Женские образы в произведениях евгения онегина. Татьяна Ларина — прекрасный образ русской женщины (по роману А.С

Главная / Бывшие

В своем произведении Пушкин отразил жизнь и быт всего русского народа своего времени. Образы, описанные поэтом, достигают особой глубины и раскрывают характеры жителей той эпохи. Женские образы в романе «Евгений Онегин» раскрыты особенно поэтично и многогранно.

Новаторство Пушкина

Белинский высоко оценил все произведение, назвав его «Энциклопедией русской жизни». Описание женских образов критик отметил как отдельное достояние творчества Пушкина. Он называет работу Пушкина настоящим подвигом, ведь Александр Сергеевич не только показал «главную» сторону общества в лице Онегина и Ленского, но также очень поэтично воспроизвел образ русской женщины.

Женские персонажи Пушкина типичны, и в то же время особенны. Он очень ярко описывает характеры, тонко подмечает детали. Белинский говорит об исключительности Татьяны, но называет ее олицетворением русской женщины. Новаторство Пушкина состоит в том, что именно он первый осмелился описать образ женщины именно с такой точки зрения.

Образ Татьяны

Татьяна Ларина – центральная героиня романа. Она обладает беспечностью, юностью, наивными и романтичными чертами характера. Именно это делает ее особенной и прекрасной. Пушкин описал образ простой русской девушки, из семьи провинциального дворянства. Изображая Татьяну, он не идеализирует ее. Она росла одинокой и погруженной в себя, не спешит открывать свое сердце каждому встречному. Попав в светское общество она разочаровывается – ей становится скучно от пустых разговорах столичных дворян. Ее интересует красота души, а не модные тенденции. О жизни она судит не по реальности, а по прочитанным книгам.

Татьяна нарисовала себе образ идеального возлюбленного. Но в реальности любовь приносит ей лишь страдания. Даже став светской дамой, Татьяна не теряет своей непосредственности. Но даже за одним столом с первой городской красавицей, ничуть не уступает этой светской даме.

Любовь к Онегину раскрывает в Татьяне самые лучшие качества: решительность, честность, прямоту. Глубина и сила ее чувств делают ее смелой и готовой на все ради любви.

В сцене последнего разговора с Онегиным образ Татьяны раскрывается во всей красе, показывая ее самые лучшие качества. Несмотря на свою любовь, она пренебрегает ей ради долга и выполнения своих женских обязанностей перед будущим мужем. «Но я другому отдана и буду век ему верна» – прямо заявляет она Онегину, которого давно любит до глубины души.

Сам Пушкин не скрывает своего теплого отношения к героине. На протяжении всего произведения, автор награждает ее словами «идеал», «милая», отражая свое личное отношение к качествам героини.

Остальные женские образы в романе

Помимо образа главной героини, автор интересно нарисовал и другие женские образы. Ему достаточно нескольких слов, чтобы раскрыть черты характера матери Татьяны, ее сестры, няни. Мать Татьяны – женщина, которая еще в молодости подверглась долгу перед обществом, выйдя замуж за нелюбимого. Сестра Татьяны Ольга легко увлекается, но быстро забывает о своих увлечениях. Ольга, как и ее мать, способна найти счастье в той жизни, которую диктует ей общество.

Есть в романе и другие женщины, но Пушкин не акцентирует на их образах большого внимания, обрисовывая лишь теми чертами, которые необходимы для описания общественной жизни.

Мы видим, насколько глубоко автор проработал образ главной героини романа. Большое внимание он уделил и другим женским персонажам, сделав их яркими героинями своего времени. С помощью данной статьи с легкостью можно написать сочинение «Евгений Онегин. Женские образы», отразить в нем характерные черты героинь романа и новаторство автора.

Тест по произведению

1. Образ Татьяны Лариной.
2. Образы матери и сестры главной героини.
3. Няня Татьяны.
4. Московская тетушка и светские барышни.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин показывает несколько женских образов. Конечно, главным среди них является образ Татьяны Лариной, любимой героини автора. Примечательно, что ее характер дан в развитии: сначала мы видим Татьяну сельской барышней, мечтательной и молчаливой, а через несколько лет — замужней дамой, блестящей светской львицей. Пушкин, описывая свою героиню, начинает с ее детства. Поэт указывает на несходство характеров Татьяны и ее сестры Ольги. Татьяна выделяется среди своих сверстниц склонностью к уединению и задумчивости. Игры, обычные среди детей ее возраста, шумная возня не привлекали девочку. Она не особенно общительна как в кругу сверстников, так и среди своих родных:

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела...

Пушкин постоянно подчеркивает мечтательность своей героини: ей нравились «страшные рассказы» по вечерам, любовные романы, которые давали пищу ее воображению. Рисуя портрет своей героини, автор сразу указывает на то, что

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Ни привлекла б она очей.

В то же время в облике Татьяны, несомненно, много неброской привлекательности. Онегин, в первый раз увидев ее, сразу подметил незаурядность этой девушки, почему и сказал Ленскому «...я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». В любви к Онегину раскрывается характер Татьяны: цельность ее натуры, решительность, постоянство, глубина и сила чувств. Татьяна сама призналась в любви — по понятиям ее эпохи, поступок не просто смелый, но идущий вразрез с требованиями приличий. Однако естественные, живые движения души Татьяны оказываются сильнее условностей. Кроме того, девушка настолько верит в свой идеал, что готова всецело ему довериться:

Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...

Восторженный тон письма Татьяны можно приписать влиянию романов, некоторую бессвязность — душевному смятению героини, но искренность и непосредственность ее чувства проступает в безыскусных строках.

Величавая простота, естественность и благородная сдержанность — вот характеристики Татьяны-княгини. Ее манеры изменились, теперь они соответствуют всем требованиям светских приличий, Татьяна научилась «властвовать собой». Внешняя холодность и невозмутимость Татьяны потрясают Онегина, но в глубине души Татьяна прежняя, она дорожит воспоминаниями юности. Она верна своей любви, но верна и себе самой, поэтому не изменит мужу. Татьяна была и осталась искренним, благородным человеком, на которого можно положиться — не случайно ее будущий муж, князь и блистательный генерал, обратил на нее внимание, когда она появилась на балу в сопровождении тетушек.

Не только характер Татьяны показан Пушкиным в развитии. Поэт несколькими штрихами сумел обрисовать мать героини, те изменения, которые произошли в жизни этой женщины. «Ларина проста, но очень милая старушка» — так отзывается Онегин о матери Татьяны и Ольги в разговоре с Ленским. Судьба этой женщины довольно типична: в юности она была романтической барышней, основными интересами которой были моды и романы, причем сама она их не читала, а слышала о них от кузины. Была влюблена, но замуж ее выдали за другого. Ее «души неопытной волненья» утихомирились быстро: в деревне, куда увез ее муж, она увлеклась хозяйством и в этом нашла себя. Мирно прожила с мужем, воспитала двух дочерей, начисто позабыв о своем юношеском увлечении. Когда кузина при встрече упоминает об этом человеке, Ларина не сразу вспоминает, о ком идет речь. Ее младшая дочь Ольга по характеру, видимо, похожа на мать: веселая, немного легкомысленная, легко увлекающаяся, но и быстро забывающая свои прежние увлечения — ведь забыла же она Ленского. Описывая Ольгу, Пушкин иронично замечает, что ее портрет можно найти в любом модном романе. Иными словами, Ольга — типичное явление в среде сельских барышень, да и столичных тоже. Пожалуй, можно сказать, что она, как и ее мать, обладают более счастливым судьбой, чем Татьяна. Они находят счастье в той жизни, которая им уготована, не испытывают слишком мучительных переживаний, а если и испытывают, то недолго. А Татьяна возвышенная, благородная натура. Разве она счастлива, несмотря на удачный брак, если говорит, что рада бы променять пышность столичной жизни на прежнее, незаметное существование в деревне?

Но образы Татьяны, ее матери и сестры не единственные женские образы в романе. Образ няни, конечно, обрисован очень скупо: она появляется только в сцене разговора с Татьяной, когда та не может заснуть. Однако няня, видимо, была для Татьяны дорогим и близким человеком. Не случайно же княгиня упоминает

...Смиренное кладбище,
Где ныне крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...

Судьба няни, как и судьбы «старушки Лариной» и ее дочери Ольги, типична для того времени и социальной группы, к которой принадлежала эта женщина. В крестьянских семьях дочерей рано выдавали замуж, причем нередко за женихов, которые были моложе своих невест. Строгость и суровость крестьянского быта угадывается в словах няни:

— И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

Тринадцатилетняя крестьянская девочка плакала «со страха» накануне своей свадьбы с мальчишкой, который был ее моложе. Однако в рассказе няни о ее юности звучит убежденность в том, что «так, видно, бог велел». Пушкин не описал ее замужнюю жизнь — вероятно, она была такой же, как и у миллионов других крестьянок: тяжелый труд, дети, попреки свекрови. Терпеливо и стойко вынесла эти испытания простая" русская женщина, крепостная, которая вынянчила дочерей помещика. Няня искренне привязана к Татьяне: хотя старушка и не понимает ее терзаний, она старается помочь, чем может.

Образу московской тетушки Пушкин и подавно не уделил большого внимания: она — первое звено в череде родственников и родственниц Лариной. Несколькими штрихами поэт рисует толпу светских барышень, сверстниц Татьяны, среди которых она выделяется так же, как и в детстве среди резвых шалуний. Они «поверяют нараспев сердечны тайны, тайны дев», желая услышать «сердечное признание» Татьяны. Но она молчит — Пушкин снова и снова указывает то, насколько отличается Татьяна от представителей своего круга. Для этих девушек «сердечны тайны» в большинстве случаев — детская шалость. Они легко позабудут свои увлечения, если понадобится, как это сделали мать Татьяны или Ольга. Пушкин противопоставляет невинные «шалости» московских барышень и «заветный клад и слез и счастья», «тайну сердца» Татьяны. Таким образом, автор подчеркивает непохожесть, яркую индивидуальность Татьяны, выделяющейся на фоне женских образов, представляющих собой типичные явления.

А. С. Пушкин - величайший поэт XIX, основоположник русского реализма и литературного языка - семь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах “Евгений Онегин”. В этих “пестрых главах”, “полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных”, отразился весь современный автору уклад русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.
Одно из основных мест в романе отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и “привычки милой старины”, отмечали вместе с крестьянами православные праздники:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. “Простой... добрый барин”, “смиренный грешник” Дмитрий Ларин умер к моменту начала действия романа. Всеми делами в семье заправляла мать Татьяны. Она когда-то жила в городе, но, ее “не спрося, выдали замуж” за Дмитрия Ларина, в то время как она вздыхала о другом. Она немного поплакала, но вскоре привыкла к скуке деревенской жизни и вскоре “открыла тайну, как супругом самодержавно управлять”, и тогда все “пошло на стать”. Она превратилась в типичную уездную помещицу:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь...
За этими повседневными делами проходила спокойно ее жизнь. Такая жизнь не требовала большого ума, да она его и не имела. Все ее духовное развитие состояло в чтении романов Ричардсона в молодости (она их читала только потому, что “в старину княжна Алина, ее московская кузина, твердила часто ей об них”). Ларина-мать по-своему любила своих дочерей: она хотела видеть их счастливыми, мечтала выдать удачно замуж. Точную и меткую характеристику Лариной дал Онегин:
А кстати, Ларина проста,
Но очень милая старушка.
Копией своей матери является Ольга Ларина, и, как скажет позже Белинский, она “из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”. Мы видим Ольгу глазами влюбленного Ленского, боготворившего ее:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.
Ленский - романтик, далекий от реальности, живущий в мире своих фантазий и мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Все ее простодушие и веселость были лишь маской, за которой скрывалась пустота ее внутреннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожертвования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского:
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Она являлась типичной героиней сентиментальных романов, столь популярных в то время. Пушкин признается, что таких пустых красавиц он и сам прежде любил, но они вскоре ему надоели:
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Автор говорит о том, что таких легкомысленных девушек было множество, что их поступки одинаковы, а чувства непостоянны. Так и Ольга, недолго страдая после гибели Ленского, вскоре вышла замуж за проезжего улана и обрела свое счастье. Точную характеристику Ольге дает Онегин:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Полной противоположностью своей сестре является Татьяна Ларина - “милый идеал” Пушкина. На ее характер, мировосприятие, гармонию натуры повлияла среда, в которой она воспитывалась: близость к народной жизни с ее нравами и обычаями, сказками и преданиями, к природе.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Если у Ольги была красота внешняя, то у Татьяны - внутренняя. Она обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним миром. Она была выше всех окружающих ее людей. Задумчивость, одиночество и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства:
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла близость к народным традициям и корням, к природе:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.
В провинциальной глуши, среди разговоров “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне” единственным занятием Татьяны были сентиментальные романы. Именно они создали в ее воображении идеального героя, которого она увидела в Онегине:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все,
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Другой чертой, отличающей ее от сестры, является ее постоянство. Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас...
В. Белинский высоко оценил вклад Пушкина в русскую литературу, который создал образ подлинно русской женщины: “Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна... Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей”. Ее жизнь гармонична, наполнена смыслом, в отличие от жизни Онегина.
И, наконец, последним образом, играющим немаловажную роль в романе, является няня Татьяны - Филипьевна. Именно она вложила в свою воспитанницу русскую душу, приблизила ее к русской природе, русскому быту, познакомила ее с “преданиями простонародной старины”. Она была единственно духовно близким Татьяне человеком. Именно ее и вспоминает героиня в светской жизни:
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей.
Подводя итог, необходимо сказать, что Пушкин “первый поэтически воспел, в лице Татьяны, русскую женщину...”, его начинания продолжили видные классики русской литературы: Лермонтов, Толстой, Тургенев, Достоевский.

Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах он невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…»

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы тревожат воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки»,.. Видимо, Мария — любимое женское имя Пушкина. Ведь он назвал свою старшую дочь Машей. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.

Впервые мы встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, тоже была «прелестный уголок», какие часто попадаются в средней полосе России. Поэт много раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» Татьяны.

Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», как иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать. Жизнь семейства, которая описывается с любовной иронией, протекала мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Татьяна во многом похожа на других девушек. Также «верила преданьям простонародной

  • старины, и снам, и карточным гаданьям», ее
  • «тревожили приметы». Но было уже с детст
  • ва много такого, что отличало ее от других.
  • Ока ласкаться не умела
  • К отцу, ни к матери своей;
  • Дитя сама, в толпе детей
  • Играть и прыгать не хотела
  • И часто целый день одна
  • Сидела молча у окна.

Татьяна с детства отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства - тех качеств, которые ему не нравились в женщинах. Много строк посвящено книгам, которые сыграли немалую роль в формировании личности Татьяны. Так Пушкин подводил нас к пониманию того, что Татьяна - натура поэтическая, высокая, одухотворенная.

В одной из повестей Пушкин пишет, что уездные барышни - просто прелесть. Они воспитаны на свежем воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным красавицам большого света. Существенное достоинство этих девушек - самобытность.

Сказано как будто о Татьяне. По душе автору открытость и прямота его героини. Хотя девице первой признаваться в любви считалось неприличным, но Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? Пушкин особо подчеркивает постоянство характера Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства. Когда Татьяна становится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает прежнюю сельскую жизнь, когда она моложе и «лучше, кажется, была». А на самом деле она нисколько не изменилась. И любовь к Евгению по-прежнему хранит в себе.

Пушкин любил свою Татьяну… Существует древнегреческая легенда о том, как один скульптор изваял из камня девушку. Каменная дева была настолько красива, что мастер влюбился в собственное творение. Любовь к девушке была так сильна, что скульптор потерял покой оттого, что это прекрасное изваяние никогда не оживет. Видя мучения и тоску замечательного мастера, боги сжалились над ним и оживили статую, тем самым обрекая мастера и его создание на вечную любовь.

Но это легенда. А Пушкин создал вечный образ прекрасной русской женщины. Трудно даже представить, что Татьяна поэтом придумана. Хочется верить, что она была в жизни, что подобные ей и теперь встречаются. О любви поэта к своему созданию говорят и следующие строки:

Ока было нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Пушкин описывает ее такой, какой видел идеал женщины. Поэт ведь ‘«истинный был гений» в науке «страсти нежной», хорошо знал женскую натуру. Но в его произведениях вырисовывается тот собирательный портрет девушки, которому он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство, верность супружескому долгу.

Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака. Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не отрекшаяся от жениха и сумевшая ради него попасть к самой царице. И, наконец, Татьяна, которая с твердостью говорит: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».
Как мучила, как занимала Александра Сергеевича тема супружеской верности!


Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе. В произведении была объективно воссоздана целая историческая эпоха. Автор обращается к актуальным вопросам русской жизни, освещает быт, обычаи, нравы, традиции и духовные интересы России – именно поэтому Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Вместе с тем в произведении описаны не только реалии первой четверти XIX века, но и созданы яркие портреты представителей этого времени.

Женские характеры в романе представлены на примере образов Татьяны и Ольги Лариной, их матери Прасковьи, а также няни Татьяны Филипповны. И если характеры Ольги и Прасковьи Лариных, Филипповны являются довольно типичными, то главная героиня произведения отличается от своих сверстниц, является для Пушкина идеалом русской женщины («Татьяны милой идеал»). Также важно отметить, что автор создает портрет не только дворянок (Ларины), но и простой крестьянки (няня Татьяны). Таким образом, с помощью женских образов в романе поэт изображает не только типичных представительниц первой четверти XIX века, но и показывает оригинальный характер русской женщины.

Образ главной героини романа Татьяны Лариной во многом является воплощением народной стихии. В этом смысле героиня резко отличается от «полурусского» Ленского и воспитанного французскими гувернерами Онегина. Не случайно Пушкин говорит о Татьяне, что она «русская душою». Татьяна верит в народные приметы, гадает вместе с дворовыми девушками, тонко чувствует родную природу, верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Именно обо всем этом она тоскует, оказавшись в Петербурге.

Будучи воспитанной в дворянской среде, старшая из сестер Лариных «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Героине присущи и мечтательность, и замкнутость, и стремление к одиночеству, и любовь к русской природе, к народным традициям и обычаям. Ее нравственный облик и духовные интересы принципиально отличаются от внутреннего мира типичного большинства провинциальных барышень (например, Ольги) В проявлении своих чувств Татьяна предельно искренна:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Героине чужды лукавство, манерность, кокетство, поверхностность, сентиментальная чувствительность, иначе говоря, все то, что отличало большинство ее сверстниц. Татьяна являет собой цельную натуру, одаренную способностью глубоко и сильно чувствовать. Героиня пушкинского романа действительно любит Онегина, и эту любовь Татьяна пронесет через всю жизнь. Несмотря на то что в восьмой главе романа героиня предстает перед читателем уже не «девочкой несмелой», а «неприступною богиней», внутренне Татьяна не изменилась и продолжает любить Евгения («И он ей сердце волновал!»)

Письмо героини к Евгению проникнуто искренним чувством и возвышенной простотой. Не случайно С.Г. Бочаров заметил: «Пушкинское письмо Татьяны – «мифический перевод» с «чудесного подлинника» - сердца Татьяны». Действительно, несмотря на то что письмо героини наполнено реминисценциями из различных сентиментальных романов, которыми увлекалась девушка, невозможно усомниться в искренности ее чувств («Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала…»). Но все же свою любовь Татьяна строит по литературным образцам любимых персонажей. Онегин представляется девушке как образ из романа: ангел-хранитель (Грандисон) или «коварный искуситель» (Ловелас). Решение признаться в любви Евгению также продиктовано желанием походить на романическую героиню. При этом Татьяна понимает, что поступает вопреки всем нормам приличия, принятым в дворянском обществе в начале XIX века («Стыдом и страхом замираю…»).

Татьяна отличается прежде всего своим чутким сердцем, но в ней все более пробуждается ум, сознание мыслящего человека, способность верно оценить и внутренне отвергнуть «постылую мишуру» высшего света, его пустоту и фальшь, сохранить свой нравственный облик и духовные ценности. Сознание, ум Татьяны пробуждаются с первым горьким опытом несчастной любви, с чтением книг, которые «ей заменяли все».

Как уже было сказано, многие черты личности Татьяны глубоко уходят в народную почву. Этим героиня (как и сам Пушкин) обязана своей няне, простой русской крестьянке. Не случайно единственный человек, с которым Татьяна говорит о своей любви, - это именно няня. С помощью образа Филипповны в романе поэт освещает крестьянский семейный быт, а также поднимает проблему личности и среды. Так, рассказ няни о несчастливой личной жизни («И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь…») отражает типичную для крестьянского сословия ситуацию: девушку насильно выдают замуж и «передают» чужой семье скорее в качестве работницы; при этом нередко муж оказывался моложе жены:

Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

В записях Пушкина мы встречаем важное замечание, которое обобщенно иллюстрирует судьбу простой русской женщины: «Несчастье в жизни семейственной есть отличительная черта русского народа…».

Но, как ни странно, такая же судьба постигает и Татьяну, которая выходит замуж не по любви и несчастлива в семейной жизни. Тем самым и с этой точки зрения на судьбе героини лежит печать народности. Ответ героини Онегину в финале романа отражает все тот же принцип народной нравственности: нельзя построить свое счастье на чужом несчастье. Такое понимание своего нравственного долга и объясняет отказ Татьяны Онегину: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Таким образом, главное свойство Татьяны – высокое духовное благородство и развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными чувствами. Героиня считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Пускай теперь она понимает, что это была ошибка с ее стороны, что она поступила неосторожно – страдать за эту неосторожность, за эту ошибку должна она сама.

Антиподом Татьяны является ее сестра Ольга. Если главным качеством старшей Лариной считается развитое чувство долга, то младшая Ларина, напротив, крайне легкомысленна и ветрена. Так, Ольга недолго оплакивает погибшего на дуэли Ленского (который считался женихом героини) и вскоре выходит замуж за улана:

Мой бедный Ленский! изнывая,

Не долго плакала она.

Увы! невеста молодая

Своей печали неверна.

На первый взгляд Ольга кажется совершенством: настоящая красавица («Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные…») с покладистым и легким характером («Всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела…»). Но Пушкин сразу отмечает, что подобный характер можно найти в «любом романе», поэтому он «безмерно» надоел автору. Онегин указывает Ленскому на тривиальность, душевную пустоту Ольги:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

Ольга ничем не выделяется среди других провинциальных дворянок, о которых Пушкин замечает: «Но разговор их милых жен гораздо меньше был умен».

Итак, образ легкомысленной, ветреной и «пустой» Ольги, характерный для сентиментального романа, отражает типичные черты уездной барышни.

Кроме того, на примере образа матери Татьяны и Ольги, Прасковьи Лариной, Пушкин описывает характер деревенской помещицы. Важно отметить, что личность героини показана в динамике, с помощью истории судьбы персонажа автор поднимает проблему личности и среды. Поэт рассказывает о жизни Прасковьи до замужества, когда героиня увлекалась романами и была влюблена в «славного франта», напоминавшего одного из героев ее любимых книг. Затем поэт иронично описывает превращение чувствительной барышни, которая «…говорила нараспев, корсет носила очень узкий…» в хозяйственную и довольно властную барыню.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры