Выдающиеся вековые деревья – символы древнего Киева. Каштаны киева Какие деревья считаются символом киева яблоня

Главная / Бывшие

    Растений — символов Украины — довольно много. Как невозможно представить Россию без берзы, лиственницы, рябины и ромашки, так и красоту Украины, олицетворяют: калина, дуб, ива, вишня, тополь, барвинок и бархатцы.

    Калина .

    Она издревле считалась не только символом девичьей красоты и нежности, но и символом жизни, крови, огня. Именно калиной украшали свадебный каравай, и калину же вместе с дубом вышивали на свадебном полотенце (рушнике) — объединяя таким образом хрупкость женственности и мужскую силу.

    Как уже было сказано, дуб является символом силы, прочности и могущества. Матери своим сыновьям вышивали на рубахах листья дуба, чтобы ребнок рос сильным и крепким. И даже спали раньше на дубовых скамьях, которые, по поверьям, прибавляли силу.

    Ива или верба .

    Это дерево настолько почиталось в Украине, что даже было увековечено в названии шестой недели Великого поста — Вербная неделя. Верба считается символом весны, радости, жизни, здоровья, и плодородия. В народе считалось, что именно верба способна снять головную боль, залечить раны и даже избавить от бесплодия.

    Вишня .

    Вишня является символом родной земли, матери, взаимной любви. Е цветение символизировало девушку-невесту, ягоды — детей и мать, а вишнвый сад — семейное счастье. В глубокой древности, вишня считалась мировым деревом жизни. С ней было связана встреча Нового года 21 марта. Деревце сажали осенью в бочонок, и оставляли в доме. А уже в марте, оно зацветало, и по тому как вишенка цветт, девушки гадали, что ждт их в Новом году.

    Тополь .

    Символом статности и молодости — является тополь. Именно с тополем сравнивали стройный девичий стан, и несчастную женскую долю. По преданию — это красивое дерево было когда-то девушкой, которая превратилась в тополь(тополю), высматривая долгими днями и ночами своего милого из похода.

    Барвинок .

    По легенде, сво название этот прелестный цветок получил в знак почтения к любви юноши Бара и девушки Венки. Поэтому, в первую очередь, он является символом вечной любви — ведь барвинок зеленеет даже под снегом. Его сажали возле дома, и девушки обязательно вплетали барвинок в свои венки.

    Бархатцы.

    Бархатцы или чернобривцы. Согласно легенде, были у матери маленькие сыновья — чернобровые красивые мальчики. Однажды, когда матери не было дома — напали на село татары, и похитили мальчуганов. Вернувшись домой, и не обнаружив сыновей, мама долго их искала, и вскоре нашла истерзанные врагами тела, которые похоронила в саду — возле дома. Вскоре на том месте выросли прекрасные цветы — чернобривцы, которые каждое утро, словно сыновья тянулись к поливавшей их слезами, своей матери.

    Вот такие у нас на Украине растения-символы — наши святыни.

    Это, в первую очередь, калина. Цветущая вишня

    Знаменитые строки Тараса Григорьевича Шевченко

    Мак, барвинок, мальва. Конечно же, пшеница — она символизирует желтый цвет на нашем флаге.

    А вот каштаны — это, скорее символ Киева.

    Есть немало растений что являются символами нашей страны. И о них поется в многих наших песнях. Плакучая ива над рекой, калина. Кусты терновника. Из цветов могу назвать лилию, барвинок, мак, василк. Из плодовых деревьев- вишня, яблоня. И возле меня недалеко еще есть долина нарциссов.

    Первое что приходит мне в голову, это конечно же подсолнух 🙂 Мне кажется что это самый красивый и по цвету самый положительный представитель флоры нашей страны 🙂

    Наверное стоит еще написать о киевских каштанах 🙂

    Без верби й калини нема Украни… Это строчка из стиха, полностью я его не помню, но эта строчка отображает символы Украины. В гербе еще используются колосья пшеницы, ее тоже можно считать растением, символизирующим наш богатый черноземами край.

    Хотя, если хорошо вдуматься, то таких растений можно найти много. Например, та же Буковина называется так потому, что там очень много буков, а Карпаты можно символизировать смерекой. Куда уж тут без подсолнуха — этого солнышка степей 🙂

    А еще — барвинок, он издревле считается символом нашего народа и присутствует на всех праздниках, от свадьбы до поминок (правда, это точно так на западе, как на востоке с этой традицией, не знаю). Вот такие наши символы 🙂

    Украина-ненька — самая красивая страна. И имеет много символов. Речь идет не о государственном гербе или флаге. А о чем то совершенно другом, близком и родном.

    Мы знаем, что при упоминании тюльпанов, всегда вспоминается Голландия, кленовый лист напоминает о Канаде.

    А Украины нет без вербы и калины. Именно они являются символов нашей родины.

    Всегда символом Украины считались калина, цветы мака и барвинок, изображение этих растений и цветов можно часто встретить на украинской национальной рубашках — вышиванках, а кроме этого их воспевали многие украинские писатели и поэты.

    Каштан! Каштан — символ Киева, а Киев — сердце Украины. Если порыться в истории, можно найти много легенд про эту связь. Да и так известно, что Киев — город каштанов, это видно не вооружнным глазом))) Я живу в Киевской обл. и то город засажен именно этими деревьями.

    Первое, что вспоминается при упоминании растений символов Украины это ива и калина. Существует даже такая поговорка: Без вербы и калины нет Украины. Еще можно привести множество культур ассоциирующихся с Украиной: рябина, береза, каштаны, яблони, груши, терновник, подсолнух, василек, мак и множество других.

    Одним из известных символов растений украинской земли является калина. очень много украинских песен про калину. Дерево считается объединяющим звеном всех поколений украинцев.

    Кроме калины издавна известны дуб и тополь.

    Символом Украины являются многие деревья. Народ воспевает их в песнях, пишет о них стихи и сказки, использует символы в обрядах.

    Символом силы и мужества является могучий дуб . Листья дуба вышивали на мужских рубашках.

    Ива считается, что очищает воду, с ней в руках парни приглашали девушек на свидания. Ветки ивы, опущенные в воду, символизировали печаль и грусть.

    Девичью красоту и свежесть символизировала всеми любимая калина . Гибкий стан девушки и несчастливую судьбу — тополь .

Евгений Скибин, гид-переводчик «Первого экскурсионного бюро»

Роскошные каштаны с белыми и розовыми свечами уже давно стали для киевлян и гостей нашего города художественным и музыкальным символом Киева. Прекрасная лирическая музыка и необыкновенная поэзия выдающихся представителей культуры и искусства Украины - композитора П. Майбороды и поэта А. Малышко слились в «Киевском вальсе», который начинается известными словами: «снова цветут каштаны… http://www.youtube.com/watch?v=0-Yfx754vTM »

Пора цветения каштанов означает приход настоящей «буйной» весны, когда столица буквально утопает в зелени. В то же время, этот период совпадает с самым ярким весенним праздником - «днём Киева», который отмечается в завершающие выходные дни мая. Такое количество цветущих каштанов вряд ли увидишь в каком-либо другом городе Европы или мира. По оценке КП «Киевзеленстрой» в нашем городе насчитывается порядка 1 млн. каштановых деревьев, которые в конце осени теряют более 30 тыс. тонн плодов!

Не случайно стилизованная ветвь каштана стала в середине 20 века основным элементом герба Киева.

Наверное, интересно будет совершить краткий экскурс в историю гербов Киева :

После обретения Киевом Магдебургского права в XV столетии магистратская печать изображала руку с луком, что символизировало основной вид оружия защиты от нападения внешних врагов. Это был первый известный историкам герб нашего города.

В конце XVIII столетия по приказу Екатерины II город получил новый территориальный герб - изображение Архангела Михаила. Тенденция замены старых городских гербов на территориальные была характерна для Украины екатерининских времен.

В 1918г была попытка соединить в проекте нового герба Киева оба символа вместе с трезубцем. Но, уже в следующем 1919г все «контрреволюционные» гербы были упразднены большевиками.

В 1969г Киев снова получил новый герб: щит славянской формы; сверху серп и молот, внизу - медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза (Киев имеет статус города-героя); на красно-голубом поле щита (цвет флага УССР) сверху - надпись «Киев»; в центре содержалось стилизованное изображение цветущей ветви каштана (при этом листья и цветок имели четко упорядоченную форму), перерезанное изображением старинной эмблемы Киева - лука.

В 1995г решением Киевсовета город вернулся к дореволюционному гербу - изображению архангела Михаила, но уже в измененном варианте.

Ну, а теперь вернемся к нашей основной теме киевских каштанов, которые остаются для киевлян, как и прежде, одним из основных символов нашего города.

На самом деле каштан стал самым распространённым «киевским» деревом относительно недавно. Бытует несколько версий появления каштанов в Киеве, так как родиной этого дерева являются Балканы, а у нас оно просто хорошо прижилось.

Согласно городской легенде, именно каштанами было засажено Бульварное шоссе или Бибиковский бульвар (нынешний бульвар Шевченко) в 1842г накануне очередного приезда в Киев царя Николая I, который опекал Университет Святого Владимира (сегодня - Киевский Национальный Университет им. Т. Шевченко). Саженцы этого экзотического дерева были привезены с Балкан генерал-губернатором Киева господином Бибиковым.

Но, Николая I, проезжавшего по Бульварному шоссе со своей свитой, не очень впечатлило зеленое насаждение бульвара. Император пожелал, якобы, видеть вместо неоформившихся саженцев стройные пирамидальные тополя. За ночь все каштаны были выкорчеваны и на их месте посажены тополя. Однако горожане не дали погибнуть выброшенным диковинным деревьям и высадили их в своих дворах.

Климатические условия и почва оказались благоприятными для этого неприхотливого растения, и каштановые деревья росли уже во многих садах и парках, а также украшали городские улицы и скверы. Они стали для киевлян настолько привычными и родными, что многие уверены в том, что они всегда здесь росли.

Некоторые источники, как, например, «История города Киева» (1799-1800гг), свидетельствуют о том, что каштаны появились у нас ещё в XVII-XVIII веках. Каштаны украшали приусадебные дворы киевских монастырей, сады городских вилл богатых киевлян.

Сегодня каштаны можно увидеть практически на каждой улице Киева. А вот первая каштановая аллея появилась в 40-х годах XIX века в самом центре города, а, именно, на территории старого ботанического сада имени Фомина, который находится за зданием Национального Университета им. Т.Шевченко. Большая часть каштанов здесь уже в возрасте более 150 лет. Но они ещё не самые старые.

Историки предполагают, что возраст некоторых каштановых деревьев на территории Киево-Печерской лавры может исчисляться даже тремя сотнями лет. Но это ещё не предел. Известно, что возле Свято-Троицкого монастыря (Китаевская пустынь) растёт исполинский каштан, посаженный самим митрополитом Петром Симеоновичем Могилой - выдающимся религиозным просветителем, основателем «Киево-братской школы», которая стала со временем первой в России академией европейского образца. Посаженному им каштану предположительно более 350 лет.



В 60-70-х годах прошлого столетия киевляне активно участвовали в «озеленении» своих дворов и скверов в центральной части города во время так называемых «субботников», высаживая преимущественно саженцы каштанов. Эти удивительно красивые, сказочные деревья прекрасно акклиматизировались, нашли здесь свою вторую родину и создали особую, характерную только для Киева атмосферу.

Сегодня киевляне могут гордиться тем, что их родной город считается одним из самых зелёных в Европе - соотношение площади зелёных насаждений к общей площади города составляет около 65%! Очень хочется, чтобы эти показатели не изменялись в обратном порядке, так как в последнее время наблюдается тенденция интенсивной застройки центральной части города. К сожалению, многие строительные площадки появляются и в черте зелёной зоны, уничтожая как каштаны, так и другие виды деревьев.

В течение последних нескольких лет наблюдается странное поведение каштанов - в сентябре, а иногда и в октябре некоторые из них переживают весеннее цветение. Это явление объясняется глобальным потеплением и проблематичной экологией в городе. Как правило, это касается тех деревьев, которые растут вдоль дорог: температура воздуха здесь всегда выше, чем в парках, влажность ниже, а некоторые газы действуют как стимуляторы роста. Это цветение не даёт плодов, быстро засыхает и дерево переходит в состояние покоя. Это одно из объяснений данного аномального явления.

Отцвели каштаны и забросали Киев множеством коричневых блестящих шариков в зелёной колючей скорлупе, которые дети и взрослые охотно собирают и приносят домой, как знак ушедшего лета… А с приходом весны наш прекрасный город снова оживает пышным бело-розовым цветением каштанов, радуя нас, киевлян, и многочисленных гостей, приезжающих в этот самый замечательный период времени.


Осеннее цветение каштаном Бронзовый каштан в Мариинском парке

Приезжайте и Вы к нам весной, чтобы самим насладиться неповторимой и праздничной красотой цветущих каштанов - непреходящего символа Киева!

Каштан – дерево более загадочное, чем кажется на первый взгляд. Большинство людей знают, что каштан – это дерево растущее в растет в парках, имеет 5-7-пальчатые листья, цветет и потом падает на голову в виде крупного ореха. И будет неправ, потому что это – конский каштан (лат. Aesculus hippocastanum), дерево семейства сапиндовых, плоды которого несъедобны и даже опасны для человека (для лошади нормальны, их ими кормили). На французском это дерево называется «marronnier d"Inde», т.е «индийский каштан», потому что завезли его из Индии в 1615 году. Именно эти деревья украшают парки и скверы, цветут белыми или розовыми цветами с красными вкраплениями и широко известны народным массам.

Конский каштан растёт в диком виде в горных лиственных лесах Македонии, на Севере Балкан. Конский каштан на своей родине считается священным деревом Героса, таинственного Фракийского всадника. На Балканах конский каштан чтят и считают священным деревом. Плоды каштана конского похожи на плоды каштана посевного. Они используются на корм лошадям, их применяют в народной медицине, так как они обладают целебными свойствами. У конского каштана листовая пластина состоит из пяти-семи длинных и узких листиков. В мае-июне на фоне листвы красиво смотрятся тяжёлые гроздья белых с розовым оттенком соцветий-метёлок конского каштана. В дворцовых парках Европы это экзотическое заморское растение появилось в 17 веке. А в 19 веке конский каштан начали высаживать на бульварах и улицах, в городских парках. Каштан превратился в дерево европейских городов.

Есть две версии появления каштанов в Киеве:

  • В 1842 году к приезду царя Николая I тогдашний правитель Киева генерал-губернатор Бибиков завез с Балкан «неведомое растение, которое услаждает взор и запахом приятно». Деревьями засадили аллею на Бибиковском бульваре (нынче бульвар Шевченко), по которой должен был въехать в город царь со свитой. Однако император высказал недовольство. За ночь все каштаны выкорчевали, а вместо них посадили пирамидальные тополя. К счастью, горожане не дали погибнуть экзотическим деревьям и высадили их в своих дворах.
  • По второй версии, каштанами украшали усадьбы киевских монастырей еще в XVII-XVIII веках. Доказательств этому довольно много. Так, в «Истории города Киева», написанной в 1799-1800 гг., упоминаются «дикие» (несъедобные) каштаны, которые зажиточные киевляне «разводят в садах для одной красоты их цветов». Дополнительным преимуществом этих деревьев была роскошная крона, под которой можно было укрыться от летнего зноя. Со временем каштаны почти полностью вытеснили эффектные, но практически бесполезные тополя - символ Киева XIX века, навязанный городу царской властью.
В конце XIX века каштаны сажали только в старой части города.

До 1969 года Киев не имел своего герба. Символом города был, как обычно, серп и молот. Потом им стал каштан - из-за того, что был приятен на вид, а его листья и цветок имели четко упорядоченную форму.

По оценке КП "Киевзеленстрой" в столице насчитывается около 1 млн каштанов, которые осенью сбрасывают порядка 30 тыс. тонн ядер. Раньше ядра собирали школьники и сдавали в аптеки, где из них делали настойки. Теперь горожане в основном используют красивые плоды против моли.

Источники: "Киевские ведомости",

Символы составляют историю народа, отражают образ жизни его. У украинцев как у нации земледельцев в языке символов присутствуют солнце, земля со всеми своими свойствами, колосья. Очень богата символами трипольская культура: она была обозначена в конце XIX в. исследователем-археологом В. Хвойкой, неподалеку от с. Триполье, на Днепре, вследствие чего и получила свое название. Культура эта была географически свойственна Правобережной Украине, от Днепра и до Дуная. Она характеризовалась очень высоким уровнем развития, духовного и экономического.
Много символов, которые живут и поныне, взяли свое начало оттуда и присущи их мировоззрению. Для него было особенно характерно восприятие Вселенной как единого целого, а в изображениях она была трехмерной. Это хорошо заметно в керамике того времени. Так, Небо как самый высокий уровень было изображено волнистой линией наверху посуды. Под ним находились Небесные Силы, то есть солнце, звезды, луна, которые творят круговорот жизни природы. Еще ниже находится Загробный мир, который видим как две параллельные линии. Эти символы сейчас мы можем увидеть и в украинском народном творчестве. Особенно хорошо сохранились традиции трипольской культуры в гончарстве: почти вся посуда расписан подобно тому времени. В вышивке очень часто можно встретить Древо Жизни - любимый символ украинцев. Также вышивальщицы, например, очень любят и почитают образ Великой Матери, Берегини Рода: он часто встречается на вышиванках, полотенцах, рубашках, составлен из геометрических мотивов.

Яйцо

Богатым символом является яйцо - знак бессмертности души, жизни и Вселенной. Этот любимый символ украинцев вместе с ними на протяжении уже очень долгого времени. Исследователь, занимающихся вопросом символов, считает, что писанки были еще во времена язычества и являлись признаком солнечного культа. Если птицы были вестниками весеннего воскресения природы и человека, то их яйца - это символ солнца, возрождения, жизни. Те же исследователи склоняются к мнению, что писанка имеет более 100 символических изображений. Так, кривулька, она же им бесконечник, как символ начала и конца, означала нить жизни, вечного движения солнца. Тригвер, он же триног, как считали некоторые ученые, обозначал небо, воздух и землю, а другие считали, что он является символом воздуха, огня и воды. Еще третьи видели в нем символ жизни, а были и такие, которые трактовали его как знак неба, земли и ада. Свои символы несла в себе и гамма цветов писанки. Например, красный означал радость жизни, любовь, желтый - урожай, месяц и звезды, зеленый - соответственно растительный мир во всем его богатстве, возрождение или воскресенье его, голубой означал чистое небо и здоровье, землю - бронзовый, уважение к душ умерших родственников - черно-белый. Украинцы верили, что писанки имеют большую магическую силу. Их использовали как знак любви, даря выбранному человеку. Народная медицина выкачивала ими болезни. В хозяйстве писанки играли также большую роль: освященные символы закапывали в землю, что должно было принести богатый урожай, клали в гроб, или в ясли скоту. На крышу дома набрасывали шелухи от писанок - к счастью. Со временем пришло на Украину христианство, и это изменило некоторые позиции в мировоззрении, в том числе символику писанки. Теперь она несла в себе радость и веру в Воскресение Христа. Еще одним национальным оберегом считался рушник. Вся жизнь украинцев очень плотно связана с этим предметом: хлеб-соль, которые подносятся на вышитом полотенце - признак гостеприимства, высокого уважения к гостю. Появление младенцев также сопровождалась рушником, бракосочетание, почитание родных и близких, проводы в дальнюю дорогу любого мужчины семьи, даже в последний путь провожали с рушниками. То есть весь жизненный путь человека был связан с этим глубоким символом. Смотря какая цель ставилась при создании рушника, отличалась и вышивка на нем: цвета, символы, местоположение нити и тому подобное. По цвету и самому узору можно было прочитать истории любви, дружбы, печали.

Венок

Еще одним традиционным оберегом считался венок. Что интересно, не только девушки могли себя украшать ним, но и часто его использовали в декорировании дома, интерьера. Его изображение можно было встретить на той же вышивке, скатертях, полотенцах, одежде. А уж праздник Ивана Купала без венков невозможно и представить - какие же купальские гадания без них! Незамужние девушки пускали венки по воде, в ту самую ночь, с шестого на седьмое июля, и ждали с замиранием сердца, кто же его поймает: ведь именно он станет ее спутником на всю жизнь. По украинскому народному поверью, венок, сплетенный из живых цветов, будет защищать девушку от беды и плохих мыслей. Цветы в венке были очень разнообразны - можно было вплетать до 12 различных видов этой живой красоты, ведь каждый цветок также имел свое значение: роза символизировала любовь; василек означал простоту и нежность; белая лилия - чистоту, невинность, она была, по верованиям, цветком девы Марии. Ромашка несла мир и нежность, бессмертник - здоровье, пион - долголетие, мальва - красоту, но холодность, калина - девичью красоту и вообще является символом Украины. В свадебный венок должен обязательно быть вплетен барвинок - это символ верной и вечной любви. Такой венок - замечательный оберег от беды и злого глаза.

Веночки были очень хороши с цветными лентами, привязанными к ним. Их цвет и место в венке также имели свои значения. В центре должна быть светло-коричневая лента - она символизирует землю-кормилицу; по бокам от нее идут две желтые ленты - это знак солнца; дальше светло-зеленая и темно-зеленая ленты - это живая природа, красота, молодость. Затем синяя и голубая - вода и небо. Далее с одной стороны оранжевая - хлеб, с другой фиолетовая - знак разума, малиновая - искренность, розовая - богатство. С самых краев вяжутся белые ленты - символ чистоты. На левой ленте внизу было нашито Солнце, на правой Луна.

Растения

Символический и растительный мир на Украине. Есть растения, которые любят все, а есть те, которые стараются избегать. Так, любимые растения для украинцев - ива, подсолнечнух, барвинок, и, конечно, калина. Ива, например, является символом плодородия, красоты, непрерывности жизни. Она очень устойчивое, плодородное и неприхотливое растение - может прижиться везде, из нее вырастает дерево в самых простых условиях. В Украине иву считали священным дерево, а шестую неделю поста перед Пасхой называли Вербным - на этой неделе святили вербу, веточки которой потом служили оберегом для людей.
Символом вечности считался барвинок: его маленькие незаметные цветочки всегда украшали украинские леса и рощи, также в них скрыта большая целебная сила, исцеляющая болезни. Именно поэтому люди и подарили этому скромному цветку свою любовь, которая воспевает его в фольклоре. Калина же всегда была символом красоты, счастья, любви. Когда-то совсем давно это растение было связано с большой огненной троицей - Солнцем, Луной, Звездами. Название калины происходит от древнего Солнца-Коло - считалось, что растение было связано с рождением Вселенной. Калину принято было сажать у дома - так она оберегала здание. Из ягод калины делали бусы, она украшала свадебные караваи, она же была и в венке невесты. Подсолнух считался символом Солнца, радости, самой жизни.

Птицы

Среди птиц самой любимой птицей, без сомнения, был знаменитый аист - символ родительской любви, семейных ценностей, плодородия. Он дарил семье благополучие, мир, символизировал любовь к родной земле. Двор, где аист выбрал себе место для гнезда, был счастлив, потому что его обходили невзгоды, горе и болезни. Тех, кто взял на себя грех разорить гнездо аиста, должна была наказать небесная кара огнем. Аист всегда был символом возрождения земли, предвестником весны. К тому же он выполнял важную функцию - приносить детей в семью. Считалось, если девушка увидит впервые весной аиста далеко в небе, то на этот год она обязательно выйдет замуж, если же увидит сидящим в гнезде - останется дома, в родительской семье.

Символы государственности

Народные символы сыграли большую роль в формировании символов власти разных времен.

В военной старшине были свои признаки власти, и ее символами были клейноды: хоругвь, бунчук, булава со всеми ее разновидностями, чернильница, печать и литавры. Хранились клейноды в военной казне, в Сечевой крепости. Было принято делать серебряными булаву, литавры и жезл, верхушку бунчука обычно делали золотой.

Потеря клейнодов считалась большим позором, настолько важными были эти символы для Сечи. Впервые клейноды были подарены Запорожской Сечи королем Польши Стефаном Баторием, в 1576 году. На Сечевой печати был изображен герб Запорожской Сечи - это был казак с саблей. Это был самый важный элемент герба самого Войска Запорожского, позже и Гетманщины. Датой формирования этого герба историки считают 1578 год, когда король Польши Стефан Баторий прислал гетьману запорожскому Я. Оришовскому герб на печати, вместе с другими клейнодами. Древнейший отпечаток печати с этим казаком с мушкетом можно увидеть на универсале гетмана Г. Лободы, изданном 31 августа 1595 в Корсуне. Так в XVI -XVIII вв. казак с мушкетом чеканился на печатях гетманов Украины, органов управления Гетманщины и др. Он отображался на флагах, полковых и сотенных - как на то указывал ордер гетмана К. Разумовского.

Галицко-Волынское государство имело свой символ - золотого льва. Впервые его изображение можно увидеть на печати князей галицко-волынских, Андрея II и Льва II. Они называли себя правителями Руси, Владимира и Галича. Одна из версий говорит, что лев пришел от династии Романовичей, и с первой половины XIV в. стал гербом государства Галицко-Волынского со Львовом как административным центром. Старейшая городская печать, известная всем, была с изображением шагающего льва на фоне городских ворот, которые были открыты, с их тремя башнями и бойницами, и была она прикреплена к пергаментной грамоте Львовского магистрата (1359).

Герб

Из народных символов разных времен и из знаков государственных образований в Украине возникли и сформировались символы государственной современной Украины - ее знаменитые герб и флаг. В украинском гербе основной частью стал трезубец - символ власти, символ государственности, известный с самых древних времен. Его появление невозможно определить наверняка, ведь он был почитаем и известен уже очень давно - как магический оберег, знак власти. В старых памятниках культуры нашей эры можно увидеть его, а летописи впервые упоминают о нем в Х веке. Вскоре трезубец стал гербом киевского государства, его изображали Рюриковичи в качестве родового герба, правда, иногда с незначительными изменениями. На печати впервые трезубец появился у Святослава Игоревича, позже - на сребрениках князя Владимира. Относительно происхождения трезубца можно услышать много различных версий, причем и с религиозной историей, и с материальной. Он был на монетах, на кирпичах - Десятинной церкви, на плитках Успенской церкви (Владимир-Волынский), на многих других руинах церквей и крепостей, бытовых предметах и тому подобное. Когда возрождалась украинское государство (12 февраля 1918 года - Малый Совет УНР, 22 марта 1918 - Центральная Рада), трезубец был утвержден как основной элемент гербов УНР, как малого, так и большого.

Василий Кричевский был автором этих проектов. Тогда же была утверждена и печать, тоже большая и малая, с изображением трезубца. Он же был на кредитных билетах (банкнотах) государства. Трезубец держался как часть герба и во времена гетьманата, так и в период Директории. Эмблема Украинского черноморского флота - также трезубец, впрочем, как и других различных объединений, национальных и церковных. 15 марта 1939 трезубец был одобрен в качестве государственного герба Сеймом Карпатской Украины. Советская власть запретила употребление изображениятрезубца, потому что оно воспринималось как символ украинской самостоятельности, сопротивления и национализма. Но когда украинская национальная государственность была восстановлена, Постановление Верховной Рады Украины «О Государственном гербе Украины» снова утвердило знак золотого трезубца на фоне голубого цвета, в качестве малого Государственного герба Украины. Он считался частью, основным элементом большого Государственного герба. Так официальным знаком нашей страны стал трезубец. Это подтверждается и Конституцией Украины.

Еще один очень важный символ государственности Украины - козак с мушкетом. Он был частью изображения большого герба во времени освободительной борьбы, на сегодня он, по Конституции Украины, является частью Большого Государственного Герба (который, к сожалению, еще не утвержден).

Флаг

Еще одним государственным символом, основанный на национальных символах, считается государственный флаг. Это знамя, которое складывается из двух больших равнозначных горизонтальных частей, одна синего, другая - желтого цветов. Соотношение ширины к его длине составляет 2: 3. Желтый цвет олицетворяет ниву, полную пшеницы, солнце; голубой - это цвет свободного неба, чистой воды. Всего того, что поддерживает жизнь на земле.

Именно поэтому это сочетание цветов является жизнеутверждающим, животворным и сильным. Эти цвета были уже в гербе королевства Русского XIV в. Их можно увидеть на гербах земель русских, на гербах князей, шляхты средневековья и раннего нового времени. У Войска Запорожского флаги были сделаны из синего полотна, на котором размещен рыцарь в золотых или червленых одеждах, с золотым орнаментом. Стяг был государственным флагом Украинской Народной Республики и в 1917-1921 гг. В Западноукраинской Народной Республике сине-желтый флаг был провозглашен 13 ноября 1918, 15 марта 1939 года - в Карпатской Украине.
Сами цвета и их порядок утвердило Постановление Украинской Народной Рады (27 июня 1939): оно указывало, что основными цветами флага считаются синий и желтый. Символом украинского национального сопротивления в течение ХХ в.был белокор, во время противостояния коммунистическому советскому режиму. 26 апреля 1988 в Украине впервые был поднят национальный флаг - это сделал Ю. Волощук во Львове на митинге к годовщине Чернобыльской аварии. 14 марта 1990 подняли национальный флаг в Стрые, городе, ставшем первым украинским, над городским советом. Далее, в марте-апреле 1990 года, сине-желтый флаг официально признали в Тернополе, Львове, Ивано-Франковске. Был поднят флаг у здания Киевсовета. А 23 августа 1991 этот флаг был внесен группой депутатов в сессионный зал Верховной Рады. Позже именно этот день закрепили как День Государственного Флага Украины - Указом Президента Украины Л. Кучмы (от 23 августа 2004).

Этот Указ - с целью чествования истории украинского государства, насчитывающей много веков, для воспитания уважения у граждан государственных знаков и символов Украины - установил новый государственный праздник, День Государственного Флага Украины, 23 августа. Когда провозгласили независимость Украины, 4 сентября 1991 года, сине-желтый флаг был поднят над зданием парламента. В 1992 году за сине-желтым флагом официально и юридически закрепили статус государственного флага. На морском торговом судне флаг был поднят 12 февраля 1992 в Валенсии, испанском порту, инициировал это событие капитан т/х «Кременчуг» В. Кисловский.

О том, чтобы поднимать флаг на украинских судах вообще, решение приняли позже. Впервые официально торжественно подняли его 11 сентября 1992 на теплоходе «Иван Франко», Одесский порт.

Вся жизнь человека идет рядом с символами, которые напоминают ему его народные и духовные корни, национальную принадлежность и достоинство, напоминают о языке, стране и корнях.

Деревья города органично связаны с памятниками архитектуры, историческими событиями, парками, или природными лесными зонами, вошедшими в черту города. Ведь это так было бы просто – создать реестр наиболее значимых памятников природы Киева, в том числе и старых реликтовых деревьев, не забыв при этом заказать исторические исследования у киевских искусствоведов, опубликовав их в той или иной форме. У нас существует подобный список, памятников природы, которые были утверждены решениями Киевского городского совета, начиная с 1972 г., вошедший в «Программу комплексного развития зеленой зоны г. Киева до 2010 г и концепции формирования зеленых насаждений в центральной части города», разработанной «Институтом Киевгенплан» в 2004 году. Однако он далеко неполный, не учитывает многих аспектов, и предназначен для ограниченного круга специалистов. В Германии, чуть ли не в каждом населенном пункте, существует подобный реестр, с исторической и научной информацией, и доступен любому жителю. Для того, чтобы подобное состоялось у нас, необходимо, прежде всего, любить Киев и быть ответственным за его судьбу, что, к сожалению, нельзя отметить у некоторых высокопоставленных городских чиновников, от которых можно услышать лишь слова «самосей», «заросли», «пустыри», относящиеся к зеленым зонам города. Эти чиновники, как правило, считают, что только серьезные финансовые вливания смогут «окультурить» уже существующую зеленую зону, вырубив при этом старые дубы, и посадив (а иногда и не посадив) молодые саженцы, как это произошло, например, в историческом парке Политехнического института. (По данным молодежного отделения Национального экологического центра Украины, в парке, под видом его реконструкции, были уничтожены 5 дубов, толщиной в диаметре более одного метра, которые были ровесниками самого института, многие экземпляры белой акации и другие крупные деревья) Тут явная недоработка в культурно — просветительском воспитании этих чиновников, начиная с детства. Ведь существуют понятия «реликтовые деревья», «природоохранные зоны», «ландшафтная архитектура», «дикая природа», «естественная среда обитания» «органичная архитектура» — и все они относятся к современным градостроительным основам, основам хозяйствования. Особенно актуальным, в наше непростое время бурного развития Киева, есть информационное насыщение жителей по вопросам экологии городской среды в целом, и состояние парковых, природоохранных и зеленых зон Киева в частности. Правда, это намного бы усложнило и так непростую жизнь, и профессиональную деятельность городским чиновникам, которые попали в прямую зависимость от строительной индустрии, и депутатов различного уровня, которые ее лоббируют. Ну, что ж, такова их нелегкая судьба!
Судьба деревьев в Киеве тоже непростая. Вот, например, древнейшее, декоративное дерево Европы Тополь, который отличается своей уживчивостью с людьми – ведь особенно он любит вырастать до значительных размеров, в местах скопления последних – на площадях и бульварах. За что и носит латинское название растения Populus – «народный». Путь освоения этого дерева начинался с Персии, Греции, юга Украины и, наконец, Киева, где он и стал весьма любимым для его жителей. Особенно пирамидальный, который достигает в высоту больших размеров, и контрастирует с невысокой городской застройкой, типичной для Украины в 18 – 19 ст. Кроме того, пирамидальный тополь напоминает кипарисы, изображенные на греческих иконах, что прибавляет ему особенной популярности среди верующих. Возникшее в середине 19. ст. Бульварное шоссе (Бибиковсккий бульвар, он же бульвар Шевченка) первоначально был засажен каштанами, которые начинали, в те времена, входить в моду. Однако по приказу императора Николая Павловича, каштаны, как крамола, были заменены на пирамидальный тополь, в котором ему виделся имперский символ, причем, якобы все произошло за одну ночь. В свою очередь, киевляне не упустили этот момент – подобрали саженцы каштана, и высадили в местах мене официальных, и которые им понравились больше по своему простому разумению. Считается, что именно с этого времени и началось соперничество тополя и каштана как символа Киева. Вот уже полтора столетия существует бульвар Т. Шевченка с пирамидальными тополями, который протянулся на несколько километров, и удивляет своей монументальностью и живучестью. Были попытки заменить и усилить его растительный мир американским кленом и каштаном. Бульвар пережил несколько реконструкций. Совсем недавно, был зачем то вырублен кустарник из бирючины, который как бы охранял деревья от автомобильных потоков современной цивилизации, и создавал некоторую атмосферу интимности – ведь тополь, согласно украинской мифологии символ женской судьбы, имеет таинственные целебные свойства и защищает от негативных явлений. Может быть это влияние западной модной «газонной культуры» в ландшафте Киева? Этим летом, мне пришлось увидеть нечто подобное — огромный, тщательно ухоженный зеленый газон, ограниченный примыкающий к Днепру гранитной подпорной стенкой, в Конче-заспе, перед частными владениями «сильных мира сего», на искусственно-намытых берегах. В этом районе возникла целая индустрия из землечерпалок, барж, экскаваторов, самосвалов для уничтожения естественных нерестилищ, заповедных заливных лугов, с буйными травами и цветами. Причем губители природы, они же попросту браконьеры, брали песок со дна залива Днепра, в непосредственной близости от территории застройки, где образовались подводные карьеры, глубиной свыше 18 метров, в которые начали сползать естественные, поросшие деревьями острова. Картина не для слабонервных!
В Киеве, самый большой, гигантский черный тополь, замеченный и внесенный в реестр памятников природы Киева, при строительстве «каплычки» в Гидропарке, вырос недалеко от Венецианской протоки. Дерево поражает своим масштабом. Поразила и драма, которая разыгрывается на этом же острове, невдалеке от известного ресторана «Млын», который странным образом начал «завоевывать» прибрежную территорию маленькими «млынчиками» площадками для неведомых киевлянам спортивных игр типа «минигольфа» на искусственном покрытии. Именно здесь, где Венецианская протока встречается с Десенкой, существует один из красивейших природных ландшафтов Киева. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть направо, переезжая мост в вагоне метро, которое следует от станции «Левобережная» до станции «Гидропарк». На полощади более 2 га создается «Культурно – просветительский макетный комплекс «Киев в миниатюре»,для того, что бы мы киевляне и наши гости, еще больше полюбили город, его историю и памятники архитектуры – посмотрел в миниатюре и полюбил! Правда создается по законам и правилам, к которым не хочется привыкать – вырубка «ненужных деревьев», сплошное «снятие верхнего слоя земли» под бульдозер, асфальтирование подъездных дорог для массового автобусно-экскурсионного обслуживания туристов, с возможным посещением вышеупомянутого ресторана. А может в этом и весь секрет возникновения «комплекса», его бизнесплан? Проект прошел все согласования в службах города, кроме одного – что скажут киевляне?
А с мнением горожан считаться надо. В свое время киевляне сказали, что каштаны им нравятся больше, чем тополя, и, в конце концов, победили. Даже некоторое время ветка каштана украшала флаг города. В Европе каштан стал известен после того, как английский архитектор Христофер Вреном, в 1799 г. на берегу Темзы в парке Буши под Лондоном создал каштановую алею из 17 деревьев, и вскоре там стали проводиться «Праздники каштанов». В Киеве, подобное произошло в 1842 г. на центральной алее Ботанического сада университета. Однако, если сравнить знаменитый каштан в Китаевской пустыни, то он выглядит чуть ли не в два раза старше университетских. Очевидно, каштаны украшали усадьбы киевских монастырей, начиная с 18 в. и тогда они приглянулись горожанам и стали популярными.
Китаевская пустынь расположена на живописном возвышении берега пруда, напротив поросшей вековым лесом возвышенности, и всего за 9 километров от центра города. Она была основана еще в 16 ст. монахами Киево-Печерской Лавры. Троицкую церковь, по проекту архитектора С. Ковнира, возле которой и растет самый старый и мощный киевский каштан, построили в 1767 году. В 1829 году, по проекту не менее известного архитектора А. Меленского, была возведена четырехъярусная колокольня, с высоким шпилем. Неподалеку возникли монастырские корпуса с теплой церковью, кирпичный дом настоятеля, дом для паломников и бедных, госпиталь. Сегодня, часть этих зданий занимает институт садоводства Академии наук Украины, где растет и другое вековое дерево — софора японская. Каскад живописных озер, примыкающий к Китаевской пустыни, дополняет непередаваемое словами впечатление от увиденного. Верхнее озеро, даже занесено в реестр памятников природы Киева, утвержденные Решением исполкома городского Совета. Представте себе тонкую тропинку, вьющуюся вдоль крутого берега озера, среди реликтовых деревьев, склонившихся над никем и ничем не потревоженной водной гладью, разве что выводком дикой утки. Это надо увидеть, и желательно осенью. Несколько уменьшает общее эмоциональное впечатление загрязненность берегов каскадных озер – любимое место стихийных вылазок «на природу» любителей шашлыков. Но это дело поправимое, и нам не привыкать. Еще следует отметить большое количества охотников за карасями. Как по мне, то они вполне вписываются в живописные пейзажи этого удивительного киевского ландшафтного пейзажа.
Не менее популярными для Киева были и липы. Их специально высаживали на видных местах для красоты, или возле храмов, где они становились священными. Так, например, липа старокиевская – древнее дерево, растущее возле исторического музея еще с великокняжеских времен у останков фундаментов Десятинной церкви. Или же липа, растущая на Дальных пещерах Киево-Печерской Лавры, возле Аннозачатьевской церкви, которую, по легендам, посадил один из основателей Лавры – Феодосий. По крайней мере, их возраст выражается весьма внушительной цифрой – 1000 лет. Правда это или нет, мы не узнаем, пока дерево живет – ведь только по количеству годовых колец не срезе основания ствола можно определить его возраст. Самый большой липовый сад появился на Печерске при Кловском дворце в середине 18 в. Во время массовой застройки этого района особняками, за которым вполне оправдано закрепилось название «Липки», была сохранена старая алея парка, которая вела ко дворцу (ул. Липская) и обустроена в виде бульвара. Так возник первый в Киеве бульвар, засаженный липами. Любили это дерево и простые киевляне. Считалось, что оно могло взять на себя некоторые проклятья жен к своим мужьям, и именно поэтому на липе бывает столько наростов. В тоже время липа обладает символами доброты и искренности. В старину коляски для девочек изготавливали только из липы, а для мальчиков из дуба. Известны в истории и липовые постолы, которые не только были удобны как обувь, но и защищали их носителя от диких зверей – следы человека не брал даже нюх волка, что было весьма полезно на охоте и в жизни, в те непростые времена.
Здесь же на Печерске, на улице Лютеранской, после опустошительного пожара 1811 г. на Подоле, возникла немецкая лютеранская община. Эта киевская община была основана на Подоле, начиная с 1767 года, в доме, возле Флоровского монастыря, котором жил и работал когда – то, немецкий аптекарь Георг Фридрих Бунге. К середине 19 ст. на «немецкой горе» уже существовала церковь Екатерины Александрийской, которая в 2000 году была прекрасно отреставрирована немецко – украинской фирмой АРКУС. В те далекие времена община насчитывала 354 члена, а сегодня в действующей церкви зарегистрировано 450 прихожан. Следует отметить удивительную доброжелательность, чистоту и скромность в решении интерьеров церкви, при которой, для удобства прихожан, существует даже современный кухонный блок. Удивительны по своей красоте и современному решению витражные окна в алтаре церкви. Все это создает гармонию простоты и доступности к Богу. Зайдите в Лютеранскую церковь на Липках, не пожалеете, будете приятно удивлены!
На этой же улице Лютеранской, во дворе напротив церкви, были обнаружены два заслуживающих внимания дерева – красавец серебристый тополь, и довольно мощный дуб, растущий на склоне горы, рядом с домом начала прошлого века. Этот дуб, своим присутствием, вызвал закономерный вопрос – кто возник раньше – дуб или дом? И, конечно, напомнил о том, что склоны киевских холмов принадлежали растительному миру.
Один из выходцев немецкой общины саксонец Вильгельм Готлиб Кристер (1812 – 1890) оставил заметный след в сохранении и развитии растительного мира Киева. В 1850 году, в районе Ветряные горы, была основана фирма «Садоводство и семенное хозяйство В. Кристер.». Это хозяйство стало известным не только для Киевлян, но и для всей Украины – там находились питомники плодовых деревьев, овощей и цветов, молочное хозяйство, наилучшая в Киеве пасека, в озере разводили рыбу, проводились роботы по аклиматизации винограда. Из Бельгии были выписаны 300 сортов яблок и груш, заложен фруктовый сад, выпускали книги по вопросам садоводства. После смерти основателя фирмы в 1890 году, дело отца продолжили его сыновья – Эдмунд и Юлий. Они заложили новые питомники на Нивках, Виноградаре, имели несколько магазинов на Куреневке, Подоле и Крещатике. История умалчивает, что происходило в годы революции, одноко известно, что в 1925 году, в бывшем садоводстве Кристеров размещалась детская трудовая колония, впоследствии ставшая агрономической семилеткой. В наше время, эта историческая местность по ул. Вышгородская 45, между ул. Осиповского и Полупанова носит название «Кристеровая горка» и размещается тут агрофирма цветочно – декоративных культур «Троянда». А во дворе по ул. Осиповского 3, растет самый красивый и высокий киевский «дуб Кристера» С восторгом даже были произведены замеры длины окружности ствола гигантского дерева – 5 метров, 96 сантиметров. Напротив, через дорогу растет ель такой же удиветельной красоты. Мне кажется, что не даром саксонцем Кристером была заложена агрофирма именно на Ветряных Горах. Ведь дорога от Щекавицы на Подоле до Кириловской церкви проходила через живописнейшую местность, называемую киевлянами «Киевская аркадия» Далее расположенные районы — Куреневка и Приорка, называли «Киевской Италией». Жители этих районов были весьма поэтичными, прекрасно пели, были обеспеченными и независимыми. Их небольшие усадьбы утопали в садах. Огороды приносили хорошие урожаи. Состоятельные киевляне совершали поездки на Куреневку, Приорку, Ветряные Горы и далее в Городской лес – Пуще-Водицу. Многие заезжали в открытый парк дачи «Кинь Грусть» полюбоваться с Княжей горы видами Киева и окрестностей. Следует отметить, что в районе Приорки, там где начинается ул. Вышгородская, существует удивительной красоты березовая роща, а чуть выше, на горе растет дуб великан, среди старых сосен. К сожалению, эти реликтовые деревья, невозможно увидеть с улицы Вышгородской, и немногие знают об их существовании. По крайней мере, их состояние, особенно дуплистого дуба взывает о помощи. В верхней части этой рощи границы не установлены, по крайней мере, не обозначены, что позволяет частным застройщиком организованным фронтом наступать на зеленую зону. Очень красивы могучие дубы на той же улице, в районе кинотеатра им. Т. Шевченко. Здесь начинается парк и зеленая зона с частной застройкой, озерами.
Так как мы попали в эту историческую агрокультурную часть города Киева, то не имеем права не зайти в парк «Кинь-Грусть», тем более, про него мы вспоминали чуть выше. Этот парк расположен в некогда живописнейшей местности, в районе теперешней площади Т. Шевченка. В конце 18 ст. здесь находилась дача начальника киевского «Арсенала», инженера и литератора, генерал — поручика М. С. Батичева. Позже дача перешла в собственность переяславского помещика П. Я. Лукашевича, который, начиная с 1838 года поселился в «Кинь-Грусть» на постоянное жительство с несколькими семьями крепостных. Вообще, название местности «Кинь-грусть» связывают (правда данные неподтверждены) с очередным посещением Киева Екатериной ІІ. Известно, что императрица недолюбливала Киев, не понимала, или не хотела понимать его природу в прямом и переносном смысле. Мечтала стереть Подол с лица земли, и построить новый город на Печерских холмах в стиле Петербурга. И весьма грустила от этого. Но, оказавшись однажды в живописной местности, и взобравшись на Княжий холм (с которого по преданиям Киевские князья любили осматривать окрестности) воскликнула своему очередному фавориту – «Кинь грусть, смотри какая красота»! Так это было, или нет – мы уже не узнаем. Но кто-то же сказал эту фразу! Так вот, усилиями П. Я. Лукашевича, и его крепостных, возник, пожалуй, единственный в Киеве парк в английском стиле с лужайками, озером, уединенными природными рощами. Здесь же появились теплицы, где выращивались экзотические растения, на зеленых лужайках выпасали скот. Фруктовых деревьев было множество, кустарников тоже. Было все – от ананасов до брусники. На Княжьей горе имелась беседка – любимое место киевлян для обозрений. Напомню, что всегда этот удивительный парк был постоянно открытым для посещения горожан всех сословий. (не будем сравнивать современные дачи тоже богатых людей в Пуще-Водице, за зелеными высокими и прочными заборами – ведь мы живем уже в 21 веке!) Все остальные киевские парки напоминали старонемецкие – с густыми тенистыми аллеями, садовыми грядками, плантациями лекарственных растений, сложными садово-парковыми нагромождениями, долинами роз, террасами и прочее. И это не удивительно. Про существование в Киеве немецких лютеранских переселенцев мы уже знаем! Современное состояние парка «Кинь-грусть» вызывает, извините за каламбур, грусть, как, впрочем, и все киевского исторического природное наследие. Особенно стало грустно после увиденного строящегося непосредственно в зоне парка объекта котеджного типа одного высоко поставленного чиновника из области правосудия – прокурора Шевченковского района г. Киева. Что уж говорить о простых застройщиках поселка Шевченко на Ветряных горах, наступающих на парковую зеленую зону! Видно есть с кого брать пример!
Однако для большинства киевлян, живущих на Ветряных горах, Приорке, Виноградаре, Куреневке, их малая Родина, утопающая в садах, по настоящему дорога. И не удивительно, что перед жилыми многоэтажными домами, они, по своей собственной инициативе, разбиваются палисадники с кустарниками и цветами, высаживаются фруктовые деревья. Это явление стало нормой и в остальных жилых районах Киева. Исстрадавшаяся от современной урбанизации душа украинца требует эстетики души: ведь вишня – символ взаимной любви, весны, красоты и мужества. Груша – из-за своей колючести, символизирует таинственные сверхприродные силы, которые влияют на рождение детей, является покровителем девственности, символом одинокой девушки, ее печали. Яблоня – символ любви, плодородия.
А вот дуб, согласно украинской мифологии, в далекие языческие времена, считался деревом бога грома и молнии Перуна. Его ценят за силу и красоту. Это самое долговечное дерево на Украине. На Волыни растет дуб, возраст которого составляет 1300 лет, на Черкащине, чуть помоложе – 1100 лет. В Киеве, кроме вышеупомянутых дубов – великанов на Приорке и Ветряных горах, растут подобные в Голосиевском лесу, на Лысой горе, В урочище Покол, Галерном острове, Острове Жуков, Конче-Заспе и других местах.
Один из них, красавец, вырос вблизи дороги на улице Суворова, на Печерске, перед элитными жилыми домами, которые построены на месте бывшего ипподрома. Точнее, вначале вырос дуб, а потом все остальное. Возле этого дуба-долгожителя установлена информационная плита и дорожный знак, со стрелкой вверх – мол, обратите внимание, он на это заслуживает! Ему повезло в том, что оказался в двух шагах от Печерской администрации. Двум другим повезло меньше. В этом же районе растут еще два дуба-великана на улице Немировича Данченко, которые выглядят постарше, но в реестр памятников природы они не включены, так как находятся во дворах, и с улицы виднеются только их величавые кроны, незаметные для ока городского чиновника. Растут давно – лет двести…
А вот дуб — долгожитель на улице Индустриальной 2, вблизи метро Шулявская, несмотря на скверные условия его теперешнего естественного обитания – напряженная автомобильная трасса, производственные корпуса завода «Большевик» — выглядит вполне уверенным, широко раскинул свою стволистую крону, и возвышается над соседним зданием сталинской эпохи. Длина окружности этого четырехсотлетнего дуба у основания составляет 470 см. Пожалуй, это единственное, увиденное мной, реликтовое дерево в Киеве, огороженное декоративной изгородью из цепей. Все остальные растут себе просто так, как в лесу. Кстати, этот могучий дуб наблюдает за происходящими событиями в сквере, на другой стороне трассы. Известно киевлянам по многочисленным публикациям, что местные жители встали на защиту единственного сквера в этом промышленном районе. Здесь уже вырыт котлован для строительства офисно-жилого многоэтажного центра, который вначале предусматривал полное уничтожение зеленой зоны. Но только благодаря вмешательству общественности, часть сквера удалось спасти. Остальную часть, где ведутся строительные роботы, охраняют «менеджеры по работе с общественностью», — так, по крайней мере они мне представились. Не подумайте, что я испугался короткостриженных молодых людей в черных куртках и с непонятными тяжелыми взглядами, без всяких эмоций. Просто мне самому не захотелось доставать фотоапарат из сумки, (уж очень я к нему привязался за последние несколько лет!) что бы увековечить вырытый котлован, правда, после того как я услышал простой вопрос «менеджеров» – «а что Вы тут делаете?»
Оказавшись вновь на Печерске, у здания бывшего военного генерал-губернатора, памятнике архитектуры 18 ст., на улице Январского восстания 29, я уже спокойно и уверенно доставал фотоаппарат из сумки, чтобы запечатлеть высокий и красивый ясень, выросший прямо у входа. Ведь эта порода деревьев относится к «мужским» и является символом войны. Ветку ясеня посылали когда-то врагу, что обозначало начало военных действий, или последнее предупреждение. Но, в тоже время, пребывая в его тени, человек должен испытывать душевное спокойствие и всяческие облегчения. Известно, что это здание находится в центре раннее существовавшей Киевской крепости. Несмотря на мощные укрепления и размах крепости, ее пушки не разу не выстрелили. Ну, так получилось. Кроме массового переселения граждан Печерского городка в долину речки Лыбидь, для начала строительства фортификационных сооружений, других «военных действий», начиная с начала 18 века, в этом месте Киева не замечалось. Сегодня реликтовое дерево ясень стоит на посту несколько другого фронта – культурного. В здании, частично отреставрированном, сравнительно недавно начал свою экспозиционную деятельность Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара». Советую познакомится с уникальной современной экспозицией, где выставлены традиционные украинские предметы народной культуры, собранные художником, общественным деятелем и коллекционером Иваном Гончаром, по принципу наивысшего художественного и эстетического качества самого экспоната, и не забыв перед входом взглянуть на часового – красавца ясеня!
Очень интересен и живописен растительный мир военного госпиталя по ул. Щорса 2, особенно осенью. В этом районе, благодаря «военному присутствию» сохранились как здания, памятники архитектуры фортификационных сооружений середины 18 столетия, так и реликтовые деревья – белые тополя, вековые деревья клена-явора, каштаны. Этот район Киева, от Бульвара Леси Украинки (Собачьей тропы) до Черепановой горы на стадионе, и улицы Владимиро — Лыбидской, начал застраиваться лишь в 50-е годы прошлого столетия, потеснив многочисленные военные склады, автобазы, и ремонтные мастерские. Развитие строительной индустрии, в то время, не позволяло глобально изменять естественный рельеф города, засыпая яры, многочисленные ручьи, и озера. Поэтому группы домов по улице Щорса (Ново – Госпитальной) утопали в зелени, на территории верхнего поля стадиона и примыкающего к нему военного госпиталя, в те времена росли реликтовые леса, дубовые рощи, клены и каштаны. Именно часть этого богатого растительного мира и сохранилась в военном госпитале. На Центральном стадионе значительно меньше. А вот при реконструкции, реставрации и воссоздании музейного комплекса «Киевская крепость», примыкающая к военному госпиталю в нижней части бульвара Леси Украинки, появились валы с пушками, но деревья исчезли. По крайней мере, громадная площадь, высланная брусчаткой, перед подковообразным зданием музея, дисгармонирует с живописными аллеями и группами сохранившихся деревьев госпиталя.
Интересен, удивителен и многообразен растительный мир Киева, который сегодня классифицирован пятью десятками памятников природы в черте города. Среди них целые дубовые или березовые рощи, озера с поросшими вокруг деревьями, ну и отдельные представители, в основном деревья — долгожители. Интересно, что посаженые сравнительно не так уже и давно голубые ели и смереки, на Крещатике 36, и растущие перед зданием Киевской администрации, занесены, вероятно, «блату» в утвержденный реестр памятников природы Киева. Не хочется их так уж сильно обижать, но, мне кажется, что есть и другие, более значительные примеры растительного мира города, и их намного больше, и внимания нашего они требуют не меньше, чем на Крещатике, или улице Суворова. Геологические и природные условия для роста развития городских зеленых зон идеальны. Если конечно не высаживать их на намывных территориях в песок (парк Позняки) при этом, засыпая строительным мусором, природные озера и заливные луга, с буйным растительным миром на многовековом, илистом грунте, и столетними вербами, как это происходит сейчас на Позняках-3. Как правило, архитекторы на своих планшетах, где изображены фасады проектируемого объекта, формально рисуют стилизованные деревья, не задумываясь о сути происходящего. Это нужно просто для масштаба. Ну, привыкли так, так принято. Все равно, если даже и правильно учесть и изобразить, существующие деревья, строители сделают по своему! Строители, особенно «современные варяги» зачастую поступают не очень благородно. Уже живое дерево можно задеть экскаватором, обрезать его корневую систему — сегодня я здесь, а завтра на другом объекте, а осенью, вообще вернусь домой – мне здесь все чужое! На улице Пушкинской проведена реконструкция магистральной теплосети. Сомневаюсь, что старые и недавно посаженные деревья выживут после этого. Весна, правда, покажет. А вот на улице Рейтарской произошло все наоборот. Нашелся человек, не равнодушный к судьбе Киева, который вложил свои собственные деньги в посадку с добрый десяток лип. Вот так наверно, в ближайшем будущем, и будет происходить в мире. Один сажает, а другой ломает. Хотелось бы, чтобы людей, сажающих деревья, было неизмеримо больше…
Беспечность и безответственность некоторых управленцев нашего
города, при бурных социально – политических изменениях, привела к реальной угрозе экологической катастрофы. Именно в этом проявляется эгоизм рыночной экономики, которая является источником жизни и одновременно может разрушить ее основы, как, впрочем, и свои собственные. Нельзя оградиться высоким забором от окружающего мира, выращивая свой тепличный огородик, решать свои собственные экономические проблемы, игнорируя законы природы, частью которой и являемся мы. Ведь мир не обусловлен только миром человека, и жизненное пространство, окружающее нас, принадлежит не только нам, но и миру деревьев, трав и цветов, не говоря уже о белочках, птицах, или прирученных нами же собаках и котах. Отнюдь, это не проявление сентиментальности. Скорее наоборот — ведь взирая на происходящее, складывается впечатление, что в глобальных, порой катастрофических изменениях городской среды, задействованы люди, которые его не только не понимают, но и не любят. Правда, одной любви маловато. Необходимо обществу создать такие условия, «чтобы экономике установить цели и границы, не только одной экономикой» — так утверждал немецкий философ, представитель практической философии природы и экологической этики, Клаус Михаэль Маер-Абих. А еще он говорил, что «не человек есть мерой всех вещей, а все, что нас окружает, есть мерой нашей человечности» Хотелось бы, что бы мы стали более ответственными за окружающий нас мир, за уникальный город Киев — его красоту, природу, будущее. Нам повезло – мы живем в красивом городе среди деревьев, а может и деревья растут в городе потому, что они тоже его любят!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры