 над Синаем

  • Рост тарифов ЖКХ: Где больше и меньше всего подорожает коммуналка

  • Минфин решил поэкспериментировать с самозанятыми в Петербурге, Ленобласти и еще на 17 «новичках»

  • Россиян предупреждают о выдающих себя за следователей телефонных мошенниках. Они ведут разговор о БАДах

  • Какие у Евневича «заслуги перед Отечеством»? В Петербурге гадают, за что наградили хозяина «Максидома»

  • В Карелии нашли утонувших рыбаков. Следствие говорит о непогоде

  • Требуется блогер-путешественник на зарплату - такую работу предлагают в Британии

Орфей в аду (Orpheus in der Unterwelt) - бурлескная опера в 3 (существует редакция в 4 актах) актах (Земля, Небо, Аид) по либретто Эктора Кремье и Людовика Галеви. 1984 Берлин.
Музыкальная редакция: Германн Лампрехт.
Инсценировка: Гётц Фридрих.
Балет, хор и оркестр театра "Дойче опер", дирижер - Хесус Лопес Кобос


Хулия Мигенес-Джонсон - Эвридика
Дональд Гробе - Орфей
Мона Зифрид
Ганс Бейрер
Астрид Верней

Хельмут Лонер - Фриц Стикс

Особенно рекомендую обратить внимание на этого гениального комического исполнителя (и режиссера-постановщика) - Хельмута Лонера. Его куплеты "Когда я был королем в Беотии" в 3 д. забыть невозможно. Настоящий самородок, гений в прямом смысле слова.

В постановке нет никаких особых модернизмов или эффектов (думаю все было и при Оффенбахе - например светящиеся буквы на дверях в 1 акте, при схождении Эвридики в царство Плутона), однако выдумка, отменный юмор, хорошо съигранные образы - вызвали у меня бурю восторга. Остроумие - вот главное достоиство шедевра Оффенбаха (подтрунивание над Вагнером - цитаты из кольца, или перечеркнутое старое название отеля Олимп - Валгалла.)


Аллегории Оффенбаха и Галеви довольно прозрачны - это конечно пародии на современные нравы и на быт совреммеников Жака. А что сказать об Богах танцующих канкан? А Эвридика (которая кстати полураздета - явный признак скромности), сказавшая о счастливой супружеской жизни "чем такая жизнь, лучше в ад!"


Сюжет довольно прост. Оффенбах взяв за основу оперу Глюка, передалал трагедию на фарс, причем события остались теми же, но поданными в юмористическом ключе. Орфей сговаривается с Плутоном, чтоб избавиться от надоевшей жены, в результате некая гадюка кусает змею (илинаоборот) и "бесценное сокровище" Орфея наконец-то отбывает с глаз долой; наш музыкант не особо печалится - он пирует с молодыми хористками. Этот непорядок становится известен богам (живущим в отеле Олимп (бывшем отеле Валлгалла)), и вот Юпитер наказывает Орфею спуститься в аид, и забрать свое "сокровище" назад. Орфей протестует "Я уже не люблю!". Но делать нечего - придется забирать "гадюку" из аида.


Вот полное содержание Орфея:


Акт I
Общественное Мнение обьясняет свою роль в опере, как защитницы морали. Её цель – переделать историю музыканта Орфея и красавицы Евридики (которые будучи мужем и женой ненавидят друг друга) в назидательную историю о любви и супружеской верности. К несчастью, Эвридика тайно любит пастуха Ариста, а Орфей – пастушку Хлою. Когда однажды ночью Орфей путает свою жену с любовницей, всё открывается и Эвридика требует развода. Орфей, боясь реакции Общественного Мнения на скандал, заставляет Эвридику молчать, мучая её своей игрой на скрипке, которую та терпеть не может.
В следующей сцене появляется пастух Арист (на самом деле это - переодетый бог Плутон) и поёт песенку о том, как он ненавидит пасти овец.))) Эвридика обнаруживает ловушку на ферме Ариста, и думает что она подстроена Орфеем для убийства её любовника. На самом деле ловушка – результат сговора между Орфеем и Плутоном, чтоб убить Эвридику для того чтоб Плутон мог заполучить её для себя, а Орфей получить свободу. Плутон заманивает Эвридику в ловушку, она погибает, но затем открывает что смерть не так уж плоха, если бог смерти влюблён в тебя.
Плутон и Евридика весело и с песнями снисходят в Ад, Орфей избавился от нелюбимой жены, все довольны. Но тут вмешивается Общественное Мнение, и угрожая испортить музыкальную карьеру Орфея, заставляет его спустится в Ад и спасти жену. Орфей неохотно соглашается.


Акт II
Боги и полубоги заснули от скуки. Становится немного веселея, когда появляется богиня охоты Диана и поет о своём новом любовнике Актеоне. Юпитер, шокированный поведением своей дочери, которой полагается быть девственной богиней, превращает Актеона в белого оленя. Затем является Плутон, рассказывает о прелестях адской жизни, и в итоге подымает небожителей на бунт против Юпитера из-за невкусного нектара, омерзительной амброзии и смертельной тоски миической жизни. На Олимпе происходит революция, но новости о прибытии Орфея заставляют богов приянть подобающий вид и не ударить лицом в грязь перед Общественным Мнением смертных.
Орфей просит вернуть ему Эвридику, Плутон не соглашаеться и Юпитер решает спустится в Ад чтобы лично разобраться в сложившейся ситуации. Остальные боги умоляют его взять их с собой, Юпитер соглашаеться, все ликуют.

Акт III
Плутон вынужден скрывать любовницу от Юпитера и от её мужа. Эвридика, оставленная без общества, скучает. Лакей Джон Стикс не скрашивает её одиночества, а только утомляет постоянными рассказами о том, как он был королём Беотии, пока не умер. Юпитер открывает, где спрятана Эвридика, и проникает в её темницу через замочную скважину, превратившись в муху. Они встречаються, влюбляються и поют любовный дуэт, причем партия Юпитера целиком состоит их жужжания)))). Позже он открывает Эвридике, кто он и обещает свою помощь.

Акт IV
Сцена представляет пир богов в аду, где нет нектара и амброзии, но зато есть вино. Эвридика проникает на пир, переодевшись вакханкой и готовится к побегу, который устаевает для неё новый любовник – Юпитер. Но задуманный побег срывается, когда следует приглашение на танец.
Увы, Юпитер умеет тацевать только старинный медленный менуэт, а все остальные находят этот танец ужасно скучным. После менуэта следует самая знаменитая часть оперы – «Адский галоп». (мелодия галопа положила начало танцу Кан-кан). Все танцуют, но веселье прерывается унылыми звуками скрипки, извещающими о появлении Орфея, который явился за своей женой. Но у Юпитера есть план, и он обещает не отдавать Эвридику обратно к мужу. Согласно мифу, Орфей не должен оглядываться назад, иначе он потеряет Эвридику навсегда (что Орфей вовсе не прочь сделать). Но Общественное Мнение зорко надзирает За Орфеем и не даёт ему сжульничать. Тогда Юпитер кидает молнию за спину Орфея, от испуга тот отпрыгивает и оглядываеться назад. Все заканчивается счастливо.

Акт 1

Общественное Мнение объясняет свою роль в опере, как защитницы морали. Её цель – переделать историю музыканта Орфея и красавицы Эвридики (которые будучи мужем и женой ненавидят друг друга) в назидательную историю о любви и супружеской верности. К несчастью, Эвридика тайно любит пастуха Ариста, а Орфей – пастушку Хлою. Когда однажды ночью Орфей путает свою жену с любовницей, всё открывается и Эвридика требует развода. Орфей, боясь реакции Общественного Мнения на скандал, заставляет Эвридику молчать, мучая её своей игрой на скрипке, которую та терпеть не может.

В следующей сцене появляется пастух Арист (на самом деле это - переодетый бог Плутон) и поёт песенку о том, как он ненавидит пасти овец.) Эвридика обнаруживает ловушку на ферме Ариста, и думает что она подстроена Орфеем для убийства её любовника. На самом деле ловушка – результат сговора между Орфеем и Плутоном, чтоб убить Эвридику для того чтоб Плутон мог заполучить её для себя, а Орфей получить свободу. Плутон заманивает Эвридику в ловушку, она погибает, но затем открывает, что смерть не так уж плоха, если бог смерти влюблён в тебя. Плутон и Эвридика весело и с песнями снисходят в Ад, Орфей избавился от нелюбимой жены, все довольны. Но тут вмешивается Общественное Мнение, и угрожая испортить музыкальную карьеру Орфея, заставляет его спустится в Ад и спасти жену. Орфей неохотно соглашается.

Боги и полубоги заснули от скуки. Становится немного веселее, когда появляется богиня охоты Диана и поет о своём новом любовнике Актеоне. Юпитер, шокированный поведением своей дочери, которой полагается быть девственной богиней, превращает Актеона в белого оленя.

Затем является Плутон, рассказывает о прелестях адской жизни, и в итоге подымает небожителей на бунт против Юпитера из-за невкусного нектара, омерзительной амброзии и смертельной тоски мифической жизни. На Олимпе происходит революция, но новости о прибытии Орфея заставляют богов принять подобающий вид и не ударить лицом в грязь перед Общественным Мнением смертных.

Орфей просит вернуть ему Эвридику, Плутон не соглашается и Юпитер решает спустится в Ад чтобы лично разобраться в сложившейся ситуации. Остальные боги умоляют его взять их с собой, Юпитер соглашается, все ликуют.

Плутон вынужден скрывать любовницу от Юпитера и от её мужа. Эвридика, оставленная без общества, скучает. Лакей Джон Стикс не скрашивает её одиночества, а только утомляет постоянными рассказами о том, как он был королём Беотии, пока не умер.

Юпитер открывает, где спрятана Эвридика, и проникает в её темницу через замочную скважину, превратившись в муху. Они встречаются, влюбляются и поют любовный дуэт, причем партия Юпитера целиком состоит их жужжания. Позже он открывает Эвридике, кто он и обещает свою помощь.

Сцена представляет пир богов в аду, где нет нектара и амброзии, но зато имеется вино. Эвридика проникает на пир, переодевшись вакханкой и готовится к побегу, который устаивает для неё новый любовник – Юпитер. Но задуманный побег срывается, когда следует приглашение на танец. Увы, Юпитер умеет тацевать только старинный медленный менуэт, а все остальные находят этот танец ужасно скучным. После менуэта следует самая знаменитая часть оперы – «Адский галоп». (мелодия галопа положила начало танцу Кан-кан). Все танцуют, но веселье прерывается унылыми звуками скрипки, извещающими о появлении Орфея, который явился за своей женой. Но у Юпитера есть план, и он обещает не отдавать Эвридику обратно мужу. Согласно мифу, Орфей не должен оглядываться назад, иначе он потеряет Эвридику навсегда (что Орфей вовсе не прочь сделать). Но Общественное Мнение зорко надзирает За Орфеем и не даёт ему сжульничать. Тогда Юпитер кидает молнию за спину Орфея, от испуга тот отпрыгивает и оглядывается назад. Все заканчивается счастливо.

- (лат. Orpheus), мифич. греч. певец, родом из Фракии, сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра (или Аполлона). Своим пением и ш рой на кифаре он зачаровывал даже животных и растения. Он ввел культ Диониса и принял участие в походе аргонавтов … Словарь античности

Эвридика (жена Орфея) - Орфей и Эвридика Камиль Коро … Википедия

Образ Орфея в искусстве - Образ Орфея в искусстве художественный образ персонажа древнегреческой мифологии Орфея в искусстве. Музыка Джулио Каччини/Якопо Пери: Эвридика, опера (1600) Клаудио Монтеверди: Орфей, опера (1607) Доменико Белли. Страдающий Орфей, опера… … Википедия

Оффенбах Ж. - (Offenbach; наст. фам. Эбершт, Eberscht) Жак (Якоб) (20 VI 1819, Кёльн 4 X 1880, Париж) франц. композитор, театр. дирижёр, виолончелист. Детские годы провёл в Германии. Первым учителем музыки был отец кантор синагоги Исаак Иуда Эбершт… … Музыкальная энциклопедия

Оперетта - Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола») Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с д … Википедия

Эвридика - Федерико Червелли. Орфей и Эвридика … Википедия

Эвридика Античный мир. Словарь-справочник.

ЭВРИДИКА - Имя ряда мифологических персонажей, из которых наиболее известна нимфа или дриада, жена фракийского певца Орфея. Умерла, будучи ужалена змеей. Предание о том, что смерть настигла Эвридику, когда она пыталась убежать от пасечника Аристея,… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ЭВРИДИКА - Имя ряда мифологических персонажей, из которых наиболее известна нимфа или дриада, жена фракийского певца Орфея. Умерла, будучи ужалена змеей. Предание о том, что смерть настигла Эвридику, когда она пыталась убежать от пасечника Аристея,… … Список древнегреческих имен

Оперетта - (итал. operetta, уменьшит. от opera; букв. маленькая опера). 1) С 17 в. до сер. 19 в. небольшая опера. Смысл термина О. с течением времени менялся. В 18 в. с ним часто связывали определ. жанровый тип (бытовая комедия, пастораль),… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Орфей в аду , Оффенбах Жак. Репринтное нотное издание Offenbach, Jacques`Orph?e aux enfers`. Жанры: Operas bouffes; Stage Works; Operas; Comic operas; Fairy operas; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring… Купить за 2070 грн (только Украина)
  • Орфей в аду , Оффенбах Жак. Репринтное нотное издание Offenbach, Jacques "Orph?e aux enfers" . Жанры: Operas bouffes; Stage Works; Operas; Comic operas; Fairy operas; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры