Уральские казаки быт нравы и традиции презентация. Презентация на тему "Обряды и традиции казаков."

Главная / Любовь


Меня зовут Марат. Я учусь в 4 «Б» классе СОШ №1 которая расположена в одном из самых старых зданий ст. Полтавской.

В нашем классе проходят занятия кружка «Кубанская радуга». Посещая занятия кружка я узнал, как зарождалось казачество на Кубани, какие были жилища, какими ремёслами занимались казаки, какую одежду они носили, как ревностно любили и защищали свою Родину. Беседы о казачестве настолько увлекли меня, что я решил вместе с руководителем кружка и мамой изучить глубже быт и обычаи казаков .




Общественные здания – атаманское правление, школы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.


Кирпичное здание станичного правления1909 г. ст. Полтавская

Администрация сельского поселения 2008 год ст. Полтавская.


В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки. Стол.


В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды; («горка» или «угольник»). Комод для белья, сундуки.


Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница» - одна или несколько икон, украшенных рушниками, и стола – угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение:

венчальные свечи, «паски», пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.



Очень распространённая деталь казачьей хаты – фотографии на стене. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны



  • Архалук – «спиногрей»- среднее между стёганым татарским халатом и кафтаном.
  • Балахон – валенный из овечьей шерсти плащ с капюшоном.
  • Башлык – головной убор, капюшон.


Казачья форма утвердилась к середине XIX в.; черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.



Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки, а в XIX в. - колпаки, файшонки от немецкого слова «файн»- прекрасный), наколки и токи. Носились они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показывалась без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.



  • Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению, и до совершеннолетия успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, "настольники", рубахи.

Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, мясо, рыба, овощи и фрукты.


Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус.

Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино. На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.









Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.


Работу выполнил

ученик 4 «Б» класса МБОУ СОШ №1

ст. Полтавской Красноармейского района

Ибрахимов Марат.

Руководитель:

учитель начальных классов

Бондаренко Светлана Семёновна

353800 ст. Полтавская

Красноармейский район

Краснодарский край.

Тел. 4 – 13 – 63

ст. Полтавская 2015 год

Характер казакаЛюбой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в
том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции
казачества.
В характере обычного казака, как народности, присутствовало
благодушие, доброта, щедрость, гостеприимство.
Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к
врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и
его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но,
неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и
недоступен. Это можно объяснить характером его жизни и
службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском,
постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и
здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от
упоминания или воспоминания элементов его службы и
опасностей судьбы.

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа

Не убей
Не укради
Не прелюбодействуй
Трудись по совести
Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков
Заботься о детях своих и родителях
Дорожи девичьим целомудрием и женской честью
Помогай бедным, не обижай сирот и вдов
Не обижай сирот и вдов
Защищай от врагов свое Отечество

Обращение среди казаков

У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и
отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж
обращался к своей супруге таким же образом. Свёкор и свекровь,
тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.
Для казачки, явиться на людях с непокрытой головой,
считалось грехом и позором. Грехом и позором считалось
появление на людях в мужской одежде, или с короткими
волосами.
К незнакомой женщине обращение казаков зависело от её
возраста. Старшую, по возрасту, женщину казак обязан был
называть мамашей, ровесницу – сестрой, младшую по возрасту –
дочкой или внучкой. К жене - индивидуально, каждый, согласно
усвоенному порядку с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана», к
пожилым годам - нередко «мать», а то и по имени-отчеству.

Приветствовали казаки друг
Во время исполнения гимна
друга, при встрече,
Войска донского или
приподнятием головного
гимна России, казаки
убора и рукопожатием.
были обязаны снимать
Когда казак подходил к группе
головные уборы, что
других казаков, принято было
требовалось уставом.
снимать шапку, кланяться и
справляться про здоровье:
«Здорово, казаки!», «Здорово
бывали, казаки!» или
«Здоровенько буллы, казаки!».
На что получал ответ:«Слава
Богу!». В строю, на смотрах,
парадах казаки отвечали,
согласно воинского устава:
«Здравия желаю,
господин...!».

Отношения в казачьей среде

Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело.
Подать оброненное постороннему, помочь поднять,
уступить место для сидения. В застолье, казак всегда,
прежде чем съесть самому, обязан был предложить это
близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в
походе, казак должен был предложить это напарнику.
Отказать в подаянии нищему считалось большим
грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем
всю жизнь просить». Жадные люди были достойны
презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой.
Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал
свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал,
что не стоит брать у этого человека – это не к добру.
Большим грехом считался обман, причём не только
делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего
обещания или данного слова, терял доверие окружающих.
В казачьих старообрядческих семьях существовал
запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали
ограничения. Выпивать можно было только вино

Проводы казака на службу

После достижения призывного
возраста, призывник, в
течение целого года,
проходил военное обучение
при станице. Военная
подготовка проходила под
руководством казачьего
управления станицы, после
чего он приводился к
присяге.
Процедура присяги начиналась
в церкви на богослужении.
После этого, призывники
выстраивались на площади,
напротив алтаря, со
знаменем. Разрешение на
прохождение присяги давал
священник, после
исполнения молитвы.

Текст присяги, перед строем
призывников, зачитывал казак,
назначенный для этого атаманом.
Призывники повторяют
зачитанное вслух. После приема
присяги, будущие казаки
подходят к аналою или столу, с
лежащими на нем Евангелием и
Крестом.
После целования Креста и
Евангелия, они преклоняют
колена перед знаменем и целуют
его край. После подписи в книге
приема присяги, они становятся
в строй. Священник окропляет
священной водой призывников и
даёт им напутствие.

Отношение к женщине

В казачьем обществе женщина
ассоциировалась с матерью, женой
или сестрой. По чести женщины, по
её поведению измерялось
достоинство мужа, брата или отца.
Эталоном взаимоотношений мужа и
жены являлось священное писание, а
в священном писании написано
следующее: «Не муж для жены, а
жена для мужа», «Да убоится жена
мужа». При всём при этом строго
придерживались правила, что жена
не вмешивается в мужские дела, а
мужа не должны интересовать дела
женские.

Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе. Для
изложения её проблем на круге, можно было привлечь отца, брата, сына,
крестного, а если у неё не осталось или не было никого, её интересы мог
представлять атаман.
Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что
права участия в круге ей были просто не нужны. Если женщина о чем-то
просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило,
женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в
походе, на кордоне. Пребывание её мужчины в доме было, как правило,
кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы.
В воспитании подрастающего поколения, женщине помогали не только
её родители или родители мужа, в этом деле ей помогало все население
хутора или станицы.
Если подрастающее поколение совершало какой-либо проступок, совсем
посторонний человек имел право не только сделать замечание, но и
наказать нарушителя физическим образом. После этого сообщить
родителям, которые могли еще и добавить. Еще одним полезным правилом
общежития Донских казаков был запрет на выяснение отношений, в
присутствии детей.

Казаки и родители, отношение к старшим

По настоящему непререкаемым
у казаков было отношение к
своим родителям. Родители были
настолько почитаемыми, что без
их благословения нельзя было
начинать никакую работу. Без их
благословения не принимались
решения по наиболее важным
вопросам.
Не почитать отца или мать
считалось великим грехом. Без их
согласия, без согласия родни в
целом, невозможно было решить
вопросы создания новой семьи.
Разводы у казаков были
редчайшим явлением.

Обращение к родителям
предусматривало только «Вы» - «Вы,
мама», «Вы, тату». На «вы» обращались
ко всем старшим.
При появлении старика, все
присутствовавшие вставали, казаки,
которые были в форме, прикладывали
руку к головному убору, а те, которые
были без формы, должны были встать,
снять головной убор и поклониться.
При старшем по возрасту, не
разрешалось сидеть, курить или
разговаривать (без его на то
разрешения). В присутствии старшего
не разрешалось непристойно ругаться.
Нельзя было прекословить старшему.
Молодежь должна была показывать
свою выдержку в любом случае. Слова
старшего являлись обязательными для
младшего по возрасту казака.

Гостеприимство казаков

Гость считался божьим посланцем.
Гостю за столом отводилось самое почётное место.
Гостя могли посадить даже на место старика, даже,
если он был значительно моложе. Гость мог трое
суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия
и откуда он родом. Задавать такие вопросы
считалось неприличным.
Ещё одним характерным признаком
гостеприимства является то, что в среде казаков
считалось непринятым брать в дорогу еду для себя
и для коня. На любом хуторе, в любой станице его
были обязаны накормить, даже если там не было
его родственников или сослуживцев.

Обряды и праздники

Сватовство

На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал
шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала
папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крёстным
свататься.
Гости говорили: - Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то
мой шапку потерял, Вы часом, не находили? - Находили,
находили… - отвечает отец невесты, - вон на шубницу повесили,
нехай возьмёт и больше не теряет. Это означало, что сватовство
не состоялось – родители невесты против, на это сват мог
возразить, мол, вещь не наша, мы свою искать станем. И это
означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених
будет пытаться её украсть. Несколько испугавшись такого
поворота событий, отец девушки кричал: - Эй, Марьяна! Ну-ка,
подай папаху, чья это она у нас!
Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз, это
означало, что она за парня идти согласна. Если папаха ложилась
на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о
женитьбе с девушкой не согласован.

Свадьба

Молодые, выходя из церкви, проходят
под тремя «воротами».
Выйдя из дверей собора или
церкви, были ворота из двух обнаженных
клинков. Называлось это «пройти под
шашками».
Пройти под вторыми воротами: два
казака держали над головами
новобрачных снятые фуражки или
папахи. Так это и называется - пройти
под фуражками, что означало наделение
семьи и всего потомства юридической
защитой, всею полнотой законных прав,
которыми охранялась семья.
Третьи ворота образуются от
вскинутого аркой рушника, символа
семейных обычаев. После, над их
головами, обрушивался дождь зерна,
мелких монеток и конфет в бумажках.

Обряды, связанные с рождением ребенка

Казак рождался воином, и с
появлением на свет младенца
начиналась его военная школа.
Новорождённому все родные и
друзья отца приносили в дар ружьё,
патроны, порох, пули, лук и стрелы.
Эти подарки развешивались на стене,
где лежала родительница с младенцем.
По истечению сорока дней ребенка
носили в церковь для «получения
молитвы». По возвращению из церкви
домой, отец надевал на ребенка
портупею от шашки, сажал на коня и
потом возвращал сына матери,
поздравлял её с казаком.

Проводы казаков и встреча их со службы

По обычаю все уходившие на
службу казаки собирались в
церкви на молебен. Уходя на
войну, обязательно брали горсть
земли у церкви или на кладбище с
могилы отца, матери, либо в саду у
самого дома. Землю зашивали в
мешочек, привешивали к кресту на
грудь. Если казаку суждено было
быть убитым, родная земля первой
ложилась ему на грудь.
Вместе с походным атаманом и
Войском слушали обедню, молили
Николая Угодника о
покровительстве и помощи.

Праздники

Рождество
Масленица
Пасха
Иван купало

Мы являемся прямыми потомками
культурного наследия наших предков. От
нас зависит сохранение этого огромного
материала.
Поэтому мы должны не только бережно
хранить эти традиции, но использовать
их в своих семейных традициях: петь
дедовские песни, плясать народные танцы,
хорошо знать свою историю, праздники и
обряды, гордиться своими казачьими
корнями.

Слайд 1

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Слайд 2

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Неписанные казачьи домашние законы: 1. Уважительное отношение к старшим. 2. Безмерное почитание гостя. 3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Слайд 3

Казак и родители
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».

Слайд 4

Отношение к старшим
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Слайд 5

Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю.

Слайд 6

Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня.
Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены. Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.

Слайд 7

Отношение к женщине
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа.

Слайд 8

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.

Слайд 9

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

Слайд 10

Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.
Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

Слайд 11

Казак в быту
Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.
Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую.

Слайд 12

Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Слайд 13

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Татьяна Бережная
Презентация «Жизнь и обычаи кубанских казаков»

(Слайд 1) Текст к презентации на тему «Жизнь и обычаи кубанских казаков » .

(Слайд 2) Мы живем в благодатном и красивом крае. (Слайд 3) Наша Кубань богата традициями , обычаями , обрядами и промыслами (Слайд 4) которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение. (Слайд 5) Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки . А начиналось все с Указа царицы Екатерины 2 . (Слайд 6) Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. (Слайд 7) И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи-казаки-запорожцы . Так появились наши предки-казаки на Кубани .

(Слайд 8) Казаки начали обживать кубанские земли . Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

(Слайд 9) Обживая земли, казаки строили себе дома (жилье) их называли : мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман-это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

(Слайд10) Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. (Слайд 11) Хату огораживали вот таким плетнем. (Слайд12) Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно. (Слайд13) Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником. (Слайд 14) Рушники были украшением кубанского жилища . Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески.

(Слайд15) На голове казака кубанка-головной убор , на нем одет бешмет-рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка, на ней навешаны газыри раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень – украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги.

(Слайд 16) Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки- на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

(Слайд 17) В доме обычно было две комнаты : великая и малая хата. В каждом доме в малой хате находилась печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится : «Печь-царица в доме» . Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла. (Слайд18) Вдоль стен стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. (Слайд19) Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака . Стол- то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом. (Слайд20) Стол немыслим без хлеба- как пищи, как символа благополучия. Издавна так повелось, что главный запах Кубани-душистый кубанский хлеб . Кубанцы встречают гостей хлебом-солью. Хлеб-соль- символы гостеприимства и радушия. Соль, мо мнению предков, защищает от злых духов. Если человек угостится хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

(Слайд 21) В каждом доме была «горка» , где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. (Слайд 22) Глечик-сосуд для хранения молока, в нем молоко долго не скисает. (Слайд 23) Макитра- крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье. (Слайд 24) Миска- посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина- казак , отец семейства.

(Слайд25) В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель : шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома – были фотографии на стене.

(Слайд 26) Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. Люди занимались гончарным делом. (Слайд 27) Занимались кузнечным делом- каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли, плуги, лопаты, вилы и т. д. (Слайд 28) Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки. (Слайд 29-30) Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, легкие, вместительные. Побольше – для взрослых, поменьше- для детей. (Слайд 31) Основным промыслом казаков было животноводство . (Слайд 32) Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

Обычаи и традиции казаков

(Слайд 33) Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. (Слайд 34) На Кубани чтили и отмечали календарные праздники : Рождество Христово, Новый год, Масленицу, Пасху.

(Слайд 35-36) Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков . В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения) . Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим и требовалось его выполнять. (Слайд37) При встрече молодой парубок (парень, казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже незнакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына. (Слайд 38-39) Казак голоден , а конь сыт. Без коня казак кругом сирота . Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена . Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберег мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шел боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

(Слайд 40) Очень уважали гостей. Гость считался посланником Божьим. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал свое место, хотя гость был моложе его. (Слайд 41) У казаков считалось за правило : куда бы он не ехал, он никогда не брал с собой еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня. (Слайд 42) Казак рождался воином , и с появлением на свет начиналась его военная школа. Ребенку дарили подарки : патроны, пули, лук, стрелы, ружье. (Слайд 43) Когда ребенку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя ее с казаком . Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи. (Слайд 44) А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого . (Слайд 45) Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству : шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду.

Слайд 2

«Любите Кубань, изучайте ее прошлое, созидайте будущее!» -

А.Н.Ткачев. Губернатор Краснодарского края

Слайд 3

Карта Казакии

Слайд 4

Слайд 5

Русы – «каста» управленцев и воинов. Это Казачество, поэтому вся элита Русов - это Казаки. Причем этому понятию более десяти тысяч лет! Причем воинское ремесло они считали главным. Арабы описывают их как суровых, яростных и умелых бойцов. Будучи крайне воинственны, Русы приучали своих детей к мечу буквально с первых дней жизни. В люльку только что родившегося ребенка отец клал меч и говорил: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом» (Ибн-Русте). Ал-Марвази писал о Русах: «Храбрость их и мужество хорошо известны так, что один из них равноценен многим из других народов».

Слайд 6

Панцерник (Рыцарь)Картина Юзефа Брандта из серии «Запорожцы и жизнь Сечи»

Слайд 7

Стрельба из лукаКартина Юзефа Брандта

Слайд 8

По штандартам Схватка со шведами

Слайд 9

Слайд 10

Атака Богородица

Слайд 11

На турецком фронте

Слайд 12

Турецкие знамена захваченные в Эрзеруме на Кавказском фронте

Слайд 13

Схватка за флаг На коне

Слайд 14

Казаку и поход не в тягость и хлеборобить не маята, а радость

Слайд 15

В феврале 1792г в С-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковым судьей Антоном Головатым с просьбой о решении переселиться на земли Кубани. 30 июня 1792 г. Екатерина II подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «В вечное владение» правобережье р. Кубань. В обязанности войску вменялось «бдение и стража пограничья».

Слайд 16

Благодарим императрицу, молимся богу, що вона нам показала на Тамань дорогу.

Слайд 17

Памятник первым запорожцам, высадившимся у Тамани под командованием полковника Саввы Белого 25 августа 1792 года. Сооружен в 1911 году благодарными их потомками, кубанскими казаками Таманского станичного общества (Тамань) Памятник Кубанским казакам, установленный весной 2005 года перед зданием администрации края (Краснодар, ул. Красная)

Слайд 18

(Войсковой собор во имя Воскресения Господня). Освящен в 1802 г. Разобран в 1876-1879 гг. из-за ветхости. С гравюры первой половины XIX в. Кубанский историк И.Д. Попко (1858): «Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано «вольно ребята»: они стоят и лицом, и спиной, и боком на улицу. Большая их часть прячется в глубь двора, сколько можно догадываться, по сознанию своей некрасивой и бедной наружности. В хатах и дворах соблюдается чистота; на улицы выбрасывается сор, где и лежит он, пока поглотят его лужи».

Слайд 19

Слайд 20

Войско запорожских казаков, которое действовало на пограничной территории за днепровскими порогами, можно действительно назвать отрядом специального назначения, а запорожского воина - современным термином «спецназовец». Жизнь в условиях дикой степи и плавневых дебрей Великого Луга (так раньше называли плавни в нижнем течении Днепра) выработала в казаках особые умения и приемы проведения разведывательных операций, наступательных и оборонительных боев, сделала из них настоящих закаленных следопытов, чей опыт выживания в экстремальных природных условиях (добыча и приготовление еды, защита от непогоды, диких зверей) весьма ценен для нас и сегодня

Слайд 21

ОДЕЖДА КАЗАКОВ

Слайд 22

Слайд 23

Кубанские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит - там порядок, а слева черт крутит - вот казак и выходит!

Слайд 24

Отец в семье кубанских казаков

Слайд 25

На снимке 1915 года (от 19 сентября) казаки станицы Старомышастовской (слева по порядку): приказный Назарий Захарович Орда, казаки – Матвей Романович Коваленко и Григорий Гордеевич Чаплюнь. Они служили в 1-ю Мiровую войну в особой 17-й казачьей

Слайд 26

Кубанская семья

Слайд 27

Кубанская семья

Слайд 28

Слайд 29

Проводы казака на службу

Слайд 30

Разговор у колодца

Слайд 31

Казачья свадьба

Слайд 32

Казачья свадьба

  • Слайд 33

    Молодожёны

    Слайд 34

    Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

    Слайд 35

    Современная общественно-историческая ситуация сделала возможным возрождение и популяризацию в стране самобытно сложившихся видов спорта и средств подготовки казаков. Поэтому ответственной задачей представляется создание современной системы физкультурно-спортивной работы с казачьим населением. Джигитовка выступает здесь как необходимое звено целостной системы физического воспитания кубанского казачества.

    Слайд 36

    Первые школы в станицах Кубанского казацкого войска появились в первой трети 19 века. До этого центрами грамотности были церковные приходы, где обучение проводили местные священники. В школьных программах значились следующие предметы: закон Божий, чистописание, грамматика, арифметика и русская история. Школы открывались во многих станицах, но по количеству учащихся они были небольшие, в них обучались далеко не все станичные дети.

    Слайд 37

    Перед штурмом русскими войсками Парижа в марте 1814 года вся французская столица была оклеена по приказу императора пестрыми лубочными картинками с изображением казаков. На карикатурных лубках они были показаны не просто валявшимися меж грязных луж или поджигавшими дома, но и имевшими при этом демонический вид. С лубков на парижан смотрели уродливые чумазые создания с ожерельями из человеческих ушей и голов -сущие черти. Нужно ли удивляться тому, что вступавших в Париж казаков встречали толпы любопытствовавших горожан. К их крайнему изумлению вместо чудовищ они увидели привлекательных статных наездников с безукоризненной выправкой. По свидетельству знаменитого писателя Виктора Гюго, казаки были смирны и вежливы, не смели ни до чего дотрагиваться в Париже. Смехотворное "открытие" Наполеона было разоблачено принародно. Однако после поражения наполеоновских войск в России в рассуждениях императора о казаках стали доминировать ноты раздражения и злобы на своих обидчиков. Появились некоторые уничижительные сравнения, призванные выказать это недовольство. «Дайте мне полк одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Наполеон Бонапарт.

    Слайд 38

    Конный казак на парижской улицеАкварель Г.-Э Опица 1814 год Казаки на рынкеАкварель Г.-Э Опица 1814 год «Дайте мне полк одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Наполеон Бонапарт.

    Слайд 39

    Казаки у статуи Аполлона в музееАкварель Г.-Э Опица 1814 год БунчужныйКартина Юзефа Брандта

    Слайд 40

    Казаки в Бельгии

    Слайд 41

    Казаки в разъезде

    Слайд 42

    Фотографии из цикла"На фронтах Великой Войны» Строй Казаки на Дворцовой площади

    Слайд 43

    12 летний казак 2го Кубанского полка Кубанского казачьего войска С. И. Кравченко за спасение станкового пулемета в марте 1915 года был награжден Георгиевским крестом IV степени. Рисунок тушью художника К. Месиека, 1916 год.

    Слайд 44

    Командир 1-ого Кубанского пластунского батальона полковник Константин Александрович Жеглинский.Родился 1852г. апреля 3Из дворян Симбирской губернии.Образование:Общее - Московская военная прогимназия, окончил курс.Военное - Тифлисское пехотное юнкерское училище, окончил курс по 2-ому разряду.Чины:Нижним чином с 1869г. июня 21Хорунжим с 27мая 1874г.Со старшинством 15 февраля 1874г.Сотником 6мая 1882г.Подъесаулом с 6мая 1890г.Есаулом с 3июня 1893г.Войсковой старшина с 26февраля 1901г.Полковник с 11января 1905г.Со старшинством с 5октября 1904г.Участвовал компании 1877 - 1878г.Был в сражениях, ранен и контужен не был. Травм и повреждений не получил. Награды:1877г - орден Св.Анны 4-ой степени с медалью "За храбрость", Св.Станислава 3-ей степени с мечами и бантом.1905г. - чин полковника.

  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры