Венгрия культура и традиции. Венгрия

Главная / Бывшие

Зарождалась культура Венгрии во времена обращения венгерского народа в христианскую веру в конце X в. При властвовании короля Иштвана I держава и общество были перестроены по западноевропейским канонам, искоренив ветхие традиции прошлого и всяческое воздействие восточной культуры, Венгрия становилась на путь развития в рамках европейского сообщества.

Малоизвестная культура Венгрии

Государственная культура Венгрии имеет богатые многовековые традиции, но вследствие периферийного положения державы в Европе и языковой обособленности, относительно мало известна за ее пределами. Специфическим для венгерской культуры является искусство рукоделия пастухов, изделия из рога, дерева, кости и кожи.

С давних времен культура здесь развивалась самобытно – мужчины украшали орудия труда узорами с элементами национального орнаментом, это были палки и кнуты со свитым кожаным плетением. Мастерили пастухи топорища, ковши, свирели и древесные фляжки, декоративно обтягивали их кожей. Солонки, рога для вина, перечницы, шкатулки – все это тут не редкость. Для нанесения узоров использовали разную технику: процарапывание, а после этого втирание красок, рельефную или же барельефную резьбу, инкрустацию.

Религия Венгрии

Страна многих конфессий с давними традициями секуляризма и веротерпимости – все это Венгрия . Основная религия Венгрии – католицизм, на второй позиции – протестантизм, в меньшинстве находятся православие, иудаизм и мусульмане. Но это страна , где довольно крепки именно религиозные традиции, что очень сильно повлияло на искусство и культуру и отразилось на архитектуре края. Достопримечательности Венгрии – это удивительный пласт общемировой культуры.

Экономика Венгрии

Сегодня экономика Венгрии находится примерно на одном уровне с Польшей, Словакией и Хорватией. Национальная валюта – форинт. Такие деньги родом из Флоренции, где в XIII веке чеканили золотую монету, называемую золотой флорин.

Наука Венгрии

Располагая солидным потенциалом, страна активно участвует в программах европейского сотрудничества. Наука Венгрии достигла высокого уровня в области исследований оптики, физической химии, ядерной физики, генетики, биохимии, прикладной математики и других учений.

Искусство Венгрии

Широко представлено изобразительное искусство Венгрии в бесчисленных музеях Будапешта. Картины всемирно известных художников Рембрандта, Рафаэля и Эль Греко являются культурным достоянием державы.

Кухня Венгрии

Озера и реки страны богаты рыбой, поэтому национальная кухня Венгрии в основном состоит из рыбных блюд. Популярностью пользуются: тиссайская стерлядь, балатонский судак и дунайский сом. Также принято подавать на стол много овощей: баклажанов, кабачков, помидоров, различной капусты лука.

Обычаи и традиции Венгрии

В религиозные обычаи и традиции Венгрии вошел День святого Иштвана. Отмечается он венграми с особым торжеством. Главные действия происходят в соборе Св. Иштвана там, где хранятся мощи правой руки венгерского короля. Эстергомский кардинал проводит праздничную мессу, после чего празднующие люди проносят реликвию по городским улицам. Завершает праздник салют.

Спорт Венгрии

Одна из важных составляющих частей культуры страны – спорт Венгрии . Эта европейская держава является одной из самых известных спортивных стран во всем мире, благодаря поколению легендарных футболистов 1950-1960-х годов.

В конце IX века мадьярские племена из Западной Сибири переселились к Дунаю, начав, таким образом, формирование государства Венгрия. Современную Венгрию ежегодно посещают миллионы туристов, чтобы увидеть многочисленные венгерские исторические памятники, посетить знаменитые местные бальнеологические курорты, а также покупаться в водах «Венгерского моря», как иногда называют озеро Балатон.

География Венгрии

Венгрия находится в Центральной Европе, на севере она граничит со Словакией, на востоке – с Румынией и Украиной, на юге - с Югославией и Хорватией, а на западе – со Словенией и Австрией. Общая площадь этой страны составляет 93 030 квадратных километров, а общая длина государственной границы – 2 242 км.

Значительная часть территории Венгрии находится на Среднедунайской равнине. Это значит, что большая часть территории Венгрии имеет равнинный рельеф. На севере Венгрии находится горный массив Матра. Именно там туристы могут увидеть самую высокую венгерскую гору – Кекеш, высота которой равняется 1 014 м.

Через всю территории Венгрии с севера на юг протекает река Дунай. Еще одна крупнейшая река в Венгрии – Тиса.

Венгрия знаменита своими озерами, которых там очень много. Самые известные из них – озеро Балатон, чья площадь составляет 594 кв. км, а также озера Веленце и Ферте.

Столица

Столица Венгрии – Будапешт, население которого на данный момент составляет почти 1,9 млн. человек. История Будапешта начинается с I в. до н.э. – тогда на этом месте существовало поселение кельтов.

Официальный язык Венгрии

В Венгрии официальным языком является венгерский, относящийся, как считают лингвисты, к угорской группе, входящей в уральскую языковую семью.

Религия

Главная религия в Венгрии – христианство. Около 68% населения Венгрии – это католики, 21% - кальвинисты (ветвь протестантизма), 6% - лютеране (ветвь протестантизма).

Государственное устройство Венгрии

Венгрия является парламентской республикой. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Национальному собранию, в котором заседают 386 депутатов. С 2012 года в Венгрии действует новая Конституция.

Глава государства – Президент, который избирается Национальным собранием.

Венгрия состоит из 19 областей, а также из Будапешта, считающегося отдельным административным регионом.

Климат и погода

Климат в Венгрии континентальный с холодной, снежной зимой, и с теплым летом. На юге Венгрии возле города Печ климат средиземноморский. Средняя годовая температура - +9,7C. Средняя температура летом - от +27С до +35C, а зимой - от 0 до -15C.

Ежегодно в Венгрии выпадает около 600 мм осадков.

Реки и озера

Река Дунай течет по территории Венгрии на протяжении 410 км. Главные притоки Дуная - Раба, Драва, Сио и Ипель. Еще одна крупнейшая река в Венгрии – Тиса с притоками Самош, Красна, Корос, Марос, Хернад и Сайо.

Венгрия знаменита своими озерами, которых там очень много. Самые известные из них – озеро Балатон, а также озера Веленце и Ферте.

Длина береговой линии озера Балатон, которое, кстати, сами венгры называют «Венгерским морем», составляет 236 км. В Балатоне водится 25 видов рыб, возле него обитают аисты, лебеди, утки и дикие гуси. Сейчас озеро Балатон приставляет собой отличный пляжный и бальнеологический курорт.

Также отметим еще одно известное венгерское озеро – Хевиз. Это озеро является популярным бальнеологическим курортом.

История Венгрии

На территории современной Венгрии до нашей эры жили кельтские племена. В 9 г. до н.э. Венгрия (Паннония) стала провинцией Древнего Рима. Позже здесь жили гунны, остготы и лангобарды. В конце IX века территорию современной Венгрии заселили мадьяры (венгры)

Большинство ученых полагают, что родина современных венгров находится где-то в Западной Сибири. Эта теория подтверждается тем, что венгерский язык относится к угорской группе, входящей в уральскую языковую семью. Т.е. венгерский язык похож на финский и эстонский языки.

В 895 г. н.э. мадьяры создали федерацию племен, образовав, таким образом, собственное государство.

Расцвет средневековой Венгрии начался при короле Иштване Святом (примерно 1 000 г.н.э.), когда страна официально была признана католическим апостольским королевством. Через некоторое время к Венгрии были присоединены Хорватия, Словакия и Трансильвания.

Венгерский король Бела III имел ежегодный доход в 23 тонны чистого серебра. Для сравнения, в то время ежегодный доход французского короля составлял 17 тонн серебра.

В 1241-1242 годах на территорию Венгрии вторглись татаро-монголы, которые, впрочем, не смогли покорить венгров.

С конца XIV века венгры вели постоянные кровопролитные войны против Османской империи. В 1526 году после поражения при Мохаче венгерский король становится вассалом турецкого султана.

Только в 1687 году турки были выбиты из Венгрии, и эта страна стала принадлежать Австрии, т.е. Габсбургам. В 1867 году была образована Австро-Венгерская империя, в которой венгры фактически получили равные права с австрийцами.

После окончания Первой мировой войны, в 1918 году, в Венгрии была провозглашена Венгерская Советская Республика, просуществовавшая до августа 1919 года.

В период Второй мировой войны Венгрия воевала на стороне Германии. После завершения Второй мировой войны была провозглашена Венгерская Народная Республика (это произошло в августе 1949 года).

В 1990-м году в Венгрии состоялись первые выборы на многопартийной основе, а на политической карте мира появилась Республика Венгрия.

Культура

Венгры очень гордятся своей культурой, которая заметно отличается от культур соседних стран. Дело в том, что венгры (мадьяры) является в Европе пришлым народом, переселившимся на территорию современной Венгрии из Западной Сибири в IX веке.

На культуру венгров заметное влияние оказала Османская империя, а также Австрия. Это и понятно, т.к. Венгрия долгое время была фактически провинцией этих империй. Тем не менее, мадьяры (венгры) до сих пор остаются самобытным народом.

Самый известный в Венгрии народный традиционный праздник – Farsang (Масленица), который проводится со времен Средневековья. В Шаркёзе Масленица отмечается особенно пышно, т.к. считается, что в этом регионе живут «настоящие» венгры, предки которых пришли на Дунай в IX веке из Западной Сибири. Во время Масленицы, перед наступлением Великого поста, венгерская молодежь ходит по улицам в страшных масках и распевает шутливые песенки.

Каждый февраль в Будапеште проводится фестиваль Мангалица с многочисленными конкурсами, выставками и дегустацией блюд венгерской кухни. Дело в том, что мангалица – это знаменитая порода венгерских свиней.

Венгерская архитектура тесно связана с именем Одона Лехнера, который в конце XIX века создал национальный венгерский архитектурный стиль.

Среди венгерских поэтов и писателей следует обязательно выделить Шандрора Петефи, Шандора Марайи и Петера Эстерхази. В 2002 году Нобелевскую премию по литературе получил венгерский современный писатель Имре Кертес.

Самым известным венгерским композитором является Ференц Лист (1811-1886 гг), создавший Веймарскую школы музыки. Среди других венгерских музыкантов и композиторов следует назвать Белу Бартока и Золтана Кодайя.

Кухня Венгрии

Венгерская кухня такая же особенная, как и культура венгров. Главные ингредиенты венгерских блюд – овощи, мясо, рыба, сметана, лук и молотый красный перец. В 1870-х годах в Венгрии активно стали развивать свиноводство, и теперь мясо свиней является традиционным для венгерской кухни.

Возможно, кто-то скажет, что венгерскую кухню прославил знаменитый гуляш, однако в Венгрии есть еще много традиционных очень вкусных блюд. Туристам советуем в Венгрии обязательно попробовать рыбный суп «халасле», курицу с перцем, паприкаш из картофеля, форель с миндалем, жареную свинину с кислой капустой, лечо, соленые и сладкие кнедлики, фасолевый суп и многое другое.

Венгрия славится своими винами (например, «Токайское вино»), однако в этой стране производят и неплохое пиво. Кстати, в последние годы венгры почему-то стали пить больше пива, а не вина.

Достопримечательности Венгрии

Венгрия является настоящим «кладом» для туристов, которые любят экскурсионные туры. В этой стране насчитывается большое количество исторических памятников, среди которых есть около 1 тысячи дворцов и средневековых крепостей. В десятку лучших достопримечательностей Венгрии на наш взгляд входят следующие:


Города и курорты

Многие из венгерских городов были образованы на месте римских поселений. Именно так появились Печ и Секешфехервар, которые сейчас считаются самыми древними городами Венгрии.

На данный момент крупнейшие венгерские города – Будапешт (1,9 млн. человек), Дебрецен (210 тыс. чел.), Мишкольц (170 тыс. чел.), Сегед (более 170 тыс. чел.), Печ (около 170 тыс. чел.), Дьёр (130 тыс. чел.), Ниредьхаза (120 тыс. чел.), Кечкемет (110 тыс. чел.) и Секешфехервар (около 110 тыс. чел.).

Венгрия знаменита своими бальнеологическими курортами, среди которых самыми популярными являются Хевиз, Хайдусобосло, Купальни Графа Сечени, Шарвар на берегу реки Раба и Балатонфюред. Вообще, в Венгрии насчитывается около 1,3 тыс. минеральных источников, которые можно использовать для лечебных целей.

Популярным пляжным курортом в Венгрии является озеро Балатон, хотя одновременно здесь располагаются и бальнеологические (термальные) курорты. На берегах Балатона находятся такие популярные курорты, как Балатонфюред, Кестхей и Шиофок.

Сувениры/покупки

  • Паприку (красный молотый перец);
  • Вино;
  • Палинку (фруктовая водка, которую делают из слив, абрикос или вишни);
  • Вышивку, включая скатерти, постельное белье, полотенца, салфетки и одежду;
  • Фарфор (самые известные венгерские фабрики фарфора - Herend и Zsolnay);
  • Вяленое мясо (особенно свинина мангалица).

Часы работы учреждений

Время работы магазинов:
Пн-Пт: с 9.00 до 18.00
Сб: с 9.00 до 13.00

Большие супермаркеты открыты круглосуточно, а некоторые из них работают и по воскресеньям.

Часы работы банков:
Пн-Пт: с 08:00 до 15:00
Сб: с 08:00 до 13:00

Виза

Для въезда в Венгрию украинцам необходимо оформить визу.

Валюта Венгрии

Форинт – официальная валюта Венгрии. Международное обозначение форинта: HUF. Один форинт приравнивается к 100 филлерам, но сейчас филлер уже не используется.

В Венгрии пользуются банкнотами следующих номиналов: 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000, 10000 и 20 000 форинтов. Кроме того, в обращении находятся монеты номиналом в 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 форинтов.

В этом номере редакция открывает рубрику “Эссе” несколько необычной статьей. В ней отражен взгляд на культурную жизнь Венгрии с левых позиций. Мы не практиковали публикацию такого рода материалов и будем рады, если узнаем мнение читателей о целесообразности предоставления страниц журнала подобным обзорам.

Мы горды тем, что открывает этот новый круг публикаций Иштван Сердахейн – один из ведущих философов и литераторов Венгрии, на протяжении долгих лет главный редактор журнала “Критика”, затем - “Уй Форум”. И.Сердахейн был также главным редактором 19-томной энциклопедии по всемирной литературе (самая большая энциклопедия по литературе в мире), за руководство ее созданием И.Сердахейн был награжден в 1995г. “Орденом маленького креста Венгерской Республики”. Он является лауреатом литературной премии им. Аттилы Йошефа, генеральным секретарем “Литературного общества им. Надя Лайоша”, автором монографий по эстетике и литературе. Его научные и литературные публикации составляют более чем двадцать томов.

ПОЛОЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЕНГРИИ *

Иштван Сердахейн

Прописной истиной историографии является положение о том, что определение вех истории – вопрос очень сложен.

С точки зрения истории политики прелюдией того времени, в котором мы живем, являются выборы, проведенные весной 1990 года, которым в свою очередь предшествовал короткий переходный период с осени 1989 года. Но культурно-исторический анализ момента появления сил, определивших состояние современной венгерской культуры, обращает нас к середине 70-х годов.

Это различие обнаруживается и на терминологическом уровне: период после 1956 года у нас принято называть “эпохой Кадара”, в области культуры это же самое время называют “эпохой Ацелия”. И не безосновательно: Дьердь Ацел сумел добиться относительной автономии для находящейся под его руководством системы учреждений.

______________________

Сердахейн Иштван – доктор философских наук, секретарь общества им. Надя Лайоша (Венгрия)

* Редакторы литературного перевода - доктор филологических наук Бенямин Сас, доктор искусствоведения Виктор Арсланов

Статья подготовлена к публикации по инициативе и при содействии доктора исторических наук Тамаша Крауса и кандидата философских наук Людмилы Булавка

В данном обзоре нет возможности для анализа сложной личности и еще более сложной политической деятельности Ацела. Шандор Ревес с полным правом говорит, что хотя его монография об Ацеле (1997) насчитывает более 400 страниц - он взялся за создание книги, которую невозможно “написать”. Было бы грубым упрощением утверждать, что возглавляемая в целом политика культуры не была лишена субъективизма и произвола; более того, своими дилетантскими, снобистскими мерами, отрицательной селекцией он нанес тяжелый урон культуре.

С другой стороны, Ацил обеспечил несравненно более благоприятные условия для развития нашей национальной культуры, чем все предыдущие и последующие эпохи. В наше время уже общепринято, что время Ацела было “золотой эпохой” в истории венгерской культуры. Ацел с успехом заключил компромисс между интеллектуальными элитами и политическим руководством, сведя к минимуму запреты, вытекающие из политического положения Венгрии (1).

Ацел способствовал расширению гласности, проводил хитрую политику в интересах финансирования культуры.

Впрочем, цензура, хотя и юридически не оформленная, как и запретные списки все же существовала. Но фактом является и то, что эта цензура действовала произвольно и к тому же глупо. Ее легко можно было обвести вокруг пальца. К тому же Великая свобода, вызванная сменой строя, не продемонстрировала общественности ни одно произведение, которое бы заслуживало быть опубликованным ранее (2).

Беззастенчивый орган политической оппозиции “Беселе” с 1981 года практически был подписным изданием и только смехотворными лжемерами старались ограничить число подписчиков.

Весьма характерно, что во второй половине 80-х годов оппозиционная интеллигенция обвиняла эту политику культуры не в полицейско-государственной диктатуре, а в так называемом патернализме.

Оглядываясь назад, можно сказать, что приметы перемен появились уже в начале 80-х годов. Технократы-экономисты реформ начали тогда утверждать, что продукты культуры - тоже рыночный товар, и сферу культуры надо реорганизовать так, чтобы она стала самофинансируемой отраслью, способной устоять в мире рыночной конкуренции и не нуждающейся в поддержке извне. Возникшая по этому поводу и в течение последующего полудесятилетия продолжавшаяся в стране дискуссия (см. Дъердь Раднаи, 1986) доказала, что сфера культуры никогда не могла и не может быть самоокупаемой, что ее финансирование не только не мешает расцвету экономической сферы, но, наоборот, является необходимым условием ее развития.

Однако руководство партии и правительства вместо этого сделали совсем противоположное. Результат очевиден: обнищание и развал системы культурных учреждений, который в наши дни достиг апогея.

Превращение домов культуры в забегаловки; конкуренция научных трудов и поэтических сочинений с детективами и научно-фантастическими изданиями; более низкая оплата труда научных исследователей по сравнению даже с низкоквалифицированными рабочими - все это началось не в 1990-ом году, а значительно раньше. Я помню, как в 1984 году, когда меня назначили главным редактором ведущего в стране культурно-публицистического журнала, заместитель министра высмеял меня, услышав, что я мечтаю о зарплате как у типографского механика или “левака-рабочего”. Победа технократически-монитарного направления расшатала не только материальную базу, не только систему культурных учреждений, но и политическую систему, одновременно сопровождаясь определенными идеологическими последствиями.

Государственный патронаж в 80-е годы и главным образом с 1984 года - со временем появления на сцене фонда Сороса - значительно ослабел и проигрывал в Западу в деле обеспечения стипендий, научных командировок и других видов помощи. В результате в сфере культуры уже тогда появилось двоевластие, несмотря на то, что в политике еще долго сохранялась монополия государства.

Параллельно с этим изменился и облик руководства в области политики просвещения. В период с середины 1960-х гг. до середины 70-х гг. венгерская интеллектуальная жизнь, хотя еще и продолжались последние бои сектанско-догматических сил, переживала эпоху ренессанса. Было “открыто окно” в сторону западной культуры, но при условии сохранения всего ценного в марксизме. Было оговорено: если марксизм хочет играть роль гегемона в общественной жизни, тогда ему надо взять на себя функции действительно открытой профессиональной “нормальной науки”. Но этой цели не удалось достичь: критическая адаптация, обдумывание проблем сразу же перешли в подражание модным западным направлениям, тем более, что это открывало выгодные возможности для карьеры.

Основной причиной этого было то, что образованность Д. Ацелья не выходила за рамки мещанского снобизма, а в теоретико-идеологических вопросах он был просто безграмотен (Ш.Ревес,1997). Речи и статьи ему писали референты (советники), мнение которых было решающим. Члены этого круга время от времени менялись, и эти изменения Ацел приспосабливал к тому, кто становился в это время популярным и модным. Этих личностей под знаком политики “пряника” он поддерживал в том случае, если они открыто стояли в оппозиции. И так как с середины 1970-х годов у нас вызывали сенсацию необычные идеи подражателей западной субъективистской моды, а в 1980-е годы распространился постмодернизм (Петер Агарди, 1997) - палитра кадрового окружения Ацела в соответствии с этим также постепенно менялась.

К середине 1980-х годов многое свидетельствовало о том, Ацел уже “перестроился”, что наиболее очевидно подтверждают те его высказывания (Д.Ацел, 1986,1987), в которых он провозглашал равноценными эклектико-идеалистические труды молодого Д.Лукача и его марксистские произведения. Начавшаяся тогда волна последующей всевенгерской дискуссии (И.Сердахейк - К.Вереш, 1957) сделала достоянием общественности тот факт, что в венгерской интеллектуальной жизни марксизм попал под перекрестный огонь открытых нападений - вследствие этого он оказался в положении обороняющегося отступления, а его представители или покинули его, поменяв как хамелеоны убеждения, либо стали жертвами неизменного очернения и пренебрежения (И.Сердахейи,1985; И.Сердахейи -Карой Т.Кереш 1987).

Между второй половиной эпохи Ацела и сегодняшним положением ясно проявляется преемственная связь. Если мы посмотрим кто те люди, о которых в своей монографии Ш.Ревес (1997) в 70-е и 80-е годы пишет как о новых советниках и консультантах Ацелы, то увидим, что эти кадры после смены общественного строя все без исключения сохранили свои позиции и сегодня именно они занимают руководящие посты в академиях и университетах, более того - их можно видеть на экранах телевизоров, они представляют элиту в журналах, в книгоиздательстве. Почти не противостоящие Ацелу или нейтральные по отношению к нему лево-марксисткие общественные деятели исчезли с арены действий, тогда как кадры Ацела 70-х и 80-х годов сохранились, более того - в “живых” остались даже фактически умершие, например, Ева Анчел, труды которой заботливо переиздаются и ныне.

Поскольку в Венгрии смена режима произошла не по воле масс, живущих в благосостоянии и политическом безразличии, а в результате тайного советско-американского пакта (3), так и дальнейшая судьба культурной жизни сложилась соответственно этому. Этот великодержавный пакт был реализован как сделка между молодым поколением коммунистических кадров и между современными разнокалиберными оппозиционными группами, срочно набранными с периферии интеллектуальной жизни. Поэтому их позиции выражали весьма различные групповые интересы, но вовсе не естественные интересы национальной культуры или какие-либо другие общественные интересы. Помню, в год смены режима один откровенный западный наблюдатель высказал такую мысль: ведущих личностей венгерской оппозиции вполне может хватить на создание редакции добротного литературного журнала, но для создания способного на что-либо правительства - вряд ли. Из этого можно было бы сделать вывод, что у нас в будущем будет достаточно иных проблем, но новые представители власти по крайней мере хотя бы прекратят то наступление на культуру, которое провозгласили кадры поздней эпохи Ацела под девизом - “ культура - тоже товар”. Но это наше ожидание, впрочем как и многие другие - также оказалось иллюзией.

Специалисты, конечно, по-прежнему старались довести до осознания то, что от краха спасти нас может только развитие системы культурных учреждений (см. Дьердь Рожа 1995), и эта точка зрения была отражена во всех правительственных программах (см.Петер Агарди, 1997). Но осуществление этих программ даже не пришло на ум новым правящим кликам, как и то, что все остальные предвыборные заверения были завораживающей народ демагогией. Переделом наглости сегодняшних политиков является тот факт, что министр культуры и образования, приводящий в исполнение разгром и разложение системы культурных учреждений, высокомерно подчеркивает решающее значение культуры (см. Балинт Мадьяр, 1996).

Сегодня уже общеизвестно, что провозглашение принципиальных прав свободы культуры - пустые слова, т.к. прошедшая в сфере печати концентрация собственности отдала интеллигенцию на произвол “либеральной диктатуры”, а ренессанс культурного развития сменился крахом культуры (см. Габа Кенцел,1996).

Самым первым было наступление на имеющее международное значение венгерское книгоиздательство и киноискусство, которые во время консолидации социалистического строя с 1960-х по 1980-е годы вышли на мировой уровень. Как я уже упоминал, перевод этой отрасли на рыночные отношения начался уже в эпоху Ацела, а материальные возможности здешней системы учреждений все боле сужались, их профиль все больше определялся обслуживанием произведений западной массовой культуры. Новые режимы только ускорили эти процессы тем, что приватизирование книгоиздательства и кинопроизводства (государственное имущество частично было переведено в собственность венгерских клиентов западного капитала, а большая часть просто спущена за бесценок западным владельцам капитала) незамедлительно привело их к краху. Характерным примером здешней беззастенчивости является то, что даже издательство Венгерской Академии Наук передали в руки одной голландской фирмы, которая уволила большую часть редакторов этого издательства и с тех пор эта имеющая столетние традиции цитадель венгерского научного книгоиздания занимается лишь алиби-деятельностью.

Результат: осуществление тех кошмарных картин, которые в свое время даже я считал преувеличениями и которые Иштван Рерманн (1967,1974) описаны в 1960-е и 70-г. Достаточно только бросить взгляд на городские книжные киоски, чтобы определить засилье сексизданий, триллеров и слащавых романов, которые распространяют ту пленительную иллюзию, что если у нас - как и в любом капиталистическом мире приходит в упадок мораль, разваливаются семьи, молодые поколения становятся жертвами наркотиков, на улицах ведут перестрелку банды гангстеров, то беда ни в коем случае не в общественной системе, а только в поведении отдельных людей.

Правда, книжные киоски пестрят значительным количеством радующих глаз своим исполнением научно-популярных журналов и изданий. Но и они - орудия манипуляции, поскольку объединяя в себе упрощенную для читателей политическую, научную, художественную и т.д. информацию со сплетнями, безвкусицей, сенсациями по поводу летающих тарелок, гороскопами, оккультивными и мистическими учениями, определяют общий характер мировоззрения, основанного на иррационализме. Точно такая же тенденция пронизывает репертуар кинематографа, радио.

Но и эта лжекультура весьма недоступна для венгерской публики. С 1990 по 1996 г. более чем в 10 раз увеличились цены на книги (см.Ласло Петер Зентаи, 1996), характерно, что цены на учебники выросли в еще более ошеломляющем темпе, к 1994 -ому году цены по сравнению с 1991 годом выросли в 28 раз (см. Петер Агарди, 1997). Тогда же с 1985 по 1995 год количество кинотеатров уменьшилось на 83%, зрителей - на 80%, венгерских фильмов - на 50%.

Факт, что при нынешнем общественном строе - в отличие от предыдущего - не существует цензуры (в строгом смысле этого слова) или официальных “запретных списков”. Зато существуют возросшие до небес цены на бумагу, типографские затраты, которые немыслимо оплатить. “В правовом государстве деньги есть оружие,” - писал Аттила Йожеф во времена многопартийной системы при Хорти; это оружие и в наше время заряжено.

Ведь в водовороте смены общественного строя общественные деньги, предназначенные на финансирование культуры, сплавили в лапы такой фондовой системы, которая действует с более безучасто-жестокой и бесконтрольно-произвольной надменностью, чем отдел культуры ЦК партии во времена Сталина (см. Католин Бошшани, 1995; Ласло Лендел, 1995; Ержебет Салом, 1995; Иштван Сердахейи, 1995; Габо Юхас, 1996; Иван Селени, 1996).

Этот аппарат террора может действовать тем более эффективнее, поскольку система книжной торговли также потерпела крах, попала в руки мафии, и поэтому здесь не может осуществляться корректирующая роль рыночной конкуренции. Более того, на этом рынке не может быть представлен значительный спрос большей части традиционного читательского слоя, а именно - средний класс, т.к. представляющая его интеллигенция - обеднела, можно сказать - даже попала в полосу опасности – маргинализации (Петер Агарди, 1997), она обременена ежедневными заботами о пропитании и не может оплатить возросшие до небес цены на книги, которые вдобавок ко всему еще содержат общий налог с оборота, что однозначно демонстрирует враждебную культуре политику правительства.

Так сложилась эта обстановка, при которой даже если какой-то венгерский писатель, поэт или ученый, сменив дни на ночи, создаст значительный труд, тогда, если только он не входит в число фаворитов культурной диктатуры, и в первую очередь- либеральных кругов, фонда Сороса - для него просто немыслимо найти издательство для публикации своей рукописи, Ну, а если все же каким-то образом он и сможет собрать деньги, покрывающие типографские расходы, отказавшись от собственного гонорара, он все равно не попадет на книжный рынок, поскольку мафии книжной торговли предпочитают распространять детективы, сексиздания и гороскопы. В любом случае его труд не дойдет до читателя, т.к. у последнего не окажется денег на покупку.

Может остаться надежда на библиотеки, которые (хотя денег у них на приобретение новых книг почти нет) могли бы в качестве безвозмездного пожертвования принять и таким образом сделать доступными для читателей эти труды. Но с 1990 по 1995 год число публичных библиотек уменьшилось более чем на 50%, а читательский взнос за запись в национальную венгерскую библиотеку недавно повысили до 2.000 форинтов (1 доллар = 200 форинтов, что приблизительно в 100 раз больше того взноса, который был раньше (Петер Агарди, 1997). Легко можно подсчитать, что не сегодня-завтра цены на входные билеты в разные музеи и на выставки будут такие же высокие как в единственном духовном завоевании нового общественного строя - а именно в порнографических кинотеатрах.

Наступление на массовую культуру, как было упомянуто выше, началось также уже в эпоху Ацела приведением к рыночным отношениям деятельности домов культуры. При новых режимах эти учреждения попали под подозрение как остатки коммунистической системы и их полному уничтожению помешало только противостояние органов местных самоуправлений, но число их работников к нынешнему времени все же уменьшилось на 30 % , а посетителей - почти на 50 % (Петер Агарди, 1997)

В 1990 году пришедший к власти христианско-национальный курс кроме того, что начал постепенно возвращать государственные школы в руки церкви, поначалу еще не смел поднимать руку на систему образования. А сменившее его в 1994 году социал-либеральное правительство не испугалось и этого. В первой половине 1996 года уже приблизительно 5400 педагогов были безработными (Петер Агарди, 1997), а поступление в ВУЗы и плата за обучение в них в результате новейших мер делает их доступными практически только для “новых богатых” (см. Мария Бониферт, 1996).

Итак, начался тот процесс, который поставил невидимые, но непреодолимые преграды перед приобщением к культуре низших слоев общества, а интеллигентов - как это предсказал в упомянутых выше трудах Иштван Германн - превратит в обученных дипломированных чернорабочих под властью ни в чем ни разбирающихся политиков и “дубинных” менеджеров.

Эта культурная контрреволюция началась летом 1995 года, когда было заявлено не только о том, что со следующего года умственный труд не получит ни копейки налоговых льгот, но стало очевидным и то, что новому общественному строю нет никакой нужды в молодых специалистах из сферы умственного труда. Бюджет университетов и институтов урезали, ряды преподавателей сократили, а студентам заявили, если они хотят получить диплом - пусть за это платят.

Идеологию для этой контрреволюции дало летнее заявление “социалистического” министра финансов. По его мнению, все предыдущие привилегии сферы культуры нужно было отменить, потому что “нет никакой разницы между умственной работой творческой интеллигенции и кровельщиком самого низшего разряда - стоимость копейки в каждом кармане одинакова, поэтому ничем нельзя обосновать тот факт, что первые должны платить меньший налог с дохода, чем вторые”.

Из этого, с одной стороны, выясняется то, что этот министр настолько же не информирован о положении дел в стране, как во время колонизации какой-нибудь английский джентельмен в деревнях африканских туземцев. Ведь все кроме него знали, что из зарплат или гонораров работников умственного труда кассы в любом случае автоматически высчитывают причитающиеся казне сумму. И напротив, если мы нуждаемся в работе кровельщика - или любого другого мастера - можем быть уверенными, что сумма, о которой договорились, перейдет из кармана в карман, из нее налоговые власти не получат ни копейки.

И хотя, правда, что стоимость копейки в кармане любого человека одинакова, все же суть дела в том, за какой труд человек получает эти копейки.

Работникам умственного труда нужно учиться на 5-10 лет дольше для того, чтобы начать зарабатывать, а начальная зарплата молодых специалистов считается хорошей, если она составляет сумму, которую более ловкие мастера могут заработать за 1-2 дня. И за этим кроется не экономическая закономерность, в силу которой деятельность дипломированных специалистов с точки зрения национальной экономики непропорционально менее ценна, чем работа мастеров. Как раз наоборот, как я уже упоминал, давно общеизвестным является тот факт. что на мировом рынке мы можем создать спрос только на основе достижений нашей умственной творческой работы и творческих умов.

Из этого еще выясняется, что отдающие приказы африканским туземцам английские колонизаторы яснее представляли себе законы на мировом рынке, чем посаженные на наши шеи министры, не располагающие даже таким знанием. А если и располагают, то не в их интересах следовать данной логике, как не в интересах английских господ было создание в африканских джунглях университетов и публичных библиотек, ведь их собственные дети учились в Оксфорде или Кембридже.

Еще более агрессивным представителем такой катастрофической политики является бывший министр финансов Ласло Бекеши, который и во время экономического развала системы Кадара уже занимал данный пост. Его карьера - одна из самых круто восходящих коммунистического режима: получив дипломы Высшей Политической школы и Военной Академии, он с должности референта отдела налогов в Сельском совете поднялся до кресла министра. В своей программе он утверждал (см. Мария Бониферт, 1996), что различные слои многочисленного лагеря - те, кто своими голосами на выборах помог социалистической партии стать правящей, “ наверняка разочарованы” деятельностью этого правительства, но он желает не того чтобы были исполнены предвыборные обещания, а того, чтобы те, кто был приведен к власти под знаком правительственной ответственности, открыто порвал с левосторонними ценностями. Слово “культура” вообще не фигурирует в этом писании, но одно из его выражений - “сокращение обязательств государства” -наверняка намекает на сокращение расходов на культуру, равно как и косвенный намек, следующий из другого его выражения - “ помогать экспорту и капиталовложениям за счет потребления”. Мы хорошо знаем о красиво звучащих лозунгах - “осуществление успешного накопления капитала”, “повышение конкурентоспособности экономики” - мы хорошо знаем, что они обозначают: аферисты-мальчики из банков и мафиози черной экономики будут и дальше увеличивать свои и до этого успешно заграбастанные миллионы и их конкурентоспособность”.

Во всяком случае, в период с 1985 по 1995 год в Венгрии число научных исследователей уменьшилось на 50% (Петер Агарди, 1997), и по одному из радиосообщений, сделанных в октябре 1997 года 40% ученых, занятых в фундаментальных исследованиях, покинули стран - эмигрировали за границу.

При виде этих устрашающих признаков культурной контрреволюции у отдельных представителей новой духовной элиты также появились сомнения, которые они время от времени высказывают на страницах печати. Таких протестующих “либеральных” публицистов обычно призывают к порядку тем, что советуют интеллигенции не хныкать, т.к. эта цена нашего вступления в Европейский Союз. Легко было бы доказать, что это демагогия: разрушая систему просветительских учреждений, правительство толкает нас не в Европу, а к Средней Африке.

А, с другой стороны, уже пришло время понять, что вдохновители этого “татарского нашествия” на культуру давали не новоиспеченные либеральные публицисты и озверевшие главные бухгалтеры, а те интеллигентские клики, которые действительно сейчас не имеют никакого морального права “хныкать”. Выдвинутые в позднюю эпоху Ацела - и сегодня обладающие исключительным правом выступлений на экранах телевизоров - ученые-общественники, живущие за счет того, что с университетских кафедр, со страниц специальных журналов пропагандируют идеи постмодернизма, более эффективно служат “новым богатым”, чем демагогия министров культуры.

Апостолы этих взглядов на протяжении многих лет вдалбливают в общественное сознание, что от представляемых ими наук нельзя ожидать никаких точных знаний (Миклаш Алмаши, 1992), в них каждая мысль по своей внутренней природе неустойчива, и главным образом подходит для того, чтобы подобно разговору глухих вести никогда не приводящий к строго очерченной правде диалог с другими, подобными же теориями (Ийожеф Сили, 1992). И если это действительно так, преподавание этих наук в средних и высших школах совершенно излишне, и те, кто их преподает и пропагандирует, не заслуживает ни копейки помощи - бесцельная болтовня действительно является роскошью.

Если прав так почитаемый у нас Арон Кибеди Варга, то мы имеем дело с таким основанным на различиях информационным обществом, о котором в “свои оптимистические минуты” говорят классики постмодернизма Лиотард и Ваттимо. Не будет общепринятых научных ценностей, а каждый индивидуум сам будет составлять свою собственную временную и отличающуюся от всех остальных систему ценностей, тогда те представители отечественной интеллигенции, которые из-за разгрома нашей системы культурных учреждений, дела школьного образования били в набат - оказываются врагами прогресса. Ведь если в ”постмодерном мире” каждый итак сможет сам смастерить - к тому же во всех отношениях временно- действующим в данный момент способом - свою научно-культурную систему ценностей, тогда в образовании, школах нет надобности. Безграмотный человек - это такой постмодерный человек, у которого в его актуальной на данный момент системе ценностей умение писать и читать не входит в число необходимых познаний. И Ванечка, когда он заявляет, что дважды два - пять, осуществляет возможность, представленную этим “информационным обществом”: ”внести изменения в модифицированные и независимые от личности нормы”.

Такие же доводы приводили в защиту культурной контрреволюции те теоретики литературы, критики и антиэстеты, которых объявили гениями как представителей постмодернистской белиберды - художественной литературы общих фраз. Если трудности композиции разрешаются бессвязностью текста, то бессмысленность - верный знак тонкой современной иронии, а изображение художественной правды - старомодное бесцельное усилие, по сравнению с тем гениальным открытием, которым является поток слов, выписанных из словарей синонимов (см. Эрне Кулчар Сабо, 1994).

Так что, проблемой является не то, каким образом мы можем дать отпор поднятой до правительственной программы финансовой безграмотности, а другое - до каких пор венгерская интеллигенция будет мириться с фактом, что тон задают такие авторы работ, которые за модными, бессвязными текстами ложных философий и эстетик маскируют отсутствие собственной концепции. Если в интеллектуальной общественной жизни мы не сможем завоевать прав на настоящую систему ценностей, не сумеем восстановить достоинство познания и обучения, научного знания, честь произведений искусства, осознающих важные общественные истины. то потом обвинять в потере нашей национальной культуры мы можем в первую очередь только самих себя.

Заканчивая анализ нашего состояния дел, нужно рассмотреть еще одну область идеологической культуры, которая, как общеизвестно, в большой мере влияет на основные тенденции, проявляющиеся в других областях культуры.

Как считает Петер Агарди (1997), обобщая мнения лучших аналитиков венгерской политической культуры, отечественное общественное мышление определяют четыре основные идеологические течения:

А) консервативное, христианско-национальное;

Б) радикальное народно-национальное;

В) либеральное, буржуазно - демократическое;

Г) левое, социалистическое.

Они уходят корнями в ХIХ век, но в 1948 году (в том числе, значительная часть левых) с их диктаторскими средствами лишили гласности. С середины 60-х годов они вновь появились на сцене, а с 1988 года могли действовать уже открыто.

На выборах 1990 года, благодаря их лживым обещаниям и воздержаниям от антикоммунистических подстрекательств, победила коалиция консервативно-христианского, национального и радикального народно-национального крыла, но, на мой взгляд, у них до сих пор нет значительно разработанной идеологии, выходящей за рамки лозунгов, равно как и распространяющегося через средства массовой информации собственного влияния, и которому им мешает имеющееся в них засилье идеологии “либералов”.

Идеология левых социалистов с середины 1980-х годов постепенно разрушалась, и причин для этого было много (см. И.Сердахайн, 1988). С одной стороны, официальная, пользующуюся привилегиями “марксизма-ленинизма” и возможностями распространения через систему партучебы, она до 1970-х г. большей частью оставалась устаревшей, несущей черты сталинской эпохи. С другой стороны, партийное руководство навязало стране половинчатые экономические эксперименты и кавалькаду апологетических рыночных теорий, полностью отказавшись от политических и идеологических. В результате уже ко второй половине 1980-х годов возник полный идеологический хаос; марксизм дискредитировал себя; в широких кругах распространилась идеология западного неоконсерватизма - идеология “деидеологизации”, а среди молодежи еще и иррационализм, мистицизм.

В 1989-1990 гг. в кругах партийного руководства произошел ряд переворотов и “путчей”, а бывшая коммунистическая партия реорганизовалась в правую социал-демократическую партию. После победы на выборах в 1994 году она осуществляла радикально-консервативную капиталистическую программу.

Подлинно левую социалистическую интеллигенцию практически изгнали из средств массовой информации и ее возможности заявлять о своей позиции в печати в данных экономических условиях еще более ничтожны, чем те, которыми располагала в период либерализации эпохи Кадара “преследуемая” оппозиция. Ряды этой интеллигенции разделились, распались на мелкие, неспособные на идеологический синтез или, по крайней мере, хотя бы на солидарность секты.

Манипуляторы общественным мнением внушают, что марксизм развалился вместе с советской империей, что его больше не существует (разоблачение этих манипуляций см. Ласло Гараи, 1995).

В тоже время стоит отметить, что основополагающие идеи социалистическо-марксисткого мировоззрения - почти в фольклорной форме органически встроились в идеологическую культуру народных масс.

Результатом этого, с одной стороны, является то, что против нео-консервативной капиталистической демагогии эти массы определенным образом вооружены. А с другой, - если до сих пор и нет, то в перспективе возможно усиление опасности нарастания социальной демагогии радикальных народно-национальных правых.

В Венгрии так называемое либеральное буржуазно-демократическое направление на самом деле под маской либерализации представляет собой даже очень радикальную неоконсервативную капиталистическую идеологию. Несмотря на то, что на выборах 1990 года, вызвав недоверие своими враждебными антикоммунистическими-антисоциалистическими нападками, она потерпела поражение, но с помощью иностранного капитала либералам были обеспечены ведущие позиции в элитарной сфере культурной жизни и в средствах массовой информации.

На выборах в 1994 году буржуазные либералы-консерваторы не завоевали большего доверия, но в качестве коалиционного партнера “победившей социалистической партии в настоящий момент не только принимают участие в управлении страной, но и определяют характер этого правительства.

“Либеральную” идеологию следует рассмотреть поближе. Один из ее главных теоретиков - Ева Ч.Димеши - излагает следующий ход мысли. По ее определению всякая идеология - реакция живущих в данной общественно-исторической ситуации класса, слоя группы на вызов своего положения, а ситуацию определило осознание интересов и программное формулирование целей, вытекающих из этого основного принципа действия. Или речь идет о том, что различные идеологии не хуже и не лучше одна другой, они выражают лишь различные сферы общественных интересов“ (с.18). Пожалуй, от этого либерального ученика восьмилетки уже можно ожидать при владении логическим способностями – и такого суждения: хотя жизненная ситуация и интересы убийцы-сексопата и его жертвы фактически различны, но в “человеческом качестве” они не отличаются друг от друга, между ними нет разницы.

Следовательно, в соответствие с этой логикой, между ганстерской буржуазией и основным трудовым населением страны нет разницы в нравственном и идеологическом отношениях (см. Петер Агарди, 1997).

Этот “либерализм” нельзя относить к кругу фашистских идеологией, он не пропагандирует агрессивной исключительности. Он совсем не против того, чтобы существовала альтернативная идеология, которая бы выражала интересы бедных: осуждала безработицу, которая за период за период с 1990 года по 1996 выросла настолько, что составляет 1/4 часть всего работающего населения (см. Перет Агарди, 1997); осуждала рост обнищания (в 1995 г. уже одна треть населения страны жила ниже официального прожиточного минимума и скачкообразный рост смертности населения. Правому либерализму нужно только то, чтобы идеологии, выражающие интересы тех, кто увольняет работников с работы, поднимает уровень смертности и нищеты, цены на лекарства, квалифицировались бы как эквивалентные. Ведь этим самым устраняются все преграды на пути увольнений и поднятия цен, ибо “эквивалентность“ идеологий сочетается с вопиющим материальным неравенством: за “либеральной” идеологией стоит власть капитала, а за левой - идеология пустых карманов. При таком положении дел нет необходимости в колючей проволоке и вышке с пулеметами. Уволенные с работы получат причитающуюся им по закону компенсацию, живущие в нищете могут открыто ругать существующий строй, а свободная пресса, радио, телевидение проповедуют свободу. А смерть от болезни - естественная смерть. Никто не нарушает, не задевает основные принципы демократии, правовой государственности.

Проблема лишь в том, что, по словам одного из ведущих представителя венгерского “либерализма”, Миклоша Тамаша Гашпара (1997), венгры все же “больше ненавидят демократию, чем Салаши, Кадара и Ракоши вместе взятых”. Автор этой статьи возмущен столь уничтожительным мнением о венгерском народе и его якобы враждебности демократии. Венгры не против демократии, но одним из признаков мудрости венгерского народа и его политической культуры является то, что эту “либеральную” демократию он оценивает по заслугам.

Примечания

1. Проблемы, которые были связаны с Версальскими мирными договорами, подписанными после 1 и 2 Мировых войн и также с националистическими мирами соседних социалистических “братских “ стран: в течение нескольких лет после 1945 года большая часть венгерского населения в Чехословакии не имела даже гражданских прав. Особенно это относится к Румынии после 1956 года, где проводилась агрессивная, ассимилирующая политика по отношению к венграм. В этом отношении не был исключением и Советский Союз: например, после переписи населения в конце 70-х годов в список проживающих народов на его территории венгры не были включены, в то время как их численность (200 тыс. человек), значительно превышала количество малочисленных национальностей, имеющих свои автономные округи (примечание редактора).

2. В Венгрии опубликованные в газетах, журналах работы и рукописи книг не надо было показывать никакому учреждению, т.е. цензуры практически не существовало. Под цензурой понимали нечто другое: как во всех социалистических странах все издательства были в руках государства и главные редакторы назначались государственными органами власти и получали соответствующие директивы на издательскую политику. И сверху часто “спускали” списки, - каких авторов нежелательно публиковать или не публиковать. И если редактор часто нарушал эти установки - его можно было “снимать“ с поста. Но редактор, как правило, был заинтересован в сохранении своего поста. Т.е. государство осуществляло свою цензуру через механизмы государственной собственности. Но даже при смене политического режима этот метод цензуры сохранился, изменился лишь вид собственности: государственная сменилась на частную.

3. В период так называемой перестройки между Горбачевым и его американскими партнерами шла речь и о судьбе европейских соцстран. И тогдашнее “советское” руководство согласилось помочь Америке в восстановлении капитализма в этих странах силам Запада. И за такую помощь руководители США обещали руководству Советского Союза определенные экономические выгоды. Это был фактически тайный пакт. Об этом говорят левые политики Западной Европы. Америка вероятно обещала что эти страны после роспуска Варшавского Договора не вступят в НАТО и обещала заменить экономические контакты средней Европе своими. Конечно, после распада СССР они считали не нужным выполнять свои обещания.

Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии.

Зарождение венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000–1038 гг.) государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. Это означало, особенно в средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (1458–1490 гг.), который покровительствовал деятельности гуманистов.

Религия в Венгрии

В Венгрии отношения между церковью и государством в XX в. носили достаточно сложный характер. Несмотря на то, что Конституция 1949 г. номинально гарантировала религиозную свободу, коммунистический режим конфисковал церковную собственность, преследовал духовенство, упразднил религиозные ордена, национализировал приходские школы. Кардинал Йожеф Миндсенти был заключен в 1949 г. в тюрьму за противодействие этим мерам.

В конце концов, религиозные организации и государство достигли соглашения, по которому они признавали контроль со стороны режима. Взамен государство разрешало церквям проводить службы и оплачивать содержание священников. Государственное управление по религиозным делам могло отменять назначения церковных должностных лиц и священников. В 1964 г. правительство заключило соглашение с Ватиканом, нацеленное на нормализацию отношений между венгерской католической церковью и государством. Дипломатические отношения с Ватиканом были восстановлены в 1978 г. В 1990-е годы церкви вновь открыли свои школы и другие учреждения, которые были закрыты во время коммунистической диктатуры.

При законодательно гарантированной свободе совести церковь отделена от государства, но поддерживается им материально. Подписанное в 1997г. соглашение с Ватиканом предусматривает возвращение венгерской католической церкви значительной части объектов образовательного, культурного и социального назначения и выплату компенсаций за остальные. По аналогии с этим имеется в виду урегулировать соответствующие проблемы с остальными церквами.

В стране насчитывается около 260 культовых организаций и религиозных объединений, охватывающих своим влиянием 74% населения. Среди верующих 73% составляют католики и греко-католики, 22% – реформаты и протестанты других направлений, 4% – евангелисты (лютеране). Примерно по 0,2% насчитывают баптисты, православные различного толка, иудаисты. Существует незначительная буддистская община.

На сегодняшний день религиозная жизнь в Венгрии регламентируется Законом о религии, принятом еще в 1990 году. Согласно этому закону для регистрации любой религиозной организации (которая обозначается как «церковь») необходимо, чтобы было в наличии 100 последователей, руководитель, центр организации и простой устав. В этом случае местный суд должен зарегистрировать организацию в качестве «церкви». Каждая такая «церковь» получает государственные субсидии на недвижимость, а также на содержание общеобразовательной конфессиональной школы, если таковая у организации есть. В адрес своей религиозной организации верующие могут перечислять 1 % подоходного налога. Пожертвования, которые церкви сами собирают со своих верующих, являются их частным делом, и чиновники не контролируют этот процесс. Главное требование ко всем церквям заключается в том, что ни одна церковь не может заниматься хозяйственной деятельностью, то есть церкви запрещено даже сдавать свои здания в аренду.

Материальная культура Венгрии

В современной Венгрии не забыты традиционные отрасли народного декоративно-прикладного искусства. К специфическим для страны видам такого искусства относятся изделия пастухов из дерева, рога, кости, кожи. Издавна пастухи украшали красивым орнаментом орудия труда – палки и кнуты с искусно свитым кожаным плетением, изготовляли топорища, ковши, свирели, деревянные фляжки, декоративно обтянутые кожей, рога для вина, солонки, перечницы, шкатулки. При нанесении орнамента применяли различную технику: процарапывание, а затем втирание краски, рельефную или барельефную резьбу, инкрустацию.

Развито в Венгрии и производство декоративной керамики: обливные тарелки, кувшины обычно украшены цветочным или геометрическим орнаментом. Раньше крестьяне любили украшать свои жилища яркими керамическими изделиями, развешивая их по стенам, и раскладывая по полкам.

Гончарные изделия имели свою региональную специфику, так в Мохаче изготовляли черные жбаны и кувшины, в южной части Альфельда – четырехгранные расписные бутылки, миски, глиняные человеческие фигурки.

В районе города Калоча и сейчас распространен очень интересный вид декоративно-прикладного искусства – узорная роспись штукатурных стен. Оштукатуренную и побеленную стену комнаты покрывают сплошным узорным орнаментом, таким же, какой используется и в вышивках.

Венгерская народная культура - это сложный синтез традиций различных этнических компонентов, вошедших в состав сформировавшегося в средние века венгерского народа.

Бурное социально-экономическое развитие Венгрии после установления в ней народно-демократического строя в 1945 г., вызвавшее большие изменения во всей жизни народа, способствовало и быстрой трансформации традиционной народной культуры. Однако это не приводит к потере национальной специфики: народные традиции лишь видоизменяются, утрачивая те черты, которые отжили свой век, и принимая новые формы, более приспособленные к современным условиям жизни.

Так, издавна видное место в экономике страны занимало скотоводство - традиционное занятие мадьярских кочевников еще до их переселения на Дунай. В прошлом скотоводческое хозяйство было особенно развито в горных районах Северной Венгрии, Альфёльде, Хортобадьской степи, где оно носило экстенсивно-пастбищный характер. Обширная Хортобадьская степь с выжженной солнцем травой, почти безлюдная, с торчащими кое-где колодцами-журавлями, к которым пригоняли свои стада на водопой одетые в живописные костюмы пастухи, часто привлекала своей экзотикой многих иностранных туристов. Особенно своеобразны были чикоши, пастухи конных табунов. В наброшенных на плечи нарядных белых плащах - сюрах - в черных войлочных шляпах с полями, они объезжали свои стада верхом на конях. Крупный рогатый скот пасли гуйяши, овец - юхасы; большие стада свиней паслись в дубовых рощах под присмотром кондашей.

За последнее время жизнь Хортобадьской пусты совершенно изменилась. Сооружение Восточного канала дало возможность превратить засушливую степь в плодородные земли. Однако по-прежнему в государственных и кооперативных хозяйствах успешно развиваются молочное животноводство, овцеводство и свиноводство.

Пастбищное содержание скота повсеместно заменено стойловым, но старые, наиболее целесообразные приемы ведения животноводческого хозяйства, хранимые пастухами, внимательно изучаются и используются.

Старой отраслью венгерского сельского хозяйства является также виноградарство. Раньше крестьяне изготовляли вина только для себя, товарное их производство стало развиваться лишь с XIX в. И в настоящее время бытующая здесь народная практика изготовления вин широко применяется на современных заводах.

Народные традиции совершенствуются и развиваются и во многих ремеслах. Для Венгрии особенно характерны ремесла, связанные со старым скотоводческим бытом: сукновальное, скорняжное, производство деревянных и костяных изделий; распространено также узорное ткачество, гончарство.

Если в хозяйстве специфика народной культуры венгров проявляется лишь спорадически, то традиционная национальная кухня в значительной степени сохранилась. Хотя за последнее время меню венгров - и не только в городе, но и в деревне - пополнилось новыми продуктами (например, рисом), разнообразными блюдами европейской кухни, все же предпочтение отдается национальным кушаньям.

Среди жителей сельских местностей до сих пор практикуется заготовление продуктов впрок, на всю зиму, часто с применением очень древних рецептов, известных еще венграм-кочевникам. Таково, например, сваренное в воде в форме горошин и высушенное на солнце или в печи тесто (тархоня), рассчитанное на длительное хранение. Прежде пастухи Альфёльда, как и другие кочевые народы, заготовляли впрок нарезанное тонкими стружками, сваренное и высушенное мясо.

Хлеб венгры в средние века выпекали преимущественно пресный, но уже с XVI в. он постепенно вытеснялся дрожжевым. Однако пресное тесто и поныне в большом употреблении при выпечке различных кондитерских изделий, особенно во время праздников.

Народная венгерская кухня имеет некоторые восточные черты: венгры употребляют в пищу много мяса (преимущественно свинины) с острыми приправами - черным и красным перцем (паприкой), луком. Традиционными народными блюдами являются по-разному приготовленное тушеное мясо в томатном соусе (перкёльт) и известный во многих странах Европы гуляш. Но настоящий венгерский гуляш значительно отличается от одноименного блюда, распространенного в Европе. Венгерский гуляш - это густой мясной суп с картофелем и мелкими клецками, приправленный луком и большим количеством красного перца. И в наши дни ни один семейный праздник не обходится без народного кушанья - паприкаша (мясо, чаще куриное, тушенное в сметанном соусе с добавлением паприки и черного перца). Венгры употребляют в пищу много мучных изделий (лапша, клецки), овощей (особенно капусты).

Из алкогольных напитков больше всего пьют виноградное вино, а иногда и палинку - фруктовую водку. Горожане потребляют много черного, очень крепкого кофе. Чашечку такого кофе можно всегда выпить в многочисленных небольших кафе - эспрессо.

Остальные области материальной культуры венгров - поселения, жилище, одежда - за последние десятилетия подверглись быстрым изменениям. Их трансформации, безусловно, во многом способствовал рост городского населения.

В Венгрии преобладают два типа сельских поселений - большие деревни - фалу и отдельные хутора - таньи. По форме деревни различны: встречаются поселения кучевого, кругового и уличного плана. В Альфёльде преобладает звездчатая форма деревни: в центре находится рыночная площадь, а от нее во все стороны лучами расходятся улицы. С середины XVIII в. на юге Альфёльда и в Дунантуле (Задунайском крае) стали основываться большие деревни рядового плана. Центральную ось такого селения образует длинная улица, по обеим сторонам которой размещены тесно примыкающие друг к другу дома. Дворы и земельные участки располагаются за домами, перпендикулярно улице.

За годы социалистического строительства неузнаваемо изменился облик венгерских сельских поселений. В центре каждого села появились новые административные и общественные здания современной архитектуры - сельсовет, правление сельскохозяйственного кооператива, Дом культуры, школа, магазин. Все крупные села электрифицированы. С целью устранения отрицательных сторон хуторской системы поселений - изолированности жителей хуторов от культурной и экономической жизни страны - были созданы особые хуторские центры, в которых открыты торговые, административные и культурно-бытовые учреждения для обслуживания хуторян.

Значительно изменились сельские постройки венгров. В прошлом стены сельских домов были, как правило, глинобитными или сложенными из саманного кирпича; реже (в Альфёльде) встречались плетневые стены, обмазанные глиной и побеленные. Крыши - столбовой или стропильной конструкции - имели обычно соломенное или тростниковое покрытие. Старый, наиболее типичный венгерский дом - это вытянутая в длину трехраздельная постройка. Характерная ее черта - узкая галерея, идущая вдоль одной из продольных стен. Продолжение одного ската крыши образует навес и над галереей, который поддерживается несколькими каменными, саманными или деревянными столбами, часто украшенными резьбой, лепкой, росписью. С галереи входная дверь ведет в кухню, по обе стороны которой расположены двери в две комнаты: горницу у фронтонной стены и заднюю комнату, спальню или кладовую. Хозяйственные постройки либо располагаются в ряд за жилым домом (на большей части Альфёльда), частично под одной крышей с ним, либо же выстроены отдельно во дворе. Амбары часто стоят группой на краю деревни. Непременная принадлежность каждого хутора и деревни - колодец с журавлем. Вся усадьба обычно огорожена забором, плетнем или же окаймлена густым кустарником и деревьями.

Сходные во многих чертах по конструкции, планировке и строительному материалу дома все же имеют свою специфику в различных этнографических областях Венгрии. Так, например, своеобразны дома этнографической группы палоцей, живущих на горно-холмистом севере: срубные, с высокими соломенными крышами, богато украшенные резьбой на фронтоне, двухраздельные по плану (небольшие холодные сени и комната). Для Альфёльда характерны низкие трехраз-дельные дома с глинобитными или плетневыми стенами и тростниковой крышей. В комнатах иногда устраивались неглубокие полукруглые ниши. Стогообразной формы печь с плетневым основанием стояла в комнате, но топилась из кухни.

И старые жилые постройки на селе теперь во многом изменились. Прежде всего меняется их внутренняя планировка - расширяется жилая площадь за счет прежних хозяйственных помещений и пристройки новых комнат. Особенно же сильно изменяется внешний вид старых домов. Прежние соломенные или тростниковые крыши почти всюду уже заменены железными или черепичными, расширяются окна, двери, нарядно украшается фасад: его штукатурят и окрашивают клеевой краской мягких тонов - бежевой, кремовой, бордо. Случается, что верхняя и нижняя части стен окрашены в разные, удачно гармонирующие цвета. В декоративной отделке дома часто применяют роспись по трафарету растительного или геометрического орнамента. Становится другим и интерьер жилища. Старая крестьянская мебель почти полностью заменена фабричной, современной. Но народная специфика сохраняется еще в традиционной расстановке мебели, в украшении комнат национальными ткацкими изделиями - скатертями, полотенцами, половиками и пр.

С каждым годом растет и число новых домов на селе, выстроенных по типовым проектам из современных строительных материалов, в соответствии с экономическими и культурными запросами населения.

Еще в XIX в. повсеместно в Венгрии крестьяне носили традиционное народное платье. Основными частями женского народного костюма были короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, с широкими рукавами; очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки или плиссированная, надеваемая обычно на несколько нижних юбок; яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии и украшенная шнуровкой, металлическими петлями и вышивкой, и фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя ее концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами.

Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

Очень своеобразна верхняя мужская одежда венгров. Особенно известен так называемый сюр - род плаща из толстого белого сукна с широким отложным воротником, обильно украшенный аппликацией из цветного сукна и вышивкой. Его носили наброшенным на плечи, а ложные рукава завязывали на спине. Носили также шубу - длинную овчинную накидку без рукавов, губу - простого покроя короткое пальто из грубошерстного сукна с длинным ворсом.

В Венгрии существует много областных вариантов народных костюмов. Так, большой яркостью и пестротой отличалась женская одежда этнографической группы палоцей. В их одежде преобладали красные тона; широкие рукава кофты, белые наплечные платки, чепцы обильно украшались многоцветной вышивкой. Очень своеобразна одежда представительниц другой этнографической группы венгров - матьо (район Мезёкёвешд). Они носили темные, длинные, расширяющиеся книзу в виде колокола юбки, собранные у талии в мелкие сборки, и темные же кофты с короткими пышными рукавами. Особенно нарядны были их длинные черные фартуки, расшитые яркой многоцветной вышивкой и отделанные длинной бахромой. Такие же черные вышитые фартуки были необходимой принадлежностью мужского костюма матьо.

Еще в недалеком прошлом в семейной жизни венгров четко прослеживались следы старого патриархального уклада: глава семьи обладал большой властью, а женщина не имела никаких экономических прав. Во многих крестьянских семьях она не садилась вместе с мужем за стол, а ела, стоя за его спиной, на улице шла позади него и т. д.

Коренным образом изменилось положение женщины после 1945 г. По закону она получила полное равноправие с мужчиной. Законом 1952 г. отменено и ее подчиненное положение в семье. В нем говорится, например, что во всех делах семейной жизни, в воспитании детей супруги обладают равными правами и обязанностями. Государство внимательно относится к нуждам женщин-матерей, с каждым годом увеличиваются предоставленные им льготы. Большое число женщин активно включилось в общественную жизнь страны.

В семейной жизни венгров до сих пор сохраняются старые обычаи и обряды, хотя и в значительно трансформированной форме. Красочны, интересны свадебные обычаи венгерского народа, во многом сходные со свадебными обрядами соседних народов. За неделю до свадьбы дружки в народных костюмах или, в некоторых селах, специальный «свадебный староста» с разукрашенным яркими лентами посохом в руке ходят по домам односельчан и приглашают на свадьбу. Приглашенные должны на следующий день доставить в дом невесты какие-либо продукты (курицу, яйца, сметану, муку и пр.).

Свадебное шествие обычно отправляется к зданию сельсовета в строгом ритуальном порядке. Играют музыканты-цыгане, поют обрядовые свадебные песни, танцуют.

Кульминационный пункт свадьбы - свадебный обед. Еще и сейчас часто свадебный пир заканчивается старым обычаем, по которому каждый гость имеет право протанцевать с невестой один круг, заплатив за этот танец какую-то сумму денег. Старыми же обрядами еще кое-где сопровождается прощание невесты с родителями и родным домом и торжественный ввод ее в новый дом отцом и матерью.

Многогранна стала общественная жизнь венгерского народа. Большую роль в организации досуга, в культурном воспитании трудящихся города и деревни играют многочисленные клубы, Дома культуры. При них работают лектории, кружки художественной самодеятельности, хоровые и танцевальные ансамбли.

Много своеобразного, традиционного сохраняется в календарных праздниках венгров, в которых старые традиции часто переплетаются с новыми обрядами, постепенно все более устойчиво внедряющимися в повседневную жизнь народа.

Из праздников зимнего цикла, связанного с днем зимнего солнцестояния, и ныне особенно популярно рождество, которое почти потеряло свой религиозный характер и стало просто общераспространенным семейным праздником. 24 декабря уже в послеобеденное время все театры, кинотеатры, рестораны закрываются, все спешат домой. С течением времени этот праздник приобретает все более общеевропейские черты: украшенные блестящими игрушками и электрическими фонариками елки в домах, на улицах, в витринах магазинов, обмен подарками, праздничный семейный ужин и пр.

Новый год в прошлом не имел у венгров такого значения, как рождество, но теперь его встречают шумно и весело, особенно на улицах городов. Соблюдается еще старый обычай преподносить на Новый год родным и знакомым фарфоровую или глиняную фигурку поросенка - «на счастье». Символом счастья считаются также черные фигурки трубочистов, которые продаются в последние дни старого года на городских улицах (обычай, по-видимому, заимствованный от немцев).

Самый ранний и большой весенний праздник - масленица - отмечается и в городе, и в деревне ритуальными оладьями или блинами, народными гуляньями, шумными процессиями ряженых в причудливых зооморфных масках. Так, в городе Мохач молодежь, участвующая в карнавальных шествиях на масленицу, надевает деревянные маски с приделанными к ним рогами и облачается в овчинные тулупы, вывернутые мехом наизнанку и увешанные колокольчиками.

Много различных обрядов было приурочено и к народному празднику встречи весны - 1 мая. К этому дню дома в селениях украшаются цветами, зелеными ветками. На площади устанавливают «майское дерево» - березу или тополь, украшенное креповой бумагой, разноцветными лентами. Вокруг этого дерева вечером молодежь устраивает танцы, игры. Небольшие майские деревца парни ставят перед домом своих девушек; теперь же чаще вместо «майского деревца» посылают девушке букет или разрисованный горшок с цветами. Часто ставят также «майские деревья» перед домами особенно уважаемых на селе лиц.

Уже с конца XIX в. день 1 мая стал отмечаться венгерскими рабочими и как День международной солидарности трудящихся. Первая первомайская демонстрация состоялась в 1890 г. В наши дни первомайские демонстрации венгерских трудящихся отличаются большой красочностью. Нередко участники художественной самодеятельности одеты в живописные народные костюмы, представители различных профессий выходят на демонстрацию в характерных для них костюмах.

В деревнях окончание уборки урожая завершается большим празднеством. В старое время по окончании жатвы нарядные девушки с песнями несли искусно сплетенный из последнего снопа «венок урожая» к дому хозяина поля. Теперь в сельских местностях на основе этого старого обычая созданы новые формы празднования дня урожая. «Венок урожая» теперь обычно девушки преподносят председателю кооператива. После окончания уборочных работ часто в отдельных селах организуются праздники осени, во время которых устраиваются веселые карнавалы (например, карнавал фруктов), народные гулянья. Существует и общенациональный венгерский праздник нового урожая, нового хлеба. Он приурочен к 20 августа, старому национальному празднику венгров в честь основателя венгерского государства, короля Иштвана I. В социалистической Венгрии день 20 августа стал праздником Конституции и также праздником Нового хлеба. В этот день пекут большие караваи из муки нового урожая, устраиваются праздничные шествия по улицам, народные гулянья.

Особенно торжественно проходит праздник Конституции и Нового хлеба в Будапеште. Утром на Дунае можно видеть красочный водный карнавал, а вечером яркое зрелище представляет салют на горе Геллерт, который хорошо виден почти из всех районов столицы.

Последняя осенняя работа под открытым небом в селах Венгрии - сбор винограда, как правило, проходит в праздничной обстановке. На помощь собираются соседи, родственники. По окончании работы, как и после жатвы, к дому хозяина несут на палках большую связанную последнюю гроздь винограда. В некоторых областях шествия эти были очень живописны: парни в народных венгерских костюмах скакали впереди на конях, а за ними в праздничных повозках, увитых виноградными лозами, ехали одетые во все белое девушки.

Беседка или зал, где устраивается праздничное веселье по случаю окончания сбора винограда, украшаются гроздьями винограда, подвешенными к потолку. Парни соревнуются в ловкости, стремясь незаметно сорвать гроздь для своей девушки, но, если их уличают в этом, они должны заплатить штраф.

После второй мировой войны венгерский народ стал отмечать ряд новых национальных праздников. Среди них особенно торжественный характер носит День освобождения Венгрии от фашистского ига - 4 апреля. В этот день совершаются церемонии возложения венков на могилы советских и венгерских солдат, организуются митинги, демонстрации.

В современной Венгрии развиваются некоторые отрасли народного декоративно-прикладного искусства. Среди специфических для страны видов такого искусства надо прежде всего отметить изделия пастухов из дерева, рога, кости, кожи. Пастухи издавна украшали красивым геометрическим орнаментом орудия труда - палки и кнуты с искусно свитым кожаным плетением, изготовляли топорища, ковши, свирели, деревянные фляжки, декоративно обтянутые кожей, рога для вина, солонки, перечницы, шкатулки. При нанесении орнамента применяли различную технику: процарапывание, а затем втирание краски, рельефную или барельефную резьбу, инкрустацию.

К старым отраслям народного искусства принадлежит ткачество. Венгерская ткань по технике изготовления, расцветке и орнаменту имеет много общеевропейских элементов: узкие и широкие цветные полосы, простой геометрический узор и пр. Наиболее распространенные цвета ткани - белый, красный, синий и черный. Вышивка развилась у венгров позднее, чем ткачество. Старая вышивка была одно-двухцветная с простым геометрическим орнаментом. Новая вышивка многоцветная, в ней преобладает растительный орнамент - мотивы реалистических или стилизованных цветов.

Развито у венгров производство декоративной керамики: обливные тарелки, кувшины обычно украшены цветочным или геометрическим орнаментом. Крестьяне любили украшать свои жилища этими яркими керамическими изделиями, развешивая их по стенам, уставляя ими полки.

Изделия гончаров различных районов страны имели, свою специфику. Так, в Мохаче изготовляли черные жбаны и кувшины, в южной части Альфёльда - четырехгранные расписные бутылки, миски, глиняные человеческие фигурки.

В районе города Калоча распространен очень интересный вид декоративно-прикладного искусства - узорная роспись штукатурных стен. Калочские женщины покрывают оштукатуренную и побеленную стену комнаты сплошным узорным орнаментом, совершенно таким же, какой употребителен и в вышивках. Сейчас мотивы крестьянской стенной росписи используются на обойных материалах.

В эпоху капитализма народное искусство венгров пришло в упадок, но в социалистической Венгрии его развитию уделяют большое внимание. Создан Институт народного искусства, ремесленники объединены в кооперативы; лучшие образцы народного искусства широко используются в прикладном искусстве и в легкой промышленности.

Наиболее распространенные жанры венгерского фольклора - сказки и песни. Особенно многочисленны волшебные сказки. В них чувствуются восточные мотивы (например, следы шаманства) и в то же время много черт, общих со сказками других европейских народов. Значительна также группа бытовых сказок типа новелл и юмористических сказок, так называемых труфов.

И в настоящее время у венгров бытуют баллады и песни - лирические, профессиональные, обрядовые и пр. Особенно много исторических песен, в которых отображены героические эпизоды национально-освободительной борьбы народа, воспеваются любимые национальные герои - Ференц Ракоци, Лайош Кошут и др. Особую группу образуют разбойничьи песни и баллады, так называемые песни о бетярах (разбойниках). Бетяр, в народном представлении, был борцом против национального и феодального гнета, защитником бедных. Очень близки к песням о бетярах пастушеские песни: ведь пастухи тоже жили свободной,суровой жизнью. Лиричность, отражение тонких нюансов человеческих переживаний свойственны любовным песням, которые составляют, пожалуй, самую многочисленную группу.

Самобытная венгерская музыка отличается от музыки соседних народов восточным оттенком. Для нее характерны одноголосье, постоянное варьирование, пентатоника. В дальнейшем на музыку венгров большое влияние оказали цыгане. Начиная с XVII в. в городах Венгрии стала популярной та венгеро-цыганская музыка, которая широко известна благодаря ее переработке многими европейскими композиторами - Гайдном, Бетховеном, Шубертом, Брамсом и особенно Ференцем Листом. Цыганскую музыку, цыганские оркестры и сейчас очень любят в Венгрии. В настоящее время своеобразная цыганско-венгерская музыка широко распространена в городах и селах наряду с известными песнями венгерских композиторов.

Основателем венгерской музыкальной школы был Ференц Лист. Он создал наиболее впечатляющие образцы своеобразного венгерского музыкального стиля («Венгерские рапсодии», «Хунгариа»). Последователи Листа: Ференц Эркель, Бела Барток, Золтан Кодаи - являются основоположниками современной венгерской музыки, тесно связанной с народной. Большой вклад внесли венгры в создание легкой музыки. Оперетты венгерских композиторов Ференца Легара и Имре Кальмана не сходят со сцен всех театров мира.

Старые народные музыкальные инструменты венгров - волынка (дуда), свирель, различные виды щипковых инструментов (цитера, тамбур). В наше время более популярны другие, известные всем народам Европы музыкальные инструменты: кларнет, аккордеон и особенно скрипка.

Из народных танцев наиболее популярен парный танец чардаш, имеющий много вариантов. Его охотно танцуют и сейчас наряду с европейскими танцами.

За годы народной власти в стране ликвидирована неграмотность, значительно вырос культурный уровень венгерских трудящихся. В этом немалое значение имело введение единой подлинно народной системы образования, по которой обеспечивается обязательное бесплатное обучение для детей в возрасте 6 - 16 лет. Была учреждена восьмилетняя основная школа, из которой учащиеся могут поступать или в гимназии с четырехлетним сроком обучения, подготавливающие к поступлению в институт, или в четырехлетние средние профессиональные учебные заведения; в них учащиеся получают вместе со средним образованием и профессию. Характерная черта венгерского образования - развитая сеть школ и курсов для взрослых.

Венгерский народ имеет богатую национальную культуру, которой вправе гордиться. Венгерская литература особенно пышного расцвета достигла в конце XVIII - первой половине XIX в., в период острой национально-освободительной борьбы. К этому времени относится творчество выдающегося венгерского поэта Шандора Петефи, стихи и песни которого были тесно связаны с народным творчеством; Яноша Араня - автора исторических и эпических произведений; поэта и видного фольклориста Яноша Эрделя; выдающегося драматурга Имре Мадача.

В сокровищницу венгерской поэзии вошли произведения Михая Чоконаи Витеза, Михая Мёрёшмарти, Эндре Ади. Известны в Европе также венгерские писатели более позднего времени: Мор Йокаи - представитель романтического направления, писатель-реалист Кальман Миксат, автор исторических романов Геза Гардоньи, пролетарский поэт Аттила Йожеф, крупный венгерский романист Жигмонд Мориц, поэт и прозаик Дюла Ийеш, показавший в своих произведениях жизнь венгерского крестьянина в первые десятилетия нашего века, автор лаконичных повестей и рассказов Деже Костолани, именуемый у себя на родине «венгерским Чеховым», известные поэты Михай Ваци и Михай Бабич.

Определенное влияние на развитие венгерской литературы оказали писатели, эмигрировавшие из Венгрии после разгрома Венгерской советской республики 1919 г.: Бела Иллеш, Антал Гидаш, Мате Залка.

С 1945 г. в венгерской литературе развивается новое направление - социалистический реализм. Современную жизнь венгерского народа отобразили в своих произведениях Шандор Гергей, Петер Вереш, Пал Сабо и многие другие писатели.

Больших успехов достигло и венгерское изобразительное искусство. Широко известны и за пределами страны реалистические полотна большого венгерского художника Михая Мункачи, красочные пейзажи Кароя Марко, картины из быта рабочих Дюлы Дерковича, исторические полотна Берталана Секей, картины Т. Чонтвари, Йожефа Риппл-Ронаи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры