Элегантность. Аристократичная простота

Главная / Любовь

Впоследствии к указанным взглядам добавлялись все новые и новые, однако чаще всего цивилизация рассматривалась через сопоставление с культурой. При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации, в конечном счете, сводилось к трем основным:

1 - понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы , между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка Арнольда Тойнби . У Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Синонимами считал эти понятия и другой известный английский ученый-этнограф Э.Б. Тайлор. Он полагал, что культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

2 - между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия . Подобного взгляда придерживался французский историк Ф. Бродель, отмечавший, что «Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», т.е. у него культура составляет базу цивилизации, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.

3 - сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Г.Маркузе ). С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации , тогда как цивилизация - лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивилизация представляет собой его «вещное тело». Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура - это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, искусства, а цивилизация - это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества.

В сочинениях ученых, трактующих цивилизацию таким образом, проводится мысль, что цивилизованный человек - это совсем не то, что культурный человек. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности - превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышление и поведение личности. Цивилизованный же человек - это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе.

Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога Освальда Шпенглера, согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Однако сама концепция, основанная на несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику. Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой и переходят друг в друга. В частности, многие ученые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру.

Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

Современный американский исследователь С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга . На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними.

В то же время, при более строгом подходе, культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только им присущие черты и особенности. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин - культурологии и цивилиографии , каждая из которых имеет свой предмет изучения.

Суммируя все вышесказанное, отметим, что понятие цивилизации имеет множество значений. В русском языке слово «цивилизация» не имеет однозначно определенного значения. В отечественной традиции термин «цивилизация» принято связывать с общественным, социальным аспектом, а термин «культура» - с личностным.

Следует подчеркнуть, что цивилизация – понятие внеэтническое: особенности цивилизации определяются не этнонациональным составом населения, а характером социокультурного устройства общества. Одна и та же цивилизация может развиваться разными народами в разное время и в разных местах земного шара.

Итак, что же такое цивилизация?

При всем разнообразии существующих точек зрения на цивилизацию они во многом совпадают относительно ряда ее черт.

Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются:

- образование государства;

- возникновение письменности;

Отделение земледелия от ремесла;

Расслоение общества на классы;

Появление городов.

При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение. В цивилизации особую роль играет технология , с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Взаимоотношение цивилизации и культуры можно выразить также как постоянное взаимовлияние друг на друга, и это взаимовлияние основывается на специфике исторической эпохи. Историческую динамику соотношения культуры и цивилизации можно выразить следующим образом:

Формирование различных теорий цивилизаций, как было замечено выше, началось еще в 18 в. и продолжается до настоящего времени. Из всех имеющихся теорий можно выделить две основные - теория стадиального развития и теория локальных цивилизаций . Теория стадиального развития изучает цивилизации как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы).

В теории стадиального развития эволюция цивилизации позволяет выделить 3 основные стадии:

1 - аграрно-традиционная , характерная для рабовладельческого и феодального общества. В ней господствует культура патриархального типа, которой присущи такие черты, как близость к природе, консерватизм, прочность традиций и обычаев, большая роль семейно-родственных связей, замкнутость быта, слабость межкультурных контактов, господство фольклорно-этнического начала в искусстве и т.п. Разновидностями аграрной цивилизации являются земледельческая (с оседлым образом жизни) и скотоводческая (у кочевых народов) с соответствующими им культурами.

2 - индустриальная , связанная с капитализмом. Индустриальная цивилизация отличается приоритетом городской культуры, ускоренными темпами жизни, большей свободой нравов и выбора жизненных ценностей, быстрым ростом образования, развитием средств коммуникации и информации, усилением мобильности населения и проч.

3 - по мнению многих ученых, в настоящее время на Западе идет перерастание индустриальной цивилизации в цивилизацию нового типа -

- постиндустриальную или информационную , что вызывает крупные перемены в культуре общества.

Теория «локальных» цивилизаций изучает большие, сложившиеся общности, которые имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Как уже отмечалось, основоположником учения о существовании локальных цивилизаций является О. Шпенглер.

Обе теории дают возможность с разных сторон рассматривать историю человеческого развития. Согласно стадиальной теории развития на первый план выходят единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций рассматривается индивидуальное разнообразие исторического процесса. Что касается количества «традиционных, локальных» цивилизаций, то, действительно, ученые называют разное их число.

Типы цивилизаций.

В культурологии ставится вопрос о типологии цивилизаций. Типы цивилизаций можно выделять по таким признакам, как экономический строй общества, организация политической власти, господство определенной религии в общественном сознании, языковая общность и сходство природных условий и др.

Так, например, беря за основу экономический строй общества, в качестве различных цивилизаций можно рассматривать выделенные К.Марксом общественно-экономические формации - рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Как особые типы цивилизаций можно рассматривать сложившиеся в древности региональные социокультурные миры Египта, Китая, Ирана, Месопотамии.

Многие ученые также предлагают разделить все цивилизации на 2 типа:

- техногенные , характерные для Западной Европы;

- психогенные (традиционные) , характерные для восточных стран, примером которых может служить индийская цивилизация прошлого.

Различия между техногенной и психогенной (традиционной) цивилизациями выросли из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр. Эти типы цивилизаций существуют одновременно.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

- глобальной, т.е. мировой;

Континентальной (напр., европейская);

Национальной (французская, английская);

Региональной (североафриканская, латиноамериканская).

Правда, у некоторых лица выражали недюжинный ум , но их осанка и манеры показывали, что они попали в среду, для которой не были подготовлены воспитанием.

Благодаря своему недюжинному уму он научился сохранять здоровье с помощью тщательного наблюдения за своим физическим и психологическим состоянием.

Нужна была сильная рука, недюжинный ум , крепкая воля, чтобы разрубить хитросплетённый клубок этой чудовищной измены и освободить от них страну.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прикид - это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

Именно им принадлежит патент на самую гнусную ложь, какая есть на свете, ложь, осенённую порой недюжинным умом , образованием и муравьиной предприимчивостью.

Нельзя сказать, чтобы расчёт был плох; напротив, в нём видна значительная доля чисто русской сметливости, глазомера и вообще недюжинного ума .

Человек, рождённый под влиянием этого гения, наделён недюжинным умом . Находит своё призвание в гуманитарных науках. Известность придёт к нему с юных лет.

Глубокие залысины выдавали его недюжинный ум , а короткие, казалось, неуклюжие пальцы творили чудеса как на хирургическом, так и на кухонном столе.

Но любопытна в этом романе, конечно, не фабула, а то, что автор вплетает в него много рассуждений и сентенций, в которых сказывается уже недюжинный ум .

Люди, постоянно заявляющие о своём недюжинном уме , огромном богатстве или дружеских отношениях со знаменитостями, как правило, не очень-то себя любят.

Это некий синтез женственности и твёрдости, недюжинного ума и при этом удивительной лёгкости в общении, проницательности и непосредственности.

И все эти начальники как один блистали самодурскими, патерналистскими замашками, требовательностью, неспособностью прощать чужие ошибки и недюжинным умом (хотя это не всегда радовало).

Бесспорно, человек, который так точно и кратко смог изложить сущность человеческой жизни в целом и смысл медицинского дела в частности, должен был обладать недюжинным умом , мудростью, тонким вниманием и иметь за плечами многолетний опыт.

Организатор должен, во-первых, обладать необходимыми знаниями и недюжинным умом , во-вторых, длинной волей и сильным характером, и, в-третьих, иметь суггестивные способности, и быть обученным методам успешного манипулирования людьми и организационной работе.

Но неизменно в заключение сообщал, что на всё это не стоит рассчитывать, поскольку успешное приземление зависит только от мастерства парашютиста, который должен обладать недюжинным умом и уметь им вовремя воспользоваться.

Они всё, как один, производят впечатление очень приличных людей; людей безупречной выдержки и недюжинного ума ; в манерах ни следа развязности или угодливости; сразу чувствуется в них наблюдательность, а когда к ним обратишься - быстрота соображения; и всегда их лица носят более или менее явственный отпечаток непрестанного и сильного умственного напряжения.

Мать его была очень суеверна и совсем необразованна, отец же, напротив, отличался здравыми понятиями и своим недюжинным умом понимал многое, недоступное его жене, родным и знакомым.

Этот отрывистый разговор происходил в день самоубийства князя в одном из комфортабельных номеров «Hotel des Anglais» между вошедшим в номер мужчиной, среднего роста, лет тридцати пяти, с добродушным чисто русским лицом, невольно вызывавшим симпатию, с грустным выражением добрых серых глаз, в которых светился недюжинный ум , и молодой женщиной, светлой шатенкой, лет двадцати пяти, сидевшей в глубоком кресле с французской книжкой в руках.

Происходя из очень видной семьи шотландских горцев и сохраняя в себе основные черты их пылкого и впечатлительного характера, она соединяла их в себе с недюжинным умом , порядочным образованием и замечательным тактом.

Она была простого происхождения, не отличалась красотой, не получила образования, но обладала большой душевной привлекательностью, недюжинным умом и привлекательной внешности, она имела особый статус: во всём государстве не было практически никого, равного ей по положению.

Учебная задача - создание сочинения-рассуждения в жанре литературно-критической статьи.

Возможный план сочинения на тему «Татьяна - русская душою…»
с краткими комментариями.

I . Место образа Татьяны Лариной в образной системе романа «Евгений Онегин».

Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения , поскольку с ним связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над духовной средой.

II . Психологический портрет пушкинской героини.

Героиня отличается богатым внутренним миром, нерастраченными душевными силами. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена умом, воображением. Своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, понимает его пошлость, праздность, пустоту жизни. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов.

1. Условия воспитания героини: «они хранили в жизни мирной привычки милой старины…» Вместе с семейным воспитанием Татьяна приобрела основы народной нравственности , чистоты.

2. Своеобразие характера в детстве и ранней юности.

Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира.

3. Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

    общение с народом, любовь к няне;

    русская природа;

    патриархальность семейного уклада.

4. Гармоничность натуры Татьяны:

    незаурядный ум;

    нравственная чистота;

    глубина чувств;

    верность долгу.

III . В. Г. Белинский о Татьяне Лариной.

Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера,
за ум, пламенное и нежное чувство , за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Возможный план - краткий и развернутый с комментариями -
сочинения на тему «Евгений Онегин - лишний человек».

I . Исторические обстоятельства, частью которых стали, являлись автор и его герой. Черты эпохи, в которой создавался роман «Евгений Онегин».

II . Евгений Онегин - «лишний человек».

1. Происхождение героя.

2. Воспитание Онегина:

    уровень знаний;

    неумение трудиться;

    утонченные манеры;

    времяпрепровождение.

3. Разочарованность Онегина и ее причины.

4. Поиски удовлетворения духовных запросов:

    чтение книг;

    попытки писать;

    путешествия;

    преобразования в деревне.

5. Основные черты характера Онегина:

    резкий охлажденный ум;

    эгоизм;

    правдивость;

    знание и понимание людей;

    неудовлетворенность жизнью.

6. Отношение героя к окружающим:

    к Татьяне;

    к Ленскому;

    к поместному дворянству.

III . Трагичность образа Онегина, ставшего литературным типом.

Развернутый план сочинения с комментариями.

I . Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его необычная
по размерам и скорости эволюция.

2. Наилучшим свидетельством авторской эволюции становится пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин». Метаморфозы, которые переживает поэт, - центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823-1831); за это время менялись исторические обстоятельства , частью которых становился автор и его герой, замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, отношение к ним.

3. Евгений Онегин - меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя - «принцип противоречия».

II . Главная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

а) В начале первой главы герой сатирически показан как типичный представитель светского общества (стоит перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

б) В конце первой главы - элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь: обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.

в) Автор отдает себе отчет в противоречивости своего героя: «Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу». Сам роман должен разъяснить , почему Автор не хочет «исправить» противоречия героя.

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

а) Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов - или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

б) Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его меткам на полях этих книг -
и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

в) Однако и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» Да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

г) Так кто же он? Он человек - сложный , меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка - в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой сложный герой впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин - лишний человек.

а) Онегин - «лишний человек», особый человеческий тип. Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего Героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени,
не сделал ничего , кроме зла: убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

б) В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

III . Заключение.

Характер, созданный А. С. Пушкиным, стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества - отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них - тема «лишнего человека».

Материалы к сочинению на тему «Лирические отступления как неотъемлемая композиционная составляющая романа “Евгений Онегин”».

Возможные эпиграфы к работе.

Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их из книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице.

Л. Стерн

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

В. Г. Белинский

Ключевое понятие.

Лирические отступления - это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно ,
а не от лица кого-либо из действующих персонажей.

Речевые обороты, позволяющие охарактеризовать черты личности повествователя, проявляющиеся в его суждениях:

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений.

2. Расширение пространственных и временных границ повествования.

3. Создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Главное действующее лицо в романе «Евгений Онегин» - автор или его герой?


Александр I был личностью сложной и противоречивой. При всем разнообразии отзывов современников об Александре, все они совпадают в одном – признании неискренности и скрытности как основных черт характера императора. Истоки этого надо искать в нездоровой обстановке императорского дома.

Екатерина II обожала внука, прочила, минуя Павла, в наследники трона. От нее будущий император унаследовал гибкость ума, умение обольщать собеседника, страсть к актерской игре, граничащую с двуличием. В этом Александр едва ли не превзошел Екатерину II. «Сущий прельститель», – писал о нем М. М. Сперанский.

Необходимость лавировать между «большим двором» Екатерины II в
Петербурге и «малым» – отца Павла Петровича в Гатчине приучила Александра «жить на два ума», развила в нем недоверчивость и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений.

Все, кто писал об Александре, отмечали его мягкость, скромность, любознательность, большую впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние, набожность и мистицизм в конце жизни, а из отрицательных качеств – робость и пассивность, праздность и ленность мысли, нелюбовь к систематическим занятиям, недеятельную мечтательность, способность быстро загораться и быстро остывать.

Главным воспитателем наследника был швейцарский республиканец Ф. С. Лагарп. В соответствии со своими убеждениями, он проповедовал могущество разума, равенство людей, нелепость деспотизма, гнусность рабства. Влияние его на Александра I было огромно.

Вся его политика была четкой и продуманной. Александра I при дворе называли «Загадочный Сфинкс». Высокий, стройный, красивый молодой человек с белокурыми волосами и голубыми глазами. Свободно владел тремя европейскими языками.

В 1793 г. Александр женился на Луизе Марии Августе Баденской (принявшей в православии имя Елизавета Алексеевна) (1779–1826). Обе их дочери умерли в раннем детстве. Елизавета Алексеевна всегда разделяла взгляды и тревоги супруга, поддерживала его, что подтверждалось неоднократно, особенно в тяжелейшие для Александра дни.

В течение 15 лет Александр имел практически вторую семью с Марией Нарышкиной. Она родила ему двух дочерей и сына и настаивала, чтобы Александр расторг свой брак с Елизаветой Алексеевной и женился на ней. Александр, несмотря на всю свою увлеченность Марией Антоновной, упорствовал и ссылался на политические мотивы, понимая, что она для него чужой человек. Также исследователи отмечают, что Александра с юности связывали тесные и весьма личные отношения с его сестрой Екатериной Павловной.

По существу, вовлечение Александра в тайный заговор против Павла началось именно с середины 90-х годов при активном содействии Екатерины. Одновременно в нем нарастают страх и отвращение к этой страшной интриге.

Противники Павла I уже в 1800 г. предлагали Александру заставить отца силой отречься от престола и взять власть в свои руки, но он отказывался. Некоторые историки считают, что он колебался и что по мере развития событий лишь постепенно склонился поддержать заговорщиков и вступил с ними в прямые контакты. Однако последующие события показывают: никаких колебаний по поводу устранения отца от власти у Александра не было; воспитанный в условиях дворцовой интриги, с хорошо организованным честолюбием, обладая характером, безусловно, твердым, решительным, но крайне скрытным, замаскированным внешней мягкостью и уступчивостью, он был озабочен лишь одним – абсолютным успехом предприятия и сохранением в назревающей драматической ситуации незапятнанным своего политического и династического лица. Именно на это были направлены все его усилия в 1800-м – начале 1801 г.

Александр соглашался на устранение отца от власти, даже на заточение его в крепость, однако при условии, что жизнь его будет в безопасности. Иллюзорность этой «благородной» договоренности была всем очевидна. Александр прекрасно знал, чем кончаются такого рода перевороты в России: его дед Петр III был убит заговорщиками, сторонниками Екатерины II.

Таким образом, на что не могла решиться Екатерина по отношению к Павлу, а сам Павел по отношению к Александру – на политическое и, как следствие, физическое устранение, решился голубоглазый «ангел», мягкий и интеллигентный Александр, что указывает не только на его страх перед отцом за собственную жизнь, но и на огромное честолюбие, твердый характер, решительность, которые он не один раз продемонстрирует за годы своего царствования.

В начале 1801 г. Павел приказал арестовать более двух десятков видных вельмож, которых подозревал в оппозиционных настроениях. Затем император стал откровенно высказывать угрозы в адрес своей жены Марии Федоровны и старшего сына, Александра. Над 23-летним Александром нависла реальная угроза провести остаток дней в темнице. Вот в этих-то условиях ему и пришлось делать окончательный выбор. Подозрительный и мстительный, Павел не без основания считал сына замешанным в заговоре, и спастись Александр мог, лишь выступив против отца.

Итак, Александр дал согласие на лишение отца верховной власти, на заточение его в Петропавловскую крепость. В половине первого ночи 12 марта 1801 г. граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца. Уже в первые часы он испытал на себе всю силу сознания отцеубийства. Никакие высокие цели выраженные, в частности, в его манифесте по случаю вступления на престол не могли оправдать его перед самим собой.

Власть надвинулась на Александра сразу, без подготовки, и для его человеческой личности вопрос состоял в том, сумеет ли он достойно противостоять ей, как это он мнил в пору своих юношеских мечтаний, или она перемелет его и выдаст очередной готовый образец властителя – жестокого, беспринципного, готового ради ее удержания на все. Этот вопрос он решал в течение всей своей жизни, так и не дав на него ни отрицательный, ни положительный ответ. И в этом, видимо, состояла его драма как человека и как правителя.

Идея искупления страшного греха благоденствием Отечества пройдет через всю его жизнь, вплоть до 1825 г., поэтому всю последующую жизнь Александра следует рассматривать сквозь призму его постоянных усилий достигнуть этого соответствия, что было чрезвычайно трудно и в плане чисто человеческом, но особенно в плане государственном в тогдашней России.

Что касается его чисто человеческих качеств, то он, несмотря на всю ужасающую жестокость системы, в которой жил, всю жизнь боролся за обретение себя, за возврат к себе прежнему. Эту свою личную, человеческую линию, несмотря на диктат власти, традиций, соблазнов, он вел в течение всей своей жизни, и порой ему это удавалось, хотя и не без отступлений, уступок, слабостей, которые и давали повод говорить о двуличии, ханжестве, неискренности Александра.

Поразителен и его почти аскетический образ жизни: ранний подъем, нелегкая работа с бумагами и людьми, очень ограниченное окружение, одинокие пешие или верховые прогулки, удовольствие от посещения приятных ему людей, стремление избегнуть лести, мягкое ровное обращение со слугами. И все это оставалось доминантой жизни в течение многих лет, хотя положение требовало выхода в свет, частых отъездов; сохранились и увлечение армией и парадомания, ставшая страстью едва ли не с детства.

Даже бесконечные путешествия Александра имели какую-то своеобразную окраску. В этих поездках он не только посещал балы и обеды, встречался с верхушкой местного дворянства и купечества, устраивал смотр армейским частям, но и интересовался жизнью всех слоев общества. Так, он добрался до «киргизской степи» и побывал в юртах кочевников, посетил Златоустовские заводы, спускался в Миасские рудники, побывал в татарских семьях в Крыму, посещал госпитали, общался с арестантами и ссыльнопоселенцами.

Его биографы отмечают, что в дороге ему приходилось сталкиваться с изрядными трудностями: скудно питаться, испытывать различные неудобства, попадать в неприятные дорожные происшествия, долго идти пешком. Зато у него складывалось личное представление о том, как жила Россия. И глубокие разочарования, которые постигли его в конце жизни, вероятно, в известной мере были вызваны этой весьма тяжелой информацией, развеивавшей у него последние остатки иллюзий относительно своих усилий на пользу Отечества.

Почему-то остаются без внимания многочисленные случаи проявленного им сострадания к людям, человеколюбия, помощи. Так, на берегу Немана император увидел зашибленного лопнувшим канатом бурлака. Александр вышел из коляски, помог поднять беднягу, послал за лекарем и, лишь убедившись, что все возможное для него сделано, продолжал путь.

История сохранила немало подобных примеров из жизни Александра, говорящих о его непоказном интересе к людям, человеколюбии, терпимости и смирении. В то же время известны случаи жестоких распоряжений Александра I относительно восставших солдат Семеновского полка, военнопоселенцев. Везде, где он выказывал себя как личность, Александр выступал человеком весьма гуманным, там же, где он проявлял себя как представитель и лидер системы, он выступал порой в духе принципов неограниченного самодержавия.



Очень часто богатые люди, совершенно не придавая какого-либо значения интеллектуальному развитию своих избранниц, требуют, чтобы те по своим изысканным манерам напоминали как минимум благовоспитанных девиц. Обычно эти не всегда культурные и не особо чувствительные люди сильно обращают внимание на мелкие оплошности своих дам. Поэтому если вы желаете заполучить богатого мужа, обязательно обратите внимание на то, как вы себя ведете и дома, наедине с собой, и в обществе.

Конечно же, в первую очередь вам следует избавиться от такой вредной привычки, как использование ненормативной лексики в разговоре. Бывает, что по улице идет очень красивая девушка и ее сопровождает не менее замечательный кавалер, они мило беседуют, все прохожие просто любуются этой парой, вдруг девушке что-то не нравится в разговоре, и она, вспылив, выдает своему спутнику серию нецензурных выражений. Естественно, все очарование мигом пропадает, и девушка уже не кажется такой неотразимой. Никогда не забывайте, что если хорошие манеры вы приберегаете только напоказ, значит, они не настоящие и обман обязательно рано или поздно откроется.

Никогда не позволяйте себе говорить кому-либо такие слова, как «отвяжись» или «заткнись», поскольку грубость способна отвадить от вас не только богатых, но и всех остальных женихов. Вы сможете добиться элегантных и изысканных манер только в том случае, если даже наедине с собой будете постоянно следить за своим поведением, поскольку человек по-настоящему культурный вежливо ведет себя в любой ситуации. Возможно, вам не достает пока житейского опыта, однако его могут прекрасно заменить сообразительность и внутренний такт.

Очень часто некоторые дамы, разговаривая со своим избранником, повышают голос. Этого, конечно же, делать не следует. Не забывайте, что человек, который своим трудом добился какого-то положения в обществе, достиг успехов в каких-либо коммерческих предприятиях, никогда не позволит, чтобы на него кричали, будь то партнеры по бизнесу или дама сердца. Повышая голос в беседе с кем-либо, вы можете обидеть человека, а также произвести на своего потенциального жениха неблагоприятное впечатление, поскольку мало кому понравится, если его избранница из благовоспитанной девицы вдруг превратилась в уличную торговку.

Иногда чрезмерная ворчливость также способна сделать вашу цель практически неосуществимой. Если вы часами можете монотонным голосом вспоминать все недостатки и промахи своего избранника, безусловно, он постарается как можно реже встречаться с вами, а затем и вовсе вас оставит. Никому не понравится, когда кто-то будет перечислять его недостатки, поскольку он и так о них прекрасно осведомлен как из родительских уст, так и от противников, поэтому если вам неудержимо хочется сказать своему мужчине какую-нибудь гадость, постарайтесь побыстрее выйти из роли раздражительной мамаши и отвлечься, вспомнив, например, о всех его достоинствах.

Ваше поведение во многом зависит от того, как вы относитесь к своему избраннику. Если вы встречаетесь с ним исключительно ради выгоды и желания выйти замуж за богатого, не испытывая к нему ничего ровным счетом, то, конечно же, вам будет тяжело, поскольку ваше отношение волей-неволей будет выдаваться в ваших поступках, жестах, взглядах. Будьте лояльны по отношению к своему мужчине – все мы не без недостатков. Не зря гласит народная мудрость: «Любят не за что-то, а вопреки чему-то». Будьте откровенны и открыты, так намного безопаснее живется.

Каждой даме, желающей составить выгодную партию, необходимо знать правила этикета. Это придаст вам уверенности в себе, и в любой ситуации вы будете себя чувствовать на высоте. Скорее всего, когда вы будете со своим кавалером, вам придется знакомиться с кем-либо или знакомить друг с другом, к примеру своих приятелей и родственников. Если дело касается каких-либо деловых отношений, то в первую очередь называется фамилия менее важной особы, другими словами, вы должны представить менее важную особу более важной. Если речь идет о равных отношениях, то более близкую вам особу вы представляете первой.

Представьте, что человек, за которого вы хотите выйти замуж, пригласил вас в дорогой ресторан, который есть в вашем городе. Конечно же, у вас сразу же возникнет большое количество вопросов по поводу того, как одеться, как вести себя за столом, как поддерживать разговор и т. д.

Начнем с одежды. Безусловно, вы не отправитесь на свидание в рваных джинсах и вытянутой футболке, и здесь все зависит от вашего вкуса и наклонностей. Конечно же, идеальным вариантом было бы посоветоваться с профессионалом, однако не расстраивайтесь, если у вас всего один-единственный вечерний наряд и вам не приходится выбирать. Как правило, одежда не играет решающего значения в чем-либо, поскольку все зависит от того, какое впечатление вы произведете на своего избранника своими манерами и поведением.

Если пригласивший вас мужчина не заходит за вами прямо домой, а вы договорились встретиться где-нибудь в условном месте, не опаздывайте более чем на десять минут, иначе вы рискуете не найти его в этот вечер. Если вы будете проводить время не вдвоем, а в компании, которая вам незнакома, то вы должны знать, что при представлении женщина первой подает руку мужчине, однако если какой-либо представитель сильного пола проявил бестактность и первым протянул вам руку, не стоит это игнорировать, поскольку такое поведение еще большая бестактность, чем допущенная оплошность. Возможно, у вас возникнет и такой вопрос: «Снимать ли перчатку при приветствии?» В этом случае вам придется приспосабливаться к особе, которая подает первая руку для приветствия. Если вы здороваетесь с женщиной старше себя, которая без перчатки или сняла ее, то вам следует также снять свою перчатку. Мужчине всегда можно подать руку в перчатке.

Конечно же, в своем вечернем туалете вы будете выглядеть неотразимо, однако то, какое впечатление вы производите на окружающих, будет зависеть и от вашей походки, движений и жестов. Если вы тяжело ходите, с силой вонзая каблуки в землю или пол, не умеете вежливо улыбаться, имеете нехорошую привычку махать руками перед лицом человека, с которым разговариваете, садясь на стул, разваливаетесь или машете ногой, постоянно держите локти на столе, совершенно не следите за выражением своего лица и, если что-то вам не нравится, строите противные физиономии, громко сморкаетесь, грызете ногти, иногда через платье подтягиваете нижнее белье, то, безусловно, здесь вас не спасет даже супердорогое и модное платье и очаровательное личико.

Наверняка ваш кавалер не захочет вас еще раз куда-либо пригласить, ведь он мечтал провести вечер с красивой девушкой, а это понятие включает в себя множество самых различных элементов. Это и плавная походка, и элегантные движения, и умение поддержать разговор, и безукоризненное поведение за столом. Вы должны даже незначительные движения научиться делать красиво, например красиво расчесываться, красиво подавать руку или необычно красиво держать чашку. В завоевании мужчины именно эти мелочи нередко играют решающую роль. Если вы сможете так себя вести, то независимо от вашей внешности, будете всегда выглядеть красиво и добьетесь поставленной цели.

В первую очередь подойдите к зеркалу и внимательно осмотрите себя. Ваши плечи должны быть выпрямлены, живот втянут, а голова высоко поднята. Не забывайте, женщины, которые горбятся, ходят с опущенной головой, как правило, выглядят неудачницами и старше своих лет. Вам, конечно же, это совершенно ни к чему, поэтому побыстрее расправьте плечи. Некоторые женщины совершенно не умеют ходить на высоких каблуках, ноги у них при этом как бы всегда находятся в полусогнутом состоянии. Безусловно, зрелище не самое приятное, поэтому прежде чем обуться во что-то подобное, обязательно потренируйтесь дома, а еще лучше, если вы не уверены в своей походке, выберите туфли на каблуке чуть поменьше, это придаст вам уверенности, и движения будут более грациозны.

И последнее: туфли на высоких каблуках никогда не должны быть маловаты, поскольку это, безусловно, негативно отразится на вашем внешнем виде. Вы не только будете постоянно спотыкаться и некрасиво ходить, но и у вас испортится настроение, вы подурнеете: измученные глаза, понурое и болезненное выражение лица, что, конечно же, не понравится вашему спутнику.

Однозначно, в ресторане, который вы посетите, вам обязательно придется разговаривать и со своим спутником, и с друзьями, которые, возможно, окажутся за вашим столиком. Улыбка здесь, несомненно, играет немаловажную роль: вы должны очаровать и его, и его друзей, ведь если его приятели будут от вас в восторге, они непременно об этом ему сообщат, что также может приблизить вас к заветной цели выйти замуж. Улыбка, во-первых, зависит от вашего настроения, а во-вторых, от состояния ваших зубов, поэтому не забывайте хотя бы раз в год посещать стоматолога, ведь улыбка, открывающая неухоженный рот, не может быть приятной. Ни в коем случае не прикрывайте рот рукой, когда улыбаетесь, это очень неэлегантный жест.

Нередко в разговоре некоторые женщины так увлекаются, что способны, не прерываясь, говорить в течение долгих часов и совершенно не умеют слушать других. Если уж они замолчат на минутку, то по глазам видно, что им совершенно не интересно мнение собеседника, они просто подскакивают от нетерпения, чтобы заново возобновить свой монолог. Поэтому вы должны следить за собой, и если почувствуете, что ваше красноречие выходит за всякие границы, следует вовремя себя остановиться.

Случается, что у молодых женщин встречается такая привычка, как хихикать в процессе беседы, особенно в конце каждой фразы. Возможно, и у вас также проявляется нервозность, однако это производит негативное впечатление. Если вы еще не очень хорошо знаете своего спутника и его друзей, то эта привычка может даже испортить настроение тому, с кем вы общаетесь. Человек будет изумлен и может подумать, что вы смеетесь именно над ним, конечно же, это вызовет чувство досады, особенно если в это время обсуждался какой-либо серьезный вопрос. Поэтому, как бы ни тяжело вам было, постарайтесь отказаться от позиции «какой меня Бог создал, такой и буду», ведь от этого может зависеть ваше будущее.

Мужчинам, как правило, не нравится, когда женщины сплетничают и обсуждают окружающих. Вспомните Мелани из «Унесенных ветром» – идеал дамы. Она никогда ни о ком не сплетничала, не говорила плохо, в каждом пыталась найти что-то хорошее и всегда всех оправдывала. И если уж никак не могла о ком-то сказать ничего хорошего – не говорила вообще. Не забывайте, что, сплетничая, вы можете попасть в очень щекотливую ситуацию, если, например, вы неожиданно заметили, что человек, которого вы только что обсуждали, стоит рядом и все слышит. Безусловно, в этот момент самое лучшее, что вы могли бы сделать, – это телепортироваться куда-нибудь подальше от этого места, ведь что бы вы ни говорили в дальнейшем, это бесполезно и положение не исправить.

Говорят, что однажды Бернард Шоу, попав в ситуацию, когда одна из его знакомых безобразно высказалась в его адрес, совершенно не замечая, что тот, о ком она рассказывала, сидит за соседним столиком, сказал: «Чтобы избежать конфуза, я должен бы вас, госпожа, убить».

Поэтому чтобы не лишиться доброго расположения своего избранника старайтесь не повторять ошибок знакомой Бернарда Шоу, тем более что вы можете поставить возлюбленного в неловкое положение, и ему будет стыдно за вас.

Вам наверняка будут говорить комплименты. Некоторые женщины совершенно не умеют на них отвечать: одни чего-то стыдятся, другие не верят и на всякий случай отвечают иронией. Лучше искренне порадуйтесь и поблагодарите за добрые слова. Можно сделать ответный комплимент: «Я рада, что вам нравится мое платье, а у вас изумительная прическа». Сами в течение вечера обязательно шепните своему кавалеру, какой он элегантный и заботливый.

Во время застольной беседы постарайтесь не перебивать своего собеседника, это очень не нравится представителям сильного пола, особенно тем, кто добился каких-либо успехов в жизни. Внимательно слушайте ваших знакомых, и они, по мнению Дейла Карнеги, станут считать вас великолепной собеседницей. В разговоре обязательно обратите внимание и на свой тон, ведь даже совсем безобидные вещи можно так произнести, что собеседник может оскорбиться, поэтому старайтесь, чтобы ваш тон был если уж не милым, то, по крайней мере, вежливым.

Как бы элегантны и красивы вы ни были, однако если вы не умеете ловко обращаться со столовыми приборами и не знаете, какую вилку или ложку применить к данному блюду, то, конечно же, все ваши попытки блеснуть своими безукоризненными манерами будут тщетными. Как пользоваться ложкой, в общем-то, понятно всем, а вот вилка и нож нередко вызывают массу вопросов. Например, что полагается есть без ножа?

Только вилкой едят котлеты, клецки, паштеты, омлеты, овощи, яичницу и рыбу. Даже вполне привычные продукты питания, такие, как, например, хлеб, мы, как правило, едим по-разному дома и на приеме или в ресторане. Если дома допускается намазать весь кусок, затем взять его в руку и с наслаждением откусывать довольно большие куски, то в праздничной обстановке, конечно же, желательно отломить от хлеба маленький кусочек, намазать его маслом и элегантным движением отправить в рот. При этом не следует торопиться и крошить хлеб.

Когда вам подадут суп, то у вас может возникнуть вопрос: «В какую сторону можно наклонять тарелку – от себя или к себе?» Существует мнение, что в гостях вообще не следует наклонять тарелку, оставив остатки супа на дне. И еще: в процессе еды и после всегда оставляйте ложку в тарелке и никогда не располагайте ее так, чтобы одним концом она упиралась в тарелку, а другим в стол, это дурной тон.

Мясо с овощами нужно есть вилкой и ножом, причем в левой руке располагается вилка, а в правой – нож. Мясо следует отрезать по кусочку, на отрезанный кусочек накладывается картошка и овощи. Некоторые дамы предпочитают отрезать кусочек мяса, отложить нож, переложить вилку в правую руку и только после этого наколоть мясо и отправить его в рот. Эта операция не только трудоемка, но и некрасива. Стоит вспомнить и о том, что неэстетично класть локти на стол, старайтесь, чтобы кисти рук опирались на край стола.

Возможно, в ресторане вам подадут рыбу. Обычно к ней подается специальный прибор – нож-лопатка для рыбы либо две вилки. Ни в коем случае не ешьте рыбу, пользуясь ножом и вилкой, поскольку вы можете случайно разрезать кость ножом, проглотить ее и пораниться. Элегантно отделяя вилкой или лопаткой, находящейся в правой руке, кости, вы должны подносить ко рту безопасные куски рыбы на вилке в левой руке. Обычно к рыбе и мясным блюдам нередко подаются различные соусы, которые так жалко оставлять на тарелке. Однако если в домашних условиях правилами этикета и допускается обмакивание кусочка хлеба в соус, то в ресторане, как, впрочем, и на других приемах в общественных местах, соус должен оставаться в тарелке, пусть при этом ваше сердце будет истекать кровью.

Ранее было распространенно мнение, что птицу можно есть руками, но представьте себя в вечернем платье, в руке у вас кусок куриной ножки, по которой жир плавно стекает по пальцам на одежду, а рядом сидит грациозный красавец и ест курицу с помощью вилки и ножа. Зрелище, прямо скажем, непривлекательное. Конечно, у вас не сразу может получиться ловко разделывать курицу вилкой и ножом, особенно если та немного суховата и плохо режется, но представьте, как будет гордиться ваш избранник вашей ловкостью и элегантностью, когда вы с невозмутимым видом прекрасно справитесь с заданием и съедите курицу всю до последнего кусочка. Если до этого у него и были какие-то сомнения, то, видя ваши безупречные манеры, он наверняка заговорит с вами о свадьбе.

Далее можно вспомнить и о том, как нужно правильно есть сыры. Существует целая сырная церемония, возможно, кому-то это покажется неважным, однако если вы желаете произвести впечатление на своего избранника и доказать ему, что у вас самые что ни на есть безупречные манеры, вы должны знать все эти тонкости.

Сыры, как правило, подаются после последнего главного блюда, перед десертом. Несколько больших кусков разного сорта сыра помещаются на поднос или деревянную дощечку и в таком виде выносятся к столу. К ним подается нож. Вы отрезаете от сыра небольшой кусочек ножом и переносите его к себе на тарелку, затем отламываете кусочек хлеба и намазываете его маслом, сверху кладете кусочек сыра (отрезанный уже собственным ножом на собственной тарелке) и только после этого можете его съесть.

Всем известно, как можно съесть яблоко или арбуз, однако самый элегантный способ – это настоящая эквилибристика, которая требует долгих упражнений в домашних условиях, однако впечатление от этого превзойдет все ваши ожидания и наверняка только укрепит репутацию дамы с самыми изысканными манерами.

Сначала разрежьте яблоко на четыре части, затем по очереди каждую четвертинку наденьте на вилку и очистите ножом, который должен быть очень острым. Будьте осторожны – четвертинка не должна упасть с вилки. Каждый очищенный кусочек ешьте с тарелки при помощи вилки и ножа. Арбуз нужно есть таким же способом. Положите его на тарелку и, отделяя косточки, ешьте его вилкой и ножом. Цитрусовые можно очистить руками, разделить на дольки, потом брать по дольке рукой и отправлять ее в рот.

В горячие напитки – чай или кофе – как правило, люди сами кладут нужное количество сахара, поэтому постарайтесь, чтобы при размешивании его ваша ложечка не ударялась о стенки чашки. Эту процедуру следует проводить осторожно, чтобы не расплескать напиток, и бесшумно. При питье не следует также отставлять в сторону мизинец. Возможно, когда-то это считалось верхом элегантности и красоты, однако сейчас это дурной тон. Не следует пить чай или кофе ложкой и тем более из блюдечка. Если очень горячо, лучше подождать, когда напиток остынет.

Если на десерт вам подали пирожное или торт, их следует есть ложкой или вилкой, это зависит от того, что подали. Сухое пирожное безопаснее взять в руки, поскольку если нажать на него ложкой, оно может приземлиться на коленях вашего спутника. Откусив пирожное, приложите к губам салфетку, затем отпейте напиток. Салфетка нужно для того, чтобы не оставлять жирных следов на краю чашки. И последнее: во время еды следите, чтобы у вас не размазалась губная помада и не оставались крошки в уголках губ.

И самое главное – в течение вечера вы должны не только сидеть и мрачно смотреть на присутствующих, но и, если вас пригласит ваш кавалер танцевать, изумлять окружающих легкими и плавными движениями. Если вы весь вечер будете на высоте и докажете безупречными манерами и великолепным умением вести себя прилично в любой ситуации своему мужчине, что вполне способны претендовать на роль жены богатого человека, то результаты наверняка не заставят себя долго ждать и вскоре вы получите заманчивое предложение.

Известно, что придворных дам с детства обучали самым изысканным манерам, именно поэтому они в любой ситуации были на высоте. Однажды на представлении королю у одной дамы слетела нижняя юбка как раз в тот момент, когда та направлялась к трону на виду у многих вельмож. Женщина не растерялась, легко перешагнула ее и как ни в чем не бывало направилась дальше.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры