Сколько человек в оркестре. Справочный материал "группы инструментов симфонического оркестра"

Главная / Любовь

Музыка - это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…

Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!

Оркестр. Виды оркестров

Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.

И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.

Какие виды оркестров существуют? Главные из них - это:

  • симфонический;
  • инструментальный;
  • оркестр народных инструментов;
  • духовой;
  • джазовый;
  • эстрадный.

Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.

Симфонический оркестр

Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.

Есть малый симфонический оркестр и большой.

Малый - это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII - начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.

В составе малого обязательно присутствуют:

  • скрипки;
  • альт;
  • виолончели;
  • контрабасы;
  • фаготы;
  • валторны;
  • трубы;
  • литавры;
  • флейты;
  • кларнета;
  • гобой.

В большой включены следующие инструменты:

  • флейты;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • контрафаготы.

Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:

  • валторны;
  • трубы (басовая, малая, альтовая);
  • тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
  • туба.

И, конечно же, ударные инструменты:

  • литавры;
  • колокольчики;
  • малый и большой барабан;
  • треугольник;
  • тарелка;
  • индийский тамтам;
  • арфа;
  • рояль;
  • клавесин.

Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом - около 60.

Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры - полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века - это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

Духовой оркестр

Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз - это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию - заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Состав симфонического оркестра сложился в эпоху венских классиков.

Это была вторая половина XVIII-первая четверть XIX вв., когда творили великие композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Они создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство содержания воплощено было в совершенную художественную форму – это была симфония.

Симфонический оркестр Большого театра
Орке́стр – это большой коллектив музыкантов-инструменталистов. Но насколько большой? В большом симфоническом оркестре может насчитываться до 110 музыкантов, а в малом – не более 50.

Людвиг ван Бетховен
Состав симфонического оркестра складывался постепенно с XVI в. «Классический» состав симфонического оркестра сложился в партитурах Л. ван Бетховена (по теперешним понятиям это был малый симфонический оркестр). Но для исполнения своей Девятой симфонии, написанной в 1824 г., Бетховену понадобился расширенный состав оркестра с некоторыми дополнительными инструментами – и вот это уже был большой состав оркестра, в нём появились малая флейта, контрафагот, тромбоны, треугольник, тарелки и большой барабан. Некоторые композиторы включают ещё бо́льшее количество инструментов, необходимых для исполнения их сочинений.
Основу симфонического оркестра составляют 4 группы инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные. При необходимости в состав оркестра входят и другие инструменты: арфа , фортепиано, орган, челеста , клавесин.
Струнные смычковые инструменты : скрипки, альты , виолончели , контрабасы.
Деревянные духовые : флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями, а также ряд народных инструментов – балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна.
Медные духовые : валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба.

Ударные (в том числе шумовые): литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики, барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие.

Рассадка музыкантов симфонического оркестра

Решение о том, как рассадить оркестр, принимает дирижёр. Ему же принадлежит художественная трактовка произведения.
На пульте перед дирижёром лежит партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50-70 гг. XX в. наибольшее распространение получила «американская рассадка» : слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки; справа – альты и виолончели; в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы; слева – ударные.
Существует ещё и «немецкая рассадка» . Её отличие от «американской» в том, что виолончели меняются местами со вторыми скрипками, а контрабасы находятся слева. Медные духовые инструменты – правее, в глубине сцены, а валторны перемещаются налево. Ударные находятся ближе к правой кулисе.

Выпуск 3

Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Музыку лучше всего, конечно, слушать в концертном зале. Потому что никакая современная аппаратура не сможет передать всего богатства звучания музыкальных инструментов в оркестре. Например, в симфоническом. Само слово «оркестр» пришло к нам из Древней Греции. Так называли площадку перед сценой в античном театре. На этой площадке размещался древнегреческий хор. На сцене актёры разыгрывали комедию или трагедию, а хор создавал музыкальное сопровождение. Сегодня под словом «оркестр» мы понимаем коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах. А слово «симфонический» указывает на то, что этот оркестр самый большой и самый богатый по своим возможностям. Потому что в его составе и струнные, и духовые, и ударные инструменты. В таком оркестре может участвовать от 60 до 120 музыкантов. И даже больше. Оркестр состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов: струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных. В состав струнных смычковых входят: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. К деревянным духовым относятся: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые инструменты это — валторны, трубы, тромбоны, тубы. В составе ударных инструментов литавры, малые барабаны, ксилофоны, большие барабаны, тарелки, треугольники, кастаньеты и многие другие.

Роль дирижёра

Может ли оркестр играть без дирижёра? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать о роли дирижёра в оркестре. Он необходим, прежде всего, для того, чтобы все музыканты играли в едином темпе. Раньше роль дирижёра выполнял человек, который отбивал ритм специальным жезлом. Потом им стал первый скрипач. Он стоял перед оркестром, играя на скрипке, а движениями головы и корпусом смычка показывал музыкантам темп и ритм произведения. В оркестре со временем появлялось всё больше музыкальных инструментов, поэтому понадобился человек, выполняющий роль дирижёра. Дирижёр стоит на возышении для того, чтобы все музыканты видели его жесты. В правой руке он держит палочку, которой показывает ритм и темп музыки. Левая рука передаёт характер и тончайшие нюансы исполнения. Роль дирижёра очень важна. А какими качествами должен обладать человек этой профессии? Прежде всего он должен быть профессиональным музыкантом, имеющим соответствующее образование. В дирижировании музыкант использует своё тело, не только руки, для передачи своих мыслей и чувств другим музыкантам. Хотя дирижёр выполняет главную роль в оркестре, всё же в истории был самостоятельный оркестр. А точнее ансамбль. Назывался он «Персимфанс». В его состав входили очень известные в ту пору музыканты. Они играли там слаженно, что вполне могли обходиться без дирижёра.

Закирова Екатерина Александровна, учитель музыки

МОУ – «Лицей №2» г. Саратова.

1.Струнно - смычковые инструменты.

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе . Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

Скрипка - 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром.

Альт - по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук.

Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.

Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

2.Деревянные духовые инструменты.

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов. Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

Современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.

Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, насыщенным, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент.

Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Фагот - самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов с густым чуть хрипловатым, тембром , используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии.

3.Медные духовые инструменты.

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра. Каждый инструмент играет свою сольную линию - материала очень много. Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.

Инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, ярких тембров и большой протяжённости мелодических фраз.


Валторна (рожок) - изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

Исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.




Туба- самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре . Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

4.Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон . Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

Полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Ксилофон- с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты.

Челе́ста- небольшой клавишно-ударный , внешне похожий на , звучащий наподобие .

Большой и малый барабаны

Треугольники

тамтамы , ударный музыкальный инструмент, разновидность гонга .
бубен .

5. Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив , позитив ), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино ).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.

Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.

Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

6. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа , представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Приложение 2. Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Основу симфонического оркестра составляют струнные музыкальные инструменты. Иногда эту группу еще называют струнно-смичковою, так как звук извлекается смычком, которым исполнитель ведет по струнам. Все инструменты струнной группы - скрипка, альт, виолончель и контрабас, имеют такие замечательные качества, как протяженность звучания, мягкость и ровность тембра. Скрипка «поет» высоким голосом, контрабас - самым низким, тогда как альт и виолончель трогают слушателей своими голосами в средних регистрах.

И . Струнные

Во всем мире скрипку считают королевой музыки, ведь она - наиболее распространенный смычковый инструмент. Лучшими скрипками прославилась Италия. Здесь работали выдающиеся мастера Дматі, Гварнери, Страдивари. Секреты изготовления этого музыкального инструмента они передавали членам своих семей из поколения в поколение.

Скрипка имеет изящный корпус. На верхней деке есть вырезы - эфы, которые называются так за их сходство с латинской буквой f . К корпусу прикреплен гриф с завитком на конце. Внутри корпуса на двух ножках стоит подставка, сквозь которую протянуты четыре струны (ми, ля, ре и соль). Во время выполнения скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки, в правой держит смычок, которым водит по струнам.

Для скрипки написано много различных произведений выдающимися композиторами: А. Вивальди, Л. ван Бетховеном, П. Чайковским, Н. Покори ком и другими. Славу непревзойденного виртуоза одержал итальянский скрипач Никколо Паганини.

АЛЬТ - струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, как скрипка, но больше по размерам. Через это альт имеет более низкий регистр, а звучание - более насыщенное, бархатное. Обычно в большом симфоническом оркестре 10 альтов.

ВИОЛОНЧЕЛЬ - струнно-смычковый музыкальный инструмент басового регистра. Имеет значительно большие размеры от скрипки и альта (общая высота - до 1,5 м). Звук виолончели сочный и густой, словно мужской баритон. Певучие мелодии наиболее ярко раскрывают благородный тембр виолончели.

В отличие от скрипки и альта, которые держат горизонтально на плече, виолончель ставят вертикально. В давние времена этот инструмент размещали на стуле, музыкант при этом должен был играть стоя. Впоследствии, когда изобрели металлический шпиль, который упирается в пол, виолончелисты стали исполнять произведения сидя, что было гораздо удобнее.

Для виолончели, как самостоятельного инструмента, написано много произведений, в частности, известные сюиты И.-С. Баха, вариации П. Чайковского, концерты для оркестра А. Дворжака, Д. Шостакович а и других.

КОНТРАБАС - самый большой инструмент струнно-смычковый группы с низким звучанием. Контрабасисты играют стоя с помощью смычка или же пиццикато (перебирая пальцами струны). Этот струнно- смычковый инструмент используется в разнообразных жанрах, в частности, во многих видах народной и академической музыке, в джазе, блюзе, рок-н-ролле.

АРФА - струнный щипковый инструмент Концертная арфа, которую можно увидеть в составе большого симфонического оркестра, имеет значительные размеры. 47 струн разной толщины и длины натянутых на деревянную раму треугольной формы высотой 1 м. С помощью 7 педалей исполнитель (арфіст или арфистка) изменяют высоту звука.

Арфа известна на территории Украины с давних времен. На одной из фресок Софийского собора в Киеве можно увидеть этот музыкальный инструмент.

Значение арфы в оркестре заключается прежде всего в яркости ее звучание. Она часто аккомпанирует другим инструментам оркестра, иногда ей «доверяют» сольные партии. Таких немало в балетах П. Чайковского, операх М. Римского-Корсакова и Г. Вагнера, симфонических произведениях Г. Берлиоза и ф. Листа. Концерт для арфы написал украинский композитор А. Кос-Анатольский.

II. Деревянные духовые

ФЛЕЙТА - один из древнейших инструментов, а также общее название некоторых духовых инструментов. В симфоническом оркестре обычно используют поперечную флейту, иногда - флейту-пикколо. Исполнитель - флейтист или флейтистка - держит инструмент горизонтально. Характер звучания флейты достаточно высокий, изящный, мелодичный, поэтический, но несколько холодный, флейты ныне изготавливают из серебряно-цинкового сплава, реже - из драгоценного металла (серебра, золота и платины), еще реже - из дерева или стекла.

ГОБОЙ - деревянный духовой инструмент, представляет собой прямую коническую трубку из черного или тукового дерева (около 60 см). Имеет 25 отверстий, 22-24з которых закрываются клапанами

Иногда гобой используется как сольный инструмент. В симфоническом оркестре обычно звучат два или три гобое. Одно из первых концертных пьес для гобоя создал ф. Куперен («Королевские концерты»). Концерты и пьесы для гобоя писали А. Вивальди, Г.-ф. Гендель, Й. Гайдн, В.-А. Моцарт, К. Сен-Санс и другие.

КЛАРНЕТ - инструмент, который изготавливают из дерева благородных сортов, например черного. Он имеет широкий диапазон, теплый и мягкий тембр. Корпус инструмента представляет собой трубку цилиндрической формы (около 66 см), тогда как гобой имеет конический корпус. Кларнет применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. В камерной музыке кларнет использовали В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен, ф. Шуберт, Н. Глинка.

ФАГОТ - инструмент, изготовляют преимущественно из клена. Он имеет самый большой диапазон в своем семействе деревянных духовых (более 3 октавы). В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров, за что и получил свое название. На корпусе инструмента находятся отверстия (около 25-30), которые музыкант открывает и закрывает, чтобы изменить высоту звука. Только 5-6 отверстий управляются пальцами, для остальных используют сложный клапанный механизм.

Обычно в сим фонічному оркестре используют 2 фаготы, они в основном дублируют виолончели и контрабасы. Благодаря фаготу мелодическая линия приобретает плотности, связности. При игре в высоком регистре нередко звучат скорбные интонации.

Композиторы прошлых веков (И. Гайдн, В.-А. Моцарт) часто оказывали фаготам сольные партии в симфониях. Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

III. Медные духовые

ТРУБА - инструмент с существенной технической подвижностью, ярко и стремительно выполняет стаккато (прерывистые звуки). Представляет собой длинную изогнутую трубку, которая немного сужается у мундштука и расширяются возле раструба. Основным принципом игры на трубе является получение гармонических звуков путем изменения положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте с помощью механизма вентилей (их нажимают правой рукой).

Концерты для трубы писали С. Василенко, Й.-С. Бах, Й. Гайдн, Й. Брамс, Бы. Барток, и др.

ВАЛТОРНА - инструмента в виде скрученной медной трубки равликоподібної формы (в С м), которая с одной стороны заканчивается широким раструбом, с другой - мундштуком. Среди медных духовых отличается мягкостью тембра. Звук может приглушуватися с помощью сурдины (специального устройства).

ТРОМБОН - инструмент, состоящий из дважды изогнутой цилиндрической трубы (общей длиной около 3 м, диаметром от 1,5 см), которая заканчивается раструбом. На верхнюю часть трубы устанавливается мундштук, через который тромбонист вдуває воздуха. Средняя часть - кулиса - раздвижная, с ее помощью музыкант увеличивает объем вибрирующего воздуха и, соответственно, снижает звук инструмента.

ТУБА - редкий духовой инструмент, самый низкий по звучанию. Первые тубы использовались в военных оркестрах, затем в симфоническом оркестре. Первым значительным симфоническим произведением, где использована туба, есть «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза. В симфоническом оркестре используется только одна туба, в духовом - две. Исполнители на тубе играют, как правило, сидя, подвешивая ее на подтяжках.

Для тубы написано довольно мало оригинальных сольных произведений, значительная часть репертуара состоит из переделок.

IV. Ударные

ЛИТАВРЫ - инструмент с определенной частотой звука, что имеет азиатское происхождение.

Литавры представляют собой систему из двух или нескольких медных котлов, открытая сторона которых затянута кожей. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса (варьируется от 30 до 84 см). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента. Палочки для игры на литаврах бывают деревянные, тростниковые или металлические, а наконечники - из кожи, дерева и других материалов. Благодаря этому литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты.

В симфоническом оркестре, как правило, используются инструменты трех размеров - большие, средние и малые литавры.

БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ БАРАБАНЫ Большой барабан (бас-барабан) - крупнейший ударный инструмент очень низкого и часто сильного неопределенной высоты звучания. Имеет вид металлического или деревянного цилиндра, затянутого с обеих сторон кожей (диаметр около 1 м). Играют на нем деревянной палочкой с мягким наконечником. Особый прием игры - тремоло, достигается быстрой игрой двумя палочками. Таким образом создаются эффекты от удаленного гул до мощного грохота.

Малый барабан, или просто барабан - инструмент с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (в концертном - 4-10 струн), которые придают звуку сухой рокітливого, оттенка.

Играют на барабане двумя деревянными палочками. Характерный прием игры - барабанная дробь (быстрое чередование ударов палочками). В симфонической оркестр введен в XIXст.; используется в военных сценах.

ТРЕУГОЛЬНИК - инструмент в виде согнутого в треугольник стального прута (диаметром 8-10 мм), который свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой. Звук треугольника - неопределенной высоты, звонкий, блестящий и в то же время нежный.

На треугольнике можно выполнять как отдельные ритмические удары, так и тремоло. Изначально треугольник использовали преимущественно в военной музыке, позже - и в симфонической.

КАСТАНЬЕТЫ - инструмент без виз наченої высоты звука в виде двух пластинок-ракушек, связанных между собой вверху веревкой. Пластины традиционно изготавливались из твердой древесины, хотя в последнее время для этого используется стекло-пластик.

Кастаньеты чаще всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно со стилем фламенко. Поэтому данный инструмент часто используют и в классической музыке для создания «испанского колорита» (например, в опере Же. Бизе «Кармен», «Испанском капріччо». Римского-Корсакова и других).

ТАРЕЛКИ - инструмент с неопределенной высотой звука в виде двух дисков из специального сплава (медь, латунь, бронза). Тарелки известны с времен Древнего Египта, Индии, Китая. В симфоническом оркестре на парных тарелках играют, ударяя по одной второй встречным скользящим движением. Различают открытый удар, при котором тарелки продолжают свободно звучать, и закрытый, когда края тарелок исполнитель прижимает к плечам.

БУБЕН - распространенный у многих народов мира инструмент с неопределенной высотой звука. Имеет вид деревянного обруча, с одной стороны натянутой кожей. С противоположной стороны натягивают струны или проволоки, на которые подвешивают колокольчики. В специальные проемы монтируют металлические погремушки, которые по форме напоминают тарелки от барабана, только в миниатюре. Иногда бывают бубоны и без погремушек. Основная задача в оркестре - удерживать темп и оказывать определенного колорита музыке. Приемы игры: удары ладонью по обручу или коже, тремоло. Используют преимущественно в танцах и походных маршах.

ОРКЕСТРОВЫЕ КОЛОКОЛА - инструмент, который представляет собой набор из 12-18 цилиндрических металлических трубок (диаметр 25-38 мм, подвешенных в специальной раме (высота 2 м). Ударяют по трубкам калаталкою, головка которой обтянута кожей.

В оркестре инструмент чаще всего используют для имитации колокольного звона.

КОЛОКОЛЬЧИКИ - инструмент, имеющий определенную высоту звука и состоит из ряда металлических пластинок, свободно закрепленных на брусках в два ряда. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и черных клавиш фортепиано. Играют при помощи специальных металлических молоточков или клавишного механизма или деревянными палочками.

ТАМ-ТАМ - старинный инструмент с неопределенной высотой звука восточного происхождения. В состав симфонического оркестра вошел в конце XIX вот. На вид - это кованый металлический диск из медного сплава. Диаметр большого там-тама достигает 100-120 см, толщиной он 8-10 см.

Инструмент подвешивается на толстой струне или ремни к крюков устойчивой деревянной или металлической рамы. Играют на нем деревянной калаталкою (иногда для специальных эффектов - палочками от малого барабана или треугольника). Звук там-тама низкий, сочный, глубокий, с широкой звуковой волной, которая после удара нарастает, а затем постепенно стихает.

V. Клавишные

ОРГАН - клавішно-духовой инструмент, обычно расположенный в католических церквях, концертных залах, музыкальных учебных заведениях.

Органный звук создается благодаря нагнетанию воздуха в трубы различного диаметра, длины, материала (металл или древесина). Управление органом осуществляется с игрового стола, пульта у правления, где содержатся игровые механизмы (клавиши, педаль) механизмы включения и исключения регистров. Игра на органе осуществляется при участии обеих рук и ног органиста, с помощью (или без) ассистента. В распоряжении органиста есть один или несколько мануалов (клавиатуры для рук) и педаль (клавиатура для ног).

Орган используется не только как сольный, и ансамблевый инструмент, ведь он прекрасно сочетается с другими тембрами, с оркестром, хором. Много известных композиторов разных времен писали произведения для органа. Непревзойденным гением органной музыки был Й.-С. Бах.

КЛАВЕСИН - старинный клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Его металлические струны защелкиваются плектром из пера или кожи. Существуют клавесины двух типов: крилоподібної формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера - квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы. Инструменты первого типа обычно называют клавесином, а второго - спінетом.

Уступая фортепиано в динамике, клавесин имел свои преимущества - он прекрасно сочетается с другими инструментами и голосами, что важно в камерных ансамблях.

ФОРТЕПИАНО (ПИАНИНО, РОЯЛЬ)- клавішно-ударный инструмент, распространенный в мире. У рояля рама с струнами и резонансная дека расположены горизонтально, а у пианино - вертикально. Вследствие этого рояль имеет крилоподібну форму, он более громоздок, чем пианино. Однако звучание рояля более объемное, полнее, шумнее, чем у пианино. Как правило, современные рояли имеют три педали, они призваны изменять громкость, тембр или удлинять звучание (в пианино - обычно две педали).

Репертуар пианистов - весьма разнообразный по жанрам и стилям. «Душой фортепиано» был ф. Шопен, выдающимся пианистом-виртуозом - ф. Лист.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры