Сочинение: У войны не женское лицо. Современные проблемы науки и образования У войны не женское лицо егэ

Главная / Любовь

Война всегда была большим горем для народа. Трудно представить, какие страшные жертвы и потери оставляет за собой это асоциальное явление.

Враг был в полном смысле слова бесчеловечен. Следуя по принципам веры в существование высшей арийской расы, было уничтожено несметное количество людей. Сколько людей было угнано в рабство, сколько сгинуло в концлагерях, сколько деревень было сожжено в то время… Масштабы разрушений и человеческих жертв шокируют и вряд ли кого смогут оставить равнодушным.

Казалось, что воевать - мужское дело. Но нет! На оборону Родины встали и женщины, которые наравне с мужчинами переносили все тяготы военного времени. Их вклад в приближение Великой победы неоценим.

Писатель Борис Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» описывает жизнь и гибель пяти девушек-зенитчиц. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, совсем юные и молодые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каждый - солдат. В тылу были немцы, и каждый солдат чувствовал свой долг перед Родиной, Остановить и уничтожить врага любой ценой. И они остановят его, но ценой своей жизни. Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Эта повесть написана человеком, побывавшим и прошедшим всю войну, поэтому вся она написана правдоподобно и захватывающе, с ярким выделением всех ужасов войны. Свою повесть автор посвящает нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в ее условиях показано на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами, кроме основных, и все они разные люди. И именно этим солдатам, молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны; кому-то впервые, а кому-то и нет. Не все девушки проявляют героизм и мужество, не все остаются твердыми и стойкими после первого боя, но все девушки погибают. Только старшина Васков остается в живых и доводит выполнение приказа до конца.

Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. После прочтения повести и просмотра экранизации имеет место чувство боли и жалости к юным зенитчицам, павшим смертью храбрых во имя освобождения Родины. Никто не мог знать, что, получив задание пойти и захватить в плен двух немецких разведчиков, маленький отряд из шести человек наткнется на шестнадцать фашистских солдат. Силы несравнимы, но ни старшине, ни пятерым девушкам даже в голову не приходит отступить, Они не выбирают. Всем пяти юным зенитчицам суждено погибнуть в этом лесу. И не всех настигнет героическая смерть. Но в повести все мерится одинаковой мерой. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

На первый взгляд, что может быть общего у ответственной, строгой Риты Осяниной, неуверенной в себе фантазерки Гали Четвертак, метательной Сони Гурвич, молчаливой Лизы Бричкиной и озорной дерзкой красавицы Женьки Комельковой? Но, как ни странно, между ними не возникает даже тени непонимания. Это объясняется в немалой степени тем, что их сблизили исключительные обстоятельства. Недаром потом Федот Евграфыч назовет себя братом девушек, недаром возьмет на себя заботу о сыне погибшей Риты Осяниной. Есть еще в этих шестерых, несмотря на разность возрастов, воспитания, образования, единство отношения к жизни, людям, войне, преданность Родине и готовность отдать за нее жизнь. Им шестерым нужно, во что бы то ни стало держать свои позиции, словно именно за ними «вся Россия сошлась». И они держат.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Васкова Федота Ефграфовича. Под этим персонажем зашифрован одинокий человек. Для него в жизни кроме уставов, положений, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Поэтому всего себя он без остатка отдавал службе Родине. Он жил строго по уставу, как предписано, и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В подчинение ему назначали много взводов, и постоянно он просил у начальства прислать ему других. Взводы состояли из молодых ребят, которые не брезговали спиртным и прогулками с молодыми особами. Все это невероятно раздражало Васкова и постоянно подталкивало на очередную просьбу о замене. Разумеется, такие просьбы раздражали и само начальство.

Начальство и в очередной раз не проигнорировало просьбу Васкова. И правда: присланные зенитчики не употребляли спиртное. Про прогулки с дамами тоже можно было забыть, потому как сами зенитчики - девушки! «Прислали, значит, непьющих…» - так отреагировал старшина на прибытие новичков. Его можно понять, человек привык к юношам, у которых ветер в голове и совершенно не те мысли, даже несмотря на то, что идет война. А тут перед ним предстала толпа юных девиц, которые и оружие-то толком в руках не держали. И вот они, еще необстрелянные молодые красавицы попадают к Васкову в распоряжение. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Без остроумных замечаний и подколок в адрес старшины не обходилось. Все это унижало Васкова. Но сами девушки были решительными и, кроме того, хозяйственными. В жизни коменданта все поменялось. Мог ли он ожидать такого? И мог ли он знать, что эти вот девчата-неумехи станут ему впоследствии почти как родными? Но все это позже, а пока - война, и тут нельзя забывать, что даже эти девушки - солдаты. И у них такой же долг, как и у Васкова. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах, которых он выбрал для поимки двух, как казалось тогда, немецких диверсантов. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Между тем мимо Васкова и юной «дикарки» Лизы Бричкиной пробегает искра симпатии. Васков оказывает ей доверие, зная, что она все время прожила на кордоне в лесу, а потому каждую лесную мелочь знала и примечала все, что к этим мелочам не относилось. Все были удивлены, когда Лиза на вопрос «Ничего странного не заметили?» ответила: «С кустов роса сбита», все были ошеломлены, особенно Васков.

Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце.

Все эти шрамы разожгли страшную ненависть в сердце старшины. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Немцы также понесли потери и заметно ослабли. Однако все равно Васков был против них один. Невредимым осталось командование диверсантов. Преисполненный злостью и желанием отомстить за юных зенитчиц, он врывается в скит (там немцы устроили штаб) и берет в плен всех, кто в нем находился. Возможно, они не знали русского языка, но они наверняка понимали все, что выложил им Васков. Он вселил в них страх перед видом русского солдата, которого они лишили очень дорогих ему людей. Стало ясно, что они теперь бессильны, и им ничего не оставалось, кроме как подчиниться воле Васкова, сумевшего взять над ними верх. И только тогда Васков позволил себе «расслабиться», когда увидел за своей спиной зовущих его девушек, спешивших к нему на помощь. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Смерти некоторых можно было и не допустить, если проанализировать обстоятельства каждой из них. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину, и убедительнее заставив ее, как следует передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной, последней из пяти зенитчиц, стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести присутствует момент, когда Васков, лишенный той самой простреленной руки, вместе с сыном покойной Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. И воспитал он его как своего, испытывая чувство выполненного долга перед погибшей во имя Родины, Маргариты Осяниной.

Сложна история Бричкиной Елизаветы, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей «счастливого завтра». Прожив в окружении леса, она выучила и поняла все, что относится к нему. Лиза была хозяйственной и вполне приспособленной к жизни крепкой девахой. Но в то же время она была очень ранима и сентиментальна. До войны Лиза влюбилась только один раз. Но чувства оказались невзаимными. Лиза переживала, но, будучи сильной духом, она снесла эту боль, понимая своим юным умом, что это не последняя боль и что жизнь подкинет испытание похуже, а в конце непременно наступит то самое «завтра», о котором Лиза грезила всю свою жизнь.

Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ее трудно было назвать душой компании, как, например, Кирьянову, которая до смерти любила сплетни и шутки над Васковым. Лиза не была сплетницей, и поэтому не принимала участие в подобных разговорах. Помимо всего этого ей понравился Васков. И она не могла не возразить Кирьяновой, когда та стала при всех распускать сплетни про коменданта. В ответ она услышала только насмешки. Лиза не выдержала и со слезами поспешила удалиться. И только Рита как командир отделения сделала замечание Кирьяновой и побежала успокаивать Лизу, дав ей при этом понять, что надо быть проще, и не следует верить подобным кляузам.

Когда Осянина заметила двух немецких диверсантов, Васков стал собирать отряд из пяти девушек. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми. Васков согласился. За все время пути Лиза удивляла Васкова, все больше и больше привлекая его внимание. Васков так и говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…». Даже тогда, когда весь отряд шел по болоту, Лиза ни разу не оступилась и, кроме того, помогала остальным, если кто-то оступился, провалился или просто не мог вытянуть ногу из вязкого месива. Прибыв на место, все стали устраивать себе позиции для наблюдения. Лиза себе обустроила место грамотно и удобно. Придя к ней, Васков не удержался от похвалы. Собираясь уходить, он напел ей песню: «Лиза, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета…». Лиза было хотела сказать, как поют эту песню на ее родине, но Васков мягко оборвал ее: «После споем с тобой, Лизавета. Вот, выполним боевой приказ и споем…». Эти слова вселили в сердце юной Лизы надежду. Она поняла, что теперь-то ее чувства взаимны и долгожданное счастье теперь тоже близко.

Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Дав Бричкиной все указания, он напоследок сказал: «Дуй, Лизавета Батьковна!», шутя, конечно.

Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх, как говорит нам автор «животный ужас». И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня», который был ориентиром для Лизы, а значит твердой земли под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий.

Увидев внезапно появившийся пузырь, который вспучился почти рядом с ней, Лиза оступается и попадает в самую трясину. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. Все ее надежды исчезли вместе с ней в мерзостных глубинах болота. Автор пишет: «…Осталась от нее только юбка, которую она привязала к краю своей слеги*, и больше ничего, даже надежды, что помощь придет».

Обратимся к экранизации повести. Вообще фильм отражает как события войны, так и мирное время, причем война снята в черно-белых тонах, мирное же время - в цветных. Одним из таких «цветных» фрагментов является момент в подсознании Васкова, когда он сидел на островке среди непролазной топи и размышлял о бессмысленной кончине Лизы, на которую он возлагал огромные надежды, прежде всего на скорейшее прибытие подмоги. Перед нами картина: на белом фоне появляется Лиза, а где-то за кадром Васков. Он спрашивает ее: нравственный характер девушка война

Как же ты так, Лизавета?..

Торопилась я, Федот Ефграфыч.

Не по своей воле, но Лиза подвела своих товарищей. Однако автор не осуждает ее, напротив - он сочувствует ей.

Просматривая фильм, можно отметить, что образ Лизы в повести слегка не соответствует образу из фильма. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но, в то же время серьезная девушка. Елена Драпеко, сыгравшая роль Бричкиной, несколько не подгадала образ именно «сентиментальной и мечтательной Лизы», остальные же ее качества актриса передала целиком и полностью. Даже сцену гибели Елена Драпеко сыграла без дублера. Было снято пять дублей. Динамитом была взорвана и помечена воронка, в которую должна была погружаться актриса. Сцена снималась в ноябре, в холодной грязи, но те чувства, что испытывала Лиза, когда ее засасывало все глубже в трясину, были переданы полностью, актриса сама подтверждает, что ей во время съемок было по-настоящему страшно.

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации, а политика геноцида предполагала уничтожить, прежде всего, евреев. Нетрудно понять, почему оказалась Соня в зенитном отряде. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык и могла изъясняться. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Кроме того она очень любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам. Васков для ясности дела называл ее переводчицей и старался уберечь от опасности. Перед «форсированием» болота он приказал Бричкиной взять ее вещмешок и сказал ей идти за ним, потом только всем остальным. Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня метнулась на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Не ожидав того, что передним окажется девушка, он сделал два удара ножом, потому как первый из них не попал сразу в сердце. Поэтому Соня успела вскрикнуть. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти, рассуждая о том, как могла бы жить Соня, если бы послушалась его и осталась на месте. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная оторва Женя была невероятно хороша собой. Веселая «хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом. Но желая оказать помощь Красной армии, она смело пошла на обман, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы, она придумывала себе истории про свою мать, веря, что она не сирота, что ее мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя проглатывала в себя боль и старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Проходя через болото, Галя «утопила» свой сапог, не успев дойти до берега. Васков сделал ей «чуню», перевязав еловые ветки вокруг ноги веревками. Однако Галя все равно простудилась. Васков укрыл ее своим картузом и дал выпить спирта, в надежде, что Гале к утру полегчает. После смерти Сони Васков приказывает надеть ее сапоги. Галя тут же запротивилась, начав придумывать очередную историю про несуществующую мать, которая работает врачом и запрещает снимать с мертвого человека обувь. Рита жестоко оборвала ее, сказав всем, что она подкидыш, и матери в помине нет. Женя заступилась за Галю. Во время войны очень важно держаться всем вместе и не ссориться. Необходимо стоять друг за друга и дорожить каждым, потому как одного из них завтра уже может и не быть. Женя так и говорит: «Нам сейчас без злобы надо, а то остервенеем, как немцы…».

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает и Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Этим самым она вызывала страшную зависть со стороны своих «сослуживок». Ее муж погиб в первые дни войны. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за смерть мужа. Попав нам разъезд, Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на тех двух злосчастных диверсантов, принесшим всему отделению столько бед и потерь.

Оставшись втроем с Васковым и Женей, нужно было всеми возможными путями остановить врага, не дать ему добраться до Кировской железной дороги. Помощи ждать было бесполезно, боеприпасы были на исходе. В этот момент и проявляется героизм оставшихся девушек и старшины Васкова. Рита получила ранение и постепенно теряла кровь. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Последние патроны иссякли, однако Женя не потеряла чувства собственного достоинства и умерла с высоко поднятой головой, не сдавшись врагу. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, вы не перебьете весь Советский союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Не весь немецкий отряд был повержен. Рита и Васков прекрасно знали об этом. Рита чувствовала, что теряет много крови и что силы на исходе просит Васкова принять к себе ее сына и приглядеть за мамой. Тогда же она и признается в своих ночных побегах из расположения. Какая теперь разница? Рита ясно понимала, что смерть неизбежна, поэтому и открылась Васкову. Рита могла и выжить, но почему же она решила покончить с собой? Васков остался один. Рита ранена, более того она не могла идти. Васков в одиночку мог совершенно спокойно выбраться и привести подмогу. Но он ни за что не оставил бы раненого бойца. А вместе с Ритой он станет доступной мишенью. Рита не хотела быть обузой для него и решает покончить с собой, стремясь помочь этим своему старшине. Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все», становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».

Подтекст, свойственный авторской манере Б. Васильева, позволяет прочесть между строк, что слово свое Васков сдержал, он усыновил Ритиного сына, который стал капитаном-ракетчиком, что все эти годы Васков помнил о погибших девушках и что самое главное - уважение современных молодых людей к военному прошлому. Неизвестный молодой человек хотел помочь донести мраморную плиту до могилы, но не решился. Испугался задеть чьи-то святые чувства. И пока на земле люди будут испытывать подобное уважение к павшим, не будет войны - вот он, основной смысл новости «А зори здесь тихие...»

Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны! Вот почему ей не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчёркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Васков: «Пока война - понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы со смертью их оженили, а сами - целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы.

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Итак, война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете… Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу… А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...» В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

1

Исследован роман голосов С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Проведен сопоставительный ана-лиз контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой – жительницы города Камышина до событий Великой Отечественной войны и ныне. Выявлено, что в произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины. В поле зрения писателя оказывается душевное состояние человека, пре-терпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Прове-денное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.

воспоминания очевидцев.

контекст

сопоставительный анализ

синтетическая автобиография

1. Алексиевич С. У войны не женское лицо. – М. : Правда, 1988. – 142 с.

2. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1982.– Т.2.

5. Попова З.Д. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии / З.Д. По-пова, И.А. Стернин. – Воронеж, 2002. – С.26.

С каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются от нас, ныне живущих, и, задумываясь о том, что пришлось пережить советским людям, понимаешь: каждый из них - герой. В 1983 году была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она пролежала в издательстве. В чем только представители цензуры не обвиняли журналистку. Роман голосов «У войны не женское лицо» был опубликован в 1985 году. После этого книга не раз переиздавалась у нас и в других странах.

Целью данной работы является исследование произведения Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» в аспекте соответствия трактовки событий Сталинградской битвы с точки зрения других очевидцев. Материалом исследования послужили воспоминания Зои Александровны Троицкой - ветерана Великой Отечественной войны.

Светлана Алексиевич посвятила «роман голосов» подвигам русской женщины. Сам автор определяет жанр произведения как документальная проза. В основу книги легли свыше 200 женских историй. Этим определяется актуальность проблемы, поскольку произведение является свидетельством эпохи, сыгравшей решающую роль в жизни страны. Научная новизна темы обусловлена малой степенью изученности творчества писателя.

Произведение можно назвать синтетической биографией, так как оно представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе.

«Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти», собирая рассказы женщин-фронтовиков: медиков, снайперов, летчиц, стрелков, танкистов. На войне не было такой специальности, которая не давалась бы им. Алексиевич на страницах рассказов берёт интервью у самих участниц войны, поэтому каждый - это история героев. Тех, кто воевал и выжил в этой войне. Светлана слушала, отмечая: «Все у них: и слова, и молчание - для меня текст». Делая записи в блокнотах, Алексиевич решила, что не станет за фронтовичек ничего домысливать, угадывать и дописывать. Пусть они говорят...

Светлана Алексиевич пыталась большую историю уменьшить до одного человека, чтобы что-то понять. Но даже в пространстве одной-единственной человеческой души все становилось не только не яснее, но еще более непонятно, чем в большой истории: «Не может быть одно сердце для ненависти, а второе - для любви. У человека оно одно». А женщины хрупкие, нежные - разве они созданы для войны?

С каждой главой, с каждой историей начинаешь мыслить по-другому. Все что нас окружает - это мелочи. Важно другое: видеть своих детей счастливыми, слышать их смех. Засыпать и просыпаться рядом с любимым человеком и знать, что вот он рядом. Видеть солнце, небо, мирное небо.

В произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины . В поле зрения автора душевное состояние человека, претерпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Доказательством чего является проведенный сопоставительный анализ контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой - жительницы города Камышина.

Зоя Александровна рассказывает, что решила добровольцем идти на фронт: «В военкомате дали гимнастёрку, ремни и пилотки, а обувь была своя. Тут же нас одели, взяли мешки, которые нам собрали родители, и собрались в парке...». Сравним, как рассказывает об отправке на фронт героиня романа голосов Мария Ивановна Морозова: «Пришли в военкомат, нас тут же в одну дверь ввели, а в другую вывели: я такую красивую косу заплела, оттуда уже без нее вышла... Без косы... Постригли по-солдатски... И платье забрали. Не успела маме ни платье, ни косу отдать. Она очень просила, чтобы что-то от меня, что-то мое у нее осталось. Тут же нас одели в гимнастерки, пилотки, дали вещмешки и в товарный состав погрузили, на солому. Но солома свежая, она еще полем пахла» .

«Начали прощаться, подошёл паром, нас всех туда согнали. Родители наши остались на крутом берегу. А мы поплыли на тот берег. Нас переправили на тот берег. И мы по этому левому берегу пешком до самого Красного Яра шли. Это как раз поселок напротив Сталинграда» (по воспоминаниям З.Троицкой).

В книге С. Алексиевич продолжает рассказ героиня Елена Ивановна Бабина: «Из Камышина, где мы приняли присягу, по левому берегу Волги шли пешим маршем до самого Капустина Яра. Там размещался запасной полк» . Сухие детали. Сравнивая воспоминания З. Троицкой с событиями романа голосов, понимаем, что автор, вопреки многочисленным упрёкам критиков, в данном случае смягчает трудности момента перехода: «Наше барахло, мешки наши везли на быках, потому что кони в то время были на фронте. И вот это первое наше испытание, потому что многие были в разной обуви, сапоги не у всех были: у кого ботинки, у кого валенки, галоши. Многие ноги натерли. Кто-то отстал от нас, кто-то на машине вперед уехал. Ну, в общем, добрались - двадцать километров прошли пешком. И вот в Капустном Яре часть к Родимцеву, а часть в 138 дивизию отправили. Людников там командовал Иван Ильич».

Девушки всего за несколько дней были обучены. «В Красном Яру десять дней учили связи. Рима радисткой была, а Валя, я и Зина стали телефонистками-связистками» (по воспоминаниям Троицкой). Алексиевич останавливает выбор на воспоминаниях Марии Ивановны Морозовой,вобравших в себя все детали вхождения в военную жизнь: «Стали учиться. Изучали уставы, ...маскировку на местности, химзащиту. ... С закрытыми глазами научились собирать и разбирать "снайперку", определять скорость ветра, движение цели, расстояние к цели, ячейки копать, ползать по-пластунски» .

Первая встреча со смертью у каждой была своя, но одно их объединяет: страх, который поселяется потом в сердце навсегда, что и твоя жизнь может быть легко оборвана: «Был у меня курьезный случай-первая, так сказать, встреча с немцем. Мы ходили за водой к Волге: там проруб сделали. Бежать довольно далеко за котелками. Была моя очередь. Я побежала, а здесь начался обстрел трассирующими пулями. Страшно, конечно, гул здесь был. До половины добежала, а там воронка от бомбы. Начался обстрел. Я туда прыгнула, а там немец мертвый и я из воронки выскочила. Про воду забыла. Скорее бежать» (по воспоминаниям Троицкой).

Сравним с воспоминаниями рядовой связистки Нины Алексеевны Семеновой: «Прибыли мы к Сталинграду... Там смертные бои шли. Самое смертельное место... Вода и земля были красные... И вот с одного берега Волги нам надо переправиться на другой. ... Хотели в резерве оставить, но я такой рев подняла... В первом бою офицеры сталкивали меня с бруствера, я высовывала голову, чтобы все самой видеть. Какое-то любопытство было, детское любопытство... Наив! Командир кричит: "Рядовая Семенова! Рядовая Семенова, ты с ума сошла! Такую мать... Убьет!". Этого я понять не могла: как это меня может убить, если я только приехала на фронт? Я еще не знала, какая смерть обыкновенная и неразборчивая. Ее не упросишь, не уговоришь. Подвозили на старых полуторках народное ополчение. Стариков и мальчиков. Им выдавали по две гранаты и отправляли в бой без винтовки, винтовку надо было добыть в бою. После боя и перевязывать было некого... Все убитые...» .

Клавдия Григорьевна Крохина, старший сержант, снайпер: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла - ничего, а тут: как это я убила человека?..» .

Превозмогая себя, они приближали Победу, дорога к которой началась от Сталинграда: «В это время готовилась сдача немца, ультиматумы предъявили, и начали наши выставлять знамена, возводили на обломках универмага. Командующий приехал - Чуйков. По дивизии начал ездить. А 2 февраля сделали митинг и плясали, пели, и обнимались, и орали, и стреляли, и целовались, ой, вот и водку пили ребята. Мы, конечно, не очень пили, но дело в том, что все это было кусочек победы. Это уже была надежда на то, что немцы не пойдут, как они намечали, до Урала. У нас вера была в победу, в то, что мы победим» (Троицкая). И это чувство у каждой участницы войны едино: «Одно лишь помню: крикнули - победа! Весь день стоял крик... Победа! Победа! Братцы! Мы победили... И мы были счастливы! Счастливы!!» .

Есть в книге строки автора о том, что ее волновало больше не описание боевых операций, а жизнь человека на войне, любая мелочь быта. Ведь эти необстрелянные девчонки были готовы к подвигу, но не к жизни на войне. Разве они предполагали, что им придется наматывать портянки, носить сапоги на два - три размера больше, ползать по-пластунски, копать окопы...

Женщины в этой книге сильны, мужественны, честны, но им, прежде всего, нужен мир. Как же много пришлось преодолеть, как же сложно с этими воспоминаниями продолжать свой жизненный путь. Мы искренне гордимся всеми, о ком это произведение и о ком книг не написано. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.

Рецензенты:

Брысина Е.В., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой общего и славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета, г.Волгоград;

Алещенко Е.И., д.фил .н., профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета, г.Волгоград

Библиографическая ссылка

Латкина Т.В. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20682 (дата обращения: 06.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

С.Алексиевич - художественно-документальный цикл «У войны не женское лицо…».

«Когда впервые в истории женщины появились в армии?

Уже в IV веке до нашей эры в Афинах и Спарте в гречес­ких войсках воевали женщины. Позже они участвовали в по­ходах Александра Македонского. Русский историк Николай Карамзин писал о наших предках: «Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти: так, при оса­де Константинополя в 626 году греки нашли между убитыми славянами многие женские трупы. Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами».

А в новое время?

Впервые - в Англии в 1560-1650 годы стал и формиро­вать госпитали, в которых служили женщины-солдаты.

Что произошло в XX веке?

Начало века… В Первую мировую войну в Англии жен­щин уже брали в Королевские военно-воздушные силы, был сформирован Королевский вспомогательный корпус и женский легион автотранспорта - в количестве 100 тысяч человек.

В России, Германии, Франции многие женщины тоже ста­ли служить в военных госпиталях и санитарных поездах.

А во время Второй мировой войны мир стал свидетелем женского феномена. Женщины служили во всех родах войск уже во многих странах мира: в английской армии - 225 ты­сяч, в американской - 450-500 тысяч, в германской - 500 тысяч…

В Советской армии воевало около миллиона женщин. Они овладели всеми военными специальностями, в том числе и самыми «мужскими». Даже возникла языковая проблема: у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» до того времени не существовало женского рода, потому что эту работу еще ни­когда не делала женщина. Женские слова родились там, на войне…

Из разговора с историком».

«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое - мать. Но разве не присутствует в их содер­жании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, жен­щина и жизнь - синонимы.

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала ране­ных, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мос­ты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. «Не женская это доля - уби­вать», – скажет одна из героинь этой книги, вместив сюда весь ужас и всю жестокую необходимость случившегося.

Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Со­фья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». То была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем», - так начинается книга С. Алек­сиевич.

В ней она рассказывает о женщинах, прошедших Великую Отечественную войну, служивших радистками, снайперами, поварами, санинструкторами, медсестрами, врачами. У всех у них были разные характеры, судьбы, своя жизненная исто­рия. Объединяло всех, пожалуй, одно: общий порыв к спасе­нию Родины, желание честно выполнить свой долг. Обыкно­венные девушки, порой совсем юные, не задумываясь, шли на фронт. Вот как началась война для медсестры Лилии Ми­хайловны Будко: «Первый день войны… Мы на танцах вече­ром. Нам по шестнадцать лет. Мы ходили компанией, прово­дим вместе одного, потом другого… И вот уже через два дня этих ребят, курсантов танкового училища, которые нас про­вожали с танцев, привозили калеками, в бинтах. Это был ужас… И я сказала маме, что пойду на фронт».

Пройдя шестимесячные, а иногда и трехмесячные курсы, они, вчерашние школьницы, становились медсестрами, ра­дистками, саперами, снайперами. Однако воевать они еще не умели. И о войне у них были зачастую свои, книжные, роман­тические представления. Поэтому трудно им было на фронте, особенно в первые дни и месяцы. «Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню… У него был открытый пере­лом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, оско­лочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически, что де­лать, но когда я… это увидела, мне стало плохо», - вспомина­ет Софья Константиновна Дубнякова, санинструктор, стар­ший сержант.

Очень трудно им было привыкнуть к смерти, к тому, что приходится убивать. Вот отрывок из рассказа Клавдии Гри­горьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера. «Мы за­легли, и я наблюдаю. И вотя вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю».

А вот рассказ девушки-пулеметчицы. «Я была пулеметчи­цей. Я столько убила… После войны боялась долго рожать. Родила, когда успокоилась. Через семь лет…»

Ольга Яковлевна Омельченко была санинструктором стрелковой роты. Поначалу она работала в госпитале, стала регулярно сдавать свою кровь для раненых. Потом познако­милась там с молодым офицером, которому тоже перелили ее кровь. Но он, к сожалению, вскоре погиб. Тогда она пошла на фронт, участвовала в рукопашном бою, видела раненых с вы­колотыми глазами, с вспоротыми животами. Ольга Яковлев­на до сих пор не может забыть эти страшные картины.

Война требовала от девушек не только смелости, умения, сноровки - она требовала жертвенности, готовности к под­вигу. Так, Фекла Федоровна Струй в годы войны была в парти­занах. В одном из боев она обморозила обе ноги - пришлось их ампутировать, она перенесла несколько операций. Потом вернулась к себе на Родину, выучилась ходить на протезах. Чтобы пронести бинты и медикаменты в лес, к раненым, под­польщице Марии Савицкой нужно было пройти через поли­цейские посты. Тогда она натирала своего трехмесячного мла­денца солью - ребенок судорожно плакал, она объясняла это тифом, и ее пропускали. Чудовищна по своей безысходной жестокости картина убийства матерью своего грудного мла­денца. Матери-радистке пришлось утопить своего плачуще­го ребенка, потому что из-за него подвергался смертельной опасности весь отряд.

А что с ними стало после войны? Как отнеслась страна и окружающие люди к своим героиням, вчерашним фронтович­кам? Зачастую окружающие встречали их сплетнями, неспра­ведливыми упреками. «Я до Берлина с армией дошла. Верну­лась в свою деревню с двумя орденами Славы и медалями.

Пожила три дня, а на четвертый мама поднимает меня с по­стели и говорит: «Доченька, я тебе собрала узелок. Уходи… Уходи… У тебя еще две младших сестры растут. Кто их замуж возьмет? Все знают, что ты четыре года была на фронте, с муж­чинами…», - рассказывает одна из героинь Алексиевич.

Тяжелыми стали послевоенные годы: советская система не изменила своего отношения к народу-победителю. «Многие из нас верили… Мы думали, что после войны все изменится… Сталин поверит своему народу. Но еще война не кончилась, а эшелоны уже пошли в Магадан. Эшелоны с победителями… Арестовали тех, кто был в плену, выжил в немецких лагерях, кого увезли немцы на работу - всех, кто видел Европу. Мог рассказать, как там живет народ. Без коммунистов. Какие там дома и какие дороги. О том, что нигде нет колхозов… После Победы все замолчали. Молчали и боялись, как до войны…»

Таким образом, на самой страшной войне женщине при­шлось стать солдатом. И принести в жертву свою молодость и красоту, семью, близких людей. Это была величайшая жертва и величайший подвиг. Подвиг во имя победы, во имя любви, во имя Родины.

Здесь искали:

  • у войны не женское лицо краткое содержание
  • у войны не женское лицо краткое содержание брифли
  • у войны не женское лицо краткое

У войны не женское лицо

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Б. Окуджава.

Да! Горела и кружилась планета. Мы в этой войне потеряли миллионы жизней, о которых помним и молимся. Здесь были все: дети, женщины, старики и мужчины, способные держать оружие, готовые на все, лишь бы защитить свой край, своих близких. Война. Всего-то пять букв: в-о-й-н-а, а как много они говорят. Огонь, горе, муки, смерть. Вот что такое война.

Под ружье было поставлено основное взрослое население великой страны. Это хлеборобы и строители, ученые и культурные деятели. Те, кто мог много сделать для процветания страны, но долг звал. И встал на защиту Отечества и стар и мал.

Плечом к плечу на полях сражений стояли мужчины и женщины, чей долг был хранить очаг, родить и растить детей. Но они вынуждены были убивать. И быть убитыми. Как это мучительно больно! Женщина и война – это противоестественно, но это было так. Они убивали, чтобы спасти детей, матерей, жизнь своим близким.

О войне написано много. Я хочу рассказать о книге, которая потрясла меня. Это повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Мирное название, но какая страшная трагедия открывается нам. Идет рассказ о девочках, еще мало что знавших о жизни, но мужественных и стойких. Они зенитчицы в тылу нашего фронта. Все тихо, мирно. Но вдруг встреча с немцами меняет все, и они идут выслеживать врага и вступают с диверсантами в схватку, не на жизнь, а на смерть. Девушкам пришлось убивать врага, сильного, опасного, опытного, беспощадного.

Их всего пять. Руководит ими старшина Федот Евграфович Васков, которому, по его просьбе, прислали непьющих. Он-то просил мужчин, а прислали девчат. И вот он ими командует. Ему 32 года, но для подчиненных он «пенек замшелый». Немногословен, знает и умеет многое.

А девушки? Какие они? Что собой представляют? Что знают о жизни? Все девчонки разные, со своей непростой судьбой.

Рита Осянина – молодая мать, рано вышедшая замуж за лейтенанта, родившая сына и овдовевшая в первые дни войны. Молчалива. Строга. Никогда не улыбается. Ее задача – отомстить за мужа. Отправив сына к больной матери, которая жила недалеко, идет на фронт. Душа её разрывается между долгом и любовью к маленькому сыночку, к которому она тайком бегает по ночам. Это она, возвращаясь из самоволки, почти наткнулась на немцев.

Полная её противоположность – Евгения Комелькова, хотя ее никто так не зовёт. Для всех она Женька, Женечка, красавица. «Рыжая, высокая, белокожая. А глаза зеленые, круглые, как блюдца». Всю ее семью расстреляли немцы. Ей удалось спрятаться. Очень артистичная, всегда в объективе мужского внимания. Подруги ее любят за смелость, веселость, бесшабашность. Остается озорной, запрятав глубоко в сердце свою невыносимую боль. У нее тоже есть цель – отомстить за смерть мамы, папы, бабушки и маленького братика.

А Галя Четвертак жила в детском доме, все ей там дали: и имя, и фамилию. И мечтала девчушка о прекрасной жизни, о родителях. Фантазировала. Жила в своем нереальном, придуманном мире. Нет, она не лгала, она верила в то, о чем мечтала. И вдруг война, которая открывает ей свое «неженское лицо». Рушится мир. Она испугалась. А кто бы не испугался? Кто обвинит эту хрупкую маленькую девушку в страхе? Я - нет. И Галя надломилась, но не сломалась. Этот ее страх должны оправдать все. Она же девочка. А перед ней враги, убившие ее подругу Соню.

Сонечка Гурвич. Любительница поэзии Александра Блока. Такая же мечтательница. И на фронте не расстается с томиком стихов. Очень переживает за жизнь родителей, оставшихся в оккупации. Они евреи. И не знала Соня, что их уже нет в живых. Беспокоилась за своего друга, такого же мечтателя, сражавшегося на другом фронте. Мечтала о счастье, думала о жизни после войны. А встретилась с безжалостным убийцей, всадивший в девичье сердце нож по самую рукоятку.Фашист пришел на чужую землю убивать. Ему никого не жалко.

А в это время Лиза Бричкина тонет в болоте. Очень уж она торопилась, хотела помощь привести, но оступилась. Что же видела она в своей короткой жизни кроме труда, леса, больной матери? Ничего. Очень хотела учиться, уехать в город, узнать новую жизнь. Но и ее мечты разрушила война. Мне понравилась Лиза своей хозяйственностью, домовитостью, высоким чувством долга и ответственности. А если бы не война? Какой бы стала? Скольких бы деток родила? Но не успела. И хочется о ней сказать словами песни Стрелкова:

Стала я ивою, стала я травушкой,

Клюквой в чужих туесах…

А как хотелось и мне стать журавушкой,

С милым летать в небесах.

Быть ему самой любимою женщиной,

Деток родить золотых…

Только война породнила с Карельщиной –

Нет меня больше в живых.

Очень жаль! Вечная ей память!

Сколько девушек – столько и судеб. Все разные. Но их объединяет одно: девичьи жизни изуродовала, сломала война. Зенитчицы, получив приказ не пропустить врага к железной дороге, ценой собственной жизни его выполнили. Погибли все. Погибли по-геройски. А пошли-то они на разведку, не зная численности врага, почти безоружные. Задачу выполнили. Врага остановили. Какой ценой! Как хотели жить! Как по - разному погибали. О каждой хочется слагать песни.

Женька! Какой зажигательный огонь! Вот она рисуется перед врагом, изображая лесоповальную бригаду. А сама дрожит вся изнутри, но марку держит. Вот уводит немцев от раненной Риты Осяниной. Кричит, ругается, смеется, поет и стреляет во врага. Она знает, что погибнет, но спасает подругу. Вот это героизм, мужество, благородство. Смерть напрасна? Конечно, нет. Но очень-очень жаль Женечку.

А Рита? Лежит раненая, понимая, что не выживет. Стреляет себе в висок. Это слабость? Нет! Тысячу раз нет! О чем она думала перед тем, как поднести пистолет к виску? Конечно, о сыночке, судьбу которого вручила Федоту Евграфовичу Васкову.

Ничего не сказали о старшине, а он ведь герой. Как мог, защищал девчат. Учил спасаться от немецких пуль. Но война есть война. Перевес в численности и умении у врага был. И все же Федот сумел победить извергов один. Вот он русский скромный мужик, воин, защитник. Он отомстил за своих девчат. Как он кричал немцам в момент их пленения! И плакал от горя. Довел старшина пленных до своих. И только потом позволил себе потерять сознание. Долг выполнен. И слово, данное Рите, тоже сдержал. Вырастил ее сына, выучил и привез на могилу матери и девчат. Поставил памятник. И теперь все знают, что в этом тихом месте тоже шла война и гибли люди.

Читая повесть, молодое поколение будет узнавать о страшной войне, которой они не знали. Будут больше ценить мир, который подарили им прадеды и деды.

Сочинение


Пятьдесят семь лет назад нашу страну озарил свет победы, победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она. Долгие годы советский народ шел тропами войны, шел, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашистского гнета.
Каждому русскому человеку дорога эта победа, и, наверное, поэтому тема Великой Отечественной войны не только не утрачивает своей актуальности, но и с каждым годом находит все новые и новые воплощения в русской литературе.В своих книгах писатели-фронтовики доверяют нам все лично пережитое на огневых рубежах, во фронтовых окопах, в партизанских отрядах, в фашистских застенках - все это отражено в их повестях и романах. «Прокляты и убиты», «Обертон» В. Астафьева, «Знак беды» В. Быкова, «Блокада» М. Кураева и многие другие - возвращение в «крошево» войны, в кошмарные и бесчеловечные страницы нашей истории.
Но существует еще одна тема, заслуживающая особого внимания, - тема нелегкой доли женщины на войне. Этой теме посвящены такие повести, как «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Полюби меня, солдатик» В. Быкова. Но особое и неизгладимое впечатление производит роман белорусской писательницы-публицистки С. Алексиевич «У войны - не женское лицо».
В отличие от других писателей С. Алексиевич героями своей книги сделала не выдуманных персонажей, а реальных женщин. Понятность, доступность романа и его необыкновенная внешняя ясность, кажущаяся незатейливость его формы относятся к достоинствам этой замечательной книги. Ее роман лишен сюжета, он построен в форме беседы, в форме воспоминаний. Долгие четыре года писательница шла «обожжеными километрами чужой боли и памяти», записывала сотни рассказов медсестер, летчиц, партизанок, десантниц, которые со слезами на глазах вспоминали ужасные годы.
Одна из глав романа под названием «Не хочу вспоминать...» повествует о тех чувствах, которые живут в сердцах этих женщин по сей день, которые и хотелось бы забыть, но нет возможности. Страх наравне с истинным чувством патриотизма жил в сердцах девушек. Так описывает одна из женщин свой первый выстрел: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла - ничего, а тут: как это я убила человека?»
Потрясают и воспоминания женщин о голоде, когда они были вынуждены убивать своих лошадей, чтобы не умереть. В главе «Это была не я» одна из героинь, медсестра, вспоминает о своей первой встрече с фашистами: «Я перевязала раненых, рядом лежал фашист, я думала, он мертвый... а он раненый, он хотел меня убить. Я как почувствовала, как кто-то меня подтолкнул, и к нему повернулась. Успела выбить ногой автомат. Я его не убила, но и не перевязала, ушла. У него было ранение в живот».
Война - это прежде всего смерть. Читая воспоминания женщин о смерти наших бойцов, чьих-то мужей, сыновей, отцов или братьев, делается страшно: «К смерти нельзя привыкнуть. К гибели... Трое суток мы были с ранеными. Они здоровые, крепкие мужчины. Они не хотели умирать. Они все время просили пить, а пить им нельзя, ранение в живот. Умирали они на наших глазах, один за другим, и мы ничем не могли им помочь».
Все, что мы знаем о женщине, умещается в понятии «милосердие». Есть и другие слова: «сестра», «жена», «подруга» и самое высокое - «мать». Но милосердие в их содержании присутствует как суть, как назначение, как конечный смысл. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, понятия «женщина» и «жизнь» - синонимы. Роман С. Алексиевич - еще одна страница истории, подаренная читателям после долгих лет вынужденного молчания. Это еще одна страшная правда о войне. В заключение хочется привести фразу еще одной героини книги «У войны - не женское лицо»: «Женщина на войне... Это что-то такое, о чем еще нет человеческих слов».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры