Современные цыганки. Как живущие в России цыгане, отличаются друг от друга

Главная / Любовь

На протяжении веков отношение к цыганскому народу было весьма противоречивым, а их образ жизни всегда и у всех вызывал по меньшей мере недоумение и непонимание. В то время как у большинства людей цыгане ассоциируются с ворами и попрошайками, цыганская элита буквально утопает в золоте и богатствах. На сегодняшний день некоторые цыгане продолжают вести кочевой образ жизни, постоянно находясь в дороге, а некоторые выбрали оседлую, стабильную жизнь, что, к слову, совершенно не мешает им неизменно держаться обособленной группой и никоим образом не ассимилироваться с остальным обществом. TravelAsk представляет 20 ярких и красноречивых снимков, которые в полной мере демонстрируют особенности жизни, быта и культуры цыганского народа.

Город Мусорщиков

Цыганский квартал


Когда мусора становится очень много, его убирают.

Цыганские дома


В домах богатых цыган свой стиль.

Резиденция цыганского барона в Молдавии


Местные жители возводят даже копии всемирно известных памятников архитектуры.

Внутренняя отделка домов


Внутреннее убранство дворцов подстать внешнему виду.

Жилище...

А вот такое жилье домом вряд ли можно назвать. Автор фото: Максим Беспалов.

Золотая BMW


Шик цыганских мажоров.

Средство передвижения

А простому цыгану хватает одной лошадиной силы.

Цыганский барон

На золото с цыганских украшений можно было бы кормить сотни простых цыган долгое время.

Цыганский «король» Румынии

Самый влиятельный и уважаемый барон.

«Золотая» молодежь


Жизнь полна роскоши в окружении золота и драгоценностей.

Ромы


Семья цыган разгребает лопатами опилки, которые они используют для отопления дома. Автор фото: Максим Беспалов.

Родители и дети


Мама и дети.

Живем в грязи и без дорог


Добытчик


Шпалы - тоже дрова.

Баронесса

Столько золота не каждая королева может себе позволить. Автор фото: Максим Беспалов.

Типичный представитель цыганской «элиты»

Одежда и украшения должны быть как можно богаче.

Цыганская свадьба


Цыганская свадьба - закрытый обряд. Посторонних на праздник не приглашают.

Цыганская гей-свадьба

Веселье закончилось массовой дракой, из-за пьяного гостя, пожелавшего узнать, что у невесты под юбкой.

Платье невесты


Шикарный наряд из-за большого количества золота весит больше десяти килограмм.

По итогам переписи населения в России живут 204 958 цыган. Этот древний народ принадлежит к восточной ветви цыганского народа, и в то время, когда ее западная ветвь утрачивает языки и обычаи, восточные цыгане стараются их сохранить.
Исход цыган из Индии произошел около тысячи лет назад, когда несколько этнических арийских групп ушли на север.

Специалисты насчитывают три волны цыганских переселений - сначала из Индии в Азию, затем в XIV веке - в Европу, а в конце XIX века - в Америку. Язык всех цыган происходит от санскрита, но каждый этнос имеет свое наречие. Этнографы делят цыган на три большие группы – это домари (цыгане, живущие на Ближнем Востоке), ломари, проживающие в Европе, и романи, населяющие Восточную Европу и Россию.
Цыгановед Николай Бессонов в статье «Цыганские энтогруппы на постсоветском пространстве» (журнал National Geographic) считает, что цыганские этносы в России самобытны, но отличаются языком, обычаями, верой и занятиями.

Русские цыгане

Самый обширный цыганский этнос - это русска рома. Предки этносы вышли из Польши в XVIII веке; рома занимались торговлей лошадьми, музыкой и гаданиями. В XIX веке они были артистами, музыкантами, купцами, а некоторые крестьянствовали; основной верой было православие, а языком стал русско-цыганский диалект.
Правительство России относилось к цыганам благосклонно, им было дано право приписываться к сословиям, а русские аристократы женились на цыганских певицах. После революции исчезли конные рынки, цыганское купечество было уничтожено, но еще больший удар по цыганам нанесла гитлеровская оккупация - фашисты расстреливали цыган целыми таборами.
В современной России 100% русских цыган ведут оседлый образ жизни, у них хорошие дома, часто прекрасное образование, многие занимаются торговлей, сельским хозяйством, становятся музыкантами, артистами.

Украинские цыгане

Сэрвы пришли из Румынии, основное вероисповедание - православие. В России они живут в Ростове, в Самаре и Воронеже. До революции среди сэровов было хороших кузнецов. После революции сэрвы осели в городах и селах, дети пошли учиться; в годы войны их мужчины становились офицерами Красной армии, сражались с фашистами. Сейчас этот народ имеет прекрасное образование; среди них много ученых, бизнесменов и музыкантов. Лингвисты отмечают, что сэрвы утрачивают язык и ассимилируются.
Среди украинских цыган есть народность влахи - выходцы из Валахии. Это православные христиане, тоже славившиеся кузнечным делом, которым они занимаются до сих пор. В России влахи проживают на юге, большинство занято мелкой торговлей и подработками, зато влахи сохранили культуру и быт.
Цыганская народность крымы произошла от молдавских цыган, которые пришли в Крым и под влиянием крымских татар стали мусульманами. В Россию крымы пришли 1930-х годах. Сейчас народ занимается бизнесом, многие живут в Москве, но по-прежнему остаются мусульманами - платят за жену калым и ходят в мечеть. Это очень музыкальный народ, среди низ много хороших атнцоров.

Польские цыгане

Польска рома живут в Смоленской области, по языку и традициям близки русским цыганам. Они не переставали кочевать даже зимой, меняя кибитки на сани и просились переночевать в русские дома по селам. Если им отказывали, то они становились табором в ближайшем лесу, разжигая огромный костер. Очевидцы вспоминали, что женщины этой народности оставались босыми в самый большой мороз. Вплоть до середины XX века этнос занимался лошадьми и гаданьем. сейчас они живут в домах и имеют престижные профессии.

Румынские цыгане

Их называют кэлдэрары или котляры. Православные христиане, они имеют свою «изюминку»: их наряды стали примером для цыганской моды. До революции мужчины делали и паяли котлы, а жёны гадали, сейчас котляры живут перепродажами или сдачей металла. Именно котлярки и влашки гадают на улицах российских городов. Народ живет общинами и блюдет обычаи: хранит язык и фольклор, который мало неизвестен этнографам. По старым обычаям у котляров за девушку дают выкуп.

Венгерские цыгане

Ловари – родственники котляров, в прошлом занимались лошадьми, часто жили за счет женщин-гадалок, при СССР становились артистами эстрады, сейчас освоили бизнес. Среди цыган считаются богатыми, но заносчивых людей. Блюдут традиции, но одеваются в современную одежду.
Мадьяры – эти цыгане всегда занимались музыкой, плели корзины, делали кирпичи из самана. Женщины-мадьярки никогда не гадали. При СССР мадьяры трудились на селе и на предприятиях, но после развала страны многие предпочли уехать. Русские цыгане считают мадьяров не цыганами, что хи весьма обижает.

Карпатские цыгане

Это небольшая народность называется плащуны. До революции жены плащунов были воровками, и сейчаср среди них мало грамотных людей. Несмотря на бедность, плащуны придерживаются традиций и не спешат ассимилироваться.
Кроме этих этносов в России живут отдельные семьи молдавских цыган: кишеневцев, урсаров, чокэнари, лингураров; есть в стране и лотвы - латвийские цыгане.

Цыгане Средней Азии

Этих цыган называют мугат, они мусульмане и переняли от народов Средней Азии одежду и традиции. Если вы видите на улице Москвы женщину с ребенком, просящую подаяние - скорее всего, она мугат, ведь попрошайничество - это традиция, которой мугат добывали себе пропитание веками, кроме этого, мугат занимались предсказаниями и знахарством. В СССР работали в сельском хозяйстве, а после остались без работы; русские цыгане не считают мугат цыганами.

Инструкция

По мнению историков, цыгане много веков назад вышли с территории Индии, после чего оказались разбросаны по всему миру. Сложно найти страну, где не ступала бы нога «рома» - именно так сами цыгане называют своих соплеменников. Уникальность этого народа заключается, в частности, в том, что, сохраняя свои традиции, они не остаются равнодушными и к влиянию других культур.

Среди сегодняшних цыган можно выделить две основные группы - кочевники и те, кто ведет оседлый образ жизни. Кочевая жизнь, когда табор, состоящий иногда из сотен цыган, включая маленьких детей, женщин и стариков, до сих пор встречается как на территории России, так и по всему миру. Зачастую цыгане из более бедных регионов стремятся за рубеж, выбирая большие города, надеясь там заработать. К сожалению, уровень образования среди цыганской молодежи и детей пока остается далеким от нормы. Поэтому большая часть кочующих таборных цыган, как правило, рассчитывают заработать попрошайничеством, гаданием и мошенничеством на улицах мегаполисов.

В ряде европейских городов после соответствующего решения местных властей цыган выселили в отдельные районы. А таборы, которые время от времени появляются в парках и скверах крупных городов, зачастую вызывают яростное неодобрение у местных жителей. Цыган обвиняют в тунеядстве, нежелании вести трудовую деятельность, склонности к различного рода криминалу и т.д.

Кочующие цыгане для остановок выбирают окраины городов, леса. На территории России, по данным официальной статистики, периодически выявляются таборы, разбивающие палаточные лагеря. Для того чтобы создать временное жилище в лесу, цыгане используют самые разнообразные материалы - фанеру, картон, полиэтилен и т.д. К сожалению, в подобных примитивных условиях живут не только таборные цыгане. Например, на окраине Белграда сербские цыгане создали целый город, дома которого созданы из того, что «попало под руку».

Среди цыган на сегодняшний день встречаются как бедные, едва обеспеченные представители (например, выходцы из Средней Азии, промышляющие в России попрошайничеством), так и очень богатые. Представители цыганской диаспоры, которые ведут оседлый образ жизни, как правило, стремятся к роскошному образу жизни. Великолепные каменные и кирпичные дома, уставленные дорогой мебелью, картины в позолоченных рамах, обилие красочных ковров и мраморные лестницы - вот далеко не полный перечень «атрибутов» подобных особняков.

В цыганских домах может жить как одна, так и несколько семей. Среди традиций, присущих этому народу, особое место занимает уважение молодежи к старшему поколению. Мужчины и женщины преклонного возраста пользуются непререкаемым авторитетом у других членов семейства. На свадьбах и других праздниках, сопровождающихся застольем, старейших гостей обязательно усаживают на самые почетные места.

Цыганский народ всегда казался мне недосягаемым. Но я даже не предполагала, что однажды стану вхожа в их семью.


Однажды я встретилась со своей подругой, которая ездила в гости к своим знакомым, и они разместили подругу с мужем у своих друзей-цыган. Так подруга прожила в цыганской семье неделю. Сначала у нее было стандартное мнение, что у цыган шумно, грязно и опасно. Но она поняла, что сильно заблуждалась и об этом во всех подробностях поведала мне.

Мне стало очень интересно познакомиться с этим народом и мне выдалась такая возможность. Я и не думала, что однажды они станут для меня друзьями.

Отношение к посторонним

Большинство цыган изолируются от внешнего мира, минимизируя общение с посторонними. Поэтому когда приходишь к ним домой, они начинают наблюдать за твоим поведением. Как себя ведешь, не повлияешь ли плохо на их детей и жен. Как относишься к ним, не считаешь ли себя выше их. Не брезгуешь ли. Для этого предложат выпить чай, если не выпьешь, значит, не уважаешь. В то же время они отличаются большим гостеприимством и обязательно накормят гостя.

Цыгане привыкли к предвзятому отношению. И поэтому они отзеркаливают это отношение. Но если русский человек хорошо к ним относится, уважая их традиции и не ставя себя выше их, он становится другом их семьи, и цыгане относятся к нему, как к родственнику: никогда не обманут, ничего не украдут и по возможности помогут.

Обед у цыган

Один раз мы даже пригласили цыган к себе в гости. Устроили праздник с танцами и песнями. Приехали к нам 12 человек. Они свободно бродили по нашему дому. И никто ничего не взял, даже дети.

Я и цыганские дети

Дом и быт

У всех цыган идеальная чистота дома. Потому что для женщин считается позором допускать беспорядок. Женщины занимаются детьми и всеми домашними делами.

С детства девочек учат помогать по хозяйству. Девочка-подросток лет одиннадцати уже смотрит за младшими детьми и занимается домашним хозяйством.

Как же удивительно мне было видеть, когда трехлетняя девочка помогала маме убирать со стола посуду и уже знала, что если она покушает, нужно за собой все убрать и отнести на кухню.

В доме у цыган всегда есть большая комната для гостей, так как гостей у них всегда много. В этой большой комнате, как правило, стоит только большой диван и пара кресел. В кухне большой стол, чтобы могло поместиться много людей.

Они такие разные

Новым для меня было то, что цыгане, живущие в разных городах, отличаются друг от друга. Кроме того, что в каждой стране отличается их язык, еще и на территории России есть много разных диалектов цыганского языка. У цыган из разных городов могут разниться даже образ жизни и традиции. За границей в Греции мне встретились кочевые цыгане. Они жили прямо в палатках на берегу моря, кочевали по разным местам и были далеки от цивилизации.

Цыгане, живущие в моем провинциальном городе, уже многие десятки лет назад оставили кочевую жизнь и ведут оседлый образ жизни. А цыгане, живущие в столице, практически уже не отличаются от русских . Если в моем городе цыгане носят длинные юбки и косынку на голове, как часть традиции, то в столице одежда цыган такая же, как у всех других людей.

Мы знакомы с одной очень богатой цыганской семьей. Они живут в большом трехэтажном красивом доме. Образованные и очень культурные, они со всеми уважительно разговаривают, не используют ругательных слов и никогда не воруют и не обманывают.

Мнение редакции

Елена Калита

Редактор журнала

Несправедливо называть одну нацию плохой, а другую хорошей. Неразумно судить по поступкам отдельных людей о всей нации в целом. Но всегда работает правило: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе. Человека любой нации с самой положительной стороны характеризуют такие качества, как искренность, внимательность и способность совершать поступки с учетом потребностей ближнего.

Цыганский язык

Грамматика цыганского языка достаточно сложная в сравнении с другими языками и похожа на грамматику русского языка. Все слова склоняются по падежам, родам и числам, имея во всех случаях разные окончания. Перед существительными ставятся разные артикли, как в английском языке. А глаголы имеют четыре времени. И хотя словарный запас далек от русского языка, грамматика с лихвой перекрывает это, делая язык достаточно сложным.

Современные цыгане забыли очень многие слова, которые знали их предки , и когда не находят подходящего слова на цыганском, используют русское слово, переделывая его на цыганский лад. Так, например, слово “цветок” у цыган теперь “цвитко” и только старое поколение помнит, что на самом деле это “лулуди”.

Цыганские браки

Многие знают, что у цыган распространены ранние браки и это кажется диким и ужасным. Действительно, бывают случаи, когда девушек выдают замуж в 14-15 лет, но это, скорее, дань традициям. Более цивилизованные цыгане не торопят девушку.

Девушка, выданная замуж, становится еще одной дочерью в семье жениха. Родители полностью о ней заботятся, принимают сами все решения, а молодые муж и жена полностью подотчетны родителям, пока не становятся сами взрослыми и не решают жить отдельно.

Первые дети невестки иногда даже называют мамой не невестку, а свекровь, потому что свекровь большую часть времени проводит с детьми, а невестка занимается домашними делами. Старшие сыновья, повзрослев, должны найти себе жилье и жить отдельно от родителей, а младший всегда живет с родителями, заботится о них и становится наследником дома.

Незамужняя девушка цыганка

У цыган есть три варианта создать брак.

Первый – традиционный, по договоренности . Родители жениха, в редких случаях вместе с женихом, приезжают в дом к невесте на смотрины. Девушки, живущие в этом доме, по одной заходят и накрывают стол для гостей. Родители жениха наблюдают. Обращают внимание на чистоту в доме, умение девушки обслужить, а главное, на внешность.

Самыми красивыми считаются светлокожие и светловолосые девушки. Смугленькие ценятся гораздо меньше. Если девушка понравилась родителям жениха, они начинают договариваться с родителями невесты, и иногда мнение девушки не играет никакой роли.

Родители девушки тоже обращают большое внимание на семью парня, чтобы их дочь не попала в плохую семью, а была счастлива. Если обе стороны все устраивает, договариваются о сумме калыма за невесту. За красивую девушку иногда могут потребовать до десяти миллионов. Но чаще всего сумма калыма варьируется в районе одного-двух миллионов. Часть этой суммы родители невесты тратят ей на приданое в виде одежды и золота.

Второй вариант выйти замуж в 21 веке стал наиболее распространенным . Девушки втайне от родителей начинают переписываться и перезваниваться с парнями, а впоследствии сбегают из дома к жениху. Жених приезжает с кем-то из родственников в город девушки, и ночью она убегает к ним, даже не беря с собой никаких вещей. Ведь все необходимое купит семья жениха. Для парней этот вариант гораздо более выгодный, ведь уже не нужно платить такой большой калым, хотя родители все равно могут потребовать его, но уже не в такой большой сумме.

Третий вариант уже практически изжил себя: когда девушку воруют . Мне рассказывали несколько подобных историй. Цыгане узнают, где живет красивая девушка, подкарауливают ее, ловят и сажают в машину. Родня невесты начинает искать свою девочку, те ее прячут у родственников. Через несколько дней, когда пленница смиряется и начинает жить с мужем, ее новая семья выходит на контакт с ее родными, конфликт разрешается, и отношения между семьями налаживаются. Ведь они уже не могут забрать дочь назад, так как она уже считается замужней.

Цыганская свадьба

Цыганская свадьба, пышная, шумная и веселая, проходит два дня. В первый день – сватовство. Родители невесты отдают дочь семье жениха. Во второй день девушка уже в свадебном платье и чем богаче семья, тем более шикарны свадьба и свадебный наряд. Иногда одеяние невесты вместе с золотом, которое родные так любят надевать на невесту в огромном количестве, может стоить несколько сотен тысяч.

На свадьбе все незамужние девушки много танцуют и к ним присматриваются старшие члены семей, которые задумываются о женитьбе собственных сыновей.

Сегодня крайне редки случаи, когда женят совсем юных. Обычно молодоженам 16-18 лет. В одной знакомой семье девушкам уже 18 и 20, а родители еще и не думают отдавать их замуж.

Подружившись с цыганами, я поменяла свое мнение о них. Сейчас у меня есть много друзей среди этой нации, живущих в разных городах. Неизвестное кажется нам пугающим, поэтому многие и относятся предвзято к этим людям. Но сейчас я не позволяю кому-то плохо о них отзываться, а доказываю обратное, рассказывая, какие они на самом деле. Ведь они любят мою семью, как своих родственников, и всегда готовы помочь в трудную минуту.

Как правильно воровать, кто нравится цыганским девушкам, как цыгане борются с наркоманами и почему у современных цыган нет денег? Поговорил с самим цыганским бароном Артуром Михайловичем Черарем. Первое, что сделал барон – передал визитку, которая с трудом вмещала все его титулы:

Цыганский барон всея Молдовы;
Общественно-политический деятель Республики Молдова и стран СНГ;
Всемирный комиссар по цыганским судам Крис-Романи от Euro International Romani Union;
Президент международного благотворительного фонда "Культура, развитие и возрождение нации" имени барона Мирчи Чераря;
Почётный президент коалиции цыганских неправительственных организаций Республики Молдова;
Министр иностранных дел и министр масс-медиа цыганских организаций Молдовы:
И прочая, и прочая.

Артур Черарь – сын знаменитого цыганского барона Мирчи Чераря, который вместе со своим братом Валентином ещё в советские времена сделал состояние на пошиве нижнего белья под маркой "Черарь". Мирча и Валентин Черари были одними из первых, если не первыми миллионерами в СССР. По слухам, у Мирчи даже был личный самолёт, а у его овчарки были золотые зубы. Но слухов вокруг него ходило так много, что ничего нельзя утверждать наверняка.

Шикарные дома на Цыганской горке в Сороках начали вырастать с середины-конца 80-х, как раз в период расцвета кооперативного бизнеса Черарей. В 1998 году барон Мирча Черарь умер, и его наследником стал Артур. Он уверяет, что его кандидатура была утверждена на полноценных выборах, за него отдали свои голоса 98% цыганских избирателей. Королём он пока не стал.

Барону сейчас 55 лет, родился он в 1960 году в Сороках. После школы учился в местном ПТУ и совхоз-техникуме, получал образование товароведа и инженера. Затем, по его собственным словам, учился в МГИМО. Ни одно из учебных заведений он так и не окончил, зато некогда работал в знаменитом цыганском театре "Ромэн". У барона есть сын Артур, его будущий наследник, и две дочери.

Пообщаться с цыганским бароном очень просто. У вас должно быть к нему дело, способное принести деньги. Ну а что вы хотели – это же легендарный цыганский барон!

Приезжаю в Сороки и ищу дом Артура. Первая же цыганка показывает направление, маленький цыганенок настаивает, что без его помощи мы дом не найдем, и требует посадить его в машину. Дом находится через 50 метров по этой же дороге.

Трехэтажный кирпичный дом в центре Сорок. Встречает гостей Артур с супругой. «Хорошая у меня жена, но жаль, что только одна!» – сразу шутит барон. Дом не достроен и, видимо, достроен не будет никогда. Деньги у цыган закончились...

Всё у нас есть, одного только нет.
- Чего же?
- Денег!


Моему роду, роду баронов, больше тысячи лет. Мне один сказал недавно: "Вы знаете, господин барон, у вас есть имя". Всё! Мой отец был признанный барон – считаю, что он был королём, царём, императором! Это же великая Империя была. Со всех концов Советского Союза приезжали к нему: и за деньгами, и за советом, и за тем, чтобы рассудить, и за тем, чтобы попросить помощи. Все приезжали к Мирче Черарю.

С 65-го года он начал... Мне 5 лет тогда было, и я с детства ходил на все сходки, на все разборки. И, честно говоря, я не сожалею о том, что всю свою сознательную жизнь был правой рукой этого человека. Он достоин уважения: красавец был, умница, образование – 5 классов. Прошёл голод в 46-м году.

Дедушка до Берлина дошёл, взял Берлин, вернулся обратно. Старшая сестра отца Алуна вытаскивала воду из колодца, увидела его, крикнула "Папа!", у неё случился разрыв сердца, и до вечера она умерла. Вот тебе трагедия: от радости – разрыв сердца!


Во дворе стоят две "Чайки" и еще какой-то автохлам. Барон мечтательно рассказывает, что "Чайки" он обязательно восстановит, и сразу хвастается, что одна из машин принадлежала Андропову.


Если бы не грёбаные таможни, сохранился бы Союз, мы бы многим утёрли нос. Я не скрою: мы первыми миллионерами были официально, когда открылось кооперативное движение в бывшем Союзе. У нас работала фирма, мы являлись спонсорами всех передач, в том числе передачи "Петало Романо" ("Цыганская Подкова")...

Многие машины в Сороках на российских номерах.


Цыгане в Сороках есть, но большинство уезжает. Строят дома в Подмосковье, в Серпухове, имеют двойные гражданства. Дома здесь оставили, не продают, но некоторые уже хотят продавать. Говорят: "Какая мне перспектива? Я лучше возьму себе там земельный участок где-нибудь в Подмосковье – в Серпухове, в Чехове, в Пушкино. Мне главное место. Я построю там себе гостиницу, и каждый день ко мне будут узбеки, таджики приезжать".

«О! У тебя Брайтлинг!» – Артур за два метра безошибочно определяет марку часов и просит посмотреть. Садимся за стол. Супруга приносит домашнее вино, сало, лук и редис.


В Румынии скользкие цыгане, в том числе и король румынских цыган. Якобы он король... А кто его выбирал? Он приехал сюда первый раз ещё когда, Царствие Небесное, его папа был жив-здоров, 3-4 года тому назад. Когда мой папа был признанным бароном Советского Союза, лучшим другом Леонида Ильича Брежнева, я был единственный цыган в Советском Союзе, первый, который учился в МГИМО московском... А кто он такой? Я смотрю на него и думаю: и ты пришёл меня назначать? Да мне не нужно твоё назначение... Это не то, что от гордости. Просто: кто ты есть такой, что ты сделал для народа и вообще – что ты сделал?

Потом мне сказали: его отец работал с ментами. Он залаживал ментов, ихнее "секуритате" там... И вот на таком поприще они поднялись. Дальше что? Другое дело, когда ты, как мой отец, был спонсором, помогал и бедным, и дуракам. У себя забирал, последнее отдавал – лишь бы было хорошо и было мирно. Может быть, он не был прав. Но он говорил: "Ты тоже прав. На – иди делай, чтобы было хорошо, чтобы был мир. Нас и так мало".

Молдавский способ наливать вино. Крышка не до конца откручивается, и вино льется медленно.


Я вхожу в число людей, которые за то, чтобы мы сохранили свою республику и ни к кому не присоединялись. И мы за восточное партнёрство, за бывший Советский Союз, мы за Таможенный союз. Запад – это же проходимцы. Да, может быть, у них всё красиво, но это не то, что мы прожили, что мы знаем и что мы видели. У них вся жизнь в кредитах, и они хотят, чтобы мы тоже от кредитов зависимы были.

Раньше было так: делай всё что хочешь. Не имел тот, кто не работал. Да и тот имел! Пускай меня Господь простит, и вы извините, но я всегда говорю: милее, добрее, иногда глупее, сильнее и богаче, чем русский народ, нет никого на свете. Не то что вы сегодня пришли ко мне в гости. Я им сказал всем – румыноязычным и всем остальным – что возле жопы русского можно прожить ещё 8000 лет.




Сейчас сделан официальный запрос о моём официальном статусе цыганского короля СНГ и дальнего зарубежья. Здесь пройдёт официальная инаугурация – не где-нибудь в Москве, в Киеве или в Минске, а именно в Молдове. Когда ещё Молдова будет иметь такую честь, чтобы все королевские дворы мира приехали сюда на эту инаугурацию? В том числе и Елизавета, королева Англии.

А что мне Кишинёв? Он вообще ничего не даёт, он забирает у нас. У меня тут люди живут, трудятся, мне нужно создавать рабочие места.



Дом очень бедный, особенно по цыганским меркам. Спят барон с баронессой прямо в гостиной...


Мы, цыгане, тоже крадём. Но не крадём так, как они, по-глупому. Если ты умница, вот ты украл, да? 100 тысяч, 200 тысяч, миллион долларов. Возьми, раскрути его, заработай на нём. И скажи: Господи, прости, пожалуйста, я хочу вернуть то, что я украл, обратно, и плюс ещё сверху... Закинь ему под крыльцо, чтобы он утром открыл дверь и нашёл там... Вот тогда у тебя благословение будет, божье благословение!

Сейчас очень плохое положение у цыган во всём мире. Нас немножко аффектировала эта ситуация финансовая. Пока был Союз и лет 10 после Союза, у нас нормально было. Но сейчас обнищали. И если мы пройдёмся сегодня с вами по Сорокам, то увидите, что на самом деле людей нету дома, они все в разъездах. Кто по России... Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан – везде. Вот именно молдавские цыгане.



Некоторые СМИ пишут, что доход семьи Черарей может составлять 20-40 млн евро в год. Непохоже на правду.

Действительно, наш народ талантлив во всём. Торговля – они умеют, хорошие психологи. Люди-то зарабатывают. Часть цыган занималась этим издревле, они молодцы. А вот часть начала хернёй заниматься.



Я что, для себя всё это делаю? Я ничего с собой в могилу не заберу. Ни этот дом, который я хочу поднять ещё на 10 этажей вверх... Сделать офис, сделать тронный зал... Плюс ещё я хочу открыть Международный институт баронства. Я провёл общее собрание и сказал: "Давайте мы откроем тут не цыганский университет, а международный университетский центр с факультетом цыганологии". И все дали своё согласие. Ко мне приезжали с Сорбонны, с Парижа, и сказали: "Чем нужно будет, мы вам поможем".



Помимо "факультета цыганологии", Артур мечтает открыть в Молдове цыганскую газету и телевидение.

Артур в молодости


Сороки для всех цыган бывшего Советского Союза – это как Мекка для всех мусульман мира, культурно-исторический центр. Некоторым не нравится, что, мол, мы не крутые по воровству. Нет, мы трудяги, мы кузнецы, брат. Мы – самый древний ВПК мира, мы обковали оружием всех королей, царей, фараона – всех-всех. Даже дамасская сталь, булат. Надо говорить "бутлат". "Бут" – это "много", много слоёв лат. "Лат" – и у вас, у русских осталось. Мы же древние арийцы, и у нас санскрит.

На фото отец и дядя


С Украины большинство цыган уехало в Белоруссию и в Россию. У всех же родственники там. Пооставляли дома и "утекли". Что, идти воевать? С кем воевать? Против братьев, против сестёр, против детей? Что мы, изверги? Мы же ещё не забыли, что нам сделали эти... Ты меня спроси, почему мы не очень с румынами. Потому что они хуже, чем немцы были. Они сделали еврейские и цыганские гетто. Холокост. Мы не забыли ещё.

Дом не достроен, денег нет...

На втором этаже тоже все скромно...

Сюда приводят гостей

Главное сокровище барона – коллекция фарфоровых статуэток...


Иногда идёшь к цыгану в дом – у него для мыши нету кусочка хлеба сгрызть. Но золотая цепь есть и золотые зубы. Он себе формирует статус. Но я себе формирую статус из друзей. Хотя я знаю, что 50% из них – враги. Я всегда говорил: "Не хвалите меня, потому что я знаю, сколько во мне весу. Вы, наоборот, меня критикуйте, дабы я стал более совершенным".



Цыганские свадьбы длятся три-четыре дня. Раньше, при Советском Союзе, неделю. Все Сороки – начальник милиции, весь горисполком – все у нас на свадьбе. Ты думаешь, у нас свадьба была? У нас концерт был, а не свадьба, спектакль! Сейчас не меньше, чем 300-400 евриков надо положить на стол. Но что сегодня 300-400 евриков? Зато ты гульнул на тысячу! Музыка очень дорогая у нас. Как девушка выбирает себе жениха? Чем цыган-наркоман, лучше русский. А ещё лучше еврей.


Всем гостям Артур играет на баяне и фортепьяно. Играет и поет отлично! В числе других его талантов – знание нескольких языков. Сам он говорит, что знает 15, включая, например, идиш и фарси.


Я не скрою. У нас были времена, когда варили на дом чернушку, ширялись-пырялись, много пацанов умерло от передоза. Остались матери, жёны, дети, слёзы, понимаешь... Мы навели порядок. Ментов в сторону – и заходили туда. Пиздюлей по полной. Обливали бензином и говорили: "То, что ты пиздюлей получил – получил за то, что так и так. У нас дети растут, у нас внуки растут, правнуки есть, а ты хочешь заработать на слезах – лёгкие деньги, большие. Хорошо, да? Тебе-то хорошо, а людям-то...".

Мы заходили в дома, бомбили всё и говорили: одна спичка – и ты сейчас сгоришь вместе со своими членами семьи и своим домом, а мы скажем, что так и было. И выбирай себе: или ты прекращаешь, уходишь из нашего города и там иди живи среди чужих, а не среди цыган. И оттуда тебя прогонят, потому что хвостик идёт позади тебя, хвост уже есть. А на нём написано, что ты конченый. Всё: ты убийца. В России и на Украине, и в той же Прибалтике – везде преобладает эта ширка-пырка.

На Украине было, что и сами цыгане подсаживались – и дети, и молодёжь. Это люди, полностью потерявшие чувство достоинства. Человечность – всё потеряли. Поэтому мы вынуждены были...


Во дворе разруха...

Мы идем по разбитым дорогам на самый верх Цыганской горки...

За рекой уже Украина, Винницкая область. Людей на другой берег возит паром. Артур мечтательно рассказывает, что хочет построить здесь мост как в Сан-Франциско и сделать его платным, а на вырученные деньги отстроить Сороки.

Люди на улицах его узнают, но какого-то особого трепета перед бароном не испытывают. В какой-то момент ко мне пристает цыганский мальчишка и начинает клянчить вино, еду и деньги. Артур пытается отогнать его от машины, но мальчишка не слушается. Артур нервничает и повышает голос, но мальчишка только смеется и продолжает тянуть руки к сумке.

Вид на Сороки, Цыганскую горку...

Империя начала разрушаться после смерти отца Артура... Последним громким событием, которое потрясло Сороки, были его похороны. Перед тем, как Мирча Черарь был похоронен, его тело 40 дней держали в доме, чтобы с ним успели попрощаться все желающие цыгане мира. Для этого барона пришлось забальзамировать и ежедневно обкладывать постель, где он лежал, тонной льда. Возле дома играл ансамбль "Лэутарий", а посетителям показывали эпизоды из жизни барона.

За это время из Италии привезли гроб за $14 тысяч, а фамильный склеп выложили индийской плиткой и провели туда электричество. Помимо самого гроба, в склеп поставили телевизор, компьютер, принтер, факс, ружьё, бутылку виски и даже набор бритвенных принадлежностей "Жилетт". Ходят слухи, что туда загнали ешё и любимую "Волгу" барона, но Артур Черарь говорит, что это глупости.

Сегодня почти все дома заброшены или не достроены. В Сороках никого не осталось, а о былом богатстве барону напоминают только статьи в советских газетах, которые рассказывали читателям про овчарок с золотыми зубами и личном самолете.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры