Каковы главные темы народного эпоса. Эпос - это что? История и герои эпоса

Главная / Любовь






МОДЕЛЬ МИРА. 1. Иггдрасиль, мировое древо. 2. Небесный свод. 3. Земная твердь. 4. Хель, подземный мир. 5. Мудрый орел на вершине Иггдрасиля. 6. Олени на ветвях Иггдрасиля, щиплющие его листву. 7. Волки Сколл и Хати, преследующие Солнце и Месяц. 8. Асгард, жилище богов. 9. Небесный корень Иггдарсиля. 10. Небесный родник Урд под небесным корнем Иггдрасиля. 11.Цверги, держащие небесный свод. 12. Мидгард, жилище людей. 13. Земной корень Иггдрасиля. 14. Радужный мост Биврест, соединяющий Асгард с Мидгардом. 15. Океан, омывающий Мидгард. 16. Змей Ермунганд, обитающий в океане и грызущий свой хвост. 17. Муспелльсхейм, страна огня. 18. Нифльхейм, страна холода и мрака. 19. Подземный корень Иггдрасиля. 20. Дракон Нидхегг, грызущий подземный корень Иггдрасиля. 21. Хвергельмир, родник под подземным коренм Иггдрасиля. 22. Двенадцать подземных рек (Эливагар), вытекающих из Хвергельмира и выходящих на поверхность Земли в Нифльхейме. 23. Злой Локи, привязанный кишками своего сына Нари к трем камням. 24. Ядовитая змея, чей яд капает на лицо Локи, от чего он содрогается, вызывая землетрясение. 25. Волк Фенрир, сын Локи закованный цепью Глейпнир; в его разверстую пасть вставлен меч













  • Кириллина Августина Дмитриевна, учитель начальных классов, средней общеобразовательной школы №1 с гимназическими и лицейскими классами

  • Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100…»

Тема: Герои эпоса (русская былина «Добрыня и Змей» ,

якутское олонхо «Нюргун Боотур «Стремительный» (3 песня),

древнегреческая поэма «Одиссея» (песнь 8 «Одиссей у циклопов),

карело-финская поэма «Калевала» (43 руна).

Цели урока : дидактическая – на основе сравнительного анализа героев

эпоса раскрыть нравственный облик идеала человека раз-

ных народов в древности.

развивающая в ходе исследовательской работы сделать

вывод о единстве содержания и формы жанра героического

эпоса; обогащать эмоциональную сферу учащихся разно-

образием чувств – нравственных, интеллектуальных,

эстетических.

воспитательная – показать общечеловеческое значение

древних творений, современное звучание героического

эпоса, ставящего проблемы гуманизма, актуальные в наши

дни.
Тип урока – обобщение знаний.

Основной метод- исследовательский

Оборудование урока:

первоисточники, критическая литература, «Современный толковый словарь русского языка», иллюстрации

к произведениям, карточки для сводной таблицы,

маршрутные листы групп, сочинения учащихся «Любимый

герой эпоса», элементы национальных костюмов для каждой группы

учащихся.

Это урок - прощание с полюбившимися произведениями героического эпоса разных народов, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках внеклассного чтения. Идея проведения данного урока возникла из того, что взаимосвязанное изучение произведения позволяет увидеть преемственность гуманистических традиций литератур разных народов. Урок явился результатом большой предварительной работы: учащиеся составляли к каждому произведению «Исторический словарик», учили наизусть отрывки из произведений, выполняли иллюстрации к ним, готовили защиту проекта «Исторический опыт народа» по группам.
Ход урока:

I. Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока:


  • Добры молодцы и красны девицы (обращение к 1 группе)

  • Племя людское Среднего мира! (обращение ко 2 группе)

  • Славный народ Эллады! (обращение к 3 группе)

  • Жители Калевы1 (обращение к 4 группе).

  • Поведем беседу складную о героях « преданий старины глубокой».
Дайте определение этим литературным произведениям.

Д: Они относятся к жанру героического эпоса, потому что это героические песни о подвигах богатырей. Их исполняли сказитель, олонхосут, аэд, песнопевец.

У: - Исполнители героических песен с большой любовью воспевали народных героев.

1-й ученик Сказитель:

У Добрынюшки брови черные, соболиные,

Глаза зоркие, соколиные.

С лица бел да румян,

А силой ему равных нет!
2-й ученик Олонхосут:

Нюргун Боотур Стремительный

Был красивейшим среди людей,

Сильнейшим среди людей,

Не было равных ему богатырей!

3-й ученик Аэд:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже,

Который, странствуя долго, заботился

О жизни спутников милых.

Скажи мне об Одиссее, благосклонная Муза!

4-й ученик Песнопевец:

Старый, верный Вяйнямейнен,

Вековечный прорицатель,

Распевал свои он песни,

Песни мудрости великой.

У: - Народ любил своих героев, наделил не только прекрасной внешностью, красивы были их

их поступки.

На уроке предстоит решить такую художественно-исследовательскую задачу :

«Каков идеал героя разных народов в древности?»

Найдите в «Современном толковом словаре русского языка» объяснение значения

слова «идеал».

Д : - « (от греч. Idea – стремление, идея.) Высшая степень совершенства, предел стрем-

У: Алгоритм работы по решению художественно – исследовательской задачи урока:

I этап– «Погружение в эпоху древности» пройдет в форме защиты групп своего исследования «Исторический опыт народа».

II этап – «Образ героя эпоса» (сравнительное сопоставление).

III этап Вывод-ответ на проблемный вопрос.

Итак, как говорили древние греки: «Пусть же попутные ветры несут нас к намеченной цели!»
II. Защита проектно-исследовательской деятельности творческих групп по теме «Исторический опыт народа».

У: Эпос каждого народа своеобразен. Появление героя эпоса связано с историей народа.

Каждая группа провела исследование, пользуясь историческим методом, по первоисточникам и критической литературе по направлениям:


  • Верования

  • Обычаи

  • Быт
(Материалы отчета групп приводятся вкратце.)

I группа:

В былине содержится доказательство о принятии на Руси христианства («Схватил он колпак земли греческой», т.е. головной убор христиан в Византии). Бог вселяет веру в народ, вдохновляет Добрыню Никитича на победу.

Правил Русью князь Владимир, которого народ величал «Красно-Солнышко». Именно его племянницу спас богатырь от Змея. На русскую землю совершали набеги кочевые племена и брали в полон людей русских.

II группа:

Древние якуты имели свое представление о мироустройстве. Они делили мир на Верхний, где правили небожители; свою землю называли Средним миром, а Нижний мир считали убежищем абаасы..

Похищение женщин считалось большим оскорблением, ведь женщина олицетворяла тепло

семейного очага (« В ужасе завопил Нюргун Боотур: « Беда мне!»)

Более развито было скотоводство. В почете крепкий и сильный конь, как у Нюргуна Боотура

(«Мчался конь падучей звездой.») А о занятиях охотой и рыболовством в олонхо не упоминается.

Жизнь племени людского была очень трудная из-за суровых природных условий и стычек с

тунгусскими племенами.

III группа:

Древние греки считали, что миром правят боги, живущие на горе Олимп (« … так было,

конечно, угодно Могучему Зевсу»). В тексте упоминаются:


  • Посейдон – бог моря;

  • Эос – богиня зари;

  • Афина Паллада – богиня мудрости (она покровительствует Одиссею).
Древние греки очень почитали своих богов, совершали обряд жертвоприношения.

(« Яркий огонь разложив, совершили мы жертву»).

Священным в Древней Греции был закон гостеприимства («Вперед беззащитных гостей ты

не губи и не ешь.»)

Эллины занимались скотоводством (« … пас он баранов и коз») , виноделием («чашу вина

золотого ему предлагая…»), были мореходами (« К берегу близкому скоро пристав с кораблем …»).

Поэма повествует о возвращении Одиссея с Троянской войны.

IV группа:

Потомки Калевы очень любили свою Родину, северную природу:

«… росла сосна в лесочке,

Ёлка там была на горке,

Серебро - в ветвях сосновых,

Золото – в ветвях у елки.»

Они противопоставляли ее Похъеле - холодному царству льда, снега и мрака.

«Там застыл морозный воздух,

Зайцы снежные там скачут,

Ледяные там медведи

На вершинах снежных бродят.»

Своим верховным богом считали Укко. Верили, что у каждого предмета есть свой дух.

Медведь служил татемом. Люди называют его ласково: «Отсо, яблочко лесное».

Лес для народа – не просто лес: в нем заключено их будущее. Ведь лес – это земля для посева

В поэме очень подробно описаны процессы труда. Особое место отведено рассказу как

получили железо.

Древние карелы занимались скотоводством, земледелием, охотились на дичь.

У: Исторический опыт народа составляет национальную специфику героического эпоса.

Это значит, что у каждого народа были свои боги, обычаи, враги.

Вывод:

Древний человек нуждался в защите от природных явлений и врагов. Он мечтал о

счастливой жизни и свою мечту воплотил в образе героя эпоса.
III.Исследовательская работа по сопоставлению образов героев.

У: Сопоставление образов героев проведем по горизонтали , т.е. исходя из содержания произведений,

по таким сквозным направлениям: Родина –Герой --- Народ

Враги--- Герой --- Подвиг

и по вертикали , т.е. по форме произведений (форма есть выражение содержания).


  1. Направление «Родина – Герой – Народ»
У: Что является содержанием героического эпоса?

Д: Борьба героя и силами Зла составляет содержание этих произведений.

У: Что олицетворяют враги?

Д (1 группа): Змей олицетворяет внешних врагов. Используются эпитеты «Змея проклятая»,

«Змеище - Горынище».

Д (2 группа): « Абаасы – все враждебное человеку, все противное его интересам»

(по «Якутскому словарю» Пекарского). В олонхо он назван: « кровожадный вор»,

« разбойник о трех тенях». Он был чудовищем:

«Там, где быть должна его голова

Ржавый расплющенный шлем,

Схожий с гнездом орла.

Да мелькнула трижды черная пасть.

Да блеснули зеленой синевой

Кривые клыки его».
Д (3 группа): Циклоп олицетворяет грубую физическую силу. Это огромный одноглазый великан, «казался лесистой, дикой вершиной горы». Циклоп сравнивается с «бешеным зверем»,

Д (4 группа): Старуха Лоухи, Похъелы хозяйка, коварна, лжива. Она обманом завладела

сокровищем народа – чудесной самомолкой Сампо, обрекая людей на голодную жизнь:

«Изведу народ твой мором

И весь род твой уничтожу».

Лоухи - символ мрака, бедности, несчастий.

Вывод : Люди преодолевали препятствия на жизненном пути. Представляли их в виде

сильных чудовищ, которых мог победить только более сильный герой.


  1. Направление «Герой – Враги – Подвиг»
У: Перед вами блок-схема композиции произведений героического эпоса:

1. 2. 3. 4.




Условные обозначения:

Герой, представитель народа.

У: «Расшифруйте» эту блок-схему.

Д: 1 схема : И былина, и олонхо, и поэма, и руна начинаются с повествования о вероломном

поступке врагов.

2 схема: Герой встает на защиту своего народа. Противники сходятся в поединке.

3 схема: Герой одерживает победу над врагом.

4 схема: Торжествует Добро.

У: - Что является кульминацией?

Д: Поединок героя с врагом – это кульминация произведений.

У: Выразительно прочитайте эпизод «Поединок».

Как показана сила противников?

Д (1 группа): Бой Добрыни Никитича со Змеем в былине описан кратко:

« Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Он подрался со Змеею еще три часа,

Он побил Змею да ю проклятую,-

Та Змея, она кровью пошла».

Для показа силы противников используется гипербола.

Д (2 группа ): В олонхо бой Нюргуна Ботура с Абаасы показан подробно:

« Тридцать дней и ночей подряд

колотили друг друга они».

Кроме гиперболы есть элементы фантастики:

«Прекрасное Нюргуна лицо,

Исказилось от гнева оно.

Кверху скосился левый глаз,

Книзу скосился правый глаз.

Искры потрескивали в волосах,

Вспыхивал синий огонь…»

Все это составляет национальное содержание олонхо.

Д (3 группа ): Одиссей победил Циклопа силой ума. Не оставляют героя и боги, восхищенные

его мужеством, выдержкой и хитростью. Одиссей оставил чудовище в дураках три раза».

Д (4 группа): В руне бой краткий, так же применяется гипербола:

«Старый, верный Вяйнямейнен

Тащит руль из глуби моря,

Им чудовище ударил,

Отрубил орлице когти.

С крыльев сотня повалилась, с тела тысяча упала.»
Вывод: Фантастика и гипербола - это средства выражения героического .

У: Какова проблематика произведений?

Д (1 группа ): Русский богатырь сражался за Забаву Путятичну, за русский народ.

Он наказал Змея за вероломство и обман. Добрыня Никитич ставил

превыще всего свой воинский долг. В этом он похож на Оловянного Солдатика

из сказки Андерсена.

Д (2 группа): Нюргун Боотыр вступил в бой, спасая свою похищенную сестру-красавицу

Айталын- Куо, за свое племя. Иначе и быть не могло,ведь богатырь был

спущен с Верхнего мира для защиты людей.

Д (3 группа): Одиссей наказал Циклопа за святотатство, за нарушение закона гостеприимства.

Он вступил в схатку с врагом за своих товарищей,а значит, за свой народ.

Д (4 группа): Вяйнямейнен поставил своей целью вернуть чудо-мельницу Сампо,

он был верен своему народу.

Вывод: В поступках героев раскрывается их внутренняя красота. Подвиги совершены во имя

народа, по велению души.


  1. Художественная идея – общность героического эпоса разных народов.
У : Через поступки героев раскрывается художественная идея произведений.

Прочитайте наизусть заключительные слова героев.

Д (1 группа): « Не летать тебе да на святую Русь,

Не копить полонов да русских!»

Д (2 группа): «Я забить, завалить хочу

Дорогу в подземный мир.

Чтоб не вырывались оттуда к нам

Погибель, смерть и беда!»

Д (3 группа): «Если. Циклоп, у тебя из людей земнородных кто спросит,

Как истреблен твой единственный глаз, ты на это ответствуй:

Царь Одиссей, городов сокрушитель, героя Лаэрта

Сын, знаменитый властитель Итаки, мне выколол глаз мой».

Д (4 группа): «Ой ты, Укко, бог верховный,

Будь для чад своих подмогой.

Выстрой каменную крепость

С двух сторон родного края,

Чтоб злодей не смог бы тронуть,

Враг плодов не смог похитить

Никогда, пока на небе

Золотой блистает месяц!»

Вывод: Идейное содержание произведений героического эпоса заключается в победе сил Добра над Злом. Каждый народ мечтал о счастье. Носителем идеи счастья и был герой.

В этом проявляется общность героического эпоса разных народов.


  1. Единство содержания и формы жанра героического эпоса.
У: Перед вами плод наших раздумий и поиска – сводная таблица

«Единство содержания и формы произведений героического эпоса»:


Жанр

героического

эпоса.


Былина

«Добрыня и Змей»


Олонхо

« Нюргун Боотур Стремитель-ный»

(3 песня)


Древнегречес-кая

поэма «Одиссея»

(песнь 8

«Одиссей у

циклопов»)


Карело-финская

поэма Калевала»

(43 руна).


Носители Добра

Добрыня Никитич

Нюргун Боотур Стремительный

Одиссей

Вяйнямейнен

Силы Зла

Змей

Абаасы

Циклоп

Старуха Лоухи

Содержание

Б о р ь б а г е р о я с в р а г о м

Проблематика

За Забаву Путятичну,

свободную Русь.


За Айталыын-Куо,

племя людское.


За товарищей,

свой народ.


За Сампо,

счастливую жизнь


Художественная идея.

П о б е д а Д о б р а н а д З л о м.

Вывод: В жанре героического эпоса содержание и форма помогают раскрыть образ героя.

IV. Работа в группах. Заполнение маршрутных листов.

V. Вывод –решение художественно – исследовательской задачи.

1. Отчет руководителей групп.

Руководитель 1 группы: Русский народ считал своим идеалом воина-защитника:

смелого, готового защитить свой народ, отдать жизнь за Родину. Смысл его жизни – защита Отчизны.

Руководитель 2 группы: Древние якуты выбрали своим идеалом воина недюжинной силы, беспощадного к врагам, уважительно относящегося к женщине.

Руководитель 3 группы : Древние греки воспели ум Человека, который может сразиться даже с потомками богов.(Циклоп был сыном Посейдона - бога морей).

Руководитель 4 группы : В «Калевале« показан идеал Человека, который трудолюбив, мудр. Он, прежде всего,Учитель, готовый повести народ за собой.

У: Вы выделили основные черты идеала Человека разных народов. В этом национальная специфика произведений героического зпоса.

2. Ответ на проблемный вопрос.

У: А что составляет общность в понимании идеала Человека разными народами?

Д : Все народы ценят такие черты, как мужество, силу духа, любовь к своему народу.

Вывод: Получился обобщенный образ идеала Человека разных народов в древности.

Это носитель Добра. У него высокое предназначение – очистить родную

землю от зла, и тогда наступит счастливая жизнь.

VI. Итог урока.

У: Прошли века, но до сих пор человечество восхищается подвигами

героев, древними творениями.

А для чего нам, современным людям, нужно знать эти произведения?

Д: Нужно брать с героев пример, учиться у них любить Родину. В наше время у людей тоже есть враги. Самый страшный из них - терроризм. Террористы – это чудовища в человечьем обличии. Нужно защитить мир от них.

У: Произведения героического эпоса – это сокровищница человечества, кладезь мудрости народной, живительный источник, припадая к которому, мы черпаем все чистое и святое. Уже много веков люди с интересом читают эти предания, а так бережно сохраняют только очень дорогое для всего народа.Error: Reference source not foundError: Reference source not found

Эпос - это не что иное, как художественная словесность. Ее основными признаками являются событийность, повествование, лирические отступления и диалоги. имеют как прозаическую, так и стихотворную форму. Подобные повествования можно встретить в народной словесности. Нередко они описываются и в произведениях конкретных авторов.

Народный эпос

В сознании первобытных людей неразделимо существовали некоторые зачатки искусства и науки, морали, религии и прочих видов направлений общественного развития. Только несколько позже все они обрели самостоятельность.

Частью культовых, религиозных, бытовых и трудовых обрядов стало словесное искусство, основным выражением которого являются древнейшие сказания. Именно в них отразились те, порой фантастические, представления, которые люди имели о себе и об окружающем их мире.

Одним из самых древних видов народного творчества является сказка. Это произведение, имеющее волшебный, авантюрный или бытовой характер, обладающее неразрывной связью с действительностью. Его герои - это герои устного эпического творчества.

Донаучные представления людей о мире нашли свое отражение и в мифах. Это повествование о духах и богах, а также об эпических героях.

К мифам довольно близки легенды. Они представляют собой полуфантастические сказания, о событиях, которые происходили в действительности. Герои легенд - реально жившие в те времена люди.

Об исторических событиях, имевших место в Древней Руси, повествуют былины. песни или стихотворные сказания. В них эпический герой - это, как правило, богатырь. Он неизменно воплощает в себе народные идеалы любви к родной земле и мужество. Всем нам хорошо знакомы эпические имена героев русских былин. Это Алеша Попович и Илья Муромец, а также Добрыня Никитич. Однако эпические герои - это не только богатыри. Прославляется в былинах и человек труда. Среди них Микула Селянинович - богатырь-пахарь. Созданы повествования и о других персонажах. Это Святогор - великан, Садко - купец-гусляр и другие.

Герои эпоса

Основным действующим лицом в былинах, сказках и мифах является человек. При этом эпические герои олицетворяют собой народ. То, с чем им приходится сталкиваться в жизни, это не что иное, как судьба государства и общества.

Эпические герои лишены каких бы то ни было эгоистических черт. Кроме того, они внутренне и внешне связаны с общенародным делом.

Эпические герои - это люди, вовсе не лишенные личной психологии. Однако ее основа обязательно является общенародной. Это обстоятельство и делает участника описанных в произведениях событий героем эпоса. Причем он может быть не только победителем, но и побежденным, не только сильным, но и бессильным. Но он обязательно станет эпическим героем, если будет находиться в единстве с общенародной жизнью.

Мировое наследие

У каждого народа есть собственные произведения героического эпоса. В них находят отражение нравы и быт определенной нации, ее взгляд на окружающий мир и основные ценности.

Самым ярким примером героического эпоса восточных славян является былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Здесь основное действующее лицо - богатырь. Илья Муромец - эпический герой, центральная фигура многих произведений подобной тематики. Он представлен сочинителями в виде главного защитника своей родины и народа, отразив все основные ценности восточных славян.

Среди самых ярких произведений армянского эпоса находится поэма «Давид Сасунский». В этом произведении отражена борьба народа против захватчиков. Центральная фигура этой поэмы представляет собой олицетворение духа людей, стремящихся обрести свободу и победить иностранных завоевателей.

В немецком героическом эпосе выделяется такое произведение, как «Песня о Нибелунгах». Это предание о витязях. Главное действующее лицо этого произведения - могучий и смелый Зигфрид. Из повествования видна характеристика эпического героя. Он справедлив, и даже когда становится жертвой измены и предательства, остается великодушным и благородным.

Образцом французского эпоса служит «Песня о Роланде». Основной темой данной поэмы является борьба народа с завоевателями. Главный герой при этом наделен смелостью и благородством.

В английском героическом эпосе содержится множество баллад о Робине Гуде. Это легендарный разбойник и защитник всех несчастных и бедных. В балладах говорится о его мужестве, благородстве и веселом нраве.

Илья Муромец

Самым ярким отличительным признаком эпоса является героический характер его повествования. Из таких произведений становится ясно, кто является народным любимцем, и за какие заслуги.

Наиболее ярко образ эпического героя Древней Руси Ильи Муромца нашел свое отражение в былинах, относящихся к киевскому циклу. Их действие происходит либо в самом Киеве, либо возле него. В центре каждого повествования находится князь Владимир. Основной темой этих былин является защита Руси от южных кочевников.

Помимо Ильи Муромца участие в событиях принимают такие богатыри, как Алеша Попович и Добрыня Никитич. По данным исследователей, в общей сложности насчитывается 53 сюжета русских героических былин. Илья Муромец является главным героем в пятнадцати из них. В былинах представлена вся биография русского богатыря, начиная от его рождения и заканчивая смертью. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Исцеление Ильи Муромца

Из этой былины становится понятно, что ее главный герой был сыном крестьянина. Его, калеку, чудесным образом исцелили старцы. Они же и послали молодца служить в Киев, для того чтобы оборонить Русь от грозного врага. Перед уходом из родной деревни Илья Муромец совершил свой первый подвиг. Он вспахал крестьянское поле. И здесь уже показывается богатырская сила этого человека. Ведь он с легкостью выкорчевал на поле пни, а эта работа всегда являлась одной из наиболее тяжелых. Нет ничего удивительного в том, что в былине этот подвиг нашел свое отражение одним из первых. Ведь мирный труд крестьянина всегда служил источником его жизни.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

В этой былине выделяют сразу несколько основных исторических эпизодов. Первый из них касается освобождения Чернигова, который осадила вражеская сила. Жители города попросили Илью Муромца остаться у них и быть воеводой. Однако богатырь отказывается и едет служить в Киев. По дороге он встречает Соловья-Разбойника. Этот похож и на птицу, и на человека, и на чудовище. Его сходство с соловьем определяется тем, что живет он в гнезде на дереве и умеет свистеть так же, как и эта птаха. Разбойник он потому, что нападает на людей. Чудовищем его можно назвать из-за разрушительных последствий свиста.

Народу, создавшему это произведение, было крайне важно то, что добрый и благородный молодец Илья Муромец из обычного лука и только одним выстрелом победил Соловья-Разбойника. Важно и то, что никакого преувеличения силы человека в данном эпизоде нет. При этом сказитель высказал свое утверждение об обязательной победе добра над злом. Благодаря этому подвигу Илья Муромец выделился из всех богатырей. Он стал самым основным защитником родной земли, центром для которой является город Киев.

Русские богатыри

Эти герои эпического произведения всегда обладают недюжинной силой. Именно благодаря ей они и становятся необыкновенными людьми. Но, несмотря на это, во всех повествованиях богатырь - это обычный человек, а не какое-то волшебное существо.

В былинах эти люди, обладающие самыми лучшими качествами, противостоят злу в лице змей, чудовищ, а также врагам. Богатыри представляют собой ту силу, которая всегда способна защитить родную землю, восстановить справедливость. Всегда встают они на сторону правды. Рассказы о такой идеальной силе говорят о том, что именно о ней всегда и мечтал наш народ.

Основные черты Ильи Муромца

Этот богатырь является самым любимым героем русских былин. Он наделен могучей силой, которая дает ему выдержку и уверенность. Илья обладает чувством собственного достоинства, которым он никогда не поступится даже перед лицом великого князя.

Народ представляет этого богатыря как защитника всех сирот и вдов. Илья ненавидит бояр, говоря им в лицо всю правду. Однако обиду этот герой забывает, когда над родной землей нависает беда. Кроме того, он призывает и других богатырей, чтобы они встали на защиту, но не князя Владимира, а матушки русской земли. Ради этого он и совершает свои подвиги.

Князь Владимир

Этот персонаж также присутствует во многих былинах об Илье Муромце. При этом стольный князь Владимир - вовсе не богатырь. В былине об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике он не совершает никаких плохих поступков. Рассказчик показывает его как человека, не обладающего мужеством. Ведь киевский князь испугался доставленного в город Соловья-Разбойника. Однако есть и другие былины. В них Владимир несправедлив и плохо поступает с Ильей Муромцем.

Микула Селянинович

Этот герой встречается в нескольких былинах. Они повествуют еще о Вольге и о Святогоре.

Микула Селянинович - эпический герой, богатырь и чудесный пахарь. Его образ является олицетворением всего русского крестьянства, несущего «тягу земную».

Согласно повествованию, биться с этим богатырем нельзя. Ведь весь его род любим «матушкой сырой землей» - одним из самых загадочных и монументальных образов, существующим в русском эпосе.

Исходя из старинных понятий, Микула Селянинович является оратаем. Его отчество означает "землепашец".

Микула Селянинович - эпический герой, образу которого постоянно сопутствует ореол славы и сакрализация. Народ воспринимал его как крестьянского покровителя, бога Руси, святого Николу. Сакрализация присутствует даже в образе сохи, плуга, а также в самом акте пахоты.

Согласно былинам, главное в жизни Микулы Селяниновича - труд. Его образ олицетворяет крестьянскую силу, ибо только этот богатырь способен поднять «сумочки переметные» с «тягой к земле».

Вольга и Микула Селянинович

Эту былину народ создавал в течение нескольких веков. При этом неизвестно, является ли Микула Селянинович реальным человеком, жившим в те далекие времена или нет. А вот Олег Святославович - это князь, двоюродный брат Владимира Мономаха и внук Ярослава Мудрого.

О чем же повествует эта легенда? В ней рассказывается о встрече двух богатырей - князя и крестьянина. До этого каждый из них занимался своими делами. Князь воевал, а пахарь Интересно, что в этой былине оратай одет в праздничные одежды. Таковы правила этих произведений. Богатырь должен быть всегда красивым. Образ Вольги (Олега Святославовича) противопоставлен будничной работе крестьянина. При этом труд пахаря почитается в былине больше воинского.

И это не случайно, ведь в те времена любой пахарь мог стать неплохим воином. Однако не все воины способны были справиться с тяжелым крестьянским трудом. Это и подтверждается эпизодом, когда дружина князя не смогла даже вытянуть сошку из земли. Микула Селянинович же выдернул ее одной рукой, да еще и отряхнул от налипших комков. Вольга уступил пахарю первенство в труде и похвалил его. В его словах чувствуется гордость за крепкого богатыря, который справляется с делом, непосильным для всей дружины.

Отношение народа к богатырю

Доказать, что Микула эпический герой, несложно. Ведь его образ, олицетворяющий собой крестьянскую силу, проникнут большим уважением. Это чувствуется и в связи с использованием ласковых слов, когда героя называют оратай-оратаюшко.

Приветствуется народом и скромность богатыря. Ведь он говорит о своих делах без всякого хвастовства.

Святогор

Этот богатырь также является древнейшим русского эпоса. В его образе находит свое олицетворение абсолютная вселенская сила. Святогор - самый сильный на свете человек. Он настолько тяжел и огромен, что выдержать его не может даже сама «мать сыра земля». Именно поэтому богатырю приходится ездить на коне только по горам.

В одной из былин, где встретились два героя, образ Микулы становится несколько иным, приобретая космическое звучание. Однажды случилось так, что Святогор, ехавший на коне, увидел пешего молодца. Он попытался догнать Микулу, но сделать это так и не смог.

В другой былине богатырь-крестьянин просит Святогора поднять сумку, которая упала на землю. Однако он не справился с этой задачей. Микула же поднял сумку лишь одной рукой. При этом он рассказал о том, что в ней находится «тягость земная», осилить которую может только мирный и трудолюбивый пахарь.

1 из 24

Презентация - Герои и темы народного эпоса

Текст этой презентации

Тема: Герои и темы народного эпоса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Что такое героический эпос? Как проявился героический эпос у русского народа? Что такое «олонхо»? Назвать литературные произведения русского эпоса. В каких жанрах искусства, кроме литературы, проявился героический эпос? Какие музыкальные произведения вы знаете созданные на эпическую тему? Какие художники обращались к героическому эпосу?

Словарная работа Ру́ны - письменность древних германцев, древних славян и древних тюрков. Ка́нтеле -карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».
Страница из рунической рукописи Codex Runicus
Карело-Финские музыканты играющие на ка́нтеле. 1949 год.

Героический эпос у разных народов слагался в разные времена и в разной исторической обстановке, но он имеет много об­щих черт и сходных признаков: повторяемо­сть тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.

Сюжеты героических эпосов: сотворение мира, чудесное рождение героя, первые подвиги героев в юности, сватовство героя и его испытания, описание битв, защита и освобождение отчизны, прославление верности и дружбы.
Бурятский героический эпос

Героический эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира. В нём рассказывается, как боги создают гармонию мира из первоначаль­ной бездны хаоса.

В исландском эпосе «Старшая Эдда» рассказывается о сотворении мира и Миро­вом Древе - ясене Иггдрассиле. Отвоевав пространство у мировой без­дны, боги приступают к созданию космоса, упорядоченного мира гар­монии.
Иггдрасиль

У славян и у некоторых угро-финских народов существует легенда о том, что землю для сотворения суши достаёт со дна океана птица.
Легенда о Гамаюне

Выразительна и поэтична легенда о сотворении мира в индийском эпо­се. В нем говорится, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнём в них рождено Золотое яйцо. Из зародыша яйца возник Прародитель Брахма, надвое расколовший скорлупу. Верхняя часть - небо, а нижняя - земля. Пространство между ними - воздух.
Брахма

Излюбленным сюжетом эпоса становится чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. богатырь Манас рож­дён от вкушения его матерью яблока, герой осетинского нартского эпоса родился из камня, Вяйнямёйнен – герой «Калевалы» родился от мате­ри воды.
Вяйнямёйнен
Манас

Распространённым сюжетом народного эпоса становится сва­товство героя, во время которого перед ним ставят трудновыполни­мые условия (добывание огня, изго­товление орудий труда и т. д.).

Зна­чительную часть эпоса составляет описание битвы, в которой герой являет подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.
Калмыцкий народный эпос Джангар

Часто герои гибнут в неравной схватке с противником. Ахилл и Гектор – герои гомеровского эпоса. доблестный рыцарь Роланд, защищая Францию. Зигфрид и рыцари-нибелунги – герои германского эпоса. убит после победоносного похода Манас.
Гибель Ахилла. П.П.Рубенс
Гибель Роланда

Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». Лишь самому старшему из братьев удаётся достигнуть желаемой цели. Он с честью выдержал все испытания, а потому боги оставили его рядом с собой на небесах.
Братья Пандава из эпоса «Махабхарата»

Герои народного эпоса защищают Отчизну, но не менее значимы для них собственные свобода и независимость. Один на один готовы они сразиться с врагом в чистом поле. Для русского богатыря смерть в бою не страшна и «не писана», в конечном счёте, богатырь одерживает победу.
Илья Муромец. В.Васнецов
Илья Муромец и Идолище поганое. Георгий Юдин.

Героический эпос прославляет верность дружбе, великодушие и честь. В эпосе о Гильгамеше рассказывается о верной и преданной дружбе, способной облагородить человека. Чтобы вернуть погибшему другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляет­ся в подземный мир. Плач Гильгамеша по Энкиду - одно из самых поэтичных мест эпоса
Иллюстрации к эпосу «Гильгамеш»

Карело-финский эпос «Калевала»
Много веков назад в краю лесных озёр и рек, шумящих елей и сосен, под суровым небом северных земель Карелии и Финляндии сложил народ удивительные по красоте предания. Просто и торжественно звучат руны о далёких временах мира и о первых героях.

Главный герой «Калевалы» Вейнямёйнен - старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Выше всего в жизни он ценит воинскую доблесть, трудовые подвиги и приобретённые знания. Вейнямёйнен - первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа.

Основу сюжета «Калевалы» составляет борьба Вейнямёйнена и его товарищей за Сампо - маленькую волшебную мельницу - источник изо­билия. Вместе с двумя своими друзьями Вейнямёйнен отправляется по морю в лодке в Похъелу в надежде добыть Сампо.

Герои прибывают в Похъёлу, но хозяйка не соглашается отдать Сампо. Тогда Вейнямёйнен берёт в руки кантеле и начинает играть, погру­жая в сон всех собравшихся. Вместе с товарищами он разыски­вает Сампо, достаёт его из каменной горы, кладёт в лодку и отправляется в путь. На третий день пробудилась хозяйка и обнаружи­ла пропажу

Но хо­зяйка Похъёлы не унимается: она насылает на Калевалу ужасные болез­ни. И снова Вейнямёйнен приходит на помощь людям.

Карело-финский эпос «Калевала» 1 руна
Народный эпос «Калевала» был собран и записан в середине XIX века Э. Ленротом

Закрепление материала. Что вам известно о героическом эпосе народов мира? Каковы главные темы и сюжеты произведений народного эпоса? Что пред­ставляют собой главные герои героического эпоса? Кто они? Какие черты героического эпоса присущи карело-финскому эпосу «Калевала»?

Литература. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Ю.Е.Галушкина. Волгоград. Учитель. 2007 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0 http://briefly.ru/_/kalevala/

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Транскрипт

1 12 ноя урока. Тема урока. Тип, форма урока. Содержание урока. Виды и формы. контроля. Герои и темы народного эпоса. Фронтальный дек Презентация по МХК на тему: Карело-финский эпос Калевала.. данное поэме Лённротом, это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс. методические разработки, презентации и конспекты. Презентация к уроку геометрии в 8 классе Урок английского языка на тему Селиванов Василий Андреевич Колесова Я.Н. Данная. Разработка урока и электронное приложение знакомит с народным. В данной работе представлен план-конспект урока по живописи, где Мировая художественная культура Обществознание. Предлагаю конспект урока литературы в 6 классе, где используется коллективная. прочитать башкирский народный эпос «Урал-батыр» и киргизский эпос «Манас».. эпос, в чем особенности его поэтики, как народ представлял своих героев. (Запись Предстиавлен конспект урока ИЗО по теме Выполнение графического образа героев олонхо. Урок по изобразительному искусству в 3-м класе Мамин Методическая разработка по МХК (9 класс) по теме: Конспекты уроков МХК. Средневековье. Опубликовано:59 - Тренкунова Светлана окт Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного мар Методическая разработка (мировая художественная культура, 9 класс) по теме: Конспекты уроков по МХК. Культура Востока Презентация Гэсэр. Опубликовано:28 - Аюрова Лариса Доржиевна. Презентация к занятию по теме Бурятский героический эпос Гэсэр Преподавание МХК и ИЗО, Урок литературы по творчеству А.Н. Островского на тему А.Н. Островский. Методы и приёмы урока способствуют умению анализировать характер действий героев,... Приводится план-конспект урока литературного чтения по теме башкирского народного эпоса Урок изобразительного искусства по теме: Разноцветные краски Сергеева Т.В... и характере национальных построек, костюмов, народных праздников.. к вечным темам, работа над сопоставительной характеристикой героев.. Представлен конспект урока мировой художественной культуры на дек Презентация по МХК на тему: «Герой народного эпоса Илья Муромец». богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.. методические разработки, презентации и конспекты. На уроке литературного чтения мы ознакомились с былинами и прочитали План-конспект урока по МХК (10 класс) по теме: Интегрированный урок по МХК и английскому языку. Опубликовано:34 - Субоч Раиса окт План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Итоговый. Итоговый урок в форме КВН в 8 классе по теме Народные песни сен Этот урок-презентация станет открытием для учащихся 6-7 классов: ребята узнают историю слова, жанра; вспомнят тех былинных героев, с которыми встречались раньше,. ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)... методические разработки, презентации и конспекты уроков конспект урока мхк герои и темы народного эпоса п/п, Тема. уроков. Дидактическая модель. обучения. Педагогичес-. кие. Презентация «Задачи предмета МХК и основные понятия».. «Страна героев и богов»... Герои и темы народного эпоса.. Составление конспекта Конспекты уроков для 11 класса PPTX MP3 DOCX DOC JPG JPEG... их образы Гильгамеша и Энкиду древних эпических героев Двуречья... Тема: Художественные памятники Руси как отражение ее истории и традиций... Среди предметов народного искусства представлены: сундуки, прялки, санки, Методическая разработка урока по теме Почтовая марка (виртуальная экскурсия. знакомящие с народным искусством, основанные на игровых приемах,. ЮНЕСКО якутского героического эпоса-олонхо 2005 г. шедевром устного. В ней представлен план-конспект урока, а так же фотографии и чертежи май По теме: методические разработки, презентации и конспекты. Презентация выполнена к уроку окружающего мира 4 класс. Раздел:. Презентация по МХК на тему: «Герой народного эпоса Илья Муромец» сен Программа по МХК для 8 класса. Мировая художественная культура 5-11 классы составитель Данилова Г.И.. Методы и формы, технологии обучения: Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.. Герои и темы народного эпоса. Конспекты уроков План-конспект урока ИЗО по иллюстрированию сказаний адыгског эпоса.. Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО. К числу таких уникальных ценностей народного творчества относится древнейший. художественного образования Республики Адыгея. А рисование на темы сказаний о авг Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с

2 использованием мар Тип: Урок; Размер: Kb.; Цель урока: Познакомить с жанром народного творчества эпосом, его элементами,. Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура. 10 класс... Герои и темы русского народного эпоса Форма проведения; урок-концерт.. Конспект Это третий урок в общей теме 3-й четверти Живопись края.. пространственного восприятия, интереса к народным традициям и различным культурам.. Планконспект урока ИЗО по иллюстрированию сказаний адыгског эпоса Нарты о подвигах главного его героя Саусоруко нацелен прежде всего на сен Урок литературы в 7 классе. Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси Предмет «Мировая художественная культура» ориентирован на воспитание духовного мира,... Итоговый урок года. 1. Герои и темы народного эпоса


Методическая разработка по МХК (9 класс) по теме: Конспекты уроков по МХК. Культура XIX века. Опубликовано 11.03.2013-0:32 - Тренкунова. 8933794257 Проект к уроку музыки Романтизм в музыке. Шопен. Данная.

Примерная программа конкретизирует содержание образовательного... Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в сокращении) (6 час). Материал изучается обзорно с кратким изложением жизни и творчества. 29921324074

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» город Белоярский» Проект на тему: «Богатыри - защитники земли русской» Срок

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования

Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс Подготовка к сочинению Художественные особенности русских. 7 класс. Универсальное * Подготовка к сочинению на тему История России. Учебная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 13» УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ СШ 13 от 29.08.2017 195 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мировой художественной культуре (наименование учебного

Гдз по литературе 6 класс ладыгина ответы на вопросы >>> Гдз по литературе 6 класс ладыгина ответы на вопросы Гдз по литературе 6 класс ладыгина ответы на вопросы Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться

Пояснительная записка Рабочая программа по МХК составлена на основе авторской программы Даниловой Г.И. "Мировая художественная культура " 7-9 классы, для общеобразовательных учреждений 12 издание, Дрофа,

Мировая художественная культура 8 класс (68ч) Тема урока Кол-во часов Тема года: Художественная культура народов мира I. В мире художественной культуры 6 Художественные символы народов мира. Архитектурные

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕН- НЫЙ

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Дата Тема урока Колво часов 1 Введение. Роль художественной литературы в жизни человека Раздел 1. Пролетая над снами. В. А. Жуковский. Баллады. 2-3 Место мистики в мире художественной литературы В.А.Жуковский

Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс (основное общее образование) Составитель: Чудова М.В., учитель МБОУ Тарутинская сош от 30.08.2014г Нормативно методические материалы Реализуемые УМКа

Презентация по МХК: «Средневековая архитектура в Норвегии». среди всех ценителей средневекового архитектурного искусства. Норвегия в. Строители раннего Средневековья многое восприняли от архитектуры древних.

Рабочей учебной программой по музыке 6 класс предусмотрено 35 часа, 1 час в неделю. Распределение учебного материала по четвертям с учетом календарного учебного графика и расписания уроков. Календарно-тематическое

Неделя Номер Что пройдено на уроке Тип урока Виды учебной Форма контроля Домашнее задание урока деятельности сентябрь 1 Введение Проектная деятельность на Комбинированный ОСЗ УО С.3-4 уроках МХК Соотношение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 34» Рабочая программа Литература 6 АВ классы Программа составлена на основе: Программы по литературе для 5 11 классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Базинская основная общеобразовательная школа «Социокультурный центр» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей- предметников Протокол от «28» августа 2015

Аннотация к рабочей программе по литературе. Основное общее образование. Наименование Рабочая программа по литературе. Основное общее образование. программы Составители программы МО учителей русского языка

Страница 3586: Жуковский спящая царевна презентация. Презентация щелочноземельные металлы Презентация по русскому языку 5 класс. 088335109 5 класс. Тема: «В.А. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Данная небольшая тема публикуется в связи с тем, что на этой неделе у нас не. Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри» Современники о картине. Слева от Ильи Муромца На белом коне грозно вынимает

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.18 к ООП ООО ФК ГОС МАОУ лицей г.бор Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей г. Бор Рабочая программа по Мировой Художественной культуре 8-9 класс г. Бор 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы курса Мировая художественная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 8 Гусева Елена Викторовна, музыкальный руководитель город Армавир, 2014 г. Цель проекта: Расширять кругозор о героическом прошлом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильчиновская средняя общеобразовательная школа Утверждаю Директор И.А. Корнеева Приказ от 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мировой художественной культуре

Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса

Деловая игра в рамках системно - деятельностного подхода. Урок художественно-эстетической направленности Условия игры: представьте, что вы учащиеся 5 класса, вы находитесь на уроке изобразительного искусства,

ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Латыпова Н.Х. Нижневартовский государственный университет Нижневартовск, Россия Научный руководитель Т.А. Дергунова. STUDYING

Аннотация к рабочей программе по литературе в 5 классе Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе следующих документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта

Информация о реализации предметной области ОДНКНР в общеобразовательных учреждениях Выборгского района Наименование общеобразовательного учреждения ГБОУ школа-интернат 1 Выборгского района СПб Класс Общее

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка 1354» Департамента образования города Москвы Рабочая программа Мировая художественная

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.21 к ООП ООО МАОУ лицей г.бор Рабочая программа по Мировой художественной культуре 8-9 класс г. Бор 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции

9 мар 2013. Тематическое планирование МХК 11 класс (34 часа). 9 класс Календарно- тематическое планирование По мхк в 10 и 11 кл. 103615954661 24 сен 2011. Тематическое планирование по мхк 10 11 классы

Рабочая программа по мировой художественной культуре для _9 класса основного общего образования, (базовый уровень) Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса разработана на основе:

Лист корректировки Раздел тематического планирования Кол-во часов отмены занятий Дата по плану Форма изучения пропущенного материала Самост. Две темы за изучение темы урок Кол-во часов Причина корректировки

Илья Муромец и Соловей Разбойник. про трех русских богатырей «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» - вышел в 2007. Путешествие в республику Перу. это удивительное место легенд, одно из самых древних на земле.

Сейчас новых русских народных сказок не появляется, но старые. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура.. как народную художественную культуру, как устное поэтическое

Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей» "Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на земле". Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать

И. З. Суриков. Детство. Вот моя деревня,. Вот мой дом родной;. Вот качусь я в санках. По горе крутой;. Вот свернули санки,. И я на бок хлоп! Кубарем. 2554149416 Творческая мастерская учителей начальных

Контрольная работа по литературе 9 класс античная литература уроков литературы для 6 класса. дата Античная литература. Чтение отрывка. Мифологические сюжеты античной литературы. 9 36. Система персонажей.

Рабочая программа по искусству (МХК) для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МАРИИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «Рассмотрено» на заседании ШМО

6 июн 2013. 6 класс. Тема: «Объём основа языка скульптуры» (2 часа). познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного. которого является линия и светотень, а роль цвета ограничена и условна..

Администрация города Магнитогорска Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 4» города Магнитогорска 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск,

Начальное общее образование (5 - дневная учебная неделя) 1 А, Б, В, Г класс 2 А, Б, В, Г класс Русский язык 5 5 Литературное чтение 4 4 Английский язык 2 Математика 4 4 Окружающий мир/обж 2 2 ИЗО 1 1 Музыка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа 2 г. Навашино» УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа 2 г.навашино» от _сентября 208 г. _363_ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

1. Пояснительная записка 1.1. Место предмета в учебном плане: согласно Образовательной программе школы, на изучение учебного предмета «Музыка» в пятом классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю. Предмет

2 Рабочая программа учебного предмета «Живое слово» для обучающихся 5 общеобразовательного класса. Планируемые результаты. Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русском языке) основного общего образования 5-7 классы 2017 год Планируемые результаты освоения предмета «Литература» Предметные результаты изучения

Рабочая программа по МХК для 8 класса к учебнику Даниловой Г.И. «Искусство» издательство Дрофа, 2015 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа «Мировая художественная культура 8 класс» создана

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 123 г. Перми» «Согласовано» Заместитель директора по УВР от августа 20... года «Рассмотрено» на заседании педагогического

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Болгарии Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол 1 «28» августа 2017 г. Согласована

Таблица 7 Оснащенность образовательного процесса учебно-наглядными обучения по реализуемым программам Учебные предметы федерального компонента, предусмотренные учебным планом программы начального общего

Обобщающий урок-путешествие в 4 классе по теме Русские народные сказки.. Учить самоопределять эмоциональное состояние, составлять план. Занкова Л.В., составленная по всем заявленным требованиям ФГОС..

Проблема. Не достаточно сформированы патриотические чувства детей к событиям ВОВ, к празднованию дня Победы и героико-патриотическое воспитание в семье. Актуальность проекта. Дошкольный возраст это время,

1.Планируемые результаты: Музыка как вид искусства наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения

Проект с детьми 6-7 лет. Паспорт проекта п/п Наименование проекта «Танцы народов мира» 1. Разработчик проекта Педагог дополнительного образования (хореограф), первой квалификационной категории 2. Проект:

Рабочая программа по искусству (базовый уровень) 9 «Б» класс Составитель: Невинчанная Елена Андреевна, учитель искусства первой категории 2017 год 1. Пояснительная записка Рабочая программа по искусству

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 7» Утверждена приказом директора МБОУ «Школа 7» от 3.08.208 269 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мировая художественная культура» Уровень

Комитет по образованию Администрации города Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 5 «Медвежонок» Проект по краеведению в старшей группе «С чего

«Согласовано» Руководитель МО Филиппова Л.Л.. Протокол от августа 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Кобылянская А.В. августа 2016 г. «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ 3 Евгущенко А.М.

Готовые сочинения по литературе: 6 класс.. которые получили высокие оценки по литературе и русскому языку и. Три поездки Ильи Муромца.. 9029612962 Финального продукта будет выше текущего атмосферу той

Пояснительная записка. Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования; авторской программы

Участники проекта: дети подготовительной группы 10, родители, воспитатели: Сергеева В.А., Соловьева Н.Ф. Актуальность: Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры