Полнота звучания - полнота жизни. Полнота звучания - полнота жизни Нарушение слуха в нашей повседневной жизни

Главная / Любовь

Музыка в повседневной жизни детей

Музыка - могучее средство всестороннего развития ребенка, формирования ее духовного мира. Она расширяет ее кругозор, знакомит с разнообразными явлениями, обогащает чувствами, вызывает радостные переживания, способствует воспитанию правильного отношения к окружающему миру. Привлечение к музыке активизирует восприятие, мышление и язык, воспитывает высокий эстетичный вкус, развивает музыкальные способности, воображение, творческую инициативу, всесторонне влияет на ее развитие. Ввести ребенка в волшебный мир музыки, развивая ее музыкальные и творческие способности призванные музыкальные руководители дошкольных заведений. Но важно не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни создавать условия для развития музыкальных наклонов, интересов, способностей детей. В играх, на прогулках, во время самостоятельной художественной деятельности дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать грамзапись музыкальных произведений для дошкольников, подбирать самые простые мелодии на на детских музыкальных инструментах. Музыкальную деятельность детей в быту отличает самостоятельность, инициативность, стремление сделать что-то свое. Следовательно, у дошкольников в первую очередь нужно воспитывать самостоятельность и инициативу в использовании знакомых песен, танцев в разных условиях (в играх, на прогулках, в самостоятельной художественной деятельности но др.), в музыкально-дидактических играх развивать мелодичный слух, чувство ритма, музыкально-сенсорные способности, расширять круг музыкальных впечатлений слушанием музыкальных произведений у грамзаписи и способствовать потому, чтобы дети воспроизводили их в сюжетно-ролевых играх. Применять музыку в сюжетно-ролевых играх можно по-разному; как иллюстрацию к действиям матери, дети поют колыбельную, празднуя День рождения, танцуют, поют) или для воссоздания в них впечатлений, полученных от музыкальных занятий, праздничных утр, вечерних, развлечений. Для успешного развития таких игр дети должны знать много песен, хороводов на бытовую тематику, о разных профессиях, транспорте, народные песни и тому подобное. Такие произведения есть в программном музыкальном репертуаре (песни: "Паровоз", "Цыплята", музыка А. Филипенко "Самолеты", музыка Кишка "Идем мы улицами", музыка Тиличеевой "Баю-баю", музыка Красеева; игры: "Летчики", музыка Нечаева "Поезд", музыка Метлова "Помощники", музыка Шутенко "Веселый музыкант", музыка Филипенко, хоровод "Огородная хороводная", музыка Можжевеловой но др.). Воспитатель должен поощрять творческие проявления детей, напоминать о возможности использование в игре знакомые песни, помочь им в музыкальном выполнении. Проведение в повседневной жизни музыкально дидактичных игр, которые разучиваются детьми на музыкальных занятиях, содействует музыкальному развитию, дает возможность детям вправлять в различении музыкальных звуков за тембром, высотой, ритмом, динамикой, за их направлением и характером. Например, учит детей различать звучание разных инструментов за тембром (играть какую-то мелодию на пианино, отстукивать ритмичный рисунок песни на бубне, на барабане, а деть узнают, на каком инструменте он играл). Различать звуки за высотой (поет несложную мелодию, а деть повторяют, предлагать различать за высотой звучание двух бубнил, двух погремушках или треугольников, которые воспроизводят разные за высотой звуки). Детей старшего дошкольного возраста в игровой форме учит различать направление звучания мелодии (вверх или вниз); поднимать куклу на движение мелодии вверх и опускать, если мелодия идет вниз. Развивает у них чувство ритма, предлагая им за ритмичным рисунком, отстучавшим на барабане, узнать знакомую песенку или повторить ее. В играх типу Горячо "холодно", когда звучание погремушки или бубена ослабляется или усиливается в зависимости от отдаления или приближения ребенка к спрятанной игрушке, дошкольники учатся различать звуки за динамикой. Для проведения музыкально дидактичных игр нужно иметь магнитофон с записью музыкальных произведений для дошкольников, детские музыкальные инструменты. Музыку можно использовать при рассказывании детям сказок, особенно тех, за сюжетом которых написаны детские оперы или составлены инсценировки с музыкальным сопровождением, предложить им послушать у записи песни отдельных персонажей (например "Песню козы" из оперы Коваля "Волк и семеро козлят" но др.). Музыка может иметь место и во время проведения бесед. Например, рассказывая детям о празднике Осени, можно предлагать запеть песни "Красивая осень" Попатенко, о зиме - запеть песни "Зима" Шутенко, "Зимний лес", музыка Чичкова, но др.). Песни, музыку, могут привлекать и во время рассматривания иллюстраций и бесед за ними. Да, рассматривая иллюстрации с изображением зимних развлечений, деть могут запеть песни: "Голубые сани", музыка Иорданского, но др., во время бесед за иллюстрацией, на которой изображены дети, что идут в лес по грибы, пропеть песни "На мосточке", музыка Филипенко, "Мы ходили по грибы", музыка Верещагина. Народные песни-прибаутки, которые широко используются на музыкальных занятиях для распевки ("Сорока-ворона" "Бим-бом", обработка Степного). Песни, музыкальные игры, хороводы, должны иметь место и при ознакомлении дошкольников с природой - во время наблюдений (песни "Осень" Красева, "Елка", музыка Филипенко), прогулок, экскурсий. Песни можно исполнить и во время изображающей деятельности дошкольников. Например, вылепляли дети калачи и запели песню Филипенко "Калачи", сделали аппликацию "Цыплята" - запели песню "Цыплята" Филипенко, нарисовали самолет и исполнили песню И. Кишка "Самолеты". Музыка является также постоянным спутником утренней гимнастики. Маршевая песня организует начальную ходьбу, способствует выработке четкости, ритмичности движений. Музыкальное сопровождение гимнастических упражнений не должно снижать темп движений или допускать большие паузы между упражнениями. Музыка сопровождает и заключительную ходьбу. Музыкальный руководитель сопровождает утреннюю гимнастику в 2 - 3-х группах ежедневно, то есть почти через день в каждой группе. В программе детского садика во второй половине дня отведено 25 - 35 мин. Для самостоятельной художественной деятельности детей (изображающей, литературной деятельности детей, музыкальной, театрализующей). Дошкольники по собственной инициативе рисуют, лепят, играют на детских музыкальных инструментах, драматизируют сказки, песни, слушают музыку у записи, но др. Для организации самостоятельной музыкальной деятельности каждая группа детского садика должно иметь определенное оборудование; проигрыватель и набор пластинок, разнообразные детские музыкальные инструменты. Желательно иметь в группе и альбом "Наши песни" с картинками по содержанию знакомых детям песен. Одним из важных условий формирования самостоятельной певчей деятельности есть пение без музыкального сопровождения. Интерес детей к танцевальным движениям часто возникает после предложения воспитателя в движении, которого они изучали на музыкальном занятии. Возникновению самостоятельной музыкально игровой деятельности дошкольников будет воспринимать использование магнитофона с записью музыкального сопровождения к любимым музыкальным играм. Напоминая детям о том, что можно запеть, потанцевать, поиграть на музыкальных инструментах, организовать игру в театр, но др. Внося в группу новые атрибуты, пособия, воспитатель способствует лучший организации самостоятельной художественной деятельности и развитию творческих способностей детей. Оживление и радость вносят в жизнь дошкольников вечера развлечений. Они дают им также возможность активнее, творчески обнаруживать себя в музыкальной деятельности, способствуют закреплению добытых на музыкальных занятиях знаний и умений, воспитывают у них изобретательность, ловкость, инициативу, жизнерадостность. Виды вечеров развлечений разнообразнее всего: кукольный, теневой, настольный театр, игры драматизации, вечера игр-аттракционов, загадок, празднования дня рождения детей, тематические вечера-концерты ("времена года", "Наш любимый композитор и др. Музыка - неотъемлемая часть вечеров развлечений. В кукольном, теневом, настольном театрах, в играх-драматизациях она помогает создавать настроение, раскрывает и подчеркивает характер действующих лиц, способствует ритмичности их движений, эмоциональному выполнению роли. На музыкальных вечерах, тематических концертах и концертах художественной самодеятельности, вечерах музыкальных загадок, в драматизациях песен музыка играет ведущую роль. Она пробуждает эмоции детей, направляет их действия, помогает почувствовать и передать средстве музыкальной виртуозности, развивает музыкальные способности дошкольников. Вечера развлечений проводят во второй половине дня один раз в неделю для каждой возрастной группы (иногда можно объединить две группы вместе). Музыкальные вечера нужно проводить один раз на две недели. До вечеров развлечений музыкальный руководитель и воспитатель готовятся предварительно. Воспитатель разучивает с детьми роли, а музыкальный руководитель изучает с ними песни, танцы, музыкальные игры, подбирает музыку. Только благодаря совместным усилиям воспитателей и музыкальных руководителей их тесному контакту песни, игры, танцы выйдут в повседневная жизнь детского садика, будут способствовать всестороннему и гармоничному развитию дошкольников. Волшебным языком звуков она рассказывает о Родине, ее красоте, о родной природе, воспитывает у них любовь к музыке, развивает их музыкальные способности. Музыкальные занятия для детей также настоящий праздник, потому что музыкальный руководитель всегда серьезно готовится к ним, каждый раз старается, находит новые приемы, чтобы захватить детей, учит их осознано понимать прекрасное, подводит их к усвоению средств воплощения, самых простых музыкальных образов, раскрывает выразительность музыкального искусства. Воспитанники нашего садика любят и понимают музыку, поют выразительно, эмоционально и согласованно, ритмично танцуют, обнаруживают творческое отношение к музыке. Для развития творческой активности я на музыкальных занятиях даю детям специальные творческие задания в разных видах музыкальной деятельности (имитации движений, характерных для персонажей музыкальных игр, напевании разных интонаций, певчем интонировании прибауток, выстукивании разнообразных ритмов, на бубне; металлофоне, но др.). Эту работу продолжают воспитатели, руководя творческими проявлениями детей в повседневной жизни. Во время игр и самостоятельной художественной деятельности деть нашего садику поют любимые песни, слушают музыку у записи, играют в м/д и сюжетно-ролевые игры на музыкальную тематику, танцуют, водят хороводы, играют на разных детских музыкальных инструментах. Вечера развлечений всегда интересны и эмоциональны. Выразительное музыкальное сопровождение, яркие костюмы, создают у детей радостное, приподнятое настроение, способствуют их эстетичному развитию. Настойчиво, последовательная и творческая работа музыкального руководителя и всего педагогического коллектива дошкольного заведения из музыкального воспитания дошкольников, использования технических средств, наличие у детей, в группах разнообразного оборудования для организации музыкальной деятельности способствовали потому, что песни, музыка крепко вошли в быт детей.

Миллионы звуков привлекают наше внимание: тысячи нравятся, приносят наслаждение, некоторые раздражают, приводят в бешенство, навевают тоску. Миллирады разного рода и тональности звуков способно различать человеческое ухо. Все они (звуки) способны творить чудеса, не побоюсь этой метафоры, с нашей памятью, восприятием, сознанием и воображением.

С некоторыми звуками у нас связаны романтические воспоминания, будь то песня, которую слушали с любимым человеком, с некоторыми - будничные заурядности, как то звон ночного трамвая, с иными - теплые, волнительные мгновения, как звонкий смех во дворе, напоминающий о безвозвратно ушедшем детстве.

А как приятно слышать стук каблуков, подводящий ко входной двери, долгожданного и так жизненно необходимого посетителя или шелест оберточной бумаги, сулящей определенно приятный сюрприз, или сонное посапывание самого дорогого во всей вселенной человека.

Меланхоличный шепот опавшей золотисто-багровой кроны дремлющих деревьев навсегда связывает с сентиментальной осенью Пушкина, а колокольный звон зовет укротить гордыню и забыть обиды, какими бы глубокими они бы не были, не терпит возражений гром органа, который напоминает о смятении человеческой души, о трагизме бытия, а чувственные капли летнего дождя о краткосрочности и мимолетности влюбленности.

Бывает один и тот же звук вызывает совершенно противоречивые чувства и эмоции.

Например, школьный звонок на первый урок и после каждой перемены воспринимается учениками по меньшей мере незаслуженным наказанием и безысходностью, но как же радостно этот самый звонок воспринимается на перемену и с последнего урока. А каким трогательным кажется звучание школьного звонка в руках первоклашки, гордо восседающего на плече старшеклассника. И невольно всплывают воспоминания вашего детства, - какими бы ни были школьные/университетские будни, воспоминания о них, почему-то всегда трепетные.

Тишина тоже имеет свою тональность. Особенно ночью, когда не слышно машин, разговоров людей и городского шума, ты вдруг замираешь возле фонаря и смотришь на маскарадные хороводы снежинок, либо чудаческие пляски комаров, либо магнетический треск плавящейся свечи...

В такие моменты понимаешь, что счастье есть и оно прямо здесь, близко, дотянись и лети на крыльях гармонии и умиротворенности на тысячах тысяч звуковых волн, ведь другим мир не будет, а ты можешь. Ты можешь изменится и полюбить всю эту какафонию, иногда и абсурдную, иногда и бессмысленную, но всегда жизненную. Твою. Нашу. Всемирную.

Нарушение слуха

Нарушение слуха в повседневной жизни уже становится нормальным явлением. Как не допустить нарушение слуха ?

Нарушение слуха в нашей повседневной жизни

Наша способность воспринимать звуки, является ценным даром, которым надо дорожить. И с возрастом острота слуха постепенно снижается, но кроме этого весь современный уклад нашей жизни, при котором на человека отовсюду обрушивается лавина всевозможных звуков и шумов, лишь ускоряет этот процесс.

Исследования в этой области показали, что почти 75% всех случаев расстройства слуха связаны не только с возрастными процессами, но и с теми шумовыми воздействиями, которым они подвергали себя на протяжении всей своей жизни.

Повредить чувствительные структуры внутреннего уха может интенсивное кратковременное воздействие сильного шума. Но, уже доказано учёными, что в современной жизни, чаще всего нарушение слуха объясняется совокупностью неблагоприятных факторов.

Что сюда включается, это различные связанные с шумом занятия, как правило шум на работе, а также шум тесно связанный с развлечениями. Как при таком разнообразии влияния неблагоприятных факторов, защитить свой слух? Чтобы ответить на этот вопрос, важно разобраться, как функционирует наш орган слуха.

В окружающей нас среде, уровень шума становится всё выше и выше. Многие из нас изо дня в день подвергаются воздействию звуков различной интенсивности, это шум машин, грузовиков, автобусов, а для кого-то грохот создаваемый производственным оборудованием.

Порой мы сами не щадим своего слуха, включая звук на большую громкость. Сегодня замечено, многие любят слушать музыку через наушники.

Недавние исследования показали, молодёжь всё чаще страдает нарушением слуха из-за того, что слушая музыку через наушники, включают её на очень
большую громкость. Как определить оптимальную мощность звука для прослушивания музыки?

Звук имеет три характеристики:
1. Длительность
2. Частота
3. Интенсивность

1. Под длительностью подразумевается отрезок времени, в течение которого слышен звук.

2. Частота звука — число колебаний в секунду, которая определяет высоту звука, измеряется в герцах (Гц). Человек с нормальным слухом способен
воспринимать колебания с частотой от 20 до 20000 герц.

3. Уровень интенсивности звука, которым определяется его громкость, измеряется в децибелах (дБ). Средний уровень громкости обычного разговора
достигает 60 децибел.

Специалисты по слуху рекомендуют, чем дольше человек подвергает себя звуковому воздействию, это когда уровень громкости превышает 85 децибел, тем значительно быстрее снизится его слух. Итак, чем громче звук, тем быстрее придёт глухота.

Например, вы выдержите звук электродрели 100 децибел в течение двух часов, но в шумном салоне видео игр сможете пробыть не более получаса, без последствий для слуха.

Знайте, с увеличением уровня громкости звука на 10 дБ от нормы, опасность воздействия на органы слуха возрастают в 10 раз. При уровне громкости
около 120 дБ звук вызывает болевые ощущения. Задумайтесь, в некоторых домах громкость звучания стерео аппаратуры может достигать 140 дБ!

Вот некоторые данные: Средний уровень громкости

— Дыхание — 10 дБ
— Шёпот — 20 дБ
— Разговор — 60 дБ
— Транспорт в час пик — 80 дБ
— Миксер — 90 дБ
— Проходящий поезд — 100 дБ
— Ленточная пила — 110 дБ
— Реактивный самолёт — 120 дБ
— Выстрел из ружья — 140 дБ

Чтобы понять, почему громкие звуки могут вредить нашему слуху, давайте разберёмся, что происходит, когда звуковые волны достигают наших ушей.
Рассмотрим, как функционирует наш орган слуха.

Внешняя часть наружного уха или ушная раковина устроена так, чтобы улавливать звуковые волны и направлять их в слуховой проход, по которой они попадают к барабанной перепонке.

Звуковые волны вызывают её вибрацию, а барабанная перепонка в свою очередь, заставляет колебаться три слуховые косточки среднего уха. Затем эти колебания передаются во внутреннее ухо, представляющее собой систему заполненных жидкостью каналов и полостей.

Колебания через жидкие среды передаются улитке воспринимающей части внутреннего уха, снабжённой волосковыми слуховыми клетками. Жидкость улитки вызывает возбуждение наружных волосковых клеток — звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы.

Затем эти импульсы передаются в мозг, там они расшифровываются и мы слышим звук. Благодаря тому, что мы слышим двумя ушами, возникает стереоэффект. Это позволяет нам определять положение источника звука. Но когда мы слушаем речь, наш мозг может воспринять за один раз только одно сообщение.

Вот так функционирует наш орган слуха. Почему от шума может страдать наш слух? Если говорить языком нашего слухового органа, когда мы слышим громкий звук он может повредить наши чувствительные волосковые клетки.

Внезапный резкий звук может повредить ткани внутреннего уха и оставить рубцы, которые вызывают необратимое нарушение слуха. Волосковые клетки не восстанавливаются. По этой причине бывает шум в ушах, ощущение жужжания, звона или гула.

Возможно, у вас снижается слух и вы делаете следующее:

— часто не можете расслышать, что говорят и вынуждены спрашивать других

— плохо слышите, что говорят на общественных мероприятиях или когда вокруг шумно, например на вечеринке или в многолюдном магазине

— при разговоре часто напряжённо вслушиваетесь, подаётесь вперёд и поворачиваете голову так, чтобы лучше слышать собеседника

— постоянно переспрашиваете

— включаете радиоприёмник или телевизор на такую громкость, которая раздражает других

Что важно помнить для сохранения хорошего слуха?

Из-за наследственности или травм наш слух может слабеть. Тем не менее мы можем сделать многое, чтобы пользоваться этим даром, как можно дольше.

Что для этого нужно? Важно знать потенциальные опасности. Очень часто проблема заключается не в том, что мы слушаем, а в том, как мы это делаем.
Например, когда вы слушаете музыку в наушниках, лучше установить звук на такую громкость, чтобы вы могли слышать окружающие вас звуки.

Когда вы дома или в салоне автомобиля не слышите собеседника при включенной музыке, то скорее всего это вредно для вашего слуха. Специалисты в этой области предупреждают, что если вы слушаете или слышите звуки громкостью 90 дБ в течение 2-3 часов, это пагубно скажется на вашем слухе.

Если вы работаете в такой среде, где постоянно шумно, рекомендуется использовать беруши (затычки для ушей) или другие индивидуальные средства защиты. Для родителей важно помнить, что органы слуха у детей более уязвимы, чем у взрослых.

К примеру, шумные игрушки могут неблагоприятно сказаться на слухе, а обычная погремушка способна создавать шум в 110 децибел! Поэтому, прежде чем, что-то покупать, подумайте о последствиях.

Наш орган слуха — удивительный прибор, маленький и чувствительный. Через уши мы можем воспринимать множество самых красивых и разнообразных звуков, которыми наполнен наш удивительный мир. Поэтому, этот чудесный дар который у нас есть, заслуживает самого бережного обращения.

Подведём итог.

В сегодняшней статье «Нарушение слуха » мы рассмотрели очень важные вопросы , которые помогут понять, что собой представляет орган слуха, как его
оберегать и ка правильно поступать, чтобы долгое время хорошо слышать. Всем, кому понравилась эта тема поделитесь с друзьями или прокомментируйте,что вы об этом думаете.

Смотрите полезное видео!

Использование звука и музыки для исцеления возникло в самом начале истории человечества. Документально подтверждено, что шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как человеческий голос, флейты, барабаны и другие ударные, способны изменять состояние мозга (то есть менять нейрологическую активность мозга). Опыты показали, например, что некоторые ритмы барабанов усиливают тета-активность, связанную с гипнотическими и близкими к сновидению состояниями сознания, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности.

Изучение нейрологического влияния звука показало, что человеческий мозг реагирует на чистые звуки вполне определенным образом. Позитронная томография, измеряющая уровень поглощения глюкозы на клеточном уровне, показала, что чистые звуки и музыка без слов стимулируют повышение клеточной активности в правом или "недоминантном" полушарии.

Хотя оба полушария мозга перерабатывают массу различных видов информации, можно все же провести простое разделение их задач. В принципе, доминантное полушарие (для большинства людей - левое) отвечает за речь и логику. Недоминантное полушарие (для большинства людей - правое) перерабатывает информацию, связанную с пространством, парадоксальную и не основанную на речи. Хотя способность понимать и создавать речь жизненно необходима для нас, у нашего сознания есть и другие ценные аспекты, которые наша культура на данный момент не считает важными. Эти области нашего сознания (такие как состояние повышенной творческой активности и гениальность) легче всего достигаются через деятельность недоминантного полушария.

При стимуляции недоминантного полушария (например, с использованием чистого звука) часто возникают необычные состояния сознания. Это происходит от того, что недоминантное полушарие включает пространственный и интуитивный аспекты нашего сознания. В таких нейрологических состояниях наше восприятие реальности (как внутренней, так и внешней) может сильно отличаться от нашего повседневного восприятия. Наши чувства могут обостриться, их восприятие становится более живым и утонченным. Довольно часто люди испытывают прямое переживание своей внутренней ментальной и эмоциональной жизни через прямое восприятие своих психических мотивов (то есть глубинных эмоций, фантазий и архетипичных конфликтов и драм). Они могут проявляться как внутренние видения (похожие на сновидения картинки) или даже как внутренний диалог.

Хотя наша западная культура в основном не интересуется такими глубокими эмоциональными и ментальными состояниями, многочисленные случаи из жизни великих ученых и людей искусства указывают, что такие состояния сознания являются вратами нашего прирожденного гения.

Нейрология показала, что большинство людей используют менее десяти процентов нашего мозга. В принципе, это значит, что для повседневной жизни нам нужны только 10% (а то и меньше) всех имеющихся у нас нейронных связей. Другие 90% не задействованы. И они останутся пассивными, пока не появится необходимость "пробудить" эти "спящие" нейронные связи. Я проработал в области психотерапии и раскрытия человеческого потенциала более 18-ти лет и убедился, что измененные состояния сознания - мощный ключ для раскрытия большой части нашего неиспользованного потенциала. А в качестве вспомогательной технологии для этого звуки и музыка ни с чем не сравнимы.

Букварь волн мозга

Наш мозг генерирует электрические потенциалы. Клинические эксперименты показали, что эти потенциалы, или волны мозга, напрямую связаны с разными ментальными и эмоциональными состояниями. Стандартный способ измерения активности волн головного мозга - это электроэнцефалограмма. Есть некоторые расхождения во мнениях о том, где именно различные состояния мозга "накладываются" одно на другое, но, в принципе, изложенная ниже схема является общепринятой. В ней есть пять разных ступеней, начиная с дельты, низшего уровня, и до К-комплекса, высшего уровня.

Дельта - это частота 0,5-4,0 Hz, и она связана с глубоким сном, когда отсутствует осознание собственного "я". Однако некоторые люди с высокоразвитой нервной системой сообщали о состояниях глубокого покоя и расслабленного осознания "я" в диапазоне дельта. Как правило, это люди, развивающие свою нервную систему через такие практики, как , медитация и так далее.

Следующий уровень активности - это тета, частота 4-8 Hz. Тета связана с расслаблением и сном, сопровождаемым глубоким переживанием визуальных образов, например, сновиде?ний, виде?ний и т.д. Она также связана с некоторыми видами ускоренного обучения. Более того, диапазон тета также часто связывают с феноменом самоисцеления.

От тета мы поднимаемся к альфа, частоте, связанной с легким расслаблением. Диапазон альфа 8-14 Hz, и ее часто используют в методах ускоренного обучения, а также некоторых разновидностях техник селф-хелпа.


Бета - это то, что мы, как правило, называем бодрствованием, это частота 14-23 Hz. Более высокий уровень беты - 23-33 Hz, и она связана с состояниями повышенной ментальной активности. В диапазоне 33 Hz находится К-комплекс, как правило, возникающий короткими вспышками, и связанный с неожиданными озарениями, мгновенным пониманием каких-либо идей или переживаний.

Использование определенных состояний мозга позволяет улучшить внутреннюю активность, например обучение, самоисцеление, изучение измененных состояний сознания и т.д. Хотя измерение активности мозга крайне важно для понимания нейрофизиологии, собственно ментальные, эмоциональные и духовные переживания человека важны для нашего понимания взаимодействия мозга и разума.

Азы акустики


Ниже изложен базовый минимум информации о звуковых частотах в том смысле, в каком этот термин используется в психоакустике. Любая звуковая вибрация состоит из волновых форм. На диаграмме изображена синусоида (это самая типичная форма волны, используемой в психоакустике).

Как видно из этой диаграммы, цикл - это расстояние между пиками. Частоты, как правило, измеряются в циклах в секунду, или Hz (герц). Чем выше частота, тем выше звук. Нормальная зона восприятия звука для человека - от 20 до 20.000 Hz. Некоторые люди слышат звуки выше 20.000 Hz, но очень мало кто слышит звуки ниже 20 Hz.

Есть несколько возможных вариантов использования определенных частот для "приведения" мозга в измененное состояние. Важно помнить, что большинство людей не слышат низкие частоты, типичные для волн мозга. Например, низкая альфа (и соответствующее ей расслабление) находится в диапазоне 8-9 Hz, за пределами порога слышимости (20 Hz).

Один из способов преодоления этого называется дифференциацией сигнала. При этом в мозг посылаются два разных сигнала. Скажем, в левое ухо поступает сигнал с частотой 200 Hz, а в правое - с частотой 208 Hz. Разница между сигналами составит 8 Hz, и именно на них будет настраиваться мозг. Можно также использовать музыкальные ритмы, которые, как показывает опыт, также весьма эффективны.

Другой метод, часто используемый на кассетах Acoustic Brain Research (ABR) - это подача низких звуков в определенном ритме, чтобы погрузить мозг в желаемое состояние. Мы можем подавать любую частоту или тон по 10 циклов в секунду, чтобы усилить альфа-активность. Преимущество этого варианта в том, что даже глухой на одно ухо человек сможет им воспользоваться, в то время как дифференциация сигнала на него не повлияет.

Говоря о работе мозга и восприятии тела, один из аспектов работы с частотами крайне интересен для психоакустики. Используя различные частоты, можно вызвать резонанс в различных частях тела, таким образом активизируя эмоциональную/ментальную активность, связанную с этим местом. Этому можно найти очень интересное применение в психотерапии и дисциплинах, занимающихся связью ума и тела.

Что такое психоакустика?

Психоакустика - недавно возникший раздел изучения потенциала человека, обещающий радикально изменить человеческое поведение, изучая звук, речь и музыку и их влияние на мозг/сознание. Вы заметите, что мы пишем мозг/сознание, таким образом связывая их. Это основано на введенном д-ром Карлом Прибрамом (Dr. Carl Pribram) определении мозга и "сознания", где "сознание" является процессом, существующим параллельно физиологическим процессам в мозгу.

Таким образом, мозг может существовать без сознания (как, например, в трупе), но сознание не может существовать без функционирующего мозга - по крайней мере так, как мы привыкли воспринимать ментальную/эмоциональную активность. (Это не значит, что какой-то аспект сознания не может действовать вне связи с работой мозга, а только что функционирование мозга необходимо для нормальных повседневных переживаний).

Звук и музыка

Музыка и звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. Мы только недавно начали понимать физиологическое воздействие звука и музыки на мозг. Далее мы поговорим о его основе и различных применениях в технологии психоакустики.

Мы знаем, что музыка может сильно влиять на работу мозга. Это подтверждают работы д ра Лозанова (Dr. Lozanov) из Болгарии. Он обнаружил, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (как, например, Largo в музыке периода барокко) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о "состоянии расслабленного сознания".

Затем д-р Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме. В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Д-ру Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр, или тональность музыки, также оказывает сильное влияние на работу мозга. Мы в ABR используем этот принцип; на каждой кассете записана музыка с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.

Д-р Сью Чапмэн (Dr. Sue Chapman) провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа (контрольная) не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.

Что произошло?

С точки зрения психоакустики, все ясно. Архитектура музыки - ритм и тембр - создали изменения в работе мозга, стимулируя его через слух. Эти перемены в работе мозга младенцев понизили уровень стресса, позволив естественным способностям к самоисцелению действовать эффективнее, чем в контрольной группе.

Вибрационная природа звуков и музыки создает язык, который понимают наше тело и сознание. При этом слово "язык" значит не "слова", а "информация". Кстати, слово "информация" происходит от латинского "informare", что значит "форма". Иначе говоря, музыка - это процесс смены акустических форм. Если бы вы увидели формы, создаваемые музыкой, вы увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками.

Изучение форм, создаваемых музыкой, называется киматикой (Cymatics) и является, в основном, плодом работы двух людей - д-ра Ханса Дженни (Dr. Hans Jenny) и д-ра Гая Мэннерса (Dr. Guy Manners). Эти ученые собрали множество фотографий киматических рисунков, которые возникают при пропускании звуковых вибраций через металлическую пластину с различными резонирующими объектами, такими как металлическая стружка или песок. В некоторых случаях использовался тоноскоп, записывающий схемы в электронном формате.

Эти исследования показали, что музыка действительно создает некую разновидность языка. Как в любом языке, здесь сесть свой синтаксис. Как правило, понятие синтаксиса применяется к записанной или устной речи и означает порядок построения предложения. Изменив порядок слов в предложении, вы измените и смысл. Эту концепцию можно применить и к музыке. Если вы переставите местами ноты, вы измените произведение. Порядок информации (нот) в музыке так же важен, как порядок информации (слов) в речи. Если считать музыку языком, или информацией, то это откроет новые возможности для понимания ее влияния на мозг.

Звуки и музыка также оказывают глубокое влияние на эмоциональные проблемы и трудности в обучении, как показывает работа д-ра Томатиса (Dr. Tomatis) из Франции. Занятно, как д-р Томатис начал заниматься звуковой терапией. На ранней стадии работы его пригласили в монастырь бенедиктинцев недалеко от Парижа. Монахи там страдали от депрессии, а также от расстройств сна и питания. Д-ра Томатиса попросили найти причину их недомогания. Изучая этот вопрос, он обнаружил, что монастырь недавно обрел нового аббата. Новый настоятель с гордостью называл себя современным человеком, и, сочтя григорианское пение слишком средневековым, велел монахам прекратить песнопения.

Сам того не подозревая, аббат отнял у монахов важную форму стимуляции мозга. Лишившись слуховой стимуляции григорианского пения, центральная нервная система монахов подверглась депрессии. Когда д-р Томатис уговорил настоятеля вернуть песнопения, депрессия прекратилась, и монахи выздоровели. Этот случай заставил д-ра Томатиса начать изучать влияние звука на мозг. В процессе работы он обнаружил влияние высоких частот на работу мозга, эмоциональные проблемы и трудности в обучении.

Работающий в Научном институте Бекмана в Дуарте, штат Калифорния (Beckman Research Institute in Duarte, California) д-р Оно (Dr.Ohno) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составляющих код ДНК. Д-р Оно смог записать музыку, которую "играют" спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?

Влияние звуков и музыки на мозг важно для психоакустики. Наблюдая за переменами в состоянии мозга и поведении, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже понять эти явления. Психоакустика - юная наука, и мы только сейчас начинаем понимать, с какой точностью звуковые формы могут влиять на клеточные процессы в мозгу. Это восхитительное время, и "Акустик Брейн Рисерч" ставит своей целью научное изучение и понимание теории и технологий психоакустики.

С помощью звука, например, известный исследователь, музыкант, певец, целитель и писатель Том Кенион, создал методы, которые ускоряют лечебную терапию и положительные изменения в организме.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры